«Письмо строчной и прописной буквы Й, й. "Письмо заглавной и строчной буквы Й, й

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

« ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта урока

письма

на тему « Письмо заглавной и строчной буквы Й , й »

студента группы 15-09

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Новоселовой Анастасии Евгеньевны

_____________________

Дата проведения

15.11.2017

Время проведения

9:55-10:40

Оценка за проведение

Учитель

(оценка, подпись)

_____________________

Методист (оценка, подпись)

_____________________

Тюмень, 2017 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Письмо заглавной и строчной буквы Й й» Дата: 15.11.2017

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: научить писать строчную и заглавную буквы Й,й

Задачи урока:

Общеобразовательные: формирование навыка написания заглавной и строчной букв Й, й, отрабатывать умение писать слоги, слова, предложения с новой буквой;

Развивающие: развивать речь, внимание, логическое мышление, каллиграфические умения;

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формировать УУД:

Личностные: осознание себя как ученика , становление положительного отношения к урокам письма;

Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место, принимать и следовать учебной задаче, находить ошибки и способы их устранения;

Коммуникативные: умение осознано и правильно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свою точку зрения;

Познавательные: умение наблюдать , сравнивать, устанавливать аналогии.

Оборудование: презентация Smart , магнитная доска, распечатки букв для составления слов, прописи к учебнику «Букварь» М.М.Безруких, М.И.Кузнецова.

Ход урока

Этап урока

(задача каждого этапа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предполагаемый результат

Организационный этап

задача: организовать учащихся к учебной деятельности.

Подошла к концу перемена.

Урок к ней приходит на смену.

Встаньте ровно. Проверьте свою готовность к уроку.

Тихонько присаживаемся. Садимся ровно, спина должна касаться спинки стула.

Приветствие учителя. Организация своего рабочего места.

Обучающиеся проверили готовность к уроку (наличие прописи, синей ручки, цветных ручек, простого карандаша) и готовы начать работу.

Мотивационный этап

задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности на уроке

Скажите какой у нас урок?

Чем мы занимаемся на уроках письма?

Как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать?

Сегодня на уроке мы продолжаем учиться писать. На уроке очень старайтесь, пишите аккуратно, внимательно, не торопясь. И самое главное не отвлекайтесь и слушайте учителя и тогда у нас все получится.

Урок письма.

Учимся писать.

ответы обучающихся

Обучающиеся мотивированы к учебно-познавательной деятельности.

Актуализация знаний

задача: актуализировать знания о новой букве, ее значении. Называть и характеризовать новые звуки.

Давайте вспомним с каким звуком мы познакомились сегодня уроке чтения?

Этот звук очень необычный, мы узнали о нем много нового и интересного. Давайте вспомним и охарактеризуем этот звук.

Что необычного и очень важного таит все звук [й]? Почему мы не называем пару звука [й]?

На уроке чтения мы говорили, что звук [й] на письме обозначается сразу несколькими буквами.

На доске дан ряд букв: Аа, Ее, Ёё, Ии, Ээ, Лл, Яя, Юю, Й й. Все буквы даны в письменном варианте, буквы Й й в печатном.

Подчеркните только те буквы, которые обозначать на письме звук [й].

Назовем все вместе эти буквы.

Со звуком [й].

На выбор учителя один из учеников характеризует звук [й]- согласный, мягкий, звонкий.

У звука [й] нет пары. Он всегда мягкий и звонкий.

На выбор учителя один из учеников выходит к доске и подчеркивает букву, которые на письме обозначают звук [й].

- «е», «ё», «ю», «я», «и-краткое»

Актуализированы знания о звуке [й], его характеристике и о буквах, обозначающих звук на письме.

Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы цели урока.

задача: создать условия для формулирования обучающимися и цели урока.

Посмотрите еще раз на ряд букв. Что необычного вы заметили?

Верно. Я не случайно выделила эту букву. Как вы думаете, почему?

Действительно, мы еще не учились писать букву «и-краткое», поэтому и не знаем, как ее написать.

Верно. Тема нашего урока «Заглавная и строчная буква Й й».

Все буквы написаны письменными буквами, кроме буквы «и-краткое».

Мы еще не умеем ее писать.

Мы будем учиться писать букву «и-краткое» письменную.

Обучающиеся с помощью учителя и через проблемную ситуацию сформулировали тему и цель урока.

Открытие новых знаний

задача: формировать навыки графического действия написания буквы «Й».

Откройте свои прописи на странице 20. Посмотрите на образец буквы «и-краткое».

Из скольких элементов состоит буква?

