Эссе почему я хочу учиться в мба. Кому он нужен, это МВА? Чем MBA отличается от магистратуры

Полезны ли MBA-программы, что дает диплом магистра делового администрирования тем, кто работает в IT? Мы спросили выпускников американских, британской, испанской и норвежской бизнес-школ.

В закладки

Остап Гулько, бизнес-аналитик DataArt , Львов

IE Business School, Испания

Остап Гулько (в шляпе) с однокурсниками из IE

Выбор школы

Когда я решил подавать документы, мне было 28 лет, у меня уже был довольно серьезный опыт в корпоративном мире, и будущее выглядело прогнозируемым. Захотелось попробовать себя в другой роли, отрасли, а если повезет, - стране.

Я искал годичную программу full-time с хорошими отзывами. Согласно рейтингу Financial Times, IE Business school входит в десятку лучших в мире, кроме того, была возможность закончить программу, совместную с MIT. Когда узнал, что помимо прочего, получил стипендию на 40 % стоимости обучения и льготный кредит на 20 % - выбор был очевиден.

Впечатления

Порадовали качество образования, гибкая структура программы и упор на мультикультурное разнообразие - отличная смесь. Из недостатков: школа молодая, бренд пока уступает именитым американским учебным заведениям, а расположение в Испании накладывает отпечаток на процесс трудоустройства: большое значение приобретают локальный опыт и гражданство Евросоюза. Поэтому я с самого начала был настроен на возвращение в консалтинг в Москве или Киеве.

IE считается самой сильной бизнес-школой в Европе именно по части обучения предпринимательству. Она заточена под работу с высокими технологиями и венчурный капитал, многие выпускники уходят пилить свои стартапы, над которыми начинают работать еще в школе, или присоединяются к уже существующим.

Во многом MBA - уникальный опыт. Никакие книги и вебинары не научат тебя работать с ребятами из 55 стран с самым разным бэкграундом. Инструктор-морпех из Калифорнии, серийный предприниматель из Сан-Паулу, спец по борьбе с эпидемиями, работающая в ООН. Список можно продолжать. Все участники процесса, как писали в советских газетах, люди интересной судьбы.

Главное, что я приобрел, наверное, бесстрашие. Из-за жутких нагрузок, когда нужно успеть все в срок, повышается толерантность к риску. Ты учишься жить в атмосфере неопределенности, характерной для современного VUCA-мира.

После выпуска

Работу я нашел через два месяца после выпуска, а активный поиск начал еще во время учебы. В школе есть центр трудоустройства c отраслевыми консультантами, а ближе к концу учебного года проходит ярмарка вакансий. Инвестиции в обучение окупились приблизительно через три года - доход после выпуска подскочил где-то в два раза.

В MBA-тусовке есть расхожая шутка, что правильный ответ на любой вопрос - “it depends”. Да, степень от хорошей школы открывает много дверей, но войти в них предстоит самому, диплом сам по себе - не серебряная пуля. Вы можете многое попробовать, терпеть неудачи, менять приоритеты, искать то, что подходит лично вам, благо кастомизация обучения это позволяет.

Сейчас часто говорят о феномене свитчеров - людей, приходящих в IT-сферу извне. Иногда с негативной коннотацией, что отчасти оправдано нехваткой навыков и знаний, нужных, чтобы сразу включиться в работу.

В свою очередь, человеку с техническим бэкграундом сложно перейти на управленческую должность, ввиду отсутствия бизнес-знаний и коммуникативных навыков. MBA - стрессовый, но эффективный способ закрыть пробелы за относительно короткий промежуток времени.

Ярослав Дятчик, директор офиса DataArt , Люблин

University of Illinois, США

Ярослав (крайний справа) на вручении диплома

Выбор школы

Я окончил политехнический институт, но, начиная с 2005 года, фокус деятельности все больше сдвигался в сторону бизнеса. Многие решения принимал интуитивно, без фактического анализа. Но мне хотелось более детально понимать процессы, изучить методы и инструменты, которые смогли бы помочь принимать верные решения.

К выбору программы MBA подошел прагматически - проанализировал рейтинги, рекомендации, преподавателей, цены. Поскольку я уже имел опыт в IT, старался найти наиболее обширный курс, без привязки к конкретной отрасли.

Впечатления

Трудно сказать, насколько удачным был мой выбор - нет реальной возможности самому оценить программы других университетов. Мне понравился интердисциплинарный подбор лекторов: от академических преподавателей до чистой воды практиков из различных областей. К минусам отнес бы подход американских преподавателей к передаче знаний: всегда чувствовал, что они делятся необходимым минимумом, многое оставалось за кадром.

Я не подсчитывал, как быстро MBA себя окупил. Думаю, важно, чтобы то, что мы делаем и чему учимся, приносило удовольствие, вызывало интерес, генерировало новые идеи.

Могу определенно сказать, что программа MBA позволила упорядочить понятия и систематизировать подход к работе. Не следует рассматривать MBA как полный курс, скорее, это некое обобщение, которое открывает тебе новые горизонты.

MBA будет прекрасным дополнением к любому образованию, вне зависимости от отрасли, если вы не экономист. Кроме того, в индустрии разработки ПО нет чистого IT, каждое решение относится к конкретной области бизнеса: финансам, туризму, здравоохранению и т. п.

Более глубокое понимание происходящих в бизнесе процессов позволяет взглянуть на свою работу, приоритеты и цели в несколько иной перспективе. Во многом это умение недооценено, далеко не каждый может выйти на новый уровень абстракции и оценить свои действия со стороны.

Мария Кузенкова, бизнес-аналитик DataArt , Воронеж

Saint Mary"s University of Minnesota, США

Выбор школы

Когда я задумалась о получении MBA, у меня уже было высшее математическое образование. Два года я проработала в крупной российской IT-компании, но поняла, что для дальнейшего карьерного роста не хватает бизнес-образования.

К тому же, на тот момент я уже несколько раз побывала в США, и мысль, что я хотела бы переехать туда, не оставляла. MBA в Штатах было хорошей возможностью, с одной стороны, получить необходимые знания, с другой - пожить там достаточно долго, чтобы понять, хотела бы я остаться насовсем. В случае выбора в пользу в Америки, у меня был бы американский диплом, что повысило бы шансы найти достойную работу.

Я выбрала Saint Mary"s University of Minnesota в небольшом городке Рочестер, поскольку он находится в непосредственной близости от городка, в котором я по обмену училась в школе и где у меня много друзей и знакомых. Вторым пунктом в пользу этого университета была относительно низкая стоимость обучения по сравнению с другими программами.

