Анализ стихотворения И.Бунина "Вечер". «Вечер», анализ стихотворения Бунина - Сочинение любую на тему

«Вечер» Иван Бунин

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Анализ стихотворения Бунина «Вечер»

Пейзажная лирика Ивана Бунина – особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи – это не только описание времен года или же каких-то мгновений жизни, они наполнены философскими раздумьями и созвучным тем ощущениям, который испытывал поэт в момент создания своих произведений.

Примером этому может служить утонченное и возвышенное стихотворение «Вечер», написанное Иваном Буниным в 1909 году. Короткими и емкими фразами автор создает удивительную картину сельского быта , где в загородном особняке некий человек, которого в большой долей вероятности можно отождествить автором, занят рутинной бумажной работой. Летний вечер, в кабинете нараспашку отрыто окно, и внутрь проникают не только характерные для сельской местности звуки, но и волнующие запахи цветущего сада. Воздух настолько легок и прозрачен, что приносит с собой ощущение покоя и умиротворения. Поэтому неудивительно, что постепенно мыслями главного героя овладевает не работа, а поэзия, которая ощущается в каждом мгновении уходящего вечера.

Птичка на подоконнике, шелест листьев, отдаленные голоса, которые доносятся с гумна – все это обыденно и привычно для автора и его персонажа. Однако лишь в этот момент он понимает, что по-настоящему счастлив, и это маленькое открытие заставляет его задуматься на собственной жизнью и задаться извечным философским вопросом о том, почему люди не ценят то, что имеют? Казалось бы, чего проще – отложить все дела и в полной мере насладиться великолепным летним вечером? Но, увы, человек сам загоняет себя в определенные рамки, создает трудности и препятствия, чтобы впоследствии героически их преодолевать. И лишь в редкие моменты жизни к нему приходит осознание, что для истинного счастья нужно совсем немного. Для начала достаточно лишь обратить внимание на мир, который тебя окружает, прочувствовать его ритм, гармонию, совершенство и красоту. Ведь жизнь за окном гораздо более увлекательна, чем в кабинете, который лишает человека самого главного – свободы и права выбора. Между тем, все можно изменить за несколько минут, если осознать, что настоящее счастье кроется не вы пыльных бумагах, а в сочной траве под окном, пении птиц и последних лучах заходящего солнца, которые окрашивают комнату мягким янтарным светом.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Вечер"

Иван Бунин удивительным образом чувствовал и передавал атмосферу удивительного и в тоже время обычного момента. Его изумление природному огромному миру пронизывает многие стихотворения. Поэт ощущает каждый миг, подаренный Вечностью, как благословенное чудо, как откровение.

В стихотворении «Вечер» очень точно и ярко передана обстановка окончания дня на селе. Поэт как будто набрасывает мазки, как художник. Вот заходящие лучики солнца, вот сад за нехитрыми постройками, молотильня. А воздух настолько легок и приятен, что это ощущается в каждом слове стихотворения. Поэт воистину наслаждается всем увиденным.

При этом в описании вечера у Бунина оживают и запахи. Волнующие и ароматные, они отвлекают мысли, заставляют любоваться всем пейзажем и настраиваться на лирическую волну. Нежданная птичка на подоконнике, едва доносящиеся звуки, спокойная природа - все это вызывает в поэте ворох чувств и переживаний.

Иван Бунин в коротеньком стихотворении передает всю грандиозность природы и человека в ней, понимая, насколько мало нужно для простого человеческого счастья. В его строках прекрасен мир, отдельные мгновения, прелесть теплого осеннего вечера.

Поэт приглашает отвлечься вместе с ним от рутинных дел и вместе прочувствовать, как важен миг, как много прекрасного вокруг, как это важно для человеческой души. Природа дышит, сияет, радует, взывает к жизни! А человек трудится, страдает, накапливает сложности и не находит времени отвести взгляд и окунуться в чудесное пространство волшебного вечера.

Вот она, шелковистая травка, пение птиц, бездонное небо с сияющими облаками. Это все для тебя, человек! Ведь для обычного счастья не требуется лишнего. Жить в гармонии с эти прекрасным миром - это великое счастье! Писк маленькой птички, легкая приятная тень облачка, ласка солнечных лучиков - это все звенья одного мирозданья.

Поэт подчеркивает, что умение все это подмечать дано только знающим и открытым людям. Умение радоваться каждому дню, вечеру, моменту - вот истинное счастье. Стихотворение наполнено огромной радостью от созерцания природы и человека в ней. Поэт призывает присоединиться к его восторженному пониманию и ощущению прекрасного вечера.

Идиллия ощущается в каждой строчке. И в том, как спокойна речь автора, и в том, как коротки фразы, как четкие и весомые мазки художника по холсту. Бунин обозначает мгновение, одно из многих, но как велико их количество в жизни. Вдуматься в это, отряхнуться от рутины важно каждому человеку, потому что он един с природой.

