Стоматологическое обследование на профилактическом приеме. Обследование органов полости рта

При осмотре ротовой полости оценивают состояние зубов (количество, отсутствующие зубы, зубные протезы, кариозные зубы), десен (окраска, налеты, изъязвления - афты, кровоточивость), небных миндалин (форма, окраска, наличие налетов), языка.

При осмотре языка обращают внимание на его окраску, наличие налетов, выраженность сосочкового рисунка. У здорового человека язык имеет розовую окраску, на нем отсутствуют какие-либо налеты, он достаточно влажный.

Сухость языка с наличием трещин и темно-коричневого налета наблюдается при воспалении брюшины (перитонит), почечной недостаточности, тяжелых интоксикациях, обезвоживании.

Обложенность языка , главным образом его корня, белым, иногда серовато-белым, коричневатым налетом наблюдается при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, лихорадочных состояниях, некоторых инфекционных заболеваниях, запорах.

Малиновый (цвета «кардинальской мантии») язык наблюдается при заболеваниях печени.

«Лакированный» язык с ярко-красной блестящей поверхностью, обусловленный атрофией сосочков, может быть у больных раком желудка, хроническим колитом, пеллагрой, при пернициозной (В 12 -дефицитной) анемии Аддисона-Бирмера.

«Географический» язык (десквамативный глоссит) характеризуется чередованием очагов десквамации эпителия с очагами локального утолщения. Наблюдается у больных экссудативным диатезом, авитаминозом группы В.

Исследование запахов тела больного

При исследовании больного может выявляться запах ацетона, мочи, сладковатый характерный запах печени, тухлых яиц, гнилостный зловонный запах, кисловатый запах, исходящий от его тела.

Сладковатый запах ацетона (запах гнилых яблок ) имеют больные сахарным диабетом, находящиеся в прекоматозном и коматозном состоянии.

Запах мочи (уринозный запах ) наблюдается у больных с терминальной почечной недостаточностью, уремической комой.

Сладковатый запах своеобразного специфического оттенка присущ больным с заболеваниями печени, находящимся в коматозном состоянии.

Запах сероводорода (запах тухлых яиц ) обычно наблюдается у больных с сужением (стенозом) привратника, при отрыжке.

Неприятный запах изо рта (foetur ex ore ) встречается при наличии кариозных (разлагающихся) зубов, разложении налета на языке, гнойных заболеваниях миндалин, некоторых заболеваниях желудка (рак желудка с распадом, флегмонозный гастрит), раке пищевода, дивертикулах пищевода.

Зловонный (сладковато-гнилостный ) запах наблюдается у больных гангреной легких, что позволяет поставить диагноз при входе в палату. Такой же запах имеется у больных, страдающих зловонным насморком (озеной).

Кисловатый запах пота имеют больные при заболеваниях, сопровождающихся повышенным потоотделением, а также некоторые больные туберкулезом.


Осмотр глаз и век

При исследовании глаз осматривают веки, глазничные щели, глазные яблоки, конъюнктивы, роговичную оболочку, зрачки.

Отечность век наблюдается при заболеваниях почек, сердца, микседеме, при приступах кашля. Отеки век могут появляться у женщин во время менструаций, одутловатость - в результате бессонных ночей, при трихинеллезе, алиментарной дистрофии.

Опущение одного века (птоз) нередко наблюдается в результате кровоизлияния в мозг, при сифилисе мозга.

Появление темной окраски век характерно для недостаточности функции надпочечников, повышенной функции щитовидной железы.

Синева под глазами (периорбитальный цианоз) – симптом усталости, может быть при венозном застое, снижении венозного тонуса, повышении внутричерепного давления.

Пучеглазие (экзофтальм) наблюдается при заболе­ваниях щитовидной железы (тиреотоксикозе), неко­торых опухолях головного мозга, сильной степени близорукости.

Западение глазных яблок (энофтальм) наблюдается при микседеме, значительной потере организмом больного больших количеств жидкости, воспалении брюшины, а также при агональных состояниях.

Одностороннее западение глаза с одновременным сужением глазной щели зрачка и опущением верхнего века (синдром Горнера) может наблюдаться вследствие сдавления симпатического нерва, шейной его части, опухолью средостения, аневризмой аорты.

Широкая глазная щель с редким миганием (симптом Штельвага) наблюдается при тиреотоксикозе (Базедова болезнь).

При исследовании зрачков обращают внимание на их форму, равномерность, реакцию на свет, акко­модацию.

Сужение зрачка (миоз ) наблюдается при почечной недостаточности (уремии), опухолях и воспалительных процессах головного мозга, при отравлении препаратами морфина и интоксикациях (никотиновая), у больных глаукомой (страдающих повышенным внутриглазным давлением), закапывающих регулярно пилокарпин, при спинной сухотке (чаще неравномерное).

Расширение зрачков (мидриаз ) имеет место при агональных, коматозных состояниях (кроме уремического), кровоизлиянии в мозг, отравлении атропином и его производными, реже - при очень сильных болях, при глистных инвазиях.

Неравномерное расширение зрачков (анизокория ) - при поражениях нервной системы, мигрени.

Пульсация зрачка – ритмическое сужение и расширение зрачка, синхронно совпадающее с сердечными сокращениями, наблюдается при недостаточности клапанов аорты.

Реакция зрачков на свет выявляется следующим образом: один глаз больного прикрывают рукой. После отнятия руки при попадании лучей света в глаз происходит сужение зрачка. Это свидетельствует о том, что реакция зрачка на свет сохранена.

Изменение реакции зрачка на свет наблюдается при отравлении препаратами морфина, отравлениях хлороформом, атропином, различных коматозных состояниях, заболеваниях головного мозга. В этих случаях реакция зрачков на свет исчезает.

