Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: «Этот раскол прошел по живому. Костелы и соборы львова, которые не оставили нас равнодушными – Кому это выгодно

Другие статьи из цикла

Львов потрясает воображение своими чудесными храмами. В отличие от многих других городов Украины, во Львове преобладает католическая архитектура. По количеству храмов в центре города Львов далеко обогнал Киев и другие древние города нашей страны.

  1. Костел Св. Елизаветы (пл. Кропивницкого) . Этот неоготический храм Вы наверняка увидите первым, поскольку он находится недалеко от ЖД вокзала. Храм возведен в начале ХХ века.
  2. Успенская церковь (пересечение улиц Руськой и Подвальной) . Является памятником ренессансной архитектуры XVI—XVII веков. В ней хранятся старинные иконы, а внутренне убранство поражает своей пышностью.
  3. Бернардинский костёл и монастырь (пл. Соборная, 3а) . Это один из красивейших греко-католических храмов. Его легко узнать по декоративной колонне на площади. К югу от костёла расположилась ротонда над колодцем.
  4. Собор Святого Юра (пл. Святого Юра, 5) . Это главный действующий греко-католический собор Львова. Расположен на холме и оттого виден со многих ракурсов. Построен в стиле барокко.
  5. ” Если Вы хотите внимательно осмотреть все основные храмы Львова, то выбирайте , расположенные в центре города. На нашем сайте представлена квартира посуточно во Львове, из окон и балкона которой открывается великолепный вид на собор Святого Юра. Ночью собор красиво подсвечен огнями.. „

  6. Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (ул. Армянская, 7-13) . Он является центром комплекса, состоящего из трех небольших замкнутых двориков. Кроме посещения самого собора, обойдите всю храмовую территорию - там Вы увидите великолепный барельеф «Голгофа», колокольню, колонну Святого Христофора, древние надгробья с надписями.
  7. Доминиканский собор (пл. Музейная, 1) является одним из самых красивых и крупных памятников барокко и принадлежит к римо-католическим храмам. Сейчас здесь расположен музей истории религий.
  8. Кафедральный (Латинский) собор (пл. Кафедральная, 1) . Католический собор во Львове, имеющий статус малой базилики. Храм строился на протяжении XIV-XV веков и славится своими великолепными витражами.
  9. Храм Св. Михаила (ул. Винниченко 22) . Построен в первой половине XVII в. Расположен на холме.
  10. ” Найти себе посуточное жилье во Львове не составит труда. Для этого просто перейдите по ссылке на наш раздел « » и выберите понравившийся вариант. А если Вы живете во Львове и хотите сдать свою квартиру, то не спешите от руки писать объявление «сдам посуточно квартиру Львов» - ведь Вы можете обратиться к нам прямо сейчас по телефонам, указанным на странице контактов. И тогда мы составим для Вас профессиональное объявление и разместим его на нашем сайте!. „

  11. Костёл Иоанна Крестителя (пл. Старый Рынок, 1) . Это один из старейших храмов Львова (XIII век). Считается, что он был построен сыном Данилы Галицкого - князем Львом Даниловичем. Сейчас здесь разместился Музей древнейших памятников Львова.
  12. Костёл святых Петра и Павла (Костел иезуитов) (ул. Театральная, 13) . Это первое сооружение в стиле барокко во Львове. Костел был построен в первой половине XVII века. Сейчас здесь расположено книгохранилище, а подземелье костела можно посетить с экскурсией.

Во Львове насчитывается около 100 христианских храмов разных конфессий, но написать подробно обо всех в этой статье, увы, невозможно. Мы просто выбрали самые красивые и часто посещаемые из них.

C пастырским визитом приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и Украина очнулась от спячки. Люди слушают новости, обсуждают, где он побывал и что сказал. Пересказывают друг другу чуть ли не каждое его слово. А в православных Галиции словно новую жизнь вдохнули. Два десятка лет пребывают они униженными и ошельмованными, но сберегли приверженность истинной вере. Праздник в сердцах сохранится на всю жизнь. Хоть чуда и не ждут, да если и произойдет оно, то одному Богу известно, когда. А жить надо здесь и сейчас. О ситуации в Западной Украине Патриарх Кирилл говорил: «Ну разве дело, что Православная Церковь Московского патриархата не имеет по-настоящему своего кафедрального собора во Львове? Разве дело, что невозможно построить ни одного храма, не даются участки земли? Это совсем не дело. Это только развивает чувство неприязни. И поэтому я считаю, что все эти вопросы надо регулировать. И здесь огромная ответственность местных властей.

Во Львове из 19 храмов у Украинской Православной Церкви остался один – Святого Георгия, в котором размещено и епархиальное управление. Где еще можно православному человеку помолиться? Таким вопросом начался наш разговор с архиепископом Львовским и Галицким Августином. На кафедре он с 1992 года, когда, казалось, православие в Галиции было уже полностью разгромлено. Но только – казалось, и не в первый раз, заметим.

– Вначале об особенностях сооружения этого храма. Чтобы разрешили его строить, пришлось написать 150 прошений императору Австро-Венгрии. Но построили только благодаря известному историку, профессору, будущему председателю Центральной Рады Михаилу Грушевскому. Не все об этом знают, а греко-католиков, мягко говоря, этот исторический факт смущает. Предпочитают говорить, что строили для русских солдат. Неправда! Когда все храмы стали униатскими, то храм святого Георгия был и для румын, и для русинов, греков, не украинский, не русский – просто православный. Мои предшественники в конце XIX века 150 раз обращались за разрешением к императору, а я за 17 лет написал пока всего 50 писем – губернаторам, президентам, в Верховную Раду… Сейчас во Львове есть еще два прихода: отреставрированная деревянная церковь на окраине города и церковь в переоборудованном цехе когда-то известного завода «Кинескоп». Здесь прихожане выкупили здание, разобрали пять верхних этажей, ждем разрешения властей, чтобы завершить строительство верхнего храма.

– Владыка, насколько я знаю, за время вашего служения количество приходов епархии увеличилось в несколько раз.

– В четыре, скажем так. Вернулись некоторые из тех, кто когда-то отошел. В 1988 году Львовская епархия имела 1237 православных приходов. С 1989 года началось возрождение униатства, потом – расколы. Когда я сюда пришел, то застал уже такую картину: униатских приходов было около 1000, раскольнических около 800 и моих, канонических, – 15. Они были разрознены, растерянны. Надо было собрать всех вместе, организовать, набрать хотя бы 20 приходов, чтобы сказать в Киеве: вот, есть епархия, – ведь пришлось заново проходить регистрацию. Все было незаконно передано «Киевскому патриархату», кафедральный собор, епархиальное управление, документы, печати – все осталось у моего предшественника, который ушел в раскол. Меня поставили перед фактом – у вас ничего нет.

