Зрение. Ориентировка в пространстве Методика преподавания русского языка как родного в средней школе: лингвометодический аспект

Пространственная ориентация лиц с нарушенным зрением – процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчёта.

Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя в определённой точке, например, в определённом пункте местности, а также локализовать окружающие предметы. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трёх задач, которые принято обозначать следующим образом:

1) выбор направления,

2) сохранение направления,

3) обнаружение цели.

Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве – для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания).

Ориентировка в пространстве – важная жизненная потребность человека с нарушенным зрением. От умения ориентироваться в пространстве зависит самостоятельность ребёнка с нарушенным зрением при передвижении, особенно это касается слепых дошкольников. Овладение ориентированием в пространстве при нарушенном зрении осуществляется в течение всей жизни. Однако чем раньше начинается обучение ориентированию, тем больших успехов достигают дети в усвоении знаний и овладении практическими умениями по ориентировке и мобильности.

Мобильность – это возможность свободного, активного передвижения в пространстве, обеспечивающаяся благодаря сенсорной системе человека, составляющим эту систему анализаторам.

В науке отмечается зависимость двигательного режима незрячего от его умения ориентироваться. Известно, что образ жизни современного человека характеризуется недостаточной двигательной активностью (гипокинезией), что отрицательно сказывается на его физическом развитии, самочувствии, работоспособности и психической деятельности. Тем более остро нуждаются в движении люди, лишённые зрения. Это относится и к детям дошкольного возраста, воспитывающимся в СДОУ III-IV вида. Развитие мобильности и ориентировка в пространстве указной категории дошкольников затруднена и в связи с тем, что 98 % из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (данные Людмилы Сергеевны Сековец).

В результате овладения ориентированием в пространстве обеспечивается следующее:



Свободное передвижение и перемещение как в помещении, так и на улице;

Знание общих признаков предметов, которые могут служить общими ориентирами в процессе ориентировки в пространстве;

Формирование представлений об окружающей действительности: городе, перекрестках, транспорте;

Освоение техники владения звуковым локатором;

Уверенность в своих силах.

Способность к пространственной ориентации позволяет определить местоположение человека в трёхмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчёта.

Важным психологическим условием свободной ориентировки в пространстве является умение самостоятельно ориентироваться в незнакомом пространстве на основе использования схем путей, планов районов, города, т.е. осуществлять перенос усвоенных умений ориентировки в новые условия. Это не доступно в дошкольном возрасте и этого достигают немногие слепые взрослые – требуется большая индивидуальная работа по практической ориентировке на местности.

Уже к 5-6 месяцам у слепых детей формируется первая система ориентации в пространстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение. Однако овладение способами ориентировки в пространстве требует систематической практики, что обеспечивает самостоятельность при передвижении. Этот факт нашёл отражение в содержании начального курса обучения ориентированию и подвижности в СДОУ III-IV вида.

Овладение ориентированием в окружающей действительности предполагает обязательное формирование системы ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет так называемая точка отсчёта . Ведущей,первой точкой отсчёта для ребёнка является его собственное тело. Все предметы в пространстве дети воспринимают прежде всего по отношению к самим себе (сзади – спереди, справа – слева и т.п.). В этой связи овладение знаниями о теле человека, о частях тела – это чрезвычайная задача, которая должна решаться в процессе обучения ориентировке в пространстве и при формировании мобильности.



Следующей точкой отсчёта при ориентировании являются предметы окружающей среды. При обучении дошкольников с нарушенным зрением такими ориентирами могут быть стол, шкаф, двери, окна. На улице - здание СДОУ, клумбы, деревья, забор и др.

Ориентировка в пространстве и овладение ею предполагает обязательное сенсорное развитие. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи для обеспечения возможности ориентироваться в пространстве у детей важно развивать такие анализаторные системы, как двигательная, слуховая, тактильная и др. Данный вопрос актуален ещё и потому, что у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями зрения завышена оценка своих возможностей узнавать предметы окружающей действительности с помощью любого органа чувств. Только у отдельных детей возникают сомнения узнать предмет с опорой на слух (15 %), обоняние (10 %), осязание (15 %), (данные Любови Ивановны Плаксиной). При этом узнавание предметов важно ребёнку со зрительной депривацией для опоры на них в процессе ориентирования в пространстве.

Вне зависимости от возраста, времени возникновения нарушения зрения и психического развития для успешной ориентировки в окружающей действительности требуется развитие пространственного мышления.

Для ориентирования в пространстве необходимо знание основных характеристик окружающих предметов: формы, величины, цвета, фактуры, взаимоположения. Так, чем большим образов предметов будет оперировать ребёнок с нарушенным зрением, тем легче ему ориентироваться в пространстве.

Обучение ориентировке и развитие мобильности детей, посещающих СДОУ III-IV вида, связано с формированием мотивации, устойчивого интереса к занятиям, а также смелости и уверенности в своих силах.

Мобильность обеспечивается благодаря мышечно-двигательной чувствительности, являющейся важным компонентом процесса пространственного ориентирования, а также благодаря уверенности в своих силах. Двигательный анализатор даёт возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Кроме того, двигательный анализатор представляет собой механизм связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве.

