Духовная жизнь общества понятие сущность. Духовная жизнь общества и культура

Это деятельность людей, связанная с производством и потреблением духовных (т.е. идеальных, в отличие от материальных) ценностей.

Культура является существенной характеристикой жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Культура - это основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир. Культура является специфически человеческой сферой деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой «меру человеческого в человеке».

Термин «культура» произошел от латинского слова cultura , что в переводе означает - возделывание, воспитание, развитие. В самом общем смысле под культурой понимают совокупность видов и результатов производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества. Наука, изучающая культуру, называется культурологией . Как правило, выделяют материальную культуру (то, что сделано руками человека) и духовную культуру (то, что создано человеческим разумом).

В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов .

    Познавательный, знаково-символический элемент - знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

    Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве заместителей других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

    Ценностно-нормативная система . Она включает в себя социальные ценности и социальные нормы.

    Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

    На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальные нормы рекомендуют или требуют соблюдение определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе.

    Выделяют неформальные и формальные социальные нормы.

    Неформальные социальные нормы - это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых люди должны придерживаться без принуждения (этикет, обычаи и традиции, обряды, хорошие привычки и манеры). Соблюдение неформальных норм обеспечивается силой общественного мнения (осуждение, неодобрение, презрение).

    Формальные социальные нормы - это специально разработанные и установленные правила поведения, за несоблюдение которых предусматривается определенное наказание (Воинский устав, юридические нормы, правила пользования метро). За соблюдением формальных социальных норм следят государственные органы.

Культура - постоянно развивающаяся система. Каждое поколение привносит свои, новые элементы, как в материальную, так и в духовную сферу.

Субъектами (творцами) культуры являются :

    общество в целом;

    социальные группы;

    отдельные личности.

Выделяют три уровня культуры (рис. 4.1
).

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу - профессиональными творцами. Это «высокая литература», «кино не для всех» и т.д. Она ориентирована на подготовленную аудиторию - высокообразованную часть общества: литературоведов, киноведов, завсегдатаев музеев и выставок, писателей, художников. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это сказки, легенды, народные песни и танцы, народные промыслы, тосты, анекдоты и т.д. Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Зачастую произведения народного творчества существуют и передаются устно из поколения в поколение. Этот уровень культуры адресован широким слоям населения.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Это телесериалы, книги популярных авторов, цирк, блокбастеры, комедии и т.д. Этот уровень культуры адресован всем слоям населения. Потребление продуктов массовой культуры не требует специальной подготовки. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры (рис. 4.2
).

Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей, например, национальная, молодежная, религиозная.

Вид субкультуры, которая противостоит доминирующей, например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство .

Основные направления искусства:

  • живопись, скульптура;

    архитектура;

    литература и фольклор;

    театр и кино;

    спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ) .

СМИ - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т.д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. Но законодательство налагает определенные запреты на эту свободу.

Запрещается:

    1) использование в программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей;

    2) пропаганда порнографии, насилия и жестокости, национальной розни;

    3) распространение информации о способах разработки и местах приобретения наркотиков и психотропных препаратов;

    4) использование СМИ в целях совершения уголовных преступлений;

    5) разглашение сведений, содержащих государственную тайну.

Культура играет огромную роль в общественной жизни. К ее функциям относятся:

В каждом обществе складывается своя, неповторимая культура. В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три подхода :

Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование несет опасности потери культурной самобытности. Открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, подъему ее на более высокую ступень развития, с другой - к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.

Сущность морали

Мораль возникла еще в первобытном обществе. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение: они распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

Понятие «мораль» произошло от латинского слова moralis , что в переводе означает «нравственный». Синонимом морали является понятие нравственность .

Это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. Мораль изучает особая наука - этика .

Моральные нормы - это опирающиеся на общественные оценки убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации «так, а не иначе». В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных, частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Поэтому через моральные нормы могут оцениваться как цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Выделяют светскую и религиозную мораль.

Светская мораль - отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.

Религиозная мораль - совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.

Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций .

    Регулятивная функция - регулирует поведение людей в обществе, контролирует нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом. Моральная регуляция отличается от правовой регуляции тем, что влияние первой определяется принципами, действующими изнутри самого человека, право же - является внешней надстройкой.

    Воспитательная функция - готовит человека к жизни в обществе, выступает одним из видов социализации подрастающего поколения. Моральное воспитание продолжается всю жизнь от момента формирования сознания человека через самовоспитание в период зрелости. Если в детстве ребенок получает первичные моральные представления, то в дальнейшем он самостоятельно развивает их, превращая в свой нравственный мир.

