![Нейролингвистическое программирование - что это такое?](/uploads/98e80e5e6d052f8737943fb329a92aab.jpg)
Синтаксическая норма. Согласование сказуемого и подлежащего
Связь согласующихся слов с субстантивным именем (словом с предметным значением) заключается в том, что из суммы окончаний, присущих слову (имеются в виду все формоизменения данного слова - вся его парадигма), в каждом случае выбирается то, которое своим значением воспроизводит соответствующие категории главного слова - имени существительного. Необходимость той, а не иной формы зависимого слова диктуется определенной формой главного слова, т. е. при согласовании в соединение вступают определенная форма главного слова и определенная форма зависимого слова <…>
Поскольку связь согласования передается зависимым словом и специфика согласования в первую очередь зависит от зависимого слова, характеристика согласования должна идти от зависимого слова. Следует выделить три основные группы слов, различающиеся спецификой согласования.
Первая группа. К этой группе относятся слова, у которых в согласовании участвуют формы рода, числа и падежа (красный флаг, зеленая трава, чистое небо) или формы числа и падежа (красные флаги, зеленые травы, глубокие озера). Слова этой группы характеризуются тем, что все формы словоизменения выполняют функцию связи данного слова с главным. Эту группу составляют имена прилагательные и причастия в полной форме, порядковые числительные, местоименные прилагательные, числительное один. Эти слова согласуются с именами существительными (или другими субстантивными словами) и в словосочетании, и в предложении - ср.: темная ночь и Ночь темная.
Вторая группа. В нее входят слова, у которых в согласовании участвуют формы лица и числа или только числа, т. е. личные формы глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и формы глаголов повелительного наклонения. Эта связь возможна только в пределах предложения при согласовании сказуемого с подлежащим.
В сфере согласования сказуемого с подлежащим принято выделять особый вид связи - координацию. Координация, по мнению акад. В. В. Виноградова, имеет место при связи глаголов 1-го и 2-го лица с личными местоимениями: Я пишу; Ты едешь; Мы читаем; Вы поете. «Трудно сказать, что с чем согласуется в подобных случаях - форма глагола с местоимением или наоборот». Специфика подобного типа согласования заключается, на наш взгляд, в том, что сказуемое предсказывает не только грамматическую форму подлежащего, но и его лексическую характеристику, т. е. предсказывает конкретное слово, которое одно только может быть в этих случаях подлежащим: при глаголах пою, сплю, работаю и т. п. подлежащим может быть только слово я; при глаголах спим, работаем, едем - только слово мы; при глаголах спишь, сидишь и т. п.- только слово ты; при глаголах читаете, гуляете и т. п.- только вы. Значение лица в таких предложениях дублируется, поэтому подлежащее при подобных сказуемых может не употребляться без ущерба для смысла: Люблю голубой хрусталь Черного моря в штилевую погоду... (Лавренев); При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). <…>
Третья группа. Слова, у которых в согласовании участвуют формы числа и рода или только числа. В эту группу объединяются: краткие формы имен прилагательных и причастий, а также личные формы глагола прошедшего времени изъявительного наклонения и глагольные формы сослагательного наклонения. И хотя по лексико-грамматическому значению данные формы относятся к разным частям речи, однако все они в современном русском языке способны согласовываться только с именем существительным (или заменяющим его местоимением), являющимся подлежащим, и выполнять функцию сказуемого. Если подлежащее имеет форму единственного числа, то в согласовании участвуют категории рода и числа зависимого слова (ночь темна; ребенок здоров; ветер шумел; ученица читала бы...); если подлежащее имеет форму множественного числа, то в согласовании участвует только категория числа зависимого слова (ночи темны; дети здоровы; шли дожди; дома строились бы...).<…>
УПРАВЛЕНИЕ
С точки зрения формальной классификации связей слов управление определяется как такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово, обязательно или факультативно определяющее главное, употребляется в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом ". Одновременно предлагается и иное основание для определения управления - признак обязательности зависимого слова: управление - это такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже. При таком подходе связь в сочетаниях типа купить хлеба, любоваться морем квалифицируется как управление, а идти лесом, плыть к берегу, домик в лесу, бледный от испуга - как именное примыкание (именное примыкание - это то, что в традиционной грамматике определялось, как слабое управление). <…>
