Святитель василий рязанский, чудотворец. Епископы Муромские и Рязанские

С вятитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершал в Муроме. Там он принял монашество и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромской и Рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив».

Об избрании святого Василия во епископа предание, сохранившееся в письменных источниках, повествует следующее: «По преставлении благоверного князя Константина с чады его, многим летом минувшим, и по запустении града (Мурома) от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благоверныя княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим, прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и боляре его и вси купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий Ярославич первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев такожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв высокий святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашествием собирал в единое стадо, изнемогавших укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах.

Однако, как повествует житие, по проискам врага рода человеческого святителя Божия оболгали, он был заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Василий просил их: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня». Кротость святителя смягчила жестокие сердца, и народ разошелся по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме: совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Господь совершил это чудо, чтобы явить людям невинность святителя. Пораженные чудом, муромцы раскаялись и со слезами просили святителя вернуться. Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока».

Предание повествует, что жители Старой Рязани перед самым появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыка грядет, сретайте его». Тогда весь народ поспешил на берег Оки и, увидев архипастыря, плывущего на мантии, принял его с великой радостью. Великий князь Рязанский Олег «срети его со кресты».

Недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарованного им святителя. В 1288 году, во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены. Святитель Василий под покровом Муромской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее притоку Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле Рязанском (нынешняя Рязань, в отличие от Старой Рязани). Там он основал новую епископию, и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с того времени стала соборной. 3 июля 1295 года (по рукописным святцам, в 1292 г.) святитель Василий отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе. При перестройках собора могила оказалась снаружи храма.

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святителя Василия. 10 июня 1609 года при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605-1617) состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяславля Рязанского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522- 1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю.

С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику».

В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве; 1876-1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля-день блаженной кончины и 10 июня-день перенесения его святых мощей.

В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.

Святитель Василий, епископ Рязанский

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, - от кого и где родился, - никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, - примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго - диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни Святителя Божия. Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях. Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома. Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам. Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром - Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери - кормилом. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновении ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом. Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения - это нынешняя Рязань. Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского - одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим - дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года. По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом свт. Василия, а в 1783 году украшена Преосвященным Симоном.

На месте обретения св. мощей свт. Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834 году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым - «по тайной внушению ему свыше» - воздвигнут чугунный памятник.

Святой Василий в середине 13 века начал своё служение в древнем городе Муроме, который в то время входил в Муромско-Рязанское княжество. До нас не дошли сведения, из какой семьи происходил Василий, где учился и когда занял епископскую кафедру. Известно только, при каких обстоятельствах епископ Василий вынужден был покинуть Муром. Согласно легенде, дьявол начал строить козни против Василия, принимая облик девушки, которая приходила по ночам в его покои.

Святой Василий в середине 13 века начал своё служение в древнем городе Муроме, который в то время входил в Муромско-Рязанское княжество. До нас не дошли сведения, из какой семьи происходил Василий, где учился и когда занял епископскую кафедру. Известно только, при каких обстоятельствах епископ Василий вынужден был покинуть Муром. Согласно легенде, дьявол начал строить козни против Василия, принимая облик девушки, которая приходила по ночам в его покои. И народ и бояре не раз видели это и обвинили епископа в распутстве. Вскоре было решено наказать Василия своей, народной властью, без вмешательства высшего церковного суда. В один воскресный день народ собрался около дома, где проживал Василий, и вдруг все увидели некую девицу, которая спешно поднималась по ступенькам, ведущим в келью епископа. Возмущенные люди начали выкрикивать, что непозволительно епископу принимать у себя всяких девиц. На что святой Василий отвечал: «Неповинен я этому блудному делу, всё это дьявольские происки с целью опорочить моё доброе имя».

