Акустико артикуляционная характеристика звуков. Гласные и согласные звуки

  • 11. Возникновение славянской письменности и основные этапы развития русского письма.
  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.

    При произнесении звука речи органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи . Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного [ы], французского носового гласного [о], польского слитного (аффрикативного) согласного и т. д.

    Артикуляция звука речи представляет собой явление сложное. В артикуляции различается три фазы:

    • выдержка и

    Приступ (или экскурсия) - это начальная фаза артикуляции звука речи, при которой органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. Например, в начале артикуляции гласного [у] губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного [в] нижняя губа сближается с верхними зубами и т. д.

    Выдержка - главная фаза артикуляции звука речи - заключается в прекращении (либо замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук.

    Отступ (или метастаз) - это последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.

    Если приступ - это «выход на работу органов речи», то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ - как «уход речевых органов с работы».

    Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка . Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. «Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному».

    Овладение отдельными артикуляциями (а значит, и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (по твердости/мягкости), согласного [l], мягких согласных [z] и [s] и др.

    Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный [ы]. Например, в речи француза русское слово быстро обычно звучит как бистро (отсюда французское название небольшого кафе, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде).

    Гласные и согласные звуки. Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий, то произносится гласный звук . Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук . Гласные звуки состоят из чистого тона; преодоление препятствия всегда создает шум, поэтому согласные - шумные звуки.

    Глухие, звонкие и сонорные согласные. Если согласный звук состоит из одного шума, то это глухой согласный ; таковы русские согласные [п, ф, х, ц, ч, ш, т] и др. Если согласный звук состоит из шума и тона, но шум преобладает, то это звонкий согласный ; таковы русские согласные [б, в, г, ж, д, з] и др. Если же, наоборот, тон преобладает над шумом, то это сонорный согласный звук; таковы русские сонорные [л, м, н, р].

    Дополнительная артикуляция , в отличие от основной, не меняет характерного шума согласного, определяющегося прежде всего местом, характером и способом преодоления преграды. Одним из наиболее распространенных в русском языке видов дополнительной артикуляции является палатализация .

    Палатализация (осреднеязычение, смягчение, среднеязычное сближение). Дополнительный к основной артикуляции согласных подъём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция), резко повышающая характерный тон и шум.

    В истории праславянского языка происходило две палатализации заднеязычных [г, к, х ] - первая («шипящая») и вторая («свистящая»). Первая заключалась в переходе этих заднеязычных перед гласными переднего ряда в шипящие [ж, ч, ш ], а вторая - в свистящие [з, ц, с ]. Отсюда – сохранившиеся до сих пор морфонологические чередования в русском языке: нога - ноженька, рука - рученька, ухо - уши и исчезнувшие: нога - нозе, рука - руце и т.п.

    Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука (от лат.

    Articulare - ‘членораздельно выговаривать’). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

    Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

    Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

    Средний этаж речевого аппарата - гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки - голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

    Верхний этаж речевого аппарата - органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости - ротовую и носовую, которые разделены

    Произносительный аппарат:

    1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губД"К 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10-корень языка; 11-надгортанник; 12 - голосовая щель; 13- щитовидный хрящ; 14- перстневидный хрящ; 15- носоглотка; 16- мягкое небо; 17- язычок; 18- гортань; 19- черпаловидный хрящ; 20- пищевод; 21- трахея

    Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

    Полость носа - неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

    Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]),

    сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в"трубочку (как при образовании [у], [о]).

    Наиболее подвижный орган речи - язык.- Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки. I

    При образовании звуков одни органы роіовой полости играют активную роль - они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны - они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] - обе пассивны.

