Пуск трамвая в блокадном городе стал психологической победой ленинградцев над фашистами. Пуск трамвая в блокадном ленинграде как символ победы

В Кировском районе Санкт-Петербурга,на проспекте Стачек есть необычный исторический памятник - блокадный трамвай.


Вот о нём я и хочу рассказать накануне праздника - 70-летия полного снятия блокады Ленинграда.
Официальное открытие памятника состоялось 8 сентября 2007 года.
В качестве постамента для памятника были использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения. Ретровагон серии МС Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута.

Питерский трамвай имеет не столь давнюю историю, как киевский или московский. Возник он в лишь 1907 году, но в концу 1980-х годов трамвайная сеть Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса.
Однако самые славные страницы истории питерского трамвая приходятся на период Великой Отечественной. В 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. По 43 маршрутам ежедневно ходили по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды (Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую) с центром города.
8 сентября 1941 года, гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей.
Практически все перевозки пассажиров и грузов легли на плечи трамваев.
На трамвайных вагонах перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города,как раз недалеко от памятника, увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах.
В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады. Работать приходилось по 18 часов в сутки.
В начале XX века у трамваев была своя электростанция, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города. С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то стали переводить на дрова.
Однако 8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии.Так и стояли посередине городп до весны!!!
Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей.
Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года — тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов,которые выпускали в самом же Ленинграде на Кировском заводе.
Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму - темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ.
В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было: как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище.

18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами, а концу гола число маршрутов увеличилось до 20.
А в январе 1944,когда блокада была снята - одновременно с грохотом салюта в звонки звонили и вагоновожатые. Таким способом они салютовали приходу этого долгожданного дня.
За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб, в ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая были убиты или умерли от ран, 211 трамвайщиков - ранены или контужены. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб, повредил 1065 трамваев, 153 вагона полностью уничтожены, 13% путей выведены из строя.
Сейчас кол-во трамвайных линий в Петербурге стремительно сокращается,а зря!!! Ведь это - память!!! Да и как приятно проехать в трамвае по городу - просто так,никуда не спеша, любуясь красотой Петербурга.

Долго шел четвертый номер,
На площадке кто-то помер,
Не доехал до конца.
Ламца-дрица гоп-цаца...

блокадная частушка


Э то случилось в апреле 1942 года... в блокадном Ленинграда были пушены пассажирские трамваи...
Для Петербурга трамвайное сообщение и теперь очень важно, а уж во времена блокады он воспринимался не как средство передвижения, а как глоток воздуха, надежду на жизнь, он был символом, помогал выжить и вселял надежду.

Часть трамвайного парка была мобилизована для нужд фронта. Уходили в армию мобилизованные и добровольцы, оголялись важные участки трамвайно-троллейбусного хозяйства.

Мужчины уходили на фронт, их заменили женщины и подростки, возвращались на свои рабочие места старые производственники, - те, кто не подлежал призыву. Опыт работы новых кадров приобретался в условиях войны и блокады.

Новеньких учили водить составы и ремонтировать вагоны, они становились кондукторами и слесарями, электриками.

Необходимо было немедленно подготовить вагоны для перевозки раненых, а также приступить к прокладке путей к больницам и госпиталям - больницам имени И.М.Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана и др.

В трамвайных вагонах для перевозки раненых размещались носилки в три яруса. Вагон имел двери боковые и торцовые для удобства транспортировки носилок. Окна вагонов тщательно задрапировывались шторами и щитками, чтобы и ночью можно было ездить с зажженным светом (светомаскировка). В вагоне были поставлены отопительные приборы, бачки с кипяченой водой. Сопровождающие-кондуктора были снабжены аптечками. Многие из них прошли курсы в медсанслужбе.

В июне-сентябре 1941 года на оборонно-строительных работах вокруг Ленинграда было занято 700 тысяч человек. Четыре тысячи трамваев возили их на оборонительные рубежи.

Весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта - трамвай.

Из маршрутов были оставлены лишь самые протяженные, например, легендарный номер 4, который начинался на острове Голодай (ныне остров Декабристов), пересекал Васильевский, проходил по Дворцовому мосту, Невскому проспекту, поворачивал на Лиговку и заканчивался у Волкова кладбища.