Впечатления

Я осталась очень довольна университетом и программой. Большинство преподавателей работали на руководящих должностях в крупных компаниях (в основном в Mayo Clinic - градообразующем предприятии Рочестера), поэтому программа была насыщена примерами из реальной жизни.

Мне очень понравилось, что практических занятий было больше, чем теории. К примеру, в качестве дипломной работы я вместе еще с несколькими студентами составляла бизнес-план для небольшой местной благотворительной организации. Особенно приятно было узнать, что многие идеи из разработанного нами бизнес-плана были реализованы и принесли плоды.

Программа MBA не была привязана к IT. Можно было выбирать между Finance, Healthсare Administration, Project Management, Human Resource Management, или же general MBA без привязки к определенной специализации. Я сделала выбор в пользу последней опции и не пожалела. Выбирать узкую специализацию лучше, когда знаешь, в какой именно сфере хочешь работать, а у меня на тот момент еще не было определённости на этот счёт.

Программа MBA дала мне полный комплекс теоретических и практических знаний по менеджменту. Кроме того, она помогла мне усовершенствовать навыки владения устным и письменным английским, получить опыт создания презентаций и публичных выступлений, научила работать в команде и не бояться быть лидером. Но самое главное, на мой взгляд, что я извлекла из обучения, - умение мыслить "out of the box" и решать сложные и нестандартные задачи.

После выпуска

Несмотря на сравнительно низкую стоимость программы, инвестиции по российским меркам потребовались немалые. Но для меня эти вложения окупились с лихвой.

Во-первых, я приняла очень важное для себя решение вернуться на родину. Я поняла, что добиться успехов и изменить свою жизнь к лучшему можно везде, а быть рядом с родными и близкими - бесценно.

Во-вторых, американский диплом MBA помог мне устроиться на работу в России. Полученное образование дало значительное преимущество перед другими кандидатами и возможность выбирать между лучшими компаниями в нашем городе. В результате уровень моих доходов заметно вырос.

Пригодилось ли данное образование в моей текущей профессии в IT? Однозначно. Бизнес-аналитику очень важно понимать законы бизнеса и бизнес-процессы, мыслить глобально и эффективно, иметь навыки общения с топ-менеджментом и командой, уметь проводить воркшопы и презентовать идеи. Полученный опыт помогает мне успешно справляться со всеми стоящими передо мной задачами и быть уверенной в своих силах.

Марина Семилетова, менеджер проектов DataArt , Санкт-Петербург

Выбор программы

Я поступила в программу в 1998 году. Мой диплом называется Master of Business in Science, в России он приравнивается к MBA. Как таковой цели получить MBA у меня не было, был интерес иметь хорошее экономическое образование.

Я получила грант и стипендию от норвежского правительства и поехала учиться в город Будё в университете провинции Нурдланд. После MBA я получила повторный грант еще на два года и продолжила обучение на Advanced Master (это ступень, предшествующая PhD).

Впечатления

Я была довольна выбранной школой и образованием в целом. Оно заметно отличалось от российского - до этого я три года училась в БГТУ (СПб). Самое главное, что я получила, это способность применять теорию на практике. А процессе обучения мы проходили много кейс-стади, и это помогло в бизнесе.

Евгений Веселов, Delivery Manager DataArt , Люблин

Edinburgh Business School, Шотландия

Выбор школы

До MBA у меня за плечами уже были 12 лет работы в индустрии и магистерский диплом направления компьютерных наук. Я задумался об MBA, так как хотел получить новые знания, которые бы помогали делать работу лучше и расти профессионально. Кроме всего прочего, было интересно систематизировать знания и встретить новых людей.

Edinburgh Business School я выбрал, т. к. она была доступна финансово, университет входил в топ-300 в мире и на выходе давал британский диплом.

Впечатления

В целом я доволен программой, получил довольно интересные и практически применимые знания, встретил много новых друзей из разных сфер: юриспруденции, сельского хозяйства, ритейла, финансов, фармакологии. Узнал, что их проблемы очень похожи на наши. Например, если вы думаете, что сложно найти Java-архитектора, вы наверняка не искали высококвалифицированного сварщика. Жуткий восторг вызвали экскурсии на предприятия реального сектора, например, мы посмотрели изнутри, как работает пивзавод.

Евгений Веселов во время экскурсии на пивзаводе

После выпуска

Работу после бизнес-школы я нашел довольно быстро. Через месяц после получения диплома на меня вышли рекрутеры DataArt. В целом, жить и работать стало интереснее. Самое ценное, что мне дала MBA, - умение смотреть на вещи с позиции работающей системы, где каждая деталь может быть важна. При всем этом пришло осознание того, что очень часто приходится рисковать и принимать решения, основываясь на неполной картине мира.

Я думаю, что на позициях в IT уровня Delivery Manager и выше знания, которые дает МBA, просто необходимы. Например, финансовый менеджмент и основы бухгалтерского учета, маркетинг и стратегический менеджмент, основы переговоров и HR. Другой вопрос, что все это можно изучать самостоятельно, вне определенной бизнес-школы, но это будет не так увлекательно и эффективно.

Написать

Вопрос

Цель нашей школы – обучать и вдохновлять решительных лидеров, создающих нечто, имеющее ценность в долгосрочном плане. Расскажите нам о случае, когда вы проявили свои лидерские качества и создали нечто стоящее. С какими трудностями вы столкнулись и чему научились?

В данном эссе необходимо рассказать о ситуации, в которой ваши лидерские качества сыграли значительную роль, помогли вам справиться с возникшими трудностями и извлечь уроки, которые пригодились вам в будущем. Слово «решительный» также играет важную роль в заданном вопросе. В данном случае подразумевается умение мыслить нестандартно и не бояться подвергать сомнению общепринятые представления. Поэтому стоит выбрать случай, когда вы не только смогли эффективно наладить работу своих подчиненных, но и сделали это, используя какую-то новаторскую методику.

Вопрос сформулирован таким образом, что вы можете выбрать случай как из рабочей практики, так и из личной жизни. Более того, вдохновенный рассказ об испытаниях, с которыми вы справились и из которых извлекли полезные уроки, будет гораздо более привлекательным для приемной комиссии, чем стандартный рассказ о вашем трудовом опыте с обилием цифр и процентов. Не важно, была ли проблема связана с логистикой (например, с необходимостью разрываться между личным управлением сразу несколькими отделами, чтобы удовлетворить запросы клиента) или же трудности возникли на личном фронте (допустим, вам пришлось преодолевать антагонизм одного из своих коллег для того, чтобы совместно достичь успеха в проекте) – история о том, как вы решили эту проблему, продемонстрирует ваши лидерские качества.

