Русский поэт Федор Николаевич Глинка: биография, творчество и интересные факты. Значение глинка федор николаевич в краткой биографической энциклопедии

Глинка Фёдор Николаевич , поэт, драматург, прозаик, родился 8(19).VI.1786 г. в с. Сутоки, Духовщинского уезда, Смоленской губернии.

Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, в 1802 выпущен прапорщиком в Апшеронский полк.

В 1805-1806 участвует в военных действиях против Наполеона как адъютант графа Милорадовича, по окончании войны выходит в отставку и полностью отдается литературе и этнографическим изысканиям.

В 1812 Федор Николаевич вновь вступает в армию, участвует в Бородинском сражении и в заграничном походе 1813-14. Окончив войну в чине полковника, награжденный за храбрость золотым оружием, Глинка затем служит в штабе гвардии, а с 1819 - при Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе.

В 1808 на основе военного дневника Федор Николаевич выпускает «Письма русского офицера...», затем дополнив их материалом войны 1812. Книга Глинки Ф.Н., имевшая шумный успех, изображала войну как народное движение и была проникнута идеей самобытного национального развития.

В 1810 выходит трагедия Глинки «Вельзен, или Освобожденная Голландия», проводившая идею тираноборчества и заключавшая в себе определенную параллель к событиям русской действительности начала XIX в.

В 1816-17 вышло продолжение «Писем русского офицера...» - «Письма к другу». Глинка создает также большое количество патриотических гимнов и песен, ориентированных частью на возвышенно-декламационный, одический стиль («Военная песнь...»), а частью стилизовавших народную песню или сказ.

Военно-патриотические стихи и трагедия Глинки подготовили его гражданскую лирику декабристского периода.

В 1816-21 Федор Николаевич - активный член тайных обществ декабристов, один из руководителей правого крыла Союза благоденствия. Сторонник конституционной монархии, поэт свою основную задачу видел в просветительской пропаганде и борьбе с неправосудием и злоупотреблениями, как это предписывал устав союза - «Зеленая книга». Неподкупность и самоотверженность Глинки снискала всеобщее уважение, отразившееся и в стихотворении Пушкина «Ф. Н. Глинке» (1822, опубликованное в 1856).

Федор Николаевич был в курсе деятельности Северного общества, но все больше расходился с его радикальным крылом в своем отрицании насильственной революции. Руководитель Вольного общества любителей российской словесности, связанного с умеренным Союзом благоденствия, он следует в своей поэзии программным установкам «Зеленой книги», культивируя преимущественно нравоучительную и «духовную» поэзию. Исключением были более ранние «Опыты двух трагических явлений в стихах без рифмы» (1817) и переводы отрывков из «Фарсалии» (1818), где под видом стихового и ритмического эксперимента в печати содержались прямые призывы к свержению «тиранов». Свои произведения 1-й половины 1820-х гг. Глинка Ф.Н. объединил в две книги:

«Опыты священной поэзии» (Спб., 1826),

«Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе» (Спб., 1826).

Глинка тяготеет к архаической поэзии XVIII века, с усложненным синтаксисом и обилием славянизмов. Излюбленный его жанр - элегический псалом. Федор Николаевич значительно видоизменяет традиционную поэтику «переложений псалмов», объединяя книжно-славянскую речевую стихию с элементами разговорной речи и даже просторечия. На этом пути поэт добивается большой стилистической и образной экспрессии, которая в своей крайности выражалась иногда в лексико-семантической какофонии, отмеченной критикой (Крылов, Пушкин).

В псалмах Федора Николаевича явственно слышатся мотивы гражданской лирики, призывы к божьему суду над земными властителями («К богу правды», «Горе и благодать»), отражается этический идеал «небесного гражданина» («Блаженство праведного»).

Глинка разрабатывает и характерную декабристскую тему поэзии как избранничества и гражданственного служения, часто воплощаемую в образе поэта-пророка

«Глас бога избранному его»,

«Призвание Исайи»,

«Плач плененных иудеев».

