Как называется потолок в церкви. Внешнее и внутреннее устройство храма

Храм включает основные (главные) и вспомогательные помещения, состав которых колеблется в зависимости от типа храма и местных условий. Основные (главные) помещения – это, в первую очередь, алтарь, средняя часть и притвор, к ним добавляются ризница, пономарня, хоры, звонница или колокольня, если колокола размещены на храме. Возможно наличие покойницкой и крещальни. К вспомогательным помещениям относятся: канцелярия, комната отдыха священно- и церковнослужителей, просвирня, склады, туалеты, технические помещения (венткамеры, электрощитовые и т.д.). В здание храма могут быть встроены некоторые помещения общественно-просветительного назначения: зал для занятий хора, церковно-приходская школа и т. д. Но основные (главные) помещения храма составляют каноническую церковь и должны быть четко отделены от вспомогательных помещений.

2.1. Притвор

Вход в церковь предваряет паперть – площадка перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Этот подъем имеет значение возвышения Церкви над миром «как Царство не от мира сего» . Паперть из небольшого крыльца может превратиться в обширную галерею – гульбище, столь распространенное в XVII века.

Притвор в древнерусских церквях часто опускался, так как оглашенных не было, а кающиеся (совершившие тяжкий грех и потому не допускавшиеся к службе) стояли на паперти. Впрочем, впоследствии устройство притвора было признано необходимым. Именно здесь размещается свечной ящик – прилавок для продажи свечей и заказа треб. Размещение же церковного ящика в самом храме отвлекает молящихся и мешает службе.



Притвор имеет также и богослужебное назначение. Здесь совершаются (если есть условия) панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением разных продуктов, которые не считается приличным вносить в храм. Здесь служат части вечернего богослужения, дается очистительная молитва женщине по истечении сорока дней после родов; здесь стоят люди, считающие себя по тем или иным причинам недостойными входить в храм. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая. Здесь могут находиться и иконы.

В правом крыле или в обоих крыльях притвора находится свечной ящик. В левом крыле традиционно располагают лестницу, ведущую на хоры и на колокольню. Из притвора предусматривается вход в цокольный этаж.

Древнее правило предписывает отделять притвор от средней части храма стеной с тремя вратами, средние из которых называются красными. Перед красными вратами, входя в храм, православные греческие цари снимали с себя вооружение и знаки отличия. Эти врата снаружи оформляются спускающимися и сужающимися арками – «тесны врата и узок путь верующих в жизнь (вечную)» , но это правило в настоящее время соблюдается редко. Формы притвора могут быть чрезвычайно разнообразны.

Притвор также называется трапезной. В первые века христианства после литургии из остатков принесенного хлеба и вина устраивалась трапеза, так называемая вечеря любви. Этот обычай сохранился в монастырях, где в притворе размещается монашеская трапезная. Большая трапезная – притвор делалась в северных русских деревянных церквях. Здесь проводились общинные собрания всего погоста, где решалась как церковная, так и мирская жизнь прихода. В современных западных православных храмах встречаются притворы, решенные в виде трапезной – большого отделенного дверьми помещения, предшествующего церкви. Здесь прихожане встречаются для религиозных бесед и обсуждения дел в приходе. Над притвором может возвышаться колокольня.

Вообще варианты расположения колоколов при храме различны. Они могут находиться на отдельно стоящих колокольнях и звонницах. Но гораздо большее число храмов последние века имели колокола на храме. По-видимому, это объясняется удобством в эксплуатации. Колокола могут находиться над притвором: в колокольне, в закрытой или открытой звоннице. Высокая колокольня предпочтительнее, так как звук разносится дальше и во все стороны. Колокола могут также находиться над средней частью храма: «храм под звоны» и колокола в ложных главах многоглавого храма.

2.2. Средняя часть храма

Средняя часть храма – это та часть, которая расположена между притвором и алтарем. Между средней частью и алтарем возвышается иконостас. В первые века христианства церковь отделялась от алтаря лишь завесой или решеткой. Впоследствии в православном храме появилась отделяющая стена с расположенными на ней иконами. Окончательно иконостас сложился в начале XVI века. В иконостасе три двери: северные, южные (называемые дьяконовскими) – одностворчатые и средние – двустворчатые. Средние носят название «царские врата», так как «царь царствующих (Иисус Христос) приходит» через них в Святых Дарах во время причастия «заклятится и датися в снедь верным» .

Иконостас, как и алтарь, расположен на возвышении по отношению к полу основного храма. Солея – возвышенное место перед иконостасом, простирающееся вглубь на весь алтарь. Солея есть второе после паперти возвышение храма над уровнем земли. На него входят лишь ведущие службу священнослужители и избранные миряне, например, принимающие причастие.

