Кони клодта на аничковом мосту лицо. Укротитель коней

Аничков мост - одна из известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он расположился между 66 и 68, 39 и 41 домами Невского проспекта. Назван мост в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, батальон которого при Петре Первом дислоцировался за Фонтанкой в старой финской деревушке, прозванной Аничковой слободой.

Деревянный мост

До 1712-1714 годов Фонтанку знали как Безымянного Ерика. Прокладываемый в то время Невский проспект считался одной из важных улиц столицы - в месте, где пути пересекались, требовалась постоянная переправа.

В 1715-м году императором Петром І был издан указ о строительстве моста на Фонтанной реке. Строительные работы завершились в мае 1716-го года. Так появилась деревянная балочная многопролетная переправа на свайных опорах. Мост перекрывал не только сам проток, но и заболоченную пойму. Переправа получилась внушительных размеров (речь идет о ее длине), впрочем, по-другому и быть не могло, ведь сама Фонтанка в ширину достигала 200 метров.

Протяженность моста - 150 метров. Строительством переправы занимался инженерный батальон под командованием Михаила Аничкова.

Еще в эпоху Петра I мост перестраивался. Так, в 1721-м году его расширили, сделали 18 пролетов. Средняя часть стала подъемной, поскольку на тот момент Фонтанная река была очищена и углублена настолько, что по ней даже начали ходить суда.

В 1726-м и 1742-м годах производился капитальный ремонт моста. В 1749-м архитектором Семеном Волковым была построена новая деревянная переправа, которая практически не имела никаких отличий от типовых конструкций тех времен. Согласно одной из версий, мост выполнили без разводных пролетов и укрепили для того, чтобы можно было доставить царю слонов, подаренных иранским шахом.

Если верить другим сведениям, то, согласно чертежу 1750-го года, строительство переправы было ориентировано на простую балочную систему с подъемным пролетом. Устройства, поднимающие среднюю часть моста, выполнили в виде «журавлей». В процессе реконструкции было принято решение о сохранении всех восемнадцати пролетов, отделанных под каменный руст. Ограждением моста служили деревянные балясины, стоящие между тумбами и увенчанные вазами.

До конца 18 столетия Фонтанка считалась границей города, а Аничков мост в Санкт-Петербурге, в свою очередь, - пропускным пунктом.

Каменный мост с башенками

К середине 18 столетия город вышел за пределы своей естественной границы, начали застраиваться пригородные территории. Этим можно объяснить широкую деятельность государственных учреждений Российской империи, которые занимались вопросами планировки и застройки городов, урегулирования небольших рек и каналов.

Согласно проектам Комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга, в 1780-1789-х годах проводились работы по обустройству Фонтанной реки. В этом участвовала специально учрежденная комиссия, которая до 1783 г. находилась под руководством генерала Ф.В. Бауэра. В ходе проведенных работ были построены каменные береговые стены, имеющие спуск к воде, и 7 однотипных мостов из камня с деревянными разводными пролетами посредине и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался с 1783 по 1787 гг. Бытует мнение, что автор этого проекта - известный мостостроитель Франции Ж.Р. Перроне. Но это не подтверждено документально. Переправы школы знаменитого француза продолжали строить до 19 века.

Аничков мост, история создания которого исчисляется десятилетиями, обрел новый вид. Боковые пролеты переправы сделали одинаковыми по величине и перекрыли коробовыми сводами из камня, средний пролет был деревянным и подъемным. Между четырьмя надстроенными башнями протянули тяжелые цепи, при помощи которых и поднимались полотна разводной части.

В 1841-м году на западной стороне переправы появились первые статуи из бронзы: «Юноша, берущий коня под уздцы» и «Конь с идущим юношей». Скульптуры восточного берега были повторением западного, только отлиты они были из гипса, окрашенного под цвет бронзы.

Новые бронзовые кони с литейного двора по приказу Николая I были отправлены в качестве подарка королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Скульптуры до настоящего времени находятся в Берлине. И только в 1844-м году гипсовые статуи заменили новыми, бронзовыми. Правда, простояли они совсем немного. Через пару лет император отблагодарил ими «короля обеих Сицилий» за его гостеприимство.

