Место где произошло исцеление гадаринского бесноватого. Толкование евангелия об исцелении гадаринского бесноватого


ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО (Лк. 8: 26-39).

Эпизод с исцелением гадаринского бесноватого, описанный Апостолом и Евангелистом Лукой (8:26-39) , принято считать аналогичным с рассказанными Евангелистами Марком (5: 1-20) и Матфеем (8: 28-34). Единственной трудностью здесь представляется расхождения в названии местности, куда прибыл Господь Иисус Христос: у Луки и Марка «в страну Гадаринскую» (Лк. 8:26;Мк. 5:1) , а у Матфея «в страну Гергесинскую» (8:28), и в количестве бесноватых, так как Матфей упоминает о двух, в то время как Марк и Лука - об одном.

В первом случае предполагают, что Гадары и Гергеса (по названию которых названы одноименные области) были два близко расположенных друг к другу города в пределах Десятиградия 1 . Или, по другой версии, существовала некая гадаринская область, в которой и находился город Гергеса (см. Толковую Библию по ред. Лопухина А. П.). В греческих же текстах эти местности названы прямо противоположно, т. е. в греч. по Лк. И Мк. читаем «страна гергесинская», у Мф. – «гадаринская». Так или иначе, по видимому, это были смежные друг другу области или города, в которых и произошло означенное событие.

По поводу согласования количества бесноватых, то все толкователи единодушно сходятся во мнении, что их действительно могло быть и больше, но один из них был настолько ужасен и свиреп, что Марк и Лука нашли необходимым упомянуть только его.

И вот, Господь отправился в эту область и «встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» (ст. 27) .

Французский поэт XIX века Шарль Пьер Бодлер писал: «Величайшее коварство диавола - убедить нас, что он не существует». В самом деле, лукавому куда легче влиять на человека, оставаясь инкогнито. Бесы вселяются в сердце человека и ведут себя там тихо, человек не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если этот человек отрицает все духовное, само существование бесов: он лишает себя возможности замечать присутствие того, во что не верить. Тем хуже для него. Если человек не хочет знать о бесах, не верит в их существование, для них полная свобода действовать в его сердце, ибо не принимает он мер предосторожности, не борется с ними.

Несмотря на неверие и сомнения некоторых людей, диавол действительно существует, и он личностен. После своего отпадения от Бога он стал Его противником, - слово «сатана» и означает «противник», - и борется с человеком, который потенциально является венцом божественного творения. Будучи отцом лжи, диавол (греч. «клеветник») клевещет на Бога и на все творение Божие, стремясь максимально исказить его или, по крайней мере, представить в искаженном свете в сознании людей.

Что представляет собой человек бесноватый, или одержимый нечистым духом?

Сущность беснования в том, что бесы, получив власть над человеком по попущению Божию, постоянно или временами лишая человека самосознания и подавляя его разум, распоряжаются всем его телом и силами души, причиняя такому бесноватому человеку невероятные мучения от его же собственных действий.

Гадаринский бесноватый находился в крайне тяжелой степени одержимости, так как совсем не носил одежды (см. ст. 27) и бес «долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (ст. 29). Т.е. бес настолько завладел всем составом этого человека, что его приходилось связывать, чтобы он не навредил себе, так как у этого несчастного полностью отсутствовало чувство самосохранения. По его состоянию мы можем оценить, насколько сильно бесы ненавидят все творение Божие, особенно человека, как Его образ и подобие (см. Быт.1:26) , и всячески стремятся погубить его.

Более того, на вопрос Господа об его имени, этот несчастный страдалец отвечает: «легион», и далее поясняется, что означает это имя: «потому что много бесов вошло в него» (ст. 30). В него вселился легион бесов. Легион - это крупная часть древнего римского войска, приблизительно соответствующая современной армии. Армия бесов вселилась в несчастного гадаринского жителя.

«Может кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может. Потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может поместиться их сколько угодно в одном месте – в сердце человеческом» (свт. Лука Войно-Ясенецкий).

Но не всегда одержимость бесами проявляется в такой тяжелой и безобразной форме. Гораздо чаще бывает она в другой форме, так что человек несведущий может и не догадываться, что находится в плену у темных, лукавых духов. «Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50), - человеческая природа повреждена грехом с самого момента рождения. Живя в этом мире, человек со временем, приобретает разного рода греховные наклонности, которые, если с ними не ведется упорная борьба, засоряют сердце и душу человека, так что он зачастую уже не в состоянии отказаться от привычного удовлетворения своих желаний.

Эти проявления могут выражаться в тяжелых зависимостях от пьянства, наркомании, табакокурении, от блудных вожделений и последующих за ними действий, от страсти гнева, в своем развитии выливающейся в неудержимую раздражительность и даже ярость, от исступленной зависти, обиды, необоснованной жадности и т. д. Это формы грубые, их невозможно скрыть от постороннего глаза. Но есть формы пристрастий, изящно замаскированные, о которых и сам человек не думает, как о каком-то зле, а живет «как все»: желание вкусно поесть, поразвлечься, поваляться вечером у телевизора или попусту листать страницы в интернете, посплетничать о соседе или начальствующих и т. п. Все эти страсти, пристрастия, грехи и мелкие грешки окутывают человека липкой и навязчивой паутиной, как сетями, и он становится их столь желанным пленником.

