Кто написал 300 спартанцев.

Следующий фильм Выход фильма «300 спартанцев» (оригинальное название - 300) К:Фильмы 2007 года

Сюжет

См. также

  • «Триста спартанцев » (The 300 Spartans, 1962) - художественный фильм режиссёра Рудольфа Мате 1962 года.
  • Фермопильское сражение - историческая основа легенды о 300 спартанцах.
  • «D-Yikes! » - серия «Южного Парка », в которой пародируется фильм.
  • «Знакомство со спартанцами » - ещё одна пародия на фильм Зака Снайдера.
  • « » - ещё одна пародия на фильм Зака Снайдера.

Напишите отзыв о статье "300 спартанцев (фильм, 2006)"

Примечания

Комментарии
  • Илья Смирнов
  • рецензия на фильм С. Жижека
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий 300 спартанцев (фильм, 2006)

– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.

Почему миф? А потому. Потому, что ежели сражавшихся в те дни спартанцев было именно триста, то чем объяснить потери греков, составившие в том сражении около 4 тысяч убитыми и около 400 взятых в плен?

Одноименный фильм с таким названием я тактично оставляю в стороне, как добротный образец эпического маразма, с его замотанным в цепи трехметровым Ксерксом, боевыми слонами, размером с хорошую пятиэтажку, и мчащимися в бой боевыми носорогами (фильмов с таким названием, к слову сказать, было снято в разное время уже несколько, но я сейчас о последнем, наделавшем в прокате столько шума).

Но вернёмся к обозначенной теме: итак, по мнению многих, в 480 году до н.э. персидской армии Ксеркса в местечке Фермопилы («Горячие ворота»), противостояло именно 300 воинов из города Спарта (во главе с мужественным царем Леонидом). Тем не менее, все обстояло не совсем так.

За ответом обратимся к « » Геродота, к книге седьмой («Полигимния») этого труда – единственному достоверному источнику об этом сражении, где в параграфах 202 и 203 читаем (количество воинов выделено мною жирным шрифтом): «Эллинские же силы, ожидавшие в этой местности персидского царя, состояли из 300 спартанских гоплитов, 1000 тегейцев и мантинейцев (по 500 тех и других); далее, 120 человек из Орхомена в Аркадии и 1000 – из остальной Аркадии. Столько было аркадийцев. Затем из Коринфа 400, из Флиунта 200 и 80 - из Микен. Эти люди прибыли из Пелопоннеса. Из Беотии было 700 феспийцев и 400 фиванцев. Кроме того, эллины вызвали на помощь опунтских локров со всем их ополчением и 1000 фокийцев…»*. Путем несложных арифметических подсчетов мы получим цифру: 5200 воинов (примечание: Википедия в статье «Фермопильское сражение» приводит иные цифры: 5920, тем не менее цифра эта ошибочна, поскольку автором статьи в Википедии при подсчете количества воинов из Микен, указано «800», вместо «80», чем и обусловлена неточность подсчета).

Итак, мы видим уже не триста, а более пяти тысяч воинов. В данном случае особо акцентирую внимание на слове «воины», поскольку в их число у Геродота вошли лишь профессиональные тяжеловооруженные воины (го´плиты), при этом тот же Геродот говоря о количестве спартанцев сообщает лишь о количестве именно го´плитов, не считая при этом ило´тов, - своеобразных государственных крепостных в Спарте, которых спартанцы использовали как легковооруженных воинов и слуг, но с которыми не делились славой. Люди, подобные спартанским ило´там, были также и у воинов из других греческих полисов. Количество спартанских ило´тов в Фермопильском сражении подсчитать можно лишь приблизительно, поскольку о их количестве Геродот попросту умалчивает. Вместе с тем, по словам того же Геродота год спустя (479 г. до н.э.) в сражении при Платеях на каждого спартанского го´плита приходилось по 7 ило´тов; соотношение их в Фермопильском сражении неизвестно, но судя по всему было примерно таким же, исходя из количества погибших в сражении греков. Итого только спартанцев в том сражении участвовало около двух тысяч человек.

