Как григорий оказался в банде фомина. Григорий мелехов в поисках правды

Книга четвертая

Часть восьмая

Аксинья вновь вернулась на родной хутор. Страх за Гри-гория сблизил ее с Ильиничной: они обе ждали о нем вестей, одинаково боялись за него. Ильинична сильно тоскует по сыну, печалится о нем больше, чем о погибшем муже. Ду-няша стала приглашать Аксинью в гости, чтобы развеселить мать разговорами. Казаки, проезжавшие через хутор, ничего не могли сообщить о судьбе Григория. Наконец весть принес Прохор Зыкин. Он сообщил, что Мелехов записался в Крас-ную армию и отправился воевать против белополяков.

Ильинична стала готовиться к встрече сына, которая, как считала старуха, будет скорой. На хуторе объявился Мишка Кошевой. Ильинична встретила его холодно. Она была против его визитов, но Дуняша настояла на том, чтобы Кошевой появлялся в их курене и дальше. Мишка понемно-гу помогал женщинам по хозяйству. Постепенно Ильинич-на привязалась к нему.

Вскоре справили свадьбу. Дуняша настояла на венча-нии в церкви, что испортило настроение обоим молодым. Свадьба прошла тихо и скучно, Ильинична тяжело пере-живала появление в доме чужого человека, она чувствовала себя одинокой и лишней на собственном же базу. Старуха молила бы о смерти, но ей хотелось дождаться Григория. На ее счастье, однажды Прохор принес известие о том, что Гри-горий осенью приезжает на побывку. Ильинична подели-лась радостью с Аксиньей. Затем старухе стало хуже, и она отчаялась дождаться сына: поняла, что умрет раньше. Так и произошло. Гришкиных детей взяла к себе похоронившая Ильиничну Аксинья.

Мишка Кошевой изнемогал от скуки на хуторе. Заня-тия хозяйством ему быстро надоели, он хотел вернуться на фронт, где разворачивалась борьба против Врангеля, Мах-но и других антисоветских сил. Кошевой в спорах с Про-хором высказывает мысль о том, что воевавшие на сторо-не белых должны понести наказание, даже если потом пе-решли к красным и искупили вину кровью. Вскоре Миш-ку назначили председателем местного ревкома, и Кошевой решил навести на хуторе порядок. Первым делом он отпра-вился к Кириллу Громову, которого хотел арестовать, по-скольку подозревал в хранении оружия. Громов сбежал, не-смотря на старания Мишки задержать его.

Кошевой жил в постоянном страхе за свою жизнь, он всерьез опасался нападения Громова. Кроме того, многие казаки роптали на советскую власть, поскольку жизнь на хуторе была бедная — не хватало предметов первой необ-ходимости. Мишка кричал на недовольных или обманы-вал их, рассказывая о придуманных им же злодеяниях бе-лых, оставивших страну без соли, спичек, железных дорог и т. д. С Дуняшей Мишка тоже крупно повздорил: ей не по-нравились его слова против Григория, и теперь она цепля-лась к каждому слову Кошевого. Кошевой поспешил и ее за-писать во враги советской власти.

Мелехов возвращался на бычьей подводе на родной ху-тор. В мыслях он либо обращался к своему детству, либо к Аксинье, которую твердо решил взять в свой дом, чтобы она присматривала за детьми. Часть пути Григорий от не-терпения прошел пешком. Мишка встретил Мелехова сдер-жанно, отложив важный разговор на потом. Пока же было решено отметить возвращение Григория, для. чего были приглашены в гости Прохор Зыкин и Аксинья. Когда гости ушли, Михаил и Григорий завели разговор о будущей жиз-ни. Кошевой открыто сказал, что не доверяет бывшей «кон-тре», и потребовал срочно зарегистрироваться в ревкоме.

Мелехов узнает от Прохора о восстании неподалеку — против большевиков и продразверстки. Это беспокоит Гри-гория, так как он уверен, что его могут обвинить зачинщи-ком. Григорий завидует тем, для кого с 1917 г. все было ясно и понятно, кто не колебался в своем выборе. К полуд-ню он явился в станицу для регистрации, но проходить все инстанции поначалу не хотел, испугавшись ареста. Под ко-нец казак передумал, решив держать ответ за свои дела.

