Разработка урока "спп с придаточными условия". Спп с придаточными обстоятельствами Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условия

1.

Придаточные обстоятельственные - придаточные, которые отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства.

В центре обстоятельственных сложноподчиненных предложений находятся предложения, значение которых так или иначе связано с отношениями причины и следствия. Это предложения с придаточными причины, следствия, уступки, условия, цели . В силу известной близости значений их легко перепутать друг с другом. Однако каждая из этих разновидностей характеризуется своими союзами (придаточное следствия - союзом так что ,цели - союзом чтобы и т.д.).

Каждая из этих разновидностей сложноподчиненного предложения имеет и свои отличия в значении.

Так, сложноподчиненное предложение с придаточным причины выражает отношение двух событий, одно из которых (с точки зрения говорящего) закономерно порождает другое.

Например: Машина засветила фары, потому что в лесу уже стемнело (Г. Николаева).

Сложноподчиненные предложения следствия передают те же отношения, но причина в них выражена в главной, а не в придаточной части: В лесу уже стемнело, так что машина засветила фары . То, что было главным предложением в первом случае, здесь стало придаточным.

Уступительные сложноподчиненные предложения также по смыслу связаны с причинными. Но следствие здесь прямо противоположно по смыслу тому, что закономерно вытекает из содержания придаточного.

Например: Хотя в лесу уже стемнело , машина не засветила фары. Говорящий ждет закономерного следствия придаточного (машина засветила фары ), но оно не осуществляется.

Обстоятельственные придаточные цели также близки к причинным, но в качестве причины здесь выступает желание деятеля в главном предложении, чтобы осуществилось действие придаточного.

Например: Он приехал в Ростов, чтобы поступать в институт .

Сравните: Он приехал в Ростов, так как хотел поступить в институт .

Обстоятельственные придаточные условия тоже передают причину, но такую, в осуществлении которой не уверен говорящий.

Например: Если брат поступил в институт

Сравните: Так как брат поступил в институт , он скоро нам об этом напишет.

Кроме того, к обстоятельственным относятся придаточные времени, сравнения, образа действия.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Теоретические сведения

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию.

Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы: как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так ; полное прилагательное + такой ; полное прилагательное + существительное + такой ; присоединяются союзамичто, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.

В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Например: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: где? куда? откуда? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами: где, куда, откуда . В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Например: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща , белели березы.

Придаточные времени обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова:тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Например: Пока он пел , кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи , почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: при каком условии? в каком случае? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами:если, раз, коли, коль, когда (в значении "если "), как (в значении "если ") и др.

Например: Если жизнь тебя обманет , не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Придаточные причины обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Например: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы: зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами: чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Например: Чтобы музыкантом стать , так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения; отвечают на вопрос: подобно чему? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами: как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.

Например: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Придаточные уступки обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? ; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями:что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Например: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно , да не голодно (Пословица). Куда ни кинь , всюду клин (Пословица).

Придаточные следствия обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы: что из этого следует? ; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами: следствия так что, поэтому .

Например: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени.

Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

2.Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Теоретические сведения

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными .

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например: [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения.

Например: [Я отвечал ], (что природа хороша ) и (что особенно хороши в наших местах закаты ). (В. Солоухин.)

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением .

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

При неоднородном подчинении придаточные могут относиться к одним и тем же словам главного предложения, но не являются однородными, так как отвечают на разные вопросы.

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением .

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Такая связь называется последовательным подчинением .

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

№3. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению мы часто используем сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными .

Придаточные изъяснительные относятся к членам предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, сообщения и пр. Глаголы, при которых употребляется придаточная изъяснительная часть, обычно обозначают: речь (сказал, крикнул ), восприятие (увидел, услышал, почувствовал ), мыслительную деятельность (думал, решил, определил ), внутреннее состояние человека (боялся, удивился ).

Например, И.С.Тургенев в своем письме к П.Виардо писал о своих чувствах: Я без волнения не могу видеть , как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчётливо вырисовывается на голубом небе.

В предложении: Софья, характеризуя Чацкого, говорит , что «он в друзьях особенно счастлив» , - используется глагол говорения.

