Типичные ошибки начинающих фотографов. Базовые ошибки композиции в фотографии

В эру Интернета, как многие заметили, началось повальное увлечение фотографией. Показать себя и свои работы миру стало легче простого, любительская линейка фототехники становится более доступной.

И, конечно, все мы хотим красивых фотографий для своего семейного фотоальбома. Разумеется, многие не упускают возможность и подзаработать на фотографии, дабы окупить свою "зеркалку". Блуждая по группам в социальных сетях часто встречаешь подобные предложения услуг новоявленных фотографов, некоторые из которых явно не догадываются как преувеличивают представление о своем таланте.

Конечно, не всем нам дано быть великими Эдвардами Стейхенами, но некоторых ошибок мы в силах избежать, проявив чуть больше внимания к казалось бы простому процессу "нажатия на кнопочку спуска".

Фотографии для статьи взяты из открытого портфолио обычного среднестатического фотографа. Уверен, в вашем городе таких найдется с два десятка.

Самая главная ошибка большинства начинающих фотографов - неправильный акцент. То, за что цепляется взгляд, то, что привлекает. Если мы снимаем портрет, но ЭТИМ должны быть глаза модели. К сожалению, современная система автофокуса "расхолаживает" фотографа. В итоге в фокусе оказывается... подбородок и поры кожи на плече:

Стены (бэк-фокус)

Но, в принципе, и сам акцент может быть выбран фотографом неверно. Тогда страдает идея снимка (Если такая вообще закладывается изначально). К примеру, фотографией ниже, приятной глазу на первый раз, непонятно что хотел сказать автор. От этого фотография полностью теряет смысл и, скажем, вряд ли обладает ценностью даже для какого-нибудь фотостока:

Отсутствие смысла, вообще, частый враг фотографа. Часть приведенных выше фотографий обработаны достаточно красиво и отчасти профессионально, однако без содержания форма, как говорят фотографы, ничто. И лишенные смысла фотографии, снятые с немалыми усилиями, навсегда останутся в архивах.

К сожалению, технический аспект - тоже поле для ошибок.

Это неудачно подобранный фон или освещение. Например, в фотографии снизу, где волосы девушки, сливаясь с фоном, представляются чем-то негативным, стоило устроить контровое освещение или сменить цвет фона на более светлый тон. К сожалению, подобные фотографии сразу идут в мусорное ведро:

"Грязь" в кадре в виде шума, пыли на матрице или объективе и других факторов - еще один часто встречаемый недостаток. Одно дело когда идет осторожная стилизация "под зерно, под пленку", но другое - когда шум полностью поглощает всю композицию. Такие фотографии выглядят мусорными. На примерах ниже, кроме всего прочего шум, как видим, искусственный (монохромный), что еще больше портит картину.

Обработка фотографии в Фотошопе - один из важнейших этапов в фотопроизводстве. Здесь простор для ошибок просто неограниченный. Как пример - обычная фотография, неграмотной ретушью фотографа превратившая девушку в пластилиновую куклу, у которой потек тональный крем:

Конечно, эксперименты всегда приветствуются, но фотограф, в первую очередь, должен обладать внутренним чутьем. К сожалению, обучить этому нельзя. Опыт в помощь!

Не допускайте ошибок, друзья! Удачных кадров!

Кто-то проходит этот путь быстрее, кто-то чуть медленнее, но факт есть факт — все мы были когда-то начинающими и это правда. Речь даже не только о фотографии, сколько обо всем вообще. Все начинается с небольших и неуверенных первых шагов. Далее идут долгие тренировки, работа над ошибками и следующие шаги.

Данная статья как раз и посвящена таким первым и даже уже осмысленным шагам, которые помогут немного ускорить ваш путь в мире фотографии.

Ошибка 1 – выбитые света на фотографии

Эта же проблема наверняка известна многим как проблема «черная земля – белое небо». Заключается она в том, что на фотографии одновременно находятся и очень ярко освещенные участки, и участки в глубокой тени.

Т.о. динамического диапазона матрицы фотоаппарата просто не хватает, чтобы записать достаточное количество информации и в светах и в тенях. В результате нам приходится выбирать: получить полностью белое небо без намека на облака и нормальную землю\траву\дома или снять белые облака на фоне голубого неба, которые летят над черной пропастью.

Новую камеру покупать не стоит, это не поможет

Решение тут, как вы понимаете, это не купить новую фотокамеру с широким динамическим диапазоном. Решение — это научиться выстраивать композицию кадра так, чтобы исключить засветку. Так же следует подбирать экспозицию (наши параметры съемки) по светлым участкам.

Да, при этом общая фотография будет темноватой, но это мы исправим при последующей обработке (вы еще не снимаете в RAW? Вот вам еще одна причина начать это делать). Вытянуть тени гораздо проще, чем света, в тенях все камеры хранят гораздо больше информации.

