Атомные глубоководные станции (АГС).

Осенью 1999 г. в США увидела свет книга Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «Блеф слепца» (Blind Man’s Bluff), имевшая подзаголовок «Нерассказанная история американского подводного шпионажа». В ней преимущественно речь идет о тайных операциях субмарин ВМС США против СССР после Второй мировой войны. В ней в частности так же сообщалось, что в августе 1972 г. американская атомная подводная лодка специального назначения Halibat установила рядом с подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком, устройство, к слову, весьма значительных габаритов, снимавшее и записывавшее на магнитную ленту секретную информацию. Мы уже обсуждали это в отдельной статье - Секретная операция «Айви Беллз» , но мы продолжим подходить ближе к нашей теме.

Время от времени американские субмарины в ходе операции под кодовым названием Ivy Bells («Цветы плюща») пробирались в Охотское море к «золотой жиле», как в Пентагоне, ЦРУ и АНБ называли кабель, и забирали с него записи переговоров.

Так продолжалось довольно долго.

Американский шпионский «девайс», извлеченный со дна Охотского моря.

Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом слива «дезы».


Установка «жучков» была подтверждена в 1980 г. сотрудником АНБ Рональдом Пелтоном, завербованным советской разведкой в США, которого выдал в 1985 г. агент-перебежчик Виталий Юрченко. После этого использовать шпионский «девайс» в Охотском море не имело смысла. Его подняли со дна и представили общественности.


Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного.


Переоборудование АПЛ «Подмосковье»,


11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.

Отметим, что переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году: работы неоднократно приостанавливались из-за пересмотра техзадания и недостатка финансирования. Известно, что из корпуса АПЛ был вырезан ракетный отсек — его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок. Также в нем расположены комфортабельный отсек для экипажа гидронавтов станции и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки возросла.


Атомные глубоководные станции (АГС) - это относительно небольшие атомные подводные лодки с титановыми корпусами, способные работать на глубинах, как сообщают справочники, более 1000 м. Они предназначены для выполнения научно-исследовательских и специальных операций. Первые три АГС проекта 1910 «Кашалот» подводным водоизмещением около 2000 т разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор - Е.С. Корсуков) были построены «Адмиралтейскими верфями» и в 1986-1994 гг. переданы заказчику. На Западе эти лодки получили обозначение Uniform.



АПЛ «Подмосковье» — транспортировщик АГС.

Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».


Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор - Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей.


Западное обозначение лодок этого типа - X-Ray.

АГС проекта 1910 «Кашалот».

Наконец, самая известная из АГС - АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т - из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор - Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.


— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий».



Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.


Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.


По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.


Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.


— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.


Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.


— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.


— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2-3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».


По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.


— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».

Так по версии ресурса Covert Shores выглядит АГС проекта 1851 «Нельма».

А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.


КС-129 «Оренбург» - большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786.


Во время автопробега по берегу Белого моря операторам английской телепрограммы Top Gear удалось заснять АС-31.

На смену «Оренбургу» придет «Подмосковье». Проходят ремонты и модернизируются, готовясь к предстоящим миссиям, и атомные глубоководные станции. АГС и ПЛАСН-транспортировщики организационно входят в состав 29-й отдельной бригады атомных подводных лодок особого назначения Северного флота и базируются на Губу Оленью.


АГС АС-31 проекта 10831 по версии ресурса Covert Shores.



Вот почему АГС проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик».



ПЛАСН «Подмосковье» может транспортировать АГС разных типов.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.


Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем - лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.


Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек - все офицеры.


Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа

Подводная двустволка , а вот История невезучей подлодки и Самая большая подводная лодка в мире . Вспомним еще про Советскую подлодку проекта 661: «Золотая рыбка » и Сверхмалую подводную лодку «Тритон-1М»

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -


Эта загадочная АПЛ получила свое наименование в честь героя советского мультфильма - игрушечной коняшки, состоящей из нескольких, соединенных друг с другом сфер. Строительство объекта 10831 началось в 1988 году, спуск на воду состоялся 26 августа 1995 года. Несмотря на то, что с тех самых пор прошло довольно много времени, мы практически ничего не знаем о данной АПЛ. Даже ее внешний вид был долгое время тайной (первую приемлимую фотографию Объекта 10831 по чистой случайности сделали журналисты Top Gear в 2015 году). Мы не имеем точной информации о подводной части «Лошарка» и можем строить свои гипотезы относительно нее, лишь на основании большого числа зернистых фотографий.