Это о нем рассказывали блокадный анекдот:

Встречаются на улице двое знакомых. " Как поживаешь?" - спрашивает один другого. " Да как трамвай № 4: по Голодаю, по Голодаю - и на Волково".

Трамвай любили, о нем складывали частушки, окрашенные в мрачные тона того тяжелого времени...
Из-за вражеских действий, ограничения лимита потребления электроэнергии из-за блокады города 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено.

Дежурный инженер Энергослужбы записал в своем журнале: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось». Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, остались на линии и ряд троллейбусных машин. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком.

Есть об этом две ранящие душу строчки в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов».

Трамвай встал. В городе к этому дню было так мало электрической энергии, что пришлось отключить контактную сеть, чтобы не замерзли предприятия, выполнявшие военные заказы.

Трамвай, разрушенный попаданием бомбы на Владимирской площади.

Но 28 февраля 1942 года было снова открыто грузовое трамвайное движение. Пассажиров повезли 15 апреля. Трамваев было так мало, что из прозвали: „Жди меня, и я вернусь “.

Пуск трамвая вызвал ярость и даже панику у гитлеровцев. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Лев Успенский: «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 1942 года? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденившие и наши сердца, а в тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы“.

Блокадный трамвай

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде возобновилось движение трамваев

Питерский трамвай имеет не столь давнюю историю, как киевский или . Возник он в лишь 1907 году, но в концу 1980-х годов трамвайная сеть Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса.

Однако самые славные страницы истории питерсеого трамвая приходятся на период . В 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. По 43 маршрутам ежедневно ноились по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды (Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую) с центром города.


8 сентября 1941 года, гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей.
Практически все перевозки пассажиров и грузов легли на плечи трамваев.

Б

локаднный трамвай МС

Инттерьер блокаднного трамвая

На трамвайных вагонах перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах. Ко многим предприятиям в срочном порядке были проложены трамвайные пути, на вагонах подвозили хлеб к магазинам. Нередко на улицах города можно было увидеть идущие бок о бок трамвай и танк.

В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады. Работать приходилось по 18 часов в сутки. "Часто бывало, что, после того как человек приходил со смены, его просили снова выйти на работу – не было замены.
В начале XX века у трамваев была своя электростанция, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города. С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то стали переводить на дрова.


Однако 8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии.
Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей.
Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года - тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов. В основном это были вагоны типа МС, выпускавшиеся в смом же Ленинграде на Кировском заводе.

Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму – темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ.
В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было: как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище.

18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами, а концу гола числомаршрутов увеличилось до 20.

Трамвай, разрушенный прямым попаданием бомбы на Владимирской площади

Но и после этого кондуктроы и вагоновожатые, а также их пассажиры ездили с ежедневным риском, так как немцы, несмотря на , продолжали обстреливать город, Так, 30 июня 1942 года на Международном (ныне – Московском) проспекте сна– рядом разбило двухвагонный поезд. 22 человека ранено, 4 убито. 17 апреля 1943 года снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте. Пострадали десятки пас– сажиров. 8 августа 1943 года на Не– вском проспекте осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека, в этот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон – 23 пассажира погибло. 4 января 1944 года на углу Лесного проспекта и Нижегородской улицы снаряд попал в трамвай, состоящий из двух вагонов. В этом трамвае погиблоУбито 82 человека. Более 90 пассажиров получили ранения. Лишь после операции Январскийй гром

Ленинграды начал залечивать раны. Одно временно с грохотом салюта в честь снятия осады 27 января 1943 года в звонки звонили и вагоновожатые. Таким способом они салютовали приходу этого долгожданного дня.

За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб, в ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая были убиты или умерли от ран, 211 трамвайщиков – ранены или контужены. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб, повредил 1065 трамваев, 153 вагона полностью уничтожены, 13% путей выведены из строя.


Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

В какой стране больше всего убийств?

Что Россия экспортирует и что импортирует

Уже в январе 1942 года бюро Ленинградского горкома партии обсуждало вопрос о возрождении трамвая. Перед трамвайщиками поставили конкретную цель: открыть грузовое движение 8 марта, а пассажирское - 15 апреля. Грузовые трамваи должны были участвовать в уборке города от снега и помочь восстановлению пассажирского движения.