Рекомендуется придерживаться следующей структуры эссе. Сначала опишите ситуацию – кто в ней участвовал, сколько людей было вовлечено. Затем переходите к целям – чего вы хотели достичь своими действиями. Также следует упомянуть о трудностях, возникновения которых вы ожидали. После в хронологическом порядке опишите те действия, которые вы предприняли, чтобы достичь цели. Старайтесь построить рассказ таким образом, чтобы описания целей, трудностей и путей их решения шли друг за другом.

В конце эссе прокомментируйте полученный результат. Чтобы подтвердить долгосрочную ценность ваших достижений, расскажите о довольных вашей работой клиентах, покупателях и акционерах. В заключении также необходимо подвести некий итог вашей деятельности, своеобразный урок, который вы получили в ходе работы над данным кейсом. По возможности расскажите о том, как он поможет вам в будущем поработать на благо бизнес-школы.

Эссе для поступления на программу MBA. Merage School of Business, University of California (Irvine)

Вопрос

Как бизнес в целом, так и отдельные специалисты в частности подвержены влиянию новых цифровых технологий. Пожалуйста, расскажите об известных вам digital-трендах в интересующей вас отрасли. Как вы сможете использовать полученные в нашей школе знания, для того чтобы повысить свою ценность на рынке труда в рамках данных трендов? (500 слов)

Считайте это вопросом с подвохом – стандартное эссе о ваших карьерных перспективах, но с учетом существующих digital-трендов. К примеру, как криптовалюты повлияют на финансовые рынки? Как искусственный интеллект и «умные» устройства могут изменить привычные механизмы операционной деятельности? Вам нужно будет выбрать одну из возможных тенденций и проанализировать, как она повлияет на вашу востребованность на изменившемся рынке.

Начните свое сочинение с краткого описания интересующей вас отрасли. Затем опишите имеющийся в ней, по вашему мнению, тренд. Хотя это может и показаться вам интересным – не увлекайтесь слишком сильно описанием побочных эффектов, которые выбранная вами тенденция окажет на существующий расклад сил. Да, и удостоверьтесь, что последствия реализации описываемого вами сценария не оставят вас без работы. Сфокусируйтесь на том, что точно может произойти, а не на том, что скорее всего не произойдет. Исходя из этого, смоделируйте ситуацию, в которой вам могут пригодиться полученные в школе навыки. Вы также можете рассказать о навыках, полученных ранее, – если они помогли вам успешно справиться с вызовами меняющейся индустрии.

Главное в эссе – представить новые правила игры на рынке, задаваемые реализующимися на ваших глазах трендами. От этой точки вы уже можете переходить к ответу на вопрос, зачем вам нужно MBA (для адаптации к новым правилам) и почему вы выбрали именно MerageSchoolofBusiness. Для того чтобы сделать эссе более содержательным, пообщайтесь с выпускниками школы, работающими в данный момент в той сфере, о которой вы намереваетесь рассказывать.

Эссе для поступления на программу MBA. Saïd Business School, University of Oxford

Вопрос

Расскажите о современных тенденциях, которые вас пугают. Почему именно они вас волнуют и как ситуацию можно изменить к лучшему? (не более 500 слов)

Стратегия Saïd Business School состоит в том, чтобы привлечь как можно больше амбициозных студентов, способных в будущем оказать значительное влияние в своем регионе или отрасли. Задача программы – подготовить специалистов, готовых решать не только существующие, но и ещё только возникающие на мировых рынках проблемы. При выборе тенденций, которые вы будете анализировать, помните, что они должны быть связаны с вашим родом деятельности.

Свое эссе вы можете начать с рассказа о том, как данные тенденции негативно повлияли на вас лично. Лучший вариант – если они побудили вас что-то изменить либо в своей работе, либо в своей личной жизни. Занятная история из личного опыта – отличная иллюстрация того, почему данный вопрос по-настоящему важен лично для вас. От анализа на бытовом уровне переходите к описанию проблемы в более глобальном масштабе. В конце концов, программа Saïd Business School включает в себя ряд курсов и специальных проектов, позволяющих выработать навыки принятия стратегических решений. От вас будут ожидать умения проанализировать текущую ситуацию и экстраполировать полученные выводы на годы вперед. Для рассказа о ваших краткосрочных планах после получения степени будут отведены специальные графы в заполняемых формах. В эссе же вам нужно представить план действий на 10–15 лет: как вы будете строить свою карьеру, ориентируясь на те тенденции в мировой экономике, которые вы рассматриваете, и как программа MBA Saïd Business School позволит вам не только адаптироваться к этим изменениям, но и извлечь из них выгоду.

В любом случае круг вопросов, которые вы можете проанализировать в своем эссе, достаточно широк. Не старайтесь охватить как можно больше тем. Выберите одну, в которой вы: 1) наиболее компетентны; 2) которая может оказать (или уже оказывает) значительное влияние на вашу сферу деятельности; 3) затрагивает вас лично не только на профессиональном, но и на персональном уровне.

Эссе для поступления на программу MBA. Emory Goizueta Business School

Вопрос

Наша бизнес-школа названа в честь Роберто Гуизета, бывшего главы компании «Кока-кола». За 16 лет на этом посту он вывел бренд на новые рынки, добился увеличения спроса в четыре раза, создал компании привлекательный имидж и принес акционерам беспрецедентную прибыль. Наш курс «Лидерство в транснациональном бизнесе» основывается на ценностях и принципах мистера Гуизета. Расскажите нам о случае, когда вы проявили свои лидерские качества, и о том, что вы вынесли для себя из этого опыта (300 слов).

Главная цель данного эссе – продемонстрировать наличие лидерских качеств, воспроизведя случай из своего прошлого, и дать комментарий к нему. Тем не менее, при выборе кейса постарайтесь найти тот, в контексте которого можно будет осветить тему глобального лидерства, отдельно затронув вопросы ответственности бизнеса перед обществом и акционерами. Мы настоятельно рекомендуем подобрать случай, который можно связать хотя бы с одним из этих аспектов. Хотя едва ли кто-либо из поступающих имеет опыт управления транснациональной корпорацией как мистер Гуизета, сама постановка вопроса намекает, что приемную комиссию интересуют люди, которые могут работать в разных странах и на разных рынках, умеют руководить масштабными проектами и правильно организовывать работу команды, а главное – нести ответственность за свою работу и следовать своим идеалам.

