Что расследованием крушения малазийского боинга. Дело MH17: Неожиданная смена отношения западных политиков к крушению «Боинга» на Донбассе

Ответ редакции

Представитель Международной следственной группы, куда входят специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, на пресс-конференции о результатах расследования заявил, что зенитно-ракетный комплекс «Бук», сбивший «Боинг» MH17 Malaysia Airlines в Донецкой области, принадлежал России. Выступая в голландском городе Бюннике, представители следствия заявили, что самоходная огневая установка на момент выстрела находилась на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, дислоцирующейся в районе Курска. Такие выводы комиссия сделала, проанализировав путь следования техники по фото и видео из интернета. При этом один из членов комиссии, голландский прокурор Фред Вестербеке , заявил, что пока нельзя однозначно утверждать, кто и почему сбил «Боинг».

По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина , никакой новизны в результатах расследования нет. По сути, комиссия и раньше утверждала, что «Бук» был российским, теперь только добавилась подробность о конкретной бригаде, на вооружении которой он состоял. «Комиссия по расследованию рейса MH17 загнала себя в тупик. Дело в том, что они отказались от сотрудничества с Россией, которая представляла довольно полный объем данных по этому инциденту. Сейчас члены комиссии вынуждены обходиться теми так называемыми доказательствами, которые предоставила украинская сторона и специальная комиссия, которая выезжала на место. Этих данных для обвинений недостаточно, но, судя по всему, сейчас речь идет о политическом обвинении России. В этой связи хотелось бы посмотреть на все данные в совокупности, на основании которых будут выдвинуты обвинения. Российские специалисты должны оценить их весомость и правомочность. В остальном нужно положиться на совесть и правовое сознание наших уважаемых партнеров из Нидерландов», — говорит Мухин.

Самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17, был сбит 17 июля 2014 года над территорией Донецкой области. Погибли 298 человек, находившихся на борту. Пассажирами рейса были граждане 10 стран, большинство погибших (196 человек) — граждане Нидерландов.

Кто входил в следственную группу?

Специалисты из Нидерландов, Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины.

Как участники комиссии пришли к такому выводу?

Как заявил представитель объединенной следственной группы по расследованию крушения МН17 Уилберт Паулиссен , комиссией были проанализированы снимки, фиксировавшие передвижение «Бука». На основе фото и видео из социальных сетей следователи сделали вывод о том, что «Бук» якобы передвигался из поселка Маршала Жукова Курской области России, где базируется зенитно-ракетная бригада. Следственная группа установила, что «Бук» вывезли с базы 23 июня. Он был в составе конвоя, состоящего из 50 машин и 6 «Буков».

На пресс-конференции также были продемонстрированы обломки корпуса и других частей зенитной ракеты, обнаруженные в районе катастрофы. По словам представителя австралийской полиции Дженнифер Херст , данные образцы были найдены экспертами комиссии. Обломки хвостовой части ракеты, по словам Херст, уже демонстрировались в сентябре 2016 года. В этот раз следователи обратили внимание на несколько характеристик данных образцов. В частности, как пояснила Херст, они обнаружили на головной части ракеты надписи, «выполненные кем-то от руки».

Не в первый раз

Ранее, 13 октября 2015 года, Совет безопасности Нидерландов обнародовал отчет о причинах этой катастрофы. Согласно этому отчету, самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук» российского производства. Спустя год совместная следственная группа сообщила, что самолет был сбит в районе поселка Первомайское российским ЗРК «Бук», ввезенным в Украину из РФ.

Летом прошлого года Украина и Нидерланды подписали соглашение о создании правовых оснований для рассмотрения дела о катастрофе. Согласно подписанному документу, преследование лиц, виновных в катастрофе, будет осуществляться в рамках национальной судебной системы Нидерландов. 22 марта 2018 года правительство Нидерландов направило в парламент законопроект, который разрешает судебное преследование на территории страны любых подозреваемых по делу катастрофы рейса MH17. Закон позволит подозреваемым предстать перед судом (в том числе — по видеосвязи), если их выдача будет затруднена. Процесс должен проходить в окружном суде Гааги.