Это было очень трудное и ответственное задание. Но с еще большим энтузиазмом стали работать люди. Путейцы приводили в порядок рельсовую колею, контактники монтировали провода, один за другим выходили «на линейку готовности» вагоны. Практически уже в феврале большинство их могло выехать на улицы. Очень важно было сохранить в рабочем состоянии наиболее уязвимую часть трамвайной колеи - стрелки. Их сберегли стрелочницы - в холод и пургу из последних сил они очищали пути от снега, посыпали их солью и переводили, без конца переводили стрелки, чтобы не позволить морозу сковать металл. Не случайно среди трамвайщиков, награжденных за самоотверженный труд в годы блокады, была и стрелочница Мария Ивановна Колокольчикова, которой вручили орден Трудового Красного Знамени.

Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов были в короткий срок приведены в порядок. Каждый день руководители управления докладывали секретарям горкома партии о ходе работ.

7 марта в Трамвайно-троллейбусное управление сообщили: в 18 часов на Клинскую подстанцию (недалеко от Витебского вокзала) подадут напряжение. Ближе всех к ней был грузовой вагон, стоявший на Загородном проспекте, у Рузовской улицы.

Группа трамвайщиков во главе с начальником управления М.X. Сорокой отправилась на Загородный проспект. Решили попробовать пустить трамвай. Поднялись на площадку вагона, поставили реверсивный барабан на «вперед», подняли бугель, и начальник Службы движения В.М. Немзер включил контроллер. Вагон вздрогнул, но с места не двинулся. Проверили - ток в сети есть. Посмотрели под вагон: он стоял на смерзшейся глыбе льда и снега. Пришлось поработать ломами. Снова включили контроллер. И вот трамвай едет по Загородному…

На следующий день состоялся общегородской воскресник по очистке города. Электроэнергию подали на многие участки сети, и грузовые трамваи использовались для вывозки снега и грязи на свалки.

Радости горожан не было предела - они изумленно смотрели на оживший трамвай и всюду, где бы он ни появлялся, встречали его возгласами «ура!».

Теперь предстояло сделать самое главное: открыть движение пассажирского трамвая. А это было гораздо сложнее.

Помимо подготовки вагонов, путей, контактной сети, подстанций решалась сложнейшая задача организации будущего движения трамваев. Было ясно, что в условиях блокады восстановить движение в прежнем объеме не удастся. Значит, надо разработать такую схему, чтобы при минимальном количестве маршрутов человек мог из одного конца города попасть в другой не более чем с одной пересадкой. Десятки вариантов рассмотрели специалисты-движенцы Виталий Маркович Немзер, Александр Захарович Васильев, человек огромного опыта, прошедший путь от стрелочника на конке до начальника Линейного отдела, и тогда еще молодой инженер Мария Николаевна Кондрашова. И они нашли такую оптимальную комбинацию, создали схему движения.

Возрождению трамвая способствовало то, что Военный совет Ленинградского фронта отозвал из воинских частей группу ведущих специалистов-транспортников. Продолжал работать в городе Трамвайно-троллейбусный (ныне Электромеханический) техникум. На четвертом этаже дома № 40 по Моховой улице (сейчас в этом здании находится Техникум химической промышленности), в холодных, едва нагреваемых буржуйками классах, мальчишки и девчонки блокадного Ленинграда изучали физику и электротехнику, подвижной состав и организацию движения… Будущие командиры транспорта не только сидели за партами, - работая в парках, они деятельно готовили пуск трамвая.

В архиве Октябрьской революции и социалистического строительства хранится решение Ленгорисполкома от 11 апреля 1942 года «О возобновлении пассажирского трамвайного движения». В первом пункте его записано: «Начать с 15 апреля 1942 года нормальную эксплуатацию пассажирского трамвая». Здесь же названы пять маршрутов, по которым должны курсировать трамваи, им присваивались номера 3, 7, 9, 10, 12. На отдельных участках эти маршруты напоминали довоенные, но, учитывая требования военного времени, путь следования трамваев изменили. Утверждался и регламент движения: с 6 часов 30 минут до 21 часа 30 минут.

