Жизнь и предсказания схиархимандрита Зосимы (Сокура). Донецкий старец зосима «Дом Милосердия простоит до скончания века»

Паломничества

19 Января 12 Елена

Обитель батюшки Зосимы

В воскресенье 3 апреля я вместе с подругами побывала в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре.

Когда на Земле возводятся стены нового монастыря и ещё одна свеча монашеской молитвы зажигается пред Престолом Господним в Горнем Иерусалиме - радуются не только ангелы и люди, но ликует и вся вселенная: и солнце, и луна, и мириады звезд. Рождение монастыря - событие вселенского масштаба, и, как правило, предшествует ему цепь особых чудесных знамений - знамений милости Господней к роду человеческому.

Говорят, очень давно, еще до революции, Никольское освятила Своим присутствием Пресвятая Богородица. И на месте Ее явления, среди бескрайних донецких степей, забил целебный источник...

Сама Божья Матерь осеняла весь сию своей милостью: сюда, в никольское, стекались на поселение многие благочестивые люди. Здесь, в этом новом Назарете - месте явления Силы господней, нашли пристанище и монахини-изгнанницы из крымских монастырей, обретая утешение среди скорбей и лишений у ног Пречистой Девы. Таким образом, монашеская молитва вознеслась ко Господу из Никольской веси задолго до основания монастыря.

А народ здесь жил замечательный! Не даром еще на заре прошлого столетия на месте двух скромных деревянных сельских храмов, Свято-Николаевского и Свято-Васильевского, в Никольском были воздвигнуты два роскошных каменных - в честь Николая Чудотворца (воздвигнут в 1911 г.) и в честь Василия Великого (построен в 1912 г.) . Красота их поражала, а стоимость по тем временам была немыслимой, о чём свидетельствуют остатки некого чудесного фаянсового иконостаса из Васильевского храма: многие большие городские храмы не могли себе позволить такого дорогого украшения.

После октябрьского переворота Свято-Николаевский храм разрушили, Свято-Васильевский закрыли. Но благочестивый народ еще долго служил запретные молебны на источнике Богородицы... Именно тогда в Никольском зародилось предание: когда в полуразрушенный Свято-Васильевский храм приедет служить монах, в Никольском откроются две обители...

А ещё старожилы рассказывают, что возникновение в Никольском монастыря предрекла одна из монахинь крымского Параскевинского монастыря. Пророчество гласило, что монастырь в Никольском будет воздвигнут после прихода монаха.

Так, Ванюша Сокур - будущий схиархимандрит Зосима, ещё и на свет не появился, но в Книге ЖИЗНИ у Господа уже был предписан его земной путь. Пресвятая Троица, Господь Вседержитель из суетных путей человеческих прозрел мужа по сердцу Своему и задолго до его рождения предизбрал оного орудием всеблагой своей воли.

Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал сюда в 1986-м году. В полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Батюшку привезли в День памяти святителя Иоанна Златоустого - тоже некогда гонимого за веру. Первую службу в Никольском отец Зосима служил на Введение во храм Пресвятой Богородицы. По храму гулял ветер, а во время Литургии у прихожан ноги примерзали к полу... Но уже через полгода в храме появился иконостас, а возле храма, буквально на пустом месте, выстроили священнический домик, крестилку, трапезную: отец Зосима всегда благословлял кормить паломников. Он знал, что такое голод.

Когда он это узнал? Может, когда с матерью-вдовой, в свое время получившей срок за "религиозную пропаганду" - посещение богослужений монахинь, духовных чад Иоанна Кронштадтского, - жил на нищенские двадцать рублей в месяц? Или тогда, когда отца Зосиму самого "гоняли" с одного нищего прихода на другой? Так хотели сломить "неугодного", который в эпоху вытравливания любого инакомыслия и повального разрушения храмов храмы восстанавливал. И к которому, несмотря ни на какие запреты и рекомендации "сверху", со всех сторон стекались люди. Люди, которые чувствовали: в их жизни должен быть Кто-то. Тот "Кто-то", путь к Которому им открывал батюшка.

Позже духовные чада батюшки вспоминали, что и в Никольское отца Зосиму загнали, чтобы люди просто не имели возможности к нему доехать: прямой транспорт в село не ходил, проходящего тоже не было. Но вопреки всем препонам люди дорогу к отцу Зосиме находили...

Время основного служения отца Зосимы в Никольском пришлось на распад Союза. Предприятия закрывались. Люди месяцами не получали зарплату. Дети на уроках падали в голодные обмороки. А старики кончали жизнь самоубийством. Людям некуда было идти. И они шли к батюшке. Со своими бедами, печалями, горем и скорбями, порой просто элементарно голодные.

Еще духовный отец батюшки схиигумен Валентин наставлял его: "Когда будешь служить на приходе, будут к тебе издалека приезжать люди. Всегда накорми человека!" И отец Зосима свято исполнял этот завет: кормил всех приезжих. А тем, кто был особенно беден, благословлял дать продуктов и в дорогу. Частенько помогал и деньгами. "Голод - самое страшное чувство", - говорил батюшка.

У батюшки вошло в привычку не брать деньги за требы. Отец Зосима был глубоко убежден: сто человек не заплатит, зато потом найдется один, кто даст столько, что хватит помочь сотням. И благодетели всегда находились...

Со временем в Никольском появились трапезная, богодельня (Дом милосердия), больница, зубоврачебный кабинет... Все для людей.

Сила воздействия этого человека была необычайной. Пятиминутный разговор с отцом Зосимой возвращал людям надежду, желание снова жить... Он излучал какой-то внутренний свет и тепло, которые согревали и оттапливали самые отчаявшиеся сердца. Эта способность врачевать человеческие души (молитвой, словом, взглядом) - и было то главное чудо, с которым сталкивались люди в Никольском. Каким-то тайным, недоступным нам образом отец Зосима умел провидеть и находить именно тот единственно верный выход, который был человеку необходим.

Вера этого человека прошла все испытания, закалилась в горниле страданий. Кто знает, может быть, именно поэтому он вызывал у людей такое доверие. Люди доверяли отцу Зосиме самое дорогое - отдавали на послушание своих детей. И он становился их духовным отцом. Вокруг батюшки собралась единая семья, братия и сестры...

Решение об основании в Никольском двух монастырей, мужского и женского, батюшка принял после клинической смерти, в 1998-м году. Получив благословение правящего архиерея, отец Зосима принялся за работу.

Идеалом монашеского устроения (монашества по духу, а не по одежде) для батюшки была Оптина пустынь на рубеже XIX-XX веков: "...Воспитываю в них дух Оптиной пустыни, дух любви, дух гостеприимства, дух приветливости - вот что постоянно воспитываю я в них. Примется ли это мое воспитание, от их сердец уже зависит. Дай, Господи, чтоб дух любви оптинских великих старцев XIX века сопутствовал и нашей юной святой обители, чтоб и вы здесь находили все утешение, поддержку, радость и силы духовные здесь почерпали для дальнейшего несения своего жизненного креста, во славу Божию". Эти заветы батюшки хранят в обители и поныне.

Пресвятая Богородица всегда считалась покровительницей нашего Отечества. А Успенские храмы были главными в большей части русских монастырей. Есть Успенский собор - точная копия Кремлевского - и в Никольском монастыре: он воздвигнут по благословению батюшки уже после его смерти.