Верно, буква «и-краткое» состоит из трех элементов: прямая с двумя поворотами, прямая с поворотом направо, дуга

Возьмите свои ручки вниз колпачками. И обведите по образцу несколько раз сначала элементы букв, затем саму букву и пронаблюдайте, как движется ваша рука.

Надеюсь, вы были очень наблюдательны и теперь сможете рассказать мне как должна двигаться наша рука при написании буквы.

Молодец, ты, верно, отметил писать букву «И-краткое» необходимо сверху вниз..

Снова возьмите свои ручки. Теперь мы с вами попробуем написать букву самостоятельно без образца в воздухе. Покажите свою готовность, правильно взятую ручку в руку.

Учитель становится спиной к классу, дает образец написания буквы, комментируя свои действия:

Алгоритм:

    Поставим точку

    От точки ведем руки вниз

    Пишем первый элемент буквы- прямая с двумя поворотами

    Пишем второй элемент сверху вниз- прямая с поворотом направо

    Добавляем дугу сверху

Молодцы, самостоятельно напишите в воздухе еще две буквы.

Молодцы ребята мы хорошо потрудились.

Открывают прописи на странице 20, рассматривают образец буквы.

Буква состоит из трех элементов.

Обводят образец буквы, опираясь на стрелочки.

Один из учеников, на выбор учителя дает ответ: рука движется сверху вниз, неотрывно.

Берут ручку в руки, готовятся прописывать букву в воздухе.

Прописывают новую букву под диктовку учителя в воздухе.

Самостоятельно прописывают букву в воздухе.

Сформирован навык графического действия написания буквы «Й»

Физ. минутка для рук.

задача: подготовить руку к письму

Наши руки начали уставать, а случилось это потому что им необходима зарядка.

Как работает мотор машины?

Поднимемся по ступенькам и спустимся обратно

Ох как забилось сердце, как работает наше сердце?

Все пальчики устали и ушли спать

Вдруг проснулись, потянулись.

вращение кулачков

большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку

сжимание и разжимание кулачков

наклоны кулачков

из кулачков «выбрасываются» пальцы и возвращаются в исходное положение .

Обучающиеся размяли пальцы рук и готовы приступить к письму.

Открытие новых знаний

задача: формировать навыки графического действия написания буквы «Й й».

Теперь наши руки готовы к письму. Возьмите в руки ручку. Проверьте правильность посадки. Выпрямите спинку. Правильно расположите тетрадь (под наклоном), второй рукой мы поддерживаем пропись. Самостоятельно пропишите первую строчку прописи. Вам необходимо дописать элементы букв.

Учитель проходит по классу проверяет правильность посадки, контролирует выполнение задание учениками.

Покажите готовность работать дальше.

Задание н второй строчке будет сложнее. Нам нужно будет самостоятельно прописать всю букву. Учитель дает образец написание буквы на доске, точно так же, как по воздуху. Ученики прописывают букву вместе с учителем.

Самостоятельно пропишите буквы до конца строчки.

Покажите готовность.

Мы уже научились писать заглавную букву «и-краткое», на какую уже знакомую нам букву она похожа?

Давайте ответим на вопрос прописи: чем похожи и чем отличаются буквы?

Для этого все вместе прочитаем с доски стишок

Чтобы й не путать с и , сверху галочку пиши.

Так чем же отличаются буквы?

Верно.

Вернемся к нашей прописи. Следующее задание. Прочитайте предложение.

О чем говорится в этом предложении?

Верно ребята - это просьба, кто-то просит Рема не рыть яму. Перепишите это предложение, не будьте, поставить восклицательный знак.

Проверяют правильность посадки при письме. Самостоятельно прописывают первую строчку прописи.

Работа со второй строчкой прописи. Сначала с образцом и помощью учителя затем самостоятельно.

На букву «И»

У буквы й есть сверху галочка, а у буквы и нету.

Один из учеников читает. (Рем, не рой яму!)

В предложении обращаются к Рему, с просьбой не рыть яму.

Сформирован навык графического действия написания буквы «Й »

Физминутка

задача: предотвратить утомляемость обучающихся на уроке

Видео физминутка

Повторяют движения по видеоролику.

Переключено внимание учащихся, что помогло им отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу

Первичное закрепление

задача: закрепление графического действия написания новой буквы, совершенствование навыков написания буквы в словах, в предложении, отработка навыков написания соединения букв

Все задания на странице 20 нами выполнены и можем смело переходить на страницу 21.

Рассмотрите образец строчной буквы й . Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании буквы й .

Молодцы ребята. Самостоятельно пропишите элементы буквы на 1 строке прописи. Покажите готовность при завершении работы.

Переходим ко второй строке прописи. Что нам необходимо сделать?

Возьмите ручку, проверьте правильность своей посадки и вместе со мной пропишем строчную букву й. Образец написания буквы.