Управление как особый формальный способ связи слов выделяется на базе падежного изменения слов с предметным значением. К группе управляемых слов, относятся имена существительные, местоимения-существительные, количественные числительные, так как основным способом, каким данные слова включаются в текст, является постановка их в определенном падеже. Средствами выражения падежного значения при управ-, лении являются либо окончание (читаю книгу), либо предлог и окончание (забочусь о сыне), либо только предлог (иду без пальто, сижу в кафе). <…>
Однако в современном русском языке есть ряд семантических групп глаголов (со значением соединения, разделения, сопоставления), которые требуют (именно требуют) не только определенной падежной формы зависимого слова, но и определенной формы числа, т. е. в реализации связи управления участвуют формы падежа и формы числа зависимого слова. К глаголам, требующим определенной падежной формы и определенной формы числа, относятся:
1) глаголы поссорить, помирить и т. п. (помирить братьев; поссорить соседей);
2) глаголы сложить, соединить, объединить и т. п. (сложить цифры; соединить руки; объединить усилия);
3) глаголы сравнивать, сопоставлять и т. п. (сравнивать покупки; сопоставлять выводы).
Эти глаголы обозначают действия, которые направлены одновременно на несколько предметов, поэтому эти глаголы требуют, чтобы зависимые слова не только называли предметы, но и указывали на то, что их несколько, т. е. выражали значение множественного числа. Поэтому названные глаголы требуют постановки зависимого слова не только в определенном падеже, но и в определенном (множественном) числе. <…>
Управление с предлогом между (меж) также нуждается в форме множественного числа зависимого слова (или ее эквивалентах): Поселок находился между гор; Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село (Некрасов), но Между небом и землей песня раздается. <…>
ПРИМЫКАНИЕ
Примыкание - это такой способ соединения слов, который осуществляется не за счет словоизменения зависимого слова (зависимое слово не имеет форм словоизменения), а за счет лексико-грамматического значения зависимого слова, за счет его зависимой грамматической функции, его смысла, несамостоятельного характера выражаемого им грамматического отношения. <…> в примыкании вся связь осуществляется только за счет смысла. <…>
Иногда считают, что такая связь, как примыкание, устанавливается на основе внешнего соположения словоформ и возникающих при этом отношений. Но соположение словоформ (если понимать термин «соположение» как расположение рядом) не обязательный признак примыкания. Только наличие синтаксических отношений между двумя словами, из которых зависимое не имеет форм словоизменения, позволяет говорить о связи примыкания независимо от того, являются ли эти слова соположенными или нет. Так, в предложении Отвечал он по литературе уверенно, не заглядывал в записи соположенными являются наречие уверенно и глагол не заглядывал. Однако синтаксическое отношение - качественная характеристика действия устанавливается между отстоящими друг от друга словами отвечал и уверенно, именно поэтому мы констатируем между ними связь примыкания <…>Соположенность, или дистантное расположение слов (словоформ), при примыкании, так же как и при других способах связи,- чисто внешний, необязательный признак, который хотя и может быть в речевых условиях частотным, однако наличия связи и ее характера не определяет <…>
Лексико-грамматическое значение наречий как части речи состоит в выражении признака признака, т. е. признака действия и признака некоторого качества (отрывисто говорит, едет верхом, чересчур громкий, очень ярко ит. п.). Для употребления наречий в речи необходимо их сочетание с глаголами, прилагательными, наречиями же, т. е. с названиями действий и свойств, чьи признаки выражает наречие. Следовательно, зависимость наречия обусловливается его лексико-грамматическим значением. Наречие не имеет специального аффикса, который выполнял бы функцию связи наречия с другими словами. <…>
Деепричастие, так же как и наречие, не имея форм словоизменения, функционирует только как зависимое, примыкающее к глаголу слово. Зависимость деепричастия также обусловливается его лексико-грамматическим значением и особым морфологическим строением. <…>
Зависимость деепричастия имеет специфическую особенность: наличие общего действующего лица для деепричастия и глагола, к которому это деепричастие примыкает, стало непреложным законом употребления деепричастия в современном русском языке. И эта особенность дает основание говорить о двойной зависимости деепричастия: от глагола, с одной стороны, и от имени-подлежащего - с другой (см. раздел «Двойные связи»).