Для монахов весь их земной жизненный путь есть ни что иное, как путь к смерти, подготовка к переходу в вечность - подготовка к встрече с Господом. Монах - человек, умирающий для мира в воскресение будущей жизни. И Успение Пресвятой Богородицы для него - это второе свидетельство о бессмертии после Воскресения Спасителя. Залог воздаяния будущей светлой жизни.

Может быть, поэтому Успение Пресвятой Богородицы батюшка почитал вторым, после Пасхи, праздником - второй Пасхой. В эти дни необыкновенно богато украшалась Плащаница и храм, всегда свежими цветами. И всегда в течение трех дней матушки обновляли эти цветы - чтобы они постоянно были яркими и благоухающими.

Отец Александр из близлежащей к Никольскому Владимировки вспоминал, что за семь лет до смерти батюшки, на Погребение Пресвятой Богородицы, кто-то позвонил ему и сказал, что отец Зосима умер. Испуганный отец Александр помчался в Никольское. Когда батюшка Зосима узнал о казусе, он сначала посмеялся, а потом вдруг задумался и спросил: "Ты представляешь, что такое умереть на Погребение Пресвятой Богородицы?" Этот вопрос батюшка повторил трижды, и с такой силой, с таким проникновением, что отец Александр не выдержал и прослезился. Через семь лет схиархимандрит Зосима почил о Господе на Погребение Пресвятой Богородицы.

Батюшка Зосима знал, что умрет на Успение. Трудно сказать, что это было. Может быть, дар предчувствия? Насельники монастыря очень хорошо помнят, как в лето смерти уже тяжело больной батюшка шептавшимся о нем в одном из храмов епархии старушкам так и сказал: "Нет, я еще живой. А когда буду умирать, я вам скажу". А уже позже, в обители, приглашал на погребение: "Приглашаю вас на чин погребения Плащаницы. Матерь Божию похороните... Меня похороните".

За два дня до Успения Божией Матери батюшку Зосиму увезли в реанимацию. Уезжая из обители, отец Зосима подробно рассказал братии, как поставить сень Пресвятой Богородице, где должен стоять его гроб... Сказал, что приедет к началу Литургии...

В больнице батюшка очень переживал, как бы ему не испортить братиям и сестрам праздник Успения. Так он и умер: не в самый праздник, когда подобает радоваться, а на Погребение Матери Божией, когда подобает плакать. В ночь Погребения Богородицы в обители оплакивали и батюшку.......

Восемь лет прошло с тех пор, как отошел ко Господу основатель Никольского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Зосима. Но по-прежнему люди спешат к батюшке - в обитель. В народе по-прежнему говорят: не "еду в Никольское", а "еду к батюшке".

Вот и мы ехали к батюшке. И довелось попасть в его часовенку два раза. Первый раз сразу после службы, отстояв в очереди с такими же поломниками, как мы. Зашли, поставили свечи, мысленно обратились к о.Зосиме со своими прошениями и вышли, давая возможность всем побывать у него. А второй раз, когда до отъезда из Никольского оставалось полчаса, и мы решили еще раз пройтись по улочкам монастыря. Время близилось к часу, поломники из Донецка и других близлежащих городов уже почти разъехались. Когда подошли к часовеньке, никого около неё не было. Вот так мы с Наташей еще раз зашли и преклонили колени перед могилкой этого святого человека. На душе было такое чувство, что мы побывали у живого отца Зосимы.

Вход в монастырь


Уходя в вечность, схиархимандрит Зосима как зеницу ока завещал хранить в обители древний Иерусалимский Устав, все те особенности служб, которые он как ревностный службист унаследовал от своих наставников. Отец Зосима жил красотой божественных служб, каждая его служба была незабываемым торжеством, действительно "небом на земле".
И вот эта особенная "зосимовская" торжественность и величественность служб - то духовное наследство, которое свято хранят насельники обители и благодаря которому у паломников создается впечатление, что Старец жив, что он и сегодня руководит всей обителью: "Просто он служит сейчас в другом храме, где-то рядом"

Одной из особенностей Никольских традиций является то, что молящиеся часто (даже на Светлой Седмице) молятся на коленях, что также исходит от Старца (к слову во многих Афонских монастырях во время Светлой Седмицы допускаются коленопреклонные молитвы) Сам Батюшка так объяснял этот обычай: "Как можно стоя слушать "Отче наш"? Только обязательно на коленочках надо, с благоговением и трепетом обращаться к нашему Небесному Отцу. И когда однажды одна из паломниц искушалась в помыслах тем фактом, что в Никольском так много на службе молятся на коленях, то Старец в беседе с ней сам ответил на её помыслы" "А ты знаешь, как я раньше, когда ноги были здоровее, любил молиться на коленках: и ты на коленках обращайся к Господу, когда чувствуешь на сердце умиление и благоговение - это угодно Господу"

По благословению Батюшки, в Никольском принято иконы целовать не в изображение, а в рамку киота - по смирению, как разъяснял о.Зосима и сам так поступал: "Разве мы достойны своими грешными устами коснуться священного изображения? Нет, только рамочку целуем..."

По благословению о.Зосимы в Богадельни и сестринском корпусе читается Неусыпаемая Псалтырь. И весь годичный и недельный круг богослужения совершается строго так, как определил его сам Старец.


Здесь похоронены монахини

Часовенка, где похоронен о.Зосима

Цветы здесь стоят в любое время года

Роспись купола часовни

Захоронения около часовни
Иерей Тихон (1898-1991), Протоерей Платон (1871-1920) Протоерей Петр

Родник


Святыня Никольской обители - святой кладезь.
По благословению Старца, возле Свято-Васильевского храма вырыли кладезь, который освятили в честь Зосимы и савватия Соловецких. На этом кладезе Батюшка совершал водосвятные молебны. "Я молился, чтобы господь даровал сей воде силу врачевать различные болезни", - сказал как-то схимник. И молитвы Старца сотворили чудо: горькая и соленая вода, которую сначала невозможно было пить, стала сладкой и приятной.


Поломники берут эту воду, как святыню, многие опытно познав её целительную силу.


Магазин монастыря, где можно приобрести иконы, церковную утварь, купить свечи, заказать молебны за здравие и упокой.

Трапезная для паломников.
Были мы в трапезной. Поели очень вкусно сваренные рисовый суп и пшеничную кашу. Трапезная просторная. Здесь потчуют всех бесплатно. Мало кто из паломников знает, что в паломнической трапезе (одно из самых трудных послушаний) трудятся Христа ради схимницы - ведь их ещё о.Зосима благословил на этот святой труд.
А в кухне на стене, также ещё по благословению Старца, висит надпись: "Соблюдайте тишину - творится Иисусова молитва".
Схимник часто повторял, как азбуку: "Когда руки трудятся - не празднословьте, а творите Иисусову молитву, вот и будет вам духовный плод, и труд ваш будет благословенный"

Особенно Батюшка любил цветы - эти островки рая на грешной земле. Вот первые весенние цветы около трапезной.

Пророчества старца Зосимы – миф и реальность.
[статья из серии по истории пророчеств].

Вопрос:
«Не давно прочитал в интернете на форуме «Одесса – монархическая», что согласно пророчеству схиархимандрита Зосима, судя по всему, в 2017 году в Луганске объявится Царь, которого ждут все православные. Поэтому будет война... Притом реальная, а не сегодняшняя... Будут новые освобожденные территории Новороссии, которые православный Царь в дальнейшем использует как плацдарм для объединения всех российских земель…
Что Вы об этом думаете?»