Принципиальная схема АПЛ проекта 10831 (с) www.hisutton.


КОНСТРУКЦИЯ

Внутреннее устройство корабля состоит из нескольких соединенных друг с другом сфер. Благодаря спутниковым снимкам доков Североморска мы можем предположить, что «Лошарик» состоит из 7 сфер. Сферы используются при создании глубоководных аппаратов, потому что они гораздо лучше выдерживают давление, чем цилиндры, применяющиеся при создании обычных АПЛ. Несмотря на то, что «Лошарик» имеет длину 70 метров, его внутреннее пространство минимально, из-за сфер, лежащих в основании конструкции. Есть предположение, что общий объем свободного места на субмарине равен 1000 кубических метров, внутри которых размещается экипаж, состоящий из 25 человек и изолированный ядерный реактор. Титановый корпус лодки обеспечивает погружение станции на глубину свыше 1000 метров. Предельная глубина погружения нам неизвестна, но в 2012 году, во время Арктического плавания, АПЛ погружалась на глубину свыше 2000 метров.


Знаменитая фотография Top Gear. Журналисты отдали честь морякам, моряки проигнорировали журналистов.


СФЕРЫ ОТ НОСА К КОРМЕ

1 сфера (носовая) - Имеет люк. Вероятно обитаемая сфера корабля, поскольку у подводной лодки нет торпедных аппаратов.

2 сфера - Располагается в основании надстройки. Представляет собой камеру доступа, соединяющую носовые сферы лодки с надстройкой.

3 сфера - Возможно, содержит в себе перископ и систему выдвижных антенн.

4 сфера (центральная) - Находится под системой крепления субмарины. Возможно, используется в момент пристыковки «Лошарика» к материнской субмарине BS-136.

5 сфера - Имеет люк на основной палубе. Скорее всего, используется как обитаемое пространство.

6 сфера - Вероятно, здесь расположен атомный реактор АПЛ. Есть предположение, что на лодке нет прямого перехода из 5-ой сферы в 6-ую. Возможно, верхняя часть корпуса над сферой снимается для обеспечения сервисных работ над реактором.

7 сфера - Двигательный отсек. Здесь должны располагаться электрические батареи и резервный дизельный двигатель. Обратите внимание, что над сферой есть еще один люк, который доказывает изолированность 6-го отсека.


Спутниковый снимок Оленьей Губы(с) www.hisutton.


МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ АПЛ

Вероятным местом базирования сверхсекретного «Лошарика» является Оленья Губа - база, расположенная в труднодоступном месте Кольского полуострова. Док, в котором стоит «Лошарик» (А) расположен по координатам (69°12"58"N, 33°22"42"E). Литерой B обозначена старая, но действующая субмарина проекта 1910 (класс "Кашалот").


Носитель "Лошарика" - АПЛ специального назначания Проекта 667 "Оренбург".


ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ

Корабль: АС-12 (Заводской номер 210)
Класс: Проект 10831 (НАТО: Norsub-5)
Заложена: 16 июля 1990 года
Спущена на воду: 26 августа 1995 года
Введена в состав ВМФ: 1997 году
Водоизмещение: 2000 тонн
Скорость: 10-11 узлов в погруженном состоянии (предположительно)
Глубина погружения: 1 км, согласно российским данным до 6 км.
Длина: 70 метров
Двигательная установка: 1 атомный реактор Э-17 мощностью 10-15 т.л.с.

Вот что пишет о "Лошарике" "Военное обозрение":

АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.

Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.

Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.

Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года.

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.

При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической подлодки проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

В свое время именно фотографии «Оренбурга», всплывшего на Северном полюсе во время экспедиции «Арктика-2012», были опубликованы в прессе. В то же время внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.

А это - с одного из форумов:

АС-12
История корабля:

Государство флага - Россия
Спуск на воду - август 2003
Современный статус - в составе Северного флота

Основные характеристики:

Тип корабля - атомная глубоководная станция
Обозначение проекта - 10831 «Калитка», иногда ошибочно 210
Разработчик проекта - СПМБМ «Малахит»
Главный конструктор - Ю. М. Коновалов
Классификация НАТО - NORSUB-5
Скорость (подводная) - 30 узлов
Предельная глубина погружения - 1000 м (по некоторым данным - 6000 м)
Автономность плавания - несколько месяцев
Экипаж - 25 человек (все офицеры)

Размеры:

Водоизмещение подводное - около 2000 т
Длина наибольшая (по КВЛ) - около 60 м

Силовая установка:

Атомный реактор с ППУ Э-17, мощность на валу 10-15 тыс. л.с.