Инфинитив, или неопределенная форма глагола, в предложении может использоваться как в независимой, так и в зависимой позиции. Поскольку инфинитив - неизменяемая форма, связь его с главным словом осуществляется только за счет смысла, т. е. является примыканием (дайте поесть, еду учиться, желание петь).<…>
Особую группу примыкающих слов составляют неизменяемые слова иноязычного происхождения, являющиеся по своей семантике именами прилагательными (беж, само, хаки, морзе, брутто, нетто и др.). Выражая признак в отвлечении от форм рода, числа и падежа, такие прилагательные свою отнесенность с именем и зависимость от него передают примыканием. Сочетательные возможности слов типа хаки, беж, мокко, электрик ограниченны: каждое из них может сочетаться только с некоторым, сравнительно небольшим количеством слов. Например: брутто и нетто сочетаются только со словом вес, и нельзя сказать «ящик брутто», «ящик нетто», морзе - со словом азбука; слова со значением цвета - беж, маренго, электрик, хаки - в . литературном языке сочетаются обычно со словом цвет: пальто цвета беж, платье цвета маренго, костюм цвета хаки, однако в практике разговорной речи сфера сочетаемости этих слов расширилась за счет пропуска слова цвет: пальто беж, платье маренго, костюм хаки, хотя такое употребление не является распространенным <…>
Если считать, что примыкание - это связь слов только по смыслу, без участия специальных средств для ее выражения, а управление - это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, то возникает вопрос: как квалифицировать связь формально неизменяемых существительных типа пальто, какао, ООН и др. (нет пальто, пришел без пальто, выпил какао, положи в какао сахару, выступил в ООН и т. п.)? С одной стороны, эти слова не имеют словоизменительных аффиксов, т. е. включаются в текст, казалось бы, только по смыслу; с другой - в определенных случаях используют предлоги (примыкающие слова предлогов не используют). Но прежде всего следует обратить внимание на тот факт, что неизменяемые существительные, в отличие от других примыкающих слов, включаются в текст только в значении определенного падежа, т. е. в одном случае - в значении родительного падежа, в другом - в значении винительного, в третьем - творительного и т. п.: нет какао, пью какао, доволен какао и т. д. Поэтому при беспредложном употреблении неизменяемость подобных существительных касается только их формы. Что же касается содержания, то подобные существительные способны передавать в составе определенных словосочетаний все падежные значения, т. е., по существу, способны участвовать в склонении, что делает возможным отнести эту связь к разновидностям управления.
Писать несогласованные предложения – это общая грамматическая ошибка. Несогласованное предложение – это два полных предложения, которые объединены без надлежащей пунктуации или союзов. Если вы делаете записи с конкретной целью и обеспокоены тем, что у вас могут быть несогласованные предложения, сначала вам нужно научиться распознавать распространенные ошибки, которые приводят к несогласованным предложениям.
Шаги
Понимание независимых предложений, для определения несогласованных предложений
- Независимое предложение противоположно зависимому предложению. Зависимое предложение также имеет подлежащее и сказуемое, но в нем должно быть независимое предложение, чтобы оно считалось полным. Например, «Потому что я ем мороженое» является зависимым, так как не имеет смысла само по себе; слова «потому что» требуют больше информации.
-
Найдите подлежащее в независимом предложении. Когда вы смотрите на набор слов, которые считаете независимым предложением, сначала найдите подлежащее. Подлежащее это то, что исполняет действие. Это существительное, которым является человек, место, вещь или идея.
- Рассмотрим предложение «Собака лизнула миску» Кто исполняет действие? Собака выполняет действие. Это означает, что собака является существительным в предложении.
