Мерлин вольф соломонович, биография. Мерлин вольф соломонович, биография Педагогическая и общественная деятельность

Мерлин Вольф Соломонович

(1892–1982) - российский психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии . Выдвинул принцип «много-многозначной зависимости» психических явлений от физиологических, который позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности - нейродинамическим, психодинамичным и личностным. Исследования в этой области привели к созданию концепции темперамента человека («Очерк теории темперамента», 1964; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Мерлин Вольф Соломонович

(1989, Могилев - 1982) - отечественный психолог.

Биография.

Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. - докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии.

Исследования.

Ученик М.Я.Басова. Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности.

Сочинения.

Очерк психологии личности. 1958;

Очерк теории темперамента. М., 1964; Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968 Лекции по психологии мотивов. 1970

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "Мерлин Вольф Соломонович" в других словарях:

    Мерлин Вольф Соломонович - (1989, Могилев 1982) отечественный психолог. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагог … Психологический словарь

    Мерлин, Вольф Соломонович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мерлин (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Мерлин Вольф Соломонович - Вольф Соломонович Мерлин (22 января 1898, Могилёв 1982) советский психолог. Ученик М.Я.Басова. Содержание 1 Биография 2 Теория Мерлина 3 Научная школа … Википедия

    Мерлин, Вольф Соломонович - (1898 1982) Российский психолог. Окончил педагогический факультет Петроградского института внешкольного образования (1924). С 1925 г. работал на кафедре психологии Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, преподавал в… … Кто есть кто в российской психологии

    Вольф Соломонович Мерлин - (22 января 1898, Могилёв 1982) советский психолог. Ученик М.Я.Басова. Содержание 1 Биография 2 Теория Мерлина 3 Научная школа … Википедия

    Мерлин (значения) - Мерлин: Мерлин мудрец и волшебник кельтских мифов, наставник и помощник короля Артура, а до того его отца Утера. Персоналии: Мерлин, Вольф Соломонович советский психолог, исследователь проблем темперамента. Мерлин, Павел… … Википедия

    Физиология высшей нервной деятельности - (ВНД) является разделом физиологии, изучающим функции высшего отдела центральной нервной системы коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней… … Википедия

личности , темпераментов и индивидуальные стили деятельности; междисциплинарные исследования психологии личности и трансдисциплинарных исследований интегральной индивидуальности человека. Место работы: Альма-матер :

Петроградский педагогический институт внешкольного образования

Научный руководитель: Известные ученики:

Вольф Соломо́нович Ме́рлин (22 января , Могилёв , Российская империя - 6 апреля , Пермь , СССР) - российский психолог , доктор психологических наук (1950), профессор , основатель Казанской и Пермской психологической школ ; ученик и последователь М. Я. Басова и А. Ф. Лазурского в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований личности и и ее развития в разных видах деятельности; автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности; автор и разработчик системной методологии трансдисциплинарных исследований интегральной индивидуальности .

Биография

Рожден и воспитан в семье учителя математики могилевской классической гимназии Соломона Наумовича Мерлина. Учебу в той же гимназии Вольф Мерлин окончил в 1918 году. В гимназии Мерлин получил классическое образование, овладел 5 языками, включая греческий и латынь. С 1918 по 1920 г. работал инструктором по внешкольному образованию.

Петроградско - Ленинградский период (1920-1931)

В 1920 г. Мерлин поступил на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования, где с 1921 г. стал читать лекции по психологии профессор М.Я. Басов. Во время учебы в институте подрабатывал публичными лекциями в Петрограде о бессознательном с демонстрацией массового гипноза.

По окончании института, в 1923-1924 гг. Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К.Цеткин в Ленинграде. Научная деятельность началась в Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923-1924 гг.), руководимой М. Я. Басовым, руководившим также педологическим отделением Ленинградского института им. А. И. Герцена.В 1924 г. Мерлин получил от Басова приглашение работать на кафедре психологии в качестве ассистента кафедры психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена; здесь же им были подготовлены первые публикации результатов его исследований. В 1929 В.С.Мерлин был переведен на должность доцента этой кафедры. .

Одновременно работая в 1927-1931 гг. в Ленинградском институте научной педагогики, Мерлин развивал исследования Басова и руководил научной группой по изучению становления и развития мировоззрения и личности младших школьников из разных социальных групп в связи с социальными и эмоциональными установками личности, формой организации эмоционального строя ребенка и индивидуальными особенностями речевого мышления в условиях коллективного общения. Исследование проводилось в течение 1927/1928 уч.года с участием экспериментатора и второго наблюдателя существенно модернизированным методом клинической беседы Jean Piaget . , структурированной методикой наблюдения и схемой исследования личности М.Я.Басова и естественного эксперимента А.Ф.Лазурского с использованием эмоционально насыщенных рассказов о проблемных социальных отношениях людей,которые наряду с основным вопросом к рассказу выступали как стимульный материал для осмысливания и развернутых оценок детьми. .По оценке М.Я. Басова в такой постановке проблема мировоззрения была нова для мировой педологии и в то же время выступала как "конечный завершающий вопрос всей проблемы мышления". Исследование, в силу его пионерского характера, ставило прежде всего задачу проверки разработанных методов, тем не менее позволило сделать предварительные, но важные выводы о взаимосвязях форм организации мышления и эмоционального строя личности детей со своеобразной системой социальных представлений ребенка разных типов содержания: узко-социальных, расширенно-социальных и широко-социальных. Так было показано, что тесная связь эмоциональной и волевой жизни личности с ее поведением, деятельностью, мышлением, речью и другими познавательными процессами уже вполне сформирована к началу обучения в школе, однако характер этих связей неоднозначен: он различен как для разных типов содержания социальных представлений детей, так и с психологически ясно выражаемыми эмоциональными свойствами личности.
Примечательно, что выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн , который в 1930 г. по приглашению М.Я. Басова возглавил кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена, также в своих "Основах психологии"(1935) и "Основах общей психологии (1940) фактически активно развивал концепцию М.Я.Басова об эмоциональном строе личности в ее связях с деятельностью, мышлением, мировоззрением, как и многие идеи В.С. Мерлина, существенно переосмыслившими популярную теорию эмоций У.Джемса.

Саратовский период (1931-1938)

После смерти М. Я. Басова в 1931 г. В. С. Мерлин переехал из Ленинграда в Саратов, где с 1932 по 1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте и продолжал изучать волевую деятельность, а в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической наукой в России, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей школы В. С. Мерлина, - экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы. В 1934 г. он издает свою работу под названием «Конспект лекций по общей психологии».

Свердловский период (1938-1948)

С 1938 по 1948 г. Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 г.) одновременно с педагогической работой в институте становится в 1942 г. научным консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психологическую и психотерапевтическую помощь, в том числе с помощью гипноза, инвалидам войны, потерявшим конечности и зрение. В это время он изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации в результате ранения ослепших бойцов. Часть материалов этих практических работ были обобщены и опубликованы В. С. Мерлиным в Ученых записках МГУ , в его докладе на совещании по вопросам психологии личности в АПН СССР ,а основная часть - лишь в 1968-1970 г. в кн. «Проблемы экспериментальной психологии личности».

