Внутренняя политика Александра III. Александр Третий: внутренняя и внешняя политика

Внутренняя политика Александра III, правившего в 1881-1894 гг., являлась реакционной в противовес предыдущему императору - Александру II. Правительство Александра III стремилось подавить революционное движение в России и обезопасить основы государственного строя. Для этого оно проводило соответствующую законодательную политику внутри страны. Но, кроме того, российское руководство поддерживало лояльные властям слои населения - в первую очередь дворянство. В этом направлении тоже проводились различные мероприятия и принимались законы. Также Александр III и его окружение проводило реакционную религиозную политику, поддерживая во всем православие. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Н.П. Игнатьев - министр внутренних дел России в 1881-1882 гг. ()

Рис. 3. Д.А. Толстой - министр внутренних дел и шеф жандармов России в 1882-1889 гг. ()

Усилиями Д.А. Толстого в 1884 г. был введен новый Университетский устав. Согласно его положениям, университеты лишались права автономии, т. е. независимости. После этого ректоров и преподавателей назначало правительство России, тем самым взяв под контроль учебный процесс. Вводилась очень высокая плата за обучение. В целях борьбы со студенческим революционным движением запрещались любые студенческие объединения. Недовольных людей мгновенно выгоняли из университета.

Еще отчетливее внутренняя политика Александра III отразилась в вышедшем в 1887 г. законе «О кухаркиных детях». Его автором стал новый министр народного просвещения И.Д. Делянов (рис. 4). Суть закона заключалась в том, чтобы сделать как можно более сложным процесс поступления детей низшего сословия в средние образовательные учреждения - гимназии. Кроме того, в гимназиях изменился учебный курс - упор делался теперь на церковное образование и древние языки. Также увеличился уровень церковно-приходских школ, хотя уровень образования там был весьма низким.

Рис. 4. И.Д. Делянов - министр народного просвещения России в 1882-1897 гг. ()

Общая идея законов об образовании заключалась в том, чтобы ограничить число образованных людей в России, которые потенциально могли стать революционерами, опасными для власти.

Борьба с революционным движением отразилась и в других сферах жизни Российской империи того периода. Так, в 1882 г. было создано Совещание четырех министров, возглавляемое обер-прокурором Святого Синода К.П. Победоносцевым (рис. 5). Данный государственный орган имел право по своему усмотрению закрывать любые печатные издания, которым он активно пользовался. Было закрыто много печатных российских органов, таких как «Голос» А.А. Краевского (рис. 6), «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина (рис. 7) и др.

Рис. 5. К.П. Победоносцев - главный идеолог контрреформ Александра III, глава Совещания четырех министров ()

Рис. 7. Русский литературный журнал «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина ()

Еще одним мероприятием при Александре III , направленным на усиление цензуры, была чистка библиотек в 1884 г. Из них были изъяты более ста наименований книг, которые были сочтены опасными.

Однако стоит заметить, что основная тяжесть борьбы с революционным движением легла на плечи полицейских управлений. Уже в 1881 г. было опубликовано «Положение о мерах по сохранению порядка и государственного спокойствия». Согласно этому документу различные государственные структуры получали большие права в целях борьбы с революционным движением и опасными для царского режима людьми. Например, генерал-губернаторы могли объявлять целые районы страны находящимися на чрезвычайном положении. Исключительными правами наделялись местные власти - закрытие учебных заведений, приостановка выпуска газет, высылка нежелательных лиц без решения суда и т. д. Дела по революционерам передавались из ведения гражданских судов в военные. В 1880-х гг. набирает обороты такой государственный орган, как Охранное отделение, ведавшее политическим сыском и занимавшееся борьбой с революционерами. В Шлиссельбургской тюрьме было специальное отделение для политических заключенных (рис. 8).

Рис. 8. Шлиссельбургская крепость ()

Все вышеперечисленные факты дают основание предполагать, что при Александре III Россия приобретала черты полицейского государства.

В то же время император считал необходимым поддерживать те группы населения, которые зарекомендовали себя как лояльные властям. В первую очередь это относится к дворянству, сильно пострадавшему во времена Александра II . Для поддержки дворянского сословия Александром III был предпринят целый ряд законодательных мер.

Так, в 1885 г. был открыт Государственный Дворянский Земельный Банк, выдававший дворянам специальные кредиты на поддержание и ведение помещичьих хозяйств (рис. 9). Стоит также отметить и закон «О земских участковых начальниках» 1889 г. Стать земским начальником мог только дворянин, который получал большие полномочия на местах. В том числе земские начальники контролировали крестьянские общины. Они могли принимать решение о наказании крестьян (даже телесных) без решения суда.

Рис. 9. Государственный Дворянский Земельный Банк в г. Воронеже ()

В том же духе были выдержаны положения о городовых губернских уездных земских учреждениях. Их целью было способствовать росту влияния дворянства в органах местного самоуправления. Повышался имущественный ценз для представителей городского сословия. Для дворян же он, напротив, снижался. Тем самым увеличивалось преимущество дворян в различных органах самоуправления.

Также был предпринят ряд других мер. Например, гласные от крестьянского сословия теперь предварительно обязательно утверждались губернатором. Члены управ и городские головы становились государственными чиновниками. Все эти меры делали органы местного самоуправления подконтрольными государству.

Реакционной следует признать и политику Александра III в религиозных вопросах. Во многом благодаря К.П. Победоносцеву значительно крепли позиции православной церкви в ущерб другим. Так, во время правления Александра III начались преследования буддистов - бурятов и калмыков; католиков - поляков; евреев, исповедовавших иудаизм. Это делалось путем различных ограничений: запрещение покупки частной собственности, запреты на получение образования и занятия государственных должностей и др. В то же время, если представитель другой религиозной общины переходил в православие, все подобные ограничения с него снимались. Однако государство внимательно следило за новообращенными и в случае их отступления от принципов православия жестоко карало.

В целом следует отметить, что подобная политика велась с целью русифицирования окраин Российской империи. Считалось, что таким образом государство сохранит свое единство.

В общем, время правления Александра III - это время, когда российское правительство решительно отказалось от реформ, начатых Александром II. Это было сделано с единственной целью - сохранить самодержавие.

Список литературы

  1. Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 2001.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Троицкий Н. Контрреформы 1889-1892 гг. Подготовка, Содержание контрреформ, Последствия // Россия в XIX веке: Курс лекций. - М.: Высш. шк., 1997.
  5. Чернуха В.Г. Александр III // Александр Третий. Дневники. Воспоминания. Письма. - СПб., 2001.
  1. Akeksander 3.ru ().
  2. Az.lib.ru ().
  3. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите основные методы борьбы правительства Александра III с революцией. Какие законы были приняты в этом направлении и к чему они привели?
  2. Как государство при Александре III поддерживало лояльные властям слои населения? Какие мероприятия для этого проводились и какие законы были приняты в этом направлении?
  3. На что была направлена религиозная политика при Александре III?

