Конспект фронтального занятия "звук и буква л". Конспект занятия «Звук Л

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • уточнить артикуляцию звука л;
  • учить правильно произносить звук л в слогах, словах;
  • учить соотносить звук с буквой;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать грамматический строй речи через словообразование, словоизменение;
  • активизировать словарь по теме: «дикие животные»;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке;

Оборудование: картинки-символы гласных звуков, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы, бусинки, презентация.

Музыка используемая на логопедическом занятии

ПЛАН И ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Деятельность учителя

деятельность учеников

Орг.момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Настрой на урок.

Психологический настрой

Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип!
Здравствуйте, малышки!
Всем привет!

Выполняют движения под музыку

Как называется наш урок?
- Скажем правило нашего урока:
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Логопедия

Подготовительный этап 1. (Коррекция временных представлений)

Посмотрите на картинки и отгадайте загадку.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …

Сейчас какое время года?
-До зимы была …
- После зимы будет …

Назовите зимние месяцы.
-Сейчас какой месяц идет?
- Был..
- Будет …
- Назовите дни недели.
- Сегодня какой день недели?
-Вчера была …
- Завтра будет …
- Скажем какое сегодня число.

Зима
Осень
Весна

Декабрь, январь, февраль

2. Речевая гимнастика

Для того, чтобы четко, внятно говорить, мы учим чистоговорки. Для этого надо подготовить дыхание, голос.
а) Упр. «Сдуй снежинку с варежки»
б) пропеть гласные
в) чистоговорка
Снег идет, снег идет,
Скоро лес весь заметет.



3. Пальчиковая гимнастика

Наши ручки замерзают.
Поиграем - ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Чтобы пальчики согреть,
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем - разжимаем!

Кулачки крепко прижать друг к другу.
Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.
Греем руки круговыми движениями,
сжимаем и разжимаем кулачки.

Сообщение темы

Отгадайте загадки.
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук»?

В дупле живет
Да орешки грызет.

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость.
Хмурый и сердитый …

Какой звук повторяется во всех словах?
- Тема сегодня нашего урока Звук и буква л.
- Где живут лось, белка, дятел?
Жители леса приглашают нас в лес, чтобы вы лучше научились говорить звук л и запомнили эту букву, а для этого они приготовили вам задания и если вы справитесь с заданиями, то жители леса подарят вам корзинку с сюрпризом.
- Принимаем приглашение?

Лось
Л

Работа по теме.
Работа с звуком.

Лес далеко. На чем полетим в лес?
- Как гудит самолет? (вместе, индив.)
- Какой звук произносили?

На самолете
Л-л-л

Характеристика звука

Дадим характеристику звуку л.
- Гласный или согласный? Почему?
- Губы - открыты
- Язык - вверху, за верхними зубами
- Голос - работает, звук л звонкий.

Развитие фонематического слуха

Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите как здесь красиво.
- Какое время года?
- Зимой в лесу тихи и спокойно, только слышны различные звуки. Среди них должны услышать наш звук л.
Когда услышите, хлопните в ладоши.
а) среди звуков: а, л, м, з, л, ш, р, у, л, э, м, л.

б) хлопнуть на слог со звуком л: ал, на, до, лы, ам, ох, ло, ум, са, лу.
-Рефлексия (Какой звук учились слушать?)

Вокруг снегн лежит да мороз трещит. Чтоб нам не замерзнуть надо подвигаться.
Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
- С каким звуком произносили слоги?

Хлопки перед собой
Хлопки над головой
Хлопки вытянутыми вперед руками

Работа с буквой.

Ребята, звук л обозначается буквой л.
а) Посмотри - ка ножки
Шагают по дорожке,
Букве л на ножки
Не нужны сапожки.
б) Выложить из бусин букву л

На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с бусинами.

Ой, ребята, смотрите чьи-то следы.
- Как вы думаете, кто их оставил?
(Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой,
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый…)
Это не простые следы, а с буквой л. Выложите дорожку с правильной буквой л.

