В современном обществе первичные потребности социализированы примеры. Значение удовлетворения социальных потребностей человека


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений - общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать...

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности... И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

(Н. Смелзер )

Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны черты:

1) биологическая: биологическая зависимость людей друг от npyra, преимущества сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов;

2) социальная: наличие социальных потребностей.

Черты могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пояснение.

Могут быть приведены такие примеры:

1) в семье А. родились близнецы-тройняшки (функция биологического воспроизводства);

2) семья Т. держит в подсобном хозяйстве корову, коз и птицу, а на приусадебном участке выращивает овощи и фруктовые деревья (функция производства необходимых товаров);

3) в семье П. родители объясняют детям, как себя вести в разных ситуациях, рассказывают об окружающем мире (функция социализации).

Могут быть проиллюстрированы другие функции, приведены иные примеры

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в поддержку мнения о том, что не только правовые и правительственные институты осуществляют контроль за поведением членов общества.

Пояснение.

Могут быть приведены такие аргументы:

1) правила поведения устанавливаются в семье, которая контролирует их исполнение домочадцами;

2) в политической жизни современного общества функцию социального контроля осуществляют свободные СМИ;

3) определённые правила и стандарты поведения устанавливают работодатели для своих сотрудников, образовательные учреждения - для своих учеников;

4) наряду с формальными санкциями применяются и являются весьма действенными неформальные санкции.

Могут быть приведены другие аргументы

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие группы потребностей:

1) потребность, выделенная К. Марксом: в материальном обеспечении выживания;

2) потребности, выделенные Г. Спенсером: в «активной обороне» для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования», потребность в обмене и потребность в координации этих различных видов деятельности;

3) дополнения современных Шёных: потребность в коммуникации, в замене выбывающих членов общества, контроль за поведением членов общества.

Потребности всех групп могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

1.2 Социализация потребностей человека

Всемирная история -- это прежде всего история развития потребностей человека и способов их удовлетворения, история создания материальных средств деятельности, предназначенных для реализации этих потребностей, а отнюдь не история чистой мысли, самосознания и т.п. Одна из коренных предпосылок исторического прогресса, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, состоит в том, что «сама удовлетворенная первая потребность, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом».

Животное не знает новых потребностей. Жизнь даже высокоорганизованных животных состоит в удовлетворении генетически заданного круга потребностей. Дифференциация особей животного стада по их физической силе, выносливости, быстроте реакции. Наблюдательности, способности к общению и т.д. не приводит к возникновению новых потребностей. Совсем иное дело - дифференциация способностей людей, членов человеческого сообщества. Здесь индивидуальные различия приводят к поиску и отбору новых средств деятельнсоти, которые превращаются, закрепляясь в индивидуальном и групповом опыте, в новую потребность данного сообщества человеческих индивидов, что оказывает существенное воздействие на повышение жизнеспособности всего общества.

В самом исходном пункте речь идет об удовлетворении биологических потребностей зарождающегося коллектива. Но удовлетворение этих потребностей физического существования с помощью созданных человеком средств удовлетворения, то есть небиологическим путем. В этом и состоит суть первого исторического акта. Возникает качественно новый тип эволюции, основанный на приумножении средств удовлетворения потребностей и на превращении этих средств в предметы новых, собственно человеческих потребностей. Следовательно, способность к расширению круга потребностей и к порождению новых - важнейший момент социализации потребностей, их очеловечивания.

В то же время этот процесс выделения человека из животного мира представляет собою и процесс качественного преобразования самих биологических потребностей человека, их наполнения социальным содержанием, обусловленный специфическими особенностями трудовой деятельности людей.

Глава 2. Интересы

Влияние СМИ на социализацию личности детей раннего возраста

Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное...

Материальные потребности общества

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется...

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала...

Потребности и условия жизни людей

Существует множество классификаций потребностей. По сферам Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой). Разделение в связи с теми целями...

