Иван Петрович Павлов: краткая биография и вклад в науку. Иван петрович павлов - лауреат нобелевской премии по медицине

Павлов, Иван Петрович



(род. в 1849 г.) - физиолог, сын священника Рязанской губ. Окончил курс наук в Медико-хирургической акад. в 1879 г., в 1884 г. назначен приват-доцентом физиологии и в том же году получил командировку на 2 года за границу с научной целью; в 1890 г. назначен экстраординарным профессором в Томский унив. по кафедре фармакологии, но в том же году перемещен в Имп. военно-медицинскую акад. экстраординарным профессором, а с 1897 г. ординарный профессор академии.

Выдающиеся ученые труды проф. П. можно разделить на 3 группы: 1) работы, касающиеся иннервации сердца; 2) работы, связанные с Экковской операцией; 3) работы, относительно секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. При оценке его научной деятельности нужно принимать во внимание всю совокупность научных результатов, достигнутых его лaбopaтopиeй, в которой работали его ученики при участии его самого. В 1-й группе работ, касающихся иннервации сердца, проф. П. экспериментально показал, что при работе своей сердце регулируется, кроме уже известных задерживающих и ускоряющих нервов, также усиливающим нервом, а вместе с тем он дает факты, дающие право думать о существовании еще и ослабляющих нервов. Во 2-й группе работ П., осуществив на деле задуманную раньше д-ром Экком операцию соединения воротной вены с нижней полой и устроив таким образом обход печени кровью, несущейся от пищеварительного тракта, указал на значение печени, как очистителя от вредных продуктов, несущихся с кровью от пищеварительного канала, а вместе с проф. Ненским он указал и назначение печени в переработке карбаминокислого аммиака; благодаря указанной операции, по всей вероятности, удастся выяснить еще очень много важных вопросов, так или иначе связанных с деятельностью печени. Наконец, 3 группа работ и самая обширная, выясняет регуляцию отделения желез желудокишечного канала, что стало возможным лишь только после исполнения ряда операций, задуманных и осуществленных П. Из них на первом плане нужно поставить эзофаготомию, т. е. перерезки пищевода на шeе и приживление концов его врознь по углам раны, давшей возможность точно выяснить все значение аппетита и наблюдать выделяющийся чистый желудочный сок (из желудочной фистулы) вследствие психического влияния (аппетита). Не менее важное значение имеет и его операция образования двойного желудка с сохраненной иннервацией; последняя дала возможность следить за отделением желудочного сока и выяснить весь механизм этого отделения при нормально идущем пищеварении в другом желудке. Затем ему принадлежит способ образования постоянной фистулы протока поджелудочной железы: именно, пришивая его с куском слизистой оболочки, он получил фистулу, остающуюся на неопределенное время. Применяя как эти операции, так равно и другие, он выяснил, что слизистая оболочка желудокишечного канала обладает, подобно коже, специфической возбудимостью - она, как бы, понимает, что ей дают хлеб, мясо, воду и т. д. и в ответ на данную пищу посылает уже тот или другой сок и того или другого состава. При одной пище выделяется больше желудочного сока и с большим или меньшим содержанием кислоты или фермента, при другой выступает усиленная деятельность поджелудочной железы, при третьей печени, при четвертой можем наблюдать тормоз для одной железы, а вместе усиленную деятельность другой и т. д. Указав на эту спицифическую возбудимость слизистой оболочки, он указал вместе с тем и нервные пути, по которым мозг посылает импульсы для этой деятельности - он указал на значение блуждающего и симпатического нерва для отделений желудка и поджелудочной железы. Из трудов упомянем: из 1-й группы - "Усиливающий нерв сердца" ("Еженедельная Клиническая Газета", 1888 г.); 2-й группы: "Экковский свищ вен нижней полой и воротной и его последствия для организма" ("Архив биологических наук Имп. института экспериментальной медицины" (1892 т., I); из 3-ей "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897 г.; здесь указаны и все относящиеся сюда работы самого П. и его учеников). Ему же принадлежит исследование: "Центробежные нервы сердца" (СПб., 1883).

{Брокгауз}

Павлов, Иван Петрович

Рус. ученый-физиолог, создатель материалистич. учения о высшей нервной деятельности животных и человека, акад. (с 1907, чл.-корр. с 1901). П. разработал новые принципы физиологич. исследования, обеспечивающие познание деятельности организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой. Изучая высшее проявление жизни - высшую нервную деятельность животных и человека, П. заложил основы материалистической психологии.

