Чем отличается христианство от католиков. Католик - это христианин или нет? Католицизм и христианство

Католицизм входит в христианство, а само христианство - это одна из главных религий мира. К ее направлениям относят: православие, католицизм, протестантизм, со множеством видов и ответвлений. Чаще всего люди хотят понять, какое отличие есть у православия от католицизма, чем отличается одно от другого? Неужели такие похожие религии и церкви, имеющие один корень, как католицизм и православие, имеют серьезные различия? Католицизм в России и других славянских государствах распространен намного меньше чем на Западе. Католицизм (в переводе с греческого «католикос» - «всеобщий») - религиозное направление, насчитывающее около 15% населения всего земного шара (т. е. католицизм исповедуют около миллиарда человек). Из трех уважаемых христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм), католичество по праву считается самой крупной ветвью. Большинство приверженцев этого религиозного течения проживает в странах Европы, Африки, а также в латинской Америке и США. Религиозное течение возникло еще в первом веке нашей эры - на рассвете христианства, во времена гонений и религиозных споров. Сейчас, спустя 2 тысячи лет, католическая церковь заняла почетное место среди мировых религиозных конфессий. Установить связь с Богом!

Христианство и католицизм. История

В первую тысячу лет христианства слова «католицизм» не существовало, просто потому что не было направлений христианства, вера была единой. История католицизма началась в Западно-Римской империи, где в 1054 году произошло разделение христианской церкви на два основных направления: католицизм и православие. Сердцем православия стал Константинополь, а центром католицизма объявили Рим, причиной такого разделения и стал раскол православия и католицизма.
С тех пор религиозное течение стало активно распространяться на страны Европы и Америки. Несмотря на последующий множественный раскол католицизма (например, католицизм и протестантизм, англиканство, баптизм и т. д.), он превратился в одну из крупнейших конфессий настоящего времени.
В XI-XIII веках Католицизм в Европе обрел сильнейшее могущество. Религиозные мыслители Средневековья верили, что Бог создал мир, и он неизменен, гармоничен, разумен.
В XVI-XVII произошел распад Католической Церкви, в ходе которого появилось новое религиозное направление - протестантизм. В чем отличие протестантизма от католицизма? В первую очередь, в организационном вопросе церкви и в авторитете папы Римского.
Духовенство относилось к важнейшему сословию в связи с посредничеством церкви между Богом и людьми. Религия католицизма настаивала на исполнении заповедей Библии. Церковь считала образцом для подражания аскета - святого человека, отрекшегося от мирских благ и богатств, которые унижают состояние души. Презрение земных богатств заменялось богатствами небесными.
Добродетелью церковь считала поддержку малообеспеченных людей. Короли, приближённая к ним знать, торговцы и даже небогатые люди как можно чаще старались участвовать в благотворительных деяниях. В то время появился титул для особых церквей в католицизме, который присваивается папой римским.
Социальная докрина
Католическое учение было основано не только на религиозных, но и на гуманистических идеях. В основу лег августинизм, а позже томизм, сопровождающийся персонализмом и солидаризмом. Философия учения состояла в том, что кроме души и тела Бог подарил людям равные права и свободы, которые остаются с человеком всю его жизнь. Социологические, а также теологические знания помогли построить развитую социальную докрину Католической Церкви, которая считает, что ее учения были созданы апостолами и до сих пор сохранили первоначальные истоки.
Существует несколько доктринальных вопросов, в которых Католическая Церковь имеет свою отличительную позицию. Причиной этого стал раскол христианства на православие и католицизм.
Преданность матери Христа, Деве Марии, которая, как считают католики, родила Иисуса вне греха, а ее душа и тело были вознесены на небеса, где она занимает особое место между Богом и Его народом.
Непоколебимая вера в то, что когда священник повторяет слова Христа из Тайной Вечери, хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса, хотя внешне никаких изменений не происходит.
Католическое учение негативно относится к искусственным методам контрацепции, которые, по мнению церкви, мешают зарождению новой жизни.
Признание абортов разрушением человеческой жизни, которая, по мнению католической церкви, начинается в момент зачатия.