    Сонорные : л, р, м, н, j шумные : остальные, они - глухие или звонкие

    по месту образования :

    губные: губно-губные: п, б, м, губно-зубные: в, ф

    язычные: среднеязычные : j, заднеяз. г, к, х переднеязыч - остальные

    по способу образования:

    смычные: взрывные: п, б, д, т, к, г, слитные: ц, ч’; дрожащие (вибранты) : р, носовые : м, н,

    щелевые (фрикативные) : ф, в, с, з, ж, ш, х, j, боковые : л

    (у всех парных по мягк. мягкий вариант там же, где они)

    Акустические харак .(по звучанию) высота, сила, тембр

    1) вокальные (образуемые тоном или при его значительном участии тона): все гласны е и все сонорные, невокальные (образуемые шумом или при подавляющей доле шума): все шумные согласные;

    2) консонантные (от лат. consonans - согласный звук) характеризуются небольшой силой, а следовательно, небольшой слышимостью): все согласные. Неконсонантные: все гласные ;

    3) высокие: гласные переднего ряда , переднеязычные согласные и среднеязычный согласный, низкие: гласные среднего и заднего ряда , губные согласные и заднеязычные согласные;

    4) диезные (от гр. diesis - полутон; диез - музыкальный знак, обозначающий повышение звука на полтона): гласные между мягкими согласными, недиезные - между твердыми. Мягкие согл.-диезные, твердые -недиез.

    5) бемольные (понижение на полтона): огубленные гласные [о], [у] и согласные, стоящ. перед ними, небемольные: неогубленные гласные и согласные, стоящие перед ними;

    6) резкие (звуки, характеризующиеся неоднородностью расхода энергии на протяжении звука): аффрикаты, дрожащие, нерезкие : все остальные

    7) звонкие (в их образовании участвует голос): все гласные и согласные [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з], глухие (в их образовании не участвует голос): [с], [т ], [х ], [ч], [ш], [ц], [ф ].

    10. Деление фонетического слова на слоги. Основной закон русского слогоделения. Типы слогов.

    Слог не имеет фонологической природы, не связан со смыслоразличен., с морфемой. Слог - фонетическая единица, состоящая из звуков .

    Экспираторная теория - теория выдоха: слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Возникнула уже в античности. Проверка: говорить перед свечой: сколько раз качнётся пламя - столько слогов. Однако эта теория признана неверной, т. к. имеются слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий . В слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - один слог, но два выдыхания.

    Сонорная теория слогоделения: Р. И. Аванесов . Хар-ка слога - волна сонорности (звучности). Наиболее звучный образует звук, остальные неслоговые. Макс. звучностью обладают гласные. В некоторых словах сонорные могут быть слогообразующ.: жи-зн ь, р вы, смысл, казн ь, театр . В одном слоге может быть два гласных звука (диалекты) - ле[ие]с, м[уо]локо.

    4 уровень звучности: гласные, i". 3 ур - сонорные л, м, н, р. 2 ур .- шумные звонкие, 1 ур -шумные глухие. 0 ур . - пауза.

    Основной закон слогораздела - закон восходящ. звучности. Граница слогораздела на стыке наиболее звучных с наименее звучн. звуками.

    t - любой глухой и звонкий согласный, l - любой сонорный, a - любой гласный: a | tta , a | lla , a | tla , al | ta исключение! - вол|ки, тай|на - слабый йот

    2 подряд глухих отходят к послед. слогу. Если сонорн. + шумн., то слогораздел между ними (лам-па, по-дар-ки, кон-троль). Иногда влияет словообразов. (по-дпи-сать/под-пи-сать). Слогодел. нужно проводить в транскрипц..

    Открытый слог кончается на слогообразующий звук, закрытый -нет. Прикрытый начинаеся с согласной, неприкрытый - с гласной.

    МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

    Доклад на тему: «Правильная артикуляция звуков русского языка»

    Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

    Что такое артикуляция и зачем она нужна?

    Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

    Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

    Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

    Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

    Артикуляция гласных звуков.

    Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

    Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

    ·участию губ

    ·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

    ·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

    В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

    1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

    2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

    3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

    В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

    1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

    2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

    3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

    КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

    Участие губ

    Неогубленные

    Сгубленные

    Ряд

    Передний

    Средний

    Задний

    Подъем

    Верхний

    Средний

    Нижний

    Артикуляция согласных звуков.

    Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречаетразличные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

    Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

    При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

    В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
    1. Место образования
    Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
    2. Способ образования.
    Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
    3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
    По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
    4. Глухие и звонкие.
    Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
    5. Твердые и мягкие.
    Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

    При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

    Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

    Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

    Губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

    Губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

    Язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];

    Язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

    Язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

    ГУБНЫЕ П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ

    Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

    Звук и буква П

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [П] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук П"


    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [П"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Б

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Б] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Б"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Б"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква М

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [М] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук М"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [М"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

    Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
    относительно передних зубов (резцов).

