Глобальные проблемы общечеловеческие ценности м 1990. Контрольная работа глобальные проблемы и общечеловеческие ценности

12 Линн Уайт-мл. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990, С. 194-195.

С наступлением капиталистического способа производства, повлекшего за собой индустриализацию общества, происходит резкое изменение отношения человека к природе. Миллионы гектаров земли используются для строительства заводов и фабрик, огромных городов. Интенсивно разрабатываются, добываются и используются полезные ископаемые: нефть, газ, каменный уголь, медь и т.д. Французский ученый Ф. Сен-Марк пишет, что французское общество с точки зрения материального благополучия "высоко ценит природное пространство, производящее материальные богатства, которые в свою очередь ухудшают и разрушают его. Но оно мало ценит его, а часто и вовсе не ценит в качестве источника нематериальных благ, сохраняющих целостность пространства. Охранять природу почти невыгодно для ее владельца; разрушая ее, он получает огромную прибыль" .

13 Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С. 35.

Современное общество переживает глубокий экологический кризис.

В связи с ростом эксплуатации природных ресурсов и дальнейшим загрязнением окружающей среды ресурсов возникла угроза гибели земной цивилизации. Тот же Ф. Сен-Марк пишет, что "четырехмоторный реактивный "Боинг", летающий по маршруту Париж - Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой "Конкорд" использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли" .

Человек неразумно вмешивается во все сферы природы, что приводит к резкому ухудшению ландшафта земли, многие животные либо совсем исчезли, либо находятся на грани исчезновения. Появление озоновых дыр свидетельствует о том, что может измениться не только биосфера, но и атмосфера Земли.

Большой ущерб природной среде наносится производством испытанием новых видов вооружений, прежде ядерного оружия. На само производство уходят десятки тысяч ценнейших полезных ископаемых, мирное использование которых дало бы огромную выгоду всем народам и государствам. А испытание ядерного оружия губительно сказывается на животном и растительном мире. "При взрыве ядерных боезарядов образуются вещества, обладающие высокой радиоактивностью. Сразу же после взрыва радиоактивные продукты устремляются вверх в виде раскаленных газов. По мере подъема они остывают и конденсируются. Их частицы оседают на капли влаги или пыль. Затем начинается процесс постепенного выпадения радиоактивных осадков на поверхность земли в виде дождя или снега... Через несколько недель или даже лет радиоактивные вещества, разносимые воздушными течениями, окажутся на тысячи километров от места их образования" . Словом, жизнь полностью погибает там, где испытывается ядерное оружие, и оказывается под угрозой в других точках земного шара. Не только ядерное, но и неядерное оружие наносит огромный ущерб природной среде.

14 Сен-Марк Ф. Социализация природы. С. 63.

15 Вавилов A.M. Экологические последствия гонки вооружений. М., 1984. С. 58.

Чернобыльская авария 1986 года свидетельствует о том, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиоактивных веществ. Они отравляют атмосферу, растения, животных, человека. Словом, жизнь полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы.

Мы живем в эпоху глобализации, охватившей все стороны общественной жизни - экономическую, социальную, политическую, духовную и т.д. Глобализация еще больше обостряет экологический кризис, поскольку она не признает политических границ. Транснациональные корпорации, например, работают везде, где есть возможность получать огромную прибыль. При этом они мало заботятся о сохранении окружающей природной среды.

Поскольку природа выступает как единое целое, нанесение ущерба ей в том или ином регионе земного шара сказывается на всей планете. Скажем, нарушение экологического равновесия в Африке очень губительно не только для Черного континента, но и для других континентов. Чернобыльская авария произошла на территории Украины, но ее последствия сказались в тех регионах, которые отдалены от Чернобыля тысячами километров.

Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями.

Таким образом, современная эпоха переживает глубокий экологический кризис. Общество вошло в антагонистическое противоречие с природной средой. Есть ли выход из этого тупика? Одни, будучи пессимистами, на этот вопрос отвечают отрицательно. Другие же, придерживаясь оптимистических позиций, отвечают утвердительно.

По мнению первых, длительная эволюция природы привела к возникновению разумной жизни на Земле, а теперь homo sapiens уничтожает своего родителя, но вместе с ним обрекает на погибель и себя. Вот что пишут Донелла Мидоуз, Деннис Мидоуз и Йорге,н Рандерс: "Если процессы демографического роста, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапному неконтролируемому сокращению населения и снижению производственных мощностей" . Вторые же считают, что современная ситуация особых тревог не вызывает, что люди рано или поздно найдут выход из трудного положения, создадут новые виды энергии, искусственную природу и тем самым смогут продолжать производить материальные и духовные ценности, приумножать богатства цивилизации.

16 Донелла Мидоуз, Деннис Мидоуз, Йорген Рандерс. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее? // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под редакцией В.Л. Иноземцева, 1999. С. 576.