-
Найдите сказуемое. Сказуемое это действие в предложении. Оно показывает, что делает подлежащее. В приведенном выше предложении, какое действие? Что собака делает? Она облизывает. «Лизнула» это сказуемое.
Определите, или предложение имеет законченную мысль. Спросите себя, этот набор слов звучит как завершенная мысль? В этом наборе есть такие слова, как «потому что», которые лишают предложения самостоятельного смысла (например, «в то время», «когда», «что» и так далее)? Предложение «Собака лизнула миску» не имеет подобных слов, поэтому считается независимым.
Поймите, что вы должны разделить независимые предложения знаками препинания. Независимые предложения нуждаются в особой пунктуации. Поставьте в конце точку, точку с запятой или запятую и союз, отделяющие их от другого предложения.
Находите несогласованные предложения, когда перечитываете записи. Медленно прочитайте текст. Прочитайте его вслух. Думайте над каждым предложением. Есть ли в нем больше, чем одно независимое предложение? Есть ли в нем два подлежащих и два сказуемых без надлежащих знаков препинания? Если вы нашли несогласованные предложения, исправьте их с помощью следующих разделов.
- Убедитесь, что вы правильно употребили каждую используемую запятую, поскольку неверная запятая может создать несогласованные предложения. Этот вопрос будет обсуждаться в следующем разделе.
Распознание и исправление соединительных запятых
-
Следите за соединительными запятыми в письме. Соединительная запятая это когда два независимых предложения разделяются запятой. Посмотрите на два предложения: «Собака лизнула миску, ей понравилось мороженое». Мы уже установили, что «Собака лизнула миску» является независимым предложением.
- А как насчет «Ей понравилось мороженое»? Кто выполняет действие? В этом случае, это «Ей». Ей является местоимением, которое заменяет существительное. Какое действие в предложении? В этом предложении немного сложнее определить действие, но ей «понравилось» мороженое, так что «понравилось» это сказуемое. Есть ли слово, которое делает это предложение зависимым? Нет, ни одного. Поэтому, «Ей понравилось мороженое» также является независимым предложением.
-
Исправьте соединительные запятые, добавив точку. У вас есть три основные приемы, которые можно использовать для коррекции соединительных запятых. Первый – просто изменить запятую на точку и первую букву из следующего предложения: «Собака лизнула миску. Ей понравилось мороженое».
-
Измените запятую на точку с запятой. Еще один вариант для коррекции соединительных запятых это использовать точку с запятой между двумя предложениями. Давайте посмотрим на нашем примере:
- «Собака лизнула миску; ей понравилось мороженое».
-
Добавьте союз, чтобы превратить часть несогласованного предложения в зависимое предложение. Еще один способ исправить несогласование это добавить союзы, такие как «и», «но», «ни», «тем не менее», «таким образом» или «или», в зависимости от соотношения между двумя предложениями. «И» соединяет дополнительные предложения; «но» соединяет противоречивые предложения. «Ни» показывает, что ни один вариант не подходит. «Или» дает два варианта. «Тем не менее» также противоречивое. «Таким образом» в основном означает «поэтому».
- В нашем примере, предложения взаимодополняющие, хотя, если вы выбираете этот метод, имеет больше смысла поменять предложения местами: «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску».
- Вы также можете использовать «потому что» в нашем примере: «Собака лизнула миску, потому что ей понравилось мороженое». «Потому что» создает зависимое предложение и теперь целое предложение будет состоять из зависимого и независимого, что вполне приемлемо.
- В нашем примере, предложения взаимодополняющие, хотя, если вы выбираете этот метод, имеет больше смысла поменять предложения местами: «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску».
-
Выбирайте метод коррекции, в зависимости от типов предложений, с которыми имеете дело. Метод, который вы используете для разделения предложений, зависит от того, как они связаны. Скорее всего, точка с запятой, или запятая и союз хорошо подойдут, потому что, если вы уже разделяли предложения запятыми, то предложения, скорее всего, тесно связаны между собой.
- Точка подходит для самостоятельных предложений.