Но народ ему не поверил, крики нарастали всё сильнее, и вскоре поднялся настоящий мятеж. Из толпы были слышны голоса, призывающие убить епископа Василия за блуд и недостойное поведение. Тогда Василий обратился к людям с просьбой дать ему несколько часов на сборы, чтобы уехать из города. Народ внял просьбе владыки и разошелся по домам. Тотчас же Василий направился в главный храм Мурома во имя Благовещения Богородицы, где начал молиться перед образом Богородицы. Затем он взял в руки икону Богоматери и пошел из церкви на реку Оку, на высоком берегу которой стоял храм. Народ и вельможи, видя это, хотели дать епископу судно, чтобы он мог на нём отплыть куда-нибудь из Мурома. Но Василию не понадобилась услуга оскорбившей его паствы. Он встал на берегу Оки с иконой в руках, затем снял с себя мантию, простёр её по воде и вступил на мантию, держа святую икону. И сразу же течение понесло святого по реке против течения.

Увидев такое чудо, все Муромцы от стара до мала со слезами говорили ему вслед: «Прости нас грешных рабов твоих, согрешивших пред тобою. Кому оставляешь нас сирых? Не забудь нас рабов твоих». Но Василий был уже далеко. В мгновение ока он исчез из глаз Муромского народа и продолжал плыть по реке вверх. Через несколько часов епископ Василий оказался на месте под названием Старая Рязань, что в двухстах километрах от Мурома. Там жили рязанские князья, которые с большим уважением отнеслись к появлению Василия. Сам князь, всё духовенство города с крестным ходом вышли навстречу владыки. Простые рязанцы не скрывали радости по поводу появления у них епископа Василия.

Владыка Василий был приглашен князем возглавить епископскую кафедру Рязани, и Василий с радостью согласился. С тех пор епископский престол навсегда перешел из Мурома в Рязань, и епископы стали именоваться Рязанско-Муромскими. Чудотворная икона, которую принёс с собой Василий, была торжественно помещена в кафедральный собор Бориса и Глеба города Рязани. Впоследствии она стала называться Муромскою в память того, что перед нею молился святой Василий, оскорбленный напрасными обвинениями своими прихожанами.

Жизнь и деятельность владыки Василия проходила в тревожное для Русской земли время. Пограничное Рязанское княжество не раз подвергалось набегам татарских отрядов. В 1277 году татары овладели Рязанью и основательно разорили её. Город залечил раны, но спустя 10 лет полчища кочевников под предводительством Элортая напали на Муром и Рязань. В Рязани всё кругом было разорено и сожжено. Ужасы татарского нашествия вместе со всеми пережил и епископ Василий. Тогда же разоренный город было решено не восстанавливать, а перенести столицу княжества на другое место – в Переяславль-Рязанский.

Предание гласит, что в Переяславле-Рязанском торжественно встречали владыку Василия. Первыми увидели его две женщины, которые пришли к реке Трубеж за водой. Епископ Василий с иконой Богородицы плыл по реке, стоя на своей мантии и благоговейно смотрел на город. Это случилось в 1291 году.

Но недолго пришлось владыке Василию занимать епископскую кафедру – в 1295 году он умер. Его мощи были погребены в храме Бориса и Глеба. В 1609 году архиепископом Рязанским Феодоритом были открыты нетленные мощи святого Василия и с большой торжественностью перенесены в Успенский собор города Рязани. Считается, что св. Василий помогает всем, кто отправляется в путешествие по воде, спасая путников от аварий и катастроф.

Жития русских святых св. Димитрия Ростовского, Москва, 1916 год.

Изложил Олег Полонский

Василий Рязанский, святитель. К 700-летию обретения Святых Мощей

Святитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII веке. В церковных песнопениях свт. Василий именуется «прежде рождения… на служение спасению людей свыше предизбранный», «от пелен младенческих Господу Богу посвященный», «от юности… всем сердцем Господа возлюбивый».

