Философия судьбы. От чего зависит судьба человека Философ о том от чего зависит судьба

«Людям не дано избегнуть своей судьбы, даже когда они предвидят ее».

Иосиф Флавий.

Иосиф Флавий - лат. Josephus Flavius; иудейское имя Йосеф, бен (сын) Маттитьяху, (37 г., Иерусалим, - после 100 г., Рим), иудейский государственный деятель и военачальник, знаменитый историк. Из рода первосвященников.

Каждому человеку, когда-то в жизни приходила мысль о том, что он подразумевает под словом «судьба». Многие люди говорят: «Я верю в судьбу», или хотят знать «свою судьбу», «Судьба такая»- эти расхожие словосочетания означают прежде всего то, что мы вкладываем в их непосредственное содержание. В первом случае, мы говорим «Я верю в судьбу», когда пытаемся понять сверхъестественный смысл самой ВЕРЫ человека. Почему я верю в судьбу? Потому, что она во многом преодолевает мои представления о существовании и собственной жизни, она полагается фактически нами как «негласный закон,» написанный где-то в той сфере деятельности недосягаемость которой признается нами, но что этот закон «властвует» над нашей жизнью мы порою безоговорочно принимаем. Но, обращаясь к старославянскому корню слова «судьба» мы здесь прослеживаем тот факт, что он совершенно точно определяется нами от смежного и можно сказать в некотором смысле синонимичного слова- «судить». То есть, получается, что наши далекие предки, которые верили в судьбу, также как и в Древней Греции верили в Фемиду, например… полагали над собой некий всеобщий закон, который выступал в антропоморфном качестве «вселенского АРБИТРА», их жизней, и существований.
Действительно, говоря о «судьбе» мы интенциально (направленно) созидаем в нашем сознании идею всеобщности этого понятия, вершащего СУД над нашими жизнями, над жизнью каждого человека….. А как порой бывает, когда какое-то событие в нашей жизни нам становится значимым и важным для нас, когда оно совершается или когда в нем мы принимаем участие и порой изменяем нашу жизнь, об этом событии каждый говорит как о СУДЬБОНОСНОМ решении. Давайте разберемся, что же такое СУДЬБОНОСНОЕ РЕШЕНИЕ, неужели мы до того развили свои знания, науки, техники, что подобно «божествам», связываем наши «судьбы» с тем, что все в мире и бытии ПОЛНОСТЬЮ от нас зависит??? Впрочем, мы уже сказали, что человек верящий в судьбу верит в некий трансцендентный принцип бытия поэтому «судьба» однозначно не может быть нами понята. И вот почему,… Говоря о судьбоносном решении, человек делает очень важное действие в своей жизни, которое с математической точностью повторяется порой множество РАЗ, пока наконец он не примет судьбоносного решение, но что является залогом, из множественности приложений силы, времени, для кого-то здоровья, ПРАВИЛЬНОГО выбора? И почему он правильный, ПОЧЕМУ ОН СТАНОВИТСЯ СУДЬБОНОСНЫМ или КАКОВ КРИТЕРИЙ выбора этого решения. Обратимся для ответов на эти вопросы к еще одному древнему «термину», даже нет 2 терминам — это — фортуна и фатализм. Фортуна, — фактически если говорить очень просто «богиня удачи», а фатализм- термин, обозначающий и УКАЗЫВАЮЩИЙ на человека играющего с судьбой.
Фаталист- это человек, который себя очень любит, что вовсе не реагирует на судьбу, для него существует множество решений и он пойдет с использованием этих решений до конца, но его «заветной мечтой» всегда оказывается как в игре- «переиграть судьбу». «Любители» фортуны, не обязательно игроки, обычно имеют здесь как вы знаете, игроков в азартные игры и прочее…. — а люди, как раз пытающиеся завладеть судьбом в одном единственном решении, и в этом нам видится значительное отличие от фаталистов- чтобы она приносила им ВСЕГДА удачу. Нет, здесь нет ошибки, «любители» фортуны уже сознательно программируют свои мозг на УДАЧУ, он сотни раз и даже тысячи могут ошибаться, но единственным в их сознании всеобъемлющем понятии является судьба приносящая УДАЧУ, тесно связанную с ВЕЗЕНИЕМ.
Часто человек, который сильно подчиняет свое сознание внешнему влиянию, особенно тому, которое столь же часто нами именуется как ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, во всем видит УДАЧУ, а в основном ее «родную сестру-» ВЕЗЕНИЕ. Подошел во время автобус или человек буквально влетел в автобус, добежал, запыхался — везение. Взяли на высокооплачиваемую работу- УДАЧА. Поступил в институт, академию, университет, смог добыть от работы бесплатную путевку на отдых или где половина оплаты — УДАЧА и везение. Даже в личной жизни человек уж очень много раз говорит «Удачно женился, удачно вышла замуж» и прочее. НО, стоит разочаровать тех, кто употребляет эти слова, на самом деле, несмотря на то, что оно психологически в нашем сознании окрашено в ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ как бы «цвет», удача не только как всем известно не дается просто так, но за удачей может следовать и НЕВЕЗЕНИЕ, и неудача. Тогда почему большая часть людей ВЕРЯ в удачу, полностью порой идет по «этой колее» в жизни своей, а часть другая не Веря в удачу, идет сложным путем по жизни? Объяснение этому находится в том, что конечно не очень сравнение, но оно содержательно ВЕРНО, а это для нас главное, что как и игрок, человек фактически НАЦЕЛЕН на везение- «родную сестру» удачи, на саму удачу, и наконец судьбу он строит так как направляется внутренняя сила мысли в его сознании— если она направляется в ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ сторону, человек уже даже после многих неудач не перестанет верить, что там где-то скрывается его любимое слово или ее и воплощение слова УДАЧА. Теперь обратимся к моему мнению на происхождение слова «удача», конечно кто-то, а может и многие, со мной не согласятся, но тем не менее, я его приведу в этой статье. Итак, мне кажется, что удача очень созвучна со словом «удить», своеобразная «рыбалка», и вот почему, если мы обратимся с вами к религиозной стороне вопроса, то учениками Господа Иисуса Христа становятся именно рыбаки, простые люди, они становятся известными по всему миру апостолами. И Господь далеко не просто так говорит им о том, что Он сделает их «ловцами человеков». На их понятном языке и им понятном языке Он использует эти слова, чтобы они вняли Его проповеди. Что же тогда такое ВЕЗЕНИЕ?
….Удача и везение — различные понятия, хотя бы одно было производным другого. Везение к народной мудрости связано было со случайностью, мы же не зря помним слова «Повезло дураку», это сейчас воспринимаем настороженно, а раньше в Древней Руси везение как правило было связано с теми кого аллегорически связывали с трутнями, просто выпала случайность и все, однако стоит отметить тот факт, что если мы вспомним русскую сказку про Ивана Дурака, то окажется, что ему-то и больше всего ПОВЕЗЛО, и не потому, что он ничего не делал, и не потому, КАК он был расположен к работе и труду, хотя это все всегда существенно и важно!!! А ПОТОМУ, что Иван Дурак… просто навсего………………………………………………..МЕЧТАЛ. Здесь прослеживается фундаментальная связь между удачей и нашими МЕЧТАМИ, между судьбой и той внутренней направленностью * психологически не сильно зависящей от настроя в жизни, пессимист или оптимист, на самом деле все это важно для НАУКИ, однако и везение и удача не выбирают порой ни тех ни других, поэтому чисто психологическая гипотеза. Везение- стало быть прерогатива МЕЧТЫ, и это было обоснованно определенного рода экспериментами,