Очень часто мы пользуемся придаточными изъяснительными, когда высказываем свое мнение:

Я убежден, … Я считаю, … Я согласен с тем, … Могу с уверенностью сказать,… Мне кажется, …. Меня привлекает (интересна) мысль, (высказывание) о том… .

Кроме того, сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь : Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю , и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Теоретические сведения

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.).

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союзчтоб .

Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли , который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также , стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы .

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой , входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда .

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

Например: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел. Хорошо, что он пришел.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому , что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Например: Все началось с того , что вернулся отец.

Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Например: Что он не придет , мне было ясно сразу.

4.Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Теоретические сведения

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения:какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы, (1) с дороги меня не собьют.

К главной части придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных словкоторый, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

Например: И Таня видит дом пустой (какой?), где жил недавно наш герой. (А. Пушкин) [– = сущ. ], (где = –).

Придаточные определительные имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: они стоят всегда после определяемого слова.

Например: Детство - это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды . (В. Санин) [ сущ. – сущ. ], (которое =).

Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе , а падежная форма их зависит от того, каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части:

Например: Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны. (Слово которым употреблено в дательном падеже.)

Сравните: Мне нравятся люди, с которыми легко общаться. (Слово которыми употреблено в творительном падеже.) - Мне нравятся люди, о которых слагают легенды. (Слово которых употреблено в предложном падеже.)

Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части.

Например: 1) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. (М. Лермонтов) 2) Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река, шум которой слушали деды и прадеды поморов рыбаков. (И. Соколов-Микитов)

Близки по значению к определительным придаточные местоименно-определительные , которые относятся к местоимениям тот, каждый, такой, весь, всякий и др., находящимся в главной части.

Например: (1) Уйдет далёко в прошлое всё то , (2) чем я живу . (Н. Глазков).[ = то ], (чем – =).

№5. Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение – это синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко).

Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

1. Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

2. Придаточные делятся на подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения вида придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в первом случае, Мы будем придерживаться именно её.

Напомним, что знания о видах придаточных в сложноподчинённом предложении также проверяются в тестах ЕГЭ в части В (задание В6 ) в 11 классе.

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Теоретические сведения

По значению и строению придаточные части сложноподчинённых предложений делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями, обстоятельствами.

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения: какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы , (1) с дороги меня не собьют. (А. Фатьянов) [ – , (что =), =].

Изъяснительные придаточные поясняют член предложения (чаще всего сказуемое) главной части и, как и дополнения, отвечают на вопросы косвенных падежей.

Например: (1) Мы оживлённо беседовали о том (о чём?), (2) как разрешить создавшуюся ситуацию . [ – = ], (как =).

Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чём сообщается в главной части сложноподчинённого предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельства.

Например: (1) Чтобы полюбить музыку , (2) надо прежде всего её слушать (с какой целью?). (Д. Шостакович) (Чтобы =), [=].

6.Сложноподчинённое предложение

Урок №39. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, условия. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

    показать особенности СПП с придаточными уступительными и условными;

    научить различать придаточные уступки и условия от других видов придаточных;

    совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

    развивать речь обучающихся.

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.

Из упр. 128 выписать 2 предложения с придаточными времени и произвести синтаксический разбор. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить.

III. Орфографическая работа. (Взаимопроверка).

Интересная картина – подлинник; репродукция работы; совершенная копия; оригинал красивее копии; оригинальный язык; принять решение; принял участие; приняла гостей; приняло в соответствии с уставом; приняли единогласно.

2. Работа в паре : Расставьте знаки препинания, определить вид придаточных.

1. Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан. 2. Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. (К.Паустовский) 3. Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин) 4. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский) 5. Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский) 6. Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкину)

Проверьте себя (на мультимедийной доске): Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия. к а к?

Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. - придаточное цели с какой целью?

Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное к а к о й?

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное ч т о?

Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели. с какой целью?

Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины по какой причине?

III. Сообщение темы и цели урока .

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы и задания.

– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? (Общее значение обусловленности.)