Физминутка

Давайте отправимся с вами дальше, а чтоб не замерзнуть, разомнёмся немножко.
Вот так холод, вот мороз,
Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.
Чтоб согреть его скорей, надо потереть сильней.
Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.
Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.
Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять, стали замерзать.
Крепче стал мороз никак, мёрзнем стоя так,
Мёрзнем стоя так.
Нам пора бежать бегом. Нам нельзя идти пешком.
Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.
Чтобы ручки согревать,
Будем мы махать. Будем мы махать.
И в ладошки будем бить. И локтями шевелить.
И в ладошки будем бить, локтями шевелить.

Установление связи звука с буквой

Посмотрите, орехи лежат. Кто же их мог потерять?
Давайте для белочки соберем орехи. Если в названии картинки есть звук л, то соединяете с буквой л.
- Какие орешки собрали?

Коррекция грамматического строя (работа по словообразованию и словоизменению)

Продолжим наше путешествие по зимнему лесу.
- Пойдем по тропинке и прочитаем слоги.

Мы вышли с вами на полянку. Посмотрите, мамы растеряли своих детишек. Нужно им помочь. Соедините стрелками маму и детеныша.

Вместе называем
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Лось-лосенок-лосята
Лиса-лисенок-лисята

Звери очень любят играть, давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Один-много»

ал,ол,ул,ыл
ла, ло, лу, лы
Егор: лапа

в тетрадях соединяют, потом вместе называем

Работа с письменной буквой

Ребята, жители леса приготовили для нас еще одно задание, чтоб мы потренировались писать букву л.
Письменная л состоит из двух элементов. Палочка с закруглением внизу влево, палочка с закруглением внизу вправо.

Письмо буквы л на кальке., затем в тетради
Егор: собрать рассыпанные слоги, прочитать, записать;
Алеша: прочитать слово, выбрать картинку, записать по образцу;

Итог

Мы отлично справились с заданиями, лесные жители оставили нам корзинку с сюрпризом. Теперь нам пора возвращаться домой. Полетели.
- Куда мы летали?
- Какой звук слушали и произносили?
- какую букву учили?
- Каких зверей и птиц встречали?

В лес
л


Используемые литература и источники:

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М.: Просвещение, 1997. - 239с.
  2. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.-Спб.: КАРО, 2009г.
  3. Железнова Е. Аэробика для малышей. CD4.
  4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой рече-вого развития. —— СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
  5. Интернет ресурсы.

Цель занятия: формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л.

Задачи:

  • формирование умения слитного осознанного чтения
  • развитие фонематического слуха
  • развитие элементов логического мышления.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный.

Дидактическое обеспечение : иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, дидактическая тетрадь, доска, мел.

Ход занятия.

1. Орг. момент (хлопки на внимание).

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слоговой таблицы.

СА МА ХА РА ША

СО МО ХО РО ШО

СУ МУ ХУ РУ ШУ

СЫ МЫ ХЫ РЫ ШУ

2. Послушай слова, запиши в кружочках только гласные из этих слов.

(лук, сок, сын, мак)

Алфавит продолжит наш,

Буква Л - лесной шалаш.

Л – гласный или согласный, почему вы решили, что он согласный?

Звонкий или глухой?

3. Найди букву Л, обведи её (дети на своих листочках обводят букву Л)

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А

4. Письмо буквы Л в индивидуальных листочках

5. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

6. «Путалки»

7. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

8. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

9. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

10. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

(Дети записывают слово на индивидуальных листочках.)

Если в слове больше одной гласной, то одну из них мы произносим сильнее, выделяем голосом. Такая гласная называется ударной. Ударение ставится сверху, вот так:


Подели на слоги слова из 9 задания, поставь ударение.

11. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

12. Спиши предложение. С какой буквы пишем начало предложения? (с большой)

Что оставляем между словами? (две клетки)

Что ставим в конце предложения? (точку)

У мамы мыло .

(Запись предложения на индивидуальных листочках.)

13. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Са ши шар.

У Шу ры мы ло.

У со ма у сы. У о сы у сы.

Лист индивидуальной работы ребенка.

2. Найди букву Л, обведи её.

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А Л

3. Напиши букву Л

4. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

5. «Путалки»

ЛА – ЛО - ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА - ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

6. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

7. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

8. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

9.. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

10. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].