В одной из стран, в одном из известных университетом, учеными проводился эксперимент, в котором приняли участия юноши и девушки разных возрастов, никуда их специально не определяли, за ними даже не следили и вовсе так сказать они ни были фактически испытуемыми. Все, что от них требовалось, это дома каждый день по утру, рисовать на листе бумаги яркими фломастерами и перечислять своим МЕЧТЫ, единственным условием эксперимента было не просто перечислить МЕЧТЫ, а ИЗОБРАЗИТЬ их, то есть человек сначала представлял в сознании то о чем он или она мечтает, а потом РИСОВАЛ свою мечту. Интересно ученым стало потом, что после того, как прошло н-ое количество лет, определенное в самом начала эксперимента, испытуемых попросили предоставить рисунки их «мечтаний», и самое главное сказать, так что же из того, что они нарисовали ИСПОЛНИЛОСЬ в их жизни?
1. Одни из них «сочинили» многие мечты, нарисовали их и перечислили, в порядке исполнения. Не удивительно, что практически у большей части, кто изобразил множество того, что хочет они сбылись. Кто-то нарисовал «машину», и в следующем году приобрел ее, хотя достаток у всех был совершенно различный, кто-то семью, и у него или у нее появились семьи и так далее.
2. Другая часть, нарисовавшая меньшее число «мечтаний», или же нарисовавшая их в беспорядочном значении, изобразив беспорядочно довольствовалась тем, что сбылись лишь некоторые и то не у многих, а у единиц испытуемых.
Поэтому из это выборки ученые сделали определенные выводы- чем больше человек мечтает, тем больший ШАНС воплощения этим мечтаний в ЖИЗНЬ, НО…. поразительным стал факто ЯСНОСТИ, который до этого практически не встречался и не был выявлен сколько бы то ни было научным экспериментом. Ученых буквально удивило то, ЧТО ЯСНОСТЬ осознанных мечтаний и их ранжирование по порядку привело практически ко 100 % результату их исполнения первой выборки испытуемых. Вообще это нонсенс, оказывается ЯСНОСТЬ и расположение, ранжирование, иерархия «мечты», желаний, которые осуществляют играет чуть ли не всеобщую роль в жизни людей.
Таким образом, не существует «волшебной палочки» или старика Хатабыча, и золотой рыбки тоже нет… есть направленность и ЯСНАЯ осознанность того, что человек хочет и что желает получить в жизни и достичь. В тоже время данный эксперимент показал частичную несостоятельность общего мнения людей о том, что только с помощью деятельности человек достигает осуществление своей мечты, не случайно было выбрано время, не случайно никакой деятельности человек не совершал еще, а просто… мечтал!!! Это показывает, что в нашем сознании заложен определенный механизм, который каким-то образом предшествует как эмпирическому опыту, так и любому другому опыту, любой другой деятельности, остается только ПСИХИЧЕСКАЯ деятельность личности, в которой наиболее полно человек достигает ИНТЕНСИВНОСТИ и ЯСНОСТИ осознания в достижении конкретных результатов.
То, внутренне, что он воспринимает, что даже ПОКА еще не явилось в его жизни, но на что он настраивается, как на определенное принятие информации из совершенно незнакомой или мало знакомой сферы смыслов и содержания нам, он осуществляет в жизни рано или поздно. И с религиозной точки зрения этому находится объяснение с позиции ВЕРЫ, ведь, МЕЧТЫ просто так не исполняются, даже до всякого рода деятельности физической- материальной по их достижению. Человек сам программирует так называемую «судьбу», ОДНАКО критерий внутренних механизмов работы этой «программы» до конца не может быть нам известен…. Так и из множества вариантов, существует один который он выбирает. — это обычно и называют удачным вариантом, но не вариантом везения. Везение оно непонятно и как правило, если образно говорить, выпадает как «снег на голову», оно и по словесному своему употреблению именно «везет» а куда? И главное ОТКУДА, человек не знает. Это своего рода «прямая дорога, по которой едет кибитка, а везение начинается там, когда после крутого подъема (то есть деятельности, труда человека) неожиданно столь же крутой спуск, и уже кибитка едет сама на полной скорости». Словом везение туманно. Никогда не знаешь, КОГДА повезет и к чему приведет на самом деле. Не то, что УДАЧА, удача, это та ВЕРОЯТНОСТЬ, и веро ясность к какой человек либо стремится как правило, и на верху подъема его ждет долгожданный же пункт назначения мечты, деятельности, и так далее; либо переехав все буераки и ухабины, вдруг неожиданно едет по прямой дороге и тут оказывается его ПУНКТ, который он никак не ждал здесь увидеть. …………………………………………………………………………………………………………………
Судьба же складывается не только из удачи, везения и мечты, а во многом слагается самим человеком, в тоже время… в судьбе всегда существует L- неизвестности, или говоря на языке физиков неизвестная -лямбда, которая показывает, что в ней все-таки существует доля вероятности, какая не может быть ни предугадана, ни прогнозируемая, ни предвидена. И тогда мы так и говорим, что в судьбе бывают «непредвиденные обстоятельства», но НА САМОМ ДЕЛЕ, эти обстоятельства складываются перед нами, но никоим образом от нас не зависят, стало быть они делигируемые другому закону- закону НЕ вероятности. Парадоксально выходит, на первый взгляд события эти вероятны, но источник их не вероятен. Вероятны они потому, что СЛУЧАЮТСЯ с нами, а там где находится случай, там «подстерегает»и судьба, а НЕ вероятны потому, что хотя бы и с долей вероятности с нами случаются, но столь же невероятно и неизвестно КОГДА происходят. Стало быть во всякой вероятности предполагается частичка невероятности, непредвиденности, непредсказуемости и прочее. Вот в этом и заключается религиозный смысл СУДЬБЫ, в том, что человек, именно исходя из данной константы его бытия, (всякая вероятность содержит доли невероятности), предписывает невероятности религиозное значение или трансцендентный смысл. Однако, его и стоит признать за таковой НЕ- вероятностью….
Следующее «измерение » судьбы это то, что она «непредсказуемая». Многие могут не согласиться с этим положением: «как непредсказуемая? А как же существуют люди, обряды и ритуалы издавна у большинства народов, в которых предсказывается судьба человека?»… и тому подобное…
Но все же, судьба человеческая действительно остается непредсказуемой. Если в первой части статьи мы рассматривали, везение, удачу, с такой можно сказать «игровой» позиции, когда эти понятия — синонимы, сопутствующие судьбе. То в целом, нельзя сказать, что она «предсказуемая» в жизни… Примечательно, что многие люди, говоря о «судьбе» сознательно связывают ее со своей «жизнью.» Но, еще более примечательней становится тот факт, что такое сравнение на самом деле едва ли может быть проведено (!). И мы постараемся объяснить, нашу позицию.
Судьба- фиксирует понятие определенного порядка, данного в движении жизни, но не саму жизнь, то есть с философских позиций- судьба- это не только конечный результат жизни человеческой, к которому он стремится осуществить. И не столько какой-то «пограничный» этап жизненного течения, когда человек видит то, что не мог видеть до определенного момента, когда событие в его жизни становится ЗНАЧИМЫМ, так или иначе, а то понимание, в котором обнаруживается «движение», от начала к концу, от средины жизни к ее окончание, или от начала жизненного «восхождения» к середине жизни и так далее. Это своего рода «отрезки» гармонично соединяющиеся в единое целое, Когда единое целое приобретает телеологический- ценностно-ориентированный смысл, вспомним слова Господа Иисуса Христа- «Где сердце будет ваше»….Поэтому с философской точки зрения судьбу можно интерпретировать как ВОСХОЖДЕНИЕ И ЖИЗНЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАК ОПРЕДЕЛЕННОМУ ЗНАЧИМОМУ СОБЫТИЮ КАК В ЕГО ВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ, ТАК И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ, ВСЕГДА ЗАКАНЧИВАЮЩЕЕСЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ СМЫСЛОМ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, интересно, не правда ли?……………
