Логопедический массаж при дистонии языка. Логопедический массаж для детей в домашних условиях при дизартрии, заикании, зрр, дцп, моторной алалии, парезе, ффнр

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный логопедический

массаж при дизартрии

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Этот вид массажа применяется в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе. («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

  1. «Поза эмбриона» - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).
  2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
  3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабления мышц шеи

(пассивные движения головы)

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад: а)одной рукой поддерживает шею ребенка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки; б)медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз .

Расслабление лицевой мускулатуры

1) поглаживание от середины лба к вискам,

От бровей к волосистой части головы,

От линии лба вокруг глаз,

От переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,

От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шеи,

От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

2) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

3) надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры

1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру,

Нижней губы от углов рта к центру,

Верхней губы (движения сверху вниз),

Нижней губы (движения снизу вверх),

Носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

2) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

3) легкое постукивание по губам пальцами.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры

1)поглаживание лба от середины к вискам,

Лба от бровей к волосам,

Бровей,

Век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,

Щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

2) сжимание подбородка ритмичными движениями;

3) разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

4) перетирание щечной мышцы (указательным пальцем во рту, остальные снаружи);

5) пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры

1) поглаживание от середины верхней губы к углам,

От середины нижней губы к углам,

От углов губ по носогубным складкам к краям носа;

2) пощипывание губ;

3) покалывание губ.


Дизартрией (от греч. dys – расстройство, arthroo – произношу членораздельно) называют расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких-либо поражений мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».

Это заболевание у взрослых не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения слухового восприятия речи, письма и чтения. А вот детском возрасте дизартрия часто приводит к нарушению самого произношения слов и, соответственно, к нарушениям письма и чтения, а также к общему недоразвитию речи. Такие недостатки можно исправить посредством занятий с логопедом.

Причины

Дизартрия возникает в результате поражения речевого аппарата, причём "очаг поражения" локализован в определённом отделе центральной нервной системы.

1. У детей причиной этого нарушения речи может стать:

  • органическое поражение подкорковых структур (ранняя стадия церебрального паралича).
  • перенесённое в раннем детстве воспалительное заболевание головного мозга (менингит и энцефалит);
  • травма или кислородное голодание головного мозга в процессе родов;
  • токсикоз беременных.

2. Причины, характерные для взрослых:

  • новообразования головного мозга (злокачественные и доброкачественные);
  • интоксикации (алкогольная, наркотическая, лекарственная и др.);

Классификация логопедов

По степени выраженности поражения головного мозга и нервов, ответственных за речевой аппарат различают:

  • анартрия - полная утрата способности произносить членораздельные звуки;
  • выраженная дизартрия - устная речь возможна, но она нечленораздельная, малопонятная. Грубые нарушения звукопроизношения, дыхания, голоса и интонационной выразительности.
  • "стёртая" - все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме.

Стёртую дизартрию часто путают с дислалией. Разница в том, что при первом варианте можно наблюдать очаговую неврологическую микросимптоматику.

Классификация неврологов

По месту поражения двигательного аппарата речи в мозге выделяют

Согласно этой классификации существует 5 форм дизартрии:

  • бульбарная - проявляется при заболеваниях продолговатого мозга. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушено глотание любой пищи, жевание тоже затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно.
  • псевдобульбарная - наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма близка к бульбарной форме дизартрии, но возможности коррекции и положительного прогноза при терапии псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
  • экстрапирамидная (подкорковая) - диагностируется при поражении подкорковых узлов. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, её темп.
  • мозжечковая возникает вследствие поражения мозжечка; Эта форма характеризуется скандированной, растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью.
  • корковая проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов.

Симптомы

К речевой симптоматике относят нарушения:

  • звукопроизношения;
  • интонации;
  • фонематических функций;
  • чтения и письма;
  • лексико-грамматического построения предложений;

К неречевым симптомам дизартрии относят нарушения:

Диагностика

В постановке диагноза участвуют несколько специалистов:

  • логопед исследует особенности нарушения звукопроизношения, даёт характеристику другим сторонам речи, после чего отражает состояние пациента в специальной речевой карте.
  • практический психолог исследует общее интеллектуальное развитие, исключает психосоматику и влияние психотравм.
  • после этого врач-психоневролог, опираясь на мнение логопеда и практического психолога, ставит диагноз.

Коррекция, методы лечения

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие. Логопедическая коррекция обязательно производится в сочетании с ЛФК и медикаментозным лечением.

