1752 г введение в истинную физическую химию. Введение в истинную физическую химию

Работа представляет собой первую часть учебника по физической химии, который планировал написать Ломоносов, однако вторая часть была не дописана, а третья - даже не начата. Сохранившийся текст работы содержит пять первых законченных глав, шестую главу, обрывающуюся на 138-м параграфе и несколько не пронумерованных параграфов 9-й главы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Суспензии, коллоиды и растворы

    Химия. Кинетика химических реакций. Скорость химической реакции. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

    Science show. Выпуск 52. Магнетизм и Биология

    Михаил Васильевич Попов о понятии истины

    Дисперсные системы. Учебный фильм по химии

    Субтитры

    В основном деятельность химика заключается в смешивании веществ каким-то образом. Так что я подумал, что сейчас самое время познакомиться с некоторыми терминами и понятиями, относящимися к смесям. Запишем этот термин. В частности, я буду рассказывать о гомогенизированных или гомогенных смесях. «Гомогенизированные» подразумевает, что они были сделаны гомогенными, но может быть, они были гомогенными с самого начала. Итак, гомогенные смеси. Вы, наерное, спросите: «А что означает «гомогенный»? Это означает «однородный» или «целостный», что нет сильной разницы внутри самой смеси. И наиболее ярким примером этого является гомогенизированное молоко. Давайте запишем. Гомогенизированное молоко. Я не знаю, имели ли вы возможность самому доить корову или козу, но вы бы сразу обнаружили, если бы вы это делали, что жир, молочный жир и немолочный жир разделяются очень быстро. Итак, если это обычное молоко прямо из вымени, у вас будет слой жира, который появляется здесь, а вся эта часть вот здесь гораздо более жидкая. В гомогенизированном молоке весь этот жир полностью равномерно распределен по всему объему молока. Вот почему когда вы идете в ваш местный продуктовый магазин и покупаете гомогенизированное молоко, оно приятное и сливочное по всему своему объему. И в нем не будет, пусть это кому-то и нравится, этого отдельного слоя сливок наверху. Оно более приятное и мягкое. Вот что означает «гомогенизированный». Так что гомогенная смесь – это то же самое: равномерная и целостная во всем объеме. Она, в свою очередь, подразделяется на несколько видов в зависимости от того, насколько большие частицы растворены в смеси. Если частицы в нашем растворе крупнее 500 нанометров... Кажется, что это много, но это не так, потому что нанометр – это одна миллиардная метра. Так вот, если у нас есть частицы, смешанные, например, в воде (но они необязательно должны быть смешаны в жидкости, в частности, в воде), которые имеют размер более 500 нанометров, то мы имеем дело с суспензией. Одно из свойств, которое люди связывают с суспензией, состоит в том, что какие бы частицы ни были во взвешенном состоянии, что бы вы ни смешали... Скажем, у меня здесь суспензия. Это может быть вода, потому что мне так удобней. В воде находятся большие частицы. Они будут оставаться в воде в течение какого-то времени, но в конце концов они осядут на дне сосуда. Они также могут всплыть вверх. В зависимости от того, насколько они тяжелы, или в зависимости от их плавучести, они будут либо всплывать вверх, либо опускаться вниз. Чтобы вернуть их в состояние суспензии, вы должны встряхнуть бутылку. Я могу привести два примера. Один - это краска. Перед тем как вы покрасите вашу стену, вы должны убедиться, что хорошо встряхнули банку. В противном случае вы получите неравномерное покрытие. Другой пример, который мне больше нравится – это шоколадное молоко. Давайте запишем. Шоколадное молоко. Когда вы смешиваете его, оно красивое и кажется гомогенным, верно? Оно прекрасно. У меня уже есть молоко здесь. В самом начале, когда вы перемешиваете его, в нем есть маленькие шоколадные сгустки, по крайней мере, шоколад, когда я его делаю, именно такой. Но если вы дадите ему постоять в течение длительного времени, в конце концов весь шоколад соберется на дне стакана. Нарисую это таким образом. Выделятся различные его части. Я видел случаи, когда весь сахар собирался на дне, и тогда эти маленькие сгустки получаются вверху. Но смысл в том, что смесь разделяется. Причина в том, что размер частиц в краске и в шоколадном молоке превышает 500 нанометров. Если бы мы взяли диапазон, который несколько меньше, то есть, если бы взяли частицы от 2 до 500 нанометров, то мы бы имели дело с коллоидом. Данное понятие я помню с седьмого класса. Думаю, вы изучали его на уроках естествознания: коллоид. Мы с моим другом считали, что это слово больше подходило для описания какого-нибудь желудочно-кишечного заболевания. Но это не желудочно-кишечное заболевание. Это разновидность гомогенной смеси. Это гомогенная смесь, где частицы настолько малы, что они остаются во взвешенном состоянии. Так что можно было назвать это улучшенной суспензией или постоянной суспензией. Итак, здесь молекулы... Давайте представим, что это моя смесь. Итак, пусть это будет вода. Хотя это совсем не обязательно. Это может быть воздух или еще что-нибудь. Молекулы настолько малы, что они остаются во взвешенном состоянии. На это влияют определенные силы... Наиболее важны силы между частицами и межмолекулярные силы, которые как бы пересиливают попытки этих частиц выйти из раствора в одном из направлений. Примером такого коллоида может послужить желе под названием Jell-O. Jell-O – это торговая марка, а желатин – это коллоид. Молекулы желатина остаются во взвешенном состоянии. Желатиновый порошок остается во взвешенном состоянии в воде, которую вы добавляете к нему, и вы можете оставить ее в холодильнике навсегда, и он никогда не выпадет в осадок. Другой пример – туман. Туман. У вас есть молекулы воды внутри воздушной смеси. Затем дым. Самый обыкновенный дым. Туман и дым – это примеры аэрозолей. Это - аэрозоль, когда у вас жидкость в воздухе. Это - аэрозоль, когда у вас твердые частицы в воздухе. Дым представляет собой маленькие темные частицы, которые плавают в воздухе, и они никогда не будут уходить из воздуха. Они достаточно малы, чтобы находиться там всегда. Если вы возьмете размер менее 2 нанометров... Пожалуй, мне следует избавиться от моего гомогенизированного молока. Прекрасно. Продолжим. Если вы возьмете частицы менее 2 нанометров... Нужно выбрать подходящий цвет ручки. Если размер частиц менее 2 нанометров, то перед вами раствор. Это очень интересно. Мы встречаемся со всем этим каждый день. Очень занятная вещь. Можно развлекать себя вопросами о том, является ли какая-либо смесь, например, суспензией? Первое, на что нужно обратить внимание: является ли смесь гомогенной? Затем определить, является ли она суспензией. Потеряет ли она в конце концов свое состояние, и нужно ли будет потрясти ее? Является ли она коллоидом, который будет оставаться в этом довольно приятном густом состоянии, как в случае с желе или туманом, или дымом, и с ним не будет происходить никаких изменений? Или это раствор? Раствор, вероятно, наиболее важен в химии. Хотя люди говорят о коллоидах и суспензиях, 99% всего, о чем мы будем говорить в химии, относится к растворам. Чаще всего это водный раствор, то есть растворителем выступает вода. Иногда вы можете увидеть примерно следующее. Некоторое соединение х в реакции и сразу за ним будет написано в.