Однако в связи с патологией органа зрения у детей отмечается нарушение двигательно-пространственной ориентировки, отклонения в развитии двигательных локомоций (ходьба, бег, лазание, равновесие и др.). В свою очередь это вызывает отклонения в личностных проявлениях, обусловливающих двигательную недостаточность:

Страх перед движением;

Скованность в движениях;

Отсутствие желания двигаться;

Малоподвижность;

Уединение и предпочтение сидеть.

Именно на коррекцию этих нарушений и должна быть ориентирована педагогическая работа по обучению ориентировке в пространстве в ДОУ III-IV вида.

Овладение детьми с нарушенным зрением ориентировкой в пространстве обеспечивает им успешную адаптацию и интеграцию в социум.

1.1 Анатомо-физиологические аспекты зрительной системы

Зрительная система -- оптико-биологическая бинокулярная (стереоскопическая) система, эволюционно возникшая у животных и способная воспринимать видимое излучение электромагнитного спектра (свет), создавая изображение, в виде ощущения (сенсорного чувства) положения предметов в пространстве. Зрительная система обеспечивает функцию зрения. Функция глаза состоит в получении зрительной информации от окружающей среды и передаче ее в сенсорные области головного мозга.

Функции зрительной системы

1. Светоощущение

2. цветоощущение

3. восприятие формы и движения объектов (острота зрения, поле зрения)

4. бинокулярное зрение (способность зрительной системы соединять изображение с двух глаз в один образ и локализовать его по направлению и глубине).

Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур, образующих зрительный анализатор, который состоит из трёх отделов:

Периферического - рецепторы сетчатой оболочки глаза;

Проводникового - зрительные нервы, передающие возбуждение в головной мозг;

Центрального - подкорковые и стволовые центры (латеральные коленчатые тела, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительная область в затылочной доле коры больших полушарий головного мозга.

Анатомическим образованием сенсорной зрительной системы, по сути, её периферическим отделом, является глаз - парное, почти сферическое образование диаметром 24 мм и весом 6-8 г, расположенное в глазницах черепа (рис. 1).

Рис. 1.

Глаз укреплен здесь при помощи четырех прямых и двух косых мышц, управляющих его движениями. Форма глаза поддерживается за счет гидростатического давления (25 мм рт. ст.) водянистой влаги и стекловидного тела.

Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Чувствительность глаза к свету варьирует: в темноте повышается, на свету снижается. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название зрительной адаптации. Расстройство темновой адаптации выражается в снижении способности ориентироваться в пространстве при недостаточной освещенности, вплоть до утраты возможности к передвижению. Это состояние называется гемералопией («куриная слепота»). Гемералопия может возникнуть при гиповитаминозе А, в результате инфекционных болезней, плохого питания и др. Световая адаптация - это приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности, протекающее достаточно быстро (50-60 сек). Так, если человек входит из темноты в ярко освещённую комнату, у него возникает временное ослепление, которое быстро проходит. Люди с нарушенной световой адаптацией лучше видят в сумерках, чем на свету. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и фокусируются на его внутренней оболочке (сетчатке), которая является собственно зрительным рецептором, потому что здесь сосредоточены светочувствительные клетки - фоторецепторы (колбочки и палочки) .

Светоощущение является наиболее тонкой функцией органа зрения. Благодаря ему, человек обладает способностью определять свет по яркости, интенсивности и может видеть не только днем, но и в сумерки. Сетчатка состоит из 10 слоёв, но в светоощущении участвуют 2, 6 и 9-й (рис. 2).

Рис. 2.

I - пигментный слой; II - слой палочек и колбочек; III - наружный ядерный слой; IV - наружный сетчатый слой; V - слой горизонтальных клеток; VI - слой биполярных клеток (внутренний ядерный); VII - слой амакриновых (однополюсных грушевидных) клеток; VIII - внутренний сетчатый слой; IX - слой ганглиозных клеток; X - слой волокон зрительного нерва В сетчатке человека насчитывается примерно 5-6 млн. колбочек и 120 млн. палочек (рис. 3).

Рис. 3.

А - палочка: 1 - наружный членик; 2 - внутренний членик; 3 - волокно; 4 - ядро; 5 - конечная пуговка.

Б - колбочка: 1 - наружный членик; 2 - внутренний членик; 3 - ядро; 4 - волокно; 5 - ножка

Колбочки являются носителями цветного, дневного зрения, палочки - носителями светоощущения в сумеречных (бесцветовых) условиях. Чувствительность палочек зависит от концентрации зрительного пурпура в них и нервных элементов зрительного анализатора.

Самым важным и очень тонким местом сетчатки является так называемое пятно сетчатки («жёлтое пятно») с центральной ямкой, где сосредоточена основная масса колбочек. По мере продвижения к периферии плотность колбочек снижается, но одновременно увеличивается плотность палочек. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное цветоощущение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Жёлтое пятно, особенно его центральная ямка, - место наиболее чёткого, так называемого центрального зрения. Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называют остротой зрения, в основе которой лежит разрешающая способность глаза, т. е. его способность воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними. Если лучи, исходящие от двух рядом расположенных точек, возбуждают одну и ту же, или две соседние колбочки, то обе точки воспринимаются как одна более крупная. Для их раздельного видения необходимо, чтобы между возбужденными колбочками находилась еще хоть одна. Следовательно, максимально возможная острота зрения зависит от толщины колбочек в центральной ямке желтого пятна. Острота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения. При одной и той же освещенности острота зрения может значительно меняться. При утомлении острота зрения понижается.

