Возникновение религиозных верований и искусства. Возникновение искусства и религиозных верований

Рисовали на стенах пещер и на скалах раненых или убитых зверей. Вот, например, изображение лошади из пещеры Ласко на юге современной Франции. Мы видим копья, летящие в животное. Так древние люди хотели "заколдовать удачу" на охоте.

Колдун брал в руку кусок красной земли или уголек из костра и водил им по стенам пещеры. Он рисовал зверей, которых преследовали люди с копьями и дротиками. Люди настигали зверей, наносили им раны, из которых лилась кровь, совсем как у настоящих животных. После заката в пещере собирались охотники. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов-покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. Он объяснял им, что без их мяса люди погибнут.

Мифы и опыт предков определяли порядок жизни в общине. Предки - это те, кто предшествовал, то есть шел впереди, прокладывал дорогу. Поэтому опыт предков, созданные ими мифы, религиозные представления и обряды почитались особо. Общей памятью и общими религиозными представлениями они объединяли людей в единое племя, а затем и в единый народ.

4. Художники пещер. Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны и похожи на детей.

Общий вид ("Большой зал") пещеры Ляско. XV-X тыс. до н.э. Департамент Дордонь, Франция

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки. Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук на стенах пещер отразили желание древнего человека запечатлеть хотя бы часть себя, оставить навсегда отпечаток собственной жизни.


Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной земли, камней) создавать изображения животных. И сегодня нас поражают великолепные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

Однажды четыре школьника из французского местечка Монтиньяк проникли в пещеру, вход в которую был завален камнями и упавшим деревом. Оказавшись внутри пещеры, ребята осветили ее стены электрическим фонариком и ахнули. Отовсюду их обступали древние животные. Казалось, они несутся прямо на них.

Возникновение искусства свидетельствует о том, что человек обрел богатый духовный мир. Он стал творцом и художником, понял великое значение красоты.

5. Искусство древних людей на территории России.

На территории России тоже сохранилось немало рисунков первобытных художников в пещерах и на скалах.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. В них чувствуется огромная жизненная сила. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Скалы на берегу реки Ангары покрыты рисунками древних художников. Здесь же найдены скульптуры из бивня мамонта. Интересна одежда одной из скульптур: на фигурке женщины изображена меховая одежда с капюшоном. Такую одежду и сейчас носят народы Севера.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспектов уроков истории , учебная программа по истории 5 класс , материалы для подготовки к урокам, готовые домашние задания

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Даже в эпоху господства религии в духовной жизни общества искусство нередко выступало как сила, враждебная религии и противостоящая ей. История свободомыслия и атеизма неразрывно связана с историей искусства. Прогрессивное искусство прошлого и сейчас может быть с успехом использовано в системе атеистического воспитания трудящихся. Важную роль в формировании научного мировоззрения у тружеников развитого социалистического общества призвано играть советское искусство. Сила искусства - в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства атеистические идеи могут проникнуть в самые различные слои населения. В формировании нового человека существенную роль играет развитие эстетического творчества масс, все более полное удовлетворение их эстетических потребностей. Отсюда вытекает важность изучения вопроса о роли искусства в системе атеистического воспитания.

У истоков религии и искусства

Научное понимание соотношения религии и искусства невозможно без изучения их генезиса. Проблема происхождения религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем обстоятельством, что в распоряжении ученых находятся лишь отрывочные, разрозненные факты, относящиеся к первобытной эпохе, а также тем, что истолкование археологических источников (дошедших до нас наскальных изображений, предметов мелкой пластики, орнамента и т. п.) не является, как правило, однозначным и создает возможность нескольких гипотетических суждений. Однако это лишь одна сторона дела. Другая - и гораздо более важная -- состоит в том, что проблема происхождения религии и искусства была и остается ареной острой идеологической борьбы, борьбы идеализма и религии против научного, материалистического мировоззрения. Поэтому как методологические предпосылки, так и выводы многих буржуазных ученых определяются их общими философскими, мировоззренческими позициями, что неизбежно накладывает отпечаток на интерпретацию ими известных науке фактов.

Первобытное искусство было открыто лишь во второй половине XIX в. В археологии в это время существовало мнение о первобытном человеке как о "троглодите", который стоял на весьма низкой ступени развития культуры и чья жизнь ограничивалась лишь удовлетворением основных материальных потребностей. Поэтому первые находки в Европе гравюр на кости оленя с превосходно выполненными изображениями животных первоначально датировались исследователями началом нашей эры, в то время как в действительности они были созданы минимум на десять тысяч лет раньше. Открытие цветных изображений животных в испанской пещере Альтамире в 1879 г. было встречено с недоверием большинством археологов. Яркость, живость и совершенство первобытных изображений столь контрастировали с привычными представлениями о "троглодитах", что понадобилось четверть века (и открытие аналогичных изображений в ряде других пещер на юге Франции), чтобы признать подлинность альтамирской первобытной живописи. Лишь в начале XX в. было общепризнано, что первобытный человек эпохи верхнего палеолита активно занимался художественным творчеством и оставил нам ряд наскальных изображений, скульптур и гравюр, отличавшихся художественной зрелостью и совершенством. В этой связи возникал вопрос: каковы были мотивы, заставлявшие первобытного человека заниматься художественным творчеством?

