Проведение реформы 1861 года вызвало.

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

  • · крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • · помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
  • · За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • · Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
  • · Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временно обязанными крестьянами.
  • · Так же определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов.

Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т.н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах - половины) земель.

За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год.

Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер помещичьего надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы.

В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья.

Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий.

Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временно обязанных крестьян

Крестьяне находились во временно обязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался.

28 декабря 1881 года в конце концов срок был установлен. Согласно постановлению все временно обязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временно обязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912-1913 гг.

Во время временно обязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине.

Размер оброка за полный надел составлял 8-12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны.

Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50% от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5% от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядочена. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Местные положения

Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5% крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6% годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд. 570 млн. рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн. рублей. Таким образом, крестьяне фактически уплачивали тройную сумму.

19 февраля 1861года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. Опубликован манифест был лишь через две недели, поскольку правительство опасалось народных волнений и в это время было запланировано проведение предупредительных мер.

Манифест был прочитан 5 марта 1861 г. в церквях после обедни, а на разводе в Михайловском манеже Александр сам прочитал его войскам. «Положения крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам и фабрикам Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. М., 2011. Том 1. С. 121..

19 февраля 1861 года Александр подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» . В этот же день царь подписал и «Манифест об освобождении крестьян» , а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших иэ крепостной зависимости».

В состав «Положений» 19 февраля 1861 г. вошли: «Общее положение» , четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян» , «Положение о выкупе» , «Положение об устройстве дворовых людей» , «Положение о губернских по крестьянским деламучреждениях» , а также ряд «правил» - «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний.

В соответствии с этими документами формально крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и подавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела. крестьянский реформа россия содержание

Однако на самом деле крестьяне еще не получали настоящую свободу. В собственности у помещика оставалась вся земля, и только часть её, обычно сокращенный земельный надел и так называемую «усадебную оседлость» (участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т.п.), он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенный фиксированный оброк или отбывание барщины. За помещиком также оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаление из общины неугодных ему крестьян, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов.

Крестьяне не могли отказаться от этих наделов в течение 9 лет. Для полного освобождения они могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянами-собствснниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение» Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. Том 1: Первый период занятий. СПб., // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС - http://www.consyltantplys.ru.

Выкуп проводился при содействии правительства. Основой для вычисления выкупных платежей становилась не рыночная цена на землю, а оценка феодальных по своей природе повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20% от суммы, а остальные 80% платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет, при этом, конечно, учитывались набежавшие проценты. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства. Стоимость выкупленной земли существенно превышала ее рыночную цену. В ходе выкупной операции правительство постаралось также получить назад огромные суммы, которые были предоставлены помещикам в предреформенные годы под залог земли. Если имение было заложено, то из предоставляемых помещику сумм вычиталась сумма долга. Наличными помещики получали только небольшую часть выкупной суммы, на остальную часть выдавались специальные процентные билеты Томсинов В.А. Крестьянская реформа 1861 года в России // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС - http://www.consyltantplys.ru.

Новые размеры наделов и платежей крестьян фиксировались в особых документах, «уставных грамотах», которые составлялись на каждое селение в течение двухлетнего срока. Размеры этих повинностей и надельной земли определялись «Местными положениями». Так, по «Великороссийскому» местному положению территория 35 губерний распределялась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную, которые делились на «местности». В первых двух полосах в зависимости от местных условий устанавливались «высший» и «низший» (1/3 от «высшего») размеры надела, а в степной полосе - один «указной» надел. Если дореформенные размеры надела превышали «высший», то могли быть произведены отрезки земли, если же надел был менее «низшего», то помещик должен был либо прирезать землю, либо сократить повинности. Отрезки производились также и в некоторых других случаях, например, когда у владельца в результате наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 всей земли имения. Среди отрезанных земель зачастую оказывались наиболее ценные участки (лес, луга, пашня), в некоторых случаях помещики могли требовать переноса на новые места крестьянских усадеб. В результате пореформенного землеустройства для русской деревни стала характерна чересполосица.

Уставные грамоты обычно заключались с целым сельским обществом, «миром» (общиной), что должно было обеспечить круговую поруку в уплате повинностей.

Понятие сельское общество (община) означал первую и основную ячейку органов местного самоуправления, которые вводились в бывших имениях помещика. Сельское общество объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного дворохозяевами, старосты, его помощника и сборщика податей, избираемых на три года. Кроме них, сельский сход нанимал сельского писаря, назначал (или избирал) смотрителя запасного хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества «вредных прочных членов», устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствующих на сходе. На сельском сходе избирались представители на волостной сход из расчета - один человек от 10 дворов.

Волостной сход выбирал на три года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, и дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права. Все дела велись устно, лишь вынесенные приговоры записывались в «Книгу решений волостного суда».

Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию - учитывать прежде всего государственные интересы, пересекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона. Однако среди мировых посредников были и представители либерально-оппозиционного дворянства, критиковавшие грабительские условия реформы 1861 г. и выступавшие за дальнейшие преобразования в стране.

Редакционные комиссии были закрыты в октябре 1860 г., и со дня их закрытия тотчас же началась работа в Главном комитете. Он работал целых два месяца; между членами его оказались труднопримиримые разногласия, так что великий князь Константин Николаевич, который вследствие болезни кн. Орлова как раз в этот момент назначен был председателем комитета, был поставлен в очень трудное положение, так как по некоторым вопросам долго нельзя было образовать большинства. Членов было немного, всего человек 10, и они разбились на три-четыре группы, причем ни у одной не было абсолютного большинства .