Высота солеи бывает разная: от пяти или даже семи ступенек в кафедральном соборе до одной в небольшом приходском или монастырском храме. Если солея высокая, то священнослужители испытывают достаточные неудобства при выносе Святых Даров, если же низкая – то службу плохо видно прихожанам.

Часть солеи, выдающаяся полукругом к центру храма против царских врат, называется амвоном. С амвона диакон читает Евангелие и возглашает ектении, священник читает проповеди. Здесь совершается таинство причащения верующих. Амвон – священное место на солее.

Напротив северных и южных врат иконостаса расположены места для чтецов и певцов – клиросы. Клиросов бывает два, так как некоторые церковные песнопения поются попеременно на два хора: то на том, то на другом клиросе. Клиросы являются боковыми продолжениями солеи.

Солея и клиросы (кроме амвона) обычно ограждаются решетками. К ограждениям прикрепляются хоругви, иконы на древках – знамена церкви, символизирующие победу христианства над язычниками, Церкви над врагами.

В кафедральных соборах архиерейский амвон находится постоянно, а в приходских церквях только при приезде епископа. Ставят его в центре храма против амвона (возвышенная квадратная площадка). На архиерейский амвон ставится седалище – кафедра. На этом амвоне архиерей облачается (отсюда «облачальное» место) и стоит начало литургии.

Перед амвоном, ближе к центру храма, но до архиерейского амвона постоянно стоит аналой (рис. 4). Это высокий в одну сторону покатый стол, на который кладется икона святого или праздника, отмечаемого в данный день.

В средней части храма находится также образ Голгофы в виде большого деревянного распятия. Если в притворе нет должных условий, то у северной стены средней части ставится стол с кануном – четырехугольный стол с крестом и подставкой для свечей. Здесь служатся панихиды по усопшим. Кроме постоянных принадлежностей, в средней части храма могут находиться купель для крещения, чаша с освященной водой и т. п.

В западной части достаточно большого храма располагаются хоры. Во время торжественных служб здесь, а не на клиросе поет церковный хор. Хоры часто находятся над притвором.

Церковь должна иметь очень хорошую акустику. Тщательно продуманная геометрия внутреннего пространства с точки зрения акустики очень важна при богослужении. В православном богослужении огромное значение имеет многоголосное пение. Поют все присутствующие на службе в храме. Священник, стоящий перед вратами иконостаса, говорит нараспев молитвы, рядом стоит дьякон с трубным басовым голосом. Священник и диакон ведут поющий диалог с хором, размещающимся на хорах или клиросе. Часть литургии оглашается из-за закрытых врат деревянного резонирующего иконостаса и голос доходит тогда сверху, отраженный от свода. Время от времени диакон или священник ведет литургию с середины храма, стоя в звуковом фокусе центрального купола. Прихожане могут тоже молиться с пением. Звуковое впечатление православной церкви полностью отличается от органной музыки католического храма.

Хорошая акустика достигается исторически сложившейся геометрией пространства храма и нахождением такой высоты церкви, чтобы поющий звук имел силу и резонанс. Планировка сводов и куполов обусловливалась выгодными эффектами звукового пространства (полезные эффекты звуковой камеры). Сквозные отверстия в сводах никогда не делались над алтарем, клиросами и хорами, чтобы звук не пропадал.

Средняя часть храма – это собственно храм для прихожанина. В алтарь он не допускается. Традиционное решение интерьера храма помогает мирянину сосредоточиться, понять службу, глубже проникнуться верою. Настенная роспись храма, иконы вместе с самим действием службы (пением хора, чтением чтецов, возгласами диакона, молитвами священника) составляют единый цельный образ Божьего мира, просящего о спасении всего земного мира.

Все стены православного канонического храма покрыты росписями (см. рис. 1). Свод олицетворяет Небо и Бога, пол – это земной мир. Небо и земля не противопоставляются друг другу, а при помощи росписи неразрывно сливаются в единый мир молящихся. Варианты росписи храма могут несколько различаться. Приблизительный порядок изображений описан ниже.

