Понятие физическое развитие спорт здоровье. Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровье и физическое развитие детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим взаимосвязь здоровья и физического развития детей, которое является одним из ключевых показателей здоровья ребенка. Обоснована необходимость регулярной оценки уровня физического развития ребенка с целью преодоления возможных заболеваний на ранних этапах их возникновения.

Значение физического развития детей

Здоровье и физическое развитие находятся в тесной взаимосвязи. У детей с имеющимися нарушениями здоровья – замедлено или значительно ухудшено физическое развитие. Физическое развитие детей представляется в совокупности морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи в детском возрасте. Оно неразрывно связано с воспитанием тяги к здоровому образу жизни.

Проблема здоровья и физического развития детей широко изучена в медицине. Еще в XIX веке русские ученые Ф. Ф. Эрисман и Н. В. Зак установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.

В период советской власти о здоровье и физическом развитии детей писали такие ученые как: А. Н. Антонова, М. Д. Большакова, М. А. Минкевич, Е. П. Стромская, Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, В. О. Мочан и др. В настоящее время проблемам детского развития и здоровья большое внимание уделено в трудах таких специалистов как: В. В. Голубев, А.А. Баранов, Н.В. ЕжоваН.П., Шабалови др.

Показатели физического развития детей

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:

  1. рост,
  2. окружность грудной клетки,
  3. емкость легких,
  4. мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:

  1. сердечно-сосудистой,
  2. дыхательной,
  3. пищеварительной,
  4. опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей.

В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности .

Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.

Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:

  1. Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  2. Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  3. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  4. Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  5. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние .

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам .

Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам.

Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка .

Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте .

Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.

Оценка физического развития ребенка

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

  1. Сигмальный тип.
  2. Центильный тип.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже .

Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений.

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире .

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака .

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или "коридор", центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность "коридоров" между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 "коридора", развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

Литература

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр "Академия", 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.

Физическое развитие является прямым показателем здоровья населения.

Физическое развитие - это свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость.

На формирование физического развития влияет ряд факторов медико-биологические (пол, возраст, конституция, наследственность и др.);

Природно-климатические (температура, влажность, ландшафт);

Социально-экономические (уровень экономического развития общества, условия труда и быта, материальный и культурный уровни и др.).

Данные физического развития используются для оценки эффективности проводимых санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий.

Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров риска развития заболеваний. Некоторые антропометрические показатели являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность» и др. Показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест и т.д.

Нарушения физического развития свидетельствуют о неблагоприятных условиях образа жизни, что требует проведения мер медико-социального воздействия.

Контроль за физическим развитием является одним из существенных элементов повседневной деятельности медицинских работников. Поэтому средний медицинский работник должен владеть методиками исследования физического развития, знать основные правила его оценки.

При изучении морфологических и функциональных признаков, характеризующих физическое развитие, используется метод антропометрии (от греч. antropos - человек и metreo - изме­рять). Антропометрия позволяет осуществлять количественный учет вариации физических свойств человека. При изучении физического развития используется комплексный подход, основанный на таких показателях, как:

1) соматометрические (морфологические), определяются измерением размеров тела и его частей: длина и масса тела, длина тела сидя, окружность грудной клетки;

2) физиометрические (функциональные), определяются с пошью специальных физических приборов: жизненная емкость

легких (ЖЕЛ), экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила;

3) соматоскопические (описательные), основанные на описании тела в целом или отдельных его частей: состояние опорно-двигательного аппарата (осанка, форма грудной клетки), эластичность кожи, развитие мускулатуры, степень жироотложения, тип телосложения, а также биологический уровень развития организма (степень развития вторичных половых признаков, число постоянных зубов и порядок их прорезывания и др.).



Наблюдение за физическим развитием населения является обязательной составной частью системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер.

Контроль за физическим развитием начинается с момента рождения человека. Первые антропометрические измерения проводятся в родильном доме. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и детских дошкольных учреждениях, во время углубленных медицинских осмотров в школах. На основании разработанных возрастно-половых стандартов физического развития однородных этнических групп проводятся групповая и индивидуальная оценки уровня физического развития школьников и коррекция по мере надобности их физического развития.

Особенно велика роль показателей физического развития молодежи. Именно в этот период можно с большим успехом осуществлять направленные изменения морфологии организма - формы, размеров и пропорций тела. Оценка физического развития проводится среди учащихся средних и высших учебных заведений, при призыве в армию и во время военной службы. Наблюдения за физическим развитием взрослого населения проводятся при углубленных периодических медицинских осмотрах различных групп населения - рабочих промышленных предприятий, студентов, спортсменов и др.

