Город в котором жил и проповедовал кальвин. Кальвин жан

· индекс ) Другие источники : БЭЮ : ЕЭБЕ : МЭСБЕ : НЭС


Кальвин (Жан Calvin) - младший из трех крупнейших реформаторов XVI века (Лютер, Цвингли) и представитель романского типа Реформации. К. род. в 1509 г. в г. Нойоне в Пикардии (Сев. Франц.), в зажиточной буржуазной семье. Его отец, Жерар Ковен (Cauvin - эта фамилия была потом латинизирована К., по обычаю ученых, в Calvinus, Calvin), занимал должность епископского секретаря. Своим детям он старался дать основательное образование. Необыкновенные способности К. были рано замечены в семье. 14 лет его отправили учиться в Бурж. Уже здесь обрисовался характер будущего церковного деятеля: его прилежание, способность быстро усваивать и превосходно излагать усвоенное, ставившая его в положение учителя среди товарищей, его раздражительный, обидчивый нрав, за который он получил прозвание «аккузатива». Отец думал сначала сделать из него богослова и доставил ему бенефицию, но потом он переменил мнение и заставил сына избрать юридическую карьеру. Мало расположенный к последней, Кальвин в течение двух с лишком лет слушал лекции лучших профессоров права во Франции, сначала в Париже, потом в Орлеане. Эта школа положила печать на образование ума К.: его способность в рассуждении и диалектическом споре схватить сразу основной принцип, развить из него с неумолимой логикой все выводы, его интерес к политике, законодательству, администрации если не возникли, то развились здесь. Смерть отца (1531) открыла ему свободный выбор жизненного пути, и он отдался гуманистическим занятиям. Главною целью К. в это время было составить себе имя ученого литератора в духе Эразма: уже в 1532 году он издает комментарий на трактат Сенеки «De Clementia». Это - работа филологическая, в которой, однако, много намеков на современные политические порядки; но в ней нет еще ни малейшего признака принадлежности К. к протестантской партии. Между тем, среди близких родственников и земляков К., частью учившихся вместе с ним, было много лиц, склонных к «лютеранству». Один из них, Пьер Робер по прозванию Оливетан - побывавший в Германии - оказал, по-видимому, большое влияние на К., позднее других сверстников поддавшегося новому учению. Его натуре были чужды порывы, энтузиазм. Он не переживал тяжелого душевного кризиса, как Лютер. Его переход в протестантизм был результатом медленной и сложной рассудочной работы. Сначала К. держится умеренного направления людей кружка Маргариты, сестры Франциска I, мечтавших, в духе Эразма, о проповеди чистого Евангелия на почве существующих учреждений. В 1534 г. мы видим К. уже в числе убежденных протестантов, резко порвавших с церковью. Одна из поздних биографий К. (составленная Бэзом в 1575 г.) объясняет внезапный отъезд его из Парижа осенью 1533 г. участием в одной протестантской демонстрации. Далее биографами К. передаются различные его скитания по Зап. и Южной Франции, даже по Италии, его попытки пропаганды. Все эти известия очень трудно проверить: несомненно только то, что в 1534 г. К. не был в числе известных правительству агитаторов или даже подозреваемых лиц; он мог спокойно появиться летом этого года в родном Нойоне, где отказался от своей бенефиции. Эмиграция К. из Франции (вероятно, поздней осенью 1534) была добровольной, но она стоит в связи с поворотом в церковной политике французского правительства. В 1533 г. открылась эра религиозных преследований. За границу Франции, в юго-зап. Германию и Швейцарию, бросилось множество эмигрантов. Французский протестантизм с этой поры принял по преимуществу радикальный оттенок. У К. к этому присоединялась еще методичность северного француза, неумолимая логика убежденного доктринера. Многие из его единомышленников становились проповедниками (напр. Фарель - в романской Швейцарии) или пытались действовать тайной агитацией во Франции; К. и новому делу хотел служить в качестве ученого писателя, профессора. Он направился сначала в Страсбург, где сблизился с Буцером и Капитоном, затем в Базель. Здесь в начале 1536 г. вышло первое издание его «Наставления в христианской вере» («Institutio religionis christianae»), которое потом несколько раз переделывалось и расширялось (последнее, наиболее известное изд. - 1559 г.) и в конце концов явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма. В первой работе К. еще мало оригинального по содержанию; целью автора было систематически изложить сумму определившихся уже протестантских идей, положить конец беспорядочности учения и строя среди единомышленников. В этом отношении К. далеко оставил позади себя по ясности, сжатости, силе изложения все предшествующие попытки в том же духе. Книга К. отмечает собою начало нового периода в истории протестантизма. Не человек с его страданиями и сомнениями занимает К., а восстановление истинного понятия о Боге, умаленного папизмом. К этой основной черте примыкает и учение о предопределении (предестинации), развитое, впрочем, лишь в последующих изданиях «Наставления». Идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь орудиями своими, исключает мысль о человеческих заслугах, даже самое представление о возможности свободного выбора в решениях людей. Вытекающее отсюда понятие предопределения развито было еще блаженным Августином и более или менее разделялось всеми реформаторами XVI в.; но никто из них не пошел так далеко в формулировании принципа, в заключениях, вытекающих из него, как К. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель. Как добрые, так и злые дела людей служат для выполнения предначертаний Божиих, но это нисколько не снимает вины с человека; всякая неправда - оскорбление имени Божия и влечет за собою суровую кару. В представлении К. о Боге есть нечто ветхозаветное. Он охотно обращается к примерам из истории Израиля, как бы забывая при этом евангельскую проповедь любви. Но в учении К. есть и другая сторона. Человек не в праве доискиваться, что решено о нем на небесах; он должен уповать на свою принадлежность к избранникам, раз он идет по пути, указанному Богом. Полное подчинение воли человека Божиим предначертаниям должно порождать в нем сознание правоты и силу оказывать сопротивление властям мира сего, раз они идут против велений Божиих. Лишь в повиновении государей Богу заключается оправдание земной власти. Настаивая на безусловном господстве прямого свидетельства слова Божия, изложенного в писании, К. отделяет свое учение ясной чертой как от католичества, так и от всякого рода мистических направлений (анабаптистов и др.), признававших возле или выше писанного откровения внутренние, непосредственные. В учении К. протестантизм принимает характер по преимуществу сухой, рационалистический. Он нигде не оставлял места игре воображения, неопределенному чаянию: везде - логическое рассуждение и ссылка на прямой текст Писания. Всякое соединение людей, в котором раздается проповедь слова Божия и совершаются таинства (крещение и причащение), по взгляду К., есть церковь. Духовная власть провозвестников слова Божия поставлена им, однако, необыкновенно высоко; он настаивает на применении к ослушникам строгой церковной кары - отлучения, от которого отказывалось большинство реформаторов, опасаясь возвращения церковной тирании. Несмотря на непримиримую вражду к католичеству, учение К. о церкви всего более приближалось к средневековому, всего более заключало в себе элементов теократии . В учении о причащении К. занял положение, среднее между Лютером и Цвингли: он учил, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с телом и кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой. «Наставление в христианской вере» сразу создало К. славу одного из крупнейших богословов эпохи, и этим объясняется настойчивость, с которой Фарель старался привлечь К. к деятельности в Женеве, когда он летом 1536 г. остановился в этом городе на короткое время. В Женеве тогда было еще много сторонников католичества, переход большинства к протестантизму совершился чисто внешним образом; народные волнения, ожесточенные столкновения партий мешали укреплению нового политического и церковного порядка. Приглашенный сначала для чтения богословских лекций, К. скоро занял видное место среди проповедников. Под его влиянием быль составлен проект церковного устройства (Articles de 1537), предложенный на рассмотрение магистрата. Существенные черты его следующие: основой церкви должна быть правильная вера ее членов и нравственная чистота общины. Чтобы добиться того и другого, необходимо проверить религиозные убеждения граждан путем предъявления им к подписи и присяге подробной формулы исповедания, а отрекшихся исключить из церкви; далее, необходимо установить надзор за частною жизнью граждан, поручив его проповедникам и старейшинам, с применением к недостойным членам церкви отлучения. Проект К. был принят магистратом, но проведение присяги всех граждан не удалось, составилась сильная оппозиция, и в начале 1538 г. друзья К. и Фареля были исключены из магистрата, а вслед за тем (апр. 1538) К. и Фарель изгнаны из Женевы. В течение года они поддерживают сношения с «верными» в Женеве, склоняясь к примирительному направлению: К. боится прослыть схизматиком, из-за личных побуждений внесшим раскол в общину. Внимание К., однако, все более отклонялось в другую сторону. С осени 1538 г. он стал руководителем страсбургской общины французских эмигрантов, в которой скоро была введена им строгая нравственная дисциплина. Страсбургские друзья К., Буцер и Капитон, втянули его в круг общецерковных вопросов, поставленных в это время германской Реформацией. В начале 40-х годов здесь шли деятельные переговоры о примирении религиозных партий и о созвании общего собора для пересмотра спорных вопросов. К., несмотря на свое незнакомство с немецким языком, принимал видное участие как в предварительных совещаниях 1539 и 1540 гг. (на сейме во Франкфурте, в религиозных конференциях в Гагенау и Вормсе), так и на решительном собрании регенсбургского сейма весною 1541 г. Допуская в среде протестантов известное различие направлений, К. выражал крайнюю неуступчивость по отношению к программе католиков. К. уехал с сейма до его окончания, сильно разочарованный. Его трехлетнее пребывание в Германии имело решительное влияние на развитие его воззрений. С этой поры для него на первом плане - общие судьбы Реформации в Европе; местные ее успехи представляются ему важными лишь в мере их отношения к общему ходу событий. Из Женевы, между тем, идут к К. с осени 1540 г. настойчивые просьбы вернуться ввиду победы, одержанной сторонниками изгнанных проповедников (гиллермены, от имени Фареля - Guillaume). К. был встречен в Женеве с большим почетом (сент. 1541), но предложенный им проект церковных ордонансов (ordonnances ecclésiastiques) был принят магистратом лишь после долгих споров и с известными ограничениями. Были установлены четыре церковные чина: пасторы (ministres, pasteurs), доктора (т. е. ученые богословы, для преподавания в школе), старейшины (anciens), для нравственного надзора за гражданами, и диаконы, для ведения благотворительного дела; последние два разряда набирались из светских лиц путем назначения со стороны магистрата (старейшины - из правительственных советов). Чисто церковные должности также замещались магистратом по рекомендации пасторов и после экзамена. Консистория, составленная из 12 старейшин и 8 пасторов, разбирала более важные проступки против нравственности и отступления от истинной веры; в менее серьезных случаях пасторы и старейшины, постоянно совершавшие обходы по домам, ограничивались частным внушением. У консистории были отняты всякие светские формы воздействия, но ей было предоставлено налагать отлучение (т. е. удалять от причащения). Одновременно утвердились и формы культа, устранявшие из церковного обихода украшения, символы, церемонии - все, что может действовать на внешние чувства. Последние праздники, оставленные Реформацией, - Рождество, Обрезание, Благовещение, Вознесение - были отменены, и осталось лишь воскресенье. Появившееся вскоре после ордонансов третье издание «Наставления в христианской вере» (1543) заключает в себе подробную программу церковного переустройства, обнаруживающую истинную мысль К. О каком-либо подчинении церковных органов государственной власти здесь нет и речи. Проводится полное разделение светской и церковной сферы, и нравственная дисциплина целиком отнесена к последней. Выборы в консисторию и в пасторы опираются на демократическую основу. Кандидаты должны быть назначаемы пасторами, но избрание совершается при прямом участии всех членов общины, руководимых первыми. Пасторов К. приравнивает к пророкам и апостолам. Самостоятельная церковная община, руководимая при общем контроле народа всемогущими пастырями - это форма, которую всюду стремится внести кальвинизм (см.) . Но в тесных пределах маленькой республики, в виду ревнивого к власти магистрата К. с трудом мог отстоять даже порядок, установленный в 1541 г. Личное положение, занятое К. в Женевской республике, было чрезвычайно влиятельно. Его обширные познания, его административный талант, умение владеть словом и пером, его ученый и богословский авторитет, его многочисленные связи и знакомства в Швейцарии, Германии и Франции делали его неоцененным сотрудником и советником правительства во всех почти внутренних и внешних делах республики. Ему поручалась дипломатическая переписка, редактирование политического, судебного, полицейского законодательства Женевы; он был непременным членом разных правительственных комиссий; хорошо осведомленный об интимной жизни женевских граждан, К. почти каждый день появлялся перед правительственным советом со своими докладами, донесениями и извещениями. Его рекомендации при назначении пасторов и регентов (учителей нового протестантского коллежа) безусловно принимались; в коллегии проповедников он располагал фактически диктатурой. Это личное влияние далеко еще не обусловливало торжества системы: напротив, чем более она развертывалась, тем значительнее становилась оппозиция в среде населения и в самом магистрате. Первые пять лет после возвращения К. (1541-1546) - время проведения программы, во имя которой он был призван в Женеву. Запрещаются танцы, театральные представления, азартные игры; строгие наказания полагаются за произнесение кощунств, проклятий и т. п. Магистрат пытается закрыть трактиры и заменить их собраниями граждан, под надзором властей, для религиозных бесед. В то же время Женева широко раскрывает ворота религиозной эмиграции, направлявшейся из Италии, Англии, Нидерландов и особенно Франции. Число французских эмигрантов через 15-20 лет составило не менее половины всего населения Женевы. Эта система не могла не вызвать сильной оппозиции. Женевские традиции, характер населения противоречили как нельзя более нравственно-дисциплинарной программа. Все, кто был недоволен приливом пришельцев, - напр. мелкие ремесленники, видевшие в этом причину дороговизны, упадка дел, - начинали переносить свою вражду на защитников и вождей этой массы чужих - на пасторов и в особенности на К.