Главный вопрос касался способов и норм наделения крестьян землёю. При обсуждении этого вопроса образовалась упорная группа под предводительством М. Н. Муравьева, министра государственных имуществ, к которому по всем вопросам примыкал шеф жандармов кн. В. А. Долгоруков и по большей части вопросов – министр финансов A. M. Княжевич, а вначале и министр двора и уделов гр. В. Ф. Адлерберг, который потом, впрочем, отстал. Группа эта, стремившаяся восстановить нормы наделов и оценки их, выведенные в губернских комитетах, увидевши, что ей провести свою точку зрения не удастся, стала пытаться перенести дело на места, указывая, что редакционные комиссии слишком сильно изменили постановления губернских комитетов без достаточных оснований. Эти члены настойчиво предлагали определить в комитете лишь общие принципы реформы, указав, что крестьянам должны быть предоставлены земельные наделы, а в каком размере и по каким нормам за эти наделы должны быть определены повинности, – это группа признавала необходимым решать на местах. Собственно, проект, который они представили, был написан восходящим тогда светилом дворянской партии, на которое возлагали свои упования тогдашние «феодалы» и крепостники, П. А. Валуевым, незадолго перед тем перешедшим на службу из губернаторов в Министерство государственных имуществ, а потом, вскоре после издания Положения 19 февраля, назначенным министром внутренних дел.

Но эта группа в Главном комитете не могла собрать большинства, и на стороне проектов, принятых редакционными комиссиями, оставалось четыре голоса; но все-таки большинства абсолютного и здесь не было, так как кн. П. П. Гагарин, желавший безземельного освобождения крестьян, и гр. Панин, оспаривавший многие решения редакционных комиссий, упорно оставались при своих мнениях. Чтобы образовать как-нибудь большинство, великий князь Константин Николаевич употребил чрезвычайные усилия к склонению на свою сторону графа Панина, который, между прочим, оспаривал выведенные редакционными комиссиями нормы наделов по многим уездам.

В конце концов для убеждения гр. Панина была даже образована особая частная согласительная комиссия, куда Константин Николаевич пригласил многих членов бывших редакционных комиссий и предоставил им убеждать Панина (в присутствии великого князя) в точности их расчетов. В конце концов им пришлось, однако, сделать Панину некоторые уступки, уменьшив в целом ряде уездов предположенные редакционными комиссиями нормы – где на четверть, где на полдесятины, – после чего Панин отказался от остальных своих возражений и согласился примкнуть к большинству (пять голосов против четырех).

Благодаря этому образовалось, наконец, абсолютное большинство в Главном комитете (половина + 1), и спустя два месяца после начала этих занятий вопрос здесь был решен относительно благополучно, в том смысле, что решения редакционных комиссий не подверглись каким-либо коренным изменениям.

В последнем заседании Главного комитета присутствовал сам государь, а так как тут же были по особому приглашению и все члены Совета министров, не бывшие членами Главного комитета, то государь, обратившись ним и лестно отозвавшись о трудах редакционных комиссий, указал, что, перенося теперь дело в Государственный совет, он не допустит в решении его никаких проволочек, и тут же назначил последним сроком окончания его рассмотрения 15 февраля, так чтобы оно могло поспеть к началу полевых работ. «Этого, – сказал император Александр, – я желаю, требую, повелеваю!»

Когда началось рассмотрение дела в Государственном совете, причем на ознакомление с ним членам совета дано было лишь десять дней, заседания совета были открыты самим императором Александром 28 января 1861 г. Здесь в длинной, обстоятельной и чрезвычайно энергичной речи он изложил весь ход крестьянского дела – и в прежние царствования, и особенно с той поры, как началась разработка крестьянской реформы, – подтвердил необходимость быстрого рассмотрения его в Государственном совете и сказал между прочим, обращаясь к членам совета: «Взгляды на представленную работу могут быть различны. Поэтому все различные мнения я выслушаю охотно, но я вправе требовать от вас одного: чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали не как помещики, а государственные сановники, облеченные моим доверием». При этом он вновь подтвердил, что требует, чтобы к середине февраля дело было кончено.

И действительно, члены Государственного совета уже к 17 февраля успели закончить рассмотрение всего дела. Государь по каждому вопросу немедленно давал свои резолюции, присоединяясь к мнению большинства или меньшинства. При этом ему нередко приходилось соглашаться с мнением 8 против 35 голосов, чтобы поддержать решение редакционных комиссий. В конце концов он поддержал их по всем пунктам.

К 17 февраля дело было решено окончательно. При этом в Государственном совете принято было лишь одно новое предложение, внесенное князем П. П. Гагариным, который здесь продолжал поддерживать свою оппозицию решениям редакционных комиссий, упорно стоя на точке зрения безземельного освобождения крестьян с предоставлением помещикам права добровольно разрешать вопрос относительно оставления у крестьян тех или иных земельных наделов. В конце концов, потерпев поражение на всех пунктах, князь предложил, чтобы помещикам предоставлено было в тех случаях, когда у них об этом состоится соглашение с крестьянами, отводить им взамен того надела, которым они пользуются или который им полагается по утвержденным нормам, надел, уменьшенный до одной четвёртой высшего, или указанного, надела, установленного для данной местности, но зато даром, без всякого за него вознаграждения. На это Государственный совет согласился единогласно, и государь это утвердил. Отсюда получились так называемые четвертные, или, по-народному, «нищенские», «сиротские», даровые наделы. Крестьяне часто потом соблазнялись возможностью получить этот хотя маленький, но бесплатный надел, и это, конечно, немало усилило распространение малоземелья во многих, особенно в степных, губерниях, где земли было в 1861 г. еще очень много и где крестьяне поэтому не особенно дорожили отводом ее им в собственность.

