Рефлекторная дуга мигательного рефлекса. Рефлекс мигательный Какие конкретно структуры образуют центр мигательного рефлекса

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен). Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол -- в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка:

  • 1. Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса -- Клейна). Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти -- поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.
  • 2. Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект -- разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены. Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» -- поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки -- ласточка, от 6 месяцев до полутора лет. 1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса - Клейна

  • 2. симметричные шейные тонические рефлексы
  • 3. тонические лабиринтные рефлексы
  • 4. рефлекс Ландау

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами -- первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время -- оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии -- от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение - залог здоровья ребенка в будущем.

Условные рефлексы первой сигнальной системы

Обычно для проявления безусловнорефлекторной реакции необходимо воздействие адекватного раздражителя. Например, для выработки слюны (безусловный рефлекс) адекватным раздражителем является пища (ее вкус, запах).

При выработке условного рефлекса индифферентный раздражитель начинает вызывать безусловнорефлекторную реакцию. Например, мигание лампочки (в обычных условиях это индифферентный пищевой раздражитель, не вызывающий отделения слюны) при выработке условного рефлекса вызывает безусловнорефлекторную реакцию – выработку слюны. С момента, когда индифферентный раздражитель начал вызывать реакцию, он называется условным раздражителем , а реакция – условной (условный рефлекс).

Для сохранения выработанного условного рефлекса необходимо подкрепление – безусловный – адекватный раздражитель, следующий во времени за условным раздражителем. То есть после мигания лампочки необходимо дать еду.

Лабораторная работа № 3

Выработка условного мигательного рефлекса

Цель: выработать условный мигательный рефлекс у человека и пронаблюдать его угасание.

Оборудование: очковая оправа с резиновой грушей, звонок, часы (секундомер).

Ход работы

Механическое раздражение склеры – адекватный раздражитель для безусловного мигательного рефлекса, индифферентный раздражитель для такой реакции – звучание звонка.

    Наденьте очковую оправу испытуемому и встаньте сзади, отведя грушу таким образом, чтобы испытуемый её не видел. В одной руке держите грушу, в другой – звонок.

    Надавите на грушу, убедитесь, что струя воздуха попадает в глаз и испытуемый мигает.

    Включите звонок, убедитесь, что он является индифферентным к миганию (испытуемый не мигает после его звучания).

    Создайте тишину!

    Включите звонок и сразу нажмите на грушу. После нажатия звонок выключите.

    Через 1 минуту повторите действия. Сделайте 6-8 сочетаний звонка и струи воздуха.

    При очередном включении звонка не нажимайте на грушу. Наблюдатели должны отметить мигание. Если оно происходит, отметьте, на какой раз у испытуемого выработался условный рефлекс.

    Повторите еще несколько сочетаний звонка и струи воздуха (закрепление рефлекса) и снова при включении звонка не нажимайте на грушу.

    Продолжайте включать звонок с теми же интервалами. Отметьте, на какой раз условный рефлекс угасает.

Наблюдения: условный рефлекс выработался на ___ раз, угас на ___ раз.

В выводе отметьте, что происходит с рефлексами без подкрепления, а также какой процесс происходит быстрее – выработка или угасание рефлекса.

Условные рефлексы второй сигнальной системы

Стойкие условные рефлексы могут играть роль адекватного раздражителя при выработке новых условных рефлексов (это условный рефлекс следующего порядка). Например, понимание речи – стойкий условный рефлекс. Если людям дать речевую установку поднимать руку на слово «раз», то они должны ее поднимать. При этом подъем руки экспериментатором не является сигналом для поднятия руки испытуемыми. Если экспериментатор будет сочетать подъем своей руки и слово «раз», то должен выработаться условный рефлекс второго порядка. В этом случае, слово «раз» (стойкий условный рефлекс) будет являться адекватным раздражителем. Индифферентный раздражитель (будущий условный) – подъем руки.

Лабораторная работа № 4

Образование двигательных условных рефлексов на речевом подкреплении

Цель: выработать условный рефлекс второго порядка на поднятие руки.

Ход работы

    Экспериментатор проверяет, что подъем руки – индифферентный раздражитель. Поднимая правую руку, он убеждается, что испытуемые не поднимают рук.

    Экспериментатор дает установку поднимать руку на слово «раз». Говорит «раз» и убеждается, что испытуемые поднимают руки.