Оказывается судьба, — это тот «ПУТЬ», по которому человек извечно проходит, но прилагая усилия по построению этого пути, всегда (это очень важно!) приходит к парадоксальной мысли того, что судьба НЕПРЕДСКАЗУЕМА. Его старания, увы в трансцендентном смысле ВСЕГДА будут обречены на Сизифов труд. — потому, что лишь выстраивая снова и снова этот ПУТЬ человек издревле приходит к идее БЕСКОНЕЧНОСТИ этого пути, и следовательно к ограниченности судьбы земным существованием. В действительности ИДЕЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ судьбы, ее неполного раскрытия в каждой индивидуальной жизни, приводит людей к необходимости ПОМЫСЛИТЬ Бесконечного Мироправителя, Который положил для каждого человека в основу его жизни свой ПУТЬ, свои события, свое существования, наконец свое бытие личностное и потому самобытно- индивидуальное и столь же самосознательное.
… Пророк Иеремия, видев несовершенство ветхозаветного закона, данного иудеям, предвидел, что «Будет закон, записанный в сердцах человеческих». Так всему миру воссияла звезда христианской религии. Однако и древние имели представления о судьбе каждого человека как «пути» «по жизни», который хранится Богом в одной из Книг- Книг Жизни.
Древнеегипетская мифология, знала «участь» людей, которые прошли свой «жизненный путь» и описала «участь» их в царстве Осириса или в царстве Анубиса, историкам и востоковедам, религиоведам явилась «Книга мертвых», такие же воззрения были в древнем Тибете, где явилась «Тибетская книга мертвых». Египтяне, как мы уж много раз говорили, считали, что у каждого человека есть «свой двойник», который сопутсвует ему по жизни, который ЗНАЕТ о нем все, прежде самого человека. Впоследствии египтяне назвали «этого двойника» — КА. КА- духовная субстанция, узнающая человека по смерти, помогающая ему войти в «царство мертвых» и достигнуть полей Иалу. КА- этот «двойник», который вместе с тем, по воззрениям древних египтян, помогал человеку найти свое «тело». Поскольку КА как и на русском языке- ДУША, покидало тело по смерти, а «судьба» прожитая душой в земном мире, продолжалась до суда Осириса. Вместе с тем, чтобы приплыть к полям Иалу, души умерших, завещали читать «письмена» которые им предоставляло «Око» Гора, в которых Оно уже предвещало, что необходимо для душ человеческих….
Ут- Напиштим, ищет «жизнь», как засвидетельствовано у последнего допотопного царя Шумера- Гильгамеша в «Списках шумерских царей».
Так или иначе всего 2 малочисленных примера, но тем не менее, здесь существовало общее представление о судьбе как дарованной человеку свыше, фактически трансцендентным образом ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ его жизнь. Отсюда полагалось, что человек не только сам ответственен за свою судьбу, но что ритуалы, обряды (древних имеется ввиду), заклинания и прочее могут повлиять на судьбу человека, и не только его. Во всяком случае, все, то, что осталось от политеизма в религиях маздеизма, к примеру, язычестве славянском, у кельтов, в зороастризме и прочее- все это восходило к шумеро-вавилонским мифам, и легендам, древнейшим клинописным «сказаниям», и далее причудливо трансформировалось в попытки повлиять на судьбу различными магическими и мистическими обрядами, ритуалами. Страх состоял в ТОМ, что часть этих попыток, увенчивалась успехом, но все же судьба всегда оставалась под завесой «тайны», которую провидчески ли, пророчески ли открывали избранные люди Божии. Поэтому имея ОПРЕДЕЛЕННЫЙ трансцендентный порядок, судьба выходит за рамки земного существования, и продолжается в бесконечной жизни души. Но эта бесконечно и является ЗАЛОГОМ того, что некогда носитель или носительница ее (души) прожила свою жизнь не так как хотелось ее или прожил свою жизнь не так как хотелось ему, а так как ее ПОЛОЖИЛ каждому Абсолют,- Бог.
….Расхожие мнения о том, что судьбу невозможно изменить являются пожалуй на данный момент самой сложной проблемой для человеческого уразумения. Судьба- сама никогда не меняется, а трасцендентном значении, она всегда транссубъективна и трансобъективна- это своего рода «движение жизни», но сообщеное вовсе не от земного существования человека, судьба делегирована и ДАНА как ДАР каждому человеку Богом, и судьба есть движение к Богу изначально именно так задумывалось Творцом, но в сознании Бог заложил «ограничение» человеческому разуму в том, что судьба как «движение жизни» никогда не может быть полностью раскрытой, как бы человек не «пытался ее изменить», Существует табула раса, — чистая доска, но как только воск свечи касается ее, и свеча освещает ее на ней УЖЕ наложены различные письмена, и эти письмена нельзя СТЕРЕТЬ, их можно подправить, переменить местами, *события не меняются, или же забыть, зачеркнуть нельзя, потому, что письмена эти записаны вовсе не в сознании, вовсе не в разуме, вовсе наконец не в том, что мы называем ВОЛЕЙ, а в ДУШЕ человека…. И порядок их как движение сообщенное душе Богом нельзя полностью изменить, но лишь частично.
Теперь, по возможности, коснемся другого аспекта в контексте выбранной темы статьи- генетического аспекта. Уже ни для кого не секрет, что гены влияют на наследственность, и вообщем-то даже определяют ее. — как доказали ученые. Но в тоже время, генотип устроен таким образом, и цепочки генов ДНК, что они содержат всю абсолютно информацию о (да простит меня редкий читатель, но буду изъясняться впредь туманно), … «прошлых жизнях» . Это вовсе не означает, что мы живем бесчисленное количество раз, как учит об этом теория реинкарнации и ее последователи (см. очерк религиозно-этических воззрений Древней Индии, где полагается тезис, что изначально в древнейших индийских текстах, так называемых пра-ведических не было упоминания о реинкарнации вообще), а означает это только то, что душа наша говоря аллегорическим языком «вечная странница». Поэтому, по возможности, здесь не будем говорить о часто тривиальных, простых и не выдерживающих критики «жизнях» в том же теле, астральных «переживаниях» к примеру и прочем (хотя столь же «туманно» надо сначала их направить на изучение детальное вопроса времени и пространства, чтобы утверждать «прошлые жизни», «параллельные реальности» и прочее, часто без определенного всем известного таинства такие «представители» не могут просто обойтись). Итак, что же все-таки означает судьба в преломлении научных исследований, а также выявления медициною различных случаев заболеваний как «дурной наследственности»?