Желтоватые кольца вокруг роговицы появляются при нарушении липидного обмена, атеросклерозе, сахарном диабете.

Наличие зеленовато-бурого кольца Кайзера-Флейшера по периферии роговицы характерно для болезни Коновалова-Вильсона – наследственное заболевание, характеризующееся снижением синтеза в печени церулоплазмина (транспортного белка меди) и отложением ее в тканях.

Осмотр головы и шеи

Осмотр головы позволяет выявить изменения ее дви­жения, формы и размеры.

Синхронное с ритмом сердца покачивание головы вперед и назад – симптом Мюссе . Этот симптом наблюдается при недостаточности клапанов аорты. Появление его обусловлено гемодинамическими особенностями этого порока.

Непроизвольные движения головы в форме "трясения "- при болезни Паркинсона и в старости, а также при хорее.

Ненормально большие размеры головы наблюдается при водянке мозга (гидроцефалия).Ненормально малые размеры головы (микроцефалия) наблюдаются при врожденных нарушениях развития, обычно, сочетающихся с умственной отсталостью (олигофренией).

Квадратная форма головы с уплощенной верхней частью и выдающимися лобными буграми наблюдается у больных, перенесших в раннем детстве рахит или страдаю­щих врожденным сифилисом.

Так называемый «башенный» череп , узкий и высокий - обычно сочетается с врожденной гемолитической желтухой. Наблюдается при умственном недоразвитии.

Осмотр области шеи позволяет выявить:

а) характерную деформацию в переднем отделе шеи, связанную с увеличением щитовидной железы, шейных лимфатических узлов;

б) резко выраженную пульсацию сонных артерий («пляску каротид») при недостаточности клапанов аорты;

в) пульсацию и набухание яремных вен, так называемый положительный венный пульс, выявляемый при недостаточности трехстворчатого клапана.

Выраженная отечность лица, шеи и верхней половины грудной клетки, напоминающая «пелерину» (воротник Стокса ), наблюдается при выпотном перекардите, а также опухолях средостения.

Рубцы после вскрывшихся лимфатических узлов (скрофулодерма ) выявляются у больных железистой формой туберкулеза

Осмотр кистей и стоп

Изменение формы и размеров концевых фаланг кистей с их утолщением в виде «барабанных палочек» наблюдается при хронических нагноительных заболеваниях легких, затяжном септическом эндокардите, врожденных пороках сердца, циррозах печени, периферическом раке легкого, обусловлено состоянием хронической тканевой гипоксии. Нередко деформация концевых фаланг пальцев сочетается с характерной деформацией ногтей в виде «часовых стекол» (выпуклостью вверх).

Утолщения на концах фаланг кистей в виде небольших узелков (Геберденовские узелки ) чаще наблюдаются у больных пожилого возраста, страдающих так называемым обменно-дистрофическим полиартритом (подагра).

Резко выраженная деформация кистей с атрофией межкостных мышц и сведением пальцев кнаружи, напоминающая «тюленьи ласты» , наблюдается у больных, страдающих ревматоидным артритом.

Заостренные и укороченные концевые фаланги кистей, притянутые кнутри (так называемая "когтистая лапа" ) наблюдаются у больных системной склеродермией.

Значительное непропорциональное увеличение кистей и стоп в размерах характерно для больных с акромегалией.

Гиперемия ладоней рук, особенно в области thenar и hypothenar, вследствие расширения мелких сосудов кожи («печеночные ладони» ) выявляеется при циррозе печени, активном гепатите.

Осмотр является первым приемом объективного исследования. Он должен производиться при хорошем освещении, лучше всего при дневном свете. Особенно это важно при осмотре кожи и слизистой оболочки рта.

Цель осмотра - выявить изменения, возникшие при заболевании челюстно-лицевой области. Осмотр схематически складывается из внешнего осмотра и обследования полости рта. При внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, его положение, наличие асимметрии, припухлости, свищевых ходов. Так, при воспалительных процессах, опухолях, травмах происходит изменение конфигурации лица. Она может меняться и при некоторых эндокринных заболеваниях, в частности микседеме (слизистый отек), акромегалии. При гиперфункции щитовидной железы (базедова болезнь) отмечается выпячивание глазного яблока (экзофтальм), увеличение; размера щитовидной железы (зоб). Конфигурация лица может изменяться за счет отечности при нефрите, заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при аллергических состояниях может наблюдаться отек лица (отек Квинке). Если больной жалуется на изменение слизистой оболочки рта или появления каких-либо элементов поражения, необходимо тщательна осмотреть кожные покровы.



При жалобах на болезненные ощущения в слизистой оболочке носа и глаз обязателен тщательный осмотр их. При некоторых заболеваниях, например пузырчатке, отмечается поражение слизистых оболочек рта, носа и глаз.

Важное значение в диагностике ряда заболеваний челюстно-лицевой области имеет определение состояния лимфатических узлов. В первую очередь определяют подчелюстные, подбородочные и шейные лимфатические узлы, при этом следует обращать внимание на размер, подвижность и болезненность, а также спаянность их с окружающими тканями.

Осмотр полости рта начинают с преддверия рта при сомкнутых челюстях, подняв верхнюю и опустив нижнюю губу или оттянув щеку стоматологическим зеркалом. В первую очередь тщательно осматривают красную кайму губ и углы рта. На внутренней поверхности губы иногда обнаруживаются небольшие возвышения за счет мелких слюнных желез. Определяют тонус жевательных и состояние мимических мышц. Определение прикуса является важным моментом, так как неправильное соотношение зубных рядов может быть причиной патологического процесса.