В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений. «Потребность - в самом общем значении этого слова - существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта...

Потребности современного человека

Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н...

Потребности современного человека

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже...

Потребности современного человека

Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно...

Проблема удовлетворения потребностей человека

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется...

Важной особенностью культурных потребностей является их дуалистичность. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям...

Теория Маслоу

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно: · Физиологические потребности Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те...

Человек является частью общества. Существуя в обществе, он постоянно испытывает определенные социальные нужды.

Социальные потребности человека являются неотъемлемой частью его личности .

Виды

Какие бывают социальные потребности? Существует большое количество социальных нужд человека, которые условно можно разделить на три основные группы:


Базовые социогенные потребности

Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:


Примеры удовлетворения

Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:

Значимость

Удовлетворение социальных потребностей из группы "для себя" является необходимым условием формирования полноценной личности .

Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.

Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и является полезным членом общества.

Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.

Удовлетворение потребностей "для других" и "вместе с другими" — залог положительного функционирования общества.

Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество .

Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.

При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию .

В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.

То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.

Результат

Деятельность человека вызывается социальными потребностями? Потребности — источник активности личности, мотивация ее деятельности .

Человек выполняет какие-либо действия исключительно из стремления достигнуть определенного результата. Этот результат — удовлетворение потребности.

Действия человека могут способствовать исполнению желания напрямую. Например: при потребности в общении подросток выходит из дома на улицу к сидящим во дворе друзьям и вступает с ними в диалог.

В ином случае активность проявляется в выполнении определенных действий, которые впоследствии приведут к удовлетворению социальной потребности. Например, стремление к власти может быть достигнуто путем целенаправленной деятельности в профессиональной сфере.

При этом люди не всегда совершают действия для удовлетворения нужд, которые у них присутствуют .

В отличие от биологических нужд, которые игнорировать невозможно (жажда, голод и др.), социальные нужды человек может оставить нереализованными.

Причины : лень, отсутствие инициативы, недостаточная мотивация, отсутствие целеустремленности, и т.д.

Например, человек может испытывать сильную потребность в общении и при этом постоянно сидеть дома в одиночестве, не иметь друзей. Причиной такого поведения может стать сильная , .

В итоге человек не будет предпринимать действий, которые он мог бы совершить для достижения желаемого результата .

Отсутствие необходимой активности приведет к нереализованности существующих желаний, к низкому качеству жизни, но при этом угрозы для жизни не будет.

Есть ли у животных?

С одной стороны, социальные потребности могут быть свойственны только людям ввиду того, что их могут испытывать только члены общества. С другой стороны, у животных в их группах существует определенная иерархия поведения, правила и ритуалы .

С этой точки зрения принято выделять зоосоциальные потребности животных : родительское поведение, игровое поведение, миграции, стремление к самосохранению, адаптация к условиям жизни, иерархия в стае и т.д.

Данные потребности нельзя назвать социальными в полной мере, но они являются первоисточником развития дальнейших социальных потребностей у людей.

Таким образом, социальные потребности существуют у каждого человека в большом количестве. Удовлетворяя их, человек должен действовать не только в личных интересах, но и в интересах окружающих людей.

Потребность быть нужным и общение - социальные потребности человека:

Введение1. Понятие потребностейКлассификация потребностейАнализ основных потребностей человека2. Удовлетворение и неудовлетворение личных потребностейСтруктура потребностей3. МотивацияТеория мотивации по Маслоу4. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процессЗаключениеСписок используемой литературы Введение Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.Чтобы удовлетворить потребности необходимо иметь блага. Можно определить потребности человека как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.1. Понятие потребностей В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений.«Потребность - в самом общем значении этого слова - существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы» . В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире - как причина всякой жизнедеятельности).Более развернутое значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, т.е. носителе потребностей (биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальная группа или слой (класс, нация, сословие, поколение).Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.1.1 Классификация потребностей Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил потребности на предметные и функциональные.Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности. А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др.В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.Духовные и социальные потребности отражают общественную природу челове-ка, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.П. В. Симонов (1987) считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных -- еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей.А. В. Петровский (1986) делит потребности: по происхождению -- на естественные и культурные, по предмету (объекту) -- на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные -- материальными и духовными.П.А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело, -- каким целям (об-щественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.У В. А. Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности.Зарубежные психологи не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление.Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных -- иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).Психологи говорят также о потребности сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т. е о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о потребности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях -- с одной стороны, и о вторичных потребностях -- с другой.Выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, во славе и в справедливости.Б.Ф. Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации, Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1998) -- «потребности нужды» и «потребности роста», Э. Фромм (1998) -- потребность в связях с людьми, познания, потребность отождествления себя с классом, нацией, религией, модой и т. д. Выделяются также потребности, считающиеся принципиально не выводимыми из биологических потребностей в пище, сексе и т. п.: потребность в общении, потребность в самоцельных действиях, например игры, и потребность в абсолютной истине. Пожалуй, только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации.Очевидно, что предложенные классификации и деления потребностей на группы не отражают их разнообразие.Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация.Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище - в форме чувства голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски и т.д. Люди замечают индикаторы потребностей, когда последние не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел, есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к действиям лишь после из декодирования. Например, заболел живот. Что случилось? Человек декодирует свои ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта, что тесно связано с уровнем медицинской культуры данной страны. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их декодировании (например, потребность в витаминах осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, есть природная потребность в воде, но общество сформировало в людях чувство брезгливости по отношению ко всему нечистому, поэтому возникает синтетическая осознанная потребность не в воде вообще, а в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще. Таким образом, осознание природной потребности является по своей природе социальной конструкцией, несущей не себе отпечаток культуры данного общества.Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату, и т.д. Статусные потребности лежат в основе многих направлений потребительской активности людей. Осознанные статусные потребности фиксируются в таких суждениях: «В этом костюме туда идти неприлично», «Этот автомобиль не соответствует моему положению» и т.д.Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Так, многие виды деятельности требуют переработки большого количества информации, что порождает потребность в средствах ее сбора и анализа, среди которых сейчас ключевое место занимает персональный компьютер. Потребность в нем порождается не индивидом, а его рабочим местом, для обслуживания которого необходим компьютер. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьютеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней. Так, если индивид попал в среду хакеров, компьютерных фанатов, то влиться в нее, не имея компьютера, он не сможет. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.Таким образом, рассмотрев взгляд на потребности человека у ряда психологов видно, что до сих пор нет единой классификации потребностей и что в основу деления каждый автор, кладет различные подходы.1.2 Анализ основных по требностей человека Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи -- третьей и четвертой группам; потребности роста -- пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков -- три группы: обеспечения, призвания и престижа.В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно, прежде всего, соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по сервису Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями: жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.2 . Удовлетворение и неудовлетворения чел овеческих потребностей Следует разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». «...Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; ...рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, -- это одна из самых важных задач сервиса к образу жизни людей».Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5--6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungswelle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели -- те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленные высказывания на эту тему приводит А. Шопенгауэр. Например: «...Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны"».Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:1) материальные блага для индивидуума и семьи;2) власть и слава;3) знания и творчество;4) духовное совершенствование.В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других -- к власти и славе; у третьих -- к знаниям и творчеству; у четвертых -- к духовному совершенствованию.На первых страницах книг по основам сервиса обычно постулируется, что таких границ не существует. Например, во введении одного из наиболее солидных учебников США по сервису отмечается: «Основная проблема в сервисологии, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между фактически неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей»Несомненно, что не имеют границ духовные потребности человека, его стремление к знаниям, развитию и применению своих способностей. Что же касается материальных потребностей, то их безграничность нельзя считать очевидной. В мире вещей желания разумного человека с самым богатым воображением достаточно конкретны.Иногда безграничность потребностей выводят из технического прогресса. Но, создавая новые товары и услуги, он, в конечном счете, выражается в росте среднедушевого потребления энергии и других ресурсов природы. Их количество ограничено и постоянно уменьшается.Известно, что запасов нефти и многих других полезных ископаемых осталось лишь на несколько десятилетий. Этот факт все более осознается образованной частью населения и не может не влиять на формирование его потребностей.Для того чтобы доказать необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, совершенно не обязательно исходить из аксиомы о безграничности потребностей человека. Известно, что чем меньше требования аксиом, тем прочнее здание теории. Поэтому в качестве постулата, определяющего задачи сервисологии, вполне достаточно утверждения о том, что потребности людей больше возможностей их удовлетворения.2.1.Структура потребностей Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму -- потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.3. Мотивация Мотив (или побуждение) -- нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.Самые популярные из них -- теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу -- предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и сервиса.Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений.Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и т.д. Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.3.1 Теория мотивации Маслоу Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных.Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 1.По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке:- физиологические потребности;- потребности самосохранения;- социальные потребности;- потребности в уважении;- потребности в самоутверждении.Человек стремится в первую очередь удовлетворить самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.Восприятие. Мотивированный человек готов к действию. Характер его действия зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по-разному воспринимают эту ситуацию.Избирательное восприятие. Сталкиваясь с огромным количеством раздражителей, человек не в состоянии реагировать на все. Большинство из них он отсеивает, а замеченными оказываются следующие раздражители:- связанные с имеющимися в данный момент потребностями;- которых ожидают;- которые резко отличаются какими-то своими значениями от обычных.Избирательное искажение. Замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Каждый человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.Избирательное запоминание. Человек склонен запоминать информацию, поддерживающую его отношения и убеждения.Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности.Усвоение -- это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения. А они в свою очередь влияют на его покупательское поведение.Убеждение -- мысленная характеристика индивидом чего-либо.Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере. Производителей, естественно, интересуют убеждения людей в отношении конкретных товаров. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок.Отношение. Почти ко всему -- политике, одежде, музыке, еде и т.п. -- человек имеет собственное отношение.Отношение -- сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.4. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс Новый концептуальный подход к исследованию общественных потребностей как сложной многоуровневой системы, охватывающей потребности социума, позволяет рассмотреть формирование общественных потребностей как:- воспроизводственный процесс;- информационный процесс;- социальный процесс.Наличие трех составляющих единого процесса формирования общественных потребностей характеризует его как важнейшую основу воспроизводства и эволюции хозяйственных систем. Все три составляющие процесса формирования общественных потребностей взаимосвязаны. Так, любой воспроизводственный процесс предполагает аккумуляцию и учет информации об объекте воспроизводства, в данном случае -- о хозяйстве в целом. Информация, в свою очередь, выступает обязательным начальным условием любого хозяйственного процесса, при этом объемы располагаемой хозяйствующими субъектами информации могут быть различными. Механизмы получения субъектами необходимой хозяйственной информации зависят от многих факторов, среди которых важнейшими являются связь производства и потребления, тип организации хозяйства, характеристика хозяйственной среды. Поскольку процесс формирования системы общественных потребностей направлен на результаты общественного воспроизводства, взятые в широком смысле слова, т.е. включающие формирование ценностных ориентиров социума и отдельного человека в ней, то, следовательно, формирование общественных потребностей есть процесс социальный.Как политэкономическая категория общественные потребности могут рассматриваться в широком и узком смысле слова.