Большинство зарубежных исследователей, опираясь на так называемую магическую концепцию возникновения искусства, считали, что наскальные изображения и скульптуры, найденные в пещерах, создавались первобытными людьми в магических целях. Вокруг этих изображений и скульптур устраивались магические обряды, которые призваны, были обеспечить успешную охоту на животных, а также их размножение, что гарантировало удачную охоту в будущем. Отсюда делался общий вывод, согласно которому искусство якобы вырастает из магии, из религии. Например, известный западногерманский исследователь первобытного искусства Герберт Кюн писал: "Живописные изображения были всегда связаны с культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени". Искусство, так же как и религия, по мнению Г. Кюна, есть "путь человека к раскрытию вечной тайны божества", есть один из способов приблизиться к богу.

Действительно, многие наскальные изображения в пещерах и скульптуры, найденные в них, создавались и использовались для магических целей.

Однако никак нельзя считать, что все первобытное искусство связано с магией. Известны многие произведения первобытного искусства (гравюры, статуэтки), которые выполнены на орудиях труда и предметах домашнего обихода. Так, например, найдены копьеметалки, на ручках, которых вырезаны изящные фигурки козлика, куропатки, других животных. Многие бытовые вещи эпохи палеолита украшены орнаментом. Все подобные предметы использовались для производственных или бытовых, но не культовых надобностей. Здесь эстетическое освоение мира не было связано с первобытной религией.

Но дело не только в этом. Сам факт связи первобытного искусства с магией отнюдь не свидетельствует о том, что оно возникло из магии. Как указывают многие исследователи, первобытное сознание носило синкретический, слитный, недифференцированный характер. В нем переплетались и сливались мифологические и магические образы и представления, зачатки эстетического освоения мира, первоначальные нормы, регулировавшие поведение людей, и, наконец, первые эмпирические знания об окружающих людей предметах и явлениях. Исследования советских ученых (А. П. Окладникова и др.) показали, что произведения искусства неразрывно связаны со всей жизнедеятельностью первобытных людей, что они полифункциональны, т. е. удовлетворяют одновременно несколько их жизненных потребностей. Слитность, недифференцированность, синкретизм первобытного сознания не означает, что одни его элементы (эстетические) возникли из других (магических). Следует, напротив, подчеркнуть, что общественные потребности, вызвавшие к жизни первобытное искусство и первобытную магию, не только отличны друг от друга, но и противоположны.

Эстетическое отношение к миру и его эстетическое освоение возникают на основе и в процессе трудовой, производственной деятельности людей. Процесс труда есть не только процесс присвоения человеком продуктов природы. Он есть вместе с тем, как показал Маркс, процесс "очеловечивания" природы, в ходе которого человек запечатлеваег в предметах труда свои цели, способности, опыт и умение. Используя свойства, закономерности природных вещей, человек преобразует, формирует эти вещи согласно своему замыслу, своей цели. Он выявляет их внутренние возможности, реализует их в нужном для него направлении и одновременно воплощает в предметах свои способности и силы. Создавая предметы для утилитарных целей, человек в то же время стремится реализовать в них "меру", заложенную объективно в каждом предмете, наилучшим образом выявить в них такие свойства, как симметрия, гармония, ритм. При этом человек наслаждается самим процессом творчества, способностью овладеть каждым предметом, подчинить его своим целям. Так, в процессе трудовой деятельности возникает впервые как сторона этого процесса эстетическое отношение к миру. В дальнейшем это отношение развивается, усложняется, охватывает все больший круг объектов и, наконец, отделяясь от утилитарного процесса производства, выступает как специфическая форма деятельности, самостоятельная форма освоения мира. Рождается искусство.

Таким образом, эстетическое освоение мира и его высшая форма - искусство -- появляются в процессе творческого, свободного труда человека, основанного на подчинении ему сил природы, в процессе все более полной реализации человеческих способностей, умений и знаний. Можно сказать, следовательно, что искусство есть одно из проявлений свободы человека.

Как известно, социальные истоки религии вообще и магии как одной из ее первых форм прямо противоположны. Религия возникает как порождение и отражение бессилия первобытных людей перед лицом природы, ее рождает страх перед неведомыми и чуждыми явлениями окружающего мира, неспособность овладеть ими. Первобытная магия тесно связана с процессом труда, но связь эта весьма своеобразная. Магия представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются Добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) в тех случаях, когда у них отсутствует уверенность в возможности добиться этих результатов с помощью реальной практики. Английский этнограф Б. Малиновский удачно определил социально-психологическую почву магии, охарактеризовав ее как "колебания между надеждой и страхом". Предпринимая магический обряд, первобытные люди, с одной стороны, страшатся воздействия на их жизнь неведомых для них и неконтролируемых ими сил (например, исчезновения дичи в лесу, рыбы в реке или океане, внезапного массового заболевания сородичей, нападения врагов и т. п.), а с другой - надеются на то, что данный обряд предохранит их от бедствий и несчастий, которых они боятся. Отсюда ясно, что социальной основой первобытной магии является практическое бессилие людей, их зависимость от природных и социальных сил, которыми они не в состоянии овладеть и природы которых они не понимают. Следовательно, религия и магия как одна из ее форм представляют собой отражение и проявление несвободы людей.