Затем производят осмотр слизистой оболочки десны. В норме она бледно-розовая, плотно охватывает шейку зуба, образуя зубодесневой карман глубиной 1-2 мм. Десневые сосочки бледно-розовые, занимают межзубные промежутки. При некоторых заболеваниях образуются патологические зубодесневые карманы, глубину которых определяют угловым зондом с насечками, нанесенными через каждые 2 мм. Осмотр десны позволяет определить вид воспаления (катаральный, язвенно-некротический, гиперпластический), характер течения (острое, хроническое, в стадии обострения), протяженность, тяжесть воспаления (легкий, средней тяжести, тяжелый гингивит). Может происходить увеличение размеров десневых сосочков, которые становятся отечными, синюшными, легко кровоточат от прикосновения. В патологических зубодесневых карманах откладывается поддесневой зубной камень, который можно обнаружить при внимательном осмотре по наличию темной полосы у шейки зуба по линии прилегания десны к зубу. Зубной камень зубодесневых карманов также определяют по ощущению шероховатости при проведении зонда по поверхности пришеечной части корня зуба.

На десне могут образовываться опухоли и припухлости различной формы и консистенции. По переходной складке могут быть свищевые ходы, которые возникают чаще всего в результате хронического воспалительного процесса в периодонте. Расположение свищевого хода близко к десневому краю указывает на то, что он возник вследствие воспалительного процесса в патологическом зубодесневом кармане.

При осмотре преддверия полости рта обращают внимание на цвет слизистой оболочки щек. По линии смыкания зубов могут располагаться дериваты сальных желез, которые не следует принимать за патологию. Это бледновато-желтого цвета узелки диаметром 1-2 мм, не возвышающиеся над слизистой оболочкой. Нужно помнить, что на щеках на уровне 7|7 имеются сосочки, на которых открываются выводные протоки околоушных желез. Их иногда также принимают за патологию. При отечном состоянии на щеках могут быть отпечатки зубов.

Исследование самой полости рта (cavum oris propria) начинается с общего осмотра слизистой оболочки рта, которая вместо обычного цвета (бледно-розового в норме) при патологических процессах может быть изменена. При воспалении отмечаются участки гиперемии, иногда с синеватым оттенком, что указывает на длительность течения данного процесса. Следует обратить внимание на выраженность сосочков языка, особенно при наличии жалоб на изменение чувствительности или болезненности его. Иногда происходит усиленная десквамация сосочков языка в каком-либо участке (чаще на кончике и боковой поверхности языка), однако это может и не беспокоить больного. Иногда наблюдается атрофия сосочков языка. В таких случаях его слизистая оболочка становится гладкой (полированный язык). Иногда участки атрофии приобретают ярко-красную окраску, язык слабо увлажнен, болезнен. Такое состояние языка бывает, например, при злокачественной анемии; оно получило название «гунторовский глоссит» по имени автора, описавшего его. Атрофия сосочков языка может возникать на его задней и средней третях, в центре в виде ромба (ромбовидный глоссит). Может наблюдаться и гипертрофия сосочков. Следует помнить, что на боковой поверхности у корня языка имеется лимфоидная ткань (розовая, иногда с синюшным оттенком), которую ошибочно принимают за патологию.

При осмотре языка обращают внимание на его размер. Язык может быть складчатым. Нередко сами больные принимают это за патологию: складки рассматривают как трещины. Однако при складчатом языке в отличие от трещин целость эпителия не нарушена.

Затем тщательно осматривают дно полости рта, щеки, небо, обращая особое внимание на характер изменений. Необходимо помнить, что успех диагностики во многом, зависит от распознавания элементов поражения слизистой оболочки полости рта.

При наличии участков ороговения определяют их плотность, размеры, спаянность с подлежащими тканями, уровень возвышения элементов над слизистой оболочкой. При этом нужно помнить, что очаги ороговения могут стать источником новообразований.

Если имеется эрозия или язва, следует исключить или подтвердить возможность травмирования этого участка, что является важным фактором при постановке диагноза. Следует помнить, что при открывании рта и высовывании языка происходит смещение тканей, и в таком положении травмируемый участок может не соответствовать острому краю зуба или протеза. В таких случаях просят больного несколько раз открыть и закрыть рот, чтобы уточнить расположение тканей в спокойном состоянии.

В возникновении патологического процесса в полости рта важное значение имеет функция слюноотделения. Поэтому необходимо обращать внимание на степень увлажненности слизистой оболочки рта. Функция околоушных слюнных желез определяется по выделению капли прозрачного секрета при легком массаже железы. Если секрет не выделяется или после длительного массажа появляется мутный секрет, это указывает на изменение функции железы и требует специального обследования.

В тех случаях, когда на слизистой оболочке рта обнаруживаются какие-либо элементы, следует тщательно осмотреть кожу. Элементы поражения слизистой оболочки рта и красной каймы губ сходны с таковыми при поражении кожи. Некоторое отличие их определяется анатомо-гистологическими и функциональными особенностями полости рта. Различают первичные элементы поражения и вторичные, развивающиеся из первичных. К первичным инфильтративным элементам поражения относят пятно, узелок, бугорок, узел, пузырек, гнойничок, пузырь, волдырь, кисту. Вторичными морфологическими элементами являются эрозия, язва, трещина, корка, чешуйка, рубец, пигментация.