В центре купола пишется образ Господа Вседержителя (Пантократора). Под ним по краю сферы купола – серафимы, силы Божьи. В барабане купола пишутся восемь архангелов со знаками отличия. В парусах под куполом – четыре евангелиста со своими символами. Затем по северной и южной стенам сверху вниз (рядами) изображаются святители, преподобные и мученики. До пола росписи не достигают, оставляя место панелям в рост человека. На них часто изображаются белые полотенца, украшенные орнаментом. Эти панели символически приравнивают к нижнему ряду святых всех живущих людей и, следовательно, имеющих надежду на спасение. На северных и южных стенах изображают также сцены истории Нового и Ветхого завета. Пространство между отдельными картинами, изображениями святых заполняется орнаментом с образами растительного мира, такими элементами, как кресты в круге и ромбе, восьмиугольные звезды и т. п. На столбах пишут образы святых и мучеников, наиболее чтимых в данном приходе. Если кроме центрального купола в храме есть другие купола, на них рисуют изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

На западной стене средней части храма изображают картины, призывающие к вере в Бога – «Спасение утопающего Петра», «Христос и грешница»; над входными, красными воротами, – картину Страшного суда, как напоминание выходящим из храма о каре Божьей.

Роспись иконостаса позволяет осознать всю историю Церкви. Расположение икон может несколько варьироваться, но общий порядок сохраняется (рис. 5).

Рис. 5. Схема полного пятирядного иконостаса

На царских вратах изображают Благовещение и четырех евангелистов; на боковых дверях – архангела и одного из дьяконов, поставленных апостолами (чаще архидьякона Стефана). В первом ряду снизу по сторонам царских врат стоят иконы: справа – образ Спасителя, слева – Божией Матери. Подле иконы Спасителя находится главная икона храма, икона святого, в честь которого освящен престол. Во втором ряду над царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, а по обеим ее сторонам – изображения двенадцати главнейших праздников.

В третьем ряду стоят иконы святых апостолов и среди них – «Деисус» (изображение Господа и молящих его Матери Божией и Святого Иоанна Крестителя). В четвертом ряду в центре помещаются иконы святых пророков, в центре – икона Божией Матери с Младенцем. Последний пятый ряд составляют изображения патриархов и по середине – Господа Саваофа с Божественным сыном. Иконостас венчает обычно крест с распятием и стоящими по сторонам Божией Матери и Иоанном Предтечей.

Таким образом, пять рядов полного иконостаса последовательно описывают всю историю познания человеком Бога: от предсказаний праотцов и пророков (верхние два ряда) до напоминания о жизни Христа и апостолов (второй и третий ряд снизу). Нижний ряд с местными и храмовыми иконами обращен к сегодняшнему дню храма. По центру же иконостаса от верхнего креста к царским вратам и местным иконам через все ряды проходит изображение Иисуса Христа в разных ипостасях. Эта ось четко фиксирует, кому посвящен христианский храм и для прославления кого предназначен (рис. 6).

Иконостас бывает и неполный, т. е. состоящий из меньшего числа рядов в зависимости от размера и стиля храма (рис. 7). Наиболее распространены однорядные (рис. 8) и трехрядные иконостасы (рис. 9).

Рис. 6. Схема иконостаса

Храм освещается тремя видами светильников: окнами, лампадами и свечами. Богослужебный устав предусматривает в одних случаях зажжение всех светильников, в других – почти полное их погашение. Так, при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить свечи, кроме свеч в середине храма (где стоит чтец) и перед тремя иконами иконостаса: Христа, Божией Матери и иконы храма. Зато в праздничные дни и на воскресных богослужениях зажигают все светильники. Между службами в храме преобладает мрачный сумрак.

Свет в храме является символом Божественного света. Образцом является полусумрак византийского храма, где «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» . Поэтому в храме предпочтительно делать узкие окна. В интерьер обдуманно вводятся небольшие пятна естественного света, просеянные через решетки обычных или цветных стекол. На окнах не бывает больших представительных витражей, в отличие от католических храмов. На каждой стене рекомендуется иметь пять окон.

Два верхних означают свет Иисуса Христа, познаваемого в двух ипостасях, три низких – троичный свет божества.

Рис. 7. Схема малого однорядного иконостаса

Рис. 8. Однорядный иконостас

В центре церкви из купола спускается паникадило – большой светильник, имеющий более двенадцати свечей (теперь допускаются электрические лампы в форме свечей). По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освященных благодатью Святого Духа, горящих огнем любви к Богу.

Рис. 9. Трехрядный иконостас

Из боковых куполов спускаются поликадила – светильники от семи до двенадцати свечей. Лампады зажигают перед каждой иконой, у особо чтимых – по нескольку.

Живой подвижный свет свечей является противоположностью мертвому электрическому свету. Мерцающие свечи увеличивают настрой таинственности храма. При распространении электричества сначала пытались его запретить в храме, но теперь в церкви лампады и люстры обычно электрические. Их имитируют под свечи и масляные лампады: лампы в форме свечей, стекла лампад темно-красного или матово-белого цвета.