– Это делалось с согласия властей?

– Конечно. Разделяй и властвуй! Тогда все священники были в растерянности. Просили: давайте подождем. Проходит месяц-другой. Сколько еще ждать? Собрались самые мужественные, около двадцати. Начали постепенно налаживать церковно-приходскую жизнь: где залечивать раны, а где и создавать новые общины. Сейчас у нас 60 приходов.

– Владыка, как бы вы охарактеризовали ситуацию с Православием на Украине?

– Все расколы, как правило, являются региональными, когда отходят частью. А этот – по живому: через село, через семью прошел… Нечто похожее было в 20 – 30-е годы, но то были цветочки…

– Кому это выгодно?

– Тому, прежде всего, кому выгодно разрушать христианство в Европе. Возьмем унию. В механизме ее возрождения три равноценных составляющих. Первая: политики, которые православие органически не воспринимают. Вторая: те, кто хотел бы использовать унию для отдаления Украины от России. Религия – это не только обряды, но еще и менталитет. И третья: Ватикан и украинские диаспоры в Канаде и Америке, где преобладают униаты. Православные священники благословляли Красную Армию, униатские – немцев. Я говорю галичанам: если вы хотите, чтобы Шухевича уважали во всей Украине, покажите пример. Зачем памятники советским солдатам уничтожаете? В одном из интервью как-то подчеркнул: надо разделять российское и православное. Возмутились! Для галичан православные и русские – синонимы. А это ошибочный взгляд, идущий от нежелания изучить историю православия на Руси. Здесь говорят: «Мама, в хату лезет «рогатый». Хорошо, лишь бы не «москаль». Потому – что угодно, только не православие.

– Чем объяснить эту уникальную особенность Галиции?

– Такого в мире, действительно, больше нигде нет. Имею в виду греко-католиков. Православие и католицизм развивались на разных культурных почвах. Отсюда и такие различия в менталитете. Православие развивалось на базе эллинской философии, такой, знаете, созерцательности. Латинское христианство – на базе римского рационализма, законничества. Униатство же – религия искусственная, суррогатная, пытающаяся соединить в себе православный обряд и католическую догматику. В результате возник особый образ мышления и даже образ жизни. Ведь Галиция, в политическом плане, что называется, ходила по рукам. Вначале польская власть. Потом австро-венгры пришли. Опять поляки. Русские, немцы, и так – все время. Галичане столетия пребывают в «зоне» (анклав), возник комплекс, который я называю комплексом невинно осужденного, произошла морально-психологическая мутация. У кого еще такое духовное состояние, чтобы предложить всему народу гимн с пожеланием: «Нехай згинуть наши вороженьки»? На Востоке Украины нет такой проблемы.

Ты кто, спрашиваю порой, православный или католик? Отвечает: я по обряду православный, но по вере католик. Это чувство неполноценности, дискомфорта заставляет человека постоянно оправдываться, что-то доказывать. С греко-католиками нескончаемые дискуссии: кто больший патриот, чье имущество? Ситуация абсурдная. Когда мне задают вопрос, с кем у тебя самые плохие отношения, говорю – с униатами. А самые хорошие? С римо-католиками. Мы с ними идентифицированы и четко знаем, кто мы такие. А немножко православные, немножко католики – это самообман: католицизм поглощает. Уния все 350 лет была другая, до 1939 года во всех униатских приходах богослужения совершались на церковно-славянском языке, а сейчас происходит латинизация обряда при украинизации богослужения.

– Правда ли, что часть епископата ставит вопрос о получении полной независимости от Московского патриархата?

– Если еще несколько лет тому назад громко звучали голоса о том, что надо бы для пользы Церкви добиваться автокефалии, чтоб уврачевать раскол, то сейчас на этом настаивают только несколько епископов. Вместе с тем, мы видим также, что это нереально. Ситуация такова, что значительная часть народа и духовенства этого не воспринимают, вопрос надо снять с повестки дня. Не может быть в Церкви 50% плюс один голос. В Церкви, как минимум, 75% требуется. Как минимум! Чтобы было согласие. У кардинала Гузара (глава униатской церкви) есть Папа Римский. Почему у нас не может быть Патриарх Московский?

– В продолжение темы церковной независимости: как вы относитесь к идее президента Ющенко о единой, Поместной Украинской Церкви?

– Ну, представьте себе, что где-то в Европе президент позволил бы себе такое заявить, стал бы Церковь строить. Скандал! Я считаю, президент был бы прав, если бы сказал: я уважаю все религии, постараюсь, чтобы их права не нарушались, но я лично верный Украинской Православной Церкви. Обратился бы к Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру: Ваше Блаженство, я ваш сын духовный и прошу вас, давайте будем искать возможности для уврачевания раскола. Но ведь он дистанцируется не просто от Православной Церкви, а от всего православного сообщества. Президент отдает предпочтение Киевскому патриархату, а ведь Филарет (Денисенко) не просто в расколе с Русской Церковью, он в расколе со всем Вселенским Православием.

Мотивы форсированного получения статуса независимости Украинской Церкви разные и об этом более всего радеют те, кто не являются чадами Церкви.

– Насколько я понимаю, Ющенко не нашел поддержки у Константинопольского патриарха Варфоломея, к которому обращался с просьбой о предоставлении Киеву автокефалии.

– Думаю, это очевидно. Патриарх Варфоломей, как Предстоятель Церкви, первой по чести, с президентом Украины должен общаться, но не будет он нарушать канонические правила ради амбиций политических деятелей.

– Как бы вы расценили тот факт, что некоторые руководители государства, известные политики, позиционируют себя как людей православных, но молятся в храмах и других конфессий?

– Есть сторона каноническая, есть сторона моральная. Любой христианин вправе зайти в храм любой конфессии и посмотреть, но не молиться. Молиться нельзя! Только поприсутствовать. Руководители государства, политические лидеры, публичные лица могут посещать храмы всех конфессий, но если они христиане, то должны определиться – к какой именно принадлежат, где принимают Таинства.