р. Это означает, что х растворено в воде. То есть растворенное вещество с водой в качестве растворителя. Давайте я запишу этот термин здесь, раз уж он нам встретился. Растворенное вещество. Это может быть любое вещество, которое представлено в меньшем количестве и растворено. Хорошо, это записали. Теперь переходим к растворителю. Записываем. Растворитель. Им может быть вода или другое вещество, которого больше. То есть это субстанция, которая как бы находится вокруг, то, что осуществляет растворение. Хорошо, теперь нужно привести пример. Пусть это будет хлорид натрия в водном растворе. Записываем таким образом. Это означает, что он в воде. Происходит следующее: частицы натрия и хлора диспергируются. Натрий положителен. Хлор отрицателен, это ион, потому что он отрывал электрон у атома натрия. Но когда вы поместите его в воду... Напомню, что вода состоит из кислорода и водорода. Я говорил об этом уже миллион раз. Кислород и водород. Этот частично положителен вот здесь на этом конце. Этот отрицателен вот здесь. Итак, получается, что положительный катион натрия будет отделяться от хлора и притягиваться к кислородным концам воды. Затем хлор, отрицательный анион, будет притягиваться к водородным концам воды. Это позволяет ему раствориться. Так как эти ионы имеют одинаковый заряд, они любят смешиваться с водой, у которой есть водороды, то есть молекула воды полярна. Смотрите, хлор. Я изображу его здесь. Он будет с зарядом минус. Хорошо. Итак, это, вероятно, единственная наиболее важная вещь для понимания. Вы получаете представление, что 2 нанометра – это немало. Это позволяет молекулам, у которых большое количество атомов... Даже если взять, к примеру, атом цезия, который является одним из самых больших, по крайней мере, наибольший из тех, с которым вы можете столкнуться (хотя есть и более крупные), имеет размер порядка 2,6 ангстрем. Ангстрем – это десятая часть нанометра, то есть 0,26 нанометров. Например, вам нужна молекула, которая перевела бы раствор в состояние коллоида. Здесь нужно мыслить трехмерно. В трех измерениях вы могли бы разместить много атомов цезия в пределах сферы диаметром 2 нанометра. Цезий не связывается таким способом, но я думаю, вы получили представление о том, что порядка от 20 до 30 атомов может быть в этой молекуле. Вообще-то, даже больше, особенно если у вас очень маленькие атомы, такие как водород. Следующий вопрос: как измерять все эти вещи? Имеется много различных способов измерения концентрации. Вообще-то мы уже использовали один из них, который представляет мольную долю. Мольная доля. Это количество молей растворенного вещества, деленное на количество молей всего раствора... количество молей всего раствора. Или молей растворенного вещества плюс молей растворителя. Мы делали это, когда решали задачи на парциальное давление. Потому что для определения парциального давления какого-нибудь газа вы просто определяли, каково общее давление, и затем вы говорили, какова мольная доля, скажем, кислорода в смеси. Затем вы умножаете это на парциальное давление и получаете мольную долю. В химии часто используются следующие термины (и так как эти слова очень похожи, они могут несколько запутать): молярность, не путать с моральностью... однажды я сделаю видеоурок на эту тему, когда разберусь в ней... и моляльность. Смотрите, не запутайтесь. Моляльность. Молярность звучит так, как будто это правильное слово, потому что оно очень похоже на моральность, и в нем есть корень слова «молярный», которое для меня более понятное чем слово «моляльный». Но молярность, насколько я понимаю, не очень хорошая единица измерения, потому что это число молей растворенного вещества... вещества, которое вы растворяете в чем-либо, деленное на литры раствора. Причина, почему мне не очень нравится молярность... И вы увидите, что моляльность вообще-то, по крайней мере, на мой взгляд, более полезна. Но причина, по которой мне не нравится вот это, состоит в том, что количество литров раствора не постоянно. Оно меняется, верно? Мы уже изучали эти вопросы. Вы знаете, что PV равняется nRT. Объем, единицей измерения которого и являются литры, может меняться при изменении давления и температуры. Так что молярность будет изменяться при изменении давления и температуры для того же самого раствора. Если вы просто возьмете раствор, например, в Денвере, а затем такой же в Долине Смерти, молярность этого раствора будет разной. Так что, по мне, это неудобная мера концентрации. Моляльность, с другой стороны – это моли растворенного вещества. Так что числитель в обоих случаях – это фактически количество частиц имеющегося у нас растворенного вещества, количество частиц, которое у нас имеется, деленное на массу растворителя или на килограммы того, в чем мы вещество растворили. Причина, почему этот термин лучше, состоит в том, что куда бы вы ни отправились, в Денвер или в Долину Смерти, моли не изменятся, хотя они здесь тоже не изменяются. И масса не изменится. Итак, давление, объем и температура могут изменяться, но масса не изменится, если только вы не добавите больше или меньше растворителя. Эта мера концентрации, как мне кажется, лучше. И я объявлю небольшой конкурс в этом видеоуроке. Придумайте, пожалуйста, хороший способ, как запомнить разницу между моляльностью и молярностью. Потому что, честно говоря, мне кажется, что это одни из самых, нет не сложных... Их определения очень просты. Но я думаю, что многие люди путаются, особенно на первом и втором году курса химии. Если кто-то спросит: «А какая разница между моляльностью и молярностью?» Вы, возможно скажете: «О, была разница, связанная с объемом и массой, но я забыл где что». Поразмышляйте, пожалуйста, как легче запомнить отличие между этими двумя понятиями. Увидимся. Subtitles by the Amara.org community

История написания

Михаил Васильевич Ломоносов написал «Введение в истинную физическую химию» в то время, когда читал курс физической химии студентам Академии наук в 1752 году. Данная работа представляет собой рукописи этого курса .