19 февраля 1861 г. подписаны были государем положения, которые выработаны были редакционными комиссиями и с небольшими сравнительно изменениями прошли через Главный комитет и Государственный совет, а вместе с ними был подписан и манифест, который составлен был в весьма торжественных выражениях московским митрополитом Филаретом. Первоначально манифест поручено было написать Ю.Ф. Самарину, но с его проектом не согласились, и поэтому этот проект был передан в виде материала Филарету, который и составил окончательный текст. Сам Филарет был противником освобождения в том виде, в каком оно осуществлялось, и взялся за эту работу не очень охотно.

Памятник царю-освободителю Александру II в Москве у храма Христа Спасителя


Ход работ в Главном комитете и в Государственном совете по рассмотрению проектов положений, выработанных редакционными комиссиями, изложен в статье г. А. Попельницкого в «Русской мысли» за 1911 г., № 2. Сравни также сведения об этом в III т. заграничных «Материалов» Д. П. Хрущева, перепечатанные отчасти у И. И. Иванюкова («Падение крепости, права», стр. 390 и след.); сведения, приведенные в III томе (часть 2-я) книги Н. П. Семенова «Освобождение крестьян при имп. Александре II», стр. 749 и след, и в «Материалах для биографии кн. В. А, Черкасского, т. I, ч. 2-я. М., 1903, стр. 214 и след., а также в записках гр. П. А. Валуева.

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года - система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление.

Кестьянская реформа - клю-че-вое зве-но т. н. Ве-ли-ких ре-форм 1860-1870-х годов. Со-ци-аль-но-эко-но-мические и об-ще-ст-вен-но-по-ли-тические пред-по-сыл-ки ре-фор-мы, а так-же осоз-на-ние не-об-хо-ди-мо-сти её про-ве-де-ния скла-ды-ва-лись по-сте-пен-но (в ис-то-рио-гра-фии при-ня-то счи-тать, что не-по-сред-ст-вен-ным по-во-дом к про-ве-де-нию Кестьянской реформы ста-ло по-ра-же-ние Рос-сии в Крым-ской вой-не 1853-1856 годов). Идея от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва раз-раба-ты-ва-лась в Сек-рет-ных ко-ми-те-тах (пер-вый уч-ре-ж-дён в 1826 году), два из ко-торых (в 1846 и 1848 годах) воз-глав-лял на-след-ник пре-сто-ла великий князь Алек-сандр Ни-колае-вич (бу-ду-щий император Алек-сандр II).

Под-го-тов-ка ре-фор-мы.

Впер-вые о не-об-хо-ди-мо-сти аг-рар-ных пре-об-ра-зо-ва-ний император Алек-сандр II от-кры-то зая-вил в сво-ей ре-чи пе-ред пред-ста-вите-ля-ми дво-рян-ст-ва Мо-с-ков-ской губернии 30.3(11.4).1856 года. По его сло-вам, «луч-ше на-чать унич-то-жать кре-по-ст-ное пра-во свер-ху, не-же-ли ожи-дать вре-ме-ни, ко-гда оно нач-нёт са-мо унич-то-жать-ся сни-зу». В 1857 году Алек-сандр II воз-гла-вил по-след-ний Сек-рет-ный к-т по кре-сть-ян-ско-му де-лу [об-ра-зо-ван 3(15) января; пре-об-ра-зо-ван императорским ука-зом от 21.2(5.3).1858 года в Глав-ный ко-ми-тет по кре-сть-ян-ско-му де-лу; в от-сут-ст-вие им-пе-ра-то-ра воз-глав-лял-ся А.Ф. Ор-ло-вым, с 25.9(7.10).1860 года - великим князем Кон-стан-ти-ном Ни-ко-лае-ви-чем]. При под-го-тов-ке и про-ве-де-нии Кестьянской реформы император Алек-сандр II опи-рал-ся на груп-пу «ли-бе-ральных бю-ро-кра-тов», ко-то-рым по-кро-ви-тель-ст-во-ва-ли великий князь Кон-стан-тин Ни-ко-лае-вич и великая княжна Еле-на Пав-лов-на, пре-дос-та-вив-шая им-пе-ра-то-ру в октябре 1856 года про-ект ос-во-бо-ж-де-ния кре-сть-ян в её име-нии Кар-лов-ка в Пол-тав-ской губернии, спе-ци-аль-но раз-ра-бо-тан-ный Н.А. Ми-лю-ти-ным.