– Владыка, мы с вами разговариваем накануне приезда Святейшего Патриарха. На ваш взгляд, насколько значимо это событие для Западной Украины?

– Давайте разделим: Западная Украина – это Галиция и Волынь. На Волыни тоже есть проблема раскола, но здесь, в Галиции, деструктивных моментов значительно больше. До 1596 года Галиция преимущественно была православная. После подписания унии православные приходы постепенно падали, а Львов держался еще 100 лет. Парадокс: когда началась реанимация унии, Львов, наоборот, стал генератором, двигателем униатства. И раскольники разные тоже тут угнездились.

Святейший посетит Галицию и Закарпатье в будущем. Хотя я просил, чтобы он своим присутствием освятил Львов, но мне ответили, что наш город требует особого внимания. Поэтому Святейший намерен нанести визит в Галицию отдельно. Думаю, это правильно. Будем готовиться к визиту.

– Приезд Патриарха – свидетельство единства Церкви?

– Не только это. К примеру, визит Папы Римского был стимулом, поддержкой для римо-католиков. Приезд православного Патриарха воодушевляет и нас. Ведь он приехал к нам, в колыбель Православия, на место крещения Руси. Это очень знаменательно для нашей Церкви.

– Что означает визит Патриарха для вас?

– Это видимый знак того, что мы пребываем в духовном единстве. Мы не являемся чем-то отторгнутым, мы – чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы находимся в зоне особого внимания Патриарха Кирилла, а значит – и всех остальных православных Патриархов: наши беды, наши проблемы известны, к ним не равнодушны.

– Сейчас захваты православных храмов прекратились? Или уже нечего делить?

– Просто все определились. Мы, кстати, каждый год открываем какой-то новый приход и всегда слышим: опять эти «москали» вылезают. Сейчас проблемы не столько с приходами действующими, как с открытием новых. Власти стараются показать, что соблюдают законность, на самом деле, используют любую зацепку, чтобы не дать разрешение на строительство храма.

– Галицию всегда рассматривали как форпост католицизма…

– Да, и по сей день так рассматривают. В начале 90-х годов кардинал Любачивский, тогда глава Греко-католической церкви, сея смуту и раздор в одной нации, в одном из своих посланий говорил о долге украинских униатов воплотить в жизнь призыв папы Урбана VIII, провозглашенный им сразу после Брестской Унии 1596 г.: «Через вас, мои русины, я надеюсь обратить Восток». Униаты так и говорят: мы – мост между Римом и Константинополем. Конечно, кроме унии у римо-католической церкви есть и другие инструменты расширения миссионерской работы. Ситуация сложная.

Беседу вел Валерий Панов

Фото взято з сайту mishbanych.livejournal.com

Facebook

Twitter

Львів завжди славився красою своїх храмів і різноманітністю стилів архітектури. Пропонуємо вам добірку найвеличніших та найвідоміших культових споруд міста Лева.

На місці сучасної споруди дерев’яний монастир було збудовано у XV столітті. Згадка про перший, дерев’яний, бернардинський костел знайдена від 1460 року. Гроші на початок будівництва пожертвував львівський староста Анджей Одровонж. Було виділено земельну ділянку біля Галицької брами, споруджено невеликий дерев’яний монастир з каплицею св. Андрія. 1464 р. після чуми міщани спалили дерев’яний монастир з каплицею, а вже 1465 р. фундатор Анджей Одровонж виділив кошти на спорудження значно більших дерев’яних костелу та монастиря.

Сучасний монастирський комплекс почали споруджувати ще на початку XVII ст. за задумом ченця Бернарда Авелідеса і за проектом архітектора-італійця Паоло Домінічі. А роботами керували архітектори Павло Римлянин та Амвросій Прихильний, пізніше – Андрій Бемер. У 1630 р. було завершено всі будівельні та оздоблювальні роботи.

Приміщення монастиря тепер належить Центральному державному історичному архіву у Львові, а храм святого Андрія Первозванного передано Українській греко-католицькій церкві. Храм обслуговують священики Василіянського Чину.

Адреса: пл. Соборна, 3А.

Вірменський кафедральний собор Успіння Пресвятої Богородиці - пам’ятка архітектури національного значення, що належить до Світової спадщини ЮНЕСКО.

Вірменську церкву збудовано у другій половині XIV століття (1363–1370 роки) майстром Дорінгом. Протягом століть вона була громадським і релігійним центром вірменської колонії у Львові. У 1367 році церква стала соборною.

Навколо церкви склався один із найцікавіших ансамблів, до якого ввійшли дзвіниця (1571 рік, арх. Петро Красовський), палац архієпископа (XVIII століття), вірменський банк (XVII століття), монастир бенедиктинок (1682), пам’ятна колона з постаттю святого Христофора та дерев’яний вівтар з композицією "Голгофа" (XVIII століття), огорожі з брамами (XVII-XIX століття).

Храм збудований з ламаного каменю і обличкований тесаними плитами, товщина стін сягає півтора метри. Унікальною є конструкція купола – він спирається на пустотілі ребра, викладені з глиняних глечиків.

Особливим є південний дворик, розташований між вулицею і собором: аркада з колонадою XV століття видає європейські архітектурні традиції. Тут збереглися рештки старовинного вірменського цвинтаря – це надгробні плити, найстарішим з яких 600 років, перенесені сюди з кладовищ інших вірменських храмів і монастирів, яких вже декілька століть не існує у Львові.

Адреса: вул. Вірменська, 7.

Гарнізонний храм святих апостолів Петра і Павла, відомий у Львові як костел Єзуїтів, збудований у стилі раннього бароко на початку XVII ст. Храм є взірцем римської святині Іль-Джезу та вважається однією з найбільш культових споруд Львова.

До Львова єзуїти прибули 1584 року, а вже в 1590 постав перший дерев’яний храм Товариства Ісуса на ділянці поруч із західною частиною міських оборонних мурів, де була влаштована Єзуїтська фіртка. Роботи над спорудженням існуючого храму святих апостолів Петра і Павла розпочались в 1610 році. В період 1618–1621 рр. керував будівництвом архітектор Єзуїтського Чину Джакомо Бріано.

1624 року освятили першу бічну каплицю Св. Бенедикта. 1630 року храм був завершений і освячений Львівським архиєпископом Яном Анджеєм Прухніцьким. У результаті будівництва довжина святині становила - 41 м, ширина - 22,5 м, висота - 26 м.