15 мая 1752 года в Канцелярию Академии наук поступило отношение конференции, согласно которому Ломоносов «письменно собранию представил, какие лекции химические он студентам давать и опыты химические делать намерен ». Когда именно начался курс неизвестно. В мае Михаил Васильевич ещё собирался его начать, а в отчёте о своих занятиях за сентябрь 1752 года он пишет, что «читал химические лекции для студентов, показывая при том химические эксперименты ». В своей монографии «Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова» советский химик и историк химии Борис Николаевич Меншуткин предполагает, что, возможно, начало лекций совпало с началом нового учебного года - 11 июля. По словам Ломоносова, он диктовал студентам и толковал сочинённые им к физической химии «пролегомены на латинском языке , которые содержатся на 13 листах в 150 параграфах со многими фигурами на шести полулистах ». Лекции Ломоносова в академии продолжались до 1753 года, как писал сам Михаил Васильевич, «имеют оные быть окончены около майя месяца сего 1753 года » .

«Введение в истинную физическую химию» - это первая часть учебника, который намеревался написать Михаил Васильевич. Перед началом работы над текстом учёным был составлен план курса, согласно которому должно было быть три части: «Введение», «Физической химии часть опытная» и «Физической химии часть теоретическая». По плану, в первой части предусмотрено изложение общих вопросов курса. Опытная часть должна была рассматривать опыты над различными видами веществ (тела соляные , смешанные воспламеняющиеся , соки , металлы , полуметаллы , земли и камни). Теоретическую часть планировалось посвятить вопросам о свойствах и изменениях смешанных тел (химических соединений), атомистике и рассмотрению на этой основе теоретических вопросов химии основных классов веществ . Вторая часть учебника, названная «Опыт физической химии, часть первая, эмпирическая», представляет собой недописанный труд Ломоносова 1754 года и состоит из конспективного наброска двух первых глав. Третья часть о теоретической физической химии так и не была написана .

Структура и содержание

Сохранившийся текст работы содержит 5 первых законченных глав, 6-ю главу, обрывающуюся на 138-м параграфе, и несколько не пронумерованных параграфов 9-й главы :

1. О физической химии и её назначении (§ 1-8) 2. О частных качествах смешанных тел (§ 9-30) 3. О средствах, которыми изменяются смешанные тела (§ 31-51) 4. О химических операциях (§ 52-107) 5. О родах смешанных тел (§ 108-129) 6. О химической лаборатории и посуде (§ 130-137) 9. О способе изложения физической химии

Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях.

Глава 1. «О физической химии и ее назначении». § 1

Первая глава «О физической химии и её назначении» начинается с определения физической химии. Именно в данном своем труде Ломоносов впервые дал определение этому термину, хотя в более ранних своих работах он писал о необходимости соединения физики и химии: «возможно соединить физические истины с химическими и тем самым успешнее познать сокрытую природу тел » . Далее ученый разделяет понятия физической и технической химии, в которую входит «всё, относящееся к наукам экономическим , фармации , металлургии , стекольному делу и т. д. ». В этой же главе он, согласно Роберту Бойлю , разделяет качества тел на «общие» и «частные». К общим Михаил Васильевич относит массу , фигуру , движение или покой, местоположение каждого ощутимого тела, а к частным - цвет , вкус , целебные силы, сцепление частей. В 5-7 параграфах Ломоносов дает определение терминам «смешанное тело», «составляющие», «начало», «частицы начала» и другим. Последний параграф главы даёт объяснение задачи химии, которая заключается в исследовании состава тел и выделении начал .

Глава «О частных качествах смешанных тел», описывает частные качества тел и показывает их зависимость от сочетания частиц, входящих в состав корпускул тела. Затем Ломоносов даёт определения твердого и жидкого тел , отмечая, что в зависимости от различия в сцеплении частиц первые могут быть жесткими или ковкими , а вторые - густыми или тонкими. Другие свойства тел зависят от того, как они воспринимаются зрением - это прозрачность , полупрозрачность и непрозрачность , блеск и цвет. При этом все цвета, как считал Ломоносов, состоят из красного, жёлтого, и синего и различаются по вкусу и запаху .

В третьей главе «О средствах, которыми изменяются смешанные тела» рассматриваются средства, с помощью которых можно изменять состав и свойства смешанных тел, уничтожая сцепление между частицами. Наилучшим таким средством, по мнению Михаила Васильевича, является огонь : «нет ни одного тела в природе, которого внутренние части были бы недоступны ему и взаимную связь которого он не мог бы разрушить ». Далее Ломоносов пишет, что вода и воздух , в отличие от огня, могут «изменять сцепление между частицами» .

В главе четвёртой «Введения…» автор дает систематику химических операций, в которой он, в отличие от своих предшественников, характеризует операции не по внешним признакам или средствам воздействия, а по изменениям совершающимся с «составными частями тел», приводя перечень общих химических операций, в состав которых входят разрыхление, уплотнение, растворение , осаждение , дигерирование и возгонка .

В пятом разделе - «О родах смешанных тел», Ломоносов дает характеристику тел и их разнообразных классов. Так, он делит тела на органические и неорганические и классифицирует смешанные тела по родам: состоящих из солей и соляных спиртов , сернистых тел, соков, металлов, полуметаллов, земель и камней .

В неоконченной шестой главе Ломоносов описывает типичные химическую лабораторию и лабораторную посуду , а в девятой - дает указания о способе изложения курса физической химии .

Критика

Николай Александрович Фигуровский в статье «Труды М. В. Ломоносова по физике и химии» пишет, что «Введение в истинную физическую химию» представляет собой «весьма обстоятельный труд, содержащий изложение основных вводных положений теоретической (физической) химии, предназначенный для учащихся к глубокому изучению химии», а сам Ломоносов «выступает здесь как новатор науки, убежденный материалист и противник всякой мистики и фантазии» . В книге «Очерк общей истории химии» (1969) Фигуровский, опираясь на текст «Введения…», отмечает, что Ломоносов, «считал основной задачей химии теоретическое объяснение явлений, а под физической химией понимал

ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ - раздел химии, посвященный изучению взаимосвязи химических и физических явлений в природе. Положения и методы Ф. х. имеют важное значение для медицины и медико-биологических наук, методы Ф. х. используются для изучения жизненных процессов как в норме, так и при патологии.

