Как открыть частную школу. Бизнес-план частной школы

свернуть

Частные школы позволяют отойти от стандартов образования и максимально увеличить результативность обучения. Благодаря разработанной методике, ученики таких школ, быстро осваивают представленную программу обучения. Достигается это за счет опыта преподавательской деятельности или уникальных методологических подходов. Результативность многих частных учреждений зависит от персонала. Поэтому хозяева подобных заведений стараются собрать только высококвалифицированный персонал, который способен давать нужный результат.

Имея за плечами опыт преподавательской деятельности, легко понять, как открыть частную школу. Для этого нужно проделать ряд простых действий, которые позволят получить должный результат.

Выбор тематического направления

Качество отечественно образования растет за счет подобных школ. Большинство современных организаций, осуществляют учебный процесс исходя из реалий советского образования. Опытные педагоги понимают, что такой подход крайне неэффективен. Советское образование создавалось для того, чтобы неграмотных людей научить базовым вещам, а именно: читать, писать и считать.

Отсюда и название СОШ (Среднеобразовательная школа), которая должна была всех усреднить и общеобразовать. Этот подход используется и до теперешнего момента. Сегодня развивается культ индивидуальности, в котором личность ребенка рассматривается персонально. А общая популярность образования с каждым годом только растет. Сегодня не модно быть неграмотным. Побеждает тот, кто умнее и лучше осведомлен. Успешное частное учреждение должен иметь свой устав и традиции. Такой подход воспитывает ответственность в человеке.

На западе этот подход используется очень давно. Отечественный рынок образования, только недавно подвергся этим изменениям. Поэтому чтобы обеспечить максимальную результативность обучения, ребенку нужно предоставить право выбора (скорее всего выбор будет за родителями), по какой методике обучаться. Направление занятий, может разделяться на:

  • математические;
  • экономические;
  • гуманитарные.

Это в этом случае, если речь идет о традиционных школах обучения.

Для каждой организации важно обеспечивать результат. Тут главным вопросом, является не помещение и реклама. Здесь важен персонал, методики и стоимость обучения.

Как подобрать персонал

Если хотите, чтобы школа давала качественное образование, то к подбору кадров нужно подходить тщательнее. Предварительно определив и сегментировав процесс обучения, понадобится квалифицированный работник. Каждый должен заниматься своим делом. Совершенно противопоказано преподавателю математики, учить физике. Для каждого направления нужен эксперт, разбирающийся в тонкостях своей деятельности.

Подобрать квалифицированных педагогов поможет конкурсная основа. Основные критерии, подбора персонала, могут быть следующие:

  • общий стаж;
  • обладание опытом ведения занятий;
  • умение заинтересовать ребенка;
  • способность находить общий язык с малышом;
  • уметь работать в коллективе;
  • быть харизматичным и т. д.

Сделав несколько десятков таких собеседований, сможете отобрать высококвалифицированных педагогов.

Методики обучения

Методологические подходы должны дать возможность ребенку сделать выбор. Именно благодаря умению постоянно делать выбор, ребенок станет ответственнее подходить к своей жизни. К юношеским годам у ребенка сформируется привычка принимать ответственность на себя. Такой подход полностью противоречит советской школе, где нас постоянно учили совершенно ненужным нам вещам, объясняя это тем, что в будущем все может пригодиться.

Опыт западных частных организаций показывает, что если ребенка заставить постоянно принимать решения, то на выходе из школы появляется состоявшаяся личность, которая сама решает, что и как ей делать. Здесь есть тонкая грань между неопределенностью и самостоятельным выбором увлечений. В ходе обучения ребенка нужно так заинтересовать будущей его деятельностью, чтобы он даже и думать ни о чем не мог. В идеале желательно предоставить процесс занятий так, чтобы он все делал с горящими глазами. Для того нужны опытные педагоги, способные сильно заинтересовать ребенка.

Методик обучения очень большое количество. Необязательно придумывать свою. Для того чтобы выбрать правильную, пройдитесь по некоторым популярным школам и понаблюдайте за обучающим процессом.

Это позволит приобрести опыт в преподавательской практике.

Фильтрация учеников, создание стимула обучения

В жизни выживает и побеждает только сильнейший. Отставшие и слабые должны будут покинуть школу. Нельзя отчислить слабого ученика, предварительно не сделав все возможное, для улучшения его результатов.

