Митрополит вениамин.  Вениамин Священномученик, митрополит

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов Николай Иванович)

Родился 2 октября 1952 г. в г. Сокол Вологодской обл. в верующей семье. В 1969 г. закончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл.

В 1969-1975 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сентября 1975 г. по январь 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак.

В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге.

13 марта 2003 г. архиепископом Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова), в настоящее время является настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе.

8 октября 1978 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 октября ― во пресвитера с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева.

С 9 октября 1979 г. ― настоятель Воскресенского собора г. Тутаева и благочинный церквей Тутаевского округа.

В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 г. ― Московскую духовную академию по сектору заочного обучения.

С 1993 г. избирался в члены епархиального совета Ярославской епархии, в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования.

В 1996-2003 гг. — главный редактор газеты «Ярославские епархиальные ведомости».

В 1996-1997 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 г. назначен заведующим отделением теологии, а с 2008 г. — заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

С 2007 г. — духовник Ярославской епархии.

Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1990, 2009 гг., делегат двух миссионерских съездов.

С 2002 г. — сопредседатель секции «Православное краеведение в системе образования» Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 42) избран епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии.

Наречен 20 августа 2010 г. Хиротонисан 22 августа за Божественной литургией в Соловецком монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 5) назначен правящим архиереем новообразованной Рыбинской епархии с титулом Рыбинский и Угличский.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 79) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Воскресенского мужского монастыря г. Углича Ярославской области.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 100 ) в связи с образованием Переславской епархии присвоен титул «Рыбинский и Даниловский».

Образование:
1975 г. — МГУ им. М.В. Ломоносова.
1984 г. — Московская духовная семинария.
1999 г. ― Московская духовная академия (заочно).

Награды:

Церковные:
. 2012 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
. орден свт. Иннокентия Московского III ст.
Светские:
. медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
. золотая медаль Российского фонда Мира;
. почетная грамота Министерства образования РФ;
. почетная грамота губернатора Ярославской области.

Священномученик Вениамин,
митрополит Петроградский и Гдовский

Священномученик Вениамин родился в 1873 году в семье сельского священника Олонецкой епархии Павла Казанского и супруги его Марии и получил во святом крещении имя Василий. Окончив Олонецкую духовную семинарию, Василий Казанский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В студенческие годы окрепла в нем решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой.

На втором курсе, в 1895 году, он принимает монашеский постриг с именем Вениамин, рукополагается в сан иеродиакона, а в следующем году - в сан иеромонаха.

В 1897 году иеромонах Вениамин оканчивает со степенью кандидата Духовную академию, и его назначают преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию. Вскоре петербургское начальство обратило внимание на молодого иеромонаха. В 1898 году он уже инспектор Холмской духовной семинарии, в следующем году переводится на ту же должность в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1902 году он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской духовной семинарии.

В 1905 году архимандрит Вениамин вновь возвращается в Санкт-Петербург, получив назначение на должность ректора столичной семинарии. Через несколько лет Господь призывает архимандрита Вениамина к высокому епископскому служению.

24 января 1910 года архимандрит Вениамин был посвящен во епископа Гдовского и назначен викарием Санкт-Петербургской епархии.

Святитель Вениамин особенно любил служить и возвещать слово Божие в храмах на рабочих окраинах Петербурга (с 1914 года - Петрограда) и особенно в церквах Путиловского и Обуховского заводов. Много делал владыка Вениамин для спасения падших женщин. Воздействие служб, личное обаяние и влияние наставлений епископа Вениамина были столь велики, что многие из них, пробудившись от греховного сна, оставляли свое гибельное занятие и возвращались к честной жизни. Он был искренне любим народом Божиим. Как пастырь добрый, владыка Вениамин всегда находил путь к сердцам простого люда Петербурга. И поэтому, когда в Петроградской епархии проходили альтернативные выборы правящего архиерея, духовенство и миряне, и в частности, питерские рабочие, избрали на кафедру своего любимого батюшку.

13 августа 1917 года, накануне открытия Поместного Собора Российской Церкви, архиепископ Вениамин был возведен в сан Петроградского митрополита. Новое высокое положение не только не отдалило архипастыря от паствы, но еще теснее духовно сблизило с ней.

После октябрьского переворота служение святителя Вениамина Церкви Христовой, как и многих архипастырей и пастырей, принимает направление, связанное с защитой прав православного народа.

10 января 1918 года митрополит Вениамин обратился в Совет Народных Комиссаров с заявлением, обличающим проект декрета об отделении Церкви от Государства. «Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу», - писал владыка.

13 января была предпринята попытка захвата Александро-Невской лавры вооруженным отрядом матросов и красногвардейцев. 19 января попытка захвата повторилась. Предводитель вооруженного отряда матросов и красногвардейцев потребовал от святителя Вениамина очистить митрополичьи покои, а от епископа Прокопия - сдать им все лаврское имущество. За отказ выполнить это требование епископ Прокопий и все члены Духовного собора были арестованы. В это время с лаврской колокольни раздался набат. Толпы народа стали стекаться в Лавру. Раздались крики: «Православные, спасайте церкви!» Отряд и его предводитель были обезоружены, арестованные освобождены. Монахи успокаивали возмущенную толпу. Один из них, спасая предводителя отряда, увел его через Тихвинское кладбище подальше от толпы. Тем временем прибыл новый вооруженный отряд. Раздались выстрелы. Смертельно был ранен протоиерей Петр Скипетров. Духовенству потребовалось немало усилий, чтобы удержать людей от сопротивления захватчикам Лавры.

На следующий день депутации от рабочих стеклянного и фарфорового заводов, а позже от рабочих Экспедиции заготовления государственных бумаг посетили митрополита Вениамина и выразили ему свою готовность охранять Лавру. В последующие дни многие верующие сутками не покидали Лавру. Но дело не ограничивалось отдельными случаями захвата имущества Церкви, кощунства, издевательства над пастырями, их ареста и даже убийства. Власти предержащие дерзновенно покушались на само существование Православной Церкви.

Проходивший в Москве Священный Собор, оценивая декрет и действия властей, обратился с «Воззванием» к православному народу, в котором говорилось: «От века неслыханное творится у нас на Руси Святой. Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской, а некоторые из них и всякой веры, издали декрет (закон), названный «о свободе совести», а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих. По этому закону все храмы Божии и святые обители с их святынями и достоянием могут быть у нас отняты... Эти святыни - ваше достояние. Ваши благочестивые предки и вы создали и украсили храмы Божии и святые обители и посвятили это имущество Богу. Оберегайте же и защищайте веками созданное лучшее украшение земли Русской - храмы Божии, не попустите перейти им в дерзкие и нечистые руки неверующих, не попустите совершиться этому страшному святотатству. Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь Святая! Иди на свою Голгофу! С тобою Крест Святой, оружие непобедимое... А глава Церкви - Христос Спаситель вещает каждому из нас: „Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота" (Откр. 2,10)".

Тем временем продолжалась мировая война. Митрополит Вениамин сделал распоряжение, чтобы в это тяжелое время, переживаемое городом и епархией, все епархиальное духовенство оставалось на своих местах. Не должны были вывозиться чудотворные иконы и другие чтимые святыни - они должны были оставаться с народом для его духовного утешения и укрепления.

