Избранная. Княгиня зинаида николаевна юсупова

В 1903 году Серов начал писать портреты князей Юсуповых, сначала работая в Петербурге, а потом в их родовом имении Архангельском под Москвой. Художник трудился над ними около двух лет. Любопытно, что в портретах Юсуповых не присутствует ни капли едкой иронии, ни желания выявить отрицательные или положительные свойства личности представителей богатейшей семьи. Владения Юсуповых были способны поразить чьё угодно воображение. Им принадлежали имения, заводы, нефтяные скважины, дворцы и бесценные предметы искусства. Ежегодный доход семьи превышал один миллион рублей.

Четыре портрета Юсуповых кисти Валентина Серова – Феликса Феликсовича, Зинаиды Николаевны и их сыновей Николая и Феликса, находятся в экспозиции Русского музея. Они восхищают, прежде всего, артистизмом исполнения, большим мастерством художника, тонко чувствовавшего индивидуальность каждого персонажа. Серов создавал эти портреты в состоянии подъёма. Этому немало способствовала доброжелательная атмосфера юсуповского дома.

Аристократический род Юсуповых ведёт своё начало от владетельного ногайского хана Едигея, жившего в конце XIV – начале XV века и служившего жестокому завоевателю Тамерлану. В XVI столетии глава рода перешёл на службу Ивану Грозному. В это время его красавица дочь, вдова двух казанских царей, Еналея, убитого своими же подданными и Саф-Гирея, погибшего в результате интриг - Сююмбике храбро выступила против завоевателя Казани, была пленена и с малолетним сыном Утемиш-Гиреем увезена в Москву. Отец не вступился за несчастную царицу, которую против её воли заставили выйти за касимовского князя Ших-Алея, судя по легенде, жестоко с ней обращавшегося. В ответ несчастная Сююмбике в гневе прокляла отцовский род, пожелав всем отпрыскам, за исключением кого-то одного, умирать по достижении двадцатишестилетнего возраста. Любопытно, что, в отчаянии брошенное проклятие царицы, в жизни стало сбываться. В XVIII веке семья Юсуповых была одной из самых знатных и богатых в России, однако из пятерых детей заслуженного птенца гнезда Петрова, князя Григория Дмитриевича, к началу царствования императрицы Елизаветы Петровны, остался один только сын, первенец, князь Борис Григорьевич Юсупов. Его братья и одна из сестёр, Мария, добровольно выбравшая монашескую келью, умерли к началу 1740-х годов. Вторая сестра, Прасковья, подруга цесаревны Елизаветы Петровны, вызвавшая на себя гнев императрицы Анны Иоанновны, была сослана в монастырь, подверглась допросам в Тайной канцелярии, после чего, насильно пострижена в одном из монастырей Сибири, где и нашла конец. По слухам, княжна Прасковья прибегала к колдовству, желая лишить жизни императрицу Анну Иоанновну и освободить трон для Елизаветы. Именно князь Борис выследил сестру и выдал Тайной канцелярии, затем, чтобы единолично завладеть огромнейшим приданым Прасковьи! Так это было, или не совсем так, но и в последующих поколениях, согласно проклятию красавицы Сююмбике, выживал только один наследник. Отразилось проклятие и на предпоследнем поколении семьи, к которому принадлежала княжна Зинаида Николаевна Юсупова, у которой была только одна сестра, княжна Татьяна, умершая до замужества. Княжну Зинаиду, красавицу и единственную наследницу юсуповского богатства, мечтали выдать за одного из владетельных европейских принцев. Первые российские женихи не решались делать ей предложение руки и сердца, поскольку боялись обвинения в корысти. В итоге, независимая красавица сама избрала себе в супруги гвардейского офицера графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. Жених, конечно, не принц из волшебной сказки, но и он имел отношение к прусской королевской фамилии, точнее, косвенно к ней принадлежал, приходясь внебрачным внуком королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Он родился в результате любовной связи королевского отпрыска с графиней Тизенгаузен, внучкой М.И. Кутузова. После свадьбы Феликс Феликсович и Зинаида Николаевна особым указом императора получили право на двойной титул и тройную фамилию. Брак оказался очень счастливым, в семье родились два наследника, Николай и Феликс. Несомненно, родители в тайне боялись пророчества, но ведь уже XX век на дворе! Несмотря на увлечение императора, императрицы и некоторых членов дома Романовых мистикой, их поклонением юродивым и пророкам, Юсуповы над этим только смеялись. Княгиня Зинаида Николаевна открыто принадлежала к партии ненавистников старца Григория Распутина.

Валентин Серов появился у Юсуповых в 1900-м году, когда оба сына уже выросли, и на здоровье не жаловались, а семья купалась в лучах счастья и вызвала восхищение даже у него, столь проницательного психолога. Серов отправился в подмосковную усадьбу Юсуповых, Архангельское, чтобы написать портреты супруга и сыновей Зинаиды Николаевны, летом 1903 года. Портрет княгини, на который ушло немало времени, у него, к этому времени, был уже написан, и заказчица понравился.