Казанский период (1948-1954)

С 1948 по 1954 годы Вольф Соломонович Мерлин работал в Казанском университете , готовил к защите докторскую диссертацию по дифференциальной психологии личности : «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (защищена в 1950 году, опубликована в Ученых записках Казанского университета в 1953 году) . В этом университете В. С. Мерлин продолжил традиции воспитания ученых из числа студентов-исследователей своего учителя Михаила Яковлевича Басова и опыт создания научных школах Владимира Михайловича Бехтерева , Александра Фёдоровича Лазурского .

Казанская научная школа психофизиологии В. С. Мерлина была основана в 1948 − 1953 годах из числа студентов-исследователей отделения русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Университета и участников созданного В. С. Мерлиным общеуниверситетского студенческого «психологического кружка», выполнявших серьезные научные исследования по дифференциальной психофизиологии, и психологии личности и индивидуальности уже в студенчестве.

В собственных экспериментах В. С. Мерлина, в опытах и тщательных наблюдениях студентов-исследователей стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий в исследованиях личности . Исследования того периода были направлены главным образом на поиск путей, которыми разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками. В то время под его руководством была выполнена кандидатская диссертация Евгения Александровича Климова , давшая начало направлению исследований индивидуального стиля деятельности. Таким образом, в центре научных интересов В. С. Мерлина в послевоенные годы были проблемы личности , психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Пермский период (1954-1982)

В 1953 г. Мерлин принимает приглашение на работу заведующим общеинститутской кафедрой общей психологии в педагогический институт г. Молотов (ныне г.Пермь Пермского края). В 1954 г. он переехал в Пермь, где до своей смерти в апреле 1982 г. заведовал кафедрой психологии Пермского государственного педагогического института. В (ныне ПГПУ), проработал четверть века, с 1954 г. до 1979 г. как заведующий кафедрой, затем, до смерти в 1982 г. в качестве профессора кафедры, руководителя лаборатории и аспирантуры кафедры, ведущего курс общей психологии и спецкурсы на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитания (ныне - факультет Педагогики и психологии детства). Основные сферы интересов в Пермский период: философия и многозначные логики, математические языки и методы статистического многомерного анализа вероятностных процессов, общая (теоретическая) и возрастная психология, психофизиология и психология личности (1954-1971) , затем системное исследование индивидуальности человека (1972-1982), реализованные первоначально во 2-м, кардинально переработанном издании «Очерка теории темперамента», Пермь, 1973. ).

В 1959 была опубликована монография Мерлина «Очерк психологии личности» (1959). С 1958 г. он возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР, с 1959 по 1982 г. являлся членом Центрального Совета Общества психологов, в 1965 г. - членом Программного комитета XVIII Международного психологического конгресса, с 1967 г. - членом ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР.

В 1964 г. в издательстве «Просвещение» вышел фундаментальный труд В. С. Мерлина «Очерк теории темперамента», который подвел итог большого периода исследований автора, его учеников и сотрудников и по сей день является учебником по проблемам темперамента. Во второе издание, появившееся в 1973 г., вошли главы, написанные учениками и сотрудниками В. С. Мерлина, посвященные возрастному развитию темперамента, взаимосвязи темперамента и способностей, темперамента и различных видов деятельности. В 1968 г. Мерлин издает первую часть монографии «Экспериментальная психология личности».

К 1975 году Мерлин вместе с сотрудниками и учениками разработал экспериментальные и теоретические основы системной многоуровневой концепции интегральной индивидуальности , в которой геном выступает базой созревания разных типов и свойств нервной системы и психосоматического организма в целом, а прижизненно формируемые индивидуальные стили различных видов деятельности и многоуровневого языкового общения занимают ключевое место, выступают опосредствующими звеньями между иерархизованными уровнями свойств и инвариантных симптомокомплексов индивидуальности.

Незадолго до смерти Мерлин закончил машинописный вариант монографии « Очерки интегрального исследования индивидуальности». Книга была издана в издательстве «Просвещение» четыре года спустя, в 1986 г.

Научный вклад

В традициях петербургской исследовательской традиции, заложенной Бехтеревым и Лазурским, В. С. Мерлин развивал междисциплинарную научную концепцию интегральной индивидуальности, а также руководил большой группой дифференциальных психофизиологов, дифференциальных психологов, психологов высшей квалификации, работающих в десятках направлений деятельности социальных групп и общества в нескольких странах бывшего СССР. Мерлин автор более 250 научных публикаций по физиологии, психофизиологии, общей дифференциальной психологии видовых и типологических свойств нервной системы и темперамента животных и человека, экспериментального изучения индивидуальных и социально-типичных свойств и качеств индивидуальности человека в различных организационных формах игровой, учебной, трудовой, профессиональной творческой деятельности и в разных видах индивидуального стиля творчества и труда.

Одна из системных теорий целостной, многоуровневой индивидуальности, основанная на принципах функционирования иерархических динамических систем Берталанфи и кибернетической интегральности, теории самоорганизации по Эшби . В основе теории лежит деление систем индивидуальности по многомерным параметрам развития иерархических уровней целостного организма как активного и полиморфного деятеля в различных сферах материального и духовного миров (Михаил Басов и (холистические концепции организма и среды, идущие от Гиппократ , развивавшиеся в дореволюционной российской медицине Владимир Бехтерев), - генетические, психодинамические, нейродинамические, личностные, социально-психологические и социальные миры. Между ниже и выше лежащими уровнями существует много-многозначная связь, а внутри уровня одно-одно-многозначные связи. Тем самым отражается особенность каждого человека, его неповторимость. Важным вкладом Мерлина было определение темперамента как отличного от личности феномена, основанного исключительно на особенностях взаимодействия свойств нервной системы.

Одно из важнейших теоретических построений В. С. Мерлина - концепция личности - теснейшим образом связано с концепцией личности у А. Ф. Лазурского, и его учеников М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Книга Мерлина «Очерк психологии личности», вышедшая в 1959 году, была высоко оценена психологической общественностью. Автор не только обсудил вопрос об уникальности, неповторимости каждой личности, но и предпринял попытку показать истоки этой уникальности и представить оригинальную позицию в понимании структуры личности, взаимосвязи и влиянии ее отдельных компонентов. Позднее, в 1968-1970 гг. В. С. Мерлин опубликовал «Проблемы экспериментальной психологии личности», «Лекции по психологии мотивов человека», в которых отразились современное состояние и исследования отечественной и зарубежной психологии того времени и развитие автором теоретико-экспериментальных работ по личностной проблематике.

