Воздух как фактор передачи инфекционных заболеваний человека. Симптомы и лечение инфекционных заболеваний К инфекционным заболеваниям передающимся через воздух относятся

Инфекция в переводе с латинского обозначает заражение, то есть, попадание в организм человека вредных микроорганизмов, сопровождающееся инфекционным заболеванием.

Источник инфекции может заразить здоровых людей воздушно-капельным путем. Больше всего подвержены инфекции дети, не имеющие гигиенических навыков. Воздушно-капельным путем передаются такие заболевания как бронхит, коклюш, дифтерия, свинка, ангина, ветрянка, краснуха, корь, скарлатина и др. Избежать заражения можно только в помещении с чистым воздухом. Обеззараживание и очистка воздуха эффективно производится с помощью фотокаталитических воздухоочистителей и комплексных систем очистки воздуха «Аэролайф».

Скарлатина - очень распространенная детская инфекция, передающаяся капельным путем. Доказано, что инфекция не передается в другие комнаты и не распространяется при использовании очистителя воздуха в помещении с больным. Дети могут заразиться, взяв в рот инфицированные вещи. Проявляется заболевание в виде сыпи, воспаленных миндалин и повышенной температуры.

Корь - заражение происходит воздушно-капельным путем на большом расстоянии. Даже находясь в соседней квартире можно заразиться, поэтому просто необходимо создание в комнатах здорового микроклимата. Начинается болезнь с головной боли и температуры, затем появляется насморк, чихание и кашель. Сыпь появляется за ушами и постепенно распространяется на все лицо, поражая слизистые оболочки. В такой ситуации крайне необходимо увлажнение воздуха.

Краснуха - опухание лимфатических узлов, сопровождаемое сыпью, покрывающей весь организм и повышением температуры. Очень опасно заражение данной инфекцией беременным женщинам.

Ветрянка - начинается с рвоты, головной боли и высокой температуры. Все тело и слизистые оболочки покрываются сыпью. Если воздух в комнате больного недостаточно качественно очищен и имеет вредные вещества, может произойти заражение лопнувших пузырьков сыпи.

Ангина - инфекционное поражение миндалин, вызванное стрептококками - микробами, обитающими в воздухе и передающимися капельным путем. Кроме этого болезнь может быть спровоцирована табачным дымом и различной пылью. Ангина оказывает отрицательное действие на весь организм человека. Чтобы избежать этого заболевания необходимо постоянно избавляться от вредных веществ, находящихся в воздухе.

Свинка - острое вирусное заболевание слюнных желез, вызванное парамиксовирусами. Это заболевание может иметь серьезные последствия, в виде менингита и энцефалита. Больной изолируется в своей комнате на 9 дней и остро нуждается в очищенном увлажненном воздухе.

Дифтерия - самое тяжелое вирусное заболевание, вызываемое микробом в виде палочки. Здоровый человек может заболеть, просто вдохнув зараженный воздух. Лечение заболевания проходит строго в инфекционной больнице. Кроме этого, необходимо дезинфицировать не только помещение, в котором находился больной, но и воздух всей квартиры.

Коклюш - инфекция, тоже передаваемая через воздух и ведущая за собой воспаление легких и туберкулез. Данная болезнь начинается незаметно и проявляется через 10 - 20 дней. Находясь с больным в одном помещении без вентиляции и должной очистки воздуха, заболеют все члены его семьи.

Бронхит - заболевание бронхов, связанное с перегреванием, охлаждением или загрязненным воздухом. Он ведет за собой отиты, синуситы и воспаление легких. Для того чтобы бронхит не перерос в астму необходимо дышать только чистым свежим воздухом.

Для защиты ребенка от воздушно-капельных инфекций используйте очиститель воздуха с фотокаталитическим фильтром.

Задача урока : выяснить физиологические основы практически важного для сохранения здоровья понятия о профилактике важнейших заболеваний, передающихся через воздух; повторить и обобщить весь материал темы.