Вместе с тем уже в стихах 1820 - 25 обнаруживается умеренность политической и литературной программы Глинки, элегические и религиозно-моралистические тенденции, противостоявшие радикальному крылу декабристской поэзии.

В 1826 Глинка Ф.Н. был арестован и после заключения в Петропавловской крепости выслан в Олонецкую губернию.

В стихах (1826-31) годов усиливаются религиозно-медитативная струя, мотивы тоски и одиночества. Характерно появление тюремной темы («Песнь узника»). Во многих стихотворениях варьируется тема носимого волнами челна, гибели пловцов в водовороте («Молитва», «Два счастья», «Призвание»). В годы олонецкой ссылки Глинка обращается и к эпическим, описательным жанрам, прямо или косвенно вплетая в художественную ткань автобиографические мотивы. Так, он перерабатывает «Книгу Иова» («Иов. Свободное подражание священной книге Иова») - опосредствованное отражение переживаний Глинки во время следствия; из-за отступлений от канонической трактовки Библии переложение было запрещено и вышло полностью отдельным изданием лишь в 1859.

В 1828 следуя традиции романтической поэмы, Федор Николаевич Глинка создает «Деву карельских лесов» (полностью опубликовано в 1939), где наряду с образом «естественного человека», «дочери природы» в духе руссоизма возникает образ таинственного пришельца, в котором без труда угадываются черты политического ссыльного (по-видимому, декабриста). Утопические надежды Глинки на амнистию реализованы здесь в «Манифесте», освобождающем изгнанников.

В 1830 Глинка создает свою лучшую описательную поэму - «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». Обе поэмы органически вырастают из пейзажной лирики поэта и при бедности психологического материала отличаются драматизмом и лиричностью описаний. В Карелии Глинка открывает русской литературе своеобразный источник экзотического материала, который разрабатывает почти с державинской энергией и многокрасочностью. Глинка широко вводит в описания фольклор и этнографию Карелии, диалектные лексические формы и так далее, создавая своеобразную художественную амальгаму. Характерен интерес Глинки Ф.Н. к этическим идеалам карельского крестьянства: существенным моментом исторической концепции «Карелии» является представление о царе как народном избраннике.

На положении ссыльного и поднадзорного Глинка Ф.Н. жил до 1835, сначала в Петрозаводске, потом в Твери и Орле.

В 1835 поэт поселился в Москве , затем в Петербурге , а с 1862 окончательно обосновался в Твери. В позднем творчестве Глинки религиозно-мистические и дидактические элементы, несколько отошедшие на задний план в карельских поэмах, все более усиливаются (поэма «Таинственная капля», опубликованная в Берлине в 1861); он сближается с представителями «официальной народности» и становится в резкую оппозицию к передовой литературе. Среди его поздних произведений лишь немногие представляют историко-литературную ценность («Очерки Бородинского сражения», 1839; патриотическое стихотворение «Москва », 1840, опубликованное в 1841; некоторые элегии, главным образом автобиографического характера).

Умер 11(23)II.1880 г. в Твери.

Фёдор Николаевич Глинка
(1786-1880)

