Муниципальные облигации российский опыт. Муниципальные облигации: определение, особенности и риски

(как оказалось, весьма обширной) темы , хотелось бы несколько слов сказать о ситуации, складывавшейся на протяжении многих лет на муниципальных России , достоинствах и недостатках данной разновидности , а также особенностях, присущих как отечественному рынку , так и его зарубежным аналогам.

Отдельные тезисы будут проиллюстрированы соответствующими диаграммами.

Муниципальные облигации в России

Начиная с памятного 1992 г., когда были выпущены первые в истории современной России, наблюдался ежегодный рост числа их .

Уже к концу 1990-х гг. количество муниципальных облигаций приблизилось к ста, и в последующие годы данный показатель стабилизировался на этом .

Интересно проследить динамику выпусков муниципальных облигаций в России в 2013 г., представленную на нижеследующей диаграмме.

Отрадно отметить, несмотря на некоторый разброс значений (волатильность облигаций ), наметившуюся тенденцию к росту числа выпусков муниципальных облигаций.

В начале 1990-х гг. крупнейшими регионами-эмитентами муниципальных облигаций считались г. Санкт-Петербург, Нижегородская и Тюменская области, Татарстан и некоторые другие субъекты Федерации.

Спустя 20 лет лидерские позиции в этом вопросе отошли к другим регионам: Новосибирской, Тульской, Томской, Тверской, Кемеровской областям.

Обращают на себя объемы муниципальных облигационных , варьирующиеся в среднем пределах от 1-2 до 4-5 млрд. рублей и характеризующиеся 7-10-летними (иногда более длительными) .

Преимущества муниципальных облигаций

В этом плане муниципальным облигациям есть, что предложить.

Основными преимуществами муниципальных облигаций являются следующие.

Отмеченные преимущества предопределяют популярность муниципальных облигаций во всем мире.

. Выплата купонного дохода по муниципальным облигациям, увы, не является основной ЦЕЛЬЮ их выпуска; часть дохода инвестор может получить, если так можно выразиться, в натуральной форме, посредством потребления свойств или социального объекта, профинансированных из средств муниципального облигационного займа.

. Погашение муниципальных облигаций исключается за счет дополнительной (чего не скажешь о федеральных облигационных займах).

. Скудость и неразвитость ИНФРАСТРУКТУРЫ рынка муниципальных облигаций, сдерживающие стремительный рост рынка этих ценных бумаг.

И на закуску…

Напоследок отметим ряд особенностей отечественного рынка муниципальных облигаций .

Львиная доля муниципальных облигаций вращается на ПЕРВИЧНОМ рынке.

Частные инвесторы, как правило, являются первыми и единственными приобретателями соответствующих ценных бумаг (вплоть до их полного погашения).

Редкие случаи «выброса» муниципальных облигаций на вторичный рынок обусловлены слабой степенью развития сети и относительной неразвитостью данного сегмента .

. Значительный объем муниципальных облигаций (по некоторым оценкам от 30 до 35 процентов) выпускается «НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ ».

Такая картина была характерна для периода зарождения и «взросления» рынка муниципальных облигаций.

. Наблюдается стабильный РОСТ удельного веса муниципальных облигаций в рынка облигаций.

Постоянно расширяется и география соответствующих выпусков, характеризующихся, как правило, средне- или долгосрочными периодами погашения.

. Специальное законодательство допускает инвестора от НЕПОЛНЫХ или несвоевременных выплат купонного дохода или номинальной стоимости муниципальных облигаций.

Соответствующие компенсационные условия могут быть предусмотрены в при юридическом оформлении сделок с муниципальными облигациями.

Муниципальные облигации — это ценные бумаги, которые выпускают регионы, муниципалитеты, штаты, республики, города, области, и так далее. Все облигации выпускаются под какую-то гарантию, и муниципальные облигации под гарантию муниципальной собственности.

Муниципальные облигации по смыслу очень похожи на государственные облигации, но отличаются цели, для которых эти облигации выпускаются.

Цели, для которых выпускаются облигации — масштаба всей страны, — покрыть дефицит бюджета, профинансировать крупный государственный проект, итд.
Цели муниципальных облигаций — масштаба региона, — построить мост, платную дорогу, профинансировать какую-нибудь региональную программу.