По мере удаления от жёлтого пятна количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает; на периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но, в то же время, очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью («сумеречное зрение»).

Отделы сетчатки вокруг жёлтого пятна обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Поэтому, если центральное зрение дает возможность рассматривать мелкие детали и опознавать предметы, то периферическое зрение является очень важной функцией, расширяющей возможности свободной ориентации в пространстве. Оно определяется полем зрения, которое охватывается одновременно фиксированным глазом. Без периферического зрения человек практически слеп, он не может передвигаться без посторонней помощи. При нормальном поле зрения человек способен в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные предметы. Поле зрения у детей несколько меньше, чем у взрослых, что, является одной из причин повышенной частоты дорожно-транспортных происшествий с детьми. Значительное концентричное сужение поля зрения происходит при пигментной дистрофии сетчатки и глаукоме (так называемое «трубочное зрение»). Встречаются изменения поля зрения, связанные с частичным его выпадением в центре или на периферии сетчатки глаза (скотомы). Наличие в поле зрения небольших скотом ведёт к возникновению теней, пятен, кругов, овалов, дуг, осложняя восприятие предметов, затрудняя чтение и письмо. Последнее становится невозможным при обширных двусторонних скотомах.

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций.

Принято различать пять основных зрительных функций:

1) центрального зрения;

2) периферического зрения;

3) бинокулярного зрения;

4) светоощущения;

5) цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров.

Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением.

Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2--3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3--5 месяцев; на 4--6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки -- Vis-0,02--0,04, от года до двух лет Vis-0,3--0,6.

Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Бинокулярное зрение -- способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3--4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7--13 годам. Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие чаще всего нарушено. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения является косоглазие -- отклонение одного глаза от правильного симметричного положения, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение координации и т. д.

Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения -- это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга .

Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее -- фиолетовый и синий.

Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).

Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский ученый-химик Дальтон, который сам страдал этим расстройством. Поэтому нарушения цветового зрения в некоторых случаях называют дальтонизмом. При нарушении восприимчивости красного цвета красные и оранжевые оттенки детям кажутся темно-серыми или даже черными. Желтый и красный сигнал светофора для них -- один цвет.

Тона цветного спектра отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности. Развитие контрастности в обучении детей с нарушениями зрения имеет важное значение. Усиление яркости, насыщенности и контрастности обеспечит более четкое восприятие изображаемых предметов и явлений.

У слабовидящих детей расстройства цветоразличения зависят от клинических форм слабовидения, их происхождения, локализации и течения. У незрячих вместо зрения управление движениями рук заменяются мышечным чувством.

Светоощущение -- способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Световая адаптация -- приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения.

Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь .

Светлана Птица
Методическая разработка «Ориентация в пространстве»

Введение

Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образом располагаться среди других предметов мира .

Древнейшие зарисовки местности на камнях, костях, кусках дерева говорят о том, что человек уже на ранней ступени развития стремился определить место своего положения относительно окружающих предметов . В средние века в монастырях начали изготовлять географические карты, на которых восток обозначался вверху, поскольку святые места (например, для христиан Иерусалим в Палестине) по отношению к Европе находились на востоке. Тогда и возник термин «ориентирование » , который происходит от латинского «oriens» или французского «orient» , означающих «восток» . Предполагают, что это понятие связано с тем периодом, когда люди пользовались для определения направлений видимым местом восхода Солнца. Ориентация человека в пространстве включает различение и восприятие пространства ; понимание различных пространственных отношений – положений, расстояний, величин, форм, направлений. Ориентация в пространстве осуществляется с участием зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, тактильного анализаторов, ощущения от которых опосредуются мышлением и речью. В более узком значении понятие «пространственная ориентация » означает ориентировку на местности . Под пространственной ориентировкой понимают : определение «точки стояния» – местоположения субъекта по отношению к окружающим объектам (я справа от Миши) ; определение местоположения предмета (объекта) по отношению к субъекту (дом слева от меня) ; определение относительно друг друга (стол напротив шкафа) . Активное передвижение – необходимый компонент пространственной ориентировки , так как человек ориентируется в пространстве ради того , чтобы успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Поэтому, ориентируясь на местности , необходимо уметь выбрать маршрут передвижения, придерживаться его и обнаружить в конце передвижения цель. Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой- либо системой отсчета. В раннем детстве ребенок ориентируется на основе «чувственной» системы отсчета – по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте он осваивает словесную систему отсчета – по основным пространственным направлениям .

Словесная система отсчета связана с различением основных парных пространственных направлений , которые соотносятся с определенными частями тела человека : вверху – где голова, внизу – где ноги, спереди – где лицо, сзади – где спина. При этом раньше ребенок выделяет верхне-нижнее направление, что связано с приобретением вертикального положения тела в раннем возрасте. Дифференцировка других направлений происходит несколько позднее : сначала осваивается передне-заднее направление, позднее направление справа-слева. Выделив три группы направлений, ребенок может ошибаться в точности различения направлений внутри каждой группы. Овладевая «чувственной» системой отсчета ребенок учится различать части собственного тела, определять их пространственное положение , указывать направления «от себя» , двигаться в указанном направлении. Переход от «чувственной» системы к словесной происходит постепенно : сначала ребенок практически соотносит объекты с «чувственной» системой отсчета (прислоняется спиной к предмету, касается его рукой, затем движение к объекту заменяется поворотом корпуса к нему, указательным жестом, кивком; затем ребёнок в сторону объекта обращает только взгляд и постепенно учится использовать специальные пространственные термины (наречия и предлоги) . Таким образом, происходит процесс свертывания (интериоризации) практических действий и перевод их во внутренний план. Процесс отражения (осознания) ребенком пространственных отношений между предметами окружающего мира проходит 3 этапа.