Свечи же по-прежнему занимают в храме особое место. Свечи, которые верующие покупают в храме, символизируют добровольную жертву человека Богу, это выражение послушания Богу (мягкость воска), свидетельство веры и это символ причастности человека к Божественному свету. Свечи, приносимые прихожанами, ставят в большие подсвечники с ячейками перед иконами. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма у восточной стороны аналоя. С зажженными свечами выходят ведущие службу.

2.3. Алтарь

Алтарь – главнейшая часть храма, доступная лишь церковно- и священнослужителям (рис. 10).

Алтарь возвышен по отношению к полу средней части храма и находится на одном уровне с солеёй, отделяясь от нее иконостасом. В алтаре на иконостасе за царскими вратами прикрепляется на кольцах длинная завеса.

В центре алтаря напротив царских врат стоит престол. Престол есть священнейшая принадлежность храма, прикасаться к нему могут только священнослужители. На нем как бы незримо присутствует сам Бог. Здесь происходит освящение Святых Даров во время причастия. Престол – это четырехугольный стол высотой около одного метра. Его делают из дерева (чаще из дуба), мрамора, серебра, золота. Он опирается на четыре столба, при архиерейском освящении иногда делается пятый столб посередине с пустотой для ящичка с мощами.

Рис. 10. Схема алтаря и солей храма:

1. Алтарь:

1.1 – престол; 1.2 – жертвенник; 1.3 – Горнее место; 1.4 – запрестольный образ; 1.5 – семисвечник; 1.6 – выносной Крест; 1.7 – выносная икона Богоматери; 1.8 – аналой; 1.9 – место отдыха священнослужителя; 1.10 – стол для облачений; 1.11 – шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 – вытяжной канал для кадила; 1.13 – выключатель паникадила храма, общего освещения алтаря и местного освещения жертвенника; 1.14 – штепсельная розетка; 1.15 – рукомойник; 1.16 – место для выносных свечей; 1.17 – вешалка для одежды

2. Иконостас:

2.1 – «Царские врата»; 2.2 – северные диаконские двери; 2.3 – южные диаконские двери

3. Солея с клиросами:

3.1 – амвон; 3.2 – ограждение солеи; 3.3 – аналой регента; 3.4 – выключатель местного освещения; 3.5 – шкаф для богослужебных книг; 3.6 – киот для иконы; 3.7 – подсвечник; 3.8 – место для хоругви

Престол (рис. 11) покрывается двумя одеждами (покрывалами).

На нем находятся антиминс, крест, Евангелие, дароносица, мирница. Особое значение приписывается антиминсу, шелковому плату с зашитыми в нем святыми мощами. При освящении храма антиминс вносится в церковь и кладется на престол. Именно наличие антиминса делает храм действующим, а престол – священным.

Престол есть третье возвышение в храме после паперти и солеи.

Он олицетворяет вечную жизнь в Царствии Небесном. С престолом связывается два основных представления:

1. О смерти Христа (Гроб Господний).

2. О царственной славе Вседержителя (престол Божий).

Рис. 11. Престол

Над престолом обычно устанавливается сень или киворий, олицетворяющий небо, простертое над землей, на которой совершился искупительный подвиг Иисуса Христа. Внутри кивория из его середины ниспускается к престолу фигурка голубя – символ Духа Святого. Киворий устраивается на четырех столбах, реже подвешивается к потолку. В кивориях делаются завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между столбами.

Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горним местом. В кафедральных соборах и во многих приходских церквях вплотную к середине апсиды, против престола, сооружают возвышение, на котором стоит кресло для епископа как знамение трона, на котором восседает Вседержитель. По сторонам кресла расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу. В приходских храмах этого может и не быть, но всегда это место является олицетворением Небесного Престола. Горнему месту кадят, возжигают свечи и лампады.

Перед Горним местом за престолом стоит семисвечник, символизирующий невидимый небесный свет, исходящий от престола. По сторонам семисвечника принято ставить на древках выносные иконы Божией Матери (северная сторона) и Креста с образом Распятия Христова (южная сторона).

В левой стороне алтаря против северной двери находится вторая по значимости принадлежность алтаря – жертвенник (рис. 12). Жертвенник – четырехугольный стол, равный по высоте престолу, но меньший по ширине. Он также покрыт одеждами. Здесь подготавливаются просфоры и литургии для последующего их освящения на престоле. Жертвенник знаменует собой пещеру и ясли, где родился Иисус Христос, а также небесный престол, куда вознесся Иисус Христос. Около жертвенника стоит столик для поданных верующими просфор и записок за здравие и об упокоении

Рис. 12. Жертвенник

Справа от престола около стены находится стол, на котором лежат ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. Перед престолом справа от царских ворот у южной двери алтаря ставят кресло для епископа. Слева или справа от престола в алтаре помещают также умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее.