Основными предметами изучения Ф. х. являются строение атомов (см. А том) и молекул (см. Молекула), природа хим. связей, хим. равновесие (см. Равновесие химическое) и кинетика (см. Кинетика химическая, Кинетика биологических процессов), катализ (см.), теория газов (см.), жидкостей и растворов (см.), структура и хим. свойства кристаллов (см.) и полимеров (см. Высокомолекулярные соединения), термодинамика (см.) и тепловые эффекты хим. реакций (см. Термохимия), поверхностные явления (см. Детергенты, Поверхностное натяжение, Смачивание), свойства р-ров электролитов (см.), электродные процессы (см. Электроды) и электродвижущие силы, коррозия металлов, фотохим. и радиационные процессы (см. Фотохимические реакции, Электромагнитное излучение). Большинство теорий Ф. х. базируется на законах статики, квантовой (волновой) механики и термодинамики. При изучении поставленных проблем в Ф. х. широко применяют различные сочетания экспериментальных методов физики и химии, так наз. физ.-хим. методы анализа, основы к-рых были разработаны в 1900-1915 гг.

К наиболее распространенным фи-зико-химическихм методам второй половины 20 в. относятся электронный парамагнитный резонанс (см.), ядерный магнитный резонанс (см.), масс-спектрометрия (см.), использование эффекта Мессбауэ-ра (ядерный гамма-резонанс), радиоспектроскопия (см. Спектроскопия), спектрофотометрия (см.) и флюориметрия (см.), рентгеноструктурный анализ (см.), электронная микроскопия (см.), улыпрацентрифу-гирование (см.), газовая и жидкостная хроматография (см.), электрофорез (см.), изоэлектрическое фокусирование (см.), полярография (см.), потенциометрия (см. Потенциометрическое титрован ие), кондуктомет-рия (см.), осмометрия (см. Осмотическое давление), эбулли ометрия (см.) и др.

Термин «физическая химия» впер-вые появился в трудах нем. алхимика Кунрата (H. Kuhnrath, 1599), однако долгое время смысл, вкладываемый в этот термин, не соответствовал истинному его значению. Задачи Ф. х., близкие к их современному пониманию, впервые сформулировал М. В. Ломоносов в курсе «Введение в истинную физическую химию», прочитанном им в 1752 г. студентам Петербургской акадехмии наук: физическая химия, по М. В. Ломоносову, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при хим. реакциях. Систематическое преподавание Ф. х. было начато с 1860 г. в Харьковском ун-те H. Н. Бекетовым, к-рый впервые на естественном ф-те этого ун-та организовал физико-химическое отделение. Вслед за Харьковским ун-том преподавание Ф. х. было введено в Казанском (1874), Юрьевском (1880) и Московском (1886) ун-тах. С 1869 г. начинает выходить журнал Русского физико-химического об-ва. За рубежом кафедра физической химии впервые была учреждена в Лейпциге в 1887 г.

Формирование Ф. х. как самостоятельной научной дисциплины связано с атомно-молекулярным учением, т. е. прежде всего с открытием в 1748-1756 гг. М. В. Ломоносовым и в 1770-1774 гг. А. Лавуазье закона сохранения массы веществ при хим. реакциях. Работы Рихтера (J. В. Richter, 1791 - 1802), открывшего закон паев (эквивалентов), Пруста (J. L. Proust, 1808), открывшего закон постоянства состава, и др. способствовали созданию в 1802-1810 гг. Дж. Дальтоном атомной теории и открытию закона кратных отношений, устанавливающего закономерности образования хим. соединений. В 1811 г. Авогадро (A. Avogadro) ввел понятие «молекула», связывающее атомную теорию строения вещества с законами идеальных газов. Логическим завершением формирования атомистических взглядов на природу материи явилось открытие Д. И. Менделеевым в 1869 г. периодического закона хим. элементов (см. Периодическая система химических элементов).

Современное представление о строении атома сложилось в начале

20 в. Наиболее важными вехами на этом пути являются экспериментальное открытие электрона и установление его заряда, создание квантовой теории (см.) Планком (М. Plank) в 1900 г., работы Бора (N. Bohr, 1913), предположившего существование у атома электронной оболочки и создавшего его планетарную модель, и другие исследования, послужившие подтверждением квантовой теории строения атома. Завершающим этапом формирования современных представлений о строении атома явилась разработка квантовой (волновой) механики, с помощью методов к-рой в последующем удалось объяснить природу и направленность хим. связей, теоретически рассчитать физ.-хим. константы простейших молекул, развить теорию межмолекулярных сил и др.

Первоначальное развитие хим. термодинамики, изучающей законы взаимных превращений различных форм энергии в равновесных системах, связано с исследованиями Карно (S. Carnot) в 1824 г. Дальнейшие работы Майера (R. Mayer), Джоуля (J. Joule) и Г. Гельмгольца привели к открытию закона сохранения энергии - так наз. первого начала, или первого закона термодинамики. Введение Клаузиусом (R. Clausius) в 1865 г. понятия «энтропия» как меры свободной энергии, привело к разработке второго закона термодинамики. Третий основной закон термодинамики был выведен из тепловой теоремы Нернста об асимптотическом сближении свободной энергии и теплосодержания системы, в 1907 г. Эйнштейн (A. Einstein) составил уравнение теплоемкости простых гармонических осцилляторов, а в

1911 г. Планком был сделан вывод: энтропия чистых веществ при абсолютном нуле равна нулю.

Начало самостоятельному существованию термохимии - науки о тепловых эффектах хим. реакций, было положено трудами Г. И. Гесса, установившего в 1840 г. закон постоянства сумм теплоты. Большое значение для развития термохимии имели труды Бертло (Р. E. М. Berthelot), к-рый разработал калориметрические методы анализа (см. Калориметрия) и открыл принцип максимальной работы. В 1859 г. Кирхгоф (H. Kirch-hoff) сформулировал закон, связывающий тепловой эффект реакции с теплоемкостями реагирующих веществ и продуктов реакции. В 1909-

1912 гг. Нернст (W. H. Nernst), Эйнштейн и Дебай (P. Debye) разработали теорию квантовой теплоемкости.

Развитие электрохимии, занимающейся изучениехМ связи между химическими и электрическими явлениями и исследованием действия электрического тока на различные вещества в р-рах, связано с созданием Вольтой (A. Volta) в 1792-1794 гг. гальванического элемента. В 1800 г. появились первые работы Никольсо-на (V. Nicolson) и Карлейля (А. Каг-leil) по разложению воды, а в 1803- 1807 гг. работы И. Берцелиуса и Ги-зингера (W. Hisinger) об электролизе (см.) р-ров солей. В 1833-1834 гг. Фарадей (М. Faraday) сформулировал основные законы электролиза, связывающие выход электрохим. реакций с количеством электричества и хим. эквивалентами веществ. В 1853-1859 гг. Гитторф (J. W. Hittorf) установил зависимость между электрохим. действием и подвижностью ионов, а в 1879 г. Кольрауш (F. W. Kohlrausch) открыл закон независимого движения ионов (см.) и установил связь между эквивалентной электропроводностью и подвижностью катионов и анионов. В 1875 - 1878 гг. Гиббс (J. VV. Gibbs) и в 1882 г. Г. Гельмгольц разработали математическую модель, связывающую электродвижущую силу гальванического элемента с внутренней энергией хим. реакций. В 1879 г. Г. Гельмгольц создал учение о двойном электрическом слое. В 1930-1932 гг. Фольмер (М. Vol-mer) и А. Н. Фрумкин предложили количественную теорию электродных процессов.