Коррекция других видов несогласованных предложений
-
Найдите предложения, где есть более двух независимых предложений в одной строчке. Еще один вид несогласованных предложений, когда есть больше чем два независимых предложения в строке, соединенных союзами. Например, посмотрите на следующие предложения:
- «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску, но она не закончила его». Мы уже установили первые два раздела этого текста независимых предложений. А как насчет последнего? Что за вопрос? «Она» является подлежащим, как и местоимение. Сказуемое здесь немного сложнее, потому что состоит из нескольких слов. Но что показывает действие? «Не закончила» это сказуемый грамматический оборот в этом предложении. Таким образом, этот текст имеет три независимых предложения. Это слишком много для одной строки.
-
Исправьте несогласование более чем двумя независимыми предложениями. Чтобы исправить это несогласование, используйте те же методы из предыдущего раздела, по крайней мере, в одном из независимых предложений. Например:
- «Собаке понравилось мороженое. Она облизала миску, но она не закончила его».
- Конечно, у вас есть и другие варианты исправления этого несогласования, например, «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску. Тем не менее, она не закончила его». Или «Собаке понравилось мороженое. Она облизала миску; тем не менее, она не закончила его». В основном, вы не используете союз, чтобы начать предложение (хотя это правило ослабили), так что нужно изменить «но» на «тем не менее», когда оно в начале предложения.
-
Добавьте разделительные знаки в несогласованные предложения без пунктуации. Другой вид несогласованных предложений это два предложения, которые соединили вместе без знаков препинания. Например:
- «Собаке понравилось мороженое она облизала миску». Вы можете использовать те же самые методы, описанные в предыдущем разделе, чтобы отделить их: «Собаке понравилось мороженое, поэтому она облизала миску».
- Главное, помните, что в основном предложение может иметь только два независимых предложения, и они должны иметь надлежащие знаки препинания. Никогда не объединяйте два независимых предложения только с помощью запятой; всегда используйте точку, точку с запятой или запятую с союзом.
- Соединительные запятые это когда два полных предложения разделены только запятой, а не точкой или точкой с запятой.
- Находите сложные соединительные запятые. Соединительная запятая может быть немного запутанной, например «Собака хотела съесть шоколад, тем не менее, шоколад не очень полезен для нее». У вас есть два полных предложения здесь, и «тем не менее» не считается союзом для разделения двух предложений.
Различение между независимыми и зависимыми предложениями. Независимое предложение имеет подлежащее и сказуемое. Оно может быть самостоятельным и формирует законченную мысль. Например, «Я ем мороженое». Является полным независимым предложением (законченное предложение), потому что в нем есть подлежащее «Я» и сказуемое «съесть».
Синтаксическая позиция.
Синтаксическая позиция - позиция в предложении, определяющая роль и назначение словоформ в предложении.
Пример:
Мальдонадо разбил болид. (подлежащее + сказуемое + прямое дополнение)
Нулевая синтаксическая позиция.
Она же синтаксический ноль, она же «незанятая синтаксическая позиция».
Что разбил? (нулевая синтаксическая позиция подлежащего)
Болид! (вместо «Я разбил болид» - нулевые синтаксические позиции подлежащего и сказуемого)
Основные единицы синтаксиса (словоформа, синтагма, предложение, текст).
Синтаксис – учение о принципах построения предложения. Цель синтаксического исследования – выявление механизмов, порождающих предложение. (Хомский)
Словоформа - данное слово в данной грамматической форме. В словосочетаниях здание школы, идти в школу учиться в школе представлены словоформы школы, школу, школе.
Синтагшма – группа слов, обладающих признаками смысловой и грамматической целостности. Интонационно-смысловая конструкция. Часто представлена словосочетаниями. (80 дней, мой барабан)
4. Морфологическая зависимость.[i]
Такая зависимость, при которой одно слово вызывает определенную грамматическую форму у другого слова. Характерна для флективных языков (как русский). Например: болид хромированный (согласование в роде, числе, падеже), разбил вазочку (глагол «разбил» требует винительпый падеж), this book, these books. При морфологической зависимости зависимое слово может стоять в любой части предложения, а главное слово навязывает ему некоторый грамматический показатель (рода, числа, падежа и так далее).