Роспись алтаря не является канонически постоянной. Вот наиболее распространенный порядок. В сводах алтаря пишут херувимов. В верхней части апсиды образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена» (пошло от росписи Софии Киевской). Средняя и центральная часть полукружия – Тайная вéчеря (напоминание об установлении обряда святого причастия) или образ Христа Вседержителя на троне (подчеркивается значение престола и Горнего места как олицетворение небесного трона Иисуса Христа). Справа от центра помещаются на северной стене образы Архангела Михаила, рождества Иисуса Христа (над жертвенником), далее святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова), в конце – образ пророка Давида с арфой. Слева от Горнего места по южной стене следуют образы Архангела Гавриила, Распятия Иисуса Христа, образы литургистов или вселенских учителей, в конце песнопевцы Нового Завета – Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец и т. д.

Три окна (знаменует троичный свет Божества);

Два раза по три окна;

Три и два окна (где два есть два естества Иисуса Христа);

Четыре окна (четыре евангелиста).

Форма алтаря соответствует движению священника, обходящего престол, и предпочтительно «полукруглая или с несколькими гранями» . Встречаются алтари, имеющие в плане полукруг, квадрат, сектор от восьмиугольника.

2.4. Приделы

Приделом называют дополнительную церковь (со своим престолом), устроенную при основном храме. «Необходимость в приделах возникла в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совершать служение дважды и трижды» . Наличие приделов дает возможность совершать несколько треб одновременно и с разной степенью торжественности. Генетически придел – это отдельная церковь, примыкающая к главному храму. Сохранилось указание Стоглавого собора (1551 г.): опустевшие и не имеющие причта церкви свозить к главному погосту и делать из них приделы при действующих церквях .

Придел состоит из средней части и алтаря, который должен быть обращен на восток. Канон предписывает отмечать каждый придел главой с крестом. В древности существовало обязательное требование отделять придел от основной церкви дверью, и теперь пространство придела должно быть достаточно отделено от пространства главного храма. Ризницу и пономарню, другие служебные помещения часто делают едиными для всей церкви.

Церковный канон предписывал над каждым престолом ставить свой крест и, следовательно, каждый престол должен был быть отмечен своей главой. Это правило не всегда выполнялось на практике. Например, трехпрестольная церковь могла быть решена как пятиглавый крестово-купольный храм.

2.5. Подсобные помещения храма

По обеим сторонам алтаря находятся два вспомогательных помещения: северное – пономарня и южное – дьяконник. Иногда они занимают по сторонам алтарной апсиды две боковые апсиды, но меньшие по размеру.

Ризница, или дьяконник, – обычно отдельное от алтаря помещение, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачения духовенства, богослужебные книги. Вдоль стен располагаются глубокие шкафы с раздвижными стенками. В ризнице и пономарне предусматривается установка раковин для мытья рук. В многопрестольных церквях, а также при необходимости устройства очень большой ризницы возможны более сложные решения. Так, в многопрестольных церквях конца XIX века ризница и пономарня часто располагались в огибающей галерее за главным алтарем.

Пономарня в раннехристианские времена была предназначена для складывания даров на благо общины и приготовления предметов для литургии, так как именно здесь находился жертвенник. Впоследствии жертвенник стали ставить в алтаре. Теперь пономарня служит для приготовления к службе церковно- и священнослужителей. Пономарня – помещение для хранения и подготовки вспомогательных средств для богослужения, имеет отдельный выход непосредственно на улицу и связывается с цокольным этажом винтовой лестницей.

Покойницкая – «часовня для покойников, в которой можно ставить гроб и где могут служиться панихиды. При существовании покойницкой гроб приходится ставить в церковь только для одной заупокойной литургии» .

Храм - это здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем, делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами .

В архиерейских соборах в середине средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом, символизирующим небо. Освящается во имя праздника или какого-либо святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены:

· Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

· Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа , две области творения (ангельскую и человеческую).

· Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

· Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

· Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

· Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.

· Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

· Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Цвет купола также важен в символике храма:

· Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

· Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

· Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

· Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

· В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1. Продолговатого четырех-угольника (вид корабля). Мир есть житейское море, а церковь - корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного.


2. Форму креста. Крестообразная форма храма указывает, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

3. Форму звезды. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Форму круга. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику.

Так, например:

· Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

· Голубой - в честь Пресвятой Богородицы

· Красный - посвященный мученику (мученикам)

· Зелёный - преподобному

· Жёлтый - святителю

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть, или собственно храм и алтарь.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся ко Святому Крещению.