По просчетам ряда специалистов, в Фермопильском сражении персидской армии противостояло около 12000 спартанцев и их союзников из иных греческих полисов, что, согласитесь, уж никак не 300.

Впрочем, это обстоятельство никоим образом не преуменьшает подвига спартанцев и воинов из прочих греческих полисов, ведь им противостояло около 200 тысяч персидских воинов, в том числе элитные части Ксеркса – так называемые «бессмертные». В этом бою, длившемся три дня, пало около 20 тысяч персов (в том числе 2 родных брата царя Ксеркса), потери же в том сражении греков приведены в самом начале статьи.

* Цит. по: "Историки античности", М., Издательство "Правда", 1989 г., т.1 с.189.

О подвиге спартанцев впервые я узнал в двенадцать лет, когда посмотрел американский фильм «300 спартанцев» режиссёра Рудольфа Мате.


Тогда все мальчишки были воодушевлены этим фильмом и смотрели его по нескольку раз. В каждом дворе играли в спартанцев. Мастерили копья, мечи, щиты с перевёрнутой литерой «V». Фраза «со щитом или на щите» стала для нас крылатой.

Но я никогда даже не мечтал увидеть место легендарной битвы спартанцев воочию.
И вот когда недавно я посетил Грецию, я побывал на месте сражения спартанцев с персами.
Правда, оно и не сохранилось. В 480 году до н.э., когда состоялась битва в Фермопильском ущелье, это был узкий отрезок суши шириной 20 метров на обрыве скалы. Сейчас море (Малианский залив) отошло, обнажив большой участок суши.

Недавно я в очередной раз с удовольствием посмотрел фильм «300 спартанцев» 1962 года. На мой взгляд, старый фильм несравнимо лучше нового – компьютерного комикса «300» на ту же тему, в котором лишь более точно воспроизведено место сражения.
В жизни всё было конечно гораздо сложнее, чем показано в фильме.

Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев, на котором основываются позднейшие упоминания — VII книга Геродота.

В конце VI века до н.э. Персидская держава, завоевав к тому времени греческие города-государства Малой Азии (Ионию), направила свою экспансию на территорию Эллады. В 480 году до н. э. огромное войско персов во главе с Ксерксом совершило переход из Малой Азии в Европу через пролив Геллеспонт.
Геродот исчисляет войско персов и зависимых народов в 1 миллион 700 тысяч человек. Современные историки оценивают численность персов до 200 тысяч человек, хотя и эти цифры ставятся под сомнение как завышенные.

Представители независимых греческих городов-государств собрались на совет в Коринфе, чтобы решить, как вместе отразить нашествие персов.
Спартанцы не хотели отправлять большое войско в Фермопилы, потому что собирались защищать только свои земли. Афиняне предлагали послать войско как раз в Фермопилы. В то время Фермопильский проход был единственный путь из Северной Греции в Южную.

Греки почитали богов и потому даже во время нашествия персов не собирались прогневать богов отказом от празднеств. В Спарте отмечали праздник Карнеи, совпавший к тому же с 75-ми Олимпийскими играми 480 г. до н.э. А во время Олимпийских игр войны не велись.
Однако совсем отказаться от участия в войне против Ксеркса спартанцы не могли, и потому отправили маленькое войско во главе с царем Леонидом. Леонид отобрал из граждан 300 достойных мужей, уже имевших детей, чтобы не пресёкся род. Остальные спартанцы собирались присоединиться к войску сразу же по окончании празднеств.
Когда отряд выходил из Спарты, спартанское руководство обливалось крокодиловыми слезами: возьми, мол, Леонид, хоть тысячу, на что он резонно заметил: "Чтобы победить, тысячи не хватит, чтобы умереть, довольно и трехсот".

