Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Афинеево. Предтеченская церковь в афинеево Архивные фотографии усадьбы Афинеево

С. Афинеево.

С. Афинеево (Афинеевское, Финеево) известно с XIV. Отец Дмитрия Донского Иоанн II (Красный) завещал младшему сыну Ивану (вскоре умершему) с. Афинеевское

Здесь была вотчина "Ивана Патрикеева сына Милюкова". Она стала приданым его дочери Марьи, и в 1627 г. Афинеево - пустошь на р. Малая Пахра (в наше время Десна), вотчина Петра Степановича Корсакова. Он построил дом, поселил крестьян, потом заложил сельцо Петру Даниловичу Протасьеву, к которому оно и перешло в 1646 г.

В 1671 г. владел уже его сын Александр. В 1704 г. его сын, начальник Владимирского судного приказа, окольничий Михаил Александрович Протасьев начал строить ныне существующую каменную церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Алексия митрополита Московского (позднее переосвящён во имя празднования Казанской иконе Божией Матери). Церковь освящена в 1709 г., "выдано два антиминса в новопостроенную церковь Иоанна Предтечи да в придел Алексий Митрополита"). В это время в сельце "двор вотчинников, в нём 2 человека, дворы скотный и конюшенный, в них 14 человек, три двора задворных, в них 5 человек".

В молодости Михаил Александрович получил суровый урок. Случалось нередко, что дворяне, имевшие тяжбы или какую-нибудь давнюю неприязнь, собравшись на Постельном крыльце государева дворца или в сенях Грановитой палаты, вздорили, а иногда и дрались. Такие случаи рассматривались как неуважение к государю (ругань и шум в его дворце), расследовались и наказывались. В 1674 г. на государевом дворе Александр Протасьев прошиб кирпичом голову Ивану Хрущёву. После сыска его нещадно били батогами, и кроме того он заплатил крупный штраф.

Дочь М.А. Протасьева, Любовь Михайловна, вышла замуж за Петра Афанасьевича Юшкова, село стало её приданым. В 1761 г. она Продала Афинеево жене Ивана Михайловича Волынского, Анне Семёновне. Село перешло к их сыну Егору (ум. 17 февраля 1779 г.), затем осталось его сыну Захару, который построил каменный барский дом, соединённый с церковью. На рубеже XVIII-XIX вв. селом владел московский губернский предводитель дворянства (1793 г.) Иван Васильевич Ступишин. При нём усадьба достигла расцвета: были созданы сообщавшиеся друг с другом пруды с искусственными островами, насаждён регулярный липовый парк, дорога в Москву обсажена берёзами. Ступишин пристроил колокольню и портики.

До 1839 г. Афинеевым владел журналист, писатель, издатель, коллекционер Павел Петрович Свиньин (1788-1839). Он учился в Московском университетском благо родном пансионе, служил по ведомству Министерства иностранных дел.

Результаты своих заграничных наблюдений Свиньин изложил в "Опыте живописного путешествия по Северной Америке" (1815), "Ежедневных записках в Лондоне" (1817) и "Воспоминаниях на флоте" (1818). Главнейшие из его других трудов: "Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1816-1828 г., на русском и французском языках), "Извлечение из археологического путешествия по России в 1825 г." С 1818 по 1823 г. он издавал журнал "Отечественные записки", где поместил массу статей по русской истории, очерков путешествий и т. п. (но современники обвиняли его в описании местностей, им не посещённых). Этнографические очерки Свиньина вышли после его смерти, под заглавием "Картины России и быт разноплеменных ее народов" (1839).

Исторические романы Свиньина "Шемякин суд" и "Ермак, или Покорение Сибири" не имели успеха. Любитель и собиратель русских древностей и предметов искусства, он составил богатый музей картин, портретов, монет, медалей, рукописей и книг, «Краткая опись» которого издана им в 1829 г. В 1834 г. музей был продан с аукциона самим собирателем. Рукописи поступили в Российскую Академию. Свиньин вывез из усадьбы всё ценное, а дом продал на слом.

Потом селом владели Мусины-Пушкины и А.С. Степанов, в конце XIX в. купец Ступин (он вырубил лес и построил на реке мельницу), в начале XX в. - купец Н.Н. Власов, который вновь выстроил каменный дом. С 1913 г. Афинеево купил Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929), общественный деятель, промышленник, создатель Театрального музея в Москве.

Он был женат на Вере Васильевне, урождённой Носовой (1871-1942). По имени жены усадьбу назвали Верино. Вскоре после приезда Бахрушиных к Алексею Александровичу пришел священник Афинеевского храма (он сам обрабатывал церковную землю и считался лучшим жнецом в округе) с группой почтенных стариков крестьян с просьбой быть старостой храма. Алексей Александрович, недолюбливавший подобные должности, категорически отказался.

Произошла неловкая заминка, после чего один из наиболее старых крестьян сказал: "Ты уж нас не обижай. У нас завсегда ведётся, что помещик - староста. А то так выходит, что ты хочешь от нашего общества отколоться. Против мира не иди!" Серьёзный и даже несколько повелительный тон сказанного возымел действие на Алексея Александровича, и он согласился. В 1916 г. усадьба сгорела. Но Алексей Александрович до конца своих дней (ум. 7 июля 1929 г.) жил в Афинеево на наёмной даче.

В советское время храм не закрывался.