Ранее российская сторона предоставила Нидерландам и совместной следственной группе все необходимые данные для расследования катастрофы MH17 в Донбассе, включая результаты эксперимента, проведенного производителем ракет «Бук», компанией «Алмаз-Антей». По данным их расследования, ракету, сбившую МН17 над Донбассом, выпустили со стороны поселка Зарощенское, который контролировала украинская армия.

Военный эксперт Игорь Тихонов объяснил "Правде.Ру", почему Россия не пойдет на переговоры с Западом о компенсациях погибшим в крушении самолета Boeing рейса MH17 в небе над Донбассом.


"Как погиб "Боинг"?" Фильм Андрея Караулова

25 мая Нидерланды и Австралия возложили ответственность на РФ за крушение лайнера рейса МН17. Опубликован итоговый доклад международной следственной группы, в котором Россию призывают "вступить в диалог, чтобы прийти к решению по компенсации огромных страданий и ущерба, которые принесло крушение MH17". Дальнейшим шагом может стать передача дела в международный суд или другую организацию, угрожают авторы правительственного заявления.

Следователи затруднились ответить, когда и в какой суд будут переданы результаты расследования. Главный вывод — Boeing был сбит из ЗРК "Бук", принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска.

Глава МИД Австралии Джули Бишоп анонсировала совместные санкции против РФ со стороны Австралии, Бельгии, Малайзии и Нидерландов. Выводы Нидерландов и Австралии поддержали Евросоюз и НАТО. Глава британского МИД Борис Джонсон написал в Twitter, что инцидент является "примером того, как Кремль пренебрегает невинными жизнями". "Кремль считает, что может действовать безнаказанно… Российское правительство теперь должно ответить за свои действия", — заявил глава британской дипломатии.

Как сказал "Правде Ру" военный эксперт, полковник запаса Игорь Тихонов , Запад пытается эту тему бездоказательно развить, чтобы "опять нас мордой в грязь ткнуть". Никто не стремится показать факты, отметил эксперт "Правды.Ру". А они таковы, что стрельбу "Бука" с дальностью до десяти километров обеспечивает целый оружейный комплекс. Это станция наземного обнаружения цели, которая наводит, ведет ракету, сопровождает цель и дает команду на пуск одной из установок.

"Если мы якобы это из Курска сделали, то от Курска до Донецка километров триста и дальность стрельбы из "Бука" не позволяет поразить такую цель… А если мы якобы привезли пусковую установку на территорию Украины, то эта машина не может стрелять самостоятельно, у нее должна быть станция наведения, сама установка по ТТХ не может самостоятельно наводить", — сказал "Правде.Ру" Игорь Тихонов.

По мнению эксперта "Правды.Ру", никакого диалога по компенсациям вести Россия не будет, потому что не примет результаты расследования. "Они начнут любыми путями через европейские суды накладывать санкции на счета наших предприятий за границей и пытаться эти деньги забрать по решению Гаагского суда. А что это за суд, показало дело югославского лидера Милошевича. Он умер в тюрьме, а потом Гаагский суд сказал: извините, а он не виноват, оказывается", — заметил Игорь Тихонов в интервью "Правде.Ру".

"Я не верю, что у американцев с их мощнейшими воздушно-космическими войсками не висели на тот момент над Украиной спутники. Поэтому я считаю, что пусть откроют свои карты, встретятся и посмотрят вместе с нами спокойно", — резюмировал Игорь Тихонов в беседе с корреспондентом "Правды.Ру".

Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время разговора со своим нидерландским коллегой Стефом Блоком заявил, что не услышал от него никаких достоверных фактов, которые смогли бы доказать причастность России к крушению малайзийского Boeing MH17.

Авиакатастрофа произошла в июле 2014 года. Самолет был сбит в небе над Донбассом, в результате чего погибли 298 человек.

Как "Правда.Ру", нынешняя резолюция по поводу виновности России от этой комиссии далеко не первая. Уже в 2016 году у экспертов были серьезные сомнения в качестве работы самой комиссии и в истинных целях ее работы. В частности, президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов тогда заявил: "Эта версия не первая, а очередная в абсолютно бездарном и непрофессиональном расследовании этой тяжелейшей трагедии. Происходящее кроме как информационной войной не назовешь. Все исследования проводятся с грубейшими нарушениями международных авиационных правил".