Копии коней Клодта находились и в Стрельне, в Петергофе, а также в усадьбе Голицыных. И каждый раз их снимали с моста, возвращая на место гипсовые. В 1851-м году мост наконец-то окончательно укомплектовали. Скульптор отказался от повторения прежних статуй. Он принялся за работу над созданием двух новых композиций. Кони еще два раза покидали Аничков мост в Санкт-Петербурге. Во время блокады 1941-го года их сняли и закопали в дворцовом саду, в 2000-м отправили на реставрацию к юбилею города. Всем, кто видел Аничков мост, скульптуры коней запомнятся надолго.

Современная реставрация

В 2007-2008 годах провели реконструкцию одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга (СПб). Аничков мост подвергся капитальному ремонту. В первую очередь занялись устранением трещин в асфальтобетонном покрытии над промежуточными опорами и устоями, также избавились от дефектов вдоль водоотводных лотков и произвели ремонт гидроизоляции. Победила в тендере компания «Пилон», основной сферой деятельности которой последние 10 лет было благоустройство и ремонт набережных Фонтанки. В качестве генерального проектировщика выступило НПО «Ранд».

В ходе реконструкции планировалось заменить наиболее опасные фрагменты арочной кирпичной кладки и переложить 20 рядов свода в зоне, где основная опора приходится на гранитные устои. Также требовалось обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки или сильных морозов.

Эксплуатация моста

При блокаде Ленинграда конные группы закопали на территории Дворца пионеров. Гранитные постаменты были заставлены ящиками с засеянной травой. В результате прямых попаданий взрывных устройств Аничков мост был сильно разрушен. В 1942-м году, 6 ноября, на переправу прилетела бомба весом 250 кг, отчего в Фонтанку упали гранитная тумба и 30 метров решетки, сделанной из чугуна. Тем не менее, на следующий день возобновили трамвайное движение по мосту, а еще через 5 дней завершили работы по восстановлению ограды. Новые части решетки отличаются только клеймом «Лентрублит». Скульптуры животных вернули на мост к 1 мая 1945-го года.

Близлежащие достопримечательности

Вы планируете посетить вторую столицу России и не знаете, что же стоит посмотреть? Как говорилось выше, одной из достопримечательностей считается Аничков мост. Петербург богат различными переправами и удивительными памятниками архитектуры. Недалеко от Аничкова моста находятся Михайловский сад, памятник Чижику-Пыжику, Храм Спаса-на-Крови, Русский музей, Летний сад и Фонтанный дом.

Образовательный центр «Аничков мост»

Местным жителям известно, что не только достопримечательность Петербурга носит название «Аничков мост». Так еще именуется европейский образовательный центр. В нем объединено два творческих коллектива, оба известны не только в России, но и в Европе. Компания работает с детскими дошкольными образовательными учреждениями, воплощая в жизнь методики раннего развития.

Фольклорное имя

У жителей Петербурга хорошее чувство юмора, и они подшучивают над своим городом весьма изящно и элегантно. Так, к примеру, Исаакиевский собор получил название «Чернильницы», памятник Петру Первому - «Медного всадника», а Аничков мост стали называть «Мостом шестнадцати яиц».

Кони Клодта в московской городской среде April 18th, 2018

В Москве тоже есть свои кони Клодта! Скульптуры "Диоскуры, укрощающие коней" в начале Беговой аллеи являются точными копиями знаменитых работ Петра Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Московские "Укротители коней" были выполнены в 1899 году внуком прославленного скульптора (К.А. Клодт, С.М. Волнухин по эскизам П.К. Клодта).

Впервые скульптуры Клодта "Диоскуры, укрощающие коней" появились на питерском Аничковом мосту в 1841 году, причём московские копии на Беговой аллее, копируют первые две скульптуры, смотрящие на Адмиралтейство.

Скульптуры были установлены в начале Беговой аллеи и символизировали центральный въезд к Московскому ипподрому с Петербургского, а ныне Ленинградского, шоссе.

Раньше этот въезд выглядел более торжественно благодаря кованым воротам на пересечении с шоссе. Сами кованые ворота уже давно растворились во времени, а вот скульптуры стоят до сих пор.


Фото: oldmos.ru

Пропали красивые кованые ворота при въезде на Беговую аллею примерно в 1960-е годы, а так выглядел въезд ещё в 1936 году.