Внутренняя политика Александра III

Начало правления Александра III пришлось на период борьбы двух партий: либеральной (желающей реформ, начатых Александром II) и монархической. Александр III отменил идею конституционности России и взял курс на усиление самодержавия.

14 августа 1881 г. правительство приняло специальный закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для борьбы с беспорядками и террором вводились чрезвычайные положения, применялись карательные средства, в 1882 г. появилась секретная полиция.

Александр III считал, что все беды в стране идут от вольнодумства подданных и излишней образованности низшего сословия, что вызвано реформами отца. Поэтому он начал политику контрреформ.

Главным очагом террора считались университеты. Новый университетский устав 1884 г. резко ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд, ограничивался доступ к образованию представителей низших сословий и евреев, в стране введена жесткая цензура.

Земская реформа Александра III:

Права земств были сильно урезаны, а их работа взята под жесткий контроль губернаторов. В Городских думах заседали купечество и чиновники, а в земствах – только богатые местные дворяне. Крестьяне потеряли право участвовать в выборах.

Судебная реформа Александра III

Судьи стали зависимы от властей, сократилась компетенция суда присяжных, мировые суды были практически ликвидированы.

Крестьянская реформа Александра III

Были отменены подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель, но выкупные платежи были снижены. В 1882 г. учрежден Крестьянский банк, призванный выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Военная реформа Александра III

Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.

Александр III знал важность армейских резервов, поэтому создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки. Была создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю.

Для ведения боя в горной местности были созданы батареи горной артиллерии, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.

В 1892 г. появились минные речные роты, крепостные телеграфы, воздухоплавательные отряды, военные голубятни.

Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров.

На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Был изменен порядок назначения на командные должности в армии: только по старшинству.

Социальная политика Александра III

«Россия для русских» - любимый лозунг императора. Только православная церковь считается истинно русской, все остальные религии официально определялись как «иноверные исповедания».

Была официально провозглашена политика антисемитизма, начались гонения евреев.

Внешняя политика Александра III

Царствование императора Александра III было самым мирным. Только однажды русские войска столкнулись с афганскими отрядами на реке Кушке. Александр III ограждал свою страну от войн, а также помогал гасить вражду между другими странами, за что получил прозвище «Миротворец».

Экономическая политика Александра III

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

Вступление на престол. После гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы террориста на престол вступил его сын Александр III Александрович. Он был вторым сыном Александра II и вначале предназначался к военной службе. В 18 лет он уже имел чин полковника.
Первоначально наследником престола был старший сын Александра II - Николай Александрович. Но в 1865 г. в Ницце он умер от болезни почек. Второго сына - двадцатилетнего Александра - срочно стали готовить к престолу. Воспитание Александра Александровича проходило под общим наблюдением генерал - адъютанта Б.А. Перовского, образованием руководил профессор Московского университета А.И. Чивилёв, специалист по политической экономии. Русский и немецкий языки, историю и географию ему преподавал известный академик Я.П. Грот. Он первый привил Александру любовь к родной истории и культуре. Затем историю преподавал известный учёный С.М. Соловьёв. После этого любовь к родной истории сформировалась у цесаревича окончательно. Никто из предшественников Александра III не занимался столько изучением родной истории и родной культуры, сколько Александр III. Правоведение великому князю преподавал известный учёный, профессор гражданского права К.П. Победоносцев . После окончания преподавания курса К.П. Победоносцев был назначен обер-прокурором Синода. Тактику и военную историю Александру Александровичу преподавал капитан М.И. Драгомиров, впоследствии генерал и один из основоположников национальной военной теории. В общем, Александр Александрович получил фундаментальное образование.
В 1866 г. состоялось бракосочетание цесаревича с дочерью датского короля Дагмарой, наречённой в православии Марией Фёдоровной. Она вначале предназначалась первому сыну Александра II Николаю Александровичу. Смерть наследника потрясла его невесту Дагмару и его брата Александра. Но у смертного одра Николая оба встретили свою судьбу. Преклонение перед памятью Николая оба пронесут через всю свою жизнь и своего старшего сына назовут его именем.
Александр III был хорошо образованным, трудолюбивым, интеллигентным. Большой рост и богатырское здоровье позволяли ему ломать подковы. Его любимым кушаньем была гурьевская каша, любимым занятием - рыбалка. "Европа может подождать, пока русский император удит рыбу", - сказал он однажды, желая подчеркнуть вес и значимость России в мировой политике.
1 марта 1881 г. он вступил на престол. Ему досталось тяжёлое наследство. После всеобъемлющих реформ 60-70-х гг. и русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. финансы страны были расстроены, экономическое развитие замедлилось, в сельском хозяйстве наблюдался застой. Крестьянство повсеместно проявляло недовольство проведённой реформой, в обществе росла напряжённость, постоянно происходили убийства и покушения на жизнь государственных деятелей.
Но Александр III дела правления сразу взял в свою твёрдую руку.
2 марта 1881 г. он присягнул Государственному совету и заявил, что в политике будет следовать заветам отца. В 1881 г. ещё при Александре II министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов разработал проект введения представителей земских и городских учреждений в состав правительственных комиссий по разработке законопроектов. Этот проект сразу же при дворе стали называть "конституцией". Утром в день своей гибели Александр II в общем одобрил этот проект, и на 4 марта было назначено обсуждение этого проекта на заседании Совета министров. Из-за убийства императора заседание Совета министров было перенесено на 8 марта. Сразу же после гибели отца Александр III сказал М.Т. Лорис-Меликову: "Не изменяйте ничего в повелениях отца. Они будут его завещанием". Но 6 марта император получил письмо от обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, в котором тот призывал отказаться от либерального курса Александра II. "Это будет погибель и России, и ваша", - убеждал К.П. Победоносцев. Обер-прокурор Синода к этому времени стал главным советчиком Александра III. Его мнением царь дорожил.
8 марта 1881 г. состоялось заседание Совета министров под председательством Александра III, на котором обсуждался вопрос о дальнейшем направлении внутренней политики. М.Т. Лорис-Меликов настаивал на утверждении своего проекта. Его поддержали военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза. Их главным противником стал К.П. Победоносцев. Он призывал отказаться от политики либеральных реформ, утверждая, что Россия погибнет, как когда-то погибла великая Польша. Спасёт Россию только неограниченное самодержавие. Реформы и уступки только расшатывают государство. Проект министра внутренних дел - это попытка "устроить всероссийскую верховную говорильню". Депутаты не будут выражать мнение страны. Нужно не реформы проводить, а каяться, так как ещё не погребено тело либерально настроенного государя.
Речь обер-прокурора произвела сильное впечатление на присутствующих. Александр III начал колебаться. Проект М.Т. Лорис-Меликова был передан на рассмотрение в Особую комиссию, но та так ни разу и не собралась. Александр III колебался около месяца, затем встал на сторону К.П. Победоносцева. Все видные террористы "Народной воли", участвовавшие в убийстве Александра II, были арестованы. А затем по приговору суда в апреле 1881 г. повешены.
29 апреля 1881 г. Александр III выступил с манифестом "О незыблемости самодержавия", подготовленным К.П. Победоносцевым. (См. Дополнительный хрестоматийный материал) В манифесте говорилось о приверженности нового императора принципам неограниченного самодержавия, и были сформулированы основные принципы внутренней и внешней политики правительства. В области внутренней политики основным лозунгом стал "Россия для русских", во внешней политике император руководствовался принципом поддержания мира со всеми государствами.
На следующий день либерально настроенные М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза, Д.А. Милютин подали царю прошение об отставке. Отставка была принята. Вскоре царским манифестом был обновлён состав правительственных чиновников. В правительство пришли консервативно настроенные Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, Г.С. Строганов и другие. Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции.
Министром внутренних дел был назначен Н.П. Игнатьев, бывший до этого послом в Турции. Новый министр пытался сочетать полицейско-административные меры по искоренению "крамолы" с либеральным курсом М.Т. Лорис-Меликова. 14 августа 1881 г. им было издано "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Первоначально положение распространялось на территории 10 губерний полностью и 2 частично. Согласно этому постановлению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении. Губернаторы получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб., передавать дело на рассмотрение военного суда, конфисковать имущество. Была активизирована деятельность цензуры. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. В 1882 г. была создана межведомственная комиссия для выработки мер по усилению надзора за молодёжью. Вместе с тем были предприняты меры по улучшению экономического положения крестьян. В 1881 г. Н.П. Игнатьев поручил своему помощнику М.С. Каханову разработать реформу местного управления, направленную на расширение полномочий местных органов управления. Важным шагом в политическом преобразовании России Н.П. Игнатьев считал созыв совещательного Земского собора как исторически присущую России форму взаимодействия императора с народом. Втайне от К.П. Победоносцева Н.П. Игнатьев разработал проект созыва Земского собора и представил его императору. 27 мая 1882 г. Земский собор должен был открыться к коронации Александра III и продемонстрировать единение народа с императором. Однако проект Н.П. Игнатьева получил резкую оценку К.П. Победоносцева, а сам Н.П. Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку.
После этого внутренняя политика Александра III всё чётче становилась консервативно-охранительной. В 80-е - начале 90-х гг. в области просвещения, печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые ранее в научно - исследовательской и учебной литературе определяли не совсем удачно как "контрреформы". На самом деле, правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение характера и действия реформ 60-х - 70-х гг. Происходила корректировка либерального курса Александра II с учётом российских реалий.