    Коммуникативная функция - создает нормативную основу человеческого общения (этикет, правила общения, правила приличия).

    Познавательная функция - позволяет познавать и оценивать человеческие качества.

В этой связи отметим, что моральное знание - это знание о должном, справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом, о добре и зле.

Таким образом, мораль - это и характеристика личности, ее главных качеств. В тоже время, это и характеристика отношений между людьми, вся совокупность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Религия как феномен культуры

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой и образованием) форм духовной культуры и важнейшим фактором человеческой истории.

Слово «религия» произошло от латинского religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа. - это мировоззрение и мироощущение, которое основывается на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. такого начала, которое находится за пределами естественного знания, и недоступно пониманию человека.

В структуре религии можно выделить следующие элементы .

Религия играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций религии выделяют следующие.

    Мировоззренческая функция - объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.

    Компенсаторная функция - дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

    Воспитательная функция - воспитывает и обеспечивает связь поколений.

    Коммуникативная функция - осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности.

    Регулятивная функция - религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе.

    Интегративная функция - способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления.

Существуют различные формы религиозных верований .

Интернациональными, мировыми, вселенскими, монотеистическими религиями, получившими широкое распространение среди разных народов, являются буддизм, христианство и ислам. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Этнические, национальные перегородки, свойственные религиям древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии.

В буддизме существуют: - человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

Для ислама и христианства свойственен фатализм - убеждение в том, что судьба человека и все его действия и поступки предопределены Богом, записаны в «Книге судеб».

В Конституции РФ, в статье 28, законодательно закреплена свобода совести и вероисповедания - человек вправе сам выбирать себе религию или быть атеистом.

Контрольные вопросы

    Дайте определение понятию «культура».

    Назовите уровни культуры.

    Какие виды культуры Вы знаете?

    Что в обществознании понимают под моралью?

    Какие виды морали Вы знаете?

    Охарактеризуйте понятие «религия».

    Какие формы религиозных верований Вы знаете?

    Дайте характеристику мировым религиям.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

по теме: «Духовная жизнь общества»

Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.

Белгород – 2008


Вступительная часть

1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

2. Основные элементы духовной жизни общества

3. Диалектика духовной жизни общества

Заключительная часть (подведение итогов)

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.


Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно; присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем нечто должное, а не сущее. Это-то и придает ему вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего не зависимой.

Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

Идеи, теории, образы, духовные ценности;

Духовные общественные связи индивидов;

Сам человек, поскольку он, кроме прочего, – существо духовное.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от производства материального? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврами искусства – можно Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.


Список использованной литературы

1. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 19.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произведения. – М., 1988.

3. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

4. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. – М., 1994.

5. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 18.

7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1992.

8. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 21, 23.

9. Франк С.Л Духовные основы общества. - М., 1992.


Литература:

Основная

1. *Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 19.

2. *Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

3. *Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 18.

4. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 21, 23.

Дополнительная

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произведения. – М., 1988.

2. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. – М., 1994.

3. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1992.

5. Франк С.Л Духовные основы общества. – М., 1992.

Основная идея темы: Духовное есть подлинно-

человеческое в человеке, основное его богатство.

Н.А.Бердяев "Человечность связана с

духовностью... Завоевание

духовности есть главная задача человеческой жизни".

1. Духовная жизнь общества и её основные сферы.

2. Понятие общественного сознания.

3. Структура общественного сознания, формы его проявления.

I. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ.

Человек - единственное существо на земле, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Только он способен мыслить логически, постигать все существующее по меркам истины, справедливости и красоты. Без человека не может быть духовного производства, науки, искусства, религии.

Говоря о духовной жизни общества и человека необходимо подчеркнуть, что духовное всегда играло значительную роль в историческом процессе с момента возникновения общества. Сложность духовной сферы пожалуй можно сопоставить лишь со сложностью Вселенной, её отличают ярко выраженные многоплановость и многообразие.

Духовная сторона человеческой истории была предметом философского анализа ещё в глубокой древности. Поставили и пытались разрешить проблему духа Сократ и Платон, большой вклад в изучение духовной жизни внесли Гегель и Фейербах, К.Маркс и Г.Плеханов, З.Фрейд, Ф.М.Достоевский, А.Камю и многие другие мыслители.

Духовное в общественной жизни представляет собой тончайшую реальность, это есть высшее проявление деятельности души (психика) человека. Идеалистическая философия всегда подчеркивала, что Дух ("дуновение", "дыхание") являются даром Божьим. Его жизненой энергией. Н.А.Бердяев писал, что Дух - это "истина, красота, добро, смысл, свобода". Это как огромный поток, а сам человек есть манифестация Духа, воплощенная творческая свобода.