Аксинья, нарядившись для встречи с Мелеховым, при-ходит в дом Дуняши. Та с плачем сообщает Астаховой о том, что Григорий может не вернуться из станицы. Аксинья по-кидает курень, возвращается восвояси. Но Григорий все же пришел, хотя и поздно вечером. Заглянув домой, он почти сразу пошел к Аксинье.

Григорий показал Кошевому оформленные по форме документы и больше не общался с ним. Вскоре Мелехову пришлось проститься с сестрой. Он оставил ей отцовский курень, а сам решил с детьми перебраться к Аксинье. Пере-селившись к Астаховой, он так и не обрел покоя в семейной жизни и домашних делах. Григорий старался не встречать-ся с соседями, чтобы не сболтнуть лишнего и не навлечь на себя подозрений. Как-то ночью к Григорию прибегает се-стра предупредить о готовящемся аресте. Мелехов быстро собирается и уходит из дома.

Вскоре на Дону вновь вспыхнуло восстание, которое организовали казаки, недовольные продразверсткой. Од-ним из его наиболее активных организаторов оказался быв-ший друг Мелехова Яков Фомин, командовавший красным эскадроном. Под действием пропаганды Фомина весь эска-дрон объявил войну комиссарам, занимающимся продраз-версткой.

Григорий какое-то время пожил у дальних родственни-ков Аксиньи, а после двинулся на хутор Ягодный. На пол- пути его перехватили красноармейцы, которые оказались людьми Фомина. Яков рассказал Григорию о своем восста-нии. Мелехов согласился вступить в банду, несмотря на от-вращение к тем методам, которыми Фомин наводил поря-док в округе.

Фомин ездил по хуторам и пытался привлечь казаков на свою сторону, но его агитация не действовала. Голодные, уставшие от войны люди в большинстве своем не соглаша-лись поддержать банду. Поначалу Яков спокойно переносил отказы, но затем все чаще грозил казакам. Казаки в ответ либо угрюмо молчали, либо посмеивались. Бабы-казачки в открытую потешались над фоминцами и грубили им.

Весной банда начала таять. Людей, которые увиде-ли тщетность борьбы, потянуло к земле. Фоминцы приня-ли решение при первой возможности отступить и слиться с другой, более крупной бандой. Григорию надоело сложив-шееся положение, он видел, что очутился среди грабите-лей. Вскоре из-за недальновидности и бездарности Фомина как командира его отряд был окружен и почти полностью уничтожен. Григорию удалось вывести из окружения лишь нескольких человек. Спасшиеся договорились спешиться и укрыться в лесу, чтобы потом идти на хутор Рубежный.

Ближайший соратник Фомина — бывший эсер Капарин, испугавшись предстоящих трудностей, предлагает Мелехову убить Фомина и остальных, чтобы затем сдать-ся советской власти: кровь Фомина послужит для Капарина и Григория оправданием. Григорий не идет на сдел-ку и, ради собственной безопасности, обезоруживает Капарина. Фоминцы, догадавшись обо всем, в ту же ночь убили Капарина.

XV Материал с сайта

Фомин беспрепятственно переправляется через Дон, где к его отряду присоединяется один казак. Фоминцы окончательно решают идти на слияние со знаменитой бан-дой Маслака. В поисках этой банды пришлось объездить не-мало хуторов и нарваться на красноармейский развод и от-ряд милиции. Один из фоминцев (Стерлядников) во время преследования был ранен в ногу, и рана воспалилась. Стер-лядников попросил убить его, что было на руку Фомину. Раненого бойца прикончил его товарищ Чумаков, сильно переживавший из-за этого.

Спустя полторы недели к отряду Фомина пристало еще сорок казаков, и банда стала заниматься исключительно грабежами. Фомин, однако, доказывал близким товари-щам, что это временное состояние и что они на самом деле борются за счастье трудового народа. Григорий тайно подго-тавливает все для ухода из банды. В один из ночных переез-дов ему удалось осуществить свой план.

Мелехов вновь объявился на родном хуторе. Он неза-меченным пробрался в дом Аксиньи и предложил ей ехать с ним на Кубань подальше от опасности. Аксинья согла-силась на это, решив временно оставить детей Дуняше. Во время переправы у одного из хуторов на их пути Мелехов с Аксиньей нарвались на милицейский пост. Аксинья была смертельно ранена. Григорий увез ее в лес, где женщина умерла у казака на руках, не приходя в сознание.