Оборудование . Демонстрационный материал: таблицы: «Головной мозг», «Пути распространения заразных болезней», «Количество микробов в воздухе различных мест», «Приемы искусственного дыхания», «Изменение состава воздуха в классе в течение учебного дня» (самодельная); модель грудной клетки; муляж гортани, легкого.

План урока

Проведение урока
Материал прошлого урока сложен, поэтому проверять его усвоение лучше путем индивидуального опроса.

Учащиеся рассказывают о дыхательных движениях и их регуляции.

При опросе хорошо поставить некоторые дополнительные вопросы: привести свои примеры безусловных и условных дыхательных рефлексов. Где человек реже дышит, на свежем воздухе или в душном помещении? Как это объяснить и какое это имеет значение? Почему, когда плотно поешь, становится трудно дышать? Что лучше, перед тем как нырнуть, набрать как можно больше в легкие воздуха или сделать ряд быстрых глубоких вдохов и выдохов?

В ряде школ учащиеся восьмых классов тренируются в приемах искусственного дыхания на уроке физической культуры под совместным руководством учителей биологии и физической культуры. Если этого в школе не проводится, то на данном уроке необходима демонстрация приемов искусственного дыхания на ученике (удобнее на мальчике).

После ответов учащихся о дыхательных движениях и их регуляции учитель отмечает, что при многих несчастных случаях возникает необходимость делать искусственное дыхание.

Один ученик изображает пострадавшего, а учитель показывает на нем приемы искусственного дыхания. Если учитель не сочтет возможным показывать приемы искусственного дыхания на ученике, а ограничится анализом соответствующей таблицы, то следует предупредить учащихся, чтобы они поупражнялись в приемах искусственного дыхания дома.

Для перехода к объяснению нового материала о профилактике заболеваний учитель вызывает ученика рассказать об опыте с дыхательными клапанами. После того как он это сделает, учитель, показывая пробирку, в которую выдыхал учащийся, спрашивает: если бы можно было подсчитать количество микробов в том воздухе, который вы выдохнули, то сколько бы там было микробов?

Учащиеся высказывают несколько предположений.

В заключение этой маленькой дискуссии учитель уточняет, что во вдыхаемом в данных условиях воздухе классной комнаты находится примерно 30 тысяч микробов в 1 куб. метре воздуха, а в выдыхаемом - несколько десятков тысяч, и задает вопрос: как объяснить, что люди заболевают болезнями, которые вызываются микробами? Какие заболевания возникают вследствие проникновения микробов через дыхательные пути? Учащиеся называют заболевания, а учитель дополнительно рассказывает о гриппе, ангине, катаре верхних дыхательных путей. Говорит о причинах заболеваний, реакции организма, опасности заболеваний. Во время охлаждения снижается сопротивляемость организма, например: повышается проницаемость кровеносных сосудов, отчего микробы скорее проникают в кровь, понижается фагоцитарная деятельность. При пониженном сопротивлении организма начинают оказывать свое ядовитое действие попавшие в него микробы, Для возникновения заболевания имеет значение их относительная вирулентность и количество. Учитель рассказывает о симптомах гриппа, ангины и катара верхних дыхательных путей, который часто неправильно именуют гриппом. Грипп и особенно опасны тем, что часто сопровождаются осложнениями - воспалением легких и сердечными болезнями.

Говоря об успехах лечения заболеваний антибиотиками, учитель предупреждает о вреде принятия антибиотиков без указания врача.

Относительно туберкулеза учитель раскрывает условия развития туберкулезных бацилл, выявление заболевания туберкулезом, меры предупреждения заболеваний туберкулезом, лечение туберкулеза, успехи в борьбе с туберкулезом в СССР.

Одно из главных профилактических мероприятий по борьбе со многими болезнями - борьба с пылью. Учитель кратко указывает на прямую связь распространения заразных заболеваний с количеством пыли в воздухе, вскрывает бактерицидное значение фитонцидов, показывает средства борьбы с пылью на производствах.