Политика в области цензуры. После отставки Н.П. Игнатьева министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые "Временные правила о печати". Правительство создавало Особое совещание четырёх министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами. Отныне редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами. Любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либерально настроенные печатные издания. В частности, были закрыты "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Журнал "Дело" Н.В. Шелгунова, газеты "Голос", "Московский телеграф", "Земство", "Страна" сами прекратили свои издания. Правительство оказывало поддержку и субсидировало "правые" издания, в частности, газеты "Московские ведомости" М.Н. Каткова, "Гражданин" В.П. Мещерского.

Политика правительства в области просвещения. В 1884 г. был отменён либеральный университетский устав, допускавший выборность ректоров, деканов, профессоров и предоставлявший университетам автономию. Было введено назначение ректоров и профессоров министром просвещения. При назначении на должность большее внимание уделялось политической благонадёжности претендентов. Был организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная одежда. Для поступления в университет требовалась характеристика школы, а также свидетельство полиции о благонадёжности поступающего в университет. Плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год. В случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового. Из университетов был уволен целый ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи: юрист С.А. Муромцев, социолог М.М. Ковалевский, филолог Ф.Г. Мищенко, историк В.И. Семевский и др. В 1882 - 1883 гг. практически ликвидировалось высшее женское образование: были закрыты высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани. Деятельность возобновили только в 1889 г. Бестужевские женские курсы в Петербурге. Церковноприходские школы были переданы в ведение Синода. В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа "о кухаркиных детях". В циркуляре предписывалось не принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат". Резко повышалась плата за обучение в гимназиях. Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет.

Введение института земских начальников. Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках", по которому в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян - землевладельцев. Земский начальник наделялся самыми широкими правами и полностью контролировал жизнь вверенной ему деревни. Он мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли. Земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать. Постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию. Должность земских начальников вводилась с целью приблизить к народу правительственную власть.

Изменения в области местного управления и суда. В земских и городских органах местного самоуправления, созданных в результате реформ Александра II, вскоре - на рубеже 70-х - 80-х гг.- возобладали либеральные настроения. Земства в основном встали в оппозицию к правительству. Всё чаще земские деятели выступали с конституционными притязаниями. Правительство стало предпринимать меры к ограничению действия городской и земской реформ Александра II.
Правительство попыталось усилить роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию земств и поставить земства под жёсткий контроль правительства. В 1890 г. было утверждено новое "Положение о губернских и земских учреждениях". Оно сохраняло принцип сословности и выборности земств. Землевладельческая курия , по которой ранее баллотировались все землевладельцы, теперь становилась только курией дворян - землевладельцев. Для дворян снижался избирательный ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям - городской и сельской - уменьшалось. Крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд земских начальников. По утверждению этого съезда губернатор утверждал гласных. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие этого более половины городских жителей лишались права участвовать в выборах в земства. Вместе с тем правительство пошло на ограничение прав земств. Теперь деятельность земств была поставлена под жёсткий контроль местной администрации. Отныне губернатор мог отменить любое постановление земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности.
В 1892 г. было издано новое "Городовое положение", по которому ограничивались избирательные права городского населения. Был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы. Например, в Петербурге число избирателей сократилось с 21 тыс. до 6 тыс., в Москве с 23 до 7 тыс. В других городах число избирателей сократилось в 5 - 10 раз. Городские думы также были поставлены под контроль местного губернатора. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.
Частичным изменениям подверглось и судопроизводство. Уже в 1881 г. существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчётов о политических процессах. В 1887 г. был издан указ, согласно которому министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела. В 1889 г. был издан указ, по которому ограничивалась роль присяжных заседателей. Из их юрисдикции был изъят ряд дел, повышался ценз для присяжных.