Минус такого приема в том, что на многих фотоаппаратах, а особенно на любительских моделях, при вытягивании теней на снимке начинают появляться шумы. Чем больше тянете экспозицию вверх, тем больше будет шумов.

Ошибка 2 — позирование вместо задания направления


Особенно это актуально для портретных съемок, где главными героями являются люди. Начинающие фотографы часто слишком жестко пытаются руководить своими моделями, поставить их в какую-то позу, говорят куда положить руку, как наклонить голову.

Проблема в том, что такие фото конечно имеют свое место, но в большинстве случаев не являются натуральными и естественными для самих моделей.

Общайтесь с моделью, задавайте настроение и направление съемки

Решение этой ошибки — пытаться задать ребятам какую-то эмоцию и создать движение. Если это лавстори, то попросите влюбленных крепко обнять друг друга, а жениха отдельно попросите в какой-то момент пощекотать свою вторую половинку или что-то тихо сказать ей на ушко, можно даже какое-нибудь неприличное слово.

Это будет неожиданно для нее и наверняка вызовет естественную улыбку или смех. Будьте готовы заранее и в этот момент не упустите свой золотой кадр =)

Ошибка 3 — пренебрежение светом


Очень серьезная ошибка. Снимаем там, где нас попросили, а не где и когда нам самим нужно. Откроем секрет хороших фотографий – это хороший свет. Именно он является как минимум 50% успеха, поэтому, не принимая во внимание этот фактор (свет, его направление, угол падения, интенсивность, цветовую температуру), вы никогда не будете стабильно получать качественные фотографии.

Лучше все фото в одной правильной локации, чем по одной фото во многих неправильных

Решение для этой ошибки следующее — нужно потратить столько времени и сил на поиск хорошего света и локации, сколько вам потребуется. Запомните простую вещь: лучше найти одно приличное место и все фотографии отснять там, чем менять локации каждые 10 минут в надежде на успех. Вы только потратите зря свои силы и возможно так и не найдете удачное место.

Стандартный совет для новичков: снимать в золотые\волшебные часы, а именно на рассвете и на закате, если речь идет про пленер и фотосъемку на открытом воздухе.

Разница между светами и тенями небольшая (вспоминаем первый пункт про динамический диапазон), свет падает под хорошим углом. Если фотографируете днем – уходите в тень (работа с жестким светом это уже отдельная тема, достойная своего собственного подробного разбора), к мягкому и рассеянному свету.


Напишите пожалуйста в комментариях ниже — была ли полезна эта статья? Что вам понравилось, а что осталось не раскрыто? Задавайте вопросы, мы постараемся помочь.

Эта статья-памятка предназначена для начинающих фотографов -любителей (иначе говоря - чайников), и написана таким же чайником - успевшим, однако, приобрести некоторый опыт. Она ни в коей мере не претендует на роль пособия по созданию композиционно и технически совершенных фото шедевров. Прочитав ее, вы ровным счетом ничего не узнаете о том, что такое фотография вообще и хорошая фотография в частности, и о том, как нужно смотреть на мир, чтобы снимать хорошие фотографии.

Единственное. чем она может помочь вам - это предостеречь от самых распространенных и грубых ошибок в построении и обработке ваших первых фотоснимков - особенно, если вы по каким-то причинам собираетесь публиковать их в Интернете, вместо того, чтобы получать заслуженное удовольствие от их просмотра в кругу семьи.Несомненно, весь изложенный здесь элементарный материал можно усвоить на своей собственной шкуре, опубликовав свои снимки на любом фотографическом сайте и прочитав первую сотню критических отзывов на свои работы; но говорят, что умные учатся на чужих ошибках:-)К тому же в последнее время уровень взаимного восхищения в фотографических Интернет-сообществах продвинулся далеко за все вообразимые пределы. Так что, возможно, вы и не разглядите критические отзывы среди сотен абсолютно одинаковых комментов такого содержания: "Отлично! Браво, Мастер! Рек! Статус! В избранное!" И вот - отличный повод предостеречь вас от первой и главной ошибки.

Игнорируйте такие отзывы. Вежливо говорите (или не говорите) "спасибо" и сразу забывайте про них. Никогда не верьте им и не отвечайте им такими же отзывами (а это - единственное, чего от вас ждут авторы таких комментариев). Иначе - дело плохо... ну, то есть, рейтинговые фотографии вы, наверное, научитесь делать. а вот хорошие - никогда.Но мы отвлеклись. Итак, в Сети можно найти бесконечное количество рекомендаций и советов, а также длинных лекций и кратких курсов и о законах композиции вообще, и конкретно на тему о том, как следует строить композицию фотоснимка. Больше всего внимания при этом обычно уделяется так называемому "золотому сечению", описываемому нехитрой формулой a/b=b/(a+b). Так, авторы некоторых статей (например, здесь) сообщат вам, что любое произведение изобразительного искусства должно обязательно подчиняться правилам "золотого сечения", в качестве примера приведут разбитый на разноцветные треугольники прямоугольник, и безапелляционно предложат вписывать в эти треугольники основные элементы вашей композиции.