    Выработка рефлекса. Экспериментатор несколько раз (7-10) поднимает руку, произнося при каждом подъеме слово «раз» с интервалом в 1-2 секунды.

    Экспериментатор поднимает руку, но слово «раз» не произносит. Если условный рефлекс не выработался (никто из испытуемых не поднял руку), экспериментатор еще несколько раз сочетает подъем руки и слово «раз» и снова поднятие руки не подкрепляет словом.

    В протоколе отмечают, на какой раз образовался условный рефлекс и у какого количества студентов, участвующих в опыте.

Лабораторная работа № 5

Исследование условных речевых реакций

Цель: определить уровень и преобладание определенных типов ассоциативных связей на различные слова.

Оборудование: секундомер.

Ход работы

    Работа проводится парами. Каждый подготавливает две таблицы (табл. 2) с различными десятью словами – именами существительными в именительном падеже. Отметьте ФИО испытуемого, его возраст.

Таблица 2. Ассоциативные речевые реакции.

    Через небольшие интервалы времени (секунд 10-20) экспериментатор произносит подготовленные слова из первой таблицы, при этом испытуемый должен отвечать любым, пришедшим на ум словом. Экспериментатор регистрирует слово-ответ и время ответной реакции с помощью секундомера.

    Аналогично проводится второй опыт, но испытуемый должен стараться отвечать словом, подходящим по смыслу к слову-раздражителю.

    Обработка результатов заключается в определении уровня речевых ассоциативных реакций (слово-ответ) и их типа для каждого случая.

По своему качеству словесные реакции делятся, по предложению А.Г. Иванова-Смоленского на следующие группы:

    Низшие (примитивные) реакции

    Собственно примитивные или междометные словесные реакции: «гм», «ой», «ах», «э», «ну» и т.п.

    Подражательные (созвучные) словесные реакции, совпадающие со словом раздражителем своими первыми или последними слогами (рифмующиеся).

    Эхологические словесные реакции, буквально воспроизводящие слово-раздражитель (повторение этого слова).

    Вопросительные словесные реакции, когда вместо ответа задается вопрос («Кто?», «Что?», «Почему?» и т.п.)

    Экстрасигнальные словесные реакции, не относящиеся к данному слову-раздражителю, а вызванные какими-то другими раздражителями.

    Отказные словесные реакции, представляющие по своему смыслу отказ от ответа («не знаю», «не хочу», «сказать нечего» и т.п.)

    Персеверирующие словесные реакции, когда на несколько слов-раздражителей подряд повторяется один и тот же ответ.

    Высшие реакции

    Индивидуально-конкретные словесные реакции (город – Москва).

    Обще-конкретные словесные реакции (город – деревня).

    Абстрактные словесные реакции (город – культура).

Сделайте выводы , учитывая следующее:

    длительность латентного периода меньше трех секунд свидетельствует о хорошей подвижности нервных процессов;

    удлинение скрытого периода свидетельствует о наличии торможения;

    постепенное удлинение латентного периода к концу опыта говорит о быстрой утомляемости нервных клеток, а, следовательно, о слабости нервных процессов;

    повторение одинаковых слов в ответах позволяет судить об инертности нервных процессов;

    по преобладанию конкретных или абстрактных понятий в ответах испытуемого можно сделать заключение о преобладании соответственно художественного или мыслительного компонента в высшей нервной деятельности испытуемого, то есть судить о взаимоотношении у испытуемого сигнальных систем. Для людей с преобладанием второй сигнальной системы характерны обобщения (например, море – вода, любовь – чувство, билет – бумага, осень – время года и т.п.), а для людей с сильно развитой первой сигнальной системой характерными являются конкретные определения (море – голубое, любовь – сильная, билет – автобусный, осень – серая и т.п.);

    сравните преобладание высших или низших реакций и их типов в первом и втором опыте.

Мигательный рефлекс – биоэлект­рический аналог роговичного рефлекса. Как известно, афферентной частью рефлекторной дуги в этом случае являются волокна n. trige­minus, а эфферентной – n. facialis. Об этом необходимо помнить, так как в классическом понятии собственно мигательный рефлекс вызыва­ется освещением глаза или внезапным появлением предмета в поле зрения. Естественно, что чувствительным нервом, обеспечивающим этот рефлекс, является n. оpticus. Раздражителем может служить и внезапное прикосно­вение, громкий звук.

Наибольшее применение в клинической практике нашла приводи­мая ниже методика.