Система строгих преследований за нарушение нравственных правил не щадила никого, и многие из членов правительственной олигархии, почувствовав силу ее на себе, изменили свое отношение к ней. В 1546 г. перед консисторией предстал длинный ряд лиц, обвиненных в участии в танцах, между ними генеральный капитан и первый синдик, т. е. главные сановники города; они должны были выслушать суровое внушение и принести публичное покаяние. В 1547 г. уже образовалась сильная партия недовольных («перринисты»), стремившихся к сокращению личного влияния К. и к большему подчинению консистории и коллегии пасторов (Vénérable Compagnie) магистрату; главным образом они хотели отменить церковное отлучение. По своим воззрениям они примыкали к цвинглианству, которое переносило всю церковную власть на магистрат; поэтому на их стороне было сочувствие большей части протестантской Швейцарии, особенно Берна. В их программе и поведении не было ничего общего с социальным и нравственно-религиозным радикализмом и анархизмом анабаптистов или рационалистических сект (название «либертинов», употребляемое еще многими современными историками, к ним неприложимо и позднейшего происхождения; К. в своей статье «Contre la secte furieuse des Libertins, nommés spirituels», 1545 г., нападал не на женевских противников, а на вольнодумцев вообще, в частности на одну бельгийско-французскую секту пантеистического направления). Пользуясь оппозицией в среде магистрата, недовольные, особенно из числа молодежи, стали шуметь против пасторов, подвергать их оскорблению на улицах, демонстративно нарушать дисциплинарные предписания, преследовать, где возможно, французов. Оппозиция провела несколько мер, клонившихся к лишению консистории самостоятельности. Доклады и жалобы К. нередко оставлялись без последствий. В 1549 г. К. удалось заключить под названием Цюрихского соглашения (consensus Tigurinus) важный акт с главой швейцарского цвинглианства, Буллингером, в силу которого единство установилось между обеими церквами в спорном учении о пресуществлении и таким образом подготовлялось их слияние в дальнейшем; тем не менее, большинство цвинглианских проповедников все более раздражалось против К. за его нетерпимость. Одно время К. мог рассчитывать только на поддержку двух соседних романских церквей, в Лозанне и Невшателе, руководимых его близкими друзьями и ревностными сторонниками, Вире (см.) и Фарелем. С 1551 г. поднялся спор между К. и представителями лютеранства в Германии, особенно Иоахимом Вестфалем. В том же году ученый французский врач Жером Болзек (Boisec), хороший диалектик, открыл целый богословский поход на К. по вопросу о предопределении. Формулы Бользека были подхвачены в среде простого народа; его ученым преемником в Женеве выступил (в 1552 г.) местный уроженец, юрист Троллиэ, которому поручили цензуру ученых сочинений К. Больших усилий стоило К. добиться официального утверждения своей доктрины и заставить замолчать своего противника. В 1553 г. для К. наступило особенно критическое положение. В правительственных советах перевес получила партия перринистов; в то же время в Женеве появился самый серьезный и талантливый из всех теоретических противников К., испанец Михаил Сервет. К. встречался уже в начале своей деятельности (1534 г.) с основателем антитринитаризма. Сервет одно время переписывался с ним, стараясь привлечь К. на свою сторону, а потом вызвать его на полемику. К. отвечал, но неохотно, затем прервал переписку и однажды объявил Фарелю, что, если Сервет вздумает приехать в Женеву, он не выпустит его живым. В 1553 г. Сервет издал в Лионе под вымышленным именем Villeneuve свое сочинение «Christianismi restitutio». К. помог католическим властям открыть имя автора, переслав им копии с писем Сервета, - факт, который он потом отрицал. Сервет был арестован и подвергся суду инквизиции, но бежал из тюрьмы. На пути в Швейцарию он был задержан в Женеве по указанию К., узнавшего его в толпе. В нескольких заседаниях совета, обратившегося в церковный суд, происходили длинные споры между К. и обвиняемым по самым сложным догматическим вопросам. Недовольный таким ходом процесса магистрат поручил светскому прокурору составить новый обвинительный акт, в силу которого Сервет признавался не еретиком, а богохульником и мятежником, подлежащим смерти в силу законодательства Грациана и Феодосия. В это время Сервет, считая К. - «Симона-волхва», как он выражался, - направителем всего дела и осведомленный, может быть, о конфликт между К. и могущественной партией в правительстве, предложил судебную дуэль: если его учение найдено будет еретическим, пусть он будет подвергнут смерти, а его книги - сожжению, в противном случае пусть та же участь постигает К. Магистрат, не доверяя вполне своим пасторам, решил обратиться к мнению швейцарских церквей. В их ответах заключалась апология К. и его коллег, затем осуждение Сервета, как величайшего еретика и богохульника; но о характере наказания здесь не было ничего сказано. Магистрат, однако, немедленно произнес над Серветом смертный приговор. Сервет пожелал еще раз повидать К., но предсмертная встреча не смягчила К. Сервет погиб на костре 27 октября 1553 г. В протестантском мире поднялось много голосов против такого бесчеловечного обращения с заблуждающимися, а некоторые (особенно Себастиан Кастеллион, который по настоянию К. в 1544 г. был удален за вольнодумство из Женевы) высказались в пользу полной терпимости и против применения к еретикам светских принудительных мер. К. написал в свою защиту «Defensio orthodoxae fidei de sacra Trinitate contra prodigiosos errores M. Serveti» (1554), в которой возвращается к средневековой точке зрения на религиозные. заблуждения. Несмотря на это, большинство протестантских вождей, в том числе Буллингер и Меланхтон, стали на сторону К., отчасти по теоретическим соображениям, отчасти ввиду затруднительного и ответственного положения главы романской церкви. Несомненно, что К. первый в протестантском лагере возвел в принцип преследование еретиков и дал ему наиболее резкую формулировку. Казнь Сервета знаменует собой завершение протестантизма как церкви и разрыв его с просветительными идеями века - и в то же время открывает эпоху кровавых столкновений за веру.