Данные о физическом развитии, полученные в процессе текущего медицинского наблюдения, регистрируются в медицинских Документах (истории развития ребенка, медицинской карте амбулаторного больного, медицинской карте призывника, медицинской книжке военнослужащего и др.).

Для углубленного изучения физического развития детей, подростков и взрослого населения могут разрабатываться специальные учетно-статистические документы. Статистическая разработка данных, анализ и групповая оценка физического развития осуществляются с использованием методов медицинской статистики.

Изучение физического развития состоит из:

1)оценки физического развития различных возрастно-половых групп населения;

2)динамического наблюдения за физическим развитием в одних и тех же коллективах;

3)разработки возрастно-половых стандартов физического развития детей;

4)оценки эффективности оздоровительных мероприятий на
основе сдвигов в состоянии физического развития.

Для изучения, анализа и оценки физического развития населения применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.

Генерализирующий метод предполагает наблюдение за достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются. При обработке результатов исследования получают средние показатели физического развития на определенный момент времени.

Индивидуализирующий метод - это длительное наблюдение за развитием каждого ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей определенного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов не существует. Различные уровни жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются региональные стандарты.

Оценка физического развития осуществляется при сравнении индивидуальных показателей со стандартами. С этой целью применяется метод сигмальных отклонений. Сущность его состоит в том, что показатели физического развития индивидуума сравнивают со стандартными данными для соответствующей возрастно-половой группы и рассчитывают величину сигмального отклонения, с помощью которого определяют степень физического развития. Оно может быть определено как среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое. При использовании этого метода все признаки физического развития оцениваются изолированно.

Более полную оценку признаков физического развития индивидуума позволяет получить метод оценки по шкалам регрессии. С помощью шкалы регрессии можно определить степень физического развития по совокупности морфологических признаков (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Этот метод дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием, но не позволяет учитывать уровень биологического развития индивидуума.

В последние годы широкое распространение получил центильный метод оценки состояния физического развития. Этот метод наиболее строгий и объективный. Центильные таблицы показывают количественные данные физического развития у детей конкретного возраста и пола.

Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие введено в 1935 г. немецким врачом Е. Кохом. Наиболее отчетливо акселерация проявилась во второй половине XX в. Отмечено увеличение длины и массы тела новорожденных. У детей первого года жизни она выразилась в больших параметрах роста, более раннем зарастании родничка, в 6-7-летнем возрасте - в ранней смене молочных зубов на постоянные. Изменение темпов возрастного развития детей школьного возраста констатируется в основном по развитию вторичных половых признаков, раннему половому созреванию, ускорению процессов оссификации скелета. В настоящее время процесс окостенения заканчивается у мальчиков на 2, а у девочек - на 3 года раньше, чем в 30-е годы. Акселерация проявляется также в изменении ряда функциональных показателей (раннее установление частоты сердечных сокращений и величины артериального дав­ления на уровнях, характерных для взрослых).

Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов. В первую группу входят физико-химические гипотезы, согласно которым акселерация является следствием интенсивной инсоляции, воздействия электромагнитных волн, изменений уровня радиации. Вторую группу составляют гипотезы, сторонники которых объясняют акселерацию влиянием изменяющихся условий жизни и в первую очередь улучшением питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, высококалорийных концентратов для вскармливания грудных детей). Ряд ученых придерживаются гипотезы урбанизации, полагая, что ускоренный темп городской жизни, активное воздействие средств массовой информации (телевидение, радио, кино, компьютерные средства коммуникации) оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему и активизируют ее тропные функции. Согласно генетической теории, в результате активного смешения населения планеты увеличивается гетерогенность в различных популяциях за счет учащения смешанных браков между ранее изолированными группами людей, что приводит к ускорению развития детей.

Однако ни одна из указанных гипотез (теорий) не может претендовать на исчерпывающее обоснование акселерации. Поэтому большинство исследователей рассматривают ускорение роста и развития подрастающего поколения как результат сложного взаимодействия экзо- и эндогенных, биологических и социальных факторов.

Акселерационные сдвиги носят периодический характер с кратковременными периодами стабилизации. Ученые прогнозируют в ближайшие десятилетия замедление акселерации в экономически развитых странах. Однако в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки ожидается значительное ускорение индивидуального развития детей.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства . Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности

. Оценка физического развития

Физическое развитие является одним из важных показателей здоровья ребенка. Исследование физического развития осуществляют одновременно с изучением состояния здоровья во время медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. При этом определяют соотношение хронологического и соматического возраста детей, степень гармоничности развития различных физических признаков, что дает врачу возможность прогнозировать развитие заболеваний и своевременно корректировать выявленные отклонения. На сегодняшний день существует два метода сбора антропометрического материала.

