Предложения с выделительными знаками примеры. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения

Выделяющими знаками препинания называются такие знаки препинания, цель которых в предложении – выделение особо значимых его частей. Выделяющими знаками препинания являются знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения со значением добавочного сказуемого и др.

К выделяющим знакам препинания относятся запятые, тире, скобки, кавычки, запятая и тире , а также двоеточие .

Запятые наиболее часто используются при обособленных членах со значением добавочного сказуемого, представленного:

1) обособленным определением (причастный оборот, согласованное определение и др.)

Трава, сгибаемая ударами ветра , ложилась на землю (М. Горький);

Дождь, нудный и бесконечный , все еще лил и лил (Ю. Казаков);

2) обособленным приложением: Орлы, спутники войск , поднялись над горой (А. Пушкин);

3) обособленным обстоятельством (деепричастие, деепричастный оборот, сравнительный оборот и т.д.)

Путешественники, не торопясь , принялись за свой скромный обед (Е. Новов);

Вот ветер, тучи нагоняя , вздохнул… (А. Пушкин);

Пруд местами, как сталь , сверкал на солнце (И. Тургенев);

4) обращением

Дай, Джим , на счастье лапу мне (С. Есенин);

Шуми, шуми, послушное ветрило , волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин);

5) вводным словом или сочетанием слов

А туда, поди , верст пять будет… (Г. Семенов);

В этот день на улице, как говорится , царило большое оживление (Н. Носов);

6) придаточной частью сложноподчиненного предложения: И все, о чем каждый мечтал сам с собой , другой угадал вдохновенной душой (В. Брюсов).

Тире как выделяющий знак используется при вводных предложениях и вставных конструкциях:

Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей (И. Тургенев);

Группы – по три-четрые человека – разбрелись по огромному полю (В. Солоухин);

И необычный – смутный и зловещий – гул доносился от этой страшной, густой, сжатой на узком пространстве человеческой массы (А. Куприн).

Отметим, что в редких случаях тире мы можем встретить и при вводных словах и сочетаниях слов, но это происходит крайне редко и не является правилом. Вводное предложение выделяется тире в силу того, что является самостоятельной конструкцией внутри предложения, но может также – в редких случаях – выделяться и запятыми .

Скобки , как и тире, сопровождают вводные или вставные предложения: Казак был молод (лет двадцать можно было дать ему по виду ), тороплив в движении и особенно в речи (К. Федин).

Чтобы не запутаться со знаками препинания, полезно знать отличия вводного предложения от вставной конструкции . Вводное предложение (как и вводные слова и словосочетания) несет на себе «эмоциональную» оценку сообщаемого: пишущий может указывать на источник сообщения, на свое отношение, на последовательность и прочее. Вставная конструкция вводит в предложение добавочную информацию, которая конкретизирует более общее суждение. Иными словами, вставная конструкция является более самостоятельной единицей.

Кавычки выделяют прямую речь, а также цитаты: «Кубрак, Дубов, спешиться!» – тихо скомандовал Левинсон (А. Фадеев).

Запятая и тире как единый знак используются при выделении слов автора внутри прямой речи: «Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудесный день сегодня!» (И. Тургенев).

Двоеточие и тире как выделяющие знаки препинания применяются в случаях выделения группы однородных членов при обобщающем слове: двоеточие – после обобщающего слова перед однородными членами; тире – после однородных членов, если ими не заканчивается предложение.

Вся природа: и лес, и вода, и песчаные холмы – горит точно багровым заревом (И. Гончаров).

Остались вопросы? Не знаете о выделяющих знаках препинания?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Урок 38. Понятие об обособлении. Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них

Прочитайте предложения. Найдите и выделите (подчеркните) в нём 1) однородные члены, 2) , 3) деепричастный оборот, 4) причастный оборот.

Как видим, в предложении есть обособленные члены: обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, определение, выраженное причастным оборотом.