Объединённое войско греков в Фермопилах состояло из постоянных городских отрядов профессиональных тяжеловооружённых воинов-гоплитов, посланных как передовые отряды, пока города собирали ополчения.
Всего при Фермопилах собралось до 6 тысяч гоплитов. Спартанский отряд в 300 воинов возглавлял царь Леонид; тогда ему было около 40 лет.

На западе от Фермопил поднимается обрывистая и высокая гора. На востоке проход подходит непосредственно к морю и болотам. Там была проезжая дорога только для одной повозки 20 метров шириной и длиной 1 км.

В Фермопильском ущелье была построена стена, а в ней некогда были ворота. Стена представляла собой невысокую баррикаду, выложенную из тяжёлых камней. Греки решили теперь восстановить стену и таким образом преградить персам путь в Элладу. Они разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход.

Первые два дня греки успешно отражали атаки персов, благодаря тому, что были вооружены длинными копьями и действовали слаженно в фаланге, прикрываясь большими щитами. Персы не могли развернуться в узком проходе и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега.

Ксеркс не знал, что предпринять, и послал гонцов объявить, что наградит того, кто укажет путь в обход Фермопильского ущелья.
И тогда к нему обратился некий местный житель Эфиальт, вызвавшийся за вознаграждение провести персов горной тропой в обход Фермопил. Тропу охранял отряд фокийцев (из Средней Греции) в 1000 воинов. Отборный персидский отряд в 20 тысяч под командованием Гидарна скрытно шёл всю ночь, а к утру неожиданно обрушился на греков. Фокийцы послали бегунов сообщить грекам об обходном манёвре персов; об этом же греков предупредил ещё ночью перебежчик по имени Тиррастиад из персидского лагеря.

Греки оказались в окружении. Что было делать?
Подчиняясь воле обстоятельств, большинство отрядов из объединённого греческого войска отправились по своим родным городам. Прикрывать отход остались только 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев и 400 фиванцев. Феспии и Фивы — города в Греции, через которые неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю.

Ксерокс предложил Леониду сдаться. На что царь Леонид ответил лаконично: «Приди и возьми»!

Фиванцев Леонид, якобы, заставил остаться насильно – чтобы не перебежали к врагам. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.

Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, спартанцы и феспийцы приняли бой. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими мечами. К концу сражения у них не осталось даже оружия – затупилось, и тогда начался рукопашный бой.
Все спартанцы, конечно, погибли. В бою пал царь Леонид, у персов погибли братья царя Ксеркса.

Царь Ксеркс лично осмотрел поле битвы. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову и посадить на кол. Под Фермопилами пало, по словам Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи греков, включая спартанских илотов (илоты – государственные рабы).

Из 300 спартанцев в живых остался лишь Аристодем, который больным был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не разговаривал с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. На следующий год в битве при Платеях он бился как иступлённый, стараясь искупить свою вину.

За голову предателя Эфиальта Спарта объявила награду. Но он был убит соплеменником в ссоре.

Павших эллинов похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. Имена всех погибших в Фермопилах были высечены на плите. На могиле поставлен камень с эпитафией поэта Симонида Кеосского: «Странник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».

На месте гибели последних спартанцев поставили впоследствии пустой саркофаг – кенотаф (чтобы души обрели покой), на котором была статуя каменного льва (Леонид по-гречески Лев) На саркофаге было написано: "Из зверей я – сильнейший, из людей сильнее всех тот, кого стерегу я здесь в каменном гробе".

Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели. Жители города через 600 лет после сражения, уже в римское время, ежегодно проводили состязания в честь национального героя.

В 1955 году на этом месте был построен мемориал. Каждый год 26 августа здесь проходит «Праздник Фермопилы» – в память о героизме 300 спартанцев и 700 феспийцев.

Гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 до н. э. стала легендой. Хотя другой такой же отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен в 3-й Мессенской войне (середина V века до н. э.).

История несправедлива. О подвиге 300 спартанцев надолго забыли, пока Наполеон в 19 веке не реанимировал эту историю для воодушевления своих солдат.