В октябре 1857 года им-пе-ра-то-ром был по-лу-чен все-под-дан-ней-ший ад-рес от дво-рян-ст-ва 3 северо-западных гу-бер-ний (Ви-лен-ской, Грод-нен-ской и Ко-вен-ской) с прось-бой от-ме-нить кре-по-ст-ное пра-во при ус-ло-вии со-хра-не-ния всей зе-мель-ной соб-ст-вен-но-сти за по-ме-щи-ка-ми. В от-вет был на-прав-лен Вы-со-чай-ший ре-ск-рипт от 20.11(2.12).1857года на имя ви-лен-ско-го, ко-вен-ско-го и грод-нен-ско-го генерал-гу-бер-на-то-ра В.И. На-зи-мо-ва (ак-тив-но-го сто-рон-ни-ка Кестьянской реформы), в ко-то-ром из-ла-га-лась пер-вая пра-ви-тельственная про-грам-ма ре-фор-мы - лич-ное ос-во-бо-ж-де-ние кре-сть-ян, их пра-во поль-зо-вать-ся зем-лёй за по-вин-но-сти. Ре-ск-рипт но-сил ло-каль-ный ха-рак-тер, од-на-ко его со-дер-жа-ние сра-зу же бы-ло офи-ци-аль-но пре-да-но глас-но-сти: текст ра-зо-слан всем гу-бер-на-то-рам и гу-берн-ским пред-во-ди-те-лям дво-рян-ст-ва для оз-на-ком-ле-ния и опуб-ли-ко-ван в газете «Le Nord» (Брюс-сель), спе-ци-аль-но соз-дан-ной по ини-циа-ти-ве МВД , и в «Жур-на-ле Ми-ни-стер-ст-ва внут-рен-них дел». Ана-ло-гич-ный ре-ск-рипт на-прав-лен санкт-пе-тербургскому генерал-гу-бер-на-то-ру П.Н. Иг-нать-е-ву . По-сле это-го пра-ви-тель-ст-вом ини-ции-ро-ва-ны ад-ре-са от дво-рян-ст-ва ос-таль-ных ев-ропейских гу-бер-ний Рос-сии, в от-вет на них да-ны ре-ск-рип-ты губер-на-то-рам (по об-раз-цу ре-ск-рип-тов На-зи-мо-ву и Иг-нать-е-ву). К об-су-ж-де-нию во-про-сов пра-ви-тельственной по-ли-ти-ки впер-вые бы-ли при-вле-че-ны ши-ро-кие кру-ги дво-рян-ст-ва: от-кры-ты 46 гу-берн-ских ко-ми-те-тов по кре-сть-ян-ско-му де-лу (1858-1859 годы) и две Об-щие ко-мис-сии для северо-западных и юго-западных гу-бер-ний, ко-то-рые долж-ны бы-ли раз-ра-бо-тать свои про-ек-ты ре-фор-мы. В гу-берн-ских ко-ми-те-тах сло-жились два про-ти-восто-яв-ших ла-ге-ря по-ме-щи-ков: кон-сер-ва-тив-ное боль-шин-ст-во (И.В. Га-га-рин, Д.Н. Шид-лов-ский, П.П. Шу-ва-лов и др.; от-стаи-ва-ло пра-во по-ме-щи-ков на зем-лю и вот-чин-ную власть) и ли-бе-раль-ное мень-шин-ст-во (А.И. Ко-ше-лёв, А.М. Ун-ков-ский, В.А. Чер-кас-ский, А Г. Шре-тер и др.; вы-сту-па-ло за уп-разд-не-ние вот-чин-ной вла-сти и вы-куп кре-сть-я-на-ми на-дель-ной зем-ли в соб-ст-вен-ность).

Раз-ра-бот-ка ре-фор-мы.

Императором Алек-сан-дром II 18(30).10.1858 года бы-ли да-ны «ру-ко-во-дя-щие ос-но-вы» для раз-ра-бот-ки ре-фор-мы - за-щи-та ин-те-ре-сов по-ме-щи-ков при без-ус-лов-ном «улуч-ше-нии бы-та кре-сть-ян» и со-хра-не-нии не-зыб-ле-мо-сти вла-сти. Это по-мог-ло ли-бе-раль-но-му мень-шин-ст-ву в гу-берн-ских ко-ми-те-тах одер-жать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 года бы-ла при-ня-та но-вая пра-ви-тельственная про-грам-ма от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва, ко-то-рая пре-ду-смат-ри-ва-ла вы-куп на-дель-ной зем-ли кре-сть-я-на-ми в соб-ст-вен-ность, ли-к-ви-да-цию вот-чин-ной вла-сти по-ме-щи-ков и соз-да-ние ор-га-нов кре-сть-ян-ско-го об-щественного са-мо-управ-ле-ния. Для рас-смот-рения про-ек-тов гу-берн-ских ко-ми-те-тов 4(16).3.1859 года бы-ло соз-да-но но-вое вне-ве-дом-ст-вен-ное уч-ре-ж-де-ние - Ре-дак-ци-он-ные ко-мис-сии из пред-ста-ви-те-лей бю-ро-кра-тии и об-щественных дея-те-лей (председатель - Я.И. Рос-тов-цев, с 1860 года - В.Н. Па-нин), боль-шин-ст-во ко-то-рых яв-ля-лись сто-рон-ни-ка-ми ли-бе-раль-ных про-ек-тов ре-фор-мы. Их об-ще-при-знан-ным ли-де-ром был Н.А. Ми-лю-тин, имен-но его про-ект ос-во-бо-ж-де-ния кре-сть-ян с зем-лёй за вы-куп вы-дви-нут в ка-че-ст-ве еди-но-го пред-ло-же-ния пред-ста-ви-те-ля-ми ли-бе-раль-ной бю-ро-кра-тии. Он по-слу-жил ос-но-вой официальной мо-де-ли для об-ще-рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ст-ва. В об-су-ж-де-нии про-ек-та ре-фор-мы в Ре-дак-ци-он-ных ко-мис-си-ях уча-ст-вова-ли пред-ста-ви-те-ли гу-берн-ских ко-ми-те-тов (по 2 от ка-ж-до-го ко-ми-те-та). Они под-верг-ли кри-ти-ке раз-ра-бо-тан-ный Ре-дакционными ко-мис-сия-ми про-ект, но его основные на-ча-ла ос-та-лись без из-ме-не-ний. К сентябрю 1859 года под-го-тов-лен окон-ча-тель-ный про-ект Ре-дакционных ко-мис-сий. Он был при-нят Главным комитетом по кре-сть-ян-ско-му де-лу и 28.1(9.2).1861 года пе-ре-дан в Государственный со-вет, где он ут-вер-ждён под на-жи-мом императора Алек-сан-д-ра II и великого князя Кон-стан-ти-на Ни-ко-лае-ви-ча.