П. родился в Рязани в семье священника. Окончив рязанское духовное училище, поступил в 1864 в рязанскую духовную семинарию. Годы учебы в семинарии совпали с бурным развитием естествознания в России. Большое влияние на мировоззрение П. оказали идеи великих русских мыслителей, революционеров-демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, труды публициста-просветителя Д. И. Писарева и др. и особенно труд "отца русской физиологии" И. М. Сеченова - "Рефлексы головного мозга" (1863). Увлекшись естественными науками, П. в 1870 поступил в Петербург. ун-т. Занимаясь на естественном отделении физико-математич. фак-та, II. работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований; за работу "О нервах, заведывающих работой в поджелудочной железе" (совм. с M. M. Афанасьевым) совет ун-та наградил его в 1875 золотой медалью. По окончании ун-та (1875) II. поступил на третий курс Медико-хирургич. академии и одновременно работал (1876-78) в лаборатории проф. физиологии К. Н. Устимовича. За время прохождения курса в академии провел ряд экспериментальных работ, за совокупность к-рых был награжден золотой медалью (1880). В 1879 окончил Медико-хирургич. академию (реорганизованную в 1881 в Военно-мед. академию) и был оставлен при ней для усовершенствования. Еще в 1879 П. по приглашению С. П. Боткина начал работать в физиологич. лаборатории при его клинике (позже заведовал этой лабораторией); в ней П. проработал ок. 10 лет, фактически руководя всеми фармакологич. и физиологич. исследованиями.

В 1883 П. защитил дисс. на степень доктора медицины и в следующем году получил звание приват-доцента Военно-мед. академии; с 1890 был проф. там же по кафедре фармакологии, а с 1895 - по кафедре физиологии, на к-рой проработал до 1925. С 1891 одновременно заведовал физиологич. отделом Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии. Работая 45 лет в стенах этого ин-та, П. выполнил главные исследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условных рефлексах. В 1913 для исследований высшей нервной деятельности по инициативе П. в Ин-те экспериментальной медицины было выстроено специальное здание, в к-ром впервые были оборудованы звуконепроницаемые камеры для изучения условных рефлексов (т. н. башня молчания).

Наибольшего расцвета творчество П. достигло после Великой Окт. социалистич. революции. Коммунистич. партия и Советское правительство всегда оказывали П. неизменную поддержку, окружая его вниманием и заботой. В 1921 за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров о создании условий, обеспечивающих научную работу П. Позже для П. по его планам была организована Биологич. станция в с. Колтуши (ныне с. Павлово) под Ленинградом, ставшая, по выражению П., "столицей условных рефлексов".

Труды П. получили признание со стороны ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, ун-тов и различных об-в. В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов (Ленинград - Москва) он был увенчан почетным званием "старейшины физиологов мира".

Умер И. П. Павлов на 87-м году жизни в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.

В течение первого периода научной деятельности (1874-88) П. преимущественно занимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. К этому времени относится его дисс. "Центробежные нервы сердца" (1883), в к-рой впервые на сердце теплокровного животного было показано существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. На основании своих исследований П. высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает свое действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, П. в дальнейшем создал учение о трофич. функции нервной системы ("О трофической иннервации", 1922).

Ряд работ П., относящихся к этому периоду, посвящен исследованию нервных механизмов регуляции кровяного давления. В исключительных по тщательности и точности опытах им было установлено, что любое изменение кровяного давления рефлекторно вызывает такие изменения в сердечно-сосудистой системе, к-рые приводят к возвращению кровяного давления к исходному уровню. П. считал, что подобная рефлекторная саморегуляция сердечно-сосудистой системы оказывается возможной только благодаря наличию в стенках кровеносных сосудов рецепторов, обладающих специфич. чувствительностью к колебаниям кровяного давления и др. раздражителям (физич. или химич.). Дальнейшими исследованиями П. и его сотрудники доказали, что принцип рефлекторной саморегуляции является универсальным принципом функционирования не только сердечно-сосудистой, но и всех др. систем организма.

Уже в работах по физиологии кровообращения проявились высокое мастерство и новаторский подход П. в проведении эксперимента. Поставив перед собой задачу изучить влияние приема жидкой и сухой пищи на кровяное давление собаки, П. смело отходит от традиционных острых опытов на наркотизированных животных и ищет новые приемы исследования. Он приучает собаку к опыту и путем длительной тренировки добивается того, что без наркоза представляется возможным отпрепаровать тонкую артериальную веточку на лапе собаки и в течение многих часов повторно регистрировать кровяное давление после различных воздействий. Методич. подход к решению поставленной задачи в этой (одной из первых) работе весьма важен, т. к. в нем можно видеть как бы зарождение замечательного метода хронического опыта, разработанного П. в период его исследований по физиологии пищеварения. Другим крупным экспериментальным достижением явилось, создание П. нового способа изучения деятельности сердца с помощью т. н. сердечно-легочного препарата (1886); только спустя несколько лет в весьма близкой форме подобный сердечно-легочный препарат был описан англ. физиологом Э. Старлингом, именем к-рого этот препарат неправильно назван.