Члены международной следственной группы предъявили журналистам капсулу от ракеты ЗРК, сбившей «Боинг». На ней есть цифры серийного номера. Фото: Павел Каныгин / «Новая газета»

Следствие пришло к выводу, что установка «Бук» была доставлена на территорию Донбасса из Курска — в составе конвоя 53-й бригады ПВО российской армии.

Группа JIT фактически подтвердила версию независимых исследователей из Bellingcat, которые еще в 2015 году заявили о причастности российских военных к переброске ЗРК «Бук» в Донбасс. В своем расследовании Bellingcat отталкивался от данных из соцсетей. Международные следователи в своей работе опирались на анализ технических данных самого «Бука», уникальных отличительных признаков той установки, из которой был сбит Боинг, а также материалы российских очевидцев транспортировки ЗРК из Курска к границе с Украиной.

Напомним, что предыдущий доклад JIT, представленный в сентябре 2016 года, содержал сведения о перемещении «Бука» по территории Донбасса. Тогда следователи установили, что в начале июля 2014 года зенитный комплекс заехал на территорию Украины, где к нему присоединилась группа сопровождения из людей в военной форме без опознавательных знаков. В их сопровождении «Бук», установленный на тягач «Вольво», проследовал сначала к Донецку, а затем в район села Первомайское под Снежным.

С первых дней лета 2014 года на территории Донбасса шли напряженные бои между пророссийскими силами и украинской армией. Украинская сторона активно использовала штурмовую авиацию, а также тяжелые транспортные самолеты для доставки грузов и личного состава к границе с Россией, чтобы отрезать сепаратистов от «тылового» обеспечения.

Силы «ДНР» и «ЛНР» со всей очевидностью нуждались в оружии, которое могло бы нейтрализовать воздушную угрозу. В течение июня и первых недель июля 2014 года сепаратисты боролись с украинской авиацией с помощью «ручных» ЗРК невысокой дальности поражения и успешно атаковали военные самолеты лишь на взлете и посадке. Так были сбиты Ил-76 под Луганском и Ан-30 под Славянском.

Однако уже 14 июля им удалось сбить украинский транспортник Ан-26, летящий на высоте 6200 метров. Из переписки сепаратистов в социальных сетях стало ясно, что в их распоряжении появились более мощные системы ПВО.

Днем 17 июля 2014 года о продолжении «птичкопада» отчитался тогдашний министр обороны «ДНР» Игорь Стрелков-Гиркин, завив, что «ополченцам» удалось сбить еще один украинский военный Ан-26. Через несколько часов после его записи стало ясно, что в небе над Торезом был сбит пассажирский Боинг-777 малазийских авиалиний.

По данным JIT, вскоре после этой атаки «Бук» на том же тягаче «Вольво» был спешно отправлен в сторону Красного Луча и далее — Дебальцева и Луганска, где ранним утром 18 июля был сфотографирован на тягаче одним из местных жителей — у установки в тот момент уже отсутствовала одна из четырех ракет. В то же утро тягач пересек границу с Россией.

Новые данные JIT, представленные в анимированной презентации 24 мая 2018 года комендантом отдела расследований полиции Нидерландов Гилбертом Паулиссеном, описывают хронологию движения комплекса «Бук» по России до границы с Украиной в Донбассе.

Итак, 23 июня установка выехала из расположения 53-й бригады в составе конвоя из 6 других комплексов ЗРК. Конвой последовательно запечатлен на видео и фотографиях очевидцев в российских населенных пунктах Старый Оскол, Городище, Алексеевка, Расховец, и, наконец, 25 июня он прибыл в Миллерово, который находится в паре десятков километров от границы с Украиной.

Многочисленные любительские видеоролики демонстрируют движение конвоя по дорогам общего пользования. В некоторых случаях массивная техника мешает проезду гражданского транспорта. Необычное явление привлекает внимание зевак со смартфонами.

В составе колонны шесть комплексов ЗРК имели трехзначные бортовые номера, начинающиеся с цифры 2 (например, 202). По мнению следователей, эта цифра обозначает батальон приписки комплекса в составе военной бригады. Только одна установка имела бортовой номер с цифрами 3…2 (вторая цифра была стерта).

