Альберт швейцер - жизнь, отданная людям. Альберт швейцер

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР

Немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, протестантский теолог и миссионер, врач и музыковед. Лауреат Нобелевской премии мира (1952). Исходный принцип мировоззрения Швейцера - «преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества.

Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городке Кайзерсберг, в Верхнем Эльзасе. Он был вторым ребенком пастора Людвига Швейцера и его жены Адели. Годом раньше увидел свет первый ребенок Швейцеров - девочка. В последующие годы у Альберта Швейцера появились еще три сестры и брат. Одна из сестер, Эмма, умерла во младенчестве. По собственному свидетельству Альберта Швейцера, у него, как и у его сестер и брата, было счастливое детство.

Пастор Людвиг Швейцер стоял во главе небольшой протестантской общины Кайзерсберга. В городке насчитывалось лишь несколько десятков лютеран, поскольку подавляющее большинство населения составляли католики. Сам пастор был родом из Пфаффенгофена, в Нижнем Эльзасе. Его отец служил там учителем и органистом. Трое его братьев избрали себе ту же профессию. Мать Альберта Швейцера, урожденная Шиллингер, была дочерью священника городка Мюльбаха, расположенного в долине Мюнстера, в Верхнем Эльзасе.

Вскоре после рождения Альберта его родители переехали в Гунсбах. Поскольку французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франко-прусской войны 1871 года, Швейцер получил германское гражданство. Родители его были французы, и Альберт научился бегло говорить на обоих языках. Под руководством отца он в пятилетнем возрасте начал играть на рояле, спустя четыре года он уже мог иногда подменять органиста деревенской церкви.

Посещая среднюю школу в Мюнстере, а затем в Мюльхаузене, Швейцер одновременно учился игре на органе у Евгения Мюнха. Окончив школу в 1893 году, он поступил в Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Первый экзамен по теологии он сдал в 1898 году, тогда же ему была назначена стипендия, давшая Швейцеру возможность изучать философию в Парижском университете (Сорбонна) и брать уроки игры на органе у Видора. Всего за четыре месяца он написал диссертацию: «Суть веры, философия религии» и в 1899 году стал доктором философии. Два года спустя он получил степень доктора теологии, защитив диссертацию о значении Тайной вечери.

В 1902 году Швейцер был назначен профессором теологического колледжа Св. Фомы, а через год стал его директором. Помимо чтения лекций, Швейцер играл на органе и занимался научной работой. Главный теологический труд Швейцера - «Вопрос об историческом Иисусе» (1906), в нем Швейцер отверг попытки модернизировать Иисуса или отказать ему в историчности. Швейцер подчеркнул эсхатологический характер миссии Христа и усмотрел в его страданиях средство достижения Царства Божия на земле.

В то же время Швейцер стал крупнейшим специалистом по творчеству Баха, биографию которого он издал в 1908 году (Баху была посвящена его докторская диссертация по музыковедению, защищенная в Страсбурге тремя годами позже). Швейцер рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с «истинными поэмами природы». Его книга опровергла «педантический взгляд на музыку Баха, якобы интеллектуальную и суровую», писала Розалин Турек, «но отклонила и романтическую сентиментальность, с которой Баха привыкли исполнять».

Швейцер являлся крупнейшим экспертом по конструкции органов. Его книга на эту тему, вышедшая в 1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации. Несмотря на достижения в области философии, теологии, музыковедения, Швейцер чувствовал себя обязанным исполнить клятву, данную самому себе в возрасте 21 года. Считая себя в долгу перед миром, Швейцер тогда решил заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя «непосредственному служению человечеству». Статья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале Парижского миссионерского общества, подсказала Швейцеру, что надо делать. «Отныне мне предстояло не говорить о Евангелии любви, - объяснял он позже, - но претворить его в жизнь».

Оставив работу в 1905 году, Швейцер поступил в медицинский колледж Страсбургского университета, возмещая расходы на обучение за счет органных концертов. В 1911 году он сдал экзамены.

Весной 1912 года Швейцер отказался от преподавания в Страсбургском университете, а также от чтения проповедей в церкви Св. Николая. Ему нужно было время для работы над дипломом и к тому же для подготовки к предстоящей поездке в Африку.

…37 лет, можно сказать, зенит жизни человека. Швейцер до сей поры уделял мало времени жизненным утехам. Разумеется, он ходил в гости и не отказывался выпить с друзьями рюмку эльзасского вина, которое предпочитал всем другим. Этот обходительный мужчина высокого роста, приятной наружности имел успех у женщин. Не одна девушка была готова стать спутницей жизни этого разносторонне одаренного и столь популярного в Обществе человека.

Но, очевидно, Швейцер был необыкновенно требователен не только к себе, но и к потенциальной подруге, и эта требовательность исключала какие-либо случайные связи, для пустого же флирта ему попросту было жаль времени, которого, как известно, ему всегда не хватало. Возможно, подобная сдержанность порождалась еще известной робостью.

Весной 1909 года Альберт Швейцер подружился с Еленой Бреслау, дочерью преподавателя Страсбургского университета. Поистине эти двое нашли друг друга. Елена всегда стремилась помогать униженным, обездоленным, оскорбленным. Она готова была помочь Швейцеру в осуществлении той грандиозной задачи, которую он перед собой поставил.

18 июня 1912 года состоялось бракосочетание Альберта Швейцера и Елены Бреслау. Швейцер с женой стали тотчас же готовиться к отъезду в Африку. Сам он тоже прошел в Париже курс тропической медицины. Надо было тщательно продумать, какое медицинское оборудование, какие лекарства брать с собой в Африку. Малейшая оплошность, отсутствие какого-либо хирургического инструмента или же лекарства могли обернуться трагедией. Из Европы все это могло быть прислано лишь много месяцев спустя! Супруги Швейцер располагали к тому же весьма ограниченными средствами, приходилось считаться и с этим.

К этому времени еще не была завершена работа над рукописями. Готовилось второе издание книги «История изучения жизни Иисуса». Кроме того, Швейцер работал над второй частью «Истории исследования учения Павла» и беспрестанно отвечал на письма из разных городов и церковных общин, авторы которых просили у него совета по вопросам органостроения. Альберт Швейцер не справился бы с таким объемом работы, не будь у него верной и толковой помощницы в лице Елены Бреслау.

Однако самой неотложной задачей оставалось написание диссертации по медицине. Швейцер избрал для нее любопытную тему: «Психиатрическая оценка личности Иисуса».

В 1913 году Швейцер с женой отплыли в Африку, по поручению Парижского миссионерского общества они должны были основать больницу при миссии в Ламбарене (Французская Экваториальная Африка, ныне Габон). Потребность в его услугах была огромной. Не получая медицинской помощи, туземцы страдали от малярии, желтой лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В первые же девять месяцев Швейцер принял 2 тысячи больных. В 1917 году Швейцер и его жена, как германские подданные, были интернированы во Францию до конца первой мировой войны. В 1919 году у них родилась дочь Рена.

После освобождения Швейцер провел еще семь лет в Европе. Истощенный, больной, измученный необходимостью выплачивать долги по Ламбарене, он работал в муниципальной больнице в Страсбурге. Кроме того, он возобновил органные концерты. С помощью архиепископа Натана Сёдерблю Швейцер в 1920 году давал концерты и читал лекции в Упсальском университете и других местах.

В эти годы Швейцер развил систему этических принципов, которую назвал «Почтение к жизни». Свои взгляды он изложил в книгах «Философия культуры I: Упадок и возрождение цивилизации» и «Философия культуры II: Культура и этика», опубликованных в 1923 году». Определение этики представляется мне таким, - объяснял Швейцер - То, что поддерживает и продолжает жизнь, - хорошо, то, что повреждает и нарушает жизнь, - плохо. Глубокая и всеобщая этика имеет значение религии. Она и есть религия». Почтение к жизни, продолжал Швейцер, «требует от каждого жертвовать частицей своей жизни ради других».

Швейцер снова собирался в Ламбарене. Существовала одна важная проблема, которая долгое время ставила под вопрос планы Швейцера: его жене по состоянию здоровья была противопоказана Африка, не говоря уже о том, что ей надо было растить пятилетнюю дочь Рену. Супругам Швейцер пришлось принять суровое решение - о разлуке на долгие годы И только благодаря тому, что Елена понимала важность замысла своего мужа и, находясь в Европе, деятельно помогала ему во всем, Швейцеру удалось заново создать, а впоследствии и расширить прославившуюся на весь мир больницу в Ламбарене.

Совместно с Эммой Мартин она великолепно организовала постоянную помощь больнице из Европы. Таким образом, заслуга Елены Швейцер в осуществлении дела, которому посвятил свою жизнь ее муж, весьма велика.

В 1923 году, в Верхнем Шварцвальде, в городке Кенигсфельд, Швейцер построил дом для своей жены и ребенка. Он не хотел уезжать в Африку, пока дом не будет готов. Много времени провел он со строителями. Часто, засучив рукава, он и сам брался за работу. С неизменным рюкзаком на спине, он приезжал на велосипеде на строительную площадку, минуя французскую границу. В ту пору послевоенная Германия переживала период острейшей инфляции, и строители радовались куску мяса и даже хлеба куда больше, чем любому вознаграждению в обесцененных денежных знаках.

Отъезд в Африку был назначен на начало 1924 года. Вернувшись в Ламбарене, Швейцер нашел больницу в руинах. Его новая больница постепенно превратилась в комплекс из 70 зданий, в ее штат входили врачи и медсестры из числа добровольцев. Комплекс строился как типичное африканское селение, электричество было проведено только в операционные. Вокруг свободно бродили животные, и членам семьи разрешалось ухаживать за больными во время выздоровления. Целью Швейцера было вызвать доверие туземцев, оказывая им помощь в знакомых для них условиях. К началу 1960-х годов в больнице Швейцера размещалось 500 человек.

Периоды работы в Африке Швейцер чередовал с поездками в Европу, во время которых читал лекции, давал концерты, чтобы собрать средства для больницы. Он был удостоен многих наград.

В 1928 году город Франкфурт наградил его премией имени Гете, воздав должное «гетевскому духу» Швейцера и его служению человечеству. Когда в 1939 году в Европе началась война, лекарства для Ламбарене стали поступать из США, Австралии, Новой Зеландии. После войны поток грузов возрос.

После войны ученый встречался с Альбертом Эйнштейном. Швейцер уверял Эйнштейна, что разум и нравственное начало возобладают над слепыми разрушительными инстинктами, что в мировом общественном мнении произойдут глубокие изменения, которые должны неизбежно повести к отказу от войн.

В 1951 году Швейцер получил премию Мира западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев. В том же году он был избран членом Французской академии.

В 1953 году Швейцер находился в Ламбарене, когда пришла весть о присуждении ему Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Швейцер показал, что жизнь человека и его мечта могут слиться воедино. Его работа вдохнула жизнь в понятие о братстве, его слова достигли сознания бесчисленных людей и оставили там благотворный след». Швейцер не мог оставить своих обязанностей в Африке, чтобы присутствовать на церемонии награждения, поэтому премию принял французский посол в Норвегии На деньги, полученные от Нобелевского комитета, Швейцер построил лепрозорий недалеко от больницы в Ламбарене.

В конце 1954 года великий гуманист и мыслитель отправился в Осло, где 4 ноября выступил с Нобелевской лекцией «Проблемы мира». В ней он выразил убежденность, что человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, так как «война делает нас виновными в преступлении бесчеловечности». По его мнению, лишь тогда, «когда идеал мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной работы учреждений, призванных оберегать мир».

В 1957 году Швейцер выступил с «Декларацией совести», переданной по радио из Осло. В ней он призвал всех простых людей мира объединиться и потребовать от своих правительств запрещения испытаний ядерного оружия. Вскоре после этого 2 тысячи американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний. Бертран Рассел и Кэнон Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное разоружение.

В 1958 году начались переговоры о контроле над вооружениями, которые пять лет спустя завершились формальным договором сверхдержав о запрете на испытания.

Деятельность Швейцера оценивали по-разному. Некоторые считали его медицинскую практику в джунглях расточительством таланта, другие обвиняли его в бегстве от жизни. Джеральд Макнайт в книге «Вердикт Швейцеру» назвал Ламбарене местом, где Швейцер мог осуществлять абсолютную власть. Многие журналисты считали патерналистское отношение Швейцера к пациентам реминисценцией времен миссионерства. Критики отмечали и его непонимание националистических устремлений Африки, жесткое, авторитарное обращение с помощниками, кое-кто из посетителей говорил о низком уровне санитарии в больнице Швейцера.

Несмотря на это, многие (особенно в Америке) видели в Швейцере святого XX века. Благодаря публичным выступлениям и фотографиям в прессе его узнавали во всем мире. Один из посетителей Ламбарене особо отметил его руки «с огромными чуткими пальцами, которые одинаково ловко зашивали рану, чинили крышу, играли Баха на органе, записывали слова о значении Гете для цивилизации в период упадка».

Последнее, что сделал Швейцер при жизни для дела мира, - подписал за несколько дней до кончины уже совсем непослушной рукой обращение лауреатов Нобелевской премии к главам правительств крупнейших государств с требованием немедленно прекратить преступную войну во Вьетнаме. Текст обращения ему прислал известный американский ученый и борец за мир Лайнус Полинг. Полинг торопил Швейцера с отправкой подписанного им обращения, и девяностолетний старик сам понес пакет к уходившему из Ламбарене речному пароходу.

Назад, к дому, он не спешил, а, воротясь, лег на свою почти походную койку, попросил поставить долгоиграющую пластинку с записью фуг и прелюдий Баха и больше уже не вставал. Швейцер скончался в Ламбарене 4 сентября 1965 года, его похоронили рядом с женой, умершей в 1957 году. Руководство больницей перешло к их дочери.

Жизнь, согласно Швейцеру, как самое сокровенное из того, что создала природа, требует к себе величайшего уважения.

«Этика благоговения перед жизнью, - писал Швейцер, - не делает различия между жизнью высшей или низшей, более ценной или менее ценной». Нельзя с пренебрежением относиться к примитивным формам жизни, бездумно уничтожать их. Кто знает, какое значение имеет та или иная ветвь вечного древа жизни во Вселенной? Нравственный принцип благоговения перед жизнью, который был сформулирован Швейцером в самом начале нашего века, ныне выступает основополагающим при становлении новой отрасли знания - экологической этики.

Взаимосвязь и взаимообусловленность различных форм жизни в окружающем нас мире должна определять такие отношении между ними, которые направлены на сохранение и совершенствование жизни вообще, иначе прогрессивное развитие ее невозможно. Поэтому нравственность - не только закон жизни, но и условие ее существования и развития. Нравственность выступает также объективным условием становления, развития и нормального функционирования общества.

«Лишь благодаря нравственному отношению ко всему живому достигаем мы духовной связи со Вселенной». Если существуют все-таки внеземные цивилизации, возможный контакт между ними и земной цивилизацией виделся Альберту Швейцеру актом взаимопонимания, взаимодоверия и взаимопомощи. Не случайно знаменитый голландский математик X. Фрейденталь в основу языка космических сообщений закладывал не только логические, математические, но и нравственные символы, справедливо полагая универсальными нравственные законы.

Своим учением о благоговении перед жизнью Швейцер наряду с К. Циолковским заложил основы космической этики будущего. Этика Швейцера конкретна. Один из ее принципов - «человек - человеку». Как раз и направлен на то, чтобы любой из нас помогал другим, ближним и дальним, помогал конкретным делом - материально, морально, состраданием, милосердием и спасением. Принцип «судьба обязывает» требует большей отдачи от тех, кто здоров и силен, состоятелен и удачлив, талантлив и деятелен, в пользу больных и страждущих, немощных, лишенных возможности быть деятельными.

Более полувека лечил больных врач Альберт Швейцер, не оставляя литературной работы и философских размышлений, выезжая, как только это становилось возможным, с концертами в Европу. И народ современного африканского государства Габон свято хранит память о человеке, пришедшем в их края не грабить, не обогащаться, но сострадать и помогать. Швейцер никогда не причислял себя к сонму пророков, сердился, когда ему говорили о том, что сбывается многое из того, что он предвидел. Более всего почитал дело. Любимый девиз его - гетевское «Вначале было дело».

Может быть, именно поэтому неразрывны в его жизни духовное и материальное, слово и дело. Люди устали от лозунгов и обещаний, устали ждать несбыточного созидания завтрашнего «города-сада». Человеческая жизнь коротка, и сегодня следует всем нам заняться деланием, работать так, чтобы уникальное событие - появление нового человека в мире - не омрачалось насилием, голодом, войной или прогрессирующим умиранием природы. К этой высокой цели призывал человечество Альберт Швейцер.

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

IV (1965) В примечании 31 к главе 3 я упомянул множество работ, которые, по моему представлению, предвосхитили мою точку зрения на политическую концепцию Платона. С тех пор, когда было написано это примечание, я прочитал книгу Дианы Спирмен «Современная

Из книги Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. автора Гуревич Павел Семенович

Альберт Великий Книга о природе и происхождении душиГлава 6. О том, что одна лишь разумная душа есть совершенство, и о том, каким образом она делает завершенными человека и его члены, и каким образом она есть совершенство растительной и чувствующей душ, и каким

Из книги Будущее настоящего прошлого автора Нюхтилин Виктор

Дом, который построил Альберт Дом, который построил Джек(Отрывок) Вот дом, который построил Джек, А это пшеница, которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (1875–1961) Швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (то есть архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и

Из книги Альтернативна Еволюція автора Бердник Александр Павлович

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

b) Альберт Великий Среди тех, которые больше других отличились в комментировании произведений Аристотеля, мы должны в особенности указать на Альберта Великого, знаменитейшего немецкого схоластика, происходившего из благородного рода фон Больштедт. «Magnus» представляет

Из книги Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса» автора Фромм Эрих Зелигманн

Альберт Швейцер «Я родился в период духовного упадка человечества» Два переживания омрачают мою жизнь. Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе - в том, что я родился в период духовного упадка

Из книги Искусство и красота в средневековой эстетике автора Эко Умберто

Из книги Дневник (1964-1987) автора Бердников Леонид Николаевич

Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР: БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ Этико-нормативная программа Альберта Швейцера исходит из предпосылки, согласно которой между добродетелью и счастьем не может быть синтеза, гармонии. Конфликт между ними снимается через субординацию. Существует только два

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

А. Швейцер Возникновение учения о благоговении перед жизнью и его значение для нашей культуры Предлагаемый очерк собственного духовного развития, являющийся вместе с тем изложением сути учения о благоговении перед жизнью, был написан Альбертом Швейцером в апреле 1963 г.

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

Тема 14 ШВЕЙЦЕР Альберт Швейцер понимал мораль как благоговение перед жизнью. При этом речь шла о благоговении перед жизнью во всех ее формах, когда сорвать одуванчик в поле - такое же зло, как и убить человека. Швейцер считал, что по критерию нравственной ценности человек

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

АЛЬБЕРТ ФОН БОГУСЛАВСКИЙ

Из книги Советский кишлак [Между колониализмом и модернизацией] автора Абашин Сергей Цитаты в Викицитатнике

Биография

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас , принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного лютеранского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. По отцовской линии он был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра .

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау - жена и соратница Альберта Швейцера.

Швейцер-философ

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры - её стержень, её несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс это существенное и несомненное, а материальный - менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, - реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как "жизнь, желающая жить среди жизни" .

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • (1906),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • (1919)
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • (1934),
  • (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • (1950),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • (1954),
  • (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • (1960),
  • (1961, опубликована в 1966)
  • Фрагменты из разных сочинений.

Швейцер о себе самом

  • (фрагмент)

Напишите отзыв о статье "Швейцер, Альберт"

Примечания

Литература

  • Альберт Швейцер - великий гуманист XX века / Сост. В. Я. Шапиро; Ред. В. А. Карпушин . - М .: Наука , 1970. - 240 с. - 12 000 экз. (обл.)
  • Балагушкин Е. Г. Швейцер А. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . - М .: «Российская политическая энциклопедия » (РОССПЭН), 2007. - Т. 2. - С. 966-967. - 1184 с. - (Summa culturologiae). - ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-6 .
  • Геттинг Г. : Пер. с нем. - М .: Наука , 1967.
  • Гиленсон Б. А. .
  • Гусейнов А. А. // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М .: Прогресс , 1992.
  • Калягин А. Н., Блохина Н. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения). // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 2004. - Т. 49. № 8. - С. 92-95.
  • Левада Ю. А. // От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы буржуазного гуманизма и свободомыслия). - М .: Мысль , 1969. - С. 141-157. - 303 с.
  • Носик Б. М. Альберт Швейцер. Белый Доктор из джунглей. (2-е изд., 2003; 1-е издание вышло в серии ЖЗЛ в 1971 году).
  • Петрицкий В. А. Свет в джунглях. - Л. : «Детская литература», 1972. - 254 с.
  • Чернявский А. Л. // Швейцер А. Жизнь и мысли / Сост. пер. с нем., послесл., нримеч. и ук-ли А. А. Чернявского. - М .: Республика , 1996. - С. 490-505.
  • Харитонов М. С.
  • Фрейер П. Г. / Пауль Герберт Фрейер; Пер. с нем. С. А. Тархановой; Отв. ред. и автор послесл. В. А. Петрицкий . - М .: Наука (ГРВЛ), 1982. - 232 с. - 40 000 экз. (обл.)
  • Фрейер П. Г. Альберт Швейцер: Картина жизни / Пауль Герберт Фрейер; Пер. с нем. С. А. Тархановой; Отв. ред. и автор послесл. В. А. Петрицкий . - Изд. 2-е, испр. и доп. - М .: Наука (ГРВЛ), 1984. - 224 с. - 39 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • - статья из Исторического словаря Швейцарии (нем.) (фр.) (итал.)
  • Отрывок из книги Владимира Леви «Одинокий друг одиноких».

Выдающийся гуманист, философ, врач Альберт Швейцер всей своей жизнью показал пример служения человечеству. Он был разносторонней личностью, занимался музыкой, наукой, богословием. Его биография полна интересных фактов, а цитаты из книг Швейцера поучительны и афористичны.

Ранние годы и семья

Альберт Швейцер появился на свет в религиозной семье 14 января 1875 года. Его отец был пастором, мать - дочерью пастора. С раннего детства Альберт ходил на службы в лютеранский храм и всю жизнь любил простоту обрядов этой ветви христианства. В семье было четверо детей, Альберт был вторым по счету ребенком и старшим сыном. Детство свое он провел в небольшом городке Гюнсбахе. По его воспоминаниям, это было очень счастливое время. В 6 лет его отдали в школу, и нельзя сказать, что это было для него удовольствием. В школе он учился посредственно, самых больших успехов он достиг в музыке. В семье велось много разговоров на религиозные темы, отец рассказывал детям историю христианства, каждое воскресенье Альберт ходил на службы отца. Уже в раннем возрасте у него возникло много вопросов о сути религии.

Семья Альберта имела не только глубокие религиозные, но и музыкальные традиции. Его дед был не только пастором, но и играл на органе, сам конструировал эти музыкальные инструменты. Швейцер приходился близким родственником известного впоследствии философа Ж.-П. Сартра.

Образование

Альберт сменил несколько школ, пока не попал в Мюльхаузен в гимназию, где встретил «своего» учителя, он смог вдохновить мальчика на серьезные занятия. И в несколько месяцев Швейцер из последних учеников стал первым. Он все годы учебы в гимназии продолжал систематически заниматься музыкой под надзором тети, у которой проживал. Также он начал очень много читать, эта страсть сохранилась у него на всю жизнь.

В 1893 году, окончив гимназию, Швейцер поступает в Страсбургский университет, который переживал время расцвета. Здесь работало много молодых ученых, проводились перспективные исследования. Альберт поступает сразу на два факультета: богословский и философский, а также посещает курс по теории музыки. Швейцер не мог оплачивать образование, ему нужна была стипендия. Для того чтобы уменьшить срок обучения, он отправляется добровольцем в армию, это давало возможность получить ученую степень в более короткие сроки.

В 1898 году Альберт оканчивает университет, он так блестяще сдает экзамены, что получает специальную стипендию сроком на 6 лет. За это он обязан защитить диссертацию или должен будет вернуть деньги. Он со страстью приступает к изучению в парижском университете Сорбонна и уже через год получает степень доктора, написав блестящую работу. На следующий год он защищает диссертацию по философии, а еще чуть позже получает звание лиценциата по теологии.

Путь в трех направлениях

После получения ученой степени перед Швейцером открываются блестящие возможности в науке и преподавании. Но Альберт принимает неожиданное решение. Он становится пастором. В 1901 году выходят первые книги Швейцера по богословию: книга о жизни Иисуса, работа о Тайной вечери.

В 1903 году Альберт получает место профессора теологии в колледже св. Фомы, уже через год он становится директором этого учебного заведения. Одновременно Швейцер продолжает заниматься научными изысканиями и становится крупным исследователем творчества И. Баха. Но Альберт при такой фантастической занятости продолжал думать о том, что не исполнил своего предназначения. Еще в 21 год он дал себе клятву в том, что до 30 лет он будет заниматься теологией, музыкой, наукой, а потом начнет служить человечеству. Он считал, что все полученное им в жизни требует возврата в мир.

Медицина

В 1905 году Алберт прочитал в газете статью о том, что в Африке катастрофически не хватает врачей, и тут же принял важнейшее решение в своей жизни. Он оставляет работу в колледже и поступает в медицинский колледж Страсбургского университета. Чтобы платить за обучение, он активно дает органные концерты. Так Альберт Швейцер, биография которого резко меняется, начинает свое «служение человечеству». В 1911 году он окончил колледж и устремился своему новому пути.

Жизнь во благо других

В 1913 году Альберт Швейцер уезжает в Африку для организации больницы. Он имел минимальные средства для создания миссии, которые предоставила миссионерская организация. Швейцеру пришлось влезть в долги, чтобы приобрести хотя бы минимальный набор необходимого оборудования. Потребность в медицинской помощи в Ламбарене была огромной, только за первый год Альберт принял 2000 больных.

В 1917 году, во время Первой мировой войны, Швейцера отправили, как подданного Германии, во Французские лагеря. И после окончания войны он еще 7 лет был вынужден оставаться в Европе. Он работал в Страсбургской больнице, выплачивал долги за миссию и собирал деньги на возобновление работы в Африке, давая органные концерты.

В 1924 году он смог вернуться в Ламбарене, где нашел вместо больницы руины. Пришлось начинать все сначала. Постепенно усилиями Швейцера больничный комплекс превратился в целое поселение из 70 строений. Альберт старался завоевать доверие туземцев, поэтому комплекс больницы строился по принципам местных населенных пунктов. Периоды работы в больнице Швейцеру приходилось чередовать с европейскими периодами, во время которых он выступал с лекциями, давал концерты и собирал деньги.

В 1959 году он навсегда поселился в Ламбарене, туда к нему потянулись паломники и волонтеры. Швейцер прожил долгую жизнь и умер в возрасте 90 лет в Африке. Дело его жизни, госпиталь, перешло к его дочери.

Философские воззрения

В годы Первой мировой войны и Швейцер начинает задумываться об этических основаниях жизни. Постепенно, в течение нескольких лет он формулирует собственную философскую концепцию. Этика строится на высшей целесообразности и справедливости, она есть стержень мироздания, считает Альберт Швейцер. «Культура и этика» - труд, в котором философ излагает свои базовые представления о мироустройстве. Он считает, что миром движет этический прогресс, что человечеству нужно отринуть декадентские представления и «возродить» истинное человеческое «Я», только так можно преодолеть кризис, в котором находится современная цивилизация. Швейцер, будучи глубоко религиозным человеком, никого не осуждал, а только жалел и старался помочь.

Книги А. Швейцера

За свою жизнь Альберт Швейцер написал немало книг. Среди них есть труды по теории музыки, по философии, этике, антропологии. Немало трудов он посвятил описанию идеала человеческой жизни. Он видел его в отказе от войн и построении общества на этических принципах взаимодействия людей.

Главный принцип, который декларировал Альберт Швейцер: «Благоговение перед жизнью». Постулат впервые был изложен в книге «Культура и этика», а впоследствии не раз расшифровывался в других трудах. Оно заключается в том, что человек должен стремиться к самосовершенствованию и самоотречению, а также испытывать «беспокойство постоянной ответственности». Сам философ стал ярчайшим примером жизни в соответствии с этим принципом. Всего за свою жизнь Швейцер написал более 30 сочинений и множество статей и лекций. Сейчас многим известные такие его работы, как:

  • "Философия культуры" в 2 частях;
  • "Христианство и мировые религии";
  • "Религия в современной культуре"
  • "Проблема мира в современном мире".

Награды

Гуманист Альберт Швейцер, книги которого до сих пор считаются образцом «этики будущего», не раз получал различные награды и премии, которые всегда тратил на благо своей больницы и африканских жителей. Но самой важной его наградой стала Нобелевская премия мира, которую он получил в 1953 году. Она позволила ему оставить поиски денег и сосредоточиться на помощи больным в Африке. На премию он отстроил в Габоне лепрозорий и многие годы лечил больных. В своей речи на вручении Нобелевской премии Швейцер призывал людей перестать воевать, отказаться от ядерного оружия и сосредоточиться на поиске в себе Человека.

Высказывания и цитаты

Альберт Швейцер, цитаты и высказывания которого являются настоящей этической программой, много размышлял о предназначении человека и о том, как сделать мир лучше. Он говорил: «Мои знания пессимистичны, а вера - оптимистична». Это помогало ему быть реалистом. Он считал, что «Личный пример - это единственный метод убеждения» и своей жизнью убеждал людей в необходимости быть сострадательными и ответственными.

Личная жизнь

Альберт Швейцер был счастливо женат. С женой он познакомился еще в 1903 году. Она стала верной соратницей мужа в его служении людям. Елена окончила курсы медсестер и работала вместе со Швейцером в госпитале. У пары родилась дочь Рена, которая продолжила дело родителей.

Альберт Швейцер. Родился 14 января 1875 года в городке Кайзерсберге (Верхний Эльзас, Германия) в семье пастора Луи Швейцера. Образование получил в Страсбургском университете. В 24 года становиться доктором философии, выпускает в свет обьёмистую книгу о философии Канта. Одновременно занимается музыкой (орган,фортепьяно). Один из создателей Парижского Баховского общества. В 1912 году женится на Елене Беслау.

13 октября 1905 года 30-летний доктор философии Альберт Швейцер сообщает своим друзьям о принятом им судьбоносном решении. Известный в Европе писатель теолог, философ, музыкант решает уехать из Европы в Экваториальную Африку в качестве врача. Швейцер объясняет пораженным недоумевающим друзьям, что еще девять лет назад он решил ограничить «жизнь для себя» тридцатилетним рубежом. И теперь он намерен поступить на учиться на медицинский факультет, стать врачом, чтобы иметь возможность реально помогать страдающим жителям Экваториальной Африки. Друзья явно не пришли в восторг от подобной идеи. Большинство из них приложило немало усилий, чтобы отговорить Швейцера от «безумной затеи».

Эти люди выросли в христианской стране и воспитывались на христианских идеалах бескорыстного служения. Но их реакция свидетельствует о равнодушии к этим идеалам. Любопытно, что более всего непонимания и даже упеков в гордыне досталось Швейцеру именно от друзей-теологов. Даже родная мать не поддержала устремлений сына. Однако будущий врач не отказался от своих намерений. Он в полной мере осознавал рискованность своего предприятия. Ему была известна трагическая судьба его предшественницы Валентины Ланц. Эта женщина в начале двадцатого века пыталась построить в Африке больницу, но умерла, не выдержав тропического климата.

То, что предстояло действовать в одиночку,его тоже не останавливало. Альберт Швейцер очень высоко ценил возможность независимой деятельности.Именно поэтому он выбрал профессию врача, а не проповедника. На это решение отчасти повлияла статья в журнале Парижского миссионерского общества, в которой сообщалось, что миссии в Экваториальной Африке крайне необходим врач. Альберт Швейцер предложил миссии свои услуги в качестве врача. Плюс он обязался взять на себя все заботы по созданию в Африке больницы. Далее происходит поразительное. Ортодоксально мыслящие члены комитета миссии выступили против предложения Швейцера, так как считали его взгляды как теолога, близки к ереси. Приверженность догматам эти фарисеи считали более важным, чем облегчение страданий тысяч людей.
Альберт Швейцер тогда лично посетил всех членов комитета и пообещал, что работая в Африке, он будет “нем, как карп”, то есть не будет проповедовать. Это обещание склонило членов комитета к решению поддержать инициативу бескорыстного врача-добровольца.
Обучение на медицинском факультете потребовало от Швейцера исключительного напряжения сил. Только исключительная работоспособность и здоровье позволили ему перенести эту нагрузку. За время обучения он издал немецкий вариант своей книги о композиторе Бахе объемом 844 страницы, книгу о мистицизме апостола Павла, свое крупнейшее теологическое исследование о поисках исторического Иисуса и небольшое эссе, посвященное органостроению. Все свои гонорары он потратил на закупку медикаментов для больницы. Однако личных средств на все не хватало. Пришлось преодолеть свое неумение и не желание просить и обратиться за помощью к своим многочисленным друзьям. И ему давали деньги, веря больше в него, чем в его будущее дело. “Большинство друзей и знакомых,- писал он в своих воспоминаниях,- помогли мне справиться с моим смущением, заявляя, что они поддержат мой авантюрный план, потому что он принадлежит мне.” Некоторые друзья пообещали помогать впредь. Доброта, встреченная доктором во время поиска средств, «перевешивает в сотни раз те унижения, с которыми пришлось примириться».

26 марта 1913 года Альберт Швейцер покинул Европу. На борту судна вместе с ним была его жена Елена, готовая полностью разделить со своим мужем все тяготы его работы.Так началась история знаменитой на весь мир больницы в Ламбарене. Прибыв в миссию, новый доктор еще не успел распаковать багаж, как начали поступать первые пациенты. Помещения у него своего не было, и первых больных он принимал на открытом воздухе, в изнуряющей жаре Экваториальной Африки. К вечеру доктор едва держался на ногах от усталости.

Работа требовала от Швейцера полного напряжения сил. Первоначально ему помогали только его жена и нанятый им из числа местных жителей негр-санитар Жозеф. Необходимо было не только принимать большое количество больных, но и заниматься строительством помещения для больницы. ” Тут у нас все больны”, - сказал как-то доктору один юноша. И действительно большинство жителей Габона были больны, причем иногда сразу несколькими болезнями. Поражало количество больных сердечными заболеваниями. Тела габонцев были покрыты язвами. Много прокаженных. Широко распространены тропическая малярия и тропическая дизентерия. Кроме того, европейцы занесли в Африку венерические заболевания, и более 80 процентов (!) габонцев были заражены этими заболеваниями. Вся Экваториальная Африка представляла собой настоящее царство боли. Вот как описывает доктор свою будничную работу в Африке:

“ У негров Центральной Африки грыжи встречаются значительно чаще, чем у белых. При ущемлении грыжи кишечник становиться непроходимым. Следовательно, он не может опорожняться и вздувается от образующихся в нем газов. Вздутие это причиняло больному сильнейшие боли. Каждый негр с детства помнит, как кто-то, стеная от боли, целый день извивался в хижине на песке, пока, наконец, смерть не избавляла его от страданий. Поэтому, как только кто-нибудь из мужчин чувствует, что у него ущемилась грыжа - у женщин грыжа встречается значительно реже, он молит близких уложить его в каноэ и отправить к нам.

Как описать мои чувства, когда такого страдальца привозят ко мне. Я ведь единственный человек, который на сотни километров вокруг может помочь ему. Пока я здесь, пока мои друзья обеспечивают меня необходимыми средствами, и он, и те, кого привозили перед ним и привезут за ним вслед, будут спасены, тогда как в противном случае их ждет мучительная смерть. Но я не говорю уже о том, что я могу спасти человеку жизнь. Все мы рано или поздно умрем. Но возможность избавить его от нескольких дней нестерпимых мук я ощущаю как данную мне великую и вечно возобновляющуюсю милость. Страдание - тиран более жестокий, чем сама смерть.

Я кладу несчастному, оглашающему воздух стонами, руку на лоб и говорю ему:” Успокойся. Через час ты уснешь, и когда ты проснешься снова, тебе больше не будет больно”.

Потом ему дают инъекцию пантопона, я вызываю к себе в больницу жену, и вместе с Жозефом они подготавливают все необходимое для операции. Она же дает больному наркоз. Жозеф надевает длинные резиновые перчатки и ассистирует мне.

Операция закончена. В полумраке стационара наблюдаю за пробуждением моего пациента. Едва он приходит в себя, как он в изумлении кричит, снова и снова повторяя: ”У меня больше ничего не болит!” Рука его нащупывает мою и не отпускает ее. Тогда я говорю ему и тем, кто рядом, что это господь наш Иисус попросил доктора и его жену приехать сюда в Огове, и что наши белые друзья в Европе дали нам денег, чтобы жить здесь и лечить больных негров, после чего мне приходиться отвечать на вопросы, кто эти белые друзья, где они живут, откуда они знают, то туземцы столько страдают от разных болезней. Сквозь ветви кофейного дерева в темную хижину заглядывают лучи африканского солнца. А в это время мы, негры и белые, сидим вместе и проникаемся значением слов “ Все мы братья”. О если бы мои щедрые европейские друзья могли быть с нами в один из таких часов!”

Отчеты о совершенных в джунглях операциях Альберт Швейцер публиковал в медицинских журналах. Познакомившиеся с ними специалисты были весьма удивлены очень низкой (менее 0,5.%) смертностью среди оперируемых и отмечали высокую эффективность ламбаренской хирургии.

Большое влияние на успех лечения оказывала та вера, с которой приходили к доктору негры. Они были уверены, что доктор великий колдун. Бирку с номером, которую он выдавал каждому вылечевшимуся пациенту (это необходимо было, чтобы вовремя повторного обращения легко найти пронумерованную карточку больного), негры почитали за сильнодействующий амулет. Большую роль играло также сочувствие доктора каждому больному, явление не столь уж частое в современной отчужденной медицине. В своих воспоминаниях Швейцер отмечал, что самым трудным для него была не сама работа, а сильнейшее чувство ответственности за судьбу больного.

Альберт Швейцер дал миру замечательный пример того, сколь много могут сделать всего несколько человек, воодушевленные великой целью. Уже в первые 9 месяцев работы в Африке врач-одиночка помог избавиться от мучений 2-м тысячам пациентам! Всего же он проработал в джунглях более полувека! Несмотря на то, что климат Экваториальной Африки крайне губителен для европейца, он прожил 90 лет и до конца своих дней не прекращал работу. Масштабы его деятельности с каждым годом все возрастали. Хотя трудности порой возникали порой самые неожиданные.

Через год после начала работы началась первая мировая война. Альберт Швейцер и его жена были интернированы в лагерь для военнопленных, расположенный в Пиринеях. 2 Это стало сильнейшим ударом для Швейцера. Когда 10 месяцев спустя супруги были освобождены, их глазам предстала разоренная войной Европа.

Однако вынужденное возвращение в Европу сыграло весьма позитивную роль в истории ламбаренской больницы. После окончания войны Альберта Швейцера приглашают читать лекции и давать органные концерты по разным странам Европы: в Швеции, Испании, Швейцарии, Дании, Чехословакии, Англии. Эти лекции и концерты не только позволили собрать средства для новой поездки в Африку, но и принесли великому подвижнику широкую известность в Европе. Он получил возможность рассказать о своих идеях сотням тысяч людей. Во время вынужденного отдыха в Европе выходят в свет две самые известные книги Швейцера:” Философия культуры” и “Между водой и девственным лесом “. Вот что писал Швейцер о этом периоде своей жизни:

”Как прекрасно было то, что мне посчастливилось пережить в эти годы!

Когда я впервые отправлялся в Африку, я приготовился принести три жертвы: забросить орган, отказаться от преподавательской деятельности, которой я отдавался всей душой, и отказаться от материальной независимости, положившись до конца своих дней на помощь друзей.

Эти три жертвы я уже начал приносить, и только мои самые близкие друзья знают, чего мне это стоило…

И теперь со мной произошло тоже, что с Авраамом, который уже готов был принести в жертву своего сына. Как и он, я был избавлен от этой жертвы. Пианино с педальным устройством, приспособленное для тропиков, которое мне подарило Парижское Баховское общество, а также торжество моего здоровья над тропическим климатом позволили мне сохранить искусство игры на органе. Эти долгие часы спокойствия, которые мне удавалось проводить наедине с Бахом на протяжении четырех с половиной лет одинокой жизни в джунглях, помогли мне глубже проникнуть в глубь его творений. Поэтому я вернулся в Европу не как артист, который стал любителем, а как артист, который полностью сохранил свою технику и которому посчастливилось даже получить более высокое признание, чем раньше.

Что касается отказа от преподавания в Страсбургском университете, то он был компенсирован возможностью читать лекции во многих других университетах.

Что же до временной утраты финансовой независимости, то я мог снова обрести ее, зарабатывая пером и музыкой.

Это освобождение от тройной жертвы ободряло меня во всех трудностях, выпавших на мою долю, как и на долю многих людей в эти роковые послевоенные годы, и подготавливало меня к любым новым трудностям и любому самоотречению.”

В конце своей книги ”Между водой и девственным лесом” Альберт Швейцер обратился с призывом ко всем неравнодушным людям:

“Те, кто испытал на себе, что такое страх и физическое страдание, сплочены воедино во веем мире. Между ними существует некая незримая связь. Вместе ощущают они тот ужас, который несет им жизнь, вместе хотят избавиться от боли. Пусть тот, кто избавлен от мук, не думает, что теперь он снова свободен, что может преспокойно вернуться в жизнь и занять в ней прежнее место. Однажды изведавши боль и страх, он должен теперь помогать другим противостоять боли и страху, насколько то и другое вообще в человеческих силах, и приносить избавление другим людям - так, как оно было принесено ему самому…

Вот оно, братство тех, кто отмечен печатью муки; это на них лежит обязанность добиваться, чтобы колонии были обеспечены необходимой медицинской помощью. Она должна составиться из их подношений, принесенных в знак благодарности. Как их доверенные лица должны ехать туда врачи, чтобы для несчастных, страдающих в этой глуши, было сделано все, что должно быть сделано во имя человечности и культуры…

Чужое страдание, которое я видел, придает мне силу, а вера в человека наполняет меня мужеством. Хочется верить, что найдется достаточно людей, которые, избавившись от физических страданий, из одного только чувства благодарности, откликнуться на призыв помочь тем, кто страдает еще и теперь…”

Этот призыв не остался без ответа. Ежедневно доктору из Ламбарене приходили сотни писем из разных стран мира. Он отвечал на все, несмотря на свою крайную занятость. В феврале 1924 года, когда доктор снова отправился в Африку, его сопровождал 18-летний студент Оксфордского университета Ноель Гилеспи. В дальнейшем в ламбаренскую больницу приехали и другие врачи, сиделки, строители, которые помогли Альберту Швейцеру сделать из ламбаренской больницы одно из лучших лечебных заведений Африки. Жена Швейцера вместе с 5-летней дочерью осталась в Европе, так как она очень плохо переносила тропический климат. Это была первая большая разлука супругов, которая продлилась 3,5 года. Всего же около половины их супружеской жизни они провели в разлуке.

Во время второй поездки в Африку было начато строительство нового больничного поселка. 1926 год считается самым трудным в истории ламбаренской больницы. Старое помещение уже не вмещало все возрастающий поток больных и увеличившийся штат персонала. Если раньше в больнице было порядка 40 человек, то теперь их количество перевалило за 120. Бытовые условия были очень суровыми. Кроме того, в тот год в Габоне свирепствовала эпидемия дизентерии. Лечение этой болезни в условиях, когда невозможно было изолировать больных дизентерией от прочих больных, представляло огромную трудность. В довершение ко всему в стране был голод, и из-за нехватки продовольствия больница была на грани закрытия.

Хорошо обдумав сложившие положение Альберт Швейцер решет начать строительство большого больничного поселка в более удобном для проживания месте, расположенным на холмах в 3 км выше по течению реки Огове. Преимущество этого участка перед старым местом заключалось в том, что там можно было создать плантации, которые в значительной мере решили бы проблему нехватки продовольствия. Для работы на плантациях были все возможности использовать родственников больных. Это было необходимо, так как средств, поступающих из Европы, не хватило бы на все нужды.

Альберт Швейцер не только лечил своих пациентов, но и кормил их. Как правило, от родственников больных требовалась разнообразная помощь, в том числе и продовольственная. Но зачастую родственники всеми путями стремились переложить эту заботу на плечи Старого Доктора (так называли Швейцера негры). Кроме того, негры, зная доброту доктора, часто подбрасывали ему безнадежных больных. Эти больные месяцами жили на иждивении больницы.

Власти безвозмездно предоставили под строительство больничного комплекса 17 гектаров земли. Вскоре на этом участке закипела работа. В начале 1927года состоялся переезд в новую больницу- деревню, состоявшую из 6 больших (площадью до 500 м 2) бараков, стоявших на сваях. Всего новая больница могла вместить 250 больных вместе с сопровождающими лицами.

В новой больнице были приемная, процедурная, 2 операционных, аптека, лаборатория, прачечная и перевязочная для больных с язвами стопы. Были созданы все условия для изоляции дизентерийных больных. Отдельные палаты были предусмотрены для психических больных. Также был построен большой (14?6 м) навес для лодок. В распоряжении больницы был катер, подаренный шведскими друзьями. Так, казалось бы, утопическая идея Швейцера, благодаря разносторонней поддержке множества людей, была воплощена в жизнь.

Следующее кардинальное расширение больничного комплекса произошло после присуждения в 1953 году Альберту Швейцеру Нобелевской премии мира. На полученные средства была построена целая деревня для прокаженных.

Больница в Ламбарене представляла собой совершенно уникальное лечебное учреждение. Абсолютным ноу-хау Швейцера являлось то, что больные при поступлении в больницу не должны были резко менять свой образ жизни. Попадая в больницу, устроенную на европейский манер, негры чувствовали себя там очень неуютно. А ламбаренская больница была похожа на африканскую деревню, и негры чувствовали себя здесь как дома. Второй плюс заключался в максимально человечном, сочувствующем отношении к больным. Здесь работали настоящие подвижники, люди исключительных достоинств, многим пожертвовавшим ради своей работы. Они работали бескорыстно и вкладывали в свою деятельность всю свою душу.

Слава больницы Швейцера увеличивалась год от года. Еще при жизни о Старом Докторе было написано несколько книг, сотни газетных статей. Документальный фильм о Швейцере получил оскаровскую премию. Его пример многих вдохновил на добрые дела. Одни, оставив свои уютные дома, приезжали работать к нему в больницу. Другие стали создавать подобные больницы в других странах мира. Третьи помогали материально. Братство Боли росло и расширялось.

Альберт Швейцер в своих публичных выступлениях постоянно подчеркивал сколь важно для победы гуманизма над бесчеловечностью участие простых людей, их малые добрые дела:

“Делайте то, что в ваших силах. Недостаточно сказать:”Я зарабатываю, чтобы поддерживать семью. Я хорошо выполняю работу. Я хороший отец. Я хороший муж. Я добрый прихожанин.” Все это хорошо, но вы должны делать и еще нечто. Всегда ищите возможность делать доброе дело. Каждый человек должен собственным путем искать возможность стать еще благороднее и реализовывать свое истинное человеческое достоинство. Вы должны некоторое время уделять и своим собратьям. Пусть это немного, но сделайте хоть что-нибудь для тех, кто нуждается в человеческой помощи, нечто такое, за что вы не получите никакой другой платы, кроме самой привилегии выполнять этот труд.”

Вот лишь один пример, иллюстрирующий значение малых добрых дел. 13-летний американский мальчишка Боб Хилл, узнав о докторе Швейцере, решает послать в джунгли баночку аспирина. Он написал письмо генералу авиации с просьбой сбросить эту баночку, пролетая над Ламбарене. Случайно это письмо попало на глаза одному журналисту. Репортаж о поступке мальчика тронул сердца многих американцев. Тысячи людей последовали примеру Боба Хилла. И вот в Африку был отправлен самолет с 4 тоннами медикаментов и Бобом Хиллом на борту. Мальчик вручил изумленному Швейцеру чек на 400 тысяч долларов, собранные неравнодушными людьми в поддержку больницы.

Альберт Швейцер умер 5 сентября 1965 года и был похоронен под окнами своего рабочего кабинета в Ламбарене. После его смерти административное руководство больницей взяла на себя его дочь Рена.

Альберт швейцер вошел в историю не только как великий подвижник, но и как философ подаривший миру свою удивительную «Этику благоговения перед жизнью». Потенциал заключенный в этом учении колоссален. Сделав эту этику основой нашего мировоззрения, мы получаем возможность покончить с царящим в мире насилием.

Нравственно-этические поиски всегда занимали в жизни Швейцера решающую роль. Именно они привели его в африканские джунгли. Швейцер остро ощущал несовершенство старых мировоззренческих систем, их бессилие решить стоящие перед человечеством проблемы. Долгое время он никак не мог сформулировать принципов универсального этического учения, которое будучи цельным и понятным большинству людей, могло бы стать реальной спасительной силой. Озарение наступило во время путешествия по Огове в 1915 году:

« В тот момент, когда на закате солнца мы проплывали мимо стада гиппопотамов, в моем мозгу без всякой связи с предшествующими мыслями вдруг вспыхнули слова:”Благоговение перед жизнью”.Железная дверь поддалась, и я увидел дорогу в непроходимой чаще. Теперь я нашел путь к мировоззрению, в котором бы бок о бок существовали бы миро- и жизнеутверждение и этика.»

Прочитав ниже выдержки из трудов А. Швейцера, читатель сможет получить представление о мировоззрении, которое составляло стержень жизни величайшего гуманиста 20-го века.

Материал подготовил Алексей Воронцов

Альберт Швейцер

«Стремление к идеалу».

В человечестве всегда живет стремление к идеалу. Но лишь малая часть этого стремления может проявиться в действии. Всему остальному предназначено воплотиться в невидимых проявлениях, ценность которых, тем не менее, тысячекратно превышает ценность той деятельности, которая привлекает внимание мира. Невидимое соотносится с видимым, как глубокое море- с волнами, бороздящими его поверхность. Скрытые силы добра воплощены в тех людях, для которых непосредственное личное служение стало дополнительной работой, поскольку они не могут сделать его основным делом своей жизни. Удел многих- это более бездушный труд, которым они зарабатывают себе на жизнь и удовлетворяют потребности общества, на котором они не могут или почти не могут проявить свои человеческие качества, ибо труд этот требует от них не многим более, чем быть хорошими человеческими машинами. Но нет человека, которому бы не представился случай посвятить себя служению другим людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Труд человека сегодня до предела организован, специализирован и сведен к механической работе. Это - серьезная проблема. Чтобы решить ее, общество должно не просто устранять эти нежелательные явления, но делать все, что в его силах, для охраны прав человеческой личности. Однако и этого недостаточно. Еще важнее, чтобы сами страдающие не мирились безропотно со своей участью, а изо всех старались, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, отстоять свою человеческую личность деятельностью, имеющей духовное содержание. Спасти свою человеческую сущность -вопреки условиям профессиональной жизни – может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь лично для своих братьев, которые нуждаются в помощи- какой бы скромной ни была эта деятельность- такой человек добровольно поступает на службу духовности и добру. Никакая судьба не может помешать человеку напрямую служить другим людям параллельно со своей основной работой. Если такое служение большей частью не осуществляется, то только из-за того, что имеющиеся возможности остаются неиспользованными

Будет ли каждый из нас ведя тот образ жизни, который он вынужден вести, стараться в то же время всеми силами проявлять доброту по отношению к своим братьям людям- от этого зависит будущее человечества. Каждую минуту огромные ценности благодаря упущенным возможностям превращаются в ничто. Но и та часть, которая все же превращается в намерения и поступки, -это богатство, которое нельзя недооценивать. Человечество вовсе не так материалистично, как утверждает молва. Насколько я знаю людей, я убежден, что скрытые в них идеалистические стремления и силы намного превосходят все то, что когда-либо выходило на поверхность. Подобно тому, как бьющий из под земли ключ представляет собой лишь малую часть невидимого потока, идеализм, который мы наблюдаем,- это лишь малая толика того идеализма, который мужчины и женщины держат взаперти в своих сердцах и который едва проявляется или не проявляется совсем. Развязать то, что связано, вывести подземные воды на поверхность! Человечество ждет и жаждет видеть тех, кто сможет сделать эту работу.

Альберт Швейцер (1875-1965) занимает в культуре XX в. особое место - он принадлежит одновременно и интеллектуально-философской традиции и традиции социально-нравственного реформаторства. Он как бы возвращает нас ко временам древних мудрецов и пророков, когда закладывались духовные основы цивилизаций, когда слово сливалось с поступком, знания воспринимались в их нравственно обязывающем значении, достойный образ жизни рассматривался как продолжение правильного образа мыслей. Основное внимание А.Швейцера направлено на критику ценностных оснований современной европейской культуры. Он считал, что европейская культура потеряла смысл, цель, пошла по ложному, гибельному пути, и свою задачу он видел в том, чтобы дать ей новые духовно-нравственные перспективы. В этом желании остановить гибельное развитие человечества, вернуть его к чистым религиозно-нравственным истокам Швейцер был редкостен, но не одинок; он находился в ряду таких людей как Л.Н.Толстой, М.Ганди, М-Л.Кинг.

А.Швейцер разрабатывал разнообразные теологические и философские проблемы. Ему принадлежат такие фундаментальные труды как "От Реймаруса до Вреде. История исследований жизни Иисуса" (Von Reimaarus zu Wrede-Geschichte der Leben-Jesu-Forschung. 1906);

"Мистицизм Апостола Павла" (Die Mystik des Apostels Paulus. Tubingen, 1930); "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935). Основное свое дело мыслитель видел во всестороннем обосновании Нового жизнеучения, которое он назвал этикой благоговения перед жизнью. Этому посвящена большая часть сочинений А.Швейцера, центральное место среди которых занимает "Философия культуры", состоящая из двух частей: "Упадок и возрождение культуры" (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923); "Культура и этика" (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923).

Учение и биография Швейцера неразрывно связаны. Он стремился придать своей жизни достоинство этического аргумента и воплотить идеал человечности, который он теоретически обосновывал.

Альберт Швейцер родился в 1875 г. вторым ребенком в семье священника Людвига Швейцера в небольшом городке Кайзерберге в Верхнем Эльзасе. Его мать также была дочерью священника. Вскоре после рождения сына семья переехала в расположенный неподалеку городок Гюнсбах, где, как пишет Швейцер, он вместе со своими тремя сестрами и братом счастливо провел юношеские годы. Он рос в скромном достатке, в заботах любящих, хотя и строгих, родителей. Альберта отличали нравственная впечатлительность и сила воли.

Жизнь Альберта Швейцера и далее складывалась вполне благополучно. У него рано обнаружились разнообразные дарования, которые в сочетании с приобретенными в ходе семейного воспитания протестантскими добродетелями - трудолюбием, упорством и методичностью - предопределили успешную карьеру. Он закончил гимназию, затем Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Продолжил обучение философии и музыке в Париже. К 30-ти годам Альберт Швейцер был уже признанным теологом, многообещающим философом, органистом, мастером органостроения, музыковедом. Его книга о Бахе принесла ему европейскую известность. Он был удачлив в службе, имел широкий круг друзей. На подходе к вершинам славы он решает все разом поменять: Европу - на Африку, профессиональный труд - на служение страждущим, поприще ученого и музыканта - на скромную долю врача, ясное благополучное будущее - на неопределенную жизненную перспективу, сопряженную с неимоверным трудностями и непредсказуемыми опасностями. Почему он так поступил? Ни сам Швейцер, ни его исследователи не смогли ответить на этот вопрос сколько-нибудь убедительно.

Рассмотрим прежде всего фактическую сторону дела. Вот как описывает сам Швейцер историю этого растянувшегося на многие годы решения: "Однажды солнечным летним утром, когда - а это было в 1896 г. - я проснулся в Гюнсбахе во время каникул на Троицын день, мне в голову пришла мысль, что я не смею рассматривать это счастье как нечто само собою разумеющееся, а должен за него чем-то отплатить. Раздумывая над этим, лежа еще в постели, в то время, когда за окном пели птицы, я пришел к выводу, что было бы оправданным до тридцати лет жить ради наук и искусств, чтобы затем посвятить себя непосредственному служению человеку". Вопрос о том, чем и как он конкретно будет заниматься после тридцати лет, Швейцер тогда оставил открытым, доверившись обстоятельствам. Годы шли, приближаясь к обозначенному рубежу. И однажды, осенью 1904 г., он увидел на своем столе среди почты зеленую брошюру ежегодного отчета Парижского миссионерского общества. Откладывая ее в сторону, чтобы приступить к работе, он вдруг задержался взглядом на статье "В чем испытывает острую нужду миссия в Конго?" и стал читать. В ней содержалась жалоба на нехватку людей с медицинским образованием для миссионерской работы в Габоне, северной провинции Конго, и призыв о помощи. "Закончив чтение, - вспоминает Швейцер, - я спокойно принялся за работу. Поиски завершились". Однако прошел еще год, прежде чем он объявил о своем решении родным и друзьям (до этого он поделился своими мыслями лишь с одним не названным им близким другом). Это был год раздумий, взвешивания своих сил и возможностей, строгой рациональной проверки намерения на осуществимость. И он пришел к заключению, что способен поднять намеченное дело, что для этого у него хватит здоровья, энергии, выдержки, здравого смысла, и в случае неудачи - стойкости, чтобы пережить крах. Теперь оставалось только легализовать принятое решение. 13 октября 1905 г., будучи в Париже, он опустил в почтовый ящик письма, в одном из которых снимал с себя обязанности по руководству семинарией св. Фомы в Страсбурге, а в остальных извещал родителей и ближайших знакомых о том, что, начиная с зимнего семестра, он становится студентом медицинского факультета и намерен по окончании его поехать врачом в Экваториальную Африку. Примечательно, что швейцеровская трехступенчатая модель принятия решения воспроизводит выявленную еще Аристотелем схему морального выбора: а) общая ценностная ориентация воли; б) конкретное намерение, состоящее в рациональной калькуляции противоборствующих мотивов, выборе средств; в) решение.

Решение Швейцера вызвало среди родных и друзей настоящий переполох. Недоумение и непонимание переходило в активное противодействие. Но никакие эмоциональные оценки и благоразумные доводы не могли его поколебать. Ведь принятое решение было не началом, а итогом почти десятилетних раздумий. Швейцер лишь еще более укрепился в уверенности, что нельзя навязывать другим людям своих мнений и оценок, живо почувствовал безнравственность любых попыток вторжения в чужую душу. Много раз повторит он в своих произведениях и свято будет всю жизнь блюсти заповедь: "Не судите других".

Альберт Швейцер закончил медицинский факультет, занялся врачебной практикой, защитил диссертацию по медицине ив 1913 г. вместе с Еленой Бреслау, на которой женился за год до этого, отправился в Африку, в ставшее с тех пор знаменитым местечко Ламбарене. Там он сразу же приступил к врачебной деятельности и начал строить больницу, средства на которую были собраны им заблаговременно. Швейцер остался верен избранному пути до конца своей долгой жизни. Он много раз приезжал в Европу, оставаясь в ней иногда по несколько лет, среди прочего и даже в первую очередь для того, чтобы добыть деньги для своей больницы, которая со временем разрослась в небольшой медицинский городок. Однако основным его делом было лечение больных в Африке.

Как известно, Швейцер не раз пытался реализовать свой принцип служения человеку: в студенческие годы он хотел принять участие в попечении о беспризорных детях, позже занимался устройством жизни бродяг и людей, отбывших тюремное заключение. Однако эта деятельность не удовлетворяла его, ибо ставила в зависимость от филантропических организаций, далеко не всегда безупречных. Да и общая атмосфера благотворительной деятельности, которая во многих случаях оборачивается самообманом нечистой совести, не могла удовлетворить остро ощущавшего любую фальшь Швейцера. Работа в Африке привлекала его именно независимостью от официальной благотворительности. При этом вначале он намерен был поехать туда миссионером, но с удивлением обнаружил, что для руководителей Парижского миссионерского общества тонкости теологических убеждений имели куда более важное значение, чем готовность к христианскому служению. И тогда он решает работать только врачом, чтобы свести к минимуму зависимость от Миссионерского общества.

Конкретная форма служения человеку, избранная Швейцером, была, можно сказать, самой подвижнической: врач не навязывает свои услуги другим (иначе всегда остается сомнение в чистоте мотивов), а наоборот, другие, нуждающиеся, сами ищут помощи у него. Как врач, Швейцер мог поставить себя на службу людям практически везде, в том числе и в экваториальной Африке, в любых обстоятельствах, даже в лагере, куда он был интернирован во время первой мировой войны. Врачебная деятельность почти идеально подходила для индивидуалиста, ревниво ограничивающего свою активность пределами личной ответственности - здесь эти пределы задаются физическими возможностями самого врача.

А.Швейцер был очень организованным человеком и обладал поразительной работоспособностью. Занимаясь больницей - и как врач, и как директор, и как строитель, и как экономист, - он находил еще время для музыкальных опытов. И он не прекращал научных занятий. Начиная с первой диссертации "Философия религии И.Канта" (1899) и до конца жизни он вел исследования в области философии, этики, теологии.

В 50-е годы он включился в борьбу за мир, точнее, за запрещение атомного оружия. В 1952 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

О Швейцере обычно говорят, что он отказался от судьбы процветающего европейца, блестящей карьеры ученого, педагога, музыканта и посвятил себя лечению негров никому дотоле неведомого местечка Ламбарене. Но в том-то и дело, что он не отказался. Он состоялся и как выдающийся мыслитель, деятель культуры и как рыцарь милосердия. Самое поразительное в нем - сочетание того и другого. Дилемму цивилизации и милосердной любви к человеку он снял самым продуктивным образом. Предлагаемое им решение можно резюмировать словами: цивилизацию - на службу милосердной любви. Швейцер в опыте своей жизни соединил вещи, которые считались и считаются несоединимыми: самоутверждение и самоотречение, индивидуальное благо и нравственные обязанности. Первую половину жизни он посвятил самоутверждению, вторую - самоотречению, первую - себе, вторую - другим. Соотношение этих двух моментов он понимал как иерархию и практиковал служение людям в такой форме, которая позволяла ему действовать как носителю духа цивилизации и даже продолжать (уже, конечно, в качестве побочной) свою деятельность философа и музыканта.

Умер Альберт Швейцер в Ламбарене в 1965 г. Там же он похоронен. Медицинский комплекс в Ламбарене продолжает полноценно функционировать благодаря усилиям друзей и последователей выдающегося гуманиста и мыслителя XX в.

Статьи по теме