Фото: oldmos.ru

Но это не единственное изменение в городском ансамбле этого места. Протесты общественности не помешали снести стадион Юных пионеров и построить многофункциональный жилой комплекс.

И теперь он создаёт свой ритмический фон для правой скульптуры.

Два дома, с которых начинается Беговая аллея и построенные уже в советское время, довольно интересны с архитектурной точки зрения. Справа стоит Дом авиаторов (Беговая улица, 34) - экспериментальный дом на сорока опорах, откуда и другое его название - "дом-сороконожка".

Cамой необычной его деталью является отсутствие первого этажа, вместо которого находятся 40 железобетонных опор. Построен архитектором Андреем Меерсоном в 1978 году как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако был заселен работниками авиационного завода "Знамя Труда".

Строительство дома по первоначальному проекту планировалось на берегу Химкинского водохранилища, недалеко от станции метро "Водный стадион". Но к Олимпиаде футуристический дом было приказано поставить на Беговой, главном въезде в Москву. Вместе с расположением дом утратил от первоначального проекта 3 этажа, которые не стали достраивать по технологическим причинам.

Идея дома-сороконожки во многом связана с работами архитектора Ле Корбюзье. В 1930 году Корбюзье восхищался домом Наркомфина, а с начала 1950-х весь мир взял за образец дом - "Жилую единицу", которую сам Корбюзье построил в Марселе. В Москве "домов на ножках" несколько, но ближе всех к прототипу - дом Андрея Меерсона.


Фото: fondationlecorbusier.fr

Дом близок марсельскому по пропорциям и точно так же поднят на скошенных опорах, несущих следы грубой деревянной опалубки, что тоже очень любил Ле Корбюзье.

С другой стороны Беговой аллеи стоит еще один знаменитый дом - так называемый "Ажурный", выстроенный в 1940 году из крупных блоков по проекту архитекторов А.К. Бурова и Б.Н. Блохина, инженеров А.И. Кучерова и Г.Б. Карманова. Этот дом один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления. С правой стороны габариты дома ограничены Беговой Аллеей, с левой - Скаковой аллеей, тоже ведущей к Московскому ипподрому.

Фасады здания сложены из типовых блоков двух разновидностей: одни, имеющие вид пилястр, покрыты отделкой под серый мрамор с круглыми рельефными медальонами в верхней части, другие, ограждающие пространство лоджий, представляют собой ажурные декоративные решётки. На лицевом фасаде ажурные блоки сгруппированы по два, что обогащает композицию здания. Бо́льшая часть оконных проёмов решена как французские балконы, закрытые в нижней части тонкими, выгнутыми вперёд коваными ограждениями

Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В.А. Фаворского.

Другим сооружением, с которым масштабно и стилистически архитекторы увязали ажурный жилой дом, было здание бывшего ресторана "Яр", перестроенное в конце 1930-х годов под Клуб лётчиков.

Здание клуба также должно было выходить фасадом на проектируемую площадь, в центре которой планировали возвести крупное строение - архитектурную доминанту ансамбля. Этого не случилось, но интересный архитектурный ансамбль всё же сложился.

Каменный Аничков мост – самый любимый и посещаемый романтиками в Санкт-Петербурге. Многие до сих пор уверены, что красивое название мост получил от некой «Анечки». Однако, изучив историю, можно узнать, что он назван в честь инженера Михаила Аничкова, который руководил строительством первой деревянной переправы (прототипом современного моста) в начале далекого XVIII века.

Историческая справка

Первая деревянная переправа на месте нынешнего Аничкова моста была построена по указу Петра I еще в 1716 году. Тогда он стал частью строившегося Невского проспекта и одновременно служил пропускным пунктом, ведь находился на самом краю Санкт-Петербурга.

За несколько десятилетий он неоднократно реставрировался, на нем проводились капитальные работы. Лишь в средине XIX века, когда количество регулярно передвигающихся по мосту телег и экипажей возрастало с огромной скоростью, возникла необходимость расширять и укреплять границы моста.