Первые подвиги своего благочестия он начал в Муроме. Там он принял монашеский постриг, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромо-Рязанской, свт. Василий уже сиял высокими подвигами воздержания, кротости и смирения. Об избрании свт. Василия в сан епископа находится сказание в житии Муромских чудотворцев – благоверного князя Константина и чад его, помещенном в Прологе под 21 мая. В нем говорится так: «Спустя много лет, по преставлении благоверного князя Константина и чад его и по запустении града Мурома от неверных людей, и спустя много лет после благоверного князя Петра и княгини Февронии, прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославович и поставил себе двор в Муроме; то же учинили бояре его и все купцы Муромские. Сей князь обновил первоначальную тамошнюю церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил у церкви их попрежнему епископа именем Василия, мужа праведна и благочестива».

В списке Рязанских епископов свт. Василий следует за Иосифом, упоминаемым в 1284 г. Иосиф же занимает третье место в Рязанской иерархии, следовательно, свт. Василий был четвертый Рязанский епископ. С 1284 года нигде в летописях нет упоминаний о Иосифе, епископе Рязанском, и надо полагать, что архипастырское служение свт. Василия началось в 1284 – 1285 годах.

В смутное время на Руси в начале XVII в. Господу угодно было еще более прославить святителя Василия Рязанского. Более 300 лет святые мощи его почивали в земле, при Борисоглебском соборе, и вот, в царствование Василия Иоанновича Шуйского, они были обретены нетленными. Обретение и перенесение мощей святителя Василия предвозвещенное небесными знамениями, совершил архиепископ Рязанский Феодорит (1605 –1617). По открытии честные мощи его были с подобающей честью перенесены от Борисоглебского собора в Христорождественский (бывший тогда Успенским) собор Рязанского Кремля 10 июня 1609 года. В службе святителю Василию сказано: «Тогда исполнися град Переяславль радования духовнаго и стекошася вси живущии в нем, князи же и бояре, весь освященный собор, вси православные людии, благодати освещения сподобитися и исцеления недугом прияти желающе». Тогда же святителю были составлены тропарь и кондак. После обретения мощей еще более усилилось почитание свт. Василия во всех церквах Рязанской епархии. К нему прибегают, как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику».

Мощи святителя были положены под спудом , на левом клиросе, возле иконостаса, где почивают и по сей день. Часть же святых мощей хранилась открыто, при его гробнице, для благоговейного почитания и лобызания, до момента разорения собора в советское время.

При архиепископе Моисее (1638 –1651), в 1638 году, над мощами свт. Василия было устроено каменное надгробие, а над ним помещена та самая икона Божией Матери «Муромская», с которой святитель на мантии по водам достиг Рязани. С того времени эта чудотворная икона получила и еще одно наименование – «Моление святаго Василия».

Особенное усердие в прославлении Рязанского первосвятителя проявил архиепископ Мисаил (1651 –1655). По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяславль Рязанский в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба и иже во святых отца нашего Василия епископа Рязанского чудотворца».

В 1655 году свт. Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионою, митрополитом Московским.

При позднейших перестройках и обновлениях Борисоглебского собора место первого упокоения свт. Василия оказалось вне стен храма. Но во все времена верующие люди почитали и поклонялись сему святому месту. И ныне здесь стоит памятный знак с иконою свт. Василия.

В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения свт. Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подьячего Никиты Алтухова.

В 1722 –1723 гг. Святейшим Синодом было назначено формальное расследование о свт. Василии. Иеродиакон Рязанского Спасского монастыря Феодосий, назначенный расследователем, все собранные материалы предоставил в Святейший Синод, однако дело дошло и до Государя. Следствие полностью подтвердило его святость, праведность и всенародное почитание. После этого свт. Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми.

Епископ Рязанский Димитрий (Сеченов, 1752 – 1757) составил службу святителю Василию, «взявши во внимание прежде написанный тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами свт. Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконою святителя. В 1782 г. рака над мощами свт. Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым, 1778 –1804).

В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайским Феофилакте (Русанове, 1809 –1817) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании памяти свт. Василия в Неделю всех святых.

4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте первоначального погребения и обретения честных мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебского собора Симеона Панова.

