Краткая запись задачи и её схематический чертёж. Краткая запись к задаче

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Выберите страницу: список типов задач ↓↓↓ Типы задач в одной таблице Задачи на нахождение суммы - 1 Задачи на нахождение суммы - 2 Задачи на нахождение суммы - 3 Задачи на нахождение остатка Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц -1 Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц -2 Задачи на нахождение неизвестного слагаемого Задачи на разностное сравнение Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

- Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке Количество коробок Всего камней
? к. 3 к. 18 к.

- 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте Количество конвертов Всего приглашений
2 пр. ? к. 8 пр.

- Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег
поровну 3 чел. 60 руб.

- Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

- Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

- В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было - 20 л и 20 л
Выпили - 12 л
Осталось - ? л

- В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м
Израсходовали - 10 м
Осталось - 7 к. по? м

- Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было - ? гр.
Полили - 5 гр. и 3 гр.
Осталось - 4 гр.

- В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было - 33 к.
Посадили - ? кл. по 6 к.
Осталось - 15 к.

- В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было - 12 р.
Пришли - 3 д. и 4 м.
Стало - ? р.

- У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было - 6 н.
Подарил - 2 н.
Купил - 5 н.
Стало - ? н.

- На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

- В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

- На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

Таблица и краткая запись задачи

На этом занятии мы познакомимся с краткой записью задачи в виде таблицы, научимся строить таблицу по условию и требованию задачи.

Вспомним, из чего состоит текст задачи. Текст задачи состоит из условия и требования. Условие - это часть текста задачи, в которой предложены данные (известное). Требование - это часть текста задачи, в которой сформулировано искомое задачи (неизвестное). Краткую запись задачи (условие и требование) можно оформить в виде таблицы.

Рассмотрим такую таблицу.

Эта таблица состоит из двух строк и четырех столбцов. В ней записаны условие и требование задачи. Составим по краткой записи текст задачи: в одном букете - 5 роз, в другом - 9. Сколько роз в двух букетах?

А теперь составим краткую запись в виде таблицы для следующей задачи: в первый день бригада рабочих отремонтировала 2000 метров дороги, во второй день - 1570 м дороги, в третий день - 1400 м. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие за три дня?

Рассмотрим условие. Известно, что бригада работала 3 дня, также известно, сколько метров дороги отремонтировали рабочие за каждый день. Для записи условия нам понадобится 4 столбика таблицы: один для названия единиц измерения расстояния (метры) и три для значений расстояния отремонтированных частей дороги за каждый день работы. Для записи требования задачи добавим еще один столбик. Строк в таблице достаточно двух. В итоге получим:

Давайте запишем кратко в виде таблицы задачу другого вида: на стоянке было 15 грузовых автомобилей, а легковых - в два раза больше. Сколько всего автомобилей было на стоянке?

В задаче говорится об автомобилях. Автомобили грузовые и легковые. Известно, что грузовых автомобилей - 15, а легковых - в 2 раза больше. Нужно узнать, сколько всего автомобилей на стоянке. Для таблицы необходимо 4 столбика и две строки. Заполним таблицу:

Можно записать в таблицу и задачи на разностное сравнение. Например, задача: мальчиков в классе - 13, а девочек - 15. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Запишем в таблицу кратко так:

Краткая запись задачи в виде таблицы помогает подробнее рассмотреть условие и требование задачи, правильно выбрать порядок решения и действия. Таблицу можно чертить с помощью линейки простым карандашом, а можно и от руки на тетрадном листе в клеточку, это очень удобно.

Памятка по оформлению краткой записи к задачам

1 вид. Вариант А

У Вовы было 5 конфет. А у Лены на 2 конфеты больше, чем у Вовы. Сколько конфет у Вовы?

В ова – 5 к.

Л ена - ? к., на 2 к.

5 + 2 = 7 (к.)

Ответ: 7 конфет.

1 вид. Вариант Б

У Ани было 6 воздушных шариков. Стало на 2 шарика меньше. Сколько шариков стало у Ани.

Б ыло – 6 ш.

С тало - ? ш., на 2 ш.

6 – 2 = 4 (ш.)

Ответ: 4 шарика.

2 вид

Варя склеила 5 фонариков для ёлки. Алёна склеила 3 фонарика. Сколько всего фонариков склеили девочки?

В аря – 5 ф. ? ф.

Алёна – 3 ф.

5 + 3 = 8 (ф.)

Ответ: 8 фонариков.

3 вид. Вариант А

В магазине было 7 кукол. Привезли ещё 3. Сколько кукол стало в магазине?

Было – 7 к.

Привезли – 3 к.

Стало - ? к.

7 + 3 = 10 (к.)

Ответ: 10 кукол.

3 вид. Вариант Б.

В магазине было 7 кукол. Продали 3 куклы. Сколько кукол осталось в магазине?

Было – 7 к.

Продали – 3 к.

Ост. - ? к.

7 – 3 = 4 (к.)

Ответ: 4 куклы.

