Чем знаменит герой советского союза александр матросов. Матросов александр

КАК БАШКИРСКИЙ БЕСПРИЗОРНИК ШАКИРЬЯН МУХАМЕДЬЯНОВ СТАЛ ГЕРОЕМ АЛЕКСАНДРОМ МАТРОСОВЫМ

27 февраля 1943 совершил свой подвиг Александр Матросов. Долгие годы официальные идеологи замалчивали настоящее имя и происхождение героя. Чем они их так не устраивали, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Идеология любой империи всегда нуждалась в мифах, для которых подлинность фамилий или точность дат - дело десятое. Имя одного из таких героев - Александр Матросов, автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина. Каноническая легенда на этот счет гласит: 23 февраля 1943 года под-

Разделение, где служил боец, получило задачу атаковать опорный пункт противника в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области.

Путь ему преградили три вражеских дзота. Первый подавила штурмовая группа автоматчиков. Второй дзот был уничтожен бронебойщиками. Но пулемет из третьего продолжал обстреливать лощину, и атака захлебнулась. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Обстрел прекратился. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов бросился к амбразуре, закрыв ее своим телом.

Ну а дальше реальная история начала обрастать удивительными и не совсем достоверными подробностями. Начнем с того, что путаница произошла с датой подвига. В некоторых официальных изданиях говорится, что Матросов (будем пока называть его так. - Прим. ред.) погиб 23 февраля. Однако в краеведческом музее уточняют: реальная дата подвига - 27 февраля. Откуда взялась разница в четыре дня?

Оказывается, к части был прикомандирован корреспондент одной из дивизионных газет (первой о подвиге А. Матросова рассказала газета Калининского фронта «За Родину!», автором публикации был И. Шкадаревич. - Прим. ред.). Подробно описав случившееся, он перепутал (?) дату события. Сразу стал очевиден новый смысл происшедшего: подвиг, цена которому жизнь, оказывается, был посвящен 25-й годовщине со дня рождения Красной Армии. Такое вот жертвоприношение…

Дальше - больше. Начал гулять слух, что Матросов до армии был отпетым уголовником. Когда Сталину доложили о поступке рядового, великий вождь, попыхивая трубкой, глубокомысленно заметил: такой человек не мог не быть комсомольцем. И более того, якобы главнокомандующий поперек газетного листа, где был опубликован рассказ о подвиге, написал следующее: «Пример, достойный подражания!»

В тот же день в ЦК ВЛКСМ на имя Матросова задним числом выписали комсомольский билет. Откуда появилась эта история - тоже непонятно. Может быть, потому, что в Центральном музее Советской армии на самом деле хранились два комсомольских билета, в которых была указана одна и та же фамилия - Матросов. Отличались они тем, что в одном было написано «лег на боевую точку противника», а во втором - «лег на огневую точку противника». Какой из этих документов можно считать подлинным? Выяснить это в музее, увы, не представляется возможным - опасаясь за сохранность экспонатов, здесь неизменно пользуются копиями.

Между тем народное заблуждение в том, что Матросов не был комсомольцем, осталось. На самом деле в Коммунистический союз молодежи Александр вступил, еще будучи курсантом Краснохолмского пехотного училища (Оренбургская область), куда был направлен, когда его призвали на военную службу - уголовника не послали бы учиться. Удалось отыскать воспоминания Аркадия Григорьянца, помощника начальника политчасти учебного заведения, который уверял, что «именно из его рук Александр Матросов получил комсомольский билет, страницы которого потом войдут в историю написанными на них словами - «лег на огневую точку противника». Он же уточнял, что легендарную надпись сделала Людмила Викторовна Попова, которая в годы войны служила инструктором политотдела бригады.

Все эти нестыковки и откровенные недоразумения и послужили поводом для самых различных версий о происхождении и судьбе героя. Среди них есть рабоче-крестьянская, романтическая, патриотическая и т.д. Какая же из них наиболее правдоподобная? Об этом чуть позже, но единственное, на чем, кажется, сходились все составители официальных биографий - это то, что Матросов был русским. Но так ли это?

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?

Было принято считать, что Александр Матросов родился в 1924 году в Днепропетровске. Отец - рабочий, был убит кулаками. Как следствие ребенок остался без надзора, а потом оказался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Следующей «остановкой» стала Уфимская детская колония. Между тем не удалось найти ни одного документа, подтверждающего именно это место рождения будущего героя. Есть и другое толкование: его отец был зажиточным крестьянином, которого после раскулачивания отправили в Казахстан, где он и пропал.

Сын сбежал, беспризорничал. Во время своих скитаний оказался в Уфе. В колонии он быстро стал примером для остальных воспитанников: отличным производственником, спортсменом, политинформатором, самодеятельным поэтом и даже знатоком классики. Дескать, заслушивался музыкой из балета «Лебединое озеро», восхищался арией Германа из «Пиковой дамы» и т.д.

Но… оставим в стороне эти байки, потому что самой убедительной, скорее всего, можно считать «национальную версию», которую высказал, а потом и сумел доказать башкирский журналист Рауф Насыров. Во время одной из командировок он случайно услышал от Даута Хидиятова, председателя Кунакбаевского сельсовета, историю о том, что настоящее имя Матросова - Шакирьян, что он был башкиром по национальности, а родом из села Кунакбаево.

Как напишет позднее Рауф Хаевич в своей книге (сегодня это раритетное издание, найти которое оказалось довольно сложно. - Прим. ред.), этот рассказ и стал отправной точкой для долгого и кропотливого журналистского расследования. Найти какие-либо серьезные документы, касающиеся происхождения героя, ему, к сожалению, не удалось. Однако этот недостаток он с лихвой восполнил многочисленными воспоминаниями земляков Матросова.

В ходе встреч удалось, в частности, установить, что парень родился в 1923 году, а его отцом был Юнус-агай - человек, как описывают его современники, с большим если не чувством юмора, то воображением - точно. В частности, один из односельчан, с улыбкой рассказывал, что Юнус-агай был мастер придумывать разные небылицы. Например, байку о том, как спасал Ленина в пустыне. Будто бы за это вождь одарил его богатством, которое Юнус зарыл в огороде, но потом забыл где. Другой его рассказ касался того, как он летел с Лениным и Сталиным на самолете, а керосин кончился. Приземлились, и пошел тогда Юнус на охоту, набил зверя, устроил ужин, а вдобавок еще и притащил бочонок с горючим.

«Вот так я спас вождей!» - хвалился агай, а дети верили. Шакирьян пошел в отца: был таким же выдумщиком и фантазером. Кто-то даже припомнил слова матери, которая повторяла, что ее сын «вырастет либо молодцом, либо, напротив, вором…».

Удалось также выяснить, что отец Матросова был женат несколько раз. Со своей первой супругой (ее звали Муслима) он даже побывал в Сибири, где их якобы избили кулаки, отчего он всю оставшуюся жизнь хромал. По другой версии, его травмированная нога - результат ранения на Гражданской войне. Ко всему прочему с годами Юнус начал плохо видеть. Его жена часто болела, а вскоре умерла. От нее в наследство остался сын Шакирьян. После этого Юнус еще два раза женился. В последний раз это произошло в 1929 году. В 1932 году мальчик пошел в школу, а вскоре мачеха решила избавиться от пасынка - семья тогда по-настоящему голодала. Она-то и отвезла мальчика в детский дом, где просто оставила в коридоре. О каком приюте идет речь - теперь сказать сложно. Говорили, правда, что паренек сам ушел из дома.