В 1909 году при епископе Рязанском Никодиме (Бокове, 1906 –1911) было решено, к 300-летию обретения честных мощей святителя Василия, произвести второе их обретение поднятием изпод спуда . В присутствии специальной комиссии были начаты работы по вскрытию склепа. Однако уже при поднятии плит пола работающие и присутствующие обратили внимание на то, что плиты не поддаются, и простая в общем-то работа была выполнена с большим трудом. Когда же вскрыли часть пола, изпод него пошла вода, и место вскрытия залило так, что продолжать работы не было никакой возможности. Затем сквозь воду выступил столп огня. Всех присутствующих охватил страх и благоговейный трепет. Тут уже все поняли, что нет воли Божией и самого святителя Василия на второе обретение его святых мощей. Работы были прекращены и все было восстановлено как прежде. Затем было послано сообщение в Святейший Синод о происшедшем. Спустя некоторое время пришел ответ с решением Синода о том, чтобы поднятие честных мощей святителя Василия не производить. В смутном 1609 году святитель Василий не оставил своих честных мощей для открытого почитания и изволил им почивать под спудом. В 1909 году, в преддверии более страшной смуты и погибели Святой Руси, угодник Божий также изволил оставить святые цельбоносные мощи свои под спудом.

За более чем 700 лет после преставления святителя, по его молитвам, от цельбоносных святых мощей его получили исцеление множество людей, с истинной и крепкой верой к ним приходящих. Самые первые источники только упоминают об исцелениях от честных мощей святителя, а вот более поздние и близкие по времени к нам сохранили и имена исцеленных от недугов.

В 1609 году, после обретения и перенесения мощей святителя в Христорождественский собор (бывший тогда Успенским), при погребении их в склеп под спудом, была оставлена часть мощей для благоговейного почитания и поклонения верующих. Эта часть святых мощей хранилась под сенью над местом погребения святителя в специальном серебрянопозолоченном ковчеге. В 1929 году, когда собор был закрыт и предан разорению, этот ковчег был спасен, тайно сокрыт верующими и хранился передаваясь из поколения в поколение. В конце концов он был передан архиепископу Рязанскому и Касимовскому Филарету (Лебедеву), который в 1951 году был назначен на Рижскую кафедру. Впоследствии эта часть мощей святителя была передана им, нашему земляку, будущему митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову). Владыка Никодим в свою очередь передал эту великую рязанскую святыню священноархимандриту Авелю (Македонову). Накануне освящения Христорождественского собора Святейшим Патриархом Алексием II, в июне 2002 года, Преосвященный Иосиф (Македонов), епископ Шацкий и священноархимандрит Авель доставили в Христорождественский собор вновь изготовленную раку, в которую была вложена частица мощей святителя Василия Рязанского чудотворца.

И в наше время святитель Василий, являясь небесным покровителем Рязанской земли, продолжает оказывать помощь всем, кто с верою и усердной молитвой к нему обращается и притекает в Христорождественский кафедральный собор к раке с частицею его святых мощей.

Имя святителя Василия Рязанского неразрывно связано с чудотворной Муромской иконой Божией Матери. Она была его моленным образом и сопровождала его повсюду. Теперь же чтимый список с Муромской иконы пребывает близ мощей святителя. .

Святитель Василий Рязанский - житие

Давным-давно, в 1284 году, епископом в Муроме был избран Василий, «муж праведен и благочестив». О происхождении святителя Василия Рязанского мы ничего не знаем. Но судя по тому, что монашеский постриг он принял в Муроме, можно предположить, что он являлся местным уроженцем.