Пояснительная записка

В этом году взяла первый класс и, к сожалению, при выполнении домашних заданий по математике, столкнулась с тем, что не все родители знают о том, как правильно оформить краткую запись к той или иной задаче. А значит, не могут грамотно помочь закрепить материал, изученный в классе. Более того, в большинстве случаев начинают переучивать «на свой лад».

Во избежание подобных ошибок разработали вместе с учениками «памятку для родителей» по правилам оформления краткой записи к задачам разного вида. Идея создания такой памятки ребятам очень понравилась. Поэтапно мы знакомились с новым видом задачи и, соответственно, вносили его в нашу «памятку». На создание её в целом у нас ушло две недели.

Удалось наглядно дать понятие об общих «моментах» оформления, таких как: при сокращении ставить точку, всегда указывать наименование в скобках, писать ответ и др. Далее, пользуюсь «памяткой-шаблоном», ребята с лёгкостью научились отличать одну задачу «по типу оформления» от другой. Хотя раньше, с ходу на слух, это было сделать достаточно сложно.

На первом же родительском собрании мы поделились нашей «памяткой-разработкой» с родителями. Ученики гордились своим творением, а родители были приятно удивлены столь полезной и понятной (как родителям, так и детям!) памяткой.

Очень важно было выработать именно единую систему оформления краткой записи, так как в различных справочных пособиях зачастую встречаются разные типы оформления аналогичных задач. Более того, именно тот момент, что ребята сами разрабатывали эту памятку, сделал её более доступной и понятной для них.

Анализ домашних и самостоятельных работ в течение последующего месяца (после внедрения данных памяток) показал значительный рост качества оформления и решения задач. Так же вырос темп работы над задачей: ребята научились быстро вычленять объекты, устанавливать взаимосвязи и т.п. Вопросы от родителей по данной теме сошлись к нулю.

Уважаемые коллеги (особенно классные руководители 1-ых классов), очень рекомендую вам разработать такую памятку с вашими учениками.

Примечание : для более подробного рассмотрения каждого вида задач к родительскому собранию была подготовлена презентация.

С уважением, учитель начальных классов ГОУ СОШ №378

Старикова Ольга Сергеевна

Слайд 1

Памятка по оформлению краткой записи к задачам (1 класс) Автор разработки учитель начальных классов ГОУ СОШ №378 Старикова Ольга Сергеевна Москва 2011 г.

Методика решения и оформления простых задач в 1 классе

Дидактический материал для начальной школы

Тексты задач

Простые задачи на нахождение суммы
1. Ира прочитала 6 книг, а Петя 3 книги. Сколько всего книг прочитали дети?
2. В вазе лежало 5 груш, положили ещё 4 груши. Сколько груш стало в вазе?
3. На первом окне стояло 2 горшка с цветами, а на втором окне - 7горшков. Сколь- ко горшков с цветами стояло на окнах?
4. В одной квартире живёт 4 человека, а в другой 5 человек, а в третьей столь- ко, сколько в первой и второй вместе. Сколько человек живёт в третьей квартире?

Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
5. В одном доме 7 этажей, а в другом на 3 этажа больше. Сколько этажей во вто-
ром доме?
6. У Вани 8 машин, а у Серёжи на 4 меньше. Сколько машинок у Серёжи?
7. Ане 3 годика, а брат старше на 2 года. Сколько лет брату?

Простые задачи на нахождение остатка
8. На ветке сидели 6 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
9. В пакете 7 яблок. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось в пакете?

Простые задачи на разностное сравнение
10. На ветке сидели 3 синицы и 4 вороны. На сколько больше ворон, чем синиц?
11. На лугу паслось 6 коров и 2 козы. На сколько меньше паслось коз, чем коров?

Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
12. У Оли было 3 мандарина. Когда ей дали ещё несколько, то у неё их стало 5.
Сколько мандаринов дали Оле?
13. На опушке сидело несколько зайцев. Когда к ним прибежали ещё 2 зайца, то их
стало 7. Сколько зайцев сидело на опушке?
14. В гараже стоит 10 автомашин. Сколько грузовых машин в гараже, если легковых
4?

Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
15. В книге 8 страниц. Валя прочитала несколько страниц и осталось 6 страниц.
Сколько страниц прочитала Валя?
16. В автобусе ехало 10 человек. На остановке несколько человек вышло и оста-
лось 6 человек. Сколько человек вышло из автобуса?

Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
17. Диме принесли на день рождения ещё 2 подарка и у него их стало 6.Сколько
подарков уже было у Димы?
18. После того как Миша решил 7 задач, ему осталось решить 3 задачи. Сколько
задач задали решить Миша?

Простые задачи с косвенными вопросами
19. Длина красного отрезка 4 см, что на 2 см меньше длины синего отрезка. Какова
длина синего отрезка?
20. Хозяйка засолила 9 кг огурцов, что на 3 кг больше, чем кабачков. Сколько кг
кабачков засолила хозяйка?

Образцы записи задач в тетрадях





Статьи по теме