В послании Апостола Петра о диаволе сказано, что он «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8). И он приучает нас и наших детей уживаться и мириться с тьмой через некоторые современные субкультуры - готов, эмо, через всякие хэллоуины, через многие современные фильмы и мультфильмы, в которых зло и перемешано с добром и подается в привлекательной обертке, через безобразные драконоподобные игрушки, даже детские зубные пасты с изображением зеленого веселенького дракончика так и называются «Дракоша», словно в столь прекрасном и разнообразном Божием мире не нашлось более достойного зверька, чтобы порадовать детей.

«Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (ст. 28). Без всяких сомнений это кричал бес, находящийся в человеке, так как последний совершенно утратил способность разума. Как же Господь мучил бесов? Ведь Он совершенно ничего не делал, просто находился рядом.

Уже одно присутствие воплотившегося Сына Божьего жгло и терзало бесов огнем божественной Любви, которого они не выносят. И далее читаем: «ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его» (ст. 29). Господь повелел бесам выйти и отправится, по-видимому, в преисподнюю, в место их обиталища. «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (ст. 31-32). Бесы просят Господа не лишать их возможности действовать в той стране.

Здесь хочется обратить внимание на то, что бесы «умоляют» (ст. 28) и «просят» (ст. 31) Господа сделать то, что им хотелось бы: войти в стадо свиней. Этот момент очень важен для тех людей, которые в трудных обстоятельствах жизни склонны видеть порчу, сглаз, чье-то проклятие, какой-то необъяснимый рок или фатум. Данный эпизод весьма красноречиво свидетельствует о том, что бесы абсолютно ничего не могут сделать без позволения Господа. Никакое зло, болезни и пр. не коснуться нас, если это не будет особым образом попущено Господом для нашего исправления и спасения. В книге Иова сатана выпрашивал для себя праведного Иова у Бога, и действовать он мог только тогда и так, как позволял ему Бог. «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов 1:12) , и далее «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2:6). Несомненно, что Бог попустил праведному Иову такие скорби, потому что знал, что верный раб Его сможет устоять в испытании своей веры и любви к Творцу. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов 2:3). На Тайной вечери Господь, обращаясь к Апостолу Петру, говорит: «…сатана просил (в греческом тексте дословно «вытребовал»), чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31-32) . Сатана просил Господа дать ему позволение колебать, двигать, потрясать, терзать Учеников, как бывает с зернами, просеваемыми чрез решето; но в этом случае Господь не исполнил его просьбу, зная, что Ученики не смогут перенести искушения. Ведь «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Господь бережет нас, как истинный Отец Небесный, несмотря на то, что мы постоянно отворачиваемся от нашего Создателя: «А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк.12:7).

История с гадаринскими свиньями вспоминается в чине оглашения Таинства Крещения. Во втором запрещении священник, адресуясь к диаволу, говорит: «Отступи, познай свою суетную силу, даже над свиньями не имеющую власти: вспомни Повелевшего тебе по твоему прошению войти в стадо свиное». А дальше участники Таинства от слов переходят к делу: отрекаясь «от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его», крещаемый (или восприемник) дует и плюет на сатану в знак презрения к нему, к его бессильной злобе.

Как же нам бороться и где искать помощи от лютой ненависти бесов? Этого несчастного человека исцелил Господь, значит, только в Господе мы сможем обрести облегчение и утешение от мучающих нас страстей и напастей. При этом необходимы и наши собственные усилия. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Итак, Господь позволяет бесам войти в стадо свиней, что они незамедлительно выполняют, тем самым, приводя животных в безумное неистовство, так что свиньи бросаются с высокого обрыва и разбиваются о морские камни. Вот наглядный пример той бесовской злобы, которая непрестанно ищет своего воплощения в любом творении Божием, не успокаиваясь и не останавливаясь ни на секунду, потому что это является сущностью (потребностью) бытия бесов.

Какова же реакция жителей этой страны, когда от пастухов они узнают об исцелении всем известного одержимого бесноватого, наводящего на всех безмолвный ужас? Прежде всего, они «ужаснулись» (ст. 35). У них нет никакой радости о выздоровлении бедного страдальца и ни малейшей благодарности к Богу за Его милосердие, проявленное через этого человека ко все жителям Гадаринской земли. Весь народ «просил Его … удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом» (ст. 37). Произошедшее не вразумило их: они испытали лишь безотчетный ужас и опасение, как бы дальнейшее пребывание Господа у них не принесло им еще больших убытков. Сожаление о потерянных свиньях и страх наказания (ведь свинья у иудеев считается нечистым животным, ее запрещено употреблять в пищу, а если гадаринцы разводили свиней в таком большом количестве, то, очевидно, они нарушали закон) одержало у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от бесноватого, и они попросили Господа уйти.

Так и в вечности – не Бог лишит кого-то Царствия Божия, а сами люди отвергнут его, как отвергли жители Гадаринской земли Господа, Его силу, Его спасение.

Что же касается исцелившегося бесноватого, то он просит у Господа позволения остаться с Ним. Но Господь велит ему отправиться домой и стать некой живой проповедью о Его любви и милосердии. Как передает нам св. Апостол Марк, этот человек начал проповедовать о Господе по всему Десятиградию (Мк. 5:20) и этим подготовил страну к последующей апостольской проповеди и обращению ко Христу в сердцах тех, кто готов был принять эту проповедь.