Другое направление исследовательской деятельности В. С. Мерлина и его сотрудников - дифференциальная психофизиология. Работы по темпераменту, писал в 1967 г. В. С. Мерлин, были логическим развитием его предшествующего исследования зависимости волевого акта от структуры условно-рефлекторных связей, начатого еще в лаборатории М. Я. Басова в 1929 г.: «Развивая мысли своего учителя, я на основе экспериментальных фактов пришел к выводу, что связь между нервно-физиологическими процессами имеет многозначный характер» (Материалы к совещанию, посвященному 50-летию советской психологии на Урале. Пермь, 1967). Руководствуясь этим общим принципом, в своих исследованиях по темпераменту В. С. Мерлин также стремился раскрыть многозначную зависимость между общим типом нервной системы и темпераментом. Принцип многозначной связи между типом нервной системы и типом темперамента привел его к утверждению о специфичности психологических закономерностей темперамента. В отличие от «аналитического» направления исследований, свойственного школе Б. М. Теплова («от свойств к типам»), В. С. Мерлин подвергал анализу не отдельные свойства, а определенные симптомокомплексы. Такое направление определило содержание его последующих работ: оно позволило существенно продвинуться в разработке собственно типологической проблематики. Поэтому наибольшие успехи этим коллективом были достигнуты именно в изучении психологических характеристик темперамента как психодинамического образования, обусловленного свойствами нервной системы, а затем и в выделении устойчивых типов темперамента. Поскольку в отечественной науке школой Б. М. Теплова осуществлялось систематическое и наиболее глубокое изучение свойств нервной системы человека, коллектив, руководимый В. С. Мерлиным, мог сконцентрировать свои усилия на работе по определению психологических переменных, детерминируемых этими параметрами. Используя в дальнейшем принципы системного анализа в изучении различных уровней организации человека (нейродинамического, психодинамического и собственно личностного) и взаимосвязей между ними, В. С. Мерлин наметил основы теории интегральной индивидуальности, являющейся логическим продолжением всего направления его научной деятельности.

«Очерк теории темперамента» (1964)

В 1964 г. был опубликован труд В. С. Мерлина «Очерк теории темперамента». Опираясь на работы естественно-научного направления таких ученых как В. А. Вагнер , Северцов А. Н. , В. М. Бехтерев , А. Ф. Лазурский , М.Я Басов и таких физиологов как И. П. Павлов и А. А. Ухтомский , Мерлин развивает их идеи со стороны конкретно-исторической детерминации и разных социальных условий формирования личностных установок детей и подростков. Научная группа Мерлина изучала многообразные связи устойчивых отношений личности и семантики их социальных представлений, семасиологических связей процессов и результатов мышления и речи детей с их эмоциональными целевыми установками, формированием у них элементарных и сложных условных рефлексов и психофизиологических доминант.

Вслед за А. Ф. Лазурским и М. Я. Басовым Мерлин рассматривал устойчивые антропологические и физиологические характеристики ВНД и доминант индивидуума, с одной стороны, как эвристическое средство для выдвижения психологических гипотез и прогнозирования развития характера связей высших психических функций, психологических частных и обобщенных отношений личности, системы ее мотивов и психодинамических свойств индивидуальности. А с другой, - как путь для уточнения и конкретизации психологом физиологических механизмов и основ отношений личности. .

Кроме разработки фундаментальных проблем общей психологии , обобщающей теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующей психологические знания и изучающей наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, взаимосвязи основных понятий и категорий в их историческом развитии и современном состоянии изученности, Мерлин глубоко изучал и в своих обобщающих трудах использовал результаты смежных естественных (биологических) и общественных наук: неврологии , психиатрии , психофизиологии , общей и сравнительной физиологии человека и животных, физиологии высшей нервной деятельности , сравнительной психологии , психологии личности , теории и методов общей и экспериментальной психологии , возрастной и педагогической психологии, теории антропосоциогенеза и онтогенеза , языкознания , семиологии , социологии и социальной психологии и других.

Одно из важнейших направлений теоретических поисков Мерлина - общепсихологическая концепция личности и типологии характера, - теснейшим образом связано с теорией отношений личности и характерологией разработанных А. Ф. Лазурским и М. Я. Басовым. . Мерлин работал над изучением проблемы «личности как организма и как активного деятеля в окружающей среде», сформулированной М. Я. Басовым , а через переосмысление наследия и Лазурского А. Ф., Басова М. Я. и Мясищева В. Н. концепция обобщенных отношений личности была конкретизована и углублена в концепции личности Мерлина. Мерлин настойчиво подчеркивает огромную специфическую роль языков общения и второй сигнальной системы (по Павлову), а в экспериментах - роль словесной или действенной инструкции экспериментатора и\или скрытой самоинструкции испытуемых, выражающих их эмоциональные отношения к эксперименту).

1970-е годы. Разработка теоретических основ интегральных исследований индивидуальности

Наиболее благоприятными для В. С. Мерлина можно считать 70-е гг. Его давний интерес к личности как к целостной системе совпал с возрастающим общественным интересом к человеческому фактору, дискуссией психологического сообщества о структуре личности и все более широким применением системного подхода. В конце 70-х - начале 80-х гг. начинается новый этап в научном творчестве В. С. Мерлина и его учеников, который связан с изучением не отдельных свойств человека, а его целостной индивидуальной характеристики - интегральной индивидуальности. Возник новый системный междисциплинарный подход к изучению человека и психолого-педагогическому обеспечению его развития в активной деятельности, направленной на самостоятельный активный выбор действий, который определяется не только объективными требованиями и задачами, но и сложившимися ранее индивидуальными особенностями человека. Использование системного подхода, принципа значности привело к появлению исследований разноуровневых свойств и взаимосвязей, онтогенетического их развития, влияния на опосредующие звенья в многоуровневой иерархии индивидуальности. Первые аспиранты В. С. Мерлина защитили докторские диссертации (Е. А. Климов, Б. А. Вяткин, В. В. Белоус).

Публикация наследия М. Я. Басова: 1968-1975

После выхода Постановления ЦК ВКП(б) « » (4 июля 1936 г.) работы М. Я. Басова в значительной мере вышли из употребления среди советских психологов. В. С. Мерлин неоднократно предпринимал попытки переиздать труды своего учителя, но это ему удалось сделать лишь в 1975 г.

Вместе с членом-корреспондентом АПН СССР В. Н. Мясищевым в 1968 Мерлин провел в Ленинградском пединституте конференцию к 75-летию Басова М. Я. и осуществил попытку переиздать фундаментальные избранные педологические труды Басова, подвергнутые остракизму и замалчиванию в официозных историко-психологических трудах, а в государственных библиотеках отправленые в спецхран . Мерлину и другим бывшим ученикам и сотрудникам М. Я. Басова удалось издать его «Избранные психологические произведения» лишь в 1975 году, то есть через 7 лет после конференции. . При этом эти работы Басова были изданы в издательстве АПН СССР «Педагогика» со значительными купюрами и сокращениями.

