Шестов лев исаакович. Одинокий мыслитель лев шестов

ШЕСТОВ, ЛЕВ (1866–1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января (12 февраля) 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века – с Д.С.Мережковским , С.Н.Булгаковым , В.В.Розановым , М.О.Гершензоном , Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым .

В 1898 выходит первая книга Шестова – Шекспир и его критик Брандес . Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьскую революцию Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как «деспотическую» и «реакционную». В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни – во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide – Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920–1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем , А.Мальро , Л. Леви-Брюлем , А.Жидом , М.Бубером , К.Бартом , Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова.

Уже в первой большой работе Шестова – Шекспир и его критик Брандес (1898) – основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и «научное» мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника – философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность «объективных обстоятельств», унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании «разумной необходимости» (Спиноза, Гегель, Маркс).

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, «несотворенной» свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что «неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями». Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: «Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность». Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение («чего нибудь да стоит»), только если он признает, «что она безусловно не может быть ни для кого обязательной». Шестов отрицал «оправданность» любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, «становления абсолютного всеединства» Вл.С.Соловьева или «творчества богочеловечности» Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История – «простое повествование». Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может «только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения».

Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что «бывшее станет небывшим» и волею Абсурда «железная» логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. «Для Бога нет ничего невозможного – это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора – а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной».

(1866 - 1938) окончил юридический факультет Киевского университета. В молодости он прошел через увлечение "левыми" идеями, серьезно занимался проблемами экономического и социального положения российского пролетариата (им была посвящена его диссертация). В дальнейшем (по крайней мере, уже в 1890-е годы) Шестов уходит от всякой политики в мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Большая часть эмигрантского периода его жизни (в эмиграции он находился с 1919 г.) прошла во Франции.
Уже в первой большой работе Шестова-литератора "Шекспир и его критик Брандес" (1898) намечены основные темы его творчества: судьба отдельного, индивидуального человека в равнодушном и беспощадном мире природной и социальной необходимости; наука и "научное мировоззрение", по существу оправдывающие и благославляющие полнейшую безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже трагического смысла. Критика разума вообще и философского умозрения в первую очередь становятся сутью и содержанием всего дальнейшего творчества Шестова. Во имя чего он сделал этот на редкость последовательный и радикальный выбор в пользу иррационализма? Что побудило этого тонкого мыслителя, безусловно наделенного даром "ясного мышления" и "столь же "ясного изложения", тратить все свои духовные силы на бесконечную и непримиримую борьбу с философским разумом, фактически со всей метафизической традицией - от Платона до своего друга Гуссерля?
Н.А. Бердяев был склонен считать, что "основная идея" Шестова заключалась в борьбе последнего "против власти общеобязательного" и в отстаивании значения "личной истины", которая есть у каждого человека. В общем плане это, конечно, так: экзистенциальный опыт ("личная истина") значил для Шестова неизмеримо больше любых универсальных истин. Но при таком взгляде его позиция утрачивала своеобразие и, в сущности, мало чем отличалась от позиции самого Бердяева, который с не меньшей энергией отстаивал значение духовного опыта личности. Однако на самом деле различие гораздо глубже. Шестов расходился с Бердяевым в наиболее важном для последнего метафизическом вопросе - вопросе о свободе. Для Шестова учение Бердяева о духовном преодолении необходимости и духовном же созидании "царства свободы" не более чем обычный идеализм, причем как в философском, так и в житейском смысле, т.е., нечто возвышенное, но нежизненное, немочное (статья Шестова "Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия"). Бердяевскому "гнозису" несотворенной свободы Шестов противопоставлял собственное ее понимание. "Вера есть свобода", "свобода приходит не от знания, а от веры" - подобные утверждения постоянно присутствуют в поздних произведениях Шестова.
Именно идея веры-свободы дает основание рассматривать Шестова как религиозного мыслителя. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставляет им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) и, надо подчеркнуть, свободный путь веры. Шестовская вера свободна потому, что она существует вопреки логике и наперекор ей, вопреки очевидности, вопреки судьбе. Но не только "внешняя" необходимость природы или рацио чужды вере-свободе Шестова. Ничуть не в меньшей степени ей чужда вера в Промысел Божий, в Благодать, в возможность Божественной Любви к этому миру, где страдают и погибают дети, где убивают Сократа, где трагически не понимают Ницше и Кьеркегора (экзистенциальных мыслителей, наиболее близких самому Шестову), где нет и не может быть правды.
Шестов искренне и глубоко критиковал "веру философов" за ее философически-олимпийское спокойствие, нападая, с присущим ему литературным и интеллектуальным блеском на знаменитую формулу Спинозы "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать". Но и в сочинениях Шестова речь шла о вере, отнюдь не чуждой философии и рождающейся из глубоко выстраданного, но и не менее глубоко продуманного понимания невозможности спасения человеческой свободы без идеи Бога. В своем радикальном иррационализме он продолжал твердо стоять на культурно-исторической и безусловно философской почве. Шестов никогда не уподоблял себя библейскому Иову (о вере которого писал ярко и проникновенно), так же, как его философский "двойник" Кьеркегор никогда не отождествлял себя с "рыцарем веры" Авраамом. Экзистенциальный философ не пророчествовал и не формулировал символ веры, не утверждал догматику. Он, даже отрицая разум, говорил о том, что считает истинным - не больше, но и не меньше. Шестовский иррационализм не имел ничего общего с безумием, ни с обычным, ни со "священным". В нем бесспорно была единственно возможная, универсальная логика человеческой мысли. Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, но это не исключает, а напротив предполагает напряженность мысли. Эта философия исходит из предположения (или надежды, если говорить более "экзистенциальным" языком), что "неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать..." .
1 Шестов Л. Собр. соч. СПб., Т.4. С. 23.
Представление о единой истории, о раз и навсегда случающихся событиях восторжествовало, по Шестову, в европейской мысли. Для него же единственный смысл истории заключался в том, что она может иметь "сослагательное наклонение". Идея веры-свободы появлялась в творчестве Шестова как единственно возможный "положительный" ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Он не мог рационально доказать, что "бывшее станет не бывшим", что не будет убит Сократ, что иной окажется судьба Ницше и Кьеркегора, всех тех, чей жизненный удел опровергает любые попытки гармонизации мира, стремления представить его "лучшим из миров". Но в то же время Шестов не считал, что подобное невозможно: фактическая данность истории и ее "разумное" оправдание значили для него слишком мало.
Разоблачая рационализм в его претензиях на универсальность, Шестов "освобождал место вере": только Бог может (уже не в мысли, а в реальности) "исправить" историю, сделать бывшее не бывшим. То, что абсурдно с точки зрения разума, возможно для Бога, утверждал Шестов-метафизик. "Для Бога нет ничего невозможного - это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора - а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной" . Но вера предполагает выход уже за пределы всякой философии, даже и экзистенциальной. Для Шестова экзистенциальная вера - это "вера в Абсурд", в то, что невозможное возможно и, самое главное, в то, что Бог желает этого невозможного. Надо полагать, что на этом последнем рубеже должна была остановиться не признававшая никаких пределов мысль Шестова: здесь и он мог только верить и надеяться.
2 Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964. С. 284.