Управление
Идея католицизма тесно связана с апостолами, особенно с апостолом Петром. Святой Петр считается первым папой, а каждый последующий папа считается его духовным преемником. Это дает лидеру церкви крепкую духовную власть и авторитет в разрешении споров, которые могут нарушить управление. Понятие о том, что церковное руководство представляет собой продолжение непрерывной линии от апостолов и их учения («апостольское преемство») способствовало выживанию христианства во времена испытаний, преследований и реформаций.
Совещательными органами являются:
Синод епископов;
Коллегия кардиналов.
Главные различия между православием и католицизмом в органах церковного управления. Иерархия католической церкви состоит из ее епископов, священников и диаконов. В Католической Церкви, власть опирается, главным образом, на епископов, а священники и диаконы служат в качестве их сотрудников и помощников.
Все духовенство, включая диаконов, священников и епископов, может проповедовать, учить, крестить, заключать священные браки, а также проводить похороны.
Только священники и епископы могут осуществлять таинства Евхаристии (хотя другие могут быть служителями Святого Причастия), Покаяние (Примирение, Исповедь) и Елеосвящения.
Только епископы могут управлять таинством Священства, с помощью которых люди, становятся священниками или диаконами.
Католицизм: Церкви и их смысл в религии
Церковь считается «телом Иисуса Христа». В писании сказано, что Христос избрал 12 апостолов для Божьего храма, однако именно апостол Петр считается первым епископом. Для того, чтобы стать полноправным членом Католического Церковного общества, необходимо проповедовать христианство или пройти священное таинство крещения.

Католицизм: суть 7 таинств
Литургическая жизнь Католической Церкви вращается вокруг 7 таинств:
крещение;
миропомазание (конфирмация);
евхаристия (причащение);
покаяние (исповедь);
елеосвящение (соборование);
брак;
священство.
Цель таинств веры Католицизма - приблизить людей к Богу, ощутить благодать, почувствовать единение с Иисусом Христом.
1. Крещение
Первое и основное таинство. Очищает душу от грехов, дарит благодать. Для католиков таинство Крещения является первым шагом в их духовном путешествии.
2. Миропомазание (конфирмация)
В обряде Католической Церкви Миропомазание разрешается проводить только после 13-14 лет. Считается, что именно с этого возраста человек сможет стать полноправным членом церковного общества. Подтверждение даруется через помазание святым Миром и возложение рук.
3. Евхаристия (Причащение)
Таинство в память о смерти и воскресении Господа. Воплощение плоти и крови Христа преподносится верующим через вкушение вина и хлеба во время богослужения.
4. Покаяние
Через покаяние, верующие освобождают душу, получают прощение за содеянные грехи, становятся ближе к Богу и к церкви. Признание или раскрытие, грехов освобождает душу и облегчает наше примирение с другими. В этом священном таинстве католики находят безусловное прощение Бога и учатся прощать других.
5. Елеосвящение
Через таинство помазания елеем (священным маслом) Христос оздоравливает верующих, которые страдают от болезни, даруя им поддержку и благодать. Иисус проявил большую заботу о телесном и духовном благополучии больных и повелел своим последователям делать то же самое. Празднование этого таинства является возможностью для углубления веры общины.
6. Брак
Таинство брака является в какой то степени сравнением союза Христа и церкви. Брачный союз освящается Богом, наполняется благодатью и радостью, благословляется на будущую семейную жизнь, воспитание детей. Такой брак нерушим и заканчивается только после смерти одного из супругов.
7. Священство
Таинство, по которому епископы, священники и диаконы рукополагаются, получают силу и благодать для исполнения своих священных обязанностей. Обряд, по которым присваиваются заказы называется рукоположение. Апостолы были рукоположены Иисусом на Тайной Вечере, чтобы другие могли разделить его священства.
Отличие православия от католицизма и протестантизма и их сходства
Католические убеждения действительно существенно не отличаются от других основных ветвей христианства, греческого православия и протестантизма. Все три основные ветви придерживаются учения о Троице, божественности Иисуса Христа, богодухновенности Библии и так далее. Но что касается некоторых доктринальных пунктов, существуют некие отличия. Отличается католицизм в нескольких убеждениях, которые включают в себя особую власть папы, концепцию чистилища и доктрину о том, что хлеб, который используется в Евхаристии, становится истинным телом Христовым во время благословения священника.