В начале 1555 г. магистрат, в котором положение перринистов поколебалось, согласился окончательно признать за консисторией право налагать отлучение. Чтобы лишить перринистов всякого влияния, противники их стали массами принимать в гражданство французских эмигрантов. Раздражение перринистов сказалось в ночной схватке 16 мая 1555 г., которая послужила поводом к крайне пристрастному политическому процессу: самые беспокойные противники системы К. были казнены или должны были бежать из Женевы. После этого К. не встречал более серьезной оппозиции в Женеве. В городе основывается множество типографий и книжных лавок; главной задачей их становится распространение Библии во Франции. В 1559 г. по инициативе К. женевский коллеж был преобразован в академию, главною целью которой была подготовка образованного протестантского духовенства для романских земель; скоро академия наполнилась слушателями со всех концов Европы. Женевский магистрат совместно с коллегией пасторов вел сношения с возникающими французскими протестантскими общинами, отправлял к ним проповедников, связывая их определенными условиями. В официальном языке женевских властей, во всем обиходе республики укрепляется религиозный тон, создающий Женеве репутацию «святого города». Во всех важных актах политической жизни принимает участие духовенство. В 1559 г. К. принимает женевское гражданство, но главное его внимание обращено на заграничные явления, и чисто женевские церковные дела он все более поручает своим коллегам. Послания большей части французских протест общин к К. написаны в самом благоговейном тоне: указания его принимаются за предписания. К. завязывает переписку с Колиньи, с королем наваррским (отцом Генриха IV). Временем наибольшего напряжения деятельности К. были 1560-62 гг., когда франц. протестанты, сложившиеся в могущественную партию, получили возможность действовать. К. был против мятежа, против всяких насилий, резких демонстраций. Он рассчитывал на энергическую инициативу крупных вождей из среды принцев и дворян, на вмешательство государственных чинов, вообще на реформу или сопротивление на конституционной почве (соответственно своему учению о «второстепенных властях» как защитниках народа против тирании правителей). Эта точка зрения постепенно разъединила его с большинством младших, более рьяных французских деятелей, которые искали исхода в войне и революции. Но и у К. сознание неудачи мирной реформы вызвало большую горечь тона в отношении государей. В толкованиях на I кн. Самуила и Даниила, относящихся к последним годам К., резко выражены его республиканские симпатии и осуждение абсолютизма. К завязал деятельные сношения и с другими странами - Англией, Шотландией, Нидерландами, Германией, Польшей. Это было тем важнее для дела протестантизма, что лютеранство стало местным исповеданием и прекратило борьбу с католической церковью. Он писал также королям шведскому и датскому. Благодаря ему кальвинизм с самого начала занял международное положение. Роль К. в общеевропейской пропаганде не ограничивается одной посылкой наставлений и деятелей; в Женеву стекались беглецы со всех концов Европы, шли учиться будущие борцы против католицизма на почве богословской, литературной и политической; у К. искали совета и более зрелые, сложившиеся люди; в разное время с ним находились в сношениях Лютер, Меланхтон, Слейдан, историк германских реформаций, Готман, выдающийся французский публицист, юрист Бодуэн, Социн, Ласкиа, реформатор в Польше, и многие другие. К. отзывался на все крупные вопросы, возникавшие в связи с общеевропейской реформацией (таковы, напр., его полемические трактаты по поводу тридентинских решений и интерима Карла V). В течение более чем 20 лет он читал богословские лекции, комментировал отдельные книги Библии и подробно разбирал их в последовательных проповедях, особенно интересуясь Ветхим Заветом. Резко отличается К. от большинства реформаторов более старого поколения, мистиков, гуманистов, мечтателей и проповедников. а также и от группы народных деятелей: К. - ученый, теоретик и в то же время организатор, политик, издали направлявший массы, но не спускавшийся к ним, не живший одною с ними жизнью. Личная жизнь К. сложилась неблагоприятно. Хилый и слабый от природы, он вконец расстроил свое здоровье непрерывной, часто ночной работой, вечным напряжением энергии; во вторую половину своей жизни он почти постоянно недомогал. Располагая множеством поклонников, К. имел мало друзей. В 1540 г. он женился в Страсбурге на Idelette de Bure, вдове анабаптиста, которого К. успел обратить к своему учению. Дети, рождавшиеся у них, умирали в первые же месяцы. В 1549 г. К. потерял жену; с тех пор он жил замкнуто и одиноко, как аскет. 5 мая 1564 г. К. скончался. Соч. К., особенно «Institutio religionis christianae», и его переписка издавались много раз. Первое собрание «Epistolae et responsa» выпустил преемник К. в Женеве, Беза (см.) , в 1575 г. Первым полным собранием сочинений К. было женевское издание 1617 г. В настоящее время заканчивается монументальное издание страсбургских ученых (Baum, Cunitz, Reuss, Erichsou), собравших под заглавием «Calvini Opera omnia», помимо сочинений и переписки К., его ранние биографии, документы, касающиеся его церковной и политической деятельности в Женеве, акты процессов и т. п. Вышедшие тома занимают часть собрания «Corpus Reformatorum» (тома XXIX-LXXVI, нач. с 1863 г.). Письма К., относящиеся к раннему периоду, собраны также в превосходном по своим комментариям издании Hernnajard, «Correspondance des réformateurs dans les pays de langue franςaise» (второе изд., с 1878 г.). Французские письма К. изданы отдельно Bonnet («Lettres franςaises de Calvin», 1854 г.). Из ранних биографий замечательны две, написанные Безой (1564 и 1575 г.). С католической точки зрения написана «Histoire de la vie de Calvin» Бользека (новое изд. Лион, 1575). Между новыми сочинениями о К. научным беспристрастием отличаются Lefranc, «Jeunesse de Calvin» (П., 1890); Kampschulte, «Johann Calvin, seine Kirche und sein Staat in Genf» (I т., Лпц., 1869; превосходное сочинение, оставшееся неоконченным), и полулетописная кн. Roget, «Histoire du peuple de Genève depuis la Réforme jusqu"à l’Escalade» (Женева, 1870-83). См. также Galliffe, «Quelques pages d" histoire exacte» (1863) и «Nouvelles pages d’histoire exacte» (1868; с точки зрения враждебной К.). По-русски небольшая биография К. в библиотеке Павленкова, составленная Порозовской; В. Михайловский, «Сервет и К.» (М., 1883), и Р. Виппер, «Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма» (М., 1894).

- (1509 64 гг.) французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Исторический словарь

- (Calvin, Jean) (1509–64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение Наставление в христианской вере (… … Политология. Словарь.