В этот же день был издан специальный приказ по Трамвайно-троллейбусному управлению. Он предусматривал готовность к 14 апреля 116 поездов (317 вагонов), подлежавших выпуску, создание резерва из 24 поездов (72 вагона). И снова, вопреки условиям блокадного города, не позволяя себе никаких скидок и послаблений, трамвайщики стремились обеспечить высокую культуру обслуживания пассажиров. Приказ, в частности, требовал привести вагоны в хорошее состояние - убрать их, вымыть, подкрасить. Заблаговременно разрабатывались расписание движения и, на всякий случай, маршруты обходного пути. Устанавливался контроль за соблюдением расписания и за сбором проездной платы. Особое внимание уделялось внешнему виду работников транспорта: приказ требовал не допускать к работе водителей, кондукторов, линейных агентов, одетых не по форме или неопрятно.

А когда казалось, что все уже готово, стократ проверена каждая мелочь, - вдруг неожиданность. Впрочем, почему «неожиданность»? Ее следовало предвидеть, ибо трамвай выходил на огромное поле сражения, в зону огня. В ночь с 14 на 15 апреля гитлеровцы обрушили множество снарядов на участок между заводом «Большевик» и Володарским мостом. Именно тут утром должна была пойти «семерка». Контактная сеть вновь оказалась разорванной, пути - вздыбленными. Но в точно назначенное время трамвай пошел и здесь: бригады монтеров, трудившиеся до самого утра, сумели восстановить линию.

Наступило 15 апреля 1942 года - двести девятнадцатые сутки блокады. Как по заказу, над городом поднялось яркое весеннее солнце. И ранним утром одновременно из нескольких парков вышли на линию трамвайные поезда.

В канун 1975 года, выступая по ленинградскому телевидению, вагоновожатая, кавалер ордена Ленина Ефросинья Федоровна Агапова, первой выехавшая в тот памятный день из парка имени Блохина, вспоминала:

«Шли в парк, как на праздник, знали: должны выехать на линию. Собрались все, кто был. Мне говорят: „Садись, поезжай!“ И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости. Многие спрашивают: „Сколько же теперь будет стоить билет?“ А я тоже и смеюсь, и слезы вытираю от радости, говорю: „Все те же 15 копеек, дорогие мои, все те же 15 копеек“… Садовая, Московский проспект. И всюду по пути люди - оживленные, на исхудавших лицах - радость. Трамвайный звонок, как победа. Хотя до Дня Победы было еще далеко. И до снятия блокады не близко. У „Электросилы“ - последняя остановка. Рядом - Благодатная улица, трамвайное кольцо. А там рукой подать до передовой. Много потом было рейсов. Трудных, опасных, под бомбежками и обстрелами.

Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех моих блокадных пассажиров».

15 апреля 1942 года вывела свой трамвай и Александра Николаевна Васильева. Спустя тридцать пять лет она писала в газете «Смена»:

«В трампарк имени Леонова, на Васильевский остров, меня перевели после того, как разбомбили Котляковский парк, где я раньше работала. Я едва успела спастись. Но эти бомбежки были еще не самыми страшными приметами войны. У Горного института собирали детей, которых эвакуировали. Их сажали в мой трамвай, и я везла их к Московскому вокзалу. Сердце разрывалось, когда видела я, как прощались мамы и дети.

Когда заледенели трамвайные рельсы, пропало электричество в городе - движение остановилось. Мы, водители и работники парка, отправились рыть окопы, сбивали лед с путей, отогревали вагоны. И вот однажды нам сообщили: 15 апреля на линию должны выйти трамваи! Наперекор всем холодам, бомбам, проклятым фашистам мы должны были сделать праздник в нашем городе, обрадовать уставших ленинградцев, внести движение на улицы. А движение - это жизнь.

В тот день особенно запомнился даже не праздник в нашем парке, - мы-то знали, что он придет, и готовились к нему. Радостнее всего было увидеть прохожих, которые медленно оборачивались на знакомый звук приближающегося трамвая. Видеть недоверчивые, удивленные глаза людей и где-то в самой глубине этих глаз забытую уже улыбку ленинградцев».