Общее у государственных и муниципальных облигаций в том, что они выпущены правительством (разного уровня), поэтому они имеют примерно одинаковую надежность (муниципальные облигации стоят на втором месте по надежности после государственных).

Поэтому они имеют примерно одинаковую доходность (считается, что доходность муниципальных облигаций на 1-2% выше, чем доходность государственнных облигаций, может быть, поэтому некоторые банки покупают муниципальные облигации, — при хорошей надежности — бóльшая доходность.

Купонный доход по муниципальным облигациям не облагается налогом.

Но доход с разницы цены покупки и цены продажи — облагается налогом (как и у государственных облигаций).

Я отношу муниципальные облигации очень близко к государственным. Чуть дальше стоят корпоративные облигации. И еще дальше — еврооблигации,- облигации, выпущенные в какой-то иностранной валюте на иностранном рынке.

Хочу еще раз сказать про риски облигаций

Кредитный риск эмитента.
Если платежеспособность эмитента ухудшится или эмитент обанкротится, то есть возможность не получить купоны, или частично/полностью не вернуть вложенные деньги.

Надежность некоторых компаний выше надежности некоторых банков.
Государство гарантирует сохранность вклада до 1.500.000 рублей. То же самое государство гарантирует выполнение своих обязательств по облигациям, но по облигациям интерес выше и инвестиция более «свободная», не нужно ждать окончания срока вклада, доход накапливается каждый день.

Риск ликвидности.
Если вам понадобится продать облигации, на рынке в этот момент может быть мало покупателей, поэтому цена продажи может быть ниже цены покупки.

Риск процентных ставок.
Когда процентные ставки на рынке растут, цены облигаций снижаются. Поэтому если вы решите продать облигации досрочно, то из-за выросшей процентной ставки цена облигаций скорее всего будет ниже цены на момент покупки. Даже если платежеспособность эмитента не ухудшилась.

Валютный риск.
Если вы хотите покупать облигации в долларах, евро или в чем-то еще, не забывайте, что стоимость облигаций может снизиться из-за колебаний курсов валют.

В итоге:

  • Государство выпускает облигации, регионы и города выпускают муниципальные облигации.
  • Муниципальные облигации — второй по надежности финансовый инструмент после гос.облигаций.
  • Доходность муниципальных облигаций — на 1-2% выше, чем у гос.облигаций.
  • Купон по муниципальным облигациям не облагается налогом.
  • Доход с разницы цены покупки и цены продажи облагается налогом.

Нужно ли иметь муниципальные облигации в своем портфеле?

Я думаю, что да, нужно.

Если вы настроены на бóльшую надежность, но мéньшую доходность — держите больше муниципальных (или государственных) облигаций.

Если нацелены на бóльшую доходность — держите муниципальные/государственные и облигации в каком-то соотношении.
Например, больше муниципальных — для бóльшей надежности, или больше корпоративных — для бóльшей доходности.

Муниципальные облигации в США.

По статистике, 70% держателей муниципальных облигаций в США — частные лица.
Дело в том, что муниципальные облигации в США не только освобождены от уплаты налога на купонный доход, но еще и освобождают держателя облигаций от уплаты местных налогов, налогов штата и федеральных налогов.
Правда, в разных штатах по-разному, в некоторых только от местных налогов, в некоторых — только от местных и налогов штата, в некоторых — от всех трех.

В США налогов больше, и они выше, чем в России.

Вот такую забавную картинку нашел в интернете:
Человек принес свои деньги в крепость муниципальных облигаций, чтобы они не достались нападающим под флагами Федеральных налогов, Налогов штата и Местных налогов.

Облигации — вещь хорошая.
Изучайте и начинайте использовать.
Если не знаете, с чего начать, начните с

Государственные долговые обязательства занимают важное место на рынке капиталов и имеют широкое распространение в мировой практике. Это обусловлено самим механизмом формирования и ис­пользования государственного бюджета.

Покрытие расходов госбюджета, когда они превышают доходы, может осуществляться за счет эмиссии денег или за счет кредита, взя­того у центрального банка или у коммерческих банков. Однако эмис­сия денег ведет к инфляции и расстройству денежного обращения, а кредиты банков, как показывает мировая практика, требуют больших затрат, чем выпуск ценных бумаг.