В августе 1903 года Серов пишет жене из Архангельского: « Не знаю, как и быть насчет своего приезда к вам. Думаю, что ты достаточно знаешь мою систему работать, вернее заканчивать портрет, а? Всегда кто-нибудь, либо модель (большей частью), либо я, должен уезжать, и, таким образом, произведения оканчиваются. Юсуповы остаются здесь в Архангельском до 7 сентября. Надо написать 3 масляных портрета (а может быть и 4) и 2 пастелью. В течение сего времени будут 2 экзамена и заседание Совета Третьяковской галереи, на что уйдёт у меня 3 дня.

Чувствую себя хорошо, работаю порядочно. В воскресенье вернулись князья. Кажется, вообще довольны моей работой. Меньшого написал, или, вернее, взял, хорошо. Вчера начал князя, по его желанию, на коне (отличный араб, бывший султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого, - вполне понимаю… А вот старший сын не дался, т. е. просто его сегодня же начну иначе. Оказывается, я совсем не могу писать казенных портретов – скучно. Впрочем, сам виноват, надо было пообождать и присмотреться… Сегодня попробую вечером набросать княгиню пастелью и углем. Мне кажется, я знаю, как её нужно сделать, а впрочем, не знаю – с живописью вперёд не угадаешь. Как взять человека – это главное.

4 сентября. Ну-с, я вроде как бы окончил свои произведения, хотя, как всегда, я мог бы работать их, пожалуй, ещё столько или полстолько. Заказчики довольны. Смех княгинин немножко вышел. Пожалуй, удачнее всех, князь на лошади, может быть потому, что не так старался, - это бывает». 1

В других письмах Серов отмечает любезность и обходительность членов аристократического семейства, в особенности хозяйки, княгини Зинаиды Николаевны. Впрочем, современники единодушно поддаются её очарованию: «Зинаида Николаевна остаётся для всех её знавших совершенным типом очаровательной светской женщины… всякий, кто к ней приближался невольно подпадал под её очарование». «Она была не столь красива, сколь прелестна с седеющими с ранних лет волосами, обрамляющими лицо, озарённое лучистыми серыми глазами». «Она была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты… И наряду с этими исключительными качествами она была сама скромность и простота». 2

Портрет княгини З.Н. Юсуповой

1900 – 1902 ГРМ СПб

Серов восхищался красивой, обаятельной, гостеприимной княгиней. Неудивительно, что портрет Зинаиды Николаевны вышел очень удачным. Валентин Александрович работал над ним долго. Княгиня охотно ему позировала, ни в чем не стесняла художника, выполняла его прихоти относительно выбора интерьера и наряда. Александр Бенуа в своих воспоминаниях пишет: Серов никогда и не скрывал, что его пленяют некоторые черты аристократизма, изысканные туалеты и обстановка, то есть всё, что отличается от «серой будничности, от тоскливой «мещанской» порядочности». Зинаиду Николаевну он помещает в модный интерьер. Княгиня, отнюдь не жеманница, сидит на атласном диванчике в изогнутой, какой-то извилистой, неудобной позе. Рядом с ней пристроился белый шпиц. Хрупкость и грация эти искусственны, беспокойны, тревожны. Кажется, что хозяйке салона, как и её собачке, «неловко» на скользкой атласной обивке дивана. Шпиц вот-вот соскользнёт на пол, и, встревоженный, но счастливый, будет прыгать по будуару, похожему на изящную бонбоньерку.

Однако… в светском портрете княгини Юсуповой впервые доминирует лицо! Глаза княгини сразу же находят глаза зрителя и встречаются с этим ошеломлённым слегка взором дерзнувшего приблизиться к её портрету. Серебристо-серые, эти глаза сияют с лица, словно две звезды. И вот вы уже захвачены обаянием их обладательницы. Современники находили сходство поразительным. Роскошный портрет с обилием изысканных аксессуаров – это подлинный портрет-картина. Серов пишет размашисто, широко, заставляя «играть» обстановку. Но красота живописи вовсе не затмевает характер героини портрета. К княгине Юсуповой художник относился с восхищением и не скрывал это, не смотря на скользящую лёгкую иронию. Перед нами портрет высокого психологического уровня - отнюдь не традиционный «гладкий» светский портрет. В 1903 году он имел успех на международной выставке в Берлине.

Портрет Князя Ф. Ф. Юсупова

Графа Сумарокова-Эльстона

верхом на лошади

1903 г . ГРМ

Выше были приведены слова самого художника из письма к жене, что князь Юсупов желал иметь портрет скорее лошади, чем свой собственный. Серова действительно больше интересовала, не сколько сама модель, сколько живописные задачи портрета. Психологическую характеристику князя он здесь словно опускает, и компенсирует характер блеском своей живописи. Впрочем, князь и не заслуживает отрицательной характеристики, ни в коем случае. Это человек чести, верный слуга царя и отечества, строгий, аккуратный, подтянутый военный. Взгляните с, каким достоинством восседает он на белоснежном арабском жеребце в парке подмосковного Архангельского! Белый китель, генеральская фуражка, скромно, в петличке, смотрится орденский крест. Правая рука важно упёрта в бедро, а левой князь сдерживает горячего жеребца. Ах, что за конь – как он косит огненным взглядом. Морда животного – в розоватой пене. Нетерпеливо жеребец переступает ногами. Как и на портрете великого князя Павла Александровича, конь смотрит на зрителя. 3 Торчащие уши придают коню беспокойное, нетерпеливое выражение, в отличие от спокойного хозяина. Что это он сидит на мне, как гора, тянет уздечку и не пускает вскачь?