ШЕСТОВ Лев Исаакович - (наст. фамилия Шварцман; 1866 1938) рус. релит, философ и публицист. С 1920 в эмиграции. Ш. критикует рационализм в философии, этике и даже теологии. Наука и разум, полезные в обыденной жизни, исследуют, по его мнению, только общее, менее всего… … Атеистический словарь

Лев Исаакович Шестов - Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

Шестов, Лев - Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

Шестов Лев - Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

ШЕСТОВ ЛЕВ - (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938) философ экзистенциалист, лит. критик. В 1884 поступил на мат., а год спустя на юрид. ф т Моск. ун та; один семестр учился в Берлине; получил диплом кандидата прав в Киеве (1889). В 1895 1914 живет в осн … Энциклопедия культурологии

ШЕСТОВ Лев - (наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866 1938) российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума… … Большой Энциклопедический словарь

Шестов, Лев - ШЕСТОВ Лев (настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866 1938), российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Шестов, Лев - (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана; род. 1866) философствующий литератор и критик. В философских взглядах Ш., излагавшихся им в ряде литературно критических работ ("Шекспир и его критик Брандес", "Достоевский и Ницше",… … Большая биографическая энциклопедия

Шестов Лев - (псевд.; наст. имя и фам. ‒ Лев Исаакович Шварцман) , русский философ экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895‒1914 жил преимущественно в… … Большая советская энциклопедия

Доктор искусствоведения, с 2006 г. Заведующий Cектором древнерусского искусства, с 2000 г. Работает в институте в Секторе (Отделе) древнерусского искусства с мая 1987 г.

Сфера научных интересов — древнерусское и византийское искусство: монументальная живопись, иконопись, пластика IX—XV вв. Член редакционного совета Истории русского искусства в 22 т. Ответственный секретарь федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах, с 2001 г.