Говоря о вреде курения, учитель особенно подчеркивает недопустимость раннего курения, когда еще не окрепший организм отравляется ядовитыми составными частями дыма табака.

На учащихся производят сильное впечатление статистические сведения о большой заболеваемости курильщиков туберкулезом, астмой; особенно раком легких.

Последняя часть урока строится несколько необычно. Учитель называет гигиенические правила, связанные с дыханием. Учащиеся должны будут обосновать эти правила, используя знания по анатомии и физиологии человека. «Например, если я вам скажу, дышать нужно через нос, то вы должны доказать, почему»,- говорит учитель. С этого примера и начинается общая работа класса. Учитель последовательно предлагает вниманию класса следующие суждения: нельзя есть после горячей пищи мороженое; мальчикам в переходном возрасте нельзя громко кричать и петь; убирать помещения нужно влажным способом; при общении с больными гриппом следует надевать марлевую повязку; дышать нужно уметь глубоко, с правильным соотношением между длительностью вдоха и выдоха; для развития органов дыхания полезно заниматься спортом; чистый воздух - хороший доктор; для работы органов дыхания важна хорошая осанка.

В данной беседе исчерпываются все основные вопросы гигиены дыхания и бегло повторяется материал о строении и функциях органов дыхания.

В конце беседы учитель предлагает вопросы: почему человек может умереть от отравления угарным газом? Что нужно сделать, чтобы помочь или спасти угоревшего?

Если урок будет проводиться на основе фильма «Гигиена дыхания», то его можно продемонстрировать в самом начале урока. В нем дается весь необходимый гигиенический материал, в том числе и о вреде курения, и о правильном дыхании. А затем удобно проводить урок так, как указано выше. Учащиеся при ответах в беседе будут опираться на материал фильма.

Задание на дом : статья учебника «Болезни, передающиеся через воздух. Искусственное дыхание», составить в тетради правила профилактики заболеваний, передающихся через воздух.

Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы в воздух попадают с каплями слюны человека или животных, при разговоре, кашле, при слущивании клеток эпителия кожи. Через воздух передаются:

    бактерии – возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, споровые формы бактерий и др.;

    вирусы – возбудители острых респираторных инфекций (ветряной оспы, гриппа, парагриппа и др.);

    грибы из рода Aspergillus , Mucor , Penicillium и др.

Санитарная микробиология

Санитарная микробиология – направление медицинской микробиологии, изучающее микрофлору окружающей среды и ее влияние на здоровье человека.

Основные задачи санитарной микробиологии:

    изучение биоценозов, в которых присутствуют микроорганизмы, патогенные для человека;

    разработка методов микробиологических исследований внешней среды, микробиологических нормативов и мероприятий по оздоровлению объектов окружающей среды.

Санитарная микробиология использует два основных метода оценки санитарно-эпидемического состояния внешней среды: прямое обнаружение патогенных микроорганизмов и выявление косвенных признаков их пребывания во внешней среде по наличию санитарно-показательных микроорганизмов (СПМ).

Основные характеристики санитарно-показательных микроорганизмов

    СПМ должен постоянно обитать в организме человека или животных и постоянно выделяться во внешнюю среду.

    СПМ не должен размножаться на объектах окружающей среды.

    Длительность выживания СПМ во внешней среде должна соответствовать длительности выживания патогенных микроорганизмов.

    Методы идентификации и дифференциации СПМ должны быть просты и надежны.

Для выявления общей микробной обсемененности определяют общее микробное число (ОМЧ) путем подсчета всех микроорганизмов (растущих на питательных средах) в 1г или 1 мл субстрата.

Количество СПМ выражают в титрах и индексах:

    титр СПМ – наименьший объём исследуемого материала (в мл) или весовое количество (в г), в котором еще присутствует хотя бы одна особь СПМ.