1. Во время земной жизни Спасителя союз десяти городов, населенный в основном греками и пользующийся особыми правами.

Педагог воскресной школы
Духовно-просветительского центра
при Свято-Ильинском храме
Ия Игоревна Быкова
www.сайт

В 23-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Господь и Святая Церковь предлагают нам историю - и это не притча и не иносказание. Евангелие рассказывает нам о многострадальном человеке, который по попущению Божьему имел такой недуг, как беснование, да и сегодня живут такие люди.

С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Исцеление бесноватого в стране Гадаринской

Тогда приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Иисус на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Лк., 38 зач., 8, 26-39

Проповедь о гадаринском бесноватом

Господь прибыл в страну Гадаринскую (это, если стоять лицом к востоку, с правой стороны на Генисаретском озере есть г.Гадарин, а с левой стороны - Десятиградие, обьединяющее 10 городов в одну область).

"Хотел бы обратить ваше внимание на то, что Спаситель и Творец Вселенной, управляющий всем миром, обращает внимание на одного конкретного страждущего человека. И будто бы оставляя все заботы, Господь переключается на горе одного человека, потому как видит его страдания и которому нужна Его помощь. Насколько же дорог и бесценен каждый человек для Господа! Спаситель дает нам пример, как мы должны относиться к людям, с каким пониманием и состраданием", - подчеркнул митрополит Павел.

И, проходя, Христос зашел в это селение, и встретил Его на берегу один человек - заросший, побитый, худой, страшный на вид, одержимый бесами.

"Мы не знаем за какие грехи Господь попустил ему такие страдания. Может быть, это был родительский грех или деда, прадеда… Потому что грех падает, как свидетельствует Священное Писание, до седьмого поколения, а грех Адама упал на весь человеческий род. Это страшно! А наши грехи падают тоже на всю нашу родословную.

И сегодняшняя Евангельская история нам показывает, насколько большой может быть сила бесовская.

И власть беса начинается тогда, когда человек живет без Бога. И эта власть показана на примере бесноватого, который живет в безумии, не имеет власти над собой, не одевается в одежды, а место жилища его - кладбище, он стал опасен для окружающих, обладая недюжинной силой", - рассказал Владыка Павел.

Но бесноватый, еще издалека увидев Спасителя, подходит не беснуясь, потому как видит в Нем Творца Вселенной Бога. И когда Христос приблизился, и бес увидел Его, устами этого человека вскричал громким голосом, пав пред Иисусом Христом: "Что Тебе до меня, Иисусе, Сын Бога Всевышнего?"

"Эти слова поражают и устрашают каждого человека. Потому что, видя такого человека, который жил в гробах, то есть на кладбище, человека, которого связывали не веревками, а цепями, и он разрывал их - невольно устрашаешься только от его вида. Но увидел многострадальный человек, в котором жил бес, Спасителя и вышел навстречу Ему. И плоть смиренно падает в ноги и просит милосердия. Он устал от такой страшной жизни. А бес, который жил в нем, обращается к Христу, он знает Христа, он свидетельствует о Христе и называет Его: "Иисус Христос, Сын Бога Всевышнего. Не мучь меня!" Эти слова, дорогие братья и сестры, приводят в страшный трепет каждую душу. Потому что бес, который видел и слышал слово о Спасителе мира - Иисусе Христе, он ждал Его прихода. Но вначале было слово, и слово было у Бога. И сотворим человека по образу нашему, и дух носился над бездной, и единым словом Божьего милосердия все это создавалось. Поэтому падший ангел - денница со своими дьяволятами, он знал Христа. Он только не мог понять, в какое время Он придет", - пояснил настоятель лавры.

Святые отцы говорят, что когда было Благовещение Пресвятой Богородицы, Господь поразил беса глухотой. Бес видел, что Архангел Гавриил сходит с небес, видел беседу Архангела с Девой Марией, но о чем они говорят, не мог понять. Поэтому бес тоже знает Священное Писание, в котором сказал пророк Исаия: "се Дева, во чрево приимет и родит Сына".

И бес старался и до сегодняшнего дня старается дев ввергнуть в самое страшное злодеяние - это блуд.

И здесь он увидел Христа Чудотворца, Которому повинуется и смерть, Которому повинуются стихии природы, Которому повинуются и живущие в море, ведь . Рыбы пришли сами для того, чтобы утолить голод и принести какие-то средства для жизни. И здесь бес все видел, будучи на берегу, и поэтому обращается ко Христу, величая Его и зная Его точное призвание и название, говорит: "Сын Бога Всевышнего, умоляю Тебя не мучь меня".

Иисус повелел бесу выйти с человека и спросил: "Как имя тебе?" Тот ответил: "Легион".

"Человек сам уже как бы не существует, за него отвечают бесы. Сколько это легион? Трудно сказать, одни говорят - двенадцать тысяч, другие называют другую цифру, мы не можем точно сказать, но знаем, что это великое-превеликое множество. Мы знаем, как Христос говорил, что Он может просить Отца Небесного и Он предоставит 12 легионов Ангелов… Это весьма много, но никто не скажет точного числа, сколько это было. Итак, в одном человеке - легион бесов! Соответственно, мучения его были страшные. Он бился головой, прыгал с горы, сам себе наносил повреждения… И, как вы видите, бес хранил его. Бесноватый повредился, принес себе увечье, но не разбился, потому что жизнь человека, даже одержимого бесами, все равно в руке Господней", - отметил митрополит.