Что упростить себе работу, управляющий процессом реконструкции генерал-лейтенант А. Д. Готман скомандовал разобрать старые сооружения и построить совершенно новый мост. В короткие сроки, чуть более чем за полгода над Невой появился новый мост. Открытие состоялось зимой 1842 года. Но и на этот раз ошибки, допущенные при строительстве, повлекли за собой деформации. Последней серьезной реконструкцией моста в 1906-1908 годах успешно занялся архитектор П.В. Щусев. С тех пор мост имеет неизменные три пролета разной высоты, облицованные красивым розовым гранитом кирпичные своды и гидроизолированные металлические конструкции.

Интересные факты

Известности и огромному количеству историй, связанных с Аничковым мостом, можно только позавидовать. Самые интересные факты:

  • Когда в 1726 году переправа стала разводной. Ее открывали для прохода судов с высокими мачтами. Но не только для этого. Чтобы волки из ближних лесов не попадали в город, переправу открывали в ночное время.
  • На старых картинах, срисованных с моста. Между пролетами можно увидеть ниши с решетками. Это долговые ямы, в которые попадали злостные неплательщики налогов или картежников. Так было до времен правительства Екатерины II, которая приказала замуровать проемы.
  • Скульптуры коней, которые украшают мост с обеих сторон, во времена войны были закопаны в сквере около Аничкова дворца и только в 1945 году их снова откопали и поставили на прежние места. Таким образом, они сохранили свой вид.

В любое время года, в любое время суток и в любую погоду на Аничковом мосту можно увидеть, как кто-то фотографируется на фоне легендарных бронзовых коней. Привезти домой такой снимок - настолько же обязательная часть туристической программы, как поход в Эрмитаж или подбрасывание монетки над памятником Чижику-Пыжику.

Между тем, мост далеко не сразу обрел свой «открыточный» вид: поначалу он был деревянным, а затем несколько раз перестраивался в камне..

Несуществующая Анечка

«Реставрация» в данном случае - не просто ремонт, а кардинальная перемена облика, которому предшествовала долгая история. Впервые заменить паромное сообщение пешим на этом участке постановил еще Петр I в 1715 году, распорядившись «за Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост».

После деревянной переправы решено было возвести каменную. Фото: Commons.wikimedia.org Деревянное мостостроительство в те годы широко развернулось в Петербурге - переправы появлялись то тут, то там, и никакого сакрального значения их наименованию не придавали. Поскольку наводить мост на Фонтанке подрядили солдат располагавшегося неподалеку адмиралтейского «строительного батальона» под командованием майора Михаила Аничкова, то и мост стали звать «Аничковым» (с ударением на второй слог). Много позже молва породила миф о некой Анечке - безвестной героине туманной любовной истории, связанной не то с архитектором, не то с одним из строителей моста. В народе мост даже какое-то время называли Анечкиным. Но это не более чем красивая легенда. В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось.

Сам Аничков принадлежал к дворянскому роду, корни которого уходят в XIV век. Известно, что после постройки моста он дослужился полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой улице вел Аничков переулок, который сегодня зовется переулком Крылова. А Аничков дворец, построенный здесь в 1740-х годах, был назван просто по близости к одноименному мосту и к роду Аничковых отношения не имел.

Каменный век

На смену деревянной в 1785 году пришла каменная переправа. Прежде нее на реке Фонтанке были построены из камня Прачечный, Пантелеймоновский, Измайловский, Семеновский и Обуховский мосты, мосты Ломоносова и Белинского.

Впрочем, ветшать деревянный мост начал уже в 1720-х годах. Кроме того, он был настолько узким, что два экипажа с трудом могли разъехаться на нем. В 1921 году за его реконструкцию взялся голландец Герман ванн Болес, а воплощал его проект в жизнь Доменико Трезини. «Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъемного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей...», - говорилось в одном из документов того времени.

Благодаря Болесу мост приобрел разводной пролет, открыть который способны были два человека (раньше для прохода судов один из пролетов приходилось разбирать). В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова Аничков мост был перестроен. Одной из причин, по которым его требовалось укрепить, стал подарок императрице от персидского шаха - слоны, которых должны были торжественно провести по Невскому проспекту.

Так выглядел мост в 1830-х годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Пришлось пожертвовать разводным пролетом, зато на въезде появились фонари на деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше современной.