29 мая в Петроград приехал Святейший Патриарх Тихон. Его присутствие и молитвы ободрили петроградскую паству во главе с митрополитом Вениамином накануне поистине скорбных дней. И такие дни пришли. Положение Православной Церкви становилось все тяжелее. Даже представители других вероисповеданий выражали ей сочувствие.

Летом 1918 года были арестованы и расстреляны протоиерей Философ Орнатский – знаменитый проповедник, много занимавшийся благотворительностью, устроитель детских приютов для бедноты; протоиерей Алексий Ставровский, настоятель Адмиралтейского собора, а осенью - кронштадтский протоиерей Григорий Поспелов.

Патриарх Тихон, мужественно обличая беззакония «вершителей судеб отечества», писал: «Реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции».

1919 год не принес облегчения Православной Церкви. Продолжалось закрытие монастырей, было издано распоряжение «о полной ликвидации мощей», а в следующем году духовенство было лишено и многих гражданских прав. Труднейшие годы гражданской войны особенно болезненно переживались в Петрограде. Город был удален от хлебных губерний, что усиливало страдание от голода. Множество жителей бежало: представители состоятельных классов - за границу или на юг России, рабочие - в деревни, где было легче прокормиться. Многие погибли от голода и лишений.

К концу гражданской войны в Петрограде оставалась лишь десятая часть довоенного населения. Голод в стране все усиливался и в 1921 году достиг ужасающих размеров, особенно в Поволжье.

Летом 1921 года Святейший Патриарх Тихон обратился с воззванием «К народам мира и к православному человеку», а также к главам отдельных христианских Церквей (православным патриархам, римскому папе, архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому), призывая всех и на Родине, и за границей откликнуться на народное бедствие, постигшее Россию. Тогда же Святейший Патриарх основал Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. Святитель Тихон благословил жертвовать драгоценные церковные украшения и предметы, которые не имели богослужебного употребления. Святитель Вениамин без колебаний согласился оказать такую помощь, заявив, что Церковь Православная, следуя заветам Христа Спасителя и примеру великих святителей, для спасения от смерти погибающих всегда в годину бедствий являла образ высокой христианской любви, жертвуя церковное достояние. При этом он посчитал необходимым, чтобы пожертвования носили только добровольный характер. Но правительство признало Церковный Комитет излишним, а добровольность сдачи жертвуемых ценностей - ненужным проявлением либерализма в отношении к Церкви.

Насильственное изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим началось в Петрограде в марте 1922 года. Приходское духовенство, запуганное событиями последних лет, относилось к изъятию большей частью пассивно. Однако оно и понимало, что если действия митрополита не будут соответствовать намерениям властей, он будет немедленно устранен.

В это же время деятельное участие в церковной жизни стали принимать «церковники» - так называли многочисленную группу активистов мирян, в основном из интеллигенции, у которых события революции вызвали большой религиозный подъем. В Петрограде возникло крупное Общество объединенных петроградских православных приходов, куда вошла большая часть всех приходов города. Председателем Правления этого общества состоял профессор Петроградского Университета по кафедре уголовного права Юрий Петрович Новицкий.

Насильственное изъятие церковных ценностей вызывало массовые протесты верующих. Повсеместно народ охранял церкви, в случае появления комиссии по изъятию ценностей набат созывал верующих. Простые люди негодовали и были настроены намного радикальнее духовенства, часто действуя не только без его согласия, но даже и вопреки протестам священников. Наиболее энергично противились изъятию рабочие Путиловского завода. Открыто произвести акцию в путиловской церкви властям так и не удалось; пришлось проделать это ночью, тайком.

Поначалу власти заявляли, что единственная цель декрета об изъятии - помощь голодающим. Но вскоре проявились истинные, «строго секретные» цели правительства: не помощь голодающим, а упрочение безбожной власти, «бешеное и беспощадное» уничтожение духовенства. В ход были пущены ложные обвинения Церкви в контрреволюции, в сопротивлении власти и в ее нежелании помочь голодающим. Одновременно с изъятием ценностей ставилась задача внести раскол в духовенство - власть открыто брала под защиту священников, выступавших за изъятие.

24 марта 1922 года в «Петроградской правде» появилось письмо за подписью будущих столпов «живой церкви»: Красницкого, Введенского, Белкова, Боярского и других. Авторы письма обвиняли духовенство в контрреволюционности, в игре в политику, в народном голоде, требовали немедленной и безусловной отдачи советской власти всех церковных ценностей и т. д. (Введенский, как он сам признался впоследствии, пошел в Церковь, чтобы «стать реформатором и взорвать ее изнутри».) Так начался раскол, которому предстояло под внешними влияниями расширяться и углубляться.

Весной 1922 года, воспользовавшись привлечением Патриарха Тихона к суду, прибывшая в Москву петроградская группа «революционного духовенства» в составе Введенского, Красницкого, Белкова и других путем обмана Патриарха захватила высшую церковную власть в Церкви, образовав свое самочинное «Высшее Церковное управление».

Возвратившись в Петроград, Введенский 25 мая явился к митрополиту Вениамину и предъявил ему «Удостоверение», гласившее, что он «согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона является полномочным членом ВЦУ и командируется по делам церкви в Петроград и другие местности Российской Республики». - «А почему здесь нет подписи Святейшего Патриарха?» - спросил митрополит Вениамин. «Но зато ВЦУ есть, а патриаршая резолюция дана черным чернилом на белой бумаге», - лукаво ответил Введенский. Митрополит Вениамин разоблачил подлог и, осознавая всю меру своей архипастырской ответственности, решительно выдворил новоявленных узурпаторов церковной власти и отлучил их от общения со Святой Церковью, доколе не принесут, по канонам Церкви, покаяния пред своим епископом. Такому отлучению подлежали и все присоединяющиеся к ним. Вскоре после отлучения к митрополиту Вениамину явился Введенский в сопровождении председателя Петроградской ЧК. Они предъявили святителю ультиматум: либо он отменит свое постановление о Введенском, либо против него и ряда духовных лиц по поводу изъятия церковных ценностей будет устроен процесс, в результате которого погибнут и он сам, и наиболее близкие ему. Митрополит спокойно выслушал угрозы и ответил категорическим отказом. Вскоре он был арестован.

В день ареста святитель Вениамин, вернувшись к себе в Александро-Невскую Лавру, застал в своих покоях следователя, многочисленных чекистов и стражу. При обыске в канцелярии присутствовал и Введенский как представитель ВЦУ, явившийся принять канцелярию. Увидев митрополита, он подошел к нему под благословение. «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду», - спокойно и вежливо сказал владыка, не давая благословения.

Священномученику было объявлено, что против него и других лиц возбуждено дело о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Арестованного митрополита Вениамина отвезли в «дом предварительного заключения», где он находился все дальнейшее время до своей мученической кончины.

Кроме митрополита к неправедному судилищу были привлечены большинство членов Правления Общества православных приходов, настоятели некоторых церквей, некоторые клирики, профессора духовной академии, Богословского института и университета, студенты и просто люди, схваченные во время уличных беспорядков при изъятии ценностей, - всего 86 человек, большинство которых было взято под стражу.