Вы сегодня очень хорошо работаете, поэтому я хочу упростить для вас задание. Букву й строчную мы будем прописывать не всю строчку, а только определённое количество раз. А сколь раз мы определим с вами с помощью игры. Отложите свои ручки и настройтесь на внимательное слушание. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и каждый раз, когда услышите звук [й] загибайте один палец на руке.

Йод – хороший, йод – не злой.
Зря кричишь ты «Ой-ой-ой!»,
Чуть завидев склянку.
Йод слегка, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка.

Сколько раз встретился звук [й] в данном стихотворении?

Напишите 9 раз строчную букву «й».

Прочитайте слова.
Что общего у этих слов?
Чем отличаются друг от друга?


Попробуем составить свои слова, поменяв одну букву. Буквы даны на доске.

Молодцы. Перепишите слова по образцу.

Мы с вами научились писать букву «Й й » заглавную и строчную. Давайте теперь научимся соединять ее с другими, чтобы ей не было одиноко.

Соединяем нашу букву с буквами о и а.

Возьмите свои ручки. Проверьте правильно ли вы сидите и вместе со мной начинаем прописывать. Пример учителя на доске.

Самостоятельно пропишите до конца строчки.

Покажите готовность. Молодцы, теперь буква «й» не будет скучать одна на строчке, мы с вами научились соединять ее с другими буквами.

Прочитайте предложение, которое дано ниже. Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Перепишите предложение. Правильно соединяйте буквы друг с дружкой.

Что нам необходимо сделать в последнем задании?

Почему слово Лайма написано с заглавной буквы?

Напишите слова письменными буквами.

Строчная буква меньше, чем заглавная, первый элемент строчной буквы имеет только один поворот, а заглавная два.

Буква пишется сверху вниз, неотрывно, в конце добавляем шапку сверху, чтобы не получилась буква и.

Самостоятельная работа на первой строке прописи.

Прописать строчную букву й

Внимательно слушают стихотворение, считают, сколько раз встретился звук

Звук встретился 9 раз.

Самостоятельно прописывают букву в прописи

Один из учеников читает слова.

Все слова состоят из трех букв. Во всех словах есть звук [й]

Слова май-лай отличаются первой буквой, слова рой-мой первой буквой. Слова май-мой второй буквой.

Один из учеников на выбор учителя выходит к доске и составляет слово.

Прописывают сочетание букв: ой; ай вместе с учителем далее самостоятельно.

Один из учеников читает предложение

Потому что это просьба

Самостоятельно переписывают предложение

Перевести печатный текст в письменный.

Обучающиеся могут самостоятельно без помощи учителя прописывают новую букву, слова с новой буквой, предложения.

Итог урока

задача: проверить освоение обучающимися нового материла

Ну, вот и все задания в прописи закончились, а значит и заканчивается наш урок.

Давайте подведем итоги нашего урока. Чему мы научились на сегодняшнем уроке? На какую букву похожа буква «Й». Как не перепутать эти буквы? Как нужно писать букву «Й й»?

Мы учились писать букву «Й й» заглавную и строчную

Буква «Й» похожа на букву «И»

У буквы «Й» есть шапочка у буквы «И» нету.

Восстановлен алгоритм графического действия, установленный на уроке. Установлен уровень освоения обучающимися новых знаний.

Рефлексия

задача: оценка учащимися своей деятельности на уроке

Вы все очень хорошо старались и хорошо поработали на уроке. Поднимите красный карандаш те, кто считает, что сегодня он справился со всеми заданиями и всеми трудностями, а зеленый те, кому еще необходима помощь.

Оценка учащимися своей деятельности

Обучающиеся провели оценку деятельности на уроке. Просигнализировали учителю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 п. Клетня Брянской области
Строчная буква й
1 класс
Урок разработала
учитель начальных классов
Исаченкова В. А.
Педстаж 9 лет
Первая квалификационная
категория

2015 г
Строчная буква й.
Класс: 1
Предмет: обучение грамоте
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: научить письму строчной буквы «й».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
­становление положительного отношения к урокам письма;
­овладение элементами способности оценивать свой учебный труд, принимать
оценки одноклассников, учителя;
­осознание себя как индивидуальности и как члена общества с ориентацией на
проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
­организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
работы;
­принимать учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
­планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно­
познавательными, учебно­практическими задачами;
­контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
­оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия:

­осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач
из собственных наблюдений;
­понимать информацию, основную и второстепенную;
­применять для решения задач, под руководством учителя, логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления
причинно­следственных связей, построения рассуждений и выводов;
­наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
­осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
­аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
строить понятные для одноклассников высказывания, задавать вопросы;
­вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых группах, осваивая различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению;
­допускать возможность существования у одноклассников различных точек
зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты:
­ сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание
букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма,
умение различать гласный звук И от согласного Й;
­ способствовать формированию информационной культуры учащихся;
­развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление,
орфографическую зоркость;
­воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению,
любовь к родному языку.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, «Пропись 1 кл. №2»
В.Г.Горецкого, образец написания буквы й,

карточки ­ заготовки для звуковых схем, тема урока, рисунок йога, буквы на
магнитах, элементы буквы й.
Дидактические материалы: презентация, сигнальные карточки жёлтого,
зелёного и красного цветов для самоконтроля детей, цветные карандаши.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

I .Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел сейчас звонок –
Начинается урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Уже звонок нам дал сигнал:
Всем работать час настал.
Дети: Будем внимательны,
А ещё старательны!
II .Актуализация знаний.
(на доске образец строчных букв)
И, Р, Л, Ы, О, Й, Н
­Назовите буквы.
­ На какие группы можно разбить? (Буквы гласных звуков и буквы согласных
звуков)
Ученик выходит к доске и классифицирует буквы.
­К какой группе вы отнесли букву й? (К буквам согласных звуков)
­Дайте характеристику звуку /й/.

III
. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.
­Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость, отгадайте, кто это?
(Это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые
невероятные позы, стоит на голове, складывается пополам и может буквально
завязать все свое тело в узел; он спит на гвоздях, может надолго задерживать
дыхание и пульс;)
­Правильно, это йог. (Вывешивается картинка йога)
­Выполним звуко­буквенный анализ этого слова.(Один ученик у доски)
Дети выполняют в парах на своих местах.
­Назовите первый звук в слове йог.(/Й/)
­Какой буквой на письме обозначается звук /й/.(Буквой й)
­А сможем ли мы записать это слово? Почему? (Мы не знаем, как пишется
буква й)
­Сформулируйте тему урока.(Строчная буква й)
­Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться писать строчную букву й,
слова и предложения с этой буквой)
IV
. Изучение нового материала.
­А чтобы научиться писать строчную букву й, что нам поможет? (Пропись)
­Открываем пропись на с.13
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду ровно, не согнусь,
Низко я не наклонюсь.
Сравнение й и и.
­Давайте сравним, с какой буквой схожа буква й? (С буквой и)
­А чем различны? (Галочка или дужка сверху, буква и гласная буква)

Букву й зовут «и­краткой»
Й как и_в твоей тетрадке.
Чтобы й_не путать с и
Сверху галочку пиши.
Анализ элементов букв.
­Из каких элементов состоит буква й? (Строчная буква й состоит из 3­х
элементов: двух наклонных линий с закруглением внизу и короткой выгнутой
линии.
­У вас на столах зелёные конверты, откройте их и соберите из элементов
букву й.
­Найдите эти элементы и обведите их по контуру и узор в широкой рабочей
строке.
Письмо буквы.
­Слушаем и слышим. (Включается фрагмент написания буквы й)
­ Начинаем писать букву от верхний линии движением руки вниз. Проводим
прямую наклонную линию, которая закругляется вправо возле нижней линии
и ведётся наклонно к верхней линии. Отсюда, не отрывая руки, проводим
снова вниз прямую наклонную с таким же наклоном, как и первую, и
закругляем возле нижней строчной до середины строчки. Над верхней
строчной линией между двумя написанными элементами буквы пишем третий
– короткую выгнутую линию движением вправо. Под счёт: раз­и­два­и­три.
­Пропишите в воздухе под счёт раз­и­два­и­три.
­Найдите верхнюю рабочую строку и пропишите до слова.
­Найдите букву, которая получилась у вас лучше всех.
Физкультминутка
­Я называю слова, если вы слышите в них звук /й/, хлопайте в ладоши, если
нет, садитесь на корточки:
Лиса, лайка, пружина, умывальник, соловей, троллейбус, яблоко, машина,
чай, чайка, Москва, рейка, зайка, дом, йод, йогурт, баю­бай, муравей, шубка.