Цели:

  • Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];
  • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
  • Преобразование слогов, слов;
  • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
  • Знакомство с буквой Л;
  • Анализ и синтез слов ШКОЛА;
  • Выкладывание слов из букв по следам анализа;
  • Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;
  • Чтение слогов, слов;
  • Развитие внимания, памяти.

I. Оргмомент:

1. Эмоциональный настрой. Игра-пожелание «Удачи тебе!». Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

— Желаю (соприкасаются большими пальцами)

— успеха (указательными)

— большого (средними)

— во всём (безымянными)

— и везде (мизинцами).

— Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков ( с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2. Дифференциация звуков. На улице Хорошо слышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок — синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот». Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК — …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

МЕЛ — …МЕЛЬ ПЫЛ — …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9). Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11).

Чтение стих.:

На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12). Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13). На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

VIII. Итог. Прохорова С.П. учитель-логопед.

  • Анна Голубева
    Конспект занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л, л»

    Звуки [л], [л’]. Буква Л л.

    I. Организационный момент.

    «Скажи наоборот»

    Высокий – низкий

    Широкий – узкий

    Грустный – весёлый

    Трусливый – смелый

    Добрый – злой

    Большой – маленький

    Теплый – холодный

    Короткий – длинный

    Правый – левый

    Черный – белый

    Старый – молодой

    Тяжелый – легкий

    Здоровый – больной

    II. Основная часть.

    1. «Отгадай загадки» (Определение позиции звуков л ль в словах; характеристика звуков)

    Не умеет он смеяться,

    И не любит раздеваться.

    Кто с него кафтан снимает,

    Слёзы часто проливает.

    С веточки на веточку

    Прыгает, резвится,

    Ловкая, проворная,

    А не птица.

    Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой -

    Все равно он будет мой!

    Л: Какой одинаковый звук слышится во всех отгадках? Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый). Где находится звук Л в первой отгадке? И т. д.

    Самый кислый в мире фрукт

    Так не зря его зовут

    Витаминов полон он

    Это желтенький.

    Бусы красные висят,

    Из кустов на нас глядят.

    Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи.

    Отдельно - я не так вкусна,

    Но в пище - каждому нужна.

    Л: Какой одинаковый звук слышится во всех отгадках? Какой это звук? (согласный, звонкий, мягкий). Где находится звук ЛЬ в первой отгадке? И т. д.

    Л: Ребята сравним два звука. Они оба какие? (Оба согласные, звонкие, НО звук л – твердый, а звук ль – мягкий.)

    2. «Речевая зарядка» (Замени твердый звук на мягкий)

    3. Работа с буквой Л.

    Ребята звуки л ль мы обозначаем буквой Л. Если звуки согласные, значит и буква согласная.

    4. «Волшебная дорожка» (чтение слов, слогов).

    Помогите ласточке долететь до своего гнездышка. Для этого прочитаем слоги и слова на дорожке из облаков.

    5. Физминутка.

    Рано утром, на рассвете произносят, вытягивая губы трубочкой,

    Шу-шу-шу, шу-шу-шу, потирают ладони возле ушей.

    То ли аист, то ли ветер, те же движения

    Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

    Пролетел среди берез глиссандо вверх

    А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а! с постепенным крещендо, руки вверх.

    Новость свежую принес! глиссандо вниз, руки вниз.

    А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а! с постепенным диминуэндо

    И сейчас же слухи, слухи…

    З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з! зудящий звук со сжатыми зубами,

    Зажужжали словно мухи…

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

    Пробежал по лесу гул… слог произносят на сильном, коротком

    Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! выдохе.

    Тут спросонок лес вздохнул

    Уф-уф-уф! Уф-уф-уф! сильный короткий выдох

    И посыпалась роса…

    Динь-динь-динь-динь!

    6. «Предложение рассыпалось»

    Алла, молоко, пить.

    Зубы, заболеть, у, Лена.

    Пластилин, из, лепить, Лёня.

    Лебеди, над, летать, лесом.

    Тюльпаны, лейка, Мила, поливать, из.