Как и в любой школе, его могли затащить родителя сюда силой. Если у ребенка нет желания учиться и достигать целей, то он будет обузой, тянущей вниз остальных. Для любой школы, ученики – гордость. Если малыш не хочет учиться, то ему не место в данной организации.

Ученики должны всячески заинтересоваться учебным ходом, стараться делать только лучшее, развиваться и быть на одной волне. Любая самодеятельность обязана поощряться. А процесс сближения с детьми не должен лежать только в рамках обучения. Старайтесь всячески поддерживать и сближать учителей и учеников между собой.

Финансовая часть и правовые вопросы

Для открытия своего частного учреждения, нужно:

  • зарегистрировать юр. лицо;
  • найти подходящее помещение, арендовать его и сделать ремонт;
  • составить список необходимого оборудования и приобрести его;
  • сделать рекламу школы;
  • запустить сайт;
  • купить обучающий материал.

Все эти пункты требуют определённых денежных затрат, которые нужны на стадии открытия. В ходе обучения следует платить зарплату своим сотрудникам. Зарплата преподавателя в такой школе, должна быть значительно выше обычной. Любую преподавательскую практику, улучшающую обучающий процесс, следует поощрить.

Основной доход подобного учреждения будет зависеть от:

  • ежемесячной платы учеников за обучение;
  • грантов;
  • членских или вступительных взносов;
  • факультативов и доп. занятий.

Упаковка частной школы

Прежде чем открыть данное учреждение, нужно создать хорошую упаковку. Что это значит? У потенциальных клиентов должно сложиться виденье, что это именно та школа, которой можно доверить своих детей.

Хорошая упаковка этой организации должна включать в себя:

  • кейсы учеников, подтверждающие результативность обучения;
  • конкретные показатели занятий (полное владение английским к 11 классу, знание трех иностранных языков, высокий балл аттестата, развитие лидерских качеств и т. д.);
  • оправданная стоимость обучения;
  • профессиональный преподавательский состав;
  • уникальные и результативные методологические подходы.

Исходя из этих показателей упаковки, нужно оформить сайт, который должен стать основной площадкой, принимающей входящий трафик. Создавать входящий поток трафика следует на начальных этапах. Если все сделаете правильно, то новых клиентов будете получать за счет сарафанного радио.

Таким образом, открытое образовательное учреждение может стать не только источником дохода, но и дополнительной радостью в жизни. Дети, всегда будут приносить радость, если они растут в атмосфере любви и понимания. Любите свою школу и ее учеников. Вместе вы сделаете страну еще лучше.

Обычные государственные школы не всегда могут обеспечить детям подходящее, по мнению родителей, образование. Неудивительно, что в настоящее время развивается Всё больше талантливых педагогов организуют собственные курсы, центры образования и частные школы.

Несмотря на множество трудностей, с которыми приходится сталкивается, новые школы появляются регулярно, а при должной организации и хорошем качестве обучения привлекают инвесторов.

Как открыть частную школу в России? Узнайте в этой статье!

Можно классифицировать частные школы по многим параметрам:

  • классические и элитарные школы;
  • школы неполного пребывания и пансионы;
  • школы, следующие исключительно ФГОС, и осуществляющие “продвинутые” программы;
  • расположенные внутри города и загородные и т.д.

Классическая российская средняя школа

Проще всего рассмотреть “среднюю” школу, которая осуществляет образовательный процесс на территории города, работает в рамках образовательного стандарта, но при этом предоставляет расширенные программы по многим предметам и воспитывающая специфические качества у своих учеников. Например, это может быть городская частная школа с углубленным изучением иностранных языков, экономическая, спортивная школа и т.д.

Средняя наполняемость такой школы – от 100 до 150 учеников, количество учителей – от 5 до 10. Так обеспечивается максимальный охват учащихся при возможности найти индивидуальный подход к каждому ученику.

На какие факторы родители обращают внимание при выборе школы?

  • репутация школы;
  • наличие всех необходимых документов;
  • срок работы школы;
  • квалификация учителей;
  • материально-техническая база;
  • близость к дому;
  • размер платы за обучение;
  • интеграция с вузами.