Ответ:
Вынуждена Вас разочаровать, я такого пророчества не знаю и сомневаюсь, чтобы старец Зосима мог сказать что-то подобное.

[Историческая справка.
Схиархимандрит Зосима (в мантии: Савватий, в миру: Иван Алексеевич Сокур), почитается православными верующими на востоке Украины как старец и прозорливец.
Родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области. Мать, Мария Ивановна (будущая схимонахиня Мариамна), была простой крестьянкой Винницкой губернии, общалась с местными монахинями, за что попала в заключение по статье «религиозная пропаганда» и в тюремной больнице родила Ивана Сокура. Отец в год рождения сына погиб на фронте. После освобождения Мария Ивановна вместе с сыном переехала в г. Авдеевку на Украину.
В 1961-ом Иван окончил школу № 1 г. Авдеевки.
С 1968-го по 1975-ый – студент и лектор Ленинградской духовной семинарии. Академию окончил со степенью кандидата богословия.
Сразу после окончания академии митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим постриг Ивана Сокура в монашество в честь Савватия Соловецкого. После пострига Савватий (Сокур) в конце 1975-го был направлен в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь.
В 1976-ом, по его просьбе, Савватия из монастыря причислили к Донецкой епархии в храм благоверного князя Александра Невского в посёлке Александровка Марьинского района, Донецкой области. Затем Савватий (Сокур) был настоятелем в нескольких храмах.
В 1990-ом игумен Савватий был возведён в сан архимандрита, а в 1992-ом пострижен в схиму с именем Зосима.
В 1998-ом старец Зосима основал Свято-Успенскую Николо-Васильевскую обитель в селе Никольское Волновахского района, Донецкой области и стал её первым настоятелем.
29 августа 2002-го схиархимандрит Зосима скончался. Похоронен на территории монастыря в часовне около Свято-Успенского собора.
В 2005-ом издательство Московского Сретенского монастыря выпустило книгу о старце Зосиме: «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В дальнейшем книга дважды переиздавалась.
В 2013-ом вышло 2-е издание книги Московского Сретенского монастыря о схиархимандрите Зосиме (Сокур): «О чём скорбит душа»].

В статьях, которые сегодня наиболее часто встречаются на православных форумах, где царит «народная» мифология, приводится такая информация:
«Старец Зосима (годы жизни: 1944-2002, в миру – Иван Алексеевич Сокур). Монах, настоятель нескольких храмов, с 1998-го духовник Донецкой епархии, основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители. Родился в 1944 году в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области, где его мать находилась в ссылке за участие в ночных богослужениях. Дважды пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но не вышло, – КГБ тогда всячески препятствовало молодым образованным людям поступать в духовные школы. В 1975-ом всё-таки закончил Ленинградскую Духовную Академию. Для служения направлен на Украину. Местное Донецкое КГБ обращает внимание на «слишком активного» сельского священника. 1982-1985 годы – это пики гонений на о. Савватия со стороны властей. Ему угрожают и даже избивают, но он ещё более укрепляется духом. После этого его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой, чтобы сломать несговорчивого священника.
Простые, добрые, сердечные слова поучений о. Зосимы раскрывают перед нами мир подлинного христианского духовного делания – покаяния, молитвы, сердечного плача, милосердия и любви к ближним. Одновременно мы слышим грозное обличение пороков и страстей нашего времени. Как гром гремит его слово с амвона, обращая свой праведный гнев на раздирающих хитон Христов раскольников – автокефалистов.
Надеемся, что публикуемые проповеди схиархимандрита Зосимы принесут всем читателям пользу, а знавшим его при жизни ещё и духовную радость, которую всегда вселял батюшка своей любовью в каждого, кто общался с ним.
Проповеди схиархимандрита Зосима (Сокур): http://predanie.ru/audio/propovedi-i-be … ima-sokur/.
Схиархимандрит Зосима (Сокур): «Проповеди. Слово о Святой Руси» 2005 год: http://www.pravoslavie.ru/sm/6122.htm,
Схиархимандрит Зосима (Сокур): «Проповеди. О чём душа скорбит» 2013 год: http://zosima-nikolskoe.ru/?chapter=articles».
* * *
Наиболее известные пророчества старца Зосимы (Сокур) из книг Московского Сретенского монастыря:
«И чувствовать духовным оком нужно: Конец действительно приближается…
Конец. Времена антихристовы уже вот-вот, приближаются. Печать антихристова уже скоро, будут бедствия тяжкие, будут скоро уже» .

«Гнев Божий – войны – приближается стремительно, и никуда мы не денемся. Как бы мы ни кричали о мире, как бы и то и другое...
Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадёт эта огненная чаша гнева Божия, беда будет» .

«Если бы вы видели конец своих детей, которых вы собираетесь зачинать, то никто не подумал бы об этом даже, чтобы этого заведомого мученика родить, на белый свет пустить. Да на что ж оно нужно?! Вот такие времена наступают. Блаженны те, которые не рождали, и те сосцы, которые не питали…
Будет тяжкая только жизнь и тяжкое горе со слезами и кровью будет…
Тяжкие времена идут. Сами видите: бомбы падают. Сегодня – на Сербию. Завтра, придёт время, эти натовцы – сатанисты будут на Киев бросать эти бомбы, и на Москву пойдут» .

«И скоро придёт время, преступников будет больше, чем нас, нормальных ещё более или менее людей» .

«Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение ещё хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идёт, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим» .

«Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго» .

«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждёт. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, «от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся», – так народ говорит, вот так» .

«Хохлы западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краше избежать ее. Но от тюрьмы и сумы николи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда» .

«Время антихриста близко уже. Сами мы чувствуем, как беззаконие усиливается в мире, как Евангелие – Слово Божие – скоротечно проповедуется во всем мире, и как люди отходят от Церкви, во зле, в гордыне пребывают, в своем «я» сектантском пребывают, заблуждаясь сами и людей заблуждая, на путь лжи наставляя» .

«Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько ещё преподобномучеников будет монахов, сколько ещё подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу» .

«Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придётся и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания – Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти» .

«Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!… Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснётся, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой» .

«Самое страшное будет для антихриста – это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет» .

«Придет время Поместного Собора 2000 года от Рождества Христова. И тогда Церковь уже, принесшая полное покаяние о цареубийстве, тогда уже прославится царская семья в лике святых угодников Божиих в нашей Церкви Русской Православной, в наши дни во славу Божию» .

«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви» .

«Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста»...
Вот последний денек антихриста. На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской» .

Первоисточники цитат:
1. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди. Слово о Святой Руси», М., Изд-во Сретенского монастыря, 2008, стр. 58.
2. Там же, стр. 58.
3. Там же, стр. 170.
4. Там же, стр. 59.
5. Там же, стр. 72.
6. Там же, стр. 326.
7. Там же, стр. 77.
8. Схиархимандрит Зосима (Сокур). «Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г.»
9. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди. Слово о Святой Руси», стр. 90.
10. Там же, стр. 229.
11. Там же, стр. 245.
12. Там же, стр. 317-318.
13. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди Великого поста: Неделя о Закхее. 24 января 1999 г.»
14. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального. 19 мая 1997 г.»
15. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди. Слово о Святой Руси», стр. 105.
16. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г.»
* * *
Как видим, ничего подобного, что на Украине в 2014 году начнётся «гражданская война», а «в 2017-ом в Луганске объявится Царь, которого ждут все православные», – старец Зосима (Сокур) не говорил. По крайней мере, в опубликованных проповедях до 2013-го года, как в Российской Федерации, так и на Украине, об этом нет никакой информации. Впрочем, и до II-ой половины 2016-го не было никаких сообщений на данную тему, поэтому эту информацию можно отнести к «народной» мифологии последних недель.

