Профессиональный стандарт. Профстандарты Профессиональные стандарты работников образовательной организации

ПЕДАГОГА

Профессиональный стандарт педагога Содержание

1. Область применения.

2. Цель применения.

3. Термины и определения применительно к педагогу.

4.1. Часть первая: обучение.

4.2. Часть вторая: воспитательная работа.

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

6. Заключительные положения. Приложения:

Приложение № 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий.

Приложение № 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя.

Приложение № 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.

Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка.

Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) Введение

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется

обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога - 2013», наделив ее необходимыми правами и полномочиями.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт - основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

Работа с одаренными учащимися.

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

Соответствовать международным нормам и регламентам.

Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Характеристика стандарта

Профессиональный стандарт педагога - рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как:

готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции , призванные:

Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт педагога

1. Область применения . Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт .

В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.

Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года .

Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.

В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы :

  1. Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
  2. Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
  3. Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
  4. Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
  5. Способствование развитию российского образования.
  6. Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
  7. Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.

Нормативно-правовая база на 2018 год

Согласно действующим на данный момент законодательным актам, нормативно-правовой базой, которая является основанием для разработки и установления стандартов для руководителей образовательных организаций, является Трудовой кодекс РФ . В частности, стоит отметить такие основные формулировки :

  1. К сотрудникам, занимающим руководящие должности отдельных сфер и организацией, допустимо применение стандартов государственного масштаба.
  2. Отраженные в принятых стандартах требования и функции по каждой из должностей не должны противоречить требованиям, отраженным в квалификационных справочниках.
  3. В случае наличия определенных ограничений в соответствии с ТК РФ по выполнению трудовых обязанностей на руководящих должностях разработанные стандарты не могут содержать данных по их допущению.
  4. При возникновении дополнительных вопросов или неясностей по содержанию профессиональных стандартов, относящихся к руководящим должностям, необходимо руководствоваться данными квалификационных справочников.

Профессиональный стандарт общегосударственного уровня, который определяет основные требования к руководителю, имеет следующее содержание :

  1. Общие данные и сведения . В этой части отражается наименование типа деятельности и основная цель осуществления руководства в такой сфере. Также приводится кодовая классификация должностей по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Раздел, называемый как «Функциональная карта» . Тут отражаются общие понятия основных выполняемых руководителем задач, которые далее по тексту документа расшифровываются и отражаются подробнее.
  3. Подробная характеристика каждой из функций . В этой части каждая из отраженных ранее стоящих перед руководителем задач и выполняемых им функций раскрывается отдельно.
  4. Данные об организациях, которые участвовали в разработке профессионального стандарта до того момента, как он был принят приказом Министерства труда .

Требования к руководителю и его правовой статус

Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие :

  1. Иметь высшее образование.
  2. Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
  3. Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
  4. При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
  5. Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
  6. Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.

Общие сведения о должности

В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться . В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений :

  • дошкольное образование (детские садики);
  • начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
  • профессиональное;
  • бакалавриат и специалитет;
  • магистратура;
  • подготовка специалистов высших квалификаций;
  • обучение проф. характера;
  • дополнительное для граждан любого возраста.

В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.

Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.

Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:

  1. Осуществление прямого руководства организацией.
  2. Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
  3. Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
  4. Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
  5. При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
  6. Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.

Последствия от несоответствия

В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия , которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:

  1. Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
  2. В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
  3. При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.

Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.

Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают: либо в них вообще нет новых профессий, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов. В этой статье мы постараемся ответить на наиболее актуальные вопросы по применению профессиональных стандартов.

Что такое профессиональный стандарт?

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В свою очередь, профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Отметим, что ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике.

Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.

Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Таким образом должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.

Из истории профессиональных стандартов в России

Появление профессиональных стандартов - это не новинка, придуманная именно в России, как многие пишут, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам - у Великобритании.

Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта. В 2007-2008 гг. появились первые профессиональные стандарты.

В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На выполнение обеих задач было отведено около двух лет.

В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы. Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Первые стандарты были приняты лишь 30.10.2013. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», - говорится в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ.

Где искать информацию о профессиональных стандартах?