И бес просит Иисуса, чтобы Он не повелел идти в бездну, которую приготовил сам бес для себя и человека, а человек иногда сам себе готовит бездну, то есть преисподнюю земли - ад. О преисподней нам свидетельствует еще и апостол Павел, у которого сказано, что он слышал неизглаголанные слова и был восхищен до третьего неба, а все живущие в то время сходили в преисподнюю земли, пока Христос не разрушил силу ада.

Нечистые животные

И, как сказано в Евангельской истории, невдалеке паслось большое стадо свиней, и бесы попросили войти в стадо свиное.

"Обратите внимание, что бесы даже не имели права войти в нечистое животное. Почему нечистое? Потому что кто знает историю еврейского народа, Господь повелел, что вкушать и что не вкушать. У чистого животного должен быть раздвоенный копыт, и он должен жевать жвачку, как корова, овца. Но здесь хоть и раздвоенный копыт, но свиньи не жевали жвачки. И они были нечисты. Есть и другое благочестивое и в то же время вразумляющее предание. Я читал это в одной из книжечек-брошюр в свое время в молодости. Иудеи решили посмеяться над Господом. Потому что Он, проходя, учил людей, что нельзя делать того, что не желаешь себе. И иудеи, сами не вкушая свинину, они выращивали и продавали это нечистое животное язычникам, тем самым зарабатывали себе деньги. И хозяин одного двора говорит, что если Он такой ясновидящий, пророк, то должен отгадать его загадку. Он положил под корыто, в котором кушали свиньи, свою жену. И когда Христос вошел во двор, он и говорит: "Если Ты такой пророк, скажи, что под корытом?" Господь отвечает: "Свинья с поросятами". Хозяин говорит: "Вот и не угадал". Открывает, а там свинья с поросятами. Это предание. Но это свидетельствует о том, что не искушай Господа без нужды!" - подчеркнул Владыка Павел.

И в сегодняшней истории бесы просятся, чтобы Он разрешил им войти в животных. И когда Он разрешил, это стадо все взбесилось и бросилось в пучину морскую. Из этого видно, что если нечистоте дать маленькую свободу - вселиться в стадо свиное - эта свобода ведет к погибели, смерти, разрушению.

Услышав это известие от пастухов, что больше нет стада свиного, что свиньи бросились в бездну морскую и уже нет их выгоды, наживы - люди вознегодовали. Они пришли и, увидев все это, не возрадовались тому, что страждущий человек сидит у ног Христа Спасителя и получил исцеление, что этот человек вернется в свой дом, к своей семье. А они наоборот в своем сердце вознегодовали и были в великом шоке и страхе. И попросили Господа, чтобы Он удалился из их селения и чтобы ушел из их окрестности и города.

"А здесь, в этом месте, пусть каждый задаст себе вопрос: а смогу ли я пожертвовать своим благополучием, богатством, всем имуществом, ради здоровья одного человека? Задумайтесь над этим, чтобы не стать подобным гадаринским жителям, прогнавшим Христа! Христос, скорбя об этом, сел в лодку, отпустив этого исцеленного человека домой. Человек, из которого вышли бесы, просил, чтобы быть с Ним, потому что он ощутил в своем теле жизнь. Увидел Того, Кто освободил от страшного мучения. Но Христос повелел, чтобы тот возвратился в свой дом. И человек, освободившись от уз диавола, пошел в свой дом, показавшись священникам, представ перед ними. Потому что Христос всегда говорил, чтобы исцеленные показывались священнику, чтобы он засвидетельствовал их здоровье, а исцеленный проповедовал милосердие Божье, что сотворил ему Бог. Это было по всему миру - прославление Христа. Как мы с вами увидели и видим, как Господь бывает кроток и какие есть люди. Вместо того, чтобы возрадоваться, Его гонят, и Он уходит. Увидев исцеленного человека, они также не возрадовались этой радостью, которую человек получил", - с сожалением отметил митрополит.

Толкование притчи об исцелении бесноватого

"Богатство ослепляет наши глаза. Сегодня настало такое время, что все бесноватые ходят по улицам. И несчастную свою жертву, верующего человека, они оковывают в цепи, всячески издеваясь над ним. Так было тогда, так есть и сейчас. Как разрушают храмы, бьют священников, верующих. Это все те одержимые, у которых "легион", а Господь учит нас кротости, терпению и смирению. Потому что часто мы о чем-то начинаем размышлять, начинаем мудрствовать, забывая о том, что мы боимся беса во всех его видах и всех его направлениях. Но он над человеком не имеет никакой власти, если мы не разрешим ему поселиться в нас! А ведь беснование - это не только буйное поведение. Человек может быть образован, респектабелен, но его ум настолько захвачен бесовской силой, что его действия и поступки повергают в ужас. И на первый взгляд привлекательные речи и показательные дела ведут к погибели не только этого человека, а и всех рядом стоящих, увлеченных этой идеей", - пояснил настоятель лавры.