Кальвин Жан - (Calvin, John) (1509 64), франц. теолог, крупнейшая фигура второго поколения протест, реформаторов (протестанты). Сын клерка. Обучался в Париже, Орлеане и Бурже. Ок. 1533 г. перешел в реформатскую веру. В своей книге «Наставление в христианской… … Всемирная история

- (Calvin, Calvinus) (1509 1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Энциклопедический словарь

Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов Дата рождения: 10 июля … Википедия

КАЛЬВИН (Calvin Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался … Большой Энциклопедический словарь

Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin ‒ Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, ‒ 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое… … Большая советская энциклопедия

- (1509 1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной… … Энциклопедия Кольера

Кальвин, Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. КАЛЬВИН (Calvin, Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Кальвин Жан () французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

  • Реформация и контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола , Филиппов М.М.. В книге представлены художественно-биографические очерки о ярких исторических личностях эпохи Реформации и котрреформации. Герой чешского народа - Ян Гус, основатели протестантизма - Мартин…
  • Жан Кальвин. Теология и религиозно-общественная мысль XVI века , Н. В. Ревуненкова. В монографии впервые в отечественном религиоведении дается комплексный анализ наследия Жана Кальвина. На широком историческом фоне рассматриваются проблемы критики католического учения и…

Одним из признаков современности является рост влияния церкви на людей. Наряду с церквями православными и католическими в России все чаще появляются так называемые протестантские. Одной из наиболее устойчивых в этом отношении является кальвинистская церковь. В этой статье вы сможете почерпнуть информацию о ее основателе Ж. Кальвине, узнать о кальвинистском вероучении, понять, в чем его основные отличия и как проводятся обряды.

Как произошло разделение вер

Предпосылкой исторического разделения вер можно считать борьбу между существующим в Западной Европе феодальным строем и зарождающимся капиталистическим. Церковь во все века играла в политической жизни государств немаловажную роль. Противостояние, приведшее к разделению людей путем религии и вероисповедания, проявилось в лоне

Началось все с выступления Мартина Лютера, известного доктора богословия из Виттенбергского университета, которое состоялось в конце октября 1517 года. Он обнародовал «95 тезисов», в которых предъявил претензии к канонам Критике предавались:

  • образ жизни католических священников, погрязших в роскоши и пороках;
  • продажа индульгенций;
  • отрицалось католиков, права церквей и монастырей на земельные наделы.

Реформаторы, являющиеся сторонниками Мартина Лютера, считали ненужной иерархию католической церкви, а также духовенство.

Почему появилось кальвинистское учение

Ряды реформаторского движения ширились, но это не значит, что сторонники во всем были согласны с основоположником противоречащего вероисповедания. В результате возникали разные направления в протестантизме. Как один из самых ярких примеров можно рассматривать кальвинизм. Его часто сравнивают с новыми жизненными силами Реформации.

Это вероучение было более радикальным. Мартин Лютер в основу Реформации ставил необходимость очистить церковь от всего, что противоречит Библии и ее основополагающим принципам. А учение Кальвина предполагает, что нужно убрать из церкви все, что Библия не требует. Также данное вероисповедание культивирует суверенитет Бога, а именно, его полную власть везде и во всем.

Кто такой Жан Кальвин (немного биографии)

Что же представлял собой ставший всемирно известным основатель кальвинизма? Это движение, собственно, и получило название в честь своего руководителя. А возглавил его Жан Кальвин (1509-1564 г.).

Он родился на севере Франции в городе Нуайоне в июле 1509 и был довольно образованным человеком для своего времени. Учился в Париже и Орлеане, после чего мог заниматься как юридической практикой, так и теологией. Приверженность идеям реформаторства не прошла для него бесследно. Юноше в 1533 году запретили находиться в Париже. С этого момента начинается новая веха в жизни Кальвина.

Он полностью посвящает себя богословию и проповедованию протестантства. К этому времени Жан серьезно занялся разработкой основ вероучения кальвинистов. И в 1536 году они были готовы. На тот момент Жан Кальвин проживал в Женеве.

Побеждает сильнейший

Между сторонниками и противниками Кальвина велась постоянная яростная борьба. Победу в итоге одержали кальвинисты, и Женева стала признанным центром кальвинистской Реформации с безграничной диктатурой и неоспоримым авторитетом церкви во всех вопросах власти и правления. А самого Кальвина с этого момента, учитывая его заслуги в создании новой ветви религии, называли не иначе как Женевский Папа.

Скончался Жан Кальвин в возрасте 55 лет в Женеве, оставив после себя главный труд «Наставление в христианской вере» и мощную армию последователей из многих стран Западной Европы. Его учение получило широкое развитие в Англии, Шотландии, Нидерландах и Франции и стало одним из основных направлений протестантизма.

Как организована кальвинистская церковь

Представление о церкви, соответствующей этому вероучению, у Кальвина сложилось не сразу. На первых порах он не ставил своей целью создать церковь, но позже для ведения борьбы с контрреформацией и разными ересями необходима была церковная организация, которая была бы построена на республиканских основах и имела бы авторитет.

Устройство кальвинистской церкви виделось Кальвину изначально как объединение общин во главе с пресвитером, которого избирали из светских членов общины. Обязанностью проповедников было ведение проповеди религиозно-нравственной направленности. Обратите внимание: они не имели священнического сана. Пресвитеры и проповедники ведали религиозной жизнью общины и решали участь ее членов, совершивших аморальные и антирелигиозные проступки.

Позже консистории, которые состояли из пресвитеров и проповедников (министров), стали руководить всеми делами общины.

Все, что касалось основ кальвинистского вероучения, выносилось на обсуждение собрания министров - конгрегации. Затем они преобразовались в синоды, чтобы бороться с ересью и защищать вероучение и культ.

Организация кальвинистской церкви позволила сделать ее более боеспособной, сплоченной и гибкой. Она отличалась нетерпимостью к сектантским учениям и с особой жестокостью расправлялась с инакомыслящими.

Строгость в быту и воспитании - основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью - это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Интерпретация Библии по Кальвину

Кальвинизм относится к протестантскому вероисповеданию, а это значит, что основополагающие его правила как бы протестуют против того, как воспринимают Библию православные христиане и католики. Интерпретация Библии по Кальвину, возможно, многим будет непонятна, но в созданную им позицию веруют многие люди и по сей день, поэтому их выбор нужно уважать. Например, Кальвин был уверен, что человек изначально существо порочное и никоим образом повлиять на спасение своей души не может. Также в его учении утверждается, что Иисус принял смерть не за все человечество, а лишь чтобы снять грехи с неких избранных, «откупить» их у дьявола. Отталкиваясь от этих и вытекающих из них позиций, сформировались основные каноны кальвинизма:

  • абсолютная порочность человека;
  • избранность Богом без оснований или условий;
  • частичное искупление грехов;
  • непреодолимая благодать;
  • безоговорочная безопасность.

Если говорить на простом языке, то это можно объяснить следующим образом. Появляясь на свет от греха, человек уже порочен. Он абсолютно испорчен и самостоятельно исправиться не может. Если же он будет по какой-то причине избран Богом, то его благодать будет надежной защитой от грехов. И в этом случае избранный находится в полной безопасности. Следовательно, человеку, чтобы избежать ада, нужно сделать все, чтобы его своей благодатью отметил Господь.

Развитие продолжается

Кальвинистская церковь и ее сторонники все чаще появляются в Восточной Европе, что наглядно демонстрирует расширение географических границ учения. На сегодняшний день кальвинисты не столь радикальны и более толерантны.

род. 10 июля 1509, Нойон, Пикардия - ум. 27 мая 1564, Женева) - церковный реформатор; написал "Institutio religionis christianae" (1536), где развил систему христ. веры, в основу которой положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом завете, является единственным источником (христ.) истины. В своем учении (кальвинизм), на котором вначале сказывалось влияние антисхоластического гуманизма, он исходил из предопределения. На тесную связь кальвинизма, в особенности развившегося из него англ, пуританства, с современным капитализмом Запада указал прежде всего Макс Вебер (см. также Аскетизм). Собр. соч. в "Corpus Reformatorum" (59 Bde., 1863-1900).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЬВИН Жан

(10 июля 1509 – 27 мая 1564) – основатель кальвинизма, один из наиболее крупных деятелей Реформации. Род. в г. Нуайон (Франция). С 1523 учился на юридич. фак-те в Орлеане и Париже. В 1531 К. написал свой первый труд, в к-ром получили отражение идеи, почерпнутые им в общении с гуманистами, сказалось сильное влияние Эразма Роттердамского и Лютера. Осенью 1533 К. отрекся от католич. церкви и создал первую общину последователей своих реформаторских идей. Однако вскоре он подвергся преследованию и в 1534 покинул родину. В 1536 в Базеле К. опубликовал гл. свое соч. "Наставления в христианской вере", в к-ром дал систематич. изложение нового вероучения, основанного на признании абс. предопределения, к-рое Энгельс характеризовал как религ. выражение интересов "...самой смелой части тогдашней буржуазии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 94). Попав в 1536 в Женеву, К. стал во главе реформац. движения и вскоре начал энергично проводить в жизнь свои идеи, требуя строгого соблюдения религ.-нравств. установлений, к-рым он придал характер гос. закона. К. упразднил пышный католич. культ, ввел строгую регламентацию обществ. и личной жизни – развлечений, одежды, пищи и т.д., требовал обязат. посещения церк. службы. Им были разработаны "Церковные установления", ставшие основой кальвинистской церкви. К. ожесточенно преследовал инакомыслящих – гуманистов (Кастеллио), прежних своих единомышленников, несогласных с его режимом (Пьер Амо, Ами Перрен и др.). С особой беспощадностью, не уступая в жестокости самой инквизиции, он обрушился на вольномыслящих (казнь Ж. Грюэ в 1547, сожжение М. Сервета в 1553). Соч.: Opera selecta, Bd 1–5, M?nch., 1926–36; Unterricht in der christlichen Religion, Neukirchen, 1955. Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Maркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, M., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; Виппep Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Wendel Р., Calvin. Sources et ?volution de sa pens?e religieuse, , 1950;МcNeill J. T., The history and character of calvinism, N. Y., 1954. Б. Рамм. Ленинград.