    индекс СПМ – количество СПМ, обнаруженное в определённом объёме или количестве исследуемого объекта.

Санитарная оценка почвы по микробиологическим показателям

При санитарной оценке почвы учитывают результаты химического, микробиологического и гельминтологиче­ского исследований.

Микробиологическое исследование проводят для са­нитарной оценки почвы, характеристики процессов само­очищения, оценки методов обезвреживания отбросов, при определении пригодности участков для строительства, а также при эпидемиологи­ческих и эпизоотологических обследованиях с целью вы­яснения путей заражения почвы, продолжительности вы­живания в ней патогенных микробов и т. д. В зависимости от поставленной задачи применяют краткий или полный санитарно-бактериологический ана­лиз почвы.

Краткий санитарно-микробиологический анализ предусматривает определение общего микробного числа (ОМЧ), титров бактерий группы кишечной палочки (БГКП), энтерококков, перфрингенс-титра (наименьшего количества почвы, в котором обнаруживается Clostridium perfringens ), термофильных бактерий, нитрифицирующих бактерий. Полученные результаты указывают на наличие и степень фекального загрязнения (табл.). Краткий анализ почвы осуществляют при проведении текущего санитарного надзора за состоянием почвы.

Полный санитарно-микробиологический анализ включает определение всех показателей краткого анализа, а также общей численности сапрофитов, ОМЧ и процентного содержания споровых микроорганизмов, аэробных бактерий, разрушающих клетчатку, бактерий-аммонификаторов. Кроме того, исследуют токсичность почв для микроорганизмов. Полный анализ проводят при осуществлении предупредительного санитарного надзора, первичном обследовании при выборе территории для размещения отдельных объектов.

В медицине существует множество инфекционных заболеваний. Самыми актуальными из них, считаются болезни, распространяющиеся воздушно-капельным путем. Человек не проживет без воздуха, а контактируя с людьми, может даже не догадываться, что болен. Такими инфекциями заразиться легко, особенно людям с ослабленной иммунной системой и детям. В статье мы проинформируем о болезнях передающихся воздушно-капельным путем и их характеристиках.

У любой инфекции есть путь, которым он передается. Это множество факторов, которые необходимы для распространения возбудителя от источника до другого организма. Существует большой список болезней передающихся с капельками слюны и воздухом. Так чаще всего происходит во время чихания или кашля. Слюна ведь может разлетаться на расстояние до 7 метров. Можно заразиться и при простом разговоре с больным на близкой дистанции.

Внешне очень сложно понять, чем болен случайный прохожий или ваш собеседник. Это может быть и обычной простудой, но серьезных инфекций передающихся таким способом, довольно много. Список включает следующие болезни :

· ОРВИ и грипп.

  • Мононуклеоз.
  • Менингококковая инфекция.
  • Ветряная оспа.
  • Паракоклюш и коклюш.
  • Скарлатина.
  • Корь.
  • Легионеллез.
  • Эпидемический паротит.
  • Респираторный хламидиоз.
  • Туберкулез.
  • Микоплазмоз.

Стоит быть аккуратным, заметив чихающего или кашляющего человека. Опасаться нужно серьезных заболеваний, а не простуды. Ведь у отдельных инфекций индекс заразности высок настолько, что возбудители легко распространяются по вентиляции и через этажи, что облегчает их передачу.

Грипп и ОРВИ

Воздушно-капельным путем, прежде всего, передаются респираторные болезни. Первые места среди них занимают различные ОРВИ и грипп. Симптомы для них будут ломота в теле, лихорадка, недомогание и изменения в дыхательном тракте:

При аденовирусной ОРВИ проявляется еще и тонзиллит с конъюнктивитом, что является отличием от других болезней. Некоторые из них протекают довольно легко, а другие могут привести к осложнениям опасным для жизни (отек легких, пневмония, менингит).