С этого дня Мелехов трое суток бесцельно скитался по степи. В лесу он отыскал убежище дезертиров и поселил-ся с ними. Позднее среди них оказался Чумаков, расска-завший Григорию о гибели Фомина. Вскоре Чумаков ушел «шукать легкую жизнь», а следом за ним покинул лес и Ме-лехов — отправился на родной хутор. Здесь он узнал, что потерял дочь, умершую от скарлатины. Все, что оставалось еще у Григория, — возможность стоять у ворот своего дома и держать на руках сына, о чем он и мечтал в молодости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • 4 книга тихого дона анализ
  • тихий дон глава 4 часть 3 краткое содержание
  • уход из банды фоменко в тихом доне
  • михаил александрович шолохов найти и записать фразу которая говорит о сили и характере русского человека краткое содержание
  • егэ литература шолохов тихий дон

Григорий нравственно надломлен. Жизнь героя романа под впечатлением душевной травмы, полученной в день избиения подтелковцев. Григорий переходит на сторону красных. Он сражается в коннице Буденного. Но он почувствовал, что красные ему, как бывшему белому офицеру, не доверяли, а поэтому демобилизовали. Возвращение в хутор не приносит Григорию счастья. Он на подозрении, Михаил Кошевой видит в нем врага. Григорий становится на учет в Вешенской. Теперь он боится расплаты за прошлые заблуждения и сам себе признается: “Жидковат оказался на расплату, сробел”. Он старается держаться в стороне от политики, мечтает о спокойной жизни с семьей и Аксиньей. Но Григорию снова угрожает арест, и он скрывается из станицы. Если раньше боязнь ареста привела Григория к участию в Верхне-Донском восстании, то теперь в банду Фомина. Участие Григория в банде – вынужденный и гибельный шаг. Он об этом прямо говорит Фомину: “У меня выбор, как в сказке про богатырей: налево поедешь – коня потеряешь, направо поедешь - убитым быть…И так – три дороги и ни одной нету путевой…”. “Вступаю в твою банду”.

М. Шолохов сурово обличает бесславные преступные дела банды, много внимания уделяет показу разложения главарей банды Фомина и самой банды, которая в конце концов превратилась в шайку грабителей. Григорий уходит из банды и тайком пробирается к Аксинье, предлагает ей уехать из хутора и вместе с ним начать где ни будь вдалеке от родных мест новую жизнь. Но не суждено было и на этот раз осуществиться планам Григория шальная пуля отняла у него самое дорогое и преданное ему существо – Аксинью.

“…Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось…Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете…Он прощался с ней, твердо веря в то, что расстаются они не надолго… ”

теперь ему незачем было торопиться… Все было кончено. В этой сцене прощания Григория с Аксиньей М. Шолохов сумел показать душу своего героя, способного пронести чувство любви через все испытания жизни. И после гибели Аксиньи он живет воспоминанием о прошлом. Жила в нем мечта о счастье, поэтому и отказывается от войны, выбросив оружие в прорубь: “Вся жизнь Григория была в прошлом…Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем ммиром”. Важно заметить, что “шатанья” Григория Мелехова писатель связывает с особенностями развертывания гражданской войны на Дону, с ее ходом и рассматривается его метание меж двух лагерей как типическое социальное явление, а художественное выражение этого явления – как следование исторической правде.

“В каждом дворе, обнесенном плетнями, под крышей каждого куреня коловертью кружилась своя обособленная от остальных, полнокровная, горько-сладкая жизнь”. В другом месте Шолохов так определяет эту картину. “Выметаясь из русла разбивается жизнь на множество рукавов”.

“Трудно предопределить, по какому из них устремит свой вероломный и лукавый ход: там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно ее ** поганенькую россыпь – завтра идет она полноводная, богатая”. В каждой семье, под каждой крышей свои большие и малые радости и горести, везде что-то происходит.