Для обоснования этой позиции обычно приводятся туманные ссылки на "магические" числа Фибоначчи.Не менее уважаемые, но существенно более подкованные математически авторы других статей (например, здесь) задумчиво констатируют, что при погрешности человеческого восприятия в 15% любое произвольное деление отрезка на две части с вероятностью 60% будет удовлетворять этому самому правилу "золотого сечения", так что нужно быть особо неудачливым, чтобы это правило нарушить:-) А уж что касается искусствоведов, то при минимальном профессионализме они-то всегда смогут найти на любой картине как многочисленные золотые сечения, так и их отсутствие - в зависимости от социального заказа.

И эти, и многие другие точки зрения имеют право на существование (лично мне ближе вторая), но начинающего фотографа чтение таких статей, скорее всего, собьет с толку… хотя, конечно, на определенном этапе оно будет совершенно необходимо. Ну что же, тот, кто уже дорос до осознания необходимости подчинить свои снимки многочисленным правилам композиции, всегда может найти в сети (хотя бы на данном сайте). а то и в библиотеке источники мудрости и припасть к ним. А мы займемся простыми ляпами.Далее предполагается, что читатель умеет пользоваться фотоаппаратом и графическим редактором "PhotoShop" (ФотоШоп, ФШ), или его аналогами. В качестве примера возьмем самую тривиальную фотографию - чайка, Нева, Петропавловка.
Итак, ошибки и дефекты снимка, на которых легче всего проколоться:

Завал снимка влево или вправо . Поворачивая ваш снимок в ФШ, пользуйтесь сеткой или направляющими линиям "View - New Guide". Тщательно выберите линию на снимке, по которой вы будете его выравнивать. Это может быть горизонт или вертикальная линия в центре кадра (но не сбоку!). Не примите за линию горизонта берег реки, на которую вы смотрите под углом, или склон холма - а такие ошибки делают и профессионалы.