Внедрение профессиональных стандартов в организации - это многоуровневый процесс, который начинается с изучения текста стандарта с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим. О том, как внедрить профстандарты и чем может быть чреват отказ от использования их положений, расскажем в статье далее.

Как внедрить систему профстандартов?

С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1-195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?

На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.

При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).

Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям?

Законодатель выделяет внебюджетные фонды и иные организации, контрольный пакет акций которых находится в руках государства, в отдельную группу в части внедрения положений профстандартов в свою деятельность. Полномочия по установлению факта обязательности стандартов для таких компаний переданы Правительству РФ, при этом обязательно должно быть учтено мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.

27.06.2016 было принято постановление Правительства РФ № 584, которым устанавливаются особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, им установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профстандарты на основании заранее утвержденного плана.

Мероприятия по внедрению профстандартов

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность компании.
  2. Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
  3. Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
  4. Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов.
  5. Внесение изменений в должностные инструкции.
  6. Изменение системы оплаты труда.
  7. Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
  8. Проведение аттестации сотрудников.
  9. Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года

Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.

Не знаете свои права?

  1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
  2. Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
  3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
  5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
  6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
  7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
  8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
  9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профстандартов

Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:

  1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
  2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
  3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
  4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
  5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
  6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
  7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.

Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии

Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?

Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:

  1. Запросить сведения в территориальном подразделении Минтруда РФ.
  2. Использовать положения профстандарта в том случае, если это не противоречит законодательству. Например, если речь идет о вопросе досрочного назначения пенсии, то компетентным органом во внимание будут приниматься справочники, устанавливающие квалификацию. Именно поэтому работодателю на подобных должностях следует изучить нормативную базу по назначению досрочной пенсии. Главное, не забывать при этом, что если занятие определенной должности предполагает наличие льгот или введение ограничений, то ее название должно звучать именно так, как указано в профстандарте.

Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?

Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:

  1. Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
  2. Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.

Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.

Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?

Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:

  • для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для организаций — от 30 до 50 тыс. руб.

Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.

С лета 2016 года мы вступили в новую эру, когда профессиональный стандарт в образовании, как и в других сферах применять стало обязательным. Процедура их внедрения в организации - процесс безусловно непростой и занимающий много времени.

Если коммерческие компании могут и не всегда обращаться к стандартам, то для сферы образования они являются обязательными. Какие же бывают виды стандарта профессионального образования и какова процедура внедрения профессиональных стандартов среднего профессионального образования, сейчас разберемся.

План внедрения профессиональных стандартов в образовании

Первым этапом стоит создать рабочую комиссию по внедрению стандартов. Как правило, в рабочую группу включают представителей служб персонала, юристов, а также тех специалистов, которые будут непосредственно работать со стандартами. Председателем такой группы назначается руководитель учреждения. Для создания рабочей группы издается приказ. Составляется он в свободной форме на бланке учреждения. В нем прописывается состав группы (комиссии), цели и задачи внедрения профстандарта, срок завершения всех процедур и результат, который мы хотим получить на выходе. После подписания руководителем, с приказом необходимо ознакомить членов комиссии под роспись и передать приказ на хранение.

Не лишним будет и разработка положения о работе комиссии. В нем необходимо описать цели для которых она создана, задачи, которые необходимо будет решать, ее права и обязанности. А также порядок проведения заседаний и их периодичность. Ввести в действие положение необходимо также приказом руководителя организации. Все заседания рабочей группы должны быть оформлены протоколом, а все принятые решения - актом.

Следующим этапом комиссия утверждает план мероприятий по внедрению стандартов, а также реестр профстандартов образования, которые будут применяться конкретно в этом учреждении. Еще на этапе планирования стоит определиться с исчерпывающим списком стандартов необходимых в процессе деятельности. Не стоит вводить в действие те, которые не нужны Вам в текущий момент и не понадобятся в ближайшем будущем. Так перечень стандартов профессионально технического образования будет существенно отличаться от такого перечня в общеобразовательном учреждении или тем более в детском саду.

В процессе составления списка необходимо соотнести название профессий в штатном расписании с имеющимися профстандартами. Различие в наименованиях может быть расценено как нарушение трудового законодательства и повлечь за собой наложение штрафных санкций. Причем штраф будет выписан за каждый неверно составленный договор в отдельности. Таким образом при значительной численности персонала штрафы могут достигать астрономических сумм.