Серов сам говорил, что ему от природы был пожалован «фотографический» глаз и как следствие, «здоровый реализм». Поведение модели подсказывало, диктовало ему своеобразную мизансцену, которой он добивался в течение множества часов и сеансов работы. В данном портрете князя Юсупова, Серов соединяет точность физиогномического сходства спокойного, твёрдого лица хозяина с боевым характером норовистого арабского жеребца, принадлежавшего ранее султану. И знатный всадник, и чистокровный конь, безусловно, вполне достойны друг друга.

Любовь Серова к нашим братьям меньшим проявляется в большинстве его работ. Много раз он писал собак и лошадей так, как будто это они являются главными героями портретов, а хозяева, скорее фоном для любимцев.

Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона,

впоследствии князя Юсупова.

1903 г . ГРМ

Младший сын Юсуповых шестнадцатилетний Феликс, именовавшийся тогда графом Сумароковым-Эльстоном, явился позировать Серову с любимым бульдогом, умным и преданным своему хозяину. Пёсик не отставал от Феликса, и общительный юноша охотно поведал Серову историю появления в семье бульдога: щенка привезли из Франции, когда, три года назад, Юсуповы посещали Всемирную выставку в Париже.

А что, если вы напишите его вместе со мной, любезнейший Валентин Александрович? Можно? – простодушно попросил Феликс.

И Серову было достаточно взглянуть в собачьи глаза и загореться желанием именно так и написать юного графа и его верного друга. Или, наоборот, бульдога вместе с хозяином. Серова заинтриговало сопоставление красивого, но холодного, будто сошедшего с греческого мрамора, лица юноши и очень выразительной, живой и умной морды бульдога.

Конечно! С радостью напишу вашего любимца! Очень люблю собак! - согласился художник.

Лёгкость общения, как было и в работе над портретом княгини, и здесь создавали самую благоприятную атмосферу для работы. Серов восхищался прекрасным подмосковным имением, художественными коллекциями Юсуповых и красотой летнего парка, где, начиная с Екатерины II , гостили все русские императоры. Феликс и пёс позировали Серову в вестибюле дворца в Архангельском, на фоне большой гипсовой скульптуры собаки. Вот и ещё одно сопоставление - живого пса и скульптуры, которое особенно подчеркивает ум, живость и преданность графского любимца.


Стройный, красивый Феликс, в чертах которого явно присутствуют восточные черты, доставшиеся ему от татарских предков, позирует в тёмно-серой, с лёгким сиреневым отливом, двубортной куртке, застёгнутой на все пуговицы. С ней удачно гармонирует черный атласный галстук. Этот наряд Серов сам выбрал в гардеробе юного графа, чтобы лучше выделить изнеженную, застывшую красоту этого русского Дориана Грея, по характеру весьма милого и даже доброго, но уже приобщившегося ко многим гадостям и порокам. Дерзкие шалости Феликса уже известны представителям высшего света: влечение к метаморфозам, превращениям в ресторанную певицу. Феликс обладал прекрасным голосом, пластикой и умом, но поскольку родился вторым сыном, то отсюда и комплексы, и желание хоть в чем-то да превзойти старшего брата Николая, наследника княжеского титула и огромнейшего богатства.

В период написания портрета, Феликсу ещё не известна своя судьба: он потеряет старшего брата и женится на племяннице императора Николая II великой княжне Ирине Александровне Романовой. Кроме этого, у него своя роль в истории России. В 1916 году Феликс Юсупов станет одним, если не сказать, главным, организатором убийства Григория Распутина. Тогда-то газетчики и вспомнят о его юношеском портрете «виртуозной кисти Серова, прекрасном, как портрет Дориана Грея». 4 Подчеркнуто-красивый образ Феликса, своеобразный «эстетизм» портрета, навевают воспоминания о герое Оскара Уайльда. Любопытную характеристику дал молодому Юсупову французский посол в России Морис Палеолог: «Князь Феликс Юсупов… одарен живым умом и эстетическими наклонностями, но его дилетантизм слишком увлекается нездоровыми фантазиями, литературными образами Порока и Смерти; боюсь, что он в убийстве Распутина видел, прежде всего сценарий, достойный его любимого автора Оскара Уайльда. Во всяком случае, своими инстинктами, лицом, манерами, он походил скорее на героя Дориана Грея, чем на Брута». 5 Однако портреты, написанный Валентином Серовым с князя Юсупова и придуманный Оскаром Уайльдом, при сопоставлении, носят зеркальный характер. В романе Уайльда портрет старился, менялся прекрасный облик Дориана Грея, а герой оставался неизменно молодым и красивым. Серов же навеки запечатлел и обессмертил красоту Феликса Юсупова, которому выпал долгий век в эмиграции. Он умер во Франции в 1967 году. А в 1903 году, работая над портретом юноши, Серов очень верно подметил свойственную красавцу самовлюбленность, и то, что свою красоту Феликс носит гордо, словно застывшую на лице маску.