В дальнейшем его следы обнаружились в Ивановском (!) детском доме Ульяновского района - в ходе расследования удалось даже найти фотографа, который вспомнил, как однажды, заехав туда, запечатлел мальчика с голубем. Этот снимок потом был опубликован в районной газете, и многие из жителей Кунакбаево узнали на нем Шакирьяна. Нашлись свидетели, которые встречали Матросова в трудовой колонии, которая располагалась в Старой Уфе. Здесь он уже был помощником воспитателя, командиром группы.

Тут же надо заметить, что краски, которыми живописали пребывание Матросова в спецучреждении, оказались отнюдь не розовыми. С другой стороны, жизнь в колонии была не сахар и весьма далека от той, которую рисуют на экранах идеологически выдержанных кинофильмов советских времен. Приходилось отстаивать не только собственное достоинство, но и жизнь. По словам бывшего колониста Петра Халтурина, которого зачислили в команду Матросова, от будущего героя ему тоже доставалось. И вот характерный диалог, который приводится в книге:

«- И Саша дрался?

Конечно, куда деваться… Бандит был по кличке Белый, который, говорили, сбежал из Бирска, чтобы наказать Сашку, да не сумел…»

Попутно прояснилось и происхождение фамилии Шакирьяна - «он все время ходил в тельняшке». По словам другого источника, многие из колонистов в те времена записывались под чужими фамилиями, не говоря уже об именах. Скорее всего, в русскоязычной среде имя Шакирьян легко трансформировалось в Шурку, а дальше уже - Сашка или Александр.

«СОВСЕМ УРУС СТАЛ»

Вспомнили люди, как он, уже колонистом, приезжал в деревню. При этом подросток уже хорошо разговаривал по-русски - «совсем урус стал», но не забывал и родной язык. Однако неизменно просил называть его Матросовым. Кто-то из селян даже приводил такую подробность: на теле юноши была татуировка в виде тельняшки. В последний раз Шакирьян побывал в родном селе накануне войны, в июне 1941 года. Был одет по-городскому: в тельняшке, поверх нее рубашка с закатанными рукавами, в черных брюках, ботинках.

Когда пришел на речку, где купались дети, то его встретили радостными криками: «О, Шакирьян вернулся!»

На что он спокойно сказал: «Ребята, ваш агай теперь не Шакирьян, а Саша. Так и зовите…»

«- Каким ветром тебя занесло?

Эх, ребята, где я только не бывал. А сейчас прибыл с Украины.

Ты же вроде в детском доме жил?

По этим словам можно было недвусмысленно понять: Шакирьян не понаслышке был знаком с бытом беспризорника. Этот факт обыграли в начале 60-х годов XX века в своих книгах П. Журба (повесть «Александр Матросов») и А. Бикчентаев («Орел умирает на лету»), за что бдительная общественность нещадно высекла писателей на страницах газет. По мнению этой самой «общественности», подлинный герой должен иметь безукоризненную анкету, «наслаждаясь арией из «Лебединого озера».

И все-таки, несмотря на то что Насыров начал свои поиски в конце 80-х годов прошлого века, для русскоязычного читателя его публикации оставались по большей части неизвестными. Причина, полагаю, кроется в том, что многочисленные статьи и расследования публиковались в газете на… башкирском языке. Отсюда и главное - недоверие к «национальной версии» о происхождении батыра Шакирьяна. Более того, по словам людей, знавших Насырова и знавших о его поисках, «старшие товарищи» не раз призывали его одуматься и не ворошить прошлое.

Дескать, есть канонический образ «светловолосого, голубоглазого русского парня» с родины известного Генерального секретаря, поэтому не надо разрушать, а тем более бросать националистический отблеск на биографию героя. Неудачей окончилась и попытка Насырова найти понимание в Москве. При этом авторитетные эксперты (в том числе и старший научный сотрудник Института военной истории МО СССР Н. Борисов) единодушно соглашались, что «вся биография Матросова - выдумка».

Как писал потом Борисов, «дата подвига была умышленно приурочена к 25-летию Красной Армии в целях пропаганды. На самом деле в политдонесениях, в списке безвозвратных потерь и других документах подвиг датируется 27 февраля 1943 года, а в наградном листе сказано, что на Калининский фронт А. Матросов прибыл 25 (!) февраля». Но откуда тогда взялся «светловолосый, голубоглазый, русский парень»?

И этому есть объяснение: дело в том, что при множестве фотографий - самое малое четырех-пяти, найденных в различных детдомах, тиражировался только один тщательно отретушированный снимок, где были подведены глаза, губы. Понятно, что «корректировка» ни сколько не умаляет значения поступка солдата, прикрывшего своим сердцем Отечество. Но в данном случае речь идет не о стремлении принизить подвиг, а о желании вернуть народу подлинное имя героя, чтобы, кроме имени Салавата Юлаева, вспоминали в Башкортостане еще и своего Шакирьяна.

Вдогонку следует сказать, что в сентябре 1942 года колонист Мухамедьянов (к тому времени уже А. Матросов) был призван в армию и направлен в Краснохолмское пехотное училище. Службу проходил в 5-й стрелковой роте второго батальона. Курс военных наук был рассчитан на полгода, и уже в марте молодые лейтенанты должны был отправиться в войска, но этого не случилось. В январе 1943 года было официально объявлено, что училище закрывается, а половина его личного состава рядовыми будет отправлена эшелоном на Калининский фронт. Матросов с товарищами попал в 91-ю Тихоокеанскую (!) комсомольскую добровольческую бригаду имени Сталина. Сначала Александр был направлен в комендантский взвод, а потом продолжил службу в строевом подразделении. В ходе поисков удалось даже найти свидетеля последнего боя Матросова.

«Мы, разведчики, возвращались с боевого задания. Когда подошли к переднему краю - «языка» мы брали в деревне Чернушки, - слышим крик наших солдат «ура!» - вспоминает Пётр Александрович Огурцов (1920 г.р., г. Балаково Саратовской области). - Немцы продолжали вести огонь, не давали двигаться вперед. Я решил узнать, в чем дело, и наши разведчики приготовились к бою.

Ребята, немецкий пулемет не дает поднять головы?

Сашка говорит:

Прикрой меня. Я подползу ближе и брошу гранату.

Я говорю:

Сашка, он ведь скосит.

… Мы подползли ближе. Другой немецкий пулемет бьет, рвутся снаряды. И тут меня ранило - от Сашки метров за десять. Саша бросился на амбразуру. Пулемет замолчал. Ну, ребята поднялись в рост - и вперед. Меня оттащили, перевязали и утром отправили в госпиталь в Москву». (Рауф Насыров, «Откуда ты родом, Матросов?» (Уфа, 1994). - Прим. ред.)