Нерезкость . Главный объект снимка должен быть резким - это азбука. Так, на портрете обязательно должны быть резкими глаза - а наводка на резкость по ушам, кончику носа или пышному бюсту является одной из самых распространенных ошибок. Нерезкость окружающей обстановки - очень мощный инструмент: правильно выбрав ГРИП (Глубину Резкости Изображаемого Пространства), можно придать снимку объем, разделить планы и сконцентрировать внимание на главном. При ландшафтной съемке старайтесь избегать нерезкости ПП (Переднего Плана) - такая нерезкость считается моветоном.
Пересветы и провалы в черноту. На снимке, по идее, не должно быть абсолютно белых или абсолютно черных, и вообще "плоских" по цвету пятен ("засвечен" может оказаться всего один из трех цветовых каналов снимка, но и это тоже пересвет!) - если, конечно, этого не требует ваш авторский замысел - например, при съемке портрета на белом или черном фоне. При ночной съемке старайтесь, чтобы белыми пятнами не выглядели фонари и освещенные части зданий; при дневной - небо. При съемке на цифровую камеру проверяйте себя, просматривая сразу после съемки гистограмму снимка. Для просмотра отснятых снимков всегда используйте режим "засветка". Если позволяет камера, сохраняйте снимки в формате RAW, и по возможности все преобразования кривых и уровней делайте на этапе импорта RAW в ФШ. Всегда импортируйте в ФШ и обрабатывайте снимки в 16-битном формате (RGB-16), и конвертируйте их в 8-битный JPEG только после окончательной обработки. Ознакомьтесь с понятием "цветовое пространство"; фотографии для себя сохраняйте в пространстве Adobe RGB, для публикации в Интернете - в sRGB.
Шум . Фотография с пересветами и провалами - испорченная фотография, но почти пересвеченные или проваленные в темноту участки можно спасти, "вытащив" их средствами ФШ (наиболее удобен для этого фильтр "Shadow|Highlight"). Будьте внимательны! При этом легко нарваться на другие проблемы - ореолы вокруг темных участков снимка ("гало") и "шумы", которые выглядят, как мелкий цветной песок; они появляются и при съемке с высокой чувствительностью (ISO), особенно в цифровых фотоаппаратах с маленькой площадью матрицы. Эти шумы опять же можно "давить" средствами ФШ, например, фильтром "Reduce noise", но - смотри следующий пункт!
Градиент . Давя шумы неба фильтрами, следите за тем, чтобы они не преобразовались в цветные полосы с резкими границами. Это выглядит еще хуже, чем исходный шум.
Ореолы вокруг темных объектов , появляющиеся при "вытаскивании" из теней и при увеличении локального контраста (например, фильтрами "Shadow|Highlight", "High Pass", "Unsharp Mask"). Хотя они увеличивают контраст деталей, они зачастую лишают снимок глубины и естественности. Поэтому нужно очень осторожно обращаться с этими тремя фильтрами, а если ореолов не избежать - убирать их с помощью History Brush, клонирующей кисти в режиме "Darken" и т.д. - способов очень много, особенно при использовании слоев и масок.
Перешарп . Увеличивая резкость нечеткого снимка фильтрами ФШ "Sharpen" и "Unsharp Mask", легко перестараться. Слишком резкий снимок режет глаз, особенно, если эта резкость - не естественная, а "фотошопная".
Блюр . Противоположная крайность - часто для того, чтобы скрыть недостаточное качество снимка или дефекты объекта (например, неровности кожи при портретной съемке), применяется блюр, или размытие. То, что получается в результате. профессионалы обычно называют "пластмассой" - то есть кожей, как у куклы Барби.
Виньетирование . Затемнение снимка по углам, является свойством некоторых объективов или результатом неправильного подбора бленды. Исправляется средствами ФШ ("Lens Correction - Vignette" или просто 3-5% кисточкой в режиме "Luminosity").
Дисторсия . Искажение формы предметов, при котором прямоугольник приобретает форму выпуклой или вогнутой подушки или "бочки". Является свойством многих объективов, особенно широкоугольных и объективов с переменным "зумом" (фокусным расстоянием, увеличением). При съемке городских пейзажей визуально дисторсия увеличивается, если объектив камеры направлен не параллельно земле, а под наклоном. Дисторсия легко убирается в ФШ фильтром "Lens Correction", но будьте внимательны! После этой операции качество снимка падает, "замыливается". Кроме того, за дисторсию легко принять перспективные искажения, и, убрав их, лишить снимок глубины и объема.
Хроматическая аберрация . Появление на границах предметов цветных полос. Ну… В ФШ есть средства для корректирования этого дефекта, но проще сменить оптику.
Горизонт посередине . Вот тут мы подходим непосредственно к компоновке снимка. Самое главное: старайтесь без особенных причин не размещать доминирующие объекты вашего снимка близко к границам кадра или к вертикальным и горизонтальным линиям, проходящим через центр кадра. Если вы будете следить за этим, то, скорее всего доминанты вашей фотографии (а доминантами могут быть линия горизонта, шпиль Петропавловской крепости, или ваша подруга на фоне чего-то там очень живописного) окажутся на расстоянии примерно 1/3 или 2/3 от границы снимка, и правило золотого сечения будет более-менее выполнено. Если хотите, возьмите линейку и отмерьте не одну треть, а 3/8 или 5/8 - это более точное приближение к золотому сечению. А если у вас есть штангенциркуль - воспользуйтесь им, чтобы разделить кадр в пропорции 0,38197:0,61803, и тогда к вам уже точно никто не придерется:-) Правда, при этом возникает вопрос - от какой именно точки объекта съемки отмерять это магическое расстояние? Традиционный рецепт - попробовать найти на объекте съемки области, к которым больше всего притягивается взгляд. Это могут быть: точки пересечения образующих контур линий, глаза на лице человека, определенные области женской фигуры… в общем, читайте литературу:-) И помните, что это правило - не бином Ньютона (справка: фамилию Ньютон носил не только признанный мастер эр...тической фотографии, но и еще один английский ученый в XVII веке), и его можно нарушить, если вам это нужно. Например, снимая симметричное здание, или отражение собора в спокойной воде, или модель, принявшую намеренно симметричную позу, - не бойтесь поместить эти объекты в центр снимка.
Параллельные линии . Старайтесь не допускать появления рядом с границами кадра линий, параллельных или (что еще хуже) почти параллельных этим границам. Толстый ствол дерева или бордюр мостовой могут испортить фотографию. Подумайте о кадрировании, используйте рамки или искусственное виньетирование, чтобы скрыть такие дефекты.
Обрезанные фигуры . Следите, чтобы в ваш кадр не влезло пол-человека (если, конечно, вы не снимаете первомайскую демонстрацию). Ни в коем случае не обрезайте человеку на портрете ступни, кисти, верх головы (если это не крупный план). Надо резать - так режьте руки по плечи, а ноги - по колени или бедра. Всегда оставляйте пространство сверху вокруг объектов, а при съемке движущихся объектов - пространство в направлении движения.
Вспышка в лоб . Не снимайте портреты со вспышкой! Для портретной съемки существуют отражатели, рассеиватели, экраны и пр., а о науке правильной постановки света написаны целые книги, пересказать которые здесь невозможно - и пока Вы их не прочитали, просто никогда не включайте вспышку. А если Вы все же хотите снять портрет, не имея никакого оборудования - попробуйте сделать это в светлой комнате днем в момент, когда солнце спрячется за облаком. Или соорудите простейший осветитель из мощной лампы и выложенного фольгой изнутри зонтика, и дополнительно направьте на объект рассеянный свет от пары оклеенных фольгой картонок. Старайтесь, чтобы свет подчеркивал объем - но чтобы при этом на лице не было бы ни резких теней, ни ярких бликов.