Заяц нам попался матёрый и резвый. Вскочив, он не только тотчас же поскакал, а повёл ушами, прислушиваясь к крику и топоту, раздававшемуся со всех сторон. (По Л. Толстому)

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое обособленные члены предложения и каковы их отличительные особенности. Вспомним правила обособления причастных и деепричастных оборотов. Узнаем о различных способах обособления в устной и письменной речи. Узнаем, какие определения, кроме причастных оборотов, могут быть обособленными. Закрепим понятие обособления и выделительных знаков препинания. Вспомним правила обособления причастных оборотов. Узнаем правила обособления согласованных и несогласованных распространённых определений.

Выделение второстепенных членов по смыслу называется обособлением.

Прочитаем предложение:

Наконец выплыл тусклый и красный месяц.

Здесь определения характеризуют определяемое слово. Но если изменить порядок слов в предложении, мы должны сделать логическое ударение на определениях «тусклый и красный», которые теперь стоят после определяемого слова, а значит, придать им большую смысловую нагрузку.

Наконец выплыл месяц, тусклый и красный.

Таким образом, мы видим, что языковым способом выражения обособления является интонация. Интонация обособления выражается усилением ударения, паузами, убыстрением темпа.

Термин «обособление» ввёл в науку учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский.

Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения. Все они имеют как общие, так и собственные правила обособления.

На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – с помощью тире. Это выделительные знаки препинания, они всегда парные, то есть ставятся с двух сторон обособленного члена.

Вот пример обособления с помощью выделительных запятых:

Тучи, редея, лениво расползались по небу.

А это пример обособления распространённого приложения с помощью выделительных тире:

Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали встречающие.

Итак, обособленные члены предложения – это второстепенные члены, которые в устной речи выделяются интонацией, а в письменной речи – запятыми и тире.

Рассмотрим предложения:

Прочитанные в детстве книги () помнятся всю жизнь (↓).

Пожелтевшие от времени страницы () совсем рассыпались (↓).

Сравните с интонацией в следующих предложениях:

Книги (), \\прочитанные в детстве, () \\ помнятся всю жизнь (↓).

Страницы (),\\пожелтевшие от времени (), \\ совсем рассыпались (↓).

С помощью особой интонации обособления в этих предложениях выделяются смысловые отрезки – причастные обороты.

Вспомните, что интонация обособления возникает в том случае, когда причастный оборот в предложении располагается после определяемого слова. Он выделяется не только интонацией, но и знаками препинания, а значит, является обособленным.

Вообще обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений говорящего – его намерения выделить отдельные смысловые отрезки предложения.

Но существуют определённые правила обособления определений. Так, всегда обособляются любые определения, если они относятся к личному . Например,

Дружившие с детства, они (личн. мест.) никогда не расставались.

Обособляются также согласованные распространённые определения, если они стоят после определяемого слова. Например,

Ягоды, |собранные детьми|, были вкусны.

Обособляются и два и более нераспространённых согласованных определения, если они стоят после определяемого слова, например,

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил детей на лугу.

Обособляются согласованные распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки. Например,

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжать путешествие. Почему не могли продолжать путешествие? – Были измучены тяжёлой дорогой.

Необходимо отметить, что несогласованные определения тоже могут быть обособлены, если они выражены существительными в косвенном падеже или сочетанием существительного с прилагательным или числительным и имеют характер дополнительных разъяснений. Например,

Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал какую-то книгу.

Итак, определения обособляются, если

Ключевые слова:

Обособленные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Обособление. Выделительные знаки препинания. Обособленные определения. Согласованное и несогласованное определение распространённое определение. Причастный оборот. Выделительные знаки препинания.

Основные понятия:

    Обособленные члены предложения – это второстепенные члены, которые в устной речи выделяются интонацией, а в письменной речи – запятыми и тире. Определения обособляются, если

1) относятся к личному местоимению.

2) являются распространёнными и стоят после определяемого слова

3) два и более согласованных нераспространённых определения стоят после определяемого слова

4) согласованное определение стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.

5) несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже или сочетанием существительного с числительным или прилагательным, имеет характер дополнительных разъяснений.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите предложения, в которых определения необходимо обособить. Учтите, что знаки препинания не расставлены.

Сообщайте водителю о вещах оставленных другими пассажирами. Уставшие и голодные путники постучали в калитку дома. Красивый и величественный памятник является украшением города. Девочка обиженная на друзей не стала обращаться к ним за помощью.