На мой взгляд, нельзя быть абсолютным пессимистом, ибо пессимизм приводит к бездействию и в конечном итоге к фатализму. Но нельзя быть и безудержным оптимистом, так как такой оптимизм может успокоить людей и тем самым помешать им принимать какие-то оптимальные решения. Прежде всего, надо быть реалистом, объективно оценивать сложившуюся ситуацию и в соответствии с ней действовать. При этом нужно исходить из того, что без постоянного и непрерывного контакта с природой, без взаимодействия с ней общество просто-напросто погибнет. Поэтому речь должна идти не о том, чтобы перестать пользоваться природными ресурсами, чтобы полностью разорвать отношения "общество - природа", а о том, чтобы установить такие отношения, которые не наносили бы вреда ни природе, ни обществу. Нужно отныне руководствоваться формулой: "природа - общество - природа". Это значит, что общество взаимодействует с природой и одновременно восстанавливает ее. Современная цивилизация в состоянии это делать. Каждый человек должен осознать и понять, что его жизнь и благополучие полностью зависят от витальности природной среды. В конце концов он должен чувствовать, как выразился Хиггинс, рациональный страх, то есть страх, связанный с пониманием надвигающейся опасности. Такой страх есть источник подлинной смелости и ничего общего не имеет с патологическим и истерическим страхом, обрекающим людей на бездействие.

Мировое сообщество, и в первую очередь политики развитых стран, наносящих наибольший ущерб природной среде, должно заботиться о том, чтобы каждый человек, каждое государство учитывали не только личные, но и международные интересы. Я не думаю, как это иногда предлагается, что можно было бы сформировать какое-то мировое правительство, которому могли бы подчиняться все национальные государства и которое решало бы все глобальные проблемы, включая экологические. Слишком велика сила эгоизма, отрицающая общие интересы и абсолютизирующая частные. Но под эгидой ООН многого можно добиться.

В формировании экологического сознания особая роль принадлежит средствам массовой информации. Они должны меньше заниматься политиканством и больше бить тревогу, постоянно напоминать людям об угрожающей их жизни экологической опасности. У человека должно быть сформулировано такое экологическое сознание, которое автоматически будет реагировать на любые нарушения экологического равновесия. Человек постоянно будет учитывать необходимость защиты окружающей природной среды.

Ученые всего мира могут и обязаны создавать экологически чистую технологию для производства материальных благ, для выпуска высококачественных и экономичных машин. А государства прежде всего должны ориентироваться не на высокую прибыль, а на такую прибыль, которая не губит природу, а способствует ее восстановлению. В свою очередь, мировому сообществу необходимо принимать строгие санкции против тех государств, которые наносят невосполнимый ущерб природе.

Можно возразить и сказать, что между должным и сущим огромная дистанция и что долженствование может остаться благим пожеланием. Это действительно так. Но важно показать, что возможно преодолеть экологический кризис. Если же мировая цивилизация проигнорирует эту возможность, то она погибнет и тем самым продемонстрирует свою неспособность к самосохранению и саморазвит


Жесток: "Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли".4 Целью данной работы является рассмотрение именно философских аспектов взаимоотношений человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и возможностей формирования той новой системы ценностей, с помощью которой можно будет предотвратить сползание Человечества к собственной гибели. ...

Но и широких слоев населения. В связи с этим разрабатываются возможные сценарии и концепции глобального развития цивилизации, которые будут рассмотрены позднее. Глава 2. Аспекты экологического кризиса У современного человека все более проявляется ощущение временной ограниченности жизни и сознание пространственной ограниченности нашей среды обитания, хотя последствия человеческой деятельности...

Отрицательные последствия, ощутимые сейчас (например, загрязнение природной среды, эрозия почвы и т.д.) и потенциальные опасности (исчерпание ресурсов, тех­ногенные катастрофы и др.). Современные экологические катастрофы То, что современный экологический кризис является обратной сто­роной НТР, подтверждает тот факт, что именно те достижения науч­но-технического прогресса, которые послужили...

Именно это обстоятельство и позволяет говорить о наличии глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм её преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых...

Лекция 24 - 26. Философское осмысление глобальных проблем современности.

План.

1. Общество и природа.

2. Римский клуб и исследование глобальных проблем.

3. Основные группы глобальных проблем

Основная Литература:

1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

2. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура – М., 1998.

3. Семенов В.С . Уроки 20 века и путь в 21-ый (социально-философский анализ и прогноз). - М., 2000.

1.Общество и природа.

В философском плане природа прежде всего соотносится с обще­ством, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество же предстает как обособившаяся часть природы, яв­ляющаяся условием и продуктом человеческой деятельности. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, поскольку она выступала в качестве естественной основы его существования и раз­вития. Человек природен в силу биологической основы своего суще­ствования, в то же время он надприроден, так как вырабатывает сложные формы социальной жизни.

ПРИРОДА - совокупность естественных условий существования чело­века и общества.

Размышляя о значении природы для общества, некоторые филосо­фы приходили к выводу, что ей принадлежит решающая роль в его развитии. Подобная позиция получила название географического детерминизма.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества.

В настоя­щее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты-биосферы в новое гео­логическое состояние - ноосферу, т. е. область, преобразованную ра­зумом и трудом человека сообразно его целям и потребностям.

НООСФЕРА - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития.

Первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие разви­тия техногенной цивилизации появились уже в конце XIX в. А в XX в. человечеству пришлось отказаться от взгляда на природу как на про­стой источник сырья для развития производства. Было осознано, что планета и ее живая оболочка - это единая система.

В современную эпоху взаимодействие общества и природы приоб­ретает принципиально новый характер. Природа все больше включается в деятельность человека и в то же время требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы.