«Предопределение Кальвина сделалось машиной для фабрикации мучеников.… Если где-нибудь в Европе требовались кровь и мучения, если нужен был человек для сожжения или колесования, этот человек уже стоял наготове в Женеве - он поднимался и шёл на смерть, прославляя Бога и распевая псалмы». Жюль Мишле

В 1517 г., в Германии, проповедник и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) публикует одно из первых и одно из важнейших своих сочинений: «95 тезисов». Продолжая грандиозную задумку Яна Гуса, Лютер начинает дело, волной прокатившееся по всей Европе - реформу церкви - называемую в истории Реформацией и имеющую глубокие последствия.

Реформация затронула жизнь Англии, Франции, Германии, Северо-западной и Северной Европы - страны, где новое движение больше всего проявило себя, хотя не совсем так, как мечтали сами реформаторы.

Все приверженцы Реформации называли себя протестантами (выражали протест против существующей церкви). Два крупнейших направления протестантства были: лютеранство (в большей мере распространилось в Германии, Северо-западной и Северной Европе) и кальвинизм (во Франции).

За восемь лет до «95 тезисов» Мартина Лютера, 10 июля 1509 года, в Нуайоне (город в Пикардии), в семье епископского секретаря Каувина, родился мальчик, ставший в будущем, наряду с Лютером, Цвингли и др., одним из знаменитейших реформаторов. В историю он вошёл с именем Жан Кальвин, так как позже латинизировал свою фамилию, как это было принято у учёных.

Его мать умерла очень рано, а отец, вечно погружённый в работу, мало обращал внимания на Жана, его братьев и сестер. Вскоре умного мальчика замечает одна из нуайонских аристократических семей, в которой он и воспитывался. Позже это проявилось в его проповеднической деятельности: в отличие от Лютера, у Кальвина всегда были утончённые, аристократические манеры. Отец хотел направить Жана по своим стопам, и в 1521 году он добивается, чтобы сыну дали пребенду - доход на содержание духовных лиц - и в 1523 году Жан Кальвин переезжает в Париж.

Именно в столице Франции формируется характер и мировоззрение будущего реформатора. Сначала он учится в коллегии Ламарше, где на него обращает внимание один из учителей, приверженец новых реформационных идей, Матюрин Кордье. Свое обучение Кальвин продолжает в коллегии Монтегю. (Интересно, что несколько лет спустя в этой же коллегии учился человек, сыгравший совершенно противоположную роль в истории Реформации - Игнатио Лойола).

Кальвин живет в Париже и под покровительством Кордье изучает грамматику и диалектику. Однако вскоре, по совету отца, Жан переезжает в Бурже, где, один из самых известных юристов тех времен, Альциати, преподает ему юриспруденцию.

В новом университете характер Кальвина становится более открытым и общительным, его замечают другие учителя. Одним из них был Мельхиор Вольмар, гуманист, приверженец Реформации, человек, оказавший огромное влияние на молодого Кальвина. Именно он предлагает Жану заняться теологией.

В 1531 году умирает отец Кальвина, что освобождает его от обязанности изучать нелюбимые для него науки. Он начинает углубленное изучение теологии. В это же время Сорбонна осуждает Лютера в ереси, что еще больше повлияло на его популярность. По всей Франции начинают распространяться листовки, обличающие сорбонистов. Теология становится модной наукой. Возможно, что именно в это время Кальвина посещают первые религиозные сомнения. Под влиянием учения Лютера он изучает Библию, усваивает идею оправдания веры. Жан даже сам пробует выражать новые идеи, он проповедует в соседнем городке Линьере. Спустя некоторое время Кальвин встречается с известным реформатором Буцером и знакомится со своим будущим соратником и биографом Теодором Де Беза (1519-1605). Некоторые историки считают, что уже тогда Кальвин полностью переходит на сторону Реформации и складывается его учение. Однако, это мнение ошибочно. Хотя Кальвин и начинал сомневаться в католицизме, но с его любовью к порядку, привитой юриспруденцией, он считал, что устранение церковного авторитета приведет к хаосу. Жан Кальвин был сторонником так называемой «легальной» оппозиции к папству и стремился не к разрушению, а к очищению церкви. Его больше привлекает «спокойная» слава Эразма Роттердамского. Кальвин хочет оставить свой след в науке и поэтому переезжает снова в Париж, где продолжает свое обучение.

Несмотря на свое плохое материальное положение, он пробует себя и на литературном поприще, в то время почти не приносящего дохода. В 1532 году выходит в свет первый научный труд Кальвина - комментарии к трактату Сенеки «О кротости», где, наряду с самими комментариями, он указывает на несовершенность правосудия того времени и злоупотребления правительства. Особенно он порицает принцип абсолютизма власти, говоря, что опора трона исходит из любви и благосостояния подданных. Кальвин очень рад успеху своего первого произведения. Он рассылает экземпляры всем своим друзьям, прося их о помощи в распространении книги. Однако это была первая и последняя философская работа Кальвина.

В это время в Европе все чаще и чаще происходят маленькие победы реформаторов. Вдохновленный этим, Кальвин снова обращается к изучению религиозных вопросов. Возможно, именно в это время, окончательно осуществляется его переход на сторону Реформации. Кальвин пишет предисловие к псалмам, где говорит о себе: «В какой бездне заблуждений погрязла моя душа! Но тогда, о, Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по твоему пути».

Очень быстро Кальвин становится во главе евангелической общины Парижа. В своих пламенных речах он громил папство, проповедовал учение об оправдании верой, отрицал исповеди, индульгенции и излишнее роскошество церкви.

Это время было сравнительно благоприятное для Реформации во Франции, так как на троне сидел король Франциск I, который был покровителем наук и искусств, а под влиянием своей сестры Маргариты Наваррской снисходительно относился к протестантам. Католическая лига не могла полностью перетянуть короля на свою сторону. Пользуясь этим,

Кальвин делает попытку вызвать движение Реформации «сверху». В 1533 году одного из друзей Кальвина избирают ректором Парижского университета, который при вступлении в должность произносит речь, написанную Кальвином, где, хотя и не прямым текстом, осуждались теологи Сорбонны и проповедовались основные принципы Лютеранской теологии.

Сорбонна была возмущена. Французский парламент принял ее сторону. На Кальвина, как на автора речи, началась «охота», и проповедник бежит из Парижа.

С этих пор у Кальвина начинается беспокойная жизнь. Биографы разукрасили этот период жизни реформатора разнообразными романтическими сюжетами, скорей всего не имеющей действительной исторической подоплеки. Поэтому об этом времени деятельности Кальвина известно очень мало. Сначала он путешествует по южной Франции, где довольно успешно проповедует. Затем он отправляется в родной Нуайон, где отказывается от своих приходов. Известно также, что некоторое время он проводит при дворе Маргариты Наваррской в Нераке. Там же он заканчивает свое первое теологическое произведение «Сон душ», в котором нападкам подвергаются распространившееся тогда учение анабаптистов. Эта секта утверждала, что души людей после смерти пребывают во сне до наступления страшного суда.

Через некоторое время Кальвин возвращается в Париж, так как Маргарита Наваррская договорилась с королем о прекращении «дела об университетской речи». Но все было не так уж хорошо для Кальвина. Спокойному сосуществованию католицизма и протестантства помешали беспорядки в среде самих реформаторов. Во-первых, наряду с учениями Лютера и Цвингли, из Германии во Францию проникало множество сектантских учений (анабаптистов, антитринитариев и др.). Некоторые из них не только враждовали с католицизмом, но и переворачивали каноны христианства. Во-вторых, не довольствуясь мирной пропагандой своего учения, приверженцы Реформации начали проводить враждебные папству демонстрации, совершали разорение церквей, что было похоже на Крестьянскую войну в Германии (1524-1525). И Кальвин, и Лютер осуждали подобные события. В Париже появились, так называемые, «летучие» листки, в которых осмеивалось папство и в оскорблениях говорилось «о великих и отвратительных злоупотреблениях папской мессы». Листки ночью развешивали на дверях монастырей, на воротах Сорбонны. Везде доказывалось, что католики только профанируют таинство причащения. Этого король вместе с католической лигой стерпеть не могли. И в 1535 году Франциск I с солдатами и с огромной толпой народа прошел по улицам Парижа к епископскому дворцу, где заявил, что не потерпит оскорблений. Этой же ночью в городе запылали костры, на которых погибли шесть осужденных протестантов.

