Психологическое консультирование.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Этапы психологического консультирования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Психологическое консультирование является достаточно молодой областью профессиональной деятельности каждого психолога. Будучи активно развивающейся сферой психологии, психологическое консультирование активно изучается и совершенствуется. Процесс консультирования сложен и состоит из нескольких этапов.

Этапы консультирования

В современной науке предусмотрены три этапа психологического консультирования:

  • подготовительный,
  • настроечный,
  • диагностический этапы.

На подготовительном этапе психологического консультирования психолог собирает общую информацию о клиенте опираясь на запись в регистрационном журнале и собирает информацию от третьих лиц к которым относятся сотрудники психологической консультации, принимающие заявки на беседы и консультирование с психологом. Продолжительность этого этапа обычно не превышает 30 минут.

Следующим важным этапом несомненно можно назвать настроечный этап . На данном этапе происходит личная встреча психолога и консультируемого. Психолог настраивается на совместную работу с клиентом. Клиент также готовиться к совместной работе с психологом. Данный этап занимает от пяти до семи минут.

Затем происходит плавный переход к диагностическому этапу . Клиент делится наболевшим или просто говорит о проблемах и повседневности. Слушая исповедь клиента, психолог анализирует информацию и выделяет ключевую проблему пришедшего на консультацию. В случае если проблема не очевидна, психолог проводит психодиагностику. Кроме того, психодиагностика помогает в поиске оптимального решения возникшей проблемы или проблем. Данный этап обладает следующей особенностью: точное установление времени диагностического этапа не представляется возможным. Все зависит от особенностей характера клиента, глубины и серьезности его проблем и уровня желания преодолеть эти самые проблемы. Минимальное время диагностического этапа составляет один час.

Однако следует помнить, что время на проведение и организацию тестирования не входит в продолжительность диагностического этапа. Очень часто данный этап достигает шести часов.

В адекватном построении структуры психологического консультирования помогает ступенчатый план. В научной литературе его часто называют также "ступени консультирования".

Однако, важно помнить, что какими бы структурированными и проработанными не были взгляды на этапы психологического консультирования, ни одна из теоретических ориентаций не отражает все многообразие возможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе психологического консультирования.

В известной работе Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования" процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно улавливаема. Р.Мэй пишет: "Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования".

Следующую главу книги Мэй начинает со слов: "Рассмотрим последнюю фазу консультирования – трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса". Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим 4 стадии консультативного процесса которые представлены на ниже.

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и представитель австралийской школы телефонного консультирования Г. Хэмбли который пишет, что: "Первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование. Установив отношения доверия... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы... на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия". Схематично этапы консультирования по Г.Хэмбли представлен на рисунке ниже

Электическая модель Гилланда

В современном психологическом консультировании большое распространение получила эклектическая модель Гилланда. Она состоит из шести стадий консультирования. Каждая стадия необходима для получения положительного результата от консультаций. К этапам в рамках эклектической модели Гилланда относится следующее:

1. Исследование проблемы предполагает установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.

3. Идентификация альтернатив – стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив.

4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала времени, степени уменьшения деструктивного поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения.

5. Деятельность – последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели, ориентируясь на конечные цели.

6. Оценка и обратная связь – оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Слово "Этап" обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.

Итак, каждый этап психологического консультирования является важнейшим элементом всей канвы консультирования клиента.

В современной науке многие ученые уделяли особое внимание этапам психологического консультирования. Отдельно хотелось бы выделить этапы по Р. Мэй и по Г. Хэмбли. В каждый этап психологического консультирования встроена процедура, направленная на повышение эффективности каждого отдельного этапа. Именно поэтому каждый психолог должен уделять большое вниманию процессу подготовки к консультациям и иметь определенный стиль ведения консультаций, включающий в себя определенные этапы.

Литература

  1. Ролло Мэй Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье – М.: Институт общегуманитарных исследований, Апрель-Пресс, 2015
  2. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать другим по телефону // [Электронный ресурс] Режим доступа:

В данной части учебного пособия буду рассмотрены различные этапы психологического консультирования. В частности: технические этапы консультирования, представлены в психотерапевтической энциклопедии; этапы часовой консультативной беседы, предложенные С.В.Петрушиным; позитивный семишаговый шаблон психологического консультирования, разработанный В.А.Ананьевым, а также этапы психологического консультирования предложенные Г.С.Абрамовой и Ю.Е.Алешиной.

В психотерапевтической энциклопедии выделяются следующие технические этапы психологического консультирования:

1. Установление контакта профессионального консультирования.

2. Предоставление пациенту (клиенту) возможности выговориться. В ряди случаев, люди, получившие возможность рассказать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в процессе разговора начинают «видеть проблему и возможности её решения по другому». Они могут остановить консультирование на этом этапе, будучи удовлетворенными его результатами.

3. Предоставление пациенту (клиенту) эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации.

4. Совместное с пациентом (клиентом) переформулирование проблемы.

5. Заключение динамического контракта. Он включает в себя обсуждение организационных аспектов и доли ответственности пациента (клиента) и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий пациента (клиента).

6. Формирование списка возможных решений проблемы. Консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как пациент (клиент) сформулировал 2-3 решения.

7. Выбор наиболее подходящего решения из созданного «списка решений» с точки зрения пациента (клиента).

8. Закрепление мотивации и планирование реализации намеченного решения. Оно может осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально – «критикой и сомнениями» консультанта.

9. Завершение консультирования, с предоставлением пациенту (клиенту) права повторного обращения при необходимости либо назначением катамнестической, поддерживающей встречи.

«Опыт показывает, что такую программу удается реализовать в течение одной встречи, продолжающейся 2-3 часа, или в курсе из 2-5 встреч по 1 часу с интервалами от 1 дня до 2-3 недель» .

В.А.Ананьев (2004), в консультировании (психотерапии) отмечал три составляющие: до-верие; вера; знание.

1. До-верие. Суть – человек доверяет еще до того, как что-то получит.

2. Вера во что-то. У человека есть установка на верование. Это преддверие знания.

3. Знание . Знающий не имеет веры. Знание – это приобретенный опыт.

Цель психолога-консультанта (психотерапевта) довести клиента до того, чтобы:

● доверие к кому-то, трансформировалось в доверие к себе!

● вера в кого-то, трансформировалась в веру в себя!

● знание о ком-то, трансформировалось в знание о себе!

Таким образом, происходит самоосуществление человека.

Приведем этапы часовой консультативной беседы предложенные С.В.Петрушиным (2006). Коротко их можно описать следующим образом:

0. Клиенту назначается определенное время, и обговариваются условия оплаты.

1. Создание психологом атмосферы доверия и безопасности для клиента (5-10 минут).

2. Формулировка проблемы клиентом. Необходимо, что бы клиент не просто рассказал о себе, а сформулировал свою проблему и желаемый результат от консультации (5 минут).

3. Совместная работа по переформулировке обозначенной клиентом проблемы – в психологическую проблему. Обнаружение проблемы в субъективной реальности клиента (15 минут).

4. Осуществление психологического воздействия – помощь клиенту в изменении его субъективной реальности таким образом, чтобы проблема была решена (20-30 минут).

5. Выяснение степени удовлетворенности клиентом результатами консультации и обсуждение возможности дальнейшей психологической работы (5 минут).

Нулевой этап. Он представляет собой «подготовку» клиента к консультации. «Для того, чтобы консультация была эффективна, у клиента должна быть сформулирована установка не на дружеские, а на рабочие отношения с психологом. Поэтому важно создать и усилить разницу между этими двумя уровнями общения, потому что помощь друга и психологическая помощь – не одно и тоже. Смешение двух видов отношений (дружеских и психологических) разрушает дружбу и делает невозможной психологическую помощь» (С.В.Петрушин, 2006).

Основные различия между дружескими и рабочими отношениями заключаются в следующем:

● при консультации время беседы назначается, а дружеские разговоры возникают спонтанно и зависят от определенного эмоционального настроя;

● при психологической работе ограничение времени вводится с самого начала, тогда как при дружеских беседах время обычно не ограничивается;

● консультация заканчивается не оттого, что проблема решена, а в связи с окончанием положенного времени; работа сверх оговоренного времени может свидетельствовать о контрпереносе психолога;

Контрперенос – «совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого. Он является мешающим, искажающим фактором в лечении. Это эмоциональное отношение аналитика к своему пациенту, включающее его реакцию на определенные моменты поведения пациента» .

Первый этап. Он направлен на то, чтобы вызвать доверие клиента к психологу. С.В.Петрушин различает в этом плане два вида доверия: рациональное – обоснованное и эмоциональное – необоснованное. Наиболее важным, для психолога выступает владение навыками создания эмоционального доверия. «При этом исчезает разделение между «Я - клиент» и «Он - психолог» и возникает общее «Мы»» (С.В.Петрушин, 2006).

На этом этапе очень важно установление резонансных отношений между психологом и клиентом. Резонансные отношения – это такие, когда два человека становятся некоторой целостной общностью. «Инициатором создания резонансных отношений выступает психолог путем подстройки своих «параметров» под клиента. Как только такая подстройка произойдет, у психолога появляется возможность влиять на клиента» (С.В.Петрушин, 2006).

Чем глубже и сложнее проблема, тем более основательными должны быть резонансные отношения. С.В.Петрушин выделяет два пути создания резонанса: 1) от внешнего к внутреннему, 2) от внутреннего к внешнему.

От внешнего к внутреннему. Психолог зеркально копирует поведение клиента (сидит в той же позе, дышит с той же частотой, повторяет жесты клиента, использует схожую интонацию в голосе, употребляет слова из жаргона клиента и тд.).

От внутреннего к внешнему. Здесь подстройка осуществляется через эмоциональный резонанс. «Условно можно выделить три центра эмоциональной активности - «физический», «душевный» и «интеллектуальный». Чтобы достичь подстройки, психологу надо уметь быстро перестраиваться на ту или иную эмоциональную волну. После восхождения в эмоциональный резонанс внешняя подстройка будет возникать автоматически» (С.В.Петрушин, 2006).

Второй этап - формулировка проблемы клиентом (получение заказа от клиента). Для того, что бы начать психологическую работу, рассказ клиента должен быть сформулирован как проблема. «Проблема – это потребность в чем-то и невозможность (или не знание средств) удовлетворения этой потребности» (С.В.Петрушин, 2006). В своем заказе клиент должен дать ответ на три вопроса:

1. Что его не устраивает?

2. Чего бы он хотел достичь?

3. В чем он видит помощь психолога?

Психологу «не надо додумывать чего же хочет клиент и тем более считать, что это и так ясно. Желательно добиваться того, чтобы клиент сам позитивно сформулировал желаемый результат (то есть то, чего он хочет, а не то, чего он не хочет)» (С.В.Петрушин, 2006).

Третий этап – переформулирование предложенной клиентом проблемы в психологическую, то есть ту, решение которой возможно психологическими средствами. «Переформулировка заключается в переводе объяснения причин проблемы с объективной реальности в субъективную. Поиск причины переносится из «наружного» во «внутреннее» пространство человека» (С.В.Петрушин, 2006).

Четвертый этап - осуществление психологического воздействия. Это психологическая работа по изменению субъективной реальности в желательном для клиента направлении. Проблема возникает не от того, что человек не хочет что-то менять во внутреннем мире, а от того, что в одиночку человек не может себе помочь. На этом этапе от психолога требуется: быть «зеркалом»; быть «будильником»; быть «посредником»; быть «куклой».

Психолог как «Зеркало», выступает как отражение субъективной реальности клиента. Только посредством другого человека мы можем увидеть себя со стороны.

Психолог может отражать ускользающие от клиента аспекты его же поведения – это те движения, которые человек делает, механически, не задумываясь.

Психолог может отражать свое эмоциональное состояние, возникающее вследствие тех или иных действий клиента.

Психолог может демонстрировать какое-либо ответное поведение, то есть не сказать клиенту, а показать ему что-то важное (конечно из поведения клиента).

Психолог как «Будильник», удерживает клиента в «настоящем» времени. Как отмечает С.В.Петрушин, чем больше проблем, тем сложнее человеку пребывать в настоящем, тем больше он спит, то есть уходит в свой мир мыслей, грез и фантазий. Но решение возможно только в бодрствующем состоянии. Именно его и должен создавать психолог.

Психолог как «Посредник» между конфликтующими частями личности клиента. «Психолог создает безопасную атмосферу, в которой каждая из противоборствующих внутри человека сторон может высказаться и быть услышанной» (С.В.Петрушин, 2006). Важным для психолога является безоценочное и безусловное принятие любых черт, слов и поведения клиента.

Психолог как «Кукла» подыгрывает, помогает выносить «наружу» внутренние конфликты, связанные со значимыми для клиента людьми. Проблема человека – это всегда проблема в отношениях с кем-то. Когда она затрагивается, то включается диалог с эти значимым «кем-то» и этот образ переносится на психолога. Для осуществления такой помощи психологу необходимо выработать в себе следующие качества:

● уметь занимать позицию «зеркала» - избегать наложения на субъективную реальность клиента своей реальности и сосредоточиться только на его картине мира;

● «не спать», то есть уметь удерживать внимание и концентрироваться на разговоре, не зависимо от темы и состояния клиента;

● быть разотождествленным со своей ролью, то есть не относить слова клиента к себе лично, а работать с ними;

● иметь высокий уровень самопринятия.

Пятый этап - выяснение степени удовлетворенности клиентом результатами консультации. Он необходим для проверки полученных результатов. Самое простое – это еще раз обсудить ту проблему, с которой обратился к вам человек, и выяснить, что для него изменилось. «Решение проблемы всегда должно соотносится с уровнем заказа клиента по глубине и степени проработанности. Если психолог ведет работу глубже, чем очертил клиент, значит, затронуты проблемы самого психолога» (С.В.Петрушин, 2006).

Ниже будет представлен «позитивный шаблон психологического консультирования» , который содержит семь шагов.

Представленная ниже технология была предложена В.А.Ананьевым на семинаре-тренинге «Избранные технологии психологического консультирования», проходившем в городе Санкт-Петербурге с 19 по 21 марта 2004 года в Институте практической психологии «ИМАТОН». Данные «шаги» делаются на 2-ой сессии и занимают 1,5-2 часа.

Шаг 1. Перевод проблемы в цель. Используя позитивный шаблон, это будет выглядеть примерно так: «тревожный --- не тревожный (ответ на вопрос каким хочешь стать?) --- спокойным (использование позитивного шаблона)»; «устал --- не уставать --- бодрым, сильным». Суть позитивности в том, что у клиента (или ему самому) нужно переформулировать то, что формулировано не правильно, т.е. без частицы «не». Примеры: Не убий – почитай жизнь, не укради – живи честно и т.п.

Шаг 2. Определение настоящего состояния. Нужно определить своего рода исходную точку – что считать за начало. Это выступает и в качестве дополнительной проработки цели.

Человек обращается с какой-либо проблемой, вопросом. Его проблема – «обида, безысходность». Задаем вопрос – А что хотели бы получить, в результате наших встреч? Это – есть определение цели подростка. Затем спрашиваем – А где ваше место на этой шкале? Это служит для определения реального ресурса. Можно это подкрепить фразой: - «Замечательно, что ваше состояние сейчас такое, но вместе с вами мы его пройдем!» Любой, даже самый мелочный прогресс клиента, должен поддерживаться!

Шаг 3. Мотивация (работа с вторичной выгодой). Суть в том, что мотивация человека имеет две стороны:

а) мотивация, направленная на сохранение сегодняшнего положения – вторичная выгода;

б) мотивация, направленная на изменение своего состояния, на кардинальное решение своей проблемы.

Таблица «Баланс решения»

При работе с клиентом акцент нужно ставить на колонку «против» - это будет (или есть) повышение мотивации к излечению. Причем внимание нужно обращать не на количество написанного, а на их удельный вес – качество. Можно сделать следующее: попросить клиента положить на весы «за» и «против», а затем спросить – что перевесит?

Человек всегда должен чем-то пожертвовать , чтобы получить воздаяние . Это основной принцип жизни. Причем «жертва» не может быть просчитана, иначе она превращается в псевдоальтруистическую позицию - «Ты - мне, Я - тебе». Жертвенность – это когда человек не думает для чего он это делает.

Духовная закалка происходит, когда жизнь сама дает трудности, а не когда человек сам провоцирует их – «ставит себе подножку». Кроме того, обязательно должна быть «значимость жертвы». Если пожертвовать значимым, значит, будет воздаяние.

Баланс должен существовать всегда. В тоже время, если человек только отдает, то он развивает в себе гордыню. Колонка «за» для клиента - это всегда жертва (она должна быть 100%). Психолог в процессе работы должен тщательно разобраться с тем, что человек говорит «за», психотерапевту нужно найти компенсацию (или компенсировать) вторичную выгоду клиента.

Шаг 4. Прошлые успехи. Для этого необходимо нарисовать «солнышко». Задание клиенту: - на лучиках необходимо прописывать свои прошлые успехи.

Инструкция:

1. Пропишите прошлые успехи, относящиеся к решению данной проблемы. Происходит привязка прошлых успехов к актуальной ситуации. Но может случиться так, что данная проблема появилась у человека впервые (пример, разрыв близких связей, отношений), тогда делается следующий шаг.

2. Пропишите общие успехи, в контексте всей жизни.

Важный момент каждый лучик должен быть связан с успехом. Чем больше психолог нарисует лучиков для клиента, тем больше он ориентирует клиента (оказывает давление на него) на поиск успехов. После выполнения этого упражнения клиента необходимо поддержать. В групповом варианте это могут быть обычные хлопки руками – аплодисменты.

Успех регистрация факта того, что человек сделал самостоятельно, но, совместно с Богом. Успех это маленький кусочек счастья, когда человек утверждается в самом себе. Это переживание состояния радости за самого себя (В.А. Ананьев, 20.03.2004).

Часто это упражнение – элемент работы, повышает самооценку человека. Этот позитивный опыт является ресурсом прошлого, который обязательно нужно использовать.

Психолог (психотерапевт) используя этот ресурс, должен навести клиента на пересмотр жизни.

В психологическом консультировании и психотерапии нужно стараться избегать слова «попробую». Пример – на полу лежит колокольчик. Попробуйте его возьмите? Его можно либо взять, либо не брать! Других вариантов быть не может.

Шаг 5. Ресурсы для достижения.

Ресурс это востребованный жизненный опыт. На каждом лучике клиент прописывает свои ресурсы.

Рассмотрим карту ресурсов. Для этого также нарисуем «солнышко» и предложим клиенту на каждом лучике прописать ресурсы.

Инструкция:

1. На каждом лучике пропишите ресурсы для достижения – для решения проблемы.

2. Напишите общие ресурсы – источники энергии, которые могут подпитывать человека (пример – хобби, путешествие, собака, вязание и т.п). Речь идет о переключении в деятельности. Это называется техника «ЗА». Она дает своего рода передышку для сознания, но не решает проблему.

Важный момент каждый лучик должен быть связан с ресурсом. Чем больше психолог нарисует лучиков для клиента, тем больше он ориентирует клиента (оказывает давление на него) на поиск ресурсов. После выполнения этого упражнения клиента необходимо поддержать. В групповом варианте это могут быть обычные хлопки руками – аплодисменты.

После того, как «солнце» заполнено, клиенту нужно дать обратную связь – проговорить ресурсы. Иногда его можно направить, подсказать ему и т.д. Нужно стремиться, чтобы у человека возникло как можно больше выборов. Чем больше карта ресурсов, тем свободнее чувствует себя человек. Необходимо призывать человека к действию.

Шаг 6. Лестница прогресса.

Количество ступеней зависит от времени, которое требуется для реализации поставленной цели (изменений). Временная периодизация также зависит от цели, которую нужно достичь.

При выполнении упражнения задаются следующие вопросы:

1. Как ты завтра узнаешь, что достиг прогресса в решении своей проблемы? Далее, «завтра» заменяется, на месяц, год и т.д. Это выступает своего рода «верстовыми столбами».

2. Как завтра (через месяц и т.д.) другие люди (близкие родственники, родители, друзья и т.п.), узнают о достижении прогресса в решении проблемы?

Важным моментом является введение поощрений. Желательно, чтобы поощрение было материальным или необычным (новая прическа, шуба и т.п.). Эти вещи, в будущем выступают якорями, напоминающими о решении проблемы. Якоря выступают знаками, напоминающими об успешности.

3. Как муха, сидящая на потолке узнает о том, что ты решил проблему? (Здесь используется прием – как если бы ты уже решил). Речь идет об эмоциональных и поведенческих проявлениях. Эти вещи прописывают образ здорового человека. И опять человек возвращается к формированию цели.

4. Как я узнаю, что ты решил проблему? Какие изменения я замечу, подсматривая в окно за твоей жизнью? В данном случае речь идет о таких простых вещах: - Хорошо спланированные, – наполовину сделанные! Иногда вместо слова план используется – как ты узнаешь, что ты решил проблему.

Шаг 7. Социальная поддержка. Она делится на две категории: институциональную и межличностную.

Институциональная поддержка – это различные социальные институты, организации и т.п.

Межличностная поддержка – это семья, родственники, церковь и т.п. чем больше социальных контактов, тем здоровее человек. Эта поддержка выступает профилактическим фактором.

Теперь нарисуем «солнышко» и на каждом его лучике солнышка, необходимо прописать помощников.

Инструкция :

Посмотри, как если бы ты решил проблему, кто реально помогал тебе в этом? Это может быть даже предположение. Этими людьми могут выступать и «отрицательные» герои. Должны быть конкретные люди. Их нужно обязательно вспомнить и отметить.

Домашнее задание для клиента (дается после того, как проблема решена):

1. Купить почтовую открытку и написать - «Я благодарю вас за то, что вы оказали мне помощь в решении проблемы». Таким образом клиент отмечает своего рода «праздник независимости» от своей проблемы. Открытки необходимо отправить на адреса тех людей, которые помогли решить проблему (т.е. людям, которые прописаны на лучиках солнца). Это также делается для самого человека. Если он это делает – значит, он знает, что эти люди могут помочь ему в решении проблемы (пример – день благодарения в Америке).

Это делается только тогда, когда проблема будет уже решена. Ни в коем случае не использовать телефон, e-mail, т.к. это может испортить всю проделанную работу.

2. Прописывание дневника (начинается, как только начинается работа с психологом - психотерапевтом). В старину проблему прописывали на песочном берегу. Набегающая волна смывала ее – таким образом проходило очищение сознания. В настоящее время от этого осталось выражение – «вилами на воде писано». Прописывание дневника начинается примерно в 24.00 и в последующем должно перерасти в привычку. Написание дневника начинается:

● что я сегодня сделал для решения проблемы? (1-2 предложения);

● программирование оперативной памяти – Что я завтра сделаю для достижения своей цели? (также 1-2 предложения или различные, мелкие мысли);

● прописывание аффермации – позитивного утверждения о себе. Это имеет определенные правила:

а) утверждений должно быть не много примерно 7-9. Часть из них может относиться к проблеме - Я уверен, Я самостоятелен и т.п.;

б) утверждения должны быть без частицы «не-»;

в) прописывание аффермаций осуществляется не доминирующей рукой. Суть в том, что когда человек пишет «неудобной» рукой – он проживает это состояние. Их нужно прописывать до тех пор, пока проблема не разрешится.

Для этого можно использовать следующую процедуру: лист делим пополам. С левой стороны прописываем аффермацию (я уверенный), а с правой стороны возникающие при этом мысли (да какой ты уверенный - нюня). Это работа над субличностями человека, мешающими самопринятию. Писать нужно на каждую аффермацию, для заглушения сопротивления. Писать до тех пор, пока справа не будет никаких ироничных высказываний – «собачек гавкающих на меня». Как только аффермации опускаются на бессознательный уровень, они начинают работать автоматически; т.е. они должны быть интериоризованы.

Приведем этапы психологического консультирования, описанные Г.С.Абрамовой, к ним относятся: подготовка; установление контакта и построение доверительного диалога; исследование ситуации; постановка цели; поиск решений; подведение итогов.

Этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . 3. Оказание воздействия . 4. Завершение психологической консультации.

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

2. Расспрос клиента, формирование гипотез

2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3. Оказание воздействия

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4. Завершение психологической консультации

4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ленинградский Государственный Университет

Имени А. С. Пушкина

Этапы и принципы психологического консультирования

Реферативная работа

Работу выполнила:

Бойкова К. С.

Студентка 5 курса

Работу проверила:

Желателев Д. В.

Санкт – Петербург

Введение………………………………………………………………. 3

1. Сущность психологического консультирования ………………...5

2. Принципы психологического консультирования………………...9

3. Этапы психологического консультирования…………………… 13

Заключение …………………………………………………………...18

Список использованной литературы………………………………..20

Введение

Актуальность выбранной темы реферата обуславливается, тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Проблематика, с которой обращаются люди, чрезвычайно разнообразна. Это проблемы отношений, партнерских. Это трудности во взаимодействии с миром, людьми. Это трудности с самим собой. А также проблемы работы.

Таким образом, востребованность и потенциальные возможности консультанта сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми.

Психологическое консультирование включает в себя множество различных направлений работы с людьми, в которых участвуют профессиональные психологи или используются психологические знания. Таким образом, первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Вторая составляющая включает в себя знание специфики профессиональной деятельности, которая оказывает огромное влияние, как на психологию человека, так и на условия, в которых осуществляется консультирование. Консультантам-психологам приходится работать в режиме индивидуального и массового (коллективного) консультирования субъектов и объектов деятельности. Каждый из них требует от психолога особых знаний и навыков, особенно знаний этапов и принципов реализации психологического консультирования.

Цель работы является исследование этапов и принципов реализации психологического консультирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, цели и задачи психологического консультирования.

2. Охарактеризовать принципы психологического консультирования.

3. Определить этапы психологического консультирования.

Теоретическую основу работы составили учебные пособия по психодиагностике и психологии управления.

1. Сущность психологического консультирования

Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Совместная работа психолога и клиента на уровне подсознательной сферы обеспечивает, наряду с восстановлением "психической иммунной системы", восстановление иммунитета и улучшение самочувствия.

В сочетании с биоэнерготерапией, психологическое консультирование широко используется в лечении таких заболеваний, как депрессия, невроз, синдром хронической усталости, а также психосоматических заболеваний.

Консультация психолога может быть полезна всем взрослым людям, которые ощущают:

· беспокойство, страхи или бессилие;

· раздражительность;

· плохое настроение, апатию;

· бессонницу

· суицидальные мысли

· игровую и другие зависимости

· чувство неудовлетворения жизнью, работой, семейным положением, самим собой.

Психологические консультации часто необходимы подросткам:

· которые чувствуют себя непонятными в своем окружении и семье;

· страдают от недостатка уверенности в себе;

· испытывают затруднения в общении со сверстниками;

· сомневаются в своих способностях;

· боятся будущего, тревожатся по поводу своей внешности и сексуальных отношений.

· испытывают дефицит любви.

· страдают от разного рода страхов, плохо учатся, часто болеют.

Психологические консультации могут помочь семьям и супружеским парам:

· которые испытывают сложности и конфликты во взаимоотношениях друг с другом, с детьми, с родителями;

· а также тем, кто решил расстаться и наладить вновь свою личную жизнь.

За несколько встреч с психологом, совместными усилиями, можно более ясно сформулировать проблему, взглянуть на нее с разных сторон и четко определить границы ее влияния на жизнь.

Нередко уже после первой психологической консультации клиенту становятся понятны причины происходящего и ясны пути выхода из кризисной ситуации, человек начинает лучше ориентироваться в происходящем, а в дальнейшем, уже сам успешно преодолевать трудности.

В наш "прогрессивный" век, когда наряду с техническим прогрессом процветают различные зависимости, страхи, конкуренция, что ведёт к стрессу и различным психосоматическим заболеваниям, потребность в квалифицированной психологической помощи велика. Но, не смотря на то, что на Западе психолог или психоаналитик является, чуть ли не семейным доктором, у нас, в России, психологическое консультирование развито слабо.

Во-первых, многие люди думают, что сами справятся со своими проблемами и трудностями, а, дотянув до хронического заболевания или невроза, получают результат несвоевременного обращения к врачу.

Во-вторых, столкнувшись единожды с так называемыми "психоаналитиками", "психологами" или "целителями" знают, как не просто найти хорошего специалиста. В этой области, как ни в какой другой, формальные профессиональные регалии психолога не способны обеспечить успех. Исцеление души не является чисто технической проблемой. Психологическая помощь - это совместная душевная работа, требующая времени и желания стать здоровым и счастливым.

В-третьих, некоторые думают, что психологическое консультирование - простая, ни к чему не обязывающая и не приводящая беседа, наподобие бесед с друзьями и коллегами. Это является распространённым заблуждением, так как беседа - один из способов или методов нахождения причин заболевания или проблемы. Уже во время беседы опытный психолог начинает лечение, в частности на уровне работы с подсознательной сферой.

Настоящий, эффективно практикующий психолог всегда чувствует искреннее желание помочь пациенту, который очень часто оказывается не на столько болен, как он думает сам или не болен вообще.

Человек, обращающийся к психологу за психологической помощью, формулирует свой вопрос, в котором отражена его основная проблема и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы. Форма и содержание запроса бывают разнообразными.

Но требования, обращенные к психологу, содержащие пожелания изменить кого-то или что-то во внешней ситуации клиента или предполагающие, что за клиента все сделает специалист, или что клиенту порекомендуют что-то очень быстрое и эффективное, не оправдают его надежд. Фразы наподобие: "От меня ушел муж: сможете его вернуть!"; "Меня преследуют странные мысли: сделайте так чтобы их не было"; "Загипнотизируйте меня, я хочу проснуться другим человеком", не относятся к образу действия профессионального психолога. Клиент, жаждущий всемогущего целителя, скорее всего, разочаруется в психологе-консультанте. Не "по адресу" также запросы, подразумевающие чисто фармакологическое решение: "У меня бессонница, назначьте мне, пожалуйста, лекарства", а также запросы, которые, в силу их сложности, должны сопровождаться специализированной медицинской помощью (психиатрическим лечением и пр.). Неадекватно выглядит также запрос на виртуальный контакт с психологом: "Проведите со мной эффективную работу через Интернет или по телефону"! Это равносильно тому, чтобы виртуально сходить к стоматологу или гинекологу. Многие не понимают, что психолог, - это тоже врач, который лечит, прежде всего, душу человека, а тело автоматически приходит в состояние бодрости и здоровья, если достигается душевный покой и гармония.

Психолога нельзя "нанять" как нанимают, например, гувернера или личного водителя, определив для него обязанности или поставив "задачу" и устраниться от личного участия. Психологическая работа - это именно работа, где клиент и психолог сообща ищут решения, это - общее дело, требующие сотрудничества. Необходимо присутствие клиента, он должен быть личностно вовлечен в процесс и готов к тому, что работа, связанная с исследованием и изменением себя не является легкой. От психолога потребуется профессионализм, а от клиента - определенная активность: заинтересованное участие в происходящем и готовность включаться в развивающийся процесс исцеления.

О деятельности любого человека говорит результат! О деятельности врача, психолога и биоэнерготерапевта говорят здоровые, счастливые и улыбающиеся лица людей, которые достигли результатов в познании себя и самосовершенствовании.

О "волшебных" превращениях", об исцелении души и тела, об изменениях в личной жизни и бизнесе, о нахождении своей "половины" и гармонизации отношений с окружающим миром, о разрешении своих проблем и нахождении пути выхода из кризисной ситуации можно говорить только тогда, когда есть совместная деятельность заинтересованного клиента и профессионализм психолога-консультанта.

2. Принципы психологического консультирования

Основными принципами психологического консультирования называются условия, без которых психологическое консультирование не может состояться. Три необходимых составляющих психологического консультирования это - консультант, человек и терапевтические отношения между ними. К каждой из этих трех составляющих предъявляются особые условия, без которых ее участие в процессе психологического консультирования будет неэффективно. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999. - С. 37.

Первое условие эффективного консультирования - личность консультанта. Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретают важное значение для эффективности консультирования.

Консультант должен обладать следующими свойствами личности: - проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; - чувствительность к установкам и поведению других людей; - эмоциональная стабильность и объективность; - способность вызывать доверие других людей; - уважение прав других людей; - проницательность; - отсутствие предубеждений; - самопонимание; - сознание профессионального долга.

Обобщая эти требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант - прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 126.

Следующее важное качество личности консультанта - самопонимание. Для консультанта очень важно в процессе психотерапии отдавать отчет в своих собственных эмоциях и переживаниях. Очень важно реалистично относиться к себе, иметь адекватную самооценку и адекватное отношение к жизни вообще. Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. (Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. - С. 58).

В психологическом консультировании существует специальный термин, обозначающий важное качество хорошего консультанта - аутентичность (греч. Authentikys - подлинный).

Сомнения в искренности и честности консультанта могут вызвать у человека недоверие к нему и ощущение его ненадежности. Если у консультанта нет внутренней готовности, решать проблему человека, ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. Аутентичный консультант позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Человек должен доверять консультанту лично и как профессионалу.

Эмпатия является непременным условием консультирования. Слово происходит от греческого «pathos» (сильное и глубокое чувство близкое к страданию) с префиксом «em» - означающим направление внутрь. Эмпатия - чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Главной чертой эмпатии является реальное эмоциональное присутствие консультанта. Более того, здесь происходит процесс слияния, в котором изменяются как консультант, так и человек. Таким образом, проявление эмпатии означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания человека, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир человека и понять смысл разных событий в этом мире.

Такое «вхождение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет человекам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства - злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, - человек имеет возможность лучше услышать и понять себя. Мэй Р. Указ. соч. С. 61. Эмпатическое понимание можно показать человеку самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, и т.п.

Можно предположить, что следующим основным принципом психологического консультирования является психологический контакт. Доверительный контакт консультанта и человека, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к человеку, является неотъемлемой, а, по мнению многих профессионалов, - существенной составляющей психологического консультирования. Существуют так же термины «рабочий альянс», «рабочий союз», «рабочие отношения». Рабочий альянс представляет собой те аспекты взаимоотношений между консультантом и человеком, которые фиксируются в консультативном контракте: имеется в виду договоренность работать в определенном режиме с целью избавления человека от его психологических проблем. Рабочий альянс превалирует, когда человек откровенно рассказывает о своих мыслях и чувствах и анализирует их совместно с психотерапевтом. Специфика консультативного контакта меняется от одного человека к другому. Характер консультативного контакта зависит от теоретической ориентации консультанта. Несмотря на такое разнообразие подходов к существу консультативного контакта, большинство специалистов едины во мнении, о его важности в процессе консультирования.

Существуют еще некоторые важные принципы психологического консультирования, имеющие отношение к личности человека. Это принципы, которые указывают пределы эффективности психотерапии. Эти условия касаются особенностей человека и его объективных возможностей по принятию помощи со стороны консультанта.

1. Напряжение, вызванное конфликтом, должно быть болезненнее для индивида, нежели стресс от попытки разрешить этот конфликт. Чаще всего за консультацией обращаются люди в кризисные, переломные моменты своей жизни, когда имеющиеся механизмы адаптации не срабатывают, а устоявшееся мировоззрение рушится под ударами судьбы.

2. Обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться индивиду, не настолько неблагополучны и неизменны, чтобы он не смог при желании контролировать или изменить их.

3. У индивида есть возможность выразить свои противоречивые эмоции во время запланированных бесед с консультантом.

4. Он способен выражать это напряжение и конфликты вербально либо иными средствами. Осознанная потребность в помощи предпочтительна, но не необходима.

5. Он в достаточной степени независим эмоционально, а также физически от непосредственного семейного контроля.

6. Он не страдает от чрезмерной неустойчивости, особенно органического происхождения.

7. Он обладает достаточным интеллектом - средним или высоким, - чтобы справиться со своей жизненной ситуацией.

8. Подходит по возрастному критерию - достаточно взрослый для независимых поступков и достаточно молодой, чтобы сохранить некоторую гибкость при адаптации.

Таким образом, принципы психологического консультирование нужно рассматривать через ряд условий, предъявляемым к трем составляющим психологического консультирования: консультант, человек и консультативный контакт, соблюдение которых позволяет провести психологическое консультирование максимально эффективно.

3. Этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу. (Алешина Ю. Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. - №1. - С.22-33).

Важно отметить, что каждый этап психологического консультирования характеризуется определенными процедурами психологического консультирования. Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность. (Вересов Н.Н. Психология управления, учебное пособие. - М., 2001. - С. 198).

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с человеком по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о человеке, которую можно получить от третьих лиц, например от человека предприятий, руководителя организации, коллег по работе. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает человека, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с человеком. То же самое со своей стороны делает человек. Человек должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить человеку максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о границах конфиденциальности. Не следует вселять в человека надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение человека о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях. На втором этапе применяются процедуры встречи с человеком, общего, эмоционально-положительного настроя человека на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с человеком. Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на человека наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение. (Ревенко Н.В. Психология управления. - СПб., 2001. - С. 250).

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание данного этапа составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы человека и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы человека и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч. На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти человека, процедуры подкрепления, прояснения мысли человека и психодиагностические процедуры.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о человеке и его проблеме, на данном этапе вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. На этом этапе психолог-консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим. На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания человека тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания человеком тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать человека на выполнение этих решений. (Немов Р.С. Указ.соч. - С. 167).

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и человек договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться, и оцениваться практическая реализация человеком полученных им практических советов и рекомендаций. Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию человека эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме. Важно также, подводя итоги проведенной психологической консультации, совместно с человеком наметить продуманную программу реализации выработанных рекомендаций, отметив в ней следующее: что, как, к какому конкретному сроку, и в какой форме должно быть сделано человеком. Желательно, чтобы время от времени человек сообщал психологу-консультанту о том, как идут дела и как решается его проблема. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и человек в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и человек могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз.

На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения человеком тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у человека уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на достижение целей, которые стоят перед психологическим консультированием.

Заключение

В заключение работы подведем обобщающий итог.

Психологические консультирование - практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

Психологическое консультирование - это процесс профессионального взаимодействия между психологом-консультантом и человеком - работающим человеком (руководитель, член коллектива, коллектив) с целью эффективного осуществления адекватной и эффективной работы.

Назначение психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь людям понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Целями психологического консультирования являются: - облегчение изменения поведения; - совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению трудностей; - помощь в процессе принятия решений; - способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека

Психологическое консультирование в процессе своего развития проходит ряд последовательных этапов, которые характеризуются, своими задачами, целями и процедурами психологического консультирования.

Этапы психологического консультирования - последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К этапам психологического консультирования относятся, в частности, настрой человека на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди человека, прояснение сути проблемы человека, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.

Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека. Сердцевиной психологического является «консультативное взаимодействие» между человеком и консультантом, основанное на принципах гуманистической философии.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. - № 1.

Современная жизнь требует от человека большой внутренней силы. В связи с бурными изменениями, происходящими в обществе, каждому из нас приходится искать свое место в жизни, определить ее смысл, ценностные ориентации и пережить крушение прежних идеалов. При этом весьма сложно не поддаться депрессивным тенденциям и сохранить в себе оптимистическое видение мира.

А что делать тем людям, у которых внутренней силы недостаточно? Тогда это может привести к уходу в апатию и к развитию болезни.

Сегодняшняя жизнь преподносит нам достаточно много трудных и критических ситуаций. Справиться с ними самостоятельно может далеко не каждый человек. В связи с этим и возникают вопросы оказания психологической поддержки на тех или иных жизненных этапах людям разной возрастной категории.

Новое направление

Если рассматривать психологическое консультирование в качестве профессии, то его можно представить как сравнительно молодую область психологической практики, которая в свое время выделилась из психотерапии. Появилась такая специальность для того, чтобы удовлетворить потребности людей, у которых нет клинических нарушений, но нуждающихся в психологической помощи. Именно поэтому на прием к такому специалисту, как правило, приходят люди, не справляющиеся с трудностями повседневной жизни. Спектр проблем при этом довольно широк. Это и трудности на работе, и неудовлетворенность ею, конфликты с руководителями и коллегами, неурядицы в семье и неустроенность в личной жизни и т. п. Список этот довольно обширен. Причем, будучи молодой отраслью, психологическое консультирование не имеет каких-либо строгих границ, рассматривая самые разнообразные проблемы клиентов.

Принцип консультирования

Оказание психологической помощи пациентам выражается в рекомендациях и советах. Их профессионал озвучивает во время личной беседы. Ей предшествует предварительная подготовка в виде изучения проблемы записавшегося на прием человека. Проводится психологическое консультирование только в заранее оговоренное время и в помещении, способствующем созданию конфиденциальной обстановки, изолированном от остальных людей.

Беседа желающего получить помощь человека и специалиста длится в зависимости от сложности ситуации. Твердые рамки подобного разговора не устанавливаются. Он может продолжаться и десятки минут, и несколько часов. В процессе беседы человек рассказывает специалисту о своей проблеме и о себе. Вся информация внимательно выслушивается психологом. Профессионал стремится вникнуть в суть проблемы для того, чтобы в дальнейшем дать пояснение причин ее возникновения.

В процессе проведения консультации специалист обязательно оценивает личность клиента. Это позволяет, принимая во внимание индивидуальные особенности человека, дать аргументированные и научно обоснованные рекомендации, которые смогут помочь решению проблемы.

Этапы беседы

Разговор, который специалист проводит с клиентом, можно представить себе в виде процесса. Он с самого начала и вплоть до своего окончания состоит из определенных шагов. Это так называемые этапы психологического консультирования. Каждый из них по-своему важен, обладает своими специфическими особенностями и призван решать ту или иную частную задачу.

Если рассматривать значение слова «этап», то разъяснить его можно как стадию или отдельный момент в развитии того или иного явления. Различными авторами данный процесс разъясняется с некоторыми интерпретациями. Этапы психологического консультирования разбирались и описывались Алешиной Ю. Е., Абрамовой Г. С., Васьковской С. В., Горностай П. П. и многими другими. Стоит отметить, что на практике редко представляется возможность последовательно и до конца придерживаться требований лишь одной определенной модели. Однако ориентироваться на ту или иную из них необходимо для повышения рефлексивности профессионала к процессу.

Основные этапы психологического консультирования включают определенные процедуры. Под ними понимаются группы приемов ведения беседы, объединенные между собой по целевому назначению и решающие одну из частных задач.

Рассмотрим более подробно основные этапы психологического консультирования.

Подготовительный

Начальный этап психологического консультирования предполагает знакомство специалиста с клиентом. Делает он это по предварительной записи в картотеке или в журнале регистрации. Помимо этого, психолог получает информацию о клиенте от третьих лиц. Ими могут быть руководитель организации, коллеги по работе или специалисты психологической консультации, принимавшие заявку от человека на проведение беседы.

На данном этапе профессионал начинает подготовку к предстоящему разговору. Для этого специалист разрабатывает план его проведения, учитывая индивидуальные особенности пациента, а также готовит оборудование и материалы, которые могут пригодиться в ходе беседы.

В отличие от других этапов психологического консультирования, самый первый из них не предусматривает применения специальных процедур. Длительность данной стадии разговора составляет, как правило, 20-30 минут.

Настроечный

Продолжим рассмотрение этапов процесса психологического консультирования. На втором из них специалист проводит личную встречу с клиентом. Он знакомится с человеком и настраивается на проведение совместной работы. Со своей стороны, то же самое предстоит сделать и клиенту.

В описанных исследователями этого направления этапах и процедурах психологического консультирования можно ознакомиться с теми действиями, которые предстоит совершить профессионалу для проведения настроечной стадии. Так, он может:

  1. Встать навстречу человеку или встретить его возле дверей кабинета. Подобное действие будет восприниматься пациентом как демонстрация заинтересованности и доброжелательности.
  2. Подбадривать человека фразами «Пожалуйста, проходите», а также «Усаживайтесь поудобнее».
  3. На протяжении первых минут беседы клиенту должна быть дана пауза. В течение 45-60 секунд человек должен оглядеться и собраться с мыслями.
  4. После окончания паузы можно начинать непосредственное знакомство. Специалист должен спросить человека, как его зовут, и предложить познакомиться, назвав и свое имя.

Далее понадобится решить некоторые вопросы. Касаются они самого процесса консультирования. Специалист должен предоставить пришедшему к нему на беседу человеку информацию о расценках на проводимый разговор, сколько он будет длиться и где заканчивается граница конфиденциальности, а также некоторые другие моменты. В результате клиент должен принять решение о том, стоит продолжать процесс консультирования или нет.

Решив все необходимые вопросы, психолог переходит к расспрашиванию клиента. Для перехода между выяснением нюансов и началом беседы важно произнести заранее заготовленную фразу. Подобный шаг позволит специалисту не попасть в неловкую ситуацию, когда он не знает, с чего начать. Например, психолог может спросить: «Что же вас привело на эту беседу?» При прохождении первого этапа психологического консультирования семьи специалист должен получить о ней полную информацию (состав, возраст каждого из ее членов, их профессии и т. д.). При этом должны быть выявлены особенности взаимодействия близких людей и существующих между ними отношений. Помимо этого, профессионалом должна быть составлена генограмма. В ее схему понадобится включить не менее трех поколений. В том случае, если на беседу пришли все члены семьи, специалисту понадобится выяснить позицию каждого из них относительно проблемы, возникшей между близкими людьми.

По времени второй из этапов проведения психологического консультирования может длиться 5-7 минут. Этого вполне достаточно для формирования положительного эмоционального настроя клиента на проведение беседы.

На данном этапе психолог может применять и другие конкретные действия и приемы. Главное, чтобы они создали у человека максимально благоприятное впечатление, что в дальнейшем обеспечит успех консультации.

Диагностический

На третьем из этапов психологического консультирования специалист выслушивает пришедшего к нему на беседу клиента. Проведя анализ разговора, профессионал проясняет и уточняет ту проблему, которая мучает человека.

Порой психологу недостаточно той информации о проблеме, которую изложил ему человек. В связи с этим сделать верные выводы и сформулировать рекомендации становится невозможным без получения дополнительных сведений. Для этого должна быть продолжена беседа с клиентом или привлечены другие лица, которые имеют отношение к проблеме. Вполне возможно, что эти люди предоставят информацию, полезную для консультирования.

О проведении дополнительной беседы с третьими лицами консультант обязан поставить в известность клиента заранее, получив у него на это разрешение.

Собрав необходимую информацию о клиенте и о его проблеме, специалист может переходить к следующему из этапов социально-психологического консультирования. Это рекомендательная стадия, на которой происходит выработка советов, а также уточнение и пояснение существенных деталей.

Что происходит на данном этапе? Психологом-консультантом должна быть оказана помощь человеку в том, чтобы тот самостоятельно сформулировал возможные альтернативы уже привычному для него поведению.

Далее специалисту предстоит внимательно проанализировать и критически оценить тот вариант, который человек посчитал для себя наиболее подходящим. После этого психологом могут быть применены процедуры разъяснения и убеждения, конкретизации и поиска взаимоприемлемого решения, а также уточнения деталей. Все это позволит довести до понимания клиента тех практических рекомендаций и советов, которые были выработаны им совместно с профессионалом. Цель подобных действий заключается в полном и глубоком осознании решений и выводов, предложенных психологом. Одновременно с этим у человека должны возникнуть мотивы по их выполнению.

Контрольный

На пятом из этапов психологического консультирования профессионал и клиент договариваются между собой о том, каким образом будет оцениваться практическая реализация полученных советов. А для этого процесс их выполнения должен непременно контролироваться.

На завершающем этапе психологического консультирования подводятся итоги беседы, и специалист расстается с человеком. При этом еще раз оглашается суть проблемы, ее интерпретация, повторяются результаты консультации и рекомендации, выработанные для устранения трудной жизненной ситуации. Подобный этап также является достаточно важным. Дело в том, что повторение, прозвучавшее в конце беседы, запомнится клиентом намного лучше. Если человек изъявит желание, то все рекомендации могут быть выданы ему не только в устной форме, но и в письменной.

При подведении итогов психологической консультации специалист совместно с клиентом должен наметить программу, способствующую реализации полученных рекомендаций. При этом необходимо установить сроки и форму ее выполнения.

Желательно, чтобы периодически клиент сообщал консультанту о ходе своих дел и о том, как решается его проблема. Именно поэтому в конце беседы понадобится наметить, каким образом в дальнейшем будет происходить контакт.

Прощаясь с клиентом, психологу необходимо проводить его до двери и сказать напоследок теплые слова. При этом можно подарить человеку какой-нибудь сувенир, который напомнит о проведенном разговоре.

Возрастно-психологическое консультирование

Порой помощь специалиста требуется не взрослому, а ребенку. В таком случае становится важным прохождение всех этапов возрастно-психологического консультирования, содержание которых несколько отличается от описанных выше. Так, после проведения первичного приема и диагностического этапа профессионалом должна быть разработана система психолого-педагогических рекомендаций, способствующих проведению мероприятий по психическому развитию ребенка. В случае возникновения необходимости возможно принятие мер по уточнению родительских установок.

В чем заключается специфика консультирования возрастно-психологического вида? В том, что специалисту уже с самого начала понадобится в большей степени работать с мамами и папами, обращаясь к ним за помощью. На всех этапах психологического консультирования от родителей психологу потребуется помощь, для чего с ними должен быть установлен тесный контакт. Так, близким людям понадобится:

  • уточнить историю развития ребенка;
  • рассказать о своих воспитательных установках;
  • заключить устное соглашение о совместной работе.

В процессе проведения консультации профессионалом должна быть осуществлена психологическая коррекция. Она представляет собой освобождение родителей от гнетущих их тяжелых чувств, обращение их взора на положительные стороны проблемы и направление на активные действия по поиску ее возможных решений.

Важность работы с близкими людьми заключена в их главенствующей роли в процессе формирования той обстановки для социального развития, которая имеет место при становлении личности подрастающего человека.

Задача психолога во время проведения консультации заключена в повышении уровня компетентности близких для его маленького клиента людей. Это позволяет активизировать роль взрослых в создании нормальных условий для дальнейшего развития подрастающего человека. Причем достижение этой цели становится возможным только в том случае, если консультантом-психологом будут созданы доверительные отношения с людьми, которые обратились к нему по поводу своего ребенка. И здесь от специалиста требуется проявление уважения к ним и признание имеющегося у них беспокойства, вызванного проблемами с их чадом. Психолог не должен критиковать действия взрослых и высказывать свое мнение, говорящее об их педагогической некомпетентности. То, что родители являются «неуспешными» воспитателями, специалист должен высказать только после тщательного обследования и анализа представленных о ребенке данных. Но и в этом случае психолог не должен ущемлять самооценку своих клиентов, руководствуясь известным принципом «Не навреди».

Этапы консультирования по Алешиной

В литературе, рассматривающей проблемы проведения беседы с человеком, который нуждается в помощи специалиста, разные авторы выделяют свои стадии.

Например, существует четыре этапа психологического консультирования по Алешиной. Среди них:

  1. Начало беседы. Длительность данного этапа составляет от 5 до 10 минут. В это время психолог знакомится с клиентом. На первом из этапов психологического консультирования по Алешиной должна соблюдаться позиция равенства имен. Помимо этого, профессионалу необходимо избегать неудачных выражений и слов, например, «не бойтесь…».
  2. Рассказ человека о себе. Данный этап длится от 25 до 35 минут. Психолог должен задавать клиенту открытые вопросы. Например, во время прохождения второго этапа психологического консультирования семьи можно спросить: «Когда все началось?» или «Какие у вас отношения?» Для полноценного диалога специалисту важно помнить детали, даты, названия и имена, упоминаемые клиентом.
  3. Коррекционное воздействие. Алешина отводит данному этапу 10-15 минут. В этот период психолог может задать клиенту парадоксальные вопросы, ставящие под сомнение общепринятые нормы, или перефразировать сказанное, делая из негативного положительное.
  4. Завершение беседы. Длится данный этап от 5 до 10 минут. Он представляет собой краткое обобщение всего процесса беседы.
Статьи по теме