Место теории Мерлина среди других психологических направлений в СССР

Мерлин осознавал, то что его новая программа напрямую противостоит общепринятой нормативной научной парадигме «марксистско-ленинской диалектики» в ее развитии в деятельностной концепции учеников и последователей Л.C. Выготского, занимавшими многие ведущие административные позиции в иерархии советской науки того времени. Оспаривая некоторые идеи Выготского, еще в 1934 г. Мерлин подчеркивал, что любой человек имеет на большинстве этапов своей жизни не одну, а несколько зон ближайшего развития. .

В своей кандидатской (1940) и в докторской диссертации (1950), изучая многомерные связи структуры и фаз волевых актов с формируемыми в эксперименте фазическими и тоническими условно-рефлекторными механизмами и доминантами, Мерлин выдвигает и обосновывает принцип неоднозначной, относительно свободной (позднее - «много-многозначной») зависимости психического от физиологического и такого же характера обратной зависимости физиологического от психического, имеющей глубокое теоретическое значение для психологической науки в целом. Так здесь же в Казанском университете В. С. Мерлин разрабатывает программу и методологию экспериментального изучения высших процессов целенаправленного формирования типологически обусловленного стиля трудовой деятельности, формируемого лишь при устойчивом высоко положительном отношении к труду разными путями у типологически разных рабочих массовых профессий. Такая «гармонизация» технологических требований со свойствами нервной системы рабочих, наоборот, не достижима при психологически индифферентном или отрицательном отношении к труду. Таким образом, уже в казанский период В. С. Мерлин выступает как автор многоуровневой и многомерной дифференциальной психофизиологической метатеории связей целостного организма, включенного в активное взаимодействие со множеством «возможных» и реальных «миров», где значимые различия во влиянии активности личностных установок человека на протекание физиологических функций у людей одного типологического типа демонстрируют наличие специфически человеческих зависимостей физиологических состояний организма от психических свойств и отношений личности у людей, имеющих один и тот же тип нервной системы. Одновременно, в работах его бывших аспирантов, он выступает как основатель так называемой «казанской психофизиологической и психологической школы».

Педагогическая, общественная и научно-административная деятельность

Преподавательская деятельность связана с работой заведующего кафедрой психологии института и профессора на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитания Пермского пединститута, где В. С. Мерлин читает фундаментальный оригинальный курс лекций «Общая психология», читает многочисленные спецкурсы для студентов, руководит научно-исследовательскими курсовыми и дипломными работами, на результаты которых нередко ссылается в своих трудах. Мерлин придавал большое значение учебно-методическим вопросам преподавания психологии. Под редакцией Мерлина был выпущен сборник «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей» (Пермь, 1966), им написаны главы «Темперамент» и «Характер» в двух первых изданиях учебника «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского, создан первый «Сборник задач по общей психологии» (М.: Просвещение, 1974). Под научным руководством В. С. Мерлина выполнены кандидатские и докторские диссертации Климова Е. А., Вяткина Б.А, Белоуса В. В. и десятки кандидатских диссертаций по различным направлениям общей и возрастной психологии и дифференциальной психофизиологии личности и индивидуальности человека.

С 1958 г. возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР. С 1959 по 1982 г. являлся членом центрального совета Общества психологов СССР.В 1965 г. - член Программного комитета XVIII Международного конгресса по психологии. С 1967 г. - член Ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР. Мерлин был инициатором и организатором проведения в Перми многих научных форумов: Всесоюзного симпозиума по психологии личности, посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1970), Всесоюзного семинара-совещания по возрастной и педагогической психологии (1973), Всесоюзных симпозиумов «Проблемы дифференциальной психофизиологии и ее генетические аспекты» (1975), «Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека» (1982). При его активном участии в Перми проведено три Всесоюзных симпозиума «Психический стресс в спорте» (1973, 1975, 1977 гг.). В 1982 г. как член оргкомитета VI съезда психологов СССР, Мерлин готовил Симпозиум по интегральному исследованию индивидуальности человека, но симпозиум прошел уже после его смерти.

Традиция

В Пермском государственном педагогическом университете с 1985 г. проводится конференция посвященная памяти В. С. Мерлина, которая получила название «Мерлинские чтения». В 2011 г. проведены уже XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании

Также, в литературе с определенной периодичностью встречается выражение «Пермская научная психологическая школа»

Опубликованные работы В. С. Мерлина

Список публикаций Мерлина насчитывает более 250 наименований на русском и английском языках (не завершен)

  • Мерлин В.С. О формах использования социального опыта учащихся.// Опыт изучения педагогической работы со взрослыми/Под. ред. М.Я.Басова, Е.А.Голанта. Л.:ГИЗ,1926
  • Мерлин В.С., Хрякова М.Ф. Вопросы развития социального мировоззрения у детей. М.; Л.: ГИЗ,1930,- 126 с.
  • Мерлин В.С. Об обучении и развитии //Уч. зап. Саратовск.гос. пед. ин-та, 1934. С.61-75.
  • Мерлин В.С. Психологические основы воспитания сдержанности..Сов.педагогика,1939,№11,12. С.138-148.
  • Мерлин В.С. О координации движений при ранениях верхних конечностей //Уч.зап.Московского Гос. ун-та,1947,Т.2. Вып.3. С.87-96
  • Мерлин В.С. «Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта».//«Ученые записки Казанского государственного университета.» 1953, Т.113. Кн.3. 124с.
  • Мерлин В.С. К характеристике условного кожно-гальванического рефлекса //Физиологический журнал им. И.М.Сеченова.1954. Т.40. №2.С. 155-161.
  • Мерлин В.С. Роль темперамента в эмоциональной реакции на отметку //Вопросы психологии, 1955, №6.С.61-71.
  • Мерлин В.С. Восстановление личности после тяжелых эмоциональных потрясений //Доклад на совещ. по вопросам психологии личности. - М.:Изд-во АПН СССР,1956.
  • Мерлин В.С. «Методы исследования нервно-физиологических основ психической деятельности человека» // «Материалы совещания по психологии (1-6 июля 1955 г.), Институт психологии АПН РСФСР», М., 1957,-751 С.;//Мерлин В.С. - с.160-167.
  • Мерлин В.С. Динамика "переноса" условнорефлекторных связей из одной сигнальной системы в другую //Вопросы психологии.1957. №2.С.53-67
  • Мерлин В.С. Физиологические испытания и психологические характеристики специальных типов высшей нервной деятельности //Проблемы психологии личности в связи с типами высшей нервной деятельности.-Пермь,1958, С.217-26
  • Мерлин В.С. К вопросу о связи типа высшей нервной деятельности, темперамента и отношений личности. //Проблемы психологии личности в связи с типами высшей нервной деятельности.-Пермь,1958. С.3-36.
  • В.С. Мерлин «Очерк психологии личности» Пермь,1959.-172С.
  • Мерлин В.С. «Очерк теории темперамента». - М.:Просвещение,(). - 303 с.
  • Мерлин В.С. «Проблемы экспериментальной психологии личности» (1968, 1970)
  • Мерлин В.С. «Очерк теории темперамента», 2-е изд. - Пермь: Кн.изд-во,(). - 291 с.
  • Мерлин В.С. «Лекции по психологии мотивов». - Пермь,(). - 120 с.
  • Мерлин В.С. «Очерк интегрального исследования индивидуальности». - М.:Педагогика,(). - 254 с.
  • Мерлин В.С. « Собрание сочинений в 4-х томах »:
    • Том 1. Вопросы развития социального мировоззрения у детей. Пермь: ПСИ, 2006.- 330 с; .
    • Том 2. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта. Пермь: ПСИ, 2006.- 192 с.;
    • Том 3: Очерки теории темперамента Пермь: ПСИ, 2007. – 276 с.;
    • Том 4. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из монографии). Пермь: ПСИ, 2007.- 400 с.
  • Мерлин В. С. Психология индивидуальности:избранные психологические труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. – М. : Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 544 с.ISBN 5-89502-403-3 . – В книгу включены основные труды В.С.Мерлина:
    «Очерк интегральной индивидуальности» (1986),
    «Экспериментальная психология личности»(1968),
    «Очерки теории темперамента» (1964),
    «Лекции по психологии мотивов человека: учебное пособие для спецкурса» (1971).
    В данных работах рассмотрены теоретические и прикладные вопросы индивидуального конкретного подхода к развивающемуся человеку в процессе воспитания, обучения, деятельности. Книга предназначена для психологов,физиологов, антропологов,врачей, педагогов и студентов, готовящихся к медицинской и\или психолого-педагогической деятельности.