Сегодня человечество переживает глубочайший кризис из всех, что были в истории. Кризис обусловлен объективными явлениями плане­тарного масштаба, специалисты выделяют десятки неотложных про­блем, стоящих перед мировым сообществом. Одни из них связаны с отношением между человечеством и природой, другие - с отношени­ями внутри сообщества людей. К первой группе глобальных проблем следует отнести экологический кризис и угрозу экологической катас­трофы, ко второй - предотвращение использования оружия массового уничтожения, гонки вооружений, сокращение экономического разры­ва между населением наиболее развитых стран мира (так называемого «золотого миллиарда») и огромной массой беднейшего населения.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС - тип экологической ситуации, характери­зующийся нарушением динамического равновесия систем «общество - природа».

Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным моментам:

♦ происходит очень быстрое истощение природных ресурсов чело­вечества;

♦ слишком быстро загрязняется окружающая природная среда, что приводит к катастрофическим последствиям;

♦ чрезмерно быстро увеличивается численность населения.

Два первых из них непосредственно порождены научно-техниче­ской революцией. Из чисто экологического кризис превратился в об­щий кризис цивилизации, деформирующий все стороны жизни: эко­номическую, социальную и духовную. Современная экологическая ситуация и заключенный в ней кризис носят прежде всего цивилизационный характер, они порождены всем ходом цивилизационного раз­вития человечества.

2. Римский клуб и исследование глобальных проблем

Глобальные проблемы – взаимосвязанные и тревожащие всех людей проблемы, решение которых связано с общепланетарными действиями.

Глобальными могут быть названы следующие про­блемы:

♦ надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязне­нием окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой ле­сов, кислотными осадками;

♦ демографический кризис, который способен привести к перена­селению планеты;

♦ экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами;

♦ военная опасность.

ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Объективные природные процессы, происходящие в космосе

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60-70-е гг. XX в., когда был создан Римский клуб - неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирова­ния к исследованию социально-экологических процессов. Пре­зидентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени. В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой про­финансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов - численности населения и загрязнения среды. Первый док­лад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком:

если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неми­нуемо придет к глобальной экологической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ пока­зал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. мине­ральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загряз­нение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок про­мышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные про­блемы современности.

Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы разделили мир на десять крупных регионов - пять развитых и пять развивающихся - и сделали вывод о том, что в обо­зримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых стра­нах.

В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, со­кращение минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка воо­ружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положе­ния.

Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и произ­водства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы рос­та» - ограничения в развитии современной цивилизации, которые обусловлены возможностями природы, когда уровень жизни развитых стран оказался недостижим для разви­вающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, ре­шения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, форми­рование новых ценностей и стандартов.

3. Основные группы глобальных проблем.

Рассмотрим подробнее каждую из глобальных проблем.

Экологическая проблема. Но техническая цивилизация, основанная на промышленном производстве, приводит к хищническому использованию и истощению всех природных воз­можностей планеты. Так, специалисты посчитали, что в США потребление энергии в 6 раз превосходит мировой уровень и в 30 раз - уровень развиваю­щихся стран. Если бы развивающиеся страны сумели добиться роста потребления минеральных ресурсов до уровня Соединенных Штатов, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа - через 5 лет, угля - через 18 лет. При современных темпах раз­вития техники производство энергии на Земле через 240 лет превысит количество солнечной энергии, падающей на нашу планету, через 800 лет - всю энергию, выделяемую Солнцем, а через 1300 лет - пол­ное излучение всей нашей галактики. Такого, конечно же, не может случиться, поскольку это запрещает природа. Следовательно, суще­ствующие темпы экономического роста должны сократиться, челове­чество должно развиваться по иному, альтернативному пути.

Среди проявлений надвигающейся экологической катастрофы исследователи называют также дефицит пресной воды, риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почвы и опустынивание, закисление природных сред, их химическое загрязнение искусственными неперерабатываемыми веществами. Существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные и транспорт.

На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами, но в XX в. появились опасные техногенные катастро­фы. Избавившись от угрозы быть съеденным волком, человек может попасть под колеса автомобиля. По подсчетам специалистов, в техно­генных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Будущее биосферы стало предметом пристального внимания пред­ставителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточно основательным для выделения группы философско-методологических проблем экологического прогнозирования.

Демографическая проблема. С возникновением глобальной демо­графической проблемы вспомнили имя Мальтуса, который еще 200 лет назад заявил, что возможности Земли растут в арифметической про­грессии, а численность человечества - в геометрической, поэтому вой­ны необходимы и спасительны. Сейчас ситуация такова, что надо со­кратить в 10 раз либо население планеты, либо потребности людей, поскольку надеяться на высокие технологии пока нереально. Темпы роста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 35 лет. Если предположить, что такие темпы сохранятся и в будущем, то уже к 2400 г. человечество плечом к плечу заполнит всю поверх­ность суши.

XXI в. встретили более 6 млрд человек. Самые сложные с демографической точки зрения страны - это Китай, где уже сейчас 1,1 млрд населения, и Индия, в которой будет около 1,5 млрд насе­ления к 2050 г. Ежедневный прирост населения сейчас составляет 232 тыс. человек, годовой прирост - 85 млн.