Что дает возможность бесу поселиться в человеке? Это неверие, кощунство. Это изгнание из своего сердца, своего дома Христа Спасителя. Это нарушение Заповедей Господних, жизнь в невенчанном браке.

"Не исповедуемся, не причащаемся, обманываем, крадем, убиваем, лицемерим, лжесвидетельствуем, делаем расколы… Делаем все то, что вредит человеку, созданию Божьему. И Творец тогда отступает от такого человека, а на человека наступает тот, кому он служит, кто завоевал этого человека, кому он принадлежит - дьявол. А сколько своих дьяволят он приводит к каждому человеку, сколько страстей больших и мелких в человеке сидит - это и зависть, и гордость, злоба, ненависть, жадность, ложь, трусость, сребролюбие, непрощение обид… Список можно долго продолжать. Так и легион будет в каждом человеке, отступившем от Бога", - рассказал настоятель лавры.

15 сентября 2011 года, в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Театральной площади г. Луганска. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня будничный день, но для всех нас это великий праздник. Во-первых, потому, что мы отмечаем память основоположников монашества, которое расцвело в Русской Церкви, — святых преподобных и богоносных отцев наших Антония и Феодосия Киево-Печерских. Кроме того, для нас это праздник еще и потому, что все мы собрались в таком множестве в центре Луганска, чтобы совершить общую молитву Господу.

У каждого есть о чем помолиться Богу. У каждого свои скорби, болезни, переживания — если не за себя, то за близких своих; у каждого свои воздыхания о народе своем, о стране, — ибо жизнь человеческая отмечена не только радостями, но и скорбями. Многие скорби произрастают от наших ошибок, от человеческого коварства, от недоразумений, просто от человеческой глупости. Но есть некий образ мыслей и некие действия, которые нельзя отнести ни за счет человеческих ошибок, ни даже за счет человеческой глупости, но за счет влияния особой силы. Об этой особой темной силе мы слышали сегодня в рядовом евангельском чтении, которое по уставу полагается прочесть в этот день за Божественной литургией.

Многие из вас знают эту евангельскую историю о том, как Господь исцелил гадаринского бесноватого. То был страшный человек. Бес настолько овладел его умом, настолько подавил его внутренние чувства, что он сделался звероподобен, обладал недюжинной физической силой и был опасен для окружающих. Когда опасность становилась очевидной, его заковывали в цепи, но он рвал их, наводя ужас на всю округу. И вот Господь исцеляет его, и взмолились бесы, чтобы Он пощадил их и дал возможность хоть в кого-то вселиться. Тогда Господь, видя пасущееся стадо свиней, разрешил бесам войти в них, и бросилось стадо с крутизны в море и погибло. Этим страшным образом Господь показал — не только жителям заиорданской стороны, но и всем нам — что происходит с человеком, с природой, с миром, когда начинает господствовать дьявол.

Под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение. Бесноватый может быть человеком респектабельным, образованным, воспитанным. Но если его ум захвачен силой бесовской, то все, что он делает и говорит, каким бы привлекательным оно ни было, несет погибель. И мы знаем, что иногда десятки миллионов людей оказывались в плену таких мыслей, которые, в конце концов, приводили их к гибели. Ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми, перемолачивались человеческие судьбы, и кровь лилась рекой, но никому в разгар борьбы за навязанные идеи и в голову не приходило спросить: а не бесноватые ли их навязали? Не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море? Иногда только по прошествии многих лет, выйдя из некоторого оцепенения, народ начинает понимать, что то было беснование — так было много раз в человеческой истории, в том числе и в нашем общем Отечестве, и в иных европейских странах. Бес может войти в человека или в людей, никто от этого не застрахован, и тогда у них появляется сила учить тому, что, в конце концов, превращает массы в свиное стадо, бросающееся с крутизны в море.

Как же уберечься, как же увидеть, что под видом ангела света скрывается дьявол (см. 2 Кор. 11:4)? Какой для этого нужно иметь ум, какую интуицию, какую проницательность — да и хватит ли человеческого ума, интуиции, проницательности, чтобы обладать верным критерием, способным давать человеку возможность отличать добро от зла? Может ли быть человеческим это внутреннее мерило истины и правды?

Сегодня удивительным образом совпали два чтения: Евангелие от Марка про исцеление гадаринского бесноватого, и отрывок из послания апостола Павла к Галатам, из первой главы, где апостол, обращаясь к жителям этого древнего малоазийского города, говорит: «Если мы или даже ангел с неба станет благовествовать вам то, что мы не благовествовали вам, — анафема да будет». И далее: «Если кто-то благовествует вам то, чему вы не научены, — анафема» (см. Гал. 1:8-9). Эта двойная анафема налагается, в том числе, на всех бесноватых, где бы они ни находились и что бы они ни творили, какое бы положение они ни занимали в обществе, государстве или Церкви. И апостол говорит нам, что есть только один критерий, одно мерило истины, налагая который на все — и на светскую философию, и на различного рода вероучения,— можно сохранить истину. Так оно и было на протяжении всей истории — по крайней мере, истории Церкви. Ведь как сотрясали Церковь ересями, расколами, какие только человеческие соблазны ни запускали в оборот, чтобы сбить людей с толку, чтобы разрушить единство Церкви, чтобы посеять семена ереси, чтобы ослабить наследие Божие! И ведь иногда ереси брали верх, иногда и расколы временно, на каких-то территориях побеждали. Но нет ни одной ереси, ни одного раскола, который победил бы за всю двухтысячелетнюю историю Церкви. И происходит это не случайно, а потому что, по слову апостола, Церковь хранит все то, что получила от Христа Спасителя, а если кто-то благовествует иначе — анафема.