Таково подлинное описание боя, которого нет (!) ни в одной официальной книге. И еще одну важную деталь называет Насыров: в воспоминаниях ветерана есть упоминание о том, что «по ходатайству комсомольцев и командования было написано письмо на имя Сталина о присвоении Матросову звания Героя Советского Союза».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

После всего случившегося выражение «подвиг Матросова» стало поистине крылатым, хотя справедливости ради следует отметить, что Шакирьян не был первым, кто ценой жизни заставил замолчать вражеский пулемет. Согласно архивным документам, в этом скорбном списке под номером один стоит имя Александра Панкратова, политрука танковой роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии. А за всю историю войны подобный подвиг совершили свыше 300 человек. Были вообще уникальные случаи, когда люди оставались живыми, но это уже мало кого интересовало. Для тогдашней идеологической машины гораздо важнее был герой погибший, нежели живой.

Короче, вся официальная слава досталось Матросову. К слову, через год такой же подвиг на территории Великолукского района, совершил рядовой, татарин Газинур Гафиатулин - его фотографию и сегодня можно увидеть в городском краеведческом музее. И еще одно имя - на этот раз Ильи Коровина, который тоже повторил подвиг Матросова. Это произошло 8 марта 1944 года, во время прорыва оборонительной линии «Пантера». За свой подвиг сержант был удостоен (посмертно) звания Героя Советского Союза, и его останки сейчас покоятся в братском захоронении в деревне Жидилов Бор, что почти на самом берегу Псковско-Чудского озера.

Впрочем, это уже история и, увы, наша короткая историческая память. Именно во время поездки в Великие Луки автор этих строк с удивлением узнал, что в этом городе на мемориальном воинском кладбище захоронен и Матвей Кузьмич Кузьмин - самый старший по возрасту Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было 84 (!) года. Как гласит короткая биографическая справка, родился Матвей Кузьмич 3 августа 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области, в семье крепостного крестьянина.

Так и оставшись крестьянином-единоличником, что удивительно, до войны он жил охотой и рыбалкой, а прославился тем, что 14 февраля 1942 года повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя отряд гитлеровцев под пулеметный огонь наших войск. Очерк о случившемся принадлежит перу известного писателя Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке». Правда, злые (очень злые!) языки утверждают, что все было не так, однако в самом музее решительно отвергают подобные домыслы и придерживаются канонической версии.

Тем не менее Музей боевой комсомольской славы имени А. Матросова, который находился на балансе ЦК ВЛКСМ, был посвящен именно Матросову. Сооруженный рядом со старинной крепостью, в самом центре Великих Лук, этот бетонный куб, чем-то напоминавший мавзолей, вполне справлялся с задачами того времени: вдохновлять и направлять. Здесь принимали в пионеры, комсомольцы, напутствовали на дальнейшие трудовые подвиги стройотряды. Но пришли иные времена, и с 1992 года главный Музей боевой комсомольской славы перестал существовать, благополучно… влившись в муниципальную структуру.

Сейчас это городское учреждение культуры насчитывает в фондах хранения более 30 тысяч единиц артефактов. Как и прежде, сюда приходят ветераны, что вполне объяснимо: на войну пришлась их молодость. Как ее не вспомнить? По своему статусу музей также является центром патриотического воспитания молодежи, поэтому в канун дня рождения Матросова сюда приходят те, кому еще нет 18. Во всяком случае, им теперь доподлинно будет известно, почему в центре города, над самой Ловатью, высится монумент рядовому по фамилии Матросов, которого в родной Башкирии звали просто - Шакирьян.

МНЕНИЕ

Юрий Алексеев, директор фонда «Достоверная история»:

«Подобных секретов, увы, в нашей истории остается немало. Не многие, например, знают подлинные имена тех, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Среди них был, в частности, и уроженец Псковской области. Специалистами Института военной истории Министерства обороны РФ документально подтверждено, что первыми Знамя Победы над Рейхстагом установили бойцы группы капитана Макова.

Это случилось 30 апреля 1945 года. В ее состав входил и наш земляк - Михаил Минин. За этот подвиг и другие военные заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза. Наградной лист был датирован 7 мая 1945 года, однако командование ограничилось орденом Боевого Красного Знамени (18.05.1945). Уроженец Палкинского района, он ушел на фронт в июле 1941 года. Прошел путь от Ленинграда до Берлина.

У каждого поколения есть свои кумиры и герои. Сегодня, когда на пьедестал почета ставят кино- и поп-звезд, а примерами для подражания являются скандальные представители богемы, самое время вспомнить о тех, кто действительно заслужил вечную память в нашей . Речь пойдет об Александре Матросове, с именем которого шли в мясорубку Великой отечественной советские бойцы, стремясь повторить его героический подвиг, жертвуя своими жизнями во имя независимости Отчизны. С течением времени память стирает мелкие подробности событий и делает краски более блеклыми, внося свои коррективы и объяснения произошедшему. Лишь спустя много лет стало возможным раскрыть некоторые таинственные и недосказанные моменты в биографии этого юноши, оставившего столь значимый след в славных анналах нашей Родины.


Предвидя гневные реакции тех, кто склонен оставлять факты в том виде, в каком они были изложены советскими средствами массовой информации, необходимо сразу оговориться, что проведенные историками и мемуаристами исследования ни в коей мере не умаляют заслуг человека, имя которого уже больше полувека носят улицы многих городов. Никто и не ставил своей целью его очернение, но Истина требует установления справедливости и раскрытия подлинных фактов и имен, которые в свое время были искажены или просто остались без внимания.

Согласно официально версии Александр был родом из Днепропетровска, прошедшим Ивановский и Мелекесский детские дома Ульяновской области и Уфимскую трудовую колонию для детей. 23 февраля 1943-го года его батальон получил задачу уничтожить опорный пункт фашистов возле деревни Чернушки, что в Псковской области. Однако подступы к населенному пункту прикрывали три пулемётных расчета, укрытые в дзотах. Для их подавления были отправлены специальные штурмовые группы. Два пулемёта были уничтожены совместными силами автоматчиков и бронебойщиков, но попытки заставить замолчать третий не увенчались успехом. В конце концов, к нему поползли рядовые Пётр Огурцов и Александр Матросов. Вскоре Огурцова тяжело ранило, и Матросов подобрался к амбразуре уже один. Он бросил пару гранат, и пулемёт умолк. Но стоило красногвардейцам подняться в атаку, как снова раздалась стрельба. Спасая своих товарищей, Матросов одним стремительным броском оказался у дзота и закрыл амбразуру телом. Полученных мгновений хватило, чтобы бойцы смогли подойти поближе и уничтожить противника. О подвиге советского солдата было рассказано в газетах, журналах и кино, его имя стало фразеологизмом в русском языке.

После длительных поисков и исследовательских работ людей, занимавшихся изучением биографии Александра Матросова, очевидным стало то, что доверия заслуживает лишь дата рождения будущего героя СССР, а также место его гибели. Вся остальная информация была достаточно противоречива, а потому заслуживала более пристального рассмотрения.