IV
.Отработка навыка письма изученной буквы.
­Сейчас мы будем писать слово, а какое­я сделаю вам подсказку­в нём один
слог, три буквы, три звука и оно обозначает весенний месяц (Май)
­Найдите это слово и пропишите его в прописи.
Работа над предложением.
­Что написано на следующей рабочей строке?(Предложение)
­Докажите (Первое слово написано с заглавной буквы, в конце
восклицательный знак, слова связаны по смыслу)
­О чём это предложение?
­Для чего нужны дорожные знаки? (Помогать пешеходам и водителям)
­А кем являемся мы? (Пешеходами)
­Что нам помогает переходить дорогу? (Пешеходный переход и светофор)
­Вспомните цвета светофора, какой сигнал подаёт нам светофор, чтобы
переходить дорогу?
­Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения?
­А как вы думаете, наш гость их соблюдает?
­Конечно. Вы люди должны соблюдать правила дорожного движения. А
теперь запишите это предложение.
Не забывайте, смотрю на образец, пишу по образцу.
­Ребята, йог приготовил вам загадку, а отгадав её, узнаете, о чём пойдёт речь
в следующем предложении:
Кинешь в речку­не тонет,
Бьёшь об стенку­не стонет,
Будешь оземь кидать,
Станет кверху летать.(Мяч)
­Прочитайте.

­ Чем отличается оно от первого? (В конце стоит вопросительный знак)
­Как читается? (Вопросительно)
­Давайте ответим на вопрос? (Мяч зелёный)
Ученик работает у доски.
Физкультминутка «Как живёшь?»
Дети встают из­за парт.
­Как живёшь ты?
­Вот так! (показывают большой палец руки)
­Как идёшь?
­Вот так! (дети показывают шаг)
­А бежишь?
­Вот так! (движения при беге)
­Ночью спишь?
­Вот так! (руки под щёку, нагнуть голову)
­Как берёшь?
­Вот так! (ладонь в кулачок)
­А даёшь?
­Вот так! (ладонь раскрыта)
­Как молчишь?
­Вот так! (прикрыть ладонь руками)
­А грозишь
­Вот так! (погрозить соседу пальчиком)
­А теперь я прочту вам предложение. (Читает учитель)А вы подумаете, что я
вам прочла?
(Пословицу)

­ Когда так говорят? (Когда закаляются)
­Чем это предложение отличается от других? (Напечатано)
­Правильно. А мы что должны сделать? (Написать прописными буквами)
­А теперь обозначим гласные буквы.
­Ну, молодцы!
­А сейчас задание для самых любознательных. А кто у нас самый
любознательный?
На магнитах слово зайчик.
Используя порядок цифр, составьте новое слово­чай.
­Найдите в прописи слово зайчик и вместо точек запишите слово чай.
V. Итог урока. Рефлексия.
1.­Оцените себя, кто научился писать строчную букву й?(Поднимают
сигнальную карточку)
2.­Кто научился соединять строчную букву й?
3.­Сможетели вы теперь написать слово йог? Кто хочет, можете дома в
дополнительных тетрадях написать это слово.
4.­А теперь поднимите сигнальную карточку, если у вас всё получилось и не
было затруднений­зелёного цвета, если были некоторые затруднения­жёлтого
цвета, и красного цвета­если вы не научились писать строчную букву й и вам
было трудно.
­Спасибо за урок!

Черноус Татьяна Михайловна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

лицей №5 г. Воронеж

Урок обучения грамоте 1 класс УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» по программе Н. В. Нечаевой «Обучение грамоте»

Тема урока : Написание буквы Й (и – краткое) заглавная.

Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Й (и – краткое) заглавной; формировать навыки написания буквы.

УУД: формировать интерес к предметно – исследовательской деятельности предложенной в учебных пособиях.

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Ход урока.

    Организационный момент

Подошла к концу перемена,

Урок ей приходит на смену.

Мы продолжаем учиться писать

И новые знания открывать.

    Актуализация знаний

Скажите, пожалуйста, какой у нас урок? (Урок обучения письменной грамоте. Урок русского языка.)

А что мы делаем на этом уроке? (Учимся писать элементы букв, буквы и слова. А так же мы умеем составлять предложения.)

Зачем нам уметь писать? (Мы должны быть грамотными людьми. Что быть умными.)

А почему мы учимся писать письменными буквами? (Письменными буквами быстрее писать и они красивые.) (Письменные буквы писать проще, чем печатные.)

Откройте тетради. Мы уже умеем писать буквы? (Да мы уже много букв писали.)

Сейчас проверим как вы научились писать буквы. (Проводится выборочный диктант по картинкам. Учитель показывает картинки, а ученики выполняют определенные задания.)

Я буду показывать картинки, а вы запишите первую букву слова. Пишем строчные буквы.

МАЙКА ЛЕЙКА

РЕЙКА УЛИТКА

Давайте проверим правильно ли вы определили буквы? (м,л,р,у)

Посмотрите еще раз на картинки, какое задание вы можете предложить выполнить. (учащиеся предлагают свои варианта заданий и выбирают более интересные)

* Выбрать лишний предмет.

Давайте поиграем в игру «Четвертый «лишний».

Какое слово здесь «лишнее» и почему? (Лишнее слово УЛИТКА.)