Источники

  • В. С. Мерлин «Очерк интегрального исследования индивидуальности.» - М.; Педагогика, 1986. -254 с.

А. Маслоу о системе ценностей и потребностей в применении к журналистской деятельности

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине Нью-Йорк в 1908 году. Его дорога к науке прошла через самопознание, решение своих проблечем и комплексов, выходящих из дества. Его отец не был идеальным семьянином...

Абрахам Маслоу о потребностях человека

Амбрахам Маслому (1 апреля 1908 -- 8 июня 1970) -- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье...

Аналитическая психология К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного

На мой взгляд, необходимо рассмотреть биографию Юнга, так как многие исследователи видят определенную связь между вехами его жизни и созданной им аналитической психологии. Карл Густав Юнг родился в небольшом Швейцарском городке Кесвиль...

Биография психолога Уотсон Д.Б.

Первое образование получил сначала в 1894 г. (Баптистский университет Фурмана) в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1900 г., он получил степень магистра...

Биография психолога Э. Фромма

Э. Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев (его предки были раввинами). Культурная среда, в которой он рос и воспитывался, была патриархально-докапиталистической. "Мое мироощущение нельзя назвать современным...

В.М. Бехтерев и его вклад в экспериментальную психологию

Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января1857. Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых...

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрайберге, Моравия (ныне Пршибор на территории современной Чехии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года...

Лидер - Арнольд Алоис Шварценеггер

«Для меня жить - значит постоянно двигаться вперед. Смысл жизни не в том, чтобы просто существовать и выживать, а в том, чтобы непрерывно совершенствоваться, подниматься на новые ступени, бороться, побеждать»...

Опросник Кеттела

Кеттел Реймонд Бернард (20 марта 1905 - 2 февраля 1998) Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. - директор психологической клиники...

Проблема научного статуса психоанализа

Зигмунд Фрейд родился, в 1956 году в местности, ныне принадлежащей Чехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть своей жизни он провел в Вене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших...

Психологические типы личности по Э. Берну

Э. БЕРН (1910-1970) Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей. Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г...

Психология личности Альфреда Адлера

Альфред Адлер - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге, предместье Вены...

Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии

Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся психолог. Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Ему, его школе...

Системное описание психики по В.А. Ганзену

Ганзен Владимир Александрович - известный ученый, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского Государственного университета. Творческий путь В.А...

Теория социального научения А. Бандуры

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе...

Рожден и воспитан в учительской семье и в могилевской классической гимназии, учебу в гимназии он окончил в 1918 году. В гимназии Мерлин получил классическое образование и владел 5 языками, включая греческий и латынь. С 1918 по 1920 г. работал инструктором по внешкольному образованию.

Петроградско - Ленинградский период (1920-1931)

В 1920 г. Мерлин поступил на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования. Во время учебы в институте подрабатывал публичными лекциями в Петрограде о бессознательном с демонстрацией массового гипноза.

По окончании института, в 1923-1924 гг. Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К.Цеткин в Ленинграде. Научная деятельность началась в Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923-1924 гг.), где он познакомился с М. Я. Басовым и получил от него приглашение работать на кафедре психологии педологического отделения Ленинградского института им. А. И. Герцена. С 1924 г. Мерлин ассистент, а с 1929 - доцент кафедры психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена; здесь же им были подготовлены первые публикации результатов его исследований.

Одновременно работая в 1930-1931 гг. в Ленинградском институте научной педагогики, Мерлин развивал исследования Басова и руководил научной группой по изучению становления и развития мировоззрения и личности детей и подростков разных социальных групп и связи целевыми установками и формированием условных рефлексов и доминант..

Саратовский период (1931-1938)

После смерти М. Я. Басова в 1931 г. В. С. Мерлин переехал из Ленинграда в Саратов, где с 1932 по 1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте и продолжал изучать волевую деятельность, а в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической наукой в России, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей школы В. С. Мерлина, - экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы. В 1934 г. он издает свою работу под названием «Конспект лекций по общей психологии».

Свердловский период (1938-1948)

С 1938 по 1948 г. Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 г.) одновременно с педагогической работой в институте становится в 1942 г. научным консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психологическую и психотерапевтическую помощь, в том числе с помощью гипноза, инвалидам войны, потерявшим конечности и зрение. В это время он изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации в результате ранения ослепших бойцов. Часть материалов этих практических работ были обобщены и опубликованы В. С. Мерлиным в Ученых записках МГУ, в его докладе на совещании по вопросам психологии личности в АПН СССР,а основная часть - лишь в 1968-1970 г. в кн. «Проблемы экспериментальной психологии личности».

Казанский период (1948-1954)

С 1948 по 1954 г. В. С. Мерлин работал в Казанском университете, готовил к защите докторскую диссертацию на тему «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (защищена в 1950 г., опубликована в Ученых записках Казанского университета в 1953 г.,- см.. Здесь стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий, целостности личности. Исследования того периода были направлены главным образом на поиск путей, которыми разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками. В то время под его руководством была выполнена кандидатская диссертация Е. А. Климова, давшая начало направлению исследований индивидуального стиля деятельности. Таким образом, в центре научных интересов В. С. Мерлина в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Пермский период (1954-1982)

В 1959 была опубликована монография Мерлина «Очерк психологии личности» (1959). С 1958 г. он возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР, с 1959 по 1982 г. являлся членом Центрального Совета Общества психологов, в 1965 г. - членом Программного комитета XVIII Международного психологического конгресса, с 1967 г. - членом ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР.