Шолохов считал, что конфликт с казачеством создан искусственно. “Стравили людей” - сокрушается Мелехов. Это показано в эпизоде драки на мельнице. Здесь Шолохов показывает, как в конкретной жизненной ситуации закипает “пенная злоба” и льется кровь. Ничтожность повода для столкновения, приведшего к увечьям и даже гибели одного из участников побоища. “За что?” - спрашивает случайный свидетель драки. “За очередь” - был ответ. Ничтожность повода однако не означает, что за ними не стоят весомые причины. “Не одно столетие назад заботливая рука посеяла на казачьей земле семена сословной розни, растила и холила их, и семена гнали богатые всходы: в драках лилась на землю кровь казаков и пришельцев - русских, украинцев”. И воскресает в сознании казаков древнее значение слова “братья”, которое объединяло людей во времена смут и раздоров. Появляется оно на карнизе часовни над могилой бессудно убитого красноармейца Валета:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья брата.

Скорбный лик божьей матери напоминает людям, что они живут для согласия, радости и счастья, а поэтому “смуту и разврат” пора прекратить, остановиться, одуматься, обрести согласие, вспомнить о предназначении жизни, которое утверждает природа.


Как было видно из тех признаний и размышлений Григория, которыми он делился с Кошевым, с Прохором, с самим собой, он вовсе не собирался принимать участие в выступлениях против Советской власти. А в банде Фомина он очутился случайно, в результате не предвиденного им стечения обстоятельств и временно находился в ней просто потому, что «деваться некуда». Такое накопление случайностей не противоречит трагическому. Вряд ли прав В. Ермилов, утверждая, будто накоплением случайностей М. Шолохов «как бы подчеркивает, что роман перестает развиваться как трагедия». Другое дело, его положение о том, что «трагический герой не имеет свободы выбора»: он может поступить только так, как поступает, потому что ему «деваться некуда», но В. Ермилов далек от истины, когда предполагает, что «Мелехов в восьмой части мог пройти регистрацию, мог и не пройти, мог оказаться в банде Фомина, а мог и не оказаться и т. д.» (Литературная газета. 1940. 11 августа). Такое решение вопроса о месте случайного в судьбе Григория Мелехова неверно, и прежде всего потому, что оно дает возможность рассматривать его судьбу как исключительную, но которая могла бы сложиться по-иному. Действительно, в судьбе Григория много случайностей, точно таких, какие часто бывают в жизни человека. Если бы их совсем не было, его судьба не казалась бы такой правдивой и убедительной. Как раз в тот момент, когда Григорий Мелехов вернулся из Первой Конной, начались антисоветские восстания. И это осложнило его положение: если бы не было восстаний, то не было бы и столь строгого отношения к тем, кто участвовал в Вешенском мятеже. Не случайно поэтому, когда Прохор сообщил о восстании в Воронежской губернии, Григорий «помрачнел», «был явно встревожен», так как это действительно «плохая новость»: «Ежели и окружная власть обо мне такого мнения, как Кошевой, тогда мне тигулевки не миновать. По соседству восстание, а я бывший офицер да ишо повстанец...» (Т. 5. С. 378). Но эти события не случайны сами по себе: они выступают в романе как объективный фактор, независимый от намерений и стремлений героя, хотя его личная судьба, его действия и поступки определяются всецело объективным ходом событий. Таким образом устанавливается в романе органическая связь отдельной человеческой судьбы с объективными условиями общественного развития, зависимость ее личной судьбы от условий места и времени. Вот почему у М. Шолохова нет ни одного эпизода, в котором бы случайность представлялась как каприз истории или как причудливость судьбы. Случайность в романе – это стечение обстоятельств, неумолимо определяющих жизненный путь героя. И такая случайность не противоречит эстетике трагического. В самом деле, ведь Дуняшка случайно услышала, что Кошевой настаивал на немедленном аресте Григория, и тут же прибежала к нему, чтобы сообщить об этом. И Григорий успел избежать ареста. Прятался две недели, а во время перехода из одного убежища в другое на него случайно наткнулись бандиты и под конвоем отвели его к Фомину. А между тем ясно, что он не мог не столкнуться с бандитами, так как перед тем, как показать, что Григорий попадает в банду, М. Шолохов изображает бунт в Вешенской. Здесь случайность в жизни трагического героя осмыслена, подготовлена всем ходом развития исторических событий. Такие случайности находятся в противоречии с желаниями и стремлениями Григория, являются для него неожиданными и непредвиденными, но не перестают от этого быть закономерными и обусловленными всем ходом объективного исторического процесса.