Мононуклеоз

Инфекционный мононуклеоз проявляется с продромальных явлений: снижение аппетита, головные боли, недомогание и слабость. Чуть позже начинается лихорадка и проявляются явные признаки болезни:

  1. Увеличение лимфоузлов.
  2. Боль в горле.
  3. Сплено- и гепатомегалия (реакция селезенки и печени).

У некоторых возникает на коже сыпь. В крови появляются атипичные мононуклеары (вироциты). Отмечаются осложнения: синдром Гийена-Барре, миокардит, менингоэнцефалит, миокардит.

Дифтерия считается опасной инфекцией для детского возраста. Характеризуется она специфическим воспалением миндалин. Характерной чертой этой болезни считается образование беловато-серых пленок, которые очень плохо снимаются с поверхности. Они создают препятствие для дыхания. Вокруг миндалин наблюдается краснота, может развиться отечность, которая переходит на шею. Без введения сыворотки, эта инфекция довольно быстро прогрессирует, развивая шок, нефрит, миокардит, нейропатию.

Менингококковая инфекция

Менингококк протекает в распространенной или локализованной формах. Во втором случае речь идет о носительстве или назофарингите. Особую опасность организму составляют генерализованные формы проявляющиеся в виде сепсиса и менингита. При поражении мягкой головной оболочки, основными симптомами являются:

  • Лихорадка.
  • Головная боль.
  • Тошнота и рвота.
  • Менингеальные признаки (симптомы Кернинга, Брудзинского, Лесажа, ригидность мышц затылка, поза легавой собаки).

Возбудитель проникает в кровь и вызывает септическое состояние, что приводит к появлению инфекционно-токсического шока, геморрагической сыпи, поражению внутренних органов.

Эта инфекция может иметь тяжелые последствия, поэтому ее очень важно распознать на ранней стадии.

Коклюш

Коклюш также передается воздушно-капельным путем. Типичным признаком этой болезни выступает сухой кашель. Постепенно он усиливается и выступает в форме приступов, оканчивающихся отхождением мокроты или рвотой. У детей при этом синеет, краснеет и отекает лицо, высовывается язык и набухают вены. Осложнениями могут выступать эмфизема легких, кровоизлияния, пневмония, грыжи.

Ветряная оспа (ветрянка)

Вирус ветряной оспы также является возбудителем, передающимся по воздуху. Он вызывает заболевание, признаком которого выступает сыпь на теле пузырькового типа, везикулы. Это небольшие образования наполненные жидкостью. Сначала они образуются на коже головы, затем перебрасываются по всему телу, затрагивая и слизистые. При расчесывании сыпи на их месте образуются эрозии, далее образуются корочки. У детей инфекция протекает легко, а у взрослых тяжело и иногда с осложнениями .

Корь

Возбудитель перемещается на большие расстояния. При появлении кори, можно заразиться ею, находясь на другом этаже и в другой квартире. У детей, находящихся вместе с больным ребенком, очень высок риск заражения болезнью. Корь не передается через третьи предметы.

Болезнь начинается с головной боли и подъема температуры. Заболевание сопровождается кашлем, насморком, чиханием. Развивается слезотечение и светобоязнь. На слизистой щек напротив малых коренных зубов образовываются группы белесых возвышений, окруженные красной каймой. Этот признак позволит поставить точный диагноз до появления характерной сыпи. При кори сыпь начинается в центре лица и за ушами, далее в течении суток распространяется на шею и верхнюю часть груди.

На вторые сутки сыпь покрывает все туловище и начало конечностей, на третий день поражает и конечности полностью. Сыпь поначалу представляет собой розовые бугорки с красной каймой, а затем такие бугорки сливаются вместе в красные пятна.

При кори не используются антибиотики, поэтому быстрому выздоровлению больше способствует свежий воздух, хороший уход, полноценная диета и обильное питье.