1702 року за проектом Мартина Годного була зведена вежа-дзвіниця, яка стала найвищою вежею Львова (близько ста метрів), на якій 1754 року встановили годинник. Після ліквідації Чину Єзуїтів 1773 року храм почав виконувати функції військового гарнізонного храму.

Значних ушкоджень храм зазнав також під час двох світових воєн. 4 червня 1946 року монахи єзуїти були змушені залишити Львів, забравши з собою найцінніші речі, зокрема короновану ікону Пресвятої Богородиці. З цього моменту починається нова сторінка історії храму: на довгі 65 років його двері зачинились, у ньому запанувала тиша…

У день 20-ї річниці Збройних Сил України, 6 грудня, у Львові відбулася знакова для міста та держави подія - урочисте відкриття і освячення першого гарнізонного храму святих апостолів Петра і Павла.

У храмі відбуваються богослужіння та звучать молитви. З нагоди церковних чи військових свят відбуваються урочисті заходи у яких, окрім прихожан святині, також беруть участь військовослужбовці, працівники Збройних Сил України, офіцери, курсанти та солдати строкової служби.

Адреса: вул. Театральна, 11

Домініканський собор (Церква Пресвятої Євхаристії, костел Божого Тіла і монастир домініканців) - греко-католицька церква у центральній частині Львова, занесена до всесвітньої спадщини ЮНЕСКО. Домініканський костел - один з кращих зразків архітектури барокко, один з найкрасивіших у місті.

До ІІ світової війни – храм римо-католицького монастиря ордену домініканців. За радянських часів у костелі та монастирських келіях влаштували склади, а з 1973 року у цих спорудах розмістили Музей релігії та атеїзму. Храм у 1990-тих роках передано УГКЦ, і він був освячений на честь Пресвятої Євхаристії.

Будівельні роботи були завершені у 1764 році. Екстер’єр та інтер’єр Домініканського костелу вражає своєю пишністю і урочистістю. До наших днів зберігся напис на фронтоні "SOLI DEO HONOR ET GLORIA" (латина) – "Єдиному Богу честь і слава".

У храмі з XVIII ст. розміщувався великих розмірів бароковий орган, який тепер можна побачити у Львівській філармонії, але костел не залишився без музичного супроводу. Зараз менший за розмірами орган знаходиться у Домініканському храмі.

Адреса: пл. Музейна, 1.

Архикафедральна базиліка Успіння Пресвятої Діви Марії, або Латинський кафедральний собор, або Катедра – католицька базиліка, головний храм Львівської архідієцезії Римо-Католицької Церкви. Пам’ятка сакральної архітектури XIV-XVIII століття.

Це чи не єдина вціліла готична пам’ятка архітектури древнього Львова, яка збереглася після пожежі 1527 року. Храм споруджено на місці, де за княжих часів стояла православна церква Успіння Пресвятої Богородиці. Перший камінь у фундаменти закладено в 1360 р.

Будувався Латинський катедральний собор понад 100 років, починаючи з середини XIV ст. Будівництво великої споруди йшло повільно і з великими перервами. За первісним проектом у собору повинно було бути дві вежі – одну завершили наприкінці XIV ст., інша так і залишилася незакінченою через брак коштів. До Латинської катедри прибудовано декілька каплиць, на стіні вівтарної частини знаходиться копія ікони Матері Божої Ласкавої (захисниці міста від ворогів), надгробна плита сім’ї Шольц-Вольфовичів, та турецькі ядра, які влучили в собор під час польсько-турецької війни, і дивом не розірвались.

Адреса: пл. Катедральна, 1

Церква святого Михайла

Церква Св. Михайла Зведений як костел чернечого ордену Кармелітів Босих. Його посвячення пов’язане з Архистратигом Михаїлом, святим покровителем України-Руси та хоронителем Гробу Господнього.

Цей храм починає свою давню історію з1633 року, коли ченцям ордену кармелітів босих вдалось одержати від міської влади пагорб для будівництва свого храму. Саму святиню розпочали зводити у 1634 році під егідою архітектора італійського походження Яна Покоровича. План храму передбачає вигляд правильного прямокутника, поділеного на три нави. Перекриття центральної нави циліндричне, а бічних – хрестовидне. Згодом, після передачі храму кармелітам-черевичникам, у храмі були добудовані дві вежі, які надали церкві її сучасного вигляду. Розписи храму були виконані італійським малярем Дж. Педретті та його учнем б. Мазуркевичем (1731 -1732). У храмі знаходиться унікальний мармуровий вівтар XVII ст. у формі малої святині.

Храм Святого Михаїла входив до лінії фортифікаційної оборони міста Львова. Святиня вистояла під час турецької облоги 1672 року, однак вже в 1704 році храм була захоплена шведами.

В часи панування радянської влади монастир та храм закрили, розмістивши тут склад для цукерні. В колишніх келіях влаштували гуртожитки. З часом, в 1979 році, храм передали Львівському історико-архітектурному заповіднику.

Адреса: вул. Винниченка, 22

Церква святих Ольги і Єлизавети (раніше Костел Святої Ельжбети) - неоготичний храм, збудований в пам’ять про відому імператрицю (цісареву) Єлизавету Баварську, відому як Сісі, дружину цісаря Австро-Угорщини Франца-Йосифа I.

На сьогодні ця будівля є найвищою в місті, її висота 88 метрів.

Закладений храм в 1903 році, костел святої Ельжбети будувався вісім років на кошти польської громади. У 1911 році відбулося його урочисте відкриття. Архітектор споруди – Теодор-Мар’ян Тальовський. Храм також прикрашають витвори відомого скульптора Петра Войтовича, зокрема скульптурна композиція "Розп’яття" на фасаді святині.

На початку Першої світової (1914 – 1918) австро-угорською владою були конфісковані і переплавлені для військових потреб церковні дзвони. А польсько-українська війна 1918 – 1919 років приносить руйнування і розорення, коли під час запеклих вуличних боїв і обстрілів району залізничного вокзалу костел опинився в їх епіцентрі.

Є думка, що місце будівництва було вибрано не випадково. Католицький костел - це перше, що повинні були бачити приїжджаючи до Львова. Костел повністю перекривав вид на греко-католицький Собор св. Юра, що знаходиться неподалік.

Адреса: пл. Кропивницького, 1

Преображенська церква

Преображенська церква (Церква Преображення Господа Нашого Ісуса Христа) постала на місці костелу Найсвятішої Трійці отців Тринітаріїв, який був зруйнований артилерійським обстрілом та пожежею у 1848 році.