Вопрос настолько этот изучен, что не требует дальнейших изысканий. НО….. при всем удивлении изысканий ученых и все могущей науки оказывается …. «дурная наследственность» далеко не всегда объясняет наличие тех или иных отклонений, тяжелых заболеваний и прочее. Даже «дурные гены», относительно недавно обнаруженные наукою, вовсе не объясняют до конца принципа наследственности в передаче от родителей к детям генетического кода с теми или иными заболеваниями. … Часто, бабушки, сидящие на лавочках пересуживают проходящих мимо людей, и иные из них замечают, что де внучок пошел по стопам отца или внучка совсем от рук отбилась и так же себя ведет » как ее мать в молодости». … Понятно, что здесь большое значение играет воспитание и развитие детей в семье, но нередки случае, когда в интеллигентной семье, появляется вдруг «ребенок» наркоман, хотя до этого он было довольно обходительным с девушками юношей, плохого слова от него родители не слышали, так почему так получается? Даже школьник нам может объяснить! на 100 % что всему виной к примеру плохая компания, плохое окружение в которое попал юноша, или плохие подружки, с которыми общается юная девушка. И так далее… А теперь немного фактов. …
В 90-е годы, доктором Зверевым был проведен ряд исследований, касающихся генетического материала, собранного в тех неблагополучных семьях, в которых страдали «дети» различными психическими отклонениями, тяжелыми заболеваниями нервной системы, и естественно алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. И взята был такая же «выборка» совершенно благополучных семей, в которых дети мало чем отличались от детей первых — неблагополучных семей. Оказалось, что генетический материал (!) равно может быть применен от второй семьи к первой, и от первой семьи ко второй. При чем, хотя не высока была доля тех детей, которые несмотря на неблагополучность семьи и «похую наследственность», что было очень важно в проведении исследования, обладали определенными дарами, и даже впоследствии очень были способными в жизни. Доктор, еще не знал, существование «дурных генов» и прочее и он предположил, что наследственность в ряде случаев (10 wacko порою не играет уж такой большой роли. Интересно, что семьи брались те, в которых могли почерпунть ученым свои родословные, так или иначе… И при этом, в большинстве случаев (90 wacko в неблагополучных семьях, оказывали и неблагополучные дети, а в (10 wacko случаев, доктор обнаружил, что никакая НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ именно по линии родителей вовсе не влияет на наследственность детей. Парадокс состоял уже в том, что в тех семьях где дети воспитывались в благополучии, а родители и их родители, и родители их родителей и так далее были столь же благополучными людьми, выявлялись отклонения у детей. Никакой «генетический код» никакой абсолютно роли в этом не играл в этой конкретной выборке. Что же получается, а получается то, что наука не столь все сильна как нам всем кажется. И тот ген, который впоследствии был обнаружен учеными вовсе ДО КОНЦА не обуславливает передачи наследственной информации. Почему, так получилось? Что явилось причиною? Может тяжелые времена, все же не «давшие» подойти более скептически доктору? Впоследствии даже о тривиальном эксперименте нигде не сообщалось….
На этом примере мы показали всю сложность однозначного определения людской молвы «Судьба такая», мол ничто уже не поделаешь, и мол какие родители, такие и дети. Для нас важно, что судьба может быть частично переменена, но существуют в мире те тенденции, и те «законы», которые не поддаются эмпирическому исследованию и при их изучении как «снежный ком» нарастают все новые и новые вопросы. Касаясь религиозного аспекта (к которому мы относимся положительно, но в 5 % мы не можем утверждать, что именно в такой мере), согласно Библии, Бог наказывает людей до десятого колена «включительно». То есть, грехи и поступки наших предков напрямую проявится могут в современности у детей, (кто определил это колено? Бог, естественно, однако определение это имеет и аллегорическое значение если мы детально и глубоко проследим сущностную сторону «колена», а оно 10-ое, то выявим, что в древности число 10 равно как и у иудеев число 40, имело значение «плеромы»- полноты, а не того, что ТОЛЬКО до 10-колена Бог наказывает людей). Значит, число 10 здесь использовано в значении «плеромы». А в книге пророка Даниила, сказано, что Бог «ПОМНИТ» наши грехи и страсти, наши дела и поступки до «семижды семидесяти раз». Много это или мало? Сейчас, удивятся те, кто обычно представляет Бога грозным, властителем, немилующим и прочее «потирая ручки» скажут, что вот оказывается Бог наказывает сколько раз… НО стоит их разуверить в этом предубеждении. Это число, сообщенное Богом пророку Даниилу, имеет не буквальное, а профетическое именно значение «бесчисленного множества раз». И при ближайшем глубоком рассмотрении вовсе не указывает исключительно на НАКАЗАНИЕ людей, а указывает, на то трансцендентное «течение», которому владычеству подчинены «времена и сроки». И ключом к такому пониманию является «множество», всегда сообразующееся со временным течением. Но как такое возможно, неужели получается, что Бог «ВСЕ ПОМНИТ» про каждого человека и припоминает яко бы его зло? НЕТ так не получается в буквальном смысле слова, а получается в ином смысле, смысле того, что Бог ждет исправление семей, предков и прочее «бесчисленное множество раз» то есть определенное ВРЕМЯ, определенное только БОГОМ. А когда время заканчивается, Бог поучает различными наказаниями детей родителей, бывает, что и «предков» уже умерших, которые когда-то злословили к примеру, или чем-то грешили поучает на современном «семени» — то есть на современном поколении. Бог открывается человеку как Бог воздаятель, и в тоже время как Бог милующий. Все в нашей земной жизни взаимосвязано с вечностью, и если умершие родственники грешили и не пришли к Богу в покаянии, то далее те или иные лишения, беды, болезни продолжаются на их детях и тому подобное.
….В свое время помнится мне, попалась интересная книга О влиянии на генетическом уровне — грехов предков и прочее, одним их редакторов которой был доктор медицинских наук, профессор, человек духовного звания- иеромонах Берестов. К сожалению имени его не помню, но думаю личность всем известная, во всяком случае многим, особенно православным христианам, читающим подобного рода литературу. И изучив ее, прочитав ее я понял, как все сложно на самом деле в жизни человеческой. Что грехи передаются бесчисленное множество раз (от нераскаянных ПРЕДКОВ) родителям и так далее, потом их детям. Но, там проводилась линия непосредственного влияния родительской наследственной информации на детей и их будущих детей и так далее, и ОПОСРЕДОВАННОГО неизвестно, когда могущего проявится — предков.
Значит, подумал я, все это есть, все это действительно передается на каком-то ином уровне. И уровень этот возможно и сочетает нашу ДУШУ с ее переживаниями. Потому, что только единосущностно несмотря на то, что по 40 дне младенцу сообщается душа от родителей, во всех коленах РОДА души похожи тем, что в них есть определенная вовсе не только ГЕНЕТИЧЕСКАЯ информация, а информация из сверхчувственного мира, когда судьба одного человека родившегося в 1889 году, и умершего в 1923 году, изучается ТАМ и затем уже сообразно его поступкам, действиям злым или добрым, передается по наследству ДУШАМ других людей — то есть его потомству в других семьях. Надо закончить статью, тем, что определенный интерес представляют и даты, но этот вопрос настолько и колоссально сложен, что мы по причине немощности нашего разума в их постижении вовсе не будет касаться его.