Но некоторые исследователи стараются убедить читателя в том, что приход Григория в банду Фомина естествен и закономерен, что, находясь в банде, «Григорий Мелехов становится чужим казачьей массе» (Якименко Л. Указ. соч. С. 140).

Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон” Григорий Мелехов – характер трагиче­ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши­мом конфликте личности и истории. Природа надели­ла Григория добротой, душевной щедростью, способ­ностью чувствовать чужую боль, бесподобным умением любить, но мир, в котором он живет застав­ляет его быть жестоким, учит ненавидеть. Мучитель­но ищет Мелехов истину, свое место в жизни, настоя­щую правду, точку опоры. На своем пути он много ошибается, теряет, путается. Идя к истине, герой ока­зывается

В банде Фомина.
Григорий Мелехов долго метался между белыми и красными, разочаровывался то в тех, то в других, но его приход в банду не печальный итог жизненных за­блуждений, не сознательный и хорошо обдуманный выбор, а результат трагической безысходности. На за­гнанного зверя похож он, скитающийся по хуторам: “Целыми днями он лежал в горнице, во двор выходил только по ночам. Все это было похоже на тюрьму. Гри­горий изнывал от тоски, от гнетущего безделья. Под конец жить так стало невмоготу”. Не разбойничать зовет сердце Мелехова, оно тянет его туда, где тепло и уютно, где покой и гармония: “Его неудержимо тяну­ло домой – к детям, к Аксинье”. Жалко видеть Гри­гория, когда хозяин, укрывавший его, гонит со двора, а его суровая жена называет Мелехова дармоедом. “Куда же мне деваться? – вопрошает герой.- Все выходы у меня закрыты”.
Фактически выгнанный со двора и идущий куда глаза глядят, Григорий встречает на своем пути не­сколько всадников. Так он попадает в банду Фомина. Чрезвычайно драматична та ситуация, в которую героя поставила гражданская война. “Итак, три доро­ги, и ни одной нету путевой. Деваться некуда, пото­му и выбрал”,- говорит он.
Мелехов с самого начала понимает несостоятель­ность, бессмысленность, абсурдность и бесперспек­тивность фоминской идеи. Да и руководящие способ­ности Фомина представляются ему весьма сомнитель­ными. “Он пуст, как пробка, и глуп, прямо-таки непроходимо глуп!” – говорит о Фомине Капарин.
Намерение Григория – не участвовать в кровопро­литиях, а при первом удобном случае покинуть банду и покончить с войной навсегда. “Он был твердо убеж­ден в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьезном столкновении с какой-либо регулярной ка­валерийской частью Красной Армии они будут раз­громлены наголову. И все же остался подручным у Фомина, “втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда – вместе с Ак­синьей – на юг”.
Насилие давно стало вызывать в Григории отвра­щение. Насмотревшись за время войны всякого, он не может привыкнуть к человеческой смерти. Тяжело переносит Григорий убийство красноармейца, глупая и жестокая расправа над ним производит на Мелехова гнетущее впечатление.
В банде Фомина Григорий во всем остается верен себе. Он по-прежнему проявляет себя как хороший воин, отважно и смело сражается в бою. В отличие от беспечного Фомина, Григорий все хорошо просчиты­вает, ловко увертывается от чужой шашки; спасая свою жизнь, рубит сам.
Григорий по-прежнему искренен. Он прямо отвеча­ет на вопросы самонадеянного и глупого Фомина.
Герой не отступает от нравственных ценностей и пытается воззвать к ним членов банды, погрязших в пьянстве и мародерстве. Не найдя поддержки у каза­ков, члены банды и сам ее главарь утешения ищут в самогоне. Они грабят семьи советских служащих, от­бирая у них все, что попадается под руку. Устав быть свидетелем это

(No Ratings Yet)