Основные трудности при открытии собственной частной школы

Руководителю частной школы приходится сталкиваться ко многими трудностями. Знать о них следует, потому что от их решения во многом зависит будущее всего учебного учреждения:

  • С 2010 года частным школам отменили скидки на аренду помещений и льготы при налогообложении. Теперь им приходится платить налог на имущество и на землю, как и любым частным предприятиям. Это привело к удорожанию аренды и, в итоге, к поднятию стоимости образовательных услуг на 30-40%. Сейчас частные школы не платят только НДС, но и в будущем планируется лишение этой льготы.
  • Невозможность свободного расходования средств. Все частные школы в соответствии с законом “Об образовании” должны регистрироваться как некоммерческие образовательные учреждения. Соответственно, они не могут аккумулировать средства на своих счетах, их расходы контролируются отделом образования и При выявлении нецелевых трат налагаются санкции. Именно поэтому инвестирование в частные школы сопряжено с трудностями: инвесторы не могут получить прибыль напрямую, деньгами. С другой стороны, инвестор может повести своего ребенка в школу – и его средства будут инвестициями в развитие малыша.
  • Требования образовательного стандарта. Любая школа, и частная, и государственная, должна выполнять требования ФГОС. То есть и в частной школе нужно преподавать те же предметы, что и в обычной. С другой стороны, родители требуют, чтобы школа реализовала другие, более интересные и разнообразные программы. Нужно найти баланс между требованиями Минобра и желаниями родителей. Если не следовать ФГОС – отзовут лицензию, если не слушать родителей – перестанут водить детей и оплачивать их учебу.

Частная школа с нуля: с чего начать?

Но если будущий руководитель не убоялся перечисленных трудностей, то он может начинать процесс открытия частной школы.

5 основных этапов открытия частной школы

  • Регистрация Как уже говорилось выше, школа должна регистрироваться как некоммерческая организация. Можно регистрироваться и – если руководитель планирует вести все занятия сам или принимать на работу педагогов, но это уже не будет формат полноценной школы. При выборе лучше , то есть доходы минус расходы. Не нужно забывать оформлять нулевую ставку по налогу на прибыль, пока эта льгота предоставляется.
  • Получение лицензии. Без нее вести образовательную деятельность не получится. Ее оформление производится в Обрнадзоре. Как правило, с ее получением проблем не возникает.
  • Получение медицинской лицензии. В школе должен функционировать медкабинет. Если не привлекается действующая медорганизация, то нужно получить в Минздраве медицинскую лицензию.
  • Аккредитация. Она оформляется также в Обрнадзоре, но получить ее можно только после того, как школа профункционирует не менее 5 лет и выпустит не менее 3 потоков, при этом средняя успеваемость учеников составит не менее 50%. Наличие аккредитации позволяет школам выдавать диплом об окончании учебного заведения. Но если у школы нет аккредитации, ничего страшного: выпускные экзамены ученики сдаются в государственных школах по месту жительства.
  • Аттестация. Согласно закону “Об образовании”, педагоги должны каждые 5 лет проходить переаттестацию. Без этого документа учителя придется уволить. А если весь педколлектив окажется неаттестованным, то школу могут лишить лицензии.

Поиск помещения для школы

Помещение лучше подыскать до начала оформления лицензии. Можно даже заключить предварительный договор аренды. Это поможет чиновникам побыстрее выдать лицензию.

Требования к школьным помещениям

Полные требования к помещению для частных школ указаны в СанПиН 2.4.2.2821-10. Основные таковы :

  • здание должно находиться в отдалении от дорог, гаражей, автосервисов и других транспортных объектов;
  • прилегающая территория должна быть минимум на 50% засажена деревьями или кустарниками;
  • обязателен забор по периметру и наличие искусственного освещения;
  • в школу должны быть подведены транспортные пути;
  • должны быть предусмотрены места для спортивной площадки, для зоны отдыха и хозблока;
  • в школе должна учиться только одна смена;
  • высота помещений – не менее 3,6 метров, спортзала – не менее 6;
  • площадь классов должна составлять не менее 2,5 квадратных метров на ученика;
  • если имеются спальни (для пансионов) – не менее 6 квадратов на одного жителя;
  • в школе обязательно должны быть оборудованы: раздевалка, спортзал и медкабинет;
  • раздельные туалеты для мальчиков и девочек должны быть предусмотрены на каждом этаже;
  • требуется соблюсти определенный температурный режим во всех помещениях – от 18 до 22 градусов по Цельсию в зависимости от типа;
  • школа должна быть оборудована средствами пожаротушения, кнопкой “тревожной сигнализации”;
  • для загородных школ – обязательно наличие охраны.