Кто-то сейчас скажет:
«А как же слова старца Зосимы:
«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви…», – разве они не описывают современную ситуацию на Украине и в Российской Федерации»?

Чтобы разобраться с данным вопросом, давайте ознакомимся с полным текстом проповеди старца Зосимы (Сокура) за 1998 год, читаем со страницы 105 («Проповеди. Слово о Святой Руси», М., Изд-во Сретенского монастыря, 2008) и далее, какая конкретно «колотня с Киева вся начинается»:
«В среду у нас что там?
Святителя Григория Богослова и иконы Божией Матери «Утоли моя печали». И день кончины мученической священномученика Владимира, митрополита Киевского, день его убиения в восемнадцатом году. От националистов хохляцких убитый, осуждённый он и большевиками казнённый. Очень сложный период тогда был в Киеве, и жертва была принесена Богу самая чистейшая – жизнь митрополита священномученика Владимира. Первый мученик на Руси был, казнённый от безбожников, и потом «красное колесо» покатилось от Киева даже до Кольского полуострова, даже до Владивостока, даже покатилось до Грузии, до Армении, по всей России покатилось это красное, жуткое колесо, начиная с смерти мученической священномученика.
Посему он считается и первомучеником в Церкви нашей святой Русской, в ХХ веке убиенный. И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, не даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви.
В четверг у нас, что за праздник?
Ксенофонта и Марии. Отец Ксенофонт – именинник, будем служить? Пироги будем печь? Поздравлять батюшку, старца будем? Всё, значит, бабы – пироги своему любимому отцу Ксенофонту, он вам все грехи прощает. Так что давайте побольше ему жратвы несите, он нам всё в трапезную отдаст, тогда будем все кушать. Ксенофонт будет, и Мария, послужим, поздравим старца нашего с Днём Ангела его, причастим его и Марию его.
В пятницу, что у нас там?
О, память святителя Иоанна Златоустаго, перенесение его святых мощей. Будем совершать святую службу Божию святителю Иоанну Златоустому. Гонимый был, – а это уже торжество, нетленными мощами возвращается на свою кафедру патриаршую из далёкой ссылки в Команы в Царьград. Совершаем службу Божию святителю Иоанну Златоустому.
В субботу отдохнём утром, по милости Божией; утром правило будем читать, а в субботу вечером уже всенощное бдение под Неделю блудного сына, по милости Божией, будем совершать в нашей обители святой.
Сегодня вечером преподобному Геннадию совершим вечерню, Костромскому и Любимоградскому, и всем святым, в земле Костромской просиявшим.
И акафист ему почитаем на повечерии, по милости Божией, в пять часов вечера. Сейчас, родные мои, вчера вечером я говорил, идёт колотня у нас в Церкви внутренняя, междоусобица. С этими пресловутыми кодами, с этими ИНН какой-то там, что-то там, в России. У нас коды, а там ИНН какие-то придумали, ну, в общем, одно и то же – налоговый номер присваивают всем. Михайловых Иван Петровичей десятки, разобрать их как? Ну, каждому номер присвоили – уже понятно, где какой под каким номером находится. Мера государственного учёта такая.
Как прицепили сюда церковные дела?
Это уже я не понимаю. Как уцепились эти монахи, как злые собаки, в эти номера: «Это уже диавольская печать, это антихристова печать!».
В этом Святогорском монастыре этот Серафим …, бороду отрастил, он же только к вере пришёл несколько лет назад, он же был безбожник! И уже давай, всех учит. Приехал я к нему в Святые горы: «Ты коды принял?». «Да!» – отвечает. Я ему говорю: «На что мне твои коды сдались, я себе Богу молюсь, да и всё, и не знаю горя никакого. Кто принял – принял, никто от этого от Бога не отошёл, что ж, государству нужно подчиняться». А он мне: «Всё, это уже погибший, уже всё». Колотят всех, крутят всех, такие вот кипы заявлений писать, да кипы бумаг этих писать. А бумаг сколько переводят – лучше бы акафист какой напечатали, да людям раздали. Я эти все бумажки, про ИНН все эти, рву и в туалет бросаю, как хорошо там пользоваться ими, они такие… хорошие. Очень подходят для этого дела. Не читаю ничего, потому что знаю, что это басни века сего.
Всё давай на старцев – старцы сказали так: о. Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Не брать»; о. Кирилл (Павлов) сказал: «Не брать»; о. Николай, на острове там служит: «Не брать».
Всё, это смерть уже, умри, да не бери.
Бедные эти старцы знать – ничего не знают. Как моим именем тоже часто спекулируют: «Зосима сказал…», а я, Зосима, и знать не знаю и ничего этого и не слыхивал даже. И не знал то, что там про меня уже басни какие-то сочиняют. Точно так и про этих старцев. И колотня получается.
Старцы эти все девяностолетние уже старики глубокие, уже что им нужно?
Покой. Уже их просто прячут от людей, а вы ж такие назойливые все, вы ж покоя не даёте. Закроют старца бедного, хоть он отдохнёт, полежит. Уже слухи: «Запретили в служении, уже не допускают, уже всё – под запретом, уже всё – старец страдалец и прочее, и прочее».
И чтобы пресечь это всё, о. Иоанн (Крестьянкин), девяностолетний старец, очень мною почитаемый, я очень его люблю, этого старца, мой самый любимый старец нашего времени. От юности я руководствовался им, ещё когда учился в семинарии. В академии юношей я часто приезжал туда, в Печоры, бывал, встречался, разрешал вопросы недоуменные. И всегда у нас с о. Иоанном были самые ближайшие, никогда у нас разногласий духовных никаких не было, всегда было духовное согласие и единогласие. Я удивляюсь, когда стали говорить: «Отец Иоанн против этих кодов». Не может старец пойти против Святейшего Патриарха, когда он за Святейшего Патриарха как заступался! И за гонимого патриарха Сергия как заступался, и за патриарха Пимена как заступался, гонимого от этих самых разных фарисеев нынешнего века! Неужели мог пойти старец перед смертью против Патриарха, когда к нему сам президент Путин приезжал и его супруга, чтоб получить благословение на президентство, и старец с радостью благословил их, уходящий уже из этой жизни. И вот старец и обратился ко всей России, ко всем чадам своим с особым письмом, по Интернету переданному. Мне сняли его, и сейчас я вам его зачитаю. Чтоб вы не колотили и не позорили, эти фарисеи нынешние, как вот это в Святых горах. Почему я никогда не езжу в Святые горы, абсолютно, и не тянет даже заехать туда после этих кодов их них, как они там ещё беснуются, да ну, подальше от них.
В женском монастыре понаколотил тот Серафим, были монашки нормальные, молились все, подурели. Кругом подурели, там монашки подурели, там монахи подурели, в Оптиной колотятся с этими кодами, не молятся Богу, о спасении души не думают, о мытаревом покаянии, а Бог знает, о чём думают, о глупостях.
И, главное, народ колотят: «Не берите», – кричат!!! А что дальше делать, никто не говорит, а что кушать, а как детей учить, а как образование получить, а как жить, а как за квартиру платить?
«А это мы не знаем!!!».
Так что ж вы за вожди такие глухие, бестолковые?
Указываете «не берите», а что дальше?
«Мы не знаем!!!».
Так кормите народ, содержите народ – вот тогда будете вы пастырями настоящими […]» (стр. 105-107).
* * *
Как видим из данного текста, под «колотней с Киева» старец Зосима (Сокур) в 1998-ом году имел в виду: не «Оранжевую революцию» – широкую кампанию протестов, митингов, пикетов, которая происходила в ряде городов Украины с 22 ноября 2004-го по январь 2005-го [началась после того, как 21 ноября 2004-го Центральная избирательная комиссия Украины объявила предварительные результаты президентских выборов, согласно которым с преимуществом в 3 % победил Виктор Янукович, бывший в то время премьер-министром. Сторонники основного соперника Януковича на выборах – Виктора Ющенко считали, что этот перевес Януковича в голосовании был достигнут за счёт нарушений на выборах. 3 декабря 2004-го Верховный Суд Украины признал, что определить победителя не представляется возможным, и назначил переголосование на 26 декабря 2004-го. Повторное голосование зафиксировало победу Виктора Ющенко с отрывом в 8 %], и не «Евромайдан» – массовую многомесячную акцию протеста в центре Киева, начавшуюся 21 ноября 2013-го в ответ на приостановку правительством Азарова подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом и поддержанную выступлениями населения в других городах Украины , и не гражданскую войну, которая началась после всех этих событий на Украине, а всего лишь введение кодов налоговых номеров для населения.
* * *
В заключении хочется привести «Духовное Завещание» старца Зосимы (Сокура):
«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.
Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения.
Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие».