Католицизм и православие: различия

Являясь видами одной религии, католицизм и православие долгое время не находили общий язык, а именно с XIII века и до середины XX века. В связи с этим фактом, эти две религии получили множество различий. Чем отличается православие от католицизма?

Первое отличие католицизма можно найти в структуре организации церквей. Так, в православии существуют множество церквей, отдельных и независящих друг от друга: русская, грузинская, румынская, греческая, сербская и т.д. Католические церкви, находящиеся в разных странах по всему миру имеют единый механизм и подчиняются одному правителю – Папе Римскому.

Также следует отметить тот факт, что православная церковь не воспринимает изменения, считая, что нужно следовать всем канонам и чтить все знания, которые были переданы Иисусом Христом своим апостолам. То есть православные в XXI веке соблюдают те же правила и обычаи, что и православные в XV, X, V и I веке.

Еще одно отличие православия от католицизма в том, что в православном христианстве главным богослужением является Божественная Литургия, в католицизме – Месса. Службу прихожане православной церкви проводят стоя, католики же зачастую сидят, но есть такие служения, которые они проводят стоя на коленях. Православные наделяют символом веры и святости только Отца, католики – и Отца и сына.

Отличается Католицизм и знанием о жизни после смерти. В православной вере не существует такого понятия как чистилище, в отличие от католицизма, хотя и не отрицается такого промежуточного пребывания души после выхода из тела и перед попаданием на суд божий.

Божию Мать православные называют Богородицей, считают ее рожденной в грехе, как обычные люди. Католики обращаются к ней как к Деве Марии, зачатой непорочно и вознесенной на небо в человеческом обличии. На православных иконах, святые изображены двухмерно для передачи присутствия другого измерения – мира духов. Католические иконы имеют обычную, простую перспективу и святые изображены натуралистично.

Еще одна разница православия от католицизма в форме и виде креста. У католиков он представлен в виде двух перекладин, он может быть как с изображением Иисуса Христа, так и без него. Если же Иисус присутствует на кресте, то он изображен с мученическим видом и ноги прикованы к кресту одним гвоздем. У православных крест из четырех перекладин: к двум основным добавляется вверху маленькая горизонтальная и внизу перекладина под углом, символизирующая направление в рай и ад.

Вера католицизм отличается и в поминании усопших. Православные поминают на 3, 9 и 40 дни, католики – на 3, 7 и 30 дни. Также в католичестве существуют специальный день в году – 1 ноября, когда поминают всех усопших. Во многих государствах этот день является выходным.
Еще одна разница между православием и католицизмом в том, что в отличие от своих коллег в протестантских и православных церквях, католические священники принимают обеты безбрачия. Эта практика уходит корнями в ранние связи папства с монашеством. Есть несколько католических монашеских орденов, наиболее известными являются иезуиты, доминиканцы и августинцы. Католические монахи и монахини принимают обеты бедности, целомудрия и послушания, и посвящают себя простой жизни, ориентированной на поклонение Богу.

Ну и напоследок можно выделить процесс крестного знамения. В православной церкви крестятся тремя пальцами и справа налево. Католики же наоборот, слева направо, количество пальцев роли не играет.

Тема: Сходства и отличия католиков и православных.

1. Католицизм – от греческого слова katholikos – всеобщий (позже – вселенский).

Католицизм – западная разновидность христианства. Появился в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа (папы). Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

1.1 История развития.

История развития католицизма – долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.

В средневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественные богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий 1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменить культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».

Утверждению и распространению католицизма на Западе способствовало католическое монашество.

Религия в средние века идеологически обосновывала, оправдывала и освящала суть отношений в феодальном обществе, где классы чётко разделялись.