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы П. в течение первого периода своей деятельности занимался изучением нек-рых вопросов физиологии пищеварения. Но систематич. исследования в этой области он начал проводить только в 1891 в лаборатории Ин-та экспериментальной медицины. Руководящей идеей в этих работах, так же как и в исследованиях по кровообращению, была воспринятая П. от Боткина и Сеченова идея нервизма, под к-рым он понимал "физиологическое направление", стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма" (Павлов И. П., Полное собр. соч., т. 1, 2 изд., 1951, стр. 197). Однако изучение регуляторной функции нервной системы (в процессе пищеварения) у здорового нормального животного не могло быть осуществлено при методич. возможностях, к-рыми располагала физиология того времени.

Созданию новых методов, новых приемов "физиологического мышления" П. посвятил ряд лет. Им были разработаны специальные операции на органах пищеварительного тракта и введен в практику метод хронич. эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном. В 1879 П. впервые в истории физиологии наложил хронич. фистулу протока поджелудочной железы. Позднее им была предложена операция хронич. фистулы желчного протока. Под руководством П. в 1895 Д. Л. Глинский разработал методику наложения простой и удобной фистулы протоков слюнных желез, имевшую впоследствии исключительное значение в создании учения о высшей нервной деятельности. Одним из самых замечательных достижений физиологич. эксперимента был созданный П. в 1894 метод наблюдения за деятельностью желудочных желез путем отделения от желудка части его в виде изолированного (уединенного) желудочка, полностью сохраняющего нервные связи с центральной нервной системой (малый желудочек по Павлову). В 1889 П. совместно с Е. О. Шумовой-Симановской разработал на собаках операцию эзофаготомии в сочетании с гастростомией. На эзофаготомированных животных, имеющих фистулу желудка, был поставлен опыт с мнимым кормлением - наиболее выдающийся опыт в физиологии 19 в. Впоследствии эта операция была использована П. с целью добывания чистого желудочного сока для лечебного применения.

Владея всеми этими методами, П. фактически заново создал физиологию пищеварения; впервые с предельной четкостью им была показана ведущая роль нервной системы в регуляции деятельности всего пищеварительного процесса. П. изучил динамику секреторного процесса желудочной, поджелудочной и слюнных желез и работу печени при употреблении различных пищевых веществ и доказал способность их приспосабливаться к характеру применяющихся возбудителей секреции.

В 1897 П. опубл. знаменитый труд - "Лекции о работе главных пищеварительных желез", ставший настольным руководством физиологов всего мира. За этот труд в 1904 ему была присуждена Нобелевская премия.

Подобно Боткину, он стремился объединить интересы физиологии и медицины. Это выразилось, в частности, в обосновании и разработке им принципа экспериментальной терапии. П. занимался изысканием научно обоснованных методов излечения экспериментально созданных патологич. состояний. В непосредственной связи с работами по экспериментальной терапии находятся и его исследования фармакологич. проблем. П. рассматривал фармакологию как теоретич. мед. дисциплину, пути развития к-рой тесно связаны с экспериментальной терапией.

Изучение связей организма с окружающей его средой, осуществляемых при помощи нервной системы, изучение закономерностей, определяющих нормальное поведение организма в его естественных отношениях с окружающей средой, обусловили переход П. к исследованию функций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к этому послужили его наблюдения т. н. психич. секреции слюны у животных, наступающей при виде или запахе пищи, при действии различных раздражителей, связанных с приемом пищи, и т. д. Рассматривая сущность этого явления, П. сумел, опираясь на высказывания Сеченова о рефлекторной природе всех проявлений деятельности головного мозга, понять, что феномен психич. секреции дает возможность физиологу объективно изучать т. н. душевную деятельность.

"После настойчивого обдумывания предмета, после нелегкой умственной борьбы я решил, наконец, - писал Павлов, - и перед так называемым психическим возбуждением остаться в роли чистого физиолога, т. е. объективного внешнего наблюдателя и экспериментатора, имеющего дело исключительно с внешними явлениями и их отношениями" (Полное собр. соч., т. 3, кн. 1, 2 изд., 1951, стр. 14). П. назвал безусловным рефлексом постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма, в то время как связь временную, образующуюся в течение индивидуальной жизни, - условным рефлексом.

С введением метода условных рефлексов отпала необходимость строить догадки о внутреннем состоянии животного при действии на него различных раздражителей. Вся деятельность организма, исследовавшаяся ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения; открылась возможность познавать опытным путем связи организма с внешней средой. Сам же условный рефлекс сделался для физиологии, по выражению П., "центральным явлением", пользуясь к-рым оказалось возможным все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологич. деятельность больших полушарий. Впервые об условных рефлексах П. сообщил в 1903 в докладе "Экспериментальная психология и психопатология на животных" на 14-м Международном мед. конгрессе в Мадриде.

В течение долгих лет П. вместе с многочисленными сотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. Было установлено, что эти процессы находятся друг с другом в тесной и неразрывной связи, способны широко иррадиировать, концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по П., вся анализаторная и синтезирующая деятельность коры большие полушарий. Этими представлениями была создана физиологич. основа для изучения деятельности органов чувств, к-рое до П. было построено в значительной мере на субъективном методе исследования.