Попытки эксплуатировать историю ради своих политических целей делал и Муссолини, поставив историю древнего Рима на службу своему фашистскому режиму.
Также Гитлер использовал дух древних германцев для создания тысячелетнего третьего рейха.

Любой властитель насилует историю, превращая известные мифологемы в нужные ему идеологемы.
В России так использовалось известное изречение старца Филофея, которому якобы, принадлежат слова «Москва – третий Рим, и четвёртому не бывать». Теория «Москва – третий Рим», как известно, послужила смысловой основой мессианских представлений о роли России и оправдания политики собирания русских земель вокруг Московского княжества, а позднее и создания российской империи.

Когда-то думали, что история принадлежит королям. Потом полагали, что всё решают народные массы. Теперь мы видим, что поставить во главе государства своего человека означает разрулить политику в свою сторону, даже несмотря на протесты народных масс.

Почему люди постоянно воюют? Почему не могут все свои проблемы решать мирно?
Может быть, мешает врождённая агрессивность?
Представители ни одного биологического вида так не воюют между собой.

Что толкало Ксеркса на завоевание маленькой свободной Греции, тогда как персидская империя была в несколько раз больше и могущественней?
Честолюбие? месть за поражение отца Дария в битве при Марафоне? или жажда завоевания?

Что можно противопоставить парадигме завоевания?
Война – она в умах!

За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн. Вся история человечества одна непрекращающаяся война. Одни сплошные убийства! Земля вся пропитана кровью.

Конечно, можно не вмешиваться, когда муравьи воюют между собой. Но когда они в пылу борьбы готовы взорвать планету…

Войны всё те же, только на смену луку и стрелам пришли атомная бомба и лазерное оружие.

А может быть, спартанцы погибли напрасно, если Ксеркс всё равно спалил и разграбил Афины?
Имело ли их самопожертвование смысл?

Почему спартанцы не сдались?
Зачем они погибли?

Не зачем, а почему!
Они не могли иначе!
Их лозунгом были слова: победа или смерть!

Конечно, можно говорить, что у спартанцев были жестокие нравы: они вели полувоенный образ жизни, сбрасывали в пропасть родившихся больными детей, изгоняли трусов и предателей. Известно, что мать убила своего сына спартанца, который вернулся с войны раненый в спину.
По слухам, в битве при Фермопилах в живых остался ещё один спартанец по имени Пантит, отправленный гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился.

Можно ли пожертвовать одним, ради спасения многих?
Для военоначальников этот вопрос давно решён. Чтобы прикрыть отход главных сил, нужно оставить арьергард погибнуть ради спасения отступающих.

А был ли подвиг?
Или это просто погиб арьергард, как обычно бывает при отступлении?
Спартанцы, конечно, были в безвыходном положении. Кто-то должен был прикрывать отход основных сил и погибнуть, чтобы спаслись остальные.
Что же это, героизм по необходимости?

Могли ли спартанцы сдаться, как это сделали фиванцы?
Нет, не могли. Потому что «или со щитом, или на щите»!

Смерть была для них необходимостью. Они погибли, выполняя свой долг перед родными и близкими. Ведь они защищали своих любимых, они защищали свою любовь – Грецию!

Подобный подвиг совершили 28 героев-панфиловцев, преградивших фашистским танкам дорогу в Москву.
Они спасли нас – ныне живущих.

Погибающие ради других хотят, чтобы смерть их не была напрасной.
Вот почему так важно помнить погибших героев.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым!

Верны законам своим…

Очень часто в последнее время можно встретить абсолютно безграмотные (в содержательном плане) статьи на различные исторические темы. Не обошло это злое поветрие и такую известную историческую личность, как царь Леонид. Трудно сказать, чем это вызвано — то ли всеобщим снижением культуры, а подвиг 300 спартанцев относится в первую очередь к культурному наследию человечества, то ли дешевыми голливудскими поделками. Некоторые авторы утверждают, что Леонид правил чуть ли не всей Грецией с 17 лет и был ни чем не примечательным самодержцем. Другие считают, что в Фермопильском сражении участвовало только 300 спартанцев и погибли они только потому, что оттуда не было куда удрать.