Демографический рост был вызван тем, что в бывших колониальных и зависимых странах в послевоенный период проводились элементар­ные мероприятия гигиены и здравоохранения, такие как вакцинация населения, борьба с эпидемиями, болезнями и голодом. В результате резко сократилась смертность населения при сохранении высокой рождаемости. Особую опасность представляет разрыв между ускорен­ным ростом населения и недостаточными темпами роста промышлен­ности. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше де­тей, поскольку дети - важная часть семейной рабочей силы.

Существуют ли средства решения демографической проблемы? Последние десятилетия Китай проводит жесткую программу ограни­чения рождаемости: за годы реформы в Китае не родилось 200 млн детей. Не следует забывать, что подобную программу Китай может осуществить лишь как страна с командно-административной системой управления. Самые высокие темпы роста населения сейчас в Индии, а китайские меры там абсолютно неприменимы. Любопытно, что социо­логи говорят о существовании лишь одного фактора, который неиз­бежно приводит к ограничению рождаемости: им является образова­ние женщин. Именно в тех странах, где имеется чрезмерно высокий прирост населения, социальный статус женщин очень низок.

Экономическое неравенство. Из 6 млрд населения земного шара один является «золо­тым миллиардом» с высоким уровнем и качеством жизни, резко отли­чаясь своим образом жизни от остальных 5 млрд.

Существует небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, новейшей информационно-компьютерной технологией, с высоким уровнем благосостояния, и основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии, с массовой безработицей, ростом народонаселения, нестабильностью внутренней жизни.

Военная опасность. Человечество оказалось в XX в. в беспрецедент­ной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. «Ядерной зимой» на­звали физики и экологи последствия применения ядерного оружия. Военная угроза по-прежнему является самой опасной из глобальных проблем. Хотя в последнее время снизилось чувство страха и ощуще­ние обреченности, но для благодушия нет оснований. Проводятся ядерные испытания, расширяется количество стран, владеющих ядер­ным оружием, идет его миниатюризация. Опробуются принципиаль­но новые виды оружия.

Когда-то Альберта Эйнштейна спросили: «Чем будут сражаться люди в третьей мировой войне?» Он ответил, что не знает, чем будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут сражаться дубинами.

Некоторые исследователи считают, что грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической. Основные условия спасения и перехода к новой альтернативной цивилизации предполагают приостановление топливно-энергетического и минерально-сырьевого дисбаланса, глобального демографического баланса, восстановление экологии планеты, всеобщего и полного разоружения и гуманности как системы ценностей. Альтернативная цивилизация - это цивилизация низкоэнергетическая, высокоустойчивая, экологически чистая, полнотью демилитаризованная и подлинно человеческая.

Для современности характерно стремление вернуть единство чело­века и природы. Можно сказать, что философия XX в. отрицает харак­терное для Нового времени противопоставление субъекта и объекта, человека и природы, которая стала пониматься как дом, в котором жи­вет человек. Неслучайно само слово экология означает «наука о доме». Человечество не знает путей выхода из экологического кризиса, кото­рый продолжается, несмотря на реализацию программ по развитию бе­зотходных производств и усовершенствованию экологического зако­нодательства. Главная проблема заключается, по мнению Римского клуба, не в природе, а в ценностях и этических представлениях чело­века и общества. Принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. От традиционного гуманизма, который объявляет человека высшей ценностью, следует перейти к экогуманизму, предполагающему бережное отношение к природе. Относясь ответственно к природе, человечество относится ответственно и к са­мому себе.

В Интернете помещены интереснейшие данные о «глобальной деревне»:

«Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выгля­деть население этой деревни:

♦ 57 азиатов;

♦ 21 европеец; » 14 американцев (северных и южных);

♦ 8 африканцев;

♦ 52 будут женщинами;

♦ 48 мужчинами;

♦ 70 не белыми;

♦ 30 белыми;

♦ 89 гетересексуальными; » 11 гомосексуальными;

♦ 6 человек будут владеть 59 % всего мирового богатства и все будут из США;

♦ у 80 не будет достаточных жилищных условий;

♦ 70 будут неграмотными;

♦ 50 будут недоедать;

♦ 1 умрет; » 2 родятся;

♦ у 1 (только у одного) будет компьютер;

♦ 1 (только один) будет иметь высшее образование. Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем

1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.

Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного за­ключения, агонию пыток или голод, вы счастливее, чем 500 млн чело­век в этом мире.

Если вы можете пойти в церковь без страха и угрозы заключения или смерти, вы счастливее, чем 3 млрд человек в этом мире.

Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75 % людей в этом мире.

Если у вас есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, вы принадлежите к 8 % обеспеченных людей в этом мире».