Средняя часть храма, называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея - (гр σολ?α, от латинского solium - престол, трон), возвышенная часть пола перед иконостасом. В раннехристианской и византийской церкви проход, соединяющий алтарь и амвон, часто огражденный балюстрадой.

Амвон - полукруглая середина солеи напротив Царских врат. С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди срединной части храма, иногда около стены. В древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма.

И к нему вела каменная дорожка-помост (архиерейская кафедра посреди храма - остаток древнего амвона). Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Современный амвон уже не имеет ничего общего с древними. Древний амвон лучше всего сравнить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.

Клиросы - конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Иконостас - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон.

Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами , а боковые — северными и южными, также их еще называют диаконскими. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь обозначает небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон. Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.

2. Наружный вид православных храмов.

Апсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - (глухой, световой) цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Световой барабан - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Купол - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Трапезная - часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко - шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Где молились первые христиане? Что такое октогон, трансепт и неф? Как устроен шатровый храм и почему именно эта форма была так популярна на Руси? Где в храме горнее место и о чем расскажут фрески? Какие предметы находятся в алтаре? Делимся отрывком из книги Михаила Бравермана об истории и устройстве храма.

Первые годы после Вознесения Господа христиане еще посещали Иерусалимский храм, но таинство Причащения, установленное Господом на Тайной Вечери, совершали в домах.

В основе первоначального христианского богослужения лежит как ветхозаветная богослужебная традиция, так и Тайная Вечеря. И на формирование христианского храма повлиял как Иерусалимский храм, так и Сионская горница, в которой Господь установил Таинство Причащения. (Сион - название одного из холмов Иерусалима.)

Созданию Иерусалимского храма предшествовала скиния - шатер, который по Божьему повелению соорудил Моисей на пути из страны рабства в Землю Обетованную.

Скиния разделялась на три части. Самая важная, отделенная завесой, называлась Святая святых, ибо там хранился Ковчег Завета - облицованный золотом ларец. Установленные на его крышке скульптуры крылатых херувимов (Ангельских Сил) словно охраняли помещенные внутри святыни: золотой сосуд с манной (ею Бог питал народ в пустыне, и она же была прообразом Евхаристии), жезл священника Аарона - брата Моисея, а также скрижали - плиты с десятью заповедями Ветхого Завета.

И сейчас храм имеет трехчастную структуру: притвор, собственно храм и алтарь, символизирующий духовное Небо (слово «алтарь» переводится как «возвышенный жертвенник»). Алтарь обычно ориентирован на восток, ведь там восходит солнце, а Церковь называет Господа «Солнцем правды». Здание, посвященное Богу и не имеющее алтаря, называется часовней (от службы часов).

В первые три века Церковь претерпевала жесточайшие гонения. В это время богослужения зачастую проводились тайно и даже под землей, в катакомбах - подземных погребальных галереях, в криптах (тайниках), иногда так называется нижняя, расположенная под основной, церковь, в более просторных капеллах (от латинского «вмещать»).

После окончания эпохи гонений начинается бурный рост храмового строительства. Император Константин Великий передает Церкви общественные здания - базилики (царские дома). Базилика представляет собой строение прямоугольной формы с нечетным (1, 3, 5) числом нефов (от латинского «корабль») - вытянутых внутренних помещений, ограниченных рядами колонн. Одна из древнейших христианских базилик освящена в 339 году на месте Рождества Христова в Вифлееме.



Другие храмы, воздвигнутые по поручению святого равноапостольного Константина на Святой Земле и связанные с земной жизнью Христа Спасителя, представляли собой ротонды (от латинского «круглый»), например над Гробом Господним, или восьмигранники - октогоны. «Окто» значит «восемь», в церковной символике это число вечности, и потому зачастую купель, в которой принимают Крещение - рождаются для вечности, - восьмиугольная.

Постепенно храм приобретает притвор («предхрамие») и трансепт - поперечный неф перед алтарной частью. Две крестообразно соединенные базилики привели к появлению крестового (в плане) храма, затем дополненного куполом, который символизирует духовную твердь.

Крестово-купольный храм, сформировавшийся в V–VIII веках в Византии, стал одним из самых распространенных архитектурных типов христианских церквей.

Массовое строительство церквей в Древней Руси началось сразу же после ее Крещения в 988 году. Последующий XI век (в правление Ярослава Мудрого) был отмечен созданием Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке. София (с греческого - «премудрость») - одно из имен Господа Иисуса Христа. Софией был назван главный храм Византийской империи. В Русской же земле Софийские храмы были посвящены Богородице, от Которой воплотилась Божия Премудрость. В Киеве престольным (главным) праздником стало Рождество Богородицы, а в Полоцке и Новгороде - Ее Успение. Каждый храм имеет свое посвящение, например: Троицкий собор, храм Христа Спасителя. Храм может носить имя праздника, или одной из Богородичных икон, или же святых. В храме может быть несколько престолов и, соответственно, несколько престольных праздников.