Покорность судьбе. Cтоики

Второй эллинистической школой была стоическая. В Древней Греции очень распространенным архитектурным сооружением были портики – открытые с нескольких или со всех сторон беседки с колоннами, которые были защищены от солнца и продуваемы ветром. В одном из таких портиков под названием Stoa в Афинах философ Зенон из города Китион основал свою философскую школу, получившую название стоической, представителей же ее называют стоиками.

Человек, полагал Зенон, является частицей мироздания. Что больше: часть или целое? Конечно же, целое. А что чему подчиняется: часть – целому или же целое – части? Конечно же, часть подчиняется целому. Каждый из нас поэтому подчиняется мирозданию, малым элементом которого он является. Было бы смешно думать, говорит Зенон, будто бы отдельный человек был могущественнее мирового целого и делал бы с ним что угодно по своему собственному произволу. Все как раз наоборот: никто не может заставить весь мир подчиняться чьим-либо желаниям, однако мировое целое постоянно диктует нам свою волю, определяет нашу жизнь, формирует наш путь. Оно является судьбой, или роком, который от нас не зависит и которому мы не можем не подчиняться. Человеческая жизнь подобна мельчайшей частице в огромном смерче пыли, которая сама по себе ничего не значит и вместе с миллионами других таких же частиц несется в неведомом ей направлении.

Такое воззрение является фаталистическим. Ведущему нас року, считают стоики, бесполезно противостоять или сопротивляться: можно сколько угодно не соглашаться с его волей, но в любом случае все произойдет так, как запланировано и предопределено, независимо от наших желаний. Формула стоической философии представлена знаменитым высказыванием: «Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит». Человек совершенно несвободен и всецело пребывает в распоряжении внешних и не зависящих от него сил. А вернее, свобода состоит в том, чтобы понять их замысел и добровольно его выполнять, подчиняться своей судьбе и следовать предначертанному.