Первые вопросы возникли тогда, когда на официальный запрос по указанному самим героем месту рождения в городе Днепропетровске, пришел четкий ответ, что рождение ребенка с таким именем и фамилией в 1924-ом году не было зарегистрировано ни одним Загсом. Дальнейшие поиски в советское время главным исследователем жизни Матросова Рауфа Хаевича Насырова привели к общественному порицанию писателя и обвинению его в ревизионизме героических страниц военного времени. Лишь много позднее он смог продолжить расследование, результатом которого стал ряд интереснейших открытий.
Следуя по едва заметным «хлебным крошкам», библиограф изначально на основе свидетельств очевидцев предположил, а затем и практически доказал, что настоящее имя героя – Шакирьян, а подлинным местом его рождения является небольшая деревушка Кунакбаево, которая расположена в Учалинском районе Башкирии. Изучение документов в Учалинском горсовете позволило найти запись о рождении некоего Мухамедьянова Шакирьяна Юнусовича в тот самый день, на который указывает официальная биографическая версия жизни Александра Матросова, 5 февраля 1924-го года. Подобное несовпадение данных о месте рождения знаменитого героя навело на мысль о проверке подлинности остальных биографических данных.

Никого из близких родственников Шахирьяна на тот момент времени уже не было в живых. Однако в ходе дальнейших поисков были найдены детские фотографии мальчика, которые чудом сохранились у бывших односельчан. Подробное рассмотрение этих снимков и сопоставление их с более поздними фотографиями Александра Матросова, позволило ученым из НИИ судебных экспертиз в Москве дать окончательное заключение об идентичности изображенных на них людей.

Мало кому известно, что существует еще один Александр Матросов, тезка главного лица статьи, также ставший Героем Советского Союза. Родившись 22 июня 1918-го года в городе Иваново, в годы Великой Отечественной войны он дослужился до старшего сержанта, командира взвода разведывательной роты. Летом 1944-го года Матросов вместе с другими разведчиками захватил мост на белорусской реке Свислочь, являвшейся притоком Березины. Более суток небольшая группа удерживала его, отражая атаки фашистов, до подхода основных сил наших войск. В том памятном бою Александр уцелел, благополучно закончил войну и скончался в родном Иваново 5 февраля 1992-го года в возрасте семидесяти трех лет.

Во время бесед с однополчанами Александра Матросова, а также жителями села, где он родился, и бывшими воспитанниками детских домов, постепенно стала складываться картина жизни этого известного человека. Отец Шакирьяна Мухамедьянова вернулся с Гражданской войны инвалидом и не мог найти себе постоянную работу. В связи с этим его семья испытывала большие материальные трудности. Когда мальчику было всего семь лет, у него умерла мать. Выживать стало еще труднее, и зачастую отец вместе с маленьким сыном просил милостыню, бродя по соседским дворам. Совсем скоро в доме появилась мачеха, с которой юный Шахирьян так и не смог сойтись характерами, сбежав из дому.

Недолгие скитания закончились тем, что мальчишка попал в приемник-распределитель для детей по линии НКВД, а оттуда и был направлен в современный Димитровград, который тогда назывался Мелекессом. Именно в этом детском доме он впервые фигурирует как Александр Матросов. Но в официальных документах под данным именем он был записан, когда поступил в колонию, расположенную в поселке Ивановка, 7 февраля 1938-го года. Там же парнишка назвал выдуманное место рождения и город, в котором он, по его собственным словам, никогда не был. На основании выданных ему документов во всех источниках впоследствии была указана именно эта информация о месте и дате рождения мальчика.

Почему же Шакирьяна записали именно под таким именем? Его односельчане вспоминали, что в пятнадцать лет, летом 1939-го, он приезжал к себе на малую родину. На подростке была надета бескозырка и полосатая тельняшка под рубашкой. Уже тогда он называл себя Александром Матросовым. Видимо указывать свое настоящее имя в колонии он не захотел потому, что знал о всеобщем недоброжелательном отношении к нацменам. А при его симпатии к морской символике придумать себе соответствующее понравившееся имя, как делали в то время многие беспризорники, не составило труда. Однако в приюте еще помнили, что Сашку называли не только Шуриком-матросом, но и Шуриком-Шакирьяном, а также «башкиром» – из-за смуглой кожи подростка, что опять же подтверждает идентичность двух рассматриваемых личностей.

Как односельчане, так и воспитанники приюта отзывались о Сашке как о бойком и веселом парне, который любил побренчать на гитаре и балалайке, умел отбивать чечетку и лучше всех играл «в бабки». Вспомнили даже слова его родной матери, говорившей в свое время, что из-за своей ловкости и излишней активности он станет либо справным молодцом, либо преступником.

В общепринятой версии биографии героя говорится о том, что Матросов некоторое время работал столяром на мебельной фабрике в Уфе, но как он попал в трудовую колонию, к которой было прикреплено данное предприятие, нигде не сказано. Зато этот отрезок его биографии содержит красочные упоминания о том, каким прекрасным примером для сверстников был Александр в то время, как он стал одним из лучших боксеров и лыжников города, какие прекрасные писал стихи. Для создания пущего эффекта в вымышленной истории много говорится и об активной работе Матросова в качестве политинформатора, а также о том, что отец героя, будучи коммунистом, погиб от пули кулака.

Интересным фактом, связанным с совершившим подвиг бойцом, является наличие как минимум двух практически идентичных комсомольских билетов на имя Александра Матросова. Билеты хранятся в разных музеях: один – в Москве, другой – в Великих Луках. Который из документов является подлинным, так и осталось невыясненным.

В действительности, в 1939-ом году Матросова отправили на работу на Куйбышевский вагоноремонтный завод. Однако вскоре он оттуда сбежал из-за невыносимых условий труда. Позднее за несоблюдение режима Саша вместе с другом был арестован. Следующее документальное свидетельство о жизни парня появляется почти через год. За нарушение условий подписки о том, что он покинет Саратов в течение суток, согласно архивным данным, 8 октября 1940-го года Александр Матросов был приговорен Фрунзенским районным народным судом к двум годам заключения по статье 192 УК РСФСР. Интересен тот факт, что 5 мая 1967-го Верховный суд СССР вернулся к кассационному рассмотрению дела Матросова и отменил приговор, видимо, чтобы не очернять имя героя нелицеприятными подробностями его жизни.

Собственно после решения суда молодой человек и попал в трудовую колонию Уфы, где полностью отбыл свой срок. Еще в самом начале войны семнадцатилетний Александр, как и тысячи его сверстников, посылал письмо на имя наркома обороны с просьбой отправить его на фронт, выразив свое страстное желание защищать Родину. Но на передовую он попал только в конце февраля 1943-го года вместе с другими курсантами Краснохолмского училища, куда Матросов был зачислен в октябре 1942-го после колонии. В связи со сложной обстановкой на всех фронтах выпустившиеся необстрелянные курсанты в полном составе были направлены в качестве подкрепления на Калининский фронт.