Оборудование для стандартной частной школы

Естественно, что найти и отремонтировать подходящее здание мало. Необходимо завести современное оборудование:

  • качественную мебель, соответствующая санитарным нормам, как минимум: парты, столы, стулья;
  • компьютеры и планшеты;
  • разнообразную оргтехнику;
  • интерактивные доски;
  • химическое оборудование;
  • спортивный инвентарь и т.д.

Школьная инфраструктура

Также следует позаботиться о проведении инфраструктуры:

  • отопления;
  • горячей и холодной воды;
  • электричества;
  • газа (при необходимости);
  • телефонной связи;
  • интернета.

Бизнес-план частной школы

Данные рассчеты применяются для частной школы с 100 обучающимися, расположенной в спальном районе в городе-миллионнике.

Затраты на открытие собственной частной школы

Первоначальные затраты (расчеты даны в рублях):

  • приобретение здания площадью 1500 квадратных метров – от 12 млн.;
  • ремонт и оборудование пришкольной территории – от 3 млн.;
  • закупка парт, стульев, учительских столов, диванов, кроватей и другой мебели – от 1 млн.;
  • закупка учебного оборудования, в том числе спортинвентаря, химических реактивов, физических приборов, интерактивных досок и т.д. – от 3 млн.;
  • закупка компьютеров и оргтехники – от 500 тысяч;
  • оборудование кухни, столовой, медицинского кабинета – от 500 тысяч.

Таким образом, первоначальные затраты составят порядка 17 миллионов рублей. Конечно, можно существенно сэкономить, если не приобретать здание в собственность, однако стоимость аренды может перекрыть всю прибыль.

Ежемесячные расходы на частную школу

  • педколлектива (10 учителей) – от 50 тысяч каждому + налоги (около 15 тысяч) – итого от 650 тысяч;
  • остального персонала (уборщицы, мастера, охранники, повара, медсестра, бухгалтеры и т.д.) – от 500 тысяч в зависимости от количества штатных единиц (просчитывается индивидуально);
  • закупка недостающего оборудования и текущий ремонт – от 500 тысяч;
  • организация горячего 3-разового питания – при расчете от 500 рублей в день на одного ученика, при 5-дневной учебной неделе – от 1 млн.;
  • оплата коммунальных услуг, аренды, средств связи, интернета и т.д. – от 1,5 млн.

Таким образом, ежемесячные затраты составляют минимум 4,15 млн. рублей, или по 41,5 тысяч на одного ученика.


Доходы

Доходы составляют две статьи:

  • ежемесячная родительская плата – при текущих расходах целесообразно взимать не менее 50 тысяч, при этом в реальности ценовой диапазон довольно широк – от 35 до 200 тысяч;
  • вступительный взнос – обычно 200% ежемесячной платы, в данном случае – 100 тысяч.

Следует учесть, что в летний период школа простаивает – при этом необходимость оплачивать коммунальные платежи и аренду остается. Так что под конец учебного года нужно сохранить определенную сумму.

Как повысить доход?

Доходы можно повысить за счет следующих средств:

  • организация дополнительных курсов – они могут оказываться как ученикам школы, так и все желающим – цена одного занятия от 1000 рублей, при средней длине курса в 20 занятий и наполняемости групп в 20 человек доход составит 200 тысяч;
  • организация летнего лагеря – стоимость месяца эквивалентна оплате учебного месяца, возможно некоторое снижение и привлечение не только учеников, но и всех желающих; доход на 1 воспитанника от 50 тысяч, при организации двух отрядов по 20 человек – доход 2 млн.;
  • оказание дополнительных услуг – например, разработка методических пособий, оказание консультационных услуг и т.д.;
  • спонсорская помощь ;
  • субсидии из местного бюджета;
  • выигрыш грантов.

Ежемесячный доход частной школы составляет около 5 млн. рублей плюс 500 тысяч за счет привлечения дополнительных средств. Чистая прибыль: 5,5 млн. – 4,15 млн. = 1,35 млн. в месяц. В год – 16,2. Таким образом, при грамотной организации процесса можно прийти к окупаемости школы уже через год.