Глубокое проникновение в динамику корковых процессов позволило П. показать, что в основе явлений сна и гипноза лежит процесс внутреннего торможения, широко иррадиировавший по коре мозга и спустившийся на подкорковые образования. Многолетнее изучение особенностей условно-рефлекторной деятельности различных животных позволило П. дать классификацию типов нервной системы. Важным разделом исследований П. и его учеников явилось изучение патологич. отклонений в деятельности высшей нервной системы, наступающих как вследствие различных оперативных воздействий на большие полушария, так и в результате функциональных изменений, т. н. срывов, сшибок, приводящих к развитию "экспериментальных неврозов". На основе изучения экспериментально воспроизводимых невротич. состояний II. наметил новые пути их лечения, дал физиологич. обоснование терапевтич. действия брома и кофеина.

В последние годы жизни внимание П. было привлечено к исследованию высшей нервной деятельности человека. Изучая качественные отличия высшей нервной деятельности человека по сравнению с животным, он выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности: первой - общей у человека и животных, и второй - свойственной только человеку. Вторая сигнальная система, находясь в неразрывной связи с первой, обеспечивает у человека образование слов - "произносимых, слышимых и видимых". Слово является для человека сигналом сигналов и допускает отвлечение и образование понятий. При помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческое отвлеченное мышление. Совокупность проведенных исследований позволила П. прийти к выводу о том, что кора больших полушарий головного мозга у высших животных и у человека является "распорядителем и распределителем всей деятельности организма", "держит в своем ведении все явления, происходящие в теле", и тем самым обеспечивает наиболее тонкое и совершенное уравновешивание живого организма во внешней среде.

В трудах "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" (1927) П. подвел итоги многолетним исследованиям и дал полное систематич. изложение учения о высшей нервной деятельности.

Учение П. полностью подтверждает осн. положения диалектич. материализма о том, что материя является источником ощущений, что сознание, мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой ступени совершенства, а именно продукт мозга. П. впервые ясно показал, что все процессы жизнедеятельности животных и человека находятся в неразрывной связи и взаимозависимости, в движении и развитии, что они подчинены строгим объективным законам. П. постоянно подчеркивал необходимость познания этих законов для того, чтобы научиться управлять ими.

С непоколебимой верой в силы науки и практики связана неутомимая и страстная деятельность П., его непримиримая борьба против идеализма и метафизики. Учение П. о высшей нервной деятельности имеет большое теоретич. и практич. значение. Оно расширяет естественнонаучную основу диалектич. материализма, подтверждает правильность положений ленинской теории отражения и служит острым оружием в идеологич. борьбе со всеми и всякими проявлениями идеализма.

П. был великим сыном своего народа. Любовь к отечеству, гордость за свою Родину пронизывали все его мысли и действия. "Что ни делаю, - писал он, - постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение" (Полное собр. соч., т. 1, 2 изд., 1951, стр. 12). Отмечая заботу Советского правительства о поощрении научных исследований, П. на приеме правительством делегации 15-го Международного конгресса физиологов в Москве в 1935 сказал "...мы, руководители научных учреждений, находимся прямо в тревоге и беспокойстве по поводу того, будем ли мы в состоянии оправдать все те средства, которые нам предоставляет правительство". О высоком чувстве ответственности перед Родиной говорил П. и в своем известном письме к молодежи, написанном им незадолго до кончины (см. Полное собр. соч., 2 изд., т. 1, 1951, стр. 22-23).

Многочисленные ученики и последователи П. успешно развивают его учение. На объединенной сессии АН СССР и Академии мед. наук СССР (1950), посвященной проблеме физиологич. учения П., были намечены дальнейшие пути развития этого учения.

Имя П. присвоено ряду научных учреждений и учебных заведений (Ин-т физиологии АН СССР, 1-й Лен. мед. ин-т, Рязан. мед. ин-т и др.). АН СССР учреждены: в 1934 - премия имени Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и в 1949 - золотая медаль его имени, за совокупность работ по развитию учения П.

Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-6, 2 изд., М., 1951-52; Избранные труды, под ред. Э. А. Асратяна, М., 1951.

Лит.: Ухтомский А. А., Великий физиолог [Некролог], "Природа", 1936, № 3; Быков К. М., И. П. Павлов - старейшина физиологов мира, Л., 1948; его же, Жизнь и деятельность Ивана Петровича Павлова. Доклад... М.-Л., 1949; Асратян Э. А., И. П. Павлов. Жизнь и научное творчество, М.-Л., 1949; Иван Петрович Павлов. , Вступ. статья Э. Ш. Айрапетьянца и К. М. Быкова, М.-Л., 1949 (Акад. наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологических наук. Физиология, вып. 3); Бабский Е. Б., И. П. Павлов. 1849-1936; М., 1949; Бирюков Д. А., Иван Петрович Павлов. Жизнь и деятельность, М., 1949; Анохин П. К., Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа, М.-Л., 1949; Коштоянц X. С., Рассказ о работах И. П. Павлова в области физиологии пищеварения, 4 изд., М.-Л., 1950; Библиография трудов И. П. Павлова и литература о нем, под ред. Э. Ш. Айрапетьянца, М.-Л., 1954.