При изучении “мигательного” рефлекса отводящие электроды располагают над m. orbicularis oculi с обеих сторон, а стимуляционный электрод – в проекции точки выхода n. supraorbitalis (рис. 8), осуществляя двухканальную регистрацию. Стимуляцию проводят неритмичными импульсами с интервалом 10-15с и интен­сивностью от 15 до 25 мА.

Рис. 8. Методика наложения электродов при регистрации “мига­тельного” рефлекса.

Получаемый ответ содержит два основных компонента: ранний (R1), возникающий на стороне стимуляции в результате моносинапти­ческого рефлекса, замыкающегося на уровне ствола головного мозга, и поздний (R2), билатеральный, так как верхняя часть мимической мускулатуры имеет в норме двустороннюю корковую иннервацию (рис. 9). На рисунке видно наличие компонента R1 и R2 при ипси­латеральной стимуляции и компонента R2 при контралатеральной стимуляции.

Рис.9. “Мигательный” рефлекс в норме. 1к,1 и 2к,1 – стимуляция справа, 1к,2 и 2к,2 – стимуляция слева.

В зависимости от задачи исследования оценивают:

1) сохранность компонентов рефлекса;

2) латентное время компонентов R1 и R2 на стороне стимуляции;

3) латентное время компонента R2 на противоположной стороне;

4) симметричность рефлекса;

5) наличие рефлекса в нижней части мимических мышц (в случае патологических синкинезий).

Роговичный рефлекс может отсутствовать и при нормальной функции тройничного и лицевого нервов – скорее всего, в результате поражения рефлекторных коллатералей. Отсутствие рефлекса может носить “функциональный” характер (например, при истерии). Односто­роннее выпадение всегда имеет органическую основу.

Для дифференциальной диагностики уровня поражения обяза­тельно исследование рефлекса с обеих сторон (рис. 10).

Рис. 10. Изучение “мигательного” рефлекса у пациента с перифери­ческим парезом левого лицевого нерва (обозначения те же, что и на рис. 9).

Анализируя результаты исследования, приведенного в качестве примера, необходимо обратить внимание на признаки выпадения функ­ции n. facialis sinistra, которое проявляется отсутствием рефлекторных компонентов слева как при ипсилатеральной, так и при контралате­ральной стимуляции.


На другом примере, наряду с поражением n. facialis sinistra, обнаруживается нарушение тройничного нерва (рис. 11). При стимуляции справа ипсилатерально выявляются оба компонента R1 и R2, а слева поздний компонент отсутствует в результате нарушения проводимости по левому лицевому нерву. При стимуляции слева компонент R2 справа не появляется, что указывает на поражение левого тройничного нерва.

Конечно, без учета данных исследования неврологического ста­туса возможна лишь предварительная топическая диагностика.

Рис. 11. Изучение “мигательного” рефлекса у пациента с парезом левого лицевого нерва и нарушением проводимости по тройничному нерву слева (обозначения те же, что и на рис. 9).

с. 1
Мигательныйрефлекс — это защитная врожденная реакция организма, заключающаяся в рефлекторном смыкание век на приближающийся к глазу предмет. Он был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.

Центр данного защитного рефлекса как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения) находится в продолговатом отделе головного мозга.

1.Рецепторы (находятся во внутреннем углу глаза) возникает возбуждение

2.Чувствительный нейрон — передает нервные импульсы в ЦНС

3.Вставочный нейрон в ЦНС (продолговатый мозг) обрабатывают информацию

4.Двигательный или исполнительный нейрон (передает информацию и приводит в действие исполнительный орган)

5.Рабочий орган ( круговая мышца глаза), смыкающая веки.

Описание рефлекса

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются , т.е. образуется нервный импульс который передаются на чувствительный нейрон. Чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС, ЦНС передает нервный импульс на исполнительный нейрон , который в свою очередь передает возбуждение на круговую мышцу глаза. Мышца сокращается и веки смыкаются (т.е происходит действие!!!)

Механизм передачи нервного импульса на мышцу:

1. Аксон исполнительного нейрона

2.Синаптическая щель

3. Пузырьки с ацетилхолином

4. Рецепторы на мышечной клетке, воспринимающие ацетилхолин

5.Митохондрия

На аксоне исполнительного нейрона находятся пузырьки с биологически активной жидкостью (ацетилхолин), которые при возбуждении исполнительного нейрона лопаются. Ацетилхолин выходит с синаптическую щель (пространство между аксоном и мышечной клеткой) и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая в ответ на данное вещество возбуждается и сокращается. Так происходит рефлекторное смыкание век.