Кто такой Леонид

Царь Леонид

Спартанец Леонид не был царем в современном толковании этого понятия. Это был скорее военный вождь, власть которого принимала неограниченные размеры лишь во время войны и только по отношению к войску. Достаточно сказать, что в Спарте постоянно присутствовало два царя (на законных основаниях), чтобы отбросить бредовую мысль о неком спартанском самодержавии. Верховную власть, которой подчинялись все — от царя до последнего илота, олицетворял совет старейшин (геронты). Поэтому неудивительно, что Леонид нигде не мог себя проявить, кроме как во время войны.

Поход обреченных

Почти за 5 столетий до н.э., персы, ведомые очередным восточным деспотом Ксерксом, решили раз и навсегда покончить с маленькой, но слишком свободолюбивой Грецией, состоявшей на тот момент из почти сотни карликовых государств (в основном это были города с близлежащими окрестностями). Огромное разношерстное войско пересекло Геллеспонт и черной тучей нависло над солнечной Элладой. В силу своей разобщенности греки не могли быстро собрать войска для борьбы с персами. Поэтому первая мысль, посетившая греческих стратегов, была одна — задержать персов любым способом. Единственным местом, где это можно было сделать, являлось Фермопильское ущелье. Причем, все понимали, что те бойцы, которые встанут против двухсоттысячной армии персов, обречены.

Персидский царь Ксеркс

Первыми в этот смертельный поход выступили лучшие воины Эллады — спартанцы, вел которых один из военных вождей Спарты царь Леонид. Было их всего 300 человек, личная охрана царя плюс несколько десятков добровольцев. По дороге к ущелью к ним присоединилось по разным данным от 4 до 7 тысяч бойцов, присланных греческими городами.

Начало битвы

Ущелье было перегорожено невысокой стеной с двумя башенками. Греки успели лишь немного укрепить ее, когда появились парламентеры от Ксеркса, армия которого уже подходила к Фермопилам. Переговоры ни к чему не привели, и на утро началось сражение. Правда некоторые источники утверждают, что Ксеркс дал грекам 4 дня на раздумья, что представляется весьма сомнительным. Зачем? Два дня персы безуспешно атаковали железную фалангу греческих воинов. Два дня лучшие воины Ксеркса гибли под мечами и копьями эллинских бойцов. Почти 20 тысяч персидских солдат осталось лежать в узком проходе. Нам остается только догадываться, какой ужас испытывали персы в конце второго дня битвы, когда слышали очередной приказ: «Вперед!». Наверное, им казалось, что сами боги сражаются на стороне царя Леонида.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Безумству храбрых поем мы песню

На третью ночь, с помощью предателя, персы сумели обойти греков. У Леонида и его соратников еще оставалась возможность отступить, тем самым сохранив себе жизнь. Этой возможностью, с разрешения царя, воспользовались союзники. На рассвете они покинули лагерь. В ущелье остались только спартанцы и некоторое количество фиванцев и феспийцев. Горстка бойцов готовилась к последней битве. О чем думали эти люди в тот предрассветный час? Догадывались ли они, что через несколько часов станут легендой? Что их последний бой человечество будет помнить до тех пор, пока существует?

Смерть и бессмертие

Не буду описывать эту последнюю схватку. О ней рассказано тысячекратно. Скажу только, что царь Леонид шел в первых рядах и пал одним из первых. Персы попытались захватить тело спартанского царя. Но для спартанцев это было то же самое, что потеря знамени, в последующих веках. Лишь после того, как погиб последний боец и уже некому было защищать своего царя, персы завладели его телом. Но теперь это не имело значения. Леонид и его 300 спартанцев уже шагнули в бессмертие и стали неподвластны земным владыкам.