Софийский собор в Новгороде. XI век

Постепенно сложился особый характер русского храмового зодчества. Своя стилистика отличает храмы Великого Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальского княжества и Москвы. Появилось арочно-ступенчатое завершение храмовых стен и особый, установленный на барабане, «луковичный» купол.

Если византийский купол символизирует Небо, сходящее на землю, то русский обозначает горение свечи. Впоследствии такую форму приобрел шлем русского воина. Храм являет собой Божественный порядок - космос. Но мир сотворен для человека, и потому храм имеет человеческие черты: купол - это глава, барабан, на котором он установлен, - шея, своды - плечи. Весь храм, завершающийся луковичным куполом с крестом, обозначает победу в духовной брани - битве с грехом.

Число установленных на храме куполов тоже имеет символику. Один обозначает веру в Единого (Одного) Бога, два символизируют две природы, Божественную и человеческую, в Иисусе Христе, три - тайну Пресвятой Троицы, пять - Христа и евангелистов, семь - священное число, обозначающее полноту (семь даров Святого Духа перечисляет пророк Исаия, семь основных церковных таинств соединяют нас с Богом, семь Вселенских Соборов знает история Церкви), девять - число ангельских чинов, тринадцать куполов символизируют Господа и двенадцать апостолов. В России с XVII века строились многокупольные храмы, где двадцать четыре купола обозначали единство Ветхого и Нового Заветов: двенадцать судей (руководителей) Израиля и двенадцать апостолов, а тридцать три - годы земной жизни Христа.

Храмы были кирпичными, белокаменными, а также деревянными. Самым распространенным строительным материалом на Руси было дерево. Это привело к появлению храма нового типа - шатрового.

Создание купола из дерева было технически трудным, поэтому с XVI века получила широкое распространение шатровая конструкция. Затем шатровые храмы стали строить также из камня и кирпича. Самый известный пример - храм Василия Блаженного в Москве.

Византийское наследие, характер русской святости, природа России - все это отразилось на формировании самобытной стилистики русского храмового зодчества.



Вознесенская церковь в Коломенском, 1532г.
Первый каменный шатровый храм

Еще одной особенностью стала открытость русской культуры. Удивительно, что типично русские образцы архитектуры - Успенский и Архангельский соборы в Кремле - были созданы в XV–XVI веках итальянскими архитекторами Аристотелем Фиораванти и Алевизом Фрязином. В то же время Казанский собор в Санкт-Петербурге в духе европейской архитектуры построил русский зодчий Андрей Воронихин, сын крепостного.

Мода на архитектурный стиль: барокко, рококо, классицизм, ампир - находила отражение в храмовом строительстве. На рубеже XIX–XX веков обращение к византийским и древнерусским образцам, соединенное с элементами модерна, привело к возникновению неорусского и русско-византийского стиля.

В начале XX века после Октябрьской революции Церковь в России вошла в период гонений. Многое из духовного и культурного наследия Церкви - достояния всего человечества - было уничтожено. В годы советской власти храмы взрывались, разрушались, в шедеврах мировой архитектуры устраивали овощехранилища и фабрики, а в монастырях - концлагеря и тюрьмы.

После празднования 1000-летия Крещения Руси, с падением коммунистического режима началось возрождение церковной жизни.

Что находится внутри храма?

Солея возвышает алтарь над остальным храмовым пространством. Центральная часть солеи называется амвон (возвышение), с амвона возносится молитва, читается Евангелие, произносится проповедь.

Если алтарь является главным местом храма, то самым важным местом в алтаре является престол. На нем совершается литургия, и в разные моменты богослужения он обозначает Сионскую горницу, Голгофу - гору, на которой был установлен Крест, Гробницу Христову и Елеонскую гору, откуда вознесся Господь.



На престоле полагается антиминс . Завернутый в илитон (в переводе «обертка») антиминс разворачивается на литургии и складывается по ее окончании. Сверху на антиминс полагается напрестольное Евангелие.

Также на престоле может находиться дарохранительница . В ней содержатся запасные Святые Дары - освященные хлеб и вино, которыми священник причащает тех, кто не может, например, из-за болезни прийти в храм (Святые Дары священник переносит в дароносице). На престоле полагается напрестольный крест, который священник держит в руках на отпусте - последнем молитвенном благословении литургии. На престоле или за ним устанавливается семисвечник . Иоанн Богослов в Откровении написал о семи светильниках , находящихся перед Престолом Божьим. За престолом стоит запрестольный крест . Все эти священные предметы также могут являться произведениями декоративного искусства. Пространство между престолом и восточной стеной алтаря называется горнее место .