С помощью выпуска ценных бумаг осуществляется:

    покрытие текущего дефицита бюджета, который возникает из-за того, что поступления доходов приходятся на определенные даты, а расходы осуществляются более равномерно;

    погашение ранее выпущенных облигационных займов;

    финансирование государственных программ капиталоемких про­ектов;

    обеспечение кредитно-финансовых институтов и коммерческих банков ликвидными резервами. При этом кредитно-финансовые уч­реждения, приобретая государственные облигации, получают процен­тный доход.

В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге» от 13 ноября 1992 г. № 3877-1, долговые обязательства РФ могут быть в форме:

    кредитов, полученных Правительством РФ;

    государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

    других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

В соответствии с данным законом, государство не несет ответствен­ности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Муниципальные облигации по своим характеристикам близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные эмитентом средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных (региональных) бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муни­ципальных налогов и других доходов местного бюджета.

Принято выделять муниципальные облигации двух типов: общего долга и доходные. Расходы по обслуживанию облигаций общего дол­га осуществляются за счет местных налогов, а по обслуживанию до­ходных облигаций – за счет доходов, полученных от эксплуатации объектов, возведенных на средства от выпуска облигаций (платных сооружений).

Муниципальные облигации являются менее надежными финан­совыми инструментами по сравнению с государственными ценными бумагами, поэтому процентная ставка по ним должна быть более вы­сокой, чем по государственным облигациям. Как правило, муници­пальные облигации имеют неширокий рынок, ограниченный преде­лами штата или области.

По способу обращения государственные и муниципальные обли­гации могут быть рыночными и нерыночными. Рыночные бумаги мо­гут свободно передаваться от одного владельца другому без ограниче­ния. Нерыночные облигации не могут быть переданы первым владельцем другому лицу, не подлежат купле-продаже на вторичном рынке. Примерами таких облигаций могут быть сберегательные об­лигации, предназначенные для размещения их среди населения. Дер­жатель не может их продать другому лицу, но по требованию владель­ца эмитент берет на себя обязательство погасить облигацию по номиналу.

К нерыночным облигациям относятся и специальные выпуски об­лигаций, которые размещаются в страховых организациях, пенсион­ных фондах и правительственных организациях. Такие облигации нельзя продавать, но они могут быть предъявлены эмитенту для вы­купа через определенное время после выпуска.

В зависимости от срока действия, государственные облигации де­лятся:

    на краткосрочные (сроком до 1 года);

    среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    долгосрочные (от 5 до 30 лет);

    бессрочные, которые не имеют срока погашения, а их владелец получает процентный доход, пока является держателем облигации.

Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов. Обычно доход от муниципальных облигаций освобожден от государственного и местного налогов.

Муниципальные облигации включают в себя ценные бумаги, выпущенные штатами, городами, округами, городскими органами управления, платными автодорогами .

Американская практика

К муниципальным относят облигации, выпущенные штатами, округами, городами и другими административными образованиями. Проценты, выплачиваемые по большинству из выпусков таких облигаций, освобождены от федеральных налогов, а также от налогов штатов и местных налогов, если облигации выпускаются в налоговой зоне штатов и муниципалитетов. В этом состоит наиболее важная особенность муниципальных облигаций.

Муниципальные облигации, которые имеют полную гарантию правительств штатов и муниципалитетов, называются облигациями, обеспеченными общей гарантией . Выплаты процентов и основной суммы долга по таким облигациям защищены финансовыми и налоговыми ресурсами органов региональной и местной власти. Иными словами, проценты, выплачиваемые держателям облигаций, неограниченно обеспечиваются налоговыми поступлениями в бюджет эмитента, однако в действительности эта провозглашенная «неограниченность» не всегда может обеспечить надежную защиту инвестиционного капитала.

Например, в 1975 г. власти города Нью-Йорка объявили дефолт по своим обязательствам с общей гарантией. Не все облигации, обеспеченные общей гарантией, одинаковы. Их надежность с точки зрения кредитного риска зависит от финансовой мощи эмитентов.