    Звук и буква С

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [С] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук С"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [С"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква З

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [З] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук З"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [З"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Ц

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Ц] - всегда твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Т

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Т] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук Т"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Т"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Д

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Д] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Д"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Д"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Н

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Н"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Н"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Л

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Л] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Л"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Л"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ Р, РЬ

    Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

    Звук и буква Р

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Р] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Р"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Р"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

    Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

    Звук и буква Ш

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Ш] - всегда твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Ж

    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Ж] - всегда твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Ч

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Ч] - всегда мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Щ

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Щ] - всегда мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

    Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

    Звук и буква К




    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [К] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук К"

    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [К"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Г



    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Г] - твердый звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук Г"



    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Г"] - мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Звук и буква Х



    Обозначение цветом: синий.
    Характеристика: звук [Х] - твердый глухой согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Х"



    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Х"] - мягкий глухой согласный.
    Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Звук и буква Й



    Обозначение цветом: зеленый.
    Характеристика: звук [Й] - всегда мягкий звонкий согласный.
    Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

    Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л,Р, свистящим и шипящим.

    Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

    Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

    Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

    Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

    Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д тулак » вместо кулак и т.п.);

    Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным т тумка » вместо сумка ит.п.);

    Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ф фамки » вместо санки и т.п.);

    Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

    Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

    Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

    Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

    Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

    Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

    Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

    Зачем нам чистоговорки?

    Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

    Рекомендации к проведению упражнений:

    1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

    артикулируя каждый звук.

    2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

    произношения.

    3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

    активно работать губами и языком. А затем – громко, с

    такой же активностью органов артикуляции .

    Чистоговорки со звуками Р, Р’

    Ро- ро- ро --- Рома уронил ведро.

    Ру- ру- ру --- Веру за руку беру.

    Ирь- ирь- ирь --- у Ирины снегирь.

    Ерь- ерь- ерь --- открыл Ярик дверь.

    Чистоговорки со звуками Л, Л’

    Ла- ла, ла – ла, ла- ла --- салат ела Алла.

    ..Лы-лы-лы --- у Милы пазлы.

    Ле-ле-ле --- ели с Леной мы суфле.

    Ли-ли-ли --- У Леонида корабли.

    Чистоговорки со звуками С, С’

    Са-са-са --- на санках Сашиных лиса.

    Со-со-со- --- дали Соне колесо.

    .Ес-ес-ес --- собирался Сеня в лес.

    Яс-яс-яс --- Ярослав пустился в пляс.

    Чистоговорки со звуками З, З’

    За-за-за --- у Захара коза.

    Зу-зу-зу --- зонтик Зое привезу.

    Из-из-из --- это Зиночкин каприз.

    Ез-ез-ез --- стоит Зоя у берез.

    Чистоговорки со звуком Ш

    Ша-ша-ша --- наша Маша хороша.

    Шу-шу-шу --- кушал Миша кашу.

    Ше-ше-ше --- сшили шапку Даше.

    Ша-ша-ша --- у Ксюши нет карандаша.

    Чистоговорки со звуком Ж

    Жа-жа-жа --- У Снежаны два ежа.

    Жу-жу-жу --- я с Сережей дружу.

    Жи-жи-жи --- Женю за руку держи.

    Потешки.

    Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

    Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

    Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

    Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.

    Тема 1.

    Современный русский литературный язык как научная дисциплина.

    Фонетика как наука о звуковом строе языка.

    Вы начинаете изучать дисциплину «Современный русский литературный язык» - одну из важнейших дисциплин для филолога.

    Термин современный русский литературный язык (СРЛЯ) используется в науке лингвистике в двух значениях:

    1. объект науки лингвистики;

    2. обозначение науки, научной дисциплины.

    Современный русский литературный язык как средство общения людей – объект науки лингвистики. Под современным русским языком обычно понимают 1) русский язык от А.С.Пушкина до нашей дней; 2) русский язык от второй половины XX-го века. Русским называется язык общения русских людей, русской нации. Литературный язык – сложное понятие, которые не все исследователи понимают одинаково. Чаще всего под литературным языком понимают язык горожан, имеющих высшее или среднее образование. Внутри литературного языка выделяется такая система как разговорная речь.