5. Семантическая зависимость. Семантические валентности.
Возникает между словом (предикатом) и его актантом (участником ситуации). Семантическая зависимость описывает потенциальную сочетаемость . Пример: глагол «арендовать». Актанты глагола арендовать: агенс (тот, кто совершает действие (лось)), объект действия (тот, над кем совершается действие (квартиру)), контрагент (равноправный соучастник действия (например, тот, у кого арендуют квартиру)), срок, плата. Итого имеет пять актантов. Такие актанты называются валентностями. У глагола арендовать 5 валентностей, ибо у него пять актантов.
В определении числа валентностей надо понимать, что подразумеваются только те семантические штуки, без которых смысл слова неполный. Т.е., у глагола «ехать» нет валентности «срок», хотя действие также происходит во времени.
Линейная зависимость.
В линейной зависимости зависимое слово занимает фиксированную пре/пост-позицию по отношению к главному.
Ex. A man saw a dog. VS A dog saw a man.
Ex.2 Врача вашего сына. Сына вашего врача. Вашего сына-врача. Бытие определяет сознание.
Согласование, аномалии при согласовании.
Согласование - одна из трех разновидностей подчинительной синтаксической связи, при которой зависимый компонент согласуется с господствующим в роде, числе и падеже, и изменение господствующего слова влечет изменение зависимого.
Пример согласования: пушистый лось. При изменении слова «лось» получаем: пушистые лоси; пушистая лося; пушистой лосе, пушистому лосю. Прилагательное «пушистый» зависит от существительного «лось»; при изменении любой грамматической характеристики слова «лось» приходится изменять прилагательное, согласуя его в роде, числе или падеже.
Примеры согласования:
Нормальное согласованиме. Лучший друг, пушистый лось. Полное согласование по всем грамматическим категориям.
Неполное согласование. Город Москва. (передается только падеж, род не согласуется, число постоянно). Другой пример: «Это был город, в котором всегда светило солноце. (передается только род и число, падеж не передается)
Условное согласование. Пример: Грянуло громкое ура. Что такое осень?
Смысловое согласование. Наша врач. (хотя врач – мужского рода, но наша тётя – врач, поэтому она наша врач)
Дистактное согласование. Согласование, при котором слово зависит от нескольких господствующих. Например: Он помнил Катю маленькой . (Глагол «помню» навязывает прилагательному падеж, «Катю» согласуется в роде и числе»).
К аномалиям относятся все виды согласования, которые не являются нормальным. ><
8. Управление. Модель управления слова.
Управление - вид синтаксической связи, при которой управляющий элемент требует постановки управляемого в конкретной словоизменительной форме, НЕ совпадающей с формой управляющего (в отличие от, например, согласования).
хотеть исполнения желания
мечтать о каникулах
Модель управления слова - схема, наглядно отражающая актанты лексемы и способы их морфосинтаксического оформления.
Пример модели управления:
Мы плыли на пароходе из Углича на Мадейру.
А (агенс, выражен И.п.) плыли на В (средство передвижения, выражено «на + Пр.п.» или Т.п.) из С (начальная точка, выражена «из. + Р.п.» или «от + Р.п.») в Ы (конечная точка, выражена «в + В.п.», или «на + В.п.», или «к + П.п.»).
Грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большой успех, большая удача) и сказуемого с подлежащим (Отец сказал, Мать сказала) является нормой русского языка.
Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.
1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.
Профессор сказала; Врач пришла; Директор лицея уволилась.
Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное.
Приведем пример: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.
Приведем пример: Опытный врач Иванова внимательна к пациентам.
Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным.
Например: Вошедшая в палату врач Иванова.
Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:
Приведем пример: Галина Петровна, учитель химии, заболела.
При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Братья его не любили; Молодёжь собрались в кино) не допускается.
Единственная норма – форма единственного числа: Братья его не любили; Молодёжь собралась в кино;
Особенности согласования:
Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях что, кто, а также производных от них (некто, кто-то и другие).
Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:
Это сделал тот, кто побывал здесь раньше;
Кто-то из нас допустил эту ошибку;
Что-то маленькое и светлое лежало в дальнем углу зала.
При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:
Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.
Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: всё, что...; те, что...
Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.
2. Согласование определений с существительными , зависящими от числительных два, три, четыре, подчиняется следующим правилам.
При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа).
Например: три маленьких окна, четыре больших стула,
При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа).
Например: три маленькие вазы.
Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа.
Например: три высоких дерева.
Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:
Приведем пример:
большие три стола;
Три письма, написанные сестрой, встревожили меня.
четыре картины, писанные маслом, висели на стене;
Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый, которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.
Согласование сказуемого с подлежащим , выраженным существительным с собирательным количественным значением (часть, большинство, ряд и так далее), определяется следующими факторами.
Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:
Большинство команды поддержало тренера;
Большинство поддержало докладчика.
Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:
Большинство работников поддержало начальника.
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:
А) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе.
Приведем пример:
Большинство критиков, которые смотрели фильм, очень высоко оценили работу режиссера;
Большинство критиков, смотревших фильм, очень высоко оценили работу режиссера;
Б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:
Большинство инженеров, рабочих и служащих завода поддержали начальника;
В) при подлежащем есть однородные сказуемые:
Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;
Г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:
Большинство детей были нарядны и веселы; Большинство домов на этой улице деревянные.
4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (три сестры, тридцать четыре стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного. Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:
Пять бойцов отправилось в развод;
Выиграно семь матчей.
Одна из грамматических связей в русском языке - согласование. Примеры такой связи встречаются в речи очень часто. Наряду с управлением и примыканием, согласование входит в состав трёх её основных разновидностей.
Между какими частями речи устанавливается связь согласование?
Существительные или другие части речи, выступающие в роли существительного (местоимения, причастия, прилагательные, субстантивированные слова), сочетаются с полными причастиями, порядковыми и собирательными числительными, прилагательными, местоимениями (относительными, притяжательными, указательными, определительными, отрицательными и неопределёнными) и существительными - согласованными приложениями связью «согласование». Примеры: поющей артистке, некоторого волнения.
В чём выражается согласование?
Часто главное и зависимое слова стоят в предложении в одном и том же роде, числе и падеже. Такая связь носит название «согласование». Примеры исключений также встречаются здесь. Таковым является приложение, когда зависимое слово может не сочетаться в роде (маме-врачу). если хотя бы некоторые граммемы повторяются и в зависимом, и в главном слове, то это - согласование.
Примеры предложений
1. У смеющейся девочки глазки были хитро прищурены.
- Были у кого? у девочки - существительное женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.
- У девочки какой? смеющейся - причастие женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.
2. На обеих ручках у малышки были браслеты.
- Были на чём? на ручках - существительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.
- На ручках скольких? обеих - собирательное числительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.
3. Какой радостью светилось её личико!
- Светилось чем? радостью - существительное женского рода, единственного числа, в творительном падеже.
- Радостью какой? какой - относительное местоимение женского рода, единственного числа, в творительном падеже.
В речи очень часто встречается согласование. Примеры словосочетаний: у смеющейся девочки (полное причастие с существительным), на обеих ручках (собирательное числительное с существительным), какой радостью с существительным), на девятом этаже (порядковое числительное с существительным), она моя (личное местоимение с притяжательным местоимением), не ждавшим им (личное местоимение с полным причастием).
Особенности сочетаний количественных числительных с существительными
Это довольно интересный случай. Ведь могут выступать главным словом, если стоят в именительном либо винительном падежах - налицо связь «управление». А в косвенных падежах они становятся зависимыми словами, согласуясь с существительным в роде, числе и падеже. Таким образом, при помощи одного и того же словосочетания можно продемонстрировать два вида связи - «согласование», «управление». Примеры:
1. Семь часов спустя Татьяна добралась до места, где был организован пикник.
- Семь (главное слово в именительном падеже) чего? часов (родительный падеж) - управление.