Национальный вопрос. Национальная политика правительства была направлена на укрепление официального православия, на русификацию окраин и на стеснение в правах некоторых национальностей. Появился лозунг "Россия для русских и православных". На территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей, наиболее известные из них - Храм Воскресения Христова на месте гибели Александра II, храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве. В правление Александра III было закончено строительство Храма Христа Спасителя в память об избавлении России от наполеоновского нашествия. В религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков. Бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов. На востоке империи правительство всячески поощряло переход местного населения в православие.
Существенно были стеснены в правах евреи и поляки - католики. Ещё в XVIII в. для евреев была введена "черта оседлости" , в пределах которой им разрешено было проживание. Черта оседлости включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области. Это ограничение не распространялось на евреев-купцов 1 гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. В 1882 г. были изданы "Временные правила", согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых "чертой оседлости", им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества. В 1887 г. для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения - 3% в столицах, 5% - вне черты оседлости. С 1889 г. был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов).
Правительство проводило активную политику по "обрусению" Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений. Был предпринят ряд мер по дальнейшему интегрированию польской экономики в экономику России. Так, в 1885 г. Польский банк был преобразован в Варшавскую контору Петербургского банка. Польская монета прекратила своё хождение. В Западном крае стала проводиться поддержка русских землевладельцев. Дворянский земельный банк в Западном крае предоставлял кредиты только русским землевладельцам.
Русификация проводилась на территориях, где проживало родственное русским население. Так, на Украине в 1881 г. было подтверждено ограничение 1875 г., запрещавшее на Украине издание книг на украинском языке. В результате центр украинофильского движения переместился в Галицию, входившую в состав Австро-Венгрии. Это привело к усилению на Украине антирусских настроений.
В Прибалтике правительство вело "борьбу с германизацией". Три прибалтийские губернии - Эстляндия, Лифляндия, Курляндия - жили обособленной от остальной территории империи жизнью. Земля здесь в основном принадлежала "остзейским немцам" - потомкам знатных немецких и шведско-датских родов. Они занимали все важные посты в местной администрации, немецкий язык господствовал в учебных заведениях, судах. Православные платили сборы в пользу лютеранских церквей и лютеранского духовенства. Исторически в Прибалтике сложилось противостояние между "остзейскими немцами" и остальным латышским и эстонским населением. От этого "немецкого" засилья страдало не только русское, но и местное население. Правительство стало переводить учебные заведения, судебную систему, местные органы управления на русский язык. В 1887 г. было введено преподавание на русском языке во всех высших учебных заведениях. Это встречало одобрение местного населения.
В то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 г. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет. Государственным языком, по-прежнему, оставался шведский язык, хотя на нём говорило только 5% населения, и финский. С 1890 г. правительство стало предпринимать меры для более тесного единения Финляндии с Россией. В 1890 г. был издан манифест, согласно которому российская монета вводилась на почтах и железных дорогах. При Николае II финляндское войско было упразднено.

Экономическая политика правительства. В 80-е гг. XIX вв. России начался спад экономического роста. Поэтому с самого начала правления Александр III поставил перед правительством задачу - вывести российскую экономику из кризисного состояния.
Для стимулирования экономического роста решено было привлечь научные силы страны. На ключевые должности в правительстве были назначены выдающие финансисты, экономисты, юристы, историки, правоведы, математики, статисты.

Финансы. В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х. Бунге . Финансы страны находились в расстроенном состоянии. На 1 января 1881 г. государственный долг составлял 6 млрд. руб. Н.Х. Бунге решил оздоровить финансы страны путём реформирования системы сбора налогов. В 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог). Вместо неё в 1881 - 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть. Были увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта. С 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины. Это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов. Правительство отказалось от прямого финансирования большинства предприятий, число опекаемых предприятий резко сократилось. Правительство продолжало поддерживать стратегически важные производства - горные и оружейные заводы, паровозостроение. Правительство усиливало государственный контроль над оборотами железных дорог для прекращения крупных спекуляций, выкупало наименее доходные частные железные дороги. По инициативе Н.Х. Бунге начал издаваться "Вестник финансов, промышленности и торговли", где впервые начались публикации государственного бюджета. Н.Х. Бунге выступал против льгот поместному дворянству, был сторонником частного капитала, выступал за сокращение вооружённых сил. Его деятельность на посту министра финансов встречала противодействие К.П. Победоносцева, подвергалась резкой критике на страницах консервативных изданий - "Московских ведомостей" и "Гражданина". Меры Н.Х. Бунге не ликвидировали дефицит государственного бюджета и инфляцию.1 января 1887 г. Н.Х. Бунге был уволен.
Министром финансов стал крупнейший учёный - математик, предприниматель И.А. Вышнеградский. Он энергично принялся ликвидировать дефицит бюджета, но идя на жёсткие меры по отношению к народным массам. Были резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые. Также резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз. Усилилось протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3. Был значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров. Правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железнодорожных компаний. Ещё активнее государство скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог. Благодаря этим мерам, железные дороги страны стали представлять собой единый организм. И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн. руб. В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте .

Развитие российской промышленности. Правительство предприняло важные меры для привлечения отечественного капитала в промышленность. В 90-е гг. начинается заметное оживление всех отраслей экономики, особенно металлургической, машиностроительной, химической, текстильной, пищевой. Бурно развивались отрасли промышленности, связанные с новыми видами топлива - углём и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было 2 металлургических завода, в 1887 г. их стало уже 17. Бурный рост переживала нефтяная промышленность на Кавказе. В 1900 г. Россия занимала первое место в мире по нефтедобыче - 600 млн. пудов. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения, переработки нефти и нефтепродуктов, пользующихся всё большим спросом во всём мире. В Закавказье успешно развивалась и горная промышленность. На предприятиях, созданных в 90-е гг., внедрялись формы крупного производства, передовая техника, новейшие технологии.
В правление Александра III уделялось большое внимание развитию транспорта, особенно железнодорожного. С 1880 по 1888 гг. была сооружена Закаспийская железная дорога , связавшая Среднюю Азию с берегом Каспийского моря. В 1891 г. началось строительство Сибирской железной дороги , связавшей центр России с Дальним Востоком. Закладку Уссурийского участка этого пути в 1891 г. во Владивостоке совершил наследник престола Николай Александрович. В 90-е гг. была введена в строй Закавказская железная дорога , связавшая Баку, Тифлис, Эривань c городами Центральной России. Если в 60-е гг. XIX в. протяжённость железных дорог в России составляла 2 тыс. вёрст, то к концу XIX в. - 53 тыс. вёрст.
Новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос. В правление Александра III было положено начало рабочему законодательству. Так, рабочий день малолетних детей от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами, труд детей до 12 лет вообще запрещался. Был принят закон о штрафах, о фабричной инспекции. Штрафы регламентировались и не могли превышать 1/3 зарплаты, причём штрафные деньги должны были расходоваться на нужды рабочих. Российское рабочее законодательство вскоре опередило западноевропейское.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики. Эволюция капиталистических отношений в сельском хозяйстве происходила очень медленно.
После реформы 1861 г. положение многих помещичьих хозяйств ухудшилось. Часть помещиков не смогла приспособиться к новым условиям и разорилась. Другая - вела хозяйство по-старинке. Правительство было обеспокоено этим положением и стало предпринимать меры для поддержания помещичьих хозяйств. В 1885 г. был создан Дворянский банк. Он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66,5 лет из расчёта 4,5% годовых. В целях обеспечения помещичьих хозяйств рабочей силой в 1886 г. были установлены строгие наказания за уход батраков от помещика раньше намеченного срока.
Ухудшалось положение значительного числа крестьянских хозяйств. До реформы крестьяне были на попечении помещика, после реформы оказались предоставленными сами себе. У основной массы крестьянства не было ни денег на приобретение земли, ни агрономических знаний для развития своих хозяйств. Задолженности крестьян по выкупным платежам росли. Крестьяне разорялись, продавали землю и уходили в города.
Правительство предпринимало меры к снижению налогообложения крестьянства. В 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю и прощены крестьянам накопившиеся по выкупным платежам недоимки. В этом же году все временнообязанные крестьяне переводились на обязательный выкуп. В деревне главной проблемой для правительства всё более становилась крестьянская община. Она сдерживала развитие капитализма в сельском хозяйстве. В правительстве были как сторонники, так и противники дальнейшего сохранения общины. В 1893 г. был принят закон о пресечении постоянных переделов земли в общинах, так как это вело к росту напряжённости в деревне. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй.