225 лет со дня рождения

Служением Отечеству можно назвать жизненный путь Ф.Н. Глинки, замечательного писателя, героя Отечественной войны 1812 года, декабриста, учёного. Он родился 19(8) июня 1786 года в семье дворянина Николая Ильича Глинки, женатого на Анне Яковлевне (урожд. Шаховской) и владевшего небольшим имением Сутоки в Смоленской губернии.
Старших сыновей, Сергея и Фёдора, направили в Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В 1803 г. Фёдор успешно его окончил. Ещё в годы обучения в корпусе Глинка дал себе обет говорить всегда только правду - при любых условиях и любых обстоятельствах, и оставался верен ему до последних дней своей жизни.
В составе Апшеронского полка Фёдор Глинка принял участие в войне 1805-1807 гг. с Наполеоном. Здесь он впервые встретился с «летающей повсюду смертью», «которая пожирала всё величие мирское». В бою 29 октября 1805 года Апшеронский полк прорвал передовую оборону и достал «победу концом своего штыка». В штыковой бой ходил Глинка и при Аустерлице.
Возвратившись в Россию, Глинка подаёт в отставку, поселяется в Сутоках, приводит в порядок свои военные записи. В 1808 году выходят «Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг.». К этому времени относятся и первые его поэтические опыты.
В 1811 году Глинка совершил поездку по губерниям Центральной России. Тогда он впервые побывал в Твери и описал её достопримечательности, не подозревая, что через много лет породнится с ней навсегда.
Отечественная война 1812 года застала Глинку в Сутоках. 10 мая он записывает в дневнике: «Нет! Русские не выдадут земли своей! Не достанет воинов, всяк из нас будет одною рукой водить соху, а другою сражаться за Отечество!». С приближением неприятеля он присоединяется к отступающей русской армии и становится волонтёром. Все документы Глинки сгорели в Сутоках, и никто в неразберихе отступления не знал, что это офицер и дворянин. Он выполняет все солдатские обязанности и ходит в бой как рядовой. В этом звании Фёдор Николаевич участвует и в Бородинском сражении.
В Тарутинском лагере генерал М.А. Милорадович, знавший Глинку ещё в кадетском корпусе, сделал его своим адъютантом. Офицером – от поручика до полковника - он участвовал во всех боевых действиях в первых рядах наступающей русской армии – от Малоярославца до Торжка. В конце войны полковник Глинка был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и прусским орденом «За военные заслуги». Вернувшись домой, он пишет историю минувшей войны. В 1818 году выходит поэтический сборник «Подарок русскому солдату», многие стихотворения написаны прямо на поле брани.
В том же 1818 г. пост военного губернатора Петербурга занял М.А. Милорадович. Полковник Глинка становится чиновником особых поручений при губернаторе, где его используют для «производства исследований по предметам, заключающих в себе важность и тайну». Ф.Н. Глинка участвует и в литературно-общественной жизни Петербурга. Он становится членом общества «Зелёная лампа», Союза спасения, а затем и Союза благоденствия, председателем Общества любителей российской словесности.
О готовящемся восстании декабристов Глинка знал, но от деятельности тайных обществ в начале 1820-х гг. уже отошел. Однако 25 декабря 1825 г. его арестовали. При встрече с Глинкой Николай I произнёс: «Глинка, ты совершенно чист, но всё-таки тебе надо окончательно очиститься». 9 июля 1826 г. Глинка получил служебную отставку и был сослан в Олонецкую губернию. В Петрозаводске, работая в губернском правлении, Глинка занимался исследованием Олонецкой губернии, жизни карелов, природы края. Написанную в эти годы поэму «Карелия» высоко оценил А.С. Пушкин.
В 1830 году Глинка был переведён в Тверь и определён на службу в губернское правление. Тогда-то поэта и посетил А.С. Пушкин, приехавший в Тверь вместе с П.А. Вяземским. Глинка и Пушкин познакомились после окончания Пушкиным лицея. Когда в апреле 1820 г. поэту грозила ссылка, Глинка пытался помочь ему при посредничестве Милорадовича. В сентябре 1820 г. он напечатал стихотворение «К Пушкину», где приветствовал ссыльного друга. Благодарный Пушкин в ответном послании назвал Глинку «великодушным гражданином», а семь лет спустя поддержал «почтеннейшего человека здешнего мира». «Драгоценное посещение Ваше для меня сугубо памятно…», - позже написал поэту Глинка.
В Твери Федор Николаевич вскоре женился на Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой. Она была богата, а Глинка беден. В одном из писем к будущей жене он писал: «…я сказал Вашей матушке: «Вы отдаёте дочь Вашу за нищего». Но он был признанным литератором, а Авдотья Павловна мечтала о литературных трудах. Супруги очень любили и уважали друг друга. Они прожили душа в душу более 30 лет. Свой брак Фёдор Николаевич считал судьбоносным. Глинки жили в Москве и Петербурге, но часто наезжали в Тверь и в имение Кузнецово Бежецкого уезда. По поручению Географического общества Глинка провёл исследование курганов и древних захоронений в районе Алаунских высот. Его работа «О древностях в Тверской Карелии» получила премию Географического общества.
В начале 1860-х гг. Глинки навсегда поселились в Твери. В 1863 году умерла Авдотья Павловна. Для 77-летнего Федора Николаевича её смерть была тяжёлым ударом, но он сумел сохранить доброту, энергию, подвижность. Глинку избирают гласным Тверской думы. Он продолжает начатую женой работу в обществе помощи бедным «Доброхотная копейка». Ф.Н. Глинка был также одним из инициаторов создания Тверского музея. Дом Глинки в Твери находился на Козьмодемьянской улице (ул. Желябова, дом 30). Многие годы это был один из центров общественной жизни Твери. Здесь бывали писатели, учёные–краеведы, чиновники всех рангов. В этом доме Ф.Н.Глинка и скончался в феврале 1880 года. Похоронили Фёдора Николаевича на кладбище Желтикова монастыря, рядом с Авдотьей Павловной, с воинскими почестями: над могилой героя Отечественной войны, полковника Глинки был произведён ружейный салют.
Литературное наследие Ф.Н. Глинки огромно, причём значительная часть его не издана. В Государственном архиве Тверской области сохранился самый большой рукописный фонд его литературных произведений и бытовых документов.