Про-ве-де-ние ре-фор-мы.

Император Алек-сандр II 19.2(3.3).1861 года, в день 6-й го-дов-щи-ны сво-его пре-бы-ва-ния на пре-сто-ле, под-пи-сал Ма-ни-фест об от-ме-не кре-по-ст-но-го пра-ва [«О все-ми-ло-сти-вей-шем да-ро-ва-нии кре-пост-ным лю-дям прав со-стоя-ния сво-бод-ных сель-ских обы-ва-те-лей»; об-на-ро-до-ван 5(17).3.1861 года], «Об-щее по-ло-же-ние о кре-сть-я-нах, вы-шед-ших из кре-по-ст-ной за-ви-си-мо-сти» и 17 до-пол-нительных до-ку-мен-тов. Со-глас-но им, по-ме-щи-чьи кре-сть-я-не (око-ло по-ло-ви-ны все-го российского кре-сть-ян-ст-ва) по-лу-ча-ли лич-ную сво-бо-ду и пра-во рас-по-ря-жать-ся сво-им иму-ще-ст-вом. По-ме-щи-ки со-хра-ня-ли соб-ст-вен-ность на всю при-над-ле-жав-шую им зем-лю, но бы-ли обя-за-ны пре-дос-та-вить кре-сть-я-нам усадь-бу за вы-куп (смотри Вы-куп-ная опе-ра-ция), а так-же по-ле-вой на-дел в по-сто-ян-ное поль-зо-ва-ние (от-ка-зать-ся от не-го кре-сть-я-не не име-ли пра-ва в те-че-ние 9 лет). За поль-зо-ва-ние зем-лёй кре-сть-я-не от-бы-ва-ли бар-щи-ну или пла-ти-ли об-рок. Раз-ме-ры по-ле-во-го на-де-ла и по-вин-но-стей долж-ны бы-ли фик-си-ро-вать-ся в ус-тав-ных гра-мо-тах, для со-став-ле-ния ко-то-рых от-во-дил-ся двух-лет-ний срок. Со-став-ле-ние ус-тав-ных гра-мот по-ру-ча-лось по-ме-щи-кам, их про-вер-ка - ми-ро-вым по-сред-ни-кам. Кре-сть-я-не име-ли пра-во вы-ку-пить по-ле-вой на-дел по тре-бо-ва-нию по-ме-щи-ка или по со-гла-ше-нию с ним. Кре-сть-я-не, вы-ку-пив-шие свои зем-ли, на-зы-ва-лись кре-сть-я-на-ми-соб-ст-вен-ни-ка-ми, не пе-ре-шед-шие на вы-куп, - вре-мен-но-обя-зан-ны-ми кре-сть-я-на-ми. Кре-сть-я-не мог-ли пе-рей-ти на дар-ст-вен-ный на-дел (1/4 от по-ло-жен-но-го, но без вы-ку-па), в этом слу-чае они на-зы-ва-лись кре-сть-я-на-ми-дар-ст-вен-ни-ка-ми. Многие кре-сть-я-не так и по-сту-па-ли, т. к. стои-мость зем-ли по вы-ку-пу фак-ти-че-ски пре-вы-ша-ла её дей-ст-вительную це-ну. Кре-сть-ян-ская об-щи-на со-хра-ня-лась. На-дель-ная зем-ля пе-ре-да-ва-лась кре-сть-я-нам на пра-вах об-щин-но-го поль-зо-ва-ния, а по-сле вы-ку-па - об-щин-ной соб-ст-вен-но-сти.