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Духовный кризис Возрождение духовной культуры в ее светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворенного мировоззрения
Угроза мировой войны с применением оружия массового поражения Ограничение производства и распространения оружия массового поражения (ОМП). Постепенное сокращение арсеналов, запрещение производства, хранения и использования ОМП
Истощение природных ресурсов Ограничение потребления ресурсов, разработка и использование ресурсосберегающих технологий, освоение новых источников энергии, восстановление запасов биосферы, разработка технологий получения новых материалов, освоение природных ресурсов космоса (Солнечной системы и т.д.)
Неравномерное социально-экономическое развитие стран и регионов Политическая и экономическая интеграция государств, помощь развитых стран странам третьего мира, сбалансированное культурное и социально-экономическое развитие в различных регионах планеты
Потенциальная опасность кометных и метеоритных разрушений Создание глобальной системы слежения за околоземным космическим пространством, и системы кометно-метеоритной защиты планеты с применением ядерного и лазерного оружия
Массовые заболевания Научные исследования причин массовых заболеваний, разработка новых лекарственных средств и технологий лечения, создание глобальной системы профилактики массовых заболеваний, популяризация здорового образа жизни
Рост терроризма Выработка единых правовых стандартов для всех государств, повышение роли ООН в урегулировании локальных конфликтов, более тесное сотрудничество правоохранительных систем различных государств, устранение культурных, экономических и политических причин терроризма, расширение межкультурного диалога, политическая и социально-экономическая интеграция государств в единое планетарное сообщество
Углубление экологического кризиса Развитие экологически ориентированного мировоззрения разработка и внедрение безотходных экологических технологий, строительство очистных сооружений, переход на экологически безопасные источники энергии, сокращение выбросов фреона, угарного и углекислого газов в атмосферу, восстановление биосферы планеты, запрещение строительства, способного негативно повлиять на биогеоценозы, без экологической экспертизы, ужесточение правовой ответственности за неэкологическое природопользование,вынесение экологически опасного производства в космос, за пределы биосферы и атмосферы планеты
Демографическая проблема Регулирование прироста населения в регионах демографического «взрыва», стимулирование рождаемости «стареющих» странах, политическая и социально-экономическая интеграция государств в единое планетарное сообщество, обеспечение интенсивного развития социально-экономической инфраструктуры в перенаселенных районах, равномерное распределение населения по территории планеты, создание колоний поселенцев на планетах Солнечной системы
Глобальное изменение климата и геофизических характеристик планеты Сокращение выбросов фреона и углекислого газа в атмосферу, запрещение испытания ядерного оружия на Земле, перемещение населения из неблагоприятных климатических зон, создание колоний поселенцев на планетах Солнечной системы
Увеличение сейсмической активности планеты Запрещение испытания ядерного оружия на Земле, развитие технологий оповещения сейсмической активности, строительство зданий и сооружений с учетом сейсмического фактора, развитие спасательных служб, создание колоний поселения в космосе

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Тема 13

Проблема человека в философии. О ценностях человеческой жизни.

Тема 12.

1. Понятие человека. Проблема антропосоциогенеза.

2. Человек как высшая ценность. Свобода и ответственность личности.

3. Человек и отчуждение: причины, сущность, исторические формы.

4. Проблема смысла человеческого существования. Экзистенциальный вакуум
и пути его преодоления.

5. О ценностях творчества, отношения и внутреннего переживания.

6. Ценности жизни и культуры:

Что такое ценности и какую роль они играют в жизни человека. Роль нравственных ценностей в жизни общества. О современных этических концепциях в философии. Эстетические ценности в жизни человека. Творчество. Религия в жизни человека. О причинах обострения религиозных противоречий в современном обществе. Религиозный фундаментализм и его причины. Возможно ли формирование единой религии человечества. Ценность права. Современные концепции прав и свобод человека. Взаимосвязь ценностей права и морали. Что необходимо для строительства правового государства и гражданского общества. О трудностях становления правового государства в Казахстане и их причинах.

Вопрос для самостоятельного размышления:

Почему современное человечество погрязло в материальных ценностях?

Как далеко ушли мы в нравственном развитии от пещерного человека?

Литература:

1. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983, с. 190-211.

2. Хейзинга И. Homo Ludens. В кн.: Самосознание Европейской культуры,с. 69-92.

3. Дубинин Н.П. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982, с. 11-28.

4. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М., 1989, с. 226-237.

5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985, с. 63-87.

6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990, с. 24-51.

7. О человеческом в человеке. М., 1991, с. 24-52.

8. Проблема человека в западной философии. М., 1988, с. 34-65.

9. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 112-143.

10. Маритен Ж. Субъект. Мир философии. ч. 2, М., 1991, с. 271-275.

11. П.Т. де Шарден. Феномен человека. М.,1989, с.210-223.

12. А. Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

13. Евангелие Л.Толстого. М., 1992.

14. О.Г. Дробницкий. Проблемы нравственности. М., 1977

15. А.И. Титаренко. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

16. И.А. Крывелев. История религии в 2-х т. М., 1976.

17. Э. Фромм. Иметь или быть? М..1990

18. Ю. Борев. Эстетика. М.,1975.

19. Рьюиз М. Эволюционная этика. Ж. № 3, Вопросы философии, 1989.

20. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

21. Ж.П. Сартр. Экзистенциализи - это гуманизм. М., 1989.



22. Теяр де Шарден. Феномен человека. М.,1987.

1. Научный прогноз и утопия.

2. Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Литература:

1. Араб-Оглы. Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.1993 г.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.1990.

4. Мир философии. М.Прогресс,1991.ч.2 с.497-585.

5. Глобальная экологическая проблема. М.1988.

6. Новый человек и школа будущего. М.1989.

7. Печчеи А.Человеческие качества. М.1990.

8. Торффлер О. Столкновение с будущим. /Иностранная литература. 1972. № 3/

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.Политиздат. 1992.