Здесь следует новая нестыковка реальных фактов с официально принятой биографией этого человека. В соответствии с документами Александр Матросов был зачислен в стрелковый батальон, входивший в 91-ую отдельную Сибирскую добровольческую бригаду, носящую имя Иосифа Сталина, 25 февраля. Но в советской прессе указывается, что свой подвиг Александр Матросов совершил 23 февраля. Прочитав об этом позднее в газетах, однополчане Матросова были крайне удивлены данной информации, ведь в действительности памятный бой на Псковщине, неподалеку от деревни Чернушки, которую батальон в соответствии с приказом командования должен был отбить у немцев, произошел 27-го февраля 1943-го года.

Почему столь важная дата была изменена не только в газетах, но и во многих исторических документах, описывающих великий подвиг? Всем, кто рос в советское время, хорошо известно, как правительство и многие другие официальные органы любили приурочивать разные, даже самые незначительные события к памятным юбилеям и датам. Так произошло и в данном случае. Приближающийся юбилей, двадцатипятилетие со дня основания Красной Армии, требовал «реального подтверждения» для воодушевления и поднятия морального духа советских воинов. Очевидно, было принято решение приурочить подвиг бойца Александра Матросова к памятной дате.

Подробности того, как именно развивались события в тот страшный февральский день, когда погиб мужественный девятнадцатилетний юноша, детально описаны во многих статьях и учебниках. Не останавливаясь на этом, стоит отметить лишь, что подвиг Александра Матросова в официальной интерпретации явно противоречит законам физики. Даже одна выпущенная из винтовки пуля, попав в человека, обязательно собьёт его с ног. Что уж тут говорить о пулеметной очереди в упор. К тому тело человека вообще не может служить хоть какой-нибудь серьёзной преградой для пулемётных пуль. Даже первые заметки фронтовых газет гласили, что труп Александра нашли не на амбразуре, а перед ним в снегу. Вряд ли Матросов бросался на нее грудью, это был бы самый абсурдный способ одолеть вражеский дзот. Пытаясь реконструировать события того дня исследователи остановились на следующей версии. Поскольку имелись очевидцы, видевшие Матросова на крыше дзота, скорее всего он пытался расстрелять или закидать гранатами пулеметный расчет через окошко для вентиляции. Его застрелили, и тело упало на отдушину, перекрыв возможность отвода пороховых газов. Сбрасывая труп, немцы замешкались и прекратили огонь, а товарищи Матросова получили возможность преодолеть простреливаемое пространство. Таким образом, подвиг действительно имел место, ценой жизни Матросов обеспечил успех штурма своего отряда.

Также существует ошибочное мнение, что подвиг Александра был первым в своем роде. Однако это не так. Сохранилось множество документально засвидетельствованных фактов, как уже в первые годы войны советские солдаты бросались на огневые точки противника. Самыми первыми из них стали Александр Панкратов – политрук танковой роты, пожертвовавший собой 24 августа 1941-го года при атаке Кириллова монастыря под Новгородом и Яков Падерин, погибший 27 декабря 1941-го года у деревни Рябиниха в Тверской области. А в «Балладе о трёх коммунистах» Николая Семеновича Тихонова (автора известной фразы: «Гвозди б делать из этих людей…») описывается сражение под Новгородом 29 января 1942-го года, в котором на вражеские доты бросилось сразу три бойца – Герасименко, Черемнов и Красилов.

Требует упоминания и то обстоятельство, что еще до конца марта 1943-го года как минимум тринадцать человек – бойцов Красной Армии, воодушевленных примером Александра Матросова, осуществили подобное деяние. Всего за годы войны аналогичный подвиг совершили более четырехсот человек. Многие из них были посмертно награждены и получили звание Героев СССР, но их имена знакомы разве что дотошным историкам, а также любителям исторических статей военного времени. Большинство же храбрых героев так и остались неизвестными, а впоследствии вообще выпали из официальных хроник. В их число попали и погибшие бойцы штурмовых групп, сражавшиеся в тот самый день рядом с Матросовым и сумевшие не только подавить дзоты неприятеля, но и, развернув фашистские пулеметы, открыть ответный огонь по врагу. В этом контексте очень важно понимать, что образ Александра, в честь которого построены памятники и названы улицы в городах по всей России, как раз и олицетворяет собой всех безымянных солдат, наших предков, отдавших жизни ради победы.

Изначально героя похоронили там, где он пал, в деревне Чернушки, но в 1948-ом году его останки были перезахоронены на кладбище города Великие Луки, расположенном на берегу реки Ловать. Имя Александра Матросова было увековечено приказом Сталина от 8 сентября 1943-го года. В соответствии с этим документом оно было впервые навечно занесено в список первой роты 254-го гвардейского полка, где служил Саша. К сожалению, руководство Красной Армии, создавая эпический образ бойца, презревшего смерть во имя спасения своих товарищей, преследовало еще одну довольно неприятную цель. Пренебрегая артподготовкой, начальство побуждало красноармейцев идти в смертельные лобовые атаки на пулеметы противника, оправдывая бессмысленную гибель людей примером отважного солдата.

Даже при выяснении настоящей истории героя, которого многие поколения жителей нашей страны знают как Александра Матросова, после уточнения его личности, места рождения, отдельных страниц биографии и сути самого героического поступка, его подвиг по-прежнему неоспорим и остается редким образцом небывалого мужества и доблести! Подвиг совсем молодого юноши, который пробыл на фронте всего три дня. Безумству храбрых поем мы песню…

Источники информации:
-http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=597
-http://izvestia.ru/news/286596
-http://ru.wikipedia.org/wiki/
-http://www.pulter.ru/docs/Alexander_Matrosov/Alexander_Matrosov

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Александр Матросов в годы Второй мировой войны закрыл своим телом вражеский дзот, ценой собственной жизни спасая товарищей и дав возможность своему подразделению захватить стратегически важный плацдарм. Этот подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. А. М. Матросова посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. 8 сентября 1943 года приказом наркома обороны СССР его имя было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он навечно зачислен в списки 1-й роты.


Как и любая легенда, биография Александра Матросова имеет две версии: официальную и настоящую. Сначала вспомним первую из них. Александр Матвеевич Матросов родился в Днепропетровске. Отец его работал литейщиком на заводе. Позже биографию Саши «дополнили» тем, что отец был коммунистом, погибшим от кулацкой пули. Мать умерла, родственников у мальчишки не было. Он оказался на улице. Попал в детский приют где-то в Украине, потом оказался в России, в Ивановском детском доме. Позднее – в детской трудовой колонии в Уфе. В РККА призван в сентябре 1942 года, в октябре направлен в Краснохолмское пехотное училище. Вскоре курсантов отправили на Калининский фронт. В действующей армии Матросов находился с ноября 1942 года. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. И. В. Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии). Сначала бригада находилась в резерве, а затем ее перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. 22 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт врага в районе деревни Чернушки и к 25-летнему юбилею создания Красной Армии любой ценой завладеть им. Солдаты сразу попали под сильный огонь трех немецких пулеметов в дзотах. Два из них подавили штурмовые группы, но третий дзот продолжал обстреливать лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда Матросов сам вызвался обезвредить огневую точку: подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал, но когда бойцы поднялись в атаку, снова ожил. Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. После атаки товарищи подобрали его: он лежал метрах в шести от горящего дзота, гранат не было, автоматный карабин – пуст. Боевая задача подразделения была выполнена. Несколько дней спустя имя Матросова стало известным всей стране: его подвиг был использован случайным журналистом для патриотической статьи. Командир полка узнал о подвиге из газет. Идя в бой, Матросов передал связному письмо, адресованное Лиде Кургановой, девушке, с которой он познакомился перед уходом на фронт: «Если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как наш генерал: в бою и лицом на запад». Его желание сбылось.