Спустя еще 30 лет всю Фонтанку одели в гранит, а мосты оформили однотипно по проекту француза Перроне. Перестроили и Аничков мост: он стал гранитным, трехпролетным и снова обрел разводной механизм. В начале XIX века каменные парапеты моста были заменены решетками с каменными тумбами в духе оград речных набережных. При въезде на мост установили каменные обелиски с фонарями.

Но к 1839 году стало ясно, что мост хоть и надежен, но слишком узок для разросшегося города. Было принято решение о перестройке, которая и придала мосту его современный вид.

Обретение коней

Проект перестройки моста был составлен инженер-майором Иваном Буттацем при участии инженера Александра Редера и подписан Николаем I в декабре 1840 года, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Работы под надзором директора Путейского института генерал-лейтенанта Андрея Готмана шли споро: уже через три месяца были выложены новые кирпичные арки, своды облицевали розовым гранитом, оставшимся от строительства Исаакиевского собора. Мост соорудили всего за полгода, после чего встал вопрос о его эстетическом оформлении.

Кони Клодта - один из самых известных "открыточных" видов Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org Сначала планировали украсить своды бронзовыми накладками, быки - декоративными вазами, а береговые устои - конными группами. Позже решили ограничиться лишь последними. Петербургский скульптор-анималист Петр Клодт в то время работал над скульптурами ведомых юношами коней, которые должны были украсить пристань на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. В итоге на пристани остались львы и вазы, а коням нашли иное применение: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил их из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке. Их установили на западном берегу реки. С восточной стороны разместились гипсовые копии, выкрашенные под бронзу.

Еще год понадобился Клодту, чтобы создать вторую пару конных групп, но оказаться на Фонтанке им была не судьба: по указанию Николая I фигуры подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и перевезли их в Берлин. Тем временем обер-полицмейстер, следивший за состоянием моста, сообщал, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной». Одна из гипсовых копий настолько обветшала, что у нее отвалился хвост.

Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены лишь 9 октября 1843 года и простояли всего три года - на этот раз их подарили королю Сицилии Фердинанду II и увезли в Неаполь. Клодт увидел в этом знак судьбы и вместо очередных копий решил сделать совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком.

Мост сегодня находится под охраной государства как памятник. Фото: Commons.wikimedia.org / Potekhin

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году, а в 1850 скульптурные группы украсили наконец мост. Четыре образа соответствуют этапам укрощения коня: в первой группе изображен человек с кордой в руках, во второй - попытка коня вырваться на свободу, в третьей - постепенное утверждение воли человека, в четвертой - человек, спокойно идущий рядом с укрощенным конем. Кони третьей и четвертой группы, в отличие от первых, подкованы. Легенда гласит, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»

Еще три пары таких же скульптурных групп позже были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой. Они стали одним из главных символов Петербурга. Об Аничковом мосту писал Александр Блок.

Говорят в культурной столице России всего около 800 мостов, перекинутых через множество рек и речушек, протоков, озер, прудов и искусственных водоемов. За каждым из них закреплена своя история. Но по числу откровенных фактов, красивых историй, легенд, мифов, народных баек и анекдотов, из всего этого огромного количества мостов можно выделить лишь несколько десятков. Среди них есть небольшой, но очень знаменитый Аничков мост.

Находится он на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой. Он запечатлен на многих картинах, открытках, гравюрах. Главной его особенностью являются знаменитые скульптуры «Укротители коней». Это лучшее произведение скульптора П. К. Клодта, доставившее ему мировую славу. Всего «коней» в Санкт-Петербурге около 30 и 11 из них работы скульптора Клодта.

Назван мост в честь инженера-подполковника Михаила Аничкова. Именно его батальонам выпала честь возвести сие сооружение по приказу самого Петра I. Но выдумщикам петербуржцам полюбилось название «Аничкин мост» — естественно никакой Анечки или Ани в родословной сооружения не упоминается, но звучит не менее красиво и загадочно.


Аничков мост в XIX веке

Со временем мост несколько раз перестраивался. В годы перестройки Аничкова моста скульптор Пётр Карлович Клодт, возглавлявший уже тогда академическую литейную мастерскую, работал над одним из проектов художественного оформления пристани на набережной Невы, напротив Академии художеств. Тогда её собирались украсить скульптурными группами коней, ведомых юношами, – наподобие тех, что оформляют въезд на Елисейские поля в Париже.