10. Фролов И. Новый гуманизм //Свободная мысль. 1997. № 4.

11. Чумаков А.Философия глобальных проблем. М.1994 г.

12. Утопия и утопическое мышление. М.1991.

Введение.

3. Экологическая проблема, ее сущность, причины и условия защиты природы.

4. Проблемы народонаселения.

Введение.

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем «оптимистам», которые во время крупного землетрясения утешают: «Граждане, не волнуйтесь, все утрясется». Нобелевский лауреат, француз Альбер Камю стал известен как автор, писавший об абсурде и ужасе бытия, о том, что все мы подобны невольникам на галере, пропахшей селедкой, где слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не следует бросать весла. Главное не отчаиваться.

1. Понятие и характер глобальных проблем современности. Общечеловеческие ценности.

В отношении настоящего времени все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Этимологически термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социо-культурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к отдельной личности, в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладевание им в процессе непрерывного образования, а также его технологическое и человеческое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально - экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала.

Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества.

Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями по разнородности в системе этих ценностей.

Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоят представления о том, что эти ценности как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и то же - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, даже самые высокие побуждения во имя добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и всему обществу.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т. д.

Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т. д. Философы же, по нашему мнению, концентрируя внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит проблема сохранения мира на Земле.

2. Проблемы войны и мира в конце XX столетия. Возможности и условия сохранения мира на земле.

Угроза термоядерного пожара все еще сохраняется. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения все сжигающего пламени и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты. Еще 38-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной воины величайшим преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 года о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее, ядерные вооружения не прекратились. Мораторий на подъемные ядерные испытания нарушается то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.

Джонатан Шелл, автор знаменитой книги «Судьба Земли», с горечью говорил: «Мы сидим за столом, спокойно пьем кофе и читаем газеты, а в следующее мгновенье можем оказаться внутри огненного шара с температурой в десятки, тысяч градусов». И заветы, ценности, идеалы, тонкие движения души все окажется бессильным перед разверстой пастью атомного чудовища. И это не мультипликационные «ужастики», не сказки-страшилки, а трезвая оценка наличного положения вещей. Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. И только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 года насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности - «чернобыльского варианта». Кстати, до сих пор не установлены причины катастрофы на Припяти. Есть немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не даст. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, их количество увеличивается. Армения восстановила свою АЭС, Китай намерен построить 15 новых атомных станций.

К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

С появлением могучих ядерных, арсеналов еще совсем недавно публицисты с завидной уверенностью заявляли: «Человечество отвоевалось! В ядерную эпоху крупные военные столкновения не только не допустимы, но и невозможны». Конечно, ядерное оружие в условиях достигнутого паритета помешало прямому столкновению двух главных военно-стратегических блоков - НАТО и Варшавского договора. И все же оно не помешало возникновению очагов локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителя.

Появление ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, чтобы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права.

Мир характеризуется отсутствием войны. Война и мир одновременно существовать не могут: либо война, либо мир. В годы "холодной войны" между СССР и США не было войны, однако данное состояние можно назвать перемирием, мирным сосуществованием, но отнюдь не миром. Хотя вечный мир есть, может быть, недосягаемый идеал, но УТО идеал, к которому стремится человечество в своем развитии и к которому оно может и должно приближаться. Приходится с сожалением констатировать, что к этому идеалу уже за порогом XXI века мы если и приблизились, то ненамного.

Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, является одним из основных принципов современных международных отношений. Устав ООН обязывает государства разрешать свои споры мирными средствами. Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности, Генеральную и Международный Суд. В отдельных случаях Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут поручать Генеральному секретарю ООН выполнение некоторых посреднических функций под строгим контролем указанных политических органов ООН.

3. Экологическая проблема, ее сущность, причины и условия

защиты природы.

Экологическая ориентация сознания становится доминантой времени. Надо «передвинуть стрелки» наших - устремлений, найти приемлемый баланс между человеческими поползновениями и самодостаточностью и достоинством «геохоры», той тонкой оболочки планеты Земля, в рамках которой творится история всех и биография каждого из нас. Экология должна стать первой парадигмой политики, главной определяющей экономических усилий, предметом первостепенного внимания идеологов и. теоретиков. Есть мудрая индийская пословица, которая гласит: «Когда Вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда Вы поймете, что деньгами питаться нельзя».

В чем же суть экологической угрозы? В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает «коллапс» - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. О грядущих деструктивных процессах говорят уже достаточно давно. Приводилось и приводится множество зловещих фактов, цифр, оценок. Не говорят, а уже кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда. 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Станислав Лем указал еще на одно печальное обстоятельство: в XXI в. вымрут практически все дикие животные. Интенсивное сельское хозяйство – источник питания человечества - истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. .

Угроза реальна, и не надо отворачиваться от нее, «прятать голову под подушку». Наше грядущее прежде всего зависит от того, как будут согласованы, «стратегия человека» и «стратегия природы». Экологический кризис наших дней - не временное затруднение, не досадное препятствие, которое можно легко отодвинуть. Это сотрясение глубинных основ человеческого бытия, эрозия и разрушение экологической ниши нашего существования.