Используя кадры очевидцев и сервиса Google View, следствие верифицировало весь маршрут следования колонны из Курска. Ориентирами были рекламные конструкции, дорожные знаки, указатели и их сочетание друг с другом.

Также следствие определило 7 уникальных отличительных признаков («fingerprints» — буквально: отпечатков пальцев) «Бука» 3…2, следующего в составе конвоя. Они полностью совпали с «отпечаткам» установки, сбившей малайзийский Боинг. Эти сведения команда JIT получила от свидетелей, наблюдавших «Бук» на территории Донбасса.

Четыре «отпечатка» — на левом борту, а именно:

  1. отметка в виде креста, обозначающая центр тяжести самоходной установки;
  2. временная маркировка для перевозки на другом транспорте;
  3. белая полоса на щитке гусеницы;
  4. два характерных пятна на том месте, где должен быть указан бортовой номер установки.

На правом борту — три отличительных признака:

  1. белое пятно на щитке гусениц;
  2. крупный разрыв в щитке левее белой полосы;
  3. отсутствие спиц во втором с конца гусеничном опорном колесе.

— Эти «отпечатки», их физическое расположение относительно друг друга делают их уникальными отличительными чертами искомой нами установки ЗРК, — рассказал «Новой газете» специальный прокурор Нидерландов по расследованию крушения МН17 Фред Вестербеке.

— Есть ли у вас иные доказательства помимо фото, видео и свидетельств очевидцев? Возможно, снимки со спутников?

— У нас есть различные материалы. Но сейчас мы не демонстрируем абсолютно все, что имеем, так как в этом случае мы раскрываем карты другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать, — отметил специальный прокурор.

Помимо анализа данных о происхождении «Бука» следователи также продемонстрировали корпус и сопло ракеты, найденные на месте трагедии МН17. На ее корпусе виден, в частности, серийный номер — 9Д1318869032.

— Мы смогли установить значение этого номера, — рассказала представитель Австралии в группе JIT, начальник федеральной полиции Дженифер Хёрст. — Цифры «9Д131» относятся к виду ракетного двигателя типа 9M38 и/или 9M38M1. Цифра 8 обозначает производителя, в данном случае это из города Долгопрудного в Московской области. Число 86 указывает на год производства, а именно 1986 год. Число 9032 является уникальным идентификационным номером данного конкретного ракетного двигателя.


Члены Объединенной следственной группы на пресс-конференции, посвященной расследованию крушения Боинга-777 в Донбассе. Фото: Павел Каныгин/ «Новая газета»

После завершения пресс-конференции на вопросы «Новой газеты» отдельно ответил Фред Вестербеке.

— Как и прежде, остается вопрос: кто конкретно ответственен? — говорил специальный прокурор. — Мы все еще активно работаем над ним. JIT достигла определенного прогресса в установлении некоторых причастных и продолжает работу дальше. Но поймите, как я уже сегодня призывал ваших коллег: расследование — это не построить дом по готовому плану, когда у вас есть уже дизайн и ясны сроки. Мы используем все наши возможности, чтобы двигаться как можно скорее, но мы работаем в сложных условиях. Мы уже направили российской стороне сведения о нашем текущем расследовании и ждем ответа: действительно ли 53-я бригада была задействована в Донбассе? Кто именно был вовлечен в транспортировку?

— В таком случае будет ли идти речь о допросе офицеров и солдат этой бригады?

— Давайте сначала дождемся ответа российской стороны на наш текущий запрос. Конечно, мы были бы рады всеобъемлющему сотрудничеству. Но мои ожидания пока не столь высоки, чтобы говорить о возможности проведения допросов. Мы неоднократно обращались к российским властям, но пока так и не получили значительной информации.

Австралия и Нидерланды хотят привлечь РФ к ответственности за причастность к крушению MH17

Расследование гибели MH17 - последние новости

Президент России Владимир Путин заявил о том, что наших экспертов не допускают до расследования крушения малайзийского «Боинга». Зато там вовсю работают украинские специалисты.

Ничего удивительного в выводах комиссии, занимавшейся расследованием крушения малайзийского «Боинга», нет. Ведь, как отметил президент России Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам переговоров с лидером Франции Эммануэлем Макроном, наших экспертов к расследованию не допускают.