О. Г. Зимина

Литература

Глинка Ф.Н. Сочинения / сост. В.И.Карнец. – М., 1986.
Глинка Ф.Н. Стихотворения / сост. М.В. Строганов. – Тверь, 2006.
Жизневский А.К. Фёдор Николаевич Глинка. – Тверь,1890.

ГЛИНКА, ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ (1786–1880), русский поэт, прозаик, публицист. Родился 8 (19) июня 1786 в с.Сутоки Духовщинского уезда Смоленской губ. Брат С.Н.Глинки. Болезненный с детства, тогда же определил для себя две основные страсти: любовь к литературе и религиозное подвижничество, стремление жить по христианским заповедям. После учебы в 1-м Петербургском кадетском корпусе (1798–1803) – адъютант генерала М.А.Милорадовича. В 1805–1806 участвовал в заграничном антинаполеоновском походе, в т.ч. в сражении при Аустерлице (первая книга Глинки – Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии, с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг. , 1808; первая опубликованная стихотворная трагедия, Вельзен, или Освобожденная Голландия , 1810, носила антидеспотический, тираноборческий характер, утверждая божественную санкцию на мятеж). Участник Отечественной войны 1812, Бородинского сражения и заграничных походов 1813–1814, описанных Глинкой в новых, значительно расширенных Письмах русского офицера... (1815–1816). Был награжден русскими и иностранными орденами и шпагой «за храбрость».

Военная проза Глинки, сразу принесшая ее автору литературную известность, полна, в традициях Путешествия из Петербурга в Москву А.Н.Радищева, впечатляющих картин открывшейся писателю жизни, тягот крепостного состояния, размышлений о бедности и богатстве и путях совершенствования общества, отличается яркой образностью, редкой наблюдательностью, мастерством бытописания, включающего фольклорные записи, исторические анекдоты, стихи, афоризмы и т.п., широтой интересов и более всего – остротой нравственной проблематики.

Глинка одним из первых пришел в 1826 в Союз Спасения, затем – в Союз Благоденствия, примкнув к умеренному крылу декабристов. В Опытах двух трагических явлений в стихах без рифмы (1817) и Отрывках из Фарсалии (1818) проблема низвержения тирана ставилась еще более остро – и в то же время с убеждением, что крайним мерам должен предшествовать долгий период просвещения, развития свободолюбивых настроений в обществе (этому способствовали и публикации самого Глинки: подборка вольнодумных афоризмов Мысли , 1817; статьи О состоянии бедных и способах благотворить , О природной способности русских к приятным искусствам и т.п., вошедшие вместе с другими произведениями Глинки в его книгу Письма к другу, содержащие в себе замечания, мысли и рассуждения о разных предметах, с присовокуплением исторического повествования: Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия (ч. 1–3, 1816–1817).