Па влов, Иван Петрович

Род. 1849, ум. 1936. Физиолог-новатор, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности. Автор метода условных рефлексов. Первым установил и доказал связь между психической деятельностью и физиологическими процессами в коре головного мозга. Внес неоценимый вклад в развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Автор фундаментальных классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения. Внедрил в практику исследований хронический эксперимент, тем самым обусловив возможность изучать деятельность практически здорового организма. Лауреат Нобелевской премии (1904). С 1907 г. действительный член Петербургской академии наук. Академик РАН (1917), академик АН СССР (1925).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Павлов, Иван Петрович" в других словарях:

    Советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей советской физиологической школы;… … Большая советская энциклопедия

Иван Петрович Павлов, вклад в медицину которого трудно переоценить, сделал множество открытии, которые повлияли на многие науки.

Иван Павлов: вклад в науку

Открытия Ивана Павлова по физиологии пищеварения заслужили высшее международное признание. Его работа послужила толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности.

Павлов Иван Петрович посвятил своей работе около 35 лет жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности.

Гениальный русский академик И. П. Павлов, проведя серию экспериментальных работ, явил миру понятие условного рефлекса . Суть его состоит в том, что, сочетая условный стимул с безусловной реакцией, появляется устойчивое временное новообразование. В своих опытах Павлов перед тем как покормить собаку использовал звуковой сигнал (условный стимул). Со временем он заметил, что слюновыделение (безусловный рефлекс ) у животного появляется только лишь при уже знакомом звуке, без демонстрации еды. Однако, связь эта оказалась временной, то есть без периодического повторения схемы «стимул – реакция», условный рефлекс тормозится. На практике мы можем выработать условную реакцию у человека на любой раздражитель: запах, определенный звук, внешний вид и т. д. Примером условного рефлекса у человека может служить вид или просто представление лимона. Во рту начинает активно вырабатываться слюна.

Еще одной важной его заслугой является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности . Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

Иван Павлов краткая биография известного ученого, создателя науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы, изложена в этой статье.

Иван Павлов биография кратко

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в семье священника. Обучение начал в рязанском духовном училище, которое окончил в 1864 году. Затем поступил в рязанскую духовную семинарию.

В 1870 г. будущий ученый решил поступить на юридический факультет Петербургского университета. Но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета СПбГУ, специализировался по физиологииживотных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова .

Затеи поступил сразу на третий курс Медико-хирургической академии, которую закончил в 1879 г. и стал работать в клинике Боткина. Здесь Иван Петрович возглавил лабораторию физиологии.

С 1884 по 1886 год стажируется в Германии и Франции, после чего возвращается к работе в клинике Боткина. Павлова в 1890 году решают сделать профессором фармакологии и направляют в Военно-медицинскую академию. Через 6 лет ученый уже возглавляет здесь кафедру физиологии. Он покинет ее лишь в 1926 году.

Одновременно с этой работой Иван Петрович изучает физиологию кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. Он проводит в 1890 г. свой знаменитый эксперимент с мнимым кормлением. Ученый устанавливает, что нервная система играет в процессах пищеварения большую роль. К примеру, процесс сокоотделения происходит в 2 фазы. Первая из них — нервно-рефлекторная, за которой следует гуморально-клиническая. После этого принялся тщательно исследовать высшую нервную деятельность

Он достиг значительных результатов в изучении рефлексов. В 1903 г., в возрасте 54 лет, выступил на проходившем в Мадриде Международном медицинском конгрессе со своим докладом.

Иван Петрович Павлов - лауреат Нобелевской премии и признанный во всём мире научный авторитет. Будучи талантливым учёным, внёс существенный вклад в развитие психологии и физиологии. Именно его считают основателем такого научного направления, как Сделал ряд крупнейших открытий в сфере регуляции пищеварения, а также основал в России физиологическую школу.

Родители

Биография Павлова Ивана Петровича начинается в 1849 году. Именно тогда будущий академик появился на свет в городе Рязань. Его Дмитриевич, был выходцем из крестьянской семьи и работал священником в одном из маленьких приходов. Самостоятельный и правдивый, он постоянно конфликтовал с начальством, поэтому и жил небогато. Пётр Дмитриевич любил жизнь, обладал крепким здоровьем и обожал работать в огороде и саду.