Но там активно работает украинская сторона, которая, как подчеркнул Путин, «нарушила международные правила и не закрыла свое воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия».

Ранее голландским прокурором Фредом Вестербеком были озвучены предварительные итоги расследования по крушению «Боинга» в Донбассе в 2014 году, летевшего рейсом MH17. Следствие пришло к выводу, что самолет был якобы сбит российским ЗРК «Бук».

Эту информацию позже опровергли в Минобороны России, заявив, что ни один наш ЗРК не пересекал украинскую границу.

Путин отметил, что Россия сразу же предлагала помощь в расследовании крушения. Однако наших специалистов не допустили.

«Мы изначально предлагали совместную работу по расследованию этой трагедии, но, к нашему удивлению, нас к этому расследованию не допускают. Украинская сторона там работает, несмотря на то что Украина нарушила международные правила и не закрыла свое воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия. Она работает, Россия нет», — уточнил Путин, добавив, что Москва все сделанные экспертами выводы внимательно изучит и проанализирует.

МО РФ: Ракета «Бука», которую показали в Гааге, не могла принадлежать России

Все ракеты этого года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию ещё в 2011 году.

Ракета ЗРК «Бук», фюзеляж которой был продемонстрирован в Гааге в качестве одного из аргументов причастности России к катастрофе МН-17, не могла принадлежать Вооружённым силам РФ. Об этом в пятницу сообщили журналистам в Минобороны РФ.

Серийный номер ракеты, якобы причастной к крушению с малайзийского Boeing на Украине, действительно указывает на то, что она была произведена в Советском Союзе в 1986 году. Однако, как пояснили в ведомстве, все ракеты этого года выпуска были списаны ещё в 2011 году.

Все ракеты данного года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию, - подчеркнул в Минобороны. - Однако всё это безусловно касается исключительно российских подразделений ПВО, получавших и получающих необходимое и исправное ракетное оружие от единственного предприятия-изготовителя, также расположенного в России.

Напомним, Boeing 777 компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в Донбассе 17 июля 2014 года. В результате катастрофы погибли все 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Российские эксперты представили комплекс доказательств, что за уничтожением малазийского «боинга» могут стоять украинские военные. В частности, что самолёт мог быть сбит украинским штурмовиком Су-25, за штурвалом которого мог находиться пилот Владислав Волошин, который позднее покончил с собой.

В Минобороны рассказали о ракете, якобы сбившей MH17 на Украине

Серийный номер ракеты, якобы причастной к крушению с малайзийского Boeing на Украине, указывает на то, что она была произведена в 1986 году в Советском Союзе, сообщили в Минобороны РФ.

«Нанесенный на двигатель ракеты серийный номер однозначно указывает, что данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе. При этом гарантийный срок эксплуатации зенитных ракет данного типа составляет 15 лет», - говорится в сообщении.

Международная следственная группа JIT в четверг представила промежуточные результаты расследования. Международное следствие утверждает, что Boeing был сбит из ЗРК «Бук», принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска. Следователи затруднились ответить, когда и в какой суд будут переданы результаты расследования.

В четверг МИД РФ заявил, что обвинения JIT в причастности России к крушению малайзийского Boeing голословны и вызывают сожаление, расследование является предвзятым и однобоким. Позже президент РФ Владимир Путин отметил, что Россию не допускают к расследованию катастрофы лайнера на востоке Украины, а Москва может признать результаты следствия, если будет принимать в нем полноценное участие.

Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком. На борту находились 298 человек, все они погибли.

Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК «Бук» был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна «Алмаз-Антей», ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов «Бук», также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.

Россию официально обвинили в гибели MH17

Австралия и Нидерланды официально обвинили Россию в причастности к крушению Boeing на Украине в июне 2014 года, говорится в распространенном в пятницу заявлении голландского кабинета министров.

«Нидерланды и Австралия привлекут Россию к ответственности за причастность к крушению MH17», - подчеркивается в сообщении.

Обе страны проинформировали Россию о своем решении.

На причастность РФ к инциденту указывают выводы Совместной следственной группы, которая расследует крушение самолета, заявил министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок. Ранее он говорил, что «впечатлен собранными доказательствами».

24 мая Совместная следственная группа, в состав которой входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, опубликовала промежуточные результаты расследования катастрофы. По версии следователей, ЗРК, с которой была запущена ракета, сбившая Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском.