С точки зрения философского материализма духовное вторично и существует как сторона, момент общественно-исторической практики человека.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту объективную надиндивидуальную реальность, которая дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а присутствует в нас самих, которая является неотъемлемой частью личности человека. И уже в этой попытке определить духовную жизнь видно противоречие - с одной стороны - дух, идеальное начало не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они -надиндивидуальны, всеобщи, объективны, как бы независимы от человека. Такие противоречивые идеальные начала, как Истина, Добро, Красота и составляют суть "проблемы духа", они всегда были в центре внимания философов.

Истоки проблемы, духовной жизни общества, коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в этом мире, а таюке взаимодействие с ним. Эта связь духа с практической деятельностью никогда не прикращается. Ведь наше мышление не является природною способностью, оно не наследуется биологически, а формируется в социальной жизнедеятельности.

Духовная жизнь общества является особой сферой деятельности людей, здесь имеет место производство и распределение ими духовных ценностей. Она включает в себя всё многообразие форм и проявлений духовной деятельности, которая возникает на основе и в рамках общественного сознания. Данная сфера, как полагал К.Маркс, есть "обработка людей людьми", в отличие от обработки природы" т.е. материального производства. Здесь люди формируют свое сознание в различных формах, предают его другим людям, удовлетворяют свои духовные потребности, духовные связи и отношения.

Далее, необходимо помнить, что практическая деятельность человека строится по законам общественного мира, поэтому и духовная наша деятельность должна в целом следовать законам этого мира. Конечно здесь не может быть полного тождества, речь идет об их принципиальном совпадении основных моментов.

Создаваемый человеком мир идеальных понятий, образов обладает относительной самостоятельностью, он может отрываться от материальной детяльности, но порвать с ней связь не может, т.к. этот мир имеет материальное происхождение, производность от материальной деятельности человека, а с другой стороны, - основная функция духа, его предназначение - ориентация человека в мире и потеря её означает гибель самого духа.

Кроме того, продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы, доказав свою практическую значимость, сохраняются в социальной памяти человека.

Следует подчеркнуть еще один момент - активное воздействие социально-экономических, политических, национальных и др. факторов на духовную сферу общества и поэтому она всегда выступает в конкретно-исторической форме как определенное состояние духовного мира человека.

Так как духовная жизнь человечества происходит от жизни материальной, то и структура её во многом аналогична: духовные потребности, духовное производство, духовный интерес, духовные ценности, духовное потребление, духовное отношение и др.

Но внешняя похожесть не исключает принципиальных различий между ними.

Например, духовные потребности - они выступают как побудительные силы, мотивы духовного производства, они не заданы биологически, не даны от рождения, здесь активность чисто социальная. Она должна быть сформирована и развита в социальном мире индивида в процессе его воспитания и образования.

Духовные потребности всегда конкретно-историчны. Они выражают актуальные запросы эпохи. В период своего становления общество формирует у человека самые элементарные духовные потребности, что обеспечивает его социализацию, в современную эпоху духовные потребности более высокого порядка - это освоение богатств мировой культуры, участие в их создании, и они формируются через систему духовных ценностей, которые выступают ориентирами в духовном саморазвитии человека.

Духовное производство является основанием всей духовной сферы. Оно есть производство сознания, всех духовных ценностей и антиценностей. По отношению к материальному производству оно относительно самостоятельно, имеет свой "предмет труда" и "орудия" для его обработки специальные "технологии". Производство сознания осуществляется как отдельными людьми (ученые, писатели), так и социальными группами (священнослужители), всем народом в виде сказаний, примет, афоризмов и песенного творчества. Можно сказать, что результатами духовного производства являются:

1. Идеи, теории, образы, духовные ценности;

2. Духовные общественные связи индивидов;

3. Сам человек, поскольку он, - существо духовное.

В духовном производстве можно выделить три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное. Отсюда и три вида духовного производства, где идет процесс производства как бы в чистом виде идей, образов, представлений, а также соответствующих связей и отношений между людьми. Каждый вид освоения действительности создает свой особый, неповторимый целостный мир.

Духовные ценности. Этим термином обычно обозначают социально-культурное значение различных духовных образований. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная сущность самого человека.

В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины человечество выражает свое отношение к действительности. Потребление человеком высоких духовных ценностей способствует становлению его в качестве существа разумного, культурного, нравственного. Антиценности (реакционные идеи, пошлые вкусы, низменные идеалы и др.) отнимают у человека подлинно человеческое, лишают его всех богатств духовной культуры общества.