Как видим, и здесь он ничего не сказал о событиях, которые скоро развернулись на территории Украины.
* * *

Схиархимандрит Зосима, который называл себя «простым сельским священником», был духовником Донецкой епархии, старцем, пламенным молитвенником и проповедником, борцом против раскола на Украине, призывавшим держаться Русской Православной Церкви. Множество мирян и священников приезжали в его обитель за духовным советом и наставлением.

О синодике

Каждый должен иметь свой личный синодик, хоть целую книжку такую носи с собой, молись, поминай за каждой службой. Воспитателей, в детском садике которые тебя воспитывали; учителей, которые тебя учили; врачей, которые тебя лечили, – всех помяни, начиная от босоногого детства своего.

И недоброжелателей.

Вот это синодик жизни твоей.

Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться.

И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться, и постоянно вам не будет хватать времени её прочитать.

Она будет всё больше и больше становиться, и больше молитва будет разгораться, и легче на сердце будет, и вы будете действительно совершать молитву за всю свою прожитую жизнь и за весь мир.

А то, помяни, Господи, весь мир, да и всё.

Многие ли имеют такой синодик? Раз-два и обчёлся, и так жизнь прошла попусту. А синодик у меня ещё от юности, и всё время подписываю, дописываю, дописываю. И завещаю, Господи: помру, ребятки, положите мне в гроб и мой синодик. Пойду и к Богу, скажу: «Господи, недаром прожил жизнь, за всех старался молиться и поминать».

О церковных свечах

Всегда, когда я бывал в монастырях или в храмах, никогда не лез: купил свечечки, тихонько передал их наперёд. Куда их поставят, к какой их иконе поставят, я Богу эту свечку передал в жертву. Когда она сгорит там? Может, через месяц аж. Купил ты свечечку – она уже пошла к Престолу Божью прямо, как милостынька. Это должны все знать. И вот этой ложью не заниматься: самой только поставить трясущимися руками, самой стоять смотреть эту свечку, людей отвлекать от молитвы. Другую сваливают свечку, свою лепят. Это грех, не нужно этим грешить.

Тихонечко положил свечки Богу, как та вдовица две копеечки принесла от чистого сердца, положила – и всё. Она не думала, кому деньги её пойдут, последние две копеечки. Она принесла их Богу.

Как мы относимся к Богу

Как-то недавно с кем-то беседовал я и говорил: «Придёт Христос на землю – мы Его примем? Отвергнем Его. Вновь произойдёт трагедия суда, вновь произойдёт трагедия Голгофы, распятия… Не нужен Ты нам, Господи, Ты нам мешаешь жить».

Бес нам говорит: «Хватай от жизни всё, бери скорей, жизнь коротка».

Да, жизнь – одно мгновение, коротка. Но греховное Бог не велит от жизни брать. Бог нам говорит: «Не греши, не гордись». А бес нам говорит: «Гордись: я что-то значу всегда в жизни, я достиг, я фирму или ферму свою создал какую-то, я на иномарке, корыте этом, разъезжаю. Я, я…»

Надменность, самолюбие. Где же будет в таком «я» Бог смиренный и кроткий?

Конечно, Бог мешает, Бог говорит: «Не блудите». Блуд – смертный, тяжкий грех. А мы что? С детства… Ещё старшее поколение, смотрю, менее даже развратное.

Бог говорит: «Не жадничай». А нам мало всё: давай, давай богатство, дома, дома – всего давай, удобств каких-то давай. Раньше лежали на полу и здоровые были. Сейчас давай кровати отдельные. Пришёл вот: «Трудиться буду…» Давай ему уже отдельное питание, борщ его не устраивает. Боже мой, да разве Бог в таком сердце может быть? Это же сатане подвержено такое сердце. Конечно, Бог мешать будет.

Вот почему вновь: «Распни! Уйди от нас, Боже!» Как эти гадаринские жители ради свиней этих, ради этих свинских, скотских удовольствий: «Уйди от нас, Господи!» Вот наша жизнь перекликается две тысячи лет назад с нынешним нашим временем. Подумай каждый о себе. Кому ты подобен?

О единстве Святой Руси

Как хорошо: братия мирно, тихо стоят все вокруг престола, круг вечности образовали, молятся. Божественную литургию – литургию мира, литургию любви, литургию единства совершаем. Не разделяемся, хоть среди нас есть и русские, и греки есть, и болгары есть, и цыгане есть. И дай, Господи, чтобы эта семья единая духовная нашей обители святой служила добрым примером и для государства нашего, чтоб мы не разделялись, а объединялись в единую семью Руси Святой и спасались все вместе, как спасались наши деды-прадеды.

Молитвенно сегодня чтим память святителя Софрония Иркутского. Уроженец был Украины нынешней, тогда малоросс был он, воспитанник Киевской духовной семинарии, основал знаменитый нынешний Золотоношский монастырь в Черкасской губернии. Из Киева его послали в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, а затем аж в Сибирь, епископом отправили в Иркутск. Вот такой она и должна быть и в последующих поколениях. Неразделимая, чтоб не было этой Украины, России, земля Русская в лице святителя Софрония (почему и молюсь я ему всегда усердно) чтобы объединила нас всех, чтобы мы были единой духовной семьёй и, как я говорил, братиями и сестрами во Христе, Господе нашем.

О благодарении Богу

Мы без конца вопием к Богу: «Боже, дай нам то-то, дай то-то». Бесконечно: и в церкви на литургии, на вечерне и на утрене. «Подай, Господи! Подай, Господи! Подай, Господи!» – певчие вопиют бесконечно гласом велиим.