Это благовестие Церкви имеет огромное значение не только для ее внутренней жизни, не только для сохранения единства, что тоже очень важно. Благовестие Церкви, вера наша помогают нам разбираться в том, что происходит в мире, нас окружающем, в обществе, помогают отделять добро от зла, помогают внутренней интуицией понимать, где правда. Иногда даже искушенные в политике люди говорят: народ не обманешь. Правильно, не обманешь. Не обманешь православный народ, который причащается Святых Христовых Таин, который хранит веру православную. Многое человек может не знать, но внутренний голос будет подсказывать ему, как вести себя. Внутренняя сила будет ограждать человека от греховных и неправильных поступков. Вот почему Господь и говорит, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16:18), потому что силой Божией изгоняется сила бесовская, силой Божией восполняется немощная сила человеческая. И верующий, преданный Богу человек, обретая эту силу, становится непобедимым.

Мы совершаем Божественную литургию здесь, в Луганске, на Донбасской земле, где люди по том, а иногда и кровью добывали и добывают себе хлеб, где бережно хранят веру православную. Из этого места особым образом прирастает экономическая мощь Украины. И я хотел бы всем вам, мои дорогие братья и сестры, от всего сердца пожелать хранить веру православную, хранить единство Матери-Церкви, помня грозные слова апостола: «Если даже ангел с неба станет благовествовать вам не то, чему вы были научены — анафема да будет!» Держитесь истины веры православной, воспитывайте в ней своих детей и внуков, распространяйте Божественный свет вокруг себя, чтобы изгонялось из рода человеческого всякое беснование, будь то интеллектуальное или же происходящее от злой человеческой воли. Ибо там, где бес, там смерть, там стадо, бросающееся с крутизны в море.

Да хранит Господь землю Луганскую, да хранит Господь каждого из вас, да благословит Он власти ваши право править народом, да благословит Господь Церковь Православную в Украине, хранящую великое Божественное предание, по слову апостола Павла. Верю, что Господь приклонит милость к земле Луганской, ко всей Украине, дарует вам мир, процветание, приклонит Свою милость в ответ на ваши молитвы. Храните веру православную, храните единство Церкви, и милость Божия всегда будет с вами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

15.11.2015г. ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО.

Во имя Отца и Сына и Святаго Дух а

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день наше преимущественное внимание обращено к тому наставлению, которое исходит из евангельского чтения, которое повествует о чуде исцеления гадаринского бесноватого. Вообще, об этом чуде, которое совершил Христос, рассказывают три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. Разница в описании этого чуда состоит только в том, что Матфей говорит о двух гадаринских бесноватых, а Марк и Лука говорят об одном. Критики Священного Писания обращали внимание на это противоречие, в котором видели основание для усомнения в подлинности, достоверности текста евангелистов. Но объясняется это противоречие очень и очень просто. Было бесноватых двое, только один настолько сильно, в ярко выраженной форме страдал этим беснованием, что второй на его фоне был просто кротким агнцем, с которым можно было абсолютно легко справиться, и он не представлял такой угрозы для окружающих людей.

Таким образом, евангелист Лука, повествование которого читалось сегодня, рассказывает об одном этом гадаринском бесноватом. Господь, проплыв в лодке по Галилейскому озеру, прибыл в страну Гадаринскую, где было десять городов, в которых преимущественно жили язычники: Гадары, Гергесы и другие города. И как только Он ступил на берег, этот бесноватый человек вышел навстречу Ему. Этот больной человек представлял собой ужасное зрелище: он не мог носить никакой одежды, его сковывали кузнецы цепями, и он разрывал их как гнилые нитки; весь обросший, страшный. Бесы, которые во множестве обитали в нём, мучили его страшно, так, что он бился о камни, весь был изранен. Жил он в гробах, или в пещерах, в которых евреи хоронили своих усопших, вдали от человеческого общества, потому что рядом с ним находиться было просто опасно для жизни.

Этот человек подошёл ко Христу и вскричал неимоверным, страшным голосом: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня» (Лк.8;28). И у другого евангелиста говорится: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас?» (Мф.8;29).

Что это за упоминание: «прежде времени»? Это упоминание о том, что после Страшного Суда, о котором бесы знают, будет окончательное разделение на праведных и грешников. И ад окончательно и бесповоротно заключит в себе всё демоническое царство и всех людей, которые были подобны им, в жизни творили их волю. Но пока этого нет, мир продолжает своё бытие по милости Божией, злые духи имеют относительную свободу и могут быть не заключаемы окончательно в адской бездне. Поэтому это вопрошание, этот крик бесноватого человека говорит очень о многом. Он говорит о том, что бесы сами страшатся адского огня, не хотят туда идти. «Зачем Ты прежде времени пришёл? ещё нет Твоего страшного Второго пришествия, ещё жизнь продолжается». И не хотят они туда идти.