Кальвину было опасно оставаться во Франции, поэтому он со своим другом Тиллье переходит границу и добирается до Страсбурга, где можно чувствовать себя спокойно. Но вскоре Кальвин перебирается в Базель и решает там поселиться окончательно. В окружении гуманистов, среди которых бы Эразм Роттердамский, он занимается переводом Библии на французский язык. К переводу Кальвин пишет предисловие, где, как и Лютер, он заявляет, что изучение Библии является самостоятельным правом каждого верующего.

Но вести, приходящие с родины, тревожат его. Франциску I для победы над своим вечным врагом, королем Испании Карлом V, нужна помощь протестантских князей. Поэтому он заявляет, что все гонения в Париже были направлены против сект с их антимонархическими претензиями. Тогда Кальвин решает помочь своим оклеветанным соратникам и заканчивает давно подготавливаемый труд «Наставления христианской вере». Первоначально «Наставления» были задуманы, как краткое популярное изложение принципов нового учения, но ввиду сложившихся обстоятельств, труд был подвергнут некоторым изменениям. В 1536 году в Базеле выходи первое издание «Наставлений», состоящее из 6 глав, а в 1559 году книга состояла из 4 томов, включавших 80 глав. Кальвин всю свою жизнь дополнял книгу, включая в нее все новые принципы. За латинским изданием всегда следовал французский перевод. «Наставления» можно назвать первым образцовым памятником французской прозы, так как до Кальвина ученые сочинения писались на латинском языке. Многие считают «Наставления» самым выдающимся произведением эпохи Реформации. Мысль и попытки изложить основные теории протестантизма были и до Кальвина, но никто не смог создать такой цельный труд. В книге отражается и характер самого Кальвина. Можно заключить, что по сравнению с Лютером Кальвин более радикален. Германский реформатор, выросший в католицизме и пропитанный его духом, так и не смог отрешиться от старой религии, он признал бы и Папу, не мешай тот ему проповедовать. Кальвин же сделал шаг к новой религии, уже не бросая взглядов назад. Он признает единственный авторитет - Священной писание. Центральный пункт Мартина Лютера - учение об оправдании верой, рассматривается и как важнейший пункт кальвинистской догматики, однако Кальвин продвигает его дальше и делает его более решительным и безвыходным для самого человека. Немец доказывает, что спасти человека может только одна вера в спасительный подвиг Христа, да и то вера считалась подарком Бога. Кальвин, мысля логически, приходит к тому, что если вера является благодатью Бога, то и спасение человека зависит только от Божественной воли. Человек всецело зависит от Бога, свободы воли человека нет, спасение не полагается даже только на веру. Истинно верующим может быть человек «избранный» Богом. Поэтому, несмотря на свои плохие или хорошие дела, человек обречен либо на спасение, либо на не спасение. Бог сам, по мнению Кальвина, толкает к злу. Дьявол же может только искушать и мучить по велению Бога, но никогда не одержит победы. Но реформатор, сам, понимая безысходность этой идеи, которая к тому же открывала произвол желаниям человека, заявляет, что никто не может и не должен предвидеть тайну божественного решения и не может знать «избран» он или нет, но обязан добиваться этого своим безупречным поведением, чтобы быть достойным являться спасённым. «Человек падает, - говорит Кальвин, - потому что так постановлено свыше, но грешит он по собственной вине».

Из этого учения выходила и теория церкви по Кальвину. Он полагал, что истинная церковь состоит только из «избранных», но так как никто не знает, избран он или нет, то получается, что все люди входят в церковь. Эта всеобщая церковь является оболочкой той настоящей, главной. Каждая община должна пользоваться самоуправлением в делах веры. По Кальвину церковь должна иметь некое олигархическое устройство. Носителями церковной власти являются проповедники - пасторы. Они избираются всеми, но решающий голос отдаётся другим проповедникам, по этому власть оказывалась в руках немногих. Лютер подчинил церковь государству. Кальвин же расходится с германским реформатором во мнениях: государство установлено Богом и должно быть строгим и справедливым. В сущности, и церковь, и государство преследуют одну и туже цель - духовное самосовершенствование и совершенствование подданных. Поэтому государство должно нести Слово Бога, карать неверных, защищать угнетённых и поддерживать спокойствие и порядок. Но смешение светской и духовной власти противно Слову Бога. Государство должно всеми силами поддерживать церковь, таким образом, государство, как и в католицизме, является теократическим. Подданные должны подчиняться власти и могут протестовать только в том случае, если действия властей противоречат Богу. Из этого следует, что в принципе подданные терпят все притеснения государства и выражают покорность, так как оно создано и поставлено Богом. В вопросе богослужения Кальвин опять уходит дальше Лютера, он отменяет все праздники в честь святых, оставляя только воскресный день, католическая месса упразднена, статуи и иконы причисляются к идолопоклонству, Кальвин отменяет даже церковную музыку.

Ещё в одном из знаменитейших разделов «Наставлений» Кальвин оспаривает тезисы Лютера и Цвингли о евхаристии (греч.- благодарение) - таинства священного причащения, принесение великой жертвы Тела и Крови Христа. Лютер говорит о реальном существовании Христа в евхаристии («сие есть тело мое (хлеб)» и «сие есть кровь моя (вино)»). Цвингли утверждает, что «есть» равно «знаменует» и потому проповедует символическое значение таинства. По мнению Кальвина, при евхаристии сообщается субстанция Божественной благодати, если конечно причащающийся «избранный».

Скорее всего, Кальвин не подозревал, что ему придётся осуществлять свои идеи на практике, он решил, что будет разоблачать папство только на бумаге.

«Наставления» производят фурор среди реформаторов и ужасное негодование со стороны церкви. Кальвин даже вынужден на время покинуть Базель. В 1536 году он проповедует в Ферраре Рене Феррарской, дочери французского короля Людовика XII и полностью склоняет её на сторону Реформации, с тех пор между ними завязывается оживлённая переписка. Однако Кальвин недолго пробыл в Италии, так как на него обращает внимание инквизиция, и уезжает во Францию. В это время идёт война с Италией, и, чтобы объехать спектакль военных действий, реформатор едет через Савойю и попадает в Женеву.

Как ни странно, в Женеве уже прошли первые религиозные войны. Сначала они проходили просто как политические столкновения патриотичных жителей Женевы под предводительством епископа с герцогом Савойским. Но из Берна туда начал проникать протестантизм, а в 1532 году в город попал один из знаменитейших проповедников - Фарель, который начал активную проповедь Евангелия. После нескольких разочарований и поражений он, однако, смог пополнить партию Женевских протестантов. Огромную поддержку ему оказывал Берн, уже полностью покорившийся новой религии, на помощь в борьбе с католическим герцогом город выслал небольшую армию, состоявшую исключительно из лютеран. В 1536 году между Женевой и Берном был заключён «вечный мир». Женева признаётся независимой, но обязуется не искать союза с другими государствами без совета с Берном. Ручательством в сохранении мира должно служить полное единомыслие в делах веры. Но всё обернулось другой стороной. В Женеве протестантизм проповедовался в основном из тщеславных интересов правительства. Город открыл ворота разбойникам, грабителям монастырей, прикрывающихся под маской нового учения. Протестантство в Женеве походило скорее на антиклерикализм. На месте разрушенного строя, должен был быть воздвигнут новый. Но Фарель не мог один справиться с этим.

Приехав в Женеву, Кальвин встречает своего старого друга Тиллье, и через последнего весть о приезде автора «Наставлений» передаётся Фарелю. Положение этого проповедника было очень сложным. После победы протестантизма он являлся лишь управителем церкви и всецело зависел от Совета - главного управляющего органа в городе. Фарель настаивал на наведении дисциплины, чтобы все в намеченный срок посещали проповедь, старался поднять уровень образования в школах. Но его строгость вызывала ропот населения, да и Совет подозрительно относился к реформам. Члены Совета хотели полностью подчинить церковь государству. Фарелю не хватало организаторского таланта, и он просит Кальвина остаться. После долгих уговоров, пламенных речей Фареля, французский проповедник соглашается помочь в наведении порядка в церкви. На некоторое время Кальвин уезжает в Базель, но потом, завершив там свои дела, возвращается.

Два реформатора Женевы полностью дополняли друг друга. Фарель - пылкий, обладающий ораторским красноречием, увлекающий за собой людей, поддерживался четкой рассудительностью, ученостью и точностью Кальвина. Им содействовал третий человек - Вире - тоже обладающий блестящим красноречием, однако больше успокаивающий, чем возбуждающий публику.