Некоторое количество биографических фактов о Василии Рязанском содержится в «Повести о святителе Василии», созданной в XVI столетии известным писателем того времени Ермолаем Еразмом и включенной в «Житие князя Константина и чад его Михаила и Феодора». К слову, такое сопряжение двух источников не случайно. Святителя Василия с князем Константином, жившим за полтора века до него и скончавшимся в 1129 году, сближает та особая роль, которую сыграла в их судьбах чудотворная Муромская икона Божией Матери, принесенная св. блгв. князем Константином (Ярославом Святославичем) из Киева. Князя она спасла от, казалось бы, неминуемой смерти, когда муромские язычники явились к княжеским палатам и собирались убить его. О том же, что произошло со святителем Василием, мы расскажем ниже.

Чудеса святителя Василия Рязанского

«Повесть о святителе Василии» называет его «праведным и благочестивым», но далее сообщает, что муромляне усомнились в его благочестии, будучи обмануты диаволом. Неустанные пастырские труды святителя Василия были, по свидетельству «Повести», невыносимы для князя тьмы, и он стал смущать умы местных жителей, обернувшись женщиной, которая то и дело показывалась в архиерейских покоях.

Терпению их пришел конец, когда пришедшие вечером к святителю Василию люди увидели девицу, бегущую босиком вверх по лестнице в покои епископа. На того посыпались упреки, самые отчаянные головы призывали к убийству архиерея, но отступили, услышав от него кроткую просьбу оставить его до трех часов утра. Всю ночь он молился. Совершив в Борисо-Глебском соборе всенощное бдение, а наутро — Божественную литургию, отправился в Благовещенскую церковь и отпел молебен перед чудотворной Муромской иконой Божией Матери, после чего, взяв ее с собой, спустился к Оке.

Святителю Василию предложили лодку, но он снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, вступив на мантию с иконой Пресвятой Богородицы в руках, «несе бысть духом бурным противу быстрин речных», то есть поплыл против течения. Вразумленные этим чудом муромляне кричали архипастырю, чтобы он вернулся, однако тот был взят от них «в мгновение ока».

Святитель оставил Муром в девятом часу утра, а в третьем часу того же дня — к вечерне — был перенесен на расстояние более 200 верст от Мурома — в Рязань (в 60 км ниже по реке от современного города). Тут чудеса продолжились. Как раз перед самым прибытием святителя рязанцы собрались в храм на богослужение, но вышедший диакон никак не мог провозгласить обычного «Благослови, Владыко». Он молчал до тех пор, пока, вразумленный Господом, не воскликнул:

«Владыка грядет, сретайте его!» И «князь Рязанстий... срете его со кресты и со всем освященным собором, и прият святаго праведнаго Василия епископа, радуяся со всеми православными христианы».

Смерть святителя Василия Рязанского и его нетленные мощи

В Рязани (старой), запустелой после татарского разорения, любимый народом архипастырь Василий Рязанский жил недолго. Отсюда он (на той же мантии и с той же Муромской иконой в руках) после очередного татарского разорения города в 1288 году уплыл в Переяславль Рязанский. Здесь в 1295 году он скончался и был погребен при Борисоглебской соборной церкви.

10 июня 1609 года святитель Феодорит Рязанский обрел нетленные мощи святителя Василия, Рязанского чудотворца, и перенес их в Успенский собор (имеется в виду, конечно же, старый Успенский собор, ныне Христорождественский). На Руси в ту пору бушевала Смута, всюду бродили шайки поляков и «вольных казаков», под Москвой стоял лагерем самозванец Лжедмитрий II, и поэтому святые мощи положили под спудом, а над местом погребения поместили чудотворную Муромскую икону Божией Матери. В описи 1638 года читаем:

«По стороне каменных дверей гробница каменная, а в ней почивает епископ Василий, над гробницею образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления епископа Василия Муромского и Рязанского».

Мощи святителя Василия Рязанского Чудотворца находятся на своем месте по сей день, а вот первообраз чудотворной иконы пропал. Имелось несколько списков с него, и один из них в 2002 году чудесным образом отыскался. Теперь в теплое время года он находится в Успенском соборе, близ раки с частицей мощей свт. Василия, а зимой его переносят в Христорождественский собор, к месту, где под спудом пребывают мощи святителя.

Статьи по теме