(Это слово лишнее по трем основаниям и дети доказывают это.

    Это слово «лишнее» т.к. у него три слога. 2. Это слово «лишнее» т.к. оно начинается с гласного звука. 3. У него нет звука Й или буквы й – краткой.)

3. Работа по теме урока.

А мы умеем писать букву «й» - краткое прописную строчную. (Да мы умеем ее писать)

Пропишите букву в тетради столько раз сколько вам лет?

Физминутка

- Встали все. Сейчас мы с вами поиграем. Хлопаем в ладоши тогда, когда я назову слово с о звуком[ Й], буква и краткая. Мышь, воробей, ворона, легкий, ласточка, стриж, лейка, майка, ворота, стул, скамейка, стена, мама, йод. - Первыми сели девочки, а потом мальчики. (Соревнование, кто тише сядет.) - А какое слово было последним в физминутке? (слово «йод») - С какого звука начинается это слово? (Со звука [ Й]) - А какой буквой обозначается этот звук? (Буквой и – краткой) - Если предложение будет начинаться с буквы Й, то как мы пишем начало предложения? (Начало предложения пишется с заглавной буквы.) - Мы умеем писать Й заглавную? (Нет. Но она похожа на буква И. Состоит из таких же элементов.)

В чем ее отличие от буквы И? (У нее есть шапочка)

Откроем прописи на стр. 25 на верхней строке пропишем чередуя буквы И и Й.

Образец прописывается на доске. Выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее.

А какое задание еще есть в прописи? (Стихотворение)

Чтение стихотворения учителем.

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»

Про что это стихотворение? (Про йод)

Давайте обведем красиво все буквы в стихотворении. (Дети обводят буквы по пунктирам)

Попробуйте повторить стихотворение. А почему автор называет йод хорошим? (Йодом, когда поранишься, обрабатывают ранки и он в этом случае полезный.)

Давайте подберем к слову хороший противоположное по смыслу слово.

Хороший - плохой

Что кричит герой в этом стихотворении? (Ой – ой – ой!)

- Какой знак стоит в конце и почему? (Так как он кричит громко, поэтому стоит восклицательный знак.)

Давайте запишем эти слова в прописи на пустой строчке. С какой буквы будем писать? (С заглавной)

4. Закрепление материала

Рассмотрите внимательно задание № 3 в прописи. Придумайте задание для этого упражнения.

* Подчеркнуть букву й в словах.

* Разделить на слоги.

* Назвать слова в которых 1 или 2 слога.

5. Итог урока

Кто сегодня доволен своей работой?

А какие трудности вы сегодня преодолевали?

С чем мы сегодня познакомились на уроке?

Литература

Тетрадь по письму 1 класс авторы Н.В.Нечаева, Н.К. Булычева

Издательский дом «Федоров» 2011

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе.

Урок русского языка в 1 классе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема: Письмо буквы «Й» «й»

Цель: научить письму строчной буквы «й»

Задачи:

    сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма, умение различать гласный звук И от согласного Й;

    способствовать формированию информационной культуры учащихся;

    развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

    воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Материально-техническое обеспечение:

    Пропись 1 кл.

    Презентация к уроку.

Интерактивная доска, проектор, компьютер

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ресурсов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы обучения. Форма работы.

1

2

3

4

5

1

Мотивирование к учебной деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята, сегодня урок проведу у Вас я, меня звать Матвей Васильевич!

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

Спасибо за настрой, начнем урок.

Приветствуют учителя.

Принимают качества ученика.

Метод мотивации учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

Опрос.

Фронтальная.

2

Актуализация знаний

и сообщение темы урока

Введение в тему урока

Создание проблемной ситуации

4 мин.

А) Упражнение в умении классифицировать

Кот Матроскин учился писать буквы,

Посмотрите какие буквы он написал

(на слайде №2)

И, Р, Л, Ы, О, Й, Н

На какие группы можно разбить?

    сходство графических элементов

    буквы, которые обозначают гласные/согласные звуки

К какой группе отнесём букву й?

Б) выделение звука, определение характеристики

Какой буквой обозначают звук на письме [ Й, ] ?

А сможем ли мы записать слово йод?

Слайд №3

Чему мы будем учиться на уроке?

Итак ребята, какая тема сегодняшнего урока?

Верно ребята, тема урока – буква «Й»

варианты детей, затруднение

Нет

Не умеем писать букву «й»

писать строчную букву й

Буква «Й»

Словесный метод.

Беседа.

Кроссворд.

Ассоциации.

Фронтальная.

3

Этап подготов-

ки к усвоению нового материала.

Цель: подготовка к усвоению новой темы.