Минобороны РФ отвергло обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс ВС РФ никогда не пересекал границу Росси и Украины.

Пассажирский Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур потерпел крушение 17 июля 2014 года над Донбассом. Погибли 238 пассажиров и 15 членов экипажа – граждане 10 государств.

Австралия и Нидерланды хотят привлечь РФ к ответственности за причастность к крушению MH17

В заявлении голландского кабинета министров уточняется, что страны проинформировали Москву о своем решении

Австралия и Нидерланды официально обвиняют РФ в причастности к крушению Boeing на Украине в июле 2014 года и намерены привлечь Москву к ответственности. Об этом говорится в распространенном в пятницу заявлении голландского кабинета министров.

«Нидерланды и Австралия привлекут Россию к ответственности за причастность к крушению MH17, — говорится в документе. — Голландское правительство приняло соответствующее решение по предложению главы МИД Стефа Блока. Обе страны проинформировали РФ о данном решении».

«Крушение рейса MH17 вызвало невероятные страдания, — отметил со своей стороны сам Блок. — Правительство всегда заявляло, что правда вокруг катастрофы должна быть установлена и что справедливость должна восторжествовать для жертв и родственников. В этом вопросе у Нидерландов имеется поддержка мирового сообщества. На основе выводов Совместной следственной группы Нидерланды и Австралия теперь убеждены, что Россия несет ответственность за размещение установки «Бук», из которой был сбит Boeing. Поэтому правительство теперь принимает следующий шаг, чтобы официально привлечь РФ к ответственности».

Кроме того, Нидерланды просят РФ предложить компенсацию семьям жертв крушения MH17. Об этом сообщил в пятницу на пресс-конференции в Гааге глава МИД Нидерландов Стеф Блок.

Он отметил, что уже переговорил со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. «Мы обратились к российской стороне с требованием предложить компенсацию родственникам жертв крушения MH17», — сказал голландский министр.

Совместная следственная группа (ССГ), в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, 24 мая опубликовала промежуточные результаты своего расследования. Как утверждают следователи, зенитная ракетная установка, с которой был произведен запуск ракеты, сбившей Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском. Минобороны РФ, комментируя выводы ССГ, отвергла все обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс Вооруженных сил РФ никогда не пересекал российско-украинскую границу. В министерстве также отметили, что голландским правоохранительным органам были представлены исчерпывающие доказательства, однозначно указывающие на причастность именно украинских расчетов ЗРК «Бук» к уничтожению Boeing.

Совместная следственная группа: ракета, сбившая «Боинг» под Донецком, принадлежала России

В четверг в Cовместной следственной группе (ССГ), в которую входят специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, заявили, что ракета класса «земля-воздух», сбившая пассажирский самолет MH17 на востоке Украины, состояла на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, российских ВС, дислоцирующейся в районе Курска, передает «Интерфакс». В Нидерландах во время презентации материалов расследования был показан фильм, в котором объясняется, как участники ССГ пришли к такому выводу.

В четверг на пресс-конференции группы в Гааге представитель объединенной следственной группы по расследованию крушения МН17 (из уголовной полиции Нидерландов) Уилберт Паулсен заявил, что совместные исследования подтверждают тот факт, что самолет был сбит из «Бука», который попал из Российской Федерации на неподконтрольную (Киеву) территорию.

Эксперт заявил, что были проанализированы снимки, фиксировавшие передвижение «Бука». Паулсен отметил, что он презентует несколько дополнительных результатов.

«Проанализированы все доступные картинки и изображения, нам удалось снять отпечатки пальцев со снарядов, из которых был сбит самолет. И мы понимаем, что эти снаряды совпадают с теми, которые принадлежат военным бригадам Российской Федерации», - сказал он.

Как известно, Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс МН17 Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту находились 298 человек, в авиакатастрофе никто не выжил.