  • Благодаря этим и другим мерам в сельском хозяйстве появились новые черты. В 80-е гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным регионам:
    • хозяйства в польских и прибалтийских губерниях перешли на производство технических культур и производство молока;
    • центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье;
    • животноводство получило развитие в Тульской, Рязанской, Орловской и Нижегородской губерниях.

В стране преобладало зерновое хозяйство. С 1861 по 1891 гг. посевные площади увеличились на 25%. Но сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивными методами - за счёт распашки новых земель. Урожайность повышалась очень медленно, подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми методами, не применяя передовых технологий: улучшенные сорта, удобрения, современную технику. Стихийные бедствия - засуха, продолжительные дожди, заморозки - продолжали приводить к страшным последствиям. Так, вследствие голода 1891 - 1892 гг. умерло свыше 600 тыс. чел.

Развитие науки. В правление Александра III наблюдается дальнейшее развитие российской науки. Личная заслуга императора была в этом весьма значительна. Активно развивалось краеведение. В естественных, технических, математических науках формируются оригинальные школы. Мировую известность получает геолого-географическая, минералогическая, почвоведческая школа В.В. Докучаева. В 1882 г. Александр III издал указ об открытии в Сибири первого университета в г. Томске. Никто из русских правителей не придавал столько значения развитию исторической науки, сколько Александр III. Он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем. Император был знатоком русской археологии. Он поощрял издание Русского Биографического Словаря, труды по изучению памятников отечественной истории, научные изыскания отдельных исследователей.

Внешняя политика. Главой министерства иностранных дел стал Н.К. Гирс . Во главе многих подразделений министерства и в русских посольствах ведущих стран мира оставались опытные дипломаты горчаковской школы.

  • Основные направления внешней политики Александра III:
    • укрепление влияния на Балканах;
    • поиск союзников;
    • установление границ на юге Средней Азии;
    • закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

1. Политика России на Балканах. После Берлинского конгресса на Балканах значительно укрепила своё влияние Австро-Венгрия. Оккупировав Боснию и Герцоговину, она стала стремиться распространить своё влияние и на другие балканские страны. Австро-Венгрию в её устремлениях поддерживала Германия. Австро-Венгрия стала пытаться ослабить влияние России на Балканах. Центром борьбы Австро-Венгрии и России стала Болгария.
В результате русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. после пятивекового турецкого ига Болгария в 1879 г. обрела свою государственность. В Петербурге для Болгарии была разработана конституция. В духе времени Болгария стала конституционной монархией. По конституции власть правителя Болгарии несколько ограничивалась, зато более широкими полномочиями наделялся глава правительства. Но болгарский престол был вакантным. По Берлинскому договору 1878 г. претендент на болгарский престол должен был получить одобрение русского царя. По рекомендации Александра II князем Болгарии в 1879 г. стал 22 - летний гессенский принц А. Баттенберг, племянник императрицы Марии Александровны. Россия рассчитывала, что Болгария станет её союзницей. Вначале болгарский князь проводил дружественную России политику. Во главе болгарского правительства он поставил Л.Н. Соболева, на все важные министерские посты назначил русских военных. Русские офицеры и генералы стали активно создавать болгарскую армию. Затем болгарский князь попал под австрийское влияние. В мае 1881 г. А. Баттенберг совершил государственный переворот: отменил конституцию и сделался неограниченным правителем. Болгарский князь не считался с русофильскими настроениями народных масс Болгарии и стал проводить проавстрийскую политику. Чтобы удержать Болгарию под своим влиянием, Александр III принудил А. Баттенберга восстановить конституцию. А. Баттенберг после этого сделался непримиримым врагом России.
Австро-Венгрия не оставила намерений вывести Болгарию из-под влияния России и стала подстрекать сербского короля Милана Обреновича начать войну против Болгарии. В 1885 г. Сербия объявила Болгарии войну, но болгарская армия разбила сербов и вступила на территорию Сербии.
К этому времени в Восточной Румелии (Южная Болгария в составе Турции) вспыхнуло восстание против турецкого владычества. Турецкие чиновники были изгнаны из Восточной Румелии. Было объявлено о присоединении Восточной Румелии к Болгарии.
Объединение Болгарии вызвало острый балканский кризис . Война между Болгарией и Турцией с вовлечением в неё России и других стран могла вспыхнуть в любой момент. Александр III был разгневан. Объединение Болгарии произошло без ведома России, это вело к осложнению отношений России с Турцией и Австро-Венгрией. Россия понесла тяжелейшие людские потери в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. и к новой войне была не готова. И Александр III впервые отступил от традиций солидарности с балканскими народами: он выступил за неукоснительное соблюдение статей Берлинского договора. Александр III предложил Болгарии самой решать свои внешнеполитические проблемы, отозвал русских офицеров и генералов, не стал вмешиваться в болгаро-турецкие дела. Тем не менее русский посол в Турции объявил султану, что Россия не допустит турецкого вторжения в Восточную Румелию.
На Балканах Россия из противницы Турции превратилась в её фактическую союзницу. Позиции России были подорваны в Болгарии, а также в Сербии и Румынии. В 1886 г. дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны. Александр Баттенберг был вынужден отречься от престола. В 1887 г. новым болгарским князем стал Фердинанд I, принц Кобургский, состоявший до этого офицером на австрийской службе. Новый болгарский князь понимал, что он правитель православной страны. Он старался считаться с глубокими русофильскими настроениями широких народных масс и даже в крёстные отцы своему наследнику сыну Борису в 1894 г. избрал русского царя Николая II. Но бывший офицер австрийской армии так и не смог преодолеть по отношению к России "чувство непреодолимой антипатии и известного страха". Отношения России с Болгарией оставались натянутыми.
2. Поиски союзников. В 80-е гг. осложняются отношения России с Англией. Столкновение интересов двух европейских государств происходит на Балканах, в Турции, Средней Азии. В то же время осложняются отношения Германии и Франции. Оба государства находились на грани войны друг с другом. В этой ситуации и Германия, и Франция стали искать союза с Россией на случай войны друг с другом. В 1881 г. германский канцлер О. Бисмарк предложил России и Австро-Венгрии возобновить на шесть лет действие "Союза трёх императоров". Суть этого союза заключалась в том, что три государства обязались соблюдать решения Берлинского конгресса, не изменять без согласия друг друга положение на Балканах и соблюдать нейтралитет по отношению друг к другу на случай войны. Следует отметить, что эффективность этого союза для России была незначительной. В то же время О. Бисмарк втайне от России в 1882 г. заключил Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) против России и Франции, который предусматривал оказание странами-участницами военной помощи друг другу на случай военных действий с Россией или Францией. Заключение Тройственного союза не осталось тайной для Александра III. Русский царь стал искать других союзников.
В 1887 г. отношения между Германией и Францией обострились до предела. Но Александр III не поддержал агрессивные устремления Германии в отношении Франции. Используя родственные связи, он напрямую обратился к германскому императору Вильгельму I и удержал его от нападения на Францию. Но война Германии с Францией с целью полного разгрома последней была в планах канцлера О. Бисмарка. Из-за русских сорвались его планы. Тогда О. Бисмарк решил наказать Россию и предпринял против неё меры экономического характера. Ухудшение отношений нашло отражение в "таможенной войне". В 1887 г. Германия не предоставила России займа и повысила пошлины на русский хлеб, в то же время она создала благоприятные условия для ввоза в Германию американского зерна. В России были повышены пошлины на ввозимые немецкие товары: железо, уголь, аммиак, сталь.
В этой ситуации началось сближение России и Франции, что было для Франции единственным путём избежать войны с Германией. В 1887 г. французское правительство предоставило России крупные кредиты. Летом 1891 г. французская эскадра прибыла в Кронштадт с "визитом дружбы". Французских моряков встречал сам Александр III. В 1893 г. в Тулоне французы принимали русских моряков. В 1891 г. были согласованы действия России и Франции на случай военной угрозы для одной из сторон, а через год была подписана секретная военная конвенция. Русско-французский союз стал противовесом Тройственному союзу, заключённому Германией, Австро-Венгрией и Италией.