В 1964 г. в издательстве «Просвещение» вышел фундаментальный труд В. С. Мерлина «Очерк теории темперамента», который подвел итог большого периода исследований автора, его учеников и сотрудников и по сей день является учебником по проблемам темперамента. Во второе издание, появившееся в 1973 г., вошли главы, написанные учениками и сотрудниками В. С. Мерлина, посвященные возрастному развитию темперамента, взаимосвязи темперамента и способностей, темперамента и различных видов деятельности. В 1968 г. Мерлин издает первую часть монографии «Экспериментальная психология личности».

К 1975 году Мерлин вместе с сотрудниками и учениками разработал экспериментальные и теоретические основы системной многоуровневой концепции интегральной индивидуальности, в которой геном выступает базой созревания разных типов и свойств нервной системы и психосоматического организма в целом, а прижизненно формируемые индивидуальные стили различных видов деятельности и многоуровневого языкового общения занимают ключевое место, выступают опосредствующими звеньями между иерархизованными уровнями свойств и инвариантных симптомокомплексов индивидуальности.

Незадолго до смерти Мерлин закончил машинописный вариант монографии « Очерки интегрального исследования индивидуальности». Книга была издана в издательстве «Просвещение» четыре года спустя, в 1986 г.

Научный вклад

В традициях петербургской исследовательской традиции, заложенной Бехтеревым и Лазурским, В. С. Мерлин развивал междисциплинарную научную концепцию интегральной индивидуальности, а также руководил большой группой дифференциальных психофизиологов, дифференциальных психологов, психологов высшей квалификации, работающих в десятках направлений деятельности социальных групп и общества в нескольких странах бывшего СССР. Мерлин автор более 250 научных публикаций по физиологии, психофизиологии, общей дифференциальной психологии видовых и типологических свойств нервной системы и темперамента животных и человека, экспериментального изучения индивидуальных и социально-типичных свойств и качеств индивидуальности человека в различных организационных формах игровой, учебной, трудовой, профессиональной творческой деятельности и в разных видах индивидуального стиля творчества и труда.

Одна из системных теорий целостной, многоуровневой индивидуальности, основанная на принципах функционирования иерархических динамических систем Берталанфи и кибернетической интегральности, теории самоорганизации по Эшби. В основе теории лежит деление систем индивидуальности по многомерным параметрам развития иерархических уровней целостного организма как активного и полиморфного деятеля в различных сферах материального и духовного миров (Михаил Басов и (холистические концепции организма и среды, идущие от Гиппократ, развивавшиеся в дореволюционной российской медицине Владимир Бехтерев), - генетические, психодинамические, нейродинамические, личностные, социально-психологические и социальные миры. Между ниже и выше лежащими уровнями существует много-многозначная связь, а внутри уровня одно-одно-многозначные связи. Тем самым отражается особенность каждого человека, его неповторимость. Важным вкладом Мерлина было определение темперамента как отличного от личности феномена, основанного исключительно на особенностях взаимодействия свойств нервной системы.

Одно из важнейших теоретических построений В. С. Мерлина - концепция личности - теснейшим образом связано с концепцией личности у А. Ф. Лазурского, и его учеников М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Книга Мерлина «Очерк психологии личности», вышедшая в 1959 году, была высоко оценена психологической общественностью. Автор не только обсудил вопрос об уникальности, неповторимости каждой личности, но и предпринял попытку показать истоки этой уникальности и представить оригинальную позицию в понимании структуры личности, взаимосвязи и влиянии ее отдельных компонентов. Позднее, в 1968-1970 гг. В. С. Мерлин опубликовал «Проблемы экспериментальной психологии личности», «Лекции по психологии мотивов человека», в которых отразились современное состояние и исследования отечественной и зарубежной психологии того времени и развитие автором теоретико-экспериментальных работ по личностной проблематике.

Другое направление исследовательской деятельности В. С. Мерлина и его сотрудников - дифференциальная психофизиология. Работы по темпераменту, писал в 1967 г. В. С. Мерлин, были логическим развитием его предшествующего исследования зависимости волевого акта от структуры условно-рефлекторных связей, начатого еще в лаборатории М. Я. Басова в 1929 г.: «Развивая мысли своего учителя, я на основе экспериментальных фактов пришел к выводу, что связь между нервно-физиологическими процессами имеет многозначный характер» (Материалы к совещанию, посвященному 50-летию советской психологии на Урале. Пермь, 1967). Руководствуясь этим общим принципом, в своих исследованиях по темпераменту В. С. Мерлин также стремился раскрыть многозначную зависимость между общим типом нервной системы и темпераментом. Принцип многозначной связи между типом нервной системы и типом темперамента привел его к утверждению о специфичности психологических закономерностей темперамента. В отличие от «аналитического» направления исследований, свойственного школе Б. М. Теплова («от свойств к типам»), В. С. Мерлин подвергал анализу не отдельные свойства, а определенные симптомокомплексы. Такое направление определило содержание его последующих работ: оно позволило существенно продвинуться в разработке собственно типологической проблематики. Поэтому наибольшие успехи этим коллективом были достигнуты именно в изучении психологических характеристик темперамента как психодинамического образования, обусловленного свойствами нервной системы, а затем и в выделении устойчивых типов темперамента. Поскольку в отечественной науке школой Б. М. Теплова осуществлялось систематическое и наиболее глубокое изучение свойств нервной системы человека, коллектив, руководимый В. С. Мерлиным, мог сконцентрировать свои усилия на работе по определению психологических переменных, детерминируемых этими параметрами. Используя в дальнейшем принципы системного анализа в изучении различных уровней организации человека (нейродинамического, психодинамического и собственно личностного) и взаимосвязей между ними, В. С. Мерлин наметил основы теории интегральной индивидуальности, являющейся логическим продолжением всего направления его научной деятельности.

«Очерк теории темперамента» (1964)

В 1964 г. был опубликован труд В. С. Мерлина «Очерк теории темперамента». Опираясь на работы естественно-научного направления таких ученых как В. А. Вагнер, Северцов А. Н., В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, М.Я Басов и таких физиологов как И. П. Павлов и А. А. Ухтомский, Мерлин развивает их идеи со стороны конкретно-исторической детерминации и разных социальных условий формирования личностных установок детей и подростков. Научная группа Мерлина изучала многообразные связи устойчивых отношений личности и семантики их социальных представлений, семасиологических связей процессов и результатов мышления и речи детей с их эмоциональными целевыми установками, формированием у них элементарных и сложных условных рефлексов и психофизиологических доминант.