Однако в этой истории слишком много неточностей. Несколько несовпадений по датам и событиям заставляют задуматься о реальной картине. Во-первых, история об А. Матросове пронизана героикой повествования и добровольностью самопожертвования. Но тот, кто хоть один день служил в армии, знает, что любая добровольность выполняется только по приказу. Во-вторых, с местом прохождения службы и датой ее начала официальные историки напутали. Только в январе Александр Матросов попал в 91-ю Тихоокеанскую комсомольскую морскую бригаду 6-го добровольческого стрелкового корпуса имени И. В. Сталина. А с датой гибели перестарались уже фронтовые корреспонденты: погиб он 27 февраля, а написали 23-го. Зачем поменяли даты, объяснять, наверное, не надо даже тем, кто спал на уроках истории. Просто к 23 февраля Сталину во что бы то ни стало понадобился героический поступок. А тут – сирота с русской фамилией, что было немаловажным в годы войны. Матросов был далеко не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, однако именно его имя было использовано пропагандой для прославления героизма советских солдат. Тем более, что он подходил по всем параметрам: 19-летний комсомолец, симпатичный, боец, презревший смерть, настоящий кумир для последующих поколений.

Кем же был в действительности человек, более 60 лет назад закрывший собой вражеский дзот? Однозначного ответа, похоже, не существует. В годы «холодной войны» западногерманский журнал «Штерн» доказывал, что этот подвиг – фальсификация. Свои предположения высказали и наши соотечественники – один сначала превратил Матросова в «бродягу», затем – в «уркагана, лодыря, грубияна, дармоеда». Другой испачкал жизнь героя грязью. Есть также мнение, что никакого Матросова вообще не было.

Однако существуют иные, более достойные внимания версии. По одной из них отцом будущего героя был Матвей Матросов, зажиточный крестьянин, раскулаченный и высланный на поселение в казахские степи. «Сын за отца не отвечает», – любили повторять тогда фразу «вождя и учителя». И мальчик оказался в Ивановском детдоме, где не задержался. В возрасте двенадцати лет «беспризорный крестьянский сын А. М. Матросов», «зайцем» приехавший по железной дороге в Уфу, был отловлен милицией и помещен в детскую трудовую колонию. Позже он стал помощником воспитателя, вступил в комсомол. Однако за роман с одной из старших воспитанниц Александр был исключен из ВЛКСМ и уволен с педагогической работы. Он пошел работать на завод, а в восемнадцать лет добровольцем вступил в Красную Армию. В учебном полку прекрасно зарекомендовал себя, был восстановлен в комсомоле, в октябре 1942 года направлен на обучение в Краснохолмское пехотное училище. 7 ноября в бессмысленной атаке позиций противника, приуроченной к «годовщине Великого Октября», молодой боец был ранен, вышел из боя сам и вытащил на себе тяжело раненного товарища. Наградой стала медаль «За боевые заслуги». Из медсанбата он попросту сбежал, как только позволили раны. Командование полка влепило солдату выговор… и зачислило в разведроту. Накануне гибели Матросова представили к ордену «Красной Звезды», получить который он не успел. Его увенчала награда высшая – посмертно…

Версий множество, и среди них выделяется еще одна, весьма интересная. Выдвинули ее историки Башкирии. Почему именно они? Просто для башкирского народа и маленькой деревушки Кунакбаево Учалинского района официальное признание, что Александра Матросова звали Шакирьяном Мухамедьяновым, действительно важно. Значимость его подвига от этого не уменьшится. Зато следом за Салаватом Юлаевым он станет вторым национальным батыром Башкирии. Предполагают, что тот, кого позже назовут Матросовым, родился в семье Юнуса и Муслимы Юсуповых в 1924 году. В книге актов о рождении он зарегистрирован как Мухамедьянов Шакирьян Юнусович (по имени деда). Когда мать умерла, мальчику было не больше семи лет. Жили очень бедно, и нередко Юнус, взяв за руку сына, шел по дворам попрошайничать. Шакирьян плохо знал родной язык -- отец больше говорил на русском, потому что ходить побираться так было удобнее. С появлением у Юнуса третьей жены Шакирьян ушел из дома. Куда он потом делся, сказать сложно: бумаги всех детских домоа Башкирской АССР начала 1930-х годов не сохранились. Не исключено, что он попал в детприемник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс Ульяновской области. Там и появились его первые следы как Сашки Матросова. Среди беспризорников существовали свои законы, и один из них гласил: если ты не русский, тебя всячески будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии, подростки старались изменить свои родные фамилии и имена на русские. Позже в Ивановской режимной колонии Сашка рассказывал, как назвал своим родным городом Днепропетровск, хотя ни разу там не был. В колонии у него было несколько кличек. Одна из них – Шурик-Шакирьян (видимо, кто-то знал его настоящее имя). Вторая – Башкир. После окончания школы в 1939 году Матросова отправили в Куйбышев на вагоноремонтный завод, откуда он сбежал. Последний раз в родном Кунакбаево Шакирьяна видели летом 1939 года. Он окончательно обрусел и называл себя Александром Матросовым – никто не спрашивал почему. В Куйбышеве его забрали в милицию, обвинив «в нарушении паспортного режима». Снова следы Матросова всплыли осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из документов, народный суд Фрунзенского района осудил его по статье 192-й УК РСФСР на два года лишения свободы. Он был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Матросов сидел в трудовой колонии в старой Уфе. В конце сентября 1942 года в группе других новобранцев он оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище под Оренбургом. Там Матросова приняли в комсомол.

Жизнь этого человека оплетена ложью. Подвиг приурочили к 25-й годовщине Красной Армии, а Александр был бойцом элитного 6-го добровольческого стрелкового корпуса им. Сталина – эти два обстоятельства сыграли важную роль в создании государственного мифа. Десятилетиями никто не задумывался, что описанные события противоречили законам природы. Сейчас теоретически и практически доказано, что подвиг в том виде, в каком его представила пресса, состояться не мог. Ведь закрыть своим телом пулеметную амбразуру невозможно. Даже одна винтовочная пуля, попавшая в руку, неизбежно сбивает человека с ног. А пулеметная очередь в упор сбросит с амбразуры любое, даже самое грузное тело. Пропагандистский миф, разумеется, не в состоянии отменить законы физики, но способен на некоторое время заставить забыть о них. Как же в действительности развивались события? Рассмотрим наиболее достоверные версии происшедшего.

Как писала фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу перед дзотом. Вероятно, он смог взобраться на крышу огневой точки и попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за это время преодолели простреливаемое пространство. Тело также могло упасть таким образом, что закрыло немцам сектор обстрела. Подвиг солдат действительно совершил, но на амбразуру не бросался: такой способ борьбы с вражескими дзотами абсурден.