Пятно (macula ). Ограниченное изменение цвета слизистой оболочки. Очаг поражения не выступает над уровнем окружающих участков. Воспалительное пятно диаметром до 1,5 см определяется как розеола, более - как эритема. Пример: пятна при ожогах, кори, скарлатине, лекарственной болезни, авитаминозе B12. Пятна могут быть следствием кровоизлияний (петехии, пурпура, экхимозы), сосудистых родимых пятен, те-леангиэктазий. Пигментные пятна возникают как результат отложения меланина (физиологическая пигментация, аддисонова болезнь, поражение печени) или экзогенных пигментов при лечении (прием препаратов висмута, полоскание полости рта растворами хлорамина, перманганата калия и др.) или профессиональных вредностей (препараты свинца, краски). Белые пятна ороговения при простой форме лейкоплакии встречаются только на слизистых оболочках, но не на коже.

Узелок (papula) . Бесполостной элемент размером до 5 мм, возвышающийся над уровнем окружающей слизистой оболочки, захватывающий эпителий и поверхностные слои собственно слизистой. Папулы в полости рта обычно воспалительного происхождения; при них в эпителии определяются гипер- и пара-кератоз, акантоз. Пример папул: красный плоский лишай, лекарственная болезнь, сифилис. Слившиеся папулы (размером более 0,5 см) образуют бляшку (plaquae). Папулы с резким разрастанием эпителия определяются как папилломы.

Узел (nodus) . Отличается от узелка большими размерами и вовлечением всех слоев слизистой оболочки. Определяется при пальпации как округлый инфильтрат.

Бугорок (tuberculum) . Сходен с папулой, но захватывает всю глубину собственно слизистой оболочки. Размеры его до 5-7 мм. В полости рта покрывающий бугорок эпителий быстро некротизируется и возникают язвы. При заживлении образуется рубец.

Пузырек (vesicula) . Полостное округлое образование до 5 мм, выступающее над уровнем слизистой оболочки. Пузырек имеет серозное или геморрагическое содержимое, располагается чаще внутриэпителиально в шиловидном слое, легко вскрывается. Пример: простой и опоясывающий лишай, ящур, аллергические высыпания.

Гнойник (pustula) . То же, что и пузырек, но с гнойным содержимым. В полости рта обычно не образуется. Его можно наблюдать на коже и красной кайме губ.

Пузырь (bulla) . Отличается от пузырька большими размерами. Может располагаться внутриэпителиально (акантолитическая пузырчатка) и подэпителиально (неакантолитическая пузырчатка, многоформная экссудативная эритема, буллезная форма красного плоского лишая). В полости рта пузыри наблюдаются очень редко из-за быстрого вскрытия их, особенно при внутриэпителиальном расположении.

Волдырь (urtica) . Резко выраженный ограниченный отек собственно слизистой оболочки. В полости рта волдыри быстро переходят в пузыри и вскрываются в отличие от кожи, где обратное развитие волдырей происходит без нарушения целости эпителия. Пример: медикаментозные поражения.

Киста (cysta) . Полостное образование, выстланное эпителием и имеющее соединительнотканную оболочку.

Эрозия (erosio) . Характеризуется дефектом эпителия на той или иной глубине, но не проникает в соединительную ткань. Возникает после вскрытия пузырька, пустулы, пузыря, волдыря или развивается на месте папулы, на бляшке, а также в результате травмы. Эрозию травматического происхождения - ссадину - называют экскориацией (excoriationes). Заживает она без рубца.

Язва (ulcus) . Типичным для нее является дефект не только эпителия, но и глубжележащих тканей - собственно слизистой оболочки, а при глубоких язвах некроз может захватить под-слизистый, мышечный слои и т. д. В отличие от эрозии в язве различают не только дно, но и стенки. Пример: травматические, раковые, туберкулезные, сифилитические язвы и др. Неглубокие язвы в полости рта могут заживать без рубца, более глубокие приводят к рубцеванию.

Чешуйка (squma ). Отделение ороговевших клеток в процессе нормального или патологического ороговения.

Корка (crysta ). Образуется на месте высыхания экссудата, гноя или крови.

Трещина (rhagades) . Линейный дефект, возникающий при потере эластичности ткани.

Афта (aphta) . Эрозия овальной формы, покрытая фибринозным налетом, окруженная гиперемированным ободком.

Рубец (cicatrix) . Замещение утраченных тканей соединительной тканью.

Пигментация (pigmentatio) . Изменение цвета слизистой оболочки или кожи на месте воспалительного процесса из-за отложения меланина или другого пигмента (часто после кровоизлияний). Следует различать общие изменения в эпидермисе, которые, как правило, развиваются в результате различных патологических процессов, происходящих в слизистой оболочке.

Спонгиоз . Скопление жидкости между клетками шиловидного слоя.

Баллонирующая дегенерация . Нарушение связи между клетками шиповидного слоя, что приводит к свободному расположению отдельных клеток или их групп в экссудате образующихся пузырьков (в виде шаров-баллонов).

Акантолиз - дегенеративные изменения клеток щитовидного слоя, выражающиеся в расплавлении межклеточных, протоплазматических мостиков.

Акантоз - утолщение клеток шиповидного слоя. Характерен для многих видов хронического воспаления слизистой оболочки.

Гиперкератоз - избыточное ороговение за счет отсутствия слущивания или усиленного продуцирования ороговевших клеток.



Паракератоз - нарушение процесса ороговения, что выражается в неполном ороговении поверхностных клеток шиповидного слоя.

Папилломатоз - разрастание сосочкового слоя слизистой оболочки рта.

При обследовании полости рта необходимо осмотреть все зубы, а не только тот, на который жалуется больной. В противном случае истинная причина болей может остаться невыявленной, так как боли могут иррадиировать и в здоровый зуб.