В 4 «Ме-ст-ных по-ло-же-ни-ях» оп-ре-де-ля-лись раз-ме-ры зе-мель-ных на-де-лов и по-вин-но-стей за поль-зо-ва-ние ими в 44 губер-ни-ях Ев-ропейской Рос-сии. «Ме-ст-ное по-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян... в гу-бер-ни-ях: Ве-ли-ко-рос-сий-ских, Но-во-рос-сий-ских и Бе-ло-рус-ских» рас-про-стра-ня-лось на 29 ве-ли-ко-рус-ских гу-бер-ний, 3 но-во-рос-сий-ские (Ека-те-ри-но-слав-скую, Тав-ри-че-скую, Хер-сон-скую), 2 бе-ло-рус-ские (Мо-ги-лёв-скую, часть Ви-теб-ской) гу-бер-нии и на часть Харь-ковской губернии. Раз-ме-ры ду-ше-во-го на-де-ла оп-ре-де-ля-лись в за-ви-си-мо-сти от по-лос (не-чер-но-зём-ной, чер-но-зём-ной, степ-ной). В не-чер-но-зём-ной по-ло-се выс-ший раз-мер ду-ше-во-го на-де-ла со-став-лял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низ-ший - 1/3 выс-шего. В чер-но-зём-ной по-ло-се: выс-ший - от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низ-ший - ме-нее 1 десятины (1,1 га). В степ-ной по-ло-се: в ве-ли-ко-рус-ских гу-бер-ни-ях - от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в ук-ра-ин-ских - от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Ес-ли на-дел был боль-ше выс-ше-го, из-ли-шек мог быть от-ре-зан, ес-ли же мень-ше низ-шей нор-мы, то по-ме-щик обя-зан был при-ре-зать не-дос-таю-щее ко-ли-чест-во зем-ли. Об-рок ус-та-нав-ли-вал-ся от 3 до 12 рублей в год за ду-ше-вой на-дел. Бар-щи-на за выс-ший ду-ше-вой на-дел со-став-ля-ла 40 муж-ских и 30 жен-ских ра-бо-чих дней в год. Ос-таль-ные «Ме-ст-ные по-ло-же-ния» в основном по-вто-ря-ли «Ме-ст-ное по-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян … в гу-бер-ни-ях: Ве-ли-ко-рос-сий-ских, Но-во-рос-сий-ских и Бе-ло-рус-ских», но с учё-том спе-ци-фи-ки ка-ж-до-го рай-она. Так, «Ме-ст-ное по-ло-же-ние» для Чер-ни-гов-ской, Пол-тав-ской и час-ти Харь-ков-ской гу-бер-ний, в ко-то-рых от-сут-ст-во-ва-ло об-щин-ное зем-ле-вла-де-ние, пре-ду-смат-ри-ва-ло на-де-ле-ние кре-сть-ян зем-лёй на ос-но-ве на-след-ст-вен-но-се-мей-но-го прин-ци-па. Ка-ж-дая гу-бер-ния под-раз-де-ля-лась на несколько ме-ст-но-стей, для ко-то-рых ус-та-нав-ли-ва-лась выс-шая нор-ма ду-ше-во-го на-де-ла: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низ-шая нор-ма со-став-ля-ла 1/2 выс-шей. По-вин-но-сти на Ле-во-бе-реж-ной Ук-раи-не бы-ли мень-ше, чем в ве-ли-ко-русских гу-бер-ни-ях (об-рок - от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; бар-щи-на - от 12 до 21 муж-ско-го ра-бо-че-го дня за 1 десятину). «Ме-ст-ное по-ло-же-ние» для 3 гу-бер-ний Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-ны (Ки-ев-ской, Во-лын-ской, По-доль-ской) за-кре-п-ля-ло за кре-сть-я-на-ми всю зем-лю, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись по Ин-вен-тар-ным пра-ви-лам 1847-1848 годов. По-вин-но-сти здесь бы-ли нес-коль-ко ни-же, чем на Ле-во-бе-реж-ной Ук-раи-не. По «Ме-ст-но-му по-ло-же-нию» для Ви-лен-ской, Грод-нен-ской, Ро-вен-ской, Мин-ской и час-ти Ви-теб-ской гу-бер-ний за кре-сть-я-на-ми за-кре-п-ля-лась вся зем-ля, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись до Кестьянской реформы. По-вин-но-сти оп-ре-де-ля-лись в не-сколь-ко умень-шен-ном раз-ме-ре по срав-не-нию с те-ми, ко-то-рые бы-ли за-фик-си-ро-ва-ны в ин-вен-та-ри-ях име-ний. Под влия-ни-ем Поль-ско-го вос-ста-ния 1863-1864 годов про-изош-ли из-ме-не-ния в ус-ло-ви-ях Кестьянской реформы в западных гу-бер-ни-ях и на Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-не. Здесь вво-дил-ся обя-за-тель-ный вы-куп, вы-куп-ные пла-те-жи умень-ша-лись на 20%, был пе-ре-смот-рен раз-мер кре-сть-ян-ско-го на-де-ла (кре-сть-я-не, ут-ра-тив-шие часть сво-его зем-ле-вла-де-ния в 1857-1861 годах, по-лу-чи-ли свои на-де-лы об-рат-но пол-но-стью, обез-земе-лен-ные рань-ше - час-тич-но). На-де-лы кре-сть-ян по срав-не-нию с ко-ли-че-ст-вом зем-ли, за-фик-си-ро-ван-ным в ус-тав-ных гра-мо-тах, зна-чи-тель-но уве-ли-чи-лись.

Реа-ли-за-ция Кестьянской реформы на-ча-лась с со-став-ле-ния ус-тав-ных гра-мот. Этот про-цесс в основном за-вер-шил-ся к середине 1863 года. Все-го бы-ло со-став-ле-но около 113 тысяч гра-мот (в це-лом от кре-по-ст-ной за-ви-си-мо-сти ос-во-бо-ж-де-но 22,5 миллионов по-ме-щичь-их кре-сть-ян обое-го по-ла).

«По-ло-же-ние об уст-рой-ст-ве дво-ро-вых лю-дей» от 19.2(3.3).1861 года пре-ду-смат-ри-ва-ло ос-во-бо-ж-де-ние без зем-ли, но в те-че-ние 2 лет дво-ро-вые лю-ди ос-та-ва-лись в пол-ной за-ви-си-мо-сти от вла-дель-цев. Осо-бен-но-сти Кестьянской реформы для отдельных ка-те-го-рий кре-сть-ян и спе-ци-фи-че-ских рай-онов оп-ре-де-ля-лись 8 до-пол-ни-тель-ны-ми пра-ви-ла-ми от 19.2(3.3).1861 года («Об уст-рой-ст-ве кре-сть-ян, во-дво-рён-ных в име-ни-ях мел-ко-по-ме-ст-ных вла-дель-цев, и о по-со-бии сим вла-дель-цам», «О при-пи-сан-ных к ча-ст-ным гор-ным за-во-дам лю-дях ве-дом-ст-ва Ми-ни-стер-ст-ва фи-нан-сов» и др.).