Многое в окружающем мире было для первобытного человека таинственным и пугающим. Люди считали, что земля, вода и небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тыс. лет назад зародилась религия. Именно к тому периоду относятся древнейшие следы заупокойного культа. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток-запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни??? Зубов говорил – «как кровь»??..., а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека.

Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии:

o Тотемизм (вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы)

o Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам - фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства)

o Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы)

o Магия (одна из древнейших форм религиозности, элементы которой содержатся в религиозных традициях большинства народов мира)

Мантика – практика гаданий и предсказаний, с целью узнать волю богов

Восприятие первобытных верований по отдельности, в отрыве от иных, невозможно - все они были тесно связаны между собой.

Т.е. = человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Считалось, что некоторые люди, которых называют шаманами, способны общаться с богами. Шаманы руководили совершением специальных обрядов. Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, полагая, что таким образом можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Элементы культуры, пусть и в зачаточном виде, возникли одновременно с человеком.

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачивать­ся и издавать как бы в такт звуки. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

· + Мифы – попытка найти ответы на главные вопросы бытия, происхождения человека, жизни и смерти, составление картины мира.

Но только с появлением примерно 40-35 тыс. лет назад homo sapiens sapiens, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

Первые элементы худо­же­ст­вен­но-образного мышления человека относятся к эпохе Ориньяк-Солютре в верхнем палеолите, 35-20 тыс. л.н.. Первыми попыт­ка­ми что-то изобразить было нанесение зигзагообразных полос или отпечатков руки на каменную поверхность. Затем появляются круглая скульптура из глины и кости, рисунок охрой, мергелем или сажей и изображения, выполненные с по­мощью кремневого резца.

Женщины - первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными - матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших ещё тягот и радостей материнства. Это - молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты.

Творения, созданные рукой первобытного художника, порой были не только произведениями искусства, но и религиозно-магическими сим­волами.

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20-10 тыс. л.н.). В это время животных изображали с большим мас­тер­ством, почти в натуральную величину, и искусно раскрашивали. Поразительные по совер­шенству, меткости наблюдений изображения жи­вотных - бизонов, лошадей, мамонтов - нано­сили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

Так возникло искусство – образ. Но сложных композиций первобытный человек создавать еще не мог.

В последующую эпоху мезолита многоцветные изображения сменяются схема­тич­ны­ми и во многом условными рисунками животных и людей. Но в этот период человек усложняет рисунок и появляется искусство-ритм, что позволяет наконец многофигурные рисунки объединять в композиции, часто посвященные сюжетам на тему охоты. Отход от реалисти­чес­ких изображений был обусловлен тем, что, познав с помощью художествен­ного образа единичные объекты окружающего мира, первобытный человек перешел через сложную композицию к постижению другой проблемы: что есть он, человек, в этом мире.

Итак, при помощи искусства и художественных образов первобытные лю­ди познавали окружающий мир и постигали тайны многогранной и слож­ной жизни. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

Тема: « Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.

Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в формировании мировоззрения первобытного человека.

Планируемые результаты:

предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать информацию на основе различных исторических источников;

метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;

личностные УУД : формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для современного человека и общества в целом.

Основные понятия: оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.

Оборудование : учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска, ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (беседа)

На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.

Какие события относят к указан датам?

Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.

Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?

III . Формирование учебной проблемы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе происходит формирование учебной задачи.

Тема урока

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»

Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?

Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске. Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока – «Определить причинно-следственную связь в формировании духовной жизни первобытного человека»

IV. Изучение нового материала

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).

п. 1, 2 § 3 – самостоятельная работа с текстом.

Беседа по вопросам:

Как была открыта пещерная живопись?

Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Человек «заколдовывает» зверя. Религиозные

верования.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.

В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых – это колдуны. (здесь можно поработать с классом – Кто такой колдун?)

Древний человек был бессилен перед природными явлениями – ветром, бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество – обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением умерших.

Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном обществе:

Тотемизм – вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с определенными животными или растениями;

Анимизм – вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли одушевленные и неодушевленные предметы;

Магия – колдовство

Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных, пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в ходе ритуального танца.

Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному – в виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.

В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они выделяются в особую группу жрецов , которые жили за счет приношений и передавали свою профессию по наследству.

Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

V. Закрепление изученного материала

У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Задание:

Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая основные правила: 1 – вы первобытный человек; 2 – используем только три цвета (черный, красный, коричневый – мин. краски); 3 – особенности техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 – время ограничено (10-15 мин.)

VI. Рефлексия

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

VII . Домашнее задание

§ 3, задание 2 с.20

Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение (Приложение 3 )

Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Статьи по теме