– Рассмотрите таблицу на с. 84-85 учебника § 19. Назовите виды предложений со значением обусловленности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки и условия. (Постановка цели и задач урока обучающимися)

Работа с таблицей (у каждого на парте)

Средства связи:

Союзы:

Союзные слова:

хотя (хоть)

сколько ни

несмотря на

несмотря на то что

даром что

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении если , как в значении если и раз в значении если .

В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.

Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.

Придаточные уступки с ообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то, что они вредны для зубов.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай . А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что .

Придаточное предложение уступки

Назовите придаточное; определите вид придаточного

Когда уже все расселись, в огромном розовом театре потухли сразу все лампочки. Он остановился там, где горел костер. Как только рассвело, мы прибыли на вокзал. Когда мне хорошо, или наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джазовую мелодию. Мы пошли в сторону леса, куда указал нам старик.

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Ежели Раз Когда (= если) Коли Когда бы

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

Физпауза.

Игра«Продолжи предложение»:

СПП с придаточным условия

Мне бы хотелось встретиться с тобой в субботу, если…

Ты выиграл бы конкурс, ежели…

Команда выйдет в финал, если…

Ты не получил бы плохую оценку, когда бы (= если бы)….

СПП с придаточным уступки

Продолжите СПП с придаточным уступки

Мы прекрасно провели время, несмотря на то…

Он пришел на занятие, хотя…

Вы не достигните результата, как ни…

Физпауза для глаз.

V. Закрепление, систематизация, применение.

1.Работа по упр.133(1-3предложение), 134 (1-3)

2. Упр. 135 (1-4предложение).

3. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания: (работа в парах)

    (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

    (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

    Куй железо, пока не остыло.

    Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

    Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

    Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч.

4 . Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

Тестовое задание.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ». Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

VI. Выводы по уроку. Рефлексия.

Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных, составьте схемы:

Я понял, что…

Несмотря на то что

Несколько человек зачитывают, объясняют.

VII. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VIII. Домашнее задание.

    Выучит правила на стр. 84-85, § 19, для 1группы: упр. № 134 (5-6), 135 (5-7).

    Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными уступки и условия или составить сказку о придаточных уступки и условия.

Причинные придаточные содержат указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части предложения. Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги (М.-Сиб.)
(причина). В нижнем этаже, под балконом, окна, вероятно, были открыты, потому что отчетливо слышались женские голоса и смех (Ч.) (придаточная не указывает причину того, о чем сообщается в главном (окна открыты не потому, что слышались голоса, а потому, что их кто-то открыл ), а объясняет, на каком основании говорящий установил, что окна открыты, т.е. обосновывает то, о чем говорится в главной части предложения).

Разграничение придаточных причины и основания связано с обусловленностью явлений действительности, о которых идет речь: в предложениях с придаточными причины отражаются причинно-следственные отношения, а в предложениях с придаточными основания отношения основания-вывода (сделанного говорящим).

Придаточные причины присоединяются к главной части посредством союзов и союзных сочетаний потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, поскольку, ибо, благо, в связи с тем что, тем более что.

Придаточные причины обычно помещаются после главной части предложения, за исключением тех случаев, когда необходимо подчеркнуть причину или обоснование чего-либо и указать на следствие: Оттого что нельзя плакать и возмущаться вслух, Вася молчит, ломает руки и дрыгает ногами (Ч.).

Наиболее широкое причинное значение выражается придаточными с союзами так как, потому что : Он не брал никаких сверх­урочных и дополнительных работ, потому что все свободное время проводил в экспериментальном цехе (Николаева); Третий корпус пришлось усилить артдивизионом, так как именно на его участке ожидалось наступление (Бондарев).

Придаточные с союзами благодаря тому что и из-за того что имеют более узкие значения, а именно: первые указывают обычно на благоприятную, а вторые на неблагоприятную причину. Ср.: Благо­даря тому что график движения поездов строго соблюдался, коли­чество перевозок значительно увеличилось (Из газет) и Из-за того что график движения поездов не соблюдался, количество перевозок сократилось.

Придаточные с союзом в связи с тем что выражают ослаб­ленное причинное значение, иногда косвенную причину, а с союзом тем более что – наиболее важную причину. Ср.: Факультативные занятия проводились нерегулярно, в связи с тем что лектор не сумел по-настоящему заинтересовать студентов и Я во многих случаях не хотел повторять чисто абстрактных и пропитанных идеализмом мыслей германского философа, тем более что в этих случаях он был не верен себе и платил дань своему веку (Герцен).