Прочие очевидные глупости:

Не публикуйте снимки любимых подруг, детей и собак, не подумав, какие эмоции они вызовут у зрителя. Поверьте, чаще всего - совсем не те, что у вас!

Не впихивайте в снимок больше, чем он может вместить, не комкайте пространство;

Помните, что количество объектов, которые может одновременно воспринять мозг зрителя, ограничено тремя-пятью;

Не загоняйте все значимые и контрастные объекты в один угол снимка;. помните о равновесии. Если сомневаетесь - мысленно повесьте снимок на гвоздик и посмотрите - не перекосило ли его?

Не позволяйте главному объекту потеряться на пестром фоне;

Не фотографируйте городскую архитектуру с собой. любимым, крупным планом посередине (или хотя бы никому не показывайте такие снимки);

Не выставляйте в сети снимки, которые не помещаются в окошко браузера сразу и по ширине и по длине;

Не ужимайте jpeg-картинки до появления артефактов;

Не разгоняйте до рези в глазах цветовую насыщенность снимка, "чтобы было еще красивше";

Если есть возможность НЕ применять какую-нибудь ФШ-операцию - НЕ применяйте ее. Помните, что главное достоинство фотографии - ее достоверность. Комбинируя разные детали и эффекты ФШ, можно получить очень красивые картинки - но зачем? Они утратят главное - они не будут фотографией.

Не снимайте, если не знаете точно, зачем вы это делаете.А всем, кто хочет прочитать хорошее полноформатное пособие по фотографии - с удовольствием рекомендую книгу "Фотосъемка. Универсальный самоучитель" Дмитрия Кораблева; пока что ее можно найти в Сети.

Помните, что все приведенные и здесь, и в любых других пособиях советы являются не более, чем советами, а законы композиции не являются такими универсальными законами природы, как, скажем, законы сохранения энергии и массы - а следовательно, их можно и нарушить. Главное, чтобы вы всегда точно знали, с какой целью вы их нарушаете!И последний совет. Построив композицию снимка, нарушив все возможные законы, и объяснив себе, зачем вы это сделали, спросите себя - а сможет ли ваша фотография донести вашу мысль и ваши чувства до зрителя? И что на самом деле зритель увидит в вашем снимке?

Наши снимки могут получиться великолепными, но могут также выйти и на редкость неудачными. Всё дело в том, что мы чаще всего обращаем внимание на объект съёмки и совершенно не замечаем то, что происходит вокруг, позади или даже перед ним. Когда мы получаем готовые снимки, наша ошибка становится очевидной всем. Вот примеры классических ошибок съёмки, которые время от времени случаются и у профессионалов!

1. Не садите деревья у людей на голове

Очень часто бывает, что на снимке у человека из головы «растут» деревья или столбы. Если что-то выросло, то отойдите чуток в сторонку, и все будет в порядке, столб будет расти, откуда ему положено: из земли.

Похожая проблема, когда линия горизонта или палка «растёт» из ушей.
Старайтесь обращать внимание на фон.

2. Не обрезайте людям ноги!

Как правило начинающие фотографы фотографируют следуя внутреннему подсознательному вдохновению. В итоге получают «обрезанные» краем кадра руки, ступни, края одежды. Очень часто на фотографиях на заднем плане виднеется чьё-то «обрезанное» наполовину лицо или чья-то конечность. Фотографируя портрет нужно убрать всё лишнее, мешающее созданию гармоничной композиции.

Но если всё же человек не умещается полностью — обрезайте выше колен и выше локтей, но ни в коем случае не в районе ступней и кистей, иначе люди становятся похожи на инвалидов с ампутированными конечностями…

3. Слишком далеко

Делая снимок группы друзей, всегда хочется поймать выражения их лиц и настроение. Мы нередко фотографируем их, когда они слишком далеко (снимок справа). Стоит только приблизиться, и результат становится намного лучше (фото справа), в особенности потому, что средний размер распечатанных снимков чаще всего невелик, и поэтому очень важно оптимально использовать пространство.

4. Всё и сразу?

Не старайтесь заполнить кадр как можно большим количеством объектов. Ищите способы привлечь внимание к наиболее важным деталям. Одним из способов будет выбор несложного фона, который не будет отвлекать от главного объекта.

Приблизившись поближе, и выбрав в качестве фона однотонное небо, упростился и улучшился вид этой фотографии.

5. Не забывайте об освещении

Светочувствительность цифровых матриц и плёнок сегодня такова, что съёмку можно вести при самых разнообразных условиях. Однако при очень ярком освещении — результат может разочаровать вас из-за обилия тёмных теней или бликов. Хотя фотоаппараты умеют правильно определять общий уровень освещённости, зачастую они не фиксируют, когда требуется увеличение экспозиции для хорошей «проработки» теней.