«Тебе, Господи!» – один раз всего в конце звучит. Вот этого «Тебе, Господи!» как нам не хватает в жизни.

Если Господь и даёт какую-то благодатную помощь, мы подобны бываем самарянину?

Почти нет, никогда. Забываем сказать простое: «Слава Тебе, Господи! Тебе, Господи!»

Человек благополучно путешествие совершил, приехал домой. Он скажет «слава Тебе, Господи»? Многие из вас сказали? Забыли. Больной человек на операцию ложится. Как просит, Господи, даже неверующий вздыхает: «Боже, да тяжкий нож предлежит мне. Как, поднимусь я, не поднимусь?» Выздоровел: «Тебе, Господи!» – есть или нет?

Кушать садимся – мало кто из нас «Отче наш» прочитает, к сожалению. Всегда нужно помолиться перед пищей, дар Божий вкушаем. И мы за этот дар Божий даже не почитаем простую молитву: «Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что насытил нас земными Твоими благами, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия…» Какие чудные слова простые звучат этой святой молитвы! А мы, как свиньи, скорей за стол.

Прости нас, грешных, Господи, научи нас, Господи, благодарить.

Самая высшая благодарность – благодарность Богу за то, что призвал Он нас всех к вере: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Именно к этому духовному покою мы и пришли – к Богу. За эту милость Божью всегда благодарите. Особенно когда ко храму приходите: «Слава Тебе, Господи, ещё один раз в жизни Господь сподобил меня переступить храма сего порог». Может быть, из нас кто-то уже последний раз сегодня в храме стоит, уже больше не сможет он прийти, уже отпоют его и в могилу закопают. И как нужно благодарить Господа за эту радость: ещё раз побыли, ещё помолились. Какая чудная служба, какое чудное пение, чтение и какая чудная общая молитва, тихая, мирная. Спокойно.

За эту милость Божью веры истинной православной, ведущую в жизнь вечную и в Царствие Небесное, всегда с любовью благодарим Господа: «Господи, невзирая ни на что, мы верующими остаёмся, мы верны Тебе, Господи, и мы стремимся к Тебе, Господи, мы идём к Тебе, Господи, и за эту милость слава Тебе, Господи!»

Вот эту благодарность всегда воспринимайте в сердце.

Но благодарить, праведный Иов Многострадальный говорит, не только нужно за хорошее, но и за испытания.

Украли что-то – конечно, жалко, по естественным человеческим понятиям: «Ой, Боже мой, обокрали». Пальто унесли, или гроши украли, или машину угробили, или что там. Ну что ж, а потом: «Слава Тебе, Господи».

А может, на этой машине, которую украли, мы бы разбились в смерть и семью погубили бы. Увели – увели, пусть уводят на здоровье. Бог пошлёт ещё колёса. Может, ещё и другое, и другое, и другое.

Болезнью Бог смиряет гордыню, по себе знаю и опытно всем рассказываю. Когда болеешь, всё плотское отступает от тебя, уже только охаешь и думаешь: «Какой грешник я. А как за грехи свои нужно отвечать перед Богом». Тут сразу и про смерть, и про гроб вспомнишь. А как только болячки отходят – уже в окошко и на баб посмотришь, и кругом посмотришь, а за гроб уже и не вспоминаешь. Спроси меня сейчас, где твой гроб находится, – скажу: не знаю, где тот гроб находится.

И за болезни должны быть благодарны Господу всегда. Господь нас очищает через болезни.

Как собирать сокровища на Небе

Милостыню творите. «Милостыня – царица всех добродетелей», – говорит святитель Иоанн Милостивый. Милосердие должно постоянно быть для всех. Дай бедному, несчастному, окажи помощь кому, по силе и возможности потрудись для милосердия, вот и будешь себе созидать кирпичик за кирпичиком дворец в вечности, обители райские, свои уже палаты, свои комнаты. Разные эти комнаты и палаты. Одни прекрасные дворцы имеют – от всего сердца всегда дающие, пусть и мало, то, что имеют, но от всего сердца. Они светлые, радостные палаты будут иметь. Другие – мрачные. А третьи какие-то землянки будут там иметь за свою скупость. А вообще, жестокосердные – только мне, мне, мало, мало! – такие ничего не будут иметь на том свете, там будет для них только ад кромешный, и тьма кромешная, и скрежет зубов.

Подал с душой страждущему напиться – не так черпнул воды: «На, пей», а с любовью: «На доброе здоровье водицы напиться» – уже кирпичик ты положил в своём доме. Накормил ты бедного пса или кошку бездомную, птичек покормил – уже ж ты кирпичик положил. Только от всего сердца, не так: «На, жри, отцепись от меня». Накормил ты кого-то бедного, страждущего с любовью: «На доброе здоровье, Ангела за трапезой, покушай пищи нашей», – вот и положил кирпичик.

Не имеешь ты чего-то, так хоть улыбнись доброй улыбкой, разведи беспомощно руками: «Рад бы, да пустые карманы». И уже человеку радостно, и уже ты не как зверь обратился: «Отстань от меня, отойди от меня», а с радостью и с любовью. Вот уже и кирпичик.

И так всю жизнь, кирпичик за кирпичиком, и идёт наше домостроительство в вечность, домостроительство небесное.


В воскресенье 3 апреля я вместе с подругами побывала в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре.

Когда на Земле возводятся стены нового монастыря и ещё одна свеча монашеской молитвы зажигается пред Престолом Господним в Горнем Иерусалиме - радуются не только ангелы и люди, но ликует и вся вселенная: и солнце, и луна, и мириады звезд. Рождение монастыря - событие вселенского масштаба, и, как правило, предшествует ему цепь особых чудесных знамений - знамений милости Господней к роду человеческому.

Говорят, очень давно, еще до революции, Никольское освятила Своим присутствием Пресвятая Богородица. И на месте Ее явления, среди бескрайних донецких степей, забил целебный источник…
Сама Божья Матерь осеняла весь сию своей милостью: сюда, в никольское, стекались на поселение многие благочестивые люди. Здесь, в этом новом Назарете - месте явления Силы господней, нашли пристанище и монахини-изгнанницы из крымских монастырей, обретая утешение среди скорбей и лишений у ног Пречистой Девы. Таким образом, монашеская молитва вознеслась ко Господу из Никольской веси задолго до основания монастыря.

А народ здесь жил замечательный! Не даром еще на заре прошлого столетия на месте двух скромных деревянных сельских храмов, Свято-Николаевского и Свято-Васильевского, в Никольском были воздвигнуты два роскошных каменных - в честь Николая Чудотворца (воздвигнут в 1911 г.) и в честь Василия Великого (построен в 1912 г.) . Красота их поражала, а стоимость по тем временам была немыслимой, о чём свидетельствуют остатки некого чудесного фаянсового иконостаса из Васильевского храма: многие большие городские храмы не могли себе позволить такого дорогого украшения.

После октябрьского переворота Свято-Николаевский храм разрушили, Свято-Васильевский закрыли. Но благочестивый народ еще долго служил запретные молебны на источнике Богородицы… Именно тогда в Никольском зародилось предание: когда в полуразрушенный Свято-Васильевский храм приедет служить монах, в Никольском откроются две обители...

А ещё старожилы рассказывают, что возникновение в Никольском монастыря предрекла одна из монахинь крымского Параскевинского монастыря. Пророчество гласило, что монастырь в Никольском будет воздвигнут после прихода монаха.