Митрополит Вениамин и на скамье подсудимых оставался таким, каким был всегда: простым, спокойным, благостным. Он был центром всего процесса. На нем сосредоточивали внимание и враги, и безмерно любившие его верующие. Другой замечательной личностью на суде был архимандрит Сергий*. Он жаждал пострадать за веру. Отсюда его пламенные, вдохновенные речи на процессе. Очевидцам процесса архимандрит Сергий напоминал мученика первых веков христианства, радостно торжествующего перед лицом изумленных палачей, в то время как митрополит являл образ древнего подвижника, благостного, спокойного, ушедшего от мира и полностью погруженного в созерцание и молитву. (* Архимандрит Сергий, в миру Василий Павлович Шейн, родился в 1866 году в деревне Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. Окончил училище правоведения (1893), был членом IV Государственной Думы, входил в состав Секретариата Поместного Собора 1917-1918 годов.) Кроме них двоих, мученического венца сподобились Ю. П. Новицкий** и И. М. Ковшаров***. (** Новицкий Юрий Петрович родился в 1882 году в г. Умани Киевской губернии. Окончил гимназию и Киевский университет. С 1914 года доцент, затем профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. ***Ковшаров Иван Михайлович родом из Одессы, юрист по образованию. Во время суда ему было 44 года.)

Все обвиняемые держались с достоинством, некоторые бесстрашно исповедовали свою солидарность с митрополитом. «Дело» было составлено так, что отдельные эпизоды, имевшие место при изъятии ценностей в разных петроградских церквах и в различное время, были соединены и объявлены результатом злонамеренного подстрекательства со стороны «преступного сообщества», состоящего из митрополита и других лиц, - главным образом, членов Правления Общества петроградских православных приходов.

«Вы спрашиваете, где мы усматриваем преступную организацию? - произнес обвинитель в речи на суде. - Да ведь она перед вами! Эта организация - сама Православная Церковь, с ее строго установленной иерархией, ее принципом подчинения низших духовных лиц высшим и с ее нескрываемыми контрреволюционными поползновениями!»

В последнем слове священномученик сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре - жизнь или смерть. Но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом митрополит широко перекрестился) и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все...»

Профессор Ю. П. Новицкий указал, что привлечение его к делу объясняется лишь тем, что он состоял председателем Правления Общества объединенных православных приходов. В приписываемых ему деяниях он совершенно неповинен. Но если нужна в этом деле жертва, он готов без ропота встретить смерть, прося лишь о том, чтобы этим и ограничились и пощадили остальных привлеченных.

И. М. Ковшаров заявил, что знает, какая участь ждет его. Если на суде он давал объяснения в свою защиту, то только для того, чтобы закрепить в общественном сознании, что умирает невинным.

Сильное впечатление произвело последнее слово архимандрита Сергия. Он сказал, что монах, отрешившись от всех переживаний и треволнений внешнего мира, отдав себя целиком богомыслию и молитве, - одной лишь слабой физической нитью остался привязан к сей жизни. «Неужели же, - сказал он, - трибунал думает, что разрыв и этой последней нити может быть для меня страшен. Делайте свое дело. Я жалею вас и молюсь о вас...»

5 июля трибунал объявил приговор. К расстрелу были приговорены десять человек: митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Ю. Новицкий, И. Ковшаров, а также епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников), протоиерей Н. Чуков (настоятель Казанского собора и ректор Богословского института, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский), протоиерей Л. Богоявленский (настоятель Исаакиевского собора), протоиерей М. Чельцов (настоятель Троицкого Измайловского собора), Н. Ф. Огнев (профессор военно-юридической академии) и Н. А. Елачич.

Потянулись долгие дни ожидания. Владыка Вениамин заочно прощался со своей возлюбленной паствой и использовал оставшиеся дни для последних назиданий. Как завещание, как напутствие на грядущие труднейшие годы и десятилетия звучат слова его последних писем ученикам и сопастырям: «Нам ли, христианам, да еще и иереям, не проявить мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?!»

В ночь на 31 июля четверо приговоренных были увезены из тюрьмы и расстреляны в нескольких верстах от Петрограда.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников: священномучеников митрополита Вениамина и архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна, установив совершать им память 31 июля - в день мученической кончины и в день Собора новомучеников и исповедников российских.

АКАФИСТ


Кондак 1


Избранный Христом Господом на служение Ему, с юных лет воспламенивший в сердце отрока Василия искру горения пострадать за веру православно-исповедающих Его Христа- Спасителя мира. Самым делом послежде исполнил еси желаемое,исповедуя пред неверными и свидельствуя: "Я - за Христа". Почитая твое мужество и терпение, воспеваем ти:


Икос 1


Ангел Церкви был еси во граде святаго Петра и в севернем крае страны нашея. Христос Господь постави тя свещнице высоты служения Ему митрополии Петроградския, да спасеши стадо избранных овец Его, укрепляя их в православии, наставляя в благочестии и доброделании. Сего ради и мы, душепопечением, воспеваем тебе:

Радуйся, отрок сый Богоизбранный, мученичества возжелавый;
Радуйся, юноше Богобоязненный, путем побеждения страстей шедый.
Радуйся, в мужа возраставый, в меру возраста Христова пришедый и в добродетелех преуспевый;
Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся, священное служение приявый.
Радуйся, апостольского служения приемниче, в сане епископа добре потрудивыйся;
Радуйся, паству твою Петроградскую от раскола обновленческаго охраняяй.
Радуйся, мужество и терпение явивый пред безбожными гонителями веры;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 2


Видя Господь в будущем тя воеводу ратоборцев за веру Христову, посла ти духа ревности по Бозе и желание в сердце твоем Богоугодное проводити житие и мученическим исповеданием веру православную соблюсти, да со страдальцы вопиеши вечно Богу: Аллилуиа.

Икос 2


Разумом свыше просвещенный и Духом Святым одаренный, сердцем же во благочестии от младости воспитан сый, радость и утешение всем был еси. Тем же приносим тебе хвалы сицевые:

Радуйся, светом благочестия от Бога озаренный;
Радуйся, учением благочестия издетства напоенный.
Радуйся, отрасле благоухающая корене духовнаго;
Радуйся, девственную чистоту от юности возлюбивый.
Радуйся, иерея Божия и благочестия родительскаго наследниче преизрядный;
Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый.
Радуйся, молитвою и Богомыслием ум свой в горняя вперивый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 3


Силою Божиею укрепляемый, ангельский образ приял еси и в монашестве Вениамином- сыном десницы - наречен был еси, труды великия подъял, постом страсти плотския умертвив, и яко воин, противу князя власти воздушныя, во всеоружия Божия облеклся еси, досточудне. Светом богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою Богу: Аллилуиа.


Икос 3


Имея благодать священства дело благовестника и инспектора добре сотворил еси в стенах Холмския семинарии со всяким долготерпением и учением наставляя, иных же ко исправлению жития словесы и делы твоим влекл еси. Почитая сия труды твоя, единодушно, едиными усты с митрополитом Евлогием, восхвалявшего тя и мы тебе вопием:

Радуйся, монашеский подвиг и иерейское служение в житии своем добре сочетавый;
Радуйся, юные души наставивый и ко Христу приведый.
Радуйся, преемниче рода священнаго;
Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый.
Радуйся, житием своим сего учения не посрамивый;
Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения.
Радуйся, неутомимый священнослужителю Господень и вся часы суток готовый пребывати в храме Божия;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 4


Бури греховныя избежав и нападения вражия бодрственным житием своим утишая, к небесным благим устремился, боголюбче Вениамине, единую же Премудрость Ипостасную взыскав, тайны богословия от Нея восприял, сего ради от архиерея Божия во архимандрита возведен, ректором духовныя Петроградския семинарии поставлен, да со всеми учащими и учащимися поеши Богу: Аллилуиа.