    Современный русский язык – наука о внутренних законах и нормах русского литературного языка в его современном состоянии. Этот курс закладывает основы знаний лингвистической теории.

    Любое слово русского литературного языка можно охарактеризовать со следующих позиций:

    1. из каких звуков оно складывается;

    2. что оно означает;

    3. какие части можно в нем выделить;

    4. к какой части речи оно относится;

    5. как связано с другими словами в предложении;

    6. в какой сфере человеческой деятельности используется.

    В зависимости от того какое описание слова стоит в центре внимания ученых курс современного русского языка делится на следующие разделы:

    1. Фонетика – предметом изучения является звуковой строй языка.

    2. Лексикология - предметом изучения является словарный состав языка и значение слова.

    3. Словообразование – предметом изучения является строение слов, правила образования слов.

    4. Морфология – предметом являются части речи русского языка.

    5. Синтаксис – предмет изучения связи слов в предложении, словосочетании.



    Фонетика – раздел языка, в котором изучаются звуковые средства языка. К таким средствам относятся звук речи, фонема, слог, фонетическое слово, синтагма, интонационная конструкция, ударение. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

    К сегментным единицам относятся:

    Звук – минимальная неделимая единица языковой системы.

    Слог – состоит из нескольких звуков.

    Речевой такт – состоит из нескольких слогов.

    Фраза – состоит из нескольких речевых тактов.

    Сегментные единицы, следуя одна за другой, создают более сложные единицы. Например, звуки создают слоги н о′ г’ и , слоги – слова но′-г’и и т.д.

    К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация . Интонация создаёт единство фразы, ударение - единство речевого такта.

    Фонетика является базовым уровнем для всех остальных уровней языковой системы. Единицы всех остальных уровней состоят из единиц фонетического уровня. Иногда фонетические единицы и единицы других уровней совпадают, но так бывает не всегда и не стоит путать единицы разных уровней.

    Вопросы и задания.

    1. Подготовьте ответы на вопросы:

    1. Какие два понятия называются «современный русский язык»?

    2. Расшифруйте определение следующий составляющие понятия СРЛЯ: современный, русский, литературный.

    3. Что изучается в курсе дисциплин «Современный русский язык»?

    4. Что изучается в курсе «Фонологическая система современного русского языка»?

    4. Заполните таблицу

    Сегментные фонетические единицы Суперсегментные фонетические единицы

    Тема 2.

    Звук речи.

    Артикуляция гласных и согласных звуков.

    Буквы.

    Звуки и буквы.

    Вы уже знакомы с буквами русского языка. Буква – это графический знак, обозначение произносимого звука. Буква – это то, что мы пишем. Звук – то, что мы произносим и слышим. Звуков речи гораздо больше, чем букв в русском языке, потому что не все звуки обозначаются буквами. Сравните : ко′т и кота′. Одинаковый ли звук на месте буквы «О» в обоих словах?

    Звук и буква не всегда совпадают. Произнесите слова кот и код . Различаются ли они, когда вы их произносите? В обоих словах на конце слова звук /т/, который в одном слове обозначен буквой Д, а в другом буквой Т.

    Мы сказали выше, что звук речи мы произносим и слышим. Когда мы произносим звуки, работают органы речи: язык, губы и другие. Работа органов речи – это артикуляция звука. Те характеристики, которые помогают нам различать разные звуки на слух, - это их акустические характеристики.

    Итак, звук речи – это минимальная незначимая единица речи, обладающая артикуляционными и акустическими характеристиками.

    Артикуляция – это работа, которую совершают органы речи, чтобы получился звук речи. Все органы речи можно разделить на две группы: активные, которые двигаются, когда мы произносим звуки, и пассивные, неподвижные. К активным относятся язык, губы, увула, к пассивным – зубы, альвеолы, твердое нëбо, мягкое нëбо.

    В артикуляции выделяют 3 фазы: экскурсия, выдержка и рекурсия. Мы не сразу произносим звук, сначала наши органы речи должны подготовиться к работе – это фаза экскурсии. Органы речи вышли на работу, затем происходит остановка или замедленное движение на месте работы – это фаза выдержки. В конце артикуляции органы речи уходят с работу – это фаза рекурсии. Основная фаза – выдержка, без нее нет звука.

    Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные звуки. Если воздух свободно проходит через ротовую полость, образуется гласный звук. Если воздух в ротовой полости встречает препятствие – произносится согласный. При образовании гласного голосовые связки, вибрируя, создают тон, при образовании гласного преобладает шум. Наличие тона называется сонорностью.

    Классификация звуков по принципу сонорности:

    Гласные звуки (а, у, и…) – только тон;

    Сонорные согласные (р, л, м, н…) – тон и шум, но преобладает тон;

    Шумные звонкие согласные (б, в, д, ж….) – тон и шум, но преобладает шум;

    Шумные глухие согласные (п, ф, т, ш…) – только шум.

    Задания и упражнения.

    Задание 1.

    а) Произнесите звук О и звук П. Скажите, какой из звуков можно тянуть.

    б) Произнесите звуки О, У и А, И. Скажите, как двигаются губы, когда вы произносите эти звуки.

    в) Проследите за артикуляцией звуков П, Ф, К. Какие органы речи задействованы в произнесении этих звуков?

    г) Положите руку на горло (там находятся голосовые связки) и произнесите звуки А, Б, П. При артикуляции каких звуков голосовые связки напряжены и вибрируют?


    Артикуляционные характеристики согласных звуков

    Вы уже знаете, что при образовании согласного в ротовой полости возникает препятствие. Произнесите звуки /п/ и /ф/. Препятствие может образовываться полным смыканием органов речи /п/, либо неполным смыканием с образованием щели /ф/. Смычка и щель – это способ образования преграды. Согласные, образующиеся полным смыканием органов речи, называются смычными. Согласные, артикуляция которых создает щель, – щелевые.

    В образовании согласных участвуют разные органы речи. При артикуляции одних (/п/, /б/, /м/) препятствие образуется при помощи губ – это губно-губные. При артикуляции других (/в/, /ф/) щель возникает между губой и зубами – это губно-зубные. Препятствие может образовываться с помощью губ, зубов, языка и неба. Это – место образования преграды. По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные зубные, переднеязычные передненебные, среднеязычные средненебные, заднеязычные средненебные, заднеязычные задненебные.

    Мы уже говорили о понятии сонорность. Наличие/отсутствие сонорности – это соотношение голоса и шума при образовании согласного. По соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорные согласные - /м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й/. Остальные согласные – шумные.

    Не все шумные согласные одинаковы: при образовании одних согласных присутствует голос, при образовании других – нет. Это – звонкость или глухость согласного звука. Поэтому шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие. Шумные звонкие: /в, в’, з, з’, ж, ж’, б, б’, д, д’, г, г’, дз, д’ж’, бм, б’м’, дн, д’н’, дл, д’л’/. Шумные глухие: /ф, ф’, с, с’, ш, ш’, х, х’, п, п’, т, т’, к, к’, ц, ц’, ч, ч’, пм, п’м’, тн, т’н’, тл, т’л’/.

    Некоторые слова русского языка различаются только твердыми и мягкими согласными: нов, новь, брат, брать. При образовании мягкого (палатализованного) согласного к основной артикуляции присоединяется дополнительная: передняя часть языка приподнимается к твердому небу. При образовании твердого (не палатализованного) согласного дополнительная артикуляция следующая: задняя часть языка приподнимается к мягкому небу. Один согласный в русском языке не твердый и не мягкий – палатальный. Это - /й/, при образовании которого язык приподнимается к средней части неба – это его основная артикуляция, дополнительной нет. Наличие или отсутствие дополнительной артикуляции – это мягкость/твердость согласного

    Итак, чтобы охарактеризовать согласный, нужно назвать сонорный он или шумный, его место образования, способ образования, твердый он или мягкий, глухой или звонкий. Например : /кот/ - /к/ - согласный шумный, заднеязычный задненебный, смычный, твердый, глухой. /Т/ - согласный, шумный, переднеязычный зубной, смычный, твердый, глухой.

    Итак, к артикуляционным характеристикам согласных относятся:

    1. способ образования;

    2. место образования;

    4. звонкость/глухость;

    5. твердость/мягкость.

    ДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Задание 1.

    Скажите, чем различаются следующие слова:

    Кот - год, бока – пока, рать – рад, пусть – пуст, бить – вить.

    Статьи по теме