Осмотр всех зубов в первое посещение позволяет наметить общий план лечения имеющихся заболеваний полости рта, т. е. план оздоровительных мероприятий (санации), что является основной задачей стоматолога. Осмотр рекомендуется производить всегда в одном и том же порядке, т. е. по.,определенной системе. Например, осмотр всегда следует производить справа налево, начиная с зубов нижней челюсти (моляров), а затем слева направо в той же последовательности осматривать зубы верхней челюсти. Осмотр зубов производят с помощью стоматологического зеркала и зонда. Зеркало позволяет осмотреть плохо доступные участки и направить пучок света в нужный участок, а зондом проверяют все углубления, пигментированные участки и пр. Если целостность эмали не нарушена, то зонд свободно скользит по поверхности зуба, не задерживаясь в углублениях и складках эмали. При наличии кариозной полости в зубе, иногда невидимой для глаза, зонд задерживается в ней. Особенно тщательно следует осматривать поверхности соприкосновения зубов (контактные), так как обнаружить на них полость, если не нарушена жевательная поверхность, довольно трудно. В таких случаях полость может быть выявлена только с помощью зонда или специальных методов исследования. Зондирование помогает также определить наличие размягченного дентина, глубину кариозной полости, сообщение с полостью зуба, расположение устьев каналов, наличие в них пульпы.

Цвет зуба может явиться важным признаком при постановке диагноза. У взрослых зубы обычно белого цвета с желтоватым оттенком (постоянные), у детей - с синеватым оттенком (временные). Независимо от оттенка для эмали всех здоровых зубов характерна особая прозрачность - живой блеск эмали. В некоторых случаях эмаль теряет характерный для нее блеск, становится тусклой. Изменение цвета зуба иногда является единственным симптомом того или иного патологического процесса. Так, например, в начале кариозного процесса в эмали появляется помутнение, образуется меловидное пятно, которое в дальнейшем может пигментироваться и приобретать коричневый цвет. Однако изменение цвета эмали зуба на губной или жевательной поверхности может произойти при наличии полости на контактной поверхности. Депульпированные зубы теряют живой блеск эмали, они приобретают темно-серый оттенок. Такое же изменение цвета, а иногда и более интенсивное, отмечается в интактных зубах, в которых наступил некроз пульпы. Довольно часто больные не обращают внимания на потемнение зуба и это выявляется только при осмотре.

Цвет зуба может быть изменен вследствие действия внешних факторов: курение (темно-бурый налет), металлические пломбы (окрашивание зуба в темный цвет), химическая обработка каналов (темный цвет после применения метода серебрения, оранжевый - после резорцин-формалинового метода, желтый - после пломбирования канала пастой с хлортетрациклином).

Форма и величина зубов также играют роль в диагностике. Каждый зуб имеет типичные для него форму и размер. Отклонения от этих норм зависят от состояния организма в период формирования зубов. Некоторые формы аномалий зубов свойственны определенным заболеваниям. Так, гетчинсоновские зубы, зубы Фурнье наряду с другими признаками характерны для врожденного сифилиса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Изучение правил гигиены полости рта. Пропаганда здорового образа жизни. Эстетическое воспитание. Тщательная чистка зубов с помощью зубной щетки и пасты. Очищение полости рта после каждого приема пищи. Развитие кариеса межзубных поверхностей зубов.

    презентация , добавлен 07.12.2014

    Основные и дополнительные методы исследования жевательного аппарата. Лечение заболеваний органов зубочелюстной системы в клинике ортопедической стоматологии. Внешний осмотр больного. Обследование полости рта, зубных рядов, пародонта зубов больного.

    презентация , добавлен 14.05.2015

    Последовательность проведения клинического исследования полости рта. Осмотр слизистой оболочки. Исследование архитектоники преддверия полости рта. Первичные морфологические элементы поражения: инфильтративные (пролиферативное воспаление) и экссудативные.

    презентация , добавлен 19.05.2014

    Изменения в полости рта при заболеваниях органов системы пищеварения, их распространенность, а также роль и значение в процессе диагностирования. Место стоматолога в определении разных заболеваний желудочно-кишечного тракта, правила проведения осмотра.

    презентация , добавлен 19.11.2014

    Нижняя стенка полости рта и ее строение. Челюстно-подъязычная и подбородочно-подъязычная мышцы. Клетчаточное пространство дна полости рта. Флегмона клетчатки дна полости рта, ее симпотомы. Техника проведения операции флегмоны и одонтогенного медиастинита.

    презентация , добавлен 06.12.2016

    Анатомо-топографические свойства полости рта. Неблагоприятные факторы, влияющие на развитие опухолевых заболеваний. Болезнь Боуэна (дискератоз). Пути метастазирования. Методы диагностики и принципы лечения опухолей органов полости рта, прогноз жизни.

    презентация , добавлен 15.09.2016

    Изменения в полости рта при заболеваниях органов системы пищеварения, жалобы пациентов на зуд и боль в полости рта. План лечебно-профилактических мероприятий у больных с гастродуоденальной патологией с учетом факторов риска стоматологических заболеваний.

    презентация , добавлен 08.02.2017

    Гигиена полости рта: влияние на состояние зубов и защита от распространенных и опасных болезней. Рекомендуемые органами здравоохранения зубные щетки. Правила чистки зубов. Особенности выбора зубной пасты. Вспомогательные средства гигиены полости рта.

    PAGE 5

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    практического занятия № 2

    По разделу

    IV семестр).

    Тема: Клиническая анатомия органов полости рта здорового человека. Осмотр и обследование органов полости рта. Определение клинического состояние зубов. Осмотр и обследование фиссур, пришеечной области, контактных поверхностей.

    Цель: Вспомнить анатомию органов полости рта здорового человека. Научить студентов проводить осмотр и обследование органов полости рта, определять клиническое состояние зубов.

    Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП № 1.

    Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук .

    Продолжительность занятий: 3 часа (117 мин).

    План занятия

    Этапы занятия

    Оборудование

    Учебные пособия и средства контроля

    Место

    Время

    в мин.

    1. Проверка исходных данных.

    План содержания занятия. Ноутбук.

    Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

    Комната гигиены (поликлиники).

    2. Решение клинических задач.

    Ноутбук, таблицы.

    Бланки с контрольными ситуационными задачами.

    — || —

    74,3%

    3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

    Лекции, учебники,

    дополнительная литература, методические разработки.

    — || —

    Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются понятия: первичная, вторичная и третичная профилактика, а также о внедрение первичной профилактики стоматологических заболеваний, в центре которой находится формирование здорового образа жизни относительно органов и тканей полости рта и организма в целом, связано с определением уровня и критериев здоровья.

    В основу понятия "здоровый ребенок" в стоматологии, на наш взгляд (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Гонцова Э.Г., 1983г.; Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. и др., 1992г.), должен лечь принцип отсутствия какого-либо отрицательного влияния состояния органов полости рта на здоровье ребенка. Поэтому к здоровым в стоматологии должны быть отнесены дети с отсутствием острой, хронической и врожденной патологии зубочелюстной системы. К таковым должны быть отнесены дети с отсутствием признаков активного течения кариеса, с запломбированными кариозными зубами, при отсутствии осложненных форм кариеса, без заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта, без какой-либо хирургической патологии, с вылеченными зубочелюстными аномалиями. Индекс КПУ, кп + КПУ при этом не должен превышать средних региональных значений для каждой возрастной группы детей. У каждого практически здорового человека в полости рта можно обнаружить те или иные отклонения, которые, однако, нельзя считать проявлениями болезни и они, следовательно, не обязательно подлежат лечению. Поэтому в медицине используется широко такой важный показатель здоровья, как "норма". В практически реальных условиях наиболее часто за норму принимают интервал показателей, определяемых статистическим путем. В пределах этого интервала организм или органы должны находиться в состоянии оптимального функционирования. В стоматологии такими среднестатистическими показателями являются различные индексы - кп, КПУ, РМА, индексы гигиены и др., позволяющие количественно оценить состояние зубов, пародонта, гигиены полости рта.

    Здоровый образ жизни по отношению к органам и тканям полости рта включает в себя три основных раздела: гигиеническое воспитание населения, осуществляемое путем санитарно-просветительной работы; обучения и проведения рациональной гигиены полости рта; рациональное питание; устранение вредных привычек и факторов риска по отношению к органам и тканям полости рта, а также коррекция вредного влияния факторов окружающей среды.

    Определение уровня стоматологического здоровья человека является отправным моментом для планирования индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий. Для этого необходимо отработка методики обследования с детальным анализом зон риска на твердых тканях зубов и мягких тканях полости рта. При обследовании обращается внимание на последовательность осмотра.

    Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

    1. Особенности строения органов полости рта.
    2. Понятие здорового образа жизни.
    3. Понятие здоровья и нормы в стоматологии.
    4. Какие инструменты применяются для обследования и осмотра полости рта.
    5. Выявление и количественное отражение обнаруженных патологических отклонений.

    Последовательность обследования ребенка стоматологом

    Этап

    Норма

    Патология

    Жалобы и анамнез

    Жалоб нет

    Беременность у матери проходила без патологии, вскармливание грудное, ребенок здоров, питание рациональное без избытка углеводов, уход за полостью рта регулярный.

    Жалобы на эстетическое несовершенство, нарушение формы, функции, боль Токсикозы и болезни матери во время беременности, болезни ребенка, прием лекарств, искусственное вскармливание, избыток углеводов в пище, отсутствие систематического ухода за зубами, наличие вредных привычек.

    Внешний осмотр:

    Эмоциональное состояние

    Ребенок спокоен, доброжелателен.

    Ребенок возбужден, капризен, заторможен.

    Физическое развитие

    Длина тела соответствует возрасту.

    В росте опережает сверстника или отстает от них.

    Осанка, походка

    Прямая, энергичная, свободная.

    Сутулая, вялая.

    Положение головы

    Прямое симметричное.

    Голова опущена, запрокинута, наклонена в сторону.

    Симметричность лица и шеи

    Лицо прямое, симметричное.

    Шея опушена, запрокинута, наклонена в сторону.

    Лицо и шея асимметричны, шея искривлена, укорочена.

    Функции дыхания, смыкания губ

    Дыхание осуществляется через нос. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены.

    Дыхание осуществляется через рот, через нос и рот. Ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая. Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мышц, носогубные складки сглажены.

    Функция речеобразования

    Произношение звуков правильное.

    Нарушение произношения звуков.

    Функции глотания

    Глотание свободное, движения мимических мышц незаметны. Язык упирается в твердое небо за верхними резцами (соматический вариант).

    Мимические мышцы и мышцы шеи напряжены, отмечаются "симптом наперстка", протрузия губ, нижняя треть лица увеличена. Язык упирается в губы и щеки (инфантильный вариант).

    Вредные привычки

    Не выявлены.

    Сосет палец, язык, пустышку, прикусывает губы, щеки и т.д.

    Состояние лимфатического аппарата челюстно-лицевой области.

    не пальпируются или определяются подвижные лимфоузлы, безболезненные при пальпации, эластичной консистенции, размером не более горошины (0,5 × 0,5 см).

    Лимфоузлы увеличены, болезненны при пальпации, потной консистенции, спаяны с окружающими тканями.