К сожалению, эта идея еще не осознана всерьез политиками, не понята массовым сознанием и не стала четко обозначенной задачей социальной и личной практики. Экологический императив, видимо, еще не сформулирован теоретиками так убедительно, чтобы стать регулятивом реальной жизнедеятельности.

В мире резко обозначилась нехватка сельскохозяйственных земель. Считают, что к концу века в одной лишь Индии будет 44 миллиона безземельных хозяйств. С 1984 года мировое производство зерна ежегодно возрастало лишь на один процент - в два раза медленнее, чем рост населения. Эта цифра производит удручающее впечатление. Все это создает ситуацию, при которой затраты на прирост производства мирового валового продукта (от горючего до хлеба насущного, от цемента до сплавов и композитов) будут превышать цену, которое общество в состоянии заплатить за этот прирост.

Возникает многополярность, да первый план выходит то противостояние, которое условно можно было бы обозначить «Север-Юг». С одной стороны, относительно небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, осваивавших новейшую информационно-компьютерную технологию, с высоким уровнем благосостояния, с другой - основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии. Здесь массовая бедность, бурный рост народонаселения, нестабильность внутренней, жизни. О характере противостояния «Золотого» миллиарда и четырех миллиардов остального мирового населения можно судить по таким данным. В 1992 г. 20% наиболее богатых стран получали 83% мирового дохода, а на долю остальных оставалось всего 17%, при этом на долю их беднейшей части - всего лишь 1,4%.

«Сытый север» и «Голодный юг». Юг, который не может обеспечить своих жителей не только едой и кровом, но и духовной пищей. Индия дает миру 1/3 всех неграмотных, Китай - четвертую часть, США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. От этого соотношения никуда не уйдешь. На Конференции ООН, посвященной окружающей среде и перспективам мирового развития (июнь 1992) премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд заявила следующее: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции».

4. Проблемы народонаселения.

По данным Глобальной экологической сводки, докладывавшейся на Конференции ООН по окружающей среде летом 1992 года, население земного шара каждую секунду увеличивается на три человека, то есть на 90 млн. в год. В этом десятилетии ожидается наивысший уровень прироста за всю историю. В последующие два десятилетия количество жителей на Земле достигнет 8 млрд. После этого прирост населения замедлится и в перспективе, приблизительно к 2110 году, его численность стабилизируется.

О каком перенаселении может вообще идти речь, если, по данным ООН на 1990 год, средняя плотность населения на планете составила 40 человек на 1 км2, а на одного землянина приходилось 2,5 га площади.

Это, конечно, не характерный факт, и мы знаем, что есть на планете и действительно перенаселенные места (в Индии, Бангладеш, Китае). Но там снимают по два-три урожая в год, притом основные земли заняты под плантациями кофе, чая, цитрусовых, разного рода специй (пряностей), наркотических растений. Плантационное хозяйство (придаток и составная часть европейской культуры, навязанной всему миру) для работающего за чашку риса в день "туземца" не обязательно. Хотя, естественно, на практике во многих местах именно оно дает заработок "туземному" населению.

Если бы мы, земляне, довольствовались самым необходимым - хлебом, молоком, мясом, рыбой, чистой водой, и собирали бы естественные плоды лесов, болот, лугов, ни о какой перенаселенности речи вообще не было бы.

Впрочем, ее нет и на уровне современной технической цивилизации, создавшей разделение труда в планетарном масштабе и необычайно расточительной. Демографы, географы предсказывают в обозримом демографическом будущем всего лишь удвоение земного населения и естественную стабилизацию его на этом уровне (хотя тогда возникнут новые проблемы). Более того, лично я уже сейчас могу предсказать совсем иную перспективу, чем перенаселенность. Если ориентация на малодетную семью станет всеобщей, то при наличии одного-двух детей у следующих друг за другом поколений родителей суженное воспроизводство населения станет грозной опасностью и в будущем появятся столь же панические (но, кстати, более адекватные) оценки естественного исчерпайся человеческого рода.

В некоторых работах утверждается, что предельная нагрузка человечества на природу уже достигнута и дальнейший рост народонаселения невозможен. Авторы считают, что эта нагрузка соответствует величине мирового населения в 1 млрд. человек. Остальные (сейчас 5,6 млрд.) - уже лишние. Отсюда выводы о необходимости сокращения населения.

Между тем целый ряд отечественных специалистов, владеющих методикой географического подхода, в разное время отмечали, что проблема глобального экологического риска хотя и существует, но сильно преувеличена.

Реальна другая проблема. В отличие от глобального потепления, глобального экологического кризиса и т.д. едва ли можно спорить о том, проявится ли глобальное старение и когда именно это произойдет. По сравнению с другими угрозами, издержки всеобщего старения намного превысят возможности даже самых богатых стран мира. Если радикально не реформировать пенсионные системы, не подготовиться к этим реформам как можно раньше и смелее, то возникнут экономические кризисы, по сравнению с которыми недавние кризисы в Азии и России покажутся незначительными.

Старение превратится не просто в преходящую экономическую проблему XXI века, но и в грандиозную политическую проблему. Она будет преобладать и господствовать в государственной политике развитых стран и требовать пересмотра их социальных программ. Она также изменит внешнеполитические стратегии и геополитический порядок.

Старение поистине стало всеобщей угрозой, и поэтому ему надо уделять первостепенное внимание в глобальной политике. "Седой рассвет" быстро приближается.