1 этап. 1-2 год жизни. Отражаемое ребёнком пространство дискретно , т. е. предметы воспринимаются как «отдельности» , вне пространственных связей и отношений , изолированно. У детей в этот период наблюдается отсутствие страха высоты. Две картинки, на которых нарисованы одинаковые предметы, но расположенные по-разному, воспринимаются малышом как абсолютно идентичные.

2 этап. 2-3 год жизни. Отдельные предметы начинают восприниматься ребёнком в пространственных взаимосвязях при условии их пространственной близости , т. е. пространство воспринимается как состоящее из «отдельных непрерывностей» . Как следствие, ребенок сам располагает предметы близко друг к другу в процессе, например, рисования или раскладывания игрушек на полочке, чтобы воспринимать их пространственную общность , связь.

3 этап. 3-4 год жизни. Отражение пространства носит более совершенный характер независимо от расстояния между предметами, «отдельные непрерывности» смыкаются, образуя единое неделимое пространство . Осваивая непрерывное пространство , ребенок учится ориентироваться «на себе» , на внешних объектах, «от себя» (точка отсчета фиксируется на ребёнка, «от других объектов» (точка отсчета фиксируется на внешних предметах, объектах, по отношению к которым определяется местоположение ребёнка). На этой основе он учится определять пространственную размещенность объектов относительно друг друга и пользоваться различными моделями.

«Ориентировка в пространстве » вопросов

II младшая группа. Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать : впереди – сзади (позади, вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево) . Различать правую и левую руки.

Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя , двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями : далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко) .

Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве : слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т. д.) .

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу) .

Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.) ; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию , обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз) ; самостоятельно передвигаться в пространстве , ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы) .

Актуальность

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение , и восприятие пространства , и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

В более же узком значении выражение “пространственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности . В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится :

а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например : “Я нахожусь справа от дома” и т. п. ;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве , например : “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например : “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”.

При передвижении пространственная ориентация необходима . Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач : постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления) ; сохранения направления в движении и достижения цели.

Хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный) . У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Ориентировка в пространстве ” - один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “, навыки ориентации ” сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых - психологов и педагогов. Сквозная мысль : овладение пространственным восприятием , представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений - музыкально-ритмических, физкультурных.

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее : освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве .

Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве » от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

Полноценность овладения знаниями о пространстве , способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений , выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления .

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений , обобщают опыт ориентации людей в предметно- пространственном окружении .

Заключение

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение) . Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов , как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты) .

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством , а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В книге замечательного отечественного психолога Л. С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т. е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать , где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и т. д.) . Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма) .

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов . С появлением в активном словаре дошкольника слов : влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления .

Родителей и близких слепого от рождения ребенка волнует вопрос «Сможет ли их малыш научиться передвигаться без посторонней помощи?». Тревоги родителей обоснованны, ─ тяжелый зрительный дефект отражается на двигательной активности ребенка, на познании им окружающего пространства и ориентировке в нем.

Под ориентировкой в пространстве понимается способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Способность человека без зрения ориентироваться в пространстве рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего среди людей с нормальным зрением. Неспособностъ слепого ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве приводит к появлению отклонений, осложняющих всю последующую жизнь.

Большинство родителей знают, что зрение лежит в основе восприятия человеком пространства и предметов, его наполняющих. Зрение обеспечивает безопасное передвижение в свободном пространстве. Зрение ─ своеобразный «зонд» пространства. У родителей возникает вопрос: «А как же человек без зрения воспринимает пространство?», «В состоянии ли слепой определить направление движения?» и др.

Науками о человеке (философией, психологией и др.), практической жизнью слепых людей, достигших высокого умственного, физического развития, убедительно доказано, что даже тотально слепые люди могут правильно и точно воспринимать окружающее пространство, самостоятельно ориентироваться в нем.

Философия, психология обосновали основные особенности и механизмы ориентировки: ориентировка человека в пространстве обеспечивается рефлекторной деятельностью мозга. Мозг как зрячего, так и незрячего человека получает информацию о пространстве через органы чувств. Слепой ребенок получает такую информацию через слух, осязание, двигательный анализатор, обоняние. Мозг тотально слепого ребенка не получает информации через зрение.Но сохранные органы чувств передают необходимую информацию в мозг, который ее анализирует и обобщает. В результате у человека без зрения формируются правильные представления об окружающем пространстве и предметах, его наполняющих.Он оказывается способным определить свое местоположение, примерную удаленность предметов относительно себя (впереди ─ сзади, слева ─ справа и т.д.).

Известный отечественный психолог Ф. П. Шемякин доказал, что «пространственные представления могут быть сформированы и у слепых. Они возникают и без зрительных образов».

Эти кратко изложенные выводы современной тифлологии очень важны для осознания родителями слепого ребенка того факта, что хотя зрительный дефект и ограничивает возможности самостоятельной ориентировки, но при определенных условиях трудности могут быть преодолены.