Начало учению о растворах было положено работами Гассенфратца (J. H. Hassenfratz, 1798) и Ж. Гей-Люссака (1819) о растворимости солей. В 1881 -1884 гг. Д. П. Коновалов заложил научные основы теории и практики перегонки р-ров, а в 1882 г. Рауль (F. М. Raoult) открыл закон понижения температуры замерзания растворов (см. Криометрия). Первые количественные измерения осмотического давления (см.) были произведены в 1877 г. Пфеффером (W. F. Ph. Pfeffer), а в 1887 г. Я. Вант-Гофф создал термодинамическую теорию разбавленных р-ров и вывел уравнение, связывающее осмотическое давление с концентрацией р-ра, его объемом и абсолютной температурой. С. Аррениус в 1887 г. сформулировал теорию электролитической диссоциации и ионизации солей в р-рах (см. Электролиты), а Нернст в 1888 г.- осмотическую теорию. Оствальд (W. Ostwald) обнаружил закономерности, связывающие степень диссоциации электролита с его концентрацией. В 1911 г. Доннан (F. G. Don-пап) создал теорию распределения электролитов по обе стороны полупроницаемой мембраны (см. Мембранное равновесие), к-рая нашла широкое применение в биофизической химии (см.) и коллоидной химии (см.). В 1923 г. Дебай и Гюккель (E. Huckel) разработали статистическую теорию сильных электролитов.

Развитие учения о кинетике хим. реакций, равновесии и катализе началось с работ Вильгельми (L. Wil-helmy), создавшего в 1850 г. первую количественную теорию хим. реакций, и Вильямсона (A. W. Williamson), представившего равновесие как состояние равенства скоростей прямой и обратной реакций. Понятие «катализ» было введено в физическую хихмию И. Берцелиусом в

1835 г. Основные принципы учения

о хим. равновесии были сформулированы в трудах Бертолле (С. L. Вег-thollet). Начало динамической теории равновесий положено работами Вильямсона и Клаузиуса, принцип подвижного равновесия разработан Я. В ант-Гоффом, Гиббсом и Ле Ша-телье (H. Le Chatelier). Бертло и Пеан-сен-Жиль (L. Pean-saint-Gilles) установили связь между скоростью реакции и состоянием равновесия. Основной закон хим. кинетики о пропорциональности скорости реакции произведению активных масс (т. е. концентраций) реагирующих веществ - закон действующих масс - был сформулирован в 1864-1867 гг. Гульдбергом (С. М. Guldberg) и Ваа-ге (P. Waage). В 1893-1897 гг. А. Н. Бах и Энглер (К. Engler) создали перекисную теорию медленного окисления (см. Перекиси), в 1899- 1904 гг. Абегг (R. Abegg) и Бодлендер (H. Bodlander) развили представление о валентности как способности атома принимать или отдавать электроны, в 1913-1914 гг. Л. В. Писар-жевский и С. В. Дайн разработали электронную теорию окислительно-восстановительных реакций (см.). В 1903-1905 гг. Н. А. Шилов предложил теорию сопряженных реакций, а в 1913 г. Боденштейн (М. Во-denstein) открыл цепные реакции (см.), теоретические основы протекания к-рых были разработаны в 1926 -1932 гг. H. Н. Семеновым и Хиншелвудом (С. N. Hinsheiwood).

Явление радиоактивного распада атомов (радиоактивности) было открыто в 1896 г. А. Беккерелем. С тех пор изучению радиоактивности (см.) уделяется большое внимание и в этой области достигнуты существенные успехи, начиная с искусственного расщепления атомов и кончая разработками по управляемому термоядерному синтезу. Среди проблем Ф. х. необходимо выделить изучение влияния на молекулы гамма-излучений (см.), потока частиц высоких энергий (см. Альфа-излучение, Ясс-мическое излучение, Нейтронное излучение, Лротонное излучение), лазерного излучения (см. Лазер), а также изучение реакций в электрических разрядах и низкотемпературной плазме (плазмохимия). Успешно развивается физ.-хим. механика, исследующая влияние поверхностных явлений на свойства твердых тел.

Один из разделов Ф. х.- фотохимия (см.), изучает реакции, протекающие при поглощении веществом световой энергии от внешнего источника излучения.

В Ф. х. нет такого раздела, к-рый бы не имел значения для медико-биол. дисциплин и в конечном счете для практической медицины (см. Биофизическая химия). Физ.-хим. методы позволяют изучать живую клетку и ткани in vivo, не подвергая их разрушению. Не меньшее значение для медицины имеют физ.-хим. теории и представления. Так, учение об осмотических свойствах р-ров оказалось чрезвычайно существенным для понимания водного обмена (см. Водно-солевой обмен) у человека в норме и при патологии. Создание теории электролитической диссоциации существенно повлияло на представление о биоэлектрических явлениях (см.) и положило начало ионной теории возбуждения (см.) и торможения (см.). Теория кислот, и оснований (см.) дала возможность объяснить постоянство внутренней среды организма и послужила основой для изучения кислотно-щелочного равновесия (см.). Для понимания энергетики жизненных процессов (напр., функционирования АТФ) широко используют исследования, осуществляемые с помощью методов хим. термодинамики. Развитие физ.-хим. представлений о поверхностных процессах (поверхностном натяжении, смачивании и др.) существенно для понимания реакций клеточного иммунитета (см.), распластывания клеток на неклеточных поверхностях, адгезии и др. Теория и методы хим. кинетики являются основой для изучения кинетики биологических, прежде всего ферментативных, процессов. Большую роль в понимании сущности биол. процессов играет изучение биолюминесценции, хемолюминесценции (см. Биохемилюминесценция), использование люминесцирующих антител (см. Иммунофлюоресценция), флюо-р охр омов (см.) и др. для изучения свойств тканевой и субклеточной локализации белков, нуклеиновых к-т и др. Физ.-хим. методы определения интенсивности основного обмена (см.) чрезвычайно важны при диагностировании многих заболеваний, в т. ч. эндокринных.