В чем же тогда заключается стоическое счастье? Понятно, чем положительна волюнтаристическая модель Эпикура: каждый совершенно свободен и сам распоряжается своей жизнью. Но что хорошего в том, что от человека ничего не зависит и за него все заранее предрешено? Результатом фаталистического миропонимания является полная свобода от всякой суеты, пустых хлопот и волнений. Тот, кто считает, что все в его власти, обязательно ставит перед собой какие-то цели и задачи, к чему-то стремится и чего-то избегает, радуется, если у него получается задуманное, и печалится, если что-то не удается, а главное, он постоянно что-либо должен: одно – делать, другое – нет, быть таким-то, не быть другим, добиваться неких результатов, а потому – напрягаться и беспокоиться.

Тот же, кто считает, что от него ничего не зависит, не будет ни к чему стремиться и чего-то желать. Его жизнь совершенно свободна от волнений, забот и тревог. Если человек – всего лишь игрушка в руках мирового рока и его собственные желания ничего не значат и абсолютно бессмысленны, то зачем ему волноваться и тревожиться, думать, решать и предпринимать что-либо, – за него все уже давно решено, а он не в силах ничего изменить. Такой человек будет абсолютно спокоен и безмятежен, ни положительные, ни отрицательные эмоции не смогут пробраться в его душу. Что бы ни происходило вокруг, он будет смотреть на все равнодушным взором, никак не оценивать совершающееся, мудро безмолвствовать и хранить невозмутимость. Поскольку человек при таком взгляде на вещи сам себе не принадлежит, то и жизнь его также не принадлежит ему, и с ней можно запросто расстаться. Одной из основных добродетелей стоиков является способность спокойно и мужественно встретить собственную смерть. Стоическое счастье, таким образом, заключается в полном безразличии ко всем жестоким превратностям судьбы, какими бы ужасными они ни были.

Из книги Философский словарь разума, материи, морали [фрагменты] автора Рассел Бертран

117. Покорность Впрочем, покорность тоже играет роль в достижении счастья, и эта роль не менее существенна, чем роль усилия. Хоть умный человек не будет сидеть сложа руки, если может предотвратить несчастье, но он не станет понапрасну тратить время и эмоции, когда оно

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

ПОКОРНОСТЬ Покорность – это романтическое раболепие.

Из книги Размышления автора Апшерони Али

О СУДЬБЕ Наша судьба способна улучшаться вследствие приложения к этому усилий. С течением времени люди раскаиваются почти во всем, что делали, за исключением тех редких случаев, когда они по назначению употребили разум. Люди привыкли выдавать свои ошибки за

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

4.2. Покорность судьбе (стоики) Второй эллинистической школой была стоическая. В Древней Греции очень распространенным архитектурным сооружением были портики – открытые с нескольких или со всех сторон беседки с колоннами, которые были защищены от солнца и продуваемы

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Стоики. Покорность судьбе Второй эллинистической школой была стоическая. В Древней Греции очень распространенным архитектурным сооружением были портики – открытые с нескольких или со всех сторон беседки с колоннами, которые были защищены от солнца и продуваемы ветром.

Из книги Разговоры ученого с Учителем автора Зеличенко Александр

Разговор 20-й. О развитии и судьбе у. Итак, человек появляется на Земле, чтобы развиваться. Но почему судьба одних благоприятна, а других -- так неблагоприятна для развития? Почему жизнь одного наполнена счастливыми, а другого -несчастливыми событиями? У. Жизнь каждого

Из книги Умирание искусства автора Вейдле Владимир Васильевич

Из книги Задача России автора Вейдле Владимир Васильевич

УМИРАНИЕ ИСКУССТВА Размышление о судьбе художественного

Из книги Мысли автора Паскаль Блез

4. Покорность и разумение 452. Если бы что-то делать стоило лишь ради су­лящего несомненный успех, ради веры ничего не стоило бы делать, ибо подобной несомненности в ней нет. Но сколько мы делаем такого, что отнюдь не сулит несо­мненного успеха: взять хотя бы морские

Из книги Восстание масс (сборник) автора Ортега-и-Гассет Хосе

V. Пример и покорность В стихийно сложившейся и, к несчастью, повсеместно господствующей примитивной социологии бытуют превратные представления о массе и меньшинстве, когда под первой понимается совокупность экономически беспомощных классов, а под второй - вершина

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Христианское учение о судьбе Христианство тоже учило о судьбе и даже во многом совпадало с античной теорией. Если провидение совершенным образом воплощалось в материи, то такое материальное воплощение провидения, конечно, считалось вполне естественным и ничего

Из книги Философские диалоги автора Бруно Джордано

О жизни и судьбе Джордано Бруно Мы надеемся, что все сказанное выше будет полезным, для того чтобы принять ближе к сердцу судьбу и дело Титана эпохи Возрождения, великого философа, поэта, ученого и мистика Джордано Бруно. О нем часто говорят, что он родился раньше своего

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Ким Борис

В философии судьба понимается как предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т. д. Греки персонифицировали судьбу в виде Мойры, Тюхе, Ате, Адрастеи. Понятие судьбы у них было тесно связано со справедливостью, которая в свою очередь была одной из кардинальных (главных) этических добродетелей. Мы можем сочувствовать прикованному Прометею, но смысл одноименной трагедии Эсхила как раз заключался в том, что закон судьбы неумолим и к людям, и к богам-олимпийцам, и к титанам.

Христианская теология, если не считать некоторые отклонения от генеральной линии в виде Пелагианства в целом придерживалась учения о предопределении Августина Блаженного. Смысл его заключался в том, что поскольку на всех людях лежит первородный грех, решение о том, кто будет спасен, а кто нет, определяется исключительно произволом Бога: мы все равны перед Ним в грехе и никакие наши личные заслуги не могут этого изменить. Эта экстремальная точка зрения была смягчена Фомой Аквинским в основном за счет положения о том, что участь человека может быть изменена церковью (что, конечно, весьма благотворно сказалось на материальном положении последней). Однако, она была возрождена Кальвином, но в очень своеобразном ключе. Он считал, что мы не можем изменить нашу судьбу, но мы можем ее узнать по внешним признакам. А именно, если человек состоятелен, имеет хорошую работу, семью, приближен к власти – то он и будет спасен. Так, по сути крайне детерминистская концепция послужила опорой для создания протестантской этики, и, как считают многие, сыграла огромную роль в становлении современной западной цивилизации.