Также:

  • Член президиума научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ
  • Член редколлегии сборников «Искусствознание»
  • Член редколлегии журнала «Собрание»
  • Член жюри ежегодного фестиваля «Интермузей» (на протяжении последних 10 лет, кроме 2013)
  • Член ученого совета Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
  • Член комиссии Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия России
  • Член Закупочной комиссии Министерства культуры
  • Член Комиссии Министерства культуры РФ по аттестации реставраторов
  • Член реставрационного совета Межобластного научно-художественного реставрационного управления (МНХРУ), Москва
  • Создатель концепции и куратор выставки «София Премудрость Божия» Рим 1999; Москва 2000
  • Член комиссии по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры
  • Постоянный член Организационной комиссии Международной конференции « Троице-Сергиева лавра в истории и культуре России», устраиваемой раз в два года Сергиево-Посадским музеем заповедником, Московской духовной академией и Троице-Сергиевым монастырем
  • Член реставрационного совета Музея-заповедника «Московский Кремль»

Награды:

  • Медаль преподобного Сергия Радонежского за оказание помощи в деле возвращения произведений иконописи в Росси из-за рубежа
  • Медаль 300-летие С-Петербурга за участие в работе Комиссии по воссозданию Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе
  • Медаль 1000-летие Казани за содействие возвращению в Россию чтимой иконы Богоматери Казанской
  • Почетная грамота Гос. музея-заповедника «Александровская слобода» за многолетнее сотрудничество и оказание методической помощи музею
  • Заслуженный деятель искусств РФ

В прошлом:

  • С 1961 по 1964 г. лаборант в фондах живописи Гос. Третьяковской галереи; с 1964 по 1987 г. — научный сотрудник, старший научный сотрудник (Там же)
  • Преподаватель на Курсах по подготовке к поступлению на Отделение истории искусств Исторического факультета МГУ. 1970-е гг.
  • Лектор Всесоюзного общества «Знание». 1960-1980 -е гг.
  • С начала 1990-х гг. по 2010 г. читал лекции и вел семинары по истории древнерусского искусства на кафедре Всеобщей истории искусств РГГУ в должности доцента, затем профессора.
  • Ответственный редактор 2 т. ч. 1 Истории русского искусства: Искусство 20-60-х годов XII века. М., 2012
  • Член Германо-Российского наблюдательного и реставрационного советов по реставрации церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде
  • Руководитель рабочей группы ФНМС министерства культуры РФ по наблюдению за ходом и направленностью реставрационных работ на росписи Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря

Образование, квалификация, стажировки:

  • Окончил Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета в 1967 г. (специальность: искусствоведение)
  • Аспирантура МГУ, 1969-1973
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Росписи 1313 г. собора Рождества Богоматери в Пскове». 1979 г.
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Очерки истории живописи древнего Пскова. XIII — начало XV в.», 2005 г.

Oсновные публикации

Монографии:

Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., изд. «Искусство», 1987.

Очерки истории живописи Пскова. Середина XIII — начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., изд. «Северный паломник», 2004.

Русское искусство X-XVII веков (Михаил Алленов, Лев Лифшиц. История русского искусства в 2-х томах). М., изд. «Белый город», 2007. Т. 1.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Программа росписи собора Снетогорского монастыря // Гос. Третьяковская галерея. Вопросы русского и советского искусства: Материалы научных конференций 1972—1973 гг. М., изд. ГТГ, 1974. Вып. 3. С. 21-51.

О мастерах снетогорской росписи // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., изд «Наука», 1977. С. 106-125.

О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI—XVII вв. М., изд «Наука»,1980. С. 93-114.

Об одной ктиторской композиции Нередицы // Древний Новгород. История, искусство, археология. Новые исследования. М., изд. «Изобразительное искусство», 1983. С. 188-197.

«Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси. // ДРИ: Художественная культура Х — первой половины ХІІІ в. М., изд «Наука»,1988. С. 211-230.

Рогатина великого князя Тверского Бориса Александровича // Древнерусское искусство: Проблемы, атрибуции. М., изд. Российского и-та искусствознания МК РФ, 1993. С. 110-144.

An Object of Art: Value and Price (An Art Historian’s Viewpoint) // Phystech Journal. М., изд. Физико-технического института, 1994. Vol. 1, N 2. P. 71-81.

Собрание древнерусской иконописи Государственной Третьяковской галереи. Сложение коллекции, история изучения // Гос. Третьяковская галерея. Каталог собрания: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., изд. «Красная площадь», 1995. Т. 1. С. 7-24.