Кестьянская реформа кос-ну-лась так-же удель-ных кре-сть-ян, ко-то-рые по ука-зу от 26.6(8.7).1863 года пе-ре-во-ди-лись в раз-ряд кре-сть-ян-соб-ст-вен-ни-ков пу-тём обя-за-тель-но-го вы-ку-па на ус-ло-ви-ях «Об-ще-го по-ло-же-ния...». За-ко-ном от 24.11(6.12).1866 года на-ча-лась ре-фор-ма государственных кре-сть-ян (со-став-ля-ли 45% российского кре-сть-ян-ст-ва, бы-ли лич-но сво-бод-ны). За ни-ми со-хра-ня-лись зем-ли, на-ходив-шие-ся в их поль-зо-ва-нии. По за-ко-ну от 12(24).6.1886 года государственные кре-сть-я-не бы-ли пе-ре-ве-де-ны на вы-куп.

Кре-по-ст-ное пра-во бы-ло от-ме-не-но так-же на национальных ок-раи-нах Российской им-пе-рии: на Кав-ка-зе, в За-кав-ка-зье, в Бес-са-ра-бии. Ус-ло-вия ре-форм в этих мес-тах бы-ли бо-лее тя-жё-лы-ми (вся зем-ля ос-та-ва-лась за по-ме-щи-ка-ми, вы-куп не толь-ко по-ле-во-го на-де-ла, но и усадь-бы за-ви-сел от их во-ли).

Кестьянская реформа 1861 года по-ло-жи-ла на-ча-ло се-рии ре-форм - су-деб-ной ре-фор-ме 1864 года, зем-ской ре-фор-ме 1864 года, во-ен-ным ре-фор-мам 1860-1870-х годов, по-лу-чив-шим название «Ве-ли-кие ре-фор-мы». Они оз-на-ча-ли пе-ре-строй-ку государственной сис-те-мы в це-лом, спо-соб-ст-во-ва-ли раз-ви-тию ка-пи-та-лиз-ма и про-цес-сов мо-дер-ни-за-ции в Рос-сии, соз-да-ние пред-по-сы-лок для пе-ре-хо-да от сос-лов-но-го к гражданскому об-щест-ву. Вос-при-ни-ма-лись боль-шин-ст-вом со-вре-мен-ни-ков как по-во-рот-ный пункт российской ис-то-рии, а император Алек-сандр II во-шёл в ис-то-рию как «царь-ос-во-бо-ди-тель». Вме-сте с тем Кестьянская реформа 1861 года бы-ла под-верг-ну-та кри-ти-ке ре-во-люционными де-мо-кра-та-ми за не-до-с-та-точ-ный, по их мне-нию, раз-мер зе-мель-ных на-де-лов, по-лу-чен-ных кре-сть-я-на-ми.

« Крестьянская реформа 1861 года».(8 класс)

Тип урока: изучения нового материала

Цель урока: анализ положений Манифеста 19 февраля 1861 г.

Задачи:

обучающая

  • на основе изученных исторических источников выяснить основные положения реформы 1861г.

развивающая

  • развивать мыслительную деятельность учащихся
  • отрабатывать навыки работы с исторической документацией

воспитывающая

  • формировать интерес к истории, к своему прошлому путем изучения исторических документов
  • воспитывать уважение к истории своего Отечества

Средства обучения:

Учебник А.Н. Боханов «История России XIX в.» ,Москва, «Русское слово» 2009.

Тексты документов для урока

«Речь Александра II в Государственном Совете.» (28 января 1861)

2.«Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости

3. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

План урока:

причины отмены крепостного права

основные положения реформы

значение реформы

закрепление

I . Вступительное слово:

Отмена крепостного права является важным событием в истории России. В этом году исполняется 155 лет принятия крестьянской реформы. Она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последующих за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права мы разберем на основе документов и текста учебника

Давайте обсудим причины отмены крепостного права

Какое внешнеполитическое событие показало экономическую отсталость России? Поражение в Крымской войне продемонстрировало обществу несоответствие требований времени общественно-политической и экономической системы.

Была ли заинтересованность крестьян в результатах своего труда?

Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика. Поэтому уровень с/х производства был низким. Отсутствие рабочих рук мешало развитию производства. Наёмными рабочими выступали крестьяне- отходники.

В 1 половине 19 века страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовали необходимость усиления международного престижа России.-

На рубеже 50-60-х годов 19 века усиливается крестьянское движение в крепостной деревне:1857г.-192 выступления, 1858-528, 1859-938.

В тетрадях запись:

Причины отмены крепостного права

экономические причины (кризис крепостного хозяйства)

внешнеполитические (поражение России в Крымской войне)

внутриполитические причины (рост напряженности в обществе, угроза стабильности в стране)

Была проделана большая подготовительная работа по подготовке документа.

Работа с документом «Из речи Александра II в Государственном Совете.» (28 января 1861)Текст приведён в учебнике с.164

ДОКУМЕНТ

ИЗ РЕЧИ АЛЕКСАНДРА II В ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотре-ние Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества.

Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеж-дение, а именно, что откладывать это дело нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первой поло-вине февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возла-гаю это на прямую обязанность председательствующего в Государст-венном совете.

Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает раз-личные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Вся-кое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства.

Ответьте на вопросы к документу.