Здесь ориентирами могут быть как национальные так и общечеловеческие ценности. Они воплощены в таких понятиях, как добро, справедливость, мир, свобода и т.д.

Духовное потребление - это процесс удовлетворения людьми своих духовных потребностей, т.е. потребление духовных благ, духовных ценностей. Предметы духовного потребления формируют соответствующие потребности, поэтому богатство духовной культуры общества выступает важной предпосылкой формирования разнообразных потребностей человека.

Духовное потребление может быть стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные ценности, но оно может и навязываться человеку рекламой, средствами массовой культуры. Но тем не менее следует считать, что необходимо сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях. Человека необходимо приобщать к настоящей духовной культуре, сделать её достойной и интересной для каждого.

И здесь следует заметить, что необходимыми условиями духовного потребления является наличие свободного времени у человека, демократический, гуманный характер самого общества.

Духовные отношения - это те связи, которые складываются между людьми в ходе их совместной духовной деятельности. Здесь можно выделить такие виды духовных отношений как познавательные (учитель-ученик), нравственные, эстетические, религиозные и др. По сути своей они есть духовное взаимодействие, обмен чувствами и представлениями, идеями и идеалами, это отношение интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и ко всей действительности.

Духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д.

Жить духовно означает, кроме всего прочего, и обмениваться своим сознанием с другими людьми. Это обогащает человека, расширяет его духовный мир.

Итак, все эти элементы духовной сферы общества в единстве обеспечивают функционирование и развитие духовной жизни общества.

В духовной сфере выделяют целый ряд подсистем, где происходит процесс производства общественного сознания и его применение. Сюда относят идеологическую жизнь, научную, художественную, религиозную, нравственную, систему воспитания и образования человека, систему массовой информации и пр.

Результатом всей духовной деятельности человека и общества является духовная культура как совокупность достижений человечества в этой сфере. Ростут масштабы и виды духовной деятельности и исторический процесс становится все более одухотворенным, а духовность человека является источником его творчества и свободы.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, научные знания, моральные нормы и т.д.), способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить и развивать духовный мир человека. Через эту сферу идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и осмысленного отношения к нему.

Духовная жизнь общества представлена тем, что составляет духовное содержание общественной жизни в данную эпоху, отражая экономические, исторические, географические, национальные и др. особенности развития общества.

В ходе исторического развития философской мысли сложилось два основных подхода к ее пониманию: философы-идеалисты (Платон, Гегель, французские просветители, Кант и др.) считали, что духовное бытие людей определяет все стороны их жизни, в т.ч. – материальную («Идеи правят миром»); марксистская философия исходит из принципа первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, относя духовные явления к сфере надстройки общества.

Последний подход позволяет понять, что генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая сторона отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира.

Вместе с тем создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает относительной самостоятельностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку, в конечном счете, это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

В то же время духовная жизнь общества находится в постоянном взаимодействии с другими сторонами общественной жизни. Ее структура весьма сложна и включает в себя следующие взаимодействующие компоненты:

духовные потребности людей – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др.;

духовное производство – духовная деятельность в различных областях культуры, связанная с удовлетворением развивающихся духовных потребностей;

духовные ценности – научные идеи, художественные образы и т.д. как результат различных отраслей духовного производства и средство удовлетворения духовных потребностей;

духовное потребление – усвоение духовных ценностей общества через систему воспитания, образования, духовного саморазвития человека;

духовные отношения между людьми и большими социальными группами (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения по обмену духовными ценностями и опытом);

социальные институты в сфере духовной культуры , которые осуществляют производство, распространение и хранение духовных ценностей (картинные галереи, музеи, научные учреждения, библиотеки, театры, институт СМИ и т.д.).

В результате функционирования всей духовной жизни формируется общественное сознание – общее массовое сознание духовного опыта людей данного общества, возникающее из их общественной практики.

Сознание как стержень духовной сферы можно дифференцировать по разным основаниям.

По своему носителю , субъекту, сознание делится на индивидуальное и общественное (сознание общества). Индивидуальное сознание – духовный мир каждого отдельного человека (чувства, знания, интересы), основу которого составляет индивидуальное самосознание и которое складывается на основе личного опыта, непосредственных условиях жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, воспитания, образования. Индивидуальное сознание содержит все черты, присущие данному человеку, а также включает и то общее (знания, идеалы, оценки, стереотипы и т.д.), что свойственно тем социальным группам, народу в целом, к которым он принадлежит, и что приобретается им в процессе социализации.