Вслед за А. Ф. Лазурским и М. Я. Басовым Мерлин рассматривал устойчивые антропологические и физиологические характеристики ВНД и доминант индивидуума, с одной стороны, как эвристическое средство для выдвижения психологических гипотез и прогнозирования развития характера связей высших психических функций, психологических частных и обобщенных отношений личности, системы ее мотивов и психодинамических свойств индивидуальности. А с другой, - как путь для уточнения и конкретизации психологом физиологических механизмов и основ отношений личности..

Кроме разработки фундаментальных проблем общей психологии, обобщающей теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующей психологические знания и изучающей наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, взаимосвязи основных понятий и категорий в их историческом развитии и современном состоянии изученности, Мерлин глубоко изучал и в своих обобщающих трудах использовал результаты смежных естественных (биологических) и общественных наук: неврологии, психиатрии, психофизиологии, общей и сравнительной физиологии человека и животных, физиологии высшей нервной деятельности, сравнительной психологии, психологии личности, теории и методов общей и экспериментальной психологии, возрастной и педагогической психологии, теории антропосоциогенеза и онтогенеза, языкознания, семиологии, социологии и социальной психологии и других.

Одно из важнейших направлений теоретических поисков Мерлина - общепсихологическая концепция личности и типологии характера, - теснейшим образом связано с теорией отношений личности и характерологией разработанных А. Ф. Лазурским и М. Я. Басовым.. Мерлин работал над изучением проблемы «личности как организма и как активного деятеля в окружающей среде», сформулированной М. Я. Басовым, а через переосмысление наследия и Лазурского А. Ф., Басова М. Я. и Мясищева В. Н. концепция обобщенных отношений личности была конкретизована и углублена в концепции личности Мерлина. Мерлин настойчиво подчеркивает огромную специфическую роль языков общения и второй сигнальной системы (по Павлову), а в экспериментах - роль словесной или действенной инструкции экспериментатора и\или скрытой самоинструкции испытуемых, выражающих их эмоциональные отношения к эксперименту).

1970-е годы

Наиболее благоприятными для В. С. Мерлина можно считать 70-е гг. Его давний интерес к личности как к целостной системе совпал с возрастающим общественным интересом к человеческому фактору, дискуссией психологического сообщества о структуре личности и все более широким применением системного подхода. В конце 70-х - начале 80-х гг. начинается новый этап в научном творчестве В. С. Мерлина и его учеников, который связан с изучением не отдельных свойств человека, а его целостной индивидуальной характеристики - интегральной индивидуальности. Возник новый системный междисциплинарный подход к изучению человека и психолого-педагогическому обеспечению его развития в активной деятельности, направленной на самостоятельный активный выбор действий, который определяется не только объективными требованиями и задачами, но и сложившимися ранее индивидуальными особенностями человека. Использование системного подхода, принципа значности привело к появлению исследований разноуровневых свойств и взаимосвязей, онтогенетического их развития, влияния на опосредующие звенья в многоуровневой иерархии индивидуальности. Первые аспиранты В. С. Мерлина защитили докторские диссертации (Е. А. Климов, Б. А. Вяткин, В. В. Белоус).

Публикация наследия М. Я. Басова: 1968-1975

Вместе с членом-корреспондентом АПН СССР В. Н. Мясищевым в 1968 Мерлин провел в Ленинградском пединституте конференцию к 75-летию Басова М. Я. и осуществил попытку переиздать фундаментальные избранные педологические труды Басова, подвергнутые остракизму и замалчиванию в официозных историко-психологических трудах, а в государственных библиотеках отправленые в спецхран. Мерлину и другим бывшим ученикам и сотрудникам М. Я. Басова удалось издать его «Избранные психологические произведения» лишь в 1975 году, то есть через 7 лет после конференции.. При этом эти работы Басова были изданы в издательстве АПН СССР «Педагогика» со значительными купюрами и сокращениями.

Место теории Мерлина среди других психологических направлений в СССР

Мерлин осознавал, то что его новая программа напрямую противостоит общепринятой нормативной научной парадигме «марксистско-ленинской диалектики» в ее развитии в деятельностной концепции учеников и последователей Л.C. Выготского, занимавшими многие ведущие административные позиции в иерархии советской науки того времени. Оспаривая некоторые идеи Выготского, еще в 1934 г. Мерлин подчеркивал, что любой человек имеет на большинстве этапов своей жизни не одну, а несколько зон ближайшего развития..

В своей кандидатской (1940) и в докторской диссертации (1950), изучая многомерные связи структуры и фаз волевых актов с формируемыми в эксперименте фазическими и тоническими условно-рефлекторными механизмами и доминантами, Мерлин выдвигает и обосновывает принцип неоднозначной, относительно свободной (позднее - «много-многозначной») зависимости психического от физиологического и такого же характера обратной зависимости физиологического от психического, имеющей глубокое теоретическое значение для психологической науки в целом. Так здесь же в Казанском университете В. С. Мерлин разрабатывает программу и методологию экспериментального изучения высших процессов целенаправленного формирования типологически обусловленного стиля трудовой деятельности, формируемого лишь при устойчивом высоко положительном отношении к труду разными путями у типологически разных рабочих массовых профессий. Такая «гармонизация» технологических требований со свойствами нервной системы рабочих, наоборот, не достижима при психологически индифферентном или отрицательном отношении к труду. Таким образом, уже в казанский период В. С. Мерлин выступает как автор многоуровневой и многомерной дифференциальной психофизиологической метатеории связей целостного организма, включенного в активное взаимодействие со множеством «возможных» и реальных «миров», где значимые различия во влиянии активности личностных установок человека на протекание физиологических функций у людей одного типологического типа демонстрируют наличие специфически человеческих зависимостей физиологических состояний организма от психических свойств и отношений личности у людей, имеющих один и тот же тип нервной системы. Одновременно, в работах его бывших аспирантов, он выступает как основатель так называемой «казанской психофизиологической и психологической школы».

Педагогическая, общественная и научно-административная деятельность

Преподавательская деятельность связана с работой заведующего кафедрой психологии института и профессора на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитания Пермского пединститута, где В. С. Мерлин читает фундаментальный оригинальный курс лекций «Общая психология», читает многочисленные спецкурсы для студентов, руководит научно-исследовательскими курсовыми и дипломными работами, на результаты которых нередко ссылается в своих трудах. Мерлин придавал большое значение учебно-методическим вопросам преподавания психологии. Под редакцией Мерлина был выпущен сборник «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей» (Пермь, 1966), им написаны главы «Темперамент» и «Характер» в двух первых изданиях учебника «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского, создан первый «Сборник задач по общей психологии» (М.: Просвещение, 1974). Под научным руководством В. С. Мерлина выполнены кандидатские и докторские диссертации Климова Е. А., Вяткина Б.А, Белоуса В. В. и десятки кандидатских диссертаций по различным направлениям общей и возрастной психологии и дифференциальной психофизиологии личности и индивидуальности человека.