Необходимо отметить, что изучение физ.-хим. свойств биол. систем и процессов, протекающих в живом организме, дает возможность глубже заглянуть в суть и выявить специфику живой материи и этих явлений.

Основными исследовательскими центрами в области физической химии в СССР являются научно-исследовательские ин-ты АН СССР, ее филиалов и отделений, АН союзных республик: Физико-химический ин-т им. Л. Я. Карпова, Ин-т физической химии, Ин-т химической физики, Ин-т новых химических проблем, Ин-т органической и физической химии им. А. Е. Арбузова, Ин-т катализа, Ин-т химической кинетики и горения, Ин-т физической химии АН УССР и др., а также соответствующие кафедры в ун-тах.

Основными печатными органами, систематически публикующими статьи по Ф. х., являются: «Журнал физической химии», «Кинетика и катализ», «Журнал структурной химии», «Радиохимия», «Электрохимия». За рубежом статьи по Ф. х. печатаются в «Zeitschrift fiir physi-kalische Chemie», «Journal of Physical Chemistry», «Journal de chimie physique et de physico-chimie bio-logique».

Библиогр.: Бабко А. К. и др.

Физико-химические методы анализа, М., 1968; Киреев В. А. Курс физической химии, М., 1975; Мелвин-Хьюз

Э. А. Физическая химия, пер. с англ., т. 1 - 2, М., 1962; Николаев Л. А. Физическая химия, М., 1972; Развитие

физической химии в СССР, под ред. Я. И. Герасимова, М., 1967; Соло

вьев Ю. И. Очерки по истории физической химии, М., 1964; Физическая

химия, Современные проблемы, под ред. Я. М. Колотыркина, М., 1980.

Периодические издания - Журнал структурной химии, М., с 1960; Журнал физической химии, М., с 1930; Кинетика и катализ, М., с 1960; Радиохимия, М.- Л., с 1959; Электрохимия, М., с 1965; Journal de chimie physique et de physico-chimie biologique, P., с 1903; Journal of Physical Chemistry, Baltimore, с 1896; Zeitschrift fiir physikalische Chemie, Lpz., с 1887.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Курганский государственный университет

ХРЕСТОМАТИЯ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Часть II

ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ

Курган 2006

Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть II. Химия, Биология / Сост. ст.преп. Е.Н.Костылев, ст.преп. Л.Ф.Остроухова, канд.филос.наук, доц. Н.Г.Юровских. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 134 с.

Печатается по решению учебно-методического совета Курганского государственного университета

Рецензенты: кафедра философии и истории КСХА им.Т.С.Мальцева (зав.кафедрой канд.филос.наук, доц.Л.Х.Цибаев); канд.филос.наук, доц., зав.кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Курганского института государственной и муниципальной службы В.Г.Татаринцев.

В хрестоматии представлены фрагменты, взятые из книг и статей известных западных и отечественных ученых в области химии и биологии, осмысление которых поможет студентам при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по учебному курсу «Концепции современного естествознания»

Отв.редактор: канд.филос.наук, проф., зав.кафедрой философии И.Н.Степанова.

© Курганский

государственный

университет, 2006.

I. химия

Учение о составе вещества

М.В.Ломоносов. Труды по физике, химии и корпускулярной философии

Введение в истинную физическую химию

Гл.1. О физической химии и ее назначении

Химическая наука рассматривает качества и из­менения тел. Качества бывают двоякого рода, а именно, одни возбуж­дают у нас точно различимое представление, другие - только ясное. Первого рода качества - масса, фигура, движение или покой и место­положение каждого ощутимого тела; второго рода - цвет, вкус, целеб­ные силы, сцепление частей и т. д. Первые и воспринимаются взором и определяются геометрическими и механическими законами, предме­том которых они являются; причина же последних лежит в частях, недоступных остроте зрения, потому сами качества не могут быть определены геометрически и механически без помощи физической химии. Первые по необходимости присущи всем телам, вторые - только некоторым. Поэтому мы считаем целесообразным по почину Бойля называть первые качества общими, вторые - частными. Смешанное тело - это такое, которое состоит из двух или несколь­ких разнородных тел, соединенных друг с другом так, что любая чув­ствительная часть этого тела совершенно подобна любой другой егочасти в отношении частных качеств. Так, огнестрельный порох состоит из селитры, серы и угля - разнородных тел, и любая часть его, до­ступная чувствам, совершенно подобна любой другой части цветом, сцеплением частей, взрывной силою и т. д. Тела, составляющие сме­шанное тело, как здесь селитра, сера и уголь, называются составляю­щими.



Составляющие нередко сами являются смешанными телами, состоя­щими из других разнородных тел. Составляющие такого рода мы называем составляющими второго по­рядка; а если они, в свою очередь, смешанные тела, то составляющие их мы именуем составляющими третьего порядка. Таким путем нельзя, однако, идти до бесконечности, но должны в конце концов существо­вать составляющие, в которых нельзя отделить друг от друга никаки­ми химическими операциями или различить рассуждением разнород­ные тела; поэтому такого рода составляющие мы обозначаем как по­следние, или - на языке химиков - как начала.

Так как смешанное тело в любой чувствительной частице подобно самому себе, то, следовательно, любая чувствительная частица его состоит из одних и тех же составляющих, поэтому в смешанном теле должны существовать частицы, которые, если подвергнутся даль­нейшему делению, распадаются на разнородные частицы тел, из которых состоит смешанное тело. Первые частицы мы называем частицами смешанного тела, вторые - частицами составляющих. Представляет­ся уместным назвать частицы последней составляющей - частицами начала.

Из определения смешанного тела и примеров явствует, что от сме­шения разнородных тел происходят различные качества и явления, что поэтому для объяснения частных качеств тел и их изменений обязательно требуется познание их состава. Отсюда задача химии - исследовать как состав доступных чувствам тел, так и то, из чего впер­вые образуются составные тела,- именно начала.



Гл.2. О частных качествах смешанных тел

На первом месте надо поставить те качества смешанных тел, кото­рые зависят от различного сцепления частиц, ибо никакое изменение смешения в химии не может воспоследовать без изменения сцепления частиц.

От различного сцепления частиц прежде всего происходят тела твердые и жидкие. Твердое тело - то, которого фигура не может изменяться без внешней силы, а жидкое - то, части которого, от собст­венной тяжести, скользят друг около друга и которое образует верх­нюю поверхность, параллельную горизонту, а остальным своим частям придает фигуру содержащей это тело полости.