Икос 4


Слышаша иерархи Церкве Российския о трудех твоих неустанных, яко ангела, знамение благодати небесныя носяща, реки богомудрых словес источающа. Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию, поставившему тя ректором семинарии, достохвально взываем:

Радуйся, Слова Божия богомудрый истолкователю;
Радуйся, многия и словесы и делы наставивый: "Вся возможно совершить со Христом и во имя Христово".
Радуйся, талант свой в земле не сокрывый;
Радуйся, во славу Божию и на спасение душ человеческих его употребивый.
Радуйся, смирением своим духа гордыни низложивый;
Радуйся, ратоборче доблий, полки невидимых врагов победивый.
Радуйся, терпению житием своим вся научивый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 5


Боготечную звезду показа тя на небесех в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, Боготочною Кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан епископа, викария Гдовского, приял еси, темже и ныне на небесех сияеши славою вечною и купно с лики праведных воспеваеши хвалебную песнь: Аллилуиа.


Икос 5


Видеша тя православнии людие, яко светило церковное, сияющее в просвещение народа Божия на свещнице святительского, окормлявшего Петроградскую паству, и не леностно трудившегося на спасение душ человеческих, темже и слышиши таковые тебе похвалы:

Радуйся, во епископа нареченный митрополитом Владимиром -священномучеником;
Радуйся, хиротонисанный во святительство будущим патриархом Тихоном.
Радуйся, яко притяжал еси сердца людския любве к тебе исполненныя;
Радуйся, архипастырю, "батюшкой Вениамином" с любовию в народе именуемый.
Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый;
Радуйся, неусыпный делателю винограда небеснаго.
Радуйся, пастырский долг и апостольскую проповедь восприял во епископском служении;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 6


Проповедник учения Христова воистину явился еси, священномучениче Вениамине, егда Петроградскую митрополию вручил ти Господь, словом твоим в вере наставляя, житием во благочестии верных утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6


Возсияв светом Богоразумия твоего в северном крае страны нашея, святителю Вениамине, людие бо видевше тя наставника добра Божественных учений радовахуся зело и единодушне избраша тя кормчим кафедры Петроградския. Приими и от нас, угодниче Божий, похвалы сия:

Радуйся, любимиче паствы твоея-народа Божия;
Радуйся, в хижины бедных мира сего смиренне шел еси.
Радуйся, и в святительском сане вся требы верным исполняяй;
Радуйся, в нищите их прибывающих посещавый.
Радуйся, архипастырю добрый, самоличне святым крещением многа чада Церкве породивый;
Радуйся, Божественныя Литургии предстоятелю умиленный.
Радуйся, заблудших в раскаяние приведый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 7


Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе истиннаго пастыря, показа тя образ стаду словесному во трудех твоих, в чистоте и кротости светлой души твоей, делы бо и словесы своими всех приводил еси ко благочестию. Сего ради и мы тебе усердно величаем и прославльшему тя Христу вопием: Аллилуиа.


Икос 7


Новаго тя ревнителя по благочестию видевше и безграничную преданность Церкве Христовы, паства Петроградская внимаше ти смиренному, простому и кроткому архипастырю верующих душ, в великом множестве наполняша храмы, идеже совершашася твои митрополичьи богослужения. Ведая близость твою ко Христу Богу, Ему же молитися не престай и о нас грешных, вопиющих ти хвалебно:

Радуйся, избранниче народа, поставленный на кафедру Петроградскую;
Радуйся, труды велия положивый ко спасению падших.
Радуйся, наставниче добрый, сущим в бедах сострадавый.
Радуйся, яко коемуждо в горестех, аки утешитель являлся еси;
Радуйся, евангельской простотой и сердечностью сияяй;
Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю.
Радуйся, по словеси апостола Петра стадо Божие пасый.
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 8


Странно быша неверным и нечестивым зрети, како святитель Вениамин, сей воистину воин Христов, мужественно облекшись в броню правды и преподобие истины, внегда огненным испытанием посети Господь страну Российскую, яви досточудное терпение
и высокое благородство при изъятии безбожными церковных ценностей. Тем же и нас, рабов Божиих, соблюди от всех враг видимых и невидимых, воспевающих Богу: Аллилуиа.


Икос 8


Весь бе исполнен ревностию Илии пророка, святе Вениамине, егда узрел в келии своей обновленца Александра Введенского, аки второго Иуду с вои безбожных пришедша и лицемерно благословения просяща, благословения не дал еси, но рекл ему: "Мы не в Гефсиманском саду". Живоцерковников сборище обличи, отлучив от Церкви. Поминая твое непоколебимое стояние, воспеваем ти:

Радуйся, добрый пастырю стада Христова- паствы Петроградския;
Радуйся, святою ревностию о спасении чад Божиих пламеневый.
Радуйся, милосердствуя о голодающих добровольно, без принуждения, церковное имущество даяти предлагаяй;
Радуйся, болезнуя душею о кощунниках и святотатцах, верныя от обновленцев защищаяй.
Радуйся, единомысленный святому исповеднику патриарху Тихону и сподвижником его бывый;
Радуйся, Православия светило.
Радуйся, всякия неправды нелицеприятный обличителю;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 9


Всякие беды понесл еси, святителю Вениамине, всякие лишения, обиды и страдания претерпев, егда преемники Ирода на тя руки наложиша, и задержав, ввергли в темницу, в ней же яко и в дому Божию взывал Христу-Спасителю: Аллилуиа.


Икос 9


Витии многовещанныя не возмогут изрещи вся болезни и раны, яже ты, яко служитель Божий явил "в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темнице" и ничто из сего "не возможе разлучити тя от любве Божия во Христе Иисусе". И ныне и всегда верныя чада, поем во славу наставника своего:

Радуйся, в темницу со смирением безропотно шедый;
Радуйся, любовию паствы утешенный.
Радуйся, яко море волнующееся, паства преданная ти, многотысячным собранием у суда ожидаше тя;
Радуйся, ближняя своя паче себе возлюбивый.
Радуйся, страдальцы с тобою судимыя укрепивый;
Радуйся, мучеников похвало.
Радуйся, святителей славо;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 10


Спасти хотя всякаго человека Господь Серцеведец, зря твою ревность: в юности бо ты лобызал пламенеющим сердцем первых мучеников и скорбел, яко не можеши приобщиться их славному подвигу, по исполнении времени посла ти желаемое, да и ты спостраждеши о имени Его- Христа Бога и со страдальцы воспоеши: Аллилуиа.