У 1850 році архітектор А. Фрех запропонував проект майбутнього храму, який, однак, не вдалося втілити. Натомість у 1874 році Сильвестр Гавришкевич розробив інший проект святині, який втілювали впродовж двадцяти років (1878 – 1898). Для вірян Преображенська церква відкрила двері у 1906 році, коли й була освяченою. Слід звернути увагу, що у 1923 році у цій святині вперше на західноукраїнських землях відбулася Божественна Літургія літературною українською мовою.

Загалом Преображенська церква у Львові зведена у архітектурному стилі неокласицизму з елементами бароко. Всередині церква оздобили талановиті митці, зокрема, Л. Марконі, Т. Попель (іконостас), Т. Копистинський та К. Устиянович (малярські композиції) та ін.

В найновішій історії Львова церква відома тим, що була першим храмом, який повернула собі у власність Українська греко-католицька церква (УГКЦ) в 1989 році.

Адреса: вул. Краківська, 21

Архикафедральний собор святого Юра – собор Галицької митрополії УГКЦ, бароково-рококовий монументальний архітектурний ансамбль з виразними національними рисами (1744–1762). Вважається головною святинею українських греко-католиків.

Собор побудований за проектом Б. Меретина, прикрашений монументальною скульптурою видатного скульптора Іоанна Пінзеля. Фасад увінчує фігура святого Юрія Змієборця - покровителя не тільки собору, але й міста Львова.

Перші печери ченців-схимників та дерев’яний монастир з’явилися тут ще в кінці XIII ст. Одна з легенд твердить, що в товщі гори, на якій згодом збудували монастир і церкву, була печера, де жив страхітливий дракон. Постарівши, дракон перестав показуватися людям на очі, але нагадував про своє існування важким диханням, яке чулося з печери. У середині XVIII ст. митрополит Лев Шептицький наказав замурувати печеру, в якій нібито ховалася потвора. Згідно з іншою версією цієї ж легенди, страховисько вбив ще у кінці XIII ст. князь Лев Данилович, через що на горі й було збудовано храм, і присвячений святому переможцеві дракона.

Перша дерев’яна церква у цьому місці згоріла, за легендою, 1340 року. Уже наступного року львів’яни збудували новий кам’яний храм. Зважаючи на те, що храм споруджували на значній віддалі від укріпленого середмістя, церкві надали деяких рис фортифікації. Тоді ж у 1341 році майстер Яків Скора відлив дзвін "Дмитро". Найстаріший збережений в Україні дзвін скликає на молитву вірних і сьогодні.

Теперішня споруда собору Св. Юра була збудована у XVIII столітті за проектом австрійського архітектора Бернарда Меретина у стилі бароко.

Адреса: площа Святого Юра, 5.

Успенська (Волоська) (Ставропігійна Церква Успіння Пресвятої Богородиці) - храм, збудований у 1591–1629 рр. за планом Павла Римлянина, за участю Войцеха Капіноса і Амвросія Прихильного, на замовлення Львівського братства. Сьогодні знаходиться під юрисдикцією Української автокефальної православної церкви.

Успенська церква була збудована на кошти Львівського Успенського братства – релігійної організації православних українців, яка була ставропігійною й підпорядковувалася Антиохійському Патріархату. Братство було останнім оплотом православ’я у Львові, тому мусіло мати свою церкву. Будівництво її почалося у 1591 році на місці згорілої у 1571 році. Попередній храм був збудований на кошти господаря православної Молдови Олександра Лепушняну, а Молдову у Львові в той час ототожнювали із Румунією (Волохією, теж православною), тому й почали називати церкву Волоською. Назва перекочувала й до нової церкви, зведеної протягом 1591-1629 рр. у стилі ренесансу за проектами архітекторів Павла Римлянина, Войтіха Капіноса та Амброзія Прихильного.

Дзвіниця Успенської церкви була збудована у 1572-1578 рр. за проектом італійсько-львівського архітектора Петра Барбона. Кошти на будівництво виділив багатий львівський купець, грек за походженням, Костянтин Корнякт. Тому і нині дзвіницю частіше називають вежею Корнякта.

У церкві знаходиться зображення російського двоглавого орла, оскільки жертводавцем на потреби церкви був претендент на російський трон Лжедмітрій. Інтер’єр Успенської церкви прикрашений живописом XVII-XVIII століть, тут знаходиться іконостас 1773 роки, на вікнах - вітражі П. Холодного (1920-і і 1930-і). Каплиця Трьох Святителів, сполучена з Успенською церквою в середині XIX століття.

Адреса: вул. Руська, 7 (вул. Підвальна, 9).


Хотя святым покровителем Львова, так же как и Москвы, считается Георгий Победоносец, "москалям", т.е. православным Московского Патриархата, приходится жить почти в подпольных условиях

Безразличный полковник
«Какие еще филаретовцы?! Никаких филаретовцев я не знаю! Разделения какие-то, расколы… Я вот знаю: Православная Церковь есть, она наша. А есть католики, они не наши. А все остальное -- это мне без разницы». Командир одной из частей Внутренних войск Украины, дислоцированной во Львове, смотрит на меня честными ярко-голубыми глазами, как нельзя лучше соответствующими цвету его форменной рубашки. Его глаза не лгут: ему действительно абсолютно «параллельны» все трагические события, произошедшие в Православной Церкви на Украине за минувшие 300 лет и особенно обострившиеся в последние полтора десятилетия. «Мне очень нужен батюшка в моей части! Но не для того, чтобы бороться с дедовщиной, и не для того, чтобы проповедовать о разных там расколах. Нет, вы мне батюшку дайте, чтобы он научил солдат Родину любить, чтобы он, так сказать, мне в войсках боевой дух поднял! А расколов я никаких не знаю и знать не хочу!» -- тон полковника точно такой, какой и должен быть у профессионального военного.
Такое безразличие к внутрицерковным делам у командира части не оттого, что он военный. Здесь, во Львове, да и вообще на Западной Украине, так думают многие. «Я так скажу, -- признается немолодой крестьянин Степан, -- если у меня в селе церковь есть, я иду в церковь, а если, предположим, костел -- то иду в костел. У нас в селе костел, туда и ходим. А вообще-то мы православные». Из разговора со Степаном выяснилось, что «вообще-то» они и не православные, и не католики, а униаты -- то есть представители самой распространенной на Львовщине конфессии.
Вообще ситуация с церковной жизнью на Украине, а особенно в западной ее части, настолько сложная, что людей, которым «все равно», можно понять. Судите сами: помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (единственной настоящей с точки зрения церковных канонов) на Украине шесть «православных церквей»! Шесть раскольничьих группировок. Это не считая униатов и католиков, не говоря уже о всевозможных сектах. Разобраться простому человеку в этом многообразии, конечно, крайне сложно.
Но беда не в этом. Беда в том, что среди всех христианских и даже нехристианских конфессий наши православные, хотя они принадлежат к самостоятельной Украинской (а не Русской) Православной Церкви, в глазах каждого представителя власти являются «москалями», то есть «агентами Москвы» на Украине. А учитывая то, что украинский национализм имеет ярко выраженную антирусскую окраску, представителям канонической Церкви живется во Львове очень трудно.
«Пожалуйста, не упоминайте о Московском Патриархате в разговорах с чиновниками!» -- с такими просьбами к нам не раз обращались львовские православные. «Не указывайте фамилию директора детского дома, а то ведь ваш журнал -- русский, не дай Бог появится там упоминание о директоре, и снимут человека с работы». Опасения небезосновательные: по рассказам львовских православных, в начале 90-х годов, когда униаты, а вслед за ними и различные раскольники стали набирать силу, отнимая у православных храмы и сжигая дома духовенства, случаи увольнений «москалей» были очень часты.