Придаточные с союзами тем более что, благо и ибо всегда стоят после главной части и имеют добавочный присоединительный оттенок значения: Собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять (Гончаров); Известно, что, переезжая быстрые речки, не должно смотреть на воду, ибо тотчас голова закружится (Лермонтов).

Особенностью причинных союзов, включающих в себя что , является то, что они могут употребляться расчлененно, с паузой перед что , и как цельная союзная группа. При расчленении союза в придаточной части предложения остается лишь союз что , а первая часть союза входит в главную часть предложения в качестве указательного слова, в других случаях – вся союзная группа помещается в придаточной части предложения: Сергею было неловко оттого, что говорил он с Саввой таким строгим и подчеркнуто официальным тоном (Обр.); Базар кипел народом, потому что было воскресенье (Л.).

В этом виде СПП при соотносительных словах оттого, потому, по той причине , на том основании в главной части указание на причину подчеркивается усилительными и ограничительными частицами (именно, собственно, только, лишь и т.д.): Да и на этот раз он зашел к Похвисневу лишь потому, что случайно оказался в том районе (Леон.); вводными словосочетаниями вероятно, может быть, во-первых и т.д.: Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист, вероятно оттого, что я свистел недостаточно естественно (Т.); при отрицании с указанием на возможную, но на самом деле не имевшую места причину: Она вернулась не потому, чтобы угодить ему, а просто захотела побыть дома . Денег американец еще не прислал, на том основании, что, дескать, пока не окупилась еще плата переводчику (М. Г.).

Примечания:

От СПП с придаточными причины нужно отличать ряд СПП, придаточные которых совмещают причинное и другие значения:

а) СПП с придаточными изъяснительно-объектными имеют причинный оттенок значения: Мне приходит охота помучить студента за то, что пиво и оперу он любит больше, чем науку (Чехов). Телегин был в восторге не столько от предстоящей постановки «Разбойников», сколько от того, что Даша, наконец, нашла работу (А.Н. Толстой).

б) Часто добавочные причинные оттенки значения имеют придаточные разных типов, если в главных сказуемые выражают эмоциональное состояние или оценку: Он счастлив, что видит тебя (Толковый словарь) (объектное значение с добавочным причинным оттенком); Самойленко он [дьякон] прозвал тарантулом, его денщика селезнем и был в восторге, когда однажды фон Корен обозвал Лаевского и Надежду Федоровну макаками (Чехов) (временное значение с причинным оттенком); – Пожалуй... согласился Лаевский, которому было лень соображать и противоречить (Чехов) (определительно-присоединительное значение с добавочным причинным оттенком).

(Устно) Таким образом, в русском языке существует сложная система синонимических конструкций для выражения причинных и причинно-следственных отношений. В СПП с придаточными причины эти отношения выражаются наиболее отчетливо, с наибольшей логической определенностью: Разведчики были представлены к награде, так как добыли важные сведения (от­ношения причинного обоснования) и Так как разведчики добыли важные сведения, их представили к награде (причинно-следственные отношения; на первом плане – значение причины). Ср. в других типах СПП: Разведчики добыли очень важные сведения, так что их представили к награде (на первом плане – значение следствия с добавочным присоединительным оттенком значения); Разведчики добыли важные сведения, отчего их и представили к награде (присоединительные отношения, добавочное сообщение содержит указание на следствие); Разведчиков, которые добыли важные сведения, представили к награде (атрибутивные отношения с добавочным причинно-следственным оттенком, возникающим из смыслового соотношения частей). Во всех таких предложениях нет специальных слов, которые указывали бы на причину. Ср. в ССП и БСС: Разведчики добыли важные сведения, и их представили к награде; Разведчиков представили к награде: они добыли важные сведения и др. В таких предложениях причинное (2) или причинно-следственное (1) значение вытекает из смыслового соотношения частей, из соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых и недифференциронно связано с временным значением: Когда разведчики добыли важные сведения, их представили к награде; Разведчиков представили к награде, когда они добыли важные сведения.