Великие восточные мыслители были не столь категоричны. Будда говорил: «Вы жертвы не внешнего закона, а внутренней причины». И буддизм, и даосизм и конфуцианство признают, что человек может изменить свою судьбу. Собственно говоря, известная поговорка: «посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», – не что иное, как парафраз древней Китайской притчи:

«Конфуций любовался в Люйляне [водопадом]; струи спадают с высоты в три тысячи жэней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи – морские или речные. Заметив там пловца, [Конфуций] подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. [Но тот] через несколько сот шагов вышел [из воды] с распущенными волосами, запел и стал прогуливаться у дамбы.

Конфуций последовал [за ним] и [ему] сказал:

– Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты – человек. Дозволь задать вопрос: владеешь ли секретом, [как] ходить по воде?

– Нет, – ответил пловец. – У меня нет секрета. От рождения – это у меня привычка, при возмужании – характер, в зрелости – это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая [ей] ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде.

– Что означает "от рождения – это привычка, при возмужании – характер, в зрелости – это судьба?" – спросил Конфуций.

– Я родился среди холмов и удовлетворен [жизнью] среди холмов – [такова] привычка; вырос на воде и удовлетворен [жизнью] на воде – [таков] характер; это происходит само по себе, и я не знаю почему – [такова] судьба.»

Таким образом вопрос о судьбе собственно говоря является вопросом о том, является судьба роком или человек может ее изменить, это вопрос о соотношении свободы и детерминизма.

Два весьма авторитетных течения в психологии: бихевиоризм и психоанализ причину человека, если так можно сказать, помещали вне его. Бихевиоризм в его классическом варианте вообще имел дело с «пустым» организмом, психоанализ исходил из жесткой детерминированности судьбы событиями раннего детства. Лично я, впервые прочитав Фрейда (кажется это было «Введение в психоанализ») никак не мог понять, почему же он так упорно называет свою весьма спекулятивную конструкцию подлинно научной теорией. Понимание пришло позже. Действительно, жесткий детерминизм Фрейда соответствовал естественнонаучной парадигме, но – вековой давности, в духе Лапласа. В современной Фрейду науке от былого механистического детерминизма не осталось и следа. К этому времени относятся открытия в области квантовой физики с ее соотношением неопределенностей, копускулярно-волновым дуализмом, к чуть более позднему периоду – исследования хаотических явлений и гипотеза большого взрыва. Как бы то ни было, вот что писал Фрейд по этому вопросу: «Глубоко укоренившаяся вера в психическую свободу и выбор… совершенно не научна и должна уступить место утверждениям детерминизма, который управляет психической жизнью». Ролло Мэй очень точно назвал эту позицию «крахом личной ответственности».

Третья сила в психологии – гуманистическое направление, наконец, поместила причину человека внутрь него. А. Адлер – один из предтеч гуманистической психологии (хотя в учебниках его теорию почему-то часто помещают в раздел психоаналитических теорий личности) в своей концепции стиля жизни, которая очень напоминает по смыслу судьбу, признавал, что, хотя стиль жизни формируется в раннем детстве, его можно изменить. Основоположники же этого направления: Маслоу, Гольдштейн и Роджерс считали, что тенденция к развитию человека заложена в нем самом в виде особой потребности (мотива) – самоактуализации. Жизнь человека, таким образом, – это процесс развертывания его потенциала. В наиболее явном виде этот подход реализован Роджерсом, Ш. Бюллер и С. Джурардом, в менее выраженном – Маслоу. Однако в любом случае остается вопрос – что за потенциал, кем он заложен, можно ли его изменить? Будучи существенным шагом вперед в развитии идеи автономности человеческого существа, и возможности управлять своей судьбой это направление гуманистической психологии осталось в сущности преформистским. И это – ключевой момент его расхождений с другим крылом гуманистического направления – экзистенциальным. Настолько ключевой, что после смерти Маслоу, объединявшего своим авторитетом и харизмой эти два направления, был поставлен вопрос о том, существуют ли «две гуманистические психологии или одна» (Д. Роуэен). Нет, конечно и безусловно, экзистенционалисты согласны с тем, что « судьба человека полагается в нем самом » (это цитата из статьи Сартра с говорящим само за себя названием «Экзистенциализм – это гуманизм»). Однако, каким образом человек реализует свою судьбу? А следовательно, каким образом он может (и может ли вообще) ее изменить? Ведь оставаясь на позиции личностно-центрированного подхода нельзя не признать, что он в определенном смысле снимает ответственность с человека за его судьбу: ну, что поделаешь, не заложен во мне такой потенциал. Другая знаменитая цитата из Сартра, можно сказать квинтэссенция экзистенциализма: «Существование предшествует сущности». Для себя я это высказывание часто упрощаю: «Жизнь богаче схем». Это, конечно, не вполне серьезно. Но по большому счету и то и другое означает, что нет никаких заранее заложенных в нас сущностей, т.н. природы, потенциала, которые бы определяли направление и границы нашего развития, нашей судьбы. Наша судьба определяется выборами, которые мы делаем, и этот подход кардинальным образом отличается от личностно-центрированного. У Мамардашвили (хотя его нельзя отнести к экзистенциалистам) есть очень точная мысль по этому поводу: «Мы живем в мире, в котором ничто еще не случилось». Т.е. любой человек в каждый момент своего времени находится как бы в точке большого взрыва собственной вселенной, в особой сингулярности, в которой прошлое не важно и не имеет над ним власти. Это означает, что человек творит себя сам, он есть то, «каким он сделает себя сам». И именно он, а не Бог или иная сущность определяет, а следовательно, несет ответственность за свою судьбу. Для меня лично эта мысль важна еще и потому, что ставит вопрос о вере в совершенно другой плоскости. Есть Бог или его нет – это, в сущности, не важно. Моя жизнь от этого не может измениться. Свою судьбу человек творит сам, «здесь и сейчас» делая свой выбор. Опять Мамардашвили: «Экзистенция – это то, что сейчас здесь ты должен сделать. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи другого… Ты должен сам». Кому? И зачем? Бьюдженталь отвечает на этот вопрос так: себе, ради сохранения собственной аутентичности, цельности, верности себе. Мне глубоко симпатичен такой взгляд на судьбу – она предстает не как нечто предопределенное, заданное, а как то, что человек творит сам. Дать человеку почувствовать себя хозяином судьбы – очень сильный терапевтический ход. Не случайно Бьюдженталь назвал свою терапию «жизнеизменяющей».