    Подвижность височно-нижнечелюстного сустава

    Движения головки в суставе свободные во всех направлениях, плавные, безболезненные. Амплитуда движения по вертикали 40 мм, по горизонтали 30мм.

    Движения нижней челюсти ограничены или чрезмерны, скачкообразны, болезненны при пальпации, определяется хруст или щелканье.

    Форма ушной раковины. Состояние кожи по линии вращения верхнечелюстных отростков с нижнечелюстными.

    Правильная. Кожа гладкая, чистая.

    Неправильная. По линии вращения отростков, спереди от козелка уха определяются прогибы кожи, не измененные в цвете, при пальпации мягкие, безболезненные (следует искать другие симптомы нарушения формирования I - II жаберных дуг).

    Состояние кожного покрова и красной каймы губ.

    Кожный покров розовой окраски, умеренной влажности, чистый, тургор умеренный.

    Кожный покров бледный или ярко-розовый, сухой, тургор снижен, имеются высыпания (пятна, корки, папулы, пустулы, расчесы, шелушение, рубцы, волдыри, пузырьки, отечность).

    Осмотр полости рта:

    Состояние слизистой губ и щек.

    Слизистая губ розовая, чистая, влажная, на внутренней поверхности губ просвечивают вены, имеются узелковые выпячивания (слизистые железы). На слизистой щек вдоль линии смыкания зубов - сальные железы (желтовато-серые бугорки). На уровне второго верхнего моляра - сосочек, в вершину которого открывается проток околоушной слюнной железы. Слюна при стимуляции вытекает свободно, у детей 6-12 мес. - физиологическое слюнотечение.

    Слизистая оболочка сухая, ярко-розовая, с налетом, имеются высыпания элементов. На месте слизистой железы - пузырек (закупорка железы). Вдоль линии смыкания зубов - их отпечатки или мелкие кровоизлияния - следы прикусывания. На слизистой у верхних моляров - белесоватые пятна. Сосочек отечен, гиперемирован. При стимуляции слюна вытекает с трудом, мутная либо выделяется гной. У детей старше 3 лет – гиперсаливация.

    Глубина преддверия полости рта.

    Характер уздечек губ и тяжей слизистой.

    Уздечка верхней губы вплетается в десну на границе свободной и прикрепленной частей, у детей в период молочного прикуса – на любом уровне вплоть до вершины межзубного сосочка. Уздечка нижней губы свободная - при отведении нижней губы до горизонтального положения изменений сосочка нет Боковые тяжи или связки слизистой при натяжении не изменяют состояние десневых сосочков.

    Низкое прикрепление, уздечка короткая, широкая либо короткая и широкая. Уздечка нижней губы короткая, при отведении губы до горизонтального положения наступает побледнение (анемия), отслаивание от шеек зубов десневого сосочка.

    Связки сильные, прикрепляются в межзубные сосочки и вызывают их перемещение при натяжении.

    Состояние десны.

    У школьников десна плотная, имеет бледно-розовый цвет, вид лимонной корочки.

    У дошкольников десна более яркая, поверхность её гладкая. Сосочки в области однокорневых зубов треугольные, в области моляров - треугольные или трапециевидные, десна плотно прилегает к шейке зубов. Зубных отложений нет. Зубодесневой желобок (бороздка) 1 мм.

    Десневой край атрофирован, шейки зубов обнажены. Сосочки увеличены, отечны, синюшны, вершины срезаны, покрыты налетом. Десна отслаивается от шеек зубов. Имеются над- и поддесневые зубные отложения. Физиологический зубодесневой карман более 1 мм.

    Длина уздечки языка

    Уздечка языка правильной формы и длины.

    Уздечка языка прикреплена к вершине межзубного сосочка, при натяжении вызывает его перемещение. Уздечка языка короткая, язык не поднимается до верхних зубов, кончик языка подгибается и раздваивается.

    Состояние слизистой оболочки языка, дна полости рта, твердого и мягкого неба.

    Язык чистый, влажный, сосочки выражены. Дно полости рта розовое, просвечивают крупные сосуды, на уздечке расположены выводные протоки слюнных желез, слюноотделение свободное. Слизистая неба бледно-розового цвета, чистая, в области мягкого неба розовая, мелкобугристая.

    Язык обложен налетом, лакированный, сухой, очаги десквамации нитевидных сосочков. Слизистая дна полости рта отечна, гиперемирована, выделение слюны затруднено. Валики резко набухают. На слизистой неба участки гиперемии. Элементы поражения.

    Состояние глоточных миндалин.

    Зев чистый, миндалины не выступают из-за небных дужек. Слизистая небных дужек розовая, чистая.

    Слизистая зева гиперемирована, имеются элементы поражения, миндалины увеличены, выступают из-за небных дужек.

    Характер прикуса.

    Ортогнатический, прямой, глубокое резцовое перекрытие.

    Дистальный, мезиальный, открытый, глубокий, перекрестный.

    Состояние зубных рядов.

    Зубные ряды правильной формы, длины. Зубы правильной анатомической формы, цвета и размера, правильно расположены в зубном ряду, отдельные зубы с пломбами, после 3 лет – физиологические тремы.

    Зубные ряды сужены или расширены, укорочены, отдельные зубы расположены вне зубной дуги, отсутствуют, имеются сверхкомплектные или слившиеся зубы.

    Изменена структура твердых тканей (кариес, гипоплазия, флюороз).

    Зубная формула.

    Соответствует возрасту, зубы здоровые.

    Нарушение последовательности и парности прорезывания зубов, кариозные полости, пломбы.

    Состояние гигиены полости рта.

    Хорошая и удовлетворительная.

    Плохая и очень плохая.