Соблюдение идентичности названий должностей будет гарантией того, что у работника в момент оформления пенсии не возникнет препятствий. Если трудовой кодекс или другие законодательные акты предусматривают льготы (компенсации) для некоторых профессий, то эта должность должна в точности соответствовать профстандарту. В противном случае льготы не будут действовать. Поэтому в процессе принятия перечня профессиональных стандартов в образовании очень важно сопоставлять названия принятое в учреждении и то, которое допускает профстандарт. Причем в первую очередь стоит опираться на содержание стандарта, а потом уже на название.

При возникновении разночтений их конечно нужно устранить. Самым доступным является введение в штатное расписание должности с “правильным” названием и перевод работника на вновь введенную должность. А после “старую” должность исключить из штатного.

Основные требования предъявляемые профстандартами конечно не являются требованиями к названию должности. Основным моментом является уровень квалификации трудящегося. Все работники чья деятельность попадает под действие профстандарта должны будут “подтянуть” свои знания до необходимого установленного уровня.

После согласования перечня необходимо определить категории педагогического состава, для которых необходимо провести профессиональную подготовку (переподготовку). Эти категории работников направляются на обучение в учреждения с государственной лицензией с которыми у организации заключен договор на обучение.

После проведенных процедур часто возникает потребность во внесении изменений или дополнений в кадровые документы. Наибольшим правкам подвергаются должностные инструкции. Эти документы не являются обязательными, но как правило есть в любой компании. А если документ есть, то его нужно привести в соответствие новым реалиям. Часто это является единственным документом, где отражены требования к кандидату на должность, а также описывается какие конкретно задачи должен выполнять сотрудник в процессе работы. Стоит отметить, что профстандарт является только основой для разработки Ваших внутренних актов и в нем указаны необходимый минимум по профессии. Из этого можем сделать вывод, что компания вправе установить более жесткие требования к профессии.

Вносить изменения в должностные инструкции (ДИ) придется тем образом, которым они были выпущены. Если ДИ является самостоятельным актом, то это самый простой вариант. Выпускаем новую редакцию и утверждаем ее. Сложнее обстоит дело, если ДИ является приложением к трудовому договору. Тогда необходимо будет издать дополнительные соглашения к трудовым договорам (для каждого сотрудника отдельно). Этот способ значительно увеличивает объем работы. В любом случае с измененной ДИ необходимо будет под роспись ознакомить всех сотрудников, которых затрагивает такие изменения.

Списки профстандартов со временем дополняются новыми профессиями и компании нужно периодически проверять не выпущены ли новые стандарты.

Перечень профстандартов в образовании

Реестр профессиональных стандартов образования в 2016 году включает в себя 4 позиции:

  • Педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Если в 2016 году в области образования проходила еще только апробация профстандартов в ряде пилотных регионов, то с 1 января 2017 года они станут обязательными к применению для всех образовательных учреждений. Руководствоваться ими работодателю придется не только при разработке ДИ и трудовых договоров, но и при выборе системы оплаты труда.

Наиболее широко используемым будет профессиональный стандарт педагога. В него включают работу не только работу учителей общеобразовательных школ, но также воспитателей детских садов. Профстандарт педагога допускает к работе гражданина только в случае наличия у него высшего или среднеспециального образования в образовательной сфере или по направлению преподавания. Если образование не соответствует этим требованиям, то необходимо пройти дополнительное образования в сфере, которой планируется рабочая деятельность.

Кроме того установлены ограничения к допущению преподавательской деятельности. Так учителем или воспитателем не может работать лицо ранее лишенное права заниматься такой деятельностью, лица ранее судимые, страдающие определенными заболеваниями или недееспособные. А вот требований к стажу профстандарт педагога не предъявляет. Поэтому выпускники, сразу после получения диплома, могут сразу окунуться в преподавательский процесс.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов в образовании конечно является еще не исчерпывающим. На данный момент происходит активная процедура его разработки и дополнения.

Статьи по теме