    Клава, лес, видеть, лиса, в.

    7. Звукобуквенный анализ слова ЛИСА.

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Пушистый хвост-краса.

    Кто же это?.

    8. Анализ предложения. Работа в кассах.

    Купить, Лида, лук.

    Л: Ребята, я сказала предложение? Исправьте предложение. (Лида купила лук.)

    Сколько слов в предложении?

    Какое первое слово? второе? третье?

    Выложите схему предложения.

    А теперь составьте, это предложение в кассах.

    III. Итог занятия.

    Публикации по теме:

    Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.

    Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С». НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С» Составила: учитель-логопед Тарасова И. Г. Цель: - учить детей.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

    Конспект занятия «Звуки [Н]-[Н′], буква Н. Научим Незнайку». Цель: познакомить с буквой Н Задачи: выделение звука [Н] из ряда звуков, слогов, слов; дифференциация звуков по твердости-мягкости; закрепление.

    Конспект занятия «Звуки [в], [в’], буква В» Тема «Звуки [в], [в"] и буква В» Цели: 1) учить чётко произносить звуки [в], [в"] изолированно, в слогах, словах, предложениях; 2) дифференциация.

    Непосредственная образовательная деятельность «Звуки [Н]-[Н’]. Буква Н» НОД. Тема: Звуки Н-Нь, буква Н. Цели:1. Правильное произношение и различение звуков Н-Нь. 2. Звуко-слоговой анализ и синтез слов САНИ, ТАНК.

    Урок письма
    Тема: Строчная буква л

    Педагогическая цель. Создать условия для формирования умения писать строчную букву л; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера

    Планируемые результаты (предметные). Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [л]; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме

    Личностные результаты. Проявляют интерес к учебному труду, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Принимают и осваивают социальную роль учащегося.

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; осуществляют контроль своей деятельности.

    Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – осуществляют анализ объектов (предложений) по существенным признакам.

    Коммуникативные: умеют формулировать свое мнение и позицию, проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

    Методы и формы обучения:

    Формы: фронтальная, индивидуальная

    Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный.

    СЦЕНАРИЙ УРОКА

      Организационный момент.

    Мотивация урока

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинаем мы урок.

    Улыбнулись, подтянулись,

    Друг на друга посмотрели

    И спокойно, тихо сели.

    С добрым утром начат день

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и писать.

    Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота – залог успеха.

    Сегодня мы опять собрались вместе, у нас много интересной работы, мы будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехами, а с неудачами будем справляться все вместе.

    Мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать - что?

      Актуализация знаний

    Давайте узнаем, чем будем сегодня заниматься?

    2 4 5 3 1

    У В Ы К Б(слово БУКВЫ)

    Вот и мы с вами сегодня будем учиться писать правильно и красиво буквы.

    А зачем люди учатся писать буквы?

    - Посмотрите на доску, назовите буквы, которые написаны на доске.

    На доске: Аа Оо Уу Ии ы Нн Сс Кк Тт

    Что вы можете сказать об этих буквах?

    (- Они обозначают гласные и согласные звуки;

    Их можно разделить на две группы: прописные и строчные, письменные и печатные).

    Молодцы! Правильно назвали буквы.

    Чем гласные отличаются от согласных?

    (Гласные поются, а согласные нет, при произношении согласный звук встречает преграду; гласный звук образует слог, а согласный нет.)

      Упражнения, подготавливающие к восприятию нового материала.

    Выделение согласного звука «л».

    а) Чистоговорка

    Учитель: – Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки.

    Ло-ло-ло – на улице тепло.

    Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

    Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

    Оль-оль-оль – мы купили соль.

    б) Загадки.(По мере ответов детей, на доску вывешиваются картинки- отгадки)

    Учитель: – Падают с ветки золотые монетки.

    Дети: - Листья.

    Учитель: – Как догадались? (ответы детей)

    Учитель: - Почему золотые?

    Дети: - Жёлтые.

    Учитель:– Назовите первый звук в слове листья?

    Дети: - звук «л».

    Учитель: – Сама не ем, а людей кормлю.

    Дети: - Ложка.

    Учитель:– Назовите первый звук в слове ложка?

    Дети: - звук «л’».

    4. Работа над новым материалом

    А) Работа над развитием звукового восприятия, анализа.

    Учитель: – Ребята, в чистоговорке, в загадках – какие звуки выделяли в словах?

    Дети: – В словах выделяли звук «л».

    Учитель:– Какой это звук?

    Дети: - Согласный.

    Два звука л и л’ какой буквой обозначаются? (Эль)

    Учитель: – Хотите услышать сказку про букву?

    Учитель: – Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуком «л»

    М. Скребцова «Сказка о букве Л».

    Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л, – настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.

    Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лёгких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть.

    Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а сколько в нём чудес: не только дуб в лесу живёт, – в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!

    Учитель: – Что вам понравилось в сказке? (рассуждения детей).

    Учитель: – Какие звуки чаще всего встречаются в сказке?

    Дети: - Часто встречается звук «л».

    Учитель: – В каких словах? (ответы детей)

    Учитель: – Сегодня на уроке письма с чем должны познакомиться?

    Письмо буквы

    Откройте страницу 23 прописи и определите тему сегодняшнего урока.

    Письмо строчной буквы л

    А цель урока?

    Научиться писать строчную букву л и соединение с другими буквами; будем читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой, тренироваться в звукобуквенном анализе слов.

    А зачем нужно научиться писать букву л?

    Чтобы писать красиво.

    Г) Работа по образцу буквы – способ написания буквы «л».

    Учитель: - Ребята посмотрите, как нужно писать букву «л». Научимся писать письменную букву л. Из скольких элементов состоит письменная буква Л?

    Дети: - Буква «л» состоит из двух элементов.

    Учитель: – Назовите первый элемент.

    Дети: - Прямая наклонная линия с закруглением влево.

    Учитель: – Назовите второй элемент.

    Дети: - Прямая наклонная линия с закруглением вправо.

    Учитель: – Сравните эти два элемента.

    Дети: - Первый элемент более наклонный, чем второй.

    Обведем и пропишем элементы.

    -Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

    Учитель: – На что указывает точка?

    Дети: - Начало движения руки.

    Учитель: – Что показывает стрелочка?

    Дети: - Направление движения руки.

    Показ на доске. Повторить в воздухе.

    Какими критериями будем пользоваться при письме в тетради?

    1. Строка

    2.Наклон

    3. Аккуратность

    4. Правильность написания

    5. Размер

    Д) Письмо буквы л на рабочей строке.

    Учитель и дети проговаривают хором:

    Я тетрадочку открою,

    И с наклоном положу.

    Ручку правильно держу,

    За посадкой я слежу.

    И красиво напишу.

    Учитель: начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки, ведём плавную линию до верхней линейки рабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.

    Учитель: – Обведите по точкам первый элемент. Обведите по точкам второй элемент. Напишем букву в воздухе под счёт «раз и два и».

    Учитель: - Напишите букву л до конца строки. Все буквы должны быть одинаковой высоты, одинаковой ширины, с одинаковым наклоном.

    Письмо буквы л .

    Соединение с буквой л . Показ

    Письмо слогов: ла , лу . ли , ло и слов кукла, луна, лиса, слон

    Дети пишут в прописях.

    ФИЗМИНУТКА

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.

    - Что написано на последней строке?

    Предложение: Кто искал Нину?

    Что стоит в конце предложения?

    Прочитайте друг другу выразительно предложение.

    Внимательно спишите предложение на следующей строчке.

    Запись предложения с комментированием.

    На следующей строчке сделать схему предложения.

    5. Закрепление.

    Учитель: - прочитайте слоги

    ла – ал ло – ол лу – ул

    (Дети проговаривают слоги хором, индивидуально, парами)

    Учитель: - Запишите слоги в тетрадь.

    (Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения.)

    Учитель: - Молодцы, все справились с заданием.

    6.Итог урока.

    Рефлексия.

    Обсудим результат нашей работы:

    С написанием какой буквы познакомились? - Чему учились на уроке? - Какова была цель урока?

    Что вам запомнилось, понравилось?

    Что было трудным?

    Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.

    Статьи по теме