Как открыть частную школу: пошаговый алгоритм

Год перед открытием частной школы

  • поиск подходящего помещение, предварительная комплектация педагогического состава.
  • Получение необходимых лицензий и разрешений.
  • проведение ремонтных работ.
  • Закупка необходимого оборудования.
  • Активная реклама, прием первых заявление на обучение.
  • Разработка и утверждение учебных планов.

Первый год

  • Окончательное комплектование педсостава.
  • Привлечение учеников, доведение классов до полной наполняемости (до 20 учащихся).
  • Выход предприятия на самоокупаемость.

Второй год

  • Расширение действующих учебных планов.
  • Оказание дополнительных услуг, проведение курсов и мастер-классов.

Третий год

  • Подготовка одиннадцатиклассников к первому выпуску.
  • Получение и анализ результатов итоговой аттестации (ЕГЭ).

Пятый год

  • Прохождение аттестации.

Шестой год

  • Получение аккредитации.

Как открыть частную школу - готовый бизнес план + рекомендации для получения лицензии + 5 факторов, которые заставят родителей вложить деньги в вашу школу.

Капитальные инвестиции в бизнес: 3 000 000 рублей.
Окупаемость частной школы: от 1 года.

Часто предприниматели задаются вопросом: как открыть частную школу — не только ради создания источника стабильного заработка.

Приводит в эту отрасль, прежде всего, любовь к детям и искренняя отдача образовательному процессу.

Однако даже большой опыт работы в роли директора не дает полноценной подготовки к открытию школы на предпринимательской основе.

Для организации предстоит учесть множество важных моментов, которые мы разберем в данной статье.

Характеристика современных частных школ

На данный момент в частных школах обучается очень малый процент детей.

Самые большие и популярные заведения расположены в больших городах.

По результатам многочисленных опросов, много семей в поселках и маленьких городах хотели бы, чтобы в их области работали также и частные заведения, потому что переезд школьника в другой город несет большие финансовые затраты.

Документы для открытия частной школы

Для приобретения лицензии нужно собрать документы, в списке которых числятся:

  • заявление от частного лица – учредителя, а также ;
  • обращение непосредственно от юр.лица со справкой о постановке на налоговый учет;
  • копия устава, принятого учредителем ООО;
  • свидетельство о том, что данное некоммерческое заведение прошло регистрацию (копия).

Оригиналы документов не нужны, достаточно предъявить копии, заверенные нотариусом.

Перед тем, как регистрироваться на подачу лицензии, нужно иметь четкое представление в бизнес-плане, сколько учеников вы сможете вместить – эти данные учитываются работниками, которые оформляют документы.

Педагогический план школы


В процессе регистрации учебного учреждения, нужно предоставлять план педагогической деятельности с полным списком всех планируемых дисциплин.

Специалисты контролирующих органов, возможно, будут вносить поправки в , если нагрузка на ученика превышает допустимую норму.

Стандартный учебный план предусматривает следующие дисциплины:

  • русский язык и литература;
  • иностранные языки (как правило, английский или немецкий);
  • математика;
  • информатика;
  • физическая культура.

Государственная аккредитация и продвижение


Одним из главных преимуществ любой частной школы является наличие аккредитации, что само по себе является результатом долголетней и успешной работы учебного заведения.

Как только будет пройдена аккредитация, заведение будет числиться в списках лучших частных учреждений области.

Всё больше родителей будут отдавать туда детей на обучение.

Для этого нужно проработать не менее трех лет, и выпустить хотя бы один класс.

Затем Министерство образования Российской Федерации оценит результаты работы и в положительном решении выдаст государственную аккредитацию.

Это важное и неоспоримое доказательство качественной системы обучения.

Чтобы об этом знало как можно больше людей, можно один-два раза в год проводить дни открытых дверей, поощрять учителей к сотрудничеству с научными проектами и регулярно общаться с родителями, спрашивать на волнующие их темы касательно обучения и поведения детей.

Пошаговый бизнес-план частной школы: выбираем помещение

На начальном этапе, когда составляется бизнес-план частной школы, нужно определиться с помещением, которое, в свою очередь, должно пройти все необходимые проверки (СЭС, пожарная инспекция).

В учреждении, где будут учиться дети, также важны столовая, медицинский пункт, помещение для проведения занятий физкультуры.

За пределами здания можно поместить стадион, детскую площадку и лавочки.

Все помещения и объекты должны быть зарегистрированы на хозяина.

На каждое из них заводится отдельный документ, подтверждающий право собственности.