«Путник, поведай спартанцам о нашей кончине: Верны законам своим, здесь мы костьми полегли». Эпитафия на могильном камне в Фермопильском ущелье.

Наверное, легенду о 300 спартанцах, которые мужественно противостояли численно превосходящей армии противника до последнего вздоха, слышали все. Голливудские фильмы, посвященные этому сюжету, наделали много шума, хотя исторической достоверности от них ожидать не стоило. Как же проходила на самом деле легендарная битва при Фермопилах?

(Всего 11 фото)

Фермопильское сражение произошло в 480 г. до н. э. в ходе греко-персидской войны. Персия на тот момент была молодой агрессивной сверхдержавой, стремившейся расширить свои границы. Ксеркс был правителем, наделенным огромной властью, деспотичным и амбициозным - он стремился к власти над миром. Его боялись, но не обожествляли, как показано в голливудском фильме. Удивляет также его внешний вид - царь с пирсингом, увешанный цепями, выглядит, мягко говоря, странно.

Персидские воины из гвардии «бессмертных». Фрагмент росписи из царского дворца

Армия нападавших персов в разы превосходила силы греков. По разным оценкам, численность персов была от 80 до 250 тысяч воинов, греков было от 5 до 7 тысяч. Несмотря на неравные силы, в первые два дня греки отбивали атаки персов в ущелье Фермопилы, но на третий день ход битвы был сломлен. По одной версии, местный житель Эфиальт рассказал персам о наличии горного обходного пути и показал его за денежное вознаграждение, по другой - персы сами обнаружили этот путь. Как бы то ни было, на третий день они смогли зайти с тыла. Гонец предупредил спартанцев об этом. Понимая безуспешный исход событий, Леонид сам предложил грекам разойтись по своим городам. Сам же он и его 300 спартанцев остались.

Персидские воины. Дворцовый барельеф в Персеполе

Если отказаться от излишней романтизации и героизации этого решения, становится понятным, что у Леонида не было другого выхода. В Спарте действовали очень жесткие законы - без приказа никто не имел права отступать с поля боя. Если это произойдет - спартанец лишится своих гражданских прав, его ждет позор и изгнание. Леонид понимал, что все погибнут, но у него не было выбора, отступление было невозможно. Спартанский воин обязан был сражаться до смерти, иначе он станет изгоем в обществе и сам будет желать смерти, чтобы не терпеть вечные оскорбления и презрение.

Царь персов Ксеркс в фильме «300 спартанцев»

Больше всего вопросов вызывает численность греческой армии. У Геродота по этому поводу говорится следующее: «Эллинские же силы, ожидавшие в этой местности персидского царя, состояли из 300 спартанских гоплитов, 1000 тегейцев и мантинейцев (по 500 тех и других); далее, 120 человек из Орхомена в Аркадии и 1000 - из остальной Аркадии. Столько было аркадийцев. Затем из Коринфа 400, из Флиунта 200 и 80 - из Микен. Эти люди прибыли из Пелопоннеса. Из Беотии было 700 феспийцев и 400 фиванцев. Кроме того, эллины вызвали на помощь опунтских локров со всем их ополчением и 1000 фокийцев». То есть всего 5200 воинов. Еще с ними были слуги - илоты.

Ксеркс в фильме «300 спартанцев»

Спартанцев действительно было 300 - количество воинов в гвардии было постоянным, если один умирал, на его место становился другой. Но кроме спартанцев там были сотни греков из других городов-государств, общей численностью до 5000, и в первые два дня битвы они вместе сражались при Фермопилах. Но около 1000 греков, в частности феспийцы, остались по собственной воле и после приказа Леонида вернуться домой. Никто не умаляет заслуг и мужества спартанцев, но не только они погибли в неравной битве в тот день. Потери греков за три дня составили около 4000 человек, персов - в 5 раз больше.

Строй спартанцев

Кадр из фильма «300 спартанцев», 2006

Статьи по теме