В первом случае они выражают отношения по поводу эволюции хозяйственных систем, во втором -- по поводу воспроизводства и развития одной конкретной хозяйственной системы. При этом общественные потребности всегда отражают макрохозяйственные связи, складывающиеся в исследуемом хозяйстве (хозяйствах), и представляют информационные потоки, характеризующие связь производства и потребления, тип воспроизводственного процесса.Формирование общественных потребностей -- многоуровневый воспроизводственный и информационный процесс. Исследование его возможно в следующих аспектах:1) общеэволюционном -- как эволюции систем общественных потребностей, функционирующих в различных типах хозяйства, а также эволюции отдельных подсистем целостной системы общественных потребностей;2) конкретно-историческом -- как воспроизводства системы общественных потребностей и ее подсистем в рамках определенной системы хозяйства;3) футурологическом -- как выявление тенденций становления системы общественных потребностей качественно новой системы хозяйства, еще не существующей как целостной системы, т.е. в данном случае предметом исследования выступают потребности общественного развития.Подчеркнем, что формирование общественных потребностей можно рассматривать и применительно к каждой из подсистем общественных потребностей, и применительно к целостной системе общественных потребностей. Кроме того, процесс формирования общественных потребностей протекает на различных уровнях хозяйствования и соответственно предполагает свое исследование на микроуровне, региональном уровне, макроуровне хозяйства, а также, что особенно актуально в современных условиях, на глобальном уровне. Отметим, что рассмотрение процесса формирования общественных потребностей возможно и с точки зрения механизма реализации потребностей, в этом случае акцент исследования смещается на проблемы типов макрорегуляторов общественных потребностей и субъектов макрорегулирования общественных потребностей.В отличие от потребностей вообще общественные потребности есть потребности социума, опосредованные макрохозяйственными связями, и соответственно процесс их формирования опирается на следующие макрохозяйственные связи:1) производственные связи, отражающие процессы интеграции, универсификации, диверсификации и т.п.;2) воспроизводственные связи, характеризующие тип воспроизводства, основные пропорции общественного воспроизводства;3) финансовые связи, показывающие направления и приоритеты финансовых потоков;4) организационные связи, обеспечивающие управляемость данной хозяйственной системы на различных уровнях;5) информационные связи, предполагающие развитую сеть сбора и обработки хозяйственной информации, а также наличие каналов ее передачи.Многоаспектность и многоуровневость процесса формирования общественных потребностей хорошо иллюстрирует уже использованная ранее схема эволюции хозяйственных систем. Опираясь на нее, раскроем содержание процесса формирования общественных потребностей как сложного эволюционного и социально-экономического процесса.Формирование общественных потребностей может быть рассмотрено:1) как эволюционный процесс, предполагающий смену одних систем общественных потребностей другими;2) как воспроизводственный процесс, протекающий в рамках определенной хозяйственной системы;3) как процесс качественного изменения всех подсистем общественных потребностей при переходе к качественно иной хозяйственной системе;4) как процесс становления новой системы общественных потребностей в рамках переходного периода от одной хозяйственной системы к другой;5) как процесс выявления новых тенденций в хозяйственной жизни и соответственно -- потребностей общественного развития.Формирование общественных потребностей как эволюционный процесс имеет своим исходным пунктом потребность в труде и потребность в средствах производства, которые взаимосвязаны в истории становления хозяйственных систем и вместе положили начало собственно человеческим потребностям, как прежде всего потребностям хозяйствующих субъектов. В свою очередь, формирование потребностей хозяйствующих субъектов привело к становлению потребностей хозяйства, объединяющих потребности в результатах процесса общественного воспроизводства, структурообразующие потребности и часть потребностей общественного развития. С усложнением самих хозяйственных систем получают все большее развитие социально-культурные потребности социума как часть общественных потребностей, порожденная потребностями хозяйства и имманентным ему уровнем материально-технической базы для их удовлетворения. С появлением частной собственности связано зарождение экономических потребностей, которые на определенном этапе развития хозяйственных систем начинают играть главенствующую роль в хозяйственной и общественной жизни, своего расцвета как системы они достигают в условиях господства экономической цивилизации. Далее эволюция общественных потребностей приводит к появлению финансовых потребностей как специфической формы потребностей экономических. Потребности развития господствующего в настоящее время в мире экономического хозяйства проявляются в его противоречиях и, основываясь на них, начинают вырисовываться контуры грядущих хозяйственных систем. Современные противоречивые тенденции развития хозяйственного мира в самом общем плане сводятся к двум основным тенденциям: глобализации и социализации. Первая тенденция опирается на потребности общественного развития, ведущие к становлению и утверждению в хозяйственной жизни господства финансовой экономики или, как ее еще называют, финансизма. Вторая тенденция, также получившая свое отражение в научной литературе, базируется на эволюции отношений планомерности в современном мире.Заключение По данной работе можно сделать следующие выводы:1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребностиПонятие потребности используется в трех значениях: как обозначениеа) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др.:1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.2. Потребности всемирного объединения людей.2. Сфера сервиса - совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.Список литературы 1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1996.2. Головин С. Эволюция мифа «Как человек стал обезьяной». М., 1999.3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 19864. Мотивация поведения человека в сфере труда. М., 19905. Кушлин В.И. Экономическая теория - М.: Институт экономики РАН. 2004г.6. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление». Москва, 2000г.