Нищие у главного униатского собора св.Юра (Георгия). Где просить милостыню - неважно, подают везде хорошо

Партизаны
И тем не менее, несмотря на колоссальные трудности, практически партизанская жизнь львовских православных продолжается, а их социальная деятельность подтверждает тезис о том, что служение ближнему для христиан не только долг, но и потребность. В маленькой (всего 60 приходов, 65 человек духовенства, в столице -- Львове -- осталось всего три православных храма, остальные отняты униатами и раскольниками) епархии действуют Братство во имя святых апостолов Петра и Павла, Сестричество во имя святой великомученицы Варвары, Молодежное братство в честь Почаевской иконы Божией Матери. В этих объединениях десятки добровольцев трудятся на ниве милосердия.



Единственный православный храм Львова в честь Георгия Победоносца заботится о малоимущих, выдавая им продукты и одежду


День приезда во Львов корреспондента «Нескучного сада» совпал с моментом поддержки малоимущих прихожан. По соседству с епархиальным управлением есть небольшой домик, к нему приходят каждый месяц те, кому трудно приобрести себе одежду или кто не может себе позволить лишний раз купить бутылку постного масла и пакет макарон. Благотворительный пункт устроен Варваринским сестричеством, руководит которым Любовь Алексеевна Галенко.
«В нашем сестричестве двадцать человек, в основном женщины, но есть и один брат -- надо же ящики с продуктами таскать для нашего благотворительного пункта, -- рассказывает она. -- Каждый месяц к нам за продуктовой помощью приходят примерно 170-200 человек. Многим раздаем не только продукты, но и одежду».
Поддержка малоимущих -- не единственная деятельность сестричества. Дважды в месяц сестры посещают одну из львовских психиатрических больниц (ее номер мы не можем назвать по указанным выше причинам). «В больнице у нас три отделения, -- продолжает рассказ Любовь Алексеевна, -- около 200 человек. Мы приносим больным продукты, кого-то приходится кормить с ложки. Особенное внимание уделяем тем, кого некому навещать. Нескольких больных просто, как говорится, с того света вытащили. Один, помню, весил 48 килограммов. К нему стали ходить через день, кормить. Спустя полтора месяца он весил 60 килограммов. Помогаем больным и лекарствами -- ведь медикаменты для психиатрии очень дороги, не всем по карману».
Психиатрическую больницу, о которой идет речь, можно назвать полем успешной партизанской борьбы львовских православных. Из разговора с главой Варваринского сестричества мы узнали, что кроме православных больницу посещают только униаты, но… лишь два раза в год: на Рождество и на Пасху. Так что здесь наши впереди.
А вот в доме престарелых, окормляемом Петропавловским братством, православным приходится соседствовать с католиками и униатами. Никаких конфликтов, правда, не возникает, но миссионерской деятельности присутствие других конфессий, конечно, не способствует. Правда, на «своих», четвертом и пятом, этажах, православные могут чувствовать себя совершенно спокойно. Администрация дома престарелых выделила довольно большую комнату под храм. Иконы по стенам, престол, не отделенный (ввиду недостатка пространства) никакой преградой, ряды стульев, необходимых для специфического контингента дома престарелых, ризница в виде крючков на окне -- вот и все убранство храма. Служба здесь каждое воскресенье: раз в месяц литургия, в другие дни -- молебны, панихиды и другие службы.
«Мы пришли сюда еще в 94-м, рассказывает Наталья Ивановна Смирнова, воглавляющая добровольцев. -- Сначала нас было всего три человека, теперь нас пятнадцать. Приходим каждое воскресенье, помогаем доставить в храм лежачих, ухаживаем за пациентами больницы. В храме каждое воскресенье собирается по 70-80 человек, причастников на литургии человек по 30-40».
Просматривая богослужебный журнал храма, мы с удивлением обнаружили в списке богослужений три венчания. Оказалось, что люди находят друг друга даже в таком, казалось бы, не приспособленном для человеческих встреч месте, как дом престарелых! «Да, так бывает, -- рассказывает Наталья Ивановна, -- ведь сюда попадают в основном люди очень одинокие. И неудивительно, что происходят встречи».
Конечно, богослужебный журнал содержал и сведения о крещениях. Но не только: за время работы здесь православных сестер милосердия одна из жительниц дома престарелых приняла монашеский постриг, а потом стала и схимонахиней. «Сам постриг проходил, конечно, не здесь, а в храме, постригал владыка, но решение о постриге было принято здесь, в доме престарелых. Матушке Иоанне 58 лет, парализована с 12 лет, но она усердно просила Божию Матерь отпустить ей правую руку, чтобы молиться, и Божия Матерь услышала эти молитвы. Так что матушка может и кушать, и молиться. Когда она попала сюда, мы были поражены тем, что она знала наизусть 45 псалмов. Нам было стыдно. А сейчас матушка живет в Почаеве», -- рассказывает Наталья Ивановна.
Помимо работы с больными сестры из Петропавловского братства устраивают для насельников дома престарелых концерты. Здесь им помогают члены Молодежного братства Почаевской иконы Божией Матери, которые организовали детский хор и выступают по праздникам перед больными.