Помните, что вы можете выбрать случай как из рабочей практики, так и из личной жизни (хотя при прочих равных условиях первый вариант предпочтительнее). Сфокусируйтесь на том, чтобы найти пример, в котором вам удастся отразить упомянутую выше способность вести социально ответственный бизнес.

После того как вы выбрали подходящий случай, мы рекомендуем придерживаться следующей структуры в эссе. Начните с описания ситуации, людей, вовлеченных в нее, затем определите цель, которую вам было необходимо достигнуть (не забыв упомянуть о трудностях и препятствиях, которые вы ожидали на своем пути). Затем переходите к действиям – опишите в хронологическом порядке решения, принятые вами. И наконец опишите результат – как ситуация разрешилась к вашей выгоде. В заключении обобщите все, что вы вынесли из произошедшего, а также по возможности напишите, как случившееся подтолкнуло вас к мысли о поступлении на программу MBA.

Эссе для поступления на программу MBA. Ohio State Fisher College of Business

Вопрос

Почему вы хотите получить степень MBA? Почему именно в Fisher College of Business? Как эта программа поможет вам в достижении ваших краткосрочных карьерных целей? (750 слов)

Это вполне стандартные вопросы, в ответах на которые поступающие должны указать, зачем им необходимо бизнес-образование, почему для его получения лучше всего подходит Fisher College и как они планируют строить карьеру сразу после окончания обучения.

Для того чтобы эссе выглядело презентабельно, рекомендуется отвечать на вопросы в том порядке, в котором они были заданы, если вам удастся сделать переходы между частями эссе гладкими. Вы можете упомянуть ваш предыдущий опыт работы и обозначить направление, в котором вы хотели бы строить свою карьеру (например, укажите интересующую отрасль и желаемую должность), а затем поясните, каким образом MBA поможет реализовать ваши планы. Возможно, вы «достигли потолка» на текущей работе и уже больше ничего оттуда не почерпнете или же у вас есть перспективный проект, который вы хотите запустить как можно скорее, но для реализации которого вам необходимо бизнес-образование. В этой первой части вашего эссе также должно содержаться описание тех навыков и знаний, которые вы намереваетесь приобрести во время обучения в колледже с прицелом на будущее.

Второй вопрос является своеобразной проверкой, насколько много вы узнали о программе MBA, предлагаемой колледжем. Лучше всего рассказать об информации, полученной во время посещения кампуса или же в ходе общения со студентами и выпускниками колледжа. Из этой части необходимо вновь плавно перейти к описанию ваших планов по окончании программы MBA. Поскольку в теме эссе напрямую спрашивается, как бизнес-образование поможет вашей карьере в краткосрочной перспективе, необходимо описать свои профессиональные амбиции предельно конкретно, указав, какую должность вы планируете занять сразу же после окончания обучения, и упомянув 1–2 компании, которые вы рассматриваете в качестве будущего места работы. Если объем эссе позволяет, можно описать свои планы на дальнейшие 5–10 лет, особенно если удастся увязать карьерные устремления с выбором именно данной бизнес-школы. Помимо ответов на вопросы «что?» и «где?», приемную комиссию будет интересовать «зачем?»: от поступающего будут ждать рассказа о том, какой вклад он надеется внести в развитие компании, сектора или региона. Имеет смысл упомянуть конкретные элементы учебного плана программы MBA в Fisher College, которые, на ваш взгляд, больше всего помогут достичь поставленных карьерных и личных целей.

Уместить всю эту информацию в 750 слов может оказаться непросто, но вполне возможно, если ваши ответы будут емкими, а формулировки отточенными.

Ругать российский MBA у многих считается признаком хорошего тона. И учат не тому, и не те, да и вообще в России не может быть хорошего бизнес-образования.

В какой-то степени эти упрёки, наверное, справедливы. Идеальных вещей вообще не бывает. Проблема, однако, заключается в том, что зачастую, российское бизнес-образование и MBA критикуют те, кто сам не учился и знает об этом лишь понаслышке.

Насколько правы критики?

Я склонен согласиться, что некоторые наши бизнес-школы дискредитировали бренд MBA . Что отдельные из них просто штампуют дипломы, не требуя от выпускников реальных знаний. Но означает ли это, что все российские бизнес-школы плохо учат? И можно ли огульно утверждать, что все российские MBA плохи? – Отнюдь.

Независимые рейтинги показывают, что в стране есть достойные бизнес-школы. Их выпускники MBA отмечают высокий уровень удовлетворённости обучением. Эти школы, как правило, входят в "Народный рейтинг MBA ", который формируется на основе опросов выпускников. При чём, это не просто выпускники, а люди, которые окончили программы несколько лет назад – т.е. у них было время сполна оценить эффект от полученного образования. Этот рейтинг трудно упрекнуть в предвзятости – сами школы не имеют отношения к его составлению.

Таким образом, в России имеются толковые MBA и это факт. И голословные сомнения тех, кто не имеет собственного опыта учёбы, я бы не стал воспринимать серьёзно.

Но как насчёт претензий от тех, кто всё же учился? – Здесь есть о чём поговорить.

Главное, что нужно понять – в случае с MBA , как и любым другим товаром, всё просто. Хочешь получить хороший MBA – иди в хорошую рейтинговую школу. А не ведись на всякие дешёвые "аналоги" в страстном стремлении сэкономить…

Вспоминается один показательный случай. Человек подыскивал себе MBA . Сначала он обратился в хорошую рейтинговую бизнес-школу. Ему предложили несколько программ на выбор – MBA , она дешевле, и Executive MBA – подороже. Через несколько дней он возвращается и заявляет, что нашёл бизнес-школу при одном из региональных ВУЗов, где MBA стоит в 2 раза дешевле. При этом количество учебных часов там в 3 раза больше!

Ему поясняют, что количество часов может быть хоть в 100 раз больше, но это не означает, что это качественное бизнес-образование. Скорее всего, ему под видом MBA просто упаковывают солянку из стандартных вузовских курсов... Равно и цена может быть в 10 раз ниже, но сможет ли бизнес-школа за такие копейки пригласить в программу качественных бизнес-тренеров? – Аргументы не впечатлили…

Через год встречаю этого человека, спрашиваю: "Ну как учёба?". – В ответ: "Чушь, одни теоретики!" (и это я ещё корректно передал смысл). Причём негодует по поводу всех MBA , а не конкретно своего выбора…

Кто-нибудь удивлён? – Я – нет. Логическое мышление и самоанализ – не самые сильные стороны homo sapiens

Помимо стойкого пристрастия к неуместной экономии, есть ещё одна возможная причина недовольства MBA . Люди банально идут не на те программы, которые им подходят. А иногда на MBA идут и те, кому вовсе идти нельзя.