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.
В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.
Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.
Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» - подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:
Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).
Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.
Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем - окно).
«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это - огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».


Стихотворение «Вечер» написано в 1909 году. Произведение является примером пейзажной лирики, хотя пейзаж в стихотворении не главный, он лишь толчок к внутренним размышлениям лирического героя. Присутствует элемент сюжета – читатель понимает, что лирический герой находится в своем поместье. Он в кабинете, погружен в собственные мысли… и вдруг его взгляд устремляется в окно. И мысли приобретают совершенно другое направление.

В начале стихотворения читатель наталкивается на антитезу: автор сожалеет, что о счастье мы только вспоминаем, тогда как оно вокруг нас. Весь дальнейший ход произведения доказывает и развивает начальную мысль героя. Великолепный осенний пейзаж за окном помогает нам это осознать, а героя вдохновляет на мысли о высоком предназначении человека.

Анализ стихотворения Бунина "Вечер"

Композиционно стихотворение Бунина разделено на антитезис, тезис, последующие три части и финальный вывод. Лирический герой пытается утвердиться в мысли, что счастье вокруг нас («всюду»). Не следует гоняться за ним по далеким «заморским странам», стоит лишь поднять глаза к небу и вот оно, – в чистом, льющемся из окна воздухе, в осеннем саду…

Наблюдая за невесомым белым облачком, герой переключается на другую мысль: человек знает и видит слишком мало, а познать счастье дано лишь знающему. Что автор хочет этим сказать? Какая связь между знанием и счастьем? К ответу на этот вопрос Бунин подводит нас лишь к концу стихотворения.

Далее взгляд героя привлекает севшая на окно птичка. Его усталые от книг глаза отдыхают, размышления растворяются в картинах природы: в опустевшем небе, далеком гуле молотилки. Лирический герой наполняется истинным покоем и умиротворением. И в этот момент ему открывается главный для всего стихотворения вывод: все в нем самом. Он слышит, он видит, следовательно, – он счастлив.

Здесь открывается смысл загадочной фразы героя о том, что счастье дается лишь знающему. Знающему о том, что все в нем самом – в человеке. Человек слышит, видит, он – неотъемлемая составляющая Божественной силы и пребывает рядом с ней. Разве этого недостаточно? Ведь все остальное – суета, прах, слабые измышления не желающего познать Истину человека. Эта мысль является основным итогом лирических размышлений героя, а вместе с ним и автора.

Чтобы усилить эту мысль, автор стихотворения прибегает к приемам художественной выразительности. Произведение написано обычным языком, оно содержит небольшое число тропов. Передавая прелесть осеннего вечера и соответствующее состояние героя, автор прибегает к эпитетам («чистый воздух»), метафорам («встает, сияет облако») и сравнениям («легким белым краем встает»).

Анализируя стихотворение «Вечер», находим чередование инверсии и прямого порядка слов, в результате создается оригинальный ритм, способный передать неровный ход мыслей главного героя: из плавного он сбивается на учащенный. Это же ощущение усиливается чередованием коротких и длинных строк в произведении. Размер «Вечера» – пятистопный ямб с пиррихиями, что, в свою очередь, придает стихотворению плавности.

Мы живем, мы имеем возможность слышать, видеть, чувствовать. В этом – величайшее счастье, в этом смысл нашей жизни. Каждый день жизни следует принимать, как подарок: пользуйтесь, наслаждайтесь и благодарите за все. Человек наделен душой, способной чувствовать, – вот самое большое на Земле чудо! Именно такое настроение возникает, именно к таким выводам подталкивает прочтение и анализ стихотворения "Вечер".

И.А. Бунин "Вечер"

2. Дата создания.

4. Идея произведения, основная мысль.

Поэт поднимает в стихотворении проблему счастья.

Мы замечаем счастье, только когда оно исчезает, а на самом же деле, оно кроется в простых вещах, в том, что мы способны видеть и слышать, замечать красоту природы и прелесть мимолетных мгновений. Иногда для счастья нужно всего лишь поднять глаза, отвлечься от дел и наслаждаться тем, что нас окружает.

5. Средства художественной выразительности.

Цветопись: "легким белым краем".

Эпитеты: "чистый воздух, льющийся в окно", "в бездонном небе", "усталый взгляд"

Звукопись: "пискнула и села на подоконник птичка", "Гул молотилки слышен на гумне..."

Метафоры: "легким белым краем встает, сияет облако"

Анафора: "сад осенний за сараем", "В бездонном небе легким белым краем", "Мы мало видим, знаем"

Повторы: "О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду"

6. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Особенности жанра композиции.

Написано в форме сонета, имеет эпическое и лирическое начало, относится к философской лирике Бунина.

7. Образ лирического героя.

Статьи по теме