Твердые тела бывают жесткие или ковкие. Жесткие тела под влиянием ударов распадаются на части; ковкие поддаются ударам не ломаясь и вытягиваются в полосы и проволоки. В обоих случаях сопро­тивление различается соответственно сцеплению между частицами, и его никаким образом нельзя определить, так как степени его беско­нечно многочисленны.

Жидкое тело бывает либо густым, либо тонким. Топкое при измене­нии фигуры полости, заключающей его, быстро следует за поверх­ностью полости, а густое - медленно. Первого рода тело - вода, вто­рого - смола, мед и т. д.

Кроме того, физики различают жидкость и текучее тело. Жидкостью они называют то тело, которое течет и у которого частицы взаимно связаны; оно образует капли, как вода. Текучим же в собственном смысле они именуют тело, частицы которого скользят, свободные от взаимного сцепления. Такого рода тело есть алебастр, обратившийся в порошок во время обжигания.

Представляется правдоподобным, что если и не всегда, то в твердых телах упругость обусловлена главным образом сцеплением частей. Упругость есть то качество тел, в силу которого фигура их, измененная внешним давлением, восстанавливается в первоначальную: таковы нити железные, стеклянные и т. д.

Как упругость твердых тел происходит главным образом от сцепле­ния частиц, так от самого свойства упругости твердых тел зависит их звонкость, которая определяется как ощутительная продолжительность звука после нанесения удара телу.

После качеств, зависящих от различия в сцеплении частиц, надо поставить на ближайшее место те, которые действуют на чувство зре­ния: этого требуют как благородство соответствующего органа чувства, так и почти бесконечное разнообразие этих качеств.

Прежде всего глаз отличает непрозрачное тело от прозрачного. Не­прозрачное тело - это такое, которое, будучи помещено между глазом и каким-либо предметом, не позволяет изображению последнего вос­производиться в глазе. Тело называется прозрачным, если, помещен­ное между глазом и предметом, оно пропускает изображение его к глазу ясным и отчетливым. Первого рода тела - мраморы, металлы и т. д., второго - вода, кварц и подобные им.

Прозрачные и непрозрачные тела бывают гладкие или шерохова­тые. Тело гладко, если оно дает в себе изображение поднесенного к нему предмета; шероховатые тела этого не дают. Под гладкими по­нимаем здесь те тела, которые приобретают без посредства человече­ского труда гладкую поверхность, как вода, лед, ртуть, стекла прозрач­ные и непрозрачные; или шероховатую, как мрамор в месте излома, сухая глина и т. п.

Для цветов, которыми тела действуют на наши глаза, нельзя ни дать определений, ни перечислить их разновидностей. Но вполне не­сомненно, что существуют некоторые цвета, происходящие из других, смешанных друг с другом, и такие, которых этим способом получить нельзя. Так можно составить оранжевый цвет из красного и желтого, зеленый - из желтого и синего, фиолетовый - из синего и красного, но что красный, желтый и синий нельзя создать ни из каких других, это ясно показывает как смешивание окрашенных порошков, так и слияние солнечных лучей. Поэтому красный, желтый и синий цвета мы назы­ваем простыми, а все остальные цвета, кроме черного, который вообще не есть цвет,- смешанными.

После того, что открыто чувству глаз, идет то, что различается ощущением языка, именно различные вкусы. Имеющими вкус назы­ваются тела, причиняющие языку приятное или неприятное ощуще­ние; безвкусными - не причиняющие такового. Главные и более отчетливые вкусы таковы: 1) кислый, как в уксусе; 2) едкий, как в винном спирте; 3) сладкий, как в меде; 4) горький, как в смоле; 5) соленый, как в соли; 6) острый, как в редьке; 7) терпкий, как в не­зрелых плодах.

Запахи, действующие на обоняние, по большей части совмещаются со вкусами, так, например, то, что имеет кислый вкус, действует и на нос кислым запахом.

Нам остается сказать кое-что о тех внутренних свойствах смешан­ных тел, которые могут быть природными или искусственно вызван­ными,- каковы способности притягивать, отталкивать, производить блуждающие огни, самопроизвольно загораться и т. д., а также лекар­ственные или ядовитые силы.

Гл.3. О средствах, которыми изменяются смешанные тела

Смешанные тела изменяются от прибавления или потери одной или нескольких составляющих. При этом необходимо, чтобы каждая корпускула смешанного тела приобрела или потеряла одну или не­сколько корпускул составляющих. А это не может произойти без изме­нения связи частиц; поэтому необходимы силы, которые могли бы уничтожить сцепление между частицами. Легче всего такое действие производит огонь: нет ни одного тела в природе, которого внутренние части были бы недоступны ему и взаимную связь частиц которого он помог бы разрушить.

Пять обстоятельств химик особенно должен наблюдать относитель­но огня: 1) степень напряженности, 2) отношение его к телу, подвер­гаемому его действию, 3) продолжительность во времени, 4) скорость поступательного движения, 5) форму его.

Уничтожив или ослабив или каким бы то ни было образом изменив силу сцепления между частицами смешанных тел, огонь не может больше ничего сделать, если не окажут содействия вода или воздух, раздельно или совместно; они удаляют друг от друга, переносят и об­менивают местами освободившиеся от взаимной связи частицы. Итак, огню свойственно изменять сцепление между частицами, а воздуху и воде - их расположение. Таким образом, первый - как бы орудие, авторые два - носители.

Воздух соединяется со смешанными телами двояким образом: или обтекая их и налегая на их поверхность, или занимая поры их. В последнем случае его надо назвать внутренним, в первом - наружным. Влияние и того и другого на химические явления немалое.

Наружный воздух, как находясь в неподвижности у поверхности тела, нередко изменяет состав тела, после перемещения собственных частиц последнего при помощи огня,- так и находясь в движении, приводит к нему посторонние частицы, приносимые с собою, или уно­сит с собою оторванные собственные частицы тела, или производит одновременно и то и другое. И чем быстрее движение воздуха, тем больше приходит посторонних частиц или уходит собственных частиц тела.

Частицы, которые приносит движущийся воздух смешанному телу, или берутся из самой атмосферы, или искусственно доставляются хи­миком. Первые различаются в зависимости от погоды, природы и по­ложения места, населенности его и нахождения вблизи фабричных заведений; вторые зависят от природы горючего, применяемого для поддерживания огня, или от природы тела, специально взятого для опыта. Необходимо, чтобы химик был в обоих случаях осмотрителен: 1) чтобы не считал одинаковым действие воздуха болотистых мест летней порою или мест, но соседству с которыми выжигается много серы из металлов, и действие более сухого и чистого воздуха; от взаимного сцепления, рассеиваются, и внутренний воздух смеши­вается с наружным, более тонкие частицы должны улетать из смешан­ного тела, и отсюда должны воспоследовать значительные изменения качеств.