MBA точно бесполезен для тех, кто не готов положить какой-то этап своей жизни на карьеру и зарабатывание денег. Т.е. для большинства людей. Многие люди предпочитают отстранённо вздыхать о красивой жизни и не готовы приложить к её строительству хоть сколько-нибудь значимые усилия.

Диплом MBA для таких людей станет разочарованием. Он сам по себе, равно, как и знания, которые за ним стоят, не даёт ни денег, ни карьеры. MBA – хорошее подспорье для амбициозных карьеристов. Они получают знания и навыки, которые делают их более эффективными, ускоряют и упрощают их путь. Но вместо них этот путь никто не пройдёт…

Думаю также, что на MBA не стоит учиться собственникам, которые получили свой бизнес нечестным путём. Бизнес-образование для таких людей, за некоторыми исключениями – это баловство. Они занимаются не повышением эффективности и развитием своего бизнеса, а куют механизм максимально быстрого выкачивания денег из доставшихся активов. Мыслят краткосрочными перспективами. Видимо, потому что боятся, что рано или поздно неправедно нажитую собственность конфискуют. Поэтому не видят для себя смысла инвестировать в повышение эффективности управления.

К счастью, или к сожалению, но на MBA разграблению компаний и страны не учат. MBA – это про эффективность и развитие.

Так кому же будет полезен MBA и какую программу выбрать?

На примере бизнес-школы, которой руковожу, могу утверждать, что самую впечатляющую пользу от MBA получают собственники, которые сами создавали свои компании и хотят их дальнейшего роста, а также наёмные сотрудники, которые хотят карьеры и денег. И они готовы для этого пахать.

Портрет идеального слушателя MBA , согласно моим наблюдениям, таков: 25 – 35 лет, карьерист, при этом карьера ещё только в начале пути – это либо младшее, либо среднее звено компании. Трудоголик. Конкретен по жизни и в делах. Хочет денег и готов их зарабатывать. Знает, что для карьеры нужны знания и диплом.

При этом Executive MBA – так называются премиальные MBA высшего уровня – имеют иную аудиторию. Они для людей постарше, более опытных. Как правило, это 30 – 45 лет. Либо состоявшиеся собственники, либо топ-менеджеры. Также сюда попадают управленцы среднего звена, которые готовятся прыгнуть на топовые позиции. Мотивация у слушателей Executive MBA значительно отличается от целей MBA шников. Эти люди в меньшей степени нуждаются в карьерном росте (он уже и так впечатляющий), но всерьёз заинтересованы в повышении эффективности компаний, которыми руководят, а также собственном профессиональном и личностном развитии. Поэтому хорошие Executive MBA – это про рост и развитие во всех аспектах зрелого бизнеса.

Если вы, уважаемый читатель, увидели себя в описанных примерах и подумываете об MBA , то вам точно будут интересны случаи, когда идти учиться всё равно не стоит.

Ни в коем случае не стоит идти на MBA , до тех пор, пока вы не представляете себе, как будете строить карьеру. Т.е. не имеете хотя бы общего реального плана. Надежда на то, что после получения диплома карьера вас найдёт сама, и вы немедленно возглавите какой-нибудь ГазНефть – забудьте об этом. MBA – отличный помощник в построении карьеры, но чтобы эта помощь сработала, вы должны двигаться в чётком направлении. А не ждать манны небесной. Лично знаю нескольких человек, которые получив хороший западный MBA и вернувшись в Россию, были очень удивлены тем, что к ним не выстроилась очередь из работодателей. На Западе, кстати говоря, они тоже оказались никому не нужны.

Также нельзя идти учиться в поисках себя. По принципу: "Я потерялся по жизни, пойду поучусь, может найду себя". MBA – это точно не про лечение тонкой душевной организации потерявшихся по жизни, это про жёсткий эффективный бизнес. Там никто не будет возиться с человеком в попытке возродить его из пекла.

Ну и, наконец, резюмируя. MBA – это штучный товар, элитное бизнес-образование. Если человек ругает MBA – значит, он либо выбрал не ту школу, либо попал на программу не в тот период своей жизни. Или, как уже говорилось выше, на MBA ему не стоило идти вовсе. Но таких критиков, по моему мнению, немного, абсолютное большинство выпускников рейтинговых школ довольны полученным образованием. Намного чаще ругаются те, кто сам не учился, своего опыта не имеет. Почему ругаются? – Видимо, нравится им это дело – ругаться.

Вопрос

Цель нашей школы – обучать и вдохновлять решительных лидеров, создающих нечто, имеющее ценность в долгосрочном плане. Расскажите нам о случае, когда вы проявили свои лидерские качества и создали нечто стоящее. С какими трудностями вы столкнулись и чему научились?

В данном эссе необходимо рассказать о ситуации, в которой ваши лидерские качества сыграли значительную роль, помогли вам справиться с возникшими трудностями и извлечь уроки, которые пригодились вам в будущем. Слово «решительный» также играет важную роль в заданном вопросе. В данном случае подразумевается умение мыслить нестандартно и не бояться подвергать сомнению общепринятые представления. Поэтому стоит выбрать случай, когда вы не только смогли эффективно наладить работу своих подчиненных, но и сделали это, используя какую-то новаторскую методику.

Вопрос сформулирован таким образом, что вы можете выбрать случай как из рабочей практики, так и из личной жизни. Более того, вдохновенный рассказ об испытаниях, с которыми вы справились и из которых извлекли полезные уроки, будет гораздо более привлекательным для приемной комиссии, чем стандартный рассказ о вашем трудовом опыте с обилием цифр и процентов. Не важно, была ли проблема связана с логистикой (например, с необходимостью разрываться между личным управлением сразу несколькими отделами, чтобы удовлетворить запросы клиента) или же трудности возникли на личном фронте (допустим, вам пришлось преодолевать антагонизм одного из своих коллег для того, чтобы совместно достичь успеха в проекте) – история о том, как вы решили эту проблему, продемонстрирует ваши лидерские качества.