Среднеазиатская политика. В Средней Азии после присоединения Казахстана, Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства продолжалось присоединение туркменских племён. В правление Александра III территория Российской империи увеличилась на 430 тыс. кв. км. На этом расширение границ Российской империи закончилось. России удалось избежать военного столкновения с Англией. В 1885 г. было подписано соглашение о создании русско-английских военных комиссий для определения окончательных границ России и Афганистана.

Дальневосточное направление. В конце XIX в. на Дальнем Востоке быстро усиливалась экспансия Японии. Япония до 60-х гг. XIX в. была феодальной страной, но в 1867 - 1868 гг. там произошла буржуазная революция, и японская экономика стала динамично развиваться. С помощью Германии Япония создала современную армию, при помощи Англии и США активно строила свой флот. В то же время Япония проводила на Дальнем Востоке агрессивную политику. В 1876 г. японцы приступили к захватам в Корее. В 1894 г. между Японией и Китаем началась война из-за Кореи, в которой Китай потерпел поражение. Корея становилась зависимой от Японии, к Японии отходил Ляодунский полуостров. Затем Япония захватила Тайвань (китайский остров) и острова Пэнхуледао. Китай выплачивал огромную контрибуцию, японцы получили право свободного плавания по главной китайской реке Янцзы. Но Россия, Германия и Франция заявили официальный протест и заставили Японию отказаться от Ляодунского полуострова. По соглашению с Россией Япония получала право держать войска в Корее. Соперницей Японии на Дальнем Востоке становилась Россия. Война России с Японией становилась неизбежной. Из-за отсутствия дорог, слабости военных сил на Дальнем Востоке Россия была не готова к военным столкновениям и старалась их избегать.
В 80-90-е гг.XIX, несмотря на ослабление влияния на Балканах, России удавалось сохранять статус великой державы. В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание европейского мира Александр III получил название Миротворца .

Период правления Александра 3 отмечен серией реакционных преобразований (контрреформ), направленных на пересмотр сложившейся системы.

Реакционная концепция контрреформ состояла из традиционных догм: божественного происхождения самодержавия, полная централизация власти, осуждение городского и земского самоуправления.

Аграрная политика. Характеризуется усилением административного произвола. 1891-1892 - деревню постиг голод, чиновники старательно скрывали его масштабы и тем самым усугубляли положение. Все старания государства были направлены на сохранение патриархальности. Одним из центральных вопросов был вопрос о крестьянской общине. Ее основу составляла общинная собственность на землю. 1893 г. - правительство приняло закон об ограничении прав общины на переделы земли и закрепление наделов за крестьянами. Также был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивший залог и продажу крестьянских земель, что закрепляло малоземелье крестьян. Государство также сдерживало переселение крестьян в районы нового освоения ради поддержания интересов помещиков и поддержания принципа патриархальности.

Административные реформы. 1889 г. - закон о земских участковых начальниках. В 40 губерниях создавалось более 2000 участков с чиновниками, контролировавшими деятельность земств. Начальники назначались обычно из дворян. 1890 г. - “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. В нем усиливались элементы сословности. Привилегированное положение для дворян, имущественный ценз для них снижался, крестьянская курия практически лишалась самостоятельности, так как все кандидатуры проходили утверждение у губернатора. Правительство также решило ограничить влияние городских владельцев в органах самоуправления. 1892 - царизм создал новое городовое положение. Все преобразования сводились к ограничениям: уменьшалось число избирателей, официально закреплялась практика вмешательства администрации в дела самоуправления.

Для периода правления Александра 3 также характерно усиление полицейского режима. 1881 г. - закон “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общечеловеческого спокойствия”. Он принимался как чрезвычайная мера сроком на 3 года, но впоследствии всякий раз возобновлялся вплоть до 1917. Основной метод в борьбе за спокойствие был неусыпный полицейский надзор. В том же году было введено положение, по которому ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, а с 1887 министр юстиции имел право закрывать двери заседаний любого суда. 1882 - “Временные правила” о печати, которые усиливали репрессивные меры против печати. Были закрыты многие прогрессивные печатные издания.