Уже после войны, вспоминая тот апрельский день, писательница Вера Кетлинская на встрече с транспортниками с большим волнением говорила:

«В блокаду мы все поняли, что такое для нас такая привычная с детства вещь, как трамвай…

Мы все помним эти повисшие, скрученные жгутом провода, расстрелянные, заваленные сугробами вагоны.

И вот тогда вы совершили неслыханный в этих условиях труд. Слабыми руками, истощенные, тогда вы подняли контактную сеть и дали возможность побежать снова простому ленинградскому трамвайному вагону. Это же был для нас символ возрождения, символ жизни.

Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном. Я помню, как кричали: «Позвони еще!» Такой радостью был этот трамвайный вагон!»

Пуск трамвая оказал свое влияние и на моральное состояние фашистских солдат, осаждавших город. Вот что говорил на допросе пленный немецкий артиллерист ефрейтор Фолькенхорст:

К ночи пятнадцатого апреля мы, как всегда, пришли на точку: я и Курт Шмитцбубе, мой второй номер… Стояла сырая апрельская ночь с низкими облаками. Все вокруг выглядело, как обычно. Та же тьма, тот же холод. Но там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! «Курт, - сказал я, - что это за странная иллюминация? Уж не собираются ли русские применить какое-нибудь новое секретное оружие?» Курт забрался на крышу блиндажа и долго смотрел в сторону города. «Черт меня возьми совсем, Фолькенхорст! - проворчал он наконец. - Они пустили трамвай!..» Пустили трамвай? Русские? В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?! Я задумался. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму? Зачем росли леса крестов на наших дивизионных кладбищах? Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!.

Возобновление движения стало возможным благодаря нечеловеческим усилиям не только транспортников, но и тысяч ленинградцев. Чтобы обеспечить трамвай электроэнергией, нужно было восстановить на пятой ГЭС третий котел. Готовясь к эвакуации, его в свое время демонтировали. Теперь же решено было не только собрать котел заново, но и реконструировать его. Еле державшиеся на ногах люди в очень короткие сроки выполнили эту работу, и по трамвайным проводам вновь побежала электроэнергия.

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде было восстановлено движение пассажирских трамваев, что стало настоящим праздником для жителей города. Дата остается праздником до сих пор: в Ленинграде блокадные трамваи называли артериями города - именно эти артерии помогли сохранить жизнь в Северной столице.

Сегодня в трамвайном парке № 2 на Среднем проспекте, 77–79, где сейчас находится музей городского транспорта, вспоминали событие 73-летней давности — запуск первого пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде. В трампарке собрались ветераны, работавшие на трамваях, руководство и персонал ГУП «Горэлектротранс», ученики ближайшей школы. Но главным событием дня был запуск ретротрамвая по Васильевскому острову, приуроченный к памятной дате.

До того как блокадные трамваи вышли на прогулку, руководство ГУП «Горэлектротранс» подарило ветеранам трамвайного парка по экземпляру переиздания книги «Фронтовой трамвай», в которой изложена пятилетняя история ленинградского трамвая в военное время. Автор книги — Михаил Сорока, начальник трамвайно-троллейбусного управления в военные годы.

«У моего деда Михаила Сороки было много званий, но самое дорогое для него — командир блокадного трамвая», — рассказывает внучка ветерана Оксана. Для создателя книги о блокадных трамваях святыми праздниками были День Победы, День снятия блокады и 15 апреля — день, когда вышел на маршрут первый трамвай. Всех своих коллег Михаил Сорока помнил поименно.

К концу ноября 1941 года, когда в блокадном Ленинграде стало катастрофически не хватать электроэнергии, участились сбои в движении трамваев и троллейбусов. Окончательно подача электричества прекратилась 8 декабря. Город замер. По замерзающему Ленинграду люди перемещались пешком. Перемены нашли отображение в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».

Однако все это время в трамвайном парке продолжалась работа — вагоны ремонтировали и готовили к выходу на линию. В 1942 году городское правительство распорядилось запустить 10 марта грузовой трамвай, который должен был очистить Ленинград от мусора и снега. Работники парка справились с задачей на два дня раньше.