К вопросу о происхождении и времени создания «Тверских врат» Александровской слободы // Александровская слобода. Материалы научно-практической конференции. Владимир, изд. «Золотые ворота», 1995. С. 102-111.

К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в. // Дмитриевский собор во Владимире. М., изд. «Модус-граффити» , 1997. С. 156-173.

Псковская икона «Илья Пророк со сценами жития» // Древнерусское искусство: Художественная культура XIII века. СПб., изд. «Дм. Буланин», 1997. С. 326-343.

Тема «Вход в дом Премудрости» в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // ГИКМЗ «Московский Кремль». Материалы и исследования: Русская художественная культура XV-XVI веков. М., изд. Гос. музеев «Московский Кремль», 1998. Вып. XI. С. 174-195.

Иконография Явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве конца XIV — начала XV в. // ДРИ: Художественная культура Москвы эпохи Сергия Радонежского. СПб., изд. «Дм. Буланин», 1998. С. 79-94.

Die Ikone « Sophia-Weisheit Gottes» aus der Sammlung der Museen der Moskauer Kreml. Zue Frage nach der Herkunft und der Zeit des ersten Auftauchens des sogenannten «Novgoroder» ikonographischen Typs // «Die Weisheit baute ihr Haus». Untersuchungen zu Hymnischen und Didaktischen Ikonen / Hgg. K. H. Felmi und E. Haustein-Bartsch . Mьnchen, «Deutcher Kunstverlag», 1999. S. 29-41.

Заметки о соотношении техники и стиля в живописи середины XI — начала XII вв. // ДРИ: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2002. С. 322-343.

Идеи заволжских старцев и роспись Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря. Иконографическая заметка // Ферапонтовский сборник. М.,.изд. «Индрик», 2002. Вып. VI. С. 175-180.

Кто такие «галатские еретики»? // Древнерусское искусство: Русское искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2002. С. 166-177.

Фрески Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улице (Об иконографической программе росписи) // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа. Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В. Н. Лазарева (1897-1976). СПб., 2002. изд. «Дм. Буланин», С. 269-287.

Икона «Св. Никола» из села Виделебье и проблемы развития местного иконописания Пскова первой половины — середины XIV века // От древней Руси к России нового времени. М., изд. «Наука», 2003. С. 396-406.

О стиле миниатюр «Изборника Святослава» 1073 года // Хризограф. М., изд. «СканРус», 2003. С. 14-32.

Новый памятник византийской книжной миниатюры XII в. // Древнерусское искусство: Искусство рукописной книги. Византия, Древняя Русь. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2004. С. 164-172.

Два направления в живописи Древней Руси конца XI — первой четверти XII века // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912-1999). М., изд. «Северный паломник», 2005. С. 205-226.

Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея // Хризограф. М., изд. «СканРус», 2005. Вып. 2. С. 94-108.

О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало ХVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., изд. «Северный паломник», 2005. С. 126-162.

Об одной группе произведений новгородской живописи середины XIV века // Новгород и новгородская земля: Искусство и реставрация. Великий Новгород, Изд. Новгородского Гос. музея-заповедника, 2005. Вып. 1. С. 124-139.

Росписи апсиды «Крещальни» Софийского собора в Киеве // . Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. М., изд. «Северный паломник», 2006. С. 249-274.

К вопросу о дате создания византийской камеи панагии патриарха Иова // Образ Византия. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., изд. «Северный паломник», 2008. С. 257-272.

К вопросу о датировке росписей церкви Св. Георгия в Старой Ладоге // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения Алисы Владимировны Банк 1906-1984. Материалы конференции (Труды Гос. Эрмитажа. Т. XLII). СПб., изд. Гос. Эрмитажа, 2008. С. 420-441.

Икона «Дмитрий Солунский» из собрания ГРМ. К вопросу о времени и обстоятельствах создания // Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова. М., изд. «Северный паломник», 2009. С. 155-166.

Вновь о «Варваринских иконах» // Археология Пскова и Псковской земли. Материалы 45 заседания (15—17 апреля 2008 года). Псков, 2009. С. 117-129.

Иконографический извод: шаблон или партитура // Древнерусское искусство: Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции 1—2 ноября 2005 года. М., 2009. С. 367-382.

Пелена с «Распятием» и изображениями Христа, Богоматери Воплощение и апостолов на полях // Церковное шитье в Древней Руси. Сборник статей. М., 2010. С. 39-47.

«Св. Никола» из Порхова и проблемы развития псковской живописи в начале XV в. // Древности Пскова: Археология, история, архитектура. Лабутиной. Псков, 2011. Вып. 2. С. 15-24.