Затем, внутренний воздух, освободившийся из распавшихся тел и наполненный тонкими парами, нередко занимает поразительно гро­мадное пространство и обладает большой силой воздействия на встре­чаемые препятствия. 2) чтобы не принимал того, что присоединилось из горючего материала или из другого соседнего тела, за присущее самому телу.

Опыт показывает, что существует несколько видов воды, различаю­щихся находящимися в них телами. У дождевой воды наблюдаются одни свойства, у речной - другие, у родниковой - третьи. Когда дождь с высоты падает через атмосферу, то принимает в себя встре­чающиеся сернистые и соляные пары. Поэтому если вода постоит ле­том несколько дней на солнце, то производит зеленеющую тину; она доставляет также пищу растениям и т. д. Речная вода содержит соля­ные частицы, вымытые из земли, из бродящих, гниющих и сгоревших тел, принесенные текущими отовсюду ручьями; много этих частиц обна­руживается в остатке, когда чистый водяной пар от теплоты рассеял­ся в воздухе. Родниковая вода очень часто, почти всегда, несет с собою растворенные в горах минералы, которые нередко можно открыть по вкусу, иногда даже по запаху.

Из природных вод чище прочих приготовленная из снега, не загрязнен­ного пылью, особенно из того, который падает после жестокого мороза при тихой погоде, ибо поверхность земли, скованная свирепостью зимы и покрытая снегом, испускает соляные и горючие пары, как летом. На втором месте стоит речная вода, текущая подо льдом в средине зимы. Третье место занимает дождевая вода. Прочие воды нельзя применять без исследования и очищения.

Действие, производимое водою при изменении состава тел, еще значительно усугубляется оттого, что она сама в очень многих телах - главнейшая составная часть, так что после ее удаления они совершенно меняют свой вид. Поэтому вода, применяемая в качестве средства, должна строго различаться от той, которая существует в самом теле как составная часть и имеет немалое значение среди остальных состав­ных частей, вместе с которыми она образует смешанное тело.

Химические операции - это способы, которыми при содействии химических средств изменяются смешанные тела, поскольку они явля­ются смешанными. При помощи этого определения мы можем легко различить, какие химические операции - основные и главные, и ка­кие - лишь вспомогательные. А именно, первые или 1) соединяют отдельные составляющие в смешанное тело, или 2) разделяют смешан­ное тело на составляющие, или 3) одновременно делают и то и другое, или 4) изменяют отношение количества составляющих, или, наконец, 5) перемещают расположение частиц в смешении. Во всех случаях из­меняются качества частные - одно или несколько. Вторые операции не производят ничего подобного, но способствуют приготовлению тел для основных операций.

Ломоносов М.В. Избранные произведения: В 2 т. Т.1. Естественные науки и философия. – М., 1986. - С. 133-146.

«ВВЕДЕНИЕ В ИСТИННУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ХИМИЮ» , первая часть неоконченной работы Л., в которой он вслед за Р. Бойлем и впервые в России, основываясь на разрабатываемой им корпускулярной теории строения вещества, попытался дать физические объяснения ряду химических явлений. Сохранилась в рукописи на латинском языке, написанной в 1752 г. при подготовке к чтению лекций студентам Академического университета . Впервые опубликовано на латинском языке в т. VI Акад. изд., а полный русский перевод - в книге: Меншуткин, с. 388-414. Судя по сохранившимся заметкам и планам, за В. и. ф. х. должны были последовать еще две части, посвященные экспериментальной и теоретической химии. Сохранившийся текст работы содержит 5 первых законченных глав, обрывающуюся на § 138 6-ю главу и несколько непронумерованных параграфов 9-й главы. Л. дает определение физической химии как науки, которая объясняет «на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах (см. «О различии смешанных тел... ») при химических операциях». Он отличает физическую химию от технической, в которую входит «все, относящееся к наукам экономическим, фармации, металлургии, стекольному делу и т. д.». Затем Л., следуя Бойлю, разделяет качества тел на общие и частные. Первые (масса, фигура, покой или движение, месторасположение и т. п.) присущи всем телам, а вторые (твердость или жидкость, упругость, прозрачность, цвет и т. п.) - только некоторым. После этого Л. дает определения смешанного тела и «начал», к которым он относит тела, не имеющие составляющих (ныне их называют элементами). Задача химии заключается в исследовании состава тел и выделении начал. Во 2-й главе

Л. описывает частные качества тел и показывает их зависимость от сочетания частиц, входящих в состав корпускул тела. Изменение химических свойств тела может происходить только в результате изменения сцепления этих частиц в корпускулах. Затем Л. дает определения твердого и жидкого тел, отмечая, что первые могут быть жесткими или ковкими, крепкими или хрупкими, а также упругими, а вторые - только «густыми или тонкими». Эти качества зависят от различия в сцеплении частиц. Другие свойства тел воспринимаются зрением: прозрачность, полупрозрачность и непрозрачность, блеск и цвет. При этом все цвета, полагал Л., состоят из трех простых - красного, желтого (именно желтого - это Л. доказывает в «Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющем ») и синего. Кроме того, все тела различаются по вкусу (безвкусные, кислые, едкие, сладкие, горькие, соленые, острые и терпкие), а также по запаху. В 3-й главе Л. рассматривает средства, с помощью которых можно изменять состав и свойства смешанных тел, которые, как уже отмечено, зависят от сцепления частиц. Инструментом, ослабляющим или разрушающим это сцепление в любом теле на Земле, является огонь, «напряженность» которого может быть разделена на «температурные области», а последние на градусы. Вода или воздух переносят отделившиеся частицы и отдаляют их друг от друга. Далее приводятся перечень и определения различных операций (разрыхление, уплотнение, растворение, осаждение, дигерирование, возгонка), затем рассматриваются виды уплотнения тел (застывание, отвердевание, сгущение, кристаллизация, свертывание, закаливание, спекание, остекловывание, отжиг) и многие другие химические операции, а также описываются известные в то время химические вещества. В неоконченной 6-й главе Л. описывает типичные химическую лабораторию и лабораторную посуду, а в 9-й главе дает указания о способе изложения курса физической химии. Л. также был написан набросок двух глав второй части курса физической химии, посвященных опытам по растворению солей. (ПСС. Т. 2. С. 481-578, 694-699 ).

Статьи по теме