3 мин

А) Сопоставление буквы Й по сходству и различию

Слайд №4

Почтальон Печкин принёс посылку, а в ней буква й.

Изображения появляются поочередно (почтальон, строчная буква й, буква и

Печатные и,й)

Давайте, сравним с какой буквой очень схожа буква Й (И)

б) Игра «Моя Вообразилия».

На что похожа буква й?

слайде №5

Молодцы ребята!

Слайд № 6

Б) Анализ элементов буквы

Выделение изученных элементов детьми

Образец написания сопровождается объяснением и показом учителем на доске.

«Ставлю ручку на верхнюю лине­ечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выпол­няю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки, пишу сверху «узелок».

В) Конструирование буквы

Г) Повторение конфигурации буквы на чистом листе

Д) Прощупывание буквы по шершавому контуру картонных карточек.

Е) Сопровождение показом элементов написания буквы на экране

Ученики читают слайд

Ученики смотрят и пишут в воздухе ручкой

Проблемно-поисковый.

Шкалирование.

Самооценка.

Дорожная карта урока.

Фронтальная.

Этап

усвоения новых знаний.

Цель: принятие нового знания, примене

ние его для решения учебной задачи.

4 мин.

2 мин.

5 мин.

2 мин.

3 мин.

А) Повторение правил посадки, расположения тетради.

Б) Упражнения для кисти рук

В) Письмо в воздухе под счет

Г) Обведение в прописи по контуру и прописывание первой строки.

Д) Анализ типичных ошибок

    Отработка навыка письма изученных букв

    • Запись слов лей-рой-мой после сравнительного анализа

      Запись слова зайка-зазнайка .

Замени печатную букву письменной по окончанию работы дети объясняют, какие виды соединений они использовали

Физминутка

Упражнения для формирования правильной осанки

    Упражнения для улучшения мозгового кровообращения .

И. П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.П., 3 – поворот головы налево, 4 – И.П., 5 – плавно наклонить голову назад. 6 – И.П.. 7 – голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.П. – сидя. Руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    Упражнение для снятия утомления с мышц туловища .

И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    Упражнение для мобилизации внимания.

И.П. – стоя, руки вдоль туловища. 1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо. 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх. 6 – левую руку вверх. 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо. 11 – левую руку на пояс, 13- 14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний. 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

Выполним задание на страницу 32

Составить слова.

Чтение предложений с слайда №9

Чистоговорки

Ой, ой, ой!

Очень холодно зимой.

Ай, ай, ай!

Так в снежки играть давай

Эй, эй, эй!

Станем мы теперь дружней!

Чтение предложений с слайда №10

Какие это предложения по интонации? (восклицательные)

Ученики

Стр. 32 прописи

самостоятельная работа

Рассказ.

Иллюстративный.

Поисковый.

Работа с картой.

Позиционное чтение.

Заполнение таблицы.

Самопроверка.

Фронтальная.

Групповая.

Индивидуальная.

5

Этап

закрепления новых знаний.

Ребята поработаем с прописью на странице 33

Выполним задания со словом Каравай.

Напишите слово сочетание

    Работа в парах

Слайд 11

А вы знаете, какой подарок прислали родители Дяди Федора, когда они отдыхали на море?

Сейчас, вы увидите, какую фотографию сделал Шарик

Канарейка получила своё название по имени Канарских островов. Самочки более скромно окрашены: они скорее серовато-бурого цвета. Самцы имеют яркое оперенье. Особенность этой птицы в том, что у нее просто неотразимое пение. Еще в 14 веке моряки стали завозить этих птиц на свою родину, чтобы насладиться их пением. А позже стали их разводить и продавать.

Ёжик колкий

Кот усатый

(фоторужье)

(птицы, канарейки)

Частично – поисковый.

Фронтальная.

6

Рефлексия.

Цель:подведениеитогов, формирование оценочной деятельности учащихся.

Ребята давайте еще посмотрим на слайд и прочитаем слова с нашей буквой «Й», ребята какая тема урока была?

Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде №12.)

Оценивают уровень своих знаний по теме урока.

Синквейн.

Беседа.

Шкалирование.

Анкетирование.

7

Этап информирования о д/з

Задание: закрепить написание буквы Й

Слушают, делают запись в дневник.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами, логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок письма. 1 класс

Тема : Заглавная буква Й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами, логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.

Деятельность учащихся и планируемые результаты:

Предметные: различать звук и букву, характеризовать звук [й"] – согласный, звонкий, мягкий;

Регулятивные: принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, называть правильно элементы букв Й, в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначая его точкой, ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Наблюдать за звуком [й"] на конце и в середине слова, слышать его, обозначать на письме буквой й. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта;

Познавательные: воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы Й, й с образцом. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Обозначать правильно границы предложения;

Коммуникативные: выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [й"]. Выполнять правила работы в паре;

Личностные: оценивать свою деятельность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем. Слайд 1. Урок письма.