Условные придаточные содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части.

Придаточные условные присоединяются к главной части предложения только посредством союзов «если», «ежели», «коли» («коль»), «как», «как скоро», «раз», «когда», «кабы», «буде», «ли... ли».

Однако отношение обусловленности может быть передано и без специальных союзов, при помощи лексико-морфологических средств (с формой повелительного наклонения):

Явись теперь на Руси поэт, который был бы неизмеримо выше Пушкина, его появление уже не могло бы наделать столько шума (Бел.).

Такие предложения особенно распространены в разговорной речи.

Отношения обусловленности могут подчеркиваться сочетанием «в том случае»:

Он имеет шанс спастись даже в том случае , если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казак.).

Условные придаточные по отношению к главной части могут занимать любое положение, хотя более характерна препозиция придаточной, так как при таком расположении частей более чётко передаются условно-следственные отношения. Препозиция придаточной части становится единственно возможной, если в главной имеются слова-скрепы:

Между тем если бы вы на самом деле стрелялись, то тут было бы нечто героическое, сильное (Купр.);

Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками (Купр.).

Сложные предложения с придаточными условными имеют две разновидности:

1) предложения с реальным условием (реально-условные);

2) предложения с желаемым, возможным или предполагаемым (гипотетически - условные) условием.

В предложениях первой группы (с реальным условием) придаточные присоединяются при помощи союзов «если», «ежели», «коли» («коль»), «как скоро», «как», «раз», «буде», «когда», «ли... ли».

Союзы «если», «ежели», «коли», «буде» обычно передают отношение обусловленности в неосложнённом виде.

Наиболее употребителен союз «если», стилистически нейтральный:

Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Остр.).

Союз «ежели» имеет архаический и одновременно просторечный оттенок:

Ежели мы добились одного, добьемся и другого (Фад.).

Союз «коли» («коль») - разговорный:

Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (П.).

Союз «буде» имеет архаическую окраску. Он подчеркивает возможность осуществления условия в будущем:

Буде спросит кто о чём - молчи, коли жив быть хочешь! (М. Г.)

При обозначении нескольких условий может использоваться повторяющийся союз «ли»:

Горит ли африканский день, свежеет ли ночная тень, всечасно роскошь и искусство ей тешат дремлющие чувства (П.).

Предложения с союзами «когда», «как», имеющими разговорный оттенок, и «как скоро», «коль скоро» (арх.) обычно осложняются временными отношениями:


Как голова пуста, так голове ума не придадут места (Кр.);

Ведь Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах, но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах (Бел.).

Союз «раз», характерный для разговорной речи, обычно указывает на осуществившееся условие и вывод, вытекающий из него. Сложные предложения с союзом раз осложняются причинными, отношениями:

Раз выбор зависит от меня, значит я участвую в развитии событий своей свободной волей (Фад.);

Раз приехали, пусть уж нас Москва судит (Б. Пол.).

Причинный оттенок может выступать и при других союзах («если», «ежели», «коли») и обычно подчеркивается частицей «уж»:

Ежели уж вы приглашаете, то я останусь (Кор.).

При наличии частиц «и», «даже», «же» в придаточных с теми же союзами появляется уступительный оттенок значения:

Все постороннее, все прошлое исчезло из памяти, а если и появлялось в ней временами, то в виде бесформенных обрывков (Казак.).

В предложениях второй группы (с желаемым, возможным или предполагаемым условием) придаточные присоединяются при помощи союзов «если», «ежели», «когда», «коли» в сочетании с частицей «бы» (при сослагательном наклонении глаголов), а также посредством специального союза «кабы».

С прибавлением частицы «бы» стилистическая окраска союзов не меняется (см. группу предложений с придаточными частями со значением реального условия):

Если б нас теперь пустили в поле, мы в траву попадали бы спать (Н.).

Союз «кабы» имеет фольклорный характер:

Кабы я была царица,- третья молвила сестрица,- я б для батюшки-царя родила богатыря (П.).

Предложения данной группы с союзом «когда», в отличие от предложений с указанием на реальное условие, имеют только условное значение, не осложненное временным отношением:

Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей по роду, не допускал бы их до меду! (Михалк.).

Статьи по теме