В середине 8 века возникло независимое светское Папское государство, т.е. в пору крушения Римской империи это была единственная реальная власть.

Укрепление светской власти пап скоро породило у них стремление господствовать не только над церковью, но и над миром.

В правление папы Иннокентия 3 в 13 веке церковь достигла своего наивысшего могущества, Иннокентий 3 сумел добиться верховенства духовной власти над светской, не в последнюю очередь благодаря крестовым походам.

Однако в борьбу против папского абсолютизма выступили города и светские государи, которых церковники обвинили в ереси и создали святую инквизицию, призванную «огнём и мечом выкорчевать ересь».

Но падения верховенства духовной власти было не избежать. Наступала новая эпоха реформации и гуманизма, которая подорвала духовную монополию церкви, разрушила политическую и религиозную монолитность католицизма.

Однако через полтора столетия после французской революции Венский конгресс 1814-1815 г.г. восстановил Папское государство. В настоящее время существует теократическое государство Ватикан.

Развитие капитализма, индустриализация, урбанизация и ухудшение жизни рабочего класса, подъём рабочего движения привело к распространению индифферентного отношения к религии.

Ныне церковь стала «церковью диалога с миром». Новым в её деятельности является защита прав человека, особенно права на религиозную свободу, борьба за семью и нравственность.

Областью деятельности церкви становится культура и культурное развитие.

В отношениях с государством церковь предлагает лояльное сотрудничество, без подчинения церкви государству и наоборот.

1.2 Особенности вероучения, культа и структуры

религиозной организации католицизма.

2. Источником вероучения католики признаю Священное писание (Библию) и святое предание, которое (в отличие от православия) включает в себя постановления вселенских сборов католической церкви и суждения пап.

3. Добавление к символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына (православие отвергает филиокве).

4. Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание легенды о непорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном вознесении после смерти на небо.

5. Духовенство даёт обет безбрачия – целибат. Утвердился в 13 веке, чтобы не допустить раздела земель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин отказа многих католических священников в наши дни от сана.

6. Догмат о чистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ, другие признают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания её там сокращён «добрыми делами», совершаемыми в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» - молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. (Православная церковь отвергает учение о чистилище).

7. Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

8. Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, так и не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, что католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённых Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.

9. Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её членов. (Православие опровергает данное утверждение).

10. Католицизм, как и православие, признаёт 7 таинств – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование.

2. Православие – одно из направлений христианства, сформировалось в 4 – 8 веках, а самостоятельность обрело в 11 веке в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византию).

2.1 История развития.

Православие не имело единого церковного центра, т.к. церковная власть была сосредоточена в руках 4 патриархов. По мере распада Византийской империи каждый из патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь.

Начало утверждения православия на Руси в качестве государственной религии было положено Киевским князем Владимиром Святославовичем. По его распоряжению в 988 году Византийское духовенство окрестило жителей столицы древнерусского государства Киева.

Православие, так же как и католицизм, оправдывало и освящало социальное неравенство, эксплуатацию человека, призывало народные массы к покорности и терпению, что было весьма удобно для светской власти.

Русская православная церковь долгое время зависела от Константинопольской (Византийской). Лишь в 1448 году она обрела автокефалию. С 1589 года в списке поместных православных церквей Русской отвели почётное 5 место, которое она занимает до сих пор.

Для укрепления позиций церкви внутри страны в начале 17 века патриарх Никон провёл церковную реформу.

Были исправлены неточности и разночтения в богослужебных книгах, несколько сокращена церковная служба, земные поклоны заменены поясными, креститься стали не двумя, а тремя перстами. Вследствие реформы произошёл раскол, который привёл к появлению течения старообрядчества. Московские поместные соборы 1656 – 1667 г.г. предали проклятию (анафеме) старые обряды и их приверженцев, которых преследовали с использованием государственного репрессивного аппарата. (Проклятие старообрядцев было отменено в 1971 году).

Пётр 1 реорганизовал православную церковь в составную часть государственного аппарата.

Так же, как и католицизм, православие активно вмешивалось в светскую жизнь.