2. Актуализация знаний.

Среди слов переполох,

Что за странные слова

Заселили все дома. Слайд 2 домики со словами.

Ребята, а вы знаете такие слова?

Что же с ними произошло? (пропала буква)

А что же это за буква? (Й – краткое)

Назовите слова, которые заселили эти дома. (зайка, майка, чайник, сарай, йогурт, змейка)

Какое значение имеет буква Й – краткое в словах? (Важное)

Почему? (Если в слове её нет на своём месте, то слово становится непонятным, теряет свой смысл и значение).

А почему эта буква получило такое название?

А помогут нам в этом наши гости, только вам надо угадать,как их звать. слайд смайлики

Когда пугаемся или чего- то неожиданное видим, то мы говорим? ОЙ!

Когда ушибаемся, падаем, уколемся, то кричим?

АЙ!

Когда нам надо кого-то окликнуть, позвать, то мы кричим?

ЭЙ!

Что можете сказать про имена наших героев?

(Междометия. Выражают чувства, состояние, но не называют их.)

Что общего в названии этих имён? (Буква Й)

Сколько звуков в каждом имени? (2)

Произнесите последний звук.

Какой он – гласный или согласный? Почему? (При произношении звука Й губы раскрыты не широко, между зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба)

Давайте, определим: какой он – твёрдый или мягкий, произнесите ещё раз? (В ушах есть звон, при его произнесении слышится голос и шум. Звук Й произносится мягко)

Делаем вывод!!!

(звук Й - согласный, звонкий, всегда мягкий).

В словах, где стоит буква « й» мы слышим звук И, но только не поём его, а произносим прерывисто, коротко.

Вместе произносим стихотворение (хором):

Вместе с вами скажем дружно:

Букву Й краткую запомнить нужно!

Это буква непростая

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Слайд написание буквы Й (заглавной) стр.25.

3. Постановка целей и определение темы урока.

Цель урока.

1. Познакомиться с написанием заглавной буквы Й.

2. Будем сравнивать печатную и письменную буквы.

3. Научимся писать слова и предложения с новой буквой.

4. Работа по теме урока.

1. Знакомство с буквами Й, й. (Приложение № 1)

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву Й запомнить нужно.

Эта буква непростая,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты ей шапку подари –

Станет краткой буква И.

А. Шибаев

Сравним печатную и письменную буквы.

На что похожа буква Й?

Из скольких элементов состоит эта буква? (3)

Назовите элементы заглавной буквы й.

Напишите заглавную букву Й.

Прочитайте с доски. (Приложение № 2)

Ма мой лей

Май вой пей

Лай рой вей

Дай пой сей

5. Физкультминутка « Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

6. Продолжение работы по теме урока.

Поработаем со словарными словами и запишем их в словарик.

(Приложение № 4)

ЙОГУРТ, ЙОД

Что такое йогурт?

Придумаем предложение со словом йогурт.

Хорошо читающие ученики читают текст. Все внимательно слушают и отвечают на мои вопросы.

Йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь – кота, а некоторые поцарапанные дети… йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали, а из поцарапанного пальца долго шла бы кровь. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

Что интересного вы узнали о йоде?

Из чего добывают йод?

Проведем звуко-буквенный анализ слова «йод»(работа со схемами).

Прочитайте четверостишие В.Лунина. Назовите слова, противоположные по смыслу словам "хороший", "злой". Выпишите слова, которые кричит герой стихотворения.

Прочитайте слова, разделите слова на слоги. Выпишите слова из двух слогов. (милый, мои, умой).

Знакомство со словами, которые отвечают на вопрос Какой? (лимонный, умный, мирный). Запись в прописи.

На доске картинки: трамвай, троллейбус. (Приложение № 3)

Что это? (транспорт)

Какие виды транспорта вы знаете?

Какие правила дорожного движения вам знакомы?

Какие три цвета имеет светофор? (красный, жёлтый, зелёный).Запись слов в прописи.

На какой звук заканчиваются все эти слова?

Прочитаем стихотворение С.Маршака "Мяч" (Слайд 8)

Что вы знаете о трамвае, троллейбусе?

Придумайте предложения с этими словами и запишите их в тетрадь.

Трамвай идет по рельсам.

Троллейбус едет по дороге.

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия - На уроке я узнал……

– Я запомнил …….

Я научился……

Я удивился ……

Провести самооценку по алгоритму.



Статьи по теме