«Кони Марли» на площади Согласия, Париж

Но планы изменились. На пристани были установлены сфинксы, привезенные в Петербург из древней столицы Египта города Фивы весной 1832 года. Фигуры сфинксов высечены в XIII веке до н. э. Их лица – портретные изображения фараона Аменхотепа III.


Египетский мост, 1896, Фото: F. Krátký

Клодтовские кони оказались вроде бы не у дел. И скульптор предлагает установить своих коней на перестроенном Аничковом мосту.

Осенью 1841 была установлена первая пара коней – на западной стороне моста, со стороны Аничкова дворца, а напротив стояли их гипсовые копии.

Дважды Клодт отливал бронзовые композиции для восточной стороны, и дважды вскоре после установки они снимались с постаментов, чтобы быть подаренными европейским монархам.

Первые копии в 1843 году отправились в Берлин. Это был обмен подарками между родственниками: на прусский престол вступил Фридрих-Вильгельм IV, родной брат принцесс Фредерики-Луизы-Шарлотты, ставшей женой Николая I Александрой Федоровной. Вот они — кони Клодта на первоначальном месте у королевского замка в Берлине. Позже они перенесены в Клейст-парк.


1860 г

А в 1846 кони были сняты с постамента и подарены королю обеих Сицилий Фердинанду II Бурбонскому. Отмечалось 30 лет со времени восстановления королевства обеих Сицилий; однако, говаривали что это скорее знак благодарности: незадолго до этого императрица путешествовала в Италию для поправки здоровья, и неаполитанский тиран устроил ей роскошный прием. Вот они — хорошо знакомые нам бронзовые кони и юноши Клодта у ворот королевского дворца в Неаполе.


Фото: honestlil.livejournal.com

В итоге Клодт отказывается от установки на восточных устоях Аничкова моста копий и решает создать две новые оригинальные композиции, в развитие задуманного сюжета «Укрощение коня». В 1850 году этот грандиозный замысел был полностью завершён.

Публика была в восторге, Николай I — доволен.

Во время церемонии по случаю торжественного открытия моста император, как известно, не отличавшийся изысканностью выражений, с солдатской непосредственностью громогласно заявил, хлопнув скульптора по плечу:

— Ты, Клодт, делаешь лошадей лучше, чем жеребец, — такой сомнительный комплимент гордому французу стоил императору очень дорого, но он об этом уже никогда не узнает. Барон Петр Клодт оказался на редкость злопамятным…

Прошли годы, и именно ему, Клодту, поручают создать статую уже покойного к тому времени императора. Конечно, памятник должен был быть конным. Маэстро великолепно выполнил свою работу: его всадник даже превзошел «медного», ведь конь под Николаем держится лишь на двух точках опоры! Такого до Клодта никто в мире сотворить не мог.


Фото: fiesta.city

Однако вспомнив прежние обиды, скульптор все же отомстил монарху: на шее Николая он написал русское слово из трех букв, которое в России знают все. Эта надпись жива до сих пор. Поверьте на слово — залезать на памятник не нужно.

Вероятно, не только Клодту насолил усопший Николай I. На следующий день после открытия памятника некий остряк подвесил на сгиб передней правой ноги коня доску. На ней яркой краской было написано: «Не догонишь». Надпись поняли все петербуржцы: не будь громады Исаакиевского, Николай смотрел бы в затылок Великому Петру. Недаром позже петербургский фольклор пополнился поговоркой «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Кстати, расправляться с недругами посредством своих скульптур для Петра Ивановича Клодта было не внове. Проходя по Аничкову мосту, еще раз обратите внимание на клодтовских коней: ярый антибонапартист, скульптор в своем духе «уколол» «неистового корсиканца», отчеканив наполеоновский профиль меж ног одной из лошадок. По другой версии — это физиономия любовника жены.

У питерцев в ходу была загадка про Аничков мост: сколько яиц на мосту? Сейчас отвечают — 16, а до 1917 года отвечали — 18, потому что там круглосуточно дежурил городовой. А во времена антиалкогольной компании Горби говорили, что во всём городе есть только 4 непьющих мужика — у них руки заняты, они коней держат.

О скульпторе


Пётр Карлович Клодт

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург.

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Статьи по теме