Вооружение:

Отсутствует.

Что особенно доставляет - наши ее батискафом называют
Хороший такой батискаф с атомной силовой установкой и полной комплектацией личного состава и черт знает каким оружием чем на борту

Главной целью любой войны во все времена было всё-таки не поголовное истребление противника, а принуждение его к покорности. Уничтожение живой силы противоборствующей стороны (как фронтовой, так и тыловой) по большому счёту было крайней мерой, применяемой агрессором тогда, когда средствами информационного давления (уговоры, демонстрация силы, бряцание оружием) добиться желаемого результата не удавалось. Опустошённые земли, напрочь лишённые населения, которое должно их обрабатывать, - не лучший вариант для захватчиков.

Поэтому как бы ни помахивали отдельные воинствующие личности ядерными дубинками, а гонка вооружений и все эти стрелялки из автоматов, миномётов и даже ракет - не тот вид войны, который является сегодня предпочтительным. Куда более важным делом современные стратеги-политики считают борьбу за умы, воспитание у будущих порабощённых и колониально зависимых соответствующей психологии. Стало быть, главным видом современной войны, всё чаще называемой гибридной, является информационная блокада и промывание мозгов при помощи агрессивной пропаганды, назойливой агитации и беспардонной лжи.

Война коммуникаций, или, как её ещё называют в западной прессе, кабельная война уже вовсю идёт. Причём во всех ипостасях: пока идеологи бодаются, монтёры режут провода.

"Кто выигрывает Интернет - тот выигрывает войну"

По мнению корреспондентов испанского аналитического издания El Confidencial, именно этот лозунг сегодня - главный для тех, кто определяет действия блока НАТО.

"Всемирная паутина крепка своей виртуальной хваткой, способна увлечь словом и образом. Но с технической точки зрения это очень хрупкая сеть. Для прекращения её деятельности необязательно усложнять себе жизнь поиском дорогостоящих высококвалифицированных хакеров, которые обрушат серверы или запустят "червей" в компьютеры. Можно добиться желаемого более простым и эффективным способом: просто порвать кабель. Современные подводные лодки любых классов, стоящие на вооружении как стран НАТО, так и России, в первую очередь "обучаются" именно этому", - утверждает портал.

Атака на кабели, проложенные по морскому дну, - настоящий лакомый кусок для военных. Во-первых, потому что эти коммуникации практически никак не защищены от грубого технического воздействия. А во-вторых, "операция "Обрыв" легко маскируема под обычную безалаберность моряков какого-нибудь рыболовецкого сейнера: ну, капитан спросонья (с похмелья) попутал карту, протащив трал не там где надо.

Кабельная война - изобретение, в общем-то, далеко не новое. Ещё в период Первой мировой войны британские суда резали кабели, соединявшие Германию с остальным миром. Немцы, впрочем, тоже понимали, насколько важно оставить противника без связи не между двумя окопами на одном поле, а глобально, "отсоединяя" друг от друга целые государства. Германские крейсеры в ту же Первую мировую активно рвали телеграфные коммуникации в районе Кокосовых островов - места, где сходились кабели, связывавшие Индию, Австралию, остров Яву и Южную Африку с остальным миром.

Тот факт, что нынешняя сеть линий связи намного мощнее (с точки зрения объёма передаваемой информации) и плотнее, никак не увеличивает её сопротивляемость внешнему воздействию. Достаточно вспомнить ситуацию, возникшую десять лет назад. Тогда в конце января - начале февраля 2008 года в разных частях Ближнего Востока было повреждено пять кабелей, что привело к параличу связи в регионе и оставило не только названную территорию, но и Индию без возможностей выхода в Интернет.

Свежий пример. В конце марта 2018 года обрыв кабеля оставил полностью без Интернета на 48 часов Мавританию, Сьерра-Леоне и частично ещё минимум пять западноафриканских государств.

Шпионские "колокольчики"

США и СССР на протяжении всего срока холодной войны не выпускали подводные коммуникации из поля зрения. Военные эксперты утверждают, что "Штаты регулярно "присасывались" к советским кабелям, устанавливая на них приборы, позволявшие считывать передаваемые импульсы и впоследствии расшифровывать их. Выполняли эту работу специализированные подводные лодки. Крепили к кабелям также гидрофоны, регистрировавшие проход подводных судов противника.