  1. Тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов – одна из ведущих в литературе XX века. Однако авторы раскрывают эту Тему по-разному: сначала акцентируя внимание на героизме русского народа, на...
  2. Я всегда был уверен и не разубеждал, что даже самый маленький рассказчик может заключать в себе огромный смысл, волнения и трепет автора. “Донские рассказы” не стали исключением. И здесь я...
  3. Коллективизация – один из самых трагических и исторически важных периодов советской эпохи, являющийся логическим продолжением периода “военного коммунизма”. В те годы считалось, что для того чтобы выпрямить, нужно перегнуть. И...
  4. И топтал бы, а вот Мелехов, узнав об аресте Котлярова, бросился в погоню, чтобы от смерти, вырвать из плена. Из этого диалога видны два совершенно разных человека. Один охвачен ненавистью,...
  5. В романе “Поднятая целина” Михаил Александрович Шолохов рассказывает историю коллективизации – одного из драматичнейших эпизодов русской истории. Первая книга “Поднятой целины” вышла из печати в 1932 году, она писалась под...
  6. Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской...
  7. Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова -Тихий Дон”. Сквозь войны и революции проходит его жизненный путь. Это один из самых сложных характеров, созданных М. Шолоховым, и одновременно один...
  8. Бесславный Роман Михаила Шолохова “Поднятая целина” начинается с того, что январским вечером в хутор Гремячий Лог въезжает верховой. У встретившейся женщины он спрашивает, где здесь живет Яков Лукич Островной. В...
  9. В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец...
  10. Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор...
  11. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с1912по1922 год. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой...
  12. М. А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к пониманию объективного хода истории. В романе изображено,...
  13. Шолохова в свое время обвиняли в идеализации кулачества и белогвардейщины. Слишком беззлобно изобразил он ряд персонажей не “нашего” лагеря – Калмыкова, пана Листницкого, его сына Евгения, семью Коршуновых (исключая Митьку)....
  14. Где они, слова, когда говорим о человеческом горе? Почему всегда так трудно “писать об этом и вдвое труднее, когда горе это, страдание эти неоправданны, не озарены стремлением к этой великой...
  15. В конце 56 г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право...
  16. Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли. По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель московского совнаркома!...
  17. Рассказ “Судьба человека” был написан в 1956 году. Он был сразу замечен, получил множество критических и читательских откликов. В его основе лежит реальный случай. Писатель отважился на запретную тему: русский...
  18. По своей стилистической организации исповедь Соколова двойственна. В этих кульминационных моментах речь героя приближена к авторской речи, сливается с ней. То, что речь героя выстроена автором, проявляется и в насыщенности...