Мигательный рефлекс наблюдается ТОЛЬКО при возбуждении определенных рецепторов , которые находятся во внутреннем уголке глаза!

После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Потому что происходит торможение рефлекса , которое не позволяет возбуждению распространяться безгранично.

Причина: При многократном раздражении запасы медиатора в пузырьках истощаются и необходимо время для их восстановления.
с. 1

Государственная противопожарная служба нормы пожарной безопасности специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий

771.92kb. 6 стр.

2.Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. 3. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины.

Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях. 4. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось. 5. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка.

Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях. 6.

Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток.

Возникает торможение мигательного рефлекса.

Условные и безусловные рефлексы.

Рефлекс – ответная реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Развитие представлений о поведении человека, которое всегда являлось загадкой, было достигнуто в работах русских ученых И. П. Павлова и И.

М. Сеченова.

Рефлексы безусловные и условные .

Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Дуги безусловных рефлексов проходят через спинной мозг или ствол мозга. Кора больших полушарий не участвует в их образовании.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.

К безусловным рефлексам относятся:

Пищевые (слюноотделение, сосание, глотание);
Оборонительные (кашель, чихание, мигание, отдергивание руки от горячего предмета);
Ориентировочные (скашивание глаз, повороты головы);
Половые (рефлексы, связанные с воспроизведением и уходом за потомством).
Значение безусловных рефлексов заключается в том, что благодаря ним сохраняется целостность организма, поддержание постоянства внутренней среды и происходит размножение.

Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные рефлексы.
Наиболее важным из них является рефлекс сосания. Раздражитель рефлекса сосания – прикосновение к губам ребенка какого-либо предмета (груди матери, соски, игрушки, пальца руки). Рефлекс сосания – это пищевой безусловный рефлекс. Кроме этого, у новорожденного имеются уже и некоторые защитные безусловные рефлексы: мигание, которое возникает, если постороннее тело приближается к глазу или коснется роговицы, сужение зрачка при действии сильного света на глаза.

Особенно ярко проявляются безусловные рефлексы у различных животных.

Врожденными могут быть не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые получили название инстинктов.

Условные рефлексы – это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, стук, время и т.д.). И. П.

Павлов изучал образование условных рефлексов на собаках и разработал методику их получения. Для выработки условного рефлекса необходим раздражитель – сигнал, который запускает условный рефлекс, многократное повторение действия раздражителя позволяет выработать условный рефлекс. При образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловного рефлекса. Теперь данный безусловный рефлекс осуществляется не под действием совершенно новых внешних сигналов.

Эти раздражения из окружающего мира, к которым мы были безразличны, теперь могут приобрести жизненно важное значение. В течение жизни вырабатывается множество условных рефлексов, которые составляют основу нашего жизненного опыта. Но этот жизненный опят имеет смысл только для данной особи и не передается по наследству ее потомкам.

е. навыки или автоматизированные действия. Смысл этих условных рефлексов состоит в освоении новых двигательных умений, выработке новых форм движений. За свою жизнь человек овладевает многими специальными двигательными навыками, связанными с его профессией.

Навыки – это основа нашего поведения. Сознание, мышление, внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые автоматизировались и стали навыками повседневной жизни. Самый успешный путь овладения навыками – это систематические упражнения, исправление вовремя замеченных ошибок, знание конечной цели каждого упражнения.

Если не подкреплять некоторое время условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного раздражителя.

Но не исчезает совсем. При повторении опыта рефлекс очень быстро восстанавливается. Торможение наблюдается и при воздействии другого раздражителя большей силы.

1. Рефлекс. Схема дуги рефлекса

Основной принцип работы нервной системы - рефлекторный . Нервный импульс, возникший при раздражении, проходит определённый путь, называемый рефлекторной дугой . В состав рефлекторной дуги входит пять частей:

  • рецептор нервное окончание, воспринимающее раздражение (Рецепторы находятся в органах, мышцах, коже и т.д.

    Каждый вид рецепторов реагирует на определенный раздражитель: свет, звук, прикосновение, запах, температуру и др. Рецепторы преобразуют эти раздражители в нервные импульсы – сигналы нервной системы).