Какие же условия должны быть созданы для слепого малыша, чтобы он смог научиться передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве, воспринимать предметы, опознавать их, определять нужное направление? Раскрывая эти условия, мы опираемся на важное положение известного отечественного дефектолога Л. С. Выготского: «Если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то слепой ребенок должен специально этому обучаться». Роль родителей и близких слепого ребенка и состоит в том, чтобы выступать с первых месяцев его жизни добрым, ласковым, но настойчивым и квалифицированным учителем, управляющим процессом его развития, стимулирующим все его потенциальные возможности в пространственной ориентировке. Но, чтобы руководство родителей развитием слепого ребенка не обернулось трагедией, следует знать, чему учить и когда начинать обучение ориентировке в пространстве малыша с тяжелым зрительным дефектом.

Обучение ориентировке в пространственачинается с первых месяцев жизни слепого ребенка.

Как и всякий нормально видящий, слепой ребенок постигает пространство на основе движения, но из-за зрительного дефекта темп развития двигательного аппарата у него замедлен, требует постоянной помощи со стороны взрослого. Слепой ребенок не видит окружающих его предметов, поэтому у него не возникает потребности совершать необходимые движения для познания окружающего мира. Познание слепым ребенком пространства и ориентировка в нем носят поэтапный характер и связаны с развитием его двигательного аппарата. Первый этап (так же, как и у зрячего ребенка) начинается с познания частей своего тела и умения совершать ими необходимые движения: поднимать голову, манипулировать руками и ногами, переворачиваться с боку на бок, на животик и др. Нормально видящий ребенок совершает эти движения на основе зрительногои речевого побуждения взрослого, прежде всего матери.

Слепого ребенка мать побуждает совершать необходимые движения в первые месяцы жизни путем соприкосновения с ним и звуковыми сигналами, но не очень сильными и резкими, так как малыш может испугаться их. В первые недели жизни ребенок реагирует на внешние раздражители всем телом.Но постепенно слепой малыш, как и его зрячий сверстник, должен научиться реагировать на раздражители частями тела: головкой, ручками, ножками и т. д. Но этим движениям мать должна обучить слепого ребенка, тем самым способствуя формированию представлений о частях тела и доступных ему движениях. Например: мать сгибает ноги малыша в коленях, поднимает туловище вместе с ногами, вращает туловище и голову в любом направлении и др. При этом лаской, своим прикосновением к телу ребенка «поощряет» удачно выполненное движение.

Ребенка следует научить «понимать» части своего тела и тела другого человека: матери, отца и других членов семьи. Для этого следует позволить ребенку дотрагиваться до лица наклоняющегося к нему человека, его рук, груди матери. Впоследствии этот опыт ему очень пригодится, он будет с помощью осязания отличать близкого ему человека от случайных, незнакомых людей.

Для того чтобы слепой ребенок в первые месяцы жизни научился управлять головой, целесообразно делать следующие упражнения. Положите ребенка на животик. Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик. Когда ребенка кладут на животик, он, как правило, резко поднимает голову. В этот момент мать своим лицом соприкасается с головкой малыша, ласково поглаживает его. Слепой ребенок начинает усваивать, что поднятие головки и поворот на приятный голос сопровождаются лаской. Когда ребенок лежит на животике на столе или другой твердой поверхности, можно погладить его по спине, чтобы он выпрямил голову и туловище. Если ребенок лежит на животике на коленях матери, следует привлекать его внимание какой-нибудь звуковой игрушкой, к которой он может прикасаться и положение которой следует менять (вверху, слева и др.).



Второй этап на пути развития движений частей тела ребенка, с помощью которых он обучится поднимать голову, шею, выпрямлять спину, ─ это опора на руки. Для этого можно использовать большой надувной мяч, на который ребенок кладет свои руки. Поддерживая ребенка, следует медленно поворачивать мяч, привлекая внимание малыша ласковым прикосновением. Каждодневные занятия с ребенком позволяют усложнять упражнения и тем самым способствуют развитию двигательного аппарата. Если малышу в первые месяцы не оказывать помощи, он может находиться в одном и том же положении и на одном месте. Малыш (как зрячий, так и слепой) постоянно нуждается в разнообразных движениях. Ставя его в различные положения, мы помогаем ему развивать равновесие (вестибулярный аппарат) и укреплять мышцы. Каждое новое положение (на боку, на спине, на животике, вращение тела и т. д.) тела ребенка дает ему новое ощущение, укрепляет уверенность в себе и готовит к самостоятельным движениям. Когда ребенок научится управлять головой, он сможет самостоятельно двигать руками, совершать хватательные движения, «играть» своими руками, опираться на них.

Между четвертым и шестым месяцами жизни совместные движения головой и руками позволяют слепому ребенку овладеть первыми элементами равновесия и научиться качаться. Теперь можно будет приступать к овладению ребенком нового положения ─ «сидя».

Обучение положению «сидя» ─ длительный и поэтапный процесс. Прежде чем ребенок освоит это положение, он должен научиться хвататься за пальцы рук взрослого и держаться за них в положении «сидя», удерживать погремушки, расположение которых он узнает по звуку. Дети даже с остаточным зрением не воспринимают окружающих предметов на расстоянии. Используйте звучащую игрушку, потрясите ею перед лицом ребенка, а затем удалите на небольшое расстояние, чтобы ребенок мог до нее дотянуться и удержать.