Какое оборудование необходимо?


В частной школе предусматривается множество помещений для учебной деятельности: классы, а также помещения, где ученики будут лечиться, питаться, заниматься физической культурой и проводить свободное время.

В таблице указано, какие расходы следует предусмотреть на закупку оборудования.

Помещение Оборудование Ориентировочная стоимость (руб.)
Итого: от 2 100 000 руб.
Классы Парты, стулья, стол и стул для учителя, доска, шкафы от 300 000
Медпункт Столы, стулья, шкафы, кушетка, медицинские приборы от 200 000
Столовая Столы и стулья, кухонные приборы, холодильники от 900 000
Учительская Столы и стулья, стеллажи, ковры от 100 000
Спортивный зал Канаты, мячи, тренажеры от 500 000
Игровая комната Столы, диван, телевизор, пуфики, подушки от 100 000

Оборудования для проведения занятий, предусмотренных в бизнес-плане, также должны пройти проверку соответствующих специалистов.

Основной персонал


В частной школе должны работать специалисты высшего уровня, с более качественным подходом к плану обучения школьников.

Квалифицированный персонал найти очень сложно, но можно обращаться к сотрудникам государственных заведений – есть вероятность, что кто-то рассмотрит предложения.

Управлять частной школой может человек с педагогическим или другим образованием.

В этом случае важную роль играет тот факт, как быстро он налаживает контакт с учениками и преподавателями.

Кроме учителей в штате также могут работать педагоги для проведения занятий во второй половине дня.

Очень часто дети остаются после уроков на пару часов, и с ними можно проводить различные занятия по музыке и хореографии.

В штате должны также присутствовать бухгалтер, медперсонал, уборщики, персонал для кухни и охрана.

Должность Кол-во Ставка (руб.)
Итого за месяц: 1 460 000 руб.
Директор 1 80 000
Зам. директора 2 60 000
Учителя 20 35 000
Психологи 2 25 000
Охранники 2 30 000
Повара 6 30 000
Уборщицы 4 12 000

Как привлекать родителей стать клиентами частной школы?


Бизнес-план частной школы может успешно выполняться при наличии источника инвестиций.

В основном частные учреждения спонсируются за счет родителей, которые ожидают, что школа будет оснащена всем необходимым, чтобы учеба детей была интересной, насыщенной и успешной.

Это не только четырехразовое питание и туалетные принадлежности, но и классное оборудование, мебель и электронные приборы.

Управление должно быть осведомлено, чего не хватает и какие денежные вложения для этого необходимы.

Чтобы родители вкладывали средства в развитие школы, нужно их мотивировать следующим:

  • участие детей на различных конкурсах и фестивалях;
  • благоустройство территории школы;
  • подготовка детей к олимпиадам;
  • сбалансированное питание;
  • полноценное физическое воспитание.

Родители могут оплатить только 70-80% всех затрат, для финансирования остальных нужд школы необходимо привлечь спонсоров.

Чтобы найти будущего партнера школы, заинтересованного в спонсировании учебного заведения, нужно регулярно посещать выставки различных сфер деятельности, активно общаться с представителями фирм.

Сколько стоит открыть частную школу?


В зависимости от бизнес-плана и количества учеников, которые будут обучаться в частной школе, составляется примерный прайс расходов.

Капитальные вложения

Регулярные вложения

Подробнее об особенностях работы частной школы рассказывает опытный директор данного учебного заведения:

Окупаемость и рентабельность бизнеса частной школы


Все затраты могут окупиться не ранее, чем через год, если рассчитывать, что стоимость годового обучения одного школьника будет составлять около 500 долларов.

Есть несколько дополнительных вариантов получения прибыли, среди них стоит выделить:

  • вступительные взносы для начала обучения в заведении;
  • гранты;
  • платные дополнительные занятия.

Образовательная деятельность – востребованная и необходимая отрасль в нашей жизни.

Очень часто государственные заведения не соответствуют уровню качественного образования и ожиданиям родителей, поэтому всё больше детей начинают учиться в частных школах.

Ответом на вопрос, что нужно чтобы открыть частную школу , будет совет общаться как можно больше со специалистами в сфере обучения, чтобы составить успешный бизнес-план, а в дальнейшем приобрести государственную аккредитацию.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Лола Шурыгина

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.


Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.


Фото: Владислав Шатило / РБК

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».


Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.


Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

Статьи по теме