Комплексная методика лечения дизартрии состоит из:

  • лекарственных препаратов;
  • лечебной физкультуры, физиотерапии, иглотерапии;
  • закаливающего и поддерживающего лечения;
  • логопедической работы по развитию и исправлению речи;
  • лечения сопутствующих заболеваний.

Работа логопеда направлена на разработку органов артикуляции. Такое воздействие включает в себя:

  • работу над выразительностью речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • массаж языка.

Логопедический массаж языка при дизартрии

Значительную роль в лечении (в особенности это касается стёртой формы дизартрии) занимает массаж языка. Логопедический массаж языка оказывает благотворное воздействие на весь организм, а также вызывает позитивные изменения в системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе (в мышечной системе и нервной системе).

Основное воздействие логопедического массажа направлено на:

  1. нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  2. активизацию групп тех мышц периферического речевого аппарата, которые имеют недостаточную сократительную способность;
  3. стимуляцию проприоцептивных ощущений;
  4. подготовку условий к формированию произвольных и скоординированных движений языка и других органов артикуляции;
  5. уменьшение слюноотделения;
  6. укрепление глоточного рефлекса;
  7. афферентацию (передачу возбуждения от периферических нейронов к центральным нейронам) в речевые зоны коры головного мозга. Это стимулирует речевое развитие при задержке формирования речи.

Проведение массажа языка противопоказано при:

  1. инфекционных заболеваниях (например, при гриппе и ОРВИ);
  2. заболеваниях кожи;
  3. герпесе на губах;
  4. стоматите;
  5. конъюнктивите;
  6. людям с эписиндромом (судорогами) логопедический массаж языка следует назначать с большой осторожностью.

Профилактика и прогноз

Прогноз в терапии дизартрии чаще всего неопределённый. Чем раньше начата систематическая работа пациента с логопедом, тем более вероятен положительный результат. Наиболее благоприятный прогноз в лечении заболевания возможен в случае лечения основного заболевания, усилий самого пациента-дизартрика и поддержки таких усилий его окружением.

В случае стёртой дизартрии при подобном подходе к терапии можно рассчитывать на фактически полную нормализацию речи. Овладев необходимыми навыками правильной речи, человек в дальнейшем может успешно обучаться и работать, периодически получая необходимую ему логопедическую помощь в поликлиниках.

При тяжелой форме возможно только улучшить состояние речевой функции. Особое значение для социализации людей с дизартрией имеет совместная работа логопеда, психоневролога, практического психолога, невролога, массажиста и специалиста по ЛФК.

Профилактика дизартрии у детей с перинатальными поражениями головного мозга должна осуществляться с первого месяца жизни. Дальнейшая профилактика и у детей, и у взрослых, заключается в предупреждении травм головного мозга, нейроинфекций и токсических воздействий на нервную систему.

Видео по теме

В видео демонстрируется комплекс артикуляционной гимнастики, которую можно делать самостоятельно:

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

Назначить при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам - в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов- зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

– это дефект речи, возникающий при поражениях нервной системы, а именно – иннервации речевого аппарата. При этом проявляются проблемы с артикуляцией, затрудняется подвижность мягкого неба, губ и языка.

В детстве последствия для словообразования при дизартрии будут более выражены, вплоть до недоразвития речи. Важно помнить, что это не основное заболевание, и начинать лечение нужно не с него. Но коррекция нарушений речи также очень важна. Одним из способов коррекции и лечения при дизартрии является массаж.

Логопедический массаж способствует коррекции речи при дизартрии. Также он благоприятно воздействует на психологическое состояние детей с дефектами речи.

В процессе лечебной манипуляции задействуются мышцы, входящие в состав речевого аппарата, нормализуются их функции, повышается эластичность, сила, тонус мышц околоязычной области и в целом мышц, участвующих в процессе речи, глотания, жевательных мышц.

Данная процедура способствует ликвидации патологии голосовых связок, улучшает кровоснабжение за счет расширения капилляров (происходит так называемая кислородная терапия) и лимфоток в органах и тканях, нормализует секрецию кожного покрова.

После полного курса у пациента сокращается количество спазмов речевых мышц, патологических непроизвольных движений, парезов, параличей, улучшается произвольность и членораздельность речи.

Виды массажа

По факту, логопедический массаж при дизартрии делится на две группы: классический массаж и самомассаж.

В понятие классического массажа входят различные манипуляции логопедом на поврежденный участок либо на область рядом с ним. Применяют как ручные действия в виде поглаживаний, растирания, вибрации, разминания, так и инструментальные, когда в роли предмета выступают зубные щетки, соски, зонды и пр.