Теперь можно начинать учить слепого малыша сидеть. Существует целая система упражнений, направленных на обучение малыша положению «сидя», которое является важным моментам на пути овладения таким видом движения, как ползание «на четвереньках». Когда ребенок начнет садиться, его следует учить двигаться на животе. Это важно для развития движений вперед и назад с помощью рук.

Зрячий ребенок начинает ползать, чтобы дотянуться до интересной ему игрушки, но расположенной далеко от него. Ребенок, который не видит игрушки или предмета, не начинает ползать. Малыш начнет ползать, если появится побудительная причина: мама близко, но, чтобы до нее дотронуться, нужно сделать движение в том направлении, откуда малыш слышит ее ласковый голос. Ребенка следует учить становиться в позу «на четвереньки», выпрямлять ему спинку, поддерживать за талию и раскачивать его тело вперед и назад (самостоятельно слепой малыш может и не освоить позы и движений, которые лежат в основе ползания).

Рекомендуются следующие упражнения для овладения слепым ребенком ползанием. Возьмите звучащую игрушку, которую можно толкать впереди себя. Ребенку в положении «сидя» предлагается взять игрушку в руки, «рассмотреть» ее. Затем взрослый берет игрушку из рук ребенка и кладет впереди него. Ребенка ставят в позу «на четвереньки» и подталкивают сзади. Одновременно игрушку двигают вперед и побуждают ребенка к тому, чтобы он полз к ней. Следует похвалить ребенка словами, ласковым поглаживанием, если он доползет до игрушки и возьмет ее в руки.

На втором этапе развития движений у слепого ребенка может развиться страх пространства, если он постоянно будет наталкиваться на острые углы мебели, падать (особенно назад) и ушибаться. Удары и падения препятствуют развитию двигательной активности как предпосылки ориентировки в пространстве. Падения не должны ограничивать его безопасное передвижение «на четвереньках». Об этом следует позаботиться всем членам семьи.

Третий этап в обучении слепых детей передвижению в пространстве связан с вертикальным положением тела ребенка ─ передвижением ножками. Прежде всего родители учат слепого ребенка вставать на ножки, удерживать тело в вертикальном положении, побуждают делать первые шаги. Можно положить любимую игрушку на доступном от ребенка расстоянии. Малыша ставят на ножки и помогают сделать шаг вперед. Как? Кто-тоизвзрослых берет ребенка подмышки, слегка приподнимает то за одну, то за другую ножку для того, чтобы ребенок мог поочередно переносить тяжесть с одной ножки на другую. Можно и нужно при этом учить ребенка, поднимая одну ногу, держаться на другой, сохраняя равновесие. Для закрепления движения вперед ребенок может держаться за манеж или стульчик и толкать их перед собой. Иногда следует ставить малыша на свои ноги, держа его сзади за руки. Делая шаги, взрослый как бы ведет ребенка, который синхронно вместе с ним делает первые шаги.

Некоторым детям легче делать первые шаги, если они идут боком, держась за мебель. Родители привлекают их внимание звуковой игрушкой или голосом, Можно через комнату натянуть веревку на уровне пояса малыша. Он, держась за веревку, будет свободно передвигаться из одного угла комнаты в противоположный. Обучая ребенка ходьбе, следует обратить внимание на необходимость приседания при выполнении таких заданий, как «подними игрушку или упавшую вещь», «прикоснись к ногам взрослого, стоящего рядом, и ты узнаешь, какие на нем туфли» и т. д.

Ребенок делает первые шаги в знакомом помещении ─ комнате. Но и на улице он должен различать ножками песчаную дорожку, траву и т. д. Этому его надо учить. Слепой ребенок (как и всякий другой) начинает ходить с широко расставленными ногами ─ для равновесия. Но если не научить его правильно переставлять ноги при ходьбе, то навык ходьбы с широко расставленными ногами закрепится. Походка такого слепого ребенка, а затем и подростка и взрослого начинает резко отличаться от походки зрячего сверстника и затрудняет движение. Слепому ребенку трудно научиться таким движениям, как бег, прыжок, скачки по подражанию. Поэтому кто-нибудь из родителей рассказывает и показывает ребенку исходное положение при прыжках, беге и т.д. Например, мама говорит ребенку: «Сначала поставишь свои ножки вместе, потом согнешь в коленях и заведешь руки назад (показывает как). Затем выбросишь руки вперед, и одновременно поднимешь над землей ноги. Ты почувствуешь, как твое тело поднимется вверх».

Отличительной особенностью ходьбы слепого ребенка является нескоординированное движение рук и ног. Поэтому родители должны научить ребенка правильно совершать движения руками при ходьбе.

На третьем этапе развития двигательного аппарата ребенка возникает, а затем и закрепляется навык ходьбы с вытянутыми руками, которые предохраняют от ушибов. Ушибы, постоянные падения способствуют развитию у слепого ребенка страха пространства, нервного напряжения, неуверенности в своих возможностях. Преодолению страха пространства у слепого ребенка, начинающего познавать окружающий мир, способствует постоянный речевой контакт с матерью, бабушкой, отцом, братьями и сестрами.