Серов работал над портретом Феликса Юсупова в Архангельском около двух лет, с перерывами, вызванными отъездом юноши в Петербург на экзамены в частной гимназии Гуревича. Спустя многие десятилетия, уже стариком, Ф.Ф. Юсупов тепло вспоминал об этом светлом времени, охотно признавая, что беседы с художником Валентином Серовым оказали на него «глубокое духовное влияние».

«Его (В.А. Серова) восхищение перед Архангельским сблизило нас. После позирования, я уводил его в парк. Там, сидя на одной из моих любимых скамеек, мы вели откровенные разговоры, неоднократно беседуя по вопросам, глубоко меня волнующим. Будучи тогда юношей, я очень задумывался над той огромной ответственностью, которую накладывали на меня несметные юсуповские богатства. Я глубоко понимал и чувствовал, что чем больше мне дано, тем и больше от меня требуется. Серов же, человек гуманный и убежденный защитник всех неимущих, своими долгими и дружескими беседами «оформил» все мои сокровенные мысли и чувства. Его передовые взгляды оказали влияние на развитие моего ума. И по мере того, как его художественная кисть заканчивала мой внешний облик на полотне – внутри меня созревал тот человек, каким я остался, и дружба Серова оставила во мне неизгладимое впечатление». 6

Так писал о великом русском художнике Серове русский Дориан Грей и убийца Распутина и, надо надеяться, что он был вполне искренен и правдив в своём рассказе.

Куда сложнее оказалась работа над портретом старшего сына Юсуповых – наследника княжеского титула Николая. Молодой человек держался высокомерно, замкнуто, позировал неохотно. Стена между ним и художником мешала работе, и продвигалась она медленно. Серов написал наследника титула и несметных богатств Юсуповых на нейтральном фоне, в светло-серой студенческой тужурке. Те же восточные черты, как и у Феликса, но более ярко выражены: черные татарские глаза, густые брови, смуглая кожа. Неизъяснимая загадка, невозможная тайна беспокоила Серова, не оттого ли портрет Николая Юсупова выглядит будто незавершенным.

Портрет князя Н.Ф. Юсупова,

Графа Сумарокова-Эльстона.

В 1908 году, спустя несколько лет, Серов узнал из газет о гибели молодого графа Николая Феликсовича на дуэли. Произошло это 22 июня в Санкт-Петербурге. Серов подумал тогда в первую очередь о несчастной княгине Зинаиде Николаевне. Какое горе для матери! Какое горе для всей семьи! Припомнил он и беседы с Феликсом, охотно рассказывавшим о большой дружбе с братом. Теперь Феликс – единственный наследник княжеского титула и фантастического богатства! Причина дуэли не была тайной для высшего света Санкт-Петербурга. Внешне холодный, князь Николай Юсупов вдруг страстно влюбился в чужую невесту. Но дело было не в том, что его избранница, Марина Гейден, обручена. Девушка происходила из благородного семейства, но кому это из российских дворян дано было тягаться с Юсуповыми?! Родители возлюбленной князя Николая, конечно же, понимали это и не хотели неравного союза. Они поспешили сыграть свадьбу, и молодая чета отправилась в свадебное путешествие за границу. И вот тогда-то молодой князь Николай Юсупов ступил на заведомо зыбкую почву: он бросился следом за возлюбленной и в Париже принялся ухаживать за чужой женой с большой горячностью, и с удвоенным ещё пылом. Оскорбленный муж, граф Арвид фон Мантейфель, был из числа высших гвардейских офицеров. Вызов на дуэль последовал. Стрелялись князь Юсупов и граф фон Мантейфель в Санкт-Петербурге, в глубокой тайне от всех, в первую очередь, от родителей. Николай выстрелил в воздух, Мантейфель его хладнокровно застрелил. В очередной раз сбылось проклятие Суюмбике.

Валентин Александрович поспешил на почту и послал телеграмму соболезнования во дворец Юсуповых на Мойке. Не смотря на огромную социальную дистанцию, семья Юсуповых стала близка художнику.

Вероятно, Серов в это время не мог не размышлять о дальнейшей судьбе Феликса, в первую очередь беспокоясь о том, прислушается ли теперь молодой князь данным ему советам, пойдёт ли по стопам щедрых меценатов, занимавшихся благотворительностью на пользу России, и о которых много рассказывал ему Валентин Александрович? Феликс тогда слушал очень внимательно, но когда же это было-то, в каком ещё нежном возрасте! В такие юные годы человека легко можно склонить, как на хорошее, доброе, так и на плохое, вплоть до злодейства. Естественно, Феликса ждут искушения, да ещё какие!
Серову, однако, об этом узнать суждено не было. Художник ушёл из жизни внезапно, утром 5 декабря 1911 года. Как и отца, Валентина Александровича Серова сразил «тихий убийца» - сердечный приступ. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Сос. И ред. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Т. 2, Л., 1971

5 Князь Феликс Юсупов. Перед изгнанием. Мемуары. М. 1993

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Сос. И ред. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Т. 1, 2, Л.,

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой кисти Валентина Серова - одна из самых знаменитых работ художника. Портрет находится в Русском музее. В эмиграцию семейство Юсуповых отправилось из крымского имения, почти вся юсуповская портретная галерея осталась в Петрограде и Москве, и ныне украшает собрания знаменитых музеев - Эрмитажа (портреты, выполненные зарубежными живописцами), Русского музея, Третьяковской галереи...