Варвара Ивановна, мать Ивана, происходила из духовной семьи. В молодые годы она была жизнерадостной, весёлой и здоровой. Но частые роды (в семье было 10 детей) сильно подорвали её самочувствие. У Варвары Ивановны не было никакого образования, но трудолюбие и природный ум превратили её в умелую воспитательницу собственных детей.

Детство

Будущий академик Павлов Иван был в семье первенцем. Детские годы оставили в его памяти неизгладимый след. В зрелые годы он вспоминал: «Я очень ясно помню свой первый визит в дом. Удивительно то, что мне был всего год, и няня несла меня на руках. За то, что я рано себя помню, говорит и другое яркое воспоминание. Когда хоронили брата матери, меня вынесли на руках проститься с ним. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами».

Иван рос задорным и здоровым. Он охотно играл с сёстрами и младшими братьями. Также помогал матери (в домашних делах) и отцу (при постройке дома и в огороде). Его сестра Л. П. Андреева рассказывала об этом периоде жизни так: «Иван всегда вспоминал папу с благодарностью. Он смог привить ему привычку к труду, аккуратности, точности и порядку во всём. У нашей матери были квартиранты. Будучи большой труженицей, она старалась всё делать сама. Но все дети её боготворили и старались помочь: принести воды, истопить печь, наколоть дров. Всем этим приходилось заниматься маленькому Ивану».

Школа и травма

Грамоту он начал изучать с 8 лет, но в школу попал лишь в 11. Всему виной случай: однажды мальчик раскладывал для просушки яблоки на помосте. Оступившись, он сорвался с лестницы и упал прямо на каменный пол. Ушиб был довольно сильный, и Иван заболел. Мальчик побледнел, похудел, потерял аппетит и стал плохо спать. Родители пытались вылечить его дома, но ничего не помогало. Как-то в гости к Павловым приехал игумен Троицкого монастыря. Увидев болезненного мальчика, он забрал его к себе. Усиленное питание, чистый воздух и регулярные занятия гимнастикой вернули Ивану силу и здоровье. Опекун оказался умным, добрым и весьма образованным человеком. Он вёл и много читал. Эти качества произвели на мальчика сильное впечатление. Первой книгой, которую академик Павлов получил в юности от игумена, стали басни И. А. Крылова. Мальчик выучил её наизусть и пронёс любовь к баснописцу через всю жизнь. Эта книга всегда лежала на столе учёного.

Обучение в семинарии

В 1864 году под влиянием опекуна Иван поступил в духовную семинарию. Там он сразу стал лучшим учеником, и даже помогал своим товарищам как репетитор. Годы обучения познакомили Ивана с трудами таких русских мыслителей, как Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и т. д. Юноше нравилось их желание бороться за свободу и прогрессивные перемены в обществе. Но со временем его интересы переключились на естествознание. И здесь огромное влияние на формирование научных интересов Павлова оказала монография И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». После окончания шестого класса семинарии юноша понял, что не хочет делать духовную карьеру, и начал подготовку к вступительным экзаменам в университет.

Учёба в университете

В 1870 году Павлов переехал в Петербург с желанием поступить на физико-математический факультет. Но пройти получилось на юридический. Причиной этому - ограничение семинаристов в плане выбора профессий. Иван обратился с прошением к ректору, и через две недели его перевели на физико-математическое отделение. Юноша учился весьма успешно и получал самую высокую стипендию (императорскую).

Со временем Иван всё больше увлекался физиологией и с третьего курса полностью посвятил себя этой науке. Окончательный выбор он сделал под влиянием профессора И. Ф. Циона - талантливого учёного, блестящего лектора и искусного экспериментатора. Вот как вспоминал тот период своей биографии сам академик Павлов: «В качестве главной специальности я выбрал физиологию животных, а добавочной - химию. В то время огромное впечатление на всех произвёл Илья Фадеевич. Нас поражало его мастерски простое изложение сложнейших физиологических вопросов и артистический талант при проведении опытов. Этого учителя я буду помнить всю жизнь».

Исследовательская деятельность

Первые Павлова датируются 1873 годом. Тогда под руководством Ф. В. Овсянникова Иван исследовал нервы в лёгких лягушки. В том же году вместе с однокурсником он написал первую Руководителем, естественно, был И. Ф. Цион. В этом труде студенты изучили влияние гортанных нервов на кровообращение. В конце 1874 года результаты обсуждались на заседании общества естествоиспытателей. Павлов регулярно посещал эти собрания и общался с Тархановым, Овсянниковым и Сеченовым.

Вскоре студенты М. М. Афанасьев и И. П. Павлов начали изучение нервов поджелудочной железы. Совет университета присудил этой работе золотую медаль. Правда, Иван тратил на исследование много времени и не сдал выпускные экзамены, лишившись стипендии. Это вынудило его остаться в университете ещё на год. И в 1875 году он блестяще его окончил. Ему было всего 26 (фото Ивана Петровича Павлова в этом возрасте, к сожалению, не сохранилось), и будущее виделось весьма перспективным.