Рекомендуется придерживаться следующей структуры эссе. Сначала опишите ситуацию – кто в ней участвовал, сколько людей было вовлечено. Затем переходите к целям – чего вы хотели достичь своими действиями. Также следует упомянуть о трудностях, возникновения которых вы ожидали. После в хронологическом порядке опишите те действия, которые вы предприняли, чтобы достичь цели. Старайтесь построить рассказ таким образом, чтобы описания целей, трудностей и путей их решения шли друг за другом.

В конце эссе прокомментируйте полученный результат. Чтобы подтвердить долгосрочную ценность ваших достижений, расскажите о довольных вашей работой клиентах, покупателях и акционерах. В заключении также необходимо подвести некий итог вашей деятельности, своеобразный урок, который вы получили в ходе работы над данным кейсом. По возможности расскажите о том, как он поможет вам в будущем поработать на благо бизнес-школы.

Эссе для поступления на программу MBA. Merage School of Business, University of California (Irvine)

Вопрос

Как бизнес в целом, так и отдельные специалисты в частности подвержены влиянию новых цифровых технологий. Пожалуйста, расскажите об известных вам digital-трендах в интересующей вас отрасли. Как вы сможете использовать полученные в нашей школе знания, для того чтобы повысить свою ценность на рынке труда в рамках данных трендов? (500 слов)

Считайте это вопросом с подвохом – стандартное эссе о ваших карьерных перспективах, но с учетом существующих digital-трендов. К примеру, как криптовалюты повлияют на финансовые рынки? Как искусственный интеллект и «умные» устройства могут изменить привычные механизмы операционной деятельности? Вам нужно будет выбрать одну из возможных тенденций и проанализировать, как она повлияет на вашу востребованность на изменившемся рынке.

Начните свое сочинение с краткого описания интересующей вас отрасли. Затем опишите имеющийся в ней, по вашему мнению, тренд. Хотя это может и показаться вам интересным – не увлекайтесь слишком сильно описанием побочных эффектов, которые выбранная вами тенденция окажет на существующий расклад сил. Да, и удостоверьтесь, что последствия реализации описываемого вами сценария не оставят вас без работы. Сфокусируйтесь на том, что точно может произойти, а не на том, что скорее всего не произойдет. Исходя из этого, смоделируйте ситуацию, в которой вам могут пригодиться полученные в школе навыки. Вы также можете рассказать о навыках, полученных ранее, – если они помогли вам успешно справиться с вызовами меняющейся индустрии.

Главное в эссе – представить новые правила игры на рынке, задаваемые реализующимися на ваших глазах трендами. От этой точки вы уже можете переходить к ответу на вопрос, зачем вам нужно MBA (для адаптации к новым правилам) и почему вы выбрали именно MerageSchoolofBusiness. Для того чтобы сделать эссе более содержательным, пообщайтесь с выпускниками школы, работающими в данный момент в той сфере, о которой вы намереваетесь рассказывать.

Эссе для поступления на программу MBA. Saïd Business School, University of Oxford

Вопрос

Расскажите о современных тенденциях, которые вас пугают. Почему именно они вас волнуют и как ситуацию можно изменить к лучшему? (не более 500 слов)

Стратегия Saïd Business School состоит в том, чтобы привлечь как можно больше амбициозных студентов, способных в будущем оказать значительное влияние в своем регионе или отрасли. Задача программы – подготовить специалистов, готовых решать не только существующие, но и ещё только возникающие на мировых рынках проблемы. При выборе тенденций, которые вы будете анализировать, помните, что они должны быть связаны с вашим родом деятельности.

Свое эссе вы можете начать с рассказа о том, как данные тенденции негативно повлияли на вас лично. Лучший вариант – если они побудили вас что-то изменить либо в своей работе, либо в своей личной жизни. Занятная история из личного опыта – отличная иллюстрация того, почему данный вопрос по-настоящему важен лично для вас. От анализа на бытовом уровне переходите к описанию проблемы в более глобальном масштабе. В конце концов, программа Saïd Business School включает в себя ряд курсов и специальных проектов, позволяющих выработать навыки принятия стратегических решений. От вас будут ожидать умения проанализировать текущую ситуацию и экстраполировать полученные выводы на годы вперед. Для рассказа о ваших краткосрочных планах после получения степени будут отведены специальные графы в заполняемых формах. В эссе же вам нужно представить план действий на 10–15 лет: как вы будете строить свою карьеру, ориентируясь на те тенденции в мировой экономике, которые вы рассматриваете, и как программа MBA Saïd Business School позволит вам не только адаптироваться к этим изменениям, но и извлечь из них выгоду.

В любом случае круг вопросов, которые вы можете проанализировать в своем эссе, достаточно широк. Не старайтесь охватить как можно больше тем. Выберите одну, в которой вы: 1) наиболее компетентны; 2) которая может оказать (или уже оказывает) значительное влияние на вашу сферу деятельности; 3) затрагивает вас лично не только на профессиональном, но и на персональном уровне.

Эссе для поступления на программу MBA. Emory Goizueta Business School

Вопрос

Наша бизнес-школа названа в честь Роберто Гуизета, бывшего главы компании «Кока-кола». За 16 лет на этом посту он вывел бренд на новые рынки, добился увеличения спроса в четыре раза, создал компании привлекательный имидж и принес акционерам беспрецедентную прибыль. Наш курс «Лидерство в транснациональном бизнесе» основывается на ценностях и принципах мистера Гуизета. Расскажите нам о случае, когда вы проявили свои лидерские качества, и о том, что вы вынесли для себя из этого опыта (300 слов).

Главная цель данного эссе – продемонстрировать наличие лидерских качеств, воспроизведя случай из своего прошлого, и дать комментарий к нему. Тем не менее, при выборе кейса постарайтесь найти тот, в контексте которого можно будет осветить тему глобального лидерства, отдельно затронув вопросы ответственности бизнеса перед обществом и акционерами. Мы настоятельно рекомендуем подобрать случай, который можно связать хотя бы с одним из этих аспектов. Хотя едва ли кто-либо из поступающих имеет опыт управления транснациональной корпорацией как мистер Гуизета, сама постановка вопроса намекает, что приемную комиссию интересуют люди, которые могут работать в разных странах и на разных рынках, умеют руководить масштабными проектами и правильно организовывать работу команды, а главное – нести ответственность за свою работу и следовать своим идеалам.