Обстоятельства могли быть и несколько иными. Амбразура дзота представляет собой не окошко, из которого торчит ствол пулемета (в таком случае он был бы легко уязвим для осколков и пуль), а глубокую воронкообразную бойницу, уходящую в глубь толстых стен укрытия. Пулемет находится в камере и ведет огонь через отверстие воронки, расширяющей наружу сектор его обстрела. Бросаясь в амбразуру дзота (а не «на амбразуру»), разведчик как бы превращался в пробку. В принципе, его тело можно было вытолкнуть длинным шестом, имеющимся в хозяйстве гарнизона, но на это требовалось некоторое время. Следовательно, подвиг нашего героя не был актом отчаяния или следствием слепого порыва – в последние мгновения жизни он сумел оценить обстановку и принять единственно возможное решение.

Существует еще один вариант. Когда бросить гранаты в амбразуру дзота не удалось (они разорвались рядом, не причинив вреда), Матросов подобрался поближе и попал в «мертвую зону». Израсходовав боекомплект, он оказался в трудной ситуации: отползти не мог (попал бы под перекрестный огонь), а немцы могли взять его в плен. Поэтому он подобрался к амбразуре и бросился не на нее саму, а на ствол пулемета сверху. Навалившись всем телом, солдат вдавливает его в землю, не давая фашистам вести огонь. Дальше возможны два варианта событий: первый – немцы втаскивают через амбразуру Матросова внутрь, расстреливают и выносят труп наружу, второй – расстреливают его прямо через проем и сбрасывают тело с амбразуры. Сам эпизод борьбы и освобождения пулемета занимает некоторое время, так необходимое нашим бойцам.

Кем был этот человек, каково его настоящее имя, мы, видимо, не узнаем уже никогда. Да и так ли это важно? Ведь независимо от того, был он русским или башкиром, сыном коммуниста или раскулаченного крестьянина, прежде всего он был и остается героем – вопреки мнению скептиков.

Все версии о тайне личности Матросова подтверждены документами. Но поскольку в нашем государстве всегда любили наглядность и патетику, некоторые из них абсурдны, вызывают недоумение и вполне законную иронию: два музея предъявили в качестве экспоната подлинник комсомольского билета героя. Только на одном было написано: «Лег на огневую точку противника», на другом – «на боевую».

Родился 5 февраля 1924 г в городе Екатеринославле (современный Днепропетровск). Некоторые источники, например, Википедия, называет и другие версии его места и времени рождения. Согласно ей, знаменитого героя Великой Отечественной войны звали Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, который родился на территории Башкирской АССР, в деревне Кунакбаево (современного Учалинского района республики Башкортостан).

Обе биографии сходятся в том, что Александр Матвеевич Матросов воспитывался в Мелексском и Ивановском детских домах Ульяновской области, а позже в детской трудовой колонии города Уфы, после окончания семи классов школы, его взяли на работу помощником воспитателя колонии.

Откуда же у Шакирьяна могла взяться русская фамилия? Википедия утверждает, что мальчик сбежал из дома после нового брака своего отца, скитался как беспризорник, попал в детдом и уже там, сам назвал себя Александром Матвеевичем Матросовым.

Существует и третий вариант биографии. Согласной ей, Александр был уроженцем села Высокий Колок Ставропольского уезда Самарской губернии (сегодня это Новомалыклинский район Ульяновской области). Оставшись без мужа с 3-мя детьми, мать Саши отдала его в Мелексский детдом, чтобы спасти сына от голода и возможной смерти.

Когда началась война, семнадцатилетний юноша несколько раз письменно просил принять его на фронт. Случилось это только в сентябре 1942 года, когда его призвали в ряды Вооруженных Сил и направили на обучение в пехотное училище под Оренбургом.

Подвиг совершенный Александром Матросовым

В январе 1943 года, вместе с другими курсантами – добровольцами маршевой роты отправился на фронт. С 25 февраля 1943 г, проходил службу во 2-ом отдельном стрелковом батальоне 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. В.И. Сталина.

Свой, прогремевший на всю стран подвиг, он совершил 27 февраля 1943 г, когда батальон пошел в атаку на опорный пункт недалеко от деревни Чернушки Псковской области. Выходя из леса на опушку, наши солдаты попали под пулеметный огонь, источником которого были три дзота немцев, прикрывавших подступы к деревне. На уничтожение огневых точек противника были посланы штурмовые группы по 2 человека.


Две точки были подавлены быстро, а третьему пулемет удавалось довольно долго простреливать всю лощину, расположенную перед деревней. В очередной попытке заставить пулемет замолчать, в сторону врага поползли рядовые Александр Матросов и Петр Огурцов. Когда Огурцов получил ранение, Матросов решил довести дело до конца самостоятельно, бросил на дзот две гранаты, и тот затих. Но вскоре фашисты вновь открыли огонь по советским солдатам. Тогда Александр резко бросился к амбразуре пулемета и закрыл ее своим телом. Этот подвиг стоил ему жизни, благодаря этому, батальон смог выполнить свою боевую задачу – так гласит официальная версия биографии отважного героя.


Существует и альтернативная версия этого подвига. Согласно той же Википедии, Матросов был убит сразу же, когда попытался закидать дзот гранатами. Падая, его тело закрыло вентиляционное отверстие на крыше, перекрыв выход пороховых газов. Пока противник сбрасывал тело вниз, наши солдаты успешно осуществили наступление.

По другой неофициальной биографии, зафиксированной в Википедии, он просто оступился (или был ранен) и упал на амбразуру, закрыв немецкому пулеметчику обзор. Конечно, ничего из этого не умаляет его подвига и готовности пожертвовать своей жизнью в борьбе с фашистскими захватчиками.

19.06.1943 года, красноармеец Матросов Александр Матвеевич посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. В целях подъема боевого духа в действующих войсках его подвиг был поставлен в пример и необходимую модель поведения всех бойцов Красной Армии.


Матросов Александр Матвеевич родился в Екатеринославле в 1924-м году, 5-го февраля. Умер он в 1943-м, 27-го февраля. Александр Матросов был стрелком-автоматчиком, красноармейцем, членом ВЛКСМ. Звание он получил за самоотверженный поступок во время войны. Подвиг Матросова достаточно широко освещался в литературе, журналах, газетах и кино.

Биография Матросова Александра Матвеевича. Детство

По официальной версии, воспитание он получил в детских домах и трудовой колонии Уфы. По окончании семи классов он стал работать в последней колонии. По другой версии, Александра Матросова звали Мухамедьянов Шакирьян Юнусович. Будущую свою фамилию он взял себе в то время, когда был беспризорником (убежал из дома после нового брака отца), и записался при поступлении в детский дом именно под ней. С того времени его стали звать Матросов Александр Матвеевич. Есть еще одна версия, согласно которой мать мальчика, спасая его от голодной смерти после того, как осталась одна без мужа, отдала его в Мелекесский детдом, откуда его перевели в Ивановский детдом Майнского района. Не сохранились бумаги детских домов о пребывании Матросова в них.