С 1816 Глинка активный член (как и многие другие декабристы), а вскоре один из руководителей петербургской масонской ложи «Избранного Михаила»; тогда же избран действительным членом «Вольного общества любителей российской словесности», в 1819–1825 – его председатель. Поддерживал молодых писателей (в т.ч. В.К.Кюхельбекера, А.А.Дельвига), работал в Санкт-Петербургском обществе учреждения училищ по методе взаимного обучения, писал книги для народа (Подарок русскому солдату , Лука да Марья , обе 1818), занимался благотворительностью, организовал выкуп крепостного поэта И.С.Сибирякова, добивался пересмотра несправедливых судебных приговоров (с 1819 – чиновник по особым поручениям при петербургском генерал-губернаторе Милорадовиче). Глинка облегчил учесть ссыльного А.С.Пушкина, опубликовав стихотворное приветствие ему, за что поэт позднее назвал Глинку «великодушным гражданином». Лишившись, в результате политического доноса, в 1822 службы в гвардии и места при Милорадовиче, писал нравоучительно-аллегорические и в то же время элегически-сентиментальные стихи (романы, военные гимны, баллады, басни, шарады), составившие книгу Опыты аллегорий, или Иносказательных описаний в стихах и прозе (1826); в русле одической традиции Г.Р.Державина перелагал псалмы и библейские пророчества, полные гражданственного пафоса и призывов покарать жестоких властителей (К Богу великому, защитнику правды , Казнь грешных , оба 1823; Гнев Господа на нечестивых , 1825; объединены в книге Опыты священной поэзии , 1826). Одна из его самых известных политических элегий в форме «духовного» стихотворения – Плач плененных иудеев , 1823, с крылатыми строками: «Рабы, влачащие оковы, / Высоких песен не поют!»

После поражения декабристов Ф.Глинка подвергся аресту, был уволен с военной службы и сослан в Петрозаводск. С конца 1826 – советник Олонецкого губернского правления. Стихи Глинки 1826–1831 полны жалоб, созвучных содержанию его поэмы Иов. Свободное подражание Священной книге Иова (1834; полная публикация – 1859). «Экзотические» карельские впечатления отразились в поэмах Дева карельских лесов (1828, опубл. в 1832, полная публикация – 1939), куда первоначально входила знаменитая Песнь узника («Не слышно шуму городского...», 1826, опубл. в 1831) и Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой (1830), в рецензии на которую Пушкин отмечал как «свежесть живописи», «теплоту чувств», «энергическую пылкость», так и «вялость», «небрежность рифм и слога», «однообразие мыслей». С 1830 Глинка жил в Твери, где женился на А.П.Голенищевой-Кутузовой, с 1835 в Москве, в 1848–1849 и 1853–1859 в Петербурге. В 1862 с семьей вернулся в Тверь.

В Москве сблизился с Аксаковыми, А.С.Хомяковым, М.П.Погодиным, С.П.Шевыревым, а также П.Я.Чаадаевым. В 1840-е годы в Москве у Глинок по понедельникам бывали литературные вечера, на которых читалась мистическая поэма Глинки Таинственная капля (написана в 1840-е годы при участии жены писателя), основанная на древнехристианской легенде о разбойнике, вкусившем в младенчестве каплю молока Богородицы и раскаявшемся при распятии на кресте рядом со Спасителем (опубл. в 1861). В Петербурге «понедельники» Глинок посещали П.А.Вяземский, Н.И.Греч, Ф.П.Толстой и др. В Твери писатель вел активную общественную и благотворительную деятельность, в т.ч. способствовал созданию Тверского музея, вместе с женой реализовал ее давнишний замысел организации «Товарищества доброхотной копейки». С 1875 Глинка – гласный городской Думы.