В этих случаях можно использовать функцию фотоаппарата «съёмка при заднем освещении» (контраст освещения). Она используется для того, чтобы правильно определить уровень экспозиции, когда солнце располагается позади объекта. А ещё это выручает, когда фотографируют на снегу, благодаря чему снег получается ослепительно-белым.

Снимок слева сделан в обычном режиме, в результате чего человек оказался в тени. Справа использована функция съёмки при заднем освещении.

Та же проблема при съёмке у окна - необходимо использовать вспышку и функцию съёмки при заднем освещении

Избыток солнечного света, направленного непосредственно в объектив фотоаппарата, может создать засветку, как это видно на снимке справа внизу. Засветка — это пятна и круги, вызываемые солнечным светом, который отражается от внутренних линз объектива. Даже если солнце не попадает в кадр, отражения все равно могут возникать. Чуть изменив положение фотоаппарата, вы с легкостью избавитесь от помех.

7. Держи ровнее!

Если в композиции доминирует горизонтальная линия, очень важно, чтобы она располагалась ровно! Иначе сцена будет выглядеть так, словно объект катится с горы. Горизонт очень легко смещается в сторону от горизонтали, особенно при съёмке на море. Чтобы убедиться, что все правильно, можно воспользоваться индикаторами видоискателя или ЖК-экраном.

Небольшой наклон фотоаппарата едва заметен при съёмке, однако это очевидно в напечатанных кадрах.

8. Проверьте резкость

У некоторых фотоаппаратов резкость можно проверить перед нажатием на спуск. В противном случае необходимо заранее убедиться в том, что область фокусировки, обозначенная на экране видоискателя, наведена непосредственно на объект съёмки. Будьте особенно внимательны в тумане или в тени, когда работа автофокуса затрудняется. Изображение справа было снято в спешке. Немного внимания, и получится великолепно сфокусированный снимок, показанный слева.

Фокусировка имеет огромное значение. Слегка размытый кадр справа выглядит ужасно, а потому не жалейте мгновения на то, чтобы правильно навести резкость.

Многие начинающие фотографы бывают разочарованы своими результатами, просматривая отснятый материал после многочасовой съемки. В начале занятий фотографией каждый человек неминуемо сталкивается с большим количеством испорченных и неудачных фотографий. Но такие ошибки – это не повод расстраиваться. Наоборот, они являются наиболее эффективным способом повышения своего мастерства.

Часто во время съемки начинающий фотограф зацикливается на главном объекте и совершенно не обращает внимания, что происходит на заднем фоне или вокруг него, как влияет освещение на фотографию и на другие не менее важные детали. Это приводит к довольно глупым ошибкам, которые становятся очевидными только после того, как фотограф получает готовые снимки. В этой статье мы попробуем предостеречь от наиболее распространенных ошибок начинающих фотографов и поговорим о том, как избежать подобных ошибок в будущем.

В большинстве случаев ошибки случаются тогда, когда фотограф просто пренебрегает общепринятыми правилами съемки. Вместо того, чтобы получать заслуженное удовольствие от просмотра отснятых фотографий, он вынужден горько разочаровываться, глядя на откровенно неудавшиеся снимки. Итак, какие же ошибки наиболее часто совершают начинающие фотографы? Перечислим основные:

  • Искажение или завал линии горизонта
  • Неправильная компоновка кадра и ошибки в композиции
  • Потеря главной темы на фотографии
  • Размытые снимки или нечеткость объектов на фотографии
  • Вспышка в лоб при портретной съемке
  • Эффект красных глаз
  • Недоэкспонированные и переэкспонированные фотографии
  • Появление шума на фотографии
  • Чрезмерное увлечение средствами постобработки

На самом деле эти классические ошибки время от времени допускают не только новички, но даже и опытные фотографы. Теперь остановимся на них более подробно.

Зачастую в композиции снимка присутствует горизонтальная линия, которая является доминирующей. Начинающие фотографы обычно снимают в соответствии со своим внутренним подсознательным вдохновением, порой, не обращая внимания на небольшой наклон фотоаппарата. Это оборачивается неудачными снимками, на которых линия горизонта оказывается заваленной в сторону, вследствие чего объект съемки смотрится так, как будто он катится с горы. Линию горизонта действительно можно очень легко потерять и она сместится в сторону при съемке. Особенно такая проблема актуально при съемках на море. Важно всегда располагать горизонтальную линию в кадре ровно, пользуясь для этого индикаторами видоискателя или ЖК-дисплеем.


Еще одна распространенная ошибка новичков – расположение линии горизонта строго посередине снимка. Это портит общее восприятие изображения. Не стоит таким образом делить кадр на ровные горизонтальные или вертикальные части. Правильным шагом будет смещение линии горизонта немного вверх или вниз в зависимости от того, что фотограф хочет запечатлеть на снимке (небо или землю). Старайтесь не размещать доминирующие объекты съемки, на которые нужно сделать акцент, близко к границам кадра, либо к вертикальным и горизонтальным линиям, которые проходят через центр кадра.