Так, Ванюша Сокур - будущий схиархимандрит Зосима, ещё и на свет не появился, но в Книге ЖИЗНИ у Господа уже был предписан его земной путь. Пресвятая Троица, Господь Вседержитель из суетных путей человеческих прозрел мужа по сердцу Своему и задолго до его рождения предизбрал оного орудием всеблагой своей воли.

Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал сюда в 1986-м году. В полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Батюшку привезли в День памяти святителя Иоанна Златоустого - тоже некогда гонимого за веру. Первую службу в Никольском отец Зосима служил на Введение во храм Пресвятой Богородицы. По храму гулял ветер, а во время Литургии у прихожан ноги примерзали к полу... Но уже через полгода в храме появился иконостас, а возле храма, буквально на пустом месте, выстроили священнический домик, крестилку, трапезную: отец Зосима всегда благословлял кормить паломников. Он знал, что такое голод.
Когда он это узнал? Может, когда с матерью-вдовой, в свое время получившей срок за "религиозную пропаганду" - посещение богослужений монахинь, духовных чад Иоанна Кронштадтского, - жил на нищенские двадцать рублей в месяц? Или тогда, когда отца Зосиму самого "гоняли" с одного нищего прихода на другой? Так хотели сломить "неугодного", который в эпоху вытравливания любого инакомыслия и повального разрушения храмов храмы восстанавливал. И к которому, несмотря ни на какие запреты и рекомендации "сверху", со всех сторон стекались люди. Люди, которые чувствовали: в их жизни должен быть Кто-то. Тот "Кто-то", путь к Которому им открывал батюшка.

Позже духовные чада батюшки вспоминали, что и в Никольское отца Зосиму загнали, чтобы люди просто не имели возможности к нему доехать: прямой транспорт в село не ходил, проходящего тоже не было. Но вопреки всем препонам люди дорогу к отцу Зосиме находили...
Время основного служения отца Зосимы в Никольском пришлось на распад Союза. Предприятия закрывались. Люди месяцами не получали зарплату. Дети на уроках падали в голодные обмороки. А старики кончали жизнь самоубийством. Людям некуда было идти. И они шли к батюшке. Со своими бедами, печалями, горем и скорбями, порой просто элементарно голодные.
Еще духовный отец батюшки схиигумен Валентин наставлял его: "Когда будешь служить на приходе, будут к тебе издалека приезжать люди. Всегда накорми человека!" И отец Зосима свято исполнял этот завет: кормил всех приезжих. А тем, кто был особенно беден, благословлял дать продуктов и в дорогу. Частенько помогал и деньгами. "Голод - самое страшное чувство", - говорил батюшка.
У батюшки вошло в привычку не брать деньги за требы. Отец Зосима был глубоко убежден: сто человек не заплатит, зато потом найдется один, кто даст столько, что хватит помочь сотням. И благодетели всегда находились…
Со временем в Никольском появились трапезная, богодельня (Дом милосердия), больница, зубоврачебный кабинет… Все для людей.

Сила воздействия этого человека была необычайной. Пятиминутный разговор с отцом Зосимой возвращал людям надежду, желание снова жить… Он излучал какой-то внутренний свет и тепло, которые согревали и оттапливали самые отчаявшиеся сердца. Эта способность врачевать человеческие души (молитвой, словом, взглядом) - и было то главное чудо, с которым сталкивались люди в Никольском. Каким-то тайным, недоступным нам образом отец Зосима умел провидеть и находить именно тот единственно верный выход, который был человеку необходим.

Вера этого человека прошла все испытания, закалилась в горниле страданий. Кто знает, может быть, именно поэтому он вызывал у людей такое доверие. Люди доверяли отцу Зосиме самое дорогое - отдавали на послушание своих детей. И он становился их духовным отцом. Вокруг батюшки собралась единая семья, братия и сестры…
Решение об основании в Никольском двух монастырей, мужского и женского, батюшка принял после клинической смерти, в 1998-м году. Получив благословение правящего архиерея, отец Зосима принялся за работу.
Идеалом монашеского устроения (монашества по духу, а не по одежде) для батюшки была Оптина пустынь на рубеже XIX-XX веков: "…Воспитываю в них дух Оптиной пустыни, дух любви, дух гостеприимства, дух приветливости - вот что постоянно воспитываю я в них. Примется ли это мое воспитание, от их сердец уже зависит. Дай, Господи, чтоб дух любви оптинских великих старцев XIX века сопутствовал и нашей юной святой обители, чтоб и вы здесь находили все утешение, поддержку, радость и силы духовные здесь почерпали для дальнейшего несения своего жизненного креста, во славу Божию". Эти заветы батюшки хранят в обители и поныне.

Пресвятая Богородица всегда считалась покровительницей нашего Отечества. А Успенские храмы были главными в большей части русских монастырей. Есть Успенский собор - точная копия Кремлевского - и в Никольском монастыре: он воздвигнут по благословению батюшки уже после его смерти.
Для монахов весь их земной жизненный путь есть ни что иное, как путь к смерти, подготовка к переходу в вечность - подготовка к встрече с Господом. Монах - человек, умирающий для мира в воскресение будущей жизни. И Успение Пресвятой Богородицы для него - это второе свидетельство о бессмертии после Воскресения Спасителя. Залог воздаяния будущей светлой жизни.
Может быть, поэтому Успение Пресвятой Богородицы батюшка почитал вторым, после Пасхи, праздником - второй Пасхой. В эти дни необыкновенно богато украшалась Плащаница и храм, всегда свежими цветами. И всегда в течение трех дней матушки обновляли эти цветы - чтобы они постоянно были яркими и благоухающими.
Отец Александр из близлежащей к Никольскому Владимировки вспоминал, что за семь лет до смерти батюшки, на Погребение Пресвятой Богородицы, кто-то позвонил ему и сказал, что отец Зосима умер. Испуганный отец Александр помчался в Никольское. Когда батюшка Зосима узнал о казусе, он сначала посмеялся, а потом вдруг задумался и спросил: "Ты представляешь, что такое умереть на Погребение Пресвятой Богородицы?" Этот вопрос батюшка повторил трижды, и с такой силой, с таким проникновением, что отец Александр не выдержал и прослезился. Через семь лет схиархимандрит Зосима почил о Господе на Погребение Пресвятой Богородицы.
Батюшка Зосима знал, что умрет на Успение. Трудно сказать, что это было. Может быть, дар предчувствия? Насельники монастыря очень хорошо помнят, как в лето смерти уже тяжело больной батюшка шептавшимся о нем в одном из храмов епархии старушкам так и сказал: "Нет, я еще живой. А когда буду умирать, я вам скажу". А уже позже, в обители, приглашал на погребение: "Приглашаю вас на чин погребения Плащаницы. Матерь Божию похороните… Меня похороните".
…За два дня до Успения Божией Матери батюшку Зосиму увезли в реанимацию. Уезжая из обители, отец Зосима подробно рассказал братии, как поставить сень Пресвятой Богородице, где должен стоять его гроб… Сказал, что приедет к началу Литургии…
В больнице батюшка очень переживал, как бы ему не испортить братиям и сестрам праздник Успения. Так он и умер: не в самый праздник, когда подобает радоваться, а на Погребение Матери Божией, когда подобает плакать. В ночь Погребения Богородицы в обители оплакивали и батюшку.......