Во времена революции и становления Советской власти влияние церкви было сведено на нет. Кроме того, разрушались храмы, духовенство подвергалось гонениям и репрессиям. В Советском Союзе необходимо быть атеистом – такова была линия партии в вопросе о свободе совести. На верующих смотрели как на слабоумных, они осуждались и притеснялись.

Целые поколения выросли в неверии в Бога. Вера в Бога была заменена на веру в вождя и в «светлое будущее».

После развала Советского Союза храмы стали восстанавливаться, люди спокойно посещают их. Убитые священнослужители причисляются к святым мученикам. Церковь начала сотрудничать с государством, которое стало возвращать ранее реквизированные церковные земли. Из-за рубежа возвращаются бесценные иконы, колокола и т.п. Начался новый виток укрепления православия в России.

2.2 Вероучение православия и сравнение с католицизмом.

Их отличия и сходство.

1. Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости (см. п. 1 о католицизме).

2. Вероисповедную основу составляют Священное писание (Библия) и священное предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2 – 8 в.в.

3. Символ веры обязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен исходящим от Бога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло (см. п. 3).

4. Важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии не признаётся (см. п. 4).

5. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков же обет безбрачия даёт всё духовенство (см. п. 5).

6. Православием чистилище не признаётся (см. п. 6).

7. В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки святых – мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православии отсутствуют реликвии (см. п. 7).

8. В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния. Индульгенцию католиков православие не признаёт (см. п. 8).

9. Православие отрицает церковную иерархию католиков, их божественность, преемственность от апостолов (см. п. 9).

10. Как и католицизм, православие признаёт все семь христианских таинств. Так же у православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных языках, используются и мёртвые языки (латынь).

Список литературы.

1. Протестанизм: словарь атеиста (Под общей редакцией Л.Н. Митрохина. – М: Политиздат, 1990 – с. 317).

2. Католицизм: словарь атеиста (Под общей редакцией Л.Н. Великовича. – М: Политиздат, 1991 – с. 320).

3. Печников Б.А. Рыцари церкви. М: Политиздат, 1991 - с. 350.

4. Григулевич И.Р. Инквизиция. М: Политиздат, 1976 – с. 463

На рубеже VIII-IX веков из-под влияния Константинополя выходят земли западной части некогда мощной Римской империи. Политический раскол потянул за собой разделение христианской Церкви на Восточную и Западную, имеющие отныне свои особенности управления. Папа Римский на Западе сосредоточил в одних руках и церковную, и светскую власть. Христианский же Восток продолжал жить в условиях взаимопонимания и взаимоуважения двух веток власти – Церкви и императора.

Окончательной датой раскола христианства принято считать 1054 год. Глубинное единство верующих во Христе нарушилось. После этого Восточная Церковь стала именоваться Православной, а Западная – Католической. Уже с момента разделения наметились различия в вероучении Востока и Запада.

Обозначим основные отличия православия от католицизма.

Организация Церкви

Православие сохраняет территориальное разделение на независимые поместные церкви. Нынче их пятнадцать, девять из которых являются патриархатами. В области канонических вопросов и обрядов у поместных церквей могут быть свои особенности. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа.

Католицизм придерживается организационного единства в авторитете папы с разделением на церкви латинского и восточного (униатского) обряда. Монашеским орденам предоставлена значительная автономия. Главой Церкви и непререкаемым авторитетом католики считают Папу Римского.

Православная Церковь руководствуется решениями Семи Вселенских Соборов, Католическая – уже двадцати одного.

Принятие новых членов в Церковь

В православии это происходит через Таинство Крещения троекратным, во имя Пресвятой Троицы, погружением в воду. Креститься могут как взрослые, так и дети. Новый член Церкви, даже если это ребенок, сразу причащается и миропомазывается.

Таинство Крещения в католицизме происходит через обливание или окропление водой. Креститься могут и взрослые и дети, но первое причастие происходит в возрасте 7-12 лет. К этому времени ребенок должен выучить основы веры.

Богослужение

Главное богослужение у православных – Божественная Литургия, у католиков – Месса (современное название католической литургии).