    Схема ориентировочной основы действия –

    осмотра и обследования органов полости рта, заполнения медицинской документации

    Методические приемы обследования больного

    Внешний осмотр.

    Обращается внимание на цвет кожных покровов лица, симметричность носогубных складок, красную кайму губ, подбородочной складки.

    Осмотр преддверия полости рта.

    Фиксируем внимание на цвете слизистой, состоянии выводных протоков околоушных слюнных желез, местах прикрепления и величину уздечек губ, форму. Увлажненность зубодесневых сосочков. На слизистой и преддверии полости рта уздечки, десневая бороздка, ретромолярное пространство – это зона риска.

    Осмотр собственно полости рта.

    Начинаем осмотр со слизистой щек, твердого и мягкого неба, языка, обращаем внимание на уздечку языка, и выводные протоки поднижнечелюстных слюнных желез затем переходим к осмотру зубов по общепринятой методике, начиная, справа на нижней челюсти, затем слева на нижней челюсти, слева на верхней челюсти и, наконец, справа на верхней челюсти. При осмотре зубов обращаем внимание на количество зубов, их форму, цвет, плотность знали, наличие приобретённых структур полости рта.

    Особое внимание уделяем зонам риска на зубах — это фиссуры, пришеечные области, апроксимальные поверхности.

    Заполнение медицинской документации.

    После осмотра, а чаще всего в процессе осмотра, заполняем медицинскую документацию и оцениваем уровень здоровья пациента с назначением соответствующих лечебных и профилактических мероприятий

    Ситуационные задачи

    1. Ребенок 3 лет рожден здоровой матерью. В первой половине беременности у матери был токсикоз. Нужна ли профилактика этому ребенку, если в полости рта патологии не выявлено?
    2. Ребенок 2,5 лет рожден матерью, страдающей хронической пневмонией. Во время беременности наблюдались обострения заболевания, мать принимала антибиотики. В полости рта у ребенка множественный кариес. Нужна ли профилактика этому ребенку?
    3. Четырехлетний ребенок рожден здоровой матерью с нормально протекающей беременностью, изменений в полости рта не выявлено. Нужна ли этому ребенку профилактика?

    Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

    «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

    кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

    Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

    Профилактический раздел.

    А. ОСНОВНАЯ.

    1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
    2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
    3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
    4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
    5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
    6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
    7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
    8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
    9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
    10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
    11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
    12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
    13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
    14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

    Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

    1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
    2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
    3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
    4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
    5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
    6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
    7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

    Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

    С 2005 года

    1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
    2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
    3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
    4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
    5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

    Электронные учебные пособия

    1. Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
    2. Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
    3. «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
    4. Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
    5. Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
    6. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
    7. Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

    С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

    1. Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

    Видеофильмы

    1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
    2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

    Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

    В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

    Осмотр - один из основных методов диагностики стоматологических заболеваний. Различают внешний осмотр и осмотр полости рта и зубов. При внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, его активность. Осмотр лица и прилегающих к нему областей проводят для определения его формы, общего состояния больного, цвета кожи, состояния склер, особенностей артикуляции. Уделяют внимание состоянию лимфатических узлов, их размеру, консистенции, болезненности, подвижности. При ряде стоматологических заболеваний, сопровождающихся изменениями на коже, необходимо осматривать все кожные покровы.

    Осмотр полости рта начинают при сомкнутых челюстях и зубах. Контуры губ, изменения на красной кайме могут свидетельствовать о наличии патологических процессов не только в полости рта, но и во внутренних органах. Долэкны быть обследованы также уголки губ, где могут локализоваться трещины, участки ороговения. Затем осматривают вестибулярную часть полости рта. Собственно полость рта осматривают с помощью шпателя и ротового зеркала (или двух зеркал) в такой последовательности: десны, щеки, твердое и мягкое небо, ретромолярные участки, зев, язык, дно полости рта.

    Ткани слизистой оболочки полости рта или ткани лица, которые кажутся измененными, а также под-нижнечелюстные, подъязычные и шейные лимфоузлы следует пропальпировать.

    При осмотре слизистой оболочки обращают внимание на ее цвет. Здоровая слизистая имеет окраску от неясно-розовой на десне до более красной на переходных складках и в области дужек. Обнаруженные изменения цвета слизистой, ее рельефа, участки гиперкератоза и другие элементы поражения тщательно осматриваются. Одновременно проводится их оценка: определяются первичные или вторичные элементы, их локализация, характер роста и группировка, а также стадия развития. Необходимо установить размер элементов, их форму, окраску, глубину, плотность, болезненность, состояние дна, краев.

    После осмотра слизистой оболочки полости рта уточняют вид прикуса, состояние окклюзии (поворот или смещение зубов, скученность, наличие межзубных промежутков и др.).

    Осмотр зубов проводят с помощью стоматологического зеркала и зонда. Осмотру подлежат все зубы верхней и нижней челюстей. Чтобы не пропустить то или иное поражение, зубы осматривают в определенной последовательности. Сначала обследуют зубы верхней челюсти справа налево, начиная с правых верхних моляров, затем зубы нижней челюсти, начиная с левых ниэкних моляров. Детально осматривают все поверхности каждого зуба, что позволяет выявить кариес, патологию твердых тканей некариозного происхождения (стирание, истирание, изменение цвета эмали, наличие зубных отложений) и т. д. Особенно тщательно исследуют фиссуры жевательной поверхности и естественные ямки других поверхностей, пришеечную область зуба, контактные поверхности.

    Зондирование

    Зондирование проводят с помощью зонда. Оно позволяет выявить дефекты и изменения на поверхности эмали, плотность дна и стенок кариозной полости, болевую чувствительность участков поражения, глубину кариозной полости.

Статьи по теме