Восемь лет прошло с тех пор, как отошел ко Господу основатель Никольского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Зосима. Но по-прежнему люди спешат к батюшке - в обитель. В народе по-прежнему говорят: не "еду в Никольское", а "еду к батюшке".

*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***

Вот и мы ехали к батюшке. И довелось попасть в его часовенку два раза. Первый раз сразу после службы, отстояв в очереди с такими же поломниками, как мы. Зашли, поставили свечи, мысленно обратились к о.Зосиме со своими прошениями и вышли, давая возможность всем побывать у него. А второй раз, когда до отъезда из Никольского оставалось полчаса, и мы решили еще раз пройтись по улочкам монастыря. Время близилось к часу, поломники из Донецка и других близлежащих городов уже почти разъехались. Когда подошли к часовеньке, никого около неё не было. Вот так мы с Наташей еще раз зашли и преклонили колени перед могилкой этого святого человека. На душе было такое чувство, что мы побывали у живого отца Зосимы.

Вход в монастырь


Уходя в вечность, схиархимандрит Зосима как зеницу ока завещал хранить в обители древний Иерусалимский Устав, все те особенности служб, которые он как ревностный службист унаследовал от своих наставников. Отец Зосима жил красотой божественных служб, каждая его служба была незабываемым торжеством, действительно "небом на земле".
И вот эта особенная "зосимовская" торжественность и величественность служб - то духовное наследство, которое свято хранят насельники обители и благодаря которому у паломников создается впечатление, что Старец жив, что он и сегодня руководит всей обителью: "Просто он служит сейчас в другом храме, где-то рядом"

Одной из особенностей Никольских традиций является то, что молящиеся часто (даже на Светлой Седмице) молятся на коленях, что также исходит от Старца (к слову во многих Афонских монастырях во время Светлой Седмицы допускаются коленопреклонные молитвы) Сам Батюшка так объяснял этот обычай: "Как можно стоя слушать "Отче наш"? Только обязательно на коленочках надо, с благоговением и трепетом обращаться к нашему Небесному Отцу. И когда однажды одна из паломниц искушалась в помыслах тем фактом, что в Никольском так много на службе молятся на коленях, то Старец в беседе с ней сам ответил на её помыслы" "А ты знаешь, как я раньше, когда ноги были здоровее, любил молиться на коленках: и ты на коленках обращайся к Господу, когда чувствуешь на сердце умиление и благоговение - это угодно Господу"

По благословению Батюшки, в Никольском принято иконы целовать не в изображение, а в рамку киота - по смирению, как разъяснял о.Зосима и сам так поступал: "Разве мы достойны своими грешными устами коснуться священного изображения? Нет, только рамочку целуем..."

По благословению о.Зосимы в Богадельни и сестринском корпусе читается Неусыпаемая Псалтырь. И весь годичный и недельный круг богослужения совершается строго так, как определил его сам Старец.


Здесь похоронены монахини

Часовенка, где похоронен о.Зосима

Цветы здесь стоят в любое время года

Роспись купола часовни

Захоронения около часовни
Иерей Тихон (1898-1991), Протоерей Платон (1871-1920) Протоерей Петр

Родник


Святыня Никольской обители - святой кладезь.
По благословению Старца, возле Свято-Васильевского храма вырыли кладезь, который освятили в честь Зосимы и савватия Соловецких. На этом кладезе Батюшка совершал водосвятные молебны. "Я молился, чтобы господь даровал сей воде силу врачевать различные болезни", - сказал как-то схимник. И молитвы Старца сотворили чудо: горькая и соленая вода, которую сначала невозможно было пить, стала сладкой и приятной.


Поломники берут эту воду, как святыню, многие опытно познав её целительную силу.


Магазин монастыря, где можно приобрести иконы, церковную утварь, купить свечи, заказать молебны за здравие и упокой.

Трапезная для паломников.
Были мы в трапезной. Поели очень вкусно сваренные рисовый суп и пшеничную кашу. Трапезная просторная. Здесь потчуют всех бесплатно. Мало кто из паломников знает, что в паломнической трапезе (одно из самых трудных послушаний) трудятся Христа ради схимницы - ведь их ещё о.Зосима благословил на этот святой труд.
А в кухне на стене, также ещё по благословению Старца, висит надпись: "Соблюдайте тишину - творится Иисусова молитва".
Схимник часто повторял, как азбуку: "Когда руки трудятся - не празднословьте, а творите Иисусову молитву, вот и будет вам духовный плод, и труд ваш будет благословенный"

Особенно Батюшка любил цветы - эти островки рая на грешной земле. Вот первые весенние цветы около трапезной.

В год рождения сына. При крещении мальчику дали имя в честь святого пророка Иоанна Крестителя .

С раннего детства прислуживал в алтаре . В школе Авдеевки отрок терпел гонения за веру от учителей и сверстников, но переносил все с любовью, а учился отлично. В школьные годы побывал с матерью у преподобного Кукши Одесского в Почаевской Лавре . В году окончил среднюю школу в Авдеевке. Трудился в Киево-Печерской Лавре , где его духовником стал схиигумен Валентин, предостерегший юношу: "Тебе 13 раз будут предлагать епископство… Отказывайся… Твой путь - быть рядовым сельским батюшкой".

После закрытия Печерской Лавры жил в Свято-Духовом скиту Почаевской Лавры, но и оттуда вскоре изгнали насельников. В году выпустился из Донецкого сельхозтехникума. Немного работал ветеринаром.

В том же 1980 году был возведен в сан игумена . Пламенный молитвенник и заботливый пастырь, отец Савватий удостоился от Бога даров прозорливости и исцелений. Мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. К отцу Савватию тянулось всё больше народа, из-за чего безбожные власти стали чинить ему больше злоключений. и годы - пики гонений на отца Савватия со стороны властей. Ему угрожали и избивали, сутками заставляли босиком стоять на бетонном полу, но он еще более укрепляется духом, хотя его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой.

В честь двух святых основателей Соловецкого монастыря, имена которых ему довелось носить в монашестве, устроил возле храма колодец. По его молитвам вода колодца, сначала горькая и соленая, стала сладкой и целебной. В году взял в аренду у сельсовета дом, стоявший вблизи Васильевского храма, и устроил там богадельню на 50 человек.

Шло время, и к пастырю приезжало все больше тех, кто искал исцеления от душевных и телесных недугов. За каждую душу, вырванную из пут демонических сил, враждующих против Бога, отец Зосима, принимал на себя болезни. В году он пережил клиническую смерть, во время которой видел небесные обители и слышал пение ангелов. После этого он начал строить монастырь, о чем ранее не помышлял. Те из его духовных чад, кто желал монашества и имел необходимые качества, образовали в Никольском две общины: братскую и сестринскую. В и годах были построены соответственно братский и сестринский корпуса. По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, сначала благословлял восстановить Святогорский Успенский монастырь , помочь отреставрировать русские Афонский Пантелеимоновский и Иерусалимский Горненский монастыри, и только потом развернул широкое строительство у себя в Никольском. 19 мая года статус Никольского монастыря обрела женская община , а 21 декабря года статус Васильевского монастыря был присвоен и мужской общине . Смежные монастыри также получили наименование Успенской обители.

Из духовного завещания

Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей - Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси . В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, - беззаконная или "законная", - автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским . Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные .

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, - правящего

Статьи по теме