Доходными облигациями называют муниципальные облигации, по которым процентные платежи и выплаты в погашение основной суммы долга осуществляются только при наличии у эмитента прибыли , достаточной для проведения таких выплат.

Надежность доходных облигаций зависит от того, насколько востребованными являются услуги, оказываемые их эмитентом, насколько велика получаемая при этом прибыль, что наблюдается - ее рост или снижение, а также от наличия иных финансовых обязательств эмитента, которые должны быть погашены ранее обязательств перед держателями облигаций. Финансовое положение эмитента доходных облигаций, его способность осуществлять процентные платежи определяют кредитный рейтинг этих облигаций.

Рынок муниципальных облигаций

Первичный рынок муниципальных облигаций в США основан на андеррайтерах - институте, который лишь в последние несколько лет начал формироваться в России благодаря развитию рынка корпоративных облигаций. Стоит отметить, что при большом сходстве андеррайтинга на рынке акций и облигаций в США на этих сегментах доминируют разные инвестиционные банки.

Андеррайтинг на рынке, где более или менее активно работают примерно 25 тыс. эмитентов и около 5 тыс. эмитентов размещают облигации в течение года, оказывается достаточно специфическим бизнесом. Определенный отпечаток на участников первичного рынка накладывают и сравнительно небольшие объемы эмиссии облигаций (которые могут составлять менее 1 млн долл.), что даже по меркам российского рынка считается очень небольшим выпуском.

Вторичный рынок любых облигаций в США исторически складывался почти полностью внебиржевым (хотя корпоративные облигации даже имеют листинг на NYSE), и муниципальные облигации не являются исключением из этого правила. Обращение облигаций на вторичном рынке и поддержание ликвидности на последнем осуществляются благодаря маркет-мейкерам.

Муниципальные облигации в РФ

Муниципальные облигации в России выпускаются различными муниципальными органами (областными, городскими) и их финансовыми институтами (например, казначейством области) и предполагают привлечение средств в регион.

Информацию о их размещении, особеностях эмиссии вы можете найти на сайте www.rusbonds.ru .

Например, как видно из рисунка ниже, лидеры рынка на 13 ноября 2014 года: облигации Белгородской области, Югры, Костромской области и Правительства Москвы.

В России муниципальные бумаги не облагаются подоходным налогом для физических лиц, а для юридических - облагаются по льготной ставке.

В соответствии с Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц” физические лица освобождаются от уплаты подоходного налога по процентам и выигрышам по облигациям и другим ценным бумагам субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Однако из-за того, что ставки налогообложения являются одинаковыми для облигаций федерального правительства и муниципальных бумаг, последние не имеют тех налоговых преимуществ для инвесторов, которые существуют в США. Тем самым в России налоговое стимулирование развития рынка муниципальных облигаций заметно слабее, чем в США.

Рынок муниципальных облигаций в России

Российская структура инвесторов на рынке муниципальных облигаций прямо противоположна американской - на этом рынке доминируют коммерческие банки, в то время как на долю населения даже с учетом вложений в паевые фонды приходится не более 10-12% рынка.

В России первичный рынок лишь в последнее время начал обращать внимание на андеррайтинг. В основном эмитенты предпочитают размещать облигации на аукционах, проводимых на организованных торговых площадках.

Вторичный рынок в России является скорее биржевым, хотя внебиржевые сделки также не исключены, а в отдельных регионах (например, в Волгоградской области) являются вообще единственным доступным вариантом.

Сопоставление российского рынка муниципальных облигаций с аналогичным рынком США позволяет выявить некоторые слабые стороны первого:

  • неразвитую инфраструктуру финансового рынка;
  • бюджетную систему, опирающуюся на доходы федерального центра;
  • слабые возможности регионов и муниципалитетов по привлечению средств инвесторов (в первую очередь частных), неэффективное налоговое стимулирование.

Поэтому привлечение средств на рынке муниципальных ценных бумаг для российских регионов и муниципалитетов на практике оказывается намного более сложным и трудоемким, чем в США, процессом из-за весьма различного характера самих рынков. Именно эти возникающие сложности и предопределяют сложившуюся в России структуру муниципального долга, где преобладают банковские кредиты и бюджетные ссуды.

Статьи по теме