1. Индивидуализирующий метод - обследование конкретного ребенка, однократное или в динамике нескольких лет, с последующей оценкой биологического уровня его развития и гармоничности морфофункционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.

2. Генерализирующий метод - одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями жизни и т. д.



Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используют в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для детей, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода. При проведении антропометрических исследований необходимы методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой и позволяет широко использовать полученные данные. В исследованиях физического развития используют показатели соматометрии, соматоскопии и физиометрии. При проведении изучения физического развития необходимо соблюдать следующие требования:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков

– измерения проводятся на раздетом ребенке, который стоит по «стойкесмирно»;

– медицинский работник находится справа или спереди от ребенка

– все измерения проводятся между антропометрическими точками

– исследования проводят в первую половину дня в теплом, светлом помещении;

– антропометрический и медицинский инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически проверенным, легко подвергаться обработке дезсредствами.

Для измерения используют ростомер или антропометр, медицинские весы, прорезиненную сантиметровую ленту, динамометр, спирометр, плантограф, калипер.

Показатели и методы оценки физического развития .

Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие. Подфизическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов.

Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем более вероятность заболевания. В связи с этим оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья, от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Существует балльная оценка состояния здоровья детей, в которой учтены группа здоровья и физическое развитие.

Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматометрическим, соматоскопическим и физиометрическим.

Оценка физического развития может осуществляться методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; с помощью скрининг-тестов.

В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей.

Показателями биологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний - у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.

При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции.

Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Морфо-функциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по длине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное. Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме заключение должно содержать вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.

Предложена схема индивидуальной оценки физического развития позволяющая выделить так называемые «группы риска» возникновения заболеваний на основании выявленных нарушений темпов развития и гармоничности морфо-функционального статуса.

Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении здоровья.

Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие дефицит массы тела, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний.

Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие избыток массы тела, составляют группу второй степени риска.

Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.

Выделенные группы нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:

1-я группа - углубленное обследование;

2-я группа - углубленное обследование и диспансерное наблюдение;

3-я группа - обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.

24.Основные отклонения в физическом развитии детей:

Физическое развитие человека - это совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих состояние организма. Физическое развитие является важным показателем здоровья населения.

Для изучения физического развития применяют методику антропометрических исследований (см. ).

Оценка физического развития индивидуума производится путем сравнения его антропометрических ( , вес, окружность груди и др.), а также других показателей развития ( , зубная формула и др.) со средними данными для соответствующего пола и возраста. Для получения средних показателей физического развития человека проводится обследование больших групп практически здоровых людей. Результаты измерений обрабатываются методом вариационной статистики. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Различие условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения, поэтому определяют местные (регионарные) стандарты физического развития. Стандарты физического развития уточняются примерно через каждые 5 лет.

Особенно важное значение имеет изучение физического развития у детей и подростков, так как оно является показателем роста и формирования организма. Исследование физического развития у детей и подростков производится одновременно с обследованием состояния здоровья во время и диспансерного наблюдения, проводимых в детских , подростковых кабинетах, врачебно-физкультурных диспансерах и других учреждениях здравоохранения. Систематическое наблюдение за физическим развитием детей позволяет выявить ранние признаки его нарушения. Задержка в росте, отсутствие прибавок в весе являются признаком неблагополучия. Частота обследования детей зависит от их возраста; чем меньше возраст детей, тем чаще они должны обследоваться.

Физическое развитие во многом зависит от социальных условий жизни, занятий физическим трудом, физкультурой и . Определенное значение для физического развития имеют и биологические законы (наследственность).

В СССР в связи с неуклонным улучшением жизни народа, широким развитием и спорта, улучшением условий воспитания и обучения подрастающего поколения повсеместно наблюдается повышение уровня физического развития населения (см. Союз Советских Социалистических Республик, физическое развитие), а также ускорение физического развития детей и подростков (см. Акселерация). См. также Вес тела, .

Физическое развитие человека

Физическое развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья. Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем, носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Выделяют три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1. Эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2. Природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т.д.);

3. Социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т.д.).

Все факторы находятся в единстве и взаимодействии и оказывают влияние на физическое развитие человека.

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр позволяет оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

Антропометрия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости.

6. Двигательная активность, ее влияние на устойчивость
и адаптационные возможности человека

Двигательная (физическая) активность является естественной потребностью человека в движении, сущность которой заключается в наличии взаимодействия двух видов деятельности – двигательной и мыслительной. Первый вид характеризует активность внешнюю (моторную), второй – активность внутреннюю (умственную).