Запатентованный метод Новиковой Е. В., при котором для лечебного эффекта используются специальные авторские приспособления – зонды. Все зонды в наборе из 8 штук уникальны, имеют различную форму (шарик, топорик, усики) и свою область применения. Таким образом, зондовый массаж дает возможность оказывать влияние именно на пораженный участок, особенно полезен при .

Он улучшает артикуляцию, активизирует мышечную активность и подвижность языка, нормализует тонус мышц, благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние. Тем самым звуки становятся более четкими и понятными. Также он полностью безболезнен.

Как и любая из лечебных процедур, имеет противопоказания:

  • раны на участке, подвергаемом воздействию;
  • возраст ребенка до 6 месяцев;
  • заболевания крови;
  • тромбоз;
  • активная форма туберкулеза;
  • отек Квинке;
  • эпилепсия, судороги, припадки;
  • простуда, грипп.

Техника проведения проста. Он проводится курсами по 2-3 недели с промежутками в 1,5 месяца. Упражнения зависят от формы зонда. Так, вилочковым зондом покалывают язык, щеки, губы и небо. «Восьмеркой» растирают мышцы, не затрагивая язык. «Крестовиной» логопед нажимает на язык, провоцируя сокращение его мышц.

Массаж зубной щеткой

Кроме набора зондов, массаж при дизартрии у детей проводится и другими приборами, вплоть до обычных бытовых предметов. Таких, как зубная щетка. Важно, чтобы щетинки не повреждали слизистую рта, потому надо выбирать самую мягкую щетку.

Перед началом процедуры ребенку под язык кладут марлевую салфетку. В силу обильного слюнотечения, салфетки придется менять каждые несколько минут.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Для эффективного массажа язык должен быть расслаблен. При напряжении специалист массирует подчелюстную ямку. Движения щеткой не должны быть сильными и грубыми. Допустимы круговые движения, а также прерывистые, при чистке всей площади языка, хорошо применять при .

Логопед внимательно следит за реакцией ребенка. Обычно для него этот вид массажа приносит только положительные эмоции и волнения не вызывает, так как зубная щетка не провоцирует страх, но бывают исключения.

Этот вид логомассажа необходимо проводить обязательно в перчатках, теплыми руками, ногти должны быть коротко подстрижены. Также снимаются все украшения.

Процедура начинается с расслабления пациента легкими поглаживаниями, разработки мышц шеи медленными поворотами головы ребенка из стороны в сторону, после чего можно перейти на область лица.

Массаж лица начинаем поглаживаниями, руками движемся по направлению от бровей к линии роста волос, дугообразными движениями по лбу к вискам. В области глаз совершаем легкие движения от внутреннего угла глаза к наружному сверху и, наоборот, снизу глаза. Зону щек также сопровождаем дугообразными движениями по траектории от крыльев носа к скуловой кости и круговым движением по самой щеке. Массаж губ производят от центра губы к углам, а от них – в сторону уха. Уши массажируют поглаживающими движениями, подбородок растирают. Завершают массаж в области носогубного треугольника. Массаж показан при .

Если у пациента наблюдается асимметрия лица, то более интенсивные движения совершаются с пораженной стороны.

Каждое движение повторяют 2-5 раз, а в ходе работы массажист выполняет контакт с ребенком, может ему петь, читать стишки и рассказывать сказки. Можно включить спокойную инструментальную музыку.


Массаж языка пальцами

Логопедический массаж языка при лечении дизартрии способствует снятию гипертонуса мышц. Он очень важен, так как дети часто не могут удерживать язык вне ротовой полости. Проводится с использованием марлевой салфетки, лоскута ткани, также бывают специальные напальчники. Длительность процедуры составляет от 6 до 20 минут.

Непосредственно перед массажем проводят упражнения для расслабления мышц языка. Логопед обхватывает язык тремя пальцами (большой – сверху) и вращает его в одну и другую сторону, подтягивает на себя и отпускает.

Если массаж назначен для расслабления мышц, то движения должны быть более спокойными и медленными, если для усиления работы мышц – активными и интенсивными.

Начинают процедуру с постукивания пальцем области над верхней губой сначала справа налево, затем слева направо. Ту же манипуляцию проводят и с нижней губой. С помощью указательных пальцев сводят губы в трубочку, а потом растягивают обратно.

Затем средним пальцем нажимают на ямку под подбородком, а указательный заводят за щеку ребенка. Круговыми движениями массируют щеки, двигаясь вдоль них. Указательный палец с внутренней стороны щеки и большой с внешней двигаются одновременно, создавая давление. Постепенно переходят к языку, осуществляют поднятия и опускания его, проводят перетирающие движения подъязычной и щечной мышц, а затем губ. При напряжении мышц языка движения производят от корня языка к кончику, можно применять при .