В храме также могут находиться хоругви - церковные знамена с иконами.

Ларец, в котором хранятся останки святого - мощи, называется рáка . Мощи святых являются предметом особого почитания, ведь тело человека может быть храмом Божьим, а храм - свят. Внутри храма расположена голгофа - крест (иногда с предстоящими Иоанном Богословом и Богородицей) и тетрапод , столик для свечей, перед которыми приносят молитву за усопших.

Подсвечники, лампады, светильники не только освещают храмовое пространство, но и символизируют свет Божественной любви. Центральный подсвечник называется паникадило , или хорос (от греческого «круг»).

При архиерейском богослужении используются трикирий и дикирий - подсвечники с тремя и двумя свечами. Трикирий являет число Троичного Бога, а дикирий - две природы, Божественную и человеческую, в Господе Иисусе Христе. На дикирии, между свечами, изображается крест - знак Жертвы Христа Спасителя.

Входя в храм, стены которого украшают росписи, мы попадаем в центр всех событий священной истории, о чем рассказывают фрески и мозаики. Вверху в куполе изображается Господь или Его Пречистая Матерь. Четыре паруса (так называют сферические треугольники, поддерживающие купол) украшаются изображениями евангелистов или их символов - орла, тельца, льва, человека. Орел - высота богословия, телец - символ Жертвы Христа, Лев означает царское достоинство Господа, ставшего человеком. Вверху стен - евангельские сюжеты, а ниже - изображения святых, которые словно стоят вместе с нами на богослужении.

Из книги Михаила Бравермана .

Внутренняя структура храма

Храмы традиционно строятся по принципу базилики (древний тип сооружений прямоугольной формы). Базилика представляет собой прямоугольник из 3 или 5 нефов, коридоров разделенных колоннами. Центральный неф всегда заканчивается абсидой, обращенной на Восток. Внутреннее помещение базилики представляет собой как бы прямоугольник в прямоугольнике, что символизирует самоограничение, ведущее к духовному совершенствованию.
Детали и элементы архитектурных сооружений

АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.

АПСИДА (Абсида) - полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.

БАРАБАН - цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.

БАРАБАН СВЕТОВОЙ - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.

ГУЛЬБИЩЕ - открытый или крытый обход, окружающий здание храма.

ЗАКОМАРА - полукруглое или килевидное завершение прясел храма

ЗВОННИЦА - отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом или его западной частью открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.

ИЗРАЗЕЦ - керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ - румпу - для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).

ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

КАПИТЕЛЬ - завершение колонны или пилястры, как правило, с более сложным рисунком и формой. Капители бывают коринфского, дорического, ионического, тосканского, композитного ордера и различаются формой - более или менее пышной и сложной.

КЛИРОС - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.

КРЕЩАЛЬНЯ - здание или помещение, оборудованное купелью, предназначенное для совершения в нем Таинства Крещения.

КРИПТА - погребальная камера под храмом или над которой возводится мемориальная часовня.

КОКОШНИКИ - декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.


КОЛОННА
- архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы

ЛЮКАРНА - световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.

ПАПЕРТЬ - внешняя часть притвора - крыльцо храма.

ПИЛЯСТРА - плоский вертикальный выступ на стене, имеющий базу и капитель.

ПЛИНФА - тонкий плоский кирпич, применявшийся в древнерусском зодчестве домонгольского периода.

ПОДКЛЕТ - нижний этаж здания в русской архитектуре, незначительно поднимающийся над землей.

ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ - кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»).

ПОНАМАРКА - подсобное помещение при алтаре.

ПОЛУКОЛОННА - колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.

ПОРТАЛ - декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.

ПРИДЕЛ - Дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).

ПРИТВОР - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.

ПРЯСЛО - Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерно для древнерусской архитектуры.

РИЗНИЦА - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.

ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.

СЛУХИ - открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками.

СТОЛП - массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.

ФРЕСКА - настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.

ФРИЗ - украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора

ФРОНТОН - завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.

ШАТЕР - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

ЯРУС - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

ЯБЛОКО - основание для Креста, который устанавливается на главе храма.


Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг - знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест - во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы - три Лица Святой Троицы, пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Самая важная часть храма - алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня - престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю - из белого полотна и верхнюю - из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери - северную и южную - называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой - полукруглый выступ перед царскими вратами - именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

Статьи по теме