На портрете кисти Франсуа Фуке из Эрмитажа мы видим совсем юную княжну Зиночку Юсупову...


Жан Фуке. Портрет юной княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1875

Трудно сказать, насколько этот портрет удачен. Зиночка уже в раннем возрасте отличалась большим шармом, который художник не передал. Или не стремился передать.

Не все знают, что у Зинаиды Юсуповой была сестра Татьяна, отличавшаяся не меньшей красотой и обаянием. К несчастью, в 22 года Татьяна покинула тот мир...


В.К. Штемберг. Портрет княжны Татьяны Николаевны Юсуповой. Сер. 1880-х

В обществе говорили, что знаменитое юсуповское проклятье продолжает сбываться... В княжеском роду жила легенда, что в каждом новом поколении будет оставаться только один потомок - несколько веков назад род был проклят за то, что сыновья нагайского мурзы Юсупа перебрались к русскому двору и под влиянием Ивана Грозного приняли православие. Может быть, это было стечением обстоятельств, но действительно в каждом новом поколении Юсуповых оставался только один потомок, а остальные при разных обстоятельствах умирали. Зинаиде Николаевне тоже было суждено потерять любимую сестру...


Зинаида и Татьяна Юсуповы

Княжны были первыми невестами не только России, но и Европы. У Зиночки были женихи из зарубежных монарших домов, что давало возможность батюшке-князю строить честолюбивые планы и в мечтах видеть дочь королевой какой-нибудь небольшой, но уютной державы... Однако Зиночка предпочла графа Феликса Сумарокова-Эльстона, гвардейского офицера и ничем не выдающегося, несмотря на титул, простоватого рубаху-парня.
А вот Татьяна была всерьез влюблена в младшего сына императора Александра Второго великого князя Павла. Князья Юсуповы были своими людьми при дворе, Татьяна очень дружила с младшими великими князьями Павлом и Сергеем. Переросла ли ее детская дружба в настоящую любовь или девушка просто предавалась романтическим грезам? Теперь уже сказать трудно. Но в дневнике Татьяна определенно писала о своей любви, ревности и мечтах выйти за Павла замуж...
Однако, Павел предпочел другую подругу детства - греческую принцессу Александру, племянницу великого князя Константина Константиновича. Сердце Татьяны было разбито. Глядя на счастливую сестру и ее мужа, Татьяна писала грустные стихи:

Их парус - апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слез,
В далеких волнах исчезает…

Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша…
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!

В 1888 году князь Юсупов уехал по делам в Берлин. Татьяна тогда гостила в Архангельском у сестры и Феликса. И неожиданно заболела.
Князь в Берлине получил телеграмму от дочери:
24. 06. 1888 У Танёк небольшой жар у нас хороший доктор не волнуйся Зинаида .

Но через три дня пришла телеграмма от зятя, и адресована она была приближенным князя:
27. 06. 1888 Княжна Татьяна скончалась в полночь без страданий очень спокойно не приходя в сознание подготовьте отца Сумароков .


Скульптура М.М. Антокольского "Ангел" на могиле княжны Татьяны Юсуповой в Архангельском

Зинаида родила четырех сыновей. Двое умерли во младенчестве. Но два сына - Николай и Феликс, получившие имена в честь деда и отца, остались к радости родителей в живых. Материнство стало для Зинаиды Николаевны большим счастьем. Она оказалась очень заботливой и любящей матерью и сама буквально расцвела, сияя рядом с маленькими сыновьями. При дворе ее так и называли: Сияние...


Франсуа Фламинг. Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском. 1894

Старый князь не надолго пережил младшую дочь. В 1891 году высочайшим указом Зинаиде Николаевне, последней и единственной представительнице своего знатного рода, было позволено, чтобы не допустить его угасания, передать фамильный титул и имя мужу и детям. Теперь семья официально именовалась князья Юсуповы, графы Сумароковы-Эльстон.

Сын Феликс вспоминал:
«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, — повторяла она мне и брату, — тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».


Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой со знаменитой жемчужиной "Пелегрина". 1894


Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900


Алексей Степанов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1903

Однако, вместе с титулом Зинаида Николаевна словно бы передала детям проклятие своего рода...
Ее старший сын Николай, строгий, умный, блестяще образованный и благородный юноша, в 25 лет был убит на дуэли. Княгиня с трудом пережила это несчастье...

Валентин Серов. Портрет князя Николая Феликсовича Юсупова

«Раздирающие [душу] крики раздавались из комнаты отца, - вспоминал Феликс Юсупов. - Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».

Теперь вся ее любовь сосредоточилась на младшем и единственном оставшимся в живых сыне Феликсе. И при всех попытках воспитывать его на принципах сдержанности и благородства, княгиня невольно слишком избаловала сына... Что позже печальным образом сказалось на зигзагах его судьбы.


С сыном Феликсом



Валентин Серов. Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой. Ок. 1902.

Еще один эскиз к портрету Серова

Зинаида Николаевна всю жизнь очень много занималась благотворительностью. Уже в 18 лет она возглавила приют для сирот и вдов солдат русской армии, и с тех пор ее благотворительные проекты просто трудно было перечесть. К тому же на ее попечение перешли несколько благотворительных обществ и фондов, основанных ее отцом, и содержание института для глухонемых.