Помните, что вы можете выбрать случай как из рабочей практики, так и из личной жизни (хотя при прочих равных условиях первый вариант предпочтительнее). Сфокусируйтесь на том, чтобы найти пример, в котором вам удастся отразить упомянутую выше способность вести социально ответственный бизнес.

После того как вы выбрали подходящий случай, мы рекомендуем придерживаться следующей структуры в эссе. Начните с описания ситуации, людей, вовлеченных в нее, затем определите цель, которую вам было необходимо достигнуть (не забыв упомянуть о трудностях и препятствиях, которые вы ожидали на своем пути). Затем переходите к действиям – опишите в хронологическом порядке решения, принятые вами. И наконец опишите результат – как ситуация разрешилась к вашей выгоде. В заключении обобщите все, что вы вынесли из произошедшего, а также по возможности напишите, как случившееся подтолкнуло вас к мысли о поступлении на программу MBA.

Эссе для поступления на программу MBA. Ohio State Fisher College of Business

Вопрос

Почему вы хотите получить степень MBA? Почему именно в Fisher College of Business? Как эта программа поможет вам в достижении ваших краткосрочных карьерных целей? (750 слов)

Это вполне стандартные вопросы, в ответах на которые поступающие должны указать, зачем им необходимо бизнес-образование, почему для его получения лучше всего подходит Fisher College и как они планируют строить карьеру сразу после окончания обучения.

Для того чтобы эссе выглядело презентабельно, рекомендуется отвечать на вопросы в том порядке, в котором они были заданы, если вам удастся сделать переходы между частями эссе гладкими. Вы можете упомянуть ваш предыдущий опыт работы и обозначить направление, в котором вы хотели бы строить свою карьеру (например, укажите интересующую отрасль и желаемую должность), а затем поясните, каким образом MBA поможет реализовать ваши планы. Возможно, вы «достигли потолка» на текущей работе и уже больше ничего оттуда не почерпнете или же у вас есть перспективный проект, который вы хотите запустить как можно скорее, но для реализации которого вам необходимо бизнес-образование. В этой первой части вашего эссе также должно содержаться описание тех навыков и знаний, которые вы намереваетесь приобрести во время обучения в колледже с прицелом на будущее.

Второй вопрос является своеобразной проверкой, насколько много вы узнали о программе MBA, предлагаемой колледжем. Лучше всего рассказать об информации, полученной во время посещения кампуса или же в ходе общения со студентами и выпускниками колледжа. Из этой части необходимо вновь плавно перейти к описанию ваших планов по окончании программы MBA. Поскольку в теме эссе напрямую спрашивается, как бизнес-образование поможет вашей карьере в краткосрочной перспективе, необходимо описать свои профессиональные амбиции предельно конкретно, указав, какую должность вы планируете занять сразу же после окончания обучения, и упомянув 1–2 компании, которые вы рассматриваете в качестве будущего места работы. Если объем эссе позволяет, можно описать свои планы на дальнейшие 5–10 лет, особенно если удастся увязать карьерные устремления с выбором именно данной бизнес-школы. Помимо ответов на вопросы «что?» и «где?», приемную комиссию будет интересовать «зачем?»: от поступающего будут ждать рассказа о том, какой вклад он надеется внести в развитие компании, сектора или региона. Имеет смысл упомянуть конкретные элементы учебного плана программы MBA в Fisher College, которые, на ваш взгляд, больше всего помогут достичь поставленных карьерных и личных целей.

Уместить всю эту информацию в 750 слов может оказаться непросто, но вполне возможно, если ваши ответы будут емкими, а формулировки отточенными.

10.12.2015

Что писать в эссе, резюме и онлайн-заявке (application) в Stanford GSB? Мотивационная история – инструмент для структурирования идей и распределения их по документам.

Теперь настало время подготовить полный пакет документов для отправки в приёмную комиссию:

  • резюме (curriculum vitae, CV),
  • два эссе (Essay A: What matters most to you, and why?, Essay B: Why Stanford?)
  • онлайн-заявку (набор онлайн-форм на сайте Стэнфорда),
  • транскрипты из университетов.

С транскриптами всё достаточно просто: я сделал запросы в свои alma mater: МГИМО , Bocconi и University of Minnesota с просьбой отправить транскрипты в приёмную комиссию Стэнфордской школы бизнеса. Университет Миннесоты отправил транскрипты в электронной форме, Боккони сделал отправку по DHL (пришлось оплатить). МГИМО, как и многие российские ВУЗы, услугу по отправке транскриптов не оказывает, поэтому я взял запечатанный конверт с транскриптами в Отделе Болонского процесса МГИМО и сам его отправил. Мне повезло, что все мои транскрипты были на английском языке, иначе пришлось бы делать перевод и заверять у нотариуса. Это нетрудно, но затратно по времени и деньгам.

Мотивационная история: две части

Резюме, 2 эссе и онлайн-заявка – самая интересная и сложная часть пакета документов. Я называю её «мотивационная история », поскольку она должна отражать важнейшие этапы жизни кандидата (отсюда «история») и объяснять мотивацию (1) кандидата учиться на выбранной программе и (2) университета взять кандидата на эту программу (отсюда «мотивационная»).

В этой статье я расскажу, как собрать материал для частей (1) и (2) мотивационной истории и распределить его по документам (резюме, эссе, заявка). В последующих статьях речь пойдёт о каждом документе в отдельности.

(1) Почему я хочу учиться в Стэнфорде?

На этот вопрос я подробно ответил в процессе выбора бизнес-школы – см. статью MBA 03 . То же самое я собираюсь рассказывать и в мотивационной истории.

Где всё это отразить? В эссе В, «Why Stanford?».

(2) Почему я – достойный кандидат?

Теперь мне нужно доказать, что Стэнфорд не прогадает, если выберет меня из тысяч других кандидатов. Для этого я соберу аргументы, почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда (часть 2.1), а также придумаю, чем я могу быть полезен бизнес-школе и её студентам (часть 2.2.).

(2.1) Почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда

Каждая школа ищет кандидатов, удовлетворяющих её собственным критериям. У Стэнфорда их три . Здесь я приведу их полностью, чтобы не упустить важных деталей.

  • Intellectual Vitality

«In assessing intellectual vitality, we believe that your attitude toward learning is as important as your aptitude. We hope that your application will convey your passion, dedication, and genuine interest in expanding your intellectual horizons.

We also consider the initiative with which you seek out opportunities that enhance your knowledge. We want to understand your willingness to master concepts that may not be immediately relevant to your intended career, to carve your path in ambiguous environments, and to support the school’s goal of developing knowledge that deepens and advances the practice of management ».