«Мой дедушка рассказывал, что при запуске грузовой трамвайный состав звенел. Люди слышали колокольчики, не верили, выскакивали из домов. Какая-то бабулька даже упала на колени и начала крестить трамвай. Для тех ленинградцев трамвай был жизнью. Поэтому если трамвай снова начал ходить, значит, город живой», — рассказывает Оксана.

Через месяц после запуска грузового трамвая по Ленинграду пошел первый пассажирский состав. К этому долгожданному событию готовились не только инженеры и рабочие, разрабатывавшие оптимальную маршрутную систему и восстанавливавшие вагоны, но и горожане, которые к 15 апреля убрали миллионы кв. метров городских территорий.

«Наша победа началась 15 апреля. К этой дате все подготовительные работы были завершены. Убрать улицы и подготовить такое количество вагонов (более 300 — прим. ред. ) — это не просто подмести рельсы. Это огромная работа, которая шла в опасной обстановке под градом пуль. Жители города оказали огромную помощь. Это стало их воскресением», — говорит Василий Остряков, генеральный директор ГУП «Горэлектротранс».

Многие сегодня вспоминали то ли слова одного из немецких солдат, то ли дневниковую запись: «Они запустили трамвай — нам их никогда не победить».

Блокадный командир трамвая Михаил Сорока так описывает 15 апреля в своей книге: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?

Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!

Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».

Утром 14 апреля 1942 года из шести парков одновременно вышли на линию 116 поездов и торжественно двинулись по блокадному городу. Только за два дня работы трамваев было перевезено более миллиона пассажиров. «Представьте себе: 116 трамвайных поездов выходят на шесть маршрутов. Они сразу же вдохнули жизнь в город, — говорит начальник музея городского транспорта Кирилл Нюквист. — Это был настоящий праздник — пуск трамвая в городе».

Для всех, кто собрался почтить памятную дату сегодня, трамвай — живое существо. О нем говорят с лаской, трепетом и гордостью. Он стоит в одном ряду с такими всенародными героями, как «Катюша» и самолет Ил-2, но не как фронтовик на передовой, а как простой, скромный и надежный труженик тыла. На трамваях в годы блокады люди не только перемещались по Ленинграду. На них перевозили раненых, продовольствие, оружие, транспортировали цемент для создания укреплений, очищали город от мусора и укрывались от бомбежек.

С 18 апреля начнет свою работу блокадный трамвай — он будет перевозить жителей города по Васильевскому острову два раза в день — в 11:30 и 14:00 по выходным дням. Отправным пунктом будет музей на Среднем проспекте, 77–79, конечным — площадь Тургенева. В связи с в первые выходные, 18 и 19 апреля, трамвай будет стартовать от улицы Куйбышева.

После встречи с ветеранами-блокадниками на улицы Петербурга вышли три трамвая, пережившие войну. Блокадные трамваи резко отличаются от современных собратьев квадратной формой и укороченными почти в два раза вагонами. В серой ненастной погоде эти квадратные коробочки на колесах кажутся нахохлившимися цыплятами, выпустившими наружу лишь тоненькие лапки.

Внутри трамваев друг напротив друга установлены деревянные скамьи, на полу — деревянный настил. Дверь с деревянной обшивкой пассажирам открывает машинист. Два блокадных трамвая используются по сей день в качестве тягача.

Чуть позже на набережной реки Фонтанки, 3а, горожане возложили цветы у здания «блокадной» подстанции, от которой 73 года назад был пущен ток, вернувший к жизни трамваи. Среди отдавших дань памяти — восемь ветеранов, инициативные горожане, депутат Алексей Ковалев. Зампредседателя совета ветеранов Дворцового округа Лариса Мичурина рассказала «Карповке», что вот уже пять лет ветераны собираются на набережной Фонтанки, чтобы возложить цветы к зданию подстанции. Среди их родственников нет работников трамвайных парков, в годы войны они были детьми, но отлично помнят те светлые эмоции, которые переполняли ленинградцев 15 апреля 1942 года. «В городе не было света, воды, не работала канализация. Все окошечки — темные, ни в одном нет света, — рассказывает Лариса Мичурина. — И вдруг — пошел трамвай. Для нас это была настоящая победа. Шел всего лишь 42-й год, но мы уже знали, что победим».

Статьи по теме