Увлеченный с середины 1850-х годов спиритизмом, отторгающий «век безверия», «западников», социалистов и нигилистов (жена и единомышленница Глинки была автором ряда антинигилистических произведений), Глинка до конца своих дней оставался верен славянофильским идеям и тоске о патриархальных «дедовских» временах. Среди огромного литературного наследия Глинки (более 800 стихотворений, ок. 200 прозаических сочинений) – Воспоминанье о былом (1861, полная публикация – 1986), кн. Очерки Бородинского сражения (ч. 1–2, 1839), положительно оцененная В.Г.Белинским; стихотворения Тройка («Вот мчится тройка удалая...» (др. вариант – «И мчится тройка удалая...») – часть стихотворения Сон русского на чужбине , 1825), ставшее одной из самых любимых народных песен, Москва («Город чудный, город древний...»).

Глинка Федор Николаевич, биография которого является предметом настоящего обзора, был личностью разносторонней. Он был поэтом, писателем, прозаиком, офицером, публицистом. Его творческое наследие занимает видное место в отечественной литературе 19 века и было высоко оценено Пушкиным, а также рядом современников.

Творчество автора следует рассматривать в контексте эпохи. Федор Николаевич Глинка прожил долгую жизнь, он стал свидетелем и участником крупнейших событий столетия. Его мировоззрение определялось общественно-политической мыслью эпохи, когда образованная часть общества находилась в активном поиске новых идей и направлений. Кроме того, в это время начались дискуссии о путях развития нашей страны и ее сравнение с особенностями западноевропейской истории. Тому много способствовали события указанного времени. Федор Николаевич Глинка родился в царствование Екатерины II, когда Россия заняла место одной из ведущих мировых держав. Он стал очевидцем и участником Отечественной войны 1812 года, а впоследствии - движения декабристов. Все эти события повлияли на мышление интеллигенции 19 века.



Федор Николаевич Глинка родился в 1786 году в нынешней Смоленской области. Он получил кадетское образование и по своей профессии был военным. Он был адъютантом генерала Милорадовича и вместе с русской армией участвовал в крупнейших военных событиях начала столетия. В эти годы наша страна вела войну с наполеоновской Францией, и он принял в ней активное участие. Федор Николаевич Глинка, краткая биография которого включает этот важнейший этап в его жизни, впоследствии издал письма, которые были, по сути, мемуарами о военной кампании начала века. По окончании боевых действий он вышел в отставку, возглавлял дворянское ополчение, путешествовал по разным губерниям.

Когда началась война 1812 года, Федор Николаевич Глинка вернулся на военную службу и вновь стал адъютантом Милорадовича. Он участвовал в самых крупных сражениях этой войны, а также в заграничных походах русской армии. Впоследствии он издал свои воспоминания об этих событиях, которые принесли ему первую литературную известность. Впоследствии он переехал в столицу и поступил на службу в канцелярию ее генерал-губернатора. Однако потом он стал членом декабристских обществ. Глинка Федор Николаевич, биографическая справка о котором включает в себя этот, по сути, переломный этап в его жизни, тем не менее примыкал к умеренному крылу этого движения. Глинка был приверженцем конституционной монархии, поэтому скоро вышел из этих обществ из-за их радикальных взглядов.

После восстания 14 декабря 1825 года Глинка был дважды арестован, просидел три месяца в Петропавловской крепости и по приказу царя был сослан в Петрозаводск под надзор полиции. С этого времени история Петрозаводска тесно связана с именем Федора Глинки.

ЛУНА

Луна прекрасная светила

В тиши лазоревых полей

И ярче золота златила

Главы подкрестные церквей.

А бедный узник за решеткой

Мечтал о божьих чудесах:

Он их читал, как почерк четкий,

И на земле и в небесах.

И в книге тайной прошлой жизни

Он с умиленьем их читал

И с мыслью о святой отчизне

Сидел, терпел - и уповал!