  • чувствительный путь , передающий импульс в ЦНС (Эта часть рефлекторной дуги образована чувствительными нейронами).
  • участок центральной нервной системы (вставочный нейрон, лежащий в головном или спинном мозге),
  • двигательный путь (исполнительный или двигательный нейрон, передающий импульс к исполнительному органу или железе).
  • рабочий орган

Рефлексы человека разнообразны. Соматические рефлекторные дуги осуществляют двигательные рефлексы.

Вегетативные рефлекторные дуги координируют работу внутренних органов.
Рефлекторная реакция заключается не только в возбуждении, но и в торможении, т.е.

в задержке, ослаблении или полном прекращении возникшего возбуждения. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивают согласованную работу организма.Отдергивание руки в ответ на укол или ожог кожи, обильное выделение слез под действием веществ, раздражающих глаза, чиханье при попадании посторонних частиц в носовую полость.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы. Рефлекторная дуга - нейронный путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: ВладосЛернер Г.И.

Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрельhttp://dok.opredelim.com/docs/index-62310.html

При прикосновении к внутреннему углу

по дендриту к телу аксону в продол-говатый мозг .

Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам

рефлекс затормозился .

прямыми связями об-ратные связи

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг-ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение.

По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать.

Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры центральное торможение Сеченовым : «Высшие Центры Мозга Низших Центров

перекиньте ногу на ногу.

Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж-на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие.

При всех других случаях рефлекса не будет.


Органный уровень

Системный уровень

Организм

Поведенческий уровень

⇐ Предыдущая1234567

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 4046 | Нарушение авторского права страницы

Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз-вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига-тельного рефлекса.

Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля-ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол-говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство-вали прикосновение к углу глаза!

→ затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об-ратные связи , несущие информацию от органов в мозг.

Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че-рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка.

Беспокоящая информация достиг-ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до-троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать.

Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен-тры продолговатого мозга — это центральное торможение , открытое рус-ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу.

Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж-на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет.

Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.


Уровни Организации Организма: клеточ-ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре-деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю-щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

⇐ Предыдущая1234567

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 4042 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Рефлекс мигательный защитный Р.: сокращение круговой мышцы глаза, напр. при внезапном освещении глаза или появлении предмета перед глазами.

Большой медицинский словарь . 2000 .

Смотреть что такое "рефлекс мигательный" в других словарях:

    Рефлекс мигательный - Мигательная реакция в ответ на раздражение светом, звуком и другими сенсорными стимулами (прикосновение к роговице или ресницам, взмах руки перед лицом обследуемого, постукиванием в области надпереносья, электрического раздражения надглазничного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    I Рефлекс (лат. reflexus повернутый назад, отраженный) реакция организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной… … Медицинская энциклопедия

    МИГАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС - Рефлексивное закрытие века, вызванное ярким светом, внезапным шумом, дуновением ветра и т.д. Этот рефлекс тщательно изучался в исследованиях по классическому обусловливанию … Толковый словарь по психологии

    Лицевой нерв … Википедия

    Реакции организму (рефлексы), вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни человека или животного на базе врожденных безусловных рефлексов. Термин «условные рефлексы» введен И.П. Павловым. В отличие от безусловных рефлексов… … Медицинская энциклопедия

    - (nervi craniales; синоним черепно мозговые нервы) нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него. Различают 12 пар Ч. н., которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов… … Медицинская энциклопедия

    МИГАНИЕ - МИГАНИЕ, рефлекс на раздражение чувствительных ветвей тройничного нерва (роговица, конъюнктива, кожа, окружающая глаз, ресницы) или же на световое раздражение. Центрипетальная дуга рефлекса т. о. либо тройничный либо зрительный нерв.… … Большая медицинская энциклопедия

    К. о. называют тж обусловленной реакцией, обусловленным рефлексом, условной реакцией и условным рефлексом. И. П. Павлов был первым, кто широко исследовал его особенности. Огромная работа, проведенная в лаборатории Павлова, показала, что… … Психологическая энциклопедия

    МИГАТЬ, аю, аешь; несовер. 1. То же, что моргать. М. глазами. Многозначительно м. соседу. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), перен. Мелькать, мерцая (разг.). Вдали мигает огонёк. | однокр. мигнуть, ну, нёшь. | сущ. мигание, я, ср. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    ЛАЗЕРНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ - вынужденное (посредством лазера) испускание атомами вещества порций квантов электромагнитного излучения. Слово лазер аббревиатура, образованная из начальных букв английской фразы Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (усиление… … Российская энциклопедия по охране труда

Статьи по теме