Патриотическая версия детства

Согласно этому варианту, раскулаченный крестьянин Матвей Матросов был отправлен в Казахстан. Там он пропал без вести. Сын его, оставшись сиротой, попал в детдом, но вскоре сбежал оттуда. Беспризорничая, Саша добрался до Уфы, где был записан в трудовую колонию. В процессе пребывания там он стал отличным примером для других воспитанников: был успешным боксером и лыжником, значкистом ГТО, самодеятельным поэтом, политинформатором. В свои 16 лет Матросов был принят в комсомол. Затем он был назначен помощником воспитателя. Но активист был пойман с одной воспитанницей. За это Саша был исключен из комсомола. Когда началась война, он работал на заводе.

В чем героизм красноармейца?

Что собой представляет подвиг Матросова? Кратко говоря, красноармеец бросился на амбразуру, обеспечив продвижение вперед наших стрелков. Однако по сей день исследователи спорят, какая же версия стала точной. В период перестройки стали говорить о некорректности первоначального варианта. В качестве аргумента приводился тот факт, что от обычного выстрела, например, в руку из винтовки, человек теряет равновесие. Мощная очередь из пулемета, в таком случае, должна отбросить тело на несколько метров. По мнению Кондратьева (писателя-фронтовика), подвиг Александра Матросова состоял в том, что он залез на крышу дзота и попытался наклонить пулеметное дуло к земле. Однако с ним спорит историк изучающий те события, в которых участвовал Александр Матросов. Правда о подвиге, который он совершил, по его версии, состоит в том, что герой попытался расстрелять расчет в вентиляционное отверстие. Немцы не могли одновременно вести огонь по нашим солдатам и отбиваться от красноармейца. Так погиб Александр Матросов. Правда о подвиге красноармейца, может, и не выяснится точно, однако его поступок позволил нашим стрелкам пересечь обстреливаемое пространство.

Начало войны

Матросов неоднократно письменно обращался с просьбами направить его на фронт. Призван на службу он был в 1942-м году и начал учиться в пехотном училище под Оренбургом. Однако уже в следующем, 1943-м году, вместе с однокурсниками отправился на Калининский фронт добровольцем маршевой роты. С конца февраля, уже на фронте, Матросов Александр Матвеевич служил во 2-м отдельном стрелковом батальоне 91-й Сибирской отдельной добровольческой бригады им. Сталина. Он не смог закончить училище, так как погиб в самом начале войны в бою возле Чернушки. Похоронен герой был там же, а затем его прах был перезахоронен в Псковской области, в г. Великие Луки. За свой героический поступок Матросов Александр Матвеевич был приставлен к награде Героя СССР посмертно.

Официальная версия событий

2-й батальон, в котором служил Матросов, получил приказ атаковать недалеко от деревни Чернушки опорный пункт. Но когда советские солдаты вышли на опушку, пройдя лес, они попали под сильнейший огонь немцев: в дзотах три пулемета закрывали подступ к деревне. Для подавления огневых точек были отправлены штурмовые группы по 2 человека. Два пулемета были подавлены группами бронебойщиков и автоматчиков. Но с третьей огневой точки все еще велась стрельба. Все попытки заставить замолчать пулемет были неудачными. Тогда к дзоту выдвинулись рядовые Александр Матросов и Петр Огурцов. На подступах второй боец был тяжело ранен. Матросов принял решение завершать атаку в одиночку. Подобравшись с фланга к амбразуре, он бросил две гранаты. Пулеметная очередь прекратилась. Но как только наши солдаты поднялись в атаку, огонь был открыт снова. Тогда рядовой Матросов поднялся и, бросившись рывком к дзоту, закрыл амбразуру своим телом. Так, ценой собственной жизни, красноармеец содействовал исполнению поставленной перед подразделением боевой задачи.

Альтернативные версии

По мнению ряда авторов, Матросов Александр Матвеевич был убит уже на крыше дзота, в то время как пытался забросать его гранатами. Затем, упав, он закрыл собой вентиляционное отверстие, отводящее пороховые газы. Именно это и дало передышку нашим солдатам и позволило совершить бросок, пока немцы убирали тело Матросова. В некоторых публикациях имелись мнения о "непреднамеренности" поступка красноармейца. Говорилось о том, что Матросов действительно, подобравшись к пулеметному гнезду, попытался если не расстрелять вражеского пулеметчика, то хотя бы помешать ему стрелять дальше, но почему-то (оступился либо был ранен) упал на амбразуру.

Так, своим телом, непреднамеренно он закрыл обзор немцам. Батальон, воспользовавшись этой, пусть и небольшой, заминкой, смог продолжить свое наступление.

Противоречия

Некоторые авторы пытались рассуждать о рациональности поступка Матросова, противопоставляя его попытку закрыть собой амбразуру тому, что можно было воспользоваться другими способами для подавления огневых точек врага. Так, например, один из бывших командиров разведроты говорит о том, что тело человека не может являться сколько-нибудь действенным или существенным препятствием для немецкого пулемета. Выдвигается даже версия о том, что Матросов был сражен очередью тогда, когда попытался приподняться, чтобы бросить гранату. Для бойцов, стоявших сзади него, это выглядело так, будто он пытался прикрыть их собой от пулеметного огня.

Пропагандистское значение поступка

Подвиг Александра Матросова в советской пропаганде являл собой символ воинской доблести и мужества, самоотверженности солдата, его бесстрашной любви к своей Родине и безоговорочной ненависти к оккупантам. По идеологическим соображениям дату героического поступка перенесли на 23-е февраля, приурочив его ко Дню Советской Армии и Флота. При этом в именном списке о безвозвратных потерях Второго стрелкового отдельного батальона Александра Матросова записали 27 числа вместе с пятью другими красноармейцами и 2-мя младшими сержантами. Собственно говоря, на фронт будущий герой попал только 25-го февраля.

Заключение

Несмотря на большое количество противоречий, как в самой биографии Матросова, так и в версиях его действий, его поступок не перестанет от этого быть геройским. Во многих городах бывших республик Советского Союза улицы и площади носят имя героя до сих пор. Многие солдаты, и до Матросова, и после него, совершали подобные поступки. По мнению ряда авторов, такими людьми оправдывалась бессмысленная гибель людей в боях. Солдаты были вынуждены идти в лобовые наступления на огневые пулеметные точки врага, подавить которые в ходе артподготовки даже не пытались. Матросов Александр Матвеевич стал не только героем Советского Союза, но и национальным героем Башкирии.

Юнус Юсупов, по одной из версий являвшийся его отцом, после смерти Саши гордо ходил по своей деревне, говоря о том, что "его Шакирьян" настоящий человек. Правда, односельчане не верили ему, но от этого гордость отца за сына не уменьшалась. Он считал, что Шакирьян должен стать вторым, после Салавата Юлаева, башкирским национальным героем. Мистификация укрепляет мифические представления: герой становится человечнее, живее, убедительнее. Вне зависимости от того, кем был он на самом деле - Шакирьяном или Сашей, сыном башкира или русского, - главные моменты его жизни бесспорны. В его судьбе были и детские дома, и колония, работа и служба. Но кроме всего, в его жизни был и подвиг во имя свободы советского народа.

Статьи по теме