Мы можем сделать достаточно достоверное, убедительное предположение, как же страшно там, в этих адских глубинах, в адском огне, что даже бесы не хотят там находиться, даже для них эти мучения страшны и чудовищны. Поэтому, обращая внимание на это восклицание злых духов, убоимся, чтобы не попасть туда, в адские мучения.

Продолжая разговор, Господь задаёт вопрос этому человеку: «Как тебе имя?» (Лк.8;30). И этот человек то ли забыл своё имя, то ли настолько был погружён в это тяжкое страдание, в свою болезнь, то ли бесы его опередили и, используя сознание и голосовые связки человека, ответили: «Легион», - потому что много бесов вошло в него» (Лк.8;30).

Что же такое легион? Это числительное, основная организационная единица в армии Римской империи. Легион в римском войске состоял из шести тысяч человек - огромная армия, экипированных по последнему, так сказать, слову техники воинов, бесстрашных римских легионеров. И в этом несчастном обитало порядка шести тысяч злых духов. И поэтому, сила их была неимоверна. Никакими железными цепями невозможно было сковать - он разрывал их, как тонкие гнилые верёвки.

Дорогие братия и сестры. Серафим Саровский на вопрос о силе бесов говорил простому народу, что самый нижайший, малейших из них, из этого демонического царства, может один уничтожить весь мир, причём, без малейшего усилия, одним коготком своим может уничтожить и перевернуть весь мир.

Если один самый ничтожный бесёночек обладает такой колоссальной силой, способной погубить мир, то какой же силой обладали эти шесть тысяч бесов, великое множество, которые обладали этим несчастным человеком?

Конечно, дорогие братия и сестры, есть особые причины беснования, и есть разные формы этого беснования. В той или иной степени мы все с вами бесноватые, потому что все находимся под воздействием злых сил. Они везде вокруг нас, как воздух, окружают и воздействуют на нашу жизнь, влагают в наше сознание свои страшные мысли, маскируясь под естественные мыслительные способности самого человека. Если эти мысли соединены с грехом, если они ужасны, мерзки, нечисты, кощунственны - то это бесы авторы этих мыслей, которые они влагают в наше сознание как приманку, чтобы мы заглотили её и согласились с этой мыслью. И тогда она становится уже греховным произволением, помыслом уже, который вменяется человеку в грех. Мы на эти свои мерзкие мысли вообще не обращаем ни малейшего внимания. К исповеди мы приносим, в лучшем случае, лишь одни грехи, проступки, действия, а о мыслях и не думаем. А святые отцы говорят, что с того момента, когда хоть на краткое мгновение ты вошёл в беседу с этой мыслью, она уже становится твоей. Ты уже на секунду задержал её в твоём сознании, вошёл в диалог с этой мыслью, и бесы радуются и торжествуют, уже человек согрешил в своих мыслях. И этот грех ведом только им и Богу, но абсолютно он ещё не совершён никоим образом, и людям неизвестен в этой жизни. Любые страшные грехи, которые далее перерастают в преступления, тоже начинаются с греховных мыслей.

Беснование бывает разным. Бывают страшные формы этого беснования, когда бесы по особому произволению Божию вселяются в самого человека, то есть не извне только искушают его, но вселяются в его тело и могут пребывать в любом месте, в любой точке, в любом органе нашего тела. Обычно пребывают в тех местах нашего тела, которые могут быть особо связаны с совершением греха.

Это беснование, это неотлучное пребывание бесов в человеке происходит по-разному. Иногда человек долгие годы сам не осознаёт, что он подвержен такой страшной духовной болезни. Бывает неожиданным ужасным открытием для человека, когда он приедет в тот или иной монастырь и при соприкосновении с какой-либо святыней, с мощами, во время причащения Святых Христовых Таин что-то страшное ему открывается: либо он не может прикоснуться к святыне, либо начинает кричать страшным, нечеловеческим голосом, либо обретается какая-то страшная сила, которая отводит человека от святыни, либо начинаются конвульсии какие-то, которые маскируются под эпилепсию. И так далее...

Многие из Вас видели эти признаки открытого беснования. Мы с вами посещали многие монастыри: Почаевскую и Киево-Печерскую лавры, Псково-Печерский монастырь в прежние годы, когда там отчитывал бесноватых отец Адриан; в Троице-Сергиевой лавре отец Герман многие десятки лет несёт это ответственное послушание. Если приходилось вам быть на этих отчитках, то зрелище это страшное. Человек не понимает, то ли в зоопарк попал, то ли куда ещё - мороз по коже. И бесы интересно ведут себя. Иногда они начинают обличать грехи рядом стоящих. И ты оказываешься как на Страшном Суде: думаешь, такой беленький и пушистый, такой хорошенький, вписываешься в рамки морали ХХI-го века. А бесы говорят о всём тайном, да на весь народ, что ты творил - ты там изменял, ты блудил, ты воровал, ты хотел это сделать, да время и часу Господь не дал и так далее...

Это особенно интересно было, именно такое обличение бесами рядом стоящих людей при жизни отца Валентина Мордасова, когда он служил ещё до Камно в Старом Изборске. Бедные бабушки колхозные даже ходить туда боялись, потому что, как придут, а бесы всю их жизнь открывают: как с колхозных полей воровали, с кем жили и так далее. Поёт, например, бабуля на клиросе Херувимскую песнь, а после таких обличений хоть стой, хоть падай, хоть выбегай от стыда. А там факты с именами, да с годами, да с фамилиями, да со всеми действующими лицами. Не дай Бог.