2. Семью часами позже Татьяна добралась до места, где был организован пикник.
- Чем? часами (главное слово во множественном числе в творительном падеже) сколькими? семью (количественное числительное во множественном числе в творительном падеже) - согласование.
Различие в согласовании причастий, прилагательных и субстантивированных существительных
Рассматривая согласование с примерами, некоторые особо внимательные люди замечают некоторые особенности. Не выраженные правописанием, тем не менее при разборе они играют роль. Помогут понять эти различия, где прослеживается связь согласование, примеры:
1. Дежурная студентка, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.
- Дежурная студентка - согласование, где главное слово «студентка», а зависимое - «дежурная» - является прилагательным.
2. Дежурная, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.
- «Дежурная» в этом случае выступает в роли субстантивированного существительного, имеющего форму прилагательного, является главным словом. Зависимыми от него словами будут «опрятная» и «подтянутая», которые согласуются с ним.
Три в предложениях
Сочетание слов в русском языке подчиняется особым правилам. Следует знать, что основными связями в словосочетаниях являются три: Примеры их в русской речи используются довольно широко. Именно благодаря им слова и сочетаются в предложения. Помогут рассмотреть и разобрать все три - управление, согласование, примыкание - примеры, взятые из одного предложения: «Пушистый котёнок с полосатым хвостиком весело играл оранжевым клубком».
Управление
Этот вид грамматической связи предполагает наличие главного слова, которое управляет зависимым. Часто в роли главного выступает глагол, который требует от существительного определённой падежной формы. В рассматриваемом примере от глагола «играл» к слову «клубком» можно задать вопрос «чем?». Этот вопрос требует постановки зависимого существительного в творительный падеж. Следовательно, эти слова связаны управлением. Даже если заменить существительное «клубком» другим, например, «бабочкой» или «мячиком», оно также будет стоять в творительном падеже. В роли зависимых слов могут выступать также числительные (обоими), местоимения (им), субстантивированные слова (бездомного). Главными словами тоже могут быть самые разные части речи. Например: глаголы, существительные (пальцы чего? руки), причастия (бегущая по чему? по волнам), количественные числительные в именительном или винительном падеже (два кого? человека), наречия (радостно от чего? от мысли), прилагательные (весёлые от чего? от понимания).
Примыкание
Этот вид связи опирается не на грамматическое значение зависимого слова, а только на лексическое. Примыкают к главному такие как наречие, инфинитив, деепричастие, неизменяемое прилагательное или стоящее в простой сравнительной форме, несогласованные приложения (существительные). В примере про котёнка также используется примыкание в словосочетании «играл весело» (играл как? весело).
Согласование. Каламбуры и шутки
Также присутствует в этом предложении связь согласование. Примеры: пушистый котёнок, с полосатым хвостиком, оранжевым клубком. Здесь видно полное согласование главных и зависимых слов в роде, числе и падеже. Однако бывают случаи неполного согласования. Это имеет место тогда, когда связь наблюдается между существительными, где зависимое является приложением и выражается существительным другого рода. Например, супруга-директор, сестра-администратор и тому подобные. Интересны случаи, когда происходит игра слов. Основывается каламбур на том, что форма существительного мужского рода в и в родительном совпадает в произношении и написании. Поэтому довольно легко превратить согласование в управление, из-за чего меняется весь смысл сказанного.
- Он не мог не любить супругу-врача.
Существительные «супругу» и «врача» в данном тексте связаны согласованием, и оба стоят в винительном падеже.
- Он не мог не любить супругу врача.
В данном контексте только слово «супругу» стоит в винительном падеже. Задавая вопрос «супругу кого? врача» можно установить, что зависимое находится в родительном падеже, какового требует главное слово. Следовательно, связь называется управлением. По написанию все слова совпадают, только во втором случае отсутствует дефис, что и меняет не только грамматические категории зависимого слова, но и сам смысл сказанного.
Русский язык очень интересен и многогранен. Тонкие нюансы использования связей слов следует тщательно изучать и понимать, чтобы не попасть в глупую ситуацию.