Неправильная компоновка кадра

На снимках, сделанных начинающими фотографами, очень часто можно заметить «обрезанные» краем кадра части тела людей, предметов или достопримечательностей. Нередко в кадре можно увидеть фонари или деревья, буквально «растущие» из людей. На заднем плане также можно лицезреть чьи-то обрезанные наполовину головы. Таких ошибок в компоновке кадра, конечно, нужно избегать.


Правило достаточно простое – во время съемки нужно отсеять все лишнее, что мешает созданию гармоничной композиции. Если же человек или объект съемки не умещается в кадр полностью, то «обрезать» изображение следует только выше колен или выше локтей, но ни в коем случае не в районе кистей рук или ступней, чтобы человек на фотографии не выглядел инвалидом с ампутированными конечностями. При компоновке кадра и создании композиции следует также исключить появления рядом с границами кадра линий, параллельных его границам. Начинающему фотографу не следует портить фотографию подобными композиционными решениями, портящими фотографию. Нужно всегда помнить о равновесии отдельных элементов изображения.

Потеря главной темы на фотографии

Это довольно типичная ошибка, которая происходит вследствие удаленности главного объекта съемки или нагромождения в кадре различных деталей. В частности, потеря главной темы на снимке встречается при съемке человека на фоне какой-либо достопримечательности, когда фотограф отходит на некоторое расстояние от объекта съемки, чтобы здание или архитектурное сооружение полностью влезло в кадр. Это приводит к тому, что достопримечательность хорошо видна в кадре, а снимаемый на ее фоне человек нет.


Перед нажатием кнопки спуска начинающий фотограф должен всегда спрашивать себя, что же будет главной темой кадра. В случае необходимости фотографу стоит попросить человека, которого он снимает, подойти поближе, чтобы в кадр вошел и сам человек, и достопримечательность. Также можно воспользоваться встроенной функцией изменения масштаба для приближения объекта.

Потеря темы на фотографии происходит и из-за чрезмерного количества разнообразных деталей (пейзажи, достопримечательности, люди и т.д.), которыми фотограф буквально нагромождает изображение. В результате, становится непонятным, что конкретно автор хотел продемонстрировать на фотографии. Старайтесь придерживаться выбранной темы при создании кадра, убирая все не нужные детали.

Резкость

Размытые и смазанные изображения – часто встречающееся явление. Безусловно, существуют ситуации, когда размытость придает изображению дополнительную изюминку, но все же главный объект снимка должен быть всегда резким – это классическое правило в фотографии. При портретной съемке лучше всего фокусироваться по глазам человека, а не по каким-либо другим деталям. При этом окружающая обстановка не должна быть резкой, чтобы можно было выделить главный объект съемки. Пейзажная или ландшафтная съемка, в свою очередь, требует того, чтобы передний план отличался резкостью.


Смазывание или размытие изображения чаще всего происходит вследствие дрожания камеры в руках фотографа или движения объекта съемки. В современных цифровых фотокамерах реализована способность минимизировать этот эффект дрожания, но если объект съемки неподвижен, то лучшим вариантом будет использование штатива, обеспечивающего физическую устойчивость фотоаппарата.

Использование штатива особенно актуально при съемке в условиях недостаточного освещения – в темноте или в сумерках. Отсутствие штатива можно компенсировать только одним — как можно более плотно и хорошо зафиксировать камеру в своих руках. При съемке движущихся объектов, чтобы фотографии не оказались смазанными, стоит воспользоваться специальным режимом «Спорт», в котором выдержка сводится к минимуму.

Вспышка в лоб

Распространенная ошибка при портретной съемке – это яркая вспышка в лицо. Она мгновенно делает лицо на фотографии абсолютно неестественным и плоским. Поэтому лучше при съемке портретов не использовать вспышку. Для получения качественных портретных снимков Вам потребуется рассеянный свет, который можно создать при помощи разнообразных экранов, отражателей и рассеивателей. Самый простой способ создать рассеянный свет – это использование белого листа бумаги, от которого свет будет отражаться на объект съемки. Следует стремиться к тому, чтобы на лице человека не было теней или ярких бликов.

Эффект красных глаз

Эффект красных глаз на фотографии возникает вследствие использования вспышки в темном помещении или в условиях недостаточного освещения, когда свет от вспышки просто отражается сетчаткой глаз снимаемого человека. Как бороться с этой проблемой, портящей снимок? Первое решение приходит на ум само собой – отказаться от использования вспышки. Если же условия освещения не позволяют отказаться от применения вспышки, то можно попросить человека, которого Вы снимаете, не смотреть прямо в объектив. Либо установить вспышку таким образом, чтобы световой поток не «бил» ему прямо в глаза. Чтобы избежать нежелательного эффекта красных глаз, можно также использовать встроенную функцию «красные глаза», имеющуюся во многих современных цифровых фотоаппаратах.