Но лучше, дорогие братия и сестры, чтобы всё-таки здесь грехи наши обличались, лишь бы Господь на том свете помиловал.

Это вселение бесов в человека, ещё раз хотелось бы отметить, чаще всего бывает наказанием Божиим за грехи: грехи долгие, страсти, в которых на долгие годы погрязает человек. Святые отцы свидетельствуют, что бесы особенно любят блудные грехи и блудников. Когда человек творит эти грехи, есть все основания для того, что бесы имеют абсолютно свободный доступ и в душу, и сердце, и в тело этого человека. Поэтому очень страшно и опасно намеренно и осознанно грешить и пребывать в этих нераскаянных грехах.

А это исповедание Божества Христа очень интересно. Оно было необходимо для наставления в вере апостолов. Однажды, когда Господь остался помолиться на берегу, апостолы ночью переплывали в лодке Галилейское озеро и попали в страшную бурю. Лодку било волнами, ветер был противный, и апостолы испугались. И Господь пошёл, желая спасти их, по водам, ночью, по бушующему озеру Галилейскому. И тогда именно Пётр вскричал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14;28). И Господь сказал: «иди». И когда взор Петра был устремлён на Христа, он шёл по воде, как по суше. А потом, отведя свой взор от Господа, Источника жизни, он стал тонуть и услышал упрёк Христа: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14;31).

Когда апостолы не могли признать во Христе Бога-Вседержителя, то бесы исповедовали, бесы подсказывали апостолам, что Сын Божий пришёл, и бесы знают во Христе Бога, и трепещут Его силы и власти. Поэтому они просили Его: «если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф.8;30). Это стадо, голов около двух тысяч, паслось рядом. Не каждая современная свиноферма в наших пределах может похвалиться таким великим множеством свиней. И Господь позволил им: «Идите». И всё это свиное стадо взбесилось мгновенно, бросилось с крутизны в озеро, и все свиньи потонули. Бесов-то было более шести тысяч, а свиней всего-навсего две тысячи. Так может, разодрались «бедные» злые духи? Для них же великое счастье прибывать в ком-то, в каком-то организме; если в человеке нельзя, так хотя бы в скотине, чтобы хоть кого-то мучить. Это их реализация зла.

Эту погибель свиней Господь допустил намеренно. Для чего? Чтобы показать, какое разрушающее, страшное воздействие они оказывают, к чему стремятся злые духи: погубить, уничтожить. Чтобы мы с Вами, вспоминая об этом чуде, ужасались и боялись идти на компромисс, на союз, на контакт с дьяволом. А когда мы идём с Вами на этот контакт? Идём намеренно, когда совершаем те или иные грехи; когда ведём своих детей к бабкам: то грыжу заговорить, то, чтобы спал хорошо, то ещё при каких то болезнях; то, когда муж ушёл, а вернуть хочется - всё-таки богатенький был; то загулял кто-то, или жена, или муж; то денежек не хватает, на удачу, на деньги и так далее...

Человек идёт и думает, что это вещи малозначимые, безразличные - заплатил, и всё состоится. А бесы через это получают возможность, получают право владеть душой этого человека. И очень страшные бывают последствия. Никогда бесы не способны сотворить никакое добро, никакую болезнь исцелить - ничего они не способны и никогда не будут этого делать. Потому что у них задачи другие: физически, нравственно уничтожить и до ада низвести, и чтобы люди погибли в этих адских глубинах.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем очень осторожно и трепетно относиться к возможному столкновению с этими злыми духами по собственному произволению, потому что бесследно это никогда не проходит. И душу потом надо вымолить снова, чтобы Господь, Божественная благодать могла касаться этой души, предавшей Бога.

Грехи обращения к бабкам могут иметь страшные последствия. Характерным из них является абсолютное безволие человека. Например, младенчика отвели к бабке грыжу заговорить, или ещё что-нибудь. А потом смотришь - спустя сорок или пятьдесят лет вырастает пьяница или наркоман. Спрашиваешь: «А что, в детстве к бабке водили»? - «Да». Происходит парализация воли человеческой, когда ничему не может противостоять человек. Это является одним из характерных последствий продажи души дьяволу. Несмотря на то, что грех-то мамочкин или бабушкин, что она ведёт ребёночка, а воздействие оказывается на самого ребёнка или на любого человека, который по доброй воле туда приходит.

Будем бояться даже этих мыслей, как огня геенского.

Дорогие братия и сестры. Это Евангелие об исцелении гадаринского бесноватого сегодня для нашего назидания предлагается Церковью, чтобы мы боялись злых духов, чтобы жили с Господом. А кто с Богом - для того ничего не страшно в этом мире. Бесы действуют над теми, кто сам этого хочет, а над теми, кто с Господом живёт и кто Его всесильную помощь призывает, они ничего не могут сделать. Даже, чтобы войти в свиней, они просили позволение у Господа. Они сами-то не могут ничего сделать без Божиего допущения.

Поэтому будем укоренять жизнь свою в Боге, веру укреплять, чтобы нам не быть подверженным этому страшному, демоническому влиянию, от которого да избавит всех нас Господь.

Аминь.

Статьи по теме