Архитектура Львова типично западная, даже задумываешься: откуда бы тут взяться православной культуре?


Вполголоса
Все это нам рассказывают вполголоса, за закрытыми дверями: не дай Бог перейти грань сдержанности, грань незаметности! Могут пострадать люди -- завотделением, директор, еще кто-нибудь. Такова специфика социального служения, такова специфика вообще существования православных во Львове. А почему могут пострадать люди? Да все очень просто: какой-нибудь мелкий чиновник из, предположим, департамента здравоохранения окажется униатом. Или филаретовцем. Или… список украинских «церквей» очень велик! Или просто окажется, что он терпеть не может москалей, что на Западной Украине встречается очень часто. И тогда все: на церковной социальной работе можно ставить крест -- в больницу не пустят, из интерната выгонят, из тюрьмы попросят. Поэтому-то нам и не удалось посетить львовское СИЗО и детский дом, а офицер управления Внутренних войск, с которым было назначено интервью, в условленный час оказался давно уехавшим в неизвестном направлении.
Такая вот православная жизнь во Львове. Жизнь в окружении враждебных Русскому Православию сил: не только внешних -- католиков и униатов, но и внутренних -- всевозможных раскольников.
Львов -- дивно красивый и абсолютно европейский по архитектуре город. Основанный в середине XIII века князем Даниилом Галицким, он, конечно, неоднократно перестраивался, но сохранил удивительную красоту и, главное, городскую цельность. Историческая часть города -- огромна. Кварталы и кварталы европейской застройки XVI-XIX веков. Весь центр населен самыми простыми людьми, обывателями, и поэтому совершенно живой и трогательный. Повсюду церкви, но все настолько европейской архитектуры, что невольно задумаешься: а и откуда здесь Русскому Православию взяться? Ведь «русским» Львов за всю свою историю был три периода: до середины XIV века, в 1914-1915 годах и под советской властью в 1939-1941-х, а потом в 1944-1991 годах. Первый период теряется в тумане веков. Второй и третий галичане вспоминают в основном в связи с войной и насилием, хотя в те времена было немало чего доброго и светлого.
Так, может, и не надо никакой Русской Православной Церкви в этом городе? Надо. Во-первых, потому, что в миллионном Львове живут около 120 тысяч людей, считающих себя русскими, а у большинства из остальных есть русские корни. А во-вторых, потому, что на то есть воля Божия, чтобы существовала православная Львовская и Галицкая епархия. И она существует, и живет, и действует. Трудно, болезненно, с жертвами. Где тайно, где полуявно, но живет.



В центре Львова - памятник Ивану Федорову и большой книжный развал в честь первого русского книгопечатника

Историческая справка
До середины XIV века Галицкая Русь, центром которой являлся Львов, была русским православным княжеством. Лишь только после завоевания Галичины Польшей, со второй половины XIV века, началось здесь насильственное насаждение католицизма и преследование Православия, с годами все более лютое. Против этого долгие века боролись героическое западно-русское духовенство, православная шляхта, крестьянство и особенно мещанство, организованное в церковные братства под руководством самого известного из них -- Успенского Ставропигиального во Львове.
В 1596 году в городе Бресте-Литовском несколькими православными архиереями и католическими прелатами была подписана так называемая уния -- то есть договор о том, что, внешне сохраняя православный обряд, подписавшие унию (их с тех пор называют униатами) переходят в подчинение Риму и считают своим предстоятелем Римского папу. После заключения унии натиск Рима и Польши на Православную Церковь Западной Руси значительно усилился. В начале XVIII столетия Львовская епархия после более чем столетнего сопротивления была обращена в унию своим епископом-изменником Иосифом Шумлянским, и во всей Галичине осталось только два православных приходских храма: во Львове и Бродах. Оба они размещались на частных квартирах, так как закон запрещал православным иметь свои церковные здания.
С 1772-го по 1914 год Галиция входила в состав Австро-Венгрии, что отнюдь не облегчало положения православных. Правда, в конце концов им все-таки разрешили построить настоящий храм. Первый и единственный на всю Галицию настоящий православный храм св. Георгия Победоносца появился во Львове в 1901 году. Он и по сей день принадлежит Православной Церкви, и при нем размещается местное епархиальное управление.
Полгода, с сентября 1914-го по апрель 1915 года Галичина и Львов были заняты русской армией. За это время многие униаты вернулись в Православие, причем безо всякого насилия со стороны «оккупантов».
С 1918-го по 1939 год Галиция снова принадлежала Польше. В жизни православных это отозвалось усилением давления со стороны католического государства. Но даже в таких условиях, несмотря на невероятные препятствия, продолжался процесс перехода униатов в Православие. В эти годы несколько сельских приходов на Львовщине отреклись от униатства и объявили себя православными.
За полтора советских года с сентября 1939-го по июнь 1941 года положение православных стало немного поправляться: в Галичине образуются новые приходы, совершаются хиротонии духовенства.
С 1941-го по 1944 год Львов был оккупирован немцами. Надо заметить, что Униатская церковь весьма активно с ними сотрудничала, как и с националистическим бандеровским движением.
В 1944 году Галичина была освобождена Советской армией и с тех пор вплоть до 1991 года входила в состав СССР. В 1946 году во Львове под руководством протопресвитера Гавриила Кастельника состоялся церковный Собор духовенства и мирян, результатом которого была отмена унии 1596 года. Храмы Львова, включая главный униатский собор св. Юра (Георгия), перешли к православным.
Советская власть воздвигла на униатов гонения и репрессии, считая их (и не без оснований) пособниками гитлеровцев и националистов. В течение нескольких лет в Галичине остались лишь немногие подпольные группы униатов. Храмы были в основном переданы православным, лишь немногие закрыты.
Жесткость государственной политики тех лет отозвалась в конце 80-х годов и нанесла болезненный удар по Православию. Политика перестройки разбудила подспудно существовавшие у галичан националистические, сепаратистские настроения. На их фоне Униатскую церковь стали воспринимать жертвой большевистского режима, а Православие безо всяких на то оснований -- ассоциировать с советской властью. Встреча в декабре 1989 года Михаила Горбачева с папой Иоанном-Павлом II дала толчок возрождению униатства на Западной Украине. В течение нескольких лет при пассивной -- а иногда и активной -- поддержке властей большинство храмов Галичины и самого Львова были отобраны у православных. Инициатива очень часто исходила от самих прихожан, а поддержку оказывали боевики из националистических организаций.
Одновременно с возрождением униатства в 1989-1990 годах на Украине была образована и раскольническая т. н. «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Ее приверженцами стали в основном те галичане, которые не захотели быть униатами, но по националистическим убеждениям не хотели принадлежать к Московскому Патриархату.
В 1992 году митрополит Киевский и всея Украины Филарет попытался добиться автокефалии Украинской Православной Церкви. Но епископат, духовенство и весь церковный народ не поддержали своего первоиерарха. Тогда Филарет при поддержке президента Украины объявил о создании «Украинской православной церкви -- Киевского патриархата» (УПЦ КП). Эту раскольническую организацию, так же как и УАПЦ, никто в православном мире до сих пор не признает. Однако для православных Украины раскол стал серьезной проблемой: осуществляемые при поддержке политиков-националистов захваты православных храмов и другие акции насилия препятствуют нормальной церковной жизни.
Филаретовский раскол повлек за собой целую волну новых церковных разделений. Сегодня помимо канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) на Украине действуют еще шесть «православных церквей». Все они вместе с униатами приняли активное участие в лишении львовских православных их имущества. В результате сегодня во Львове из нескольких десятков храмов православным принадлежат только три: храм св. великомученика Георгия и еще два, устроенные в частных владениях. Практически как 200 лет назад.