Сначала Кальвин не особо выделялся на арене борьбы и только всё время сопровождал Фареля на диспутах и проповедях. Но он делал колоссальную работу в практическом управлении. Церковь действительно находилась в плачевном состоянии, и проповеди Кальвина начинали иметь большой успех. Совет принимает его под свою опёку и выплачивает ему жалование.

В 1536 году Кальвин составляет катехизис, где излагались идеи кальвинизма, в сущности, это был конспект «Наставлений» для горожан. Катехизис с успехом начинает преподаваться в школах. После этого Кальвин составляет евангельское исповедание в 21 тезисе.

Но письменных мер оказалось недостаточно. Французский реформатор настаивал на введении отлучения от церкви, как сильного средства для введения дисциплины. Чтобы не профанировать причащение и не осквернить это таинство, Совет должен выбрать несколько людей глубоко приверженных протестантизму. Этим доверенным людям даются участки города, где они следят за нравственностью граждан и отлучают их от церкви за непослушание, если же это не исправит виновного, его отдают гражданским властям.

Как ни странно, 16 января 1537 года Совет сочувственно отнёсся к требованиям Кальвина и Фареля и провёл ряд реформ, обойдя только отлучение от церкви. Несмотря на требовательность реформаторов, катехизис был принят единогласно.

Кальвин всё больше и больше начинает оказывать влияние на Совет. Часто он с Фарелем приходит в зал заседания и читает проповеди. Совет же всё более строго относится к нарушителям нравственности. Были запрещены роскошные костюмы, шумные публичные увеселения, танцы, азартные игры. И богатые, и бедные одинаково подчинялись закону. Католический культ искоренялся полностью. Всякий, у кого находили иконы, чётки или другие подобные элементы старого учения подвергался строгим наказаниям.

В итоге горожане, которые сначала доброжелательно относились к проповедникам, начали проявлять негодование. Первым признаком надвигающихся неудач было появление в Женеве анабаптистов. Фарель решил устроить им диспут, после долгих споров не победил никто и Совет просто приказал сектантам покинуть город, под страхом смертной казни. Однако приверженцы данного учения всё же остались в Женеве. В это же время Кальвина обвиняют в отрицании Святой Троицы (арианизме). Обвинил его в ереси проповедник Евангелия Кароли. Это нападение в большей степени потрясло Кальвина тем, что его обвинял протестант. Срочно созвав Совет, француз с таким жаром нападает на оппонента, что Женева и Берн выдают ему письменное удостоверение его правоты.

Оппозиционная партия всё возрастала, подкрепляясь Женевскими патриотами, не хотевшими принимать новую формулу веры. Совет даже отказался изгонять бунтующих из-за их огромного количества. Противники проповедников заявляли о себе всё громче и громче. Только лишь Совет не позволял им нападать на иностранцев.

Однако вскоре подвернулся удобный случай. Оппозиция не замедлила воспользоваться вопросом о «бернских обычаях». Бернская церковь, при принятии нового учения, всё-таки сохранили отголоски католицизма, оставив пресный хлеб для причастия, камни при крещении и четыре главных праздника. По Женевско-бернскому договору Берн требовал, чтобы и Женева приняла эти условия. Но Кальвин и Фарель были более радикально настроены и «обычаи» принимать не хотели. Этим и воспользовались оппозиционеры, объявив, что они борются за внедрение «бернских обычаев».

Вскоре наступило 3 февраля 1538 года - выборы нового Совета. Как не старались проповедники, в новом Совете было большое количество противников. И уже на Пасху, когда Кальвин отказался причащаться по католическому обряду, Совет запретил ему и Фарелю проповедовать. Но всё же Кальвин в назначенное время входит на кафедру. Оскорбленный неповиновением Совет принимает решение об изгнании и Кальвина, и Фареля из Женевы. С гордыми лицами проповедники уезжают из города и сразу отправляются в Берн просить помощи.

Берн, понимая, что такой поворот событий может привести к очень плохим последствиям, как, например возрастание католической партии в Женеве, или же вообще отрыв этого города от Реформации, приняли проповедников довольно милостиво. Кальвин жаловался на подготовленную интригу, на то, что он не отказывался от «обычаев», а только не хотел профанировать таинство. Берн отправляет делегацию в Женеву, откуда пришли дурные для реформаторов вести: женевцы ответили, что Кальвин представил дело в ложном свете. Тогда реформаторы обращаются в Швейцарский Синод, заседавший в Цюрихе. Там Кальвин заявил, что реформации в Женеве грозит опасность и выдвинул 14 статей, на условии которых он вернулся бы к проповедничеству в городе. Но и эта попытка оказалась неудачной, женевцы снова доказали посланникам, что Кальвин не прав. И действительно: реформация в городе шла нормальным ходом. Фарелю и Кальвину вообще запретили появляться в Женеве. Решение от 23 апреля отменено не было. Испытывая разнообразные унижения, проповедники покидают Берн и уезжают в Базель, а оттуда Фарель едет в Невшатель, а Кальвин, по приглашению Буцера, отправляется в Страсбург.

Этот город не даром протестанты называли «Новым Иерусалимом». Страсбург очень сочувствовал новым течениям. Там были общины почти всех существующих христианских конфессий того времени. Кальвин быстро стал лидером во французской общине города, а также лектором академии и проповедником при церкви Святого Николая. Общине предоставлялась полная свобода действий, и именно в Страсбурге Кальвину впервые удалось установить свой порядок. Уже в первый месяц своей деятельности он ввёл ежемесячное причащение, отлучение от церкви, при необходимости, и пастырей, присматривающих за нравственностью. Кальвину удалось ввести дисциплину, которой удивлялись немецкая и другие общины в городе. Велики были его успехи и в проповедях, его приезжали слушать даже из Англии.

В 1539 году Кальвин отправляет в печать самую значительную переработку «Наставлений», а также издает толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии», последняя книга была написана на французском и предназначалась для обыкновенной публики. Но материальное положение Кальвина в Страсбурге было не лучшим. Большие затраты требовались на издание книг, ему даже пришлось продать свою Женевскую библиотеку. Жалование страсбургского совета было небольшим. Кальвин, очевидно, решает остаться в городе на долго и принимает гражданство, записавшись в цех ткачей. Тут же, в Страсбурге, он встречает свою будущую жену, это была Идилетта Штёрдер, вдова одного из обращенных Кальвином анабаптистов.

На сеймах, проходивших в это время в Германии, в Регенсбурге, Вормсе, Франкфурте, Гагенау, реформатор встречался и общался со многими знаменитыми теологами (именно тогда Кальвин сближается с Меланхтоном). Французский проповедник очень надеялся на эти сеймы. Это было спокойное для протестантов время, на католическом фронте было уныние, и была надежда, что Папа пойдет на уступки. Кальвин хотел с помощью сеймов собрать в союз всех протестантских князей. Он пытался даже сблизить их с королём Франциском I, для борьбы с Карлом V, за что получил благодарность из Франции. Вначале всё шло как будто хорошо, Кальвин издавал анонимные брошюры против папства, призывая протестантов к объединению. Однако вскоре выяснилось, что это ни к чему не привело. Не состоялось ни соглашение с католиками, ни соединение князей. Главным камнем преткновения между протестантов был вопрос о причастии. Лютер толковал его не так как Кальвин. Француз вообще не мог сойтись с немцами, считая их ещё полностью не освободившимися от элементов католического учения и возмущаясь отсутствием дисциплины в их устройстве общества.

Хотя проповедник и не проявлял того, что хотел возвращения в Женеву, но роль простого пастыря маленькой общины его не устраивала, тогда, как в Женеве он мог управлять целой протестантской «республикой». Кальвин из Страсбурга и Фарель из Невшателя зорко следили за оставшимися в швейцарском городе кальвинистами. Основную их силу составляла организованная Кальвином коллегия проповедников, которая начинала всё громче и громче заявлять о себе. Тогда Женевский совет предпринял уже отработанный ход, потребовав раздавать причастие «по-бернски», а тех, кто отказался, изгоняли из города. После этого Совет издаёт ряд строгих законов, которые, однако, не приводят к укреплению дисциплины, неудовольствие народа начинало возрастать. Анархия росла, и вместе с этим люди начали всё чаще вспоминать порядок Кальвина.

В это время попытку обращения Женевы от Реформации предприняли католики. В Лионе собралась конференция прелатов, которая решилась написать обращение к Женеве и выбрала для этого кардинала и епископа Карпантра, одного из образованнейших людей своего времени, сочувствовавшего некоторым идеям Реформации и гуманизму - Садолета. Он даже вел дружбу с Меланхтоном и был не против реформы церкви, но при условии признания главенства Папы. С пафосом Садолет рисует преимущества католической церкви, мягко упрекает женевцев в наивности и приглашает их вернуться старую церковь. Особенно сильный эпизод - заключение послания, где описывается Страшный суд, на котором встречаются представители старого и нового учения. Первые указывают на почитание отцов церкви, существовавшее в течение многих веков, другие же осуждают всё это. Женевский совет принял обращение и обещал, что рассмотрит его. Католики приободрились, в самом городе появились те, кто был за Садолета. Множество ранее изгнанных вернулись обратно. Понимая, что это может нанести удар по Реформации, Совет готовит ответ, но соперник очень силен. Всё чаще и чаще в городе начало раздаваться имя Кальвина.