Самым ярким примером "гонки подводных разработок" стало появление Hughes Glomar Explorer - корабля, построенного на деньги нефтяного мультимиллионера Говарда Хьюза для реализации проекта ЦРУ Azorian. Официальным назначением судна было проведение геологоразведочных работ. На деле же корабль должен был поднять затонувшую в марте 1968 года в 750 милях от острова Оаху в северной части Тихого океана советскую подводную лодку К-129.

По официальной версии ВМФ СССР, советская субмарина чрезмерно "хлебнула" воды через устройство для работы двигателя под водой. После чего ПЛ провалилась на глубину 5600 метров, откуда всплыть уже не смогла. Что не удивительно: максимально допустимое погружение для этого типа подлодок составляло 300 м. На бо́льшей глубине корпус давления воды не выдерживал.

Журналисты из Los Angeles Times в 1975 году опубликовали статью, из которой следовало, что "катастрофа произошла по причине запуска двигателей двух баллистических ракет Р-21 при закрытых крышках пусковых шахт".

Именно к этим ракетам у военного ведомства США был особенный интерес, но утолили они его только частично: Hughes Glomar Explorer смог поднять носовую часть К-129, в которой должны были находиться ракеты, однако можно себе представить, что осталось от них после взрыва и с чем пришлось работать впоследствии американским военным экспертам.

Так или иначе, а первая подводная шпионская операция дала ощутимый толчок конструированию субмарин разведориентации. А рост интереса к информации, бегущей по подводным проводам, усиливал этот импульс.

Первым подводным кораблём, сменившим свою военную ориентацию, стала подлодка USS Halibut, построенная в 1959 году как "корабль атакующего назначения". После того как именно эта лодка обнаружила местонахождение "трупа" К-129, её модифицировали под выполнение задач по "подсматриванию и подслушиванию" в рамках операции IVY BELLS.

Слово bells (колокольчики) в названии присутствует не случайно, но говорит оно не о колоколах, звучащих в честь удачно проведённых американцами акций. Колоколами янки называли камеры, устанавливаемые на интересовавшие их участки проложенных по дну океана коммуникаций. Внутри этих колоколов по несколько дней подряд работали специалисты, "выкачивавшие из нужных кабелей поток импульсов, которые затем расшифровывали, добывая таким образом секретную информацию противника".

Операция проводилась главным образом в Охотском море, практически в советских водах. О цели её, да и о присутствии в них своей подводной лодки американцы Советский Союз не извещали.

Подлодки меняют ориентацию

В 1976 году USS Halibut была отправлена на заслуженный отдых в связи с выработкой запланированного ресурса.

На смену ей пришла атомная мини-подлодка (всего 40 метров в длину) NR-1. Сконструирована она была ещё в 1969 году и представлена как судно для производства геологоразведочных работ. На самом деле главной и единственной задачей мини-субмарины, способной погружаться на глубину до 700 метров, была разведка военная, а не геологическая. Вес объекта постарались уменьшить насколько это возможно, а свободное пространство - увеличить. Ради этого установили защиту реактора только спереди - от возможных ударов при столкновении с препятствиями. Чтобы уменьшить дозу облучения, получаемую членами экипажа, им просто сократили срок нахождения в лодке до двух-трёх недель. NR-1 трудилась в качестве бойца невидимого фронта до 2009 года.

По стопам USS Halibut пошла и атомная субмарина номер два американцев - USS Seawolf. На внешней стороне носовой части корабля была надстроена 16-метровая платформа, предназначенная для размещения оборудования, необходимого при производстве глубоководных работ: кессонные камеры и выдвижные салазки, по которым защитные колокола съезжали на дно. В суперсекретных операциях USS Seawolf участвовала с начала 70-х до 1987 года.

Ещё одной лодкой, сменившей ориентацию на разведывательную, была USS Patch. В 1976 году она стала участницей IVY BELLS, а затем и многих других операций. Отправлена на пенсию в 2005 году.

Традиции крупных субмарин ВМС США, перестроенных под разведдеятельность, продолжает сегодня USS Jimmy Carter, получившая 30-метровую внешнюю платформу с рабочим пространством, ангарами для мобильных средств погружения (батискафов), размещения собранных на дне аппаратов и деталей интересующих объектов.