Божественная Литургия у православных

Православные Русской Церкви во время служб стоят в знак особого смирения пред Богом. В других Церквях восточного обряда во время богослужения позволено сидеть. А в знак безоговорочной и полной покорности православные совершают коленопреклонения.

Не совсем справедливо мнение о том, что католики сидят всю службу. Треть всей службы они проводят стоя. Но есть такие богослужения, которые католики выслушивают стоя на коленях.

Различие в причащении

В православии Евхаристия (причащение) совершается на квасном хлебе. И священство, и миряне причащаются и Кровью (под видом вина), и Телом Христовым (под видом хлеба).

В католицизме Евхаристия совершается на пресном хлебе. Священство причащается и Крови и Тела, а миряне – только Тела Христова.

Исповедь

Обязательной в православии считается исповедь в присутствии священника. Без исповеди к причастию человек не допускается, кроме причащения младенцев.

В католичестве исповедь в присутствии священника обязательна хотя бы только один раз в год.

Крестное знамение и нательный крест

В традиции Православной Церкви – четырех-, шести- и восьмиконечные с четырьмя гвоздями. В традиции Католической Церкви – четырехконечный крест с тремя гвоздями. Православные крестятся через правое плечо, а католики – через левое.


Католический крест

Иконы

Есть православные иконы, почитаемые католиками, и католические иконы, почитаемые верующими восточного обряда. Но все же существуют существенные различия в священных изображениях на западных и восточных иконах.

Православная икона монументальна, символична, строгая. Она ни о чем не повествует и никого не поучает. Ее многоуровневость требует расшифровки – от буквального до сакрального смысла.

Католическое изображение более живописно и в большинстве случаев является иллюстрацией к библейским текстам. Здесь заметна фантазия художника.

Православная икона двумерна – только горизонталь и вертикаль, это принципиально. Пишется она в традиции обратной перспективы. Католическая икона трехмерна, писанная в прямой перспективе.

Скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых, принятые в католических храмах, восточной церковью отвергаются.

Брак священников

Православное священство делится на белое духовенство и черное (монахов). Монахи дают обет безбрачия. Если священнослужитель не избрал для себя монашеский путь, то он должен жениться. Все священники-католики соблюдают целибат (обет безбрачия).

Учение о посмертной участи души

В католичестве, кроме рая и ада, есть учение о чистилище (частном суде). В православии этого нет, хотя есть понятие о мытарствах души.

Отношения со светской властью

Нынче только в Греции и на Кипре православие является государственной религией. Во всех других странах Православная Церковь от государства отделена.

Отношение Папы Римского со светскими властями государств, где католицизм является господствующей религией, регулируются конкордатами – договорами между папой и правительством страны.

Когда-то человеческие интриги и ошибки разъединили христиан. Отличие в вероучении, безусловно, является препятствием к единению в вере, но не должно являться поводом ко вражде и взаимной ненависти. Не для этого когда-то на землю пришел Христос.

Вера в Иисуса Христа объединила и воодушевила христиан, став основой религиозного мировоззрения. Без неё верующие не смогли бы совершать правильные поступки и заниматься честным трудом.

Роль Православия в истории России огромна. Люди, которые исповедовали это направление в христианстве не только развивали духовную культуру нашей страны, но и вносили вклад в жизненный уклад русского народа.

Католицизм также на протяжении столетий вносит в жизнь людей огромный смысл. Глава католической Церкви - Папа Римский определяет нормы социальной и духовной сферы общества.

Различия в учениях православия и католицизма

Православие в первую очередь признаёт те знания, которые не менялись со времён Иисуса Христа - I тысячелетия нашей эры. Оно основано на вере в единого Творца, сотворившего мир.


Католицизм же допускает внесение изменений и дополнение основных догм религии. Так, можно определить главные отличия учений двух направлений в христианстве:

  • Католики считают символом Веры Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, а православные принимают только Святого Духа, исходящего от Отца.
  • Католики верят в положение о Непорочном Зачатии Девы Марии, а православные его не принимают.
  • Единым главой церкви и наместником Бога в Католицизме избран Папа Римский, Православие же не предполагает подобного назначения.
  • Учение католической церкви, в отличие от Православия, запрещает расторжение брака.
  • В православном учении не существует догмата о чистилище (блуждание души умершего человека).