Огромная концентрация стариков в американском штате Флорида - почти 19% населения - пример того, что ожидает человечество в скором будущем. Сегодня Флорида служит демографической точкой отсчета, которую перейдет вскоре каждая развитая страна. Происходит "флоридизация" развитого мира. Италия ее достигнет уже в 2003 г., Япония - в 2005, Германия - в 2006, США в 2021 и Канада - в 2023 г.

Таких старых обществ еще не было. Продолжительность жизни в мире в последние 50 лет выросла больше, чем в предыдущие 5000 лет. До Промышленной революции люди старше 65 лет никогда не составляли более 2-3% населения. Сегодня в развитом мире их насчитывается 14%. К 2030 г. их будет 25%, а в некоторых странах около 30%. На людей работоспособного возраста, численность которых в начале следующего века уменьшится, это ложится невиданным экономическим бременем. Между 2000 и 2020 годами в Японии, например, численность работников в возрасте до 30 лет сократится на 25%.

Сегодня соотношение работающих налогоплательщиков к неработающим пенсионерам в развитом мире примерно 3 к 1. К 2030 г. при отсутствии реформы это соотношение составит 1,5 к 1, а в Германии и Италии, например, оно снизится до 1 к 1 или еще больше. Хотя революция в области продолжительности жизни являет собой триумф современной медицины, и дополнительные годы жизни, которые, конечно, весьма ценятся престарелыми людьми и их семьями, все же пенсионные планы не рассчитаны на изыскание миллиардных средств для оплаты этих дополнительных лет.

Происходит старение престарелых: число "старых старых" будет расти гораздо быстрее, чем число "молодых старых". Эксперты ООН предполагают, что к 2050 году число людей в возрасте от 65 до 84 лет по всему миру возрастет с 400 млн. до 1,3 млрд. (в 3 раза), а число людей в возрасте 85 и старше увеличится с 26 млн. до 175 млн. (в 6 раз), число же в возрасте 100 лет и старше - со 135 тыс. до 2,2 млн. (в 16 раз). "Старые старые" потребляют гораздо больше услуг здравоохранения, чем "молодые старые", - почти в 2-3 раза. Что касается домов престарелых, это соотношение примерно 20 к 1. Однако эти расходы почти не предусмотрены в официальных прогнозах будущих государственных бюджетов.

Сокращение рождаемости усугубит тенденцию всеобщего старения. Еще в конце 60-х годов общемировой уровень рождаемости (среднее число рождений за всю жизнь на одну женщину) был около 5,0, что вполне соответствовало исторической норме. Затем наступила "поведенческая" революция, подстегиваемая ростом благосостояния, урбанизации, феминизма, ростом участия женщин в рабочей силе, новыми технологиями контроля рождаемости и легализацией абортов. В результате произошло беспрецедентное и неожиданное сокращение уровня рождаемости примерно до 2,7 - показатель, быстро приближающийся к 2,1 (степень, требуемая для сохранения постоянного уровня населения). В одном только развитом мире средний уровень рождаемости снизился до 1,6. После 1995 года в Японии было меньше рождений в год, чем в любой год после 1899 года. В Германии, где рождаемость снизилась до 1,3 с каждым годом появляется меньше младенцев, чем в Непале, в котором население составляет лишь четверть германского.

Если рождаемость в развитом мире ее повысится, то общее население Западной Европы и Японии до конца следующего столетия сократится до половины сегодняшнего уровня. В 1950 году семь из 12 самых населенных стран были в развитом мире: США, Россия, Япония, Германия, Франция, Италия и Великобритания. По прогнозам ООН, к 2050 году только США останутся в этом списке. Остальных заменят Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Конго, Мексика и Филиппины. Но поскольку в развивающихся странах также падает рождаемость, многие из них теперь стареют быстрее, чем типичная развитая страна. Во Франции, например, потребовалось более века, чтобы число пожилых людей выросло с 7% до 14% населения; Южная Корея, Сингапур и Китай, как полагают, пройдут эту дистанцию всего за 25 лет.

Будет ли демография определять судьбы мира? Обречен ли быстро стареющий развитой мир на упадок? Суждено ли ему уступить руководство более молодым и быстро растущим обществам? Для того чтобы отрицательно ответить на этот вопрос, развитой мир должен заново определить свою роль в связи с новой миссией. Лучший способ сделать это - показать более молодым, но более связанным традициями обществам, которые скоро в свою очередь постареют, каким образом мир, в котором господствуют старые люди, все же может устраивать молодых.

Глобальное старение может вызвать кризис, который поглотит мировую экономику. Этот кризис может угрожать самой демократии. Поскольку близится "седой рассвет", мировое сообщество должно освоить новый образ мышления и создать новые институты, чтобы подготовиться к гораздо более старому миру.

Список использованной литературы.

1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

2. Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество. – М., 1975.

3. Иваницкий Г.Р. Новый старт или последний финиш // Вестник РАН. Том. 70. 2000. №3. – С. 203 – 214.

4. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова и др. - М., 1996.

5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М., 1988.

6. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.

7. Философия: курс лекций. / Под ред. В.Л. Калашникова. – М., 1998.

8. Философия: курс лекций / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1998.

9. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Статьи по теме