Говорите своему ребенку, когда он передвигается в знакомом и незнакомом пространстве, где он находится. Например, скажите ему, что он находится в спальне или общей комнате, перед кроватью или диваном. Игрушки лежат на полу у дивана, а вы сидите на диване. Пусть он дотронется до дивана, до игрушек, до вас, соотнесет их расположение относительно себя и начнет в период формирования речи усваивать значение предлогов, выражающих определенные положения предметов в пространетве ─ у стены, за столом, под кроватью и т. д. Понимание этих слов ─ первый шаг к изучению слепым ребенком направления. Практика использования этих предлогов закрепит в сознании слепого ребенка их значение, и будет способствовать пониманию словесных указаний на последующих этапах жизни. Нормально видящий ребенок познает направление с помощью зрения. Когда ему говорят: «Мяч за спиной», ребенок поворачивает голову назад. Слепому ребенку следует показать, что значит «за спиной» и какой разворот тела надо сделать, чтобы найти мяч.

У большинства детей дошкольного возраста имеется остаточное зрение, которое позволяет не только различать направление источника света, но и цвет и форму близко расположенных предметов. Безусловно, возможности ориентировки слепых детей с остаточным зрением значительно возрастут, но при условии, что вы будьте учить их рациональному использованию. Дайте ребенку понять, что вам нравится, когда он пытается использовать зрение (приласкайте, дайте что-нибудь). Грудного ребенка, имеющего остаточное зрение, носите на руках по комнате и говорите, на что он должен смотреть.

Грудные дети лучше всего видят ближние предметы. Если вы хотите, чтобы ребенок видел предмет, приблизьте его к глазам ребенка (не дальше, чем на 15 см). Хороший контраст дает черно-белое сочетание. Дети лучше видят, если освещение направлено на предмет. Когда освещение слишком яркое, ребенок закрывает глаза. Источник света должен быть за спиной ребенка. Обычно слепые дети с остаточным зрением любят рассматривать человеческие лица, особенно лица близких и приятных им людей: матери, бабушки, отца и др.

Контакты «лицом к лицу, глаза в глаза» стимулируют «осмотрение» ребенка. Очень привлекательны для ребенка светящиеся украшения на стене и потолке.

Когда слепой ребенок с остаточным зрением начинает ползать, привяжите к его ручке яркую ленту, привлекайте внимание ребенка к ней.

Когда ребенок начинает ходить, обращайте внимание, на каком расстоянии он различает предметы и какого размера.

Уже в 3-4 года можно разрешать ребенку рассматривать предметы через увеличительное стекло. Если малыш испытывает затруднения в рассматривании предметов в окружающем его пространстве, то измените дистанцию (приблизьте лицо ребенка к предмету), освещение, используйте контрастный фон.

Для привлечения внимания ребенка и использования при этом его остаточного зрения повесьте на окно цветной целлофан, ─ шуршание привлечет ребенка, а цвет позволит рассматривать его. Можно на окна приклеивать силуэты знакомых ребенку предметов. Активному использованию остаточного зрения в ориентировке способствует окраска обоев, ночник у кровати ребенка, движущиеся предметы.

Если ваш ребенок уже в 3-4 года носит очки, то родителям следует помнить, что линзы должны быть чистыми, без царапин. Очки не должны плотно прилегать к главам, их следует снимать только по предписанию врача.

В основе развития двигательного аппарата тотально слепого или с остаточным зрением дошкольника, в основе умений ориентироваться в пространстве младшего школьника лежит игра. В игре (как ведущем виде детской деятельности) ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей. Но игровая деятельность слепого ребенка как ведущая форма овладения пространством происходит на суженной сенсорной основе. Поэтому стимуляция игровой деятельности слепого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей их психического, физического и личностного развития.

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.

Причина трудностей , испытываемых слепыми в ориентировочной деятельности, что при слепоте, во-первых, сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных представлений, а во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно.

Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентировки и в ряде случаев делают невозможной ее автоматизацию. Зрячие во многих случаях определяют свое местоположение, оценивают обстановку и преодолевают препятствия автоматически. В то же время слепые производят аналогичные операции под непрерывным контролем сознания. Самое незначительное препятствие - выбоина на тротуаре, лужа, любое изменение даже хорошо знакомой местности, - которое зрячий преодолевает не задумываясь, требует от слепого большого внимания и наблюдательности.

Выпадение или глубокие нарушения функций зрения, играющего в пространственной ориентировке нормально видящих ведущую роль, приводит к тому, что у слепых ведущими становятся другие анализаторы

Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обычно различается по протяженности, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора.

Для удобства анализа процесса ориентации слепых В.С. Сверлов , разработал классификацию ориентировки по характеру пространства:

1 . Ориентировка в предмето-познавательном пространстве, к которой относятся:

а) ориентация в малом пространстве, недоступном осязанию даже одним пальцем. В этом случае ведущим является инструментальное осязание при помощи иглы, ногтя и т.п. Иногда используется язык (вдевание нитки в иголку, обследование внутреннего строения цветка и пр.);

б) ориентировка в пространстве, умещающемся под одним или несколькими осязающими пальцами;

в) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной одновременного охвата кистями рук. В двух последних видах ведущим является активное осязание.

2 . Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выделяется:

а) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной действия рук (ориентировка в бытовых, учебных, производственных операциях);

б) ориентировка в пространстве несколько превышающем зону действия рук, благодаря стереотипным перемещениям тела (ориентировка и пространстве, непосредственно примыкающем к рабочему месту). Эти виды ориентации осуществляются главным образом на основе чувственного осязания

3 . Ориентировка в большом пространстве. Сюда входят:


а) ориентация и закрытых помещениях, где ведущими в зависимости от ряда условии (характер помещения, цели ориентировки и т.д.) могут выступать как двигательная, так и слуховая чувствительность);

б) ориентировка в открытом пространстве или ориентировка на местности, осуществляющиеся при помощи слуха

Роль органов чувств в ориентировке слепых

Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий.