Благотоврительный базар в доме Юсуповых

Много делала Зинаида Николаевна и для крестьян в своем имении Архангельское, да и в других имениях. Школы для детей, организация медицинской помощи, содержание сельских церквей, финансовая поддержка неимущих... Редко к кому из помещиков крестьяне относились с такой любовью.

Зинаида Николаевна с крестьянами в Архангельском

Художник Валентин Серов, работавший над портретами семейства Юсуповых, всегда относился не слишком благожелательно к представителям аристократии. Но Зинаида Николаевна просто покорила его светом своей личности. В письмах из Архангельского художник восторженно отзывался о княгине, удивляясь, насколько ценят ее люди.
Однажды Серов сказал:
"Княгиня, если бы все богатые люди хотя бы чуть-чуть походили на вас, несправедливости бы не осталось места!" Княгиня грустно ответила: "Несправедливость не искоренить, Валентин Александрович. Тем более, деньгами".
Однако, после гибели старшего сына Зинаида Николаевна Юсупова сделала благотворительность своим главным делом.
Под покровительством и на содержании Зинаиды Николаевны находились приюты, школы, больницы и церкви не только в Петербурге и Архангельском, но и по всей стране. Она помогала Елизаветинскому и Круповскому приютам, хотя они были основаны не ею, содержала Ялтинскую женскую гимназию, делала щедрые пожертвования на деятельность Марфо-Мариинской обители милосердия.
В годы Русско-японской войны княгиня на свои средства организовала санитарный поезд для транспортировки раненых с фронтов на Дальнем Востоке в европейскую часть страны, а в своих дворцах и имениях устроила лазареты и санатории.
То же самое повторила она и в годы Первой мировой войны...


Зинаида Николаевна с персоналом своего поезда-госпиталя перед отправкой к местам боевых действий


Вагон для раненых в санитарном поезде княгини Юсуповой

Госпиталь в доме Юсуповых на Литейном проспекте в Петербурге


Николай Николаевич Беккер. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Ок. 1914 года

В эмиграцию Юсуповы выехали в 1919 году из Крыма вместе с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, матерью последнего русского императора Николая Второго. Феликс был женат на любимой внучке императрицы Марии Федоровны Ирине и считался почти членом семьи.

Феликс Юсупов с женой и дочерью

Конечно, в эмиграции семья Юсуповых жила довольно скромно, но все же в лучших условиях, чем другие русские - Юсуповы смогли вывезти кое-какие драгоценности, картины из имения, а за границей у них была даже небольшая недвижимость. Например, своя квартира довоенных времен в Париже для поездок в столицу Франции... Даже покрытый пылью автомобиль пятилетней давности дождался их в гараже...
А Зинаида Николаевна вновь занялась благотворительностью. Организовала бесплатную столовую для русских эмигрантов, попавших в безвыходное положение, белошвейную мастерскую, на первый случай давшую работу десяткам женщин, и бюро по трудостройству, помогавшее растерявшимся людям найти серьезное, настоящее дело.
Журналист П.П. Шостаковский писал:
Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. <...> Старуха-княгиня не поминала прошлого. ...Короче говоря, не только приняла как неизбежное создавшееся положение, но и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба».

Поклонники окружали княгиню до старости, хотя она всегда была с ними строга.
Но после ее смерти Феликс в бумагах матери нашел стихи:

Вы говорите, вам - седьмой десяток лет?
Конечно, с вашей я уверую подачи,
Сударыня, в сие известие, иначе
Подумал бы, что вам и трех десятков нет.
Итак, вам шестьдесят, вы говорите, лет.
На том благодарю. А думай я, что тридцать,
В вас, разумеется, не смог бы не влюбиться!
И, с вами коротко не будучи знаком,
Не насладился бы любовью целиком!
Итак, сударыня, вам нынче шестьдесят,
И в вас влюбленности не прячут стар и млад.
Вам шестьдесят. И что? Для любящего взгляда
Не только шестьдесят - и сотня не преграда.
И к лучшему - когда уже за шестьдесят!
Тускнее лепестки - сильнее аромат.
Когда в цвету душа, над ней не властны зимы.
И прелести ее вовек неотразимы.
Незрелая краса немного и поймет.
А с вами разговор - и острота, и мед.
И только вы одна поймете и простите.
И в вас, как ниточки в одной единой нити,
И ум, и доброта. И я, по правде, рад,
Что вам исполнилось сегодня шестьдесят!

Репродукции портретов собраны из разных источников.

В России было немного женщин такой ослепительной красоты, а равно и такого большого ума. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова по мужу графиня Сумарокова-Эльстон была последней владелицей и подмосковного Архангельского, и многочисленных родовых дворцов в Москве, в Петербурге, в Крыму. Фактически на ней прервался род князей Юсуповых, которые были связаны с Московским и Петербургским Английским клубом едва ли не с момента их основания и вплоть до октября 1917 года.


Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился.

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. Судьба распорядилась иначе - князем Юсуповым стал младший из сыновей Зинаида Николаевны и Феликса Феликсовича. Прославленный убийца "старца" Распутина был последним в роде - у него была только дочь и внучка.