Изображение царственного отрока в тимпанах фасадов Дмитриевского собора во Владимире // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси. Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. М., 2012. С. 184-201.

О месте росписи церкви Благовещения на Мячине в Новгороде в кругу памятников византийской и древнерусской живописи конца XII в. // Международный симпозиум «Византийский мир. Региональные традиции в художественной жизни и проблемы их изучения». Москва 8—9 октября 2012 года. Тезисы докладов. М., 2012. С. 24-32.

Состояние изучения росписей 1408 года Успенского собора во Владимире // Древнерусское искусство: Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. М. 2012. С. 9-28.

Живопись Владимиро-Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского // «Хвалы достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Владимир, 2013. С. 54-67.

Коллективные труды:

Лифшиц Л.И. , Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. (Центры художественной культуры средневековой Руси). СПб., изд. «Дм. Буланин», 2004.

Лифшиц Л.И. , Попов Г. В. Дионисий. М., изд. «Северный паломник», 2006.

Введение // История русского искусства. Т. 1: Искусство Киевской Руси. IX — первая четверть XII века. М., изд. «Северный паломник», 2007. С. 13-36.

История законодательства в области охраны и реставрации памятников культуры // Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы. Учебное пособие / Отв. редакторы: Л. И. Лифшиц, А. В. Трезвов. М., изд. «Академический Проект», 2008. С. 79-126. [Учебное пособие].

Введение // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство 20-60-х годов XII века. М., 2012. С. 6-22.

Предисловие // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство 20- 60-х годов XII века. М., 2012. С. 24-29.

«Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII — середины XV века». в Гос. Третьяковской галерее. 1991 г.

Научный консультант выставки «Русская икона в конце ХХ века». Музей истории города Москвы. М., 1997. (К 850-летию города).

«София Премудрость Божия» в русской иконописи XIII — начала XIХ веков в Ватикане (1999 г.) и Гос. Третьяковской галерее (2000 г.)

Родился 31 января/13 февраля 1866 г. в Киеве, в семье богатого мануфактуриста. Обучался в Московском университете сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете. Его дипломная работа называлась "Фабричное законодательство в России". Диссертация, посвященная рабочему вопросу, была отвергнута цензурой.

Несколько лет Шестов жил в Киеве, где работал в деле отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 г. Шестов тяжело заболел (нервное расстройство), а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно еще будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В Риме Шестов женился в 1896 г. на православной русской девушке Анне Елеазаровне Березовской. Поскольку отец Шестова был ортодоксальным иудеем, мыслитель был вынужден долгие годы хранить этот брак в тайне, бульшую часть времени проводя за границей. Возможно, именно неприятие религиозной нетерпимости отца в какой-то степени послужило отправным пунктом философского адогматизма Шестова.

В 1898 г. в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей ее красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с ее трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей - Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Д.С.Мережковского, Ф.Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал в его журнале «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова - «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».

Февральская революция особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. В ноябре 1919 г. Шестов с семьей уезжает из Киева в Ялту. По ходатайству С. Н. Булгакова и профессора киевской духовной Академии И. П. Четверикова Шестов был зачислен в штат Таврического университета в качестве приват-доцента. Впоследствии это помогло ему получить профессуру на Русском отделении Парижского университета. В начале 1920г. Шестовы уезжают проторенным путем эмигрантов из Севастополя в Константинополь и вскоре дальше через Италию в Париж|. В течение 16 лет Шестов читал свободный курс по философии на историко-филологическом факультете Русского отдела Института славяноведения при Парижском университете. За это время им были прочитаны курсы: «Русская философия XIX столетия», «Философские идеи Достоевского и Паскаля», «Основные идеи древней философии», «Русская и европейская философская мысль», «Владимир Соловьев и религиозная философия», «Достоевский и Киркегард». В это время его произведения публикуются в переводе на европейские языки, он часто выступает с публичными лекциями и докладами в Германии и Франции. После публикации по-французски отрывка из статьи о Достоевском («Преодоление самоочевидностей») и книги о Паскале («Гефсиманская ночь» - вошла в книгу «На весах Иова») Шестов приобретает высокую репутацию в кругах французских интеллектуалов. Дружеское сотрудничество связывает его с Э. Мейерсоном, Л. Леви-Брюлем, А. Жидом, А. Мальро, Шарлем дю Босом и другими. В начале 1925 г. Шестов принял приглашение Фридриха Вюрцбаха, президента Ницшевского общества, и вошел в его президиум вместе с такими известными писателями, как Гуго фон Гофмансталь, Томас Манн, Генрих Вельфлин.

Статьи по теме