Икос 10


Стена невинно гонимым пастырем и миряном был еси, священномучениче Вениамине, с тобою судимыя ограждая от ложных наветов, самаго себя ставя ответственным за вся. Враги не возмогоша противостати мудрости и духу, вещающему твоими устами, егда ты изобличал их клеветы и явил радостное желание умереть за Христа. Мы же, премудрости и мужеству твоему дивящеся, со умилением взываем ти:

Радуйся, исполненный веры и силы первосвятителю града святаго Петра;
Радуйся, кроткий и дезновенный, первомученику Стефану уподобивыйся.
Радуйся, цевнице духовная, Духа Святаго исполненная;
Радуйся, архиереев богодухновенное украшение.
Радуйся, ополчатися за тя верным воспретивый;
Радуйся, до конца вспять не отвративыйся.
Радуйся, яко мученицы на небесех о терпении твоем ликоваху;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 11


Пение благодарственное и хвалебное приносим ти, сященномучениче, положившаго душу свою за други своя. Дерзновенною верою православнии исповедуем яко праведник и по смерти жив будет во веки, поя Богу: Аллилуиа.


Икос 11


Светлосиянного светильника почитаем тя, страдальче Христов, последнее слово твое с высокой мученической кафедры беззаконного суда назидает всех и потрясает своим величием. Сия твоя, священномучениче, последняя проповедь: "не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре: жизнь или смерть, но чтобы вы в нем не провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за все!". Мы же с умилением тебе воспеваем:

Радуйся, узы и темницу за Христа приявший;
Радуйся, единою святою просфорою вся темничные дни питавыйся.
Радуйся, последнее святительское благословение в темнице соузникам архимандритам
Гурию и Иннокентию давый;
Радуйся, яко во временней жизни сей, любве ради ко Господу, до конца во спасение души твоея подвизавыйся.
Радуйся, яко в нощи воскресного дня убиенный в знамение всеобщаго воскресения;
Радуйся, яко чрез страдания сподобился причастником быти вечныя славы.
Радуйся, яко во имя твое храмы Божия воздвизаются;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 12


Благодать, свыше ти данную, познавши, благоговейно лобызаем светолепное всечестнаго лица твоего изображение и умиленно вопием Христу Богу нашему: Аллилуиа.


Икос 12


Поюще твое славное и непреоборимое стояние за веру истинную, ублажаем мученическое страдание твое и приемлюще последнее писание тобою с темницы, подобно великому апостолу языков Павлу посланное учеником и сопастырем, внимаем ему, яко завещанию твоему и взываем ти:

Радуйся, яко открылась тебе возможность терпеть Христа ради;
Радуйся, яко при великих скорбех избыточествовало тебе утешение от Бога.
Радуйся, исполненный среди самых тяжких страданиях радости и внутреннего покоя;
Радуйся, за Христа претерпевший вся - темницу, суд, общественное заплевание, обречение и приговор- "повинен смерти".
Радуйся, во Христе обретший жизнь, свет и покой;
Радуйся, себе не жалевший для Церкви и забывший свой ум, ученость и давший место благодати Божией.
Радуйся, судьбу Церкви вручивый силе веры и заповедавый всем: "веры надо больше, больше надо иметь нам веры";
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 13


О великий и преславный исповедниче Православия и страдальче, священномучениче Вениамине! Приими сие похвальное пение от нас, недостойных, любовию чтущих тя и твоя за Христа и Церковь Его святую страдания. Умоли венчавшего тя славою Господа ниспослати нам от бед, скорбей и болезней, обдержащих ны, скорое избавление. Буди неослабный молитвенник нам пред Престолом Всевышняго да в вечней жизни сподобимся с тобою и со всеми святыми пети Ему во веки: Аллилуиа.


(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)

МОЛИТВА

О, предивный святителю, богомудрый и всесвятый отче наш священномучениче Вениамине! К тебе ныне прибегаем верою и любовию чтущии тя, похвалы сия приносяще от всего сердца и помышления. Молим тя прилежно, страстотерпче святый, не забуди ны к тебе усердно притекающих: утверди нас в вере святей православней, научи нас всегда творити заповеди Божия, исцели болезни душевныя и телесныя, буди нам покровителем и прибежищем в скорбех и напастех, заступи ны от враг видимых и невидимых, да и мы богоугодне прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными молитвами будем наследницы Царствия Божия и сподобимся с тобою предстояти Престолу Царя Славы,поклоняяся Ему и воспевая во веки веков.Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 3


Божественным светом от юности озаряем, мученичества возжелал еси и по достоинству был еси Христовы Церкве архипастырь, Петроградскую паству пасый. На судищи безбожных лесть обличил, столп незыблемый, светильник неугасимый явился еси, священномучениче Вениамине, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2


Яко мученик, яко верен святитель и поборник Православия гордыню безбожных посекл еситы духовным мечем, священномучениче Вениамине, песнословим души твоея крепкое терпение и доблесть подвигов твоих.

Величание


Величаем тя, священномучениче Вениамине, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Житие с сайта:

«У него была какая-то изумительная простота, таких простых людей надо с фонарем искать. Но с другой стороны, в этом было что-то замечательное. Я помню, как-то на Трехсвятительском подворье - я пришел почему-то поздно, и вижу: Владыка Вениамин лежит на каменном полу, завернувшись в свою черную монашескую мантию, даже без подушки, - просто лежит. Я ему говорю: «Владыка, что Вы здесь делаете?» - «Ты знаешь, я здесь спать устроился» - «Как, у Вас разве комнаты нет?» - «Знаешь что, сейчас на моей кровати спит один нищий, на матрасе другой, еще один спит на подушках, а еще другой - на моих одеялах. Так я здесь устроился, потому что в мантии моей мне тепло». (Митрополит Антоний Сурожский)

Митрополит Вениамин был великим молитвенником. Перед тем как принять какое-либо важное решение, он служил сорок литургий. Очевидцы примечали, что даже Имя Божие владыка не мог произносить без слез. Примечали и то, что старенький «чудаковатый» митрополит, который мог всерьез хлопотать о покупке самолета для нужд епархии, не совсем уж ради чудачества раздаривал своим прихожанам кому конфеты, а кому и луковицы, предуказывая одним радости, а другим слезы: видно, то был ему от Бога дар предвидения... Но главное в нем было - неизбывная любовь к пастве, к каждому человеку. Владыка не раз писал в своих книгах, что святые, стяжавшие от Господа дар любви, порой переставали замечать в людях зло. Сам он был той же породы людей Божиих и потому одинаково любил и ближних, и врагов, считая, что «нужно думать о спасении «врагов», а не о победе над ними», и нередко становился жертвой своей излишней доверчивости.

Судьба святителя удивительна. Будучи по воспитанию убежденным монархистом, который еще мальчиком со слезами бегал читать сводки об ухудшавшемся состоянии здоровья государя Александра III, считая богоборческую власть наказанием Божиим за грехи всех классов российского общества, возглавив военное духовенство Русской армии барона П. Н. Врангеля и эмигрировав вместе с нею за границу, владыка все же признал советскую власть и вернулся на Родину. Почему случилось именно так?

Святитель Божий вставал в ряды Белой армии именно как защитницы Православия, но скоро увидел, что вера у «лучших сынов России» весьма теплохладна и в конце концов даже снята со знамен белого движения. Он хотел быть вместе с народом, но оказалось, что ни у Врангеля, ни там, за границей, русского народа нет... Русский народ, пусть обманутый, пусть покоренный, остался в России и признал советскую власть. А всякая власть - от Бога. Это владыка понимал хорошо... И, может быть, Господь потому и попустил безбожникам полонить Русскую землю, чтобы излечить ее от теплохладности и разжечь в сердцах заблудившихся людей искру горячей, нелицемерной любви к своему Творцу и Спасителю? Неисповедимы судьбы Господни...