Зинаида Николаевна обожала танцы. Придворные балы были ее страстью. Рассказывали, что, протанцевав "до упада" в Зимнем, она по приезде домой почувствовала предродовые схватки, и скоро на свет появился князь Феликс-младший, признававшийся, что танцором он был никудышным, тогда как ему предрекали славу первого светского кавалера.

Счастье, можно сказать, обошло стороной красавицу Зинаиду. Двое ее детей умерли в младенчестве, старший сын - Николай погиб на дуэли из-за какой-то пустой особы. Вместе с мужем она владела уникальными художественными коллекциями и не раз задумывалась об их судьбе, тем более что над родом Юсуповых тяготел какой-то рок. В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

После смерти старшего сына Зинаида Николаевна почти полностью посвятила себя благотворительности. Оказывала материальную помощь Елизаветинскому и Круповскому приютам, Ялтинской женской гимназии, школам в имениях и т.д., церквям, столовым для голодающих в 1891-1892 гг. В 1883 г. выделяла пожертвования для семей черногорцев. В архиве Юсуповых сохранилась ее переписка с Елизаветой Федоровной - великой княгиней, известной благотворительницей по делам милосердия.

За свою патриотическую деятельность Зинаида Николаевна была награждена дипломами и благодарственными письмами многих обществ и учреждений. Среди них "Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра Ш ", Российское общество Красного Креста, Елизаветинское благотворительное общество. Зинаида Николаевна была членом комитета по устройству музея изящных искусств в Москве и пожертвовала 50 тысяч рублей на сооружение Римского зала, который когда-то носил ее имя, а теперь просто стал безымянной частью картинной галереи.

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и скончалась собственной смертью в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия. Воспользоваться усыпальницей, сооруженной в Архангельском, никто из княжеского рода не успел.

Такой была жизнь Зинаиды Николаевны Юсуповой - одной и самых обворожительных русских женщин рубежа 19 и 20 веков. Сегодня о ней напоминает разве что портер кисти В.А. Серова да несколько старых фотографий.


Валентин Серов работал всегда быстро, а иногда и очень быстро. Писал он в манере импрессионистов ещё тогда, когда не был знаком с их творчеством, все его творческие поиски были вполне самостоятельными. Каждый из написанных им портретов выражал не только психологическую характеристику человека, которого он писал, но и дух эпохи.


Создавая портреты аристократок – Юсуповой, Акимовой, Орловой, Валентин Серов никогда не забывал, кто были предки этих знатных женщин. Их портреты прославили Серова, хотя именно эти шедевры его творчества оказались делом для него мучительным, как он сам говорил, подобным болезни.



Портрет Юсуповой, наверное, был особенно сложен. 80 сеансов, и всё ему что-то не нравилось. В это время он писал жене: «Жаль, мы не очень с княгиней сходимся во вкусах… Вот приедут господа, посмотрят, что мы написали, уверен, придётся не по вкусу – ну, что делать – мы ведь тоже немного упрямы…». Когда писал портрет ему казалось, то уж слишком хороша княгиня, то какая-то жёсткость проглядывает, то свет на картине никак не находит места своего, будто не может успокоиться…


В чём могла быть причина? Может действительно непримиримость во вкусах, а может что-то другое. Как человеку, тонко чувствующему духовность, Валентин Александрович наверное ощущал в облике Зинаиды Николаевны состояние тревожности, предчувствия трагедии…




Истоки рода Юсуповых прослеживаются с глубокой древности. Их предки правили в мусульманском мире и соединяли в своём лице правительственную и духовную власть. От Дамаска, Антиохии, Ирака, Персии, и до самых берегов Азовского и Каспийского морей переселялись многие мусульманские племена, образовывая Ногайскую Орду, между Волгой и Уралом, затем Крымскую Орду.


Потомки эмиров посчитали необходимым подружиться с русскими государями. За верную службу они были пожалованы городами и селениями. В числе них были и потомки хана Ногайской Орды Юсуфа-мурзы. «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе…». Они приняли православную веру, и Россия стала для них отечеством.



Княгиня Зинаида Юсупова на костюмированном балу 1903 года


О том, что на род наложено проклятие – это передавалось от потомков к потомкам всего юсуповского рода. И проклятие это, как видели сами Юсуповы, действовало неукоснительно – согласно ему – из всех рожденных в одном поколении Юсуповых будет лишь один доживать до двадцати шести лет, а продолжится это до полного уничтожения рода.


Юсуповы были не только богаты и знатны, они обладали незаурядным умом, были талантливы в искусстве и музыке. Николай Борисович Юсупов (1750-1831) был русским посланником в Италии, первым директором Эрмитажа, главным управляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также театрами России. Он создал имение Архангельское – «подмосковный Версаль», красота и богатство которого восхищало всех современников.


Борис Николаевич Юсупов – камергер, сын Н. Б. Юсупова, тоже оставил единственного наследника - князя Николая Борисовича Юсупова, который впоследствии стал вице-директором Петербургской публичной библиотеки. Он был талантливым музыкантом и писателем. На нём и пресеклась мужская линия юсуповского рода.


В его семье росли две дочери Зинаида и Татьяна. В возрасте 22-х лет Татьяна умерла от тифа.


Осталась единственная наследница – одна из самых красивых женщин в России и богатейшая невеста – княжна Юсупова Зинаида Николаевна.



Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Роскошь Юсуповских дворцов могла соперничать с роскошью царской семьи. Драгоценности Зинаиды Николаевны ранее принадлежали чуть ли ни всем королевским дворам Европы.


В 1882 году Зинаида Николаевна вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон, в будущем генерал-лейтенанта и губернатора Москвы. Через год у них родился сын – Николай, названный в честь деда. А сам Николай Борисович Юсупов незадолго до смерти обратился к императору Александру III с просьбой – дабы не пресеклась фамилия, разрешить графу Сумарокову-Эльстон именоваться князем Юсуповым, и чтобы титул сей переходил из рода в род к старшему сыну.


В счастливом браке выросли два сына. Николай получил образование юриста, питал склонность к искусству, подавал большие надежды, и дело оставалось только в женитьбе. Но полюбив женщину, которая была помолвлена с другим, он не смог справиться со своей страстью. Накануне 26-летия Николая проклятие рода Юсуповых снова возымело действие – Николай погиб на дуэли. Титул князя Юсупова перешел к Феликсу.


Феликс Юсупов, известный всем своими склонностями к весёлой жизни, а также тем, что он стал одним из соучастников с убийцами Распутина, был внешне похож на мать, но никак не разделял её склонностей к искусству.



Княгиня Зинаида Юсупова – картина Маковского


Две самые богатые и знаменитые фамилии породнились – Феликс Юсупов по убедительным просьбам матери женится на самой красивой и богатой девушке в России – Ирине Александровне Романовой, дочери великого князя Александра Михайловича. Венчание состоялось в феврале 1914 года, а через год у них родилась дочь Ирина.


В 1919 году семья Юсуповых эмигрировала, как и многие другие аристократические семьи. Огромное богатство, оставленное в России, Юсуповы уже никогда не смогли вернуть, но и в эмиграции они оказались не самые бедные. За границей у них оставалась часть недвижимости и наиболее ценные драгоценности княгини, которые им удалось увезти с собой.




Ирина и Феликс попытались, как и многие русские эмигранты, заняться делом, приносящим доходы – создали модный дом «Ирфе» – «Ирина и Феликс». Но, видимо, было недостаточно тех знаний ведения бизнеса, которыми обладал Феликс, в прошлом не размышлявший, откуда берутся деньги, и вскоре модный Дом пришлось закрыть. Они купили дом в Булонском лесу, где прожили долгие годы.


Князь Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон скончался в 1928 году, а Зинаида Николаевна – в 1939 году.


Всё имевшееся имущество Феликс Юсупов постепенно растратил, от праздной жизни он так и не смог отказаться.


Его самого, жену и дочь Ирину похоронили в могиле матери на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


Но вернёмся к портрету З.Н. Юсуповой, написанной кистью великого мастера живописи. Серов в 1900-х годах был уже признанным мастером, «модным художником», и зарабатывал заказными портретами. Он никогда не скрывал личного отношения к модели, и оно отчётливо отражается на полотне. Юсуповым портрет не понравился, они хотели даже вырезать из него овал, но не решились, к нашей радости. Теперь мы можем любоваться этим шедевром искусства в Русском музее Петербурга.


«Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню, чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования…» - И. Е. Репин.




Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился.

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. Судьба распорядилась иначе - князем Юсуповым стал младший из сыновей Зинаида Николаевны и Феликса Феликсовича. Прославленный убийца "старца" Распутина был последним в роде - у него была только дочь и внучка.

Зинаида Николаевна обожала танцы. Придворные балы были ее страстью. Рассказывали, что, протанцевав "до упада" в Зимнем, она по приезде домой почувствовала предродовые схватки, и скоро на свет появился князь Феликс-младший, признававшийся, что танцором он был никудышным, тогда как ему предрекали славу первого светского кавалера.

Счастье, можно сказать, обошло стороной красавицу Зинаиду. Двое ее детей умерли в младенчестве, старший сын - Николай погиб на дуэли из-за какой-то пустой особы. Вместе с мужем она владела уникальными художественными коллекциями и не раз задумывалась об их судьбе, тем более что над родом Юсуповых тяготел какой-то рок. В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

После смерти старшего сына Зинаида Николаевна почти полностью посвятила себя благотворительности. Оказывала материальную помощь Елизаветинскому и Круповскому приютам, Ялтинской женской гимназии, школам в имениях и т.д., церквям, столовым для голодающих в 1891-1892 гг. В 1883 г. выделяла пожертвования для семей черногорцев. В архиве Юсуповых сохранилась ее переписка с Елизаветой Федоровной - великой княгиней, известной благотворительницей по делам милосердия.

За свою патриотическую деятельность Зинаида Николаевна была награждена дипломами и благодарственными письмами многих обществ и учреждений. Среди них "Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра Ш ", Российское общество Красного Креста, Елизаветинское благотворительное общество. Зинаида Николаевна была членом комитета по устройству музея изящных искусств в Москве и пожертвовала 50 тысяч рублей на сооружение Римского зала, который когда-то носил ее имя, а теперь просто стал безымянной частью картинной галереи.

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и скончалась собственной смертью в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия. Воспользоваться усыпальницей, сооруженной в Архангельском, никто из княжеского рода не успел.

Лучшие дня

В стиле «новой волны британского хеви-метала»
Посетило:75
Ветеран стэндап и скетч-шоу
Статьи по теме