1 сентября 1539 года появился ответ Садолету, но пришел он из Страсбурга. Ответ этот был написан Кальвином и является одной из лучших работ реформатора. Садолет отмечает единство и старшинство католичества, Кальвин же заявляет об испорченности церкви, снимая вопрос. Итальянец только мельком касается догматических вопросов, а француз выдвигает их на первый план. Шаг за шагом Кальвин разбивает оппонента. Защищая себя, он объявляет, что венцом всему служит Божественная воля. Защищая свою деятельность, он отсылает Садолета к внимательному прочтению катехизиса. А заканчивается ответ Кальвина, в противовес описанию Суда, словами: «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что слово Божье намеренно утаивается от сынов церкви, что же мне оставалось делать?.. Если нельзя назвать изменником того, кто, видя расстройство воинов, поднимает знамя полководца и снова строит их в ряды, то неужели я заслуживаю этого названия, я, который, видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа?». На этот ответ из Лиона возражений не последовало. Конференция разъехалась, и католики на некоторое время притихли. Кальвинисты ликовали. Это способствовало примирению Кальвина и Женевы.

В Женеве оппозиционеры сильно скомпрометировали себя. Жан Филипп - главный синдик - отдал часть женевских владений Берну, за что был казнён, после эта же участь постигла и других трёх членов Совета, а в выборах нового победили кальвинисты. Начинаются долгие решения по возвращению Кальвина. Женева отправляет посланника Амми Перрена в Страсбург. Там посол уговаривает теологов давление на Кальвина, дабы тот вернулся обратно. После согласия Страсбурга Перрен отправляется в Вормс, где тогда находился сам реформатор, и после долгих уговоров

женевцев, теологов и Фареля, угрожающего Божьей карой, Кальвин как победитель, на должности восстановителя церкви соглашается вернуться в Женеву. А после того, как и страсбургские, и бернские власти дают ему разрешение, Кальвин торжественно въезжает в «покорённый» город.

Женева долго готовилась к встрече, вернули многих изгнанных, как, например Матюрина Кордье. Семья Кальвина за деньги города была переведена в новую квартиру, данную Советом, жалование проповедника увеличилось почти в два раза. Совет также постарался восстановить все реформы Кальвина, отменённые после изгнания. Сам реформатор, всегда отличавшийся раздражительностью, педантичностью, нетерпением к ошибкам чужих, при приезде проявляет кротость и гуманность, он пощадил прежних проповедников и не стал изгонять оставшихся оппозиционеров.

Уже на первом совете Кальвин заявляет о том, что он начинает наводить порядок в церкви. Ему была предоставлена комиссия из шести человек, которая помогала ему осуществлять реформы, пока только на теоретическом уровне. Через некоторое время были готовы церковные ордонансы, предоставленные Совету. У многих членов Совета реформы вызвали плохие предчувствия, однако ордонансы были приняты беспрекословно. Позже их приняли и другие управляющие органы - Совет двухсот и Генеральное собрание граждан. Но всё-таки Кальвина попросили сделать уступки Совету, и, после небольших исправлений, ордонансы издаются. Это был полный кодекс будущей церкви.

Рассмотрим эти церковные реформы. Кальвин разделил всех людей, причастных к церковным делам, на четыре должности: проповедники, учителя, старейшины и дьяконы. Главными в церкви были проповедники. По ордонансам это «слуги Божественного слова». Проповедник должен учить, причащать и проповедовать. Он обязан пройти испытание в учрежденной коллегии проповедников, где удостоверятся в его правоверности, безупречной нравственности и умение нести слово своей религии не кальвинистам. После всех испытаний будущий проповедник предстаёт перед Советом, который высказывает своё мнение и оповещает все остальные правительственные инстанции, а также горожан, хотя последнее было всего лишь формальностью, так как ни один человек не мог сказать ничего против выбора церкви. После принятия в должность проповедник не имеет права выезжать за пределы города без согласия на то Совета, не имеет права он и требовать смены должности. Совет мог лишить проповедника должности только за открытую ересь или преступное поведение. В одной из статей ордонансов, Кальвин не порицает материальную обеспеченность духовных лиц, считая это признаком большей независимости духовного сословия. По этому вся городская община должна помогать проповедникам и в финансовой части. Кальвинистское духовенство, как и католическое, имеет право вмешиваться во все сферы жизни подопечных. Оно обязано управлять всей религиозно-нравственной жизнью общества. По этому были созданы некоторые организации. Коллегия проповедников или конгрегация собиралась еженедельно. Её целью было «охранение чистоты и единства учения». Здесь обсуждались различные теологические вопросы, новые реформы, здесь же был суд для обвиняемых духовников. Этот духовный совет, собиравшийся под предводительством Кальвина, решало и множество политических проблем, решающее слово предоставлялось французскому реформатору, то есть он являлся фактически правителем Женевы. Другое учреждение Кальвина это консистория или коллегия старейшин. Это было и духовное, и светское учреждение, представляющее нечто среднее между инквизицией и судом. В консисторию входили все проповедники и ещё двенадцать горожан - старейшин. Они должны были преследовать богохульство, безнравственность, отступления от веры. Старейшины, надзирали за жизнью каждого члена общины, и, вместе с проповедниками, выносить наказания. Чтобы членам консистории было легче выполнять свои обязанности, им дали право входить в любую квартиру, а ежегодно проводить обход всего города. Когда служитель находит какой-нибудь признак нарушения нравственности или порядка, он обязан донести об этом консистории, через которую дело передаётся в судебный трибунал. Консистория существовала отдельно от других инстанций. Его работа была беспристрастна, так как старейшина совмещал в себе сразу три должности: он обвинял, он докладывал, и он же выступал судьёй. Учреждение было полностью независимо и в финансовой сфере, старейшины получали жалование из штрафных денег.

Помимо церковных реформ, Кальвин издал ряд законов наводивших порядок и в светской власти. Уже к 1543 году, когда были выполнены все церковные преобразования, реформатор установил точные рамки деятельности всех государственных органов, обязанности должностей. Он поставил новый строгий религиозный аристократический характер Женевы. Небольшим дисциплинарным преобразованиям подверглось и судебное дело. Кальвин пишет инструкции даже для пожарных, строителей, ночных сторожей.

Вся эта педантичность приводит к полному изменению Женевы. Из шумного, весёлого города она превращается в тихий огромный монастырь. Кальвина можно назвать теперь «женевским Папой», его слово решающее, он отдаёт распоряжения и собирает всю власть в руках немногих. Генеральное собрание граждан почти ликвидируется, Совет двухсот уходит на задний план, главный Совет затмевается коллегией проповедников. Власть сосредотачивается в руках малого собрания из двадцати пяти человек. Женева превращается в «монастырскую» олигархическую республику.

Но наряду с дисциплиной и спокойствием, существовала ещё и обратная сторона жизни в городе. При строгости порядка система наказаний тоже была не мягкой. Читая ордонансы, мы видим: смерть богохульнику, смерть подрывателю строя государства, смерть сыну, поднявшему руку на отца, смерть изменникам, смерть еретикам. Всё это не могло остаться без последствий, так получилось, что в сравнительно небольшой промежуток времени в Женеве произошло пятьдесят восемь смертных казней и семьдесят шесть декретов об изгнании, больше чем во всей Европе. Однако это только законченные процессы, само судопроизводство было ещё более жестоким, пытка считалась необходимым при допросе. Все судебные власти Женевы того времени придерживались мнения о том, что осуждение невинного - меньшее зло, чем безнаказанность виновного, по этому множество людей привлекались только за подозрение.

Особенный произвол суда можно было увидеть во времена эпидемии чумы, охватившей тогда всю Европу. Распространение болезни приписывалось отдельным людям, «отравителям», которых обвиняли в колдовстве. В 1545 году все темницы были пере полнены, пленных уже некуда было сажать. Эти процессы «отравителей» продолжались очень долго и с всё более нарастающей жестокостью, пока сам Кальвин не высказался против них.

Французский реформатор вносил свои исправления и ограничения во все сферы жизни. Он даже определял цвет и фасон костюмов, законы женской причёски и количество еды на столах. Исчезли все увеселения - театры, ярмарки, игры. Были созданы так называемые аббатства, в которых женевские граждане могли провести свой досуг и удовлетворить потребность в общении. Хозяин заведения следил за тем чтобы гости садились за стол с надлежащей молитвой, за нравственностью посетителей.

Женева, по определению французского историка Мишле, стала «городом духа, основанным стоицизмом на скале предопределения».

Статьи по теме