С конца 1826 Федор Николаевич Глинка - советник Олонецкого губернского правления. Карелия нашла в ссыльном поэте-декабристе своего внимательного и преданного художника. В двух поэмах "Дева карельских лесов" и "Карелия или заточение Марфы Ивановны Романовой" он создал поэтический образ Карелии, малоизвестного тогда края. Многочисленные псалмы, элегии, медитации и романсы, написанные им в Петрозаводске, являются одной из самых ярких и самобытных страниц творчества. В Петрозаводске Федор Глинка предпринял первую попытку перевода на русский язык карельских рун.

Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил его творчество, что видно из его переписки с друзьями. Оба поддерживали друг друга в трудных обстоятельствах. Например, когда Александр Сергеевич был сослан, Глинка поддержал его стихотворным обращением. Пушкин, в свою очередь, навещал Федора Николаевича в годы ссылки и способствовал публикации его произведений. Он ценил в его произведениях свежесть мысли и непосредственность стихотворной формы, хотя иногда отмечал некоторую лексическую неточность.

Великодушный гражданин!

А. С. Пушкин Ф. Н. Глинке

Вместе с Жуковским и Гнедичем Пушкин хлопотал о переводе ссыльного Глинки из далекого Петрозаводска в Тверь.
С 1830 Ф. Н. Глинка жил в Твери, с конца 1832 служил в Орловском губернском правлении. В октябре 1834 он вышел в отставку в чине действительного статского советника и поселился в Москве. В 1848-1849 и 1853-1859 годах жил в Петербурге.



В 1840-е годы Глинка сблизился с М. П. Погодиным и его окружением, участвовал в журнале "Москвитянин". В 1862 Глинка с семьей вернулся в Тверь. Вел активную общественную и благотворительную деятельность, способствовал созданию Тверского музея, с 1875 был гласным городской Думы. Федор Николаевич Глинка умер в Твери на 94-м году жизни - 11 (23) февраля 1880 года.

Федор Николаевич Глинка был очень разносторонней личностью. Особое значение имеет его гражданская лирика Федора Глинки . Пожалуй, она была особенно популярна среди его современников. Кроме того, он написал ряд стихотворений, которые впоследствии были положены на музыку и стали популярными народными песнями: «Тройка».


Интересен тот факт, что в вольном пересказе «Песня узника» позднее цитировал Блок в своей поэме.

Федор Николаевич Глинка известен в первую очередь как автор знаменитых "Писем русского офицера", в которых речь шла о воспоминаниях о военных действиях в годы наполеоновских войн. Также ему принадлежит ряд других исторических сочинений, например «Зиновий-Богдан Хмельницкий». Также он писал произведения для народного чтения («Подарок русскому солдату»).

Деятельность Федора Николаевича Глинки следует рассматривать как один из видных этапов в истории отечественной литературы. Показателен тот факт, что он, так же как и многие его современники, посвятил себя сразу нескольким отраслям знаний, занимаясь как литературой, так и естественными науками. Кроме того, он зан имал активную общественно-политическую позицию, хотя примыкал к умеренному крылу и ратовал за сохранение монархии в России и за умеренный характер реформ. Наибольшую популярность приобрела его гражданская активность, что, впрочем, неудивительно: ведь он был участником Отечественной войны, поэтому его патриотические стихи звучали особенно живо и убедительно. Он оставил после себя след и как общественный деятель. Он занимался издательством журналов, был председателем общества любителей российской словесности, членом "Зеленой лампы".



Военная деятельность Глинки совпала со временем активной внешней политики России, что, разумеется, сказалось на тоне его сочинений. Его имя не так широко известно, как другие, тем не менее в свое время это была видная фигура. Его разносторонние интересы и несомненный литературный талант снискали ему широкую известность в образованных кругах российского общества. Глинка Федор Николаевич, собрание сочинений которого переиздавалось и в советское время, занимает видное место в истории не только литературной, но и общественно-политической жизни России 19 века

http://fb.ru/article/248020/russkiy-poet-fedor-nik...orchestvo-i-interesnyie-faktyi


МУЗЫКА МИРОВ

I

Я слышал музыку миров!..

Луна янтарная сияла

Над тучным бархатом лугов;

Качаясь, роща засыпала...