  • Demonstrated Leadership Potential

«As we review your application, we are considering your leadership potential as demonstrated through your personal character and professional competence.

Your personal character matters not only because integrity is the cornerstone of any academic community, but also because of the vast responsibility our society places on leaders of businesses and social-sector organizations. As a result, we look for evidence of behaviors consistent with your ideals, even under difficult circumstances-a sort of directed idealism.

We want to understand your personal motivation and convictions, and your ability to confront complex, unfamiliar issues with good judgment. We also try to uncover the ways in which challenges to your beliefs may have changed some of your perspectives and reinforced others.

In understanding your professional competence, we look for both leadership experience and potential. In doing so, we don’t limit ourselves to your professional life. Neither should you. We look at your background for evidence of the ways you have influenced the people and organizations around you, and the way those experiences have shaped you.

We look for evidence of your desire to make a lasting impact in the organizations you serve throughout your career, inspiring and motivating your colleagues.

We consider your awareness of what you do well and the areas in which you can improve, and your openness to feedback. Ultimately, we gauge your commitment to utilizing fully your opportunities and available resources ».

  • Personal Qualities & Contributions

«The strongest applications we see are those in which your thoughts and voice remain intact. The Stanford MBA experience relies on authenticity among students. To understand how you will contribute to and benefit from the University community, we need to know who you are, not simply what you have done. Your experiences, beliefs, passions, dreams, and ambitions will help form the Stanford community.

Take time to reflect on who you are, and have confidence in yourself. We always remember that there is neither an “ideal” candidate nor a “typical” Stanford MBA student. You should remember this, too.

While the Stanford GSB community does include students who have pursued incomparable opportunities, most Stanford MBA students have excelled by doing ordinary things extraordinarily well. What you make of an experience matters to us, not simply the experience itself ».

Как я понял эти критерии?

Постараюсь перефразировать на русском:

  • Intellectual Vitality способность и желание учиться. Мало сказать, что я отлично учился. Нужно привести примеры, когда я тянулся к знаниям вопреки трудностям. Например, не понимал материал и сидел под дверьми профессора в ожидании office hours.
  • Demonstrated Leadership Potential – проявления лидерских навыков и инициативы, а также ценности и убеждения , ставшие их основой. Мало сказать, что я участвовал в организации клуба дебатов. Нужно объяснить, почему я это делал и какие выводы извлёк.
  • Personal Qualities & Contributions искреннее описание интересов и ценностей, без попыток понравиться или продемонстрировать свою успешность . По сути, ответ на вопрос, что важно лично для тебя.

Почему я подхожу?

Определившись с требованиями программы, я стал размышлять, почему я подхожу под них. Для этого

  • Взял набор красных стикеров и начал писать на них свои всевозможные достижения, навыки, интересы и ценности ,
  • Написав несколько, распределил их по группам Intellectual Vitality, Demonstrated Leadership Potential, Personal Qualities and Contributions,
  • Под стикеры, не вошедшие ни в одну группу, я сделал три дополнительные группы :
    Global Mindset (все о международном опыте и интересе к другим культурам),
    Technical Competence (математические навыки, программирование) и
    Communication (опыт и тяга к публичным выступлениям, переговорам)
  • Написал ещё несколько стикеров, опять распределил по группам и т.д.

Весь процесс занял несколько дней и в результате дал разноцветный шкаф на фотографии. Левые три столбца – критерии GSB, правые три – мои дополнительные группы.

Где всё это отразить?

По всем документам. Через некоторое время стикеры с материалами о себе я снял со шкафа и принялся сортировать по документам: эссе А, эссе В, резюме, онлайн-заявка, 2 рекомендации. Общее правило такое:

  • Эссе А : всё, что связано с ценностями и историями, что я за человек. Минимум саморекламы. Подробнее см. статьи об эссе А .
  • Эссе В : то, что вытекает из эссе А. Почти никакие стикеры со стены сюда не попали. Подробнее см. статьи об эссе B .
  • Резюме : короткие яркие факты (отличное место для саморекламы). Подробнее см. статью о резюме / CV .
  • Онлайн-заявка : все остальные факты. Важные, но менее яркие (например, игра в футбольной команде, стажировка или короткая программа обмена во Флоренции)
  • Рекомендации : факты / истории, которые лучше всего рассказывать со стороны.
    Идеальный вариант – что-то не умел, получил плохой фидбек, очень постарался, выучился, стал экспертом. Для меня это было моделирование в Excel.
    Идеи, относящиеся сюда, я обсудил с рекомендателями. На их основе они составили рекомендации. Подробнее см. статью о рекомендательных письмах .

(2.2) Чем я могу быть полезен бизнес-школе

Бизнес-школа – место, где люди учатся не только и не столько у профессоров, сколько друг у друга. Это особенно ярко проявляется в Стэнфорде, отличающемся культурой взаимной поддержки студентов и выпускников. (Я много писал об этом со слов студентов и выпускников в статье о Стэнфорде . Вообще, пишут об этом повсеместно; в частности, ). Поэтому мне очень важно доказать приёмной комиссии, что я буду полезен другим студентам и что со мной будет интересно.

Как я это собирался делать:

  • Одна из моих ценностей – возможность постоянно учиться у других и учить других. Поэтому я с удовольствием буду активно участвовать в учебных обсуждениях и внеклассных мероприятиях на пользу себе и другим
  • Разговаривая с выпускниками, я узнал, что иногда студенты сами организуют курсы для своих однокурсников и ведут их. Я подумал, что мне было бы интересно прочитать в Стэнфорде курс о консалтинге для желающих там работать. Тем более у меня уже были идеи, что в него включить.
  • Когда я учился в США в школе и магистратуре, я заметил, что вечера с русской кухней пользуются популярностью у американцев. Почему бы не повторить?
  • В Стэнфорде есть программа развития лидерства Arbuckle Leadership Program, на которой студенты-второкурсники помогают развивать лидерские качества первокурсникам. Я хочу принять в ней участие и как протеже, и как ментор

Где всё это отразить?

Преимущественно эссе В.

* * *

Материал для Стэнфорда собран и распределён по документам. Однако это не означает, что он не будет претерпевать изменения. Впереди много итераций с каждым документом, особенно эссе. Общие идеи, скорее всего, останутся неизменными, а вот конкретные примеры и истории поменяются. Расскажу об этом подробно в следующих статьях.

Спасибо за чтение.

Виктор Рогуленко

Тэги:
Статьи по теме