Во Львове живет 120 тыс. русских. Несмотря на все трудности, православные здесь умеют делиться радостью


В завершение хотелось бы обратиться к нашим читателям. Львовские православные очень нуждаются в поддержке. Причем не только молитвенной, но и материальной. Если вы хотите поддержать их церковно-социальные начинания, вы можете сделать это денежными переводами на банковский счет Львовской епархии:
Львовская епархия УПЦ,
валютный (валютой на Украине считаются любые деньги, кроме гривны, -- рубли, доллары, евро и т. д.) счет № 2600810023242 в Львовском областном филиале АКБ УкрСоцБанк г. Львова,
НФО банка: 325019,
идентификационный номер епархии: 19324099,
назначение платежа: благотворительная помощь.

Ансамбль Успенской церкви - прекраснейший образец Львовского ренессанса - сложился в XVI - XVII веках в самом центре города на улице Подвальной, 9. Кроме самой Успенской церкви в него входят часовня Трех Святителей и башня Корнякта.

Здание Успенской церкви, выстроенное из белого известняка архитектором Павлом Римлянином, увенчано тремя массивными куполами. Строительство храма началось в 1591, а завершилось в 1629 году. В интерьере церкви сохранились иконы страстного цикла работы львовских иконописцев XVII века. Витражи на окнах созданы в начале XX века известным художником Петром Холодным. Привлекают внимание посетителей и роскошные люстры.

К северной стене Успенской церкви примыкает небольшое трехкупольное здание часовни Трех святителей. Портал часовни украшен красивейшей резьбой, изображающей виноградную лозу. Завершает ансамбль квадратная башня - колокольня, построенная на средства греческого купца Константина Корнякта архитектором Петром Барбоном.

Гармоничное сочетание стиля итальянского ренессанса с традициями национального зодчества делают ансамбль Успенской церкви одним из наиболее интересных памятников архитектуры Львова.

Церковь святого Николая

Николаевская церковь является одним из древнейших памятников архитектуры во Львове. Она находится под горой "Будельница" на Волынском тракте в древнем окольном городе.

Церковь основана в XIII веке и служила усыпальницей галицких князей. В 1544 году здесь было создано Николаевское церковное братсво, оно обеспечивало приют для нищих и школу. Из-за многочисленных пожаров от церкви сохранились фундамент и нижняя часть стен.

Церковь крестообразная в плане, который состоит из основного квадратного нефа с удлинённой полукруглой апсидой, с запада к которому примыкает прямоугольный притвор, с севера и юга - боковые часовни с полукруглыми апсидами.

Простой и грозный вид храма делают его очень интересным архитектурным памятником.

г. Самбор

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Греко-католический храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен 1738 г. на средства магнатов Комарницких рядом с первой в городе деревянной русинской церковью XVI в. Росписи выполнил иконописец Яблонский. В новый храм из старого была перенесена самборская чудотворная икона Божьей Матери, коронованная в 1928 г. После Второй мировой войны она считалась утерянной, но в 1996 г. была найдена, отреставрирована и возвращена в храм. Туристов же больше привлекает тот факт, что в этой церкви хранятся мощи Св. Валентина - покровителя влюблённых. Покоившиеся ранее на кладбище святой Присциллы в Риме святые мощи в 1759 г. были переданы Ватиканом на хранение в Самбор. Подлинность реликвии подтверждает документ Папы Римского. В День влюблённых и на Стретение мощи обносят вокруг храма и выставляют в центре на неделю.

Преображенская церковь

Изначально, в 1703-1731 годах, это здание строилось как костёл римокатолического ордена тринитариев, но в 1898 году по проекту архитектора С.Гавришкевича его перестроили в Преображенскую церковь.

Храм вошел в историю как место убийства отца Гавриила Костельника. Он был застрелен оуновцем на ступенях храма за руководство процессом присоединения Русской православной церкви к грекокатолической.

Старые и сырые подземелья этой святыни хранят вековые тайны и поражают размерами своих галерей.

В средневековье его использовали в качестве места для захоронений. К сожалению, самые древние захоронения канули в Лету, а те человеческие скелеты, которые были найдены археологами в 90-х годах, перенесли в общую могилу под каменную плиту.

Но до наших дней все же сохранился подземный ход, который соединял монастырь и храм.

Церковь святого Онуфрия

Первое упоминание о церкви было написано в 1453 году, в то время она была сделана из дерева.

В 1550 году была построена каменная церковь. Это характерный для украинской архитектуры каменный храм.

Его название связано с именем И. Федорова, он основал здесь типографию, которая выпустила первые украинские печатные книги "Апостол" и "Букварь".

Во дворе находится композиция, изображающая Федорова с его помощниками, а так же музей, являющийся филиалом Львовской картинной галереи.

В церкви есть двухэтажные каменные кельи, вытянутые в прямоугольник. С севера к ним примыкает колокольня, в ней расположен главный вход в монастырь.


Достопримечательности Львова

Статьи по теме