С 1958 г. возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР. С 1959 по 1982 г. являлся членом центрального совета Общества психологов СССР.В 1965 г. - член Программного комитета XVIII Международного конгресса по психологии. С 1967 г. - член Ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР. Мерлин был инициатором и организатором проведения в Перми многих научных форумов: Всесоюзного симпозиума по психологии личности, посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1970), Всесоюзного семинара-совещания по возрастной и педагогической психологии (1973), Всесоюзных симпозиумов «Проблемы дифференциальной психофизиологии и ее генетические аспекты» (1975), «Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека» (1982). При его активном участии в Перми проведено три Всесоюзных симпозиума «Психический стресс в спорте» (1973, 1975, 1977 гг.). В 1982 г. как член оргкомитета VI съезда психологов СССР, Мерлин готовил Симпозиум по интегральному исследованию индивидуальности человека, но симпозиум прошел уже после его смерти.

Традиция

В Пермском государственном педагогическом университете с 1985 г. проводится конференция посвященная памяти В. С. Мерлина, которая получила название «Мерлинские чтения». В 2011 г. проведены уже XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании

С 1998 года среди премий Пермской области учреждена премия имени Вольфа Соломоновича Мерлина по проблемам философии, психологии, социологии и культурологии

Также, в литературе с определенной периодичностью встречается выражение «Пермская научная психологическая школа»

Вольф Соломонович Мерлин ($1898г -1982г$) родился в Могилёве, Российская империя. Отец, Соломон Наумович Мерлин, был учителем математики классической гимназии. В $1918$ году Вольф окончил ту же гимназию, где преподавал его отец. Он получил классическое образование, знал пять языков, среди которых были греческий и латынь. После окончания гимназии, в течение двух лет работал инструктором по внешкольному образованию. Дальнейшую его жизнь можно разделить на периоды по месту проживания.

С $1920$ года по $1931$ год Петроградско- Ленинградский период жизни. В $1920$ году Мерлин поступает на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования. Начиная с $1921$ года, лекции по психологии на их курсе начинает читать профессор М.Я. Басов. Будучи студентом, подрабатывал, читая публичные лекции о бессознательном, демонстрируя использование массового гипноза. После окончания института, около года (с $1923$ по $1924$), работал в психотехнической комиссии при Ленинградской областной совпартшколе имени Клары Цеткин. В эти же годы началась его научная деятельность в губполитпросвете, направленная на борьбу с неграмотностью, возглавляемая М. Я. Басовым. Благодаря чему, в $1924$ году, получил от него приглашение на кафедру психологии Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена в качестве ассистента, где он руководил педологическим отделением.

В $1929$ году Мерлин назначен на должность доцента. С 1$927$ года по $1931$ год по совмещению работает в Ленинградском институте научной педагогики, где возглавлял научную группу. Продолжая исследования Басова, изучали становление, развитие мировоззрения младших школьников в зависимости от социальной группы, так как у них имелись разные эмоциональные, социальные установки личности, особенности речевого мышления и форм организации у ребенка эмоционального строя в условиях коллектива. В ходе использования методик клинической беседы Jean Piaget и наблюдений, схемой исследования личности Басова,естественного эксперимента Лазурского, было выявлено, что к началу обучения уже вполне сформирована тесная связь между волевой, эмоциональной сферой, поведением, мышлением, речью, но характер связей различен в зависимости от эмоциональных особенностей и социальных представлений детей.

С $1931$ по $1938$ года - Саратовский период. После ухода из жизни Басова. Мерлин переехал в Саратов, где работал в педагогическом институте, продолжая изучать волевую деятельность. Итогом его трудов стала защита диссертации в $1938$ году, на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». В работе раскрывался новый подход - экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы. В $1934$ году опубликовал труд «Конспект лекций по общей психологии ».

С $1938$ по $1948$ года - Свердловский период.В этот период работал в Свердловском педагогическом институте. С $1942$ года, во время войны, совмещает педагогическую работу с научными консультациями в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психотерапевтическую и психологическую помощь. Периодически использовал технику гипноза для бойцов потерявших конечности и зрение, тем самым изучая проблемы координации, у ослепших в результате ранения бойцов. Частично результаты практических работ озвучены в «Ученых записках МГУ», часть - на совещании в АПН СССР, в докладе по вопросам психологии личности, но основная часть опубликована только в $1968-1970$ года в книге «Проблемы экспериментальной психологии личности».

Замечание 1

С $1948$ года по $1954$ год - Казанский период. В $1948$ году приглашён преподавателем на отделение логики, русского языка, психологии историко-филологического факультета Казанского университета, где он и проработал вплоть до 1954 года, когда закрыли отделение. Мерлин продолжал свою научную работу в области дифференциальной психологии личности, готовил докторскую диссертацию на тему: «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта». Успешно защитил в $1950$ году, а в $1953$ году опубликовал ее в Ученых записках университета. Мерлин работал в лучших традициях М.Я. Басова, А. Ф. Лазурского, В.М.Бехтерева. Исследования того времени были направлены на поиск разных путей, с помощью которых работники становятся передовиками производства, исследовали индивидуальный стиль деятельности личности.

Завершающий этап жизни и деятельности

    С $1954$ года по $1982$ год Пермский период. В $1953$ году Мерлина приглашают на заведование кафедрой общей психологии педагогического института города Молотов, ныне - Пермь. Он заведовал кафедрой с $1954$ - до $1979$ года, а затем, до своей смерти в $1982$ году, в качестве профессора, руководил лабораторией, аспирантурой кафедры, вел курс общей психологии на факультете психологии и педагогики воспитания. В период с $1954$ года по $1971$ год его работы были направлены на изучение философии и многозначной логики, математических языков, методов статистического многомерного анализа вероятностных процессов, общей и возрастной психологии, психофизиологии и психологии личности.

    Затем, в течение 10 лет он исследовал индивидуальности человека. Результаты труда опубликованы в «Очерке теории темперамента» в $1973$ году. В $1959$ году выходит в свет труд «Очерк психологии личности». С $1958$ года возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР, с $1959$ года по $1982$ год являлся членом Центрального Совета Общества психологов. В 1965 году становится членом Программного комитета XVIII Международного психологического конгресса, с 1967 года - членом ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР. В $1964$ году напечатан фундаментальный труд, в котором подводились итоги многих исследований автора по изучению проблем темперамента - «Очерк теории темперамента». Второе издание, дополненное его учениками, вышло в свет в $1973$ году. В $1968$ году издается первую часть «Экспериментальной психологии личности». Подводя итоги, Мерлин совместно с учениками к $1975$ году разработал теоритические и экспериментальные основы системной концепции интегральной индивидуальности.

Замечание 2

Последний его труд « Очерки интегрального исследования индивидуальности» напечатан спустя четыре года после его кончины, в $1986$ году. В общем, за всю его жизнь, было написано более 250 научных публикаций.

Статьи по теме