"Российская Арктика должна стать общей"

Главным объектом интереса и беспокойства американских ВМС в настоящее время становится Арктика. В основном та часть Ледовитого океана, что омывает российские берега. Причину явления установить несложно: Москва не просто заявила большую северную программу (как военную, так и экономическую), но и последовательно её выполняет. А некоторое повышение среднегодовой температуры в Заполярье обещает таяние льдов больше обычного, что рисует весьма позитивные перспективы для Северного морского пути. Доходы от функционирования которого достанутся России. Что американцам - как кость в горле. Потому и повели они речь о том, что российская Арктика должна находиться в совместном пользовании стран, Северного Ледовитого океана своими территориями касающихся.

Президент Трамп, как известно, в глобальное потепление не верит. Вплоть до выхода страны из общемирового соглашения о мерах по противостоянию этому явлению. Но неверие президента не мешает США считать, что потепление в российских водах Ледовитого океана реально имеется и действовать там надо на опережение, а то эти русские… Они ведь действуют не только на воде и над водой, но и под водой.

Советский ответ

Советский Союз ещё в 60-х годах построил комплекс глубоководных станций "Селигер", наблюдательные камеры которого могли опускаться с экипажем на глубину до 2000 метров и без экипажа - на 3000. Рабочие капсулы "Селигера" были привязными, то есть опускались на тросах с корабля-лидера. Но при этом имели собственные двигатели и могли самостоятельно маневрировать в радиусе нескольких сот метров от точки спуска. Советская пресса писала исключительно о мирном применении комплекса - геологоразведка, помощь терпящим бедствие кораблям и так далее. Западные СМИ подозревали систему "Селигеров" и примкнувший к ним 160-й Отдельный дивизион аварийно-поисковых ПЛ специального назначения (сформирован в июле 1975-го) в причастности к морским инцидентам, возникавшим время от времени не только в Арктике, но и в Северной Атлантике, Средиземном и Балтийском морях.

СССР в 60–70-х годах прошлого столетия главным образом строил, выражаясь языком классификации НАТО, крупные субмарины атакующего плана. Малошумящие и малоразмерные атомные ПЛ, ориентированные в основном на разведку и тихую кабельную войну, появились уже в 80-х (многоцелевые лодки проекта 971 "Щука-Б", предшественника современных субмарин проекта 885 "Ясень").

Сейчас подводные глубины бороздят российские подлодки четырнадцати различных проектов, но внимание западных стратегов приковано к одному, именуемому АС-12, или "Лошарик". Атомная ПЛ, по официальной российской военно-морской классификации, атомная глубоководная станция. Своего оружия АС-12 не несёт, зато может погружаться на глубину до 6000 метров. Безоружный "Лошарик" вреда и разрушений способен причинить противнику больше, чем иная ПЛ, упакованная баллистическими ракетами.

Долгое время предназначение АС-12, спущенной на воду в 2003 году, было сокрыто завесой тайны. Однако в октябре 2015 года эксперты Пентагона заявили, что считают "Лошарика" диверсионным аппаратом, задача которого - "установка устройств для разрушения различной подводной инфраструктуры и в первую очередь кабелей связи, что в случае глобального конфликта обернётся серьёзным подрывом работы Интернета, поскольку АС-12 способна разрушить магистральные кабели связи между материками".

"Одно неловкое движение - и весь мир без связи"

Эксперты НАТО пришли к выводу, что "такие российские глубоководные АПЛ, как АС-12, способные находиться на дне на большей части территории мирового океана, имеют крайне опасный потенциал превращения в "субмарину на колесах", то есть, передвигаться по морскому дну колесным способом". А эта способность практически исключает возможность обнаружения подобных аппаратов с помощью акустических и магнитометрических приборов. "Такой аппарат может незаметно подобраться к самым охраняемым объектам и, не будучи обнаруженным, напасть внезапно", уверены американские военно-морские специалисты. Попытки строительства подлодок с выдвижными колесами в США тоже предпринимались, в частности, в проекте NR-1, но к необнаруживаемым акустическими средствами эту субмарину сами американцы не относят. Да и глубина её погружения в несколько раз меньше, чем у российской "коллеги".

Но главной головной болью НАТО является даже не "Лошарик", а беспилотные мини-подлодки типа "Клавесин", проходящие в настоящее время испытания. Стратеги Североатлантического альянса уверены, что "клавесины" будут "приняты в эксплуатацию уже в этом году и тогда создаваемая в Арктике сенсорная сеть оповещения о передвижениях надводных и подводных объектов будет полностью смонтирована и защищена от воздействия извне".