Недоэкспонированные и переэкспонированные фотографии

Начинающие фотографы в силу недостатка опыта и практики не слишком хорошо умеют управлять освещением. Дело не только в умении правильно построить световую схему при съемке, но и в точном понимании физических законов, обуславливающих поведения света в той или иной ситуации. Вследствие этого возникает такая проблема, как недоэкспонированные и переэкспонированные фотографии.

Недоэкспонированные или недодержанные снимки означают, что фотография не получила достаточного количества света и, в результате, получилась слишком темной. Причиной этому является недостаточная выдержка. Если она выставлена неправильно, то снимок получается затемненным. Увеличьте тот промежуток времени, в течение которого источник света поступает в объектив камеры, и все будет нормально. Если снимать приходиться в помещении при тусклом свете, то помимо работы с выдержкой рекомендуется воспользоваться дополнительным источником света в виде, например, освещения из окна или лампы. Слишком большое расстояние между фотографом и объектом также нередко приводит к недоэкспонированным фотографиям. В этом случае нужно просто сократить дистанцию.

Обратная сторона медали – это переэкспонированные или передержанные фотографии. Они получаются при очень ярком освещении или излишней засветке вспышкой. Цвета на фотографии становятся размытыми и блеклыми, рассмотреть отдельные детали на изображении очень трудно. Снимок приобретает слишком светлые или слишком темные участки, что портит общую картину. Если Вы снимаете в яркий солнечный день, то старайтесь найти тенистые места и никогда не фотографируйте против света. Источник света должен находиться за спиной фотографа или сбоку, чтобы свет падал на снимаемый объект, а не шел прямо в объектив фотокамеры.

При съемке со вспышкой не стоит подходить к снимаемому объекту на слишком близкую дистанцию. Следует помнить о том, что любое изображение состоит из чередования участков света и тени, которые не должны быть абсолютно белыми и абсолютно черными. Важно избегать пересветов и провалов в черноту. Для этого нужно научиться правильно подбирать экспопару в зависимости от конкретной съемочной ситуации. Практикуйтесь подбирать значения выдержки и диафрагмы просто на лету.

Шум на фотографии

Цифровой шум на фотографии выглядит как мелкий цветной песок. Такой неприятный эффект проявляется при съемке с высокой светочувствительностью (ISO). Светочувствительность цифровых матриц сегодня такова, что можно вести съемку в самых разнообразных условиях. Однако нужно быть внимательным и не выставлять слишком высокие значения чувствительности ISO, что может привести к проявлению шума на снимке. Эти шумы в большинстве случаев можно удалить в процессе обработки фотографии средствами графического редактора. Но такая обработка может исказить снимок и замысел автора.

Чрезмерное увлечение средствами постобработки

Чрезмерное увлечение фотошопом и средствами постобработки – это актуальная проблема для большинства начинающих фотографов, пытающихся дополнительно «украсить» полученные снимки. Применять любые программные средства следует очень аккуратно. Помните, что лучшее – это враг хорошего. В попытках украсить снимок и избавиться от ряда мелких недостатков начинающий фотограф нередко забывается и увлекается самим процессом обработки, что приводит к совершенно обратному эффекту.

На снимке сразу начинают бросаться в глаза разнообразные «кричащие» эффекты, все детали выглядят искусственно и натянуто. Иногда фотографии «вылизываются» средствами графического редактора до такой степени, что теряется главный смысл снимка и получается просто красивая картинка, которая никому не интересна. Таким образом, если есть возможность не применять какие-либо функции графического редактора, то лучше действительно ими не пользоваться. Применение инструментов постобработки должно быть уместным и по делу.

Стоит упомянуть и об еще одной ошибке начинающих фотографов – это отсутствие в запасе еще одного аккумулятора для фотокамеры. Современная цифровая техника потребляет достаточно много энергии. Кроме того, на длительность заряда аккумуляторной батареи влияет температура воздуха и другие внешние факторы. Поэтому отправляясь с фотокамерой на многочасовую съемку, в длительную командировку или путешествие, убедитесь в том, что у Вас в запасе есть хотя бы один источник питания. Запасную батарею рекомендуется держать в тепле. Это может показаться излишним, но огромное количество фотографов упустило множество хороших снимков только из-за того, что аккумулятор цифровой камеры неожиданно оказался полностью разряженным.

Напоследок, полезный совет новичкам – избегайте бессмысленных и машинальных нажатий на кнопку спуска. Можно сделать тысячи снимков с помощью своей цифровой камеры, но так ничему и не научиться. Самое главное – это постоянная практика с напряженной работой мысли, когда фотограф ставит перед собой съемочную задачу и обдумывает способы ее решения. Стоит снимать как можно больше и в то же время анализировать каждую свою фотографию, чтобы приобретать новые знания и не совершать простых ошибок в будущем.

Статьи по теме