Вдобавок, оказавшись за границей, епископы-эмигранты почти сразу же продемонстрировали каноническое непослушание высшей церковной власти, остававшейся в России, принимая одни указы Патриарха Тихона и отвергая, как написанные под давлением безбожной власти, другие... 1927 год, в который вышла небезызвестная Декларация митрополита Сергия, был лишь удобным случаем для исполнения давнишнего желания эмигрировавшего епископата создать свое, самостоятельное церковное управление... Будучи воспитанным на понятиях нерушимости церковного послушания, митрополит Вениамин не мог смириться с таким положением вещей. Он и за границей остался верен Московской Патриархии.

Одному Богу известно, ценой каких мук далось святителю решение о возвращении на родину. Самым болезненным, самым трудным было примириться (не умом, а сердцем) с законностью царствования богоборческой власти на некогда Святой Руси... А что мог понять о России пользовавшийся непроверенными слухами и пропагандистскими публикациями эмигрант, к тому же отягощенный бездуховностью западного, чуждого ему мира?

Святитель был убежден, что советская власть была лучшим выходом, «счастьем» для России, что «не случайно (после недоразумений) сотрудничество Церкви с Советским Союзом, а искренно». Такое понимание российской действительности было у митрополита Вениамина выстраданным и нелицемерным. Впрочем, как бы там ни было, митрополит Вениамин никогда не жалел о своем решении возвратиться на родину. Жалел, что не сделал этого раньше... В 1958 году его отправили на покой в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Будущий митрополит (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 (15) сентября 1880 года в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в семье дворового человека господ Баратынских (из бывших крепостных) и дочери дьячка. Родители употребили все усилия, чтобы дать детям образование.

Окончив духовное училище и Тамбовскую духовную семинарию первым учеником, Иван Федченков поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где его духовником стал инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), оказавший огромное влияние на всю жизнь владыки как в России, так и в эмиграции.

В 1907 году студент последнего курса академии Иван Федченков принял монашество с именем Вениамин. Шаг этот, определивший всю его дальнейшую жизнь, оказался неожиданным для родных и не сразу был понят и принят ими. Родная мать новопостриженного инока, та, которую сам он называл святой за ее жертвенную любовь к ближним и глубокую веру, написала сыну исполненное горьких упреков письмо. Потом, конечно, поняла и смирилась и даже любила своего Ванюшу (а теперь уже инока Вениамина) больше всех детей, гордилась своим молитвенником.

При поступлении в академию, да и в первые годы учебы у самого Ивана тоже не было желания принимать постриг. Он, по его собственным словам, думал о белом священстве. И все же, выбирая свой путь, чутко прислушивался к голосу сердца, к указаниям горнего мира, незримого для обычного человека, но реального и незыблемого. Большое, если не сказать - решающее, значение имела для Ивана встреча на Валааме, где он посетил старца Иоанно-Предтеченского скита отца Никиту. Этот насельник «Северного Афона», монах-подвижник, «живой святой», долго беседовал с юношей и пророчески назвал его «владыкой».

Другой праведник - иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры о. Исидор - также предсказал будущему митрополиту его жизненный путь. «Придется быть монахом», - так в простоте верующего сердца решил студент столичной духовной академии. Иноческий постриг был совершен 26 ноября 1907 года, 3 декабря инок Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 10-го стал иеромонахом.

Ученик высокопреосвященнейшего Вениамина епископ Феодор (Текучев), живший на покое в Псково-Печерском монастыре, вспоминал в 1966 году, в пятую годовщину со дня кончины своего наставника, еще об одном предсказании в жизни владыки. Молодой иеромонах Вениамин с одним из своих товарищей посетил болящую благочестивую старицу. При этом состоялся следующий диалог:

Кем мы будем? - спросил один из посетителей.

Ну разве я гадалка какая? Будете митрополитами... Да разве в этом дело?..

Помолитесь о грехах моих, Вениамин. - Вот это что и нужно, - отвечала старица.

В самом начале своего служения встречался о. Вениамин с великим праведником земли Русской отцом Иоанном Кронштадтским и даже сослужил ему во время совершения Божественной литургии. Нам не известно, удостоился ли он личной беседы с отцом Иоанном, - известно лишь, что святой беседовал с новоначальными иноками (о. Вениамин был в Кронштадте со своими товарищами по академии), укреплял и ободрял их. И, разумеется, встреча эта не прошла бесследно. На всю жизнь сохранил владыка Вениамин благоговейное отношение к памяти святого старца, часто обращался к его духовному наследию.

По окончании академии, в 1907–1908 годах, иеромонах Вениамин - профессорский стипендиат на кафедре библейской истории. Знаменательно, что в годы обучения будущего митрополита в Санкт-Петербургской духовной академии там ректорствовал архиепископ Сергий (Страгородский) - будущий Патриарх Московский и всея Руси, замечательный иерарх, оказывавший большое влияние на студентов, в том числе, безусловно, и на иеромонаха Вениамина. Более того, по-видимому, именно в академии возникли и укрепились теплые и доверительные отношения между ректором и студентом. Не случайно владыка Сергий в бытность свою архиепископом Финляндским сделал иеромонаха Вениамина своим личным секретарем. Верность своему владыке уже не иеромонах, а епископ Вениамин еще будет доказывать в условиях, нелегких для него; и все же останется верен и митрополиту Сергию, и Московской Патриархии.

Итак, в 1910–1911 годах иеромонах Вениамин - личный секретарь архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). С 1911 по 1913 год архимандрит Вениамин был ректором Таврической, а с 1913 по 1917-й - Тверской семинарии. В 1917–1918 годах он принимал участие в работе Поместного собора Российской Православной Церкви, будучи избран от младших клириков своей епархии. 19 февраля 1919 года состоялась его хиротония во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. При вручении жезла старший рукополагавший архиерей владыка Димитрий (Абашидзе) сказал: «Не бойся говорить правду пред кем бы то ни было, хотя бы это и был сам Патриарх или другие высокие в мире люди...» Владыка воспринял эти слова как свое послушание.

В 1920 году епископ Вениамин примкнул к белому движению, возглавив военное духовенство Русской армии барона П. Н. Врангеля. В ноябре того же года вместе с армией и беженцами покинул родину. За границей он некоторое время оставался епископом армии и флота, был членом Русского совета при Врангеле.

Епископ Вениамин стал одним из главных инициаторов создания временных органов Церковного управления заграничными приходами. В 1921 году из Константинополя это управление переместилось в Сербию, но вскоре (после Всезарубежного Церковного Собора 1921 года, признанного Патриархом Тихоном неканоничным) ВЦУ было упразднено, а управление европейскими приходами поручено митрополиту Евлогию (Георгиевскому).

В 1922 году святитель поселился в монастыре Петковице близ сербского города Шабацца. В 1923–24 годах он вновь викарный архиерей, окормляющий паству Карпатской Руси, входившей в состав Чехословакии.