Несмотря на все различия, оба направления религии очень похожи между собой . И православные верующие, и католики верят в Иисуса Христа, соблюдают посты, возводят храмы. Огромное значение для них имеет Библия.

Церковь и священнослужители в Православии и Католицизме

Православная церковь включает в себя не менее 14 поместных церквей, признанных в конце XX века. Она управляет обществом верующих с помощью свода правил апостолов, жития святых, богословских текстов и церковных обычаев. Католическая церковь, в отличие от православной, представляет собой единый религиозный центр и возглавляется Папой Римским.

Прежде всего, церкви разных направлений в христианстве отличаются своим внешним видом. Стены православных церквей украшены потрясающими фресками, иконами. Служба сопровождается пением молитв.

Католический храм в готическом стиле украшен резьбой и витражами. Статуи девы Марии и Иисуса Христа заменяют иконы в нём, а служба проходит под звуки органа.


И в католической, и в православной церкви присутствует алтарь . У православных верующих он ограждён иконостасом, а у католиков - находится в середине церкви.

Католицизм создал такие церковные должности, как епископ, архиепископ, аббат и другие. Все они при поступлении на службу дают обет безбрачия.

В Православии духовенство представлено такими титулами, как патриарх, митрополит, диакон . В отличие от строгих правил католической церкви, православное духовенство может вступать в брак. Обет безбрачия дают лишь те, кто избрал для себя монашество.

В целом христианская церковь на протяжении столетий тесно связана с жизнью людей. Она регулирует поведение человека в быту и наделена большими возможностями.

Обряды Православия и Католицизма

Это прямое обращение верующего человека к Богу. Православные верующие во время молитвы обращены лицом на восток, а для католиков это не имеет никакого значения. Крестятся католики двумя пальцами, а православные - тремя.

В христианстве таинство крещения допускается в любом возрасте. Но чаще всего и православные, и католики крестят своих детей вскоре после рождения. В православии при крещении человек погружается в воду три раза, а у католиков вода трижды льётся на его голову.

Каждый христианин хотя бы раз в жизни приходит в церковь для исповеди. Католики исповедуются в специальном месте - конфессионале. При этом исповедуемый видит священнослужителя через решётку. Католический священник внимательно выслушает человека и даст нужный совет.

Православный священник на исповеди может отпускать грехи и назначать Епитимью - исполнение благочестивых дел в качестве исправления ошибок. Исповедь в христианстве является тайной верующего.

Крест - главный символ христианства . Он украшает церкви и храмы, носят на теле и устанавливают на могилах. Слова, изображённые на всех христианских крестах, одинаковы, но написаны на разных языках.

Надетый во время крещения нательный крестик станет для верующего символом христианства и страданий Иисуса Христа. Для православного креста форма не имеет значения, гораздо важнее то, что изображено на нём. Чаще всего можно увидеть шестиконечные или восьмиконечные кресты. Образ Иисуса Христа на нём символизирует не только муки, но и победу над злом. По традиции православный крест имеет нижнюю перекладину.

Католический крест изображает Иисуса Христа как человека умершего. Его руки согнуты, ноги скрещены. Такой образ поражает своей реалистичностью. Форма креста более лаконичная, без поперечной перекладины.

Классическое католическое изображение распятия представляет собой изображение Спасителя со скрещёнными и пробитыми одним гвоздём ступнями. На его голове изображён терновый венец.

Православие видит Иисуса Христа торжествующим над смертью. Его ладони открыты, а ноги не скрещены. Согласно традиции православия, изображения тернового венца на распятии встречаются очень редко.

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм , возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень - Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными , независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух - Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище , где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение - это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах


Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные - юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении - это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский - со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом - ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения


Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет - Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками , если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

Видео о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

Статьи по теме