"Добавьте к этому огромное количество имеющихся у русских океанографических и специальных оперативных судов, и вы поймёте, на чьей стороне сегодня преимущество в подводной войне, - заключает аналитик El Confidencial Пепе Сервера. - А если вспомнить, что имеющиеся у них суда для прокладки кабелей с лёгкостью могут выполнять и работу по их разрушению, надо полагать, что мир стоит на пороге краха Интернета. Одно неосторожное движение, и все мы глобально окажемся без связи".

В честь прошедшего вчера дня моряка-подводника хочу напомнить вам о "сверхсекретной" подводной лодке. Сведений о ней очень мало, а посему придется "пролапатить" глобальную сеть...

Об этих небольших ядерных подлодках даже моряки-подводники предпочитают не говорить. И не потому, что кто-то запрещает, просто и по сей день в открытых источниках о них очень мало сведений. Так что говорить-то, собственно, не о чем. А ведь глубоководные атомные мини-субмарины, предназначенные для выполнения спецзаданий, начали сходить со стапелей в начале 80-х годов прошлого века! Разработки конструкторов СССР опередили свое время на несколько десятилетий.

Тайна

До середины 80-х годов прошлого века эти атомные субмарины во флоте вообще не числились и работали непосредственно на Главное разведуправление СССР. В 1986 году их, правда, поставили на довольствие ВМФ, но менее секретными они не стали.
Доподлинно известно, что первая подлодка специального назначения с атомным двигателем была заложена в 1981 году.

Первый «Кашалот»

Головным кораблем серии стала атомная глубоководная станция АС-13 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка была создана на Ленинградском судостроительном заводе. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов»…

Атомная глубоководная станция АС-13

Вторым кораблем данной серии стала подлодка АС-15, которая была спущена на воду в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851. Подлодки, создававшиеся по этому проекту, предназначались для проведения глубоководных работ и были оснащены водолазной станцией, позволявшей акванавтам выходить в воду сразу на глубине.

Атомные субмарины совместили в себе лучшее от батискафов и подлодок.

Как только американцы пронюхали про новые разработки советских конструкторов, они окрестили секретные субмарины русских Х-Ray.

Атомная глубоководная станция АС-15

Ухо на глубине

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Эти сравнительно небольшие субмарины с титановыми корпусами способны опускаться глубже обычных подлодок и могут месяцами лежать на морском дне.

Есть также предположения, что эти лодки несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Североатлантического альянса.

Эти лодки первыми обследовали район, где потерпела катастрофу атомная подлодка «Курск», и именно на основе их информации было принято решение о подключении к спасательной операции иностранных специалистов.

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

«Лошарик»

В настоящее время развитием проекта атомных мини-субмарин стала уникальная подводная лодка проекта 210. Разработчики (КБ «Малахит») дали ей смешное неофициальное название «Лошарик». Свое название субмарина получила из-за того, что форма ее внутреннего наполнения напоминает одноименного героя мультфильма. В корпусе лодки вмонтировано несколько сферических частей. Они придают ей прочность и являются своего рода отсеками. «Лошарик» был спущен на воду в августе 2003 года. Хотя заложили лодку еще в далеком 1988 году. Изготовление лодки продолжалось 15 лет!

Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть севмашевского цеха, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание этого уникального корабля.

По данным экспертов «Независимого военного обозрения», особенности конструкции этой субмарины позволяют ей погружаться на глубину до трех километров. Подлодка Лошарик на дальнем плане.

Самая бесшумная и неуязвимая

Официально сообщалось, что глубоководный корабль предназначен для решения научно-технических задач и для спасения людей в экстремальных ситуациях, то есть он имел некое специальное назначение. При этом весь спектр задач подлодки не оглашался никогда. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка российского флота. Скорее всего, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану, в том числе в Арктике.

Проект 10831 - атомная глубоководная станция.

Подводное водоизмещение ориентировочно) - 2000 тонн, Подводная скорость (ориентировочно) - 30 узлов, Предельная глубина погружения - 1000....6000 м, Автономность (неизвестно) - ориентировочно, несколько месяцев, Экипаж - 25 человек, вооружение - неизвестно.

Миссия «Хребет Менделеева»

Первой ставшей известной широкой публике миссией уникальной атомной подводной лодки «Лошарик» стал сбор геологического материала на глубине 3000 метров районе хребта Менделеева в сентябре 2012 года. По опубликованной информации, «Лошарик» работал на глубине от 2,5 до3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка находилась под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

Ей было собрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Полученные данные легли в основу заявки в Комиссию ООН по морскому праву, которой в ближайшие несколько лет предстоит разделить арктический континентальный шельф, и Северный полюс в том числе, между приарктическими странами.

Статьи по теме