Для такого понимания судьбы принципиальной становится проблема выбора. О важности и определяющей роли выбора много писали и Э. Эриксон (стадии психосексуального развития) и Э. Фромм, но в работах психологов экзистенциального направления (Ялом) проблема выбора поставлена в ряд четырех узловых, которые призвана решать психология. По Бьюдженталю, одна из главных целей терапии заключается в том, чтобы помочь клиенту «почувствовать себя… имеющим выбор там, где ранее он испытывал принуждение».

Ролло Мэй рассматривает понятие судьбы в связи с соотношением свободы и детерминизма. Под судьбой он понимает некоторую систему объективных и субъективных ограничений. Новизна его подхода заключается в том, что по его мнению свобода и судьба взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рост свободы расширяет поле взаимодействия человека с миром, что потенциально может привести к увеличению детерминирующих факторов. С другой стороны, хорошее знание своих ограничений (а здесь, кстати, он признает полезность психоанализа) может способствовать более качественному выбору в будущем. В похожем ключе решает проблему соотношения свободы и детерминизма Гринниг. У человека есть три возможные реакции. 1) это утверждение свободы без границ, вплоть до вседозволенности; 2) бегство от свободы и выбора, описанное Фроммом; 3) экзистенциальный выбор – исследование и расширение свободы через осознание межличностного и физического контекста и условий свободы, самоутверждение с одновременным признанием собственной конечности, уважение к другим людям и к их возможностям, пусть даже ограниченным.

Виктор Франкл говорил, что «упрямство духа» помогает нам преодолеть ограничения (наследственность, влечение, среда). Но это так называемая негативная свобода. Для построения своей судьбы недостаточно быть свободным «от». Столь, же важно, а может быть и еще важнее, быть свободным «для». Экзистенциальные психологи, прежде всего Франкл, Ялом, Бьюдженталь, Мадди сделали много для прояснения психологического содержания термина «позитивная свобода».

Свобода творить свою судьбу – не бесспорный дар. Он предполагает ответственность за свой выбор, и принятие связанных с ним минусов. Например, выбирая свободу и будущее, мы выбираем вместе с тем и тревогу (Мэй, Мадди): «Появление свободы тесно связано с тревогой: возможность свободы всегда вызывает беспокойство, и способ встречи с тревогой определяет, пожертвует ли человек свободой или утвердит ее». Однако мне представляется, что концепция активности в построении своей судьбы в экзистенциальной психологии не только отличается глубоким оптимизмом по отношению к человеку и поэтому гуманистична, она также весьма практична. Во всяком случае, я теперь точно предпочту тревогу чувству вины. Я и раньше подозревал о существовании такого рода оппозиции, но С. Мадди выразил это весьма выпукло. Это еще раз подтверждает любопытную мысль Франкла о том, что экзистенциальная психология – это психология взрослого, помогающая правильно оценивать и принимать вызовы нашей жизни: «мужество быть» и «отвагу выбирать».

Исторической действительности определяет содержание и «Тихого Дона» и «Поднятой целины». В романе «Они сражались за Родину» отчетливо проступает та же высокая цель - раскрытие в Отечественной войне подвига народа. ГЛАВА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА ВОЙНЫ В РАССКАЗЕ М.ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» 2.1 Особенности композиции рассказа. Панорама Великой Отечественной войны в рассказе М.А. ...

Случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова. Случайно Гринев присутствует на казни Пугачева. Случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которой скрывается сам Пушкин. Тема судьбы прослеживается, как мне кажется, следующим образом: - во-первых, стечение случайных обстоятельств в жизни героев - во-вторых, судьба представлена, как некая стихия, природная или историческая...

«Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».
патриарх Сербский Павел (1914-2009).

Судьба́ – многозначный термин, обозначающий:

1. предназначение (идеал);
а) небесная: полноценное (требуемое призванием человека) раскрытие черт , жизнь в общении с и Его в ;
б) земная: исполнение земного предназначения; реализация в земной жизни данных от Бога сил и во ;

2. частное предназначение (например, предназначением Саула было служение Богу и народу в качестве царя, но он не исполнил его; к этой же роли был предназначен и Давид, и он исполнил его);

3. жизненный путь;

4. стечение обстоятельств (происходит по );

5. рок (неотвратимость - понятие, свойственное некоторым формам ; см. также: ).

Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит , на котором основано христианство. Святитель выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом.

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ().

Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит и 90%, из того, как вы на это реагируете.

Учение о судьбе в нехристианских религиях

На фоне православного понятия о судьбе как выполнении божественного предназначения судьба человека в других религиях выглядит блекло. В современном всех, рожденных от Адама, ожидает смерть. Даже последователи и исполнители закона Моисея и предписаний Торы после смерти идут в шеол – место, лишенное Бога. Судьба современного иудея горька: если Вавилонский плен длился 70 лет, то современное рассеяния длится уже два тысячелетия. Храма – даже второго – нет. Самая главная часть закона Моисея не исполняется: без храма невозможно приносить жертвы за грехи. Бог наказывает Свой народ за них рассеянием по всему свету. Все иудеи – скитальцы. Их земная судьба – судьба вечно гонимых странников, от которых Бог отвернул Свое лице. А поскольку жертва не совершается и грех народа продолжает вызывать гнев Божий, их посмертная судьба – пребывание в шеоле. Даже пришествие иудейского мессии не сможет помочь умершим, т.к. иудаизм отрицает воскресение мертвых. Чем-то это похоже на марксизм: чтобы отдаленные потомки могли удовлетворять любые свои прихоти без всякого труда (это и означает лозунг «каждому по потребностям, от каждого по способностям»), другим надо голодать, умирать и жить в нищете без всякой надежды попасть в коммунистический рай.

Смотри вперед – с надеждой, назад – с благодарением, наверх – с молитвой, вниз – с покаянием, внутрь – со вниманием! А вокруг – с любовью!
игумен Тихон (Борисов)

Тёмное слово «судьба» лучше нам будет заменить ясным и определенным выражением — провидение Божие.
Владимир Соловьёв

Статьи по теме