Трагедия личности в романе Михаила Алексеевича Шолохова «Тихий Дон»
История не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то события, которые коренным образом влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на судьбах людей. В обществе выделяют обычно два лагеря, оппозиционных друг другу. Кто-то по своим взглядам поддерживает одну сторону, кто-то другую. Но не все. Все же есть такие люди, которые в силу своих убеждений, не могут выбрать какую-либо из сторон. Их судьбы печальны, даже трагичны, так как они не могут выбирать, что им больше по душе, по сердцу.
Именно судьба такого человека и изображена в романе-эпопее Михаила Алексеевича Шолохова «Тихий Дон». Таковым мы видим на страницах его книги главного героя- Григория Мелехова. С каждой прочитанной главой перед читателем открывается ясная картина трагедии этой сильной личности. Он мечется, ищет, ошибается и всеми силами пытается найти правду, которую так и не находит. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажая борьбу различных чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия. Григорий стремится постигнуть смысл жизни, историческую правду времени.
Формирование взглядов Григория начинается с дней Первой Мировой войны. Он служит в армии, более или менее поддерживая взгляды своих сослуживцев относительно порядков в стране, относительно государственного устройства. Он придерживается следующего мнения: «Нам необходимо свое, и прежде всего избавление казаков от всех опекунов будь то Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур».
Но, получив ранение, он попадает в лечебницу, где встречает пулеметчика Гаранжу. Эта встреча сделала в душе главного героя глубокий переворот. Слова Гаранжи глубоко въелись в душу Григория, заставив его коренным образом пересмотреть все свои взгляды. «Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель неизвестные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться» Мелехов вынужден был признать, что в словах Гаранжи звучала горькая правда, которая разбивала вдребезги сложившиеся у него отношения к происходившим событиям.
Гражданская война… Григорий мобилизован в ряды белой армии. Он служил там достаточно долгий срок, получая при этом высокий чин. Но его сознание не покидают мысли, связанные с устройством жизни. Постепенно он отходит от белых.
После встречи с Подтелковым Григорий склоняется к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому то берегу. Перейдя на сторону красных, он не только переходит в другой лагерь, он еще отходит и от родных и близких. Ведь теперь он и отец его с братом как бы враги. После ранения под станицей Глубокой едет в свой родной хутор. И тяжко в груди у него. «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в тонкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли по которой надо, идти». Находясь в среде красных, Григорий познавал азы большевистского устройства общества. Но многие положения противоречивы его взглядам, не видел в них он своей правды. И постепенно он стал осознавать, что и там ему нет места, так как он видел, какие бедствия несли они им, то есть казакам.
«…И помалу Григорий стал проникаться злобой к большевикам. Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли! Григорию иногда в бою казалось, что и враги его тамбовские, рязанские, саратовские мужики – идут, движимые таким же ревнивым чувством к земле.», « Бьемся за нее, будто за любушку.»
Мелехов отринул старый мир, но правды новой действительности, утверждавшейся в борьбе, крови, страданиях, он не понял, не поверил ей в конце концов оказался на историческом распутье. В напряженной обстановке, спасая свою жизнь, он попадает в банду Фомина. Но и там для него нет правды.
Но самое трагичное то, что, метаясь из одной стороны в другую, Григорий видел то, что места ему нет ни там, ни здесь. Он понимал, что правды его нет ни у белых, ни у красных. «Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали. Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болен, туда-сюда качался. В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам. Казаки теперь поумнеют. Просили фронты, а теперь каждый, как я: ах! – да поздно» .
Автор постоянно напоминает, что куда бы герой ни шел, куда бы он ни бросался, он всегда тянулся к тем, кто боролся за счастливую жизнь. Ведь именно в своих метаниях Григорий и обретает свои лучшие качества, обретает свою силу и мощь.
Трагизм судьбы Григория Мелехова усиливает другая линия романа, а именно личная жизнь казака. Он не только не может разобраться с политическими вопросами, но и сердцем со своим не сможет сладить. С дней своей молодости он всем сердцем любит Аксинью Астакову, жену своего соседа. Но он женат на другой, на Наталье. Хотя и после многих событий в семье воцарился мир, появились дети, но к ней он так и остается холоден. Григорий ей так и говорит: «Холодная, ты, Наталья». В сердцах казака постоянно Аксинья. «В нем цвело, бродило чувство, он любил Аксинью прежней изнуряющей любовью, он ощущал это всем телом, каждым толчком сердца, и в то же время сознавал перед его глазами, что это сон. И радовался сну, и принимал его, как жизнь». История любви пронизывает весь роман. Куда бы Григорий не бежал, как бы не пытался порвать с этой женщиной, всегда пути их опять сходятся. И до женитьбы, несмотря на все угрозы отца, и во время военных действий, когда жизнь Григория и Натальи уже наладилась, и после смерти жены, они воссоединяются вновь.
Но и здесь главный герой разрывается между двух огней. С одной стороны, дом, семья, дети, с другой стороны, любимая женщина.
Самого высокого уровня достигается трагедия жизни Григория не тогда, когда пытается он выбрать сторону, куда лучше примкнуть, а на личном фоне, во время гибели Аксиньи. Он остается одинок. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушает ни шум сражений, ни звуки старинной казачьей песни. Только «черное солнце» светит здесь одному Григорию.
В кровавом круговороте исчезло все: родители, жена, дочь, брат, любимая женщина. В самом конце романа устали Аксиньи, объясняющей Мишатке, кто его отец, говорит писатель: « Никакой он не бандит, твой отец. Он так…несчастный человек». Сколько сочувствия в этих словах!
В «Тихом Доне» писатель возвел на общечеловеческую высоту страдания сильной личности, порабощаемой в своем развитии, в движении к самой гуманной жизненной философии грузом и старого нравственного уклада, и антигуманными нормами новой системы. Он не находит себе ни дела, ни цели по масштабу и глубине своей «совести», души, талантливости, он в «меньшинстве» в рамках всех ситуаций своего времени. Но кто не был вслед за Григорием в меньшинстве, в зоне гибели и истреблении в 30-е и 40-е годы среди прочно утвердившейся командно-административной системы? В «меньшинстве» было нередко все общечеловеческое.

Статьи по теме