В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические процессы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества.

Исследования адаптации человека приобрели особое значение в связи с ускорением научно-технического прогресса, выходом людей за пределы привычной для них среды обитания – освоение экстремальных районов (Арктика, Антарктика, пустыни и т.д.), космического пространства. Возросла актуальность изучения закономерностей адаптации человека к рассогласованности биоритмов, ионизирующему излучению, химическому загрязнению, шуму, вибрации, электромагнитным полям.

Чем необычнее и сложнее для человека новые условия жизнедеятельности, тем тяжелее протекает у него адаптация. Иногда адаптационные резервы истощаются после того, как организм в течение длительного периода был в состоянии адаптированности. В таком случае наступает дизадаптация, которая может принимать различные формы.

Из многообразия факторов повышения адаптации особое место отводится занятиям физическими упражнениями, которые формируют физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды эффективное развертывание приспособительных физиологических процессов.

При профилактике десинхронизации биологических ритмов особое место отводится организации режима жизнедеятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями организма. Особое внимание следует уделять профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой, оптимизации умственных и физических нагрузок, строгому соблюдению режима труда и отдыха, графику и рациону питания.

Плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие своевременного отдыха, недостаточная двигательная активность – основные факторы, вызывающие переутомление, снижающие внимание, восприятие, память и другие показатели умственной работоспособности у студентов. Предопределяющей основой успешного сохранения устойчивости физической и умственной работоспособности в различных условиях и разное время, условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения и стресса, является высокая степень автоматизации двигательных условных рефлексов и устойчивость функций центральной нервной системы.

Устойчивость организма человека в условиях замкнутого пространства во многом сопряжена с его способностями преодолевать гипоксию – недостаточность количества кислорода в окружающем воздухе.

Физическая тренировка, особенно на выносливость, значительно повышает уровень работоспособности человека в условиях снижения содержания кислорода в окружающем воздухе. Это достигается посредством совершенствования различных приспособительных механизмов в процессе физической тренировки. К ним относятся: увеличение количества эритроцитов в крови, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, образование запасов кислорода в мышечных волокнах и др.

При изменении микроклимата или резко меняющихся погодных условий в организме человека заметно изменяются процессы жизнедеятельности.

Похолодание сильно влияет на обмен веществ и энергии. Наблюдается снижение содержания в крови углеводов; содержание липидов (группа жиров и жироподобных веществ различного химического строения), наоборот, повышается.

При жарком климате предъявляются большие требования к механизмам теплоотдачи. Основная реакция на высокую температуру – расширение кожных кровеносных сосудов, что сопровождается учащением сердцебиения, падением артериального давления.

Реакции организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе в течение периода акклиматизации.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.

Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.

Эффективными профилактическими средствами являются:упорядоченный режим работы и отдыха, производственная гимнастика, регулярные занятия физическими упражнениями, укрепляющими мышечную систему и весь опорно-двигательный аппарат.



Для повышения устойчивости организма к воздействию проникающей радиации, быстрому выведению радионуклидов из организма необходимо сочетать правильно организованные занятия физическими упражнениями с рациональным питанием, витаминизацией, гигиенически обоснованным режимом труда и отдыха.

Лекция 3.

Тема: Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

План:

1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления и сохранения.

2. Структура и влияние образа жизни на здоровье человека.

3. Здоровый образ жизни и его составляющие.

4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

6. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий.

7. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.

8. Основы биомеханики естественных локомоций человека.

1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления
и сохранения

Проблема сохранения здоровья человека затрагивается многими исследователями. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И., Давиденко Д.Н., 1998):

· соматическое – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма;

· физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма;

· психическое – состояние психической сферы человека;

· сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;

· нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья.

Одной из важнейших задач, обеспечивающих укрепление здоровья человека, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества. Существующие в традиционной медицине методики оценки здоровья основаны на противопоставлении здоровья и болезни или на принципах нормологии.

Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья . К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Основные критерии здоровья :

· генетический (особенности строения и функционирования генотипа человека);

· физиологический (особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека);

· психический (особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека);

· социальный (социальная активность человека).

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют группы факторов сохранения и укрепления здоровья , имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

· генотип;

· наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

· социально-экономические условия жизни;

· экология мест проживания;

· уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

· плодотворный труд;

· рациональный режим труда и отдыха;

· отказ от вредных привычек;

· оптимальный двигательный режим;

· личная гигиена;

· закаливание;

· рациональное питание.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% – экологическими факторами, на 15-20% – генетическими особенностями организма, на 5-10 % – состоянием и уровнем развития здравоохранения.

Статьи по теме