Прозрачный, розовый букет

(То поздний заревой отсвет)

Расцвел на шпице колокольни,

Немел журчащий говор дольний...

Но там, за далью облаков,

Где ходят флотами светилы,

И высь крестят незримо силы,—

Играла музыка миров...

II

Шумел, разлегшись меж садов,

Роскошный город прихотливый,—

На храмах, башнях, ста цветов

Мешались в воздухе отливы;

И этот город суеты,

В осанне дивной исполина,

Сиял в цветах, как грудь павлина,

Как поэтической мечты

Неуловимые творенья...

Неслись, из клокота волненья,

И треск, и говор, и молва.

И вылетавшие слова

Кипели страсти на просторе...

Но был один налетный миг,

Когда смирился и затих

Тот звучный, судорожный город;

Он утонул в минутном сне,

И шум колес, топор и молот

Заснули в общей тишине...

Тогда запело в вышине:

И ангелы заговорили

Про Бога, вечность и любовь;

И, в дальних вихрях светлой пыли,

Я видел, как миры ходили,

И слышал музыку миров...

1830-1840-е

Русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ; брат С. Н. Глинки.


Воспитание получил в первом кадетском корпусе (1798-1803). В 1805-1806 состоял адъютантом при генерале М. А. Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В отставке жил в родовом имении, путешествовал по Смоленской и Тверской губерниям, по Волге, совершил поездку в Киев.

В 1812 опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814. Участвовал в боях при Тарутине, Малом Ярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Бауцене.

Вернувшись в Россию, издал «Письма русского офицера» (Москва, 1815-1816, 2-е изд. Москва, 1870). Эти письма принесли ему литературную известность. В 1816 был переведён в гвардию, в Измайловский полк, с прикомандированием к гвардейскому штабу.

В это время при штабе образовались библиотека и «Общество военных людей», а вскоре начал выходить и «Военный журнал», редактором которого был Глинка. Большое участие он принимал и в «Вольном обществе любителей российской словесности», где состоял то вице-председателем, то председателем. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа: повесть «Лука да Марья» (Санкт-Петербург, 1818), «Подарок русскому солдату» (Санкт-Петербург, 1818), «Зиновий Богдан Хмельницкий» (Санкт-Петербург, 1819).

Совершенное им в 1810-1811 путешествие по России дало ему повод написать «Мечтания на берегах Волги» (Санкт-Петербург, 1821). Участвовал в деятельности тайного декабристского «Союза спасения», затем вместе с М. Ф. Орловым и А. Н. Муравьёвым основал «Союз благоденствия северных рыцарей», но скоро отстал от общества.

Тем не менее, восстание декабристов 14 декабря отразилось и на нем: в 1826 г. он был исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск. Здесь он был определён советником олонецкого губернского правления; в 1830 г. переведен в Тверь, где женился на А. П. Голенищевой-Кутузовой, а в 1832 г. - в Орёл. В 1835 он вышел в отставку и поселился в Москве.

За это время определился и талант Глинки как духовного поэта, талант небольшой, но оригинальный, направление которого, как определил его Белинский, было «художественно и свято».

Творчество

Ещё в 1826 г. он издал «Опыты священной поэзии» (Санкт-Петербург), а в 1839 г. вышли его «Духовные стихотворения». В этих сборниках попадаются очень грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством. Гораздо скучнее его поэма: «Карелия или заточение Марфы Иоанновны Романовой» (Санкт-Петербург, 1830). В 1853 г. Глинка переселился в Санкт-Петербург и в 1854 напечатал известное в свое время патриотическое стихотворение «Ура! На трёх ударим разом», с воинственным направлением.

В петербургский период своей жизни стал интересоваться спиритизмом и впал в мистицизм, к которому имел несомненную наклонность и ранее. Плодом такого настроения были «Иов, свободное подражание книге Иова» и поэма «Таинственная капля» (Б., 1861 и М. 1871), не имеющая художественных достоинств. В 1862 переселился в Тверь, занимался там археологией и принимал участие в общественных делах.

Статьи по теме