Высланный из страны по решению чехословацких властей, он вернулся в Сербию, где взял под окормление воспитанников двух кадетских корпусов, возглавил пастырско-богословские курсы и стал настоятелем русской церкви.

В 1925–1927 и 1929–1931 годах епископ Вениамин был профессором и инспектором в Православном Богословском институте в Париже. Святитель ушел с поста возглавителя духовенства рассеянной по всему свету Белой армии.

В 1927 году, отслужив 40 литургий с целью вопрошения воли Божией, он подписал Декларацию митрополита Сергия.

В 1931 году в Париже собрался Епархиальный съезд духовенства и мирян, который принял решение о переходе митрополии митрополита Евлогия под юрисдикцию Вселенского Патриарха. Лишь один епископ - Вениамин - заявил о своей верности митрополиту Сергию (Страгородскому). После этого заявления он был вынужден оставить работу в Православном Богословском институте и из-за разделения с митрополитом Евлогием уже не мог служить в храме Сергиевского подворья.

Оказавшись без пристанища, владыка некоторое время скитался по знакомым, пока с группой единомышленных ему прихожан (человек двадцать или более) не организовал первый в Париже приход Московской Патриархии. По имени храма, расположенного в подвальном помещении на улице Петэль, главный приход которого был освящен во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, - получило название и Трехсвятительское подворье. В верхнем его этаже размещалась типография во имя отца Иоанна Кронштадтского, где печатались как труды этого великого молитвенника Русской земли, так и произведения других авторов, в том числе епископа Вениамина: «Акафист трем святителям Христовым...», «Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский», «Небо на земле»...

В 1933 году владыка Вениамин, уже в сане архиепископа, с благословения митрополита Сергия отправился с циклом лекций в США. Во время его пребывания там указом от 29 ноября он был назначен временным Американским Экзархом, архиепископом Алеутским и Северо-Американским. За 14 лет служения в Америке, к концу которого он удостоился принятия сана митрополита, святитель сумел «из ничего» создать 50 приходов, которыми он управлял с помощью трех викариев.

2 июля 1941 года митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин выступил с речью на грандиозном митинге в Нью-Йоркском Мэдисон-Сквер-гарден, произведя на собравшихся огромное впечатление: «Всякий знает, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира... И потому нужно приветствовать намерение президента и других государственных мужей о сотрудничестве с Россией... Вся Русь встала!.. Не продадим совесть и Родину!» - эти слова, по свидетельству газет, буквально наэлектризовали многотысячную аудиторию. Патриотические чувства охватили массы русского населения в Америке. Митрополит Вениамин был избран почетным председателем Русско-Американского комитета помощи России и получил право в любое время суток входить с докладом к президенту США.

В январе - феврале 1945 года митрополит Вениамин впервые побывал на Родине, участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве. Там от имени епископов, клира и мирян Патриаршей Церкви в Америке, а также от имени пожелавших иметь общение с Московской Патриархией митрополита Евлогия (Георгиевского), его паствы и американских «феофиловцев» назвал кандидата в Патриархи - митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия.

В 1947 году святитель окончательно вернулся в Россию и был назначен на Рижскую и Латвийскую кафедру.

«Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь!» - такими словами он приветствовал свою новую паству на родине.

В 1951–1955 годах митрополит Вениамин управлял Ростовской епархией. В это время он встречается и поддерживает дружеское общение с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким) - исповедником, замечательным иерархом и ученым. Владыка Лука управлял в это время Симферопольской епархией.

Везде, где бы ни служил митрополит Вениамин, у него завязывались теплые отношения с паствой. Владыка хранил письма верующих, некоторые даже переписывал. Он ценил их как свидетельства «любви нелицемерной», бескорыстной привязанности.

Приближался вечер жизни, золотая осень святителя. Ему было уже семьдесят пять, когда в 1955 году он получил назначение на Саратовскую епархию. Уходили силы, владыка стал часто болеть, и в 1958 году, согласно прошению, митрополит Саратовский и Вольский Вениамин (Федченков) был удален на покой и поступил на жительство в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Живя в уединении в обители, владыка предается молитве и размышлениям, много пишет. Иногда, если позволяют силы, совершает богослужения и произносит вдохновенные проповеди.

Когда митрополит Вениамин покидал в 1958 году свою последнюю архиерейскую кафедру, он писал одному из своих корреспондентов о том, что отправляется в Печоры и думает провести там оставшиеся два-три года. Больше он и не прожил. Скончался владыка 4 октября 1961 года - в день св. Димитрия Ростовского. Погребен в пещерах.

Дата рождения: 2 октября 1952 г. Страна: Россия Биография:

Родился 2 октября 1952 г. в г. Сокол Вологодской обл. в верующей семье. В 1969 г. закончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл.

В 1969-1975 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сентября 1975 г. по январь 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак.

В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге.

13 марта 2003 г. архиепископом Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова), в настоящее время является настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе.

8 октября 1978 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 октября ― во пресвитера с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева.

С 9 октября 1979 г. ― настоятель Воскресенского собора г. Тутаева и благочинный церквей Тутаевского округа.

В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 г. ― по сектору заочного обучения.

С 1993 г. избирался в члены епархиального совета , в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования.

В 1996-2003 гг. — главный редактор газеты «Ярославские епархиальные ведомости».

В 1996-1997 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 г. назначен заведующим отделением теологии, а с 2008 г. — заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

С 2007 г. — духовник Ярославской епархии.

Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1990, 2009 гг., делегат двух миссионерских съездов.

С 2002 г. — сопредседатель секции «Православное краеведение в системе образования» Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. () епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского III ст.

Светские:

  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
  • золотая медаль Российского фонда Мира;
  • почетная грамота Министерства образования РФ;
  • почетная грамота губернатора Ярославской области.
Web-сайт:

5834.)
ВЕНИАМИН (в миру Пушкарь Борис Николаевич), митрополит Владивостокский и Приморский (* 8.11.1938), выдающийся современный русский архиерей, ревностный защитник сохранения святоотеческой чистоты Православия, противник экуменизма.
Родился в селе Хороль Приморского края, в семье рабочего. Мать и бабушка были глубоко верующими и благочестивыми людьми. По жизненным обстоятельствам только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить. Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям. С 1947 г. он стал жителем города Владивостока. Здесь в 1957 г. окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке храме на Первой Речке. По благословению настоятеля прихода в 1959 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще закончил в 1963 г. и сразу поступил в Московскую Духовную академию. Ее он завершил в 1967 г., защитив кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: "Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения". Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.
С 1967 г. он преподаватель Священной Библейской истории, основного богословия и логики. В 1976 г. стал доцентом Московской Духовной академии. Написал книгу "Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов". За 24 г. преподавания в Московских Духовных Академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве. Сам он долгое время не принимал священный сан. Наконец, после паломничества в Святую Землю в год крещения Руси, в 1988 г. ректором МДА и С архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен сначала во диакона, а затем во иерея. В 1992 г. возведен в сан протоиерея. 12 августа 1992 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, 20 сентября возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении группы архиереев.
24 октября 1992 г. он возвращается в родное Приморье, уже будучи епископом, и приступает к нелегким обязанностям архипастыря епархии, пребывающей в совершенной разрухе. Благословляя епископа на это служение, ему вручили панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского - Преосвященного Евсевия (Никольского). О том, почему выбор пал на владыку Вениамина, рассказал Святейший Патриарх Алексий II во время первого за всю историю Русской Церкви первосвятительского визита во Владивосток в мае 2000 г.: "Владивостокская епархия возрождающаяся епархия. Я помню, как почти 8 лет тому назад пригласил преподавателя Московской Духовной академии, чтобы сказать о возможности его избрания на Владивостокскую кафедру. Что побудило к этому? Энергия, с которой он преподавал, просвещал и научал тех, кто был воспитанниками Московской Духовной академии. Его малая Родина здесь в Приморском крае. И на заседании Синода он был избран епископом Владивостокским и Приморским". Ко времени приезда нового Владыки в епархии насчитывалось 22 прихода: 9 храмов и 13 молитвенных домов. Их окормляло 16 священников и 4 диакона. Многие храмы верующим пришлось поднимать от самого фундамента. Начиная с 1992 г., трудами ревностных и добрых пастырей во главе с епископом ВЕНИАМИН, понемногу поднимается, восстает почти из небытия самая дальняя епархия России. Вот как пишет об этом сам владыка в своем первом отчете Московской Патриархии в 1993 г.: "Куда ни посмотри, в какую проблему ни вникни везде нужны руки, помощники. Пока их мало, но даст Бог все обустроится. Повода к унынию нет. Надо молиться и трудиться. А Господь все знает, все устроит, во всем поможет. Да будет на все Его Святая воля". В 2001 г. в епархии количество православных приходов увеличилось более чем в три раза, что значительно для отдаленной дальневосточной епархии, хотя потребность в новых храмах все увеличивается. На приходах Владивостокской епархии несут послушание более 70 священнослужителей. Возрождены два известных дореволюционных монастыря Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также основано два новых женских монастыря и одна мужская обитель на острове Русский. Заложено и строится несколько новых храмов по всему Приморью.
Молитвами и благословением владыки в епархии возрождается миссионерская и образовательная деятельность. С 1994 г. действует двухгодичное Владивостокское духовное училище, которое возглавляет владыка. С 1999 г. открыто отделение православной теологии и религиоведения в одном из старейших вузов региона ДВГУ (Дальневосточный государственный университет), где Владыка заведует кафедрой. В другом старейшем вузе Дальнего Востока ДВГТУ (Дальневосточном техническом университете) построена студенческая часовня св. мц. Татианы. Для мирян епархии созданы двухгодичные миссионерско-катехизаторские курсы. В 1997 г. учреждена первая православная гимназия Приморья во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В марте 2000 г. гимназию посетили участники регионального совещания по проблемам образования, которое проводило Министерство образования в г. Владивостоке, которые дали высокую оценку состоянию учебно-воспитательной работы в гимназии. По благословению владыки воспитанники гимназии и их родители совершают многодневные крестные ходы. Третий крестный ход совершен в августе 2001 г. вдоль восточных рубежей России. На самом восточном участке российской границы в устье реки Туманная установлен православный крест. Владыка благословил ежемесячный выпуск епархиальной газеты "Приморский благовест", деятельность пресс-центра и сотрудничество с региональными теле- и радиоканалами по выпуску православных передач, создание официального интернет-сайта епархии на базе регионального сервера "Приморский край России".
Особое внимание епископ ВЕНИАМИН уделяет патриотическому воспитанию и сотрудничеству с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Тихоокеанским флотом России. Владивостокская епархия заключила с этими обеими структурами соглашения о взаимодействии. В 1997 г. владыка освящал Андреевский флаг нового крейсера "Варяг" эту святыню, которую не посрамили русские моряки в далеком 1905 году. С тех пор епископ Вениамин трижды участвовал в морских походах: в феврале 1997 г. на ракетном крейсере "Варяг" в Республику Корея. На месте гибели первого "Варяга" была совершена заупокойная лития по всем морякам погибшим в ходе русско-японской войны. Второй поход в июне 1997 г. на крейсере "Адмирал Виноградов" в Японию. В сентябре 2001 г. по благословению Патриарха Алексия II епископ ВЕНИАМИН принял участие в визите большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц" в Японию. В каждом походе проводились беседы с личным составом корабля, совершалось таинство крещения. Вот с какими словами обратился после одного из походов к морякам Владыка со страниц "Боевой вахты" газеты Тихоокеанского флота: "Простите нас, герои, что так долго шли к этим минутам. Мы склоняем головы перед вашими светлыми образами! Настала пора исправить и слова последнего куплета знаменитой песни. С нашим приходом не только волны морские прославляют геройскую гибель "Варяга", но и сердца современников. Думаю, что настанет час, когда и камень, и крест будут рассказывать потомкам о том, что здесь легли русские моряки во славу Андреевского флага. И здесь, на корейском берегу, на траверзе предсмертной стоянки корабля мы поставим варяжцам величественный памятник". Во время этого похода Преосвященнейший ВЕНИАМИН был навечно зачислен почетным членом гвардейского экипажа и ему присвоено звание гвардейца. 24 апреля 1999 г. произошло еще одно историческое событие. Впервые за все 100 лет существования епархии архипастырь ступил на берег славнейшей нашей крепости, форпоста России на Дальнем Востоке Русского острова. В этот день крепость отмечала 110 лет своего существования. Моряки и жители острова отметили в этот день и 100-летний юбилей Владивостокской и Приморской епархии. Был освящен крест, воздвигнутый на том месте, где когда-то стоял один из красивейших и величественных храмов Приморья. Он разрушен до основанья. Но основание это фундамент храма нашли и очистили военнослужащие и жители острова. Нашли и воздвигли здесь крест, уверенные, что восстанет из праха и сам храм.
Со времени преподавания в академии и семинарии Владыка стал известен и как гимнограф. Он написал покаянное моление "Плач о России", созданное по образцу Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Владыка поддерживает православное литературное творчество и просветительские труды. С его благословения вышли в свет такие книги и брошюры, как "Пастырь добрый" о митрополите Иоанне (Снычеве), "Покровский некрополь Владивостока", "Царская Семья и Дальняя Россия", "Путь на Восток", "Проповеди" первого викария Владивостокского и Камчатского епископа Павла (Ивановского). Опубликована брошюра епископа ВЕНИАМИН "Сила русского народа". Широко известны православной общественности России обращения Владыки по поводу прославления Царской Семьи и необходимости всеобщего покаяния русского народа. Он активно поддерживал инициативу канонизации Царской семьи, начиная с 1994 г.
Труды владыки отмечены церковными и государственными наградами: орденом князя Даниила Московского, орденом Дружбы. Международный фонд Андрея Первозванного вручил епископу Вениамину орден святого Андрея Первозванного. О подвижнической и по-настоящему многотрудной деятельности приморского архипастыря можно сказать коротко: это архиерей, которого отличает постоянная жертвенность в служении по образу подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа. И верится: доколе есть в нашей Православной Церкви Русской такие убежденные, уверенные в правоте дела своего архипастыри жива и непобедима Святая Русь.

Иеромонах Иннокентий (Ерохин), Л. Хайрулина (Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. редактор, составитель О.А.Платонов, составитель А.Д.Степанов. - М., 2003).

Статьи по теме