  • 1884 - новый университетский устав. Была фактически уничтожена автономия университетов, ученые советы и факультеты были сильно урезаны в правах. Был уничтожен университетский суд, повышена плата за обучение.
  • 1887 - был издан циркуляр, именуемый циркуляром “о кухаркиных детях”, по которому ограничивалось поступление непривилегированных детей в гимназии. Одновременно усилилось влияние церкви на начальную школу.

Экономическая политика. Бурное экономическое развитие 70-х годов сменилось резким замедлением темпов роста в 80-х г. Причины: Русско-турецкая война 1877-1878, угнетенное состояние крестьянства, нерациональное налогообложение, малая покупательная способность простых людей, неблагоприятное состояние мирового рынка, особенно понижение цен на зерно.

В 80-х - начале 90-х годов правительство придерживалось ориентации на ускорение экономического развития. 1881 - был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и сложении недоимок по этим платежам за предыдущие годы. С 1886 - все бывшие государственные крестьяне переводились на выкуп. 1884 - 1887 - процесс отмены подушной подати. Это создало возможность для развития других форм налогообложения: вводятся и увеличиваются акцизные сборы на спирт, табак, сахар, нефть. Облагаются новыми налогами городская недвижимость, торговля, промыслы и тд. Повышаются торговые пошлины.

В условиях спада революционной активности правительство сокращает численность армии.

1885 - учрежден Дворянский банк для предоставления кредита под залог родовых имений. 1882 - учрежден Крестьянский банк. Срок ссуды был меньше и соответственно процент был выше. К тому же ссуду могли получить только зажиточные крестьяне. Таким образом, прослеживается дворянская направленность и в экономической сфере.

1. Какая система центральных органов власти была введена при Александре I?

Возглавлял всю систему власти император. С 1801 Непременный Совет, из 12 членов-сов. орган при императоре. В 1810 вместо него создан ГосСовет-законосовещательный орган при императоре. Он разрабатывал проекты законов, кот. утверждал царь. Члены Совета назначались императором. он был председателем Совета. Сенат стал высшим судебным органом гос-ва. В 1802 вместо коллегий создаются министерства. Они обладали большей оперативностью в делах управления. В них усиливается персональная ответственность. Кабинет министров - высшее административное учреждение. В 1812 создается Комитет министров. В него входили министры, председатель департаментов ГосСовета и Гос.секретарь.

2. Каковы значение и последствия Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии?

Во-первых, повысился авторитет России после победы над Наполеоном. Во-вторых, победа в Отечественной войне оказала огромное воздействие и на жизнь внутри страны: на все стороны политической, социальной и культурной жизни, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой мысли в России. Декабристы считали себя детьми Отечественной войны.

После победы над Францией в Европе был создан Священный союз. Целью было сохранение установленной системы границ, укрепление прежних феодальных династий, подавление революционных и национально-освободительных движений.

3. Дайте характеристику царствования Николая 1. (апогей самодержавия)

Николай 1 был напуган восстанием 1825 года, с которого началось его правление, поэтому все годы его правления были годами реакции на произошедшее. Правление Николая 1 иногда называют “железной зимой”. Правительство боролось с оппозицией. Николай 1 стремился создать себе поддержку в лице бюрократии и желал ограничить дворянские привилегии.

  • 4. В чем суть земского и городского самоуправления, установленного по реформе 1860-70-х годов 19 в.
  • 1864 г.- земская реформа. Земские учреждения состояли из распорядительных органов - уездных и губернских собраний и исполнительных - уездных и земских управ. Члены земских собраний - гласные - избирались на трех избирательных съездах: землевладельцев, городских избирателей и выборных крестьян. В первых двух куриях выборы были прямыми на основании имущественного ценза. В третьей курии выборы были многостепенными и включали не только крестьян, но также тех, кто не подходил по имущественному цензу к первым двум куриям.

Деятельность земств распространялась на хозяйственные и социальные вопросы местного значения. Политических функций земства были лишены. Материальной основой земств служили сборы с населения и торгово-промышленных учреждений.

Земскую реформу дополнило “Городское положение” 1870. В городах устанавливались органы самоуправления подобные земствам. Сословно-бюрократические органы управления заменялись новыми, основанными на принципе имущественного ценза.

5. Дайте характеристику охранительства.

Охранительство, или консерватизм. Это направление стало официальным с 1840-х годов и получило название теории официальной народности (самодержавие, православие, народность). Приверженцев этого течения объединяло убеждение в том, что дальнейшая европеизация русского народа разрушительна для России. Необходимо было сохранить в русском народе важнейшие национальные основы - православную веру, самобытные политическую и экономическую системы, не допустить революции.

Народники - Бакунин, Лавров, Ткачев. В основе их революционных исканий лежало убеждение, что вся интеллигенция виновата перед народом и должна уплатить свой долг. Народническая интеллигенция ощутила отрыв от народа и стремилась его сократить путем хождения в народ.

  • 1. Годы царст. А I и Н I. (1801-25), (1825-55)
  • 2. “Указ о вольных хлебопашцах” 20 февр. 1803 г.
  • 3. Годы царствования Александра II и Александра III. (1855-1881), (1881-1894)
  • 4. Годы Крымской (Восточной) войны - (1853-1856)
  • 5. Государственный банк в России был учрежден в 1860г., заменил убыточные Заемный и Коммерч. банки.
  • 6. Когда в России была отменена подушная подать? 1887 год

Персоналии

  • 1. Михаил Мих. Сперанский - ближайший советник Александра I; автор плана либер. преобразований; инициатор создания Государственного совета и его секретарь; автор 1-ого проекта введения в Р конституционной монархии. Создатель свода законов Р-й Империи, и свода действующих законов. Был приближен А I, но затем сослан, обвинен в предательстве. Сумел опять возвыситься и заработал титул графа.
  • 2. Систему серебряного монометаллизма ввел в России мин. финансов Евг. Францевич Канкрин (37-43 гг - фин. реформа).
  • 3 Золотой рубль в России ввел министр финансов Сер. Юр. Витте в 1897 г. (1892-03)
  • 4. Западники: Белинский, Герцен, Грановский; Аненков, Чаадаев, Чичерин, Огарев

Славянофилы: бр. Киреевские, бр. Аксаковы, Хомяков, Языков, Самарин. 40-ых гг. XIX в.

  • 5. Первые русские марксисты: Плеханов, Игнатов, Аксельрод, Засулич.
  • 6. Михаил Лорис-Меликов - граф,боевой генерал, предс. верховной распорядительной комиссии, в 1880-1881 - министр внутренних дел. Проводил политику жестоких подавлений революционных выступлений с привлечением на сторону власти либеральную общественность.