7. Соловьев Б. А. «Потребности. Рынок. Спрос». Москва, 2002г.

8. Харвей Д. Современные экономические теории. Издательский дом Дашков и К., 2000г.

9. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 1999г.

10. Использованные сайты: Vikipedia.ru, profcomdiplom.ru.

Классификация потребностей по Маслоу.

Классификация потребностей.

Этапы формирования и функции потребностей

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных).

1-я стадия-латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

2-я стадия - неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

3-я стадия - стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека

Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей.

Материальные потребности

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде.

Социальные потребности

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.



Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль.

Мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1. Потребности для других

2. Потребности для себя

3. Потребности вместе с другими

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, защиты слабого

Потребность «для себя». Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д.

Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима.

Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса.

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

Духовные потребности

Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна.

Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом - бездуховное.

Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности.

Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.

3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.

4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.

Это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.

Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.

Хотя определение названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность.

Широкое распространение в зарубежной психологии получила теория иерархии потребностей А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребнос­тей человека:

1.Основные (базисные или первичные) физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в любви и социальной активности.

4. Потребность в уважении и самоуважении.

5.Потребность в самореализации.

40. ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, Потребности дышать, спать и сексуальные потребности.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом.

38.КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И РОССИЙСКОЙ ПСОХОЛОГИИ В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу челове-ка, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОУ.МАК-ДАУГОЛЛУ, Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности:

в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

37.КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО К.ХОРНИ, Э.ФРОМУ Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности:

1. в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества);

2. в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности);

3. в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных -- иначе апатия и отвращение к жизни);

4. в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью);

5. в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

три фактора, оп­ределяющие ход индивидуализации. Ими являются кон­кретизация, ментализация и социализация.

Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетво­ряется определенным способом и что число этих способов ограниченно, так как готовность пользоваться неэффектив­ными или вредными способами угасает, тогда как исполь­зование других способов закрепляется. В этом заключа­ется процесс формирования индивидуальных черт поведе­ния человека. Он ведет к закреплению в ходе повседнев­ной практики одного или нескольких способов действия, с помощью которых индивид в состоянии удовлетворить оп­ределенную потребность.

Ментализация (Бейли, 1958; Клапаред, 1930) основы­вается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным соз­нательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей и может существенно вли­ять на ход деятельности, удовлетворяющей потребность. Например, осознание того, что мой способ поведения в. данной ситуации есть результат удовлетворения опреде­ленной потребности, может вызвать творческие поиски других, более отвечающих моему ideal-self способов дей­ствия, и побудить рассмотреть вопрос о правильном под­боре мотивов (см. гл. I и II данной работы).

Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет наша жизнь (см. Мак-Киннон, 1948, стр. 124). 17 Осуждение одних средств дей­ствия и одобрение других в зависимости от нравственных образцов вызывает характерную для данной культуры от­носительную унификацию способов удовлетворения по­требностей.

48. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

побуждающую функцию , которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

направляющую функцию , которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

регулирующую функцию , суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Статьи по теме