1. Что повлияло на решимость Александра II освободить крестьян?

2. Чем объясняет император необходимость проведения реформы в кратчайшие сроки?

3. Какова роль Александра II в отмене крепостного права?

4. О каких особенностях подготовки и проведения крестьянской реформы можно узнать из документа?

Таким образом Александр II «считал дело освобождения крестьян жизненно важным»

Подумайте, какие другие документы могут понадобиться для изучения темы?

1.«Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»

2. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

II .Основные положения реформы 1861г

Положение 19 февраля 1861г. включает в себя 17 законодательных актов, в которых подробно описана вся процедура освобождения.

Работа с текстом документа.

Фрагмент документа из «Манифеста об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости » из «Положения о выкупе» 19 февраля 1861г.

Манифест о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей

Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие от него выгоды.
6. До истечения срока 2 - ух лет крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими:

1) производить свободную торговлю,

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряд. <...>

1. Определите тип документа.

2. Выпишите из документа новые понятия и термины.

3. Разбор фактов и событий, содержащихся в документе

охарактеризуйте правовое положение крестьян после отмены крепостного права;

выделите главные положения Манифеста;

определите, интересы каких общественных сил выражал данный документ

2. Работа с выписанными понятиями

Как вы поняли значение новых понятий? Учитель выслушивает ответы. Проверьте правильность, соотнеся с определениями в учебнике. Запись в тетрадь

Временнообязаннные крестьяне - крестьяне, освобожденные по реформе 1861г от крепостной зависимости, платившие помещику 20% выкупа.

Свободные сельские обыватели- крестьяне, освобожденные по реформе 1861г от крепостной зависимости и выкупившие свои наделы.

Выкупные платежи - плата крестьян за землю после отмены крепостного права

Мировые посредники - должностные лица, назначаемые для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиком.

Уставная грамота - договор помещика с крестьянами о размере надела и условии выкупной операции.

Положения реформы. Запись в тетрадь

Личное освобождение крестьян.

Наделение землёй.

Выкупная операция.

Наделение крестьян землей обставлялось рядом условий. По закону помещик сохранял право собственности на землю, но должен был предоставить крестьянину надел за выкуп

В соответствии с законодательными документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную,— в каждой из которых устанавливался минимальный и максимальный размер крестьянского земельного надела. Минимальный размер — это тот, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину, а максимальный — тот, больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика. В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде уставной грамоты. В целом крестьяне получили на 10—40 % меньше земли, чем то ее количество, которым они пользовались до реформы. Отторгнутые у крестьян участки земли получили название «отрезки». «Отрезки» переходили помещику.

Давайте посмотрим, как была организована выкупная операция. Работа с текстом документа.

«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости»

64. При приобретении крестьянами в собственность их надела по взаимному добровольному соглашению с помещиком, величина платежа за приобретаемые земли зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон, но не менее 20% выкупной суммы: содействие же, оказываемое при сем правительством, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной выкупной ссуды.

65. Для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел.

66.Сумма оброка за приобретаемую землю составляет 80% и выплачивается государственной казной.

113. Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными.

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды.

Задания к документу: 1.

Определите порядок совершения выкупной сделки (80% выкупной суммы казна сразу выплачивала помещикам, это выкупная ссуда государства крестьянам; возместить ее крестьянин должен был в течение 49 лет, платя по ссуде 6% годовых; остаток выкупной суммы — 20% — крестьяне выплачивали самостоятельно; если крестьянин выплачивал эту сумму сразу, то становился свободным, если нет — временнообязанным)

Задачи . (Предлагаю решить только в сильном классе)

Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин .

- Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей?

(10р. × 100%:6% = 166 р.67 коп.)

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях - 14,5 р., а средняя величина выкупного надела-8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю? (14,5х8=116р.-сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли. 166,67 − 116 = 50 р.67 коп.-сумма, которую переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции).

- Была ли сумма выкупа справедлива?

III . Значение отмены крепостного права.

Работа с текстом учебника с 162-163

Выписать в тетрадь историческое значение отмены крепостного права.

1.Ликвидировано право собственности на людей.

2.Созданы условия для интенсивного экономического развития страны.

Реформа вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне стали свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Александр II за эту историческую реформу получил почетное звание царь-освободитель.

IV . Закрепление. Тест

1.Отметьте права, приобретённые крестьянами по Положению 19 февраля 1861 года

а. крестьяне получили право собственности на землю

б.крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика

в.крестьяне могли избирать земства

2.После реформы количество земли.

а. увеличилось

б. уменьшилось

в.не изменилось

3. Отрезки -это часть

а. крестьянских наделов

б.помещичьих земель

в.земель крестьян, отбираемых в пользу помещика

4. Крестьяне должны были заплатить выкуп для того, чтобы

стать лично свободными

б. стать собственниками

в. уйти от помещика

5. Размер выкупа

превосходил стоимость земли

б. отражал реальную стоимость

в. был меньше стоимости земли

6. Крестьяне считались временнообязанными

до заключения выкупной сделки

б. после уплаты выкупа

в. до уплаты долга государству

7.Временнообязанные крестьяне

а. работали на земле помещика

б. принадлежали помещику

в. платили оброк и исполняли барщину

8.Размер повинностей

а. произвольно устанавливался помещиком

б. утверждался крестьянским сходом

в. твёрдо регламентировался законом

Критерии оценивания: правильных ответов 8- оценка «5»,7,6- - оценка «4»,5-«3»,4-«2».

Статьи по теме