Нарушения функции зрения ограничивают возможность отражения пространства, однако в большинстве случаев частичнозрячие, не говоря уже о слабовидящих, продолжают ориентироваться визуально. Только наиболее серьезные функциональные нарушения зрения, наблюдаемые у частичнозрячих, вносят в этот процесс определенную специфику: становится невозможной или весьма затрудняется ориентировка в предметно-познавательном пространстве, резко сужаются границы раздельного видения в большом пространстве.

Необходимость рассматривания объектов под большим углом зрения затрудняет их визуальную локализацию в пространстве, а в последующем и решение основных задач - выбор и сохранение направления и обнаружение цели. Несмотря на возникающие трудности, частичнозрячие даже при отсутствии форменного зрения продолжают ориентироваться в большом пространстве визуально. Уже наличие светоощущения дает слепому возможность ориентироваться в помещении по оконным проемам, осветительным приборам и другим источникам света, которые он различает на темном фоне. При ориентировке на местности чередование светлых и темных пятен сигнализирует слепому о наличии препятствий.

При отсутствии навыков визуальной ориентировки некоторые формы патологии зрения могут неблагоприятно влиять на этот процесс, дезориентируя слепого. Такие случаи наблюдаются при:

1. заболеваниях сетчатки, вызывающих так называемую “куриную слепоту”, при которой человек в сумеречном освещении становится временно абсолютно слепым;

2. при деформациях поля зрения, когда больной видит окружающее его пространство лишь частично; при нарушениях цветного зрения.

При помощи активного и инструментального осязания слепые не только воспринимают отдельные предметы, но и устанавливают их пространственные отношения, локализуют их в пространстве. Благодаря этому слепые часто очень точно ориентируются в рабочем пространстве, например на парте или столе, легко обнаруживая необходимые им предметы.

Слух в пространственной ориентировке слепых играет исключительно важную роль. Это связано с тем, что при полной или частичной утрате зрения он становится ведущим видом чувствительности при дистантном восприятии объектов.

Благодаря слуховым ощущениям и восприятиям слепые способны локализовать в пространстве являющиеся источниками звука невидимые объекты, определить направление его распространения, судить по распространению и качеству звука о величине и заполненности замкнутого пространства.

Примером слуховой ориентации может служить ориентировка слепых на улице. В процессе этой ориентировки они определяют направление и скорость движения транспорта, судят о величине и заполненности пространства, определяют качество дорожного покрытия, наличие уступов и иных неровностей и т.д.

Часто в процессе ориентировки слепые используют отраженный звук. Воспринимая издаваемые ими при передвижении звуки, слепые довольно точно определяют направление и степень удаленности предмета, экранирующего звук. Например, для того чтобы определить, нет ли на пути препятствия, слепые хлопают в ладоши, щелкают пальцами, постукивают тростью. Подобные звуки, отражаясь от стен домов, крупных предметов, возвращаются к своему источнику в несколько измененном виде и позволяют судить о величине помещения, наличии мягкой мебели, определять местонахождение дверного проема или арки в стене дома и т. п.

Обоняние в ориентировочной практике слепых используется довольно часто, поскольку так же, как и слух, может дистантно сигнализировать о наличии того или иного объекта. При осложнении слепоты глухотой его роль значительно увеличивается, так как обоняние становится единственным видом дистантной чувствительности. При помощи обоняния слепые определяют местонахождение объектов, обладающих специфическими запахами. Запахи, постоянно присущие тому или иному неподвижному объекту, служат слепым ориентирами при передвижении в пространстве.

Топографические представления - это представления о местности, возникающие на основе восприятия и локализации объектов в пространстве. Топографические представления являются сложной совокупностью образов памяти, в которых отражается форма, величина), удаленность объектов и направление, в котором они расположены но отношению к какой-либо точке отсчета.

Формирование топографических представлений, происходит в результате отражательной, условнорефлекторной деятельности мозга. В совокупной, интегративной деятельности многих анализаторных систем при восприятии пространства ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.

Опыт пространственной ориентации слепых и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что у них имеются топографические представления..

Топографические представления выступают в двух видах, различающихся по уровню обобщенности.

Ф.Н. Шемякин выделил представления типа “карта - путь” и “карта ~ обозрение”.

Для топографических представлений типа “карта - путь” характерны конкретность и постепенность прослеживания пространственных отношений. Ориентация и пространстве на основе этих представлений имеет сукцессивный характер; в ходе ориентации воспроизводятся и сравниваются с данными восприятия представления о всех ориентирах, находящихся между отправным и конечным пунктами.

Представления типа “карта - обозрение” характеризуются одномоментностью мысленного охвата пространственных отношений, свойственных тому или иному замкнутому пространству. При ориентировке, основанной на представлениях тина “карта - обозрение”, одномоментно, симультанно воспроизводится вся совокупность пространственных отношений в виде плана определенной местности.

Наличие у слепых тех же видов топографических представлений, что и у зрячих, еще раз показывает, что в основе ориентации в пространстве лежит работа не одного зрительного анализатора, а активное практическое отражение пространственных отношений в результате интегративной деятельности всех анализаторных систем.

Статьи по теме