В результате складывается общественное сознание, которое находит свое выражение во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не равно их простой сумме.

Общественное сознание – относительно самостоятельная духовная реальность, оказывающая огромное влияние на каждого человека. Оно – своего рода надындивидуальный коллективный ум, который отражает действительность гораздо глубже и всестороннее, чем отдельные индивиды.

Общественное сознание представляет собой то общее, что возникает в сознании множества индивидов, потому что они живут в общих социальных условиях и в процессе коммуникации обмениваются идеями, мнениями, духовным опытом. Идеи отдельного человека могут стать фактом сознания общества, когда они обретают общественную значимость.

Таким образом, общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом взаимодействии, оказывая взаимное влияние и дополняя друг друга.

Общественное сознание подразделяется на два уровня в зависимости от глубины отражения действительности и степени системности – обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание – стихийный, бессистемный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни, который имеет практическую направленность, эмоционально окрашено и формируется под воздействием труда и быта.

Теоретическое сознание – системное, рационализированное отражение (объяснение) явлений действительности на уровне их глубинной сущности и закономерности, которое разрабатывается профессиональными учеными, социальными мыслителями.

Частичными аналогами обыденного и теоретического сознания являются общественная психология и идеология, которые не только отражают явления действительности, но и выражают оценочное отношение к ним. Доминирующим в из разграничении является не само по себе знание о действительности, а отношение к действительности, связанное с потребностями конкретных социальных субъектов (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, мыслей, привычек, традиций, возникающих на основе социальных групп и общества, в которые входят люди. В ее составе формируются: разнообразные интересы, ценностные ориентации, социальные установки, представления о будущем, о смысле жизни, счастье и т.д. В общественную психологию включается и коллективное бессознательное.

Общественная психология представляет собой форму так называемого массового сознания – широкой совокупности идей, чувств, представлений, иллюзий, которые вырабатываются в процессе общения людей между собой и отражают все стороны общественной жизни, доступные массам и способные вызвать их интерес. Массовое сознание получает выражение в различных видах массовой культуры и средствах массовой коммуникации. Массовая культура в основном усредненная, стандартизированная, развлекательная, ориентированная на потребительское сознание и сиюминутные запросы людей.

В целом общественная психология – это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме их умонастроений. Она может формироваться как стихийно, так и целенаправленно, манипулируя общественным мнением, чем пользуются некоторые идеологи.

Важной чертой теоретического сознания является идеология: теоретическое сознание, кроме нее, включает и естественнонаучные знания.

Идеология есть совокупность теоретически разработанных взглядов, в которых дается объяснение и оценка социальных явлений, событий, проблем с позиции интересов определенных социальных групп (классов, слоев, наций, политических партий и движений). С этих позиций идеология в теоретической форме выражает потребности общественного развития, предлагает способы решения назревших противоречий, выражает взгляды на смысл происходящего, обозначает идеалы общества и пути их достижения.

Идеологии различаются по своей роли в обществе и по своим формам. Особо значимы идеологии религиозная, политическая и правовая. Они создаются сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. В то же время в идеологии могут отражаться также общечеловеческие интересы, интересы других слоев, что расширяет ее социальную базу, позволяя, в том числе, манипулировать общественным сознанием и создавать ложный образ реальности. Поэтому нужно различать понятия «идеология» и «наука».

Влияя на общественную психологию, идеология в то же время учитывает массовые умонастроения людей данного общества.

В рамках рассмотренных выше двух уровней общественного сознания выделяют также его формы: экономическое, политическое, правовое, моральное, религиозное, научное, философское и др. В современном обществе идет постоянное вызревание новых форм общественного сознания, например, экологическое, шоу-сознание… Формы общественного сознания различаются: по предмету, способу отражения действительности, по характеру ее оценки; по потребностям, которые они удовлетворяют, а также по той роли, которую они играют в жизни общества.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут такие формы общественного сознания, как наука, играющая ведущую роль в современном обществе, а также мораль, искусство и религия как важнейшие способы духовно-практического освоения мира человеком.

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. На это указывают многие отечественные и зарубежные ученые, писатели и другие представители духовной культуры. Вот лишь одно из характерных суждений: мировоззрение, преобладающее в современной западной культуре, "строго говоря, не совместимо ни с каким понятием о духовности". В нем всецело доминируют материальные интересы как основной символ современного потребительского общества . В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Основные элементы духовной жизни общества

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность . Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей , в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности . Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Статьи по теме