Алгоритм выполнения задания:

Прочитать предложения; найти определения и определить их вид (распростанённые, однородные нераспространённые); установить местоположение определений относительно определяемых слов; воспользовавшись правилом обособления определений установить, какие из них необходимо обособить.

Ответ: 1, 4.

Разбор типового контрольного задания

Прочитайте текст, выберите номера предложений, в которых есть обособленные определения. Учтите, что знаки препинания не расставлены.

(1) Настоящий любитель природы замечает малейшие изменения происходящие в лесу весной летом осенью. (2) Равнодушный к природе шагает по лесной дороге ни на что не обращая внимания. (3) Любитель природы обязательно заметит тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки травы на траве и на кустах многообразие красок утренней и вечерней зорь и многое из того что не увидят равнодушные к природе. (4) И запахи осеннего леса почувствует человек близкий к природе. (5) Пусть эти запахи убитые дождями заморозками стали бледны и едва ощутимы.

Алгоритм выполнения задания:

Прочитать предложения; найти распространённые определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, стоящими после определяемого слова (Настоящий любитель природы замечает малейшие изменения, происходящие в лесу весной летом осенью. Любитель природы обязательно заметит тонкий голубоватый туман, висящий над дорогой и над полянами, заметит капельки травы на траве и на кустах многообразие красок утренней и вечерней зорь и многое из того что не увидят равнодушные к природе. Пусть эти запахи, убитые дождями, заморозками, стали бледны и едва ощутимы. И запахи осеннего леса почувствует человек, близкий к природе.); убедиться, что в тексте нет определений, относящихся к личным местоимениям, а также таких, у которых есть добавочное обстоятельственное значение.

К выделительным знакам относятся скобки и кавычки, знаки запятая и тире при парном употреблении. При этом неизменно парным употреблением характеризуются скобки и кавычки. Остальные знаки препинания употребляются с обеих сторон выделяемого компонента, если он располагается в середине предложения.

Если же он стоит в начале или в конце предложения, то запятая, тире или (иногда) сочетание запятой и тире используются один раз - после выделяемого оборота или перед ним. Например, употребление запятых, выделяющих в начале и в конце предложения обособленные обороты: Заглядевшись на облака, я вспомнил все последние дни, проведенные на шхуне (Казаков).

Их назначение - выделить в предложении особо значимые части его; такие запятые употребляются при обособлении, при выделении обращений, вводных конструкций, междометий.

Самым употребительным выделительным знаком препинания является запятая - наиболее «нейтральный» Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). - М., 2006. - С.240. среди других знаков, используемых в середине предложения. Выделительные запятые резко расходятся по функции с точкой и точкой с запятой, они в таком случае включаются в иную систему пунктуационных значений, тех, которые свойственны выделительным знакам, в частности парному тире и скобкам. Например:

  • - запятые при обособлении: Я переночевал где-то на окраине, в грошовой гостинице, и рано утром вышел из Севастополя (И.А. Бунин);
  • - запятые при вводных словах и вводных предложениях: Вчера, говорят, мимо нас прошла по большой дороге в отъезжее поле чья-то охота вместе с охотой молодых Толстых (И.А. Бунин);
  • - запятые при обращениях: В самом деле, Петя, скажи-ка ты певчему-то, пусть бы он самовар-то подавал (Горький);
  • - запятые, выделяющие придаточные предложения: Некоторые, кто стоял поближе, нехотя стащили шапки (А.Н. Толстой);

Здесь наблюдается новая градация: запятые, тире, скобки (запятые выделяют части предложения менее значительные и сложные; тире - части более значительные и распространенные; скобки - особенно резко выключают части из состава предложения). Например, употребление выделительных запятых и скобок, запятых и тире, тире и скобок:

  • 1) Нижняя часть лица несколько выдавалась вперед, обнаруживая пылкость страстной натуры, но бродяга (по некоторым характерным, хотя трудно уловимым признакам я сразу предположил в моем госте бродягу) давно уже привык сдерживать эту пылкость (В.Г. Короленко);
  • 2) Нигде во всей России, - а я порядочно ее изъездил по всем направлениям, - нигде я не слушал такой глубокой, полной, совершенной тишины, как в Балаклаве (К.Г. Паустовский);
  • 3) Он стал печален, неразговорчив, а внешние следы бакинской жизни - преждевременная старость - остались у Грина навсегда (К.Г. Паустовский).