Глава МИД Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока преждевременно говорить о выводах по расследованию катастрофы малайзийского Boeing MH17, сбитого в небе над Донбассом в 2014 году. Так она прокомментировала заявление своего новозеландского коллеги Уинстона Питерса, усомнившегося в том, что Россия ответственна за трагедию. Международные следователи утверждают, что самолёт был сбит ЗРК «Бук» из района, находившегося под контролем ДНР. Данные российской радиолокационной станции указывают, что запуск произвели с территории, где размещались средства ПВО Украины. По мнению экспертов, на Западе стали понимать, что дело ведётся непрофессионально и намеренно затягивается. Почему политики заговорили о непричастности РФ к катастрофе над Донбассом, выяснял RT.

  • Место падения малайзийского Boeing MH17
  • Reuters

«Противоречит интересам страны»

Министр иностранных дел Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока не стоит говорить о каких бы то ни было выводах по расследованию международной Совместной следственной группой (ССГ) крушения малайзийского Boeing MH17 над Донбассом 17 июля 2014 года. Из 298 погибших 38 были гражданами Австралии.

«Расследование продолжается, и когда оно завершится, его результаты будут переданы обвинителям для юридических действий, которые Австралия также решительно поддерживает, — подчеркнула австралийский министр иностранных дел. — Невозможно составить мнение о доказательствах, поскольку они пока не оглашены».

Также по теме


«У нас другая точка зрения»: почему Австралия не разделяет антироссийских и антикитайских взглядов Вашингтона

Канберра не рассматривает Россию и Китай в качестве военной угрозы. Об этом в понедельник заявила министр иностранных дел Австралии...

Ранее Бишоп делала куда более уверенные заявления на этот счёт. Так, в октябре 2016 года она утверждала, что необходимо найти виновных в уничтожении самолёта «в российском военном командовании».

«В последнее время политика Австралии изменилась, стала менее конфронтационной в отношении России», — отметил в беседе с RT эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

Политолог связывает это изменение с потерями от антироссийских санкций и уходом в 2015 году с поста премьер-министра Тони Эббота, выступавшего с антироссийскими заявлениями.

Новое заявление Бишоп прозвучало после того, как её новозеландский коллега Уинстон Питерс в интервью местному изданию Newshub заявил, что доказательств причастности России к уничтожению гражданского самолёта нет.

«Вы говорите, что человек, который пустил ракету, сделал это по указанию России. Большая проблема в том, что ваш аргумент с юридической точки зрения тут же провисает, так как у вас нет доказательств этого», — заявил министр иностранных дел Новой Зеландии.

Говоря о предложении возобновить прерванные в 2014 году переговоры о создании зоны свободной торговли с Россией, Питерс подчеркнул, что его страна не может терять время, дожидаясь итогов расследования.

«Если по итогам выяснится, что эти инсинуации не имеют фактических подтверждений, то мы просто впустую потратим время, а это не отвечает интересам нашей страны», — отметил министр.

  • Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс
  • Reuters

«Действительно нет никаких доказательств, — отмечает Александров. — И причастность донбасских ополченцев тоже не доказана. Многое указывает, что это киевский режим сбил самолёт. И новозеландцы, и австралийцы это понимают. Но новозеландцы более свободны в своих высказываниях, а австралийцы всё же связаны с США военным договором АНЗЮС (Новая Зеландия и США разорвали договор о военном сотрудничестве ещё в 1987 году. — RT ), потому они более осторожны».

Нелегитимное расследование

Уголовное расследование катастрофы Boeing MH17 «Малайзийских авиалиний» идёт уже четыре года — с момента создания 4 августа 2014 года Совместной следственной группы, куда вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. 13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал результаты , в котором заявил, что самолёт был сбит ракетой «земля — воздух», входящей в состав ЗРК «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2». В октябре 2016 года ССГ заявила, что ракета была запущена из района посёлков Первомайское и Снежное, который контролировался ополченцами ДНР.

Также по теме


«Попытка политизировать расследование»: как в России отреагировали на подписание меморандума о крушении MH17

Пять стран - участниц расследования крушения рейса MH17 в небе над Донбассом заключили меморандум о политической поддержке уголовного...

Как отметил в интервью RT эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов, ССГ — в принципе нелегитимный институт с точки зрения международного права.

«Если бы это были приличные, нормальные люди, которые действительно уважают международное право, они бы поступили так, как положено. Украина должна была организовать соответствующее расследование вместе с Малайзией, чего не было сделано», — отмечает эксперт.