Термины

  • 1. Охранительство - официальная идеология самодержавия: - самодержавие - наиболее рациональная форма в России; - православие - ед. форма духовной жизни; -народность - народ и царь едины, все нас. страны едино.Уваров С.С. (мин.просв.)40-е гг. - Победоносцев, Леонтьев, Данилевский.
  • 2. Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно -политическое движение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод капиталистического предпринимательства. - за бурж. демократию - полит. свободы 1)против революции как средства разрешения противоречий общества 2)общественный прогресс осуществляется путем непрерывного реформирования общества 3)за поиск компромиссов в обществе, за согласов. интересов различных классов и соц. групп
  • 3. Индивидуальный террор Тактика народовольцев, затем эсеров, предполагавшая убийство представителей высшей царской администрации и самого царя с целью дестабилизировать общество и вызвать народную революцию.
  • 4. Разночинцы - в конце XVIII - XIX веках межсословная категория населения, выходцы из разных сословий, юридически не оформленная категория населения, занимавшаяся в основном умственным трудом. Являлись носителями бурж.-дем. и рев.-дем. идеологий. Представители русского общества, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней соц. среды (мещанство, купечество, духовенство, крестьянство, мелкое чиновничество, обедневшее дворянство) В 40-50 годы они оказали значит. влияние на развитие общественной жизни. Это было началом формирования российской интеллигенции.

Чернышевский Н. П.; Добролюбов Н. А., Писарев Д.М., Белинский.

  • 5. Надельное землевладение - земли, которые получили крестьяне после отмены крепостного права в 1861, надельные земли могли передаваться по наследству, но не подлежали продаже.
  • 6. Бюрократия - буквально господство канцелярии: Система управления, осуществляемая с помощью особого аппарата, оторванного он народа и стоящего над ним, наделенного специфическими функциями и привилегиями.+Слой людей,

связанных с этой системой. Неподконтролен общ-ву, живет за его счет, коррупция - Вырос в 19 в. при Н1.

  • 7. Радикализм - идеологическое движение, которое предполагает коренные, решительные меры.
  • 8. Монометаллизм - ден. с-ма, при которой один металл выступает как всеобщий эквивалент и основа денежного обращения.

39. Внутренняя политика России в правление Александра 3.

1 марта 1881 г. Александр II взрывом бомбы был убит террориста­ми «Народной воли». На Российский престол вступил Александр III (1881-1894). Наследником престола он стал после смерти в 1865 г. своего старшего брата Николая. Александр III получил хорошее об­разование. Большое влияние на него оказывал профессор права Мос­ковского университета К. П. Победоносцев (1827-1907), преподавав­ший ему законоведение и фактически являвшийся его главным «вос­питателем» и наставником.

Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со стороны террористов, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной. Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова. На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку. Подавление не только революционного, но и либераль­но-оппозиционного движения он поставил в качестве одной из глав­ных задач своего царствования. Во внешнеполитических делах Алек­сандр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в офици­альной историографии его именовали «царем-миротворцем». Внутриполитический курс Александра III выразился в проведе­нии мер, направленных на ограничение действий реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформ». Вдохновителями этого курса явились обер-прокурор Св. Синода (с 1880 г.) К. П. По­бедоносцев и редактор «Московских ведомостей» М. Н. Катков.

Первыми жертвами этой политики стали печать и школа. В 1882 г. были изданы новые «Временные правила о печати», уста­навливавшие строгий надзор за газетами и журналами. В силу этих «правил» в 1883-1884 гг. прекратили свое существование все ради­кальные и многие либеральные журналы. Новый университетский устав 1884 г. фактически ликвидировал автономию университетов, восстановленную уставом 1863 г. В 1887 г. министр народного про­свещения И. Д. Делянов издал позорный циркуляр, в котором откры­то говорилось о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». (Его на­звали «циркуляром о кухаркиных детях».)

Алекс. 3 шёл по пути усиления дворян, поддержание патриархального строя в деревне. Это было связано с назначением на пост министра МВД – Толстого. В 1885г.-создан Дворянский банк. В кот. Помещики получали льготный кредит, под залог имений. Допускался перезалог. Неуплаченные проценты списывались часто. Правительство таким способом субсидировала помещиков. В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальни­ках». В 40 губерниях России создавалось 2200 «земских участков», во главе которых были поставлены земские начальники - исключитель­но из местных потомственных дворян. Этот закон преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими

в результате реформы 1861 г. Прерогативы земского начальника были очень широки. Он осуществлял административные и полицейские функции в деревне: надзор и контроль над выборными крестьянски­ми сельскими и волостными учреждениями, вмешивался в решения

волостного суда, отстранял от должности сельских старост и волост­ных старшин, если они оказывались для него неугодными. Он могподвергать телесным наказаниям, аресту, содержанию в «холодной», а также штрафовать любого крестьянина, отменять постановления сельских и волостных сходов. Его решения считались окончательны­ми и не подлежащими обжалованию, что обеспечивало ему полную бесконтрольность действий. В этот же год принят рад жёстких законов, которые затруднили семейные разделы, выход из общины отдельных крестьян, всё это было направлено на сохранения патриархальных порядков и контроля.

Затем последовали контрреформы местного управления. 12 июня 1890 г. было издано новое «Положение о губернских и уездных зем­ских учреждениях», направленное на усиление в земствах дворянско­го элемента(имущественный ценз понижен), для горожан повышен, и резкое сокращение представительства от крестьян. Крестьянские гластные стали назначаться губернатором. Зество т.о. стало сословным. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними усиливался. Был упразднен мировой суд (восста­новлен лишь в 1912 г.), и его функции переданы земским начальни­кам. По новому «Городовому положению» 11 июня 1892 г. ограничи­вались права городского населения путем повышения имущественно­го ценза для избирателей. Число избирателей сократилось до такой степени, что, например, в Москве и Петербурге правом участия в вы­борах в городские думы могли воспользоваться лишь 0,7% жителей. Усиливались административная опека и вмешательство властей в дела городского самоуправления.

И тем не менее правление Александра III не ограничивалось про­ведением «контрреформ». Без изменений продолжали действовать судебные уставы - одна из важнейших реформ 60-х гг. Были сделаны послабления крестьянству и рабочим. 8 декабря 1881 г. изданы два указа: по первому указу все остававшиеся на временном положении бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, а выкупные платежи со всех крестьян понижались на 16%. Закон 18 мая 1886 г. отменял подушную подать, введенную еще Петром I. В 1882 г, был учрежден Крестьянский поземельный банк, облегчав­ший приобретение земли крестьянами. Под влиянием Морозове кой стачки 1885 г- издан закон 3 июня 1886 г. о введении фабрично-заво­дской инспекции и ограничен произвол фабрикантов при взыскании штрафов,

в царствование Александра III значительны были успехи в эко­номическом развитии страны; в хозяйственном освоении новых тер­риторий, железнодорожном строительстве, быстром росте фабрич­но-заводской промышленности, Существенно укрепились Финансы страны, и были сосланы условии для введения в обращение золотого рубля.утратившими силу.

Статьи по теме