Церковь построена в начале XVIII века, имеет два престола - Усекновения Главы Иоанна Предтечи и свят Алексия, Митрополита Московского (позднее переименован в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы). История храма связана с жизнью села и большой усадьбы, последними владельцами которой была семья Бахрушиных. В советское время храм не закрывался. При церкви действует воскресная школа.

http://naro-fominsk.net/church/



Храм был построен владельцами с.Афинеево Протасьевыми в начале ХXIII в. В 1709 г. 4 ноября (по ст. стилю) "…выданы два антиминса, по благословенной грамоте в Московский уезд, в село Афинеево, в новопостроенную церковь Иоанна Предтечи. В 1779г. новый владелец З.Е. Волынский усовершенствовал церковное здание. В 1780-х гг. была разобрана колокольня и сооружена новая, в это же время возводят надстройку апсиды северного придела и сооружают высокий четырехколонный портик. Придел Митрополита Алексия переименован в придел Казанской иконы Божией Матери. В советское время храм не закрывался. При церкви действует воскресная школа.

Источник: сайт Ногинское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия.



Село Афинеево в 1627 г. - пустошь на реке Малой Пахре Московского уезда, вотчина Петра Степановича Корсакова…

В 1646 г. значится «за Петром Даниловичем Протасьевым закладная вотчина, что ему заложил Петр Корсаков сельцо, что была пустошь Афинеева, а в сельце двор вотчинников, задворных 4 двора, людей всего 20 человек; деревня Першина, в ней 1 двор бобыльский, в нем 2 человека, и 3 двора пустых». Деревня Першина в 1627 г. - пустошь, принадлежавшая Петру Степановичу Корсакову по данной 1628 г. от князя Семена Ивановича Лыкова».

После П.Д. Протасьева вотчина досталась в 1671 г. его сыну Александру Петровичу; в 1678 г. в сельце Афинееве находилось: двор вотчинников, в нем 15 чел., двор крестьянский, в нем 6 чел., в деревне Першиной 2 двора крестьянских и в них 6 чел.

В 1704 г. сельцо принадлежало сыну Александра Петровича - Михаилу Протасьеву, а в сельце «церковь каменная строится вновь, причетников нет; в сельце двор вотчинников, дворы скотный и конюшенный, 3 двора задворных и всего в них 21 чел.» В 1709 г. 4 ноября выданы два антиминса по благословенной грамоте в Московский уезд, в село Афинеево, на новопостроенную церковь Иоанна Предтечи, да в приделе Алексея митрополита, Китайского сорока, староста поповский Николаевский поп Федор Яковлев взял два антиминса и росписался».

В январе 1710 г. дана перехожая память церкви Тихона чудотворца, что на Арбате, придела Николы чудотворца попу Венедикту Пименову в Московском уезде в вотчину Михаила Александровича Протасьева, в село Афинеево, к новопостроенной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи; пошлин 8 алтын 2 деньги взято». В апреле 1712 г. по указу Великого государя и по помете на выписке казначея иеромонаха Антония, велено: новостроенной церкви Иоанна Предтеча, которую построил Михаил Протасьев в Московском уезде, в вотчине своей в сельце Афинееве, на попа с причетники дани положить, по сказке человека его, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с одного вотчинникова с 30 крестьянских средних, пашни с церковные земли с 10 четвертей, с сенных покосов в 30 копен, по указной статье рубль, 3 алтына, 3 деньги, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1712 года. Апреля в 20 день на нынешний год принял Стефан Турченинов; платил человек г. Протасьева Василий Туманов». В приходных окладных книгах Казенного Приказа за 1713-40 гг. церковь Иоанна Предтечи писалась под Загородскою десятиною.

После Михаила Алекс. Протасьева его дочь Любовь Михайловна село Афинеево, доставшееся ей по разделу с матерью ее Феклою Афанасьевной, продала в 1761 г. жене Ивана Михайловича Волынского - Анне Семеновне. В 1779 г. оно перешло к их родному внуку Захару Егоровичу Волынскому по разделу с его родною сестрою Александрою, женою князя П.А. Прозоровского, после их отца Егора Ивановича Волынского и матери их Анны Андреевны.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Фото: Предтеченская церковь в Афинеево

Фото и описание

Строительство Предтеченского храма в Афинеево было начато Александром Протасьевым - владельцем села; в начале XVIII века его сын Михаил достроил каменное здание. Точнее, именно при М. Протасьеве и были произведены основные строительные работы, так как его отец осуществил только закладку храма.

В середине того же века село стало собственностью рода Волынских. Они владели им в течение нескольких десятилетий. В этот период времени храм был покрыт железной крышей. Необходимо также упомянуть о строительстве каменного барского дома. Он был возведен Захаром Волынским поблизости от церкви. Этим же владельцем села была сменена одна из глав храма.

В 80-е годы того же столетия была построена новая колокольня взамен старой, обветшавшей и разобранной. Новое здание сохранилось до наших дней. Была надстроена одна из апсид, возведен портик с четырьмя колоннами. Один из приделов церкви был переосвящен.

Позже село перешло в собственность семьи Бахрушиных. По воспоминаниям Алексея Бахрушина, основателя московского театрального музея, в храме в тот период времени находилась достаточно необычная деревянная скульптура в человеческий рост. Она была расположена в нише, отгороженной решеткой от основного помещения церкви. Эта ниша символизировала темницу, а скульптура изображала Христа перед казнью.

В отличие от многих подмосковных церквей, в период советской власти храм оставался действующим, по этой причине здание не подверглось разрушению. Сегодня в нем также проходят регулярные богослужения (по воскресеньям и церковным праздникам), открыта воскресная школа.

Статьи по теме