Можно ли самостоятельно проводить сеансы дома

Логопедический массаж при дизартрии можно проводить также и в домашних условиях. Только перед этим необходимо проконсультироваться с логопедом-дефектологом, чтобы он дал разрешение на такую процедуру. Желательно также пройти специальные курсы по логомассажу.

Для проведения курса массажа не обязательно покупать набор зондов, достаточно изучить пальцевой массаж, а также массаж при помощи зубной щетки, чайных ложек. Если ребенку позволяет возраст и состояние здоровья, со временем можно обучить его приемам самомассажа.

Логопедический массаж – активные метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровяных сосудов, и ткани переферического речевого аппарата.

Приемы:

Поглаживание

Пощипывание

Похлопывание

Вибрация

Характер выполнения этих приемов и направления, в которых они совершаются, определяются состоянием мышечного тонуса.

    Работа по развитию движений мимической мускулатуры (открыть/закрыть рот, поднять/опустить брови)

    Работа по обучению ребенка сглатыванию слюны (объясняем ребенку необходимость сглатывания слюны, вызываем либо активно-пассивные, либо активныежевательные движения)

    Развитие подвижности губ (рассмешить ребенка, чтобы он улыбнулся, намазать губы сладким, чтобы он облезал их)

После выполнения этих артикуляционных движений постепенно переходить к артикуляционной гимнастике. Движения могут быть неточными, не в полном объёме.

В случаях со стертой дизартрией работу следует начинать с артикуляционной гимнастики.

    Развитие подвижности языка. Начать с элементарных движений

В процессе проведения артикуляционной гимнастики можно использовать игротерапию Артикуляционные игры подбираются с учетом возраста, характера, и степени органического поражения г.м. с учетом состояния мышечного тонуса. При гиперкинезе используются статические упражнения.

Виды массажа:

Дифференцированный (основной вид)

Биологический, точечный массаж

Массаж в применением специальных приспособлений

Самомассаж

Противопоказания:

Любое соматическое или инфекционное заболевание в острый период

Коньюктевит

Острые или хронические заболевания кожных покровов

Наличие герпеса и т.д.

Наличие увеличенных лимфоузлов

Резковыраженная пульсация сонной артерии

Повышенный рвотный рефлекс

Перед массажем необходимо получить заключение от невропатолога или педиатра об отсутствии противопоказаний.

    Массаж должен проводиться в чистом, уютном, теплом помещении

    В среднем достаточно 2-3 процедуры в неделю. Обычно массаж проводится в 10-20 процедур. Эти циклы можно повторить с перерывом 2-3 месяца. При ДЦП в течение года.

    Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от степени поражения. Начальная длительность процедуры 5-7 минут. Конечная 20-25 минут.

    Перед тем, как начать курс логопедического массажа, логопед должен рассказать родителям о его неоходимости и эффективности

    Во время лог массажа ребенок не должен испытывать болевые ощущения.

Если ребенок негативно настроен, лучше первую процедуру проводить очень кратко.

    Проводится в медленном темпе

    Основные приемы – поглаживание и легкая вибрация

    Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка приятные ощущения

    Можно использовать тихую музыку

    Для усиления расслабительного эффекта за несколько минут до массажа на лицо можно положить расслдабляющий компресс.

    Последовательность воздействия на область в процессе одного сеанса

Мышцы шей и плечевого пояса

Мимическая мускулатура

Проведение активного (силового) массажа

Движения рук логопеда должны быть ритмичными, основные приемы

Поглаживание

Растирание

Разминание

Сильная вибрация

Сила воздействия должна постепенно увеличиваться

Последовательность:

      Шея, плечевой пояс

21. Опишите систему коррекционной работы в доречевой период по методике Архипоовой. Е.Ф.

Архипова (1980) впервые разработала систему коррекционно-логопедической работы в доречевой период с детьми, страдающими ДЦП. Целью коррекционной работы является последовательное развитие доречевых функций. Предполагается поэтапный ход коррекционных мероприятий, основанный на принципе кинестетической стимуляции.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы

1) Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, то есть с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.

2) Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

3) Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, то есть кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц. В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П.К. Анохиным.

4) Принципы отечественной дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом.

5) Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.

6) Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

Выбор позы для занятий «рефлексо-запрещающие позиции».

Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.

1. Поза эмбриона - в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.

4. В положении на боку ребенок помешается в «позу эмбриона».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

§ нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

§ развитие зрительного и слухового восприятия;

§ развитие эмоциональных реакций;

§ развитие движений руки и действий с предметами;

§ формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

§ развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.

Статьи по теме