Особенно ярко обнаруживается выделительная роль таких знаков при возможности их взаимозаменяемости. Например: Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве-Займище) так же, как он слушал Денисова (Л.Н. Толстой). - Кутузов слушал доклад дежурного генерала, главным предметом которого была критика позиции при Цареве-Займище, так же…

То, что скобки являются наиболее сильным выключающим знаком в сравнении с запятыми и даже тире, подтверждается возможностью употребления их не только внутри предложения, но и абзацев. Как выделительный знак они используются в синтаксических единицах, больших, чем предложение. Например: Восемь без пяти. Готовы все юнкера, наряженные на бал. («Что за глупое слово, - думает Александров, - «наряженные». Точно нас нарядили в испанские костюмы».) Перчатки вымыты, высушены у камина (А.И. Куприн).

Кавычки также служат выделению. Кавычкам выделяют:

  • - цитаты;
  • - прямая речь. Например: Его [Чердакова] спрашивали: «Валька, правда, говорят, в шестнадцатом году ты сбил немецкого аса, на другой день слетал в Германию и сбросил ему на могилу розы?» Он отвечал писклявым голосом: «Ну, а что?» (А.Н. Толстой). Причем, если в форме прямой речи даются размышления персонажа, то кавычки - единственно возможный знак. Например, Сдерживая вздохи, думал: «Вот, встречаешь человека и проходишь мимо рассеянно, а он перед тобой, как целое царство в дымящихся развалинах…» (А.Н. Толстой)
  • - слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т.п. Например: У нас, как я уже говорил, ещё и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим «табель о рангах » и боимся говорить вслух правду о «высоких персонах » (В.Г. Белинский);
  • - названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, пароходов и т.п., являющиеся условными наименованиями. Например: Как сейчас помню, первое, что было прочитано: «Помпадуры и помпадурши» (А. Караваева).

Тема: Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения

Вариант 1

1.На месте, каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Писарев (1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине (2) выражал (3) взгляд известной части русского народа.

1)1, 2,3 2)2 3)1,2 4)2,3

2.Укажите предложение без пунктуационной ошибки

1)Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь - можно назвать геологическими деятелями.

2)Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

3)Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями

4)Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь - можно назвать геологическими деятелями.

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки (1) и (2) поминутно спотыкаясь (3) и (4) набивая себе синяки (5) бросились бежать под защиту огромного дуба (6) стоявшего на берегу

1) 2,3,5 2)1,2,5 3)2, 3, 4, 5 4)2,5,6

4.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев Тургенева.

    Вся мебель: диваны, столы, стулья – была сделаны из красного дерева.

    В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

    Мальчики обычно мечтают стать летчиками, или моряками.

5.На месте, каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Откуда-то из-за Волги нашли тучи (1) и (2) хотя они не предвещали ничего хорошего (3) путники все же двинулись дальше.

1)2, 3 2)1,3 3 ) 1 , 2,3 4)1 , 2 , 3,4

6.В каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

1)В траве, в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады.

2)Стало светать можно было рассмотреть отдельные предметы.

3)Молодость как песня жаворонка на заре.

4)Мое сказал Евгений громко.

7.В каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

    Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

    Он настоящий ученый

    Семью семь сорок девять.

    Порядок одобрительно сказал Давыдов и вошел в полутемные сени.

8.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я бреду вдоль леса () и день начинает медленно гаснуть.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

    Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    Справа послышался глуховатый звон не то дорожных чайников, не то чего-то другого.

    Без усилия полился и сразу наполнил и овраг, и роту, и сад сильный серебряный тенор .

    Все эти птицы: утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

    Пушкин был не только первоклассный писатель, но и первоклассный читатель.

10.На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу понял (4) кто звонит (5) и зачем.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,3,5 4)2,3

Ключи

Статьи по теме