По словам Бордунова, катастрофа Boeing MH17 над Донбассом попадает под действие статьи 26 и приложения 13 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Согласно документу, Украина, как страна, где произошла трагедия, должна была заключить соглашение о расследовании с Малайзией, которой принадлежало воздушное судно, а не с Нидерландами, и зарегистрировать его по правилам ИКАО. Соглашение должно было также пройти проверку на соответствие принципам Чикагской конвенции. Такая процедура предполагает контроль над расследованием со стороны ИКАО. Ничего из перечисленного сделано не было.

«Эта международная комиссия создана вне рамок международного права, возглавляет её участковый полицейский маленького голландского города, где нет ни специалистов, ничего, — подчёркивает эксперт. — Всё это типично для современной ситуации в мире: если что — виновата Россия. Неважно, что доказательств нет».

  • Реконструкция МН17 в Гилзе Рейен, Нидерланды, 13 октября 2015 года
  • Reuters

По словам эксперта, «ИКАО стоит в стороне», а само расследование напоминает скорее сговор с целью обвинить Россию.

В октябре 2016 года Москва передала следствию данные первичной радиолокации, которые ставят под сомнение выводы Совместной следственной группы о пуске ракеты, сбившей MH17.

«Как уже заявляли и в Министерстве обороны РФ, и представители концерна , при пуске ракеты из Первомайского это в обязательном порядке было бы отражено на данных РЛС. А на РЛС это не отражено», — отметила в ноябре 2016 года официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Однако следствие до сих пор не отреагировало на эти данные.

«Как отмечают специалисты, всё это элементарно регистрируется, всё видно в этом раскладе, но на наши данные не обратили внимания, как будто их и нет», — отметил Бордунов.

Фактор предвзятости

12 марта 2018 года нидерландская программа журналистских расследований Zembla назвала имена главных подозреваемых в уничтожении самолёта.

Это бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков, его подчинённый Сергей Дубинский и генерал-полковник ВС России в отставке Николай Ткачёв. Якобы эти имена следствию сообщила Служба безопасности Украины. Ранее журналисты, в том числе и австралийские, неоднократно выступали с похожими «сенсационными» разоблачениями, однако, по словам Бордунова, «это липа, с юридической точки зрения эти доказательства принять всерьёз невозможно».

Российский МИД неоднократно отмечал особое отношение Совместной следственной группы к Украине. В частности, отсутствие негативной реакции на то, что Киев скрывает часть информации: отказывается предоставлять данные о переговорах военных диспетчеров и расположении украинских ЗРК семейства «Бук». В то же время Россия, в отличие от Украины, не имеет статуса полноценного участника ССГ. Кроме того, ССГ использует в качестве доказательств материалы «расследования» сайта Bellingcat, основанные на данных из социальных сетей.

«На юридическом языке это называется предвзятость, нежелание разобраться, кто и что сделал, — утверждает эксперт ИКАО. — А раз так, сколько будет длиться это расследование, я не знаю, тут идут свои игры».

22 февраля 2018 года Министерство юстиции Нидерландов заявило о продлении расследования до 2019 года, хотя ранее оно собиралось обнародовать результаты уже в начале 2018-го. Об этом ведомство сообщило в докладе парламенту. По данным голландского Минюста, до сих пор, спустя четыре года после катастрофы, . Тем не менее, несмотря на незавершённость следствия, Гаага «ведёт подготовку к началу судебного процесса». И хотя Министерство юстиции Нидерландов утверждает, что ознакомилось с докладом российских специалистов, сделанные из него выводы не озвучены.

«Ясности в этом вопросе нет, — считает Бордунов. — Идёт лишь один разговор, что Россия во всём виновата».

В октябре 2017 года Верховный суд Нидерландов разрешил правительству не публиковать результаты расследования Совместной следственной группы.

«Правду они сказать не могут, — считает Михаил Александров. — Если подтверждать непричастность России и донбасских ополченцев, значит, надо обвинять Украину. А это будет политически сильный удар по Киеву».

По словам эксперта, как только расследование признает, что Украина сбила самолёт, это поставит под вопрос её отношения с Европой, на что ни США, ни НАТО, ни ЕС не пойдут.

«Соврать открыто они не могут, признать правду — тоже, вот они и затягивают», — подытожил Александров.

Статьи по теме