Заболевание, относящееся к детским инфекциям и передающееся воздушно-капельно. Начинается болезнь с недомогания, першения в горле, насморка, кашля (продромальных явлений) и субфебрилитета. У болезни возникают специфические признаки :

Течение болезни обычно благоприятное. Но у беременных вирус краснухи дает очень опасные осложнения для будущего ребенка, а при заражении на поздних сроках беременности, ребенок может родиться зараженный инфекцией.

Скарлатина

Это одна из самых распространенных инфекций у детей. При заболевании возбудитель передается по воздуху или через слюну. При появлении скарлатины в доме инфекция редко распространяется в соседние комнаты, если жильцы друг с другом не общаются. Заражение обычно происходит через вещи, которые ребенок нередко берет в рот. Дети в возрасте от 2 до 7 лет чаще болеют. Скарлатина после 15 лет очень редко встречается.

Начало у заболевания острое . Проявляется оно повышением слабостью и температуры. Появляются почти сразу боли при глотании, при этом миндалины становятся ярко-красные с налетом. Сыпь является главным признаком скарлатины, проявляется она в первые сутки болезни. Сначала появляется на верхней части туловища и шеи, затем распространяется на конечности и лицо. Сыпь точечная, красного или ярко-розового цвета, центр пятнышка окрашен более интенсивно, чем его периферия. При надавливании на кожу, сыпь образует белое пятно, а затем восстанавливает красноватый цвет.

Лицо больного приобретает характерный вид – выделяется белый треугольник носогубной на фоне красных щек и лба. Если вы выявили у ребенка эти симптомы, то скорее вызовите врача и начните лечение, во избежание осложнений. Для профилактики ребенку вставать с постели можно только в конце первой недели болезни, нужно часто пить, кушать жидкую и полужидкую пищу. Врач должен назначить антибактериальную терапию.

Паротит эпидемический (свинка)

Это острое инфекционное заболевание, поражающее до 15 лет; характеризующееся воспалением железистых органов и иногда развитием серозного менингита.

Возбудителем является вирус семейства парамиксовирусов , который малоустойчив во внешней среде. Возбудитель через слизистые оболочки рта и носа заносится в различные органы. Часто поражаются железы околоушные в которых развивается явление перипаротита. После заболевания создается весьма стойкий иммунитет.

Инкубационный период длится от 12 до 22 дней. Начинается болезнь с повышения температуры, болезненного припухания желез особенно околоушных. Часто вовлекаются подъязычные и подчелюстные слюнные железы. Припухлость уменьшается с 3-4 дня одновременно со снижением температуры и исчезает полностью обычно к 10 дню. У молодых мужчин и подростков часто возникает орхит, иногда проявляется острый панкреатит (поражение поджелудочной железы). Прогноз болезни благоприятный. Очень редко поражение уха приводит к стойкой глухоте. Последствием орхита, особенно двухстороннего может быть атрофия яичек с нарушением генеративных функций.

Профилактика болезни. Больной изолируется на 9 дней дома. Госпитализацию проводят лишь при тяжёлом течении заболевания. Дети до десяти лет подлежат разобщению на 21 день. Активная иммунизация вакциной проводится детям одновременно с вакциной против кори в возрасте 15-18 месяцев.

Бронхит

Острый бронхит у детей, проявление вирусной респираторной инфекции. Факторы приводящие к заболеванию – перегревание или охлаждение, пассивное курение, загрязненный воздух. Появлению болезни предшествует головная боль, насморк, повышение температуры, слабость, хриплый голос, конъюнктивит, боль за грудиной. Кашель является основным проявлением, вначале сухой, затем более влажный и мягкий. Дети иногда жалуются на боли в грудной клетке, которая усиливается при кашле. Дети не откашливают мокроту, в отличие от взрослых.

Обструктивный бронхит у ребенка диагностируется при наличии свистящего, удлиненного выдоха, сухих хрипов, вздутия грудной клетки. Заболевания такие волнообразные: колебания интенсивности кашля, температуры тела и общего состояния. Бронхит продолжается, в общем, более месяца.

Синуситы и отиты являются типичными осложнениями. Пневмония наиболее частое осложнение.

Рецидивирующий бронхит диагностируют , если у ребенка за год было несколько случаев заболеваний с кашлем и другими симптомами острого бронхита, но без астматических компонентов. Рецидивирующий бронхит, который длится более пяти лет, является предвестником хронического бронхита.

Для заболевания преимущественно поражение небных миндалин, которые расположены по обе стороны от мягкого неба. Чаще всего заболевание вызывают стрептококки, которые падают в глотку при контакте c человеком больным ангиной. Микробы, под влиянием неблагоприятных условий, становятся активными. Некоторым хватит всего лишь съесть мороженое или искупаться в прохладной воде, чтобы заболеть.

Начало болезни острое, появляется тяжесть в голове, недомогание, сухость и боль при глотании. Кажется, что сузилось горло, температура повышается. Краснеют и увеличиваются миндалины, на них образуется гнойный налет.

Ангина очень коварное заболевание, которое оказывает влияние на весь организм. Она обуславливает развитие воспалений в почках, поражение суставов и ревматизма. У многих ангина возникает периодически с интервалом в несколько лет и часто перерастает в хронический процесс.

Болезни органов дыхания и их предупреждение

Болезни, передающиеся через воздух

У больных людей при кашле, чихании, разговоре и даже при дыхании из носа и рта вылетает множество капелек слизи и слюны. В них содержатся болезнетворные микробы. Они могут долго находиться в воздухе и проникать в органы дыхания здоровых людей. Оседая на пыль, различные предметы, микробы делают их также источниками заражения. Каждый, кто кашляет и чихает, не прикрывая рот и нос платком, увеличивает количество микробов в воздухе. Через загрязненный воздух можно заразиться гриппом , туберкулёзом , коклюшем, корью и некоторыми другими заболеваниями.

Грипп – самое распространенное, массовое и опасное вирусное заболевание. Грипп поражает весь организм. Болезнь опасна осложнениями, поэтому важно соблюдать все предписания врача.

При заболевании необходимо вызвать врача, выделить больному отдельную посуду и постель, систематически проводить в помещении влажную уборку, обеспечить питание больного легкоусваиваемой, богатой витаминами пищей. Больной должен соблюдать постельный режим и все предписания врача, при кашле и чихании пользоваться платком. Людям, которые ухаживают за больным, нужно обязательно закрывать рот и нос марлевой повязкой, чтобы уменьшить риск заразиться.

Туберкулез легких . Возбудитель этой болезни – бактерия палочка Коха . Она может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе с пищей, например с некипяченым молоком, полученным от больной туберкулезом коровы.

Не каждый заразившийся человек заболевает сразу. Силы иммунитета обычно подавляют микроорганизмы, и они могут длительно находиться в теле человека, не вызывая болезни. В неблагоприятных для человека условиях – сырое помещение, недостаточное питание – микробы активизируются. Они проникают в легкие или в другие органы. Если запоздать с лечением, микробы начнут размножаться в легких. Возникнут многочисленные бугорки – туберкулы . Легочная ткань в них распадается и превращается в творожистую массу. При интенсивном лечении вокруг очагов поражения образуются известковые капсулы, которые защищают легкие и препятствуют распространению болезни. Если же человек не лечится, болезнь может перейти в завершающую стадию. Туберкулы, разрастаясь, сливаются между собой. Ткань в них распадается, образуются каверны, разрушаются кровеносные сосуды, начинается кровохарканье. Яд, выделяемый микробами, отравляет весь организм. Аппетит снижается, человек худеет, чахнет на глазах. Недаром в народе эту болезнь называют чахоткой. Выделения больных в открытой фазе туберкулеза опасны, поскольку в мокроте содержится большое количество палочек Коха.

Статьи по теме