Физиология кровообращения

В 1876 году молодой человек устроился ассистентом к профессору К. Н. Устимовичу, заведующему лабораторией в Медико-хирургической академии. В последующие два года Иван провёл ряд исследований по физиологии кровообращения. Труды Павлова высоко оценил профессор С. П. Боткин и пригласил его к себе в клинику. Формально Иван занял должность лаборанта, но на самом деле стал руководителем лаборатории. Несмотря на плохое помещение, нехватку оборудования и мизерное финансирование, Павлов достиг серьёзных результатов в сфере изучения физиологии пищеварения и кровообращения. В научных кругах его имя приобретало всё большую известность.

Первая любовь

В конце семидесятых он познакомился с Серафимой Карчевской - студенткой педагогического отделения. Молодых объединяла близость взглядов, общность интересов, верность идеалам служения обществу и борьбы за прогресс. В общем, они друг друга полюбили. А сохранившееся фото Ивана Петровича Павлова и Серафимы Васильевны Карчевской показывает, что они были очень красивой парой. Именно поддержка супруги позволила достичь молодому человеку таких успехов на научном поприще.

Поиски новой работы

За 12 лет работы в клинике С. П. Боткина биография Павлова Ивана Петровича пополнилась множеством событий научного характера, и он стал известным как на родине, так и за границей. Улучшение условий работы и жизни талантливого учёного стало необходимостью не только ради его личных интересов, но и ради развития российской науки.

Но во времена царской России добиться каких-либо изменений простому, честному, демократично настроенному, непрактичному, застенчивому и бесхитростному человеку, каким и был Павлов, оказалось крайне непростым делом. Помимо этого, жизнь учёного осложняли видные физиологи, с которыми Иван Петрович, будучи ещё молодым, публично вступал в острые дискуссии и часто выходил победителем. Так, благодаря отрицательному отзыву профессора И. Р. Тарханова о работе Павлова по кровообращению последнему не присудили премию.

Иван Петрович никак не мог найти хорошей лаборатории для продолжения своих исследований. В 1887 году он обратился в письме к министру просвещения, в котором просил места на кафедре какого-нибудь экспериментального университета. Затем он разослал ещё несколько писем в разные институты и отовсюду получил отказ. Но вскоре удача улыбнулась учёному.

Нобелевская премия

В апреле 1890 года Павлова избрали профессором фармакологии сразу в два и Томский. А в 1891-м его пригласили для организации отдела физиологии в только что открывшемся Университете экспериментальной медицины. Павлов возглавлял его до конца своих дней. Именно здесь он выполнил несколько классических работ по физиологии пищеварительных желез, которые были отмечены Нобелевской премией в 1904 году. Всё научное сообщество помнит речь, которую произнёс академик Павлов «О русском уме» на церемонии вручения. Надо отметить, что это была первая премия, присуждённая за эксперименты в сфере медицины.

Несмотря на голод и разруху во времена становления Советской власти, В. И. Ленин издал специальное постановление, в котором высоко оценивались работы Павлова, что свидетельствовало об исключительно тёплом и заботливом отношении большевиков. В кратчайшие сроки академику и его сотрудникам были созданы наиболее благоприятные условия для проведения научной работы. Лабораторию Ивана Петровича реорганизовали в Физиологический институт. А к 80-летию академика под Ленинградом открыли научный институт-городок.

Осуществились многие мечты, которые долгое время вынашивал академик Павлов Иван Петрович. Научные труды профессора регулярно издавались. При его институтах появлялись клиники психических и нервных заболеваний. Во все возглавляемые им научные учреждения поступило новое оборудование. В десятки раз выросло количество сотрудников. Кроме бюджетных средств, учёный каждый месяц получал суммы для расходования по собственному усмотрению.

Иван Петрович был взволнован и тронут таким внимательным и тёплым отношением большевиков к его научной деятельности. Ведь при царском режиме он постоянно нуждался в деньгах. А теперь академик даже беспокоился о том, сможет ли он оправдать доверие и заботу правительства. Он не раз об этом высказывался как в своём окружении, так и публично.

Смерть

Академик Павлов скончался на 87-м году жизни. Ничто не предвещало смерти учёного, ведь Иван Петрович имел отменное здоровье и редко хворал. Правда, он был подвержен простудным заболеваниям и болел воспалением лёгких несколько раз. Пневмония и стала причиной смерти. 27 февраля 1936 года учёный покинул этот мир.

Весь советский народ скорбил, когда умер академик Павлов (описание смерти Ивана Петровича сразу появилось в газетах). Ушёл большой человек и великий учёный, внесший огромный вклад в развитие физиологической науки. Похоронили Ивана Петровича на неподалёку от могилы Д. И. Менделеева.

Во все времена земля русская славилась талантливыми людьми, которые были способны совершить как воинский подвиг, так и великое научное открытие. Каждый такой человек заслуживает самого пристального внимания со стороны общественности. Одним из таких учёных мужей является Иван Петрович Павлов, краткая биография которого и будет максимально подробно изучена в статье.

Рождение

Будущий гениальный деятель науки появился на свет 26 сентября 1849 года в городе Рязани. Прародители нашего героя как со стороны отца, так и со стороны матери всю свою жизнь посвятили служению Богу в Русской православной церкви. Папу Ивана звали Пётр Дмитриевич, в маму Варвара Ивановна.

Образование

В 1864 году Иван Петрович Павлов, биография которого интересна многочисленным читателям даже спустя много лет после его смерти, успешно окончил духовную семинарию. Однако учась на последнем курсе этого учебного заведения, он прочёл книгу о рефлексах головного мозга, полностью перевернувшую его сознание и мировоззрение.

В 1870 году Павлов становится студентом дневного отделения юридического факультета Петербургского университета. Во многом это объясняется тем, что бывшие семинаристы в те времена был очень ограничены в выборе своей дальнейшей судьбы. Но буквально через две недели перевелся на естественное отделение. Иван в качестве специализации выбрал изучение физиологии различных животных.

Научная деятельность

Будучи последователем Сеченова, Иван Петрович Павлов (биография его содержит много интересных фактов) на протяжении десяти лет стремился получить фистулу ЖКТ. Также учёный экспериментировал с перерезанием пищевода таким образом, чтобы еда не попадала в желудок. Благодаря этим опытам исследователь выяснил нюансы выделения желудочного сока.

В 1903 году Павлов выступил в роли докладчика на международной конференции в Мадриде. А уже на следующий год ученому была присвоена Нобелевская премия за глубокое изучение функциональных особенностей желез пищеварительной системы.

Громкое выступление

Весной 1918 года Иван Петрович Павлов, краткая биография которого может дать читателю понять о его внушительном вкладе в науку, прочитал курс животрепещущих лекций. В данных научных работах профессор поведал о человеческом уме в целом и о русском в частности. Стоит отметить, что в своих выступлениях учёный очень критично проанализировал тонкости и нюансы русской ментальности, особенно отметив отсутствие дисциплины интеллектуального характера.

Соблазн

Есть информация о том, что в период гражданского вооруженного противостояния и тотального коммунизма, не выделяющего никаких денег Павлову на исследования, ему поступило предложение от Шведской академии наук переехать в Стокгольм. В столице этого скандинавского государства Иван Петрович Павлов (биография и его заслуги вызывают уважение) мог получить максимально комфортные условия для своей научной работы. Однако данное предложение наш великий соотечественник категорически отверг, мотивируя это тем, что он очень любит свою родную землю и никуда переезжать не собирается.

Через некоторое время высшее советское руководство издало распоряжение построить институт неподалёку от Ленинграда. В этом заведении учёный и проработал до 1936 года.

Любопытный момент

Иван Петрович Павлов (биографию и интересные факты жизни этого академика нельзя обойти вниманием) был очень большим любителем гимнастики, да и вообще являлся ярым сторонником здорового образа жизни. Именно поэтому он создал общество, в котором собирались закоренелые поклонники выполнения физических упражнений и езды на велосипеде. В этом кружке ученый даже был председателем.

Смерть

Иван Петрович Павлов (краткая биография не позволяет описывать все его достоинства) умер 27 февраля 1936 года в Ленинграде. Причиной смерти по разным источникам считают пневмонию или действие яда. На основании завещания покойника, его отпели по православным канонам в церквушке в Колтушах. После этого тело усопшего перевезли в Таврический дворец, где провели официальную церемонию прощания с ним. Возле гроба был выставлен почетный караул из числа научных сотрудников различных учебных заведений и членов Академии наук. Предали земле ученого на кладбище под названием Литераторские Мостки.

Научный вклад

Иван Петрович Павлов, биография и научные достижения которого не остались незамеченными для его современников, даже после своей кончины оказывал существенное воздействие на медицину. Умерший профессор стал поистине символом советской науки, а его достижения в этой сфере многие рассматривали как настоящий идеологический подвиг. Под вывеской «защиты наследия Павлова» в 1950 году была проведена сессия Академии наук СССР, на которой серьёзным гонениям были подвержены многие светила физиологии, высказывавшие свое видение о некоторых принципиальных позициях исследований и опытов. Справедливости ради стоит сказать, что такая политика шла в разрез с теми принципами, которые исповедовал Павлов при жизни.

Заключение

Иван Петрович Павлов, краткая биография которого приведена выше, имел множество наград. Помимо Нобелевской премии, ученый был удостоен медали Котениуса, медали Копли и Круновской лекции.

В 1935 году мужчина был признан «старейшиной физиологии мира». Это звание он получил во время проведения 15-го Международного конгресса физиологов